Барокко | Wir.by
Барокко в Беларуси сближается с европейским барокко по времени, поскольку европейское барокко — это преимущественно вторая половина XVI века, и у нас уже в 80-х годах XVI века барокко сопутствует Ренессансу, переплетаются ренессансные и барочные тенденции. Прежде всего это наблюдается в латиноязычной поэзии. В это время появляется больше всего латиноязычных произведений, например, «Радзивиллиада», героический эпос Великого княжества Литовского. Следует отметить, что именно в эпоху барокко особенно отчётливо заметно противостояние двух основных традиций, связанных с нашими двумя основными конфессиями, православием и католицизмом.
Католическая культурная парадигма развивается по западноевропейской модели, и здесь большое значение имело то, что в 1570 г. была открыта Виленская иезуитская коллегия. В 1579 г. она была реорганизована в академию, а в 1580 г. король Стефан Баторий, подписав привилегию, утверждает существование этой академии юридически. Мы получаем первое высшее учебное заведение, и не нужно думать, что в ней учились только католики. Дети из православных семей также имели возможность получить высшее образование именно у иезуитов. Это было образование европейского образца, и это определило многие тенденции в развитии изящной словесности: у нас развивается утончённая поэзия — опять же, европейского образца. Но нужно помнить, что оставалось и вторая культурная парадигма, связанная с православием, и здесь нужно осознавать специфику этой парадигмы. Об этом очень хорошо писал ещё в XIX веке российский литературовед Пекарский. Он упоминал один из памятников конца XVII века, когда в Москву приехал наш Симеон Полоцкий. В этом памятнике было высказано такое предостережение: мол, приезжают к нам в Москву многие, учившиеся в Риме и Польше, и привозят с собой какие-то опасные знания, а «довольно бо есть православная вера ко спасению, и не подобает верным прельщатися чрез философию и суетную прелесть».
И, конечно, именно в этом русле мы должны рассматривать процессы, связанные с Брестской церковной унией 1596 г. Именно в эту эпоху закладывается основа той дилеммы, которую прекрасно показал Янка Купала в своих «Тутэйшых»: кто мы, русские или поляки? Часть белорусов считает себя русскими, часть — поляками. «Русские» — это православные, «поляки» — это католики. Два этих литературных и культурных течения существуют параллельно, они никак не сотрудничают и не пересекаются.
Что же такое барокко? Если Ренессанс показывал человека таким, каким он должен быть, показывал идеал, к которому надо стремиться, то барокко показывало человека таким, какой он есть — противоречивым. Барокко очень эмоционально, а когда мы в таком эмоциональном состоянии, о чем мы в первую очередь думаем? О том, что мы, к сожалению, умрём. Отсюда memento mori, «помни о смерти», этим мотивом проникнуты многие произведения эпохи барокко. Отсюда discordia concors, «сочетание несочетаемого», потому что человек такой и есть: в нем сочетаются любовь и ненависть, гнев и сострадание.
Барокко плавно переходит с XVII века в XVIII, у нас это довольно продолжительная эпоха, и в первой половине XVIII века это уже позднее барокко. Но, конечно, ещё в конце XVII века нужно отдельно выделить фигуру Симеона Полоцкого. Это был просто гениальный для своего времени человек, потому что он прижился в Московской Руси, будучи из ордена базилиан, будучи носителем той самой латинской книжности, к которой очень настороженно относились в Московской Руси. Тем не менее он не был казнён. Наоборот, он добился успеха, и благодаря Симеону Полоцкому в Московской Руси рождается настоящая, нормальная поэзия, поскольку то, что было до этого, читать невозможно — это не стихи.
Барокко в литературе чрезвычайно разнообразно. В первую очередь в нашей литературе оно многоязычно и многожанрово. В XVIII веке, во времена позднего барокко, мы наблюдаем бурное развитие всех жанров, прежде всего поэзии на разных языках. В XVIII веке существует в рукописной форме и белорусскоязычная поэзия, но рядом с этим продолжается старая традиция, связанная с польском и латиноязычной письменностью. Конечно, в связи с религиозными проблемами широко представлена полемическая литература — очень специфическая, её трудно читать современному человеку, но она много даёт историкам для понимания нашей ментальности, нашей идентичности. Именно в этой эпохе нужно искать корень нашей культурной, конфессиональной, этнической разобщённости. Представителями литературы эпохи барокко были очень разные писатели. Конечно, если это была полемическая литература — полемика между православными и униатами, между православными и католиками, — то участвовали в ней религиозные писатели, суровые священники в соответствующем облачении, и о женщинах там не могло быть и речи. А уже в XVIII веке в литературе появляются светские люди. В нашей литературе наконец появляется женщина, Франциска Урсула Радзивилл, но о ней лучше говорить уже в контексте следующей эпохи.
В литературе эпохи барокко проблематизируются многие очень важные вещи: с одной стороны, появляется понятие отщепенца, и это имеет отношение также к религиозной полемике. С другой стороны, в эпоху барокко наблюдается большой интерес к истории, и именно в это время, на рубеже Ренессанса и барокко, возникает «Хроника» Матея Стрыйковского, очень важный исторический трактат на польском языке. А уже в середине XVII века на латинском языке появляется «История Литвы» Альберта Виюк-Кояловича, ректора Виленской иезуитской академии — первая попытка историографии с позиции ВКЛ.
Петровское барокко: западный опыт на русский манер
Пока по всей стране продолжаются
грандиозные празднования 350-летнего юбилея Петра I, предлагаем проникнуться духом Петровского барокко – стиля в архитектуре, лично одобренного Великим императором и широко используемого при проектировании первых зданий в Петербурге.
Само слово «барокко» в переводе с итальянского языка означает «причудливый» или даже «странный». Торжественность формы в данном случае удачно сочетается с глубиной содержания, демонстрируя окружающий мир во всем его многообразии, целостности, но в то же время переменчивости.
Петровское барокко, которое условно можно ограничить 1697-1730 годами, — это соединение в архитектуре особенностей российского зодчества и западноевропейской школы. Какие же его отличительные черты?
Прежде всего, при всей неповторимости стиля – это простота и практичность архитектурных форм. Сооружения, как правило, имеют красно-белые фасады и плоскостный декор.
Яркий пример Петровского барокко – Петропавловский собор. Он находится в Петропавловской крепости, с которой, как считается, начинался город на Неве. Его возвели в 1712 году на месте деревянной церкви с таким же названием. Долгое время собор считался самым высоким зданием в России. Теперь это почетное звание имеет питерский «Лахта Центр», проектную-документацию по которому в свое время одобрили эксперты Главгосэкспертизы России.
Считается, что эскиз Петропавловского собора сделал сам Петр I под впечатлением от архитектурных решений, увиденных во время Великого посольства 1697-1698 годов.
Строительство Петропавловского собора началось с колокольни. Ее высота составила 122,5 м. Внешний облик самого собора довольно сильно отличается от привычных православных храмов: вытянутое в плане прямоугольное здание с весьма сдержанным убранством фасадов. В их оформлении используются только пилястры и наличники с херувимами.
Еще один собор, выполненный в духе Петровского барокко, хоть уже и после смерти Великого императора – Сампсониевский. Первоначально на его месте Петр I также заложил одноименную церковь. Ее построили в честь победы в Полтавской битве, которая пришлась на день Святого Сампсона. Перестраивать церковь в собор начали уже после смерти императора, в 1728 году, а все работы завершили спустя несколько десятилетий.
Его архитектурный ансамбль состоит из главного храма и примыкающей к нему с западной стороны трапезной с двумя приделами. С юга и севера расположены открытые галереи. Они как бы продолжают плоскость стен трапезной.
Стены собора окрашены в голубой цвет, а элементы декора, такие как пилястры, наличники и карнизы, – белоснежные. Четырехскатная крыша храма завершается восьмигранным барабаном с пятью темно-синими куполами.
Внешнее убранство Сампсониевского собора довольно скромно: фасады отделены лопатками, на наличниках окон – довольно простой рисунок. Основная часть его колокольни выполнена в европейском духе, однако здесь наблюдаются элементы и древнерусского зодчества: архаичный каменный шатер с главкой в форме луковицы и слуховыми окнами.
И, конечно, говоря о Петровском барокко, нельзя не вспомнить Меншиковский дворец – первое каменное здание Санкт-Петербурга. Его строили для первого генерал-губернатора Александра Меншикова. По задумке, здесь приближенный императора мог жить и решать служебные вопросы.
Строительство каменных палат ансамбля началось в 1710 году по проекту Джованни Марио Фонтана – итальянского архитектора, работавшего в стиле барокко.
В 1712 году Санкт-Петербург провозглашается новой столицей России. В это время Петр I решает, что центром города должен стать Васильевский остров, вследствие чего меняются замыслы относительно и Меншиковского дворца.
Изменился и главный архитектор проекта – теперь строительством руководил Иоганн Готфрид Шедель. На тот момент дворец состоял из центрального корпуса и двух флигелей. Немецкий архитектор расширил его за счет северного и западного корпусов. Уже к 1714 году большинство работ было завершено, но отделкой интерьеров занимались вплоть до 1727 года. Фасады дворца были декорированы пилястрами с резными капителями, междуэтажными тягами и оконными наличниками, украшенными довольно простым рисунком.
После ссылки Меншикова дворец перешел в государственную казну, и там разместился Сухопутный шляхетский корпус. Здание снова подвергли перестройке. Изначальный облик ему вернули лишь в ходе масштабных реставрационных работ 70-80-х годов XX века.
После смерти Великого императора Петровское барокко было популярно еще какое-то время, а затем уступило место другому направлению. Но оно до сих пор продолжает свою «жизнь» в именитых постройках Санкт-Петербурга. Помимо вышеупомянутых сооружений, к нему с уверенностью можно отнести Здание Двенадцати коллегий, Палаты Кикина, Кунтскамеру и другие. Петровское барокко – это поистине уникальный стиль, который сочетает в себе лучшие практики западного зодчества и национальные черты.
*Информация подготовлена на основе открытых источников.
Фото: Петр Ковалев/ТАСС
Следите за нами в
ВКонтакте ,
Одноклассники ,
Дзен и
Telegram
Подписаться на рассылку
определение барокко в The Free Dictionary
бар·рок
(bə-rōk′)прил.
1. также Барокко Относящийся к стилю в искусстве и архитектуре, развивавшемуся в Европе с начала 17 до середины 18 века, или характерный для него, подчеркивающий драматический, часто натянутый эффект и типичный для смелого, изогнутого формы, сложный орнамент и общий баланс разрозненных частей.
2. также Барокко Музыка Относящаяся к стилю композиции, который процветал в Европе примерно с 1600 по 1750 год, характерный для него, отличающийся выразительным диссонансом и сложным орнаментом.
3. Экстравагантные, сложные или причудливые, особенно в орнаментах: «барочный, закодированный язык постструктурной юридической и литературной теории» (Венди Каминер).
4. Неправильная форма: барочный жемчуг.
н. также Барокко
Стиль или период барокко в искусстве, архитектуре или музыке.
[франц., от итальянского barocco, несовершенная жемчужина и от португальского barroco.]
барочность сущ.
Словарь английского языка American Heritage®, пятое издание. Авторские права © 2016, издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.
барокко
(bəˈrɒk; bəˈrəʊk)n ( часто заглавная )
1. (Архитектура) стиль архитектуры и декоративно-прикладного искусства, который процветал повсюду Европа конца 16-начала 18 века характеризуется обширным орнаментом
2. (Классическая музыка) музыкальный стиль XVII века, характеризующийся широким использованием тщательного баса и орнаментации0007
прил
4. (Исторические термины), обозначающие барокко, принадлежащие ему или относящиеся к нему
5. (Ювелирные изделия) (из жемчуга) неправильной формы
[C18: с французского, с португальского barroco жемчужина грубой или неправильной формы]
Collins English Dictionary – Complete and Unabridged, 12th Edition 2014 © HarperCollins Publishers 1991, 1994, 1998, 2000, 2003, 2006, 2007, 2009, 20 11, 2014
барокк
(bəˈroʊk) прил.
1. ( часто заглавная ) или обозначающий стиль архитектуры и искусства с начала 17 до середины 18 века, характеризующийся криволинейными формами, пышным декором, формами, напоминающими движение, и драматическим эффектом.
2. ( иногда кап. ) музыкального периода после эпохи Возрождения, простирающегося примерно с 1600 по 1750 год или относящегося к нему.
4. неправильной формы: барочный жемчуг.
н.5. ( часто кап. ) стиль или период барокко.
6. жемчужина неправильной формы.
[1755–65; < французский < португальский barroco, barroca жемчуг неправильной формы (неясного происхождения)]
Random House Словарь Kernerman Webster’s College Dictionary, © 2010 K Dictionaries Ltd. Copyright 2005, 1997, 1991 Random House, Inc. Все права защищены.
барокко богато украшенная форма искусства или орнамента. — барокко, прил.
-Ологи и -Измы. Copyright 2008 The Gale Group, Inc. Все права защищены.
барокко
1. Музыкальный стиль, характеризующийся орнаментом и использованием контрапункта. Эпоха барокко длилась около 150 лет, начиная с 1600 года с первыми попытками оперы и заканчивая в 1750 году смертью ее великого мастера Иоганна Себастьяна Баха.
2. Европейская мебель семнадцатого и начала восемнадцатого веков с тщательно продуманным орнаментом, важной особенностью которой являются широкие изгибы.
Словарь незнакомых слов Diagram Group Copyright © 2008 by Diagram Visual Information Limited
ТезаурусАнтонимыРодственные словаСинонимы Легенда:
Перейти к новому тезаурусу
1. | Барокко — исторический период примерно с 1600 по 1750 год, когда стиль барокко в искусстве, архитектуре и музыке процветал в Европе.![]() Эпоха барокко, период барокко 09 барокко — сложный и обширный орнамент в декоративно-прикладном искусстве и архитектуре, получивших расцвет в Европе в 17 в. барокко художественный стиль, идиома — стиль определенного художника или школы или направления; «образная оркестровая идиома» | |
Корр. | 1. | барокко — имеющие сложную симметричную орнаментацию; «здание… безумно барочное» — Уильям Дин Хауэллс churrigueresco, churrigueresque причудливое — не простое; декоративные или орнаментированные; «причудливый почерк»; «маскарадная одежда» |
2. | Барокко — относящийся к искусно орнаментированному стилю архитектуры, искусства и музыки, популярному в Европе между 1600 и 1750 годами, или относящийся к нему, или характерный для него.0175 |
Основано на WordNet 3.0, коллекции клипартов Farlex. © 2003-2012 Принстонский университет, Farlex Inc. 09 переукрашенный Это была барочная фигура, одетая в театральную, но элегантную одежду.
Тезаурус английского языка Коллинза — полное и полное, 2-е издание. 2002 © HarperCollins Publishers 1995, 2002
барокко
прилагательноеТезаурус Роже «Американское наследие®». Авторские права © 2013, 2014, издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.
Что означает барокко? | National Trust
- Эксперт курирует
Барокко, зародившееся в Риме, было культурным движением в Европе на протяжении 17 века. Как и в случае с большинством движений, его точную продолжительность трудно определить, и она была классифицирована только более поздними критиками. Узнайте, как определить стиль барокко во многих видах искусства, включая живопись, скульптуру, архитектуру, музыку, литературу и театр.
Театральный стиль
На протяжении XVII века искусство барокко воздействовало на чувства и поражало зрителей характерными театральными линиями, массой материалов и яркими красками. Его чувственную привлекательность можно увидеть в искусстве, архитектуре, театре и музыке по всей Европе того времени, и сегодня в Британии существует множество ярких примеров.
Скульптура Бернини «Аполлон и Дафна», «Бранденбургские концерты» Баха и библиотека «Камера Рэдклиффа» в самом сердце Оксфорда — все это примеры драматического преувеличения, усиленного движения и сильного тонального контраста, которые способствуют культовой театральности этого движения.
Искусство
Искусство барокко доминировало в изобразительной культуре 17 века. Зародившись в Риме, он распространился по Европе с помощью участников Гранд-тура.
Исследуя многие из тех же аллегорических тем, что и эпоха Возрождения, искусство барокко отличается от своего предшественника преувеличением, богатством и театральностью. Искусство барокко показное, с драматическими линиями и обильным богатым материалом.
Английское барокко
Стиль барокко оказал сильное влияние на британское искусство, архитектуру и культуру. Однако преувеличенные формы итальянского барокко часто оказывались слишком показными для сдержанного вкуса британцев.
К концу XVII века начал развиваться более утонченный жанр, известный как английское барокко. Характерный для Британии стиль был гораздо более сдержанным, чем его итальянский аналог, и сохранял классический сдержанный стиль.
Английское барокко в архитектуре
Английское барокко наиболее заметно в архитектуре, где оно было популяризировано сэром Кристофером Реном после Великого лондонского пожара. Хотя английский стиль барокко был намного проще, чем архитектура континентального барокко, он был столь же тяжелым, чувственным и декоративным.
Сэр Джон Ванбру был движущей силой архитектуры английского барокко, и спроектированный им зал Ситон-Делаваль является изысканным образцом этого стиля.
Beningbrough Hall
В 1700 году Джон Буршье унаследовал поместье Бенингбро в Северном Йоркшире, а в 1704 году он отправился в большое турне по Европе, проведя почти два года в Италии. Вдохновленный архитектурным стилем итальянского барокко, который он видел за границей, Джон спроектировал и построил нынешний зал по возвращении с Уильямом Торнтоном в качестве его главного мастера. Торнтон отвечал за главную консольную лестницу и прекрасную резьбу по дереву в холле. Построенный в 1716 году, зал гордится тем, что ему более 300 лет.
1 из 3
Надежный источник
Это статья из надежного источника, созданная в сотрудничестве с Оксфордским университетом. Эта статья содержит вклад Кристофера Анселла. Кристофер — куратор и теоретик искусства, проявляющий особый интерес к современным подходам к экспонированию исторического искусства с 15 по 18 века.
Архитектура
Откройте для себя архитектуру Национального треста, от голубятни до особняков.
Подробнее об архитектуре
Центр междисциплинарных исследовательских проектов и исследований в Оксфордском университете
Посетите веб-сайт
Статья
Статья
Что такое статьи из надежных источников?
Узнайте больше о наших статьях из надежных источников, которые были созданы в сотрудничестве с Оксфордским университетом, и изучите темы, связанные с особыми местами, находящимися под нашей опекой.
Артикул
Артикул
Что такое готика?
Узнайте, как стало популярным в 18-м и 19-м веках стилизовать литературу, архитектуру, искусство, музыку и многое другое после особенностей периода поздней средневековой готики.
Артикул
Артикул
Чем заняться в зале Ситон-Делаваль
Откройте для себя многовековую историю и историю ярких и театральных «геев Делавалей» в потрясающих зданиях архитектора сэра Джона Ванбру в зале Ситон-Делаваль. Откройте для себя драматические шрамы от жестоких пожаров, которые чуть не обрекли его на гибель 200 лет назад, и посмотрите, как творчество и озорство снова вернулись в этот загородный дом.
Артикул
Артикул
Что такое романтизм?
Узнайте, как романтическое движение, возглавляемое такими поэтами и художниками, как Байрон и Дж.М.У. Тернер порвал с учением Просвещения, чтобы превознести эмоциональную чувствительность над разумом.
Артикул
Артикул
Что такое палладианство?
Узнайте, как палладианство объединило классически симметричные экстерьеры с роскошными интерьерами и завоевало огромную популярность среди известных архитекторов Англии в 18 веке.