Содержание

Анатомические рисунки из времен учебы.


Это рисунки из тех времен, когда мы учили пластическую анатомию. Мало было нарисовать их правильно в мышцах, нужно было и нарисовать их правильно с точки зрения рисунка — чтобы то, что ближе, виделось ближе, то, что дальше, уходило на дальний план. Наш преподаватель очень хвалил рисунки одногруппника, который был старше — как раз за этот воздушный объем. И я очень завидовала. Но хвалимому было 22, а мне 16.

Это мышцы лица и шеи. Мне повезло, я нашла себе кроме анатомии Барчаи для художников еще медицинский справочник по анатомии. Правда там все названия были на латыни, и мне приходилось выискивать русские эквиваленты. Сзади на моих листах исписано мелким почерком про все мышцы.

Грудная клетка. Вы знаете, что два последних ребра не замыкаются? Они выходят из позвоночника и остаются со свободными концами. А плоская грудинная кость видна у всех худых моделей — в виде легкого подобия стиральной доски на середине груди.


Самое сложное было с позвоночником — там 33 позвонка, в каждом отделе свое количество, и у них своя форма, на всех трех проекциях — спереди, сзади и сбоку — количество должно было совпадать. И преподаватель не ленился их считать. Почти все обсчитывались! У меня в папке два или три перерисованных позвоночника к зачету:) Приятнее всего два верхних шейных позвонка — у них в отличие от других собратьев есть отдельные имена — атлант и эпистрофей (он же аксис). Атлант узкий и тонкий, срастается с черепом, а эпистрофей, наоборот, мощный и имеет выступ наверх в виде зуба. На этот мощный «зуб» надевается отверстием атлант, и голова может крутиться туда-сюда. Но позвоночник я не отсканировала:)

А это таз — самая красивая и сложная кость. У него очень сложная форма, и направление поверхностей все время меняется. Самые верхние точки прощупываются под талией, и видны у стройных людей спереди. Треугольник сзади — несколько сросшихся костей крестца, они входят в таз треугольной распоркой, и на них опирается весь позвоночник. А видите на нижнем рисунке выступы тазовых костей по краям крестца? Как раз под ними те места, где на спине милые ямочки треугольником видны. А нижние арочки  у таза — как раз то, на чем мы сидим.

Для деторождения, кстати, не так важно, насколько широко у вас размахиваются крылья подвздошный остей (самых верхних краев), а важно, насколько широко и округло отверстие в центре. Именно сквозь него нужно протиснуться голове ребенка. Если таз широк в фас, но сплюснут в латеральном направлении, это не сильно хорошо. Не буду вас пугать дальнейшими анатомическими подробностями:)

Это один из зачетов — живая натура и рисунок скелета внутри. То есть сначала мы рисовали обыкновенную обнаженную натуру, вставшую в позу. А потом по этому рисунку рисовали, как у нее проходит скелет в такой позе. Мы так натренировались тогда, что ради развлечения вписывали скелеты и черепа в любой рисунок.

На экзамене мне достались сгибатели предплечья — то есть руки от локтя до кисти. Я только вытащила свой рисунок и приготовилась рассказывать, как преподаватель отнял у меня лист, потянул за мою руку, положил ее на стол и сказал — вот по своей руке и рассказывай.

И я впала в оцепенение:) Я знала все мышцы при взгляде на руку кистью вниз. А свою руку на столе видела кистью вверх и право с левом поменяно, естественно. Преподаватель смеялсо. А я после паралича и паники взяла себя в руки и мысленно переворачивая свой учебный рисунок рассказала, что куда идет. И получила-таки свою пятерку:)
Это один из рисунков предплечья, послойно.

И крупнее второй рисунок из группы. Там быстро вписаны шпаргалочки, средняя «с» в трех буквах как раз означает «сгибатель».

Прошу прощения за желтое пятно:) Это когда-то у меня масло или разбавитель пролились на папку, и куча листов оказались с пятном. Это на самом деле малюсенькая часть рисунков, у меня их целая папка, со всеми костями и косточками и всеми мышцами.

А я сейчас купила себе прекрасную анатомию Сары Симблет и вам скоро расскажу про нее. (Upd. Рассказала тут)

Анатомические открытия Леонардо да Винчи покажут на выставке в Лондоне

Исследования Леонардо во многом предвосхитили научные открытия последующих столетий, несмотря на то, что первые зарисовки он делал, не имея доступа непосредственно к человеческому материалу.

В частности, он первым описал такие болезни, как цирроз печени и сужение коронарных сосудов, а также наличие в организме аппендикса и кругов кровообращения, и опроверг наличие в мозге трех полостей, якобы отвечающих за память.

На выставке представлено 87 работ мастера, при том, что к открытию экспозиции выходит тематическое приложение для iPad, в котором можно подробно изучить все 268 рисунков, имеющихся в Королевском собрании, увеличить их, сделать объемными и интерактивными, или прочитать «зеркальный» почерк Леонардо.

Открывается выставка небольшим вводным фильмом, после которого посетитель попадает последовательно в голубой, зеленый и красный залы. Здесь представлен и сам оригинал альбома, собранного Помпео Леони, и множество рисунков с подробными описаниями Леонардо и цитатами из его дневников, или, например, его список дел, в котором он планирует для себя «описания языка дятла и челюсти крокодила», «получение черепа» и поиск книг по анатомии.

Рассказана на выставке история встречи да Винчи со столетним стариком в одной из больниц Флоренции, куда мастер регулярно ходил делать наблюдения и зарисовки. Старик умер без мучений, и после этого Леонардо получил возможность досконально изучить его тело.

«Вслед за стариком я исследовал тело двухлетнего ребенка, в котором все выглядело иначе, чем у этого престарелого мужчины», — писал позже да Винчи.

Мастер никогда не использовал краски, а делал зарисовки углем, в том числе красным. Он изучал анатомию и людей, и животных, и птиц, делая рисунки объемными.

«Леонардо все рисовал таким образом, который сегодня мы называем 3D. Он считал, что только в объеме можно изучать анатомию. Это послужило основой наших учебных программ — сегодня мы преподаем студентам анатомию только в 3D», — рассказал участвовавший в составлении гида по выставке профессор клинической анатомии в Медицинской школе Уорика Питер Абрахамс.

Завершился ежегодный международный конкурс анатомического рисунка Imago Anatomiсa Vesalius

Завершился ежегодный международный конкурс анатомического рисунка Imago Anatomiсa Vesalius. Юбилейный, пятый по счету конкурс был посвящен истории хирургии, истории искусства и миру внутри нас.

Приветственный адрес участникам конференции направил ректор университета, академик РАН Петр Глыбочко, отметивший, что конкурс, объединивший ученых и студентов разных стран, вузов и специальностей, стал символом дружбы и преданности медицине.

Заведующий кафедрой анатомии Сеченовского Университета

Владимир Николенко, обращаясь к участникам конкурса, выразил надежду, что каждый из них, подобно многим педагогам и выпускникам alma mater внесет вклад не только в медицину, но и в искусство.

В конкурсе анатомического рисунка приняли участие студенты медицинских и художественных вузов, российских и зарубежных университетов. Среди организаторов конкурса Российская академия художеств и Московский архитектурный институт, Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки и Международная академия творчества, Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.

Г. Строганова и Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Также в организации конкурса приняли участие Союз художников Подмосковья и Московское отделение Научного медицинского общества анатомов, гистологов и эмбриологов, Петровская академия науки и искусства.

«Содружество врачей и художников, продемонстрированное на конкурсе, вносит большой вклад в развитие и современной науки, и современного искусства», – убежден Народный художник РФ, президент Международной академии культуры и искусства Петр Стронский.

Встрече финалистов с известными российскими учеными и художниками оказалась очень плодотворной. Преподаватели и студенты выступили с научными докладами, посвященными хирургии в изобразительном искусстве, анатомии для художников. Один из докладов был о женщинах в анатомии, преуспевших в столь нелегкой, но великой профессии. Ведь «без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассудки».

Кафедра анатомии Сеченовского Университета – «место, где смерть служит торжеству жизни» – locus est, ubi mors quadet seccurere vitae. Приобщиться к этому служению и ощутить, что анатомия – это уважение к истине, медицине, людям, можно было, посетив экскурсию по Анатомическому театру и музеям кафедры, проведенную

Владимиром Николенко.

Ежегодный международный конкурс анатомического рисунка наглядно показал как на стыке медицины, искусства и архитектуры рождаются новые открытия в анатомии, живописи и многих других отраслях знаний.

Информация о конкурсе доступна на сайте http:\\imagoanatomica.com.

Каталог работ лауреатов

Список победителей конкурса





Медицинская анатомическая иллюстрация — история изучения тела человека в атласах 5 столетий.

Часть 1

Мы продолжаем рассказ о биомедицинской и анатомической иллюстрации, которая стала одним из первых методов познания человеком строения собственного тела несколько веков назад, а впоследствии превратилась в наиболее мощный инструмент передачи накопленных знаний. В ближайшие две недели мы будем рассказывать о разных периодах в истории анатомии через атласы, рисунки великих художников, восковые модели, фото бальзамированных тел, замороженных и нашинкованных на микронные слои, и вплоть до айпад приложений наших дней. Поехали, сегодня XV век и позднее Возрождение — труды Галена устаревают, ученые, философы и художники приходят к идеям гуманизма, а церковь пересматривает свои взгляды на вскрытие и изучение человеческих трупов.

Возрождение, анатомия и церковь

Предпосылки к развитию анатомии и анатомического рисунка в Европе и, прежде всего, в Италии, появились в конце эпохи Возрождения. До этого момента как изучение человеческого тела, так и набор тем, доступных художникам, были существенно ограничены властью церкви. Анатомия была в застое — врачи обычно не выходили за рамки догм, известных со времен

Галена

. Отдельные медики, например,

Мондино де Луцци

в Болонье, занимались исследованиями и описывали методы анатомирования человека, но это не было системой.

С эпохи Возрождения сильно изменились взгляды людей вообще на все. Акценты сместились в сторону всестороннего изучения человека, все божественное стало привлекать меньше внимания.

Развитию анатомической науки поспособствовало формальное распоряжение

Папы Сикста IV

от 1472 года, которое позволяло анатомам вскрывать в научных и учебных целях человеческие трупы, если они принадлежали, например, казненным преступникам. Росло понимание того, что анатомия важна для лечения болезней. С другой стороны, на рубеже XV и XVI веков живопись пришла к тому, что можно делать изображения более реалистичными, использовать перспективу и объемную композицию, отойдя от средневекового понимания портретов как чего-то символического. Художников стали интересовать гармоничные пропорции тела — их начали изучать многие живописцы, включая Микеланджело, расписывавшего Сикстинскую капеллу, названную как раз в честь Папы, Леонардо да Винчи или Альбрехта Дюрера, который даже создавал

иллюстрированные научные труды на эту тему

. Художников в меньшей степени интересовало внутреннее строение организма, однако ученые стали понимать, что изучение анатомии может существенно ускориться, если описание органов дополнять иллюстрациями и схемами. По некоторым данным, анатом

Маркантонио делла Торре

планировал создать один из первых анатомических атласов, пригласив в качестве иллюстратора Леонардо, однако ученый умер от чумы, не успев окончить труд. Только часть анатомических рисунков да Винчи дошла до нас.


Анатомический рисунок Леонардо. Череп человека с вырезанным фрагментом. Видно, что Леонардо был внимателен к деталям: показан шов между лобной и теменной костью, видна текстура губчатого вещества на срезе. Общие очертания переданы с большой аккуратностью.


Анатомический рисунок Микеланджело. Видно, как художник отмечал длины отдельных частей тела и их соотношения (источник)


Схема пропорций человека Альбрехта Дюрера (источник). По сревнению с итальянцами, реалистичность изображения ниже, но также видно, как отмечались пропорции конечностей и их частей.

XVI век: от господства Галена к переосмыслению анатомии

Шестнадцатый век стал революционным для анатомии и медицинской иллюстрации. Отчасти этому тоже посодействовал глава церкви — Папа Климент VII одобрил преподавание этого предмета. Но центральной фигурой “анатомической революции” стал Андреас Везалий (

Andreas Vesalius

) — ученый, родившийся в 1514 году в Брюсселе, который тогда принадлежал Нидерландам. После учебы в университете Нидерландов и в Сорбонне, Везалий оказывается в Падуе, где быстро становится профессором престижного местного университета. Везалий активно выступал за использование реальных человеческих тел в обучении анатомов и медиков, что до этого было не так принято, поскольку западная медицина того времени опиралась в основном на тексты и иллюстрации Галена, который жил тринадцатью веками ранее, а ограничения на работу с человеческими трупами были сняты не так давно. Во время вскрытий Андреас Везалий делал зарисовки, аккуратность и качество которых вскоре оценили студенты, и начали их тиражировать. Эта деятельность в 1543 году переросла в создание настоящего атласа под названием

De humani corporis fabrica

, в котором было 7 томов. Любопытно, что в ходе своей деятельности Везалий нашел множество ошибок в работах Галена (например, указал на то, что между желудочками сердца нет отверстий, а нижняя челюсть — это одна, а не две кости). Это легко объяснимо, поскольку Гален работал преимущественно с маготами — единственными обезьянами, обитавшими на территории Европы, анатомия которых все же существенно отличается от человеческой, несмотря на эволюционное родство.

Некоторые историки убеждены, что в создании атласа и вырезанных по дереву анатомических гравюр (ксилографии) Везалию мог помогать Ян ван Калькар — один из учеников Тициана. Всего в атласе было 273 анатомических рисунка. Книгу Везалия напечатал Иоганн Опорин (Johannes Oporinus).


Иллюстрации из книги Везалия (источник). По ссылке можно найти еще много изображений. Видно, что тела на иллюстрациях представлены в “художественных” позах, но при этом цифрами и подписями показаны отдельные мышцы, кости или сосуды. Сама техника вскрытия, судя по всему, подразумевала отгибание тех или иных фрагментов тканей без полного удаления их.


Для сравнения — картина ван Калькара “Мельхиор фон Браувайлер”, написанная в 1540 году. Графика в атласах Везалия значительно скромнее в исполнении, однакого для тиражирования анатомических таблиц надо было вырезать рисунок на деревянной пластине, что, разумеется, сказывалось на качестве.

Помимо Везалия, XVI век отмечен работами Габриэле Фаллоппио (Falloppius) и Бартоломео Евстахи (Eustachius). Фаллопио был учеником и другом Везалия и также какое-то время был профессором университета Падуи. Евстахи, напротив, был апологетом анатомии Галена и поначалу во многом не соглашался с представителями школы Везалия. Чуть позже Везалия, в 1552 году, он вместе со своими помощниками Пьером Маттео Пини и Джулио де Мьюзи тоже закончил работу над Анатомическими таблицами, которые включали 47 печатных форм и были растиражированы только в 1714 году. Работы этих ученых отразились в анатомической номенклатуре фаллопиевыми и евстахиевыми трубами, однако их труды затрагивали анатомию всех органов и систем организма и сильно изменили представления о строении человеческого тела. Евстсахи, кстати, был первым, кто описал строение костей и мышц внутреннего уха.


Иллюстрации из атласа Евстахи. Стилистика напоминает работы из атласов Везалия, хотя выглядит несколько проще. Видно, что детализация еще не высока, а подписей не очень много. Терминология мышц, костей, сосудов, нервов и других органов еще на ранних стадиях развития. Не вполне соответствует действительности расположение сосудов почек.
Biblioteca Centrale Biomedica, Cagliari

Интересно, что среди анатомических и медицинских книг того времени уже попадались учебники по общей и даже пластической хирургии. Можно привести пример книг Иоханнеса де Виго или Гаспаре Тальякоцци. Однако иллюстраций в их работах почти не было.

Помимо Везалия и его уже упомянутых учеников и коллег можно вспомнить еще несколько имен и примеров анатомических иллюстраций XVI века. Часть можно найти по этой ссылке. Из других, менее известных анатомов того времени заслуживают внимания Волхер Койтер и Гуидо Гуиди. Оба они были последователями итальянской школы, однако Койтер большую часть жизни проработал врачом в Нюрнберге и был известен как исследователь сравнительной остеологии. Гуиди работал и преподавал во Франции. Одним из его заметных трудов стало руководство по хирургии. Именем этого исследователя названы видианов нерв (n. Vidii) и видиева артерия (arteria Vidiana).

На этом можно закончить с XVI веком, который подготовил отличную почву для дальнейшего развития анатомии и анатомической иллюстрации. В следующем посте мы продолжим говорить про анатомов из Падуи, затронем тему анатомических восковых моделей, а также дойдем до Петра Великого, его голландских друзей и их вклада в отечественную анатомию и медицину. А на следующей неделе дойдем до атласов патологий, анатомии Грея, удивительных и неоднозначных работ немецких иллюстраторов XX века и расскажем о том, какими мыслями о развитии этой области с нами поделились художники лучших современных современных атласов и интерактивных приложений.

Другие посты серии:
Часть вторая
Часть третья
Заключение

Анатомические рисунки ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

КОММЕНТАРИИ К АНАТОМИЧЕСКИМ РИСУНКАМ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

…Человек воспринимает мир через первую сигнальную систему (ощущения), а потом становится хозяином действительности через вторую сигнальную систему (слово, речь, мышление). Лишь немногие — Леонардо да Винчи, ГЈте — были в состоянии распространить гигантскую работу гармонично на обе системы.
И. П. Павлов. “Павловские среды” т. 1, 1949. Среда, 2 ноября, 1932 г.

Леонардо да Винчи. Автопортрет (1452—1519).После кончины Леонардо да Винчи остался архив, состоящий из 120 тетрадей, хранящихся в городе Виндзор (Англия), посвященных изящным искусствам, военному делу, механике и оптике, палеонтологии, гидравлике, инженерным изобретениям, анатомии животных и человека. Только последующие поколения признали в Леонардо великого анатома, хотя сам художник на смертном одре (по свидетель ству его первого биографа Джорджо Вазари) обвинит себя в том, что он, занявшись анатомией, не выполнил своего долга перед искусством.
В архиве Леонардо можно найти заметку, свидетельствующую о его намерении написать фундаментальный трактат о строении человеческого тела “De figura humana” (1489). По мнению Р. Геррлингера, автора тщательного разбора анатомических рисунков, вошедших в неоконченный Мастером трактат, появись атлас рисунков Леонардо даже в середине XIX века, он был бы воспринят как революционный труд.
Можно определенно сказать, что итальянский гений был также “хозяином” человеческой физиологии. По свидетельству биографа художника Паоло Джиовио (1537—1550), Мастер “предавался нечеловечески тяжелой и отвратительной работе в анатомических школах, рассекая трупы преступников, чтобы проследить пути природы”.


Плод в матке.

И. П. Павлов имел все основания считать великого итальянца одним из своих предшественников. У Леонардо можно найти первые признаки учения о рефлексе. Он отмечал, что при определенных условиях мышцы могут сокращаться автоматически, без участия сознания: “Так часто бывает с пальцем, который, усвоив по приказу интеллекта игру на инструменте, может выполнить соответствующее движение без того, чтобы суждение [то есть интеллект] обращало на это внимание”.

Леонардо-художник шел рука об руку с Леонардо-естествоиспытателем, может быть, поэтому он считал, что природа “полна неисчислимых причин, которые никогда не подвергались опыту”.


Желудочки мозга и его основание

Леонардо да Винчи. Из плана трактата об анатомии “De figura humana” (1489):
“Представь четыре всеобщих человеческих состояния, а именно — радость с разными движениями смеха и причину смеха. Представь плач в разных видах с его причиной; распрю с разными движениями: убийства, бегства, страха, жестокости, человекоубийства, самоубийства и все, что относится к подобным состояниям. Затем представь усилия с тягой, толканием, несением, упором, подпиранием и т. п. Опиши природу пяти чувств”.


Темпераменты. Около 1490 г. Королевская библиотека Виндзорского замка.

“Женственная нежность чувствований” (З. Фрейд) не мешала гуманисту Леонардо сопровождать приговоренных преступников к месту казни, чтобы изучать их искаженные страхом лица. Позже Леонардо впервые предложит глубоко поэтичные названия мышц лица — мышца боли (лобная), злобы, смеха и т. д. Преклоняясь перед гениальной улыбкой Джоконды, нельзя забывать, что автор портрета с величайшей серьезностью изучал мимические мышцы, связанные с игрой выражения лица, в том числе движения губ: “Можно обнаружить столько мышц, столько движений, присущих губам, и столько же противодействующих мышц”.

Леонардо, как правило, располагал череп в его естественном положении, вписывал его в квадрат, разделенный на две равные части горизонтальной линией (рис. 2). Участок, где крайняя вертикальная линия пересекает центральную горизонтальную, художник трактовал как место локализации “общего чувствилища” (“sensorium communae”).


Зарисовки рук. Из подготовительных работ к портрету Джиневры Бенчи

Поздние исследователи анатомических набросков Леонардо указывали на то, что зарисовки скелета у последователей Мастера были крайне несовершенны (скелеты, изображенные на них, не могли бы ни стоять, ни ходить), у Леонардо, напротив, “они живут” (Holl, 1914 год). Леонардо установил, что крестец состоит из пяти, а не из трех позвонков, правильно представил все изгибы позвоночного столба, все особенности человеческого скелета, связанные с прямохождением.


Горизонтальный и вертикальный распил черепа

Никто до Леонардо не исследовал так точно конструкцию черепа (по мнению художника, “седалища вложенной богом души”) — во избежание греха. Гений не устоял перед запретом: “Сделай два отверстия в рогах большого желудочка (боковых желудочках. — Прим. Е. К.), набери расплавленный воск в шприц, наполни три желудочка мозга. “В одном из них, полагал Леонардо, — интеллект, в другом — общее чувствилище, в третьем — память.” Когда воск застынет, вскрой мозг…” Результаты вскрытия видны на данном рисунке Леонардо. Итальянский Фауст (так впоследствии называли художника), ошибочно предполагал наличие некоего “общего чувствилища” в человеческом мозге.


Мышцы, сухожилия и связки кисти и пальцев.

“Сухожилия с мускулами служат нервам, как солдаты кондотьерам, а нервы — общему чувствилищу, как кондотьеры капитану, а общее чувство служит душе, как капитан своему господину”. Леонардо да Винчи.
Леонардо преклонялся перед таким органом, как сердце, считая его “чудесным орудием, изобретенным верховным художником”, “орехом, производящим дерево вен”. Ошибочно он предполагал, что первым органом, появляющимся у зародыша в начале развития, является сердце. Однако, думал он, сердце зародыша не бьется, “поскольку зародыш лежит в мешке, наполненном водой, а потому сердцебиение невозможно из-за отсутствия свежего холодного воздуха”. Кроме того, убеждал себя и современников великий итальянец, “ребенок в лоне матери не может ни плакать, ни говорить; если вдруг женщина слышит плач ребенка внутри утробы — то есть звук ветра”. Общность крови матери и ребенка, “великая тайна матки и плода” определяет и общность их душ. Однажды Леонардо заметил: “Авиценна утверждает, что душа порождается душой, а тело — телом. Это — ошибка!”

АФОРИЗМЫ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

— Все наше познание начинается с ощущений.
— Глаз — око души, это главный путь, которым общее чувство может в наибольшем богатстве и великолепии рассматривать бесконечные творения природы. Душа без глаз — темница.
— Наука — капитан, а практика — солдаты.
— Если ты хочешь подробно изучить отдельные части, из которых состоит человеческое тело, то ты должен вращать его или сам кружиться вокруг него.
— Мышца — движение, сухожилие — сила, нерв — импульс, вена — питание, артерия — жизненные соки.
— Нельзя ни любить, ни ненавидеть какой-нибудь предмет, если не знаешь его хорошо.

Литература
Жданов Д. А. Леонардо да Винчи — анатом. —М.-Л., 1955.
Тикотин М. А. Леонардо да Винчи в истории анатомии и физиологии. —Медгиз, 1957.
Фрейд З. Леонардо да Винчи. Воспоминания детства. — М., 1991.

Подробнее см.: http://www.nkj.ru/archive/articles/9875/

Микеланджело, возможно, скрыл анатомическое изображение мозга в фресках Сикстинской капеллы

Гений эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти зашифровал в одной из фресок «Сикстинской капеллы» изображение анатомического строения головного мозга, считают американские нейробиологи. Однако историки искусств выступают против возведения такой теории над фактом несколько нестандартного изображения шеи фигуры Бога.

Эпоха Возрождения, отличительной чертой которой был сдвиг от церковной культуры к светской и повышение интереса к человеку как к личности, перед которой открыты все пути, породила ряд многогранных гениев, ученых-универсалов, художников, архитекторов и писателей. Творец, в какой бы области он ни работал, в своих изысканиях не был ограничен ее рамками: известно, что Леонардо участвовал в деятельности анатомических театров, чтобы научиться правильно изображать человеческое тело. Но все ли свои знания гении передали потомкам? А если передали, смогли ли мы прочесть эту информацию и разгадать загадки, заданные авторами?

Два профессора из Медицинской школы Университета Джона Хопкинса (Балтимор, США) – Иан Шек и Рафаэль Тамарго – считают, что разгадали одну из «головоломок», зашифрованных великим художником и скульптором Микеланджело Буонарроти во фресках Сикстинской капеллы – главной капеллы Ватикана. По их мнению,

фрески капеллы представляют собой зашифрованные анатомические рисунки.

Работа, посвященная исследованию одного из живописных шедевров Микеланджело, опубликована в Neurosurgery.

close

100%

Известно, что Микеланджело интересовался анатомией всю жизнь, в том числе в ее прикладном аспекте, участвуя во вскрытиях. Неслучайно его статуя «Давид», находящаяся сейчас в музее Академии изящных искусств во Флоренции, считается идеалом человеческого тела — пропорции лица по ней изучают в художественных школах. Однако американские нейрохирурги считают, что художник оставил в своих фресках Сикстинской капеллы настоящие анатомические зарисовки: мозг человека и мозговой ствол изображены на шее бога с фрески «Отделение Света от Тьмы».

Это не первое изображение внутреннего органа человеческого тела, который ученые нашли (или им показалось, что они нашли) на фресках Сикстинской капеллы. В 1990 году терапевт Фрэнк Мешбергер объявил, что знаменитая фреска «Сотворение Адама» представляет собой эскиз головного мозга. Его работа опубликована в The Journal of American Medical Association. В 2000 году другой терапевт – Гарабед Экноян в своей статье в Kidney International заявил, что фреска «Отделение суши от вод» содержит изображение почки.

И вот очередь дошла до «Отделения Света от Тьмы» — другой фрески, посвященной сюжетам сотворения мира.

Мы видим фигуру Творца, облаченную в красные драпированные одежды, снизу и сбоку, и она представляется возносящейся в небеса. Его руки воздеты над головой, лицо обращено вверх и вправо, открывая шею и тыльную часть короткой бороды. Именно на этом участке, считают нейрохирурги, Микеланджело изобразил вид головного мозга и мозгового ствола.

Они различили на живописном изображении части височной доли, медуллы, варолиева моста и других структур мозга.

Профессор Тамарго обращает внимание на то, что шея бога именно на этой фреске совсем не похожа на шею других фигур, изображенных в примерно той же позе (см. изображение в фотогалерее). Обычно художники изображают линии шеи плавными, а в «Отделении Света от Тьмы» линии и формы достаточно резкие и отличные от обычной анатомии видимой части шеи. Ученые считают, что такое отличие не может быть случайным.

«Анатомия шеи у этой фигуры очень необычна. Если счесть, что это получилось ненамеренно, то следует признать, что у Микеланджело был очень плохой день, когда он работал над этим изображением. А это, в свою очередь, маловероятно: художник известен своей дотошностью и педантичность в работе», — объяснил Тамарго.

Позицию авторов косвенно подтверждают и другие факты.

Обычно бог изображается с длинной струящейся бородой, а здесь она неожиданно короткая, как будто специально открывающая шею.

Необычно и освещение. Вся фреска освещена слева снизу, однако шея «высвечена» справа. Авторы считают, что Микеланджело, мастер светотени, специально использовал этот прием для привлечения внимания к этой части картины.

Есть ли анатомическое изображение на фреске или это плод воображения авторов статьи? Сами они признают, что интерпретация, «конечно, субъективная: художники не сопровождают свою работу инструкцией по толкованию. Любая работа дискуссионна».

Мнения научного сообщества, как водится, разделились. «Я думаю, Шек и Тамарго сделали хорошую работу», — заключил профессор истории искусства из Университета Висконсина Гейл Гейгер, слова которого приводит The New York Times.

«Эти иллюстрации просто нонсенс, мягко выражаясь. Рисовать неоднозначные линии на картинах эпохи Ренессанса и считать, что научное сообщество воспримет это серьезно!» — возмутилась работой Джоанна Вудс-Марсден, профессор истории искусств из Университета Калифорнии (Лос-Анджелес).

«Никто не может убедить людей не смотреть на картины и не искать в них что-то свое. Но иногда шея – это просто шея, ничего более», — заключил Брайан Курран, профессор истории искусств из Университета Пенсильвании.

Творчество Леонардо да Винчи: анатомические рисунки, по сей день хранящие множество тайн

Одна из главных заслуг Мастера в области анатомии – это создание уникальных анатомических рисунков, которые и по сей день служат наглядными пособиями в учебниках.

Подпишись на Знай в Google News! Только самые яркие новости!

Подписаться

Леонардо – первый научный иллюстратор анатомии. Он считал, что без рисунка нет науки, а словами невозможно представить форму и строение органа столь же понятно и наглядно, как это можно сделать с помощью рисунка.

Мало кто знает о том, что легендарный живописец да Винчи с особым пристрастием относился к изучению анатомии человеческого тела, не единожды проводя вскрытия, а всё для того, чтобы максимально точно изобразить на своих полотнах фигуры людей.

Благодаря британской организации Rоyal Collеction Тrust, которая оцифровала большую часть анатомических рисунков выдающегося учёного и знаменитого художника, у зрителя появилась уникальная возможность взглянуть на эти научные эскизы четырёхсотлетней давности, которые и по сей день хранят в себе множество тайн и загадок.

Популярные статьи сейчас Показать еще

Но это далеко не все открытия, сделанные да Винчи в области анатомии. И мы можем только догадываться, что содержалась в тех альбомах, что были утеряны.

Леонардо не просто делал наброски и эскизы частей тела и групп мышц, но и показывал их в разрезе, сопровождая каждый рисунок всеми необходимы записями в виде зеркально начертанных строк.

В создании анатомических рисунков Леонардо придерживался строгой последовательности.

«Прежде чем ты сделаешь мускулы, нарисуй вместо них нити, показывающие положения этих мускулов, которые своими концами будут кончаться в месте прикрепления мускулов к их кости. И это дает удобнейшее понятие, если ты хочешь мускулы изобразить все, один над другим. А если будешь делать это иначе, чертеж твой окажется спутанным». да Винчи

Он первым правильно понял функционирование сердца и описал примерно верную систему кровообращения, во многом предвосхищая открытия Сервета и Гарвея.

Поначалу Леонардо считал сердце печкой, источником огня. Но потом, после длительного изучения, пришел к выводу, что сердце – это мышца, которая перекачивает кровь в организме. Он установил, что сердце человека делится на четыре камеры (до него считали, что их только две): два желудочка – левый и правый, и два предсердия.

Он установил соответствие артериального пульса сокращению желудочков сердца.

Он описал атеросклеротические поражения сосудов и их в роль сужении коронарных артерий. Причиной развития этих поражений он считал избыточное поступление из крови «продуктов питания» – ну кто в наше время не слышал про холестерин и необходимость соблюдения правильной диеты!

Как считает Питер Абрамс, профессор клинической анатомии университета города Варвик в Англии, эскизы да Винчи мало чем отличаются от работ современных художников, рисующих анатомию человека.

«Если вы серьезно подходите к изучению анатомии, вы заметите на картинах маленькие поры на черепе, — говорит Абрамс. – Это передано абсолютно точно. Да Винчи замечал мелкие детали и искал эти мелкие детали в своих научных опытах. Он рисовал то, что видел, и мог делать это потрясающе точно». Абрамс

Абрамс считает, что верхняя часть туловища на рисунке передана весьма достоверно. Например, печень совершенно точно указана недалеко от правой женской груди. Ее размер может свидетельствовать о том, что женщина страдала от какого-то заболевания печени.

Но в нижней части рисунка возникают неточности. Абрамс указывает, что матка передана неправильно. Изображение здесь больше напоминает анатомию животных – коров, например.

Похоже, не имея возможности исследовать женское тело, да Винчи воспользовался знаниями, которые он получил, вскрывая животных для лучшего понимания анатомии человека.

Один из самых знаменитых анатомических рисунков Леонардо — плод в чреве матери. Ошибочный в некоторых деталях, в других — особенно в изображении положения плода и пуповины, — он совершенно точен и выполнен настолько профессионально, что и в наши дни используется в качестве иллюстрации в медицинских учебниках.

После смерти его научный трактат остался незавершенным. Его иллюстрации достались ассистенту да Винчи Мелзи. Наблюдения, открывавшие науке новые горизонты, такие как изучение системы кровоснабжения человека, были потеряны для науки.

Многие анатомы, включая Абрамса, считают, что научная работа да Винчи обогнала свое время на 300 лет и во многом превосходила «Анатомию Грея». Считается, что лишь сейчас с приходом трехмерных и цифровых технологий мы смогли продвинуться дальше в понимании человеческого тела, чем-то, что смог увидеть Леонардо да Винчи.

Напомним, ученые в шаге от разгадки величайшей тайны да Винчи.

Как сообщал портал «Знай.ua», код да Винчи раскрыл тысячелетнее вранье церкви о Христе.

Также «Знай.ua» писал, о загадочных тайнах таблицы Менделеева.

Эти старые анатомические рисунки заслуживают внимания

Гала Коплевица

Во время своего долгого путешествия по Европе и Леванту в 1867 году Марк Твен остановился в Милане. Как и многие другие, он был поражен величием большого городского собора, но это было что-то еще, что по-настоящему запечатлелось в его памяти. Внутри собора стояла статуя святого Варфоломея, апостола, с которого заживо содрали кожу и который изображался с кожей, обернутой вокруг его плеч, как если бы это было полотенце.В рассказе Твена о том году путешествия «Невинные за границей» он рассказывает: «Это был человек без кожи; с каждой веной, артерией, мышцей, каждым волокном, сухожилием и тканью человеческого тела, представленными в мельчайших деталях … Это было отвратительно, и все же в этом было какое-то очарование ».

The Economist сегодня

Отобранные истории в вашем почтовом ящике

Ежедневный информационный бюллетень с лучшими достижениями нашей журналистики

Скинхед Ободранное тело в «Описании тела человека» (1616)

Воодушевленное тем же очарованием врачи и художники на протяжении веков открывали человеческое тело и записывали то, что они обнаружили внутри, как это увидят посетители новой выставки в Королевском колледже врачей в Лондоне. «Под кожей» объединяет небольшую, но впечатляющую подборку анатомических иллюстраций, созданных в основном западными врачами и художниками (хотя есть некоторые поразительные исключения) с позднего средневековья до 20-го века. Эти свитки, гравюры и гравюры на дереве показывают, как эти ученые боролись с проблемами представления анатомии человека и, таким образом, создавали иллюстрации, столь же ужасные, сколь и убедительные.

Различные препятствия стояли на пути тех, кто хотел произвести точные изображения наших внутренностей.Рассечение — лучший способ изучить анатомию человека: ничто не может заменить опыт самостоятельного раскопок слоев ткани. Но на протяжении веков христианский и исламский миры налагали на практику правовые и религиозные ограничения. В Британии 18 и 19 веков, например, единственными законами доступными для вскрытия телами были тела казненных преступников; когда спрос намного превысил предложение, «похитители тел» начали выкапывать трупы и продавать их медицинским школам. Когда труп оказался на столе для препарирования, анатому пришлось привыкнуть к запаху гниющей плоти — Леонардо да Винчи предупредил студента-анатома, что «возможно, вам будет мешать живот».Затем он (поскольку это всегда был «он») должен был выяснить, как изобразить трехмерный объект — тот, который движется и изменяется со временем — на двухмерной среде: как уловить не только извилистые контуры объекта. кишечник, но бьющееся сердце или вздымающиеся легкие на плоском куске холста.

По пункту Руководство по иглоукалыванию Ходзуми Коремаса (1820-е годы)

Таким образом, анатомы сотрудничали с художниками, способными запечатлеть свои видения на бумаге. Хотя знания художника в области физиологии часто совпадали со знаниями анатома, первый обычно был обязан следовать инструкциям второго.Неудивительно, что иногда они конфликтовали. Хирурги жаловались, что художники излишне приукрашивали то, что должно было быть четким изображением, иллюстрирующим функцию определенной части тела. Самуэль Томас фон Зоммеринг, немецкий врач, в 1791 году возразил, что слишком подробные наброски могут «навредить важным моментам». Арно-Элуа Готье д’Аготи, французский художник конца 18 века, чей отец впервые применил новые методы цветной печати в своих анатомических иллюстрациях, не согласился. «Чтобы научить мужчин, — настаивал он, — они должны быть соблазнены эстетикой.”

Твена часто посещала статуя святого Варфоломея. «Мне очень жаль, что я видел это», — заключил он, опасаясь, что он был обречен вечно мечтать о его «скрученных руках», «тягучих холодных ногах» и «мертвых глазах». Мертвые тела, изображенные в «Под кожей», непременно запомнятся посетителям, но не потому, что они вызывают столько отвращения, сколько восхищаются не только безграничной сложностью человеческого тела, но и изобретательностью человека. разум.

Нервная система в «Ташрих-и Мансур» (1386)

До того, как появилась Анатомия Грея, была Анатомия Мансура.Пятитомный трактат «Тасрих-и Мансури», написанный в 1386 году Мансуром ибн Ильясом, выдающимся персидским врачом и анатомом, считается первой иллюстрированной анатомической рукописью такого рода. На этом изображении нервной системы пунктирные линии представляют собой сложные волокна, протекающие через тело все более тонкими нитями, с разными цветами, обозначающими разные маршруты и ветви. Ориентация тела любопытна: в то время как расположение ступней и рук, кажется, предполагает, что тело обращено к зрителю, расположение черт лица при взгляде вверх указывает на то, что фигура повернута к нам спиной.

Мужская внутренняя анатомия в «De humani corporis fabrica librorum epitome» Андреаса Везалия (1543)

Андреас Везалий был отцом-основателем современной анатомической иллюстрации на Западе. Он родился в семье выдающихся врачей в Брюсселе, учился в Париже, Лёвене, Бельгии и, наконец, в Падуе, где в 1537 году стал заведующим кафедрой хирургии и анатомии. Благодаря сочувствующему местному судье, который обеспечил его постоянное снабжение Из трупов казненных преступников Везалий мог проводить большую часть своего времени, анатомируя человеческие трупы.Более тысячелетия европейские врачи полагались на идеи Галена, греческого врача второго века, чьи теории тела считались каноническими. Но, проводя собственное вскрытие, Везалий заметил, что физиология Галена часто была неверной. В конце концов он пришел к выводу, что Гален на самом деле никогда не рассекал человеческое тело — практика, запрещенная Римской империей. В своей влиятельной книге «De Humani Corporis Fabrica» («О ткани человеческого тела») он утверждал, что врачам необходимо проводить свои собственные систематические наблюдения посредством вскрытия, а не полагаться на работы прошлых ученых.Это изображение является частью серии иллюстраций «мускулистых мужчин», которые появляются в «Фабрике» и показывают мускулатуру мужского тела под разными углами. Когда первые 12 иллюстраций собраны рядом, они рисуют непрерывный пейзаж холмов вокруг Падуи.

Нервная система головы, шеи и туловища в «Неврологической диссекции» Людовика Хиршфельда, рисунок Жана Батиста Франсуа Левейе, литография Лемерсье (1853 г.)

В 18-19 веках, как западные анатомы и понимание художниками тела стало более развитым, произведения, которые они создавали, стали более детальными — и намного более яркими. На этой поразительной литографии, раскрашенной вручную, нервная система кажется почти трехмерной, и этот эффект усиливается за счет наложения исходного серого оттенка отпечатка на цвет. Также стало нормой в ту эпоху более четко изображать реалии вскрытия: здесь хорошо видны крючки, используемые для оттягивания кожи и обнажения сердца.

Внутренние органы и точки акупунктуры на руках в «Сиси бесшо дзуй» (иллюстрации, показывающие, как воспринимать тех, кто должен умереть, и идентифицировать тех, кто должен жить) Ходзуми Коремаса (1820-е годы).

Это изображение является частью Пятиметровый свиток (вверху) представляет собой стилистический гибрид: он сочетает в себе традиционные японские изображения человеческого тела с изображениями внутренних органов в западном стиле.Эта схема была предназначена для использования в иглоукалывании, с линиями, указывающими на точки на теле, где введение игл будет служить некоторой терапевтической цели. Кураторы заново открыли это произведение в архивах Королевского колледжа врачей, когда готовили выставку: они знали, что японский анатомический свиток того периода существует, но не имели представления, насколько он большой и красивый.

Анатомия мужского торса в «Медицинской анатомии или, Иллюстрации относительного положения и движений внутренних органов» Фрэнсиса Сибсона (1869)

Человеческое тело находится в постоянном движении: время — еще одно измерение, которое художник должен как-то сжать и спроецировать на страницу.На этих изображениях английский анатом и врач Фрэнсис Сибсон изобразил тело одного и того же человека дважды, один раз со спущенными легкими ( вверху, ) и один раз надутыми ( внизу, ), чтобы показать, как дыхание изменяет размер и положение легких и прилегающих органов, таких как селезенка и почки. Включение художником инструментов, использованных при вскрытии (обратите внимание на трубку, вставленную в шею), показывает, как эта иллюстрация могла бы служить руководством для будущих вскрытий.

Горизонтальные срезы головы мужчины 35 лет в «Атласе головных срезов». Вскрытие сэра Уильяма МакИвена, эскизы мисс Макикран, фотогравюра г-на Аннана из Глазго (1893 г. )

В последние десятилетия технологии медицинской визуализации позволили заглянуть внутрь тела, не дотрагиваясь до скальпеля. Но в XIX веке горизонтальный разрез требовал очень трудоемкого и тщательного вскрытия. Чтобы сделать серию поперечных сечений головы человека, сэр Уильям МакИвен, шотландский хирург, должен был заморозить мозг, который в противном случае «утонул бы под собственным весом и стал бы деформированным», прежде чем разрезать его.Затем сегменты были воспроизведены с использованием фототехники, фотографической техники того периода, известного своей высокой контрастностью, а затем отредактированы МакЭваном, чтобы выделить определенные особенности, такие как границы между тканями. Наша способность быстро вглядываться в любой череп, не разрезая его предварительно, — это чудо современной медицины, но вы не можете не думать, что некоторая артистичность, необходимая для создания этих изображений, была потеряна из-за новых, менее инвазивных методов исследования тела были приняты.

Под кожей: изображение человеческого тела Королевский колледж врачей, Лондон, до 15 марта и снова с начала октября

Редкий взгляд на анатомические рисунки Леонардо да Винчи — Маржинал

Хотя Леонардо да Винчи (15 апреля 1452 г. — 2 мая 1519 г.) остается типичным эрудитом, воплощением «человека эпохи Возрождения», занимающегося широким спектром дисциплин — искусством, архитектурой, картографией, математикой, литературой и т. Д. инженерия, анатомия, геология, музыка, скульптура, ботаника — его интерес к науке был далеко не поверхностным или дилетантским.В Леонардо да Винчи: анатом ( публичная библиотека ), Мартин Клейтон , старший хранитель Королевской коллекции, выходит далеко за рамки своего культового Витрувианского человека, чтобы исследовать удивительно точные анатомические иллюстрации Леонардо, которые оставались скрытыми от мира в течение почти 400 лет после смерти да Винчи.

Эскиз человека, стоящего лицом к зрителю, с расставленными ногами и вытянутыми вниз руками, нарисованный в виде анатомической фигуры, показывающей сердце, легкие и основные артерии.
Королевская коллекция © Ее Величество Королева Елизавета II Три исследования, одно в более крупном масштабе, правой руки и плеча мужчины, демонстрирующих мускулы; три этюда правой руки; диаграмма, иллюстрирующая пронацию и супинацию руки.
Королевская коллекция © Ее Величество Королева Елизавета II Анатомическое исследование основных органов и артериальной системы женского торса, уколотого для переноса.
Королевская коллекция © Ее Величество Королева Елизавета II

Исходя из духа «естественности» своих картин, Леонардо увлечение человеческим телом привело его в морги и больницы Флоренции, где он проводил вскрытие трупов, часто казненных преступников.Его величайшим подвигом было понимание работы сердца. Обнаружив выпуклость в форме луковицы у корня аорты, он был поразительно близок к раскрытию механизмов кровообращения более чем за столетие до того, как формальная наука пришла к этому. Фактически, он впрыснул расплавленный воск в сердце быка, затем стеклянную модель отливки и закачал ее водой с суспензией семян травы, чтобы наблюдать за работой вихрей. Затем он пришел к выводу, что из-за опухоли аортальный клапан закрывался после каждого сердцебиения, предположение, к которому кардиологи не приходили до начала 20-го века и не полностью подтверждалось до 1980-х годов.

Большой рисунок эмбриона в матке человека с плацентой коровы; меньший эскиз того же самого; заметки по теме; иллюстративные рисунки в деталях плаценты и матки; диаграмма, демонстрирующая бинокулярное зрение; заметка о рельефе в живописи и по механике.
Королевская коллекция © Ее Величество Королева Елизавета II Эскиз вытянутой вперед левой ноги мужчины; рядом — мужские ноги сзади; внизу стоит мужчина, повернутый в профиль влево, выставив вперед левую ногу; справа — два исследования костей левой ноги и бедра человека и одно животное; с множеством ноток о мышцах.
Королевская коллекция © Ее Величество Королева Елизавета II Исследование вскрытия голени и ступни медведя в профиль слева. Слева также небольшой рисунок ноги.
Королевская коллекция © Ее Величество Королева Елизавета II

Возможно, его самый известный анатомический рисунок был изображен 100-летним мужчиной, который сообщил, что был в отличном состоянии всего за несколько часов до своей смерти. Когда Леонардо вскрыл его, чтобы увидеть «причину такой сладкой смерти», обнаружил цирроз печени и закупорку артерии, ведущей к сердцу, что произвело первое в истории описание того, что сейчас известно как окклюзия коронарных сосудов.

Леонардо как великий художник имел два преимущества перед современными анатомами. Прежде всего, как скульптор, инженер, архитектор, он интуитивно понимал форму — когда он разрезал тело, он очень плавно понимал, как разные части тела подходят друг к другу, работают вместе. И затем, придя к этому пониманию, как превосходный рисовальщик, он смог записать свои наблюдения и открытия в рисунках с такой ясностью, что он смог передать форму, структуру зрителю способом, который никогда раньше не делался. и, во многих случаях, с тех пор никто его не превзошел.

Рисунок наружных половых органов и влагалища с пометками; заметки об анальном сфинктере и схемы предполагаемого расположения его волокон и механизма его действия.
Королевская коллекция © Ее Величество Королева Елизавета II

Пять исследований костей голени и стопы; рисунок коленного сустава и надколенника; два исследования костей правой ноги при согнутом колене; мышцы правой ягодицы, бедра и голени.
Королевская коллекция © Ее Величество Королева Елизавета II

Леонардо намеревался опубликовать свои рисунки как иллюстрированный трактат по анатомии человека, но когда он умер в 1519 году, его анатомические документы были похоронены среди его личных вещей и исчезли из поля зрения публики.В начале 1600-х годов около 600 его сохранившихся рисунков были связаны в единую коллекцию, а к концу века они загадочным образом попали в Королевскую коллекцию. Леонардо да Винчи: анатом собирает 90 из этих оригинальных рисунков, контекстуализированных в обсуждении их анатомического значения. К книгам прилагается приложение для iPad, которое представляет 268 страниц записных книжек Леонардо в великолепном высоком разрешении.

Анатомия сновидений: Введение: история анатомии

275 г. до н.э. Герофил преподает анатомию, Александрия, Египет; выполняет вскрытие человеческих тел.

ок. 150 Гален препарирует обезьян, обезьян, коров, собак; пишет трактаты по анатомии человека.

ок. 600-1100 Знания греческих анатомических трактатов утеряны для западных европейцев, но сохранены в Византии и исламском мире. Исламские ученые переводят греческие анатомические трактаты на арабский язык.

1100–1500 Анатомические трактаты Галена переведены с арабского на латынь, а затем с греческих оригиналов.

1235 Первая европейская медицинская школа, основанная в Салерно, Италия; человеческие тела публично препарируются.

1316 Мондино де Лиуцци проводит публичные вскрытия, Болонья, Италия; пишет Анатомия.

1450s Изобретен подвижный тип; Библия Гутенберга напечатана (1455 г.). Изобретена гравировка на меди.

1490 Анатомический театр открывается в Падуе, Италия.

1491 Первая иллюстрированная печатная медицинская книга, изданная в Венеции, Johannes de Ketham, Fasciculus medicinae .

ок. 1500-1540 Самые ранние печатные иллюстрированные анатомии.

1510 Леонардо да Винчи анатомирует людей, делает анатомические рисунки.

1543 Первая обильно иллюстрированная анатомическая модель, Vesalius ’ De Humani Corporis Fabrica.

1670–1690 гг. Шваммердам, Рюйш и другие начинают создавать анатомические образцы и музеи.
Bidloo начинает движение к большему анатомическому реализму.
Основаны первые художественные академии; анатомия — ключевая часть учебной программы.

1600-1900 Анатомия играет важную роль в медицинском образовании и исследованиях.

Технологии анатомического представительства

Далее Раздел: Анатомический Dreamtime

Анатомические рисунки: Да Винчи великий, но не безупречный

КУЛЬТУРА

Анатомические рисунки: да Винчи великий, но не безупречный

Кристин Контрада

4 июня 2018 года — 16:53

акции

Историк эпохи Возрождения заходит в медицинскую библиотеку, но не все, кто блуждает, заблудились.В нью-йоркском университете Стоуни-Брук на полке стоит современная распечатка анатомических рисунков Леонардо да Винчи, которая имеет значение только потому, что явно не используется. Возможно, книга принадлежит гуманитарной библиотеке, чтобы странствующий студент-медик не принял ее содержание за истину. Леонардо да Винчи. Анатомия: машины, человеческое тело , Природа Выставка в крепости Монтепульчано (открыта до 7 октября) предлагает нам пересмотреть эти рисунки, уделив внимание тому, как да Винчи концептуализировал тело как очень сложное механическое устройство, устройство, которым управляет универсальные механические законы природы.Чтобы подчеркнуть эту тему, анатомические зарисовки гения эпохи Возрождения тщательно и динамично обсуждаются с его механическими и геологическими исследованиями.

Часть нынешней выставки да Винчи в Монтепульчано.

Леонардо нарисовал гортань собаки, нервную систему лягушки, плаценту теленка и сердце вола у человека.

Внимательный наблюдатель анатомических рисунков Леонардо может быть удивлен.Хотя искусство эпохи Возрождения в целом известно своими невероятными шагами к реализму, а да Винчи с любовью вспоминают как радикального гения среди гигантов, существуют серьезные ограничения в отношении точности его серии набросков различных систем человеческого тела. Качество да Винчи всегда завораживает, но вы обнаружите непрекращающееся влияние средневековья и подавляющее доминирование эллинского философа Галена в его работах. Гален известен своим аргументом о том, что тело управляется четырьмя юморами.Если кровь, желтая желчь, черная желчь и мокрота не сбалансированы, мы болеем телом и разумом. Хотя эта гуморальная теория была неточной, она оказала огромное влияние на западную медицину на протяжении более тысячелетия, и да Винчи не исключение.

В какой-то мере продолжающееся господство Галена в эпоху Возрождения было связано с тем, что Папа Бонифаций VIII издал буллу De Sepulturis в 1300 году. Папский указ гласил, что кипячение костей крестоносцев, убитых в отдаленных войнах, не допускается (что-то такое, что делалось, чтобы облегчить транспортировку домой).Бонифаций утверждал, что воскрешение тела могло быть затруднено этой практикой, но бык был истолкован как означающий, что человеческое вскрытие не разрешалось. Да Винчи и другие ученые проводили их, несмотря на этот приоритет. К 1405 году в Болонском университете разрешили вскрытие трупов, хотя в более широком смысле они все еще не были обычным явлением.

De Sepulturis

Имея ограниченный доступ к человеческим трупам, некоторые из которых он препарировал (или, возможно, просто наблюдал за вскрытием) в больнице Санта-Мария-Нуова, да Винчи взял на себя творческую свободу с тем, что он видел при вскрытии различных животных .Он ошибочно предположил, как и Гален, что то, что было замечено в телах животных, отражало человеческое тело. В конце концов, да Винчи создал рисунки человеческих органов и систем, которые были не столько точными, сколько творческой компиляцией того, что он действительно установил в ходе изучения трупов людей и животных и его собственного довольно увлекательного воображения. Леонардо нарисовал гортань собаки, нервную систему лягушки, плаценту теленка и сердце вола у людей. Типичный гуманист, он обращался к классическим текстам в поисках ответов на свои вопросы, но он не ограничивал себя авторитетом прошлого, предпочитая вместо этого искать знания путем экспериментов.

Анатомический рисунок Леонардо да Винчи

Менее чем через три десятилетия после смерти да Винчи Андреас Везалиус, профессор хирургии Падуанского университета, опубликовал De humani corporis fabrica . Анатомические рисунки, приписываемые Везалию, были приняты в качестве окончательного анатомического текста для университетского использования, в то время как рисунки да Винчи остались неопубликованными и отошли на второй план.Везалий, возможно, слышал о рисунках да Винчи, но нет никаких доказательств того, что он когда-либо их видел. Вклад Везалия в медицину был немедленно признан. Его портрет, написанный Тицианом в Палаццо Питти, свидетельствует об этом.

Мы не часто думаем о да Винчи как о второй скрипке; эта идея может даже вызвать у нас дискомфорт. Также не в моде видеть отца современной науки ребенком Средневековья, но его анатомические рисунки ясно напоминают нам, что на него глубоко повлияли традиции, переданные от Галена и Аристотеля и приемлемые для средневекового мира. Посмотреть.

Эта выставка переосмысливает концептуальное представление этих эскизов и предлагает нам еще раз взглянуть на них. «Почему неточные анатомические рисунки вообще имеют значение в эпоху цифровых технологий?» — подумал я, листая пыльные копии рисунков Леонардо в окружении будущих хирургов, сидящих на ноутбуках и разглядывающих точные 3D-модели. Ответ в том, что они служат напоминанием о том, что да Винчи был продуктом своего возраста, как и мы. Он был ослеплен тем, что считал правдой.Эта выставка напоминает нам о том, что даже великий ум несовершенно предвзят.

Анатомический рисунок Леонардо да Винчи

Заметки и поля на полях Леонардо говорят о его борьбе с традициями. В этих заметках идет война между Аристотелем, Галеном и его собственным движением к экспериментальной науке и интеллектуальной независимости. Это была борьба гуманистов в более широком смысле, и ясно, что да Винчи продвигал свои исследования за пределы нормы. Художники эпохи Возрождения были связаны с гильдией аптекарей из-за материалов, необходимых для изготовления пигмента, но он вышел далеко за рамки общего стремления художников к более глубокому изучению анатомии.

Да, да Винчи был неточным пионером и главным героем. Он считал, что источником голоса является гортань (это голосовые связки), а перистальтические сокращения, о которых он ничего не знал, были важны для понимания механизма пищеварительной системы, которую он глубоко изучал.Выставка, сфокусированная на механике, делает упор Леонардо на вскрытие животных менее проблематичным, когда эти теории применяются к механике человеческих систем.

Леонардо-анатом сосредоточился на механической функциональности, которая раздвинула границы Галена. Важно учитывать, что наброски в Монтепульчано — это записи начальных исследований, а не завершенные исследования. Неточности не должны заслонять смелость усилий Леонардо.Скорее, они должны служить для того, чтобы подчеркнуть, что его исследования были только в зачаточном состоянии. Эта выставка еще раз напоминает нам, что величие Леонардо сложно и похвально, но не безупречно.

Искусство и анатомия — Даниэль Офри

Даниэль Офри
Предисловие к «Искусство и анатомия: рисунки»
( Лаура Фергюсон и Кэти Гроган, ред. )

«Художественный» — не первый дескриптор, который приходит на ум при входе в анатомическую лабораторию.Прилагательные более распространены: душный, вонючий, капризный, отвратительный. Но каждому студенту-медику выдается руководство при входе в этот странный мир. Для меня Вирджил был Атласом анатомии Гранта. Я наклеил на него пластиковую крышку, тщетно пытаясь сохранить его в чистоте, но страницы неизбежно становились сморщенными от формалина, окрашивались от сока, предпочтительно неисследованного происхождения, и хихикали от потных рук, отчаянно пытающихся разгадать загадочную дорожную карту человеческого тела.

Технические инструкции в атласе были находкой, но больше всего меня захватили рисунки. В эпоху, когда фотографическая точность или компьютерная визуализация могли обеспечить идеальное сходство, авторы этой книги и других сопоставимых атласов решили предложить рисунки. Эти рисунки в градациях серого передали человеческое тело в мельчайших деталях. Теперь, вспоминая об этом, я понимаю, что в этих рисунках меня очаровало то, что я мог вообразить человека, который их рисует. Когда на снимке были показаны щипцы, почтительно двигающиеся в сторону мускула, чтобы обнажить хрупкую нижележащую сосудистую сеть, я мог представить себе одну руку художника, держащую эти щипцы, в то время как другой яростно рисовал сокровище под ним.

Анатомические атласы

, созданные из изображений КТ или МРТ, не вызвали у меня такой же реакции. Эти книги, безусловно, были полезны, но они казались безличными и объективными. Я не чувствовал, что кто-то «делает» эти изображения, хотя я определенно знал, что должны быть настоящие люди, управляющие машинами и создающие книги.

Но рисунки «Атлас» Гранта и «Анатомия Грея» и ярко раскрашенные книги Неттера сохранили следы человеческой руки, следы художника. Я мог представить себе авторов, разделяющих внутренности своими (надеюсь) руками в перчатках, все время размышляя о том, как лучше всего они могли бы оживить — так сказать — мертвых, лежащих перед ними.

Художники, конечно же, всегда стремились воплотить свои сюжеты в жизнь на холсте, и человеческая фигура остается самой сложной темой. Но желание проникнуть под кожу — это особая смесь научного драйва и эстетической строгости.

Эта комбинация была явно продемонстрирована, когда врач эпохи Возрождения Андреас Везалий опубликовал свою работу «De humani corporis fabrica» в 1543 году. Отточив свои навыки препарирования трупов казненных преступников, он стремился передать эти знания визуально в семитомной серии, которая стала незамедлительно бестселлер.

Основным вкладом Везалия в анатомию была точность. В течение предыдущего тысячелетия врачи полагались на ошибочные описания Галена, который основывал свои знания на вскрытии животных и собственной интуиции. Вместо этого Везалий работал на основе прямого наблюдения за человеческими трупами. Но не менее De humani corporis fabrica славилась своим художественным мастерством и чувством стиля. Везалию было недостаточно просто переписать увиденное. Он направил художников, с которыми работал, изобразить их человеческие фигуры в лесной местности.На заднем плане появляются деревни, церковные шпили, холмы, реки и мосты.

Еще более драматично, фигуры были показаны в действии, часто в агонии. По мере того, как слои мышц отслаиваются, тела опускаются из-за отсутствия поддержки. Подгибаются колени и торс киль. Головы падают — иногда из-за рассеченной мускулатуры, иногда из-за петли палача. Головы попадают в ладонь, но не раньше, чем делается чистый поперечный разрез черепа, чтобы обнажить внутренние желудочки.

Кажется, даже голые скелеты способны передавать эмоции.Скелеты Везалия, кажется, выражают задумчивость, тоску, отчаяние. Вдохновив своих художников на вершины творчества, Везалий создал шедевр анатомического искусства.

Однако за шестьдесят лет до того, как на сцене появился Везалий, другой художник усердно работал над своими яркими и точными анатомическими рисунками. В конце 1480-х годов Леонардо да Винчи получил человеческий череп. Очарованный этой богато украшенной естественной скульптурой, он начал серию анатомических рисунков черепа, очевидно, планируя грандиозный опус человеческого тела.Но либо у него не было доступа к большему количеству человеческого материала, либо он просто оказался втянутым в несметное количество поручений, потому что прошло еще пятнадцать лет, прежде чем он вернулся к анатомии человека.

Однако, когда он вернулся, у него был доступ к трупам всего тела, и он намеревался нанести на карту все человеческое тело. Как непревзойденный ученый-художник, Леонардо был озабочен не только тем, как работает тело, но и тем, как его следует визуализировать. Хотя невозможно предположить мотивацию, можно представить, как изысканная красота шасси подтолкнула к научному исследованию.

Результатом работы Леонардо стало испытание человеческого тела. Он, несомненно, произвел первую анатомически точную визуализацию. Его поперечные «разрезы» и множественные точки зрения предвосхитили современные анатомические учения. Кроме того, он разъяснил большую часть его физиологии, в первую очередь сердца. Он объяснил четырехкамерную структуру, конусообразную перекачку сердца и сложное функционирование аортального клапана.

Его рисунков и объяснений было бы достаточно, чтобы свергнуть тысячелетнее царствование ошибочных теорий Галена.Однако Леонардо предпочел не публиковать свою работу. Его революционные идеи и искусство остались нетронутыми. Полвека спустя Везалий пришел ко многим из тех же выводов — по крайней мере, анатомически. Но из-за того, что Леонардо ранее молчал, Везалий стал тем, кто сверг Галена.

Непонятно, почему Леонардо не опубликовал свои основополагающие рисунки. Это могло быть связано с политическими беспорядками в Милане или внезапной смертью (от бубонной чумы) его бывшего партнера по анатомии Маркантонио делла Торре, или просто то, что он отвлекся на другие интригующие предприятия, такие как разъяснение эмбриологии, проектирование колодцев или рисование пейзажи.Как бы то ни было, его более 700 новаторских рисунков и бесчисленные заметки оставались практически неизвестными миру в течение примерно 500 лет.

Некоторые ученые предполагают, что Леонардо, возможно, принял сознательное решение сохранить свои рисунки в тайне. (Его частая привычка писать в зеркале могла быть активным методом, позволяющим держать свою работу при себе). Возникает вопрос, мог ли Леонардо более активно сосредоточиться на процессе обучения и рисования, а не на продукте этих усилий.

Мы, общественность, благодарны за то, что по крайней мере некоторые из его продуктов наконец увидели свет, но можно многого добиться, если сосредоточиться на процессе. Рисунки в книге перед вами — результат вашего внимания к процессу.

Студенты-медики, участвовавшие в программе «Искусство и анатомия», не обучались, чтобы стать художниками, а скорее делали свои первые шаги к тому, чтобы стать врачами. Проведение дополнительного времени с пациентами, даже с умершими, имеет решающее значение для развития отношений между врачом и пациентом.Изучение всех подноготных пациентов — физически и эмоционально — является частью процесса становления проницательным врачом. Развитие творческих способностей и чувствительности необходимо, чтобы превратить умного врача в мудрого врача.

Медицинское обучение — это обычно безумное занятие, когда огромные массивы знаний с бешеной скоростью прокладывают себе путь в умы студентов. Одна вещь, на которую у студентов редко есть возможность, — это созерцание. Art & Anatomy — один из немногих оазисов в медицинской школе, где для этого выделено время и пространство.Фотографии в этой книге изображают глубоко сосредоточенное созерцание студентов; отношения между учеником и объектом ощутимы. Это особенно бросается в глаза на рисунке Эми Оу «Рука, держащая руку» (стр. 67). Ученица кладет левую руку на скелет левой руки, а затем рисует обе правой. Это образ одновременно интимный и тревожный.

Art & Anatomy также позволяет учащимся созерцать эмоциональный резонанс того, что они испытывают. В качестве ученицы Карен М.Онг отметил: «Я никогда прежде не сталкивался со смертью сколько-нибудь значительным образом» (стр. 107), — это чувство, вероятно, присуще подавляющему большинству студентов-медиков-первокурсников. Анатомическая лаборатория может быть особенно ошеломляющим способом впервые встретить смерть. Подходя к этому через рисование — сосредотачиваясь на одной кости или одном конкретном органе — можно предложить более доступное блюдо. Сама специфика этого опыта побуждает к большему количеству нюансов: размышлениям о красоте и горе, размышлениям и воспитанию, форме и функции.

Один из самых пугающих моментов при стандартном вскрытии трупа — это рассечение головы пополам. После удаления мозга ученики с помощью бензопилы разрезают оставшуюся часть головы пополам, оставляя чистый срез посередине. Это проясняет иначе непонятную анатомию головы. Для моей группы анатомирования это была пропасть, которая остановила нас как вкопанные. Одно дело разрезать грудину и возиться с грудной клеткой; разрезать голову было на несколько порядков страшнее.До этого момента мы закрывали лицо трупа. Но теперь нам пришлось столкнуться с ее человечностью, а также нарушить ее.

Нарисовав соломку, мне выпало орудовать пилой. Продвигая его сквозь слои костей и мышц, стиснув зубы и эмоции, я думал о диссекторах прошлого. Я подумал о Везалии и Леонардо, которые проделали те же самые надрезы столетия назад, хотя и с более грубыми инструментами. Мне было интересно, как они справились с трудными переговорами между человечеством и исследованием.Это несоответствие, с которым должен бороться каждый практикующий врач.

«Пополам голова» Майкла Мэлоуна (стр. 115) прямо противоречит этому парадоксу. Левая часть головы — это лицо трупа в нетронутом состоянии. На правой стороне головы изображена полностью разрезанная пополам голова. Тем не менее, эти две части нарисованы почти связанными, так что голова кажется одновременно цельной и рассеченной. Лицо женщины и лежащие в основе структуры, которые создают это лицо, а также разрез, который студент сделал, чтобы выявить эти структуры, могут быть соединены вместе, что было бы трудно в реальной жизни.Художественная обработка позволяет нам оценить эмоциональную борьбу, которую необходимо совершать в мире анатомии и в более широком мире медицины.

«Искусство медицины» — это термин, который используется — иногда пренебрежительно — для обозначения нетехнических навыков медицины. Безусловно, Везалий и Леонардо убедительно продемонстрировали, что искусство медицины может быть чрезвычайно строгим, даже будучи исключительно эстетичным. Студенты, которые потратили эти дополнительные часы на искусство и анатомию, смогли погрузиться в буквальное искусство медицины.У читателей этой поучительной книги тоже будет такая возможность.

(Получите свой собственный экземпляр книги «Искусство и анатомия: рисунки».)

анатомических рисунков да Винчи на выставке во дворце

Королева открывает выставку в честь бриллиантового юбилея да Винчи в мае

Галерея Королевы в Букингемском дворце представляет первую в истории выставку своей обширной коллекции анатомических рисунков Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи давно признан одним из величайших художников эпохи Возрождения, но дворцовая выставка также покажет его как очень проницательного медицинского анатома, который намного опередил свое время.

Коллекция Королевы хранит лучшее в мире собрание его рисунков из когда-либо созданных. Леонардо да Винчи: «Анатом» откроется 4 мая и станет крупнейшей в истории выставкой его новаторских исследований человеческого тела. Между 1489 и 1513 годами художник провел замысловатые детальные исследования костей, мышц и внутренних органов. К ним относятся сердце и мозг. Он намеревался опубликовать свои исследования в трактате по анатомии, но когда он умер в 1519 году, его анатомические исследования остались среди его личных бумаг, как масса непереваренного и дезорганизованного материала.«Переплет фактически был архивом рисунков, и он гарантировал, что они не будут распространены или опубликованы», — сказал куратор Мартин Клейтон. В 1900 году они появились из переплета, и теперь мы знаем, что они были одними из самых удивительно подробных и точных анатомических рисунков всех времен ». И эта выставка станет величайшей возможностью после смерти Леонардо поразиться его достижениям».

Если бы рисунки да Винчи были опубликованы, они бы трансформировали европейские знания в области анатомии.Вместо этого они остались в пределах альбома, фактически потерянного для мира до 20-го века. Куратор выставки Мартин Клейтон сказал: «Переплет Leoni — чрезвычайно важная часть 500-летней истории анатомических рисунков Леонардо. Выставка в Букингемском дворце следует за распродажей редких сохранившихся картин художника в Национальной галерее Лондона.

Леонардо оставил свои записные книжки и рисунки своему помощнику Франческо Мельци, сын которого продал их скульптору Помпео Леони.Леони. Анатомические рисунки, связанные вместе в альбоме, включают его имя рядом с золотыми буквами Леонардо на обложке: Disegni di Leonardo da Vinci restaurant da Pompeo Leoni — «Рисунки Леонардо да Винчи, сохраненные Помпео Леони».

Выставка Букингемского дворца следует за распродажей редких сохранившихся картин художника в Национальной галерее Лондона. Леонардо да Винчи: анатом откроется 4 мая Букингемский дворец Посетите сюда


Похожие сообщения

31 Объем анатомических рисунков

31 Объем анатомических рисунков

Название: Объем анатомических рисунков

Художник / Источник: Кэтлин Ходжсон

Дата: около 1915 г.

Материал / Техника: перо, тушь, карандаш, акварель, цветной карандаш, бумага.

Художественный музей UCL SDC 8065

Обучение рисованию в Slade долгое время отражало важность искусства и анатомии, выражения и наблюдения.Помимо рисования по модели в гостиной, студенты рисовали по классическим слепкам. Они также посетили лекции по анатомии, чтобы узнать о строении тела и о том, как от этого зависит внешний вид его поверхности.

Прилежное ведение записей Кэтлин Ходжсон дает прекрасную запись об успехах учащихся в изучении художественной анатомии. Удивительно, но подход к фигуре очень тесно связан с тем, что преподается в медицинской анатомии, за исключением того, что записи Ходжсона не касаются систем тела, не связанных с опорой и движением скелета.Преобладают сагиттальный и коронарный срезы, тогда как поперечные срезы мало пригодны для начинающего художника. Ходжсон также тщательно закодировал анатомию цветом. Неудивительно, что этот художественный подход к анатомии также в значительной степени используется в анатомической подготовке в медицинских науках. В настоящее время пользующаяся спросом книга-раскраска The Anatomy Coloring Book (Wynn Kapit, Lawrence M Elson) основана на том же видении тела, что и одна из структур с резко разграниченными границами, представленная с помощью цветового кодирования.Его постоянная популярность свидетельствует об эффективности подхода Ходжсона к телу даже сегодня.

По лицензии Creative Commons Attribution Non-Commercial 3.0 License

Учебный пакет «Анатомия» Художественного музея UCL выпущен в качестве открытого образовательного ресурса (OER) по лицензии Creative Commons «Attribution Non-Commercial Share Alike». Это означает, что после загрузки контент может быть изменен и улучшен в соответствии с конкретным курсом. Однако для этого необходимо, чтобы улучшения были возвращены сообществу OER.Весь контент, присутствующий во время загрузки, должен быть соответственно указан, и, в свою очередь, новый контент должен иметь соответствующую лицензию. Для получения дополнительной информации, пожалуйста, обратитесь к лицензионному договору, перейдя по ссылке выше.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *