Глава 5. Абстрактные идеи . Диалектический материализм

В процессе мышления мы восходим от элементарных идей, которым соответствуют предметы, непосредственно воспринимаемые нашими чувствами, к абстрактным идеям. Источником последних является развитие общественных отношений, а также производственной и всякой иной деятельности, направленной на внешнюю природу, причём неведение и беспомощность человека вызывают появление мистических и иллюзорных абстрактных идей. С появлением абстрактных идей начинается разделение духовного и материального труда, а затем отрыв теории от практической деятельности, причём появляется тенденция отрыва теории от действительности. Отсюда также берёт начало противоположность между идеалистическим и материалистическим направлениями в мышлении.

5.1. Образование абстрактных идей

Мысли и идеи, подобно языку, берут начало в труде: люди развивают мышление и идеи в ходе всей своей общественной деятельности.

Касаясь развития идей или человеческого сознания — ибо особенность человеческого сознания состоит в том, что человек осознаёт предметы не только через посредство восприятий, но также через посредство идей, — Маркс и Энгельс показали, что человеческое сознание возникает и развивается «лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми… Сознание, следовательно, с самого начала есть общественный продукт и остаётся им, пока вообще существуют люди»[255].

Идеи не являются продуктом чисто интеллектуального процесса и не являются также автоматическим ответом на раздражения, которые вызывают у нас внешние предметы. Идеи суть продукты человеческого мозга, создаваемые в ходе общественной деятельности человека. Они отражают связи человека с другими людьми и с внешним миром, действительные условия существования людей.

Маркс и Энгельс далее указывают: «Сознание… есть вначале осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами… Начало это носит столь же животный характер, как и сама общественная жизнь на этой ступени; это — чисто стадное сознание…»[256]

Первые и самые элементарные идеи суть идеи, прямо проистекающие из непосредственного практического общения человека с другими людьми и окружающими предметами. Они создаются тогда, когда человек даёт названия общим чертам предметов, которые можно установить путём восприятия.

Как указал Маркс, первоначально «производство идей… непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей»[257]. Из этой деятельности и материального общения на самом его элементарном уровне уже образуется комплекс элементарных идей человека относительно внешних предметов, себя самого и других людей — относительно рода и свойства предметов, их разнообразных связей с людьми и возможностей их использования человеком.

В таких идеях более или менее прямо отражаются выделяющиеся черты предметов и человеческой деятельности в том виде, как мы непосредственно познаём их в восприятии. Такие идеи составляют основное элементарное оснащение человеческого мышления и общения между людьми. Они выражаются в словах, обозначающих знакомые предметы, а также свойства и взаимоотношения предметов и повседневные занятия.

Все мы обладаем богатым запасом таких идей, а это уже есть значительное социальное достижение; однако мы принимаем их за нечто само собой разумеющееся, постоянно пользуемся ими, и каждый ребёнок приобретает их в раннем возрасте. Таковы наши идеи о таких окружающих нас предметах, с которыми связаны наши повседневные дела, например о мужчинах и женщинах, столах, стульях, автомашинах, деревьях, цветах, собаках, кошках и т. д.; об ощущаемых свойствах предметов, как, например, красное, синее, твёрдое, мягкое, большое, маленькое и т. д.; о таких действиях и относительных положениях, как бег, ходьба, падение, над, под и т. д. У нас, безусловно, гораздо больший запас элементарных идей, чем у первобытного человека, именно потому, что мы гораздо больше производим вещей и имеем дело с гораздо более широким кругом предметов и связей. Тем не менее сознание, представленное такими элементарными идеями, попрежнему остаётся, как указывали Маркс и Энгельс, осознанием

ближайшей чувственной среды и осознанием ограниченной связи с другими лицами и вещами.

Характерной чертой всех таких элементарных идей является то, что они имеют конкретное чувственное содержание, поскольку им соответствуют предметы, непосредственно воспринимаемые нашими чувствами. Однако развитие социального общения приводит к образованию более отвлечённых идей, которым не соответствуют никакие непосредственно воспринимаемые предметы.

Могут ли у нас возникать такие идеи, которым не соответствует никакой непосредственно воспринимаемый предмет? Да, конечно, могут возникать и возникают. Например, люди суть непосредственно воспринимаемые предметы, и такие их свойства, как высокий или низкий рост, худоба или полнота и т. д., также суть непосредственно воспринимаемые свойства. Однако мы также думаем и о других свойствах людей, хотя ничто непосредственно воспринимаемое чувствами не соответствует нашим мыслям о них. Это — идеи абстрактные, которым не соответствует в данном случае никакой непосредственно воспринимаемый предмет. И мы действительно беспрестанно пользуемся колоссальным кругом таких абстрактных идей. Всякого рода общественные и правовые идеи, моральные идеи, религиозные идеи, научные идеи, философские идеи — все они абстрактны в том смысле, который мы сейчас имеем в виду.

Таким образом, наши идеи в ходе своего развития не ограничиваются отражением общих черт внешних предметов, непосредственно действующих на наши чувства. Идеи всегда образуются в соответствии с нуждами социального общения. С развитием производства и последующим развитием производственных отношений, общественных отношений и общественной деятельности в целом развитие идей выходит за ограниченную стадию осознания общих черт предметов, воспринимаемых нашими чувствами. У людей возникают общие понятия и взгляды о мире и об их общественной жизни. Такие более абстрактные идеи появляются в мозге человека как продукт его активных взаимоотношений с внешней природой и другими людьми и способствуют развитию социального общения, основанного на этих взаимоотношениях. Однако им не соответствуют никакие непосредственно воспринимаемые предметы.

Именно к таким идеям мы будем применять термин «абстрактные», противопоставляя степень абстракции, которую они представляют, относительной конкретности других идей.

5.2. Ступени абстракции

В конце главы 1 мы говорили, что слова служат для того, чтобы выделять, абстрагировать и обобщать то общее, что имеют между собой различные ощущения. Важно отметить, что в этом смысле все без исключения идеи являются абстрактными, поскольку самый процесс образования идей есть процесс абстрагирования. Например, идея стула является абстракцией, возникшей из повторявшихся восприятий индивидуальных стульев, и выражает то, что является общим для многих индивидуальных стульев. Когда термин «абстрактный» употребляется для различения некоторых идей от других, то он употребляется только в относительном смысле, подчёркивая этим, что одна идея более абстрактна, чем другая, или представляет более высокую ступень абстракции. Когда мы абстрагируем от индивидуальных предметов то, что является общим для них, как это имеет место при образовании идеи стула, то в этом случае непосредственные объекты ещё прямо соответствуют нашим идеям. Новая ступень абстракции достигается лишь тогда, когда мы создаём идеи, которые не соответствуют воспринимаемому объекту.

Так я могу сообщить вам, что́ я имею под понятием «человек», направляя ваше внимание на индивидуальных людей. Но если я хочу сказать вам, что́ я понимаю под словом «права человека», то в этом случае необходимо сложное объяснение другого рода.

Итак, существуют две ступени, или стадии, абстракции в развитии идей, и мысль в своём развитии переходит от первой ступени к второй. Первая ступень возникает, когда мы, исходя из чувственного опыта, составляем себе идеи о различных видах предметов, их свойствах, отношениях и движениях, воспринимаемых нашими чувствами. Вторая ступень возникает тогда, когда мы с помощью нового процесса абстракции составляем себе идеи об этих свойствах, отношениях и движениях вещей, которые не воспринимаются непосредственно нашими чувствами.

5.3. Источники абстрактных идей

Источником всех без исключения абстрактных идей является опыт в объективном материальном мире, в практических отношениях человека к предметам и другим людям.

Именно определённый опыт, приобретаемый людьми в ходе общения друг с другом и с природой, приводит к возникновению у них абстрактных идей. Эти идеи служат продолжению и развитию их общения. Они отражают определённые отношения, объективно существующие между предметами, между людьми и между людьми, с одной стороны, и предметами, с другой, — отношения, которые преобразовываются в сознании людей в абстрактные идеи.

Одним из важных источников развития абстрактных идей является развитие общественных отношений между людьми. Так, например, первобытная родовая организация общества с его сложными правилами, регулирующими, кто на ком может жениться, кто принадлежит к какому роду и вообще кто и что может делать, порождает целый ряд абстрактных идей относительно общественных отношений, которые одновременно являются продуктами этих общественных отношений и их регуляторами. Затем возникают идеи о социальном положении, о вождях и т. д. Позднее, с развитием собственности, возникают абстрактные идеи, связанные с имущественными отношениями.

Например, когда определённые люди завладели землёй, возникли идеи земельной собственности, а также идеи соответствующих обязанностей, прав и привилегий. Такие идеи собственности носят абстрактный характер, им не соответствует никакой объект, непосредственно воспринимаемый чувствами человека. Например, идея вспаханного поля есть идея о реальности, которая даётся нам в наших ощущениях; однако идея собственности на это поле является абстрактной и ей не соответствует никакой непосредственно воспринимаемый объект. Точно так же плоды этого поля являются конкретно воспринимаемой реальностью, мы можем поедать их; однако право землевладельца завладеть этими плодами не является чем-то чувственно воспринимаемым. Тем не менее эти абстрактные идеи представляют собой отражение в духовной области чего-то реально и объективно существующего — производственных отношений, установившихся на определённом этапе развития общественного производства.

Другие абстрактные идеи образуются как следствие развития производственной и другой деятельности человека, связанной с внешней природой. Именно в этом источник таких абстрактных идей, как причина и действие, а также всех абстрактных идей, связанных со счётом и измерением, подобно идеям числа, пространства и времени.

Одним из факторов, оказывающих весьма важное влияние на развитие абстрактных идей человека, является относительное невежество людей и их неспособность разобраться в своей социальной деятельности. Это порождает всякого рода мистические и иллюзорные абстрактные идеи.

На очень раннем этапе развития общества люди начали задумываться над тем, какими внутренними причинами вызываются различные знакомые им процессы, от которых зависит их существование. Так, например, люди видят, что злаки растут, а животные размножаются, и они сознают, что́ им самим нужно делать, чтобы способствовать этим процессам. Однако они не видят и не знают внутренних причин, обусловливающих эти процессы, и обладают лишь самыми несовершенными средствами управления ими. Так у них начинают складываться понятия о невидимых силах. У большинства первобытных народов существует представление о тайной силе, обитающей в людях, животных и предметах, причём они считают, что эта сила не может восприниматься чувствами человека, но тем не менее она проникает во все доступные ощущению предметы и господствует над ними. Некоторые индейские племена называют эту силу «ваканда», а один из их старейшин, пытаясь разъяснить это представление заезжему антропологу, сказал ему: «Ни один человек никогда не видел „ваканда“»[258]. Из абстрактного представления такого типа — представления о невидимых силах — возникают абстрактные идеи религии и теологии.

5.4. Разделение духовного и материального труда

Как мы можем видеть по этим нескольким примерам, абстрактные идеи возникают как следствие процесса развития общества. Маркс и Энгельс связывали развитие абстрактных идей с важнейшим общественным процессом — процессом разделения труда.

Образование всех абстрактных идей — к какому бы типу они ни принадлежали и каков бы ни был их индивидуальный источник — предполагает известное развитие производительных сил и общественных отношений в человеческом обществе. Поэтому оно предполагает известное разделение труда. С этого разделения труда начинается выделение из единой производственной группы или «стада» отдельных индивидуумов, отличающихся друг от друга не только как различные представители вида, но и как личности, обладающие своими особыми общественными функциями и положением в обществе, обладающие индивидуальностью. Это порождает деятельность, взаимоотношения и опыт, которые вызывают появление абстрактных идей, а также кладёт конец «стадному» сознанию и открывает возможности для развития мысли индивидуума.

С образованием абстрактных идей появляется разделение духовного и материального труда. Оно определённо знаменует появление духовного труда, отличного от труда материального. Вместе с этим появляются различного рода мудрецы, старейшины и вожди, являющиеся специалистами в области идей, толкующие и развивающие их. Эта специализация в области идей развивается в качестве неотъемлемой стороны общественной жизни, ибо без идей ни разделение труда, ни различные вытекающие из него производственные процессы, ни общественные отношения не могут сохраняться и развиваться. Маркс и Энгельс писали: «Разделение труда становится действительным разделением лишь с того момента, когда появляется разделение материального и духовного труда»[259].

В общем и целом образование абстрактных идей соответствует возникновению новых потребностей общества. В то же время развитие идей становится особой формой общественной деятельности, особой сферой разделения труда. Вытекающее же отсюда разделение духовного и материального труда приводит к дальнейшим последствиям.

Коль скоро абстрактная идея сложилась и воплощена в слова, возникает возможность того, что эти слова будут восприняты как относящиеся к особым видам предметов, существующих отдельно от предметов материального мира, отражаемых в чувственных восприятиях. Эта возможность может осуществляться тем скорее, чем больше разработка абстрактных идей приобретает характер особой формы общественной деятельности, отделённой от материального труда.

Очевидно, что именно это и происходит с представлениями о невидимых силах, сверхъестественных существах и т. д. Люди, придерживающиеся этих абстрактных идей, считают, что этим идеям соответствуют некие таинственные создания и силы, существование которых отдельно и независимо от существования воспринимаемых материальных предметов. Знахари, попы и богословы, специализирующиеся в области таких идей, разрабатывают самые сложные учения в этом духе.

Но такие же иллюзии могут возникать и в отношении всех абстрактных идей. Ведь абстрактные идеи носят такой характер, что им не соответствует никакой непосредственно воспринимаемый предмет. Но они связаны с воспринимаемыми предметами. Чтобы разъяснить абстрактную идею, объяснить, что́ означает абстрактное слово, в котором она воплощена, необходимо упомянуть об определённых воспринимаемых предметах, процессах и взаимоотношениях между ними, отражающихся в абстрактной идее. С другой стороны, можно забыть о конкретной действительности, отражаемой в абстрактных идеях, и манипулировать такими идеями так, словно они относятся к какому-то особому царству абстракций, открывающихся интеллекту, но не зависимых от воспринимаемого мира, от опыта и практики.

«Подход ума (человека) к отдельной вещи, снятие слепка (= понятия) с неё не есть простой, непосредственный, зеркально-мёртвый акт, а сложный, раздвоенный, зигзагообразный, включающий в себя возможность отлёта фантазии от жизни; мало того: возможность превращения (и притом незаметного, несознаваемого человеком превращения) абстрактного понятия, идеи в фантазию (в последнем счёте = бога). Ибо и в самом простом обобщении, в элементарнейшей общей идее („стол“ вообще), есть известный кусочек фантазии»[260].

Возможность такого «отлёта» абстрактной идеи от действительности становится тем больше, чем в большей степени духовный труд оторван от материального труда, чем больше теоретическая деятельность оторвана от практической деятельности.

Таким образом, с развитием абстрактных идей мышление больше не связано с особенностями предметов и связей между лицами и между предметами — связей, которые мы непосредственно познаём на практике посредством своих чувств. Именно потому, что мышление становится особой сферой духовного труда, отличной от материального, оно всё более отрывается от практики и опыта повседневной трудовой жизни. Оно получает возможность разрабатывать всякого рода общие представления и общие взгляды относительно мира и общества. Наши мысли начинают отличаться от нашего опыта и ощущений.

«С этого момента, — писали Маркс и Энгельс. — сознание может действительно вообразить себе, что оно нечто иное, чем осознание существующей практики, что оно может действительно представлять себе что-нибудь, не представляя себе чего-нибудь действительного (то есть чего-то непосредственно воспринимаемого чувствами. — М. К.), — с этого момента сознание в состоянии эмансипироваться от мира и перейти к образованию „чистой“ теории, теологии, философии, морали и т. д.»[261].

5.5. Обучение мышлению

Одним из условий развития абстрактных идей является отделение духовного труда от материального, а оно чревато противоречивыми возможностями. С одной стороны, оно позволяет приобретать более глубокие знания о реальных связях предметов и об условиях человеческого существования, чем это возможно с помощью непосредственного сознания, основанного на восприятии. С другой стороны, оно открывает возможность для возникновения всякого рода фантазий и иллюзий.

Вследствие этого всему процессу интеллектуального развития общества присущи противоречивые стороны. С одной стороны, наблюдается несомненное расширение подлинного знания — другими словами, верных идей (соответствие которых действительности было подтверждено) о природе, обществе и отношениях человека с природой. С другой стороны, наблюдается появление всё новых иллюзорных идей и их усложнение. По мере того как общество развивалось, в умах людей развивались иллюзии о них самих и о мире, в котором они обитают. Каждая эпоха вносила свой вклад в общую сумму человеческого познания. В то же время каждая эпоха порождала характерные для неё иллюзии, которые ограничивали всю интеллектуальную продукцию данной эпохи, целиком пропитывали её и придавали ей особую окраску.

Таким образом, именно тут находим мы гносеологические корни противоположения материалистических тенденций идеалистическим и борьбы между ними, проходящей красной нитью через всё развитие мысли.

Противоположность материалистических тенденций идеалистическим является основной противоположностью в развитии познания. Она возникает с разделением духовного и материального труда. Когда духовный труд впервые начинает эмансипироваться от мира как теоретическая деятельность и становится чем-то иным, чем сознание существующей практики, немедленно возникают два взаимно исключающих друг друга теоретических направления: одно из них стремится понять предметы в их собственных связях и объяснить всё происходящее в материальном мире, исходя из самого материального мира, — это и есть материализм; другое стремится унестись в царство чистой мысли и изображать дело так, словно материальный чувственный мир зависит от мысли и является её продуктом, — это и есть идеализм. Другими словами, одно из них считает, что бытие предшествует мышлению, а другое, что мышление предшествует бытию.

В этом свете борьба материалистического направления в мышлении против направления идеалистического понимается как борьба, которая ведётся на протяжении всей истории человечества — с древнейших времён по сей день, как борьба за то, чтобы научиться мыслить правильно и достоверно, то есть так, чтобы мышление правильно отражало реальные условия человеческого существования и способствовало прогрессу человечества. Это есть борьба за знание и просвещение против невежества и суеверия.

Что такое абстрактное мышление и как его развить

Одно из главных отличий человека от других животных — осознанное мышление, которое, в свою очередь, состоит из конкретного и абстрактного. Представь, если бы идеи, приходящие в твою голову, могли быть реализованы гораздо быстрее, чем ты можешь ожидать. За результативный итог и удовлетворение результатом отвечает абстрактное мышление. Расскажем, что это такое и как его можно развить.

Что представляет из себя абстрактное мышление

Абстрактное мышление — это способность человека представлять вещи, других людей или явления, когда они не находятся перед ним физически. С его помощью мы можем думать о предмете, который только что увидели, размышлять о философии, сохранять в голове набор моральных принципов и так далее. Абстрактное мышление напрямую связано с видением контекста и общей картины, которая окружает событие или идею. Это умение даёт человеку возможность фантазировать, мысленно переноситься в пространстве, проживать уже знакомые чувства и ощущения.

Человек, который опирается на абстрактное мышление для познания окружающего мира, использует метафоры и аналогии. Он видит разницу между вербальным и невербальным, мысленно передвигает объекты без необходимости их вращения.

Сложно объяснить, что такое абстрактное мышление, ведь это понятие само по себе абстрактно. Для того чтобы понять, насколько оно относится к твоему собственному опыту, можешь ответить на следующие вопросы:

  • Можешь ли ты представить детали, связанные с общей картиной?
  • Спрашиваешь ли ты себя «почему?»
  • Ищешь ли ты более глубокие значения и основные закономерности в привычных вещах?
  • Стремишься ли понять, как они относятся ко всему остальному в твоём жизненной опыте?

Если на все ты ответил «да», можем тебя поздравить: навыки абстрактного мышления у тебя есть.

Почему абстрактное мышление так важно

Человек, активно использующий абстрактное мышление в своей жизни, способен хорошо представить сложные идеи, разработать их, он читает невербальные подсказки тела для того, чтобы оценить текущую ситуацию. Те, у кого развиты навыки абстрактного мышления, могут принимать более обоснованные решения, опираясь на возможности, которые выходят за рамки конкретики.

Абстрактное мышление помогает лучше ориентироваться в жизни. А если одновременно прибегать и к абстрактному, и к конкретному мышлению, это даст тебе более широкое представление о любой ситуации. Понимание общей картины и проработка возможных событий поможет тебе принимать лучшие решения и предотвращать негативные последствия какого-либо совершённого действия.

Как можно развить абстрактное мышление

Даже если ты никогда не задумывался о том, что это такое, хотя бы раз в жизни ты точно к нему прибегал. Существует много способов использовать абстрактное мышление таким образом, чтобы развить его.

Подумай о концепции предмета или явления

Каждый раз, когда ты представляешь себе неконкретные ситуации, — это уже работа абстрактного мышления. Такие понятия, как любовь, уважение, поддержка, означают всё, у чего нет конкретной физической формы. Это те концепции, которые требуют абстрактного мышления.

К примеру, Статуя Свободы — это конкретная концепция. А свобода, правосудие и демократия — абстрактные концепции, которые напрямую связаны с конкретным предметом. Ещё один пример: твоя собака — это конкретный объект, а твои размышления о ваших взаимоотношениях, её развитии, заботе являются абстрактными мыслями.

Игра в ассоциации

Такой способ является одним из самых простых и привычных нам. Ты можешь подумать о том, какие ассоциации ты испытываешь при мысли о том или ином предмете, человеке, явлении, понятии. Мысленно сравнить, на что похожи облака, машины, созданные человеком роботы-пылесосы. Представить, на что похожи звуки и мелодии, провести параллель с каким-нибудь фильмом или книгой.

Если ты будешь выполнять это упражнение часто, то довольно скоро ты заметишь, как лучше стал воспринимать окружающий тебя мир, усваивать информацию и устанавливать причинно-следственные связи.

Развивай креативность

Ещё одним хорошим упражнением является следующее. Закрой глаза и подумай о тех, с кем ты общался за день или как-то контактировал. Вспомни в деталях их одежду, особенности речи, жестикуляцию, эмоции, отражённые на лице. Также постарайся вспомнить свои личные ощущения во время общения с этими людьми, переживания, состояние. Попробуй создать в голове их образы.

По такой же схеме ты можешь работать с образами эмоций, которые не привязаны к конкретными объектами. Или попробовать представить образ какой-либо идеи, термина или понятия. Отследи свои ассоциации и ощущения, свяжи их с символами представляемого.

Используй метафоры и аналогии

Эти средства речи могут стать отличным стартом для развития абстрактного мышления. Чтение художественных произведений, а в лучшем случае — их написание, даст направление работы с абстракцией. Ещё одним вариантом может стать выставка современного искусства — ведь именно в нём содержится наибольшее количество метафор и аналогий, которые дают пищу для фантазии.

Метафоры и аналогии создают связь между двумя идеями, которые изначально могут быть как абстрактными, так и конкретными.

Всё время задавай вопросы

Чем чаще ты будешь задумываться о том, что происходит вокруг и внутри тебя, тем лучше будет развито твоё абстрактное мышление. Постоянно спрашивай «Почему?»: «Почему в этом проекте должны быть именно эти задания?», «Почему эта вещь должна работать именно таким образом?», «Почему человеку необходимо сделать это?»

Если вопросы, начинающиеся с «почему», не дают ответы, попробуй перефразировать их: «Что должно быть в результате моей деятельности?», «Могу ли я упростить эту проблему и как?», «Кому может это пригодиться?» Продолжай задавать себе вопросы, и ты сможешь увидеть общую картину проблемы, а не только её саму.

Другие статьи по темам:

образ жизни

Что такое абстрактная идея?

Психология

Наука
  • Анатомия и физиология
  • астрономия
  • Астрофизика
  • Биология
  • Химия
  • наука о планете Земля
  • Наука об окружающей среде
  • Органическая химия
  • Физика
Математика
  • Алгебра
  • Исчисление
  • Геометрия
  • Преалгебра
  • Предварительный расчет
  • Статистика
  • Тригонометрия
Гуманитарные науки
  • Английская грамматика
  • История США
  • Всемирная история
    .
    .. и не только
  • Сократическая мета
  • Избранные ответы

Темы

Абстрактные идеи относятся к идеям, которые не связаны с мирскими вещами. Это вещи, которые вы не можете потрогать, но вы можете их почувствовать.
http://english.stackexchange.com/questions/83918/what-does-abstract-ideas-mean

Ссылка для ответа

Влияние этого вопроса

58891 просмотров по всему миру

Вы можете повторно использовать этот ответ
Лицензия Creative Commons

Значение и примеры | Лингвистический блог

Опубликовано  — Последнее обновление:

 

Что такое абстрактные идеи?

Абстрактная идея — это идея, в которой отсутствуют конкретные физические детали, вещи, которые нельзя потрогать, но которые, как вы знаете, существуют.

Мир во всем мире — это то, что каждый может понять как концепцию, но нет физического объекта, который был бы «миром во всем мире», к которому они могли бы прикоснуться. Человеческий разум склонен мыслить абстрактно.

Это одна из черт, которая отличает людей от других разумных существ. Мы можем представить себе вещи, которые мы не можем потрогать, обонять, пробовать на вкус, слышать или чувствовать!

 

Откуда возникает идея абстрактного мышления?

Хотя у людей были абстрактные мысли с тех пор, как мы существовали как вид, только в 17 веке философ Джон Локк очень четко определил идею абстрактного и конкретного мышления.

Некоторые проводят параллели между теориями Локка и платоновскими концепциями форм и чувств с той ключевой разницей, что концепция абстрактных идей Локка предназначалась для описания повседневных вещей, а Платон в первую очередь интересовался академическими идеями.

Абстрактная мысль — это то, что человек может понять как существующее, но не имеющее материального компонента.

Конкретное мышление, таким образом, является обратным.

 

Какие есть примеры абстрактных идей?

Номер семь

Подумай о числе семь. Вы знаете, что означает семь, и можете применить это понимание к другим аспектам своей жизни.

Этот пример часто используется в философских дискуссиях для демонстрации абстрактного и конкретного мышления: большинство людей, даже дети, понимают, что число семь существует.

Мы знаем, где оно находится в числовой последовательности, мы знаем, что оно означает, и мы знаем, как применить эту идею.

Однако не существует «семерки», которую мы можем потрогать, поэтому число семь является абстрактным понятием. На самом деле это произвольно. Он основан исключительно на человеческом соглашении и может называться по-разному.

«Семь» имеет значение только потому, что мы, люди, решили придать ему именно этот смысл.
Когда абстрактное понятие «семь» превращается в конкретную идею, его значение становится очень очевидным.

Например, с вашим пониманием числа семь вы можете достать из стола семь ручек и разложить их.

Вы можете сосчитать их, потрогать и узнать, что их семь.

Вы взяли абстрактную идею числа семь и превратили ее в конкретную идею.
 

Эмоции против действий

Эмоции — еще один пример абстрактного мышления. Любой может сказать вам, что человеческие эмоции вполне реальны. Каждый хоть раз в жизни испытывал счастье.

Они могут описать, как они себя чувствуют, будучи счастливыми, но они не могут передать слово «счастье» кому-то, чтобы испытать его своими пятью чувствами.

Однако действия, к которым может привести счастье, не являются абстрактными идеями.

Если кто-то счастлив, он может улыбаться, смеяться или танцевать.

Все эти вещи могут быть испытаны физически и не являются абстрактными идеями.
 

Сострадание, честь и мир

Еще один способ осмыслить абстрактное мышление — рассмотреть общие понятия, которые могут иметь разное значение для разных людей.

Большинство идеалов, таких как сострадание, честь и мир, абстрактны не только потому, что им не хватает физической формы, но и потому, что их определения могут отличаться от человека к человеку, не будучи неверными.
Представьте, что в комнате вместе сидят десять человек. Каждого человека просят определить, что означает термин «мир».

Хотя в их ответах могут быть сходства («нет войн», «отсутствие сражений и конфликтов», «тишина и спокойствие»), нет ни одного ответа, который был бы более правильным, чем другие.
 

Заключение

В то время как отдельную абстрактную идею может быть трудно определить, концепция абстрактной идеи проста.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *