Содержание

Контрольная работа по МХК в 11 классе | Материал по МХК (11 класс) по теме:

Опубликовано 21.05.2013 — 10:38 — Радайкина Надежда Васильевна

контрольная работа по мхк в 11 классе. Повторение, систематизация и обобщение материала, изученного в течение полугодия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольная работа по МХК в 11 классе.

1.Объясните значение и происхождение термина «БАРОККО».

2.В чём проявляется особенность стиля барокко в архитектуре.

3.Основные принципы, тематика и особенности творческого гения П.Рубенса.

4.Главный принцип творческого метода Рембрандта.

5. Значение термина «НАТЮРМОРТ».

6.Объясните значение термина «ИНТРОСПЕКЦИЯ».

7.Перечислите представителей барокко в музыкальном искусстве.

8.Объясните значение термина «КЛАССИЦИЗМ».

9. Объясните значение термина «РОКОКО».

10. Объясните значение термина «ГЕДОНИЗМ».

11. Объясните значение термина «СЕНТИМЕНТАЛИЗМ».

12. Заполните таблицу:

Характеристика

Классицизм

Рококо

Сентиментализм

Эстетическая программа (главные задачи искусства)

Главные виды искусства

Основные представители

Основная тематика произведений

Взаимоотношения личности и общества (природы, государства)

Особенности изображения героя

Дальнейшая судьба стиля(течения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по природоведению 5 класс; контрольная работа по географии 6 класс «Гидросфера»

Контрольные работы составлены с учётом материалов учебников «Природоведение 5 класс»  авторы: Т. С. Сухова, В.И.Строганов и «Землеведение 6 класс» авторы :В.П.Дронов,Л.Е.Савельева.Данные работы ап…

Контрольная работа по химии «Основные классы неорганических соединений» 8 класс

Контрольная работа составлена для итогового контроля по химии для учащихся 8 класса, которые изучают химию по учебнику Рудзитиса и Фельдмана. 2 варианта, есть таблица ответов….

Контрольная работа по геометрии 8 класс Учебник А.Г.Мерзляк «Геометрия 8 класс»

Это первая контрольная работа по теме «Параллелограм и его виды»…

Авторский учебный задачник «Контрольные задания» (контрольные работы для 2 — 6 классов)

Решение задач, стоящих перед образованием на современном этапе его развития, во многом зависит от того, как устроена система оценивания: насколько она обеспечивает обратную связь, насколько включает у…

Контрольная работа по географии 5 класс Итоговая контрольная работа

Контрольная работа по географии 5 класс Итоговая контрольная работа…

Контрольная работа по химии 9 класс.
Тема контрольной работы «Теория электролитической диссоциации».

Контрольная работа по химии 9 класс. Тема контрольной работы «Теория электролитической диссоциации» на два варианта….

Контрольная работа по биологии 8 класс по теме: «Мышцы. Типы мышц, их строение и значение. Работа мышц»

Контрольная работа к серии учебников «Линия жизни&quot…


Поделиться:

 

Искусство классицизма и рококо. Урок-презентация по МХК/искусству, 11 класс

МХК, 11 класс

Урок № 6

Искусство классицизма и рококо

Д.З.: Глава 6, ?? (с.63), тв. задания (с.63-65), таб. (с. 63) в тетради заполнить

© А.И. Колмаков

ЦЕЛИ УРОКА

  • дать представление об искусстве классицизма, сентиментализма и рококо;
  • расширять кругозор, навыки анализа жанров искусства;
  • воспитывать национальное самосознание и самоидентификацию, уважение к музыкальному творчеству рококо.

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • О. Фрагонар;
  • классицизм;
  • Г. Риго;
  • рококо;
  • сентиментализм;
  • гедонизм;
  • рокайлеи;
  • маскароны;
  • В.Л. Боровиковский;
  • ампир;
  • Ж. Ж. Руссо

Проверка знаний учащихся

1. Каковы характерные черты музыкальной культуры барокко? Чем она отличается от музыки эпохи Возрождения? Аргументируйте свой ответ конкретными примерами.

2 . Почему К . Монтеверди называют первым композитором барокко? В чём выразился реформаторский характер его творчества? Что характерно для «Взволнованного стиля» его музыки ? Какое отражение этот стиль нашёл в оперных произведениях композитора? Что объединяет музыкальное творчество К. Монтеверди с произведениями барочной архитектуры и живописи ?

3. Что отличает музыкальное творчество И. С. Баха? Почему его принято рассматривать в рамках музыкальной культуры барокко? Приходилось ли вам слушать органную музыку И. С. Баха? Где? Каковы ваши впечатления? Какие произведения великого композитора вам особенно близки? Почему?

4. Каковы характерные черты русской музыки барокко? Что представляли собой партесные концерты XVII — начала XVIII в.? Почему развитие русской барочной музыки связывают с формированием композиторской школы в России? Какое впечатление производит на вас духовная хоровая музыка М. С. Березовского и Д. С. Бортнянского?

Универсальные учебные действия

  • определять существенные признаки стилей классицизма и рококо, соотносить их с определенной исторической эпохой; исследовать причинно-следственные связи , закономерности смены художественных моделей мира; оценивать эстетическую, духовную и художественную ценность культурно-исторической эпохи ; выявлять способы и средства выражения общественных идей и эстетических идеалов эпохи в процессе анализа произведений искусства классицизма, рококо и сентиментализма;
    находить ассоциативные связи и различия между художественными образами классицизма, барокко и рококо, представленными в различных видах искусства; характеризовать основные черты , образы и темы искусства классицизма, рококо и сентиментализма; выдвигать гипотезы, вступать в диалог , аргументировать собственную точку зрения по сформулированным проблемам; систематизировать и обобщать полученные знания об основных стилях и течениях искусства XVII—XVIII вв. (работа с таблицей)
  • определять существенные признаки стилей классицизма и рококо, соотносить их с определенной исторической эпохой;
  • исследовать причинно-следственные связи , закономерности смены художественных моделей мира;
  • оценивать эстетическую, духовную и художественную ценность культурно-исторической эпохи ;
  • выявлять способы и средства выражения общественных идей и эстетических идеалов эпохи в процессе анализа произведений искусства классицизма, рококо и сентиментализма;
  • находить ассоциативные связи и различия между художественными образами классицизма, барокко и рококо, представленными в различных видах искусства;
  • характеризовать основные черты , образы и темы искусства классицизма, рококо и сентиментализма;
  • выдвигать гипотезы, вступать в диалог , аргументировать собственную точку зрения по сформулированным проблемам;
  • систематизировать и обобщать полученные знания об основных стилях и течениях искусства XVII—XVIII вв. (работа с таблицей)

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • Эстетика классицизма.
  • Рококо и сентиментализм.

Задание на урок.

Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеют эстетика классицизма, искусство рококо и сентиментализм?

подвопросы

  • Эстетика классицизма. Обращение к античному наследию и гуманистическим идеалам Возрождения. Выработка собственной эстетической программы. Главное содержание искусства классицизма и его творческий метод. Черты классицизма в различных видах искусства. Формирование стилевой системы классицизма во Франции и ее влияние на развитие художественной культуры западноевропейских стран. Понятие о стиле ампир.
  • Рококо и сентиментализм *. Происхождение термина «рококо». Истоки художественного стиля и его характерные особенности.
    Задачи рококо (на примере шедевров декоративно-прикладного искусства). Сентиментализм как одно из художественных течений в рамках классицизма. Эстетика сентиментализма и его основоположник Ж. Ж. Руссо. Специфика русского сентиментализма в литературе и живописи (В. Л. Боровиковский)

Эстетика

классицизма

  • Новый художественный стиль — классицизм (лат . classicus образцовый) — следовал классическим достижениям Античности и гуманистическим идеалам Возрождения.
  • Искусство Древней Греции и Древнего Рима стало для классицизма главнейшим источником тем и сюжетов: обращения к античной мифологии и истории, ссылки на авторитетных учёных, философов и писателей.
  • В соответствии с античной традицией был провозглашён принцип первенства природы.

Левицкий Д.Г.

Портрет

Дени Дидро. 1773—1774 гг. Музей искусства и истории   города Женевы в Швейцарии.

«…изучать Античность, чтобы научиться видеть Природу»

(Дени Дидро)

Эстетика

классицизма

Эстетические принципы классицизма:

1. Идеализация древнегреческой культуры и искусства, ориентация на нравственные принципы и идеи гражданственности

2. Приоритет воспитательного значения искусства, признание ведущей роли разума в познании прекрасного.

3. Пропорциональность, строгость, ясность в классицизме сочетаются с законченностью, завершенностью художественных образов, универсализмом и нормативностью.

  • Главным содержанием искусства классицизма стало понимание мира как разумно устроенного механизма, где человеку отводилась существенная организующая роль.

О. Фpaгonap. Портрет

Дени Дидро. 1765-1769 гг. Лувр, Париж

Эстетика

классицизма

Творческий метод классицизма:

  • стремление к разумной ясности, гармонии и строгой простоте;
  • приближение к объективному отражению окружающего мира;
  • соблюдение правильности и порядка;
  • подчинение частного главному;
  • высокий эстетический вкус;
  • сдержанность и спокойствие;
  • рационализм и логичность в поступках.

Клод Лоррен. Отплытие царицы Савской (1648). Лондонская Национальная картинная галерея

Эстетика

классицизма

Каждому из видов искусства были

присущи свои особенные черты:

1. Основой архитектурного языка

классицизма становится ордер ( тип

архитектурной композиции, использующий

определённые элементы и

подчиняющийся определённой архитектурно-

стилевой обработке ) , гораздо более

близкий по формам и пропорциям к

зодчеству Античности.

2. Произведения архитектуры отличают

строгая организованность

соразмерность и уравновешенность

объёмов, геометрическая

правильность линий, регулярность

планировки.

3. Для живописи характерны : чёткая

разграниченность планов, строгость

рисунка, тщательно выполненная

светотеневая моделировка объёма.

4. Особую роль в решении

просветительской задачи играли

литература и в особенности театр ,

ставший самым массовым видом

искусства этого времени .

Ш. Персье, П.Ф.Л. Фопmеп.

Триумфальная арка на площади Каррусель в Париже. 1806 г. (стиль — ампир)

Эстетика

классицизма

  • в эпоху царствования «короля – солнце» Людовика XIV (1643-1715) была выработана некая идеальная модель классицизма, которой подражали в Испании, Германии, Англии и в странах Восточной Европы, Северной и Южной Америки.
  • вначале искусство классицизма было неотделимо от идеи абсолютной монархии и являлось воплощением целостности, величия и порядка.

Г. Риго. Портрет Людовика XIV.

1701 г. Лувр, Париж

Эстетика

классицизма

  • Казанский собор в Петербурге (1801-1811 гг. ) Арх. А.Н. Воронихин.
  • Искусство в форме так называемого революционного классицизма, служило идеалам борьбы против тирании, за утверждение гражданских прав личности, созвучных Французской революции.
  • На последней стадии своего развития классицизм активно

выражал идеалы наполеоновской империи.

  • Своё художественное продолжение он нашёл в стиле ампир (от фр. style Empire — «имперский стиль») – стиль позднего (высокого)

классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во

Франции в период правления императора Наполеона I.

Рококо и

с е н т и м е н т а л и з м

  • Характерной особенностью XVIII в. в западноевропейском искусстве стал неоспоримый факт одновременного существования с классицизмом барокко, рококо и сентиментализма.
  • Признавая только гармонию и порядок, классицизм «выпрямил» причудливые формы барочного искусства, перестал трагически воспринимать духовный мир человека, а основной конфликт перенёс в сферу отношений между отдельной личностью и государством. Барокко, изжившее себя и пришедшее к логическому завершению, уступило место классицизму и рококо.

О. Фрагонар. Счастливые

возможности качелей. 1766 г.

Коллекция Уоллес, Лондон

Рококо и

с е н т и м е н т а л и з м

В 20-е гг. XVIII в. во Франции

сложился новый стиль искусства –

рококо (фр. rocaille — раковина). Уже

само название раскрывало

главную, характерную черту этого

стиля – пристрастие к изысканным

и сложным формам, причудливым

линиям, во многом напоминавшим

очертания раковины.

Раковина то превращалась в

сложный завиток с какими-то

странными прорезями, то в

украшение в виде щита или

полуразвёрнутого свитка с

изображением герба или эмблемы.

Во Франции интерес к стилю

рококо ослабел уже к концу 1760-х

гг., но в странах Центральной

Европы его влияние было

ощутимо вплоть до конца XVIII

столетия .

Ринальдиевское рококо:

интерьеры Гатчинского замка.

г. Гатчина

Рококо и

с е н т и м е н т а л и з м

Главная цель искусства рококо — доставлять чувственное

наслаждение ( гедонизм ). Искусство должно было

нравиться, трогать и развлекать, превращая жизнь в утончённый маскарад и «сады любви».

Сложные любовные интриги, мимолётность увлечений, дерзкие, рискованные, бросающие вызов обществу поступки героев, авантюры и фантазии, галантные развлечения и праздники определяли содержание произведений искусства рококо.

Аллегория изобразительного искусства,

1764 г. — Холст, масло; 103 х 130 см.  Рококо. Франция.  Вашингтон, Нац. галерея.

Рококо и

с е н т и м е н т а л и з м

Характерными чертами стиля рококо в произведениях искусства:

грациозность и лёгкость, затейливость, декоративная утончённость

и импровизация, пасторальность (пастушеская идиллия), тяга к экзотике;

орнамент в виде стилизованных раковин и завитков, арабесок, цветочных гирлянд, фигурок амуров, разорванных картушей, масок;

сочетание пастельных светлых и нежных тонов с большим количеством белых деталей и золота;

культ прекрасной наготы, восходящий к античной традиции, изощрённая чувственность, эротичность;

культ малых форм, камерность, миниатюрность (особенно в скульптуре и архитектуре), любовь к мелочам и безделушкам («Прелестным безделицам»), наполнявшим быт галантного человека;

эстетика нюансов и намёков, интригующая двойственность

образов, переданная с помощью лёгких жестов, полуоборотов,

чуть заметных мимических движений, полуулыбки, затуманенного

взгляда или влажного блеска в глазах.

Рококо и

с е н т и м е н т а л и з м

Наибольшего расцвета стиль рококо достиг в произведениях

декоративно-прикладного искусства Франции (интерьерах дворцов

и костюмах аристократии). В России он проявился прежде всего в архитектурном декоре — в виде свитков, щитов и замысловатых раковин — рокайлей (декоративных орнаментов, имитирующих

соединение причудливых раковин и диковинных растений), а также маекаранов (лепных или резных масок в виде

человеческого лица или головы зверя, размещённых над окнами, дверьми, арками, на фонтанах , вазах и мебели).

Рококо и

с е н т и м е н т а л и з м

Сентиментализм (фр . sentiment — чувство). В мировоззренческом плане он, как и классицизм, опирался на идеи просветительства.

Важное место в эстетике сентиментализма занимало изображение мира чувств и переживаний человека (отсюда его название).

Чувства воспринимались как проявление природного начала в человеке , его естественного состояния, возможного только при тесном контакте с природой.

Достижения цивилизации с множеством

соблазнов, развращавших душу

«естественного человека», приобретали

явно враждебный характер.

Своеобразным идеалом

сентиментализма стал образ сельского

жителя, следовавшего законам

первозданной природы и живущего в

абсолютной гармонии с ней .

Court Joseph-Desire (Жозе-Дезери Кур). живопись. Франция

Рококо и

с е н т и м е н т а л и з м

Основоположником сентиментализма считают французского просветителя Ж. Ж. Руссо, провозгласившего культ

естественных, природных чувств и

потребностей человека, простоты и

сердечности.

Его идеалом был чувствительный,

сентиментальный мечтатель,

одержимый идеями гуманизма,

«естественный человек» с «прекрасной душой», не развращённый буржуазной цивилизацией.

Главную задачу искусства Руссо

видел в том, чтобы учить людей

добродетели, звать их к лучшей

жизни.

Главный пафос его произведений

составляет восхваление человеческих чувств, высоких страстей, пришедших в столкновение с общественными, сословными предрассудками.

Французский̆ философ, писатель, мыслитель эпохи Просвещения. Также музыковед, композитор и ботаник. Родился: 28 июня 1712 г., Женева. Умер:2 июля 1778 г. (66 лет), Эрменонвиль, близ Парижа.

Рококо и

с е н т и м е н т а л и з м

Правомернее всего рассматривать сентиментализм как одно из художественных течений, действовавших в рамках классицизма.

Если рококо делает акцент на внешнем проявлении чувств и эмоций, то сентиментализм

подчёркивает внутреннюю,

духовную сторону бытия человека.

В России наиболее яркое воплощение сентиментализм нашёл в литературе и в живописи, например в творчестве В. Л. Боровиковского.

В.Л. Боровиковский. Лизынька и Дашинька. 1794 г. Государственная

Третьяковекая галерея,Москва

Контрольные вопросы

1 . Какова эстетическая программа искусства классицизма? В чём выразились связь и различия между искусством классицизма и барокко?

2 . Каким образцам Античности и Ренессанса следовало искусство классицизма? От каких идеалов прошлого и почему ему пришлось отказаться?

3. Почему рококо считается стилем аристократии? Какие его особенности отвечали вкусам и настроениям своего времени? Почему в нём не нашлось места для выражения гражданских идеалов? Как вы думаете, почему стиль рококо достиг наивысшего расцвета в декоративно-прикладном искусстве?

4. Сравните основные принципы барокко и рококо. Можно ли

считать рококо продолжением барокко? Что нового стиль рококо «добавил» к барокко? Каковы отличия эмоционального воздействия на человека этих стилей?

5*. На каких идеях просветительства базировался сентиментализм? Каковы его главные акценты? Правомерно ли рассматривать сентиментализм в рамках большого стиля классицизма?

Творческая мастерская

Темы презентаций, проектов

  • «Роль Франции в развитии европейской художественной культуры».
  • «Человек, природа, общество в эстетической программе классицизма».
  • «Образцы Античности и Возрождения в искусстве классицизм».
  • «Кризис идеалов барокко и искусство классицизма».
  • «Рококо и сентиментализм — сопутствующие стили и течения классицизма».
  • «Особенности развития классицизма в искусстве Франции (России и др . )».
  • «Ж. Ж. Руссо как основоположник сентиментализма».
  • «Культ естественного чувства в искусстве сентиментализма».
  • «Дальнейшая судьба классицизма в истории мирового искусства».

рефлексия

Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Литература:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011
  • Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень : учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.
  • Кобяков Руслан. Санкт-Петербург

Барокко | Эстетика Вики | Фэндом

Барокко

Апофеоз Геркулеса, в Салоне Геркулеса, Версальский дворец, Версаль, Франция, Франсуа Лемуан, 1731-1736, фреска

Другие имена

Барроко

Десятилетие происхождения

17-18 века

Основные цвета

Любой цвет, но популярные цвета включают: темно-фиолетовый, синий индиго, бархатно-красный, изумрудно-зеленый, охристо-желтый, золотой, серебряный, жемчужный, темно-коричневый, черный, белый

Ключевые ценности

Изобилие, величие, чувственность, экстравагантность, приземленность, напряжение, жизненная сила, страсть, яркость, декаданс

Родственная эстетика

Art Academia
Классицизм
Эфирный
Golden Hour
Kingcore
Queencore
Pearly
Princecore
Princesscore
Рококо (преемник)
Royalcore

Родственные бренды

Dolce and Gabbana
Vesace

Барокко — это термин, используемый для описания преобладающего стиля европейской архитектуры, музыки и искусства 17 и начала 18 веков.

Термин «барокко» произошел от португальского слова barroco , что означает «бесформенная жемчужина». Barroco впервые использовался для критики чрезмерно богато украшенной музыки эпохи барокко. Позже он также применялся к искусству, моде и архитектуре того периода, но со временем утратил свой уничижительный тон.

Хотя 20-й и 21-й века относительно невелики, в 20-м и 21-м веках возобновился и продолжительный интерес к музыке, искусству и мотивам барокко. Известно, что коллекция Dolce and Gabbana 2012 года, вдохновленная барочной одеждой, подтвердила утонченную многолетнюю тенденцию: возвращение некоторых из самых узнаваемых узоров и цветов эпохи барокко.

Содержимое

  • 1 Визуальный элемент
  • 2 Архитектура
  • 3 Арт.
  • 4 Дизайн
  • 5 Мода
  • 6 Музыка
  • 7 Влияние и вклад ЛГБТ

Визуальное

Художественное направление барокко характеризуется мелодраматическими картинами, роскошным орнаментом, использованием глубоких цветов, светотени и асимметрии. На картинах чаще всего изображены сцены из Библии или греческой мифологии и портреты знати.

Общие визуальные эффекты включают:

  • Пейзажи
  • Цветы
  • Религиозные деятели (святые, ангелы, демоны и др.)
  • Мифические существа
  • Древнегреческие и римские символы
  • Небесные тела (планеты, созвездия, солнце/луна и т. д.)
  • Крашеные потолки
  • Свечи
  • Музыкальные инструменты
  • Память о смерти
  • Маскарадные шары
  • Фонтаны
  • Замки
  • Большие величественные церкви
  • Богато украшенные дворцы
  • Оперные театры
  • Пасторальные сцены (цветочные корзины, пастухи, влюбленные в лесу и др.)
  • Банкеты

Архитектура

Дом Инвалидов, Париж, Жюль Ардуэн-Мансар, 1677–1706 гг., образец религиозной архитектуры барокко

Мраморный двор Версальского дворца, Версаль, Франция, 1680 г., образец архитектуры светского барокко

Барокко возникло в результате Контрреформации как попытка католической церкви в Риме передать свою силу и подчеркнуть величие Бога. Барокко и его поздний вариант рококо были первыми по-настоящему глобальными стилями в искусстве. Доминирует в искусстве и архитектуре Европы, Латинской Америки и других стран более двух столетий примерно с 1580 по 1800 год. Родился в живописных студиях Болоньи и Рима в 1580-х и 1590-х годах, а также в римских скульптурных и архитектурных мастерских во втором и третьем годах. десятилетия XVII века барокко быстро распространилось по Италии, Испании и Португалии, Фландрии, Франции, Нидерландам, Англии, Скандинавии и России, а также в центры Центральной и Восточной Европы от Мюнхена (Германия) до Вильнюса (Литва). . Португальская, Испанская и Французская империи, а также сеть голландских торговых сетей сыграли ведущую роль в распространении двух стилей в Америке, колониальной Африке и Азии, в таких местах, как Лима, Мозамбик, Гоа и Филиппины. Из-за его распространения в регионах с разными архитектурными традициями в зависимости от местоположения появилось несколько видов барокко, разных в некоторых аспектах, но в целом похожих. Например, французское барокко по сравнению с ним выглядело суровым и отстраненным, вытесняя неоклассицизм и архитектуру эпохи Просвещения. Архитектура гибридного индейского и европейского барокко впервые появилась в Южной Америке (в отличие от Мексики) в конце 17 века, после того как местные символы и стили, характеризующие этот необычный вариант барокко, сохранились в течение предшествующего столетия в других средствах массовой информации. Очень хорошим примером этого является церковь иезуиров в Арекипе (Перу).

Первыми зданиями в стиле барокко были соборы, церкви и монастыри, к которым вскоре присоединились общественные здания, особняки и дворцы. Характеризуясь динамизмом, впервые стены, фасады и интерьеры изогнуты, хорошим примером является Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане в Риме. Архитекторы барокко взяли основные элементы архитектуры эпохи Возрождения, в том числе купола и колоннады, и сделали их выше, величественнее, более украшенными и более драматичными. Внутренние эффекты часто достигались с использованием квадратуры или живописи trompe-l’œil в сочетании со скульптурой: взгляд устремлен вверх, создавая иллюзию того, что человек смотрит в небо. Скопления скульптурных ангелов и раскрашенных фигур толпятся на потолке. Свет также использовался для драматического эффекта; она стекала с куполов и отражалась от обилия позолоты. Часто использовались соломоновы колонны, чтобы создать иллюзию движения вверх, а другие декоративные элементы занимали все доступное пространство. Во дворцах в стиле барокко парадные лестницы стали центральным элементом. Наряду с архитектурой динамизмом характеризуется барочная живопись и скульптура. Это контрастирует с тем, насколько статичным и мирным является искусство эпохи Возрождения.

Помимо самого здания, важную роль сыграло и место, где оно располагалось. Здания как в стиле барокко, так и в стиле рококо пытаются привлечь внимание зрителей и доминировать над своим окружением, будь то в небольшом масштабе, таком как Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане в Риме, или в массивном, как новый фасад собора Сантьяго-де-Компостела. призван возвышаться над городом. Проявление силы и авторитета в самом грандиозном масштабе, городское планирование и обновление в стиле барокко поощрялись как церковью, так и государством. Это была первая со времен античности эпоха массовой миграции в города, и градостроители приняли идеалистические меры для ее регулирования. Наиболее примечательным ранним примером была реструктуризация Доменико Фонтаной плана улиц Рима Папы Сикста V. Архитекторы экспериментировали с идеализированными схемами города с раннего Возрождения, например, Леон Баттиста Альберти (1404–1472), планировавший централизованную модель города с улицами, ведущими к центральная площадь, или Филарете (Антонио ди Пьетро Авер(у)лино, ок. 1400-ок. 1469) спроектировал круглый город под названием Сфорзинда (1451–1456), который он основывал на частях человеческого тела, исходя из идеи, что здоровый город должен отражать физиономию его жителей. Однако ни один из этих идеалистических городов так и не был построен. Фактически, в Европе было реализовано несколько таких проектов, поскольку новые города были непомерно дорогими, а существующие городские районы с существующими церквями и дворцами нельзя было снести. Только в Америке, где у архитекторов часто было чистое пространство для работы, были возможны такие города, как в Лиме (Перу) или Буэнос-Айресе (Аргентина). Самым ранним идеальным городом в стиле барокко является Замосць, построенный к северо-востоку от Кракова (Польша) итальянским архитектором Бернардо Морандо (ок.  1540-1600) и представляющий собой централизованный город, сосредоточенный на площади с расходящимися улицами. Там, где целые города не могли быть перестроены, меценаты и архитекторы компенсировали это созданием просторных и симметричных площадей, часто с проспектами, расходящимися под перпендикулярными углами и фокусирующими внимание на фонтане, статуе или обелиске. Хорошим примером этого является площадь Вогезов (бывшая Королевская площадь), построенная по заказу Генриха IV, вероятно, по планам Батиста дю Серсо (1545-159 гг.).0). Самым известным барочным пространством в мире является площадь Святого Петра Джанлоренцо Бернини в Риме. Подобно идеальному городскому планированию, сады в стиле барокко характеризуются прямыми и перестраиваемыми проспектами с геометрическими пространствами.

Château de Maisons, Франция, автор Франсуа Мансар, 1630-1651

Санта-Мария-делла-Салюте, Венеция, Италия, автор Бальдассаре Лонгена, 1631-1687

Temple du Marais, Париж, автор Франсуа Мансар, ок. Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане, Рим, Франческо Борромини, 1638-1677 гг.

Интерьер отеля Salé (в настоящее время музей Пикассо), Париж, работы Жана Булье, 1656-1659

Во-ле-Виконт, Менси, Франция, работы Луи Лево и Андре Ленотра, 1656-1661

St Площадь Святого Петра, Рим, Джан Лоренцо Бернини, 1656-1667

Сады в Во-ле-Виконт, Франция, Андре Ленотр, 1657-1661

Зеркальный зал Версальского дворца, Жюль Ардуэн-Мансар и Шарль Лебрен, 1678–1684

Садовый фасад Версальского дворца, Версаль, Франция, Жюль Ардуэн-Мансар, 1678–1688

Дверь салона Венеры в Версальском дворце, работа Филиппа Кафьери, 1681 г.

Чумная колонна, Вена, работы Матиаса Раухмиллера и Иоганна Бернхарда Фишера фон Эрлаха, 1682 и 1694 гг.

Сады дворца Хет Лоо, Нидерланды, 1689 г.

Часовня Версальского дворца, Версаль, 1696–1710 гг.

Фасад иезуитской церкви Арекипы, Перу, работы Диего де Адриана и других, 1698–1699 гг. 1700-1704

Деталь над зеркалом в спальне Людовика XIV, неизвестный архитектор, 1701

Внешний вид Карлскирхе, Вена, Австрия, Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах, 1715-1737

Интерьер Карлскирхе, Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах, 1715-1737

Фасад Сиракузского собора, Сиракузы, Сицилия, Италия, Андреа Пальма, 1725–1753 гг.

Дизайн входа в Hôtel de Soubise, неизвестный архитектор, дата неизвестна неизвестная дата

Дизайн камина, неизвестный архитектор, дата неизвестна

Дизайн камина, неизвестный архитектор, дата неизвестна

Искусство

Пришедшее на смену маньеризму и развивавшееся в результате религиозной напряженности в Европе, искусство барокко возникло в конце 16 века. Название может происходить от «барокко», португальского слова, означающего жемчуг неправильной формы, и оно описывает искусство, сочетающее в себе эмоции, динамизм и драматизм с мощным цветом, реализмом и сильными тональными контрастами. Между 1545 и 1563 годами на Тридентском соборе было решено, что религиозное искусство должно поощрять благочестие, реализм и точность и, привлекая внимание и сочувствие зрителей, прославлять католическую церковь и укреплять образ католицизма. В следующем столетии радикально новые стили искусства барокко охватили и развили модели Высокого Возрождения, а также открыли новые горизонты как в религиозном искусстве, так и в новых разновидностях светского искусства, прежде всего в пейзаже.

Ключевой особенностью многих картин в стиле барокко является сильный контраст света и тени в определенных частях картины, чтобы привлечь внимание к центральным действиям или фигурам. Это было сделано для создания драматической атмосферы и впечатляющих эффектов бликов и теней. Художники хотели вызвать у зрителя трепет. Они также часто использовали асимметрию, когда действие происходило вдали от центра изображения, и создавали оси, которые не были ни вертикальными, ни горизонтальными, а наклонялись влево или вправо, создавая ощущение нестабильности и движения.

Воскресение Христово, Аннибале Карраччи, 1593, холст, масло

Призвание святого Матфея, Караваджо, c.1602–1604, холст, масло холст, масло

Юдифь, убивающая Олоферна, Артемизия Джентилески, ок. 1620, холст, масло

Плутон и Прозерпина, Джан Лоренцо Бернини, 1621-1622, мрамор

–1635, холст, масло

Экстаз святой Терезы, Джан Лоренцо Бернини, 1647–1652, мрамор

«Посадка царицы Савской», Клод Лоррен, 1648 г. , холст, масло

Менины, Диего Веласкес, 1656 г., холст, масло

«Триумф Вакха», Михаэлина Вотье, до 1659 г., холст, масло

Аполлон на службе у нимф, Франсуа Жирардон, 1666-1673, мрамор

Триумф имени Иисуса, Бачччо, 1676-1685, фреска

Дети перед зеркалом, Пьер Ле Гро Старший, 1685– 1686, бронза

Аллегория миссионерской работы Общества Иисуса Андреа Поццо, 1691-1694, фреска

Королевская слава верхом на пегасе, Антуан Койсевокс, 1698-1702, каррарский мрамор

Vénus ou La Coquetterie (Венера или Тщеславие), часть серии арабесок, неизвестный художник, 1782, офорт на бумаге

Дизайн

Деталь мебели в стиле барокко в Государственном музее в Амстердаме, Нидерланды. Обратите внимание, что, несмотря на то, что он богато украшен, он симметричен и разделен на прямоугольные секции.

Прикладное искусство процветало в этом стиле. Мебель в стиле барокко могла быть такой же напыщенной и покрытой сусальным золотом, как и комнаты, которые они должны были украшать, а их мотивы и приемы были тщательно выверены, чтобы соответствовать общей декоративной программе архитектора.

Одним из самых престижных производителей мебели был Андре Шарль Буль, известный своей техникой маркетри, которая заключалась в склеивании листов черепахового панциря и латуни и вырезании их по рисунку. Его работы также украшали оправы из позолоченной бронзы. На сложных гобеленах были изображены сцены, вдохновленные классической древностью, а мануфактура Савоннери производила большие тщательно детализированные ковры для Лувра. Эти ковры с черным или желтым фоном имели центральный мотив или медальон. Китайский фарфор, фаянсовая посуда и зеркала, изготовленные в Сен-Гобене (Франция), быстро распространились во всех княжеских дворцах и аристократических резиденциях Франции. Во времена правления Людовика XIV над каминными полками ставили большие зеркала, и эта тенденция продлится еще долго после периода барокко, будучи популярной даже сегодня, когда кто-то хочет иметь винтажный декор комнаты.

Несмотря на богатое декорирование, дизайн в стиле барокко характеризуется строгостью, симметрией и общим балансом. Симметричные элементы обрамляют вертикальную или горизонтальную оси. Ключевым мотивом являются человеческие лица (также известные как mascarons ), иногда окруженные излучающими солнечными лучами или украшениями в форме павлиньих хвостов, называемыми пальметтами . Другие мотивы, широко используемые в дизайне в стиле барокко, включают херувимов (он же путти ), раковины гребешков, спирали листвы (он же rinceaux ), головы львов, бараньих голов, грифонов, гирлянды из различных листьев, цветов или фруктов (он же гирлянды ), листья аканта, урны, балясины (особенно в верхней части высокодетализированных шкафов), карнизы, трофеи оружия, модильоны (часто изображающие внутри человека в профиль), рамы овальной формы, называемые картуши , кисточки, ленты, бантики и прямоугольные или пеленочные (ромбовидные) решетчатые узоры, украшенные точками или цветочками. Большая часть этих орнаментов также будет использована в стилях рококо, неоклассицизма и викторианской эпохи, но с небольшими изменениями.

Что касается мебели, то большие куски цельного дерева изготавливались из каштана, ореха или дуба. Они часто были позолочены или украшены шпоном или маркетри из множества пород дерева различных и контрастных тонов. К деревянной конструкции добавили фурнитуру из позолоченной бронзы. Помимо украшений, бронза также использовалась для ручек, запорных пластин, петель и других практических элементов. Кровати часто имели балдахины с куратинами и украшались урнами по углам их вершины. Столы, особенно консоли, были богато украшены. У них были столешницы из мрамора, порфира или алебастра, а иногда для создания узоров использовалась маркетри. Когда дело дошло до сидения, использовались кресла, стулья и складные табуреты.

Кровать с балдахином из замка Эффиа, ок. 1650 г., натуральный орех, резной генуэзский шелковый бархат и шелк с вышивкой

Стол, приписываемый Филиппу Кафьери и Полю Гужону, ок. порфировая столешница

Ковер славы и силы духа, мануфактура Савоннери, 1668–1685 гг. , шерстяной ворс, сотканный с плотностью около 90 узлов на квадратный дюйм

Дизайн мебели, Жан Ле Потр, ок. 1675 г., гравюра на белом бумага верже

Шкаф, ок. 1675 г., черное дерево, кингвуд, маркетри из твердых камней, позолоченная бронза, олово, стекло, тонированное зеркало и рог

Стол для пирса, 1685–1690 гг., резное, гипсованное и позолоченное дерево, с мраморной столешницей

Зеркало, Йоханнес Ханнарт, 1685–1700 гг., дуб, облицованный черным деревом, самшитом и эбеновым самшитом, современное зеркальное стекло

Гобелен с Венера, 1689–1692 гг., жаба, шерсть, шелк, серебро и золото

Кувшин для попурри, ок. 1695 г., фарфор с мягкой пастой

Сосуд для пот-пурри, производство мануфактуры Сен-Клу, ок. 1696–1710 , мягкий фарфор, эмаль под глазурью

Эскиз вазы, дата неизвестна (вероятно, 2-я половина XVII в.), бумага

Ваза, украшенная трофеями музыкальных инструментов, работы Клода Пуарье, 1699-1705 гг., каррарский мрамор

Орнамент в форме лица (он же маскарон ), окруженный орнаментом в форме павлиньего хвоста, называемым пальметта , 17–18 вв. , позолоченная бронза

Кресло с квадратными балясинами и улиткой X-strecher, c.1700-1710, резной и позолоченный орех, плетение и бархат

Диван, 1700-1715, позолоченное дерево с вышитой кожей Шарль Буль, около 1700 г., шпон черного дерева и амаранта, полихромное дерево, маркетри из латуни, олова, ракушек и рога на дубовой раме, позолоченная бронза

Стол, приписываемый Жану Дегуллону, 1710-1715 гг., позолоченное дерево с мраморной столешницей

Комод, Андре Шарль Буль, ок. 1710–1732 гг., шпон орехового дерева с эбеновым деревом и маркетри из гравированной латуни и панциря черепахи, опоры из позолоченной бронзы, Старинная мраморная столешница

Наклонная стойка регистрации Генриха Людвига Роде или Фердинанда Плитцнера, ок. 1715–1725 гг., маркетри из клена, амаранта, красного дерева и ореха на ели и дубе Бернар Пикарт, 18 век, гравюра

Fashion

  • Эффектные украшения с крупными драгоценными камнями
  • Короны
  • Длинные платья со шлейфом
  • Бальные платья
  • Кружево
  • Ленты
  • Струящиеся накидки
  • Пальто и блейзеры с орнаментом/узором
  • Золотая филигрань
  • Кисти
  • Отделка парчой
  • Туфли на остроносом каблуке

Выкройки, ткани и материалы:

  • Жаккард
  • Дамаск
  • Клетчатый
  • Туаль-де-Жуи
  • Шинуазри
  • Флер де Лис
  • Мрамор
  • Фарфор
  • Шелк
  • Бархат
  • Сатин

Мэри Капель (1630–1715), впоследствии герцогиня Бофор, и ее сестра Елизавета (1633–1678), графиня Карнарвон, работы Питера Лели, ок. 1660 г.

Портрет дамы, традиционно идентифицируемой как Маркиза де Монтеспан, последователь Якоба Фердинанда Воэта, c.1660-1700.png

Энгель де Рюйтер, Фердинанд Бол и Виллем ван де Вельде Младший, 1669

Автопортрет Пьера Миньяра, между 1670 и 1690 годами

Предполагаемый портрет мадам де Монтеспан и ее детей, созданный в мастерской Пьер Миньяр I, ок. 1673

Луиза Франсуаза, принцесса Конде, с картины Пьера Гобера, ок. 1692

Людовик, дофин Франции, с картины Жана Мариэтта, ок. Жан-Леон Жером, 1878 г.

Музыка

Музыка в стиле барокко энергична и экстравагантна, как и ее художественные и архитектурные аналоги. Для него характерны извилистые, витиеватые мелодии, а басовая партия часто служит «сердцебиением», которое движет музыку вперед.

Известные композиторы эпохи барокко и некоторые образцы их творчества:

  • Иоганн Себастьян Бах
    • Бранденбургский концерт № 3
    • Фуга соль минор, BWV 574
    • Концерт для клавесина ре минор, BWV 1052
  • Антонио Вивальди
    • Времена года
    • Концерт ми минор, RV 281
    • Ария: «ах, ch’infelice sempre», RV 684
  • Жан-Батист Люлли
    • Prelude Pour La Nuit
    • Passacaille от Armide, LWV 71
  • Джордж Фредерик Гендель
    • Хорнпайп от Water Music, HWV 349
    • Ария: «Lascia ch’io piangia»
  • Арканджело Корелли
    • Концерт соч. 6 № 4 ре мажор, адажио-аллегро
    • Вариации Ла Фолиа
  • Генри Перселл
    • Ударить по скрипке
    • Рондо от Абделазера

Влияние и вклад ЛГБТ

Информацию о ЛГБТ эпохи барокко см. в статьях Википедии о ЛГБТ 17 и 18 веков.

В последние десятилетия некоторые представители ЛГБТ стали использовать эстетику барокко как часть своей сцены или выступления. Певец-новатор Клаус Номи использовал музыку, мотивы и костюмы в стиле барокко в своих выступлениях в XIX веке.70-х и особенно 1980-х. В настоящее время певец Принц Тупоголовый надевает для выступлений костюмы, стилизованные под барокко. Популярный танцор Карлос Фиттанте специализируется на танцах эпохи барокко и часто выступает в полном костюме; этот танец исцелил его после того, как его партнерша погибла во время терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке.

Барокко | Эстетика Вики | Фэндом

Барокко

Апофеоз Геракла, в Салоне Геркулеса, Версальский дворец, Версаль, Франция, Франсуа Лемуан, 1731-1736, фреска

Другие названия

Барроко

Десятилетие происхождения

17-18 века

Основные цвета

Любой цвет, но популярные цвета включают: темно-фиолетовый, синий индиго, бархатно-красный, изумрудно-зеленый, охристо-желтый, золотой, серебряный, жемчужный, темно-коричневый, черный, белый

Ключевые ценности

Изобилие, величие, чувственность, экстравагантность, приземленность, напряжение, жизненная сила, страсть, яркость, декаданс

Сопутствующая эстетика

Художественная академия
Классицизм
Эфирный
Золотой час
Kingcore
Queencore
Pearly
Princecore
Princesscore
Рококо (преемник)
Royalcore

Родственные бренды

Dolce and Gabbana
Vesace

Барокко — это термин, используемый для описания преобладающего стиля европейской архитектуры, музыки и искусства 17 и начала 18 веков.

Термин «барокко» произошел от португальского слова barroco , что означает «бесформенная жемчужина». Barroco впервые использовался для критики чрезмерно богато украшенной музыки эпохи барокко. Позже он также применялся к искусству, моде и архитектуре того периода, но со временем утратил свой уничижительный тон.

Хотя 20-й и 21-й века относительно невелики, в 20-м и 21-м веках возобновился и продолжительный интерес к барочной музыке, искусству и мотивам. Известно, что коллекция Dolce and Gabbana 2012 года, вдохновленная барочной одеждой, подтвердила утонченную многолетнюю тенденцию: возвращение некоторых из самых узнаваемых узоров и цветов эпохи барокко.

Содержимое

  • 1 Визуальный элемент
  • 2 Архитектура
  • 3 Арт.
  • 4 Дизайн
  • 5 Мода
  • 6 Музыка
  • 7 Влияние и вклад ЛГБТ

Визуальное

Художественное направление барокко характеризуется мелодраматическими картинами, роскошным орнаментом, использованием глубоких цветов, светотени и асимметрии. На картинах чаще всего изображены сцены из Библии или греческой мифологии и портреты знати.

Общие визуальные эффекты включают:

  • Пейзажи
  • Цветы
  • Религиозные деятели (святые, ангелы, демоны и др.)
  • Мифические существа
  • Древнегреческие и римские символы
  • Небесные тела (планеты, созвездия, солнце/луна и т. д.)
  • Крашеные потолки
  • Свечи
  • Музыкальные инструменты
  • Память о смерти
  • Маскарадные шары
  • Фонтаны
  • Замки
  • Большие величественные церкви
  • Богато украшенные дворцы
  • Оперные театры
  • Пасторальные сцены (цветочные корзины, пастухи, влюбленные в лесу и др.)
  • Банкеты

Архитектура

Дом Инвалидов, Париж, работы Жюля Ардуэна-Мансара, 1677–1706 гг., образец религиозной архитектуры барокко

Мраморный двор Версальского дворца, Версаль, Франция, 1680 г., образец светской архитектуры барокко

Барокко возникло в результате Контрреформации как попытка католической церкви в Риме передать свою силу и подчеркнуть величие Бога. Барокко и его поздний вариант рококо были первыми по-настоящему глобальными стилями в искусстве. Доминировал в искусстве и архитектуре Европы, Латинской Америки и других стран более двух столетий с 1580 по 1800 годы. Родился в живописных студиях Болоньи и Рима в 1580-х и 159 годах.0-х годов, а в римских скульптурных и архитектурных мастерских во втором и третьем десятилетиях XVII века барокко стремительно распространилось по Италии, Испании и Португалии, Фландрии, Франции, Нидерландам, Англии, Скандинавии и России, а также в центральные и восточноевропейские центры от Мюнхена (Германия) до Вильнюса (Литва). Португальская, Испанская и Французская империи, а также сеть голландских торговых сетей сыграли ведущую роль в распространении двух стилей в Америке, колониальной Африке и Азии, в таких местах, как Лима, Мозамбик, Гоа и Филиппины. Из-за его распространения в регионах с разными архитектурными традициями в зависимости от местоположения появилось несколько видов барокко, разных в некоторых аспектах, но в целом похожих. Например, французское барокко по сравнению с ним выглядело суровым и отстраненным, вытесняя неоклассицизм и архитектуру эпохи Просвещения. Архитектура гибридного индейского и европейского барокко впервые появилась в Южной Америке (в отличие от Мексики) в конце 17 века, после того как местные символы и стили, характеризующие этот необычный вариант барокко, сохранились в течение предшествующего столетия в других средствах массовой информации. Очень хорошим примером этого является церковь иезуиров в Арекипе (Перу).

Первыми зданиями в стиле барокко были соборы, церкви и монастыри, к которым вскоре присоединились общественные здания, особняки и дворцы. Характеризуясь динамизмом, впервые стены, фасады и интерьеры изогнуты, хорошим примером является Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане в Риме. Архитекторы барокко взяли основные элементы архитектуры эпохи Возрождения, в том числе купола и колоннады, и сделали их выше, величественнее, более украшенными и более драматичными. Внутренние эффекты часто достигались с использованием квадратуры или живописи trompe-l’œil в сочетании со скульптурой: взгляд устремлен вверх, создавая иллюзию того, что человек смотрит в небо. Скопления скульптурных ангелов и раскрашенных фигур толпятся на потолке. Свет также использовался для драматического эффекта; она стекала с куполов и отражалась от обилия позолоты. Часто использовались соломоновы колонны, чтобы создать иллюзию движения вверх, а другие декоративные элементы занимали все доступное пространство. Во дворцах в стиле барокко парадные лестницы стали центральным элементом. Наряду с архитектурой динамизмом характеризуется барочная живопись и скульптура. Это контрастирует с тем, насколько статичным и мирным является искусство эпохи Возрождения.

Помимо самого здания, важную роль сыграло и место, где оно располагалось. Здания как в стиле барокко, так и в стиле рококо пытаются привлечь внимание зрителей и доминировать над своим окружением, будь то в небольшом масштабе, таком как Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане в Риме, или в массивном, как новый фасад собора Сантьяго-де-Компостела. призван возвышаться над городом. Проявление силы и авторитета в самом грандиозном масштабе, городское планирование и обновление в стиле барокко поощрялись как церковью, так и государством. Это была первая со времен античности эпоха массовой миграции в города, и градостроители приняли идеалистические меры для ее регулирования. Наиболее примечательным ранним примером была реструктуризация Доменико Фонтаной плана улиц Рима Папы Сикста V. Архитекторы экспериментировали с идеализированными схемами города с раннего Возрождения, например, Леон Баттиста Альберти (1404–1472), планировавший централизованную модель города с улицами, ведущими к центральная площадь, или Филарете (Антонио ди Пьетро Авер(у)лино, ок. 1400-ок. 1469) спроектировал круглый город под названием Сфорзинда (1451–1456), который он основывал на частях человеческого тела, исходя из идеи, что здоровый город должен отражать физиономию его жителей. Однако ни один из этих идеалистических городов так и не был построен. Фактически, в Европе было реализовано несколько таких проектов, поскольку новые города были непомерно дорогими, а существующие городские районы с существующими церквями и дворцами нельзя было снести. Только в Америке, где у архитекторов часто было чистое пространство для работы, были возможны такие города, как в Лиме (Перу) или Буэнос-Айресе (Аргентина). Самым ранним идеальным городом в стиле барокко является Замосць, построенный к северо-востоку от Кракова (Польша) итальянским архитектором Бернардо Морандо (ок.  1540-1600) и представляющий собой централизованный город, сосредоточенный на площади с расходящимися улицами. Там, где целые города не могли быть перестроены, меценаты и архитекторы компенсировали это созданием просторных и симметричных площадей, часто с проспектами, расходящимися под перпендикулярными углами и фокусирующими внимание на фонтане, статуе или обелиске. Хорошим примером этого является площадь Вогезов (бывшая Королевская площадь), построенная по заказу Генриха IV, вероятно, по планам Батиста дю Серсо (1545-159 гг.).0). Самым известным барочным пространством в мире является площадь Святого Петра Джанлоренцо Бернини в Риме. Подобно идеальному городскому планированию, сады в стиле барокко характеризуются прямыми и перестраиваемыми проспектами с геометрическими пространствами.

Château de Maisons, Франция, автор Франсуа Мансар, 1630-1651

Санта-Мария-делла-Салюте, Венеция, Италия, автор Бальдассаре Лонгена, 1631-1687

Temple du Marais, Париж, автор Франсуа Мансар, ок. Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане, Рим, Франческо Борромини, 1638-1677 гг.

Интерьер отеля Salé (в настоящее время музей Пикассо), Париж, работы Жана Булье, 1656-1659

Во-ле-Виконт, Менси, Франция, работы Луи Лево и Андре Ленотра, 1656-1661

St Площадь Святого Петра, Рим, Джан Лоренцо Бернини, 1656-1667

Сады в Во-ле-Виконт, Франция, Андре Ленотр, 1657-1661

Зеркальный зал Версальского дворца, Жюль Ардуэн-Мансар и Шарль Лебрен, 1678–1684

Садовый фасад Версальского дворца, Версаль, Франция, Жюль Ардуэн-Мансар, 1678–1688

Дверь салона Венеры в Версальском дворце, работа Филиппа Кафьери, 1681 г.

Чумная колонна, Вена, работы Матиаса Раухмиллера и Иоганна Бернхарда Фишера фон Эрлаха, 1682 и 1694 гг.

Сады дворца Хет Лоо, Нидерланды, 1689 г.

Часовня Версальского дворца, Версаль, 1696–1710 гг.

Фасад иезуитской церкви Арекипы, Перу, работы Диего де Адриана и других, 1698–1699 гг. 1700-1704

Деталь над зеркалом в спальне Людовика XIV, неизвестный архитектор, 1701

Внешний вид Карлскирхе, Вена, Австрия, Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах, 1715-1737

Интерьер Карлскирхе, Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах, 1715-1737

Фасад Сиракузского собора, Сиракузы, Сицилия, Италия, Андреа Пальма, 1725–1753 гг.

Дизайн входа в Hôtel de Soubise, неизвестный архитектор, дата неизвестна неизвестная дата

Дизайн камина, неизвестный архитектор, дата неизвестна

Дизайн камина, неизвестный архитектор, дата неизвестна

Искусство

Пришедшее на смену маньеризму и развивавшееся в результате религиозной напряженности в Европе, искусство барокко возникло в конце 16 века. Название может происходить от «барокко», португальского слова, означающего жемчуг неправильной формы, и оно описывает искусство, сочетающее в себе эмоции, динамизм и драматизм с мощным цветом, реализмом и сильными тональными контрастами. Между 1545 и 1563 годами на Тридентском соборе было решено, что религиозное искусство должно поощрять благочестие, реализм и точность и, привлекая внимание и сочувствие зрителей, прославлять католическую церковь и укреплять образ католицизма. В следующем столетии радикально новые стили искусства барокко охватили и развили модели Высокого Возрождения, а также открыли новые горизонты как в религиозном искусстве, так и в новых разновидностях светского искусства, прежде всего в пейзаже.

Ключевой особенностью многих картин в стиле барокко является сильный контраст света и тени в определенных частях картины, чтобы привлечь внимание к центральным действиям или фигурам. Это было сделано для создания драматической атмосферы и впечатляющих эффектов бликов и теней. Художники хотели вызвать у зрителя трепет. Они также часто использовали асимметрию, когда действие происходило вдали от центра изображения, и создавали оси, которые не были ни вертикальными, ни горизонтальными, а наклонялись влево или вправо, создавая ощущение нестабильности и движения.

Воскресение Христово, Аннибале Карраччи, 1593, холст, масло

Призвание святого Матфея, Караваджо, c.1602–1604, холст, масло холст, масло

Юдифь, убивающая Олоферна, Артемизия Джентилески, ок. 1620, холст, масло

Плутон и Прозерпина, Джан Лоренцо Бернини, 1621-1622, мрамор

–1635, холст, масло

Экстаз святой Терезы, Джан Лоренцо Бернини, 1647–1652, мрамор

«Посадка царицы Савской», Клод Лоррен, 1648 г. , холст, масло

Менины, Диего Веласкес, 1656 г., холст, масло

«Триумф Вакха», Михаэлина Вотье, до 1659 г., холст, масло

Аполлон на службе у нимф, Франсуа Жирардон, 1666-1673, мрамор

Триумф имени Иисуса, Бачччо, 1676-1685, фреска

Дети перед зеркалом, Пьер Ле Гро Старший, 1685– 1686, бронза

Аллегория миссионерской работы Общества Иисуса Андреа Поццо, 1691-1694, фреска

Королевская слава верхом на пегасе, Антуан Койсевокс, 1698-1702, каррарский мрамор

Vénus ou La Coquetterie (Венера или Тщеславие), часть серии арабесок, неизвестный художник, 1782, офорт на бумаге

Дизайн

Деталь мебели в стиле барокко в Государственном музее в Амстердаме, Нидерланды. Обратите внимание, что, несмотря на то, что он богато украшен, он симметричен и разделен на прямоугольные секции.

Прикладное искусство процветало в этом стиле. Мебель в стиле барокко могла быть такой же напыщенной и покрытой сусальным золотом, как и комнаты, которые они должны были украшать, а их мотивы и приемы были тщательно выверены, чтобы соответствовать общей декоративной программе архитектора.

Одним из самых престижных производителей мебели был Андре Шарль Буль, известный своей техникой маркетри, которая заключалась в склеивании листов черепахового панциря и латуни и вырезании их по рисунку. Его работы также украшали оправы из позолоченной бронзы. На сложных гобеленах были изображены сцены, вдохновленные классической древностью, а мануфактура Савоннери производила большие тщательно детализированные ковры для Лувра. Эти ковры с черным или желтым фоном имели центральный мотив или медальон. Китайский фарфор, фаянсовая посуда и зеркала, изготовленные в Сен-Гобене (Франция), быстро распространились во всех княжеских дворцах и аристократических резиденциях Франции. Во времена правления Людовика XIV над каминными полками ставили большие зеркала, и эта тенденция продлится еще долго после периода барокко, будучи популярной даже сегодня, когда кто-то хочет иметь винтажный декор комнаты.

Несмотря на богатое декорирование, дизайн в стиле барокко характеризуется строгостью, симметрией и общим балансом. Симметричные элементы обрамляют вертикальную или горизонтальную оси. Ключевым мотивом являются человеческие лица (также известные как mascarons ), иногда окруженные излучающими солнечными лучами или украшениями в форме павлиньих хвостов, называемыми пальметтами . Другие мотивы, широко используемые в дизайне в стиле барокко, включают херувимов (он же путти ), раковины гребешков, спирали листвы (он же rinceaux ), головы львов, бараньих голов, грифонов, гирлянды из различных листьев, цветов или фруктов (он же гирлянды ), листья аканта, урны, балясины (особенно в верхней части высокодетализированных шкафов), карнизы, трофеи оружия, модильоны (часто изображающие внутри человека в профиль), рамы овальной формы, называемые картуши , кисточки, ленты, бантики и прямоугольные или пеленочные (ромбовидные) решетчатые узоры, украшенные точками или цветочками. Большая часть этих орнаментов также будет использована в стилях рококо, неоклассицизма и викторианской эпохи, но с небольшими изменениями.

Что касается мебели, то большие куски цельного дерева изготавливались из каштана, ореха или дуба. Они часто были позолочены или украшены шпоном или маркетри из множества пород дерева различных и контрастных тонов. К деревянной конструкции добавили фурнитуру из позолоченной бронзы. Помимо украшений, бронза также использовалась для ручек, запорных пластин, петель и других практических элементов. Кровати часто имели балдахины с куратинами и украшались урнами по углам их вершины. Столы, особенно консоли, были богато украшены. У них были столешницы из мрамора, порфира или алебастра, а иногда для создания узоров использовалась маркетри. Когда дело дошло до сидения, использовались кресла, стулья и складные табуреты.

Кровать с балдахином из замка Эффиа, ок. 1650 г., натуральный орех, резной генуэзский шелковый бархат и шелк с вышивкой

Стол, приписываемый Филиппу Кафьери и Полю Гужону, ок. порфировая столешница

Ковер славы и силы духа, мануфактура Савоннери, 1668–1685 гг. , шерстяной ворс, сотканный с плотностью около 90 узлов на квадратный дюйм

Дизайн мебели, Жан Ле Потр, ок. 1675 г., гравюра на белом бумага верже

Шкаф, ок. 1675 г., черное дерево, кингвуд, маркетри из твердых камней, позолоченная бронза, олово, стекло, тонированное зеркало и рог

Стол для пирса, 1685–1690 гг., резное, гипсованное и позолоченное дерево, с мраморной столешницей

Зеркало, Йоханнес Ханнарт, 1685–1700 гг., дуб, облицованный черным деревом, самшитом и эбеновым самшитом, современное зеркальное стекло

Гобелен с Венера, 1689–1692 гг., жаба, шерсть, шелк, серебро и золото

Кувшин для попурри, ок. 1695 г., фарфор с мягкой пастой

Сосуд для пот-пурри, производство мануфактуры Сен-Клу, ок. 1696–1710 , мягкий фарфор, эмаль под глазурью

Эскиз вазы, дата неизвестна (вероятно, 2-я половина XVII в.), бумага

Ваза, украшенная трофеями музыкальных инструментов, работы Клода Пуарье, 1699-1705 гг., каррарский мрамор

Орнамент в форме лица (он же маскарон ), окруженный орнаментом в форме павлиньего хвоста, называемым пальметта , 17–18 вв. , позолоченная бронза

Кресло с квадратными балясинами и улиткой X-strecher, c.1700-1710, резной и позолоченный орех, плетение и бархат

Диван, 1700-1715, позолоченное дерево с вышитой кожей Шарль Буль, около 1700 г., шпон черного дерева и амаранта, полихромное дерево, маркетри из латуни, олова, ракушек и рога на дубовой раме, позолоченная бронза

Стол, приписываемый Жану Дегуллону, 1710-1715 гг., позолоченное дерево с мраморной столешницей

Комод, Андре Шарль Буль, ок. 1710–1732 гг., шпон орехового дерева с эбеновым деревом и маркетри из гравированной латуни и панциря черепахи, опоры из позолоченной бронзы, Старинная мраморная столешница

Наклонная стойка регистрации Генриха Людвига Роде или Фердинанда Плитцнера, ок. 1715–1725 гг., маркетри из клена, амаранта, красного дерева и ореха на ели и дубе Бернар Пикарт, 18 век, гравюра

Fashion

  • Эффектные украшения с крупными драгоценными камнями
  • Короны
  • Длинные платья со шлейфом
  • Бальные платья
  • Кружево
  • Ленты
  • Струящиеся накидки
  • Пальто и блейзеры с орнаментом/узором
  • Золотая филигрань
  • Кисти
  • Отделка парчой
  • Туфли на остроносом каблуке

Выкройки, ткани и материалы:

  • Жаккард
  • Дамаск
  • Клетчатый
  • Туаль-де-Жуи
  • Шинуазри
  • Флер де Лис
  • Мрамор
  • Фарфор
  • Шелк
  • Бархат
  • Сатин

Мэри Капель (1630–1715), впоследствии герцогиня Бофор, и ее сестра Елизавета (1633–1678), графиня Карнарвон, работы Питера Лели, ок. 1660 г.

Портрет дамы, традиционно идентифицируемой как Маркиза де Монтеспан, последователь Якоба Фердинанда Воэта, c.1660-1700.png

Энгель де Рюйтер, Фердинанд Бол и Виллем ван де Вельде Младший, 1669

Автопортрет Пьера Миньяра, между 1670 и 1690 годами

Предполагаемый портрет мадам де Монтеспан и ее детей, созданный в мастерской Пьер Миньяр I, ок. 1673

Луиза Франсуаза, принцесса Конде, с картины Пьера Гобера, ок. 1692

Людовик, дофин Франции, с картины Жана Мариэтта, ок. Жан-Леон Жером, 1878 г.

Музыка

Музыка в стиле барокко энергична и экстравагантна, как и ее художественные и архитектурные аналоги. Для него характерны извилистые, витиеватые мелодии, а басовая партия часто служит «сердцебиением», которое движет музыку вперед.

Известные композиторы эпохи барокко и некоторые образцы их творчества:

  • Иоганн Себастьян Бах
    • Бранденбургский концерт № 3
    • Фуга соль минор, BWV 574
    • Концерт для клавесина ре минор, BWV 1052
  • Антонио Вивальди
    • Времена года
    • Концерт ми минор, RV 281
    • Ария: «ах, ch’infelice sempre», RV 684
  • Жан-Батист Люлли
    • Prelude Pour La Nuit
    • Passacaille от Armide, LWV 71
  • Джордж Фредерик Гендель
    • Хорнпайп от Water Music, HWV 349
    • Ария: «Lascia ch’io piangia»
  • Арканджело Корелли
    • Концерт соч.
Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *