Дизайн-мышление: проектируем инновационные решения
Если вы находитесь в поисках инновационного, прорывного решения, дизайн-мышление — именно то, что вам нужно.
Дизайн-мышление — это подход, который способствует инновациям, поскольку в его основе лежит эмпатия: сначала мы пытаемся поставить себя на место пользователя, а уже потом решить его проблемы.
Такой процесс ставит под сомнение заранее определенную проблему. Он позволяет исследовать различные гипотезы, и лишь после этого приступить к созданию прототипа. Именно в ходе исследований и анализа противоречий рождаются лучшие идеи.
Что же такое дизайн-мышление, какие основные модели дизайн-мышления существуют и как применять эту методологию для получения наиболее впечатляющих результатов? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.
Что такое дизайн-мышление?
Прежде чем углубиться в концепцию дизайн-мышления, я предлагаю вам выяснить, что такое «итерация«.
Итеративный процесс — это непрерывный пересмотр и «калибровка». Прогресс в этом случае достигается через постоянную доработку продукта или проекта.
Можно сказать, что дизайн-мышление — это набор процессов и инструментов, применяемых итеративно для решения проблем с помощью инноваций.
Итак, как же это делается? Посредством глубокого понимания пользователя, распознавания закономерностей, формирования эмпатии и генерации инсайтов для выявления или переосмысления проблем и изучения гипотез для их решения.
Дизайн-мышление также поощряет применение творческих инструментов всеми, а не только дизайнерами или технологическими компаниями.
Таким образом, этот подход хорош не только тем, что он инклюзивный, но и тем, что его можно применять в любом бизнесе или ситуации, независимо от вашей сферы деятельности или опыта.
Помните: Дизайн-мышление — это итеративный и исследовательский процесс. Этапы могут разворачиваться одновременно и должны рассматриваться скорее как действия, которые накладываются друг на друга, чем как упорядоченные шаги.
Дизайн помогает улучшить нашу жизнь в настоящем. Дизайн-мышление может помочь нам проложить дорогу в будущее. — Тим Браун
Великие умы, которые стоят за дизайн-мышлением
Хотя применение дизайн-мышления как методологии или образа мышления — относительно новый подход, сам научный метод уже несколько десятилетий обсуждается учеными и исследователями.
Ричард Бьюкенен одним из первых обратился к термину дизайн-мышление в своей знаменитой статье “Коварные проблемы в дизайн-мышлении”. Здорово то, что Бьюкенен использовал термин дизайн-мышление в широком смысле, обращаясь ко всем, а не только к профессионалам в академических кругах. Тем самым он охватил всех людей, которые так или иначе используют дизайн в своей повседневной деятельности для решения сложных проблем.
То, что многие называют «невозможным», на самом деле — лишь границы воображения, которые можно преодолеть с помощью более эффективного дизайн-мышления. — Ричард Бьюкенен
Когнитивный психолог и лауреат Нобелевской премии Герберт Саймон уже в 1970-х годах говорил о быстром прототипировании и тестах посредством наблюдения. Вы вскоре поймете, что эти темы являются центральными для дизайн-мышления. Работа Герберта была посвящена развитию искусственного интеллекта и возможности синтеза человеческих способов мышления.
Другой ученый, который внес серьезный вклад в то, что мы сегодня называем дизайн-мышлением, — Роберт Х. Макким, который сфокусировался на исследовании влияния визуального мышления на нашу способность понимать и решать проблемы. Книга Маккима раскрывает различные аспекты визуального мышления, методов дизайна и их применения для более комплексного решения проблем. Идеи, собранные в книге, лежат в основе методологии дизайн-мышления.
IDEO
Процесс дизайн-мышления получил известность благодаря Дэвиду Келли, профессору Стэнфордского университета, и Тиму Брауну, автору книги «Дизайн-мышление в бизнесе». Вместе они основали инновационную консалтинговую фирму IDEO, которая стала главным популяризатором метода.
В 2008 году Браун впервые представил дизайн-мышление в журнале Harvard Business Review, что вызвало мировой резонанс и привлекло к этому подходу внимание технологической индустрии.
По утверждениям IDEO, процесс дизайн-мышления должен объединить то, что желаемо с точки зрения клиента, с тем, что технологически осуществимо и экономически целесообразно с точки зрения бизнеса. Именно на пересечении этих трех факторов мы и находим решения и инновации.
Какую пользу вы можете извлечь из дизайн-мышления
Центральная идея дизайн-мышления — искреннее желание понять пользователя, прежде чем приступать к разработке продукта или услуги.
Попытки поставить себя на чье-то место способствуют развитию культуры эмпатии, которая может принести отличные результаты компании или команде.
Ниже мы перечислили основные преимущества, которые может обеспечить этот процесс при эффективном применении:
1) Создает дополнительную ценность для пользователей
Поскольку основная задача дизайн-мышления — понять боли и потребности людей, конечный продукт становится реальным и ценным решением для пользователя. Иногда это может быть упрощенная версия сложного продукта.
2) Помогает лучше понять, какую эмоциональную ценность вы можете предложить
Важно осознавать, какую пользу может принести продукт конечному потребителю. Время — один из самых ценных активов, поэтому понимание того, как дизайн может ускорить процесс выбора или принятия решений, имеет огромное значение.
3) Изменения в организационной культуре компании
Люди могут сильно сопротивляться изменениям, если они не чувствуют себя причастными или не участвовали в их разработке. Процесс дизайн-мышления должен быть совместным — даже если ваше предложение не будет реализовано, вы будете знать, что вас услышали и приняли во внимание ваши идеи. При таком подходе конечный результат воспринимается всеми как лучшее, что можно было сделать. Как будто вы все вместе пришли к одному выводу.
4) Нестандартное мышление
Дизайн-мышление исследует возможности и гипотезы, задавая вопросы о реальных проблемах пользователей и способах их решения с помощью инноваций.
5) Многопрофильные команды
Поскольку процесс является инклюзивным, в нем участвуют люди из разных отделов, а такое разнообразие точек зрения позволяет получить более глубокие инсайты. Мультидисциплинарность также помогает сделать так, чтобы разные специалисты внутри организации говорили на одном языке.
6) Поощряет уважение и эмпатию
Когда отделы работают над проектом вместе, проще увидеть проблемы каждой области. Благодаря этому люди начинают относиться с уважением и пониманием к навыкам друг друга — эмпатия растет, а ценность продукта повышается.
7) Развивает диалог между сотрудниками
Выигрывают все. Если процесс инклюзивный и междисциплинарный, диалог между членами команды будет гораздо более активным, что приведет к повышению производительности и продуктивности.
8) Отличный катализатор изменений и эволюции
Этот подход поощряет плюрализм и нетрадиционные способы поиска творческих решений. В некотором смысле, применяя процесс дизайн-мышления, нам постоянно приходится выходить из зоны комфорта.
9) Поддерживает дух сотрудничества внутри команды
Дизайн-мышление предполагает совместную междисциплинарную работу в команде, что позволяет задействовать различные навыки, личные качества и взгляды всех участников и, следовательно, решать сложные проблемы более целостно.
10) Создает безопасное пространство для обмена идеями
Основа процесса дизайн-мышления — применение разных способов мышления для изучения максимального количества непредвзятых гипотез. Это помогает создать безопасную среду для обмена идеями и взглядами.
Главные принципы дизайн-мышления
Последовательность шагов по внедрению этого подхода может различаться, поскольку творческий процесс характеризуется текучестью и гибкостью.
Дизайн-мышление — не готовый рецепт; его структура варьируется в зависимости от компании, продукта, проблемы или людей.
Тем не менее, следующие принципы дизайн-мышления остаются неизменными:
- Эмпатия: исследование пользователей с целью узнать их боли и потребности;
- Сотрудничество: тесное общение и взаимодействие между членами команды;
- Эксперименты: изучение гипотез и решений, создание прототипов и тестирование.
Основные модели дизайн-мышления
Как уже упоминалось выше, единого мнения насчет того, из какого числа этапов должен состоять процесс дизайн-мышления, не существует. Этот показатель, как и количество используемых инструментов, может варьироваться от компании к компании.
Также важно учитывать, что технологии постоянно развиваются, а следовательно, эволюционирует и дизайн-мышление.
По этой причине компании часто меняют и адаптируют свои дизайн-процессы. Обратите внимание, однако, что основная структура всегда сохраняется: исследование, генерация идей, прототипирование и тестирование. В центре внимания остаются пользователи и их потребности.
Помните: именно процесс проектирования позволяет применить дизайн-мышление на практике.
Ниже представлены основные модели дизайн-мышления:
1. d.school (Институт дизайна Хассо Платтнера в Стэнфорде)
Метод d.school — один из самых распространенных на сегодняшний день. Институт выпустил специальный гайд, который помогает фасилитаторам применять дизайн-мышление в соответствии со Стэнфордской моделью.
Гайд представляет собой итерацию культового проекта «Wallet Project» (Кошелек — необходимо создать идеальный кошелек за 3 минуты) и предлагает участникам выполнить увлекательное упражнение, которое позволит им пройти полный цикл дизайн-мышления в кратчайшие сроки.
В ходе выполнения упражнения участники смогут пустить в ход основные ценности d.school: ориентированный на человека дизайн, активные действия, культуру итераций и быстрое прототипирование.
Процесс d.school состоит из 5 шагов:
- Эмпатия: исследование и наблюдение за потребителем;
- Определение проблемы: проанализировать полученные знания и определить проблему;
- Генерация идей: изучить способы решения проблемы;
- Прототипирование: создание прототипа. Не забывайте — если вы и потерпите неудачу, вы потерпите ее с минимальными затратами сил и времени;
- Тестирование: проверка идеи; пришло время протестировать ее с пользователями и получить обратную связь.
Основные инструменты и методы:
- Карта эмпатии;
- Карта пути пользователя;
- Персоны;
- “Как бы мы могли?”;
- Точка зрения или постановка проблемы.
2. IDEO (классический метод)
Компания IDEO, которая всегда была амбассадором дизайн-мышления, также выпустила рабочую тетрадь «Дизайн-мышление для преподавателей». В ней знаменитый процесс разбит на 5 шагов:
- Открытие: Есть проблема; с чего начать? Понять задачу, подготовить исследование и собрать вдохновляющие примеры.
- Интерпретация: Я кое-что узнал; как это интерпретировать? Тщательно продумать сторителлинг, найти смысл и возможности.
- Генерация идей: Я вижу возможность; что создать? Найти и доработать идеи.
- Эксперименты: У меня есть идея; как ее реализовать? Создать прототип и собрать обратную связь.
- Эволюция: Я попробовал что-то новое; как сделать это еще лучше? Анализировать полученные знания и развивать продукт в соответствии с ними.
3. IDEO (адаптированный классический метод)
Дивергенция — процесс сбора всех возможных идей, конвергенция — сужение фокуса, выбор одной идеи.Однако с годами компания усовершенствовала этот процесс и свела его к 3 основным этапам.
IDEO подчеркивает важность ориентированного на человека дизайна, и предоставляет на своем сайте полезные материалы, в том числе руководство по применению этого подхода.
По мнению компании, дизайн, ориентированный на человека, — это точка пересечения эмпатии и творчества.
Таким образом, модель фокусируется на «человеческом» аспекте и направлена на решение серьезных социальных проблем в соответствии с 5 принципами:
- Учиться на ошибках;
- Уверенность в своих творческих способностях;
- Практика;
- Итерации;
- Оптимизм.
Итак, новый адаптированный дизайн-процесс IDEO включает 3 основных вида деятельности:
- Вдохновение: Понять пользователей и их проблемы и получить инсайты с помощью наблюдения и эмпатии.
- Генерация идей: Возможные решения поставленной проблемы; лучшие идеи оцениваются с помощью прототипов, которые тестируются реальными пользователями. Тестирование дает обратную связь о том, что работает, а что нет — это позволяет усовершенствовать результат. На каждой итерации у команды есть возможность проверить новые гипотезы и получить новые инсайты для разработки эффективных решений.
- Реализация: Трансформировать предположения, подтвержденные на предыдущем этапе, в конкретный план действий. Затем создать бизнес-модели и механизмы для оценки влияния решения в контексте организации.
Основные инструменты, которые применяются на этапе вдохновения:
- Интервью;
- Наблюдение;
- Персоны;
- Карта пути пользователя.
Совет
Источник: IDEOНа сайте IDEO представлен дизайн-кит, включающий несколько инструментов и методов, которые помогут вам на каждом этапе процесса, независимо от того, какую задачу вы пытаетесь решить. Кроме того, вы можете фильтровать результаты поиска по этапам – вдохновение, генерация идей или реализация.
4. Корпоративное дизайн-мышление IBM
Руководитель подразделения IBM Interactive Experience Пол Папас рассказал в интервью Business Insider, что компания адаптировала модель d.school и создала на ее основе методологию, которую они называют IBM Design Thinking.
Эта методология включает 3 принципа, 3 вида деятельности и 3 ключевых элемента.
Принципы
- Фокус на целях пользователя;
- Многопрофильные команды;
- Непрерывное улучшение.
Цикл
3 вида деятельности, или дизайн-процесс, который IBM называет «Цикл»:
- Наблюдение: попытайтесь узнать пользователя, наблюдайте за ним в его среде;
- Рефлексия: синтезируйте идеи, обменяйтесь мнениями внутри команды и согласуйте PoV (точку зрения). Важнейшие вопросы, которые необходимо задать на этом этапе: Какова наша реальность? Одинаково ли мы воспринимаем ситуацию? Что мы делаем? Каков наш план?
- Действие: реализуйте идеи и создавайте прототипы.
Ключи
Еще один важный компонент процесса IBM — ритуалы, называемые «Ключи»:
- Плейбэки: частые, быстрые и открытые диалоги, в ходе которых участники проекта анализируют и конструктивно критикуют концепции и идеи. Типичные вопросы: «Что мы узнали?» и «Каков наш следующий наиболее эффективный ход?«. В дополнение к простым плейбэкам проводятся промежуточные плейбэки с участием высшего руководства. Это помогает распространить культуру конструктивной обратной связи за пределы основной команды и согласовать действия со спонсорами проекта.
- Холмы: четко сформулированное утверждение, которое позволяет команде смотреть в одном направлении и определяет, как предоставить пользователю то, что ему нужно и превзойти его ожидания (вау-эффект). Как и в случае с постановкой проблемы или точкой зрения, холм обозначает проблему как ожидаемый результат для пользователя.
- Пользователи-спонсоры: это потенциальные или текущие клиенты, которые проводят по 10-50 часов с командами IBM в ходе работы над проектом. Их привлекают к разработке, потому что, помимо определения проблемы, они также помогают проверять решения и дополняют своими соображениями результаты полевых исследований и персоны.
5. “Двойной алмаз” Совета по дизайну (Великобритания)
Разработанный в 2005 году Советом по дизайну, «Двойной алмаз» также широко известен среди UX-специалистов.
Вы можете применять этот метод для определения проблем и поиска решений, используя 2 типа мышления:
- Дивергентное мышление: широкий взгляд на проблему, непредвзятый подход, изучение и рассмотрение всех гипотез.
- Конвергентное мышление: группировка собранной информации, фокус на одной или двух фундаментальных проблемах и решениях.
Процесс состоит из 4 этапов, которые в конечном итоге образуют двойной ромб:
- Открытие: выявление реальных проблем; на этом этапе мы применяем дивергентное мышление, узнаем как можно больше о пользователе, наблюдаем за ним; собранная информация поможет пробудить эмпатию.
- Определение: определение основной проблемы, применяем конвергентное мышление — фокусируемся на основной гипотезе / проблеме.
- Разработка: снова применяем дивергентное мышление и разрабатываем потенциальные решения;
- Реализация: собираем идеи, сгенерированные на предыдущем этапе, и с помощью конвергентного мышления выявляем самые жизнеспособные из них. Создаем прототипы, тестируем и собираем обратную связь для последующих итераций, начинаем новый цикл на основе полученной информации.
Инструменты, которые можно использовать на этапе «Открытие»:
- Исследование рынка;
- Интервью с пользователями;
- Наблюдение;
- Анализ данных Google;
- Бизнес-аналитика;
- Карта эмпатии;
- Карта пути пользователя.
Инструменты, которые можно использовать на этапе “Определение”:
- “Как мы могли бы…?”;
- Болевые точки на карте пути пользователя.
Заключение
Какую бы модель вы ни выбрали, вы сможете понять, какие решения работают, а какие нет, протестировав созданный прототип. Это позволит корректировать продукт или услугу, постоянно улучшая и дорабатывая его на основе обратной связи от реальных пользователей.
Дизайн-мышление и исследования
Дизайн-мышление и исследования
Мы привыкли воспринимать термин «дизайн» как визуальное воплощение, в то время как с английского «дизайн» переводится, скорее, как проектирование — то есть разработка, процесс создания. Поэтому и дизайн-мышление — это метод создания продуктов или услуг, ориентированных на человека.
Отличительными особенностями метода являются: глубокое проникновение в опыт пользователя, фокусировка на индивидуальных сценариях поведения, а также экономичный и итерационный подход к разработке проектов. Дизайн-мышление всегда ставит в центр пользовательский запрос и только потом возможности технической реализации и экономические возможности.
Создателями методики можно назвать основателей дизайн-школы Hasso Plattner Institute of Design, Хассо Платтнера и Дэвида Келли, которые если и не придумали дизайн-мышление, то как минимум упаковали принципы в понятный концепт и стали развивать практику по всему миру.
Лаборатория Wonderfull выделяет шесть этапов процесса дизайн-мышления:
Дизайн — это всегда решение проблемы, а дизайнер — тот, кто, собственно, ее решает. Чтобы решение было эффективным, сначала необходимо провести исследование и точно определить проблему, затем сфокусироваться на конкретных «болях», сгенерировать идеи, выбрать лучшие, создать и протестировать прототип. Метод дизайн-мышления описывает все эти стадии, а также инструменты, которые используются на каждой из них.
Этапы процесса делятся на два типа и чередуются: дивергентный (от лат. divergere — расходиться) — поиск множества решений, и конвергентный (от лат. convergere — сходиться), когда необходимо сфокусироваться. Исследования являются неотъемлемой частью процесса, разберемся на каких этапах они нужны и какие задачи решают.
Этап 1. Эмпатия
Итак, у вас есть бриф (задачка). Неважно, что это — сервис, продукт, услуга — очевидно, вы будете решать какую-то проблему. Первым и самым важным этапом метода является эмпатия — глубокое и всестороннее исследование. Дизайнер решает не собственные проблемы, а проблемы пользователей, и это невозможно, если этого самого пользователя не понимаешь и не представляешь. Наблюдая за людьми, их действиями, задавая им вопросы, слушая их, вы поймете, о чем они думают, что чувствуют и в чем по-настоящему нуждаются.
Цель этого этапа — как можно глубже погрузиться в опыт пользователя, понять его проблемы, нащупать инсайты и выявить возможности для улучшения пользовательского опыта. Для этого необходимо собрать как можно больше историй пользователей о взаимодействии с разными продуктами и сервисами, и понаблюдать за ними в режиме реального времени. Как это сделать?
Наблюдение и этнография. Проводим включенные наблюдения за пользователями и процессами на месте, в контексте решаемой задачи. Это можно делать инкогнито. Исследователям помогает «Шаблон для наблюдений», который можно заполнять стикерами. Также можно делать фотографии или даже записать аудио или видео. Важно: не нарушайте законы страны и правила тех мест, в которых вы проводите наблюдения.
Глубинное интервью. Беседа тет-а-тет с пользователем, в которой респондент делится своим опытом. Задача — изучить прошлый опыт и мотивацию пользователей, чтобы выявить проблемы и узнать о возможностях для нового продукта или сервиса. Для проведения интервью следует подготовить «Гайд интервью» с темами и вопросами. По итогам интервью, когда все наблюдения записаны на стикерах, самое время приступать к кластеризации и распределить их по шаблонам «Карты эмпатии» и «Карты пути пользователя». Но это происходит уже на втором этапе «Фокусировки».
Иногда не все важные детали можно получить из исследований пользователей. Следующие два метода изучения опыта помогут посмотреть на потребности и возможности под другим углом.
Мокасины. Это способ поставить себя на место другого человека, чтобы увидеть те нюансы и шероховатости в процессе, о которых разработчик никогда бы не подумал сам. Мы погружаемся в опыт пользователя и буквально проходим весь путь в его «обуви». Например, для того, чтобы поставить себя на место пользователя с ограничениями (в том числе связанными с возрастом), иногда даже используют «костюм третьего возраста» GERT — симулятор различных заболеваний и ограничений. В большинстве случаев встать на место пользователя очень просто. Нужно просто пройти пользовательский путь самостоятельно.
Экспертное интервью. Разновидность глубинного интервью, в котором респондентом выступает не пользователь, а профессионал в индустрии. Поможет получить компетентные оценки и знания экспертов в исследуемой области, выявить подводные камни.
Этап 2. Фокусировка
На этом этапе команда проекта собирает наблюдения по итогам исследований и объединяет их в шаблоны для групповой работы. Именно на этом этапе, чаще всего, формулируются первые инсайты — ценные находки, новые возможности, озарения или осознания в рамках изучаемой области.
Для того, чтобы в удобной и осмысленной форме познакомить всех участников разработки с результатами проведенных исследований, необходимо перенести всю собранную информацию на стикеры и в рабочие шаблоны. Можно провести обычную кластеризацию (объединить находки в группы по общим признакам), а можно использовать шаблоны «Карты эмпатии» (Empathy Map) и «Карты пути пользователя» (Customer Journey Map).
Карта эмпатии (Empathy Map)
Карта используется для анализа результатов исследований предыдущего этапа, например, интервью, и представляет собой форму для сбора наблюдений за поведением, чувствами и представлениями респондентов. Тезисы и цитаты на стикерах распределяются в соответствующие категории карты.
Карта пути пользователя (Customer Journey Map, CJM)
«Как мы можем помочь…» (POV/HMW)
Режим фокусировки также называют точкой зрения (Point-of-View, POV). По сути, точка зрения является постановкой задачи. Это можно сделать с помощью шаблона How Might We (HMW), или «Как мы можем помочь…».
Шаблон HMW помогает озвучить точку зрения, объединив три элемента: пользователя, потребности и инсайт. Задайте себе вопрос: Как мы можем помочь конкретному человеку сделать что-то с помощью нашего сервиса/продукта? Этот вопрос станет «мостиком» от найденных проблем и возможностей к генерации идей и будущим инновационным решениям. Это формула, в которой есть пользователь с определенным стилем жизни, действие и условие. Как только вы это зафиксируете, вы начнете лучше понимать, над чем вам предстоит работать. Причем формулировка всегда должна быть ориентирована не на абстрактного пользователя, а на респондента, с которым вы общались, поэтому вписывайте конкретное имя. И помните: сколько проблем вы нашли в процессе исследования, сколько болей обнаружили — столько вопросов вы можете задать и столько точек зрения сформулировать. Важно: точка зрения не должна содержать конкретных решений и способов удовлетворения пользователей.
Этап 3. Генерация идей
На этом этапе мы используем результаты исследований, знания в различных областях и креативное мышление участников команды для создания максимально возможного количества идей и решений. Команда проекта обращается к проблемам, инсайтам и точкам зрения, которые могут лечь в основу проектирования новых решений для пользователей. В плане процесса мышления этот этап выглядит как разветвление на всевозможные концепции и результаты, которые могут быть применены как решение проблемы.
Цель этого этапа — создать большое количество самых разных решений для выявленных пользовательских проблем или для применения новых рыночных возможностей. Можно генерить идеи, которые улучшают уже имеющийся продукт/сервис или предлагают принципиально новые решения для пользователей. Всегда держите перед собой сформулированный вопрос, на который вы пытаетесь найти решение.
Этап 4. Выбор идей
После того, как создано достаточное количество идей, можно сужать поле поиска, искать наиболее разумные идеи и переходить к выбору лучших. Чтобы оценить жизнеспособность идей, их необходимо пропустить через фильтры. Вы можете сами сформулировать критерии отбора и проголосовать за лучшие идеи, отвечающие этим критериям. А также использовать специальные шаблоны: «Диаграмма Венна» и Product Evolution Canvas.
Диаграмма Венна
Диаграмма из трех пересекающихся подмножеств впервые появилась в работах английского логика Джона Венна, который опубликовал ее в книге «Символическая логика» в 1881 году. В рамках методологии дизайн-мышления диаграмма помогает выбрать самые полезные для человека и бизнеса идеи, которые можно реализовать с помощью имеющихся технологий. Выявите идеи, которые максимально соответствуют всем трем параметрам — именно они окажутся в центре диаграммы.
Исследования могут помочь найти среди идей те, которые действительно нужны людям. Для этого используют количественные методы, например, опрос. Помимо выбора перспективных идей исследования помогут доработать идеи на основе собранной обратной связи от потенциальных пользователей. Идея, которую мы сформировали на основе потребностей и наблюдений, не всегда выглядит в глазах людей привлекательно. Это стоит проверить.
Product Evolution Canvas
Расположите все идеи в формате трех эволюционных волн развития продукта: от MVP до полнофункционального решения. Наличие ресурсов — основной критерий распределения идей по волнам: люди, финансы, время. Подробнее о Product Evolution Canvas вы можете почитать здесь.
Количественное исследование помогает определить, какие свойства продукта являются наиболее важными для будущих пользователей. Это поможет расставить приоритеты разработки, определить те свойства продукта, которые нужно внести на этапе формирования MVP.
Этап 5. Прототипирование
На этом этапе моделируются работоспособные прототипы самых перспективных идей, которые потом можно будет протестировать с пользователями. Это могут быть прототипы основных пользовательских функций или улучшений продукта. Есть быстрые прототипы, которые создаются буквально за минуты из подручных средств — к таким относится бумажные прототипы.
Прототип — участник процесса по подтверждению гипотез. По мере того, как происходит этап тестирования и подтверждаются (или не подтверждаются) гипотезы, прототипы становятся сложнее и дороже, постепенно двигаясь к MVP (Minimum Viable Product, минимально-жизнеспособный продукт). Быстрые прототипы позволяют потерпеть неудачу быстро и дешево.
До создания прототипа необходимо определить, что вы будете тестировать и как, а также изучить аналоги схожих продуктов в разных областях, чтобы не «изобретать велосипед».
Создание прототипа и тестирование — два этапа, которые следует рассматривать в совокупности. Что мы будем тестировать и как — два вопроса, на которые необходимо ответить перед созданием прототипа.
Этап 6. Тестирование
Этап ошибок и новых знаний. На этом этапе команда должна узнать о том, что большинство представленных пользователю гипотез — неработоспособны. И совершить итерацию — составить список улучшений и доработок, чтобы разработать более эффективные и полезные решения. На этом этапе нам важно получить обратную связь от пользователей и составить план изменений.
Для проведения тестирования следует определить сценарий и составить список вопросов, которые вы хотите проверить. А дальше — идти «в поля», то есть к пользователям. Давать им прототип, наблюдать, слушать и фиксировать в любой удобной для вас форме. Можете просто дать прототип, а можете поставить задачу. Высказывания пользователя можно фиксировать в таблице с графами: проблемы, наблюдения, работает, предложения.
Идеальное тестирование, когда пользователь сам разбирается, что и как нужно сделать. И хотя это случается редко, и предварительно нужна вводная беседа, все же старайтесь не перебивать, не подсказывать и не мешать пользователю. Если вы видите, что у пользователя возникли трудности с пониманием, спрашивайте, что ему не понятно, что не нравится и почему — в ответах вы найдете массу возможностей для доработок. Пытайтесь сразу улучшать прототип, прямо в процессе тестирования.
Создавайте прототип предполагая, что вы правы. Но, тестируйте, зная, что можете ошибаться.
Если в процессе тестирования ваша гипотеза не подтвердилась или вы увидели, что пользователя ничего не цепляет — откажитесь от этой идеи и вернитесь назад. Дизайн-мышление — это итерационный процесс, повторять можно как весь процесс с самого начала, так и его отдельные стадии. Итерации — основа хорошего дизайна. Продукт невозможно выпустить идеальным — меняется контекст, меняются пользователи. Поэтому продукт должен развиваться и жить. И большее количество итераций приведет вас к более верным решениям. Решениям, которые помогут людям и сделают их жизнь удобнее и комфортнее.
5 заповедей Центра дизайн-мышления
«Ошибайся раньше, ошибайся чаще». Об эффективности рабочего процесса можно судить, в том числе, и по количеству выброшенного в корзину. Чем больше ошибок совершила команда, тем вероятнее, что будет найдено самое эффективное и работоспособное решение. Ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает.
«Я не ошибался. Я просто нашел десять тысяч способов, которые не работают» — Томас Эдисон
Один прототип стоит тысячи слов. Если слишком долго обсуждать идеи, можно ни до чего не договориться. Поэтому практики дизайн-мышления советуют сразу воплощать идеи, например, в формате быстрых прототипов. Эскиз на листе бумаги или собранный из подручных средств макет будут красноречивее любых слов.
Первым делом — спросите пользователя. Дизайн-мышление вообще любит быстроту, поэтому быстро сделанный прототип надо быстро показать пользователю, чтобы увидеть реакцию того, для кого создается решение.
Делайте вместе. Ко-дизайн является одним из основных принципов дизайн-мышления. Проектирование происходит в междисциплинарных командах, где инженеры, маркетологи, продавцы и дизайнеры работают вместе. Это не только снижает риски непонимания и повышает эффективность процесса (все происходит… верно: быстрее!), но и кратно увеличивает количество идей.
«Да, и!!!». Когда человек высказывает идею, ее нельзя критиковать. Это не только правило брейншторминга, но важная часть процесса поддержки и внедрения инноваций. Вместо привычного «Нет» попробуйте поддержать автора идеи, а вместе с тем развить ее: «Да, и еще можно сделать вот так».
Маруся Горфиль
Автор статьи
Методист, научный редактор, трекер, фасилитатор и продюсер в Центре дизайн-мышления. Также редактор, журналист, креативный управленец. Опыт работы в сфере гибких методологий и дизайн-мышления более 10 лет. В разное время была исполнительным директором в эвент-агентстве, партнером и руководителем дизайн-студии, делала спецпроекты и писала в журнал Cosmopolitan.
Работала с такими компаниями, как Volkswagen, Audi, Nissan, Jaguar Land Rover, LVMH, Campari Group, DIAGEO, Росгосстрах, Mercedes-Benz, МШУ Сколково, «Сбербанк», СИБУР, ЦИАН, IKEA. Организовывала культурные события совместно с «Винзавод», «Музеем Москвы», Катком на Красной Площади, ГУМом, «Цветным», ЦДХ, выступала в качестве спикера на Skolkovo Startup Village.
Наблюдение
В каких случаях применять, как организовать и анализировать.
Интервью: как правильно организовать и провести
Как правильно организовать и провести: составить список вопросов, побеседовать, обработать результаты.
Опрос: путь от определения задачи опроса и составления анкеты до анализа результатов
Решаемые задачи и самые необходимые знания о методе.
Помогаем делать
Ресурсы
Решения
Fastuna
Quick Surveys
Панель
125315, г. Москва, Ленинградский проспект 68, стр. 2, 3 этаж
+7 (495) 648 78 20
[email protected]
Инструменты
© Tiburon Research, 2009
Что такое дизайн-мышление? | ИксДФ
Вот вся литература по UX по Дизайн-мышление Interaction Design Foundation, собранные в одном месте:
5 этапов процесса дизайн-мышления
Дизайн-мышление — это методология, которая обеспечивает основанный на решении подход к решению проблем. Это чрезвычайно полезно, когда
- 1,8 тыс. акций
- 9 месяцев назад
Персонажи — простое знакомство
Персоны — это вымышленные персонажи, которых вы создаете на основе ваших исследований, чтобы представить различные типы пользователей, которые
- 1,4 тыс. акций
- 1 год назад
Этап 3 в процессе дизайн-мышления: идея
На этапе идеи дизайн-мыслители выдвигают идеи — в форме вопросов и решений — через творческий и творческий подход.
- 1,2 тыс. акций
- 3 года назад
— зачем и как ее использовать
Знаете ли вы, что пользователи чаще выбирают, покупают и используют продукты, отвечающие их потребностям, а не продукты,
- 1,1 тыс. акций
- 2 года назад
Дизайн-мышление: начало работы с прототипом
Прототипирование — неотъемлемая часть дизайн-мышления и проектирования взаимодействия с пользователем в целом, потому что оно позволяет нам тестировать наши продукты.
- 1,1 тыс. акций
Этап 5 процесса дизайн-мышления: тест
Мы используем широкий спектр методов тестирования в процессе проектного мышления, многие из которых также используются в человеко-компьютерных технологиях.
- 977 акций
- 10 месяцев назад
История дизайн-мышления
Нам нужно ценить корни и происхождение концепции, чтобы по-настоящему понять ее — нам нужно знать, как она возникла.
- 955 акций
- 10 месяцев назад
IDEO Дизайн-мышление | ИДЕЯ
Думая как дизайнер, вы можете изменить способы разработки продуктов, услуг, процессов и стратегии. Этот подход, известный как дизайн-мышление, объединяет желаемое с человеческой точки зрения с технологически осуществимым и экономически целесообразным. Это также позволяет людям, которые не имеют дизайнерского образования, использовать творческие инструменты для решения широкого круга задач.
IDEO не изобрели дизайн-мышление, но мы стали известны тем, что практикуем его и применяем для решения малых и больших проблем. Справедливо сказать, что мы оказались в нужном месте в нужное время. Когда мы оглянулись через плечо, мы обнаружили, что позади нас было революционное движение.
Об этом сайте
Этот сайт по дизайн-мышлению является лишь небольшой частью сети IDEO. Есть гораздо больше, в том числе полные онлайн-курсы, которые мы разработали по многим темам, связанным с дизайн-мышлением и его приложениями. Мы глубоко верим в силу дизайн-мышления как методологии создания положительного влияния на мир — и мы привносим эту веру в взаимодействие с нашими клиентами, а также в создание таких открытых ресурсов, как этот.
В IDEO нас часто просят поделиться тем, что мы знаем о дизайн-мышлении. Мы разработали этот веб-сайт в ответ на этот запрос. Здесь мы расскажем о дизайн-мышлении, о том, как оно возникло, как оно используется, а также о шагах и инструментах для его освоения. Вы найдете наш особый взгляд на дизайн-мышление, а также точки зрения других. Все на этом сайте является бесплатным для вас, чтобы использовать и делиться с надлежащей атрибуцией.
(С 2008 по 2018 год на сайте designthinking.ideo.com размещался блог IDEO по дизайн-мышлению, который вел наш генеральный директор Тим Браун. Вы можете найти этот блог здесь.)
Дизайн-мышление в контексте
Мы живем и работать в мире взаимосвязанных систем, где многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся, являются динамичными, многогранными и по своей сути человеческими. Подумайте о некоторых важных вопросах, которые задают компании, правительство, образовательные и общественные организации: как мы будем справляться с разрушительными силами современности, включая технологии и глобализм? Как мы будем расти и совершенствоваться в ответ на быстрые изменения? Как мы можем эффективно поддерживать отдельных людей, одновременно изменяя большие системы? Для нас дизайн-мышление предлагает подход к решению этих и других важных вопросов.
Не существует единого определения дизайн-мышления. Это идея, стратегия, метод и способ видения мира. Он вырос за пределами любого отдельного человека, организации или веб-сайта. И по мере того, как он взрослеет, его история углубляется, а его влияние развивается. Для IDEO дизайн-мышление — это способ решения проблем с помощью творчества. Конечно, это не отказоустойчивый подход; и это не единственный подход. Но судя по тому влиянию, которое мы наблюдаем в нашей работе, актуальность дизайн-мышления как никогда высока.
Дизайн-мышление сегодня
Дизайн-мышление взрослеет. Он переходит от зарождающейся практики к устоявшейся, а вместе с этим приходит интерес и критика. Люди обсуждают его определение, родословную и ценность. Как ведущий и преданный специалист в области дизайн-мышления, IDEO заинтересован в этом обсуждении и несет ответственность за контекстуализацию его ценности в настоящий момент и, что важно, в будущем.
Мы многому научились за эти годы и хотели бы поделиться своими мыслями. Мы видели, как дизайн-мышление преобразовывало жизнь и организации, и иногда мы видели, как оно терпело неудачу, если подходить к нему поверхностно или без прочной основы для изучения. Дизайн-мышление требует практики; и как сообщество дизайнеров, предпринимателей, инженеров, учителей, исследователей и многих других, мы проследили путь к мастерству и разработали карты, которые могут помочь другим.
Мышление дизайнера
В IDEO мы представляем собой сообщество дизайнеров, которые естественным образом разделяют мышление благодаря нашей профессии. В нашу команду входят люди, прошедшие обучение в прикладных областях, таких как промышленный дизайн, экологическая архитектура, графический дизайн и инженерия; а также люди из юриспруденции, психологии, антропологии и многих других областей. Вместе мы сплотились вокруг дизайн-мышления как способа объяснить применение и полезность дизайна, чтобы другие тоже могли его практиковать. Дизайн-мышление использует творческую деятельность для содействия сотрудничеству и решения проблем с учетом интересов человека. Мы принимаем «мышление новичка» с намерением оставаться открытыми и любопытными, ничего не предполагать и рассматривать двусмысленность как возможность.
Чтобы думать как дизайнер, нужно выдумывать дикие идеи, тратить время на доработку и тестирование, а также быть готовым к ошибкам рано и часто. Мышление дизайнера включает в себя эмпатию, оптимизм, итерацию, креативность и двусмысленность. И самое главное, дизайн-мышление держит людей в центре каждого процесса. Дизайнер, ориентированный на человека, знает, что пока вы сосредоточены на людях, для которых создаете дизайн, и слушаете их напрямую, вы можете прийти к оптимальным решениям, отвечающим их потребностям.