Как использовать золотое сечение в дизайне интерьера: 20 примеров с фото
При сохранении золотых пропорций даже недорогая мебель и декор смотрятся очень элегантно.
Золотое сечение ассоциируется с античной архитектурой, полотнами Леонардо да Винчи, работами Ле Корбюзье. Однако оно широко применяется и в современном дизайне. Даже размер прямоугольника банковской карточки подчиняется золотой пропорции. Возможно, именно поэтому ее так приятно держать в руках! Используется золотое сечение в дизайне интерьера квартиры, дома или коммерческого объекта. Работа требует точных расчетов, но зато результат превосходит все ожидания. При сохранении золотых пропорций даже недорогая мебель и декор смотрятся очень элегантно.
При сохранении золотых пропорций даже недорогая мебель и декор смотрятся очень элегантно.Золотое сечение: основные понятияЗолотое сечение – это математическое понятие, введенное еще в античные времена. Согласно определению Евклида, золотая пропорция – это соотношение величин. При котором большее число относится к меньшему так же, как сумма этих чисел к большему из них. Проще говоря, если большую величину разделить на меньшее, то получится число Φ, примерно равное 1,6180.
Чаще всего золотое сечение используется в архитектуре. Классическими примерами считаются античный Парфенон (Афины), средневековый университет Саламанки (Испания). Современная архитектура – музей Соломона Гуггенхайма, спроектированный архитектором Фрэнком Ллойдом Райтом в виде опрокинутой спирали, а также многочисленные работы Ле Корбюзье (интерьер его виллы Ля Рош – на фото). Последний использовал золотое сечение в дизайне мебели – например, своего знаменитого шезлонга. Интересно, что форма и размер смартфонов – тоже результат расчета божественной пропорции.
Формула золотого сечения в дизайне интерьера неразрывно связана с именем математика Леонардо Пизанского, жившего в Италии на рубеже XII-XIII веков. Он стал известен под именем Фибоначчи. Одним из его важнейших научных достижений стала выведенная им последовательность, в которой каждое последующие число равно сумме двух своих предшественников: 1, 1=1+0, 2= 1+1, 3=2+1, 5, 8 и т. д. В этой последовательности наблюдается еще одна закономерность. Здесь каждое последующее число больше предыдущего примерно в 1,62 раз. Это можно увидеть на примере: 13:8=1,625. Или 21:13=1,615. Таким образом, полученное значение очень близко к числу Φ, обозначающему золотое сечение.
Эту зависимость можно описать и иначе: каждое число меньше последующего в 0,62 раз. Например, 8:13= 0,616, 13:21= 0,619. Оба этих варианта используются для расчета.
Формула золотого сечения Приведем в пример 4 лайфхака, которые помогут прийти к золотой пропорции в нестандартном помещении:- Если дверной проем (дверь) находятся в неподходящем месте и нарушает целостность интерьера, то ее можно замаскировать! Например дверь-невидимка отлично справится с этой задачей! Ее можно покрасить в цвет стен, оклеить обоями или холдингом – продолжающим вашу основную композицию. Таким образом мы визуально выровним помещение или «сделаем» необходимую геометрию стены.
- Высокие потолки можно «опустить» с помощью натяжных или покрасив в цвет более темный чем стены. А если эти варианты не подходят и высоту хочется оставить, но все же уйти от ощущения «колодца», то необходимо определить для себя идеальную высоту потолка, очертить линию и до нее сделать отделку стен. Все что выше этой линии – будет в цвет потолка. Очень хорошо это раскрывается в классических интерьерах, где стильно обыгрывается холдингами и карнизами.
- Низкие потолки можно визуально увеличить покрасив их в цвет стен или с помощью натяжного глянцевого потолка.
- Если пространство узкое его можно уравновесить или «расширить», сделав на противоположной длинной стене зеркальное панно или фотообои с перспективой.
Основной принцип золотого сечения в дизайне интерьера проще всего заложить при проектировании дома. Тогда проводят расчеты, добиваются идеального соотношения при планировке каждой комнаты. Но гораздо чаще приходится иметь дело с уже готовым интерьером. Тогда правило золотого сечения в дизайне интерьера приходится адаптировать к имеющимся условиям.
Для начала нужно выбрать условную единицу, к которой привязывают все остальные показатели. Ее называют модулем. В качестве модуля рекомендуется использовать собственный рост или приближенное к нему число. Более простой вариант – отталкиваться от размеров конкретной комнаты.
Например, ширина помещения составляет 3 м. Следует воспользоваться числами Фибоначчи и рассчитать последовательность. Ширина комнаты в сантиметрах составляет 300 единиц. Если умножить это число на 0,618, то получится 185,4 см. Это число снова умножают на 0,618 – получают 114,57 см и т.д. Это – так называемые золотые отрезки, которые применяются для разных целей.
Самое простое использование золотого сечения в дизайне – это расстановка мебели с учетом полученных выше отрезков. Даже цветы и предметы декора рекомендуется размещать по этой схеме.
Самое простое использование золотого сечения в дизайне – это расстановка мебели с учетом полученных выше отрезковЗонирование и композицияЗакон золотого сечения в дизайне можно выразить математически. Полученные результаты используются при зонировании. В прямоугольник комнаты вписывают мысленно квадрат, сторона которого равна отрезку, полученному с учетом последовательности Фибоначчи. Оставшаяся часть комнаты образует золотой прямоугольник. В него снова получится вписать квадрат и т.д., до тех пор, пока не будет выстроена золотая спираль. На плане хорошо заметны линии пересечения – они и будут границами разных зон. Здесь ставят этажерки, ширмы, другие декоративные элементы, отделяющие одну зону от другой.
Точные расчеты достаточно сложны. Для зонирования и расстановки мебели можно использовать приближенную пропорцию 2:3. Пространство делят на две части. Площадь большей занимает 2/3 комнаты. Это основная функциональная зона, в которой расставляют мебель. Оставшаяся 1/3 часть площади служит для декоративных или вторичных функций.
Внутри большей части, составляющей 2/3 части площади, тоже используется золотая пропорция. Это означает, что наибольшее количество предметов мебели и декора находится в 2/3 площади – это будет воображаемая кульминационная точка, после которой насыщенность снижается. Такой интерьер выглядит динамичным, комната не кажется скучной.
Золотая пропорция учитывается и при выборе мебели – считается соотношение между высотой разных предметовЗолотое сечение и цветовое оформлениеИспользование золотого сечения в дизайне комнаты не ограничивается расстановкой мебели. Также пропорция 2:3 используется при выборе цветов. Так, на долю доминирующего оттенка должно приходиться не менее 60% в палитре. Сопровождающий оттенок – это чуть более 30%. Остальное – это аккомпанирующий цвет. При этом соотношение распространяется как на контрастные тона, так и на близкие друг к другу оттенки. Делать более мягкий переход или использовать четкие границы – это уже выбор владельца квартиры.
На фото кремовый цвет считается фоновым, коричневый – это дополнительный оттенок, есть небольшие вкрапления фисташкового и пурпурного.
Золотая пропорцияЗолотая пропорция: советы и рекомендацииЕсли владельца жилья интересует золотое сечение в дизайне, примеры часто можно найти в журналах, посвященных дому и интерьеру.
Некоторые дизайнеры советуют использовать его для отделки стен. Если владелец хочет использовать два вида материала (например, штукатурку и декоративный кирпич или обои, и деревянные панели), то 2/3 должно приходиться на основной материал и 1/3 – на дополнительный.
Использование золотой пропорции ни в коем случае не означает идеальной симметрии. Наоборот, благодаря соотношению 2:3 симметрия часто будет нарушаться. Как на этом фото – в левой части комнаты находится большая часть предметов, люстра висит не по центру помещения, а также с некоторым сдвигом в сторону 2/3 частей.
При этом большая часть комнаты должна быть хорошо освещенной. Поэтому в тех самых 2/3 частях пространства должна быть сосредоточена большая часть светильников. Это и торшеры, и настольные лампы, и бра.
Для потолочных светильников тоже важно определить высоту в соответствии с золотой пропорциейЗолотая пропорция учитывается и при выборе мебели – считается соотношение между высотой разных предметов. Производители гарнитуров обычно его учитывают в дизайне своей продукции. Определяют пропорции, ориентируясь на размеры самых крупных предметов – дивана, шкафа-купе, мебельной стенки. Расположенные рядом два элемента обстановки должны соответствовать друг другу как числа из последовательности Фибоначчи: если высота комода для обуви в прихожей составляет 80-90 см, то высота расположения вешалки – 1,5 м.
Но этот прием должен учитывать и предметы декора. Например, для того, чтобы комод в спальне не казался слишком громоздким, его высота не должна превышать 1/3 от стандартной высоты потолка в 2,6 м, то есть примерно 90 см. Если потолки в комнате выше – на комод нужно ставить светильники или вазу, чтобы сгладить диспропорции по высоте.
Для потолочных светильников тоже важно определить высоту в соответствии с золотой пропорцией. Их нижние точки не должны опускаться ниже 5/8 высоты комнаты. То есть в помещении со стандартной высотой потолков – не ниже 1,63 м.
Применение золотого сечения – тонкий инструмент. Он требует не только точных расчетов и пространственного изображения, но и опыта. Ведь зачастую приходится иметь дело с объектами, пропорции которых далеки от идеала. Опытные специалисты смогут решить самые сложные задачи, соблюдая баланс между визуальной гармонией и функциональностью.
Находите еще больше полезных статей в нашем блоге.
Золотое сечение в домашнем интерьере
Есть ли практический житейский смысл в пифагоровых расчетах и числах Фибоначчи, и как их учесть на практике при создании дизайн-проекта?
В течение нескольких веков золотое сечение и ряд Фибоначчи составляют основу гармонического построения в архитектуре, живописи, музыке. Чтобы их освоить, не обязательно погружаться в сложные формулы и чертежи. Есть простые правила использования модуля и золотого сечения в домашних условиях, помня о которых, мы получим максимально комфортную среду обитания для себя и своей семьи.
Ирина Капустина
На фото: Парфенон, Акрополь в Афинах
Природная гармония
В природе существует удивительная пропорция, которая многократно повторяется в самых разных живых структурах — строении раковин, рисунке волокон деревьев, расположении лепестков цветов, строении человеческого тела и даже в расположении планет. Чудесная способность этой пропорции сообщать творению человеческих рук гармонию, заложенную в самой природе, с глубокой древности привлекала ученых, художников, строителей и философов. Мы найдем ее в пирамиде Хеопса и в афинском Парфеноне, в мечети Тадж-Махал и в европейских средневековых соборах, в работах Леонардо да Винчи и Микеланджело.
Ирина Капустина
На фото: «Мона Лиза», Леонардо да Винчи
Что же такое золотое сечение?
Великий греческий философ и математик Пифагор вывел формулу «божественной» пропорции, определив ее как деление целого на две неравные части, при котором меньшая часть относится к большей так же, как большая относится к целому. Он назвал это соотношение золотой серединой, золотым сечением, или золотым прямоугольником.
Если взять за целое единицу, то большая часть в этой пропорции будет приближена к 0,618 от целого, а меньшая — к 0,382, или 1:0,618 = 0,618:0,382. Числовое выражение этой классической пропорции 1:1,618, дающее число 0,618, а точнее, бесконечный ряд после запятой — 0,618046971…
Ирина Капустина
Спираль золотого сечения
Золотое сечение напрямую связано с рядом Фибоначчи, названным по имени открывшего его крупнейшего математика средневековой Европы (XII-XIII веков) Леонардо Пизанского, известного как Фибоначчи.
В этом ряду каждый последовательный элемент равняется сумме двух предыдущих: 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233… Отношение каждого числа к последующему по увеличению порядкового номера все больше и больше стремится к числу 0,618, то есть к отношению золотого сечения. Собственно, золотое сечение и есть взаимосвязь между двумя числами в последовательности Фибоначчи. Построение этой последовательности в масштабе дает бесконечные спирали, нередко наблюдаемые в живой природе.
На фото: Модулор — антропометричная система пропорций, созданная Ле Корбюзье на основе золотого сечения и среднего роста человека с поднятой рукой. Использовалась для создания соразмерных человеку жилых пространств.
Соотношение чисел в золотом сечении Пифагор считал идеальным для благополучия людей. Он утверждал, что пропорции, которые выражают естественную гармонию природы, можно и нужно использовать при проектировании дома и сада: они доставляют удовольствие человеческому глазу, радуют душу и психику.
Неудивительно, что пространство, организованное в соответствии с золотым сечением, исполнено гармонии и создает тонкий, невидимый глазу настрой, который позволяет нам максимально расслабиться и почувствовать себя комфортно.
Ирина Капустина
На фото: Вилла Ла Рош в пригороде Парижа (архитектор Ле Корбюзье). Большой зал, построенный с помощью пропорций Модулора
Как использовать золотые пропорции в нашем доме?
Если мы только собираемся строить дом, можно заложить соотношения золотого сечения при проектировании. Но что делать, если уже есть жилье с заданными параметрами? Даже в этом случае можно многое изменить. Начать стоит с установки модуля — условной единицы, к которой мы привяжем основные размеры и деление пространства. Можно использовать в качестве модуля свой рост или число, приближенное к нему, и «подогнать» пространство под себя. Или взять за модуль торцевую, узкую сторону в прямоугольной комнате и на основе этого модуля вычислить остальные значения. Например, сторона торца комнаты равна 3 м, или 300 см. Проще всего сразу рассчитать ряд Фибоначчи для своего помещения и оперировать полученными числами. Для этого выполним последовательное умножение нашего модуля на 0,618 (300 x 0,618). Получилась следующая цепочка чисел: 300; 185,4; 114,57; 70,8; 43,75; 27,04; 16,71; 10,33 (см) и т.д. Теперь округлим числа: 300, 185,4; 114,6; 70,8; 43,7; 27; 16,7; 10,3; 6,3 см. Полученные «золотые отрезки» можно использовать повсюду — в расстановке мебели, декорировании стен и даже при высадке растений в саду.
Ирина Капустина
1. Прямоугольник золотого сечения
Для выделения в прямоугольной комнате зоны золотого сечения нужно найти длину основной стороны. У нас есть торцевая стена 300 см, дальше прибавляем к модулю 300 см следующее по ряду Фибоначчи число (300 + 185,4 = 485,4) и получаем вторую сторону золотого прямоугольника — 485,4 см. Или же можно разделить число модуля 300 см на 0,618 (300 : 0,618 = 485,4).
Иногда проще и быстрее построить золотое сечение графически, ничего не высчитывая. Прямоугольник золотого сечения содержит в себе квадрат и малый прямоугольник, относящиеся друг к другу как 0,618 к 0,382. Если сторона торца комнаты — 3 м, значит, на полу мы строим квадрат со стороной 3 м. Далее делим квадрат пополам вертикальной линией так, чтобы получилось два прямоугольника.
В одном прямоугольнике мы проведем линию, соединив противоположные углы. Теперь отложим циркулем отрезок, равный линии внутри прямоугольника, и развернем его на горизонтальной прямой.
Так мы построили еще один прямоугольник, который соотносится с предыдущим как 0,618:0,382. В итоге получаем общий золотой прямоугольник и деление внутри него на две неравные зоны.
J. Hirsch Interior Design, LLC
2. Соотношение цвета в комнате по правилу золотого сечения
Не стоит забывать, что использование цвета по правилу золотого сечения так же предполагает соотношение двух третей. Доминирующий цвет должен занимать около 60% комнаты, основной сопровождающий — около 30%, и последний, дополнительный — всего 10% (обычно он используется для аккомпанирующего декора).
Конечно, эти соотношения приблизительны, а дополнительные цвета могут включать несколько оттенков, но основной принцип должен сохраняться. Можно выбрать мягкий тональный переход в пределах одного цвета или яркий контрастный аккорд — все зависит от концепции дизайна помещения.
Arch Studio, Inc.
3. Пример «крещендо» в композиции интерьера
Главная фокусная точка, наибольшая насыщенность меблировки, освещения и декора должны приходиться на большую часть нашего прямоугольника. Меньшая часть может поддерживать тему, став своего рода аккомпанементом. Вообще, любая композиция должна иметь динамику.
Развитие темы происходит постепенно и поступательно, с нарастанием звучания. При этом кульминация, высшая точка сюжета приходится на вторую треть от начала темы (0,618 от всего пространства), а затем идет ее мягкое ослабление.
Ирина Капустина
4. Деление стены без филенок и плинтусов по принципу золотого сечения
А что делать с высотой потолка? Идеально, если при нашем модуле 300 см высота потолка тоже окажется 300 см, войдя в ряд Фибоначчи. Если вдруг высота потолка будет близкой к 280 см, то имеет смысл именно ее сделать модулем для всего помещения. В этом случае в полученный нами ряд Фибоначчи войдет значение 173 см (280, 173 и т. д.), которое является числом среднего роста человека.
Но, предположим, мы оставили модуль 300 см как приемлемый, а высота потолка — 260 см (и этого числа нет в выведенной нами последовательности). Прежде всего, нужно определиться, будет ли стена иметь какое-либо деление по горизонтали или предполагается единым целым, без карниза, фриза и плинтуса.
Если мы оставляем стену единым целым, принцип золотого сечения можно применить, например, к расстановке мебели или развеске панно. В этом случае стоит сделать основной цвет стен максимально нейтральным, тогда на первый план выйдут декоративные пятна, организованные нами с помощью золотой пропорции.
DoorsSupply
Если используется классическое деление стены — без бордюров, карнизов и плинтусов не обойтись. Тогда начните с выделения зоны, входящей в нашу пропорцию. Итак, чтобы определить высоту композиционной зоны, проще всего к числу 185,4 прибавить число 70,8. И хотя это соотношение будет несколько нарушать последовательность, вместе они дадут высоту (256 см), которая будет соотноситься с числами нужного нам ряда. На этой высоте пройдет верхняя линия карниза, а остаток (4 см) мы нейтрализуем, выкрасив одним цветом с потолком, лучше белым. Это, с одной стороны, облегчит весь верх, а с другой — отделит не вписывающийся в наш ряд отрезок от общей композиции.
Tim Hine
5. Соответствие высоты мебели линии цокольной части стены
Если мы делим стену на нижнюю часть и зону верхнего фриза, то в классическом варианте разделительный бордюр, проходящий по периметру комнаты, обычно располагается на высоте 75-100 см от пола (именно на эти размеры ориентированы мебельные фабрики). В нашем «золотом» ряду есть выбор между числами 114,6 и 70,8. Можно выбрать число 70,8, сделав его нижней линией бордюра.
Сам бордюр не должен быть массивным, для его ширины вполне подойдут значения 10,3 или 16,7 см. Таким образом, к уже имеющейся нижней линии бордюра на высоте 70,8 см от пола мы получим высоту верхней линии бордюра – либо 81,1, либо 87,5. Эти линии отметят границу цокольной зоны стены. В идеале к ней должна стремиться высота кресел и стульев мебельного гарнитура, а также невысоких элементов мебели, таких, как комоды и тумбочки.
При выборе ширины плинтуса и ширины карниза мы берем числа из того же «золотого» ряда: 16,7, 10,3, 6,3 см. Выбор будет зависеть от ширины бордюра и от других элементов декора.
VersaTile Surfaces
6. Соотношение мебели и пространства
Мебель не должна занимать больше 60% композиции, чтобы не создавать ощущения тесноты и захламленности. Если мы выбираем мебель на заказ, то при ее изготовлении удобно использовать пропорции золотого сечения, высчитанные конкретно для нашей квартиры. В этом случае мебель будет выглядеть особенно гармонично, и восприниматься естественной частью единого целого.
Ирина Капустина
7. Правило 2/3
То же золотое правило двух третей (в каждом случае числа из нашего ряда Фибоначчи помогут составить более точную пропорцию) позволит правильно расположить все элементы декора интерьера. На высоте приблизительно 2/3 от общей высоты пространства наиболее гармонично будут смотреться подвесные светильники, диван не должен занимать больше 2/3 отведенного ему простенка, а журнальный столик не должен быть больше 2/3 дивана.
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Дизайнеры, используете ли вы золотое сечение в собственных интерьерных проектах? Поделитесь с нами в комментариях.
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ…
Интерьер: Планировка и перепланировка | Маленькие помещения | Съемная квартира | Вопросы экономии | Хранение вещей | Секреты профи | Портреты
Спонсируемые
Ihr starker Partner auf dem Weg zu Ihrem Traumobjekt
Золотое сечение: как и зачем его использовать в дизайне | Мэтт Рэй | Thinking Design
Одной из основных задач любого дизайнера является создание четких и понятных дизайнов; страницы, которые хорошо организованы, сбалансированы, с информацией, которую легко читать и усваивать, естественным образом приведут к гораздо лучшему опыту для ваших пользователей. В нашем распоряжении есть несколько инструментов, включая сетки, правила интервалов, столбцы и желоба, чтобы это произошло. Однако в этой статье мы рассмотрим часто упускаемый из виду инструмент, называемый золотым сечением. Золотое сечение — это математическое соотношение, встречающееся во многих вещах, как естественных, так и искусственных, которое диктует наиболее приятные пропорции формы или структуры.
Теория золотого сечения исторически восходит к временам Пи. Соотношение использовалось на протяжении всей истории философами, архитекторами и дизайнерами для создания привлекательных, приятных дизайнов и конструкций. Некоторыми историческими примерами являются Парфенон в Греции и пирамиды в Египте, где архитекторы использовали это соотношение для создания баланса между структурными элементами. Причиной популярности золотого сечения является вера в то, что оно естественно и создает эстетически приятный баланс для зрителя.
Как и в архитектуре, мы можем использовать золотое сечение в цифровом дизайне, независимо от того, работаем ли мы над каркасами, разрабатываем бренд или создаем окончательные готовые проекты. Вот как.
Само соотношение определяется как 1:1,618033987 и обозначается греческим символом Фи . Это означает, что если длина A равна 100 пикселям, то длина B будет равна 161,80 пикселям. Это может относиться к фигурам или объектам, расположенным рядом друг с другом (сравнивая их ширину или длину), или к формированию одной фигуры, такой как прямоугольник (т.е. длина = 1,618 x ширина).
Формула для расчета соотношения: A/B = (A+B)/A = 1,6180033987, хотя на практике это число часто округляется, чтобы с ним было легче работать. В этих случаях можно использовать 1:1,618 или 1:1,62.
Формула золотого сечения показывает, что длина A в 1,618 раз больше длины B. Вы можете проверить соответствие двух длин соотношению, разделив их длины.Еще один термин, связанный с вычислением золотого сечения, который вы услышите, — это последовательность Фибоначчи, определенная математиком Фибоначчи. Эта последовательность утверждает, что каждое число в последовательности является суммой двух значений, которые были до него. Например, 1 + 1 = 2, поэтому первые три числа в последовательности — это 1, 1, 2, а следующие — 3 (1 + 2 = 3). Это продолжается, создавая первые 10 цифр 1,1,2,3,5,8,13,21,34,55.
Последовательность Фибоначчи — это то, что создает золотую спираль, которая представляет собой логарифмическую спираль, увеличивающуюся с коэффициентом золотого сечения. В большинстве представлений золотого сечения показана золотая спираль, как показано ниже. Это создает еще одно руководство при создании макетов или разработке ресурсов логотипа и помогает определить баланс.
. Аппроксимация золотой спирали, созданной путем рисования дуг окружностей, соединяющих противоположные углы квадратов в мозаике Фибоначчи.Хотя вы можете подумать, что это просто причудливая формула, разработанная математиками, она часто встречается в природе, в первую очередь в спирали. Его можно увидеть в растениях, раковине Наутилуса и даже в облачных образованиях во время ураганов. Когда вы копаетесь в этом, золотое сечение окружает нас повсюду, как созданное руками человека, так и естественное. Взгляните на логотип National Geographic — это пропорциональный прямоугольник, соответствующий золотому сечению.
Использовать золотое сечение в своих дизайнерских работах проще, чем может показаться. Поскольку все дело в соотношении, вы можете использовать формулу для создания столбцов и пропорциональных макетов. Например, если вы хотите создать макет с боковой панелью и основной областью контента шириной 960 пикселей, вы должны рассчитать ширину основного столбца как 960 пикселей / 1,618. Это создаст ширину 593px. Вы должны сделать то же самое с шириной основного столбца, чтобы получить ширину боковой панели (593 пикселей / 1,618), чтобы получить 367 пикселей. Конечно, это не учитывает поля или отступы, и вы можете захотеть округлить эти измерения, чтобы они были четными, или соответствовать кратному числу в зависимости от вашей системы. Тем не менее, это дает представление о наиболее приятном балансе между этими столбцами.
Больше примеров золотого сечения в дизайне веб-сайтов. Хижина дизайна имиджевого кредита.В этом сценарии вы, вероятно, захотите, чтобы эти столбцы прокручивались, а не были зафиксированы на определенной высоте. Если у вас есть блоки контента или виджеты боковой панели, вы можете использовать формулу, чтобы определить наилучшую высоту для этих блоков на основе их ширины (либо умножьте, либо разделите на значение 1,618, чтобы получить расположение, подходящее для вашего приложения).
Несмотря на то, что использовать этот рацион в своем дизайне здорово, применить его ко всей странице или макету может быть сложно, так как многие дизайны являются динамическими и реагируют на изменение размера области просмотра или макета. Если вы сфокусируете свое соотношение на компонентах в дизайне и используете сетку, основанную на соотношении, для выравнивания этих компонентов, вы сможете извлечь выгоду с меньшим стрессом.
Отличный и простой способ начать работу — использовать шаблоны и примеры каркасов, в которых используется соотношение для создания макетов и размещения элементов. Это отличная отправная точка для начала проектирования, так как вы можете увидеть, как это работает на практике.
Существует также множество калькуляторов для ввода измерений и расчета соответствующих размеров на основе отношения. Если вы используете такие приложения, как Adobe XD, для своей дизайнерской работы, вы можете загрузить такие шаблоны, как Golden Grid от Джона Варгаса. Что бы вы ни создавали, надеюсь, это поможет вам создавать потрясающие сбалансированные макеты.
Посетите XD Ideas , чтобы получить больше уникальных идей и достоверных точек зрения на практику, бизнес и влияние дизайна.
Примите участие в бесплатном ежедневном творческом конкурсе , чтобы отточить свои навыки дизайна пользовательского интерфейса/UX голосовые интерфейсы и многое другое.
Первоначально опубликовано по адресу https://xd.adobe.com .
Что такое золотое сечение и как его использовать в дизайне
Визуальный баланс и последовательность являются ключом к хорошему дизайну. Мне, не являющемуся дизайнером, поначалу этого может быть трудно достичь. Но именно поэтому у дизайнеров есть визуальные инструменты для тренировки своего зрения и способностей. Золотое сечение — один из таких инструментов. Но что такое , золотое сечение ?
В этой статье мы поговорим о золотом сечении и о том, как его использовать в дизайне. Мы немного углубимся в математику, историю и немного развенчаем мифы. Вы закончите этот пост, зная, почему золотое сечение важно и как оно может помочь вам создавать визуально приятные визуальные эффекты с помощью Visme.
Все дело в восприятии. Теперь давайте погрузимся!
Что такое золотое сечение?
Золотое сечение, также называемое золотым сечением или божественной пропорцией, — это термин, часто упоминаемый в дизайнерских блогах, книгах по искусству, исторических журналах, шоу о тайнах Вселенной и видеороликах о магии математики в природе.
Со временем золотое сечение приобрело своего рода известность и известность, которые одновременно вдохновляют и смущают людей. Золотое сечение — это и математическое чудо, и спорный дизайнерский миф, объединенные в одну иррациональную концепцию.
Прежде чем вы меня пристрелите, позвольте мне объяснить. Золотое сечение определенно «вещь». Красиво несовершенная математическая вещь, которая может помочь дизайнерам создавать визуально сбалансированные проекты. Но это не надежное решение для создания красивых, идеально эстетичных дизайнов.
Золотое сечение и его геометрическая магия — это инструмент, как и любой другой, который может помочь дизайнерам усовершенствовать свое визуальное сообщение. То же самое относится к использованию сеток документов, правилу третей и 8-точечной сетке.
Вы здесь, потому что любите формы и геометрию? Тогда вам понравится это видео Visme об использовании фигур в дизайне!
Загадка золотого сечения
Если вы будете искать в Интернете золотое сечение, вы будете завалены изображениями Парфенона и Моны Лизы с золотой спиралью или золотым прямоугольником, наложенным сверху.
Вы увидите фотографии ракушек, штормов и семечек. А вместе с ними вы увидите ветрувианского человека Леонардо да Винчи, «Тайную вечерю» Сальвадора Дали и, может быть, просто чертежи зданий Ле Корбюзье.
Как не дизайнер, и даже как дизайнер, в ваших же интересах воспринимать все, что, как вам кажется, вы знаете о золотом сечении, с долей скептицизма.
Например, мы знаем, что значение золотого сечения обозначается греческой буквой фи. Но это не значит, что греки проводили такое различие. На самом деле, только в 1900-х буква Фи получила роль хранителя золотого сечения.
Термин «золотое сечение» был введен математиком Мартином Омом в 1800-х годах, а до этого Лука Пачоли и Леонардо да Винчи называли его «божественной пропорцией».
Первое упоминание об этом числе в истории Греции содержится в книге Евклида Александрийского, где он упомянул «крайнее и среднее отношение».
Это правда, что греки очень увлекались математикой и геометрией и использовали математические расчеты в своем искусстве и архитектуре. Но то, что они строили все по золотому сечению, особенно Парфенон, весьма вероятно, просто миф.
Все дело в восприятии красоты
Значение золотого сечения и его значение в искусстве, архитектуре и дизайне связано с восприятием красоты и эстетики.
Психологически человеческий мозг воспринимает изображения с золотыми пропорциями как более приятные визуально, чем без них.
Это теория, которую нельзя полностью доказать, но она много изучалась в области того, почему наш мозг говорит нам, что одни вещи приятны, а другие нет.
Считается, что золотое сечение обладает волшебной способностью придавать вещам присущую им красоту, чтобы наш мозг воспринимал их как прекрасные. Что не доказано, так это то, что мы научились думать об этом или это научно верно.
Тем не менее, золотое сечение стало таким же известным, как и противоречивые убеждения, стоящие за ним.
Массовая популярность золотого сечения началась в эпоху Возрождения, когда Лука Пачоли написал свою книгу De Divina Proportione . В этой книге он объяснил «божественную пропорцию» и то, как она была высшим выражением красоты в природе и человеческой форме.
Леонардо да Винчи проиллюстрировал концепцию Витрувианским человеком.
Источник изображения
Давайте распакуем это на минутку. Термин «божественное» означает нечто святое, происходящее с небес. Это прилагательное с благочестивой природой. Божественная пропорция — это измерение, цель которого — объяснить «совершенство».
Идеальные тела, идеальные лица, идеальные здания, идеальные растения.Если следовать этому логическому ходу мыслей, тогда совершенство = прекрасно.
С усилением магических качеств, присуждаемых золотому сечению с течением времени, оно стало символом красота и эстетика, без вопросов.
Но спросите себя: как геометрический инструмент, который якобы объясняет совершенные пропорции формы, предмета или рисунка, может быть использован для превращения чего-либо в красивую по своей сути вещь?
Создателям контента и людям важно помнить, что красота относительна. Совершенный не значит красивый, как бы общество ни пыталось впихнуть его нам в глотку.
Да, у вещей есть определенное качество, благодаря которому дизайн выглядит эстетично и приятно для глаз. Это называется баланс. И баланс довольно часто «неидеален».
Золотое сечение — выдающийся пример магии математики. И именно поэтому это важно. Не для того, чтобы сделать вещи красивыми, а чтобы помочь найти баланс в повседневных вещах.
Пока вы используете золотое сечение и его геометрические инструменты в этом отношении, ваши проекты будут более эстетичными, приятными для глаз, хорошо сбалансированными и, следовательно, лучше воспринятыми вашими зрителями.
Но, пожалуйста, не поддавайтесь заблуждению, что если наложить золотую спираль на любую композицию и подогнать ее по размеру, она мгновенно станет красивой.
Magic Mathematics
С математической точки зрения золотое сечение — это иррациональное число, полученное в результате вычисления для описания хорошо сбалансированной пропорции.
Числовое значение золотого сечения «Фи» обычно известно как 1,618…
Вы можете увидеть математическую формулу ниже вместе с полезной визуализацией.
Самая длинная часть, деленная на самую короткую, равняется сумме обеих частей, деленной на самую длинную. Эти, в свою очередь, равны 1,618…
наш браузер не поддерживает тег видео.
Создавайте визуальный контент любого типа с помощью Visme!
- Выберите из десятков профессиональных шаблонов
- Добавляйте и изменяйте значки, цвета, шрифты, изображения и многое другое
- Настройте что угодно в соответствии с имиджем вашего бренда и потребностями контента
Зарегистрироваться. Это бесплатно.
Проще всего представить, как работает соотношение, с золотым прямоугольником и золотой спиралью внутри него. Золотой прямоугольник — это тот, который разделен на две части в соответствии с золотым сечением.
Спираль создается по мере того, как прямоугольник непрерывно делится на меньшие части с одинаковым соотношением сторон.
Последовательность Фибоначчи и ее связь с золотым сечением
В 1200 г. н.э. математик Леонардо Ди Пиза расшифровал соотношение наоборот. Из своих вычислений он вывел ряд чисел, который теперь называется последовательностью Фибоначчи.
Последовательность выглядит следующим образом:
1,1,2,3,5,8,13,21…
Чтобы вычислить следующее число, вы должны сложить два последних числа, а затем повторить то же уравнение. Это может продолжаться вечно.
Числа в последовательности Фибоначчи не соответствуют золотому сечению, но очень близки. На самом деле они настолько близки, что их часто объединяют.
Золотое сечение использует разделение, чтобы визуализировать свою цель, в то время как последовательность Фибоначчи начинается с малого и растет оттуда. Кроме того, поскольку золотое сечение иррационально, для него невозможно получить точное число.
Вот почему эта визуализация золотого прямоугольника, разделенного на квадраты, содержит числа Фибоначчи внутри каждого квадрата.
В приведенном ниже выступлении на TED Артур Бенджамин объясняет, как работают числа Фибоначчи и как они связаны с золотым сечением. Это всего лишь краткий обзор того, как работает эта последовательность, но это отличное место для начала.
Это поможет вам понять, почему последовательность Фибоначчи и золотое сечение так часто объединяются.
Совершенная иррациональность золотого сечения
Математически золотое сечение представляет собой иррациональное десятичное число. Самое интересное в этом то, что когда он разделен внутри себя, он на самом деле довольно совершенен.
Этот секрет золотого сечения дает беспрецедентную художественную свободу при использовании его в визуальных проектах. Мы объясним, как это происходит, в разделе о том, как золотое сечение присутствует в природе.
Если вы хотите узнать больше о том, почему золотое сечение является совершенно иррациональным числом и почему это важно, посмотрите это видео.
Ведущий использует семена подсолнуха, чтобы визуализировать, как природа использует золотое сечение и последовательность Фибоначчи как совершенно иррациональный способ быть практичным в том, как она выращивает семена.
Как золотое сечение присутствует в природе? Развенчание мифов о золотой спирали
Золотое сечение или божественная пропорция, по-видимому, присутствует в природе во многих отношениях. От того, как раскрывается лист папоротника, от спирали до формы урагана, видимого со спутника.
Самая распространенная естественная визуализация, которую вы увидите в сотнях опубликованных статей о золотом сечении в природе, — это спираль. Обычно это раковины наутилуса, ураганы и папоротники.
Когда вы видите в природе что-то, напоминающее золотую спираль, чаще всего это не так в математическом смысле.
Большинство спиралей в природе, используемых в качестве примеров золотой спирали, являются логарифмическими спиралями. Их коэффициент вращения составляет от 1 до 2, но не совсем 1,618…
Эти логарифмические спирали очень похожи на золотую спираль до такой степени, что ваш глаз принимает их за таковые. Вот почему они используются в качестве примеров в бесчисленных опубликованных статьях о золотом сечении.
Это возвращает нас к тому, какая часть влияния золотого сечения считается математиками мифом.
Когда дело доходит до того, как использовать золотое сечение в дизайне, этот миф на самом деле хорош. Почему? Потому что это означает, что вам не нужно точно следовать пропорциям, чтобы ваш дизайн был визуально приятным. Вы просто должны быть очень близко к нему!
Ниже вы увидите изображения элементов природы и космоса, которые, казалось бы, настолько точно следуют золотому сечению, что естественным образом создают визуально сбалансированную и привлекательную спираль.
Как последовательность Фибоначчи присутствует в природе?
Теперь, когда мы рассмотрели, как золотая спираль присутствует в природе с точки зрения восприятия, давайте посмотрим, как последовательность Фибоначчи применима к загадке. Как мы уже говорили выше, эта последовательность чисел очень похожа на золотое сечение.
Последовательность Фибоначчи в значительной степени присутствует в том, как семена подсолнуха выходят из центра цветка по спирали. Но не только это. Последовательность может предсказать природные явления, такие как размножение кроликов, ветвление дерева и количество лепестков на цветке.
Естественные спирали выше могут быть измерены с помощью последовательности Фибоначчи в логарифмической спирали, но в приведенных ниже примерах последовательность присутствует больше.
Как использовать золотое сечение в дизайне
Наконец-то мы добрались до самого интересного!
Давайте посмотрим, как использовать золотое сечение в дизайне.
Для человека, не являющегося дизайнером, нелегко понять, когда слайды вашей презентации, инфографика или графика для социальных сетей визуально сбалансированы. К счастью, есть инструменты, которые облегчат вам задачу. Золотое сечение является одним из них.
Если вы читали разделы выше о загадках золотого сечения и восприятии красоты, вы уже знаете, что использование золотого сечения не означает, что ваши проекты автоматически будут красивыми по своей сути.
Хитрость в использовании золотого сечения заключается в том, чтобы найти баланс. Это всегда о балансе.
Несмотря на то, что многое из того, что думают о золотом сечении, не обязательно соответствует действительности, это не значит, что вы не можете использовать его для проектирования!
Давайте рассмотрим различные способы использования золотого сечения в ваших собственных проектах.
Визуальная геометрия золотого сечения
Золотое сечение имеет несколько различных форм, которые помогут вам достичь баланса в ваших проектах Visme.
Это:
- золотой прямоугольник
- золотая спираль
- золотой треугольник
- фи сетка
Кроме того, вы также можете иметь составные круги, спирали и треугольники, которые образованы комбинацией любого из вышеперечисленных.
Между искусством и геометрией существует большое пересечение, называемое «сакральной геометрией», которое использует принципы золотого сечения и последовательности Фибоначчи в качестве основы для форм. Это может не помочь в вашем дизайне, но определенно может вдохновить на творчество!
Золотой прямоугольник
Первая и простейшая из золотых геометрий — это золотой прямоугольник. На рисунке ниже изображен идеальный золотой прямоугольник, который вы можете использовать для наложения на свои проекты и соответствующей настройки элементов.
Используйте некоторые области для создания пустого пространства. Затем используйте линии и пересечения, чтобы создать точки фокусировки.
Скачать здесь
Золотая спираль
Золотая спираль и золотой прямоугольник похожи в том, как вы можете использовать их в своих проектах. Что добавляет спираль, так это новый набор пересекающихся изогнутых линий, которые могут помочь создать новые фокусные области и интересные формы и цветовые размещения.
Настройте этот шаблон и сделайте его своим! Редактировать и скачать
Золотые треугольникиПропорция золотых треугольников немного сложнее. Но это, безусловно, может помочь с дизайном, в котором используются диагональные формы и визуальное пространство.
Настройте этот шаблон презентации и сделайте его своим! Редактируйте и загружайте
Phi GridЕще один инструмент золотого сечения, который поможет вам настроить дизайнерские композиции, — это Phi grid. Это очень похоже на правило третей, поэтому, если вы уже использовали эту сетку, освоить ее будет несложно.
Составные геометрические композиции
Наконец, это геометрические композиции с использованием золотого сечения. Это могут быть две золотые спирали вместе или комбинация форм в золотых пропорциях. Например, если вы поместите две золотые спирали лицом друг к другу, они образуют сердце.
Золотые пропорции без золотых фигур
Есть еще один способ включить золотое сечение в свои проекты без использования золотых фигур. Вам просто нужно использовать золотую пропорцию 1,618.
Например, это набор квадратов с двумя сечениями в золотых пропорциях. Длина одной из сторон делится на 1,68, а меньшее сечение имеет решение в виде высоты. 1000/1,618=618.
Ниже приведена та же система, примененная к графике размером с обложку Facebook.
А вот и стандартный размер слайда презентации.
Золотое сечение в искусстве и архитектуре
Леонардо да Винчи был первым доказанным художником, который использовал золотое сечение в своем изображении Ветрувианского человека. Если он действительно использовал соотношение для Моны Лизы, вероятно, останется загадкой до конца времени.
Мы даже не начинаем работу над Парфеноном в Афинах, Греция. Интернет скажет вам, что он был создан с использованием золотого сечения, но математика скажет вам обратное.
Чтобы понять, как на самом деле используется золотое сечение в дизайне, мы должны взглянуть на работы Сальвадора Дали и Ле Корбюзье. Это два творческих человека, которые сознательно и систематически использовали золотое сечение для создания своего искусства.
Самым известным изображением золотого сечения Сальвадора Дали является его картина XIX века.50-х под названием Таинство Тайной Вечери .
Он использовал фи-сетку, чтобы настроить элементы на холсте. Дали также включил додекаэдр над столом. Додекаэдр имеет золотую пропорцию, встроенную в его форму геометрически.
Источник изображения
Ле Корбюзье — швейцарско-французский архитектор, который использовал золотое сечение для создания системы дизайна под названием Modulor , основанной на вымышленном человеческом теле, разделенном на божественные пропорции.
Его идея Modulor состояла в том, чтобы создать систему для дизайнеров и архитекторов, позволяющую создавать функциональные жилые помещения с гармоничными пропорциями.
Источник изображения
Золотое сечение в фотографии
Использование золотого сечения в качестве инструмента композиции довольно распространено в фотографии. Фотографы используют правило третей, а другие используют золотое сечение в прямоугольнике, спирали или фи-сетке.
Корректировка композиции фотографии в соответствии с золотым сечением выполняется частично во время съемки фотографии и частично на этапе редактирования. Накладывая золотой прямоугольник, спираль или сетку на фотографию, фотограф может увеличить кадрирование или настроить фотографию в соответствии с ними.
Вот несколько примеров использования золотого сечения в фотографии для создания композиции.
Когда дело доходит до использования фотографии и золотой сетки в дизайне, вы можете использовать содержание сверху.
Золотое сечение в дизайне логотипа
Действительно ли компания Apple создавалась с использованием золотого сечения? Если вы ищете в Google дизайн логотипа с золотым сечением, одним из первых результатов будет это изображение, утверждающее, что логотип Apple был разработан с использованием соотношения.
Несмотря на то, что этот миф был развенчан, он по-прежнему фигурирует во многих статьях о золотом сечении, используемом в дизайне.
В разоблачении автор объясняет, почему кривые и формы логотипа яблока не совсем соответствуют золотому сечению. Создатель рисунка ниже должен был манипулировать кругами и самим логотипом, чтобы кривые точно соответствовали кривым круга.
Кроме того, круги вообще не соответствуют золотому сечению. Это только выглядит так, потому что им манипулировали.
Тот факт, что логотип Apple на самом деле не был разработан с использованием золотого сечения, но все равно выглядит хорошо, является доказательством того, что даже если ваш дизайн «близок» к золотому сечению, он все равно может выглядеть сбалансированным и визуально привлекательным.
Вам не нужно точно придерживаться измерений золотого сечения. Помните, что десятичная цифра золотого сечения иррациональна и не имеет конца.
Источник изображения
Несмотря на то, что логотип Apple был развенчан как созданный с использованием золотого сечения, есть пара очень известных логотипов, которые действительно были таковыми.
Журнал National Geographic буквально представляет собой золотой прямоугольник, и Pepsi также использует золотое сечение в своем фирменном логотипе.
Источник изображения
Ниже приведен логотип, созданный с использованием золотого сечения. Наш дизайнер использовал золотой прямоугольник, спираль и составные круги, чтобы выбрать формы в пропорциях золотого сечения. Затем она соединила их вместе, используя золотое сечение в качестве макета.
Вы можете создать логотип с помощью Visme, используя золотое сечение, так же, как это сделал этот дизайнер. Проверьте конструктор логотипов Visme, чтобы найти множество идей.
Настройте этот шаблон логотипа и сделайте его своим! Редактировать и загрузить
Золотое сечение в слайдах презентацииМожете ли вы использовать золотое сечение для оформления слайдов презентации? Конечно, почему бы и нет! Вы можете наложить любую из геометрий золотого сечения, чтобы выложить композицию ваших слайдов.
Не используйте одно и то же стилевое решение на каждом слайде, так как это приведет к его повторению. Баланс также состоит из разнообразия.
Найдите идеальный шаблон для своей следующей презентации!Просмотреть сейчас
Золотое сечение — это только один из большого набора инструментов для дизайнаЭто все, что нужно знать о золотом сечении и о том, как его использовать в дизайне. Давайте повторим, что мы узнали:
- Золотое сечение — это математическое уравнение, которое визуализирует пропорцию между двумя частями золотой фигуры.
- Последовательность Фибоначчи тесно связана с золотым сечением и присутствует в натуральных логарифмических спиралях.
- Многое из того, что говорится в Интернете о золотом сечении в древнем искусстве и архитектуре, скорее всего, миф.
- Золотое сечение — это физическое приближение к пропорциям, которые наш мозг воспринимает как красивые.
- Вы можете использовать золотое сечение для создания хорошо сбалансированных дизайнов в Visme с помощью ряда методов.