Абстрактное искусство

Одно из основных направлений в искусстве авангарда. Главный принцип абстрактного искусства – отказ от подражания зримой реальности и оперирования её элементами в процессе создания произведения. Объектом искусства вместо реалий окружающего мира становится инструментарий художественного творчества – цвет, линия, форма. Сюжет заменяется пластической идеей. Многократно возрастает роль ассоциативного начала в художественном процессе, а также появляется возможность выражения чувств и настроений творца в абстрагированных, очищенных от внешней оболочки образах, которые способны концентрировать духовное начало явлений и быть его носителями (теоретические труды В.В.Кандинского).

Случайные элементы абстракции можно выявить в мировом искусстве на протяжении всего его развития, начиная с наскальных росписей. Но зарождение этого стиля следует искать в живописи импрессионистов, которые пытались разложить цвет на отдельные элементы. Фовизм осознанно развил эту тенденцию, «выявляя» цвет, подчёркивая его самостоятельность и делая объектом изображения. Из фовистов ближе всего к абстракции подошли Франц Марк и Анри Матисс (симптоматичны его слова: «всякое искусство абстрактно»), также по этому пути двигались французские кубисты(в особенности Альбер Глез и Жан Метценже) и итальянские футуристы (Джакомо Балла и Джино Северини). Но никто из них преодолеть границу фигуративности не смог или не пожелал. «Признаемся, однако, что некоторое напоминание существующих форм не должно быть изгнано окончательно, по крайней мере в настоящее время» (А.Глэз, Ж.Метцэнже. О кубизме. СПб., 1913. С.14).

Первые абстрактные произведения появились в конце 1900-х – начале 1910-х в творчестве Кандинского во время работы над текстом «О духовном в искусстве», а первой абстрактной картиной считается его «Картина с кругом» (1911. НМГ). К этому времени относится его рассуждение: «<…> только та форма правильна, которая <…> материализует соответственно содержание. Всякие побочные соображения, и среди них соответствие формы так называемой “природе”, т. е. природе внешней, несущественны и вредны, так как они отвлекают от единственной задачи формы – воплощения содержания. Форма есть материальное выражение абстрактного содержания» (Содержание и форма. 1910 // Кандинский 2001. Т. 1. С.84).

На раннем этапе абстрактное искусство в лице Кандинского абсолютизировало цвет. В исследовании цвета, практическом и теоретическом, Кандинский развивал учение о цвете Иоганна Вольфганга Гёте и заложил основы теории цвета в живописи (среди русских художников теорией цвета занимались М.В.Матюшин, Г.Г.Клуцис, И.В.Клюн и другие).

В России в 1912–1915 были созданы абстрактные живописные системы лучизма (М.Ф.Ларионов, 1912) и супрематизма (К.С.Малевич, 1915), во многом определившие дальнейшую эволюцию абстрактного искусства. Сближение с абстрактным искусством можно найти в кубофутуризме и алогизме. Прорывом к абстракции была картина Н.С.Гончаровой «Пустота» (1914. ГТГ), но эта тема не нашла дальнейшего развития в творчестве художницы. Ещё один невоплотившийся аспект русской абстракции – цветопись О. В.Розановой (см.: Беспредметное искусство).

Своими путями к живописной абстракции в эти же годы шли чех Франтишек Купка, французы Робер Делоне и Жак Вийон, голландец Пит Мондриан, американцы Стэнтон Макдональд-Райт и Морган Расселл. Первыми абстрактными пространственными конструкциями были контррельефы В.Е.Татлина (1914).

Отказ от изоморфизма и обращение к духовному началу давали повод связывать абстрактное искусство с теософией, антропософией и даже с оккультизмом. Но сами художники на первых этапах развития абстрактного искусства подобных идей не высказывали.

После Первой мировой войны абстрактная живопись постепенно завоёвывает главенствующие позиции в Европе и становится универсальной художественной идеологией. Это мощное художественное движение, которое в своих устремлениях выходит далеко за рамки живописно-пластических задач и демонстрирует способность создавать эстетико-философские системы и решать социальные задачи (например, основанный на принципах жизнестроительства «супрематический город» Малевича). В 1920-е на основе его идеологии возникают такие исследовательские институты, как Баухауз или Гинхук. Из абстракции также вырос конструктивизм.

Русский вариант абстракции получил название беспредметного искусства.

Многие принципы и приёмы абстрактного искусства, ставшие классикой в ХХ веке, широко используются в дизайне, в театральном и декоративном искусстве, в кино, телевидении и компьютерной графике.

Понятие абстрактного искусства менялось со временем. До 1910-х этот термин использовали в отношении живописи, где формы изображались обобщённо и упрощённо, т.е. «абстрактно», по сравнению с более детальным или натуралистическим изображением. В этом значении термин в основном применялся к декоративному искусству или к композициям с уплощёнными формами.

Но уже с 1910-х «абстрактными» называют произведения, где форма или композиция изображается под таким углом, что первоначальный предмет меняется почти до неузнаваемости. Чаще всего этим термином обозначают стиль искусства, который базируется исключительно на аранжировке визуальных элементов – формы, цвета, структуры, при этом вовсе не обязательно, что они имеют инициирующий образ в материальном мире.

Понятие смысла в абстрактном искусстве (в обоих его значениях – раннем и более позднем) – сложный вопрос, который постоянно обсуждается. Абстрактные формы могут относиться и к невизуальным явлениям, таким как любовь, скорость или законы физики, ассоциируясь с производной сущностью («эссенциализм»), с воображаемым или иным способом отделения от подробного, детального и несущественного, случайного. Несмотря на отсутствие репрезентативного предмета, в абстрактном произведении может аккумулироваться огромная экспрессия, а семантически наполненные элементы, такие как ритм, многократность и символика цвета, указывают на причастность к специфическим идеям или событиям вне самого изображения.

Американское искусство 20 века. Абстрактный экспрессионизм

В конце 1940-х в американской живописи появился абстрактный экспрессионизм, который постепенно стал доминирующим течением западного искусства 50-х годов. Познакомимся с самим направлением и его главными представителями.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Ольга Алешина

Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

🔝 Самые яркие представители абстрактного экспрессионизма: Джексон Поллок, Виллем де Кунинг, Франц Клайн и Марк Ротко.

Большинство художников этого направления жили, работали и выставлялись в Нью-Йорке.

↔️ Движение включает много разных техник и отличающихся стилей, каждый из которых был присущ лишь одному или нескольким художникам.

🔄 Можно выделить несколько общих черт, присущих всем стилям направления:
➖ абстрактность образов;
➖ свободная техника исполнения;
➖ интуитивное использование материалов;
➖ попытки выразить творческое бессознательное;
➖ отказ от композиции;
➖ огромные размеры.

🇺🇸 Абстрактный экспрессионизм — первое чисто американское авангардное движение.

Уникальность течения в развитии художниками собственного стиля. До них американские художники повторяли и вдохновлялись европейским опытом.

🗯 На течение большое влияние оказал сюрреализм. Нестабильная политическая ситуация в Европе привела в США (и особенно в Нью-Йорк) многих ведущих художников-сюрреалистов. Сюрреалисты вызвали у абстрактных экспрессионистов интерес к мифам и архетипам и помогли сформировать отношение к живописи в целом, как к борьбе между самовыражением и хаосом бессознательного.

📍 По мнению многих критиков и искусствоведов, именно абстрактный экспрессионизм стал причиной того, что Нью-Йорк в конце концов стал центром мира западного искусства.

1. Джексон Поллок
2, 3. Поллок за работой
4. Фреска, 1943
5. №5, 1948
6. №8, 1949
7. Осенний ритм (№30), 1950
8. Глубина, 1953

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Картины Джексона Поллока стали образцом американского искусства. Давайте посмотрим на его технику.

↪️ Благодаря творчеству Поллока произошел перенос с ценности с объекта на момент его создания

. Такой подход имеет корни в шаманских практиках коренных индейских народов.

▪️ Поллок соединяет альтернативные духовные практики, культуру доколумбовых племен, интерес к авангардным течениям (сюрреализм и его техника автоматического письма), психоанализ Фрейда и Юнга.

🌌 Поллок изобрел технику дриппинга — разбрасывания краски без прикосновения щетины к плоскости. Такие картины пишут на полу синтетическими красками.

▪️ Для достижения нужного эффекта необходима быстросохнущая краска, поэтому чаще всего для таких работ используется нитроэмаль — краска, для покрытия автомобилей.

🎨 Расстилая холст на полу, художник обретал полную свободу передвижения и способность наносить краску на полотно из любой точки.

▪️ Однажды для того, чтобы натянуть холст нужного размера, Поллоку пришлось разрушить стену между двумя комнатами.

🗣 «Когда холст на полу, я чувствую больше свободы. Я чувствую себя ближе, становясь частью картины, я могу ходить вокруг нее, работать со всех четырех сторон и буквально находиться внутри картины».

🧟‍♂️ Журналисты дали Поллоку прозвище Jack The Dripper — Джек-разбрызгиватель по аналогии с Джеком-потрошителем Jack The Ripper.

🔢 Поллок часто не давал названий своим полотнам, только номера, а размеры холстов могли достигать 6 метров.

1. Клифорд Стилл
2. 1957-D №1, 1957
3–6. Работы без названий

1. Барнетт Ньюман
2. Масштаб полотен Ньюмана
3. Фрагмент полотна крупным планом
4. Единство I, 1948
5. Дионисий, 1949
6. Созвучие, 1949
7. Ахиллес, 1952
8. Голос огня, 1967

Важной частью абстрактного экспрессионизма стали художники, выбравшие в качестве способа самовыражения так называемую «живопись цветового поля».

Давайте познакомимся с ними поближе.

3️⃣ Основными участниками группы считаются Марк Ротко, Барнетт Ньюман и Клиффорд Стилл. В своей работе они опирались на религию и мифологию, создавая простые композиции с большими областями, заполненными одним цветом. Так они старались вызвать у зрителя созерцательное, медитативное настроение.

1️⃣ Клифорд Стилл создавал композиции, напоминающие всполохи, в отличие от двух других художников, располагавших цветовые плоскости простым лаконичным образом. В работах Стилла один слой цвета будто прорывается сквозь другой, обнажая подложку.

☝️ Стилл использовал технику импасто — наносил краску толстыми слоями при помощи шпателя.

↕️ Работы Стилла монументальны, именно у него Ротко позаимствовал идею использования огромных холстов и отсутствия рам. «Недопустимо останавливаться на краю рамы».

🔢 Стилла раздражали попытки ассоциативных трактовок его картин, поэтому он отказался от конкретных названий и ограничивался нумерацией.

🌪 Стилл верил, что его картины могут изменить мир.

«Один-единственный мазок на холсте, за которым стоит работа и разум, осознающий свои возможности и значения, способен вернуть свободу, утраченную за двадцать веков разнообразных форм порабощения».

2️⃣ Другой представитель направления, Барнетт Ньюман предпочитал использовать линии разной длинны и масштаба, перекрывающие поток цвета.

™️ Работы Ньюмана нельзя смотреть в репродукциях. Для достижения нужного эффекта он использует цвет повышенной интенсивности, который влияет на восприятие на физическом уровне. Сам Барнетт Ньюман настаивал, что его полотна необходимо рассматривать исключительно с близкого расстояния, чтобы погрузиться в мир красочных полей.

⬇️ Ньюман изобрел живописное новшество, которое назвал «застежкой-молнией»: вертикальная линия, пересекающая холст от края до края. Впервые она появилась на полотне «Единство I» и стала отличительным знаком большинства его последующих работ.

1. Марк Ротко
2. Работы Ротко в зале
3. Работы Ротко в капелле в Хьюстоне
4, 5. Работы без названий

Марк Ротко открыл очень важный аспект в искусстве, показав, что искусство не обязано ничего выражать и доказывать.

☝️

Ротко считал, что искусство не имеет никакого отношения к эстетике. Это особая форма переживания жизни, которая возникает в момент проживания зрителем самого произведения.

🥺 По словам Ротко, его работы должны провоцировать почти религиозные переживания и даже вызывать слезы. «Я не заинтересован в соотношении цвета, формы и чего-то еще. Меня интересует выражение базовых человеческих эмоций — трагедии, экстаза, рока и так далее». Выражением этих эмоций у Ротко становится цвет.

↕️ Во всей живописи цветового поля существенную роль играл размер полотен. Ротко объяснял это так: «Я рисую большое, чтобы быть ближе».

🧐 Ротко требовал выставлять свои работы не так, как другие.

Для достижения нужного эффекта важно было особое приглушенное освещение, специальная развеска и особые пространства.

▪️ Одной из главных идей было размещение громадных полотен в выставочном пространстве так, чтобы они окружали зрителя со всех сторон, погружая в цветовые плоскости.

⛪️ Идеальным местом для экспонирования своих работ Ротко считал капеллы, в которых зритель мог бы медитировать, глядя на его работы. Таким примером может служить Капелла в Хьюстоне в Техасе.

▪️ В капеллах нет центрального алтаря, а значит, нет центрального места, что находило отражение и в работах Ротко. Он смещает фокус с произведения на зрителя, что, по его мнению, возможно только в цветовой палитре, у которой нет центра.

💭 Ротко порождает экзистенциальный уровень переживания жизни. «Нет больше никакой точки, на которой можно было бы сосредоточить взгляд» (Гете).

курс Level One

Как получать удовольствие от искусства

Курс лекций о том, как устроены картины. Любое полотно — это выбор холста и типа краски, отчаянный поиск идеального цвета и композиции, работа с символами и архетипическими образами. Научимся наслаждаться картинами от первого эскиза и мазка краски до музейной рамы.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3900₽ 1950₽

подробнее о курсе

Абстрактное искусство | История, характеристики, художники и факты

Пит Мондриан: композиция в белом, черном и красном

Посмотреть все медиа

Ключевые люди:
Эль Лисицкий Роберт Делоне Тео ван Дусбург Эд Рейнхардт
Похожие темы:
искусство абстрактный сад

Просмотреть весь связанный контент →

абстрактное искусство , также называемое непредметное искусство или нерепрезентативное искусство , живопись, скульптура или графика, в которых изображение предметов из видимого мира играет небольшую роль или не играет никакой роли. Все искусство состоит в основном из элементов, которые можно назвать абстрактными, — элементов формы, цвета, линии, тона и текстуры. До 20 века эти абстрактные элементы использовались художниками для описания, иллюстрации или воспроизведения мира природы и человеческой цивилизации, и экспозиция преобладала над выразительной функцией.

Абстрактное искусство в самом строгом его понимании берет свое начало в 19 веке. Период, характеризующийся таким обширным корпусом искусно изобразительного искусства, созданного ради иллюстрации анекдота, также породил ряд художников, которые исследовали механизм светового и визуального восприятия. Период романтизма выдвинул идеи об искусстве, которые отрицали акцент классицизма на подражании и идеализации и вместо этого подчеркивали роль воображения и бессознательного как существенных творческих факторов. Постепенно многие художники этого периода начали принимать новую свободу и новые обязанности, подразумеваемые слиянием этих взглядов. Заявление Мориса Дени от 189 г. 0: «Надо помнить, что картина — до того, как быть боевым конем, обнаженной натурой или каким-нибудь анекдотом, — есть, по существу, плоская поверхность, покрытая красками, собранными в определенном порядке», — резюмирует чувство у символистов и Художники-постимпрессионисты своего времени.

More From Britannica

Западная живопись: ХХ век

Все основные течения первых двух десятилетий 20-го века, включая фовизм, экспрессионизм, кубизм и футуризм, так или иначе подчеркивали разрыв между искусством и природными проявлениями.

Однако существует глубокое различие между абстрагированием от явлений, пусть даже до неузнаваемости, и созданием произведений искусства из форм, не взятых из видимого мира. В течение четырех-пяти лет, предшествовавших Первой мировой войне, такие художники, как Робер Делоне, Василий Кандинский, Казимир Малевич и Владимир Татлин, обратились к принципиально абстрактному искусству. (Кандинский традиционно считался первым современным художником, написавшим чисто абстрактные картины, не содержащие узнаваемых объектов, в 1910–11. Однако позже это повествование было поставлено под сомнение, особенно в 21 веке, когда возобновился интерес к шведской художнице Хильме аф Клинт. Свою первую абстрактную работу она написала в 1906 году, но с другой целью, чем достижение чистой абстракции.) Однако большинство даже прогрессивных художников относились к отказу от любой степени репрезентации с неодобрением. Во время Первой мировой войны появление группы de Stijl в Нидерландах и группы Dada в Цюрихе еще больше расширило спектр абстрактного искусства.

Абстрактное искусство не процветало между Первой и Второй мировыми войнами. Окруженный тоталитарной политикой и художественными движениями, делающими новый акцент на образах, таких как сюрреализм и социально-критический реализм, он получил мало внимания. Но после Второй мировой войны возникла и имела широкое влияние энергичная американская школа абстрактной живописи под названием «Абстрактный экспрессионизм». Начиная с 1950-х годов абстрактное искусство было общепринятым и широко практикуемым подходом в европейской и американской живописи и скульптуре. Абстрактное искусство озадачивало и даже сбивало с толку многих людей, но для тех, кто принял его нереферентный язык, нет сомнений в его ценности и достижениях. См. также современное искусство.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Алисией Желязко.

Направления в искусстве, которые определили абстрактное искусство в 20 веке

Направления в искусстве, которые определили абстрактное искусство в 20 веке
Абстракционизм
26 декабря 2018 г.

Алина Ливнева

26 декабря 2018 г.

Абстракционизм

Абстрактное искусство всегда было предметом больших споров в мире искусства. Люди горячо спорили как за, так и против. Вот статья, в которой обсуждаются важные моменты из истории абстрактного искусства. Таким образом, вы можете составить обоснованное мнение!

Абстрактное искусство использует формы, линии и цвета для изображения изображений, которые отделены от реальности. Слово «абстрактный» означает существование без физической формы. В начале 20 века новые изобретения в науке и технике, а также радикальные изменения в идеологиях должны были найти отражение в искусстве.

Фовизм

Фовизм и кубизм были определяющими движениями абстрактного искусства. Термин фовизм происходит от «Les Fauves» или «Дикие звери». Les Fauves были группой художников современного искусства, которые использовали яркие цвета и живописные качества, а не реалистичные значения в произведениях искусства. Андре Дерен и Анри Матисс были лидерами этого движения. «Женщина в шляпе» Матисса — известный пример этого движения.

Кубизм

Кубизм считается одним из самых влиятельных направлений в искусстве всех времен. Абстракционисты Пабло Пикассо и Жорж Брак положил начало этому движению в начале 20 века. Художники-кубисты хотели подчеркнуть двухмерность полотна. Итак, объекты были разбиты на геометрические формы. Художники также использовали контрастные перспективы для эффекта. «Девушка с мандолиной» Пабло Пикассо — пример такого стиля.

Девушка с мандолиной Пабло Пикассо

Орфизм

Орфизм сконцентрирован на чистой абстракции и ярких красках. Кроме того, известный как орфический кубизм, стиль находился под сильным влиянием фовизма и имеет свои корни в кубизме. Абстракционисты Франтишек Купка, Роберт Делоне и Соня Делоне считаются пионерами движения орфизма. Абстрактная картина Робера Делоне «Одновременные окна в город» и «Электрические призмы» Сони Делоне являются известными образцами этого стиля.

Неопластицизм

Неопластицизм или De Stijl был художественным движением, начатым художниками и архитекторами в Лейдене, Нидерланды. Сторонники чистой абстракции; эти художники использовали только черный, белый и основные цвета. «Композиция в цвете» Пит Мондриан выполнен в этом стиле. Дом Ритвельда Шредера голландского архитектора Геррита Ритвельда является примером стиля Де Стейл в архитектуре.

Суперматизм

Супрематизм — направление в искусстве, использующее базовые геометрические формы. Художники применяли ограниченный набор цветов. Казимир Малевич , русский художник-авангардист, основатель движения. Его картина «Черный квадрат» — знаковая картина той эпохи.

Синхромизм

Синхромизм был недолговечным художественным движением, начатым американцами Стэнтоном Макдональдом-Райт и Морганом Расселом. Художники проводили параллель между музыкой и цветом, основывая свое искусство на идее, что расположение цветов в картине такое же, как ноты в симфонии. «Синхромия самолета в желто-оранжевом цвете» Стэнтона Макдональда-Райт выставлена ​​в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

Стэнтон Макдональд-Райт Морган Рассел

Модернизм

Модернизм — философское течение, оказавшее влияние на культурные тенденции 19 и 20 веков. Модернизм также породил другие стили, такие как поп-арт и цифровое искусство. Минимализм — это художественное движение, зародившееся в мире западного искусства после Второй мировой войны. Ив Кляйн был пионером минимализма.

Абстрактный экспрессионизм

Абстрактный экспрессионизм — еще одно направление в американской живописи. Это было первое американское художественное движение, получившее международное признание. Это движение также считается предшественником сюрреализма. Абстрактные экспрессионисты Джексон Поллок был влиятельной фигурой в истории искусства.

Романтизм, импрессионизм и экспрессионизм

Такие художественные направления, как романтизм, импрессионизм и экспрессионизм, внесли свой вклад в развитие абстрактного искусства. Художники из западного мира также находились под сильным влиянием искусства других культур. Такие движения, как дадаизм и сюрреализм, берут свое начало в абстрактном искусстве.

Об авторе Алина Ливнева родилась в 1985 году в Санкт-Петербурге, Россия. Училась в Санкт-Петербургской Академии художеств. Учился в России и США. Живет в Майами. Также жил в России. Эксперт по коллекциям, выставкам и займам.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *