Содержание

Теория стилей: арт-нуво vs арт-деко (2)

В одном из нынешних журналов по архитектуре этот стиль назвали в описании новейших интерьеров «оригинальным и нерастиражированным стилем ар-деко». На самом деле стиль переживает уже не первое возрождение. Т.н. «последний роскошный стиль европейских столиц» снова в моде. В свое время он подарил людям иллюзию красивой и беззаботной жизни, наполненной прекрасными вещами. Возможно, поэтому интерес к ар-деко не утихает до сих пор. Конструктивизм архитектуры Ле Корбюзье, изысканная мебель Рульмана, красочные костюмы Поля Пуаре, элегантные аксессуары Картье и Бушерона, минимализм дизайна школы Баухауза, небоскребы Америки, обтекаемый, агрессивный дизайн машин, интереры «Титаника» – все это считают приметами одного стиля, именуемого эпохой ар-деко.

Но обо всем по порядку, начиная с истории появления этого стиля.

АР-ДЕКО И АР-НУВО

Стили ар нуво и ар-деко часто путают. Изящная чувственность стиля ар нуво царила в искусстве 20 лет, начиная с 1890-х гг. до 1-й мировой войны 1914 г., а стиль ар-деко датируется 1914 — 1938 годами. Ар нуво черпал свои формы в живой природе, вдохновляясь капризными силуэтами и контурами растений, цветов, насекомых, птиц.

Война вытеснила эту чувственность. В искусстве стали использоваться новые технологии и новые материалы, мягкая линеарность уступила место стремительной геометрии. Стиль ар-деко не всегда было принято обозначать как самостоятельный. Его истоки естественным образом трансформировались из стиля ар нуво. Стиль отчасти продолжил традиции ар нуво, вместе с тем на него оказали влияние кубизм, народное американское искусство и дизайн бурно развивавшегося в то время машино- и самолетостроения.

Законы построения жилого пространства в ар-деко следуют тем же принципам, что и обстановка дома в стиле модерн. Его особенностью было и остается наличие композиционного центра интерьера. Как правило, эту роль выполняли гостиная и рабочий кабинет, позволявшие задействовать множество предметов и аксессуаров, на первый взгляд не обладающих особой функциональной значимостью. С одной стороны, ар-деко «ратовал» за очищение от декоративности «растительного» модерна, с другой – конкурировал с эстетикой целесообразности и строгих утилитарных форм.

Для ар-деко, как и для стиля модерн в целом, характерны сложные переходы с этажа на этаж и винтовые лестницы, наличие нескольких уровней в одном и том же помещении и обнаруживаемые внезапно потайные комнаты, замысловатой формы оконные переплеты и обязательно изломанная крыша. Что уж говорить про зимний сад в доме, который считался едва ли не обязательным элементом, или просторную застекленную террасу?

НОВЫЙ СТИЛЬ

Ар-деко, варианты: ар деко, арт деко, арт-деко (фр. art déco букв. «декоративное искусство», название происходит от Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes — «Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств (Париж, 1925 г., где демонстрировались последние достижения архитектуры и прикладного искусства) — течение в декоративном искусстве первой половины XX века, проявившееся в архитектуре, моде и живописи.

Термин «ар-деко» возник спустя 30 лет после того, как сам этот стиль захватил Европу и Америку. До шестидесятых об ар-деко во Франции говорится как о «ретро», в Америке оно определяется как «джаз модерн» или «стримлайн модерн». В свое время он назывался — современный стиль, «обтекаемый модерн», шведский, голландский, итальянский, чешский, английский, позднее «стиль Риц». Через несколько лет популярность Ар-деко дошла до Голливуда и появился «стиль звезд», так произошло всемирное признание стиля. Считается, что термин «ар-деко» придумала Hilary Gelson, написавшая для The Times статью, озаглавленную «Ар-деко» и вышедшую в свет 2 ноября 1966 года.

Представлял собой синтез модерна и неоклассицизма. Данное направление пришло на смену конструктивизму. В Европе ар-деко становится популярным вместе с ростом послевоенного строительства, охватывает целые кварталы, где живут состоятельные люди. Стиль возник и развивался в трудные годы «потерянного поколения» между двумя мировыми войнами: времени духовной растерянности, пустоты первых послевоенных лет, предчувствия ужасов 2-й мировой войны, разочарования в современной цивилизации и утраты эстетических идеалов (вспомним произведения Э. Хэмингуэя, У. Фолкнера, Э. М. Ремарка). Альтернативой этим настроениям и стал новый стиль, призванный создавать иллюзию благополучия и «роскошной жизни». Это был последний «шикарный стиль» европейских столиц, сознательно ориентированный в прошлое.

В то же время после 1-й мировой войны подъем индустрии, развитие науки и техники изменили темп жизни, ее стиль, материальное окружение и в целом мироощущение человека. Немыслимая до этого скорость машин, поездов, строительство мощных заводов, появление самолетов, радиоприемников, кинематографа – все это не могло не действовать на сознание художника, рождало новую эстетику промышленного века. Эти годы отмечены необычайной творческой активностью, смелыми новаторскими проектами в области дизайна, поисками новой художественной формы. Отсюда и противоречивые сочетания прогрессивных и классических форм в рамках одного стиля. Некоторые исследователи считают ар-деко вариантом или ранней формой модернизма.

В Италии и Германии элементы стиля ар-деко, соединяясь с формами неоклассицизма, переросли в архитектуру «нового ампира» — стиля третьего Рейха. Ар-деко оказал влияние на художников французского стекольного завода Баккара и английской керамической мастерской Даултон. В России ар-деко проявил себя в работах скульпторов Н. Данько, И. Ефимова, В. Мухиной. «Советский ар-деко» представляли произведения из фарфора, металла, стекла с необычной для того времени обобщенностью и геометризацией формы, а также пышная декоративность набивных ситцевых тканей. В более поздних формах стиль сближается с геометрическим конструктивизмом. Правда в СССР это не стало течением в архитектуре, но все же некоторые образцы позднего ар-деко имеются — многие станции метро в Москве и Санкт-Петербурге выполнены именно в нем.

Стиль проявился в архитектуре коммерческих зданий, мест развлечений и отдыха, например, кинотеатрах и универмагах. Затем он стремительно распространился за море в столицы колоний, а также США. Ар-деко незаметно исчез после подъема массового производства, когда к нему стали относится как к кричащему, безвкусному и поддельно-роскошному. Окончательный конец этому стилю положили лишения 2-й мировой войны.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ

Ар-деко объединил настолько разные явления в искусстве межвоенных лет, что не всегда просто свести их воедино. Потому в среде искусствоведов этот термин окончательно утвердился только в последней четверти ХХ в. Это единственный из стилей, у которого нет четких границ, его создатели черпали свое вдохновение из разных источников. Поль Ириб и Жак-Эмиль Рульманн по-новому увидели стиль Людовика XVI, Жюль Леле «приспосабливал» под европейские вкусы искусство Востока, а для Андре Гру моделью служила мебель эпохи Реставрации. Корбюзье написал об ар-деко: «Его создатели строят шикарный дворец, чтобы показать, как цветочный бутон, украшавший некогда ручку зонтика, красуется теперь на спинке кресла». Стиль представлял широкий диапазон всех возможных форм ретро и был открыт для индивидуальных решений. Здесь можно встретить элементы ампира, этнические африканские и египетские мотивы, соединение находок живописцев-постимпрессионистов, экспрессионистов, сюрреалистов с формами восточного, японского, китайского искусства. Стиль ориентирован на индивидуальное, отрицающее все поточное и соединяющее несоединимое.

Ар-деко вобрал в себя излюбленные темы и мотивы ар нуво: извилистые линии, формы морской волны, раковины, драконов и павлинов, а также лебединые шеи, изображение фантастических существ, стрекоз и бабочек. Вместе с тем не исключалось использование геометрических форм: прямых углов и линий, окружностей и широких плоскостей «чистого» цвета.

Отличительные черты — строгая закономерность, этнические геометрические узоры, роскошь, шик, дорогие, современные материалы. Для стиля характерно использование натуральных материалов. Мебель обтекаемых силуэтов изготовлена из пальмового дерева проко, эбена, палисандра и многослойной фанеры. Для отделки используются бамбук, слоновая кость, перламутр, кокос. Мастера ар-деко любили использовать такие материалы, как алюминий, нержавеющая сталь, серебро, эмаль, инкрустации по дереву, экзотические виды кожи – ящерицы, акулы, ската, крокодила и зебры. Декору была отдана почти автономная роль. Декор был крайне персонализированным (у каждой вещи — свое лицо) и насыщенным, что часто создавало «перенаселенность» предметов в замкнутом пространстве.

Мебель украшалась орнаментом из треугольников, прямых линий, зигзагов, декоративными элементами в виде солнц. Один из самых популярных узоров — египетский полукруг, символизирующий восходящее солнце. Подлокотники кресел составляют единую изогнутую линию с передними ножками, декорируются вставками из меди и бронзы. Кровати украшаются египетскими орнаментами (мотив солнца), вместо столбиков изголовья – статуэтки богов. Каждая вещь созданная в этом стиле превращается в произведение искусства.

Для ар-деко «роскошь» — это не только дорогие материалы, но и визуальное богатство: яркие, насыщенные цвета. Как правило, используется более чем 3 цвета, и это выглядит целостно и неожиданно красиво. На фоне шахматного контраста черного и белого — горящие вкрапления красного и золотого, хромированные предметы интерьера.

Интерьеры ар-деко выглядят не как композиция, а как подборка отдельных предметов, «стильных вещей». Особое место в интерьере занимают мелкие предметы. Скульптуры кабинетного формата, изысканные статуэтки героев античности, танцовщиков, спортсменов. Создаются различные эстетические модели из функциональных бытовых вещей: ваз, часов, светильников, мебели, тканей, изделий из бронзы, стекла, керамики. Не случайно, многие из таких интерьеров назывались «павильон коллекционера», «ателье художника».

В отличие от классической линии модерна, для которой был характерен главным образом флористический декор, ар-деко тяготел к линейным геометрическим формам, которые максимально соответствовали новой эстетике архитектуры и промышленных технологий того времени. С одной стороны, ар-деко «ратовал» за очищение интерьера от декоративности «растительного» модерна, с другой – открыто конкурировал с конструктивизмом, с его эстетикой целесообразности и строгих утилитарных форм.

Для этого стиля традиционными считаются изображения окружностей и других геометрических фигур. Поэтому для напольного покрытия стал идеальным геометрический орнамент из прямых линий с мотивами треугольника и круга.

ФРАНЦИЯ

В 1925 г. в Париже состоялась Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств, после нее термин ар-деко стал общеупотребительным. Одними из первых фактуру древесины подчеркнули при помощи перламутра и слоновой кости отец и сын Жайо, чьи предметы были представлены в пяти павильонах Парижской выставки. Тенденция ввода новых материалов — металла и пластмассы — наблюдается в работах семьи уже после 1925 г.

Во Франции проектировщики мебели в большинстве продолжали следовать традициям создания декоративных предметов, используя технику маркетри и другие виды инкрустации из экзотических пород дерева. Если ар нуво был последним проявлением декаданса, то ар-деко говорил о новых временах. В геометрических формах и стремительных линиях он отражал (в основном в изделиях массового производства) прогресс в развитии новых технологий. Традиционные материалы — дерево, стекло, глина — заменялись новыми: прокатным металлом, стальными трубками, зеркальным стеклом, бетоном, клееной фанерой, полудрагоценными камнями. Вершиной ар-деко в дизайне мебели явилось творчество Жака Эмиля Рульмана, в работах которого самые изысканные материалы сочетались с первоклассным мастерством. Функционализм и рационализм в мебели предвоенного периода оставались ведущими направлениями в Европе. Стиль характерен для интерьеров Деламара, архитектурно-дизайнерских разработок Малле-Стевенса, ювелирных изделий фирмы «Картье».

В 20–30-х годах Париж был центром мира керамического искусства. Французскую керамику отличало высокое качество изделий, большая декоративность, стилизованный рисунок. Произведения отдельных мастеров, студий, продукция фабрик внешне вылились в ослепительный поток керамических изделий всех мыслимых цветов, текстур, форм и стилей. При этом обращает на себя внимание большое количество анималистической пластики и декора в керамике этого периода. Многие мастера вдохновлялись мощью, объемными диспропорциями архаического искусства. Анималистическая тема предполагала воплощение в материале различных состояний: стремительного движения, мерного шествия или покоя. Недаром очень популярны в эпоху ар-деко скульптуры львов, бизонов, медведей, пантер. В то же время создаются удивительно изысканные, лиричные образы оленей, ланей, птиц.

Эталоном ар-деко в 1920-е годы были интерьеры первоклассных отелей, дорогих ресторанов и прочих респектабельных общественных мест, в т.ч. дорогой парижский отель Ritz (www.ritzparis.com) на Вандомской площади, отчего стиль именовали еще и «стилем Риц». Это о нем Хемингуэй говорил, что когда представлял себе сцены райской жизни, они всегда происходили именно в этом отеле. В книге «Праздник всегда с тобой» он писал: «Я забираюсь в одну из тех огромных кроватей, которые можно найти в Рице, и голова моя покоится на подушках размером с Цеппелин».
Привожу несколько интерьеров отеля, правда, насколько он сохранил свою идентичность после реставрации Мохаммеда Аль-Файеда (ссылка больше не работает), не могу сказать. .. Нашла только один старый вид отеля:

Остальное все новое:

Еще несколько интерьеров «Ритца» в виде кликабельных превью:

И просто старая фотография отеля, а также вид на президентский люкс — один из самых дорогих номеров в мире:

Рене Лалик (1860-1945 гг.), один из центральных мастеров 20-30-х годов по стеклу и ювелирным изделиям, получил признание уже на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. К 1925 г. его творчество эволюционировало от причудливых изящных форм к более простым геометрическим, с референцией на индейские орнаменты. Его украшения в форме павлинов, морских коньков, стрекоз и мышей, выполнялись из камней со стеклом, эмали и даже пластика. Отдельные произведения были выполнены в десяти цветах и украшены эмалью.

АРХИТЕКТУРА

Мы видим смелое применение зигзагообразных и ступенчатых форм, широких и энергичных кривых линий (в отличие от мягких текучих кривых модерна), мотивов шеврона и клавиш фортепьяно.

Некоторые из этих декоративных мотивов стали повсеместными, например узор клавиш, который встречался в дизайне дамской обуви, батарей отопления, лекционных залов Радио Мьюзик Холла (Radio City Music Hall) и шпиля небоскреба Крайслер билдинг.

В этом стиле охотно оформлялись интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров, появление и массовое производство которых совпало по времени с расцветом ар-деко, таких как «Иль де Франс» (Ile de France) и «Нормандия» (Normandie). Даже на декоративных плитках того времени изображались лайнеры:

Нельзя говорить об ар-деко в проектировании как о стиле в полном смысле слова, однако легко заметить, что архитектура 1920-30-х гг. использует достаточно характерный для этой манеры набор приемов: тонкая линия, ведущая свой род от модерна, но более жестко и схематично очерчивающая растительные формы, придающая им угловатость. Здания простых и строгих очертаний, оштукатуренные и покрашенные в светлые цвета, украшались фризами, полосами, изобразительными вставками, выполненными из цемента или песчаника и образующими ритмические композиции.

США

На американцев выставка в Париже 1925 г. произвела сильнейшее впечатление, и владельцы крупных универсальных магазинов «Мейсиз» и «Лорд и Тейлор» решили стимулировать спрос на современную мебель с помощью публичных экспозиций. Их шоу имели в США большой успех и спровоцировали в стране, и в первую очередь в Голливуде, моду на интерпретацию модерна в духе ар-деко. Так родился знаменитый «стиль звезд» 1930-40-х гг. Шуточный рисунок на тему:

Стиль получил в США необыкновенный расцвет из-за качества и количества созданных произведений и того неповторимого отпечатка, который они наложили на городской пейзаж (только в одном Манхэттене насчитывается около 150 небоскребов, возведенных в течение одного десятилетия).

Ар-деко обрел за океаном иное лицо, обратившись к местной архитектурной традиции, от самых архаических ее образов до Чикагской школы, и стал символическим выражением эмансипации от Европы и высокого уровня технологического прогресса Нового мира.

Сразу после посещения парижской выставки несколько ведущих членов Лиги архитекторов Нью-Йорка подписали документ о необходимости архитектуры, точно соответствующей требованиям их страны, но обращающейся к европейскому опыту в поисках технических и стилистических решений. Особенно характерен для ар-деко Крайслер Билдинг, построенный между 1928 и 1930 г. архитектором Уильямом ван Аленом как американский вариант Эйфелевой башни: его очертания стройны и динамичны, высокое и компактное основание постепенно уменьшается и тянется вверх, заканчиваясь башней с шестью полукруглыми ярусами и стальной иглой над ними. Это была передовая с точки зрения технологии конструкция, которая в то же время не отказывается от изысканно-элегантной декоративности.

Использование причудливых орнаментальных, металлических решеток, разнообразного декора из облицовочной керамической плитки отличают Шанин Билдинг, созданный Дж. Слоуном и М.Т. Робертсоном в 1929 г. Гостиница «Уолдорф Астория», по проекту Л. Шультце и Дж. Уивера, представляет собой современный вариант храма с большими куполами и является одним из самых выдающихся произведений ар-деко в США. Высочайшее здание Нью-Йорка Эмпайр Стейт Билдинг также построено в этом стиле:

Стилевым направлением, которое развивалось параллельно и близко примыкало к ар-деко, был Streamline Moderne (название от англ. «streamline» — «линия обтекания», термина из области аэродинамики, характеризующего такие внешние формы машин и механизмов, которые обеспечивают им наилучшую функциональность и скорость при движении или полете).

Это влияние промышленных штамповочных и аэродинамических технологий, произрастающих из массового производства. Потому в произведениях этого стиля заметны очертания самолетов или револьверных пуль — предметов, для которых важны линии обтекания.

Когда дизайн первого автомобиля фирмы Крайслер, пущенного в массовую продажу «Chrysler Air-Flo» в 1933 г. оказался популярным, формы, использующие «линии обтекания» стали использоваться даже для таких предметов, как точилки карандашей или холодильники.

Самая популярная мебель стала выглядеть как обтекаемый автомобиль. Эффект обычно достигался довольно простыми средствами: массивные прямоугольные формы покрывались светлым шпоном красного дерева и бежевым лаком. Плавные силуэты создавались с помощью гнутой фанеры. Ручки делали из бронзы или заменяли их углублениями для пальцев. Популярным было сочетание черного и светлого лака.

Именно такую мебель выбирал Голливуд для съемок интерьеров высшего общества. Такая мебель находилась на печально известном Титанике, подборку интерьеров которого предлагаю здесь:

Интерьеры «Титаника» из фильма

А это настоящая мебель с «Титаника» в наши дни, снятая с борта перед тем трагическим рейсом:

В фильмах того времени видны представительные американские интерьеры 30-х гг. Это рациональный, тяготеющий к графичности так называемый стиль «чикагского кабинета»: мебель и панели из красного дерева с черными лаковыми вставками, солидная кожаная мебель, художественная роспись на тему городских пейзажей Нью-Йорка. Эти интерьеры можно видеть, например и в более позднем сериале о сыщике Ниро Вульфе, который жил как раз в эпоху ар-деко. Обратите внимание на характерную для ар-деко ступенчатость углов стола:

Светильники:

Обивка кресла с рисунком:

Светильник, драпировка занавеси:

Нарочито изломанный рисунок сводов:

Еще пара интерьеров из фильма:

Рисунок галстука Арчи, который, как известно, следил за модой. 🙂

К началу 2-й мировой войны ар-деко в чистом виде сохранился только в Америке, где большинство интерьеров оформлялось в этом стиле.

Кстати, в фильме о Ниро Вульфе также виден отход в сторону от ар-деко:

БАУХАУЗ

Хотя ар-деко был прямым наследником модерна, не забывал он и о классицизме, присматривался к примитивному этническому искусству, учитывал открытия промышленного дизайна. В ар-деко можно выделить два основных направления. Традиционное, для которого важна была красота линий и выразительность дорогих и экзотических материалов с инкрустацией. Модернисты, как представители другого направления ар-деко, применяли достижения индустриальной эры: например, мебель из стальных трубок, что производила фурор — стильно и недорого! Девиз модернистов – «прекрасное в полезном», причем это прекрасное должно быть доступным. Благодаря им в поздних формах стиль сблизился с геометрическим конструктивизмом. Считается, что проектировщики ар-деко — наследники венской архитектурной школы — оказали влияние на формирование программы немецкого Баухауза.

«Стиль звезд» научил человечество ценить эклектику. Ар-деко смешал взятые у модерна цветы с одолженной у конструктивизма геометрией, добавил к ним свою собственную страсть к экзотическим материалам и архаичным культурам и получил формулу роскоши, не потерявшую актуальность до сих пор.

СТИЛЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА

Взрывы популярности ар-деко спустя полвека (после мебельного аукциона в Париже в ноябре 1972 года, когда цены на предметы этого стиля неожиданно взлетели вверх) и с 1990-х годов, скорее всего, обусловлены усталостью человека от индустриальной неволи, сухих линий минимализма, оставляющих мало пространства для воображения, в то время как ар-деко наиболее ярко демонстрирует соединение искусства, роскоши и технологии.

Привлекательность Ар-деко прежде всего в его эмоционально-образном психологическом содержании. Этот стиль дает возможность человеку эмоционально отгородиться от всепроникающей индустриализации и, несмотря на тотальность научно-технического прогресса, создавать красивый и уютный частный интерьер. Популярность Ар-деко в начале прошлого века вызвана подавляющим воздействием машинного производства, в наши дни растущей глобализации и информатизации этот стиль привлекает своей способностью помочь человеку защититься от шквала прогресса и суеты проблем, особенно в больших городах.

В период нового противоречивого искусства появилась потребность в спокойном и понятном. Как и в прошлом веке, сегодня Ар-деко доступен не каждому. Этот стиль и сейчас позиционируется как стиль, который предпочитают состоятельные люди. Хотя новые технологии производства делают его доступным все большим слоям населения.

Стиль ар-деко вернулся в Европу в 1990-е и стал весьма популярен. Прогресс в развитии новых технологий открыл эру массового производства мебели. Наряду с оформлением частных домов растет число проектов интерьеров отелей, банков. Традиционные материалы в архитектуре и интерьерах заменялись новыми: прокатным металлом, стальными трубками, зеркальным стеклом, бетоном, клееной фанерой, полудрагоценными камнями.

Сейчас этот стиль переживает очередной взрыв своей популярности, вновь обратив на себя внимание дизайнеров и модельеров. Их привлек авангардистский взгляд на роскошь: простота линий, качество материалов, идеальные пропорции, смелые контрасты и яркие цвета этого стиля. Ориентируясь на ар-деко, создаются интерьеры отелей и ресторанов, бутиков, квартир, вновь вошли в моду «ателье художника», «павильон коллекционера». Ар-деко возрождается не только в оформлении интерьеров, но и в ювелирных украшениях, одежде, рекламной графике.

О том, что такое стиль ар-деко в наши дни, с помощью каких приемов и материалов достигаются его эффекты, надо рассказывать отдельно…

ССЫЛКИ

При подготовке материала использовались следующие источники:
http://ru. wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80-%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%BE
http://www.neopoliscasa.ru/news.phtml?item_id=10482
http://www.trianon.ru/history/id/268/
http://text.uuu.ru/antik/Style/20040512172453Style.html
http://www.masterovoi.ru/art_40.shtml
http://www.kultura-portal.ru/tree_new/antique/article.jsp?number=484&rubric_id=306&pub_id=469553
http://www.dom.999.by/index.php?id=5&id2=232&id3=3472&ses999=ce917c6f1c12a4613d033ebd3386a3b5
http://www.zagorod.spb.ru/articles/1666/
http://vitavet.ru/forum/index.php?showtopic=522&mode=threaded
http://www.sovinterior.ru/stat1.php?n=76&t=24
http://www.2282234.ru/news126.html
http://www.countries.ru/library/twenty/mat.htm
http://www.mnogomebel.ru/articles/detskaja-eto-serezno-20/ar-deko-stil-pokorivshij-mir?&forum_ext=1
http://cih.ru/ae/ae87.html
http://www.antiq.info/glass/6628.html
http://www.azastro.ru/designproject/styles/ardeko/
http://www.salon.ru/article. plx?id=4004&path=dict
http://www.primedesign.ru/links/furn_access/building_articles/650/
http://titanic.pottsoft.com/home/titanic/film_interiors.html
http://www.titanic-titanic.com/titanic_first_class_interiors.shtml
http://www.euronet.nl/users/keesree/palace.htm


Самые известные здания Антонио Гауди как проявления его гения

Архитектура Антонио Гауди. | Фото: mymodernmet.com.

Антонио Гауди создал уникальные по своей красоте и форме строения. Авангардный подход к делу сделал мастера ключевой фигурой в архитектуре модерна. Более того, с его подачи в Испании стиль ар-нуво получил особое развитие. Хотя большинство зданий Гауди находится в Барселоне, влияние его творчества можно отыскать в разных уголках Европы. Самые известные творения архитектора представлены далее в обзоре.

Дом Висенс

Casa Visens — одно из первых строений Антонио Гауди в стиле модерн. | Фото: mymodernmet. com.

Дом Висенс считается одним важнейших творений архитектора, т. к. именно он ознаменовал собой появление стиля «модерн» в Испании. Строительство дома Гауди заказал фабрикант кирпича и плитки Мануэль Висенс в 1883 году.

Дом Висенс — первое строение Гауди в стиле модерн. | Фото: mymodernmet.com.

Работая над проектом этого дома, Антонио Гауди вдохновлялся мавританскими мотивами с цветными мозаиками, повторяющимися геометрическими узорами, переплетающимися с растительным орнаментом. Еще одна особенность строения – это асимметричность и множество арок. Именно они считаются главной отличительной чертой каталонского модернизма.

Винные погреба Гуэля

Bodegas Guell — винные погреба Гуэля. | Фото: mymodernmet.com.

Винные погреба Гуэля (Bodegas Güell) были построены в период между 1895 и 1897 годами для Эусеби Гуэль. Промышленник и меценат увидел творения Антонио Гауди на Всемирной ярмарке в Париже и заказал ему создание 3-уровневого комплекса, включающего в себя непосредственно сам погреб, гараж, жилые помещения и домовую церковь со смотровой площадкой.

Винные погреба Гуэля — образец неоготической архитектуры. | Фото: mymodernmet.com.

В Bodegas Güell хорошо видны элементы неоготической архитектуры: наклонная крыша, стилизованные шпили, несколько арок.

Парк Гуэля

Парк Гуэля. | Фото: mymodernmet.com.

Эусеби Гуэлю настолько понравился стиль Гауди, что он поручил ему спроектировать целую жилую зону. Для этого промышленник приобрел 15 гектаров земли. На этой территории было много зеленых насаждений, между которыми должны были появиться особняки и парк. Архитектор с рвением принялся за работу. Было создано несколько жилых домов, колоннада рынка, павильоны. Через 10 лет после начала строительства финансовые дела промышленника шли из ряда вон плохо, поэтому ему пришлось продать свою территорию мэрии Барселоны, сделавшей ее городским парком.

Парк Гуэля в Барселоне. | Фото: mymodernmet.com.

Парк Гуэля – это потрясающий комплекс, состоящий из полихроматической мозаики, каменных гротов, причудливых шпилей. Никаких острых углов, только обтекаемые формы.

Дом Бальо

Дом Бальо. Фасад. | Фото: mymodernmet.com.

В 1877 году состоятельный текстильный фабрикант Жозеп Бальо-и-Касановас поручил Антонио Гауди переделку своего доходного дома. Владельцу не нравился традиционный облик дома, он хотел, чтобы архитектор превратил его в современный авангардный шедевр. Бальо планировал и вовсе снести дом, но Гауди распорядился по-своему. Боковые стены, примыкающие к соседним домам, остались нетронутыми, а вот фасад был отстроен заново. Также архитектор сделал полную перепланировку здания.

Дом Бальо. Интерьер. | Фото: mymodernmet.com.


Дом Бальо. Внутренний двор. | Фото: ru.wikipedia.org.

В доме Бальо практически нет прямых линий, а пестрый экстерьер с причудливыми балконами не может не притягивать любопытные взгляды прохожих. Особое внимание Гауди уделил деталям – это мерцающие витражи, созданные светотени, плавный переход оттенков в мозаиках.

Саграда Фамилия

Саграда Фамилия — самый грандиозный проект Антонио Гауди. | Фото: mymodernmet.com.

Саграда Фамилия или Храм Святого семейства – самый важный и амбициозный проект, которому Антониио Гауди посвятил 42 года своей жизни. Как и другие работы архитектора, храм отличается природными формами, замысловатыми деталями, буйством цвета. При проектировании Саграда Фамилия Гауди применял такие стили, как модерн, готическое возрождение, ориентализм.

Храм Святого Семейства. Потолок. | Фото: mymodernmet.com.

Саграда Фамилия стала самым масштабным проектом великого Гауди. Хотя строительство Храма Святого Семейства не могут окончить вот уже 134 года.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Нравится

архитектура, Гауди, Барселона, Саграда Фамилия, дом Висенс, Винные погреба Гуэля, дом Бальо, парк Гуэля

Архитектура в стиле модерн в Париже: самостоятельные прогулки

Где лучше всего увидеть архитектуру в стиле модерн в Париже?

Во время моей последней поездки в Париж у меня была возможность познакомиться с одними из лучших образцов городской архитектуры в стиле модерн.

В Париже собрана большая коллекция ярких и причудливых зданий в стиле модерн.

Их много, но нужно знать, где их найти. Эти здания в стиле модерн совершенно уникальны в общем ландшафте парижской архитектуры.

Этот путеводитель познакомит вас с историей архитектуры в стиле модерн в Париже, самыми известными зданиями в стиле модерн, самыми знаменитыми архитекторами в стиле модерн и, наконец, двумя легкими самостоятельными прогулками по районам Парижа, где вы можете найти множество произведений в стиле модерн. драгоценные камни.

Краткая история парижской архитектуры XIX века

Прогуливаясь по Парижу, вы заметите, что большинство зданий спроектированы в едином стиле, также известном как османовский стиль.

Жорж-Эжен Османн был градостроителем, который еще в 19 веке реконструировал город Париж и во многом ответственен за то, как многие части города выглядят по сей день.

Раньше в Париже были узкие улочки, в которых было мало света и воздуха. Видение города Османом было широкими улицами и бульварами, парками, площадями и большими и элегантными современными зданиями.

Фасады из бежевого камня с балконами из кованого железа и дымоходами на каждой крыше, которую можно увидеть повсюду в Париже, являются визитной карточкой османовского стиля.

Были введены строгие правила для обеспечения единообразия этих экстерьеров.

Однако примерно в 1880 году возникла необходимость в переменах, и местное самоуправление поощряло эти перемены, проводя конкурс на самый красивый фасад и смягчая правила единообразия.

Именно тогда начали появляться новые дизайны. Это изменение совпало с появлением ар-нуво в Европе, и архитекторы испытали всплеск творчества, в результате чего были построены сотни зданий в стиле модерн.

Двумя наиболее известными архитекторами стиля модерн в Париже были Эктор Гимар и Жюль Лавиротт. Многие из лучших образцов стиля ар-нуво в городе имеют свою подпись.

Что такое архитектура в стиле модерн?

На рубеже 20-го века движение, известное как модерн, зародилось в разных уголках Европы и вскоре распространилось и за океан.

Наиболее типичными элементами стиля ар-нуво являются плавные, хлыстовые изгибы, креативная кованая фурнитура и изысканные украшения, вдохновленные природой.

Некоторые здания в стиле модерн также отличаются лепным декором, витражами и намеренной асимметрией.

Вот отличное видео об истории ар-нуво:

Знаменитые здания в стиле модерн в Париже

Прежде чем мы начнем наши самостоятельные прогулки, вот некоторые из самых известных зданий в стиле модерн в Париже, которые стоит посмотреть, пока вы посещаем город.

Galeries lafayette haussmann

Этот элитный универмаг имеет самый великолепный купол.

Зайдите в здание Coupole Galeries Lafayette Haussmann, чтобы увидеть его в большом зале, и поднимитесь на верхние этажи, откуда открывается еще более потрясающий вид.

Этот потолок датируется 1912 годом. Он был разработан и оформлен в стиле модерн той эпохи Эдуардом Шенк, Жаком Грюбером и Луи Мажорелем.

Его стоит посетить, даже если вы не планируете ходить по магазинам. Он также находится рядом с оперным театром (Пале Гарнье), который я также рекомендую вам посетить, пока вы находитесь в Париже.

Адрес: 40 Bd Haussmann, 75009 Paris

La Samaritaine

Еще один очень впечатляющий универмаг в Париже, который стоит посетить, — La Samaritaine.

Волшебная стеклянная крыша, великолепная лестница и восхитительная настенная роспись на верхнем этаже делают его настоящей архитектурной жемчужиной.

Вы хотите подняться на 5-й этаж для лучшего обзора. Когда я поднялся на лифте, все остальные в лифте тоже держали в руках фотоаппарат…

La Samaritaine была спроектирована архитектором Францем Журденом и внесена в список исторических памятников.

Он находится в самом центре города, на берегу Сены, недалеко от Нового моста и улицы Риволи.

Адрес: 9 rue de la Monnaie 75001 Paris

Hotel elysees ceramic

Отель Ceramic рядом с Триумфальной аркой – еще одно уникальное здание в стиле ар-нуво в Париже.

Это здание архитектора Жюля Лавиротта, построенное в 1904 году, имеет типичные черты ар-нуво, которые мы увидим в нижеприведенных самостоятельных экскурсиях.

Он также отличается необычным использованием керамики на фасаде, что и дало название зданию.

Адрес: 34 Avenue de Wagram, Paris


Самостоятельная прогулка по архитектуре в стиле модерн в Париже

Ниже приведены две короткие самостоятельные экскурсии по ар-нуво в Париже.

Если вы предпочитаете экскурсию с гидом, этот тур охватывает больше мест с профессиональным гидом.

Эти самостоятельные прогулки приведут вас к двум главным центрам стиля модерн в Париже.

Здания в каждом из них находятся в нескольких минутах ходьбы друг от друга.

Вы легко можете совершить обе прогулки в один и тот же день. Первая часть находится в 7-м округе (недалеко от Эйфелевой башни), а вторая — в 16-м округе.

Здание Лавиротта – жемчужина парижского модерна и близлежащие здания

В 7-м округе есть прекрасная архитектура парижского модерна.

Здание Лавирот (immeuble lavirotte)
Иммёйбле Лавирот

Здание Лавирот на 29 авеню. Рапп — богато украшенный дом, являющийся ярким образцом парижской архитектуры в стиле модерн.

Оно асимметрично, как и многие здания в стиле модерн, и имеет лица, цветы, животных и различные формы, творчески украшающие его великолепный фасад.

Я не торопился, осматривая этот фасад и делая столько фотографий, сколько мог. Пока я был там, по крайней мере, 5 или 6 человек пришли, чтобы сделать то же самое.

Ар-нуво на улице Седило
12 Rue Sedillot Здание в стиле модерн

Улица Седильо находится в нескольких минутах ходьбы от здания Лавиротт. Вся улица полна красивых зданий, но дом 12 по улице Седийо выделяется среди остальных.

Это еще одно здание, спроектированное Лавироттом и построенное в 1899 году. Сегодня в нем находится итальянский колледж Леонардо да Винчи.

В нем есть все характерные черты ар-нуво, которые делают его великолепным произведением искусства: вы заметите асимметричный дизайн, элегантные изгибы и использование железных перил. Украшения вокруг окон особенно роскошны.

Ар-нуво на улице Гренель
151 Rue de Grenelle – первое здание Лавиротта в стиле модерн в Париже

В нескольких минутах ходьбы от улицы Седийо находится еще одно здание в стиле модерн, которое стоит посетить.

Когда вы доберетесь до 151 Rue de Grenelle, вы увидите красивый элегантный фасад 1898 года.

Этот дом немного скромнее по сравнению с двумя другими, которые мы видели до сих пор. Вероятно, потому, что это было первое здание Лавирота в Париже. Однако вскоре после этого его стиль стал более сложным.

Ар-нуво часто называют причудливым, и если вы подойдете к деревянной и кованой входной двери этого здания, вы увидите, что она украшена двумя ящерицами на дверных ручках.

La maison des arums

Следующая остановка в этой части тура — 33 Rue du Champ de Mars.

Архитектор Октав Ракен спроектировал это великолепное здание примерно в 1900 году.

Благодаря искусно украшенному резным камнем цветочному декору оно получило прозвище «Дом лилий» (La Maison des Arums). детали этого фасада.

Париж, архитектура в стиле модерн, прогулка по улице Жана де ла Фонтена,

Вторая часть этого тура по Парижу в стиле модерн проходит в 16-м округе.

Чтобы добраться до первой остановки, вы можете воспользоваться общественным транспортом (планировщик) или пройти около 30 минут пешком от 33 Rue du Champ de Mars до 14 Rue Jean de la Fontaine.

Castel Béranger
Самое известное здание в стиле модерн Гимара

Первая остановка в этой части тура – ​​культовое здание в стиле парижского модерна под названием Castel Béranger на улице Жана де ла Фонтен, 14.

Это творение Гектора Гимара, архитектора, также известного тем, что спроектировал классическую станцию ​​парижского метро.

Построенное в 1898 году, это здание выиграло конкурс на самый красивый фасад Парижа и в настоящее время классифицируется как исторический памятник Франции.

Замок Беранже, пожалуй, самая выдающаяся его особенность, но весь фасад имеет множество украшений и деталей, на которые стоит обратить внимание.

Рю Агар и кафе Антуан

Продолжая движение, вы доберетесь до Кафе Антуан на углу Рю Агар.

Rue Agar имеет красивый жилой комплекс, спроектированный архитектором Эктором Гимаром.

В 1911 году она была названа «Современной улицей», так как дизайн в стиле модерн отражал дух времени.

На этой маленькой улочке вы заметите некоторые типичные черты ар-нуво, такие как железные балконы, изогнутые линии и элегантно украшенные двери и окна.

Кафе «Антуан» на углу улицы — еще одна настоящая жемчужина ар-нуво, созданная Гимаром.

Immeuble tremois

Продолжайте идти по улице Жана де ла Фонтена, пока не дойдете до улицы Франсуа Милле.

Там, под номером 11, вы найдете прекрасный изогнутый фасад здания Тремуа, еще одного жилого дома Гимара в стиле модерн.

Hôtel mezzara

Наша следующая остановка – еще одно творение Гимара по адресу: 60 Rue Jean de la Fontaine. Вы легко узнаете стиль Гимара, который мы видели на предыдущих остановках в этом туре.

Отель Mezzara был построен в 1910-1911 годах как семейный дом французского текстильного промышленника Поля Меццара.

Интерьер тоже очень красивый, но, к сожалению, в момент моего посещения он был закрыт. Позже я узнал, что это место обычно закрыто для публики. Вы все еще можете увидеть фотографии интерьера в Интернете.

Hôtel jassedé

Последняя остановка в этой части тура находится немного дальше по адресу 41 Rue Chardon Lagache.

Hôtel Jassedé также является зданием Гимара, но вы можете не заметить этого сразу.

Этот жилой дом 1893 года был одной из его первых работ.

Это не типичное здание в стиле модерн, хотя оно уже имеет некоторые черты, указывающие на будущий стиль архитектора, такие как асимметричный фасад.

Одной из замечательных особенностей этого здания является свобода, которую архитектор имел в игре с различными материалами, включая резной камень, керамику и кирпич.

Эта свобода является признаком постосмановской эпохи, когда парижские фасады больше не должны были поддерживать единый внешний вид.

Прямо рядом с Hôtel Jassedé вы можете увидеть Villa de la Reunion, частный дом с более типичным дизайном в стиле модерн, также работы Гимара.

Экскурсии в стиле ар-нуво по Парижу

Чтобы увидеть больше парижского модерна, вы можете отправиться на экскурсию с профессиональным гидом. Вот некоторые варианты:

Югендстиль и другие чудеса архитектуры — Этот небольшой групповой тур охватывает 8-й и 9-й округа.

Пешеходная экскурсия по Парижу в стиле модерн – это хороший вариант, если вы предпочитаете индивидуальную экскурсию.

Другие замечательные места в Европе, где можно увидеть модерн

  • Рига
  • Авейру
  • Брюссель
  • Познань
  • Прага
  • Барселона

Другие путеводители по Парижу

  • Бесплатные экскурсии по Парижу
  • Уличное искусство в Бельвиле
  • Самые популярные достопримечательности Парижа

Сохраните этот путеводитель по архитектуре в стиле модерн в Париже на Pinterest

Архитектура в стиле модерн | Nancy Tourisme

Art Nouveau Avenue Anatole France — Maison Déon

© Art Nouveau Avenue Anatole France — Maison Déon|Regine Datin

Между 1890 и 1914 годами некоторые из наиболее состоятельных жителей Нэнси, которые также были покровителями нового движения в стиле модерн, заказали городские дома, спроектированные в стиле последней «школы Нэнси». Были построены замечательные дома – некоторые вдоль железной дороги, чтобы ими лучше любовались!

Нанси и его районы в стиле модерн

Первым и лучшим примером этих домов в стиле модерн является вилла Мажорель, семейный дом, построенный художником-декоратором и промышленником Луи Мажорелем, недалеко от церкви Сакре-Кер. Внешний вид полностью отреставрирован (еще продолжаются работы по восстановлению интерьера). Вилла принадлежит музею школы Нанси.

Разработаны планы большого жилого массива Саурупт Парк. Целые улицы были выдержаны в стиле модерн, а фасады домов украшены растительными и лиственными мотивами. Предприниматели и владельцы магазинов подхватили эту тенденцию, и в начале двадцатого века район между железнодорожным вокзалом и площадью Станисласа представлял собой одну обширную строительную площадку, где банки, торговая палата, универмаги, небольшие магазины и аптеки были введены в эксплуатацию помещения в стиле модерн. .

Chambre Du Commerce

©Chambre Du Commerce |Regine Datin

Ар Нуво — Maison Dct P.jacques Avenue Foch

©Ар Нуво — Maison Dct P.jacques Avenue Foch|Regine Datin

Ар Нуво — Est Républicain

©Art Nouveau — Est Républicain|Regine Datin

Villa Majorelle

Не пропустите виллу Majorelle, которая в 2012 году была награждена французским знаком Maison des Illustres (дома, принадлежащие известным людям). Вилла Мажорель, или Вилла Джика (от инициалов жены Луи Мажореля Жанны Крец) имеет все характерные черты школы Нанси. Результатом тесного сотрудничества Sauvage и Majorelle стало идеальное сочетание элегантности и комфорта. Все витражи в доме — работа Жака Грубера, работавшего с Мажорелем с 189 г.5 и далее..

Обратите внимание на использование мотива стручка семян честности, символа успеха и процветания, на кованом изделии, сделанном в мастерской Мажореля, которое первоначально стояло в нижней части сада.

Вилла Мажорель широко освещалась в журналах о современном дизайне. Это означало серьезный разрыв с традицией и породило множество новых идей, которые затем были подхвачены архитекторами, работавшими в то время в Нанси.

©

Grainetrie Rue St Jean

©Graineterie Rue St Jean|J. Форт

Вилла Les Glycines в стиле модерн

©Вилла Les Glycines в стиле модерн|Жан Харбонвиль

Другие здания в стиле модерн

Парк Saurupt 

Программа Saurupt Park не имела большого успеха в 1900 году, и было построено только шесть домов.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *