Михайлов С. М., Кулеева Л. М. Основы дизайна : Учебник для специальности «Дизайн архитектурной среды». — Казань, 1999
Основы дизайна : Учебник для специальности 2902.00 «Дизайн архитектурной среды»/ С. М. Михайлов, Л. М. Кулеева. — Казань : «Новое Знание», 1999. — 240 с., ил. — ISBN 5-89347-045-1
Излагаются основные понятия дизайна, его становление и развитие среди других видов современной проектно-художественной деятельности. Рассматриваются особенности конструирования, особенности эргономики, функционального анализа и колористики в дизайне, специфика проектно-художественного языка дизайнера, стадии дизайн-проекта.
Учебник предназначен для студентов архитектурных факультетов и вузов специальности «Дизайн архитектурной среды», а также для широкого круга читателей, интересующихся вопросами дизайна.
Авторы учебника: Сергей Михайлович Михайлов и Ляйля Муратовна Кулеева.
Введение
Дизайн является феноменом художественной культуры XX века. Родившись на рубеже столетий, он на волне промышленной и научно-технической революции, стремительно развиваясь, превратился в один из самых влиятельных видов проектно-художественной деятельности. Сегодня трудно себе представить какую-либо сферу, в которой бы не трудился дизайнер. Дизайн облегчает человеку работу и быт, влияет на стиль жизни. Он, как никакой другой вид проектно-художественной деятельности, стремится к созданию комфортной для человека среды на основе специальных научных исследований, оптимальных условий жизнедеятельности человека, его потребностей, условий взаимодействия с современной техникой. «Что бы не происходило в обществе — новые музыкальные увлечения, интерес к старым рецептам выпечки домашнего хлеба, повышенное внимание к здоровью — все находит отражение в дизайне, который в свою очередь способствует дальнейшему развитию новых тенденций» [1].
Дизайн отличает ориентация на передовые технологии и материалы, самые современные технические достижения и веяния моды, высокие потребительские свойства выпускаемых изделий, рассчитанные на самые разнообразные вкусы людей.
Понятие «Дизайн» сегодня ассоциируется с самыми прогрессивными явлениями и самыми современными техническими достижениями. Произведения дизайна не только созвучны своему времени, но и, как правило, на полшага впереди современности. Благодаря поискам дизайнеров мы можем сегодня заглянуть в будущее, причем представленное не в фантазиях художников-футуристов, а в реально существующих промышленных образцах. Крупные компании, скрупулезно изучая динамику потребительского спроса, прогнозируют будущее, работают на него, создавая перспективные модели уже для покупателей завтрашнего дня с их разнообразными запросами и изысканным вкусом.
Современная беллетристика зачастую просто не поспевает за столь стремительным развитием дизайна с анализом и описанием его достижений. И сегодня ощущается определенный дефицит в литературе по дизайну, его истории и теории. Особенно это касается нашей страны, где развитию дизайна, как чуждого социального явления, порождения капиталистической конкуренции, не уделяли должного внимания.
Настоящее издание является вводным курсом в серию специальных дисциплин по дизайну и адресовано, главным образом, студентам специальности 2902 «Дизайн архитектурной среды» третьего года обучения, согласно существующим стандартам.
В настоящем издании поставлена задача систематизации отдельных разрозненных публикаций и обобщения в целях воссоздания относительно целостной картины о дизайне как о феноменальном явлении проектно-художественной культуры современности, а также выявления специфики этого вида проектно-художественной деятельности с момента ее зарождения до настоящего времени.
Весь материал учебника представлен в пяти главах, каждая из которых носит достаточно автономный характер, объединяя ряд самостоятельных разделов. Содержание разделов во многом обусловлено тематикой современных курсов дисциплин специальности «архитектор-дизайнер»: каждый из разделов представляет собой своеобразный вводный курс одной из специальных дисциплин, которые студент будет изучать на старших курсах.
Учитывая специфику восприятия материала учебника обучающимися, он представляется в двух относительно автономных и приблизительно равновеликих информационных частей — текстовой и иллюстративной, дополняющих, но не дублирующих друг друга. Для удобства зрительного восприятия информации текст в основном располагается на левых страницах, иллюстрации — на правых. Учитывая существующий дефицит литературы по дизайну, как современному, так и историческому, иллюстративный ряд авторы намеренно строили в основном на выдающихся примерах из истории и из современного отечественного и зарубежного дизайна.
Введение, главы 1, 2, разделы 3.3, 4.3 написаны С. Михайловым; раздел 4.2 — Л. Кулеевой; глава 5, разделы 3.1, 3. 2, 4.1 — С. Михайловым и Л. Кулеевой.
Оглавление
Введение 5
1. СПЕЦИФИКА ДИЗАЙНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Дизайн. Основные понятия 10
1.2. Специфика проектно-художественной деятельности дизайнера 22
1.3. Виды современной дизайнерской деятельности 38
2. ИЗ ИСТОРИИ ДИЗАЙНА
2.1. У истоков дизайна 58
2.2. Становление российского дизайна. ВХУТЕМАС 74
2.3. Баухауз 90
3. ДИЗАЙН И СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНИКА
3.1. Особенности конструирования объектов дизайна 106
3.2. Дизайн и современные материалы 122
3.3. Дизайн и современные технологии 138
4. ДИЗАЙН И ЧЕЛОВЕК
4.1. Эргономика как основа проектирования в дизайне 154
4.2. Функциональный анализ и маркетинг в дизайне 172
4.3. Мода и художественный стиль в дизайне 180
5. ПРОЕКТНЫЙ ЯЗЫК ДИЗАЙНЕРА
5.1. Цвет в дизайнерском формообразовании 198
5.2. Объемно-графические средства моделирования объектов дизайна 214
5.
Список литературы 233
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 15,3 МБ).
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
История дизайна: учебное пособие (Наталья Ковешникова)
Купить офлайн
Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.
Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.
В книге дан краткий обзор зарождения и развития промышленного дизайна. Рассматриваются основные направления в мировом промышленном дизайне. Раскрываются характерные черты, особенности, причины и предпосылки формирования различных стилистических направлений в промышленном дизайне XX в. Анализируется творчество выдающихся дизайнеров, опыт крупнейших отечественных и зарубежных дизайнерских школ. Материал сопровождается иллюстрациями, снабжен вопросами для самостоятельного изучения, примерными темами рефератов и тестами для самопроверки. .
Описание
Характеристики
В книге дан краткий обзор зарождения и развития промышленного дизайна. Рассматриваются основные направления в мировом промышленном дизайне. Раскрываются характерные черты, особенности, причины и предпосылки формирования различных стилистических направлений в промышленном дизайне XX в. Анализируется творчество выдающихся дизайнеров, опыт крупнейших отечественных и зарубежных дизайнерских школ. Материал сопровождается иллюстрациями, снабжен вопросами для самостоятельного изучения, примерными темами рефератов и тестами для самопроверки. .
Омега-Л
На товар пока нет отзывов
Поделитесь своим мнением раньше всех
Как получить бонусы за отзыв о товаре
1
Сделайте заказ в интернет-магазине
2
Напишите развёрнутый отзыв от 300 символов только на то, что вы купили
3
Дождитесь, пока отзыв опубликуют.
Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.
Правила начисления бонусов
Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.
Правила начисления бонусов
Книга «История дизайна: учебное пособие» есть в наличии в интернет-магазине «Читай-город» по привлекательной цене. Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или любом другом регионе России, вы можете оформить заказ на книгу Наталья Ковешникова «История дизайна: учебное пособие» и выбрать удобный способ его получения: самовывоз, доставка курьером или отправка почтой. Чтобы покупать книги вам было ещё приятнее, мы регулярно проводим акции и конкурсы.
Что такое UX-дизайн? (Бесплатный курс)
UX-дизайн для начинающих >
Учебник 1: Что такое UX-дизайн?
Учебник 12
Учебник 23
Учебник 34
Учебник 45
Учебник 56
Учебник 67
Финальный тест UX-дизайн для начинающих Вернуться к обзору
Следующее руководство по
«Привет! 😎 Я Джефф, руководитель отдела дизайна CareerFoundry, и я проведу вас через этот первый учебник по UX-дизайну. Я работаю UX-дизайнером семь славных лет, и мне нравится тот факт, что теперь я могу передать свои знания следующему поколению UX-дизайнеров. Что мне больше всего нравится в UX-дизайне? Ну, сначала посоветовавшись со своим пользователем, вы можете сэкономить массу времени. Я имею в виду, если бы вы могли спроектировать что-то правильно с первого раза, почему бы и нет?»
Этот курс состоит из шести учебных пособий, каждое из которых разделено на четыре части. Чтобы получить максимальную отдачу от этих уроков, я рекомендую следующую последовательность:
- Посмотрите вводное видео в начале каждого урока
- Прочитать сопроводительный текст
- Выполнить практическое задание
- Пройдите интерактивный тест и перейдите к следующему руководству
Итак, что мы будем делать сегодня?
В этом уроке я собираюсь дать вам всестороннее представление о дизайне взаимодействия с пользователем (UX). Мы рассмотрим, что такое UX-дизайн, и изучим его историю. Затем мы рассмотрим несколько примеров хорошего и плохого UX. Мы завершим кратким практическим упражнением и интерактивной викториной. К концу этого урока у вас будет четкое представление о том, что такое UX-дизайн и почему он так важен. Готовый? Давай начнем!
- Что такое взаимодействие с пользователем (UX)?
- Что такое дизайн взаимодействия с пользователем (UXD)?
- Откуда взялся UX-дизайн?
- Как выглядит хороший и плохой UX?
- Практическое упражнение: Готовы ли вы начать думать как UX-дизайнер?
PSST! Если у вас есть какие-либо вопросы об этом руководстве или о UX в целом, просто ответьте на одно из писем, сопровождающих этот курс. Один из наших замечательных консультантов свяжется с вами в мгновение ока! Не получаете никаких писем? Тогда зарегистрируйтесь, чтобы получить их!
1. Что такое взаимодействие с пользователем (UX)?
Пользовательский опыт, или UX, — это термин, используемый для описания общего опыта, который пользователь получает при взаимодействии с продуктом или услугой в данном контексте. В зависимости от того, как разработан продукт или услуга, опыт может варьироваться от восхитительного до совершенно разочаровывающего!
Вы часто слышите об UX применительно к цифровым продуктам, таким как веб-сайты и приложения, но UX не ограничивается цифровым пространством. Все, что можно испытать, можно спроектировать, от упаковки зубной щетки до колесиков ортопедического кресла.
Влияние хорошего (и плохого!) UX повсюду. Это одна из причин, почему это такая захватывающая область, а также объясняет, почему вы уже знаете о UX гораздо больше, чем думаете. Каждый раз, когда вы проклинаете нажимную дверь с защелкой или в отчаянии закрываете запутанный веб-сайт, вы судите о качестве его UX-дизайна.
Итак: UX — это взаимодействие или опыт пользователя с продуктом или услугой. Имея это в виду, давайте перейдем ко второй части…
Дизайн взаимодействия с пользователем, или UXD, рассматривает каждый элемент, который формирует взаимодействие с пользователем. Все дело в разработке специально для нужд пользователя или клиента с учетом таких вещей, как простота использования, качество и эффективность.
Если подумать, люди могут извлечь выгоду из сложных систем, таких как веб-сайты и компьютерные программы (или любой продукт, на самом деле), если эти системы в некоторой степени удобны для пользователя. UX-дизайнеры стремятся преодолеть разрыв между продуктом и человеком-пользователем. Они думают о том, как люди взаимодействуют с данным продуктом, и ищут способы сделать это взаимодействие максимально интуитивным и простым.
UX-дизайнерам приходится носить разные шляпы, находя правильный баланс между ученым, психологом, социологом и художником (среди прочих!). Чтобы придумать жизнеспособные, креативные и удобные дизайнерские решения, вам необходимо проанализировать прошлый опыт, изучить новые практики, опросить реальных или потенциальных пользователей и тестировать, тестировать, тестировать свои проекты! Мы рассмотрим процесс проектирования UX более подробно в следующем уроке. А пока давайте бросим беглый взгляд на историю UX-дизайна.
Термин «UX» впервые был придуман в 1990-х годах доктором Дональдом Норманом, инженером-электриком и когнитивистом из Apple. Пионер дизайна, ориентированного на пользователя, Норман подчеркивал важность проектирования, основанного на потребностях и целях конечного пользователя. При этом он ввел термин «пользовательский опыт», который, по словам самого Нормана, призван охватить «все аспекты взаимодействия человека с системой, от используемых материалов до самого взаимодействия (физического или цифрового), а также с интерфейсом, графикой и ориентацией».
Если вы хотите узнать больше об истоках UX, ознакомьтесь с этой увлекательной историей UX-дизайна — исчерпывающей хронологией.
Теперь мы знаем, что такое UX-дизайн и откуда он берется, пришло время поместить то, что мы узнали, в контекст с некоторыми примерами из реальной жизни. На четвертую часть!
4. Как выглядит хороший и плохой UX?
Теперь мы рассмотрим два случая хорошего и плохого UX. Мы начнем со знакомого физического объекта, а затем перейдем к цифровому примеру.
Хороший и плохой дизайн UX: пример 1
Посмотрите на изображение ниже. Заметили хороший или плохой UX-дизайн? На первый взгляд изделие узнаваемо как смеситель, а дизайн выглядит функциональным; в нем есть все необходимые компоненты крана. Это эстетично и может даже добавить элегантности вашей кухне или ванной комнате. Теперь рассмотрим следующие вопросы:
Невозможно сказать, не так ли? Если из крана вдруг очень быстро подается горячая вода, у вас может возникнуть серьезная проблема с безопасностью. Пользователю не нужно так много думать о том, как заставить кран работать так, как он хочет, — он должен иметь возможность использовать его без ошибок с самого начала.
Что вы можете сделать, чтобы сделать дизайн более безопасным и интуитивно понятным? Есть ли простые, но эффективные решения?
Хороший и плохой дизайн UX: пример 2
Прежде чем мы рассмотрим наш цифровой пример, позвольте мне познакомить вас с вайрфреймами. Вы можете прочитать подробное введение в вайрфреймы здесь, но, проще говоря, вайрфрейм — это чертеж дизайна. Точно так же, как архитекторы используют чертежи, UX-дизайнеры используют каркасы для передачи своих первоначальных дизайнерских идей и демонстрации того, как дизайн будет функционировать. Каркасы могут быть нарисованы вручную или созданы на компьютере и часто используются при разработке цифровых продуктов. Важно отметить, что вайрфреймы фокусируются на общем макете и функциональности продукта — визуальные элементы и элементы стиля сведены к минимуму!
Имея это в виду, взгляните на каркасы ниже. Заметили какие-нибудь примеры хорошего или плохого UX-дизайна?
На каркасе слева вы можете видеть, что самая заметная кнопка — это кнопка «удалить». Текст крупнее, выделен ярко-красным цветом и находится с правой стороны, обычно предназначенной для подтверждений. Этот неинтуитивный дизайн может очень быстро привести к тому, что пользователь случайно удалит то, что хотел сохранить. Не лучший пользовательский опыт!
Каркас справа. Пока флажок «Отписаться» установлен, нет возможности фактически отказаться от подписки. Кнопки позволяют только подписаться или отменить. Отсутствие возможности отказаться от подписки на то, что вы больше не хотите получать, может быть крайне неприятно для пользователей. Еще один пример плохого UX-дизайна!
Исправление плохого дизайна UX
В приведенных ниже макетах мы исправили исходные макеты, чтобы продемонстрировать хороший дизайн UX.
В примере слева акцент теперь сделан на параметре «сохранить», и он расположен в знакомом месте, что снижает вероятность того, что пользователи случайно удалят что-то, что они хотят сохранить. В примере справа пользователи теперь могут подтвердить свое решение отказаться от подписки. В отличие от исходного примера, копия проста и последствия подтверждения действия ясны.
😎 Профессиональный совет!
«При анализе пользовательского опыта вы можете начать со сравнения опыта с отраслевыми стандартами для «хорошего UX». Продукт с хорошим UX будет: Полезным, удобным, желанным, находимым, доступным и заслуживающим доверия. Помня об этих чертах при проведении анализа, вы сослужите хорошую службу, продолжая свое путешествие по UX».
5. Практическое упражнение. Готовы ли вы начать думать как UX-дизайнер?
Теперь вы знаете, как определить хороший и плохой UX, давайте начнем развивать ваш критический взгляд на дизайн взаимодействия с пользователем. Ваша миссия на сегодня — начать просматривать веб-сайты и приложения, которыми вы часто пользуетесь, и отмечать все, что кажется вам интуитивным или разочаровывающим.
Сосредоточьтесь на том, насколько легко или сложно вам пользоваться веб-сайтом или приложением. Сможете ли вы найти то, что ищете? Легко ли вам добиваться поставленных целей? Помните: ключ заключается в том, отвечает ли веб-сайт или приложение потребностям пользователя — другими словами, ВАС! Запишите несколько мыслей на каждом веб-сайте и сохраните свои заметки где-нибудь, чтобы их можно было использовать позже.
Не знаете, с чего начать? Подумайте о задачах или поручениях, которые вы часто выполняете в Интернете, например о покупках или бронировании поездки. Если вы часто путешествуете и часто бронируете авиабилеты через Интернет, например, перейдите на свой обычный сайт по выбору. Напишите, что вам нравится и не нравится, и, самое главное, почему.
Это упаковка!
Вот и подошло к концу наше первое руководство по UX-дизайну. Прежде чем идти, обязательно проверьте свои знания с помощью нашей интерактивной викторины. Увидимся в следующий раз!
Пройдите тест ниже, чтобы убедиться, что вы усвоили всю важную информацию — и что она действительно актуальна!
Вернуться к обзору
Следующее руководство по
2
Учебник 23
Учебник 34
Учебник 45
Учебник 56
Учебник 67
Финальный тестАлана
Старшая программа
Советник
Изучите дизайн: основы дизайна Figma
Изучите дизайн: основы дизайна Figma | FigmaFigmaУниверсальная платформа для дизайна
ДизайнПрототипированиеСистемы дизайнаЗагрузки
FigJamОнлайн-доска для команд
Онлайн-доскаСтратегическое планированиеГрупповые встречиДиаграммы
ОбзорКлиентыКонтакты по продажам
9000 2 Цены Файлы и шаблоныБесплатные профессионально созданные файлы, которые вы можете копировать, микшировать и использовать
Плагины и виджетыРасширьте возможности и автоматизируйте работу
События и прямые трансляцииЛучшие практикиОбразовательная программаГруппы пользователейСоздатели сообществ началось
Хочу начать заниматься дизайном, но не знаете, с чего начать? Эти уроки и упражнения помогут вам сразу приступить к проектированию.
Начните свое обучение дизайну с этих 12 уроков
10 минут
Начало работы
Хотите начать заниматься дизайном, но не знаете, с чего начать? Эти уроки и упражнения помогут вам сразу приступить к проектированию.
9 минут
Что такое графический дизайн?
Что такое графический дизайн? Figma исследует мир графического дизайна и то, как он влияет на нашу повседневную жизнь и улучшает ее.
5 минут
Дизайн-мышление и этика
Может ли дизайн быть неэтичным? Существует ли клятва Гиппократа для дизайна? Давайте углубимся в этические последствия и обязанности, которые должны знать дизайнеры.
12 минут
Доступность и инклюзивность
Узнайте, что значит проектировать с учетом доступности и инклюзивности.
6 минут
Исследование дизайна
Узнайте о различных типах исследований, используемых в дизайне, и о том, как их проводить.
8 минут
Контент
Контент может помочь придать форму вашим проектам и вдохнуть в них жизнь.