Содержание

как художники Лондонской школы совмещали абстракцию и фигуративность

Считается, что фигуративное искусство изображает какие-то узнаваемые объекты, а абстрактное отказывается от репрезентативности. Но что, если война изменила мир до неузнаваемости? Художники Лондонской школы вернули в послевоенное искусство фигуративную живопись, но их работы далеки от реалистической традиции. О том, как эволюционировала репрезентативность в искусстве середины XX века, рассказывают философы Лидия Чаковская, Виктория Васильева и искусствовед Илона Лебедева. T&P записали основное.

Кандидат философских наук, доцент факультета гуманитарных наук Школы культурологии НИУ ВШЭ, специалист по медиа, массовой культуре и аудиовизуальным методам в науке о культуре
Кандидат искусствоведения, научный сотрудник отдела современного искусства ГИИ
Кандидат философских наук, старший научный сотрудник ГИИ и кафедры истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ

«На грани экспрессионизма»

Илона Лебедева: Говоря о художниках ХХ века, важно не загнать живых, настоящих авторов в холодные искусствоведческие штампы и определения. К каждому из них нужно подходить с подобранным именно под него инструментарием и смотреть на каждую его работу, на его развитие в перспективе. Я предлагаю взглянуть на творчество художников Лондонской школы с пониманием, что они на самом деле очень разные: недаром художник Рон Б. Китай объединил их под одним «брендом» относительно недавно — в 1976 году. И степень фигуративности и абстракции у каждого художника в каждой картине тоже разная.

Рон Б. Китай
Американский живописец и график, работал в Лондоне. В 1976 году организовал выставку «Человеческая глина», в которой участвовали художники, объединившиеся в Лондонскую школу, — Леон Коссофф, Франк Ауэрбах, Майкл Эндрюс, Люсьен Фрейд, Фрэнсис Бэкон и др.

Лидия Чаковская: После Второй мировой войны Англия ощущала себя единственной хранительницей цивилизации, нацией Шекспира и Гейнсборо, нашедшей в себе силы противостоять фашистской бесчеловечности.

В военное время официальным художником армии был Джон Пайпер. Он писал английские города и фиксировал разрушения от бомбежек. Среди его работ — почти стертая с лица земли церковь Сент-Мэри-Редклифф в Бристоле:

Врата Девы Марии в Бристоле. Джон Пайпер. 1940 год

Здесь уже видны характерные черты искусства войны — общие планы, цвет, который живет своей жизнью. Грэхем Вивиан Сазерленд тоже был военным художником и изображал разрушенный Лондон. В 1946 году, ориентируясь на Маттиаса Грюневальда, он написал «Распятие» — так, как в ХХ веке его не изображали:

Распятие. Грэхем Вивиан Сазерленд. 1946 год

Это смелая работа, обращение к страшному, которое потом подхватит Фрэнсис Бэкон. У Сазерленда также есть серия крестов, обтянутых колючей проволокой, и здесь тоже тонкая грань между фигуративным и нефигуративным искусством. Английские художники, отталкиваясь от реальности, могли заходить в любые пластические эксперименты. Порой они балансировали на грани экспрессионизма, переходящего в нефигуративность.

Фигуративность

Илона Лебедева: Многие считают фигуративность и репрезентативность синонимичными понятиями, но это не так. Когда мы говорим, что живопись фигуративна, то подозреваем, что у нее есть определенная связь с образным строем реального мира. Когда мы называем ее репрезентативной, то в узком смысле мы подразумеваем искусство подражательное, а в более широком — тенденцию, когда художник выделяет из потока явлений наиболее важное, актуальное. Смысл этого термина перекликается с его использованием в биологии, когда по одному представителю можно судить обо всем виде.

В первой половине ХХ века искусство, а точнее авангардные «измы», отказывалось от репрезентативности. Во второй половине 1920-х годов существовало сообщество художников «Новая вещественность», включавшее в себя очень разных авторов. Некоторые из них, как, например, Георг Шримпф, апеллировали к классическому искусству и продолжали традицию фигуративной живописи:

Лежащая женщина с ребенком. Георг Шримпф. 1922 год

Георг Гросс работал с экспрессивными формами. У него есть карикатурные образы, но он изображал характерные явления своего времени, поэтому его живопись можно назвать репрезентативной с элементами фигуративной:

Уличная сценка в Берлине. Георг Гросс. 1930 год

То же можно сказать и про творчество Отто Дикса.

Родители. Отто Дикс. 1921 год

Так что в 1920–30-е годы тенденция фигуративности никуда не исчезла, а в 1940–50-е годы лишь стала расцветать по всему миру. Появились смежные понятия — например, в 1930–50-х годах внутри Бостонской школы зародилось направление так называемого фигуративного абстракционизма. Уже в самом его названии чувствуется, что критики того времени пытались что-то сделать с неподвижностью терминологии и найти более точное определение, соответствующее своему времени.

Абстракционизм

Илона Лебедева: Абстракционизм после 1940–50-х родов тоже не стоит на месте. В то время активно работают художники знаменитой Нью-Йоркской школы, создающие образцы абстрактного экспрессионизма. У каждого из них — собственный узнаваемый стиль: кто-то больше работает с цветом, кто-то с пятном, кто-то с линией.

Параллельно в Европе работают совершенно другие мастера — например, Пьер Сулаж демонстрирует одну из крайних форм абстрагирования, его живопись переходит в разряд метафизической. Сначала для него оказываются важны тонкие материи, светозарность полотна, а затем он начинает работать с черным цветом (и дематериализацией живописи), и это становится его фирменным стилем на многие десятилетия.

Триптих. Пьер Сулаж. 2009 год

У современника Сулажа Николя де Сталя можно найти легкие напоминания о реальности, но это не дает нам права в каждом пятне искать конкретную тень предмета из нашего мира:

Пейзажный этюд. Николя де Сталь. 1952 год

У Ричарда Дибенкорна, не вписывающегося ни в одну школу, другой подход к работе: он оставляет отдельные узнаваемые реальные предметы, но показывает их в предельной степени обобщения, и поэтому они постепенно перетекают в абстрактную форму:

Интерьер с книгой. Ричард Дибенкорн. 1922 год

В работах Виллема де Кунинга то, что кажется узнаваемым, на самом деле является фантазийным, архаичным или тотемическим образом, архетипом на тему сексуальной ритуальной энергетики, недаром его изображения напоминают скульптуры палеолитических Венер:

Женщина I. Виллем де Кунинг. 1950-52 год

Начиная с эпохи авангарда абстракция стала в сознании зрителя знаком передового искусства. До сих пор

многие художники проверяют свою профессиональную зрелость умением создавать абстрактную композицию.

По сей день публика считает, что если художник — абстракционист, то он актуальный, современный, модный и яркий. Поэтому важна относительность фигуративности Лондонской школы.

Лидия Чаковская: Применительно к Лондонской школе нужно говорить об абстрагировании как о попытке сделать шаг назад, чтобы увидеть явление. Мир в послевоенный период так сильно изменился, что нужно было заново называть вещи, и художники делали это по-своему.

Телесность и спонтанность

Лидия Чаковская: Художники Лондонской школы и абстракционисты были близки в художественном методе. Бэкон, говоря о себе как о спонтанном художнике, много работал над образом. Авторы Лондонской школы всегда отталкивались от объекта, имея возможность в дальнейшем его искажать. Это особенная фигуративность и доступный и абстракционистам способ оптического воздействия силой материи, эстетикой цвета. Так, Леон Коссофф и Франк Ауэрбах работали с фактурой и количеством краски. Художники искали момент, когда картина перестанет распадаться на материю и пространство. Им нужно было не образно воздействовать на зрителя, а передать физическое, телесное ощущение от живописи.

Виктория Васильева: Действительно, художники Лондонской школы укоренены в современной им действительности даже не через фигуративность, а буквально «плотью и кровью». Это очень осязательная живопись, на некоторые картины просто физически некомфортно смотреть.

Илона Лебедева: Когда художники только исследовали и открывали направления абстракции, у одних было больше спонтанности, у других — системности. Во второй половине ХХ века многие делают ставку на спонтанный эффект и импульсивность как проявление индивидуальности художника. Авторам было важно, чтобы зритель интуитивно прочувствовал их произведения.

Лидия Чаковская: Спонтанность и искажение позволяют художникам говорить о том, о чем никто не решался. Люсьен Фрейд и другие художники изучали человека как натуралисты, и это изучение — чистая физиология, в которой нет чувственности. Это максимально абстрагированное переживание телесности.

В то же время эта живопись имеет связь с биографией художника. Фрейд известен огромным количеством любовниц и детей, для него писать картину и спать с женщиной — одно и то же. Но какой холодный результат мы получаем: его образы женщин не вызывают у нас никаких чувственных эмоций. Это трагическая ситуация, ведь Фрейд ждал чуда от живописи, но всякий раз, заканчивая картину, он приходил к выводу, что это всего лишь полотно. Каждый раз живопись — это попытка решить личную проблему, которая не может быть решена живописью. Для англичан открытое декларирование проблем сексуальности немыслимо. Бэкон и Фрейд закрыли эту проблему для английского общества.

Также их видят как воплощение мечты о хорошей жизни после войны, поскольку они вращались в высших кругах общества.

Сегодня представители Лондонской школы считаются у себя на родине отцами-основателями английского искусства. Многие художники говорят, что Люсьен Фрейд, Фрэнсис Бэкон и другие дали им голос, определили их видение послевоенного мира и манеру письма. Лондонская школа и проблема абстракции — самое характерное в искусстве Англии.

Виктория Васильева: Художники Лондонской школы остро переживали то, что было им современно. В послевоенной Европе накопилось недовольство миром, пережившим войны, появились протестные движения — причем не только социально-политического плана, но и касающиеся академической среды и сферы художественной культуры. Но в творчестве авторов Лондонской школы нет социального протеста. Здесь есть уровень телесного ощущения происходящего в мире. Их фигуративность — старый прием, использующийся для новых реалий. Разговор об абстракции как дистанции по отношению к предмету и средствам творчества также уместен и правомерен. Жесткой границы между фигуративной живописью и абстракцией в искусстве XX века нет.

Литература

  • Данто А. Мир искусства. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2017.

  • Каталог к выставке «Френсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа».

  • Кошут, Дж. Искусство после философии / Пер. с англ. А.А. Курбановского // Искусствознание. — 2001. — № 1.

  • О’Догерти Б. Внутри белого куба. — М.: Ад Маргинем Пресс. — 2015. — Т. 2015.

  • Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. — М. Радуга. — 1991.

  • Эко У. История красоты. — М.: Слово/Slovo. — 2005.

  • Lippard L. R. (ed.). Six years: the dematerialization of the art object from 1966 to 1972. — Univ of California Press, 1997. — Т. 364.

Мы публикуем сокращенные записи лекций, вебинаров, подкастов — то есть устных выступлений. Мнение спикера может не совпадать с мнением редакции. Мы запрашиваем ссылки на первоисточники, но их предоставление остается на усмотрение спикера.

TAG 47846 NOT FOUND

Читайте нас в Facebook, VK, Twitter, Instagram, Telegram (@tandp_ru) и Яндекс. Дзен.

фигуративное искусство как новая абстракция». Место проведения – Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Прямая трансляция на портале Культура.РФ

Трансляция «Лондонская школа: фигуративное искусство как новая абстракция». Место проведения – Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Прямая трансляция на портале Культура.РФ

Прямые трансляции

2019

78 мин

Начать просмотр

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет трансляцию дискуссии «Лондонская школа: фигуративное искусство как новая абстракция». Зрители узнают о том, как художники Лондонской школы начала ХХ века уходили от реализма, стремились не к достоверности работы, а к передаче впечатления.

В дискуссии участвуют искусствоведы Кирилл Светляков и Илона Лебедева, кандидат философских наук Сергей Дзикевич, специалист по медиа, массовой культуре и аудиовизуальным методам в науках о культуре Виктория Васильева.

Лекторы: Виктория Васильева, Сергей Дзикевич, Илона Лебедева, Кирилл Светляков

Изобразительное искусство

Каталог лекций

Культурный стриминг

В подборках

Лондонская школа живописи: искусство и философия после мировой войны. Цикл дискуссий

Смотрите также

Все трансляции 

«Оксюткины уборы» (про тростенецкие наряды)

202330 мин

Тростенецкий сельский дом культуры

Литературная игра «Мир Эдуарда Успенского»

202240 мин

Библиотека-филиал № 12 «Книжный Гольфстрим»

Текстильная кукла

202350 мин

Центр культурного развития «Молодежный»

«Как Афанасьевский мороз»

202330 мин

Тростенецкий сельский дом культуры

Экскурсия по выставкам «Дежавю» и «Признаки времени»

202230 мин

Старооскольский художественный музей

«Любовь неугасимая…»

2022120 мин

Органный концертный зал Пермской филармонии

Квартет Владимира Шалыгина, специальный гость — Тимур Некрасов (саксофон)

202390 мин

Культурно-просветительский центр «Дубрава»

«Зимняя фантазия»

202360 мин

Городской клуб ветеранов г.  Кирова

«От Баха до Уэббера. От оперы до рока».

202390 мин

Белгородская государственная филармония

Феномен постимпрессионизма и его влияние на старооскольских художников

202230 мин

Старооскольский художественный музей

Экскурсия по выставке «Дежавю»

202230 мин

Старооскольский художественный музей

Экскурсия по выставке «Признаки времени»

202230 мин

Старооскольский художественный музей

«Дом Бургана»

2023135 мин

Туймазинский государственный татарский драматический театр

Мастер–класс по монотипии «Исцеление искусством»

202230 мин

Старооскольский художественный музей

«Монумент мужества и славы»

202330 мин

Центр культурного развития с. Веселое

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»

Рассылка не содержит рекламных материалов

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.

© 2013–2022, Минкультуры России. Все права защищены

Контакты

E-mail: [email protected]

Нашли опечатку? Ctrl+Enter

При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна

Школа Абстракции | Futura учит рисовать распылением и абстрактному искусству

Искусство и развлечения

Futura

Продолжительность урока 05:20 мин

В абстрактном искусстве нет правил. В этом уроке Футура описывает свой кинетический подход к рисованию и представляет совершенно новую картину под названием TEMPO TANTRUM, которая включает в себя все навыки, которым вы научитесь на уроке.

Учащиеся ставят MasterClass среднюю оценку 4,7 из 5 звезд

Темы включают: Живопись TEMPO TANTRUM

Futura

Обучает рисованию распылением и абстрактному искусству

Пионер абстрактного граффити, Futura научит вас создавать искусство с помощью баллончика с краской и идеи.

Зарегистрироваться

Предварительный просмотр

[ИГРАЕТ МУЗЫКА] FUTURA: Когда я рисую, я не следую дорожной карте, которую нарисовал для себя. Я разговариваю со своим холстом. Я просто следую импульсам. И я думаю, позволив себе это сделать, чтобы дать себе свободу просто уйти. И даже не проверяйте себя. Просто иди. Так что для меня абстракция просто означает отсутствие определения какой-либо другой классической формой, пейзажем, иллюстрацией, реализмом. Вы знаете, что-то очень конкретное, в отличие от чего-то нет. А в отсутствие формы вы попадаете в абстракцию. Я не полагаюсь на чье-то определение «эй, у тебя анатомия не в порядке». Эта рука ужасна. Или нет, деревья должны быть в тени, и они исходят из… смотрите, это дневной свет. И все эти соображения хороши, и все эти другие приложения, но для меня это не работает. Знаете, я не такой художник. В абстрактной сфере это то, что я определяю.

Когда я только начинал рисовать, меня сравнивали с художником Кандинским, русским конструктивистом. Я никогда не слышал о нем. Не знал о русском конструктивизме. И я был немного оскорблен, потому что я никогда не слышал о нем. Так как же на меня мог повлиять человек, о котором я никогда не слышал? Но я также помню, как подумал в то время, что ж, это потрясающе. Знаете, меня на самом деле сравнивают с настоящим художником. Это классно. Как только я услышал об этих абстрактных ссылках, которые они использовали в моей работе, я пошел в библиотеки. Я смотрел книги. Я узнал об этих художниках. Но мне хотелось бы думать, что даже в абстрактном мире я все же не одна из линий этого трека. Мне нравится всегда чувствовать, что бы я ни делал, не вешайте на меня ярлыки как таковые. Позвольте мне индивидуальность постоянно пытаться отличаться и развиваться, я тоже так думаю. Я думаю, что эволюция также очень важна. [ИГРАЕТ МУЗЫКА] Итак, теперь я собираюсь поделиться с вами готовой картиной.
Там есть все, что я пытаюсь донести. Кусочки негативного пространства, конечно, а не полное безумие всего этого рода деятельности, которая изменила бы характер картины. Это просто сделало бы его более темным, более плотным, более глубоким. Здесь есть немного света, немного воздушности. В нем есть все, что я как бы пытаюсь получить от своей работы, и чувство, есть немного… это не гнев. Но есть некоторые, я не знаю, например, агрессивные удары, которые сочетаются с точностью, необходимой для того, чтобы сделать это против произвольной природы просто капли, которую я не могу контролировать. Таким образом, очевидно, что этот раздел представляет собой преднамеренные капельницы. И знаете, я этого хотел. Потому что в то же время капли дают вам чувство направления. Я имею в виду, если вы увидите капельницу, которая на самом деле перевернута, вы поймете, что она была перевернута. Так почему бы не позволить гравитации и природе действовать по-своему? Когда дело доходит до названий картин, это как дети.
Хочется иногда придумать ребенку прикольное, интересное имя. И у меня много детей. Поэтому я всегда даю название…

Об инструкторе

Художник-новатор и уличный художник Футура выставлялся в таких учреждениях, как Музей современного искусства в Лос-Анджелесе, сотрудничал с Louis Vuitton и Supreme и создавал обложки для альбомов The Clash. Теперь он учит вас своему фирменному кинетическому подходу к абстрактному искусству. Узнайте, как выразить себя и рисовать цветом, размером и деталями. Все, что вам нужно для творчества, — это идея и баллончик с краской.

Избранный инструктор мастер-класса

Futura

Создатель абстрактного граффити Futura научит вас создавать искусство с помощью баллончика с краской и идеи.

Знакомство с классом

Абстракция > Фонд Issaquah Schools

  

 

Абстракция  это огромное слово, которое может означать множество разных вещей. Абстракция в целях обучения учащихся начальной школы используется, чтобы говорить об искусстве, основанном на узнаваемом объекте, который был упрощен, чтобы выявить некоторую основную форму или основную характеристику. Иногда все узнаваемые атрибуты объекта будут удалены.

Художники-абстракционисты могут использовать что угодно для предмета — человека, объекта, чувства или идеи. Иногда мы думаем об абстракции как о современной идее, но абстракция существует уже давно. Многие древние и средневековые произведения искусства абстрагированы от реальных объектов.

Абстракция вернулась в моду как абстрактный экспрессионизм в начале 20-го века благодаря изобретению и популярности фотографии. Когда фотографы стали основными создателями портретов (ранее эту работу выполняли художники), художники получили свободу и вдохновились на создание работ, которые не выглядели бы как что-то конкретное. Иногда мы можем узнать что-то в произведении искусства; в другое время мы не можем. С абстракцией это не важно.

Посмотрите на слайды и обсудите, что (если вообще использовал) художник использовал в качестве предмета. Спросите, что им больше всего нравится в произведении искусства (цвет, форма, идея и т. д.). О чем произведение искусства заставляет их задуматься?

Примечание для преподавателя. Многие из приведенных ниже изображений не относятся к движению «Абстрактный экспрессионизм». , все из которых управляют изображением, и для простоты мы называем их Абстрактными.

Примеры проектов: 

  • Урок рисования «Основные цвета Мондриана» (детский сад).
  • Монохроматическая абстрактная живопись (4 класс) урок рисования.
  • Сделать Джексона Поллока плагиатом. Убедитесь, что есть много места и много краски!! Сюжет этой абстракции — сама краска и цвет!
  • Нарисуй кубистический портрет. Сфотографируйте каждого ребенка и попросите их разрезать его на части и переставить в абстрактной манере.
  • Сделать картины из мрамора. Окуните шарики в краску, а затем прокатайте их по листу бумаги.
  • Попросите каждого учащегося принести две одинаковые картинки из журналов (например, два лица одинакового размера). Отрежьте каждую до одинакового размера и разрежьте на полоски с помощью резака для бумаги (одну горизонтальную и одну вертикальную), а затем сплетите вместе.

Образцы абстрактного искусства:


Кальвин и Хоббс


Кикладская голова, 2000 г. до н.э. (Греция). Символическое представление.


Bird in Flight, Бранкузи, 1929 г. Чем она похожа на кикладскую голову возрастом 4000 лет?


Келлская книга, 800 г. н.э. (кельтская). Абстракция используется для обозначения совершенства. Кроме того, дизайн важнее содержания.



«Думаю, я буду», Эдвард Руша, 1983. Слова, используемые в искусстве — смешение медиа.


Agbatanal II, Фрэнк Стелла (американец), 1968 год. Цвет и форма как предмет.


Арлекин Карнавал, Миро, 1924. Создает сюрреалистическое настроение и событие, используя простые линии и цвета.


Solid Sculpture, Horstsobetta, 1977. Чистая форма и исследование материала.


Головные уборы Мали, Чивара Кунду, 19 век. Красивый дизайн, основанный на природе, но преувеличенный.


Композиция 238 «Яркие круги», Кандинский, 1921. Цвет и форма как предмет.


Телефон-лобстер, Сальвадор Дали, 1936 год. Смешение идей — бессмысленно (сюрреалистично).


Красная модель, Магритт, 1932 год. Смешение идей — сюрреалистично


Синие лошади Франц Марк 1911 Реальные объекты нереальных цветов, форм и композиций.


Iron, Man Ray, 1917. Смешение идей — сюрреалистично.


Стеклянный дом, Филип Джонсон, около 1960 г. Изменение перспективы объекта. Дом становится абстракцией, поскольку одна из его главных черт (стены) полностью меняет функции.


Козерог, Макс Эрнст, 19 лет48. Смешивание идей.


«Сидящая женщина», Пикассо, 1909 год. Взгляд с новой точки зрения.


Обувь, Вивьен Вуд, 1993.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *