Стиль барокко в архитектуре разных стран.

Барокко в архитектуре занял  период примерно в 200 лет  и покорил страны Европы, Америки. Этот стиль, помимо архитектуры, охватил с XVI по XVIII века все виды искусства, особенно ярко он отразился в театре и живописи.

Корни барокко можно отследить в эпохе Возрождения. Первым величественным ансамблем стал двор Бельведер в Ватикане Браманте. Он был выстроен в едином стиле, в котором были выполнены различные здания: античные скульптуры, библиотека, регулярный сад и театр. Можно сказать, что это прототип барокко в архитектуре, так как сами формы уравновешенные и спокойные.

Вилла Джулия для понтифика Юлия III была выполнена архитектором Виньола со всеми чертами и элементами, присущими этому стилю. Уже в более поздних произведениях Микеланджело исследователи отмечают эмоциональную насыщенность, напряженность и гигантские размеры, созданные  зодчим и характеризующие стиль барокко в архитектуре. Он выражает  мощь и богатство, ведь не зря в переводе это слово означает некую распущенность, порочность и склонность к излишествам. Центром этой культуры была Италия.

Маньеризм оставил свой вклад в стиле барокко в архитектуре. Мастера этого направления, несмотря на все его капризы и недостатки, подхватили основные тенденции, присущие данному стилю, передав их архитекторам  так называемого, раннего барокко: Доменико Фонтана, Карло Модерна и Джакомо Порта. Именно в те времена потребности общества нашли свое отражение в величественных городских дворцах,  монастырях, загородных виллах с барочными садами и дворцами. Фасад Римской церкви Иль Джезу становится образом, который поддерживается в строительстве большинства  церквей не только Италии, но и Франции, Белоруссии, Украины и др.

Стиль барокко в архитектуре в эпоху маньеризма унаследовал влечение ко всему поразительному, удивительному и необычному. Особенно это отражается в ландшафтах  парков  и садов. Необычные сооружения, такие как  театр под открытым небом, гигантская скульптура или гротескная гигантская маска, поражают своими необычными и экзотическими деталями. Этот период  характеризуется созданием кабинетов с первыми музейными композициями и коллекциями. Также отслеживается возникновение оранжерей с заморскими растениями, необычными коллекциями минералов и гравюр.

Следующее поколение отмечено непревзойденным виртуозом Борромини – удивительным проектировщиком, чертежником и строителем. Он смело отошел от классических канонов, прежних правил и авторитетных решений. Он строит невиданной сложности здания и, скорее, является наследником Микеланджело, нежели Бернини или Кортона.

Хочется отметить и такого мастера барокко в архитектуре, как Ювар. Он усиливает выразительность  дворцов ризалитами, диагональными построениями, играет различными объемами. В его период декор более сдержанный, наполненный колоннами, пилястрами и рустами, которые имеют отражение и в классицизме, но они сохраняют красоту, величие и разнообразие в стиле  барокко. Шедевры  Ювары – это необычайно выразительные силуэты замка Ступиниджи, королевского Мадридского дворца и базилики Суперга.

Русское барокко в архитектуре отразило укрепление и рост дворянской монархии и пришлось на 1-ю пол. XVIII века . У него появился ряд национальных особенностей. Русское барокко отличалось от яркого итальянского  простотой  построек, структурной ясностью, тесной связью между конструктивной основой и элементами декора. Русское барокко в архитектуре имеет мажорный характер, в нем активно используются яркие цвета окраски, смелые колористические контрасты и золочение. Этот стиль искусства достиг величественного размаха в усадебных и городских ансамблях Царского Села, Петергофа, Петербурга и др., отличаясь цельностью и торжественной ясностью архитектурных комплексов и композиций зданий. Его яркими представителями были  Растрелли, Ухтомский, Земцов.

характерные особенности и яркие архитектурные шедевры


Барокко – один из самых эффектных, даже театральных архитектурных стилей, известных своей роскошью, помпезностью, драматическим освещением и цветом, а также потрясающими зрительными иллюзиями. Если изначально барокко был излюбленным направлением в проектировании культовых сооружений, то чуть позже его можно было увидеть в замысловатых формах королевских дворцов и аристократических усадеб, чтобы визуально подчеркнуть свое превосходство или абсолютистские режимы.

1. История возникновения стиля барокко в архитектуре

Архитектурно-скульптурная композиция позднего римского барокко Fontana di Trevi (Рим, Италия). | Фото: lonelyplanet.com.

Начнем с того, что же означает такое непонятное слово «барокко». В переводе с португальского la perola barroca – этот термин использовали моряки для обозначения неправильной формы/дефектного жемчуга. С итальянского barocco, переводится как «причудливый, странный». Этот стиль очень быстро стал модным направлением не только в архитектуре, но и в живописи, литературе, музыке – во всех без исключения формах прикладного искусства в период в XVI по XVIII век.

В светском строительстве стиль барокко очень быстро завоевал популярность (Замок Ховард в Англии). | Фото: orangesmile.com.

Стоит отметить, что возникновение архитектуры в стиле барокко совпало с европейским колониализмом, который поспособствовал его распространению по всей Европе и Южной Америке. Именно в тот период католическая церковь отчаянно нуждалась в восстановлении своего ослабевающего влияния.

Католическая церковь Basilica di Superga – образец итальянской барочной архитектуры (Турин, Италия). | Фото: facade-project.ru.

Духовенство всеми силами пыталось восстановить господство в Европе, вкладывая огромные средства на строительство впечатляющих храмов и соборов, призванных визуально продемонстрировать мощь и богатство, а также внушить мистический трепет прихожанам. Чуть позже правители и самые богатые слои населения таким же способом показывали свое превосходство над другими людьми, введя моду на величественность, пышность убранства, показную роскошь, торжественность и монументализм (даже в светском строительстве).

Зимний дворец в Санкт-Петербурге – впечатляющий памятник архитектуры петровского барокко, который в свое время служил резиденцией российских императоров (Россия). | Фото: blog.ostrovok.ru.

Как и следовало ожидать, новое направление зародилось в Италии, впрочем, как и большая часть стилей. Вычурный и пышный стиль, активно использующий театральные эффекты, пришел на смену ренессансу.

2. Характерные черты стиля барокко в архитектуре

Произведения в стиле барокко во всех видах искусства выделяется эффектными пышными формами, особой торжественностью, созданием иллюзии величественности, призывая простых обывателей к поклонению и восхищению. Характерными чертами стиля барокко в архитектуре являются:

Монументальность и великолепие нашли свое отражение в формах Королевского дворца в Мадриде (Испания). | Фото: orangesmile.com.

♦ величие или драматическое великолепие – это самая заметная черта архитектуры барокко. Чтобы добиться впечатляющих результатов, зодчие той эпохи старались строить здания гигантских размеров, которые сами по себе способны внушить трепет у всех тех, кто находился рядом, вызывая чувство ничтожности перед церковью, Богом и правителями;

Дворец Долмабахче в Турции был построен в стиле барокко для султана Абдул-Меджида I в 1853 г. (Стамбул). | Фото: orangesmile.com.

учитывая, что барокко свободно переводится как «неправильные формы», неудивительно, что в барочной архитектуре будут использовать органические формы и неожиданные изгибы. Неправильные формы часто встречаются в грандиозных фасадах и вогнутых/выступающих входах, которые украшают эффектные статуи или колоннады. Органические элементы встречаются как в фасадах здания и куполах, так и в оформлении интерьеров;

Грушевидные купола стали модным элементом в эпоху Барокко (церковь Карлскирхе – лучший в мире образец венского барокко). | Фото: orangesmile.com.

♦ масштабные купола грушевидной формы очень быстро стали центральным символическим элементом, используемым в храмовой архитектуре барокко. Их возводили с одной целью – проиллюстрировать слияние небес и земли. В этот период купола становятся многоярусными, щедро украшенными элементами как снаружи, так и внутри помещений, чтобы наглядно подчеркнуть эту связь;

Яркие цвета и обилие декора – главные элементы, отличающие стиль барокко. | Фото: gallerix.ru.

♦ обилие яркого декора призвано усилить иллюзию господства католической церкви. Геометрические и растительные узоры, вычурная лепнина, витиеватая роспись, эффектные скульптуры «со смыслом» и аллегории, а также масштабное золочение декоративных элементов создавало ту пышность и величие, к которому стремились зодчие и духовенство;

Собор Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме в Риме – папская архибазилика после трансформации приобрела барочные формы и убранство (Basilica di San-Giovanni in Laterano).

♦ изумительное убранство внутреннего пространства является самым узнаваемым элементом декора стиля барокко. Интерьеры, как и экстерьеры барочной архитектуры, были богато украшены и композиционно сложны, чтобы произвести ошеломительный эффект. Практически все поверхности внутреннего пространства были украшены фресками, повествующими если не библейские мотивы, то эстетически привлекательные и завораживающие сцены. Скульптуры и произведения искусства, чаще всего, были сосредоточены вокруг алтаря, обычно под расписным куполом, символизирующим связь с небесами и со Всевышним.

Аллегории стали излюбленным приемом скульпторов и художников эпохи Барокко (Лоренцо Бернини, Fontana del Tritone). | Фото: italy4.me

♦ применение театральных приемов таких, как свет и иллюзия привнесли в убранство церквей и соборов много интересного и поражающего воображение. Благодаря корректировке реальности, многие из них кажутся намного больше чем они есть на самом деле. И это, не говоря о той атмосфере, которую удалось создать великим мастерам эпохи Барокко.

Примечательно: Известный мастер барокко Джованни Лоренцо Бернини, добившийся ошеломительных результатов в создании оптических иллюзий, говорил по этому поводу: «Изобретательность и дизайн – это волшебное искусство, с помощью которого можно обмануть глаз и добиться величайшего изумления».

3. Яркие примеры архитектурных творений в стиле барокко

Площадь Святого Петра в Ватикане – один из самых удивительных примеров стиля барокко (Рим). | Фото: tisamsebegid.ru.

Впечатляющая колоннада под стать величественному убранству Собора Святого Петра (Ватикан, Италия).

♦ Площадь Святого Петра в Ватикане, в оформлении которой участвовал Джованни Лоренцо Бернини, является одним из самых удивительных объектов, созданных в стиле барокко. Несмотря на то, что Собор Святого Петра можно отнести к архитектуре Эпохи Ренессанса, то площадь с 4-рядной колоннадой, состоящей сразу из 284 колонн, высота которых достигает 19 метров – это чистой воды барочный стиль, позволивший слиться с окружающей обстановкой и стать самой впечатляющей частью города. Колоннада была создана для того, чтобы связать фасад храма с трапециевидной площади, создавая овал, придающий ощущение динамичности пространства. Такой подход к архитектуре и дизайну радикально отличается от стремления Микеланджело или Браманта создания только отдельного здания, хотя и запоминающегося.

Авторы Novate/ru, хотели бы отметить, что строительство комплекса завершал Карло Мадерно – швейцаро-итальянский архитектор, который являлся ярким представителем римского барокко.

Зеркальная галерея Версаля стала самой впечатляющей частью дворца (Париж, Франция).

Захватывающее дух убранство залов Зеркальной галереи можно изучать годами (Версаль, Франция). | Фото: multiurok.ru.

♦ Версальский дворец близь Парижа, вернее сказать, его Зеркальная галерея. Это одна из самых масштабных и эффектных частей, ставшая идеальным воплощением всего того, чего достигли архитекторы, художники и скульпторы в эпоху позднего Барокко. Над его проектом работали Жюль Ардуен Мансар, вместе с дизайнером интерьеров Шарлем Ле Брюном и ландшафтным дизайнером Эндрю Ле Нотром, а также любимцем короля Людовика XIV – художником Шарлем Лебреном. Им удалось достичь невиданных высот в светском барочном строительстве и роскошном украшательстве, подчеркивающем безоговорочное превосходство царствующих особ.

Часовня San Carlo Alle Quattro Fontane – прекрасный пример архитектуры в стиле барокко (Рим, Италия).

Идеи, воплощенные в формах и убранстве San Carlo Alle Quattro Fontane, стали культовыми для современников Франческо Борромини (Рим, Италия).

♦ Часовня C. San Carlo Alle Quattro Fontane в Риме (в переводе означает Святой Карл у четырех фонтанов) – это еще один запоминающийся пример архитектуры в стиле барокко. Отличительной особенностью этой церкви является поистине барочный центральный фасад с необычной кривизной «ущербной жемчужины». Автором проекта стал архитектор Франческо Борромини – один из основоположников римской архитектуры барокко. Часовня C. San Carlo Alle Quattro Fontane является венцом его творчества и считается одной из его лучших работ. Разработанный Франческо дизайн был настолько революционным, что вдохновил его современников повсеместно использовать подобные идеи и эффектные элементы.

Часовня Christ Church Spitalfields была возведена в 1715-1729гг. в качестве дворцовой церкви для монарших особ (Рим, Италия). | Фото: sergeyurich.livejournal.com.

Неординарные формы и богатое убранство интерьера часовни Sancti Andreae in Quirinali свидетельствуют о том, что она была построена в лучших традициях стиля римского барокко (Рим, Италия).

♦ Часовня Sancti Andreae in Quirinali в Риме является еще одним изумительным творением Джованни Лоренцо Бернини. Этот проект задумывался, как дворцовая церковь итальянского королевского дома, поэтому большой масштаб не входил в планы строительства. Конструктивно, церковь представляет собой овал, при этом расстояние от входа с полукруглыми узкими ступенями до алтаря – является самым коротким в храмовом строительстве тех времен. Отличительной чертой этого проекта стало богатое оформление 8 ниш-капелл, имеющих разнообразную форму и оригинальное решение декоративного убранства, которое, естественно, уступает алтарной нише.

Дрезденская резиденция Цвингер в стиле немецкого барокко была построена Пеппельманом по заказу саксонского курфюста Августа Сильного (Германия). | Фото: 27vakantiedagen.nl.

Немецкое барокко, воплощенное в дворцово-парковом ансамбле Dresdner Zwinger, поражает богатым декором фасада всех частей здания (Германия).

♦ Дворцово-парковый комплекс Dresdner Zwinger близь Дрездена – стал одним из самых ярких и важных объектов Германия периода барокко. Автором проекта был архитектор Маттеус Даниэль Пеппельман, которому пришлось отправиться в Рим, чтобы досконально изучить архитектуру античности и Возрождения, а также наработки последователей стиля барокко, прежде чем взяться за проектирование дворца. Слова Георга Дехио – историка немецкой культуры как нельзя лучше характеризуют творение Маттеуса: «Цвингер находится за пределами принятой «историко-стилевой номенклатуры». В нем сочетаются пластика, динамичность со светлым нарядным фасадом из песчаника и многочисленными скульптурами. По замыслу, Цвингер должен был стать сооружением для зрелищ. Немецкое барокко, воплощенное в архитектурно-парковом ансамбле, поражает богатым декором, пластичностью поверхностей».

Стиль барокко, адаптированный английскими архитекторами к предпочтениям в их стране (Christ Church Spitalfields, Лондон).

♦ Церковь Christ Church Spitalfields в Лондоне была построена (1714—1729 гг.) по проекту архитектора Николаса Хоксмура. Несмотря на то, что к этому времени у зодчего был выработан свой собственный стиль, влияние барокко просматривается в богатом убранстве святыни и необычном шпиле, который нельзя отнести ни к готическому, ни к классическому направлению. Также стоит отметить, что в дизайне церкви можно увидеть элементы возрождения палладианской архитектуры с ее венецианскими окнами, которые отлично гармонируют с арочным фронтоном входного портика.

Одну из самых запоминающихся церквей Подмосковья патриарх Адриан отказался освящать из-за неподобающего для русского храмам вида (Храм Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы). | Фото: fiesta.ru.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы – яркий образец голицынского барокко (Подольский р-н, Московская обл.).

♦ Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы является впечатляющим примером барочной архитектуры, которая в России приобрела свои черты и прошла несколько этапов. Конкретно эта церковь была возведена в лучших традициях голицынского барокко – популярного направления как в храмовом строительстве, так и в светском, конца XVII – начала XVIII вв. Каменное здание на высоком цоколе в окружении открытой галереи с каменным декором, увенчанная золоченой короной, с украшенными скульптурами святых и ангелов фасадами – стало образцом и примером для более поздних творений, которые принято называть петровское барокко.

Новое видео нашего канала будет полезно автомобилистам, ведь из него можно узнать сколько в баке остается бензина, когда загорается лампочка:

Несмотря на то, что большинство стилей зародилось в Италии, такое понятие как итальянский стиль стал достоянием другой страны. Причем он очень быстро превратился в популярное направление, которое до сих пор вдохновляет на создание эффектных архитектурных объектов.

Британника

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Страница недоступна

Приносим извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.

Поиск в Британике

Знай свою европейскую географию Викторина

8 мифологических монстров, которым стоит радоваться, что они не настоящие

Что я узнал, когда воссоздал знаменитый «кукольный тест», в котором изучалось, как чернокожие дети видят расу

Искусство, архитектура и театр в эпоху барокко

Встреча Марии Медичи и Генриха IV в Лионе Питера Пауля Рубенса, ок. 1623.

Живопись

Определяющим выражением того, что барокко означает в живописи, является серия картин (одна из которых приведена выше), выполненных Питером Паулем Рубенсом для Марии Медичи в Люксембургском дворце в Париже (сейчас в Лувре). ), в котором католический художник удовлетворил католического покровителя: барочные концепции монархии, иконографии, обращения с краской и композиции, а также изображения пространства и движения.

Караваджо, Терновый венец

Стиль барокко отличался «преувеличенным освещением, сильными эмоциями, освобождением от ограничений и даже своего рода художественной сенсацией». Искусство барокко на самом деле не отображало образ жизни людей того времени; однако, «тесно связанный с Контрреформацией, этот стиль мелодраматически подтверждал эмоциональную глубину католической веры и прославлял как церковь, так и монархию» их власть и влияние.

В живописи итальянского барокко существовали самые разные направления, от Караваджо до Кортоны; оба приближаются к эмоциональному динамизму с разными стилями.

Еще одним часто цитируемым произведением искусства барокко является картина Бернини «Святая Тереза ​​в экстазе» для часовни Корнаро в Санта-Мария-делла-Виттория, которая объединяет архитектуру, скульптуру и театр в одно грандиозное тщеславие.

Натюрморт, Хосефа де Обидуш, ок. 1679, Сантарен, Португалия, Муниципальная библиотека

Поздний стиль барокко постепенно уступил место более декоративному рококо.

Совершенно иное искусство, развившееся из традиций северного реализма в голландской живописи Золотого века семнадцатого века, в которой было очень мало религиозного искусства и мало исторической живописи, вместо этого играя решающую роль в развитии светских жанров, таких как натюрморт, жанровые картины бытовые сцены и пейзажная живопись. В то время как барочная природа искусства Рембрандта ясна, этот ярлык реже используется для Вермеера и многих других голландских художников. Фламандская живопись в стиле барокко разделяла эту тенденцию, продолжая при этом создавать традиционные категории.

Подобным образом французский классический стиль живописи, примером которого является Пуссен, часто классифицируется как барокко и действительно разделяет многие черты итальянской живописи того же периода, хотя уравновешенность и сдержанность, проистекающие из следования классическим идеям, обычно придают ему очень разное общее настроение.

Скульптура

В скульптуре барокко группы фигур приобрели новое значение, и появилось динамическое движение и энергия человеческих форм — они закручивались по спирали вокруг пустого центрального вихря или выходили наружу в окружающее пространство. Впервые скульптура в стиле барокко часто имела несколько идеальных углов обзора. Характерная барочная скульптура дополнена внескульптурными элементами, например, скрытым освещением или водяными фонтанами. Алейжадиньо в Бразилии также был одним из великих имен скульптуры барокко, а его шедевром является набор статуй 9-го века.0158 Сантуарио-де-Бом-Хесус-де-Матозиньюш в Конгоньясе. Скульптуры ветхозаветных пророков из мыльного камня вокруг террасы считаются одной из его лучших работ.

Станислав Костка на смертном одре. Пьер Ле Гро Младший

Архитектура, скульптура и фонтаны Бернини (1598–1680) придают ярко выраженные черты стиля барокко. Бернини, несомненно, был самым важным скульптором эпохи барокко. Он приблизился к Микеланджело в его всемогуществе: Бернини лепил, работал архитектором, рисовал, писал пьесы, ставил спектакли. В конце 20 века Бернини больше всего ценили за его скульптуру, как за виртуозность резьбы по мрамору, так и за его способность создавать фигуры, сочетающие физическое и духовное. Он также был прекрасным скульптором портретов-бюстов, пользующихся большим спросом у сильных мира сего.

Часовня Корнаро Бернини

Хорошим примером работы Бернини в стиле барокко является его картина «Святая Тереза ​​в экстазе » (1645–1652 гг.), созданная для капеллы Корнаро церкви Санта-Мария-делла-Виттория в Риме. Бернини спроектировал всю часовню, вспомогательное помещение вдоль стены церкви, для семьи Корнаро.

«Экстаз святой Терезы» Бернини

Святая Тереза, главная достопримечательность часовни, представляет собой статую из мягкого белого мрамора, окруженную полихромным мраморным архитектурным каркасом. Эта структура скрывает окно, которое освещает статую сверху. Фигурные группы семьи Корнаро, вылепленные неглубоким рельефом, обитают в оперных ложах на двух боковых стенах часовни. Постановка помещает зрителя в качестве зрителя перед статуей, а семья Корнаро высовывается из своих лож и вытягивается вперед, чтобы увидеть мистический экстаз святого.

Святая Тереза ​​очень идеализирована и находится в воображаемом окружении. Она была популярной святой католической Реформации. Она писала о своих мистических переживаниях для монахинь своего ордена кармелитов; эти сочинения стали популярным чтением среди мирян, интересующихся духовностью. В своих трудах она описывала любовь Бога, как пронзающую ее сердце, как горящая стрела. Бернини материализует это, помещая Святую Терезу на приклад, в то время как фигура Купидона держит золотую стрелу из металла и улыбается ей сверху вниз. Ангельская фигура не собирается вонзить стрелу в ее сердце — скорее, он отдернул ее. На лице святой Терезы отражается не предвкушение экстаза, а ее нынешнее удовлетворение.

Эта работа широко считается шедевром барокко, хотя смесь религиозных и эротических образов (соответствующая письменному описанию святой Терезы) может вызвать недоумение у современных современников. Однако Бернини был набожным католиком и не пытался высмеивать опыт целомудренной монахини. Скорее, он стремился изобразить религиозный опыт как интенсивно физический. Тереза ​​описала свою телесную реакцию на духовное просветление языком экстаза, используемым многими мистиками, и описание Бернини серьезно.

Семья Корнаро осторожно рекламирует себя в этой часовне; они представлены визуально, но размещены по бокам часовни, наблюдая за происходящим с балконов. Как и в оперном театре, Корнаро занимают привилегированное положение по отношению к зрителю, в своей частной сдержанности, ближе к святому; зритель, однако, имеет лучший обзор спереди. Они приписывают свое имя часовне, но в центре внимания находится Святая Тереза. Это частная часовня в том смысле, что никто не мог служить мессу на алтаре под статуей (в семнадцатом и, вероятно, на протяжении девятнадцатого века) без разрешения семьи, но единственное, что отделяет зрителя от изображения, — это алтарная рейка. Спектакль функционирует и как демонстрация мистики, и как предмет семейной гордости.

Архитектура

В архитектуре барокко новый акцент был сделан на смелые массивы, колоннады, купола, светотени ( светотень ), «живописные» цветовые эффекты и смелую игру объема и пустоты. В интерьерах барочное движение вокруг и через пустоту формировало монументальные лестницы, не имевшие аналогов в предыдущей архитектуре. Другим барочным нововведением в мирских интерьерах была парадная квартира, последовательность все более богатых интерьеров, кульминацией которых была приемная, тронный зал или парадная спальня. Череда монументальных лестниц, за которыми следовала парадная квартира, копировалась в меньшем масштабе повсюду в аристократических жилищах любых притязаний.

Архитектура барокко была воспринята с энтузиазмом в центральной Германии (см., например, Людвигсбургский дворец и Цвингер, Дрезден), Австрии и России (см., например, Петергоф). В Англии кульминация архитектуры барокко была воплощена в работах сэра Кристофера Рена, сэра Джона Ванбру и Николаса Хоксмура, начиная с ок. с 1660 г. по ок. 1725 г. Многие образцы архитектуры и градостроительства в стиле барокко можно найти в других европейских городах и в Латинской Америке. Градостроительство этого периода представляло собой расходящиеся проспекты, пересекающиеся на площадях, которые были взяты из планов садов в стиле барокко. На Сицилии барокко разработало новые формы и темы, такие как Ното, Рагуза и Ачиреале «Базилика Сан-Себастьяно».

Дворец Аугустусбург недалеко от Кельна

Фонтан Треви в Риме

Вилянувский дворец в Варшаве

Интерьер капеллы Корнаро, церковь Санта-Мария-делла-Виттория, Рим, включая портреты Корнаро, но без нижней части часовни.

Другим примером архитектуры барокко является собор Морелии, Мичоакан в Мексике. Построенный в семнадцатом веке Винченцо Баррочио, это один из многих соборов в стиле барокко в Мексике. На Филиппинах также можно увидеть церкви в стиле барокко, построенные в испанский период.

Фрэнсис Чинг описал архитектуру барокко как «стиль архитектуры, зародившийся в Италии в начале семнадцатого века и по-разному преобладавший в Европе и Новом Свете в течение полутора веков, характеризующийся свободным и скульптурным использованием классических порядков и орнамента, динамическое противопоставление и взаимопроникновение пространств, драматическое комбинированное воздействие архитектуры, скульптуры, живописи и декоративно-прикладного искусства».

Театр

Картина восемнадцатого века Королевского театра Турина

В театре характерные для маньеризма вычурные замыслы, многообразие сюжетных поворотов и разнообразие ситуаций, например, в трагедиях Шекспира, были заменены оперой, сблизившей все искусства в единое целое.

Театр возник в эпоху барокко и стал мультимедийным опытом, начиная с реального архитектурного пространства. Фактически, большая часть технологий, используемых в нынешних бродвейских или коммерческих пьесах, была изобретена и разработана в эту эпоху. Сцена могла превратиться из романтического сада в интерьер дворца за считанные секунды. Все пространство превратилось в обрамленную выделенную область, которая позволяет пользователям видеть только определенное действие, скрывая все механизмы и технологии — в основном канаты и шкивы.

Эта технология повлияла на содержание озвучиваемых или исполняемых произведений, максимально используя решение Deus ex Machina. Наконец-то боги смогли спуститься – буквально – с небес и спасти героя в самых экстремальных и опасных, даже абсурдных ситуациях.

Также был придуман термин Theatrum Mundi — мир — это сцена. Социальная и политическая сферы в реальном мире манипулируются точно так же, как актер и машины представляют/ограничивают то, что представляется на сцене, выборочно скрывая все механизмы, обеспечивающие действие.

Фильмы Vatel и Farinelli дают хорошее представление о стиле постановок эпохи барокко. Американский музыкант Уильям Кристи и Les Arts Florissants провели обширное исследование всей французской оперы в стиле барокко, исполнив, среди прочего, пьесы Шарпантье и Люлли, которые чрезвычайно точно соответствуют оригинальным творениям семнадцатого века.

Англия

Влияние Ренессанса в Англии также проявилось очень поздно, и барочный театр здесь лишь отчасти полезен, например, при обсуждении комедии Реставрации. Был восемнадцатилетний перерыв, когда лондонские театры были закрыты во время Гражданской войны в Англии и Британского Содружества до Реставрации Карла II в 1660 году.0130

Германия

В немецком театре семнадцатого века не было значительных достижений. Самым известным драматургом был Андреас Крифиус, который использовал иезуитскую модель голландца Йоста ван ден Вондела и Корниэля. Был еще Иоганн Фельтен, соединивший традиции английских комедиантов и комедии дель арте с классическим театром Корнеля и Мольера. Его гастрольная компания была, пожалуй, самой значительной и важной в семнадцатом веке.

Испания

Барокко имело католический и консервативный характер в Испании, следуя итальянским литературным образцам эпохи Возрождения. Театр латиноамериканского барокко стремился к общественному содержанию идеальной реальности, в которой проявлялись три основных чувства: католическая религия, монархизм и национальная гордость и честь, происходящие из рыцарского, рыцарского мира.

В барочном испанском театре известны два периода. Разделение между ними было подчеркнуто в 1630 году; первый период состоит из главного представителя, которым является Лопе де Вега, а также Тирсо де Молина, Гаспар де Агилар, Гильен де Кастро, Антонио Мира де Амескуа, Луис Велес де Гевара, Хуан Руис де Аларкон, Диего Хименес де Энсисо, Луис Бельмонте Бермудес, Фелипе Годинес, Луис Киньонес де Бенавенте или Хуан Перес де Монтальбан; а во второй период Кальдерон де ла Барка и другие драматурги Антонио Уртадо де Мендоса, Альваро Кубильо де Арагон, Херонимо де Кансер и Веласко, Франсиско де Рохас Соррилья, Хуан де Матос Фрагосо, Антонио Коэльо и Очоа, Агустин Морето или Франсиско де Бансес Кандамо.

Можно говорить о расплывчатой ​​классификации, поскольку каждый автор шел по-своему и иногда мог придерживаться формулы, установленной Лопе. Возможно, «манера» Лопе была более либеральной и структурированной, чем у Кальдерона.

Феликс Лопе де Вега-и-Карпио представил в своем Arte nuevo de hacer comedias en este tiempo (1609) новую комедию . Он установил новую драматическую формулу, которая нарушила три аристотелевских единства итальянской поэтической школы (действие, время и место) и четвертое аристотелевское единство, касающееся стиля, смешения трагических и комических элементов, показывающих разные типы стихов и строф на что представлено. Хотя Лопе обладает большими познаниями в области пластических искусств, он не использовал их на протяжении большей части своей карьеры ни в театре, ни в сценографии. Комедия Лопе отводила визуальным аспектам театрального представления вторую роль.

Тирсо де Молина вместе с Лопе де Вега и Каледроном были одними из самых важных драматургов Испании в золотую эру. Их произведения, известные своим тонким умом и глубоким пониманием человечности человека, можно было бы считать мостом между примитивной комедией Лопе и более продуманной комедией Кальдерона. Хотя часть критиков утверждала, что их сочинения показывают, что Тирсо де Молина был известен двумя безупречными произведениями: «Осужденные подозрения» и «Севильский обманщик», основными источниками мифа о Дон Жуане.

По прибытии в Мадрид Косме Лотти представил испанскому двору самые передовые театральные приемы Европы. Его методы и механические знания применялись на дворцовых выставках под названием «Фиесты» и в роскошных выставках рек или искусственных фонтанов под названием «Наумакиас». Он отвечал за оформление садов Буэн-Ретиро, Сарсуэлы и Аранхуэса, а также строительство театрального здания Колизео-дель-Буэн-Ретиро. Формулы Лопе начинаются со стиха, который не соответствует основанию дворцового театра и рождению новых концепций, с которых началась карьера некоторых драматургов, таких как Педро Кальдерон де ла Барка.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *