Русское барокко в XVII в

Похожие презентации:

Увековечение имени А. С. Пушкина в названиях городов, улиц, площадей, скверов

Наурыз Праздник

Русская культура во второй половине XIX века

British traditions and customs

Массовая культура

Русская национальная кухня

Традиции Узбекистана

Культура и искусство в 20-30-е гг. XX века. (11 класс)

Ренессанс. Эпоха возрождения

Культура и традиции Казахстана

1. Русское барокко

Подготовил студент
401 группы
Сараев Сергей

2. Определение

Русское барокко — общее название
разновидностей стиля барокко,
которые сформировались в
Московском государстве и в
Российской империи в конце XVII—
XVIII веках.

3. Развитие стиля барокко в архитектуре

Московское барокко (с 1680-х по 1700-е годы, ранее
неточно называлось «нарышкинское барокко») —
переходный период от узорочья к полноценному
барокко с удержанием многих конструктивных
элементов древнерусской архитектуры,
переработанных под влиянием украинского барокко.
Петровское барокко (с 1700-х по 1720-е годы) —
совокупность индивидуальных манер
западноевропейских архитекторов, приглашённых
Петром I для застройки новой столицы, СанктПетербурга.
Елизаветинское барокко (c 1730-х по 1760-е годы) —
гибрид петровского и московского барокко с
североитальянскими привнесениями. Наиболее полно
воплотился в грандиозных постройках Ф. Б. Растрелли.

4. Московское барокко

Первый этап
развития русского
барокко. Основной
особенностью
московского барокко
является широкое
применение
элементов
архитектурного
ордера и
использование
центрических
композиций в
храмовой
архитектуре.
Устаревшее название — «нарышкинское барокко».

5. Предпосылки к возникновению нового направления искусства

В XVII в. в русском искусстве и культуре появилось
новое явление — их обмирщение, выражавшееся
в распространении светских научных знаний,
отходе от религиозных канонов, в частности, в
зодчестве.
В архитектуре обмирщение выражалось прежде
всего в постепенном отходе от средневековых
простоты и строгости, в стремлении к внешней
живописности и нарядности.
Соединение особенностей различных стилей и
культур определило специфичный характер нового
возникнувшего архитектурного направления —
нарышкинского стиля.

6. Особенности нарышкинского барокко

Достаточно самобытный
стиль, который, будучи
основанным в значительной
степени на национальных
традициях зодчества, принося
в то же время в строительное
искусство России новые
черты. Стиль стал весьма
произвольной адаптацией
барокко для России, в
отличие от построек
петровского барокко.
Построенные в нарышкинском стиле здания нельзя назвать подлинно
барочными в западноевропейском понимании. Нарышкинский стиль в
своей основе — архитектурной композиции — оставался русским, и
только отдельные, едва уловимые элементы декора заимствовались из
западноевропейского искусства.

7. Постройки

Церковь Троицы в ТроицеЛыково, 1698—1704 гг.
Возведена Яковым
Бухвостовым. Присутствуют
элементы намеренно
введённого
западноевропейского
ордера, однако применение
им ордерных элементов
отличается от принятого в
европейской традиции:
главным несущим
элементом, как и в
древнерусской
архитектурной традиции,
остаются стены.
Успенская церковь на Покровке
(1696—99 гг.). Построена
крепостным зодчим Петром
Потаповым для купца Ивана
Матвеевича Сверчкова. Ей
восхищался Бартоломео
Растрелли-мл. Василий Баженов
ставил её в один ряд с храмом
Василия Блаженного. Церковь была
настолько живописна, что даже
Наполеон, распорядившийся
взорвать Кремль, выставил возле
неё специальную охрану, дабы она
не была поражена начавшимся в
Москве пожаром. До настоящего
времени церковь не дошла,
поскольку была разобрана в 1935—
36 гг. под предлогом расширения
тротуара.
Церковь Иоанна
воина на Якиманке,
1706-13 гг. Именно с
постройки этой церкви
наметился переход от
нарышкинского барокко
к петровскому.

10. Голицинское барокко

Голицынское барокко — одна из
стилевых вариаций в рамках русского
барокко, связанная с именем князя
Бориса Алексеевича Голицына,
единомышленника Петра I и сторонника
европеизации русской культуры. Его
прозападные взгляды выразились, в
частности, в возведении в подмосковных
имениях построек, близких к
западноевропейской архитектурной
традиции.
Никольская
церковь в
Полтево
(1706 г.)

12. Постройки

Церковь
Рождества
Богородицы в
Подмоклово
(1714-22) заказана
князем
Долгоруковым,
однако продолжает
традиции
голицынского
барокко
Церковь
Знамения
Пресвятой
Богородицы в
Дубровицах
(1690—1704)
Знаменская церковь в Перово
(1705 г.)

15. Петровское барокко (1697—1730 гг.

)Петровское барокко (1697—1730 гг.)
Это архитектурный стиль, ориентировавшийся на
образцы шведской, немецкой и голландской гражданской
архитектуры.
Архитектуре петровского времени свойственны простота
объёмных построений, чёткость членений и
сдержанность убранства, плоскостная трактовка
фасадов. В отличие от нарышкинского барокко,
популярного в это время в Москве, петровское барокко
представляло собой решительный разрыв с
византийскими традициями, которые доминировали в
российской архитектуре почти 700 лет. Вместе с тем
налицо и отличия от голицынского барокко,
вдохновлявшегося непосредственно итальянскими и
австрийскими образцами.
Лефортовский дворец в Москве
(1697—1699 гг., архитектор Д. В. Аксамитов,
перестроен 1707—1709 гг. Дж. М. Фонтана).
Праобразец петровского барокко.
Екатериненталь
Кикины палаты
Это единственный
сохранившийся до
нашего времени дом
адмирала-советника
и одного из
сподвижников Петра
I — Александра
Кикина. Он был
построен в 1714—
1720 годах.
В 1718 году Кикин был казнён за организацию побега из России
царевича Алексея Петровича, а его дом взят в казну.
В 1829 году здание было перестроено по проекту архитектора
Александра Штауберта, а декор в стиле барокко уничтожен. Во
время Ленинградской блокады Кикины палаты сильно пострадали,
но в 1952—1956 годах были восстановлены в предполагаемом
первоначальном виде архитектором Ириной Бенуа. В настоящее
время в здании размещается музыкальный лицей.
Кунсткамера
Здание «Палат» заложили в 1718 году. Строительством руководил
архитектор Маттарнови, который и разработал проект здания.
После: Гербель, Киавери, Земцов. К началу 1725 года, когда Пётр
умер, были возведены лишь стены. В 1726 году в ещё не
достроенное здание были перевезены коллекции. Похожего здания
Европа ещё не знала, но было так всесторонне продуманно, что без
серьёзного ремонта простояло до наших дней.
Здание построено в стиле петровского барокко, состоит из двух 3этажных корпусов в формах, соединённых барочной многоярусной
башней со сложным купольным завершением.

20. Елизаветинское барокко

Термин для обозначения архитектуры русского барокко
эпохи Елизаветы Петровны (1741-61). Крупнейшим
представителем этого направления был Ф. Б. Растрелли. В
отличие от предшествующего ему петровского барокко,
елизаветинское знало и ценило достижения московского
барокко конца XVII-начало XVIII вв., удержав сущностные для
русской храмовой традиции элементы.
Елизаветинское барокко тяготело к созданию
героизированных образов с целью прославления могущества
Российской империи. Растрелли спроектировал
величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его
окрестностях — Зимний дворец, Екатерининский дворец,
Петергоф. Он наложил отпечаток на всё русское искусство
середины XVIII века.

21. Постройки

Храм Священномученика
Климента, Папы Римского —
православный храм в честь
Священномученика Климента.
Архитектурные обмеры храма
произвёл в 1932 году архитектор
С. Ф. Кулагин.
Первый каменный храм на этом месте
датирован 1657 годом; в 1662 у него
было уже три придела. Храм был
перестроен в 1720, затем в 1756—
1758 к нему добавили трапезную и
колокольню. В 1762 прихожане
получили разрешение на слом
главного объёма старого храма. В
1929 году храм был закрыт, а в 1934
отдан под хранение книг Ленинской
библиотеке.
В 2008 году храм отдан РПЦ. Сейчас в
храме идёт реставрация.
Смольный собор
В 1730-е годы наследница
царского престола Елизавета
Петровна решила провести
последние годы своей жизни в
тишине и покое. Уже будучи
императрицей, она указала
построить монастырь на месте
«Смольного дома» — дворца, в
котором она прожила своё
юношество. В монастырский
комплекс должны были войти храм
с домовыми церквями и
колокольней и институт для
девушек из дворянских семей.
Архитектор собора —
Ф. Б. Растрелли.
Красные ворота
Изначально, Красные
ворота, называвшиеся
Триумфальными воротами, были
первой триумфальной аркой в
России. Их построили из дерева по
приказу Петра I в честь победы
над шведами в Северной войне в
1709 году. Через 8 лет эта арка
сгорела при большом пожаре и
была восстановлена в 1742 году
по случаю коронации Елизаветы. В
1748 году произошёл ещё один
пожар, и эти ворота опять сгорели.
Это был типичный образец
стиля барокко, с кроваво-красными
стенами, белоснежным рельефом,
золотыми капителями и более чем
50 яркими рисунками,
олицетворявшими «Величество
Российской Империи», гербы
Российских губерний и т. д.
Мариинский дворец
Дворец был построен по заказу императрицы Елизаветы Петровны в
1744. Проект в стиле барокко был разработан Бартоломео Растрелли. Под
руководством одного из учеников Растрелли, Ивана Мичурина, а также
группы других архитекторов, дворец был завершён в 1752. В позднем XVIII
и раннем XIX веке дворец был резиденцией генерал-губернаторов
Киевской губернии.

25. Екатерининский дворец

Южная сторона
Боковое крыло и домовая церковь
Янтарная комната
Янтарный кабинет или Янтарная
комната — одно из самых
известных помещений Большого
Екатерининского дворца.
Основное убранство Янтарной
комнаты в 1716 подарено
королём Фридрихом
Вильгельмом I Петру I.
В годы Великой Отечественной
войны Янтарная комната
вывезена немецкими
оккупантами в Кёнигсберг.
Дальнейшая судьба комнаты
была неизвестна.
C 1979 в Санкт-Петербурге
велась работа по воссозданию
Янтарной комнаты, к 300-летию
Санкт-Петербурга она
восстановлена в полном объёме
руками отечественных
реставраторов.
О судьбе подлинных экспонатов
комнаты до сих пор ходят
легенды и мифы.

English     Русский Правила

Барокко в России. Архитектура, скульптура, живопись

Санкт-Петербургская  государственная 

художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица

 

Кафедра искусствоведения и культурологии (заочное отделение)

 

 

 

 

 

 

Реферат

Барокко в России.

Архитектура, скульптура, живопись

 

 

 

 

 

студентка 1 курса ф-та МДИ кафедры

 искусствоведения  и культурологии 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург, 2011

 

 

План:

 

Введение

1. Исторические предпосылки

2. Барокко в России

  2.1 Архитектура

  2.2 Скульптура

  2.3 Живопись

Заключение

Иллюстрации

Список литературы

 

                                                 Введение

 

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что эпоха  барокко – одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством.

Рассказать обо всей культуре барокко все равно, что «объять необъятное». Поэтому отдельные грани мироощущения эпохи, выраженные в искусстве в виде трёх направлений: архитектуры, живописи и скульптуры, – рассмотрены мной более подробно.

Само название произошло от итальянского “barocco”, что означает: грубый, неуклюжий, фальшивый.

В XVIII веке термин приобретает значение отрицательной эстетической оценки. Барочным обозначалось все неестественное, произвольное, преувеличенное, причудливое, странное, вычурное.

Этим термином пользовались ювелиры, обозначая им нестандартные  жемчужины, которые мастера эпохи  барокко умели использовать в  декоративных целях.

«Время барокко» включает в себя много стилей и направлений (маньеризм, классицизм, барокко и рококо) и «стиль барокко». Должно быть, в этом стиле и в самом деле есть что-то причудливое и странное, если даже специалисты сильно расходятся в его оценке. Одни считают, что искусство барокко – неправильное, взвинченное, громоздкое, противоречит гармоничному и жизнеутверждающему искусству Возрождения. Другие видят в барокко грандиозность, пластичность, стремление к красоте и поэтому считают его скорее продолжением Возрождения. Есть третье мнение: искусство барочного типа – это поздняя, кризисная стадия разных эпох в художественной культуре.

Барокко появился в Италии в конце XVI – начале XVII века, как папский стиль. Мировоззренческие основы стиля сложились, как результат потрясений, какими были в XVI в. Реформация и учение Коперника. Изменилось утвердившееся в античности представление о мире, как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке, как о разумнейшем существе. Человек стал сознавать себя «чем-то средним между всем и ничем» по выражению Паскаля, «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».

 

 

 

 

1. Исторические предпосылки

 

XVII век. Новое время,  эпоха барокко. Загадочным образом  эта эпоха все еще живет  в нашем сознании, ее новизна  не устарела без малого четыре столетия. Драматическая напряженность мироощущения, интенсивность духовной жизни чувствуется на расстоянии, притягивая через века. Если взглянуть из нашего «исторического далека» на эпоху барокко, в ней не может не поразить внутренняя закругленность, завершенность, исчерпанность смысла. Начало эпохи – прорыв в будущее. Но был ли он так уж неожидан?

Западная Европа вступила в новую фазу экономических и  политических отношений, принесшую с собой новую культуру. Эта фаза характеризуется прежде всего развитием и борьбой феодальных и капиталистических отношений, приводящей к столкновению двух классовых мировоззрений. Происходит централизация государственной власти и образование национальных государственных объединений, слагавшихся на основе абсолютистских режимов. XVII век – одна из наиболее грандиозных эпох во всей истории: все европейские страны развивались в одном направлении: от феодализма к капитализму, причем движение это принимало остродраматические формы, а сам характер развития был резко неравномерным:

Ведущими социальными  слоями становятся буржуазия, земельная  аристократия и крестьянство. Но именно с XVII в. намечаются контуры единого мирового культурно-исторического процесса.

Это не просто время перехода от эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) к  эпохе Просвещения (XVII в), а большая значительная самостоятельная фаза в развитии мировой культуры. Поэтому при всей неравномерности развития стран, что и будет определять национальные особенности духовной жизни, создание национальных школ, большое значение уделяется общим моментам, таким, как мироощущение, миропонимание.

..

Идеологической основой  для нового стиля было ослабление силы религии в духовной и культурной жизни человека, раскол церкви (на протестантов и католиков), борьба различных вероучений, отражающих интересы различных классов: католицизм выражал феодальные тенденции, протестантизм – буржуазные.

В такой сложной, динамической, драматической обстановке складывался новый стиль, новая культура. Она была результатом либо насильственной политики государства и церкви, либо следствием затишья, пришедшего на смену общественным потрясениям. Но со стабилизацией жизненных условий не уничтожаются общественные противоречия.

В тоже время, барокко – художественная система, отражающая мировоззрение людей после ренессансной эпохи, которые усматривали главный порядок жизни в его противоречиях и считали, что нет ничего, что не имело бы своей оппозиции, несовместимые друг с другом противоположности, сосуществуют в культуре барокко, создавая своеобразную гармонию. Гармонию неустойчивую, исполненную тревоги.

Теоретики барокко говорят о «созвучии несозвучного».

 Специфическими чертами  эпохи можно считать:

  1. Усиление религиозной тематики, особенно тем, связанных с мученичеством, чудесами, видениями;
  2. Повышенная эмоциональность;
  3. Большое значение иррациональных эффектов, элементов;
  4. Яркая контрастность, эмоциональность образов;
  5. Тяготение к обобщающим и связывающим формам:

  а) целостностные системы философии;

    б) поиск единства в противоречиях жизни;

    в) в архитектуре: овал в линии здания; архитектурные ансамбли;

   г) скульптура подчинена общему декоративному оформлению;

   д) в живописи – отказ от прямолинейной перспективы, подчеркивание

  «бесконечности» пространства.1

 

2. Барокко в России

 

Барокко на Руси стало  ведущим направлением в искусстве лишь с XVIII века. Именно в формах барокко усваивалась классическая традиция западноевропейского искусства, которая позволила осуществить переход от художественного мышления древней Руси к искусству Нового Времени. Искусство Руси заслуживает внимательного и подробного рассмотрения. Мне бы хотелось подробнее заострить на нём внимание.2

История искусств не знает  более крутого поворота от средневековья  к Новому времени, чем Россия в  начале XVIII столетия. Пётр I в своей художественной политике руководствовался не только эстетическими, но и духовными соображениями. В искусстве он видел и важное подспорье научному и техническому прогрессу.3

Для того чтобы перейти  к новому времени приходилось переучивать старых художников или искать других. Например, старые русские архитекторы умели строить пока только церкви и боярские сводчатые палаты, а Петру нужны были большие залы для ассамблей, праздников, балов и пиршеств, с колоннами на европейский манер. Русские живописцы писали только иконы, а нужны были и торжественные баталии, прославляющие военные победы, и портреты царя и его приближённых. Русские граверы умели делать иллюстрации к церковным книгам, а нужны были виды строящегося Петербурга, изображения побед на суше и на море, гравюры к учебникам архитектуры, морского и артиллерийского дела.

Всё это не было, конечно, прихотью царя. Русская культура должна была высвободиться, наконец, из-под власти церкви, догнать, наконец, ушедшие вперёд европейские страны. Поэтому и пригласили из Европы в Россию архитекторов, живописцев, граверов, скульпторов, а способные к искусству русские молодые люди отдавались им в ученики. 

В России процессы образования  нового после ренессанса стиля наиболее активно развернулись в Москве и во всей зоне ее культурного влияния. Декоративность, освобожденная от сдерживающих начал, которые несла в себе традиция XVI столетия, в московской архитектуре исчерпала себя, сохранившись в хронологически отстававших провинциальных вариантах. Но процессы формирования светского мировоззрения развивались и углублялись. Их отражали утвердившиеся изменения во всей художественной культуре, которые не могли миновать и архитектуру. В его пределах начались поиски новых средств, позволяющих объединить, дисциплинировать форму, поиски стиля. Русское искусство выходит на общеевропейские пути развития, отказываясь от средневековой замкнутости, но, отнюдь не порывая с многовековыми национальными традициями.4

Московская архитектура, «московское барокко», конца XVII – начала ХVIII века была, безусловно, явлением прежде всего русским. В ней еще сохранялось многое от средневековой традиции, но все более уверенно утверждалось новое. Скульптура барокко отличается патетикой жестов, экспрессией ракурсов, сочной пластикой. Живопись – красочностью, декоративностью, эффектами светотени. То же самое и в архитектуре: вся эстетика барокко основана на преувеличенном пафосе, стремлении поразить воображение. И всё же главное, что вызвало расцвет архитектуры барокко, – это стремление к выражению своего престижа; стиль барокко – это, в конечном счете, апофеоз богатства. В эпоху средневековья достоинством считалась сила, в предыдущие времена – богатство, оно вызывало чувство почтения, понималось как величие. Барокко в России более жизнерадостно и декоративно, чем на Западе. Праздничность и стремление к украшениям порой доходят здесь до пестроты. Говоря об архитектуре обычно уделяют внимание Москве и Санкт-Петербургу, это не значит, что в других местах не велись постройки. Дело в том, что в период XVIII-XIX века строилось всё в  основном Московскими или Петербургскими мастерами.

 

                                        2.1 Архитектура

 

Период московского  зодчества с его декоративным убранством – карнизами, кокошниками – в 1670-х гг. сменяет заключительный аккорд древнерусской архитектуры – нарышкинское, или московское, барокко, представляющее собой переходную ступень от древнерусской культуры к европейскому стилю барокко.

Нарышкинское барокко  совмещает в себе декоративные черты  древнерусского московского зодчества с планировкой, свойственной барочной западноевропейской архитектуре. Московский Новодевичий монастырь, особенно красноречивый в этом отношении: он был прямым свидетелем событий, подтолкнувших молодого Петра на стезю крупных преобразований. Вместе с тем он – ярчайшее свидетельство эстетических пристрастий, непосредственно, предшествующих началу преобразований эпохи. Пышным обрамлением создаётся дистанция удаления от строгого величия старины в сторону не просто иного, но противоположного вкуса.5 В развитии московской архитектуры заметная роль принадлежит Дмитрию Васильевичу Ухтомскому (1719-1774), создателю грандиозной колокольни Троице-Сергиева монастыря (1741-1770 гг.) и знаменитых Красных ворот в Москве (1753-1757 гг.). Уже существовавший проект колокольни, Ухтомский предложил дополнить двумя ярусами, так что колокольня превратилась в пятиярусную и достигла восьмидесяти восьми метров в высоту. Верхние ярусы не предназначались для колоколов, но благодаря им, постройка стала выглядеть более торжественно и была видна издали. Не сохранившиеся до наших дней Красные ворота были одним из лучших образцов архитектуры русского барокко. История их строительства и многократных перестроек тесно связана с жизнью Москвы XVIII в. и очень показательна для той эпохи.6

Меняются внутренние принципы мирское и религиозное. Такого рода перелом был пережит в Европе и подходил к этому плавно с должной внимательностью. Для нас же резким вторжением в культуру, образ жизни, неподготовленное сознание. Это было реформой  Петра, выраженной крылатой фразой А.С.Пушкина «В Европу прорубил окно». Реформы, проведенные Петром I (1689-1725 гг.), затронули не только политику, экономику, но также искусство. Целью молодого царя было поставить русское искусство в один ряд с европейским, просветить отечественную публику и окружить свой двор архитекторами, скульпторами и живописцами. Петр  не насаждал западничество как нечто чуждое, русскому быту. Поэтому главные соборы, стены и башни Московского кремля были созданы европейскими мастерами. В архитектуре нового образца начинают формировать фасады как лицо здания, преобразовывается окно и соответственно весь лад русской архитектуры. Прежде окна украшались стеной, её выступами, наличниками; теперь стена украшается окнами. Свой апофеоз окно празднует в архитектуре Франчесско Бартоломео Растрелли. Архитектурный фасад превращён своего рода в экспозиционный стенд для выставки окон.7           

В начале XVIII века Петр I специально выписывает итальянских мастеров для застройки Петербурга. Русская архитектура XVIII века подражает западной архитектуре, которой были свойственны: сложный криволинейный план и очертания линий, причудливость пластики полуокружности, полуциркульные окна, разорванные фронтоны, спаренные колонны и пилястры, массивные парадные лестницы, пространственный размах комплексов, слияние искусств (архитектуры, скульптуры, живописи), декоративность интерьеров, применение зеркал в оформлении помещений. Ордер применяется как декоративно-пластическая форма наравне со скульптурой. Свойства построек – предельная живописность (вычурность), контрастность, напряженность, динамичность образов и текучесть сложных обычно криволинейных форм, стремление к нарочитой пышности. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах.8

Санкт-Петербург представал как образец новой культуры. Будущая столица возводилась на пустом месте, что во многом облегчало внедрение приемов регулярной планировки и застройки. В небывалых ранее масштабах, были мобилизованы материальные и людские ресурсы всей страны. В первые годы существования Санкт-Петербурга развернулось широкое  мазанковое строительство. В ходе строительства мастера осваивали деревянные конструкции  так называемого «прусского образца», т.е.  облегченный характер стен, плоские перекрытия  в хозяйственных, общественных и жилых  строениях. Технической новинкой в строительстве Петербурга явились необычайно высокие шпили, венчающие важнейшие городские здания, что было широко распространено в северно-европейских странах. Выдающимся сооружением  такого типа был шпиль Петропавловского собора, высота которого достигала 45 м. С размахом же каменного строительства усовершенствовались и его инженерные основы, стало возможно уменьшить толщину стен строившихся зданий без существенного снижения прочности.

Выставка — Museo Correr


Palladio and Russia

От барокко до модернизма

27 сентября TH 2014 — ноябрь TH 2014 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000. .

Рукопись первого русского перевода знаменитого «Трактата об архитектуре» Андреа Палладио (издана в Венеции в 1570 г.) приписывается князю Долгорукову и имеет дату 1699. С этой даты великий итальянский архитектор стал основным ориентиром и в царской земле.

Палладио и Россия. Выставка «От барокко к модернизму» организована Министерством культуры Российской Федерации в рамках Года туризма Италия-Россия 2014.

Решение сосредоточить выставку на тесных связях между творчеством главного архитектора и российской архитектурой полностью оправдывается той ролью, которую Андреа Палладио сыграл в истории дисциплины.

Общепризнано, что он единственная фигура, которая больше всего повлияла на искусство строительства в мире.

В России имя Палладио всегда имело особое значение не только потому, что ассоциировалось с великолепием итальянского Возрождения, но и как главный источник вдохновения для архитектурного планирования страны, а также образец для возведения сознания и качества повседневной жизни. Возьмем известный пример: типично русское явление усадьбы, или загородного дома, черпает вдохновение в творчестве Палладио.

Создан в результате сотрудничества Fondazione Musei Civici di Venezia и Московского музейно-выставочного центра РОСИЗО при поддержке Фонда им. В. Щусева в Москве и ЦСАР (Centro Studi sulle Arti della Russia dell’Università Ca’ Foscari Venezia), подготовлена ​​выставка, кураторами которой являются Аркадий Ипполитов и Василий Успенский из Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. из проекта Зельфиры Трегуловой, директора музейно-выставочного центра «РОСИЗО».

Новаторская по содержанию и научным результатам, опубликованным в каталоге, а также по плану, выставка впервые дает возможность проследить 300-летие «палладианства» в России через значительное количество ранее не публиковавшихся документов публикой, предоставленной самыми престижными музеями и архивами России.

Среди учреждений, принявших участие в проекте, следует отметить Государственный Эрмитаж и Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственную Третьяковскую галерею в Москве, Государственный музей архитектуры им. Исторический музей, Московский музей-усадьба «Останкино», Государственный музей керамики и усадьбы Кусково XVIII века, Государственный музей-усадьба «Архангельское», Российский государственный архив древних документов, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Российский Музей Академии Художеств, Музей-квартира Бродского, Государственный музей-заповедник «Петергоф», Государственный музей-заповедник «Павловск», Государственный музей-заповедник «Царское Село», Российская национальная библиотека, Библиотека Российской академии наук, Тверская областная Картинная галерея, Череповецкий музейный союз, Псковский объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Пермский музей современного искусства.

Первая часть выставки посвящена русскому палладианскому стилю, впервые появившемуся в первой половине XVIII века, в период петровских реформ, «открывших окно в Европу».

С переводом на русский язык знаменитого «Трактата об архитектуре» Палладио идеи великого итальянского зодчего стали играть все более важную роль, вдохновляя проекты многих русских зодчих, что наглядно проявляется в строительстве Петербурга.

Однако апогея увлечение палладианской архитектурой достигло при Екатерине II. Желая показаться просвещенной государыней, Екатерина продвигала самые новаторские художественные течения из Европы не только в изобразительном искусстве, но и в архитектуре.

И именно она пригласила в Россию двух знаменитых архитекторов того времени: Джакомо Кваренги и Чарльза Камерона. Оба они были убежденными последователями Палладио, и в России они нашли широкие возможности для материального воплощения идей гениального мастера.

В свою очередь проекты этих двух архитекторов оказали сильное влияние на развитие мировоззрения великого русского деятеля Николая Львова, архитектора, музыканта и поэта.

Можно без преувеличения утверждать, что именно львовские постройки, вдохновленные Палладио, породили такое уникальное явление, как русская усадьба, касавшаяся, конечно, архитектуры, но и искусства в целом, литературы и, прежде всего, , повседневная жизнь того времени.

Творчество Кваренги, Камерона и Львова во многом способствовало наступлению «золотого века» русской культуры, периода, совпавшего с правлением Александра I и прекрасно описанного на страницах пушкинского «Евгения Онегина» и толстовского «Войны и мира». .

Именно этому периоду посвящена основная часть выставки.
Также пристальное внимание уделяется продолжению русского палладианского стиля в течение 20-го века в весьма необычном явлении.
В период всеобщего увлечения модернизмом внезапно возник интерес к неоклассическим формам, сочетавшийся с ностальгией по былой усадебной культуре.

Архитекторы Жолтовский, Фомин и Щусев, начавшие свою карьеру с модернистских идей, начали проектировать архитектуру, проникнутую духом Палладио.

Кроме того, суть палладианского стиля действительно казалась очень близкой революционной эстетике школы авангарда (как известно, архитектор-конструктивист Мельников был горячим поклонником творчества Палладио). И даже в архитектуре сталинского периода, рожденной сложным сплавом неоклассицизма и авангарда, ощутимо влияние Палладио.

Завершает выставку проект А. Бродского, созданный в начале третьего тысячелетия, демонстрирующий актуальность идей Андреа Палладио и сегодня.

Влияние Палладио вышло, однако, далеко за пределы архитектуры, и по этой причине в залах второго этажа Museo Correr публика сможет любоваться не только рисунками, проектами, эскизами и моделями архитектурных произведений – из них более 200 – а также живописные и графические работы таких великих мастеров, как Левицкий, Боровиковский, Сорока, Борисов-Мусатов, Судейкин, Грабарь, Бенуа, Добужинский, Кандинский и Суетин.

Тот факт, что выставка проводится в Венеции во время Архитектурной биеннале, имеет большое значение, поскольку подчеркивает особую, прошлую и настоящую связь между итальянской и русской культурами.

К выставке прилагается каталог, подготовленный кураторами выставки из Эрмитажа: А. В. Ипполитовым и В. М. Успенским.
Помимо собственных очерков кураторов, в каталог включены статьи ректора Московского архитектурного института Д. О. Швидковского и Ю. Е. Ревзина, В. Г. Басс, И. Г. Ландер.

_

Перейти в Музей Коррер посетить информацию >>

Зимний дворец, Санкт-Петербург, Россия: Пастельно-зеленый дворец в стиле барокко — RTF

Зимний дворец — одно из самых выдающихся зданий России, расположенное в самом сердце Санкт-Петербурга с начала восемнадцатого века. Зимний дворец, от структуры царского здания до его архитектурного экстерьера, был представлен как символ для граждан России и остального мира. Проектируя не только свое историческое значение, но и социальное и политическое влияние, здание имеет и по сей день.

Зимний дворец подпадает под термин «представитель» по отношению к власти, поскольку первоначальный путь определения восходит к середине восемнадцатого века, когда Екатерина Великая пришла к власти, свергнув с престола своего мужа после бескровного переворота. Выставление напоказ ее сына и вход во дворец ясно показали в национальном и международном статусе, что она обладает абсолютной политической и гражданской властью. Таким образом, дворец стал символическим знаком, простирающимся от царя до его власти, поскольку в здании жили цари, царицы и их семьи, правившие Россией значительное количество лет. Символика дворца была получена из исторических событий, свидетелем которых было здание: грандиозные балы, императорский двор, отправка солдат на войну, резня в Кровавое воскресенье и революции. С точки зрения репрезентации здание намекает: оно имеет социальные и политические влияния, которые позже проявились на фасаде дворца до и после реконструкции.

©wikipedia

Социальное влияние 

Судя по тому, что написано в истории, Зимний дворец был источником контроля и собственности институциональной власти на национальном уровне. Кровавая воскресная резня является ярким примером события, свидетелем которого стало здание, где оно показывает и усиливает власть царя над гражданами, что приводит к началу ренегатских и мятежных действий и, следовательно, к разжиганию революций. Народ России осознал, что царь обладает высшей властью, сбрасывая со своего трона самодержавные приговоры и правительственные разбирательства, оставляя многих с чувством деградации и отсутствия основных гражданских прав. Такое признание дало горожанам повод сознательно найти дорогу во дворец, полные решимости обратиться с петицией, которая могла бы изменить их жизнь, учитывая деспотическое главенство царя. Хотя из-за того, что царь не мог в то время выслушать петицию, отдельные лица из высшего правительства отреагировали неверно оценив состояние ситуации, чтобы отправить войска для успокоения граждан, однако войска не всегда были в состоянии сохранить мир, так как толпа увеличилась перед дворцом, они подожгли их, убив около 200 граждан, которые просили их основных свобод (Hosking, 336). Принимая во внимание, что Зимний дворец имеет разные взгляды на социальное влияние, поскольку он является главной резиденцией российской монархии и их власти. Во дворце проходили разные мероприятия, в том числе грандиозные балы, императорские дворы и даже отправка солдат на службу.

Политическое влияние   

Зимний дворец России представляет собой институционализированную власть над своими гражданами, включая ее имперскую и советскую нацию, с 1917 года. Такая политическая власть была закреплена за Временным правительством, хотя власть со временем менялась. После 4-й перестройки дворца он уже не стал резиденцией правителей; однако он стал символом руководящего органа в России. Октябрьская революция — одно из важных исторических событий, свидетелем которых стал дворец, с ролью укрепления политической власти и власти Временного правительства в стране, даже спустя месяц после начала революции Красная Армия сняла все правительственные здания в Санкт-Петербурге, где работало Временное правительство, хотя Зимний дворец оставался политической иконой, будучи единственным зданием, стоящим при таком правительстве. В ноябре того же года Владимир Ленин, командир и основатель партии большевиков, осознал важность Зимнего дворца и его представительства, что повлияло на его решение подождать, пока его партия не возьмет верх, прежде чем обнародовать свои революционные приговоры. Ленину было важно контролировать символ политической власти и авторитета в России, прежде чем провозгласить саму страну и ее правительство.

Структура ©britannica

Дворец расположен в центре Санкт-Петербурга и является одной из главных доминант дворцовой площади, являясь символом господства и власти, поскольку контраст вызывает ощущение миниатюрности и подчинения между размеры лиц на площади и самого здания. Форма дворца происходит от вытянутого прямоугольника с многочисленными дворами; Первоначально он был построен итальянским архитектором Бартоломео Франческо Растрелли (1754-1762) в стиле барокко по заказу Елизаветы Петровны. Однако в последние годы царствования Елизаветы (1763 г.) императрица Екатерина II претендовала на положение царственной хозяйки дворца, поэтому по приказу Екатерины II велось новое строительство, она благоговела перед новым стилем дворцового строительства. архитектура, заменяющая стиль барокко неоклассицизмом. Хотя после того, как неоклассический облик был завершен, как один из первых городов России с архитектурой европейского стиля, Санкт-Петербург продемонстрировал связи и связь с Западной Европой, которые «передают образ великой европейской державы» (Брумфилд, 5, 15).

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *