Что такое русское барокко? — Нож

Учебники по истории искусства относят стиль барокко к XVII–XVIII векам. Легко и удобно считать барокко историческим стилем Контрреформации, и строить хронологию на этом основании. Контрреформация связана с Тридентским собором (1545–1563), барокко — с работами Джованни Лоренцо Бернини (1589–1680) и Франческо Борромини (1599–1667), «Экстазом святой Терезы», римскими фонтанами и живописью Рубенса. Барокко — реакция на Реформацию: многоцветное, пышное, чувственное католическое искусство противостояло колористической аскезе и иконоборчеству протестантства.

Фонтан Четырех рек на Пьяцца Навона в Риме, архитектор — Джованни Лоренцо Бернини

Современный зритель уже вряд ли почувствует сильный контраст между барокко и классицизмом: и то и другое сейчас видится некой переработкой античности и логичным продолжением Ренессанса. Но люди XIX и даже XX века видели барокко иначе.

Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет писал про XIX век:

«Барокко внушало ужас; оно представлялось царством беспорядка и дурного вкуса».

Даже такого крупного художника, как Караваджо, «вернули» в историю искусства лишь в первой половине XX века, а в XIX столетии он считался чрезмерно «реалистичным».

«Беспорядок и дурновкусие» барокко можно определить так: во всем немножко перебор — всё дорого-богато и зачастую театрально.

С барокко в живопись и скульптуру пришли сильные живые эмоции. И еще барокко — это, конечно, театр. Можно сказать, что театр в современном виде появился именно в эпоху барокко, тяготевшую к синтезу пластического и изобразительного, к телесности и артистизму.

Первый общедоступный оперный театр открылся в Венеции в 1637 году, а затем, в XVI–XVII, в Европе начался расцвет театральной культуры.

Словом, европейское барокко было мощным культурным импульсом, который в разных сферах проявлялся по-разному: от игривых мраморных завитушек до шедевров мировой драматургии и новаторских живописных приемов, к которым позже обращались художники эпохи модернизма. Не случайно XVII век называют «веком гениев».

Джованни Лоренцо Бернини, «Проклятая душа» (1619)Джованни Лоренцо Бернини, «Аполлон и Дафна» (1622–1625)

В то же время Ортега-и-Гассет считал идею барокко как художественного стиля, свойственного определенной эпохе, слишком плоской. Вместо этого философ утверждал, что барочность проявляется в искусстве самых разных времен и что ее можно прочувствовать в каждом отдельном произведении. Например, барочными Ортега-и-Гассет считал романы Федора Достоевского. Вот что он писал про «Идиота»:

«Достоевскому важно создать в замкнутом романном пространстве истинный динамизм, систему душераздирающих страстей, бурный круговорот человеческих душ. Прочитайте „Идиота“. Там появляется некий молодой человек, приехавший из Швейцарии, где он с самого детства жил в санатории. Приступ детского слабоумия начисто изгладил всё из его памяти. <…> Всё это не слишком убедительно, но нужно Достоевскому как отправная точка: с психологическим правдоподобием покончено, и в свои права вступает муза великого славянина».

Описывая свои ощущения от романа «великого славянина» XIX века, Ортега-и-Гассет в определенный момент переключается на живопись начала Нового времени:

«Стиль Достоевского характерен именно тем, что не дает читателям долго созерцать материал, которым он пользовался, и оставляет их наедине с чистым динамизмом. <…> Поэтому самым точным определением романа Достоевского был бы нарисованный в воздухе одним взмахом руки эллипс. А разве не таковы некоторые картины Тинторетто? А в особенности весь Эль Греко?»

Многие европейские специалисты долгое время считали стиль барокко упадническим и диким. Потом (к концу XIX — началу XX века) барокко «реабилитировали», и распространенным стало мнение, что это не «дегенеративный» стиль, свойственный одной из эпох, а широкое культурное явление, не ограниченное XVII–XVIII веками. И основные черты этого явления — изменчивость, динамизм, импульсивность, подвижность и пластическая выразительность, а не склонность к материальной роскоши.

В городе Тотьма (чуть больше двухсот километров от Вологды) в XVIII веке появилось и развивалось так называемое тотемское барокко, или «русский стиль больших открытий».

Этот стиль отличается декоративными картушами (клеймами), которые своей выпуклостью и причудливыми формами напоминают «оригинальное» барокко. Во второй половине XVIII века больше половины русских торговых экспедиций, отправившихся в Северную Америку, были именно из Тотьмы. По реке Сухоне (впадает в Северную Двину) торговые суда выходили в Белое море. Первые русские поселения в Америке основал купец из Тотьмы Григорий Шелихов, а позднее Иван Кусков (тоже тотемский купец) основал знаменитый Форт-Росс в Калифорнии.

В Тотьме росло купеческое сословие. Семьи купцов строили церкви, демонстрируя успешность своего дела, соревнуясь в богатстве и искусности отделки. Картуши тотемского барокко — часть кладки, то есть декоративный элемент не «прилеплен» сверху.

Тотемское барокко пока не осмысленно настолько глубоко, как европейское. Выделить тотемскую архитектуру в отдельное течение, которое можно считать относящимся к барокко, предложил в XX веке искусствовед Прокопий Тельтевский (1915–2002), сам уроженец Севера из Великого Устюга. Он посвятил докторскую диссертацию проблемам барокко в русском искусстве.

Формально тотемское барокко не очень похоже на стиль Бернини и Борромини. Есть барочный маркер — картуши — и социо-культурный импульс: социальные подвижки, связанные с перераспределением капитала (и появлением его «излишков»), открытием и освоением мира. Тотемское барокко — стиль «русского открытия Америки». Всё это черты Нового времени, и в этом смысле барокко связано не столько с католической церковью, сколько со стыком «старого» порядка с новым.

Владислав Дегтярев в книге «Барокко как связь и разрыв» отмечает, что чувство истории, как и ностальгия, закрепилось в культуре в XIX веке (вероятно, за ностальгию надо сказать спасибо влиянию романтизма). Барокко же чужд любой историзм — это дерзкий оптимистичный стиль, служащий делу освоения и формирования нового.

Дегтярев пишет:

«В рассуждениях о барокко постоянно возникают мотивы неправильности (пресловутая „жемчужина неправильной формы“) и, что гораздо важнее, неустойчивости, нестабильности самого мироустройства. <…> Любой текст, любое изображение, принадлежащее эпохе барокко, настаивают на том, что ничто не застыло на веки вечные. Недаром скульптурная группа Джанлоренцо Бернини „Аполлон и Дафна“ стала для нас центральным произведением барочного стиля».

Если говорить о барочной иллюзорности и метаморфозах, можно вспомнить сравнение тотемских церквей с кораблями — понятный образ в контексте морской торговли.

Что касается московского барокко и его подвидов, то с ним всё очень неоднозначно — этот стиль относят к барокко очень условно. Искусствовед Ирина Бусева-Давыдова отмечала, что искусство русского XVII века (времена расцвета европейского барокко) настолько своеобразно, что его сложно связать как с предшествующими стилями, так и с последующими.

«Некоторые исследователи считали русское искусство XVII века одним из этапов развития художественной культуры Средневековья, — писала Бусева-Давыдова. — Другие доказывали его принадлежность к общеевропейской линии эволюции художественных стилей, отождествляя его с барокко, Ренессансом или маньеризмом».

В российской традиции также бытовало мнение, что русское искусство XVII века — аналог европейской «интернациональной готики», которая процветала там несколькими веками раньше. Как бы то ни было, русскую изобразительную традицию «барочного» XVII века сегодня принято трактовать как заключительный этап древнерусского искусства. Подобную концепцию поддерживают проекты вроде выставки русского искусства XVII века в Русском музее, которую кураторы назвали «Осень русского Средневековья». Также, как и европейское барокко, русское искусство XVII века долго было принято считать «упадническим» — не случайно у термина «обмирщение иконы», применяемого к иконописи этого периода, такой негативный флер.

В XVII веке в России появляются «парсуны» — светские портреты с элементами иконописной традиции, а иконопись, наоборот, становится декоративнее, чаще встречается моделировка ликов световыми пятнами. Впрочем, даже заимствуя композиции у западных мастеров через гравюры, русские мастера продолжали следовать византийскому иконописному канону. Изменения происходили постепенно, визуально-пластической разнузданности, как у Бернини, на Руси не встречалось.

Симон Ушаков, «Тайная вечеря» (1685)

В общем, формально русское искусство XVII века не вписывается в исторический европейский стиль барокко. Но что касается проявлений барочности, о которой писал Ортега-и-Гассет, или отсутствия разницы между техническим устройством и риторическим приемом, о которой упоминал Дегтярев, русское искусство XVII века отлично ложится в общеевропейский контекст. Исторических перипетий и социальных контрастов у нас было достаточно: Смута, интервенция, династический кризис, череда восстаний. Мощные социальные подвижки, изменение старого порядка, освоение мира и «обмирщение» культуры — те же «барочные» предпосылки, что и в Европе.

Не удивительно, что на этом фоне так же, как и в Европе, возникло причудливое и самобытное культурное явление, с гордостью демонстрирующее новшества.

Для нарышкинского стиля (или, как его еще называют, «нарышкинского барокко») характерны центрические храмы в несколько ярусов с насыщенным декором, благодаря которому у зрителя возникает ощущение динамики и напряжения. Здесь нет признаков барокко как западноевропейского исторического стиля, но есть барочность.Церковь Покрова Богоматери в Филях — образец «нарышкинского барокко»

Нарышкинское барокко — самый известный из подвидов московского барокко, в рамках которого выделяются также строгановское и голицынское. Также существует отдельное «казанское барокко». Нарышкинское барокко называется по фамилии заказчиков из боярского рода Нарышкиных, которые ориентировались на Европу. Большое влияние оказала польская культура, благодаря чему церкви на Руси стали наряднее, «живописнее» и приобрела популярность шатровая архитектура.

Живописность — еще одна черта барокко в широком смысле этого слова. Искусствовед Нина Дмитриева в очерках по истории искусства писала, что барочная природа скульптур Бернини — в желании сделать скульптуру живописью (например, он создает облака из мрамора так, будто они написаны на картине, а не как скульптурную форму — в любую другую эпоху, вероятно, подобная иллюзорность была бы странной). То же самое можно сказать об узорчатых памятниках нарышкинского стиля — они намеренно лишены средневековой лаконичности в пользу живописности. Избыточность и характерное ощущение, будто заказчику или архитектору изменил вкус, также можно считать признаками барокко — не зря оно долго считалось «диким» стилем.

Наталья Нарышкина стала матерью Петра I, а тот привез в Россию другое, еще более «западное» барокко.

С первого русского императора история барокко в России начинается заново. Этот стиль больше не служил отражением некой внутренней жизни, поскольку Петр хотел наверстать все европейские архитектурные новшества, которые Россия успела «пропустить».

Практически одновременно, смешиваясь друг с другом, в Россию приходят неоклассицизм, рококо и многие барочные направления. То, что называют «елизаветинским барокко» — стиль, в котором построен Зимний дворец в Петербурге, — вернее будет назвать «растреллиевским стилем».

Если вы посмотрите на план Зимнего дворца или прогуляетесь по его залам, вы заметите, что там строгие анфилады и всё подчинено правилам симметрии, нигде нет барочных изгибов. Искусствовед Борис Виппер в сборнике статей «Архитектура русского барокко» так писал о «елизаветинском барокко»:

«Склонность архитектора к богатой полихромии, позолоте, растительному орнаменту <…> самая цветистость и узорчатость — всё это красноречиво свидетельствует о том, как глубоко Растрелли впитал в себя своеобразие русского народного творчества».

В традиционном смысле «елизаветинское барокко» — не барокко. Это гибрид, который был основательно сдобрен золотом и распространен по всей территории Российской империи. Владислав Дегтярев в своем исследовании обращает внимание на то, что главная страсть барокко — удивление. В 2019 году в венском Музее истории искусств прошла выставка произведений Караваджо и Бернини. Экспозиция делилась на разделы, посвященные чувствам и эмоциям.

Стремление к синтетическому искусству и желание удивить — вполне в духе елизаветинского барокко и русского барокко в целом. Золото и пышность до сих пор очень впечатляют некоторых наших сограждан. Например, в доме задержанного главы ГИБДД по Ставрополью был обнаружен золотой унитаз и характерные «барочные» завитушки на лестницах, дверях и мебели. Чем не «новое русское» барокко? Вульгарное и дикое, оно, как и положено барокко, удивляет, вызывает противоречивые чувства и оставляет впечатление театральной постановки.

В современном мире едва ли возможно представить появление стиля, который был бы столь же экспансивным, самоуверенным и при этом обаятельным и непосредственным, как барокко. Слишком многие вещи, видевшиеся людям эпохи барокко цельными, нашим современникам представляются далекими друг от друга. Владислав Дегтярев напоминает о барочной науке — и это «не Галилей и Лейбниц, а полая Земля и драконы». Отсутствие четкой границы между иллюзией и реальностью, вера в то, что всё вокруг — одна сплошная иллюзия и готовность менять ее своими руками — всё это и есть барочность. Впрочем, такое мировосприятие порой встречается и вне конкретного исторического стиля, известного нам как барокко.

5 причин обратиться к барокко

Барокко  — художественный стиль, преобладающий с конца XVI до середины XVIII вв. в искусстве Европы включая музыку, живопись, архитектуру и даже моду. Стиль барокко — пышный, роскошный, яркий, даже несколько театральный. Он наложил отпечаток на все дальнейшее искусство, к нему неоднократно возвращались мастера других эпох.
Вот и сегодня существует большое количество любителей старинной музыки и в целом этого высокопарного стиля. Организаторы конкурса «Дети играют старинную музыку» явно относятся к этой категории, ведь они проводят его уже в пятый раз!   Сеть магазинов «Свет и Музыка» в этом году поддержала их начинание.
Открытие конкурса состоялось 18 июня в старинном дворце усадьбы Останкино, в его знаменитом Шереметьевском театре, роскошь которого поражает и сейчас. Концерт барочного консорта Tempo Restauro  стал великолепной прелюдией в конкурсу. Перед концертом опытные музыканты провели для участников конкурса открытый мастер-класс «Барочная интерпретация», а музей открыл детям в виде исключения уже закрытые на реставрацию залы. Открывая конкурс, Генеральный директор  компании «Арт-Центр», издатель газеты «Музыкальный Клондайк» Елена Виленовна Лащенко напутствовала детей и пожелала им удачи. Затем на старинной сцене Останкинского Дворца-театра участники барочного консорта Tempo Restauro под руководством Марии Максимчук представили гениальную барочную музыку. Солисты Сергей Власов, Ольга Луцив-Терновская, Наталья Владимирская, и музыканты барочного консорта, исполнили произведения Баха, Порпоры, Перселла, Вивальди – отличный пример для участников конкурса. Фрагмент концерта  можно посмотреть здесь.  

Более 60 юных музыкантов приняли участие в конкурсе. С огромным вдохновением и трепетом они исполняли произведения старых мастеров. Особенно помогала в этом потрясающая обстановка театральной сцены Останкинского дворца. Здесь все дышит подлинностью: хрустальные люстры, настенная и потолочная роспись, полы и колонны, потрясающая акустика и великолепные инструменты. Выступление в таком зале – уже огромная награда для любого музыканта. По итогам конкурса «Дети играют старинную музыку» девять исполнителей стали обладателями высших наград в своих категориях и получили пышные хрустальные кубки в стиле эпохи барокко. Все участники музыкальной программы получили подарки, в том числе и фирменные нотные тетради от сети магазинов «Свет и Музыка».

Ну а если Вы до сих пор считали барокко, чем-то отжившим и неактуальным, то вот 5 причин, по которым стоит присмотреться к этому стилю:
• Стиль барокко вполне современен, поскольку это стиль богатства, богатства, которое не прячут, роскоши, которой не стесняются. Больше золота и больше красок!
• Стиль  барокко моден: пышные рукава и не менее пышные юбки, кружева, банты, рюши, драпировки – всё это явный признак одежды в стиле барокко. Украшения с огромными камнями, муфты, веера – это всё также заимствовано из стиля барокко
• Считается, что музыка в стиле барокко благотворно влияет на организм, она мобилизует механизмы памяти, улучшает обучаемость и запоминание иностранных слов, стихов. В частности мелодии Баха, Генделя улучшают логическое мышление и повышают математические способности. Музыка Корелли, Вивальди настраивает сердце на правильный ритм, а вот прелюдии и фуги Баха Соль диез минор помогают избавиться от камней в жёлчном пузыре и излечивают воспаление поджелудочной железы.
• Созерцание картин в стиле барокко – настраивает на финансовое благополучие.
• Барочная литература развивает образное мышление и  фантазию.

Драматический, эмоциональный и витиеватый стиль 17-го века • Образ жизни кинопроизводства

Искусство барокко — это стиль искусства, возникший в Европе в 17-м веке.

Он характеризовался драматическим использованием цвета, света и тени, а также использованием декоративных украшений.

Термин «барокко» происходит от португальского слова «barroco», что означает «жемчужина неправильной формы».

Термин «барокко» впервые был использован для описания определенного периода в истории европейского искусства французским искусствоведом Клеманом Бордо в 1802 году.

Он использовал его для описания произведений таких художников, как Караваджо (1571–1610), Бернини (1598–1680) и Рубенс (1577–1640).

Известные художники эпохи барокко

  • Караваджо,
  • Питер Пауль Рубенс,
  • Джан Лоренцо Бернини.

Влиятельные произведения искусства барокко

  • Призвание святого Матфея (1602),
  • Обращение святого Павла (1630 г.),
  • Давид (1701-04).

Влияние искусства барокко

  • Распространение католических идей.
  • Выражение эмоций.
  • Совершенствование художественных техник.

Искусство барокко в 21 веке

Искусство барокко по-прежнему широко ценится в 21 веке.

Популярность стиля возросла за последние несколько десятилетий, и многие художники и коллекционеры ищут его.

Искусство барокко можно найти в галереях, музеях и частных коллекциях по всему миру.

Интернет также способствовал растущему интересу к искусству барокко, предоставив платформу для людей, которые любят этот период истории, чтобы поделиться своей страстью с другими через блоги или сайты социальных сетей, таких как Facebook или Instagram (где есть много примеров картин в стиле барокко). .

Современные интерпретации искусства барокко

Современный художник Дэмиен Херст, известный своими спорными и часто шокирующими работами, в 2014 году создал серию картин, вдохновленных периодом барокко.

Его картины часто бывают крупномасштабными и изображают различные предметы, включая животных, цветы и человеческие фигуры.

На одной из картин под названием «Золотой теленок» Херст изображает золотую статую быка размером со слона с широко расставленными ногами, держащего над головой меньшего быка, словно подношение некоему невидимому богу или божеству.


В дополнение к интерпретациям искусства барокко этими современными художниками в Интернете также доступны цифровые версии, которые позволяют зрителям взаимодействовать с ними на своих компьютерах или мобильных устройствах (например, сенсорных экранах).

Доступ к этим цифровым изображениям можно получить через веб-сайты, такие как Google Art Project или Wikiart, где пользователи могут увеличить определенные части каждой картины, прежде чем щелкнуть другое миниатюрное изображение, которое вызовет другой раздел в той же работе;

этот процесс продолжается до тех пор, пока каждая деталь не будет рассмотрена со всех возможных сторон!

Где найти искусство барокко

Период барокко длился примерно с 1600 по 1750 год и характеризовался усилением драмы, эмоций и движения в искусстве.

Этот стиль начал формироваться в эпоху Возрождения, но по-настоящему закрепился в этот период, когда художники начали раздвигать границы того, что можно было сделать с помощью своих средств.

В результате получилось много красивых работ, которые можно увидеть и сегодня!

Сохранение искусства барокко

Сохранение искусства барокко – сложный и многогранный процесс.

Существует множество различных типов произведений искусства, каждое из которых имеет свой уникальный набор задач и требований.

Реставраторы должны учитывать материалы, использованные для создания объекта, его историю и происхождение (откуда он поступил), как он был сделан, как он использовался его первоначальным владельцем (владельцами), а также другие факторы при определении того, какие этапы необходимо принять на консервационные работы.

Мероприятия по консервации делятся на две основные категории: лечение и реставрация.

Обработка включает в себя очистку или ремонт поврежденных работ, чтобы их можно было безопасно выставлять на обозрение, не повреждая их в дальнейшем; это может включать удаление грязи или копоти с поверхностей с помощью растворителей, таких как вода или спирты (такие как этанол).

Реставрация включает в себя изменение внешнего вида произведения искусства, чтобы сделать его более похожим на то, каким оно было при первом создании; эти изменения могут включать удаление более поздних дополнений, таких как слои краски, добавленные после завершения художниками, которые не были частью первоначальной творческой группы, работающей над вводом в эксплуатацию таких произведений, как фрески или фрески.

Похожие сообщения

6 Характеристики художественного стиля Караваджо

Караваджо Погребение Христа

Художественный стиль Караваджо завораживает зрителя и заставляет почувствовать себя частью его искусства. Возможно, один из величайших художников всех времен, он действительно мастер своего дела. Шесть характеристик, приведенных ниже, помогут вам лучше понять и легко идентифицировать его прекрасную работу.

  1. Обычные повседневные люди в качестве моделей
  2. Религиозное искусство, которое достижимо
  3. Сильные диагонали
  4. Светлые и темные тени
  5. Натуральные, землистые тона
  6. Эмоции!

Если вы хотите увидеть характеристики художественного стиля Караваджо в применении к одному из его произведений, посмотрите мой анализ Погребение Христа , который начинается примерно на 7:16 этого видео:

В среднем, каждый день люди как модели

Караваджо использует обычных людей в качестве моделей для своих работ. Это было новым и необычным в то время. В эпоху Возрождения (период, предшествовавший искусству барокко и Караваджо) Рафаэль, известный художник эпохи Возрождения, использовал несколько моделей для изображения идеальной женщины. В то время также было распространено использование очень красивых моделей.

(Чтобы увидеть, как Барокко и Караваджо вписываются в хронологию западного искусства, вы можете скачать мою хронологию здесь.)

Итак, Караваджо полностью переворачивает эту идею с ног на голову. Он использует модели, взятые с улиц, грязные, загорелые, без обуви и с залысинами. Это придает его искусству более естественный и реалистичный вид. Зритель может легче общаться с людьми в своих работах.

Религиозное искусство, которое достижимо

Второе, что делает Караваджо в своем художественном стиле, — он сводит возвышенное религиозное содержание того времени к более простой человеческой драме. Он берет великие события из Библии, которые произошли в жизни Христа, и опускает их до нашего уровня. Почитаемые персонажи Библии изображены скорее как те, кого вы могли бы узнать. Таким образом, Караваджо относится к нам и является частью его искусства.

Прочные диагонали

Третье, что делает Караваджо, — создает невероятно прочные диагонали. Диагонали были важным аспектом искусства барокко, поскольку они добавляли энергии и динамизма искусству. Они также помогают направить ваш взгляд к фокусным точкам произведения. Караваджо часто играет со светом, чтобы выявить эти диагонали, которые могут быть незаметны, но определенно ощутимы средним зрителем. Что подводит меня к следующей характеристике Караваджо.

Свет и тьма Освещение

Четвертая характеристика художественного стиля Караваджо — использование света и тьмы. Он мастер манипулирования светом. Его освещение помогает добавить драматизма, интенсивности и энергии произведению. Подобно тому, как он использует диагонали, а они часто идут рука об руку, его освещение привлекает ваше внимание к фокусным точкам произведения. Многие его источники света на самом деле исходят из одного места, а это означает, что это больше похоже на сценическое освещение, которое направляет ваш взгляд в центр или в фокус.

Естественные землистые тона

Пятое, что делает Караваджо в своих работах, это использование большого количества естественных, землистых цветов. К ним относятся зеленые, золотые, красные и коричневые цвета, очень похожие на венецианский ренессанс. Эти цвета более доступны и узнаваемы. Помните, что Караваджо исходит из искусства эпохи Возрождения и маньеризма, в котором много пастельных тонов, из-за чего искусство кажется потусторонним.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *