Заканчивается 2014 год, объявленный в России годом культуры, в течение которого проходило множество мероприятий, спектаклей, концертов; принят закон, устанавливающий запрет на использование нецензурной брани при проведении театрально-зрелищных, культурно-просветительных, зрелищно-развлекательных мероприятий, вызвавший большой резонанс в культурном обществе. Стали ли мы культурнее за это год, узнали ли что-то новое или постарались сохранить то, чем владели? Какое культурное наследие оставит история наших дней потомкам?
Подводя итоги этого года, хотим рассказать вам о Государственном центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина, основанном 29 октября 1894 года известным московским промышленником и меценатом Алексеем Александровичем Бахрушиным (1865-1929), внесшим огромный вклад в сохранение литературно-театрального наследия для потомков. В этом году музею исполнилось 120 лет.
Семью Бахрушиных называли в Москве «профессиональными благотворителями». В семье был обычай: по окончании каждого года, благоприятного в финансовом отношении, выделять суммы на помощь бедным, больным, престарелым, учащимся. Бахрушины строили церкви и приюты, училища и больницы, «дом бесплатных квартир» для нуждающихся вдов с детьми и учащихся девушек. Также появление таких московских театров, как «Корша» (МХАТ им. Горького), «Дмитровский», «Введенский» и «Аквариум», тесно связывают с благотворительностью братьев Бахрушиных. Алексей Александрович Бахрушин с юных лет увлекался оперой и балетом, испытывал восторженное преклонение перед мастерами Малого театра. Спор с двоюродным братом С.В.Куприяновым о том, кто из них за месяц соберет больше театральных реликвий, положил начало коллекции, в которую входили эскизы декораций и костюмов, программы спектаклей, фотографии актеров с автографами, тетрадки с текстами ролей, балетные туфельки, перчатки актрис… И как следствие, коллекционирование превратилось в страсть. Алексей Александрович постоянно перебирал свои сокровища , сортировал их по отделам: театральный, музыкальных инструментов, композиторов, литературный, этнографический и т.д. «Когда во мне утвердилось убеждение, что собрание мое достигло тех пределов, при которых распоряжаться его материалами я уже не счел себя вправе, я задумался над вопросом, не обязан ли я, сын великого русского народа, предоставить это собрание на пользу этого народа», – эти слова А. А. Бахрушин произнес в памятный для него день, когда его коллекция была передана Российской Академии наук. В музее появился устав, штат сотрудников и название: «Театрально-литературный музей Академии наук». Был начат учет коллекции и заведены первые инвентарные книги. После революции Алексей Александрович не покинул Родину, он был назначен директором музея и до конца дней занимал этот пост. Огромную лепту в его деятельность внесла супруга Вера Васильевна, усилиями которой музей перешел в собственность государства.
В наши дни, продолжая дело, начатое основателем, музей не только собирает и хранит раритеты, связанные с историей театра, но и комплектует коллекцию предметами, отражающими современный театральный процесс. Сегодня в фондах музея около 1,5 миллионов предметов. Главное здание музея — это бывшая усадьба А. А. Бахрушина в Замоскворечье, ныне ул. Бахрушина, д.31/12, построенная в 1896 году по проекту его друга архитектора К. К. Гиппиуса. Музей ведет большую экспозиционную деятельность, организует встречи с известными артистами, творческие вечера, а также лекции по истории театра с использованием уникальных фондовых материалов.
Правлением Независимого театрального объединения предложено отметить Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина »В честь 120-летнего юбилея сохранения истории возникновения и становления отечественного и зарубежного театра» и наградить его серебряным орденом «Зрительских симпатий». Событие запланировано на декабрь 2014 года.
Ирика Кроева.
"Человек подушка"..А вот встречали всех и сопровождали