Абстрактное искусство /abstractionism | ART Узел
от /лат./ abstractio — удаление, отвлечение (с 1910 года)
Направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Символ модернизма, абстрактное искусство, появилось в 1910-е годы, основав новую традицию, не связанную с изображением. Отказ от концепции мимесиса, освободил искусство от необходимости подражать реальности и открыл широчайшие возможности для экспериментов с формой и цветом, что осуществляли многочисленные представители авангарда.
Рождение абстракции относится ко времени создания Кандинским — «Первой абстрактной акварели», датированной 1910 годом, возможно задним числом, поскольку настоящей датой появления абстракции следует считать выход его статьи «О духовном в искусстве» (1912). Последовательная трансформация реальности — что впервые стали делать импрессионисты и постимпрессионисты — закономерно привела к появлению абстрактного искусства.
На его становление повлияло открытие изобразительной традиции востока, с его «иной» фигуративностью, примитивизм (от африканского искусства до народных икон). Его обогатили формальные находки Пикассо и Матисса. В своем удалении от реального мира, беспредметное искусство оставляло за собой сферу духовного и трансцендентного, обращаясь к идеалистической философии, теософии и музыке.
С самого начала абстрактное искусство развивалось в двух направлениях. Первое направление – геометрическая абстракция, для неё характерны правильные, четко очерченные конфигурации. В этом направлении работали русский художник Казимир Малевич, голландец Пит Мондриан, француз Робер Делоне. Второе направление – лирическая абстракция. Художники, работающие в этом направлении, предпочитали свободно текущую форму, наполненную мерцающими, пульсирующими цветами. Основоположником этого направления абстракционизма был русский художник Василий Кандинский. Художник-абстракционист по особому воспринимает мир, он не копирует его, а вступает с ним в диалог.
Абстракционизм стремится показать духовную реальность, которая лежит за пределами чувственного восприятия мира, это побуждает художника к напряженным философско-эстетическим поискам.
«Если художник использует абстрактные средства выражения, это ещё не означает, что он абстрактный художник. Это даже не означает, что он художник. Существует не меньше мёртвых треугольников, будь они белыми или зелёными, чем мёртвых куриц, мёртвых лошадей и мёртвых гитар. Стать реалистическим академиком можно так же легко, как абстрактным академиком. Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом». — Василий Кандинский.
Художники: Василий Кандинский (Wassily Kandinsky), Казимир Малевич (Kazimir Malevich), Пит Мондриан (Piet Mondriaan), Джакомо Балла (Giacomo Balla), Робер Делоне (Robert Delaunay), Соня Терк-Делоне (Sonia Delaunay-Terk), Пауль Клее (Paul Klee), Франтишек Купка (Frantisek Kupka), Фернан Леже (Joseph Fernand Henri Leger;), Александр Родченко (Alexander Rodchenko), Тео Ван Дуйсбург (Theo van Doesburg).
Выставка: 1936, Нью-Йорк, Музей современного искусства «Кубизм и абстрактное искусство».
Текст: В.Кандинский «О духовном в искусстве», 1912.
См. также статьи: «Синий всадник», Футуризм, Орфизм, Супрематизм, Де Стайл и неопластицизм, Баухауз, Абстрактный экспрессионизм, Неформальное искусство.
Описание некоторых произведений:
Пит Мондриан «Цветущая яблоня», 1912. Холст, масло. Гаага (Нидерланды), Гемеентемузеум. В картине «Цветущаяя яблоня», заявленная в названии связь с реальностью исчезает в сложной партитуре линий. Черные штрихи напоминают растительные формы, они структурируют растительную поверхность, составленную оттенками зеленого, голубого и розового. Мондриан изучал теософию. Он выбрал дерево, как символ духовного восхождения и оппозиции земли и неба. Этот мотив соответствовал диалектике взаимодействия горизонталей и вертикалей в его неопластических произведениях.
Пит Мондриан «Цветущая яблоня», 1912
Робер Делоне «Одновременно открытые окна», 1912. Холст, масло. Лондон, галерея Тейт. Картина входит в серию «Окна». Она состоит из двадцати трех картин и рисунков, выполненых художником в 1912 году и впервые показанных в Берлине в 1913-м. Делоне выбирает знаковый мотив европейской художественной традиции, окно, но приходит к формальному решению, в котором оптический эффект, явно преобладает над содержанием. «Эйфелева башня — Парижский сувенир», как гласит надпись внизу, — превратилась в призрак, едва различимый в сетке квадратов, из которых состоит композиция. Граненые поверхности и решетки, типичные для кубизма, здесь дополнены цветовым ритмом. Кубики окрашены в прозрачные и яркие тона цветовой призмы: «симультанные» цвета, как назвал их сам художник, обращаясь к разработанной неоимпрессионистами теории контрастов и оптического смешения.
Очевидное невероятное: что нужно знать об абстрактном искусстве
Стиль жизни
Абстрактная живопись считается одной из самых естественных форм визуального самовыражения, так как позволяет художнику свободно раскрывать персональное видение мира и без нужды заключать его в формы объективной реальности.
Откуда взялась эта смелая манера, кто создал главные шедевры и как в простых словах блеснуть знаниями об абстрактном искусстве в светской беседе — предлагаем узнать из краткого гида в пяти пунктах.
Работа Марк Ротко в музее
Факт #1. Абстрактное искусство отображает эмоции, а не реальность
Художники абстракт-арта используют язык форм, цветов, линий и фигур для передачи чувств и переживаемых эмоций, что, в свою очередь, провоцирует появление собственных эмоций у зрителя, разглядывающего полотно. Абстрактное, или, как его еще называют, беспредметное, искусство зародилось в Европе и США на рубеже XIX и XX веков в пику классическому и традиционному, ориентированному на реалистичное отображение окружающей действительности в живописи и скульптуре. Новая арт-манера в среде художников интерпретировалась как «чистое искусство», поскольку в полной мере воплощала идею художника, в отличие от натуралистичного (то есть понятного публике) копирования объектов окружающего мира.
Квадраты с концентрическими кругами, Кандинский, 1913
Одна из основных целей абстракционизма — гармоничное изображение цветовых сочетаний и геометрических форм, передающее полноту и завершенность композиции. Характер художественного языка основан на авторском представлении самых сокровенных мыслей в виде безгранично творческого изображения эмоций, воспоминаний, внутренней борьбы, духовных убеждений на холстах или в скульптурах.
Поскольку почти все, что может быть интерпретировано буквально, на таких картинах отсутствует, зритель получает возможность использовать личный опыт, чтобы оживить полотно. Это делает абстрактную живопись очень субъективной и объясняет, почему вы и ваша подружка имеете кардинально противоположные мнения о картине, у которой вы не можете сдержать слез, в то время как она потешается, что «трехлетняя племянница Маринка нарисовала бы такое одной левой».
Факт #2. Первую абстрактную картину написал русский художник
Ив Сен-Лоран создал несколько шерстяных мини-платьев с принтом на основе картин Пита Мондриана
Годом рождения абстракт-арта считается 1910-й, когда русский художник Василий Кандинский, будучи в Германии, создал первую абстрактную акварель, которая сейчас находится в Национальном музее Грузии.
Тем самым он открыл абстракционизм для мирового искусства и, по его собственному мнению, приравнял живопись к музыке, наделив визуальное воплощение свободой, применимой прежде лишь к звуковым сочинениям.
Среди первых значимых абстракционистов исследователи называют также автора «Черного квадрата» Казимира Малевича и голландца Пита Мондриана с его разноцветными решетчатыми матрицами. Развитие абстрактной живописи впоследствии объединило многие направления, включая фовизм, орфизм, кубизм, супрематизм, экспрессионизм.
Важным для абстрактного искусства является отказ от трехмерной перспективы, которая встречается как в фовизме, так и в орфизме. Фовизм изображает конкретные объекты в интенсивных произвольных цветах, в то время как орфизм характеризуется яркими пятнами, а не фигуративными воплощениями. Например, Анри Матисс был знаменитым фовистом, и его работа «Зеленая полоса» (портрет жены художника на фоне разноцветных блоков) демонстрирует характерный стиль направления. Чтобы узнать больше о принципах орфизма, стоит обратиться к творениям Роберта Делоне и Джорджии О’Кифф.
Анри Матисс «Зеленая полоса»
Кубизм, в свою очередь, стремился изобразить реальные объекты множеством пересекающихся плоскостей, создающих образ прямолинейных фигур, напоминающих живую натуру. Яркие примеры кубизма — ранние работы Пабло Пикассо. Русский супрематист Казимир Малевич усилил плоскостность кубизма, акцентируясь в своих работах на цветных геометричных фигурах на чистом белом фоне.
Для абстрактных экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Принцип выражения здесь преобладает над изображением, а работы передают непосредственные действия живописцев, будь то разбрызгивание краски по полотну, чем увлекался Джексон Поллок, или агрессивные мазки Виллема де Кунинга. Как и другие абстрактные живописцы, эти художники подчеркивали важность цвета и то, как творчество согласуется с их собственными эмоциями, выражаясь в силуэтах и форме.
Факт #3. Нейроэстетика подтверждает ценность абстрактного искусства
Наука, придуманная в 1990-х нейробиологом Семиром Зеки и официально признанная в 2002-м, занимается внедрением научной объективности в понимание искусства.
Ряд нейроэстетических исследований, изучающих связь между объектами, изображенными в картине, и последующим воздействием на мозг, обнаружил, что человеческое сознание распознает замысел произведений абстрактного искусства и намерение художника, сподвигнувшее его на конкретное произведение. Таким образом, даже если вы думаете, что линии и цветные квадраты на картинах Мондриана ни о чем вам не говорят, подсознательно вы считываете заложенную в них информацию.
В исследовании, проведенном Анджелиной Хоули-Долан, группа добровольцев рассматривала пары картин: одна из «дуэта» была творением известного абстракциониста, а другая — рисунком любителя или каракулями шимпанзе. В испытании было установлено, что большинство предпочитает работы настоящих художников, что дает ученым основание полагать, что зритель способен ощущать и ценить самую что ни на есть абстрактную идею художника, выражаемую на картине.
Факт #4. Знаменитым абстракционистам часто выпадают трагические судьбы
Джексон Поллок и его картина
Американский художник Джексон Поллок, один из пионеров абстракт-арта, устроивший настоящую революцию в мире искусства своими «капельными» картинами и гигантскими холстами, боролся с алкоголизмом большую часть жизни, вплоть до дня смерти, угодив в аварию в предсказуемо нетрезвом состоянии.
Марк Ротко, еще одна значительная фигура абстрактного экспрессионизма (тоже, кстати, русский эмигрант), покончил жизнь самоубийством в собственной студии, устав сражаться с нездоровьем и разваливающимся браком. Таким образом, можно предположить, что смутное прошлое способствует мощи работ художника и их славе в долгосрочной перспективе.
В 2006 году холст Поллока «№ 5, 1948», покрытый растекшимися каплями коричневой и желтой краски, был продан голливудским магнатом Дэвидом Геффеном мексиканскому коллекционеру Давиду Мартинезу за 140 млн долларов США, став одной из самых дорогих картин в истории живописи.
Факт #5. Шедевры абстрактного искусства — отличная инвестиция
Василий Кандинский — Композиция VII
Если вы не располагаете бюджетом для приобретения работ Ротко или Кандинского, не беда. Покупка оригинального современного (читай: вневременного) произведения искусства от пока что не знаменитого, но дико талантливого автора придаст вашей гостиной дополнительное измерение и энергию.
Размер, цвета, формы, линии и текстура картины — вот моменты, которые надо иметь в виду, выбирая шедевр, чтобы украсить жилище и удивлять гостей. Кто знает, может быть, ваши внуки выставят эту картину на Сотбис за миллионы покруче, чем удалось собрать забрызганному краской холсту Поллока.
Smirnova Natasha
Теги
- искусство
- Мода
Абстрактное искусство в антикварной галереи
История развития
Первыми работами в данном стиле можно считать доисторическую наскальную живопись, представленную геометрическими орнаментами, обнаруженную в Южной Африке. Возраст этих рисунков – порядки 70 тыс. лет. Во времена позднего палеолита искусство было широко представлено абстрактными изображениями, отражающими религиозные верования той эпохи. Подобные символы можно встретить в каждой мировой культуре.
До конца XIX столетия в живописи прослеживается тенденция сохранения принятых канонов классического реализма в сочетании с академизмом.
Их ключевое направление характеризуется стремлением отобразить, передать объект как можно более точно и реалистично. Ближе к ХХ веку ситуация меняется. Главенство строгого академического стиля было нарушено взрывным импрессионизмом. До первой трети нового столетия сформировались направления, которые затем переросли в течения абстрактной живописи. Мастерами, работающими в данном жанре, были выработаны новые, характерные приемы работы.
Европейский абстракционизм стал развиваться с появлением супрематизма и футуризма, напрямую связанных с деятельностью Малевича и Кандинского. Импрессионизм был первым течением, в котором нашел проявление отказ от строгих традиций академизма. Работы К. Моне считаются первыми попытками выделения абстракционизма в отдельное направление. Огромное влияние на формирование жанра в конце XIX-начале ХХ века оказал стиль арт-нуво.
Главными канонами абстракционизма становятся цвет и форма. На них смещается основной акцент, каноны в отношении реалистичности картины остаются в прошлом.
Немецкий экспрессионизм закрепил данный базис в качестве краеугольного камня. Идейной основой абстракционизма становится книга Кандинского «О духовном в искусстве». По мнению известного художника, картина не может анализироваться интеллектуально, ее следует воспринимать эмоционально, чувствовать цвета. Кандинский был сверхчувствителен к цвету, в силу чего в своих работах он уделял главное внимание оттенкам, цветопередаче. По его словам, при попытках воспринимать абстрактную живопись с чувственной стороны творение художника никогда не станет банальной декорацией. Философия всего направления, как считал Кандинский, заключена в работах Блаватской, Штейнера.
По середину XX столетия новые веяния современного искусства рождались в Париже. После окончания военных действий центральную доминанту занял Нью-Йорк.
Разновидности абстракционизма
По мере развития абстракционизма стали зарождаться новые направления данного стиля:
· Лучизм. Зародился на заре XX ст. Главные черты – игра со спектром цветов, переосмысленная светопередача.
Стержнем работ художников, создающих картины в данном направлении, стала идея, что видимые человеком предметы являются восприятием органами зрения лучей, исходящих от светового источника.
· Супрематизм. Широкое развитие получил на заре XX ст. Основателем течения считается К. Малевич. Базисом композиции становятся геометрические фигуры, линии, яркие, насыщенные оттенки и асимметрия. Направление стало демонстрацией особенностей русского авангарда, проявляемого в творениях Пуни, Поповой, Родченко и др.
· Для русского супрематизма характерно значительное влияние достижений античного и византийского периода.
· Неопластицизм. Ответвление абстракционизма, появившееся в Нидерландах в первых десятилетиях XX ст. Ключевыми элементами изображения становятся разные по размеру и цветовой гамме квадраты, прямоугольники. Одним из известнейших представителей течения является Модриан.
· Орфизм. Французское ответвление, появившееся в начале XX ст. Главным стремлением художников-орфистов стала связь живописи с музыкой, оттенки (цвета) передаются с помощью законов музыкальных ритмов.
Орфизму свойственна асимметричность, криволинейность, контрастность.
· Ташизм. Западноевропейское и американское направление середины ХХ в. Характерной особенностью направления является отказ от воссоздания реальных образов, картины создавались с использованием ярких цветовых пятен, бесформенных мазков и линий. Ташизм стал прямым воплощением спонтанности, выполненной без определенного плана.
· Абстрактный экспрессионизм. Представители течения, получившего распространение в целом ряде стран, отрицали четкую геометрию. На картинах преобладали точки, штрихи, прямые, кривые. Экспрессионизм строится на эмоциях, передаче мимолетных чувств, в силу чего в работах преобладают исключительно яркие краски.
· Оп-арт. Один из подвидов авангарда, известный под названием «оптического искусства». Его характерная особенность заключается в использовании оптических иллюзий, цикличных геометрических узоров, монохромных изображений. Движение не имело особой популярности, в силу чего в 70-х гг.
прошлого века трансформировалось, слившись с иными направлениями.
Дальнейшее развитие постмодернизма стало причиной распада течения на местные школы, это произошло в середине прошлого века.
Особенности
Ключевой стержень абстракции заключается в утверждении важности формальных атрибутов живописи, которые по значимости приравниваются к форме, цвету, изобразительным характеристикам объекта.
Классификация позволяет обозначить следующие виды абстрактной живописи:
Криволинейная
Связана с кельтскими мотивами, широко использующими абстрактные атрибуты: линии, узоры, символы, имеющие определенный смысл. Кельтский орнамент присутствовал во многих культурах в течение прежних веков. Также мотивы прослеживаются и в западноевропейской культуре. XIX-XX ст. даже отметились появлением движения, агитирующего за восстановление кельтской культуры как элемента стиля модерн. Абстрактные узоры, имеющие преимущественно криволинейные формы, присутствуют также в исламском искусстве.
Цветовая
Наблюдается в трудах Моне, Тернера. Посредством цветов они успешно сепарируют искусство с реальностью. Ярким краскам придается большее значение, нежели реалистичности изображаемого объекта. Типичным примером направления выступает стиль пэчворк. Как отдельное течение цветовая абстракция оформилась в середине XX столетия благодаря трудам Ротко.
Геометрическая
Разновидность интеллектуальной абстракции, сформировавшейся на рубеже XX ст. Его ранней формой принято считать аналитический кубизм, не принимающий линейную перспективу и иллюзию глубины пространства, сконцентрированный на плоскостном изображении объектов. Данная разновидность абстракции также называется беспредметным искусством.
Эмоциональная
Направление, представляющее собой сочетание нескольких стилей, уходящее в натурализм. Желание художников передать объект натурально и реалистично достигается благодаря свету и оттенкам, выбранным для написания полотен. В противоположность геометрической абстракции, выступающей против академизма и природности, данное направление нередко уводит в натурализм.
Эмоциональная абстракция сформировалась под влиянием органической абстракции, а также сюрреализма.
Жестикуляционная
Разновидность абстрактного экспрессионизма. Основной упор при написании полотна делался не на его содержании, а на способе его создания. Написанные в данном стиле полотна имеют характерную особенность нанесения краски – мазки наносятся быстро и прерывисто.
Минималистская
Абстракция, предпринимающая попытки вернуться к истокам авангарда. Ключевые характеристики работ – отражение форм, цветов предметов в общем, без отражения их внутреннего содержания.
Купить картину в абстрактном стиле
В наши дни течение абстракционизма не утрачивает актуальности, продолжая свое развитие в виде новых ответвлений. Оно придает особое значение цветам и форме изображаемых объектов. Базисы, заложенные в свое время самим Кандинским, продолжают развиваться в трудах более молодых представителей направления.
Абстрактное искусство XX столетия ознаменовало собой окончание эпохи преобладания натурализма, реалистичности и академизма в живописи.
Именно оно подвигло многих
живописцев, работающих в данном жанре, на смелые эксперименты относительно форм, цветов, перспективы.
Работы современных авторов, созданные в стиле абстрактного искусства, делают обстановку динамичной и неповторимой. Онлайн-магазин «Русская Антикварная Галерея» предлагает купить картины, созданные яркими представителями абстракционизма, а также современными авторами.
В нашем каталоге представлены работы, выполненные в разных техниках и направлениях стиля. Опытные консультанты ответят на все ваши вопросы относительно данного направления в живописи, а также помогут подобрать работы, отвечающие всем вашим запросам. Среди преимуществ сотрудничества с нами – доступные цены на полотна известных авторов, выгодные условия продажи, а также постоянно пополнение каталога новыми работами.
Антикварный магазин предлагает Вам выбрать картину по параметрам, обратившись к системе фильтров подбора в разделе Купить картину.
Золотой век абстракции: прямо сейчас — ARTnews.
comЗаманчиво рассматривать 1912–25 и 1947–70 годы как два золотых века абстрактного искусства и чувствовать, что нынешнее возрождение абстракции — не более чем серебряный век. Но настоящее всегда обманчиво: их современникам не было очевидно, что Малевич, Мондриан и Поллок были теми гигантами, какими они кажутся нам в ретроспективе. Дело в том, что сегодня создается огромное количество хороших абстрактных произведений искусства, и лучшие из них ничуть не хуже лучших абстрактных произведений прошлого. Золотой век абстракции — 9 лет.0003 сейчас .
Музеи и художественные центры в последнее время проявляют значительный интерес к абстрактному искусству, прошлому и настоящему. В прошлом году МоМА открыл выставку «Изобретая абстракцию, 1910–1925»; Гуггенхайм предложил «Искусство другого рода», сравнивая американскую и европейскую абстракцию 1950-х годов; «Уничтожьте картину» в Музее современного искусства в Лос-Анджелесе исследует увлечение грязными, состаренными материалами среди художников той же эпохи; Музей современного искусства Монреаля проследил впечатляющую историю канадской абстракции с 1939; галерея «Хантер-колледж/Таймс-сквер» представила «Концептуальную абстракцию» — обзор (который я курировал вместе с Иоахимом Писсарро) 20 художников-абстракционистов, получивших известность в Нью-Йорке в 1980-х годах; и MUDAM (Музей современного искусства) в Люксембурге собрал 23 современных европейских художника в «Les Détours de l’abstraction».
Как понять всю эту активность в искусстве, объявленном мертвым 40 лет назад? Я считаю, что наиболее полезным способом понимания абстракции является не ее формальная эволюция (которая ни в коем случае не соответствует любимым теоретиками линейным моделям), а ее тематическое содержание. Формальные качества абстрактной картины или скульптуры значимы не сами по себе, а как часть экспрессивного сообщения произведения. Художники работают, возрождая и трансформируя архетипы из бессознательного современной культуры. Таким образом, самые полезные вопросы, которые можно задать о современной абстрактной живописи или скульптуре, таковы: какие темы и формы она заимствовала из традиции современного искусства? Как они были изменены? И как художник использовал их для выражения социального, политического и духовного опыта нашего времени?
Абстрактное искусство можно разделить на шесть основных категорий.
Три отвечают природе: космология, ландшафт и анатомия. И три откликаются на культуру: ткани, архитектура и вывески. Эти категории не исключают друг друга. Часто бывает, например, что космологические образы включают анатомические образы или образы, навеянные узорами ткани, включают нарисованные или письменные знаки.
1. Космологии
Семиконечная звезда Криса Мартина для Исаака Хейса , 2009, затрагивает космологию и технологии. ПРЕДОСТАВЛЕНО MITCHELL-INNES & NASH, НЬЮ-ЙОРК.
Космологическая образность в современном искусстве принимает три основные формы: сферы, орбиты и созвездия. Сферы и орбиты в работах художников-первопроходцев-абстракционистов, таких как Александр Родченко и Любовь Попова, отражали одержимость русского авангарда космическими путешествиями как аллегорией революции: космонавт покинул испорченный старый мир, чтобы построить рациональную утопию в открытом космосе. .
Еще один вид космологических изображений появился в 1920-х годах: созвездие или звездная карта, состоящая из множества точек, соединенных линиями.
В конце 1940-х Поллок взял неподвижные созвездия и привел их в движение в таких картинах, как « Отражение Большой Медведицы » (1947). И статическая, и подвижная версии мотива играют важную роль в современной абстракции.
Для парижских сюрреалистов точечно-линейный мотив звездной карты был значим как пример того, как из случайных событий (случайного распределения звезды на ночном небе). Однако для современной аудитории тот же формальный мотив, скорее всего, будет восприниматься не как буквальное созвездие, а как более абстрактный образ сети.
Подобные клеткам «созвездия» Криса Мартина напоминают об эпохе Интернета с ее обещанием полной связи и угрозой непрекращающейся слежки. Причудливая, ручная фактура его картины со сферами из папье-маше, появляющимися в каждом узле, подтверждает ценность ущербного человечества над бесшовной паутиной технологий. Картины Джулии Мерету также трансформируют значение ее источников. В то время как закрученные созвездия Поллока казались своей первоначальной аудитории образами юнгианского бессознательного, сетки и полосы Мехрету, перемежающиеся движущимися толпами и клубами дыма, выражают динамизм и суматоху мировой экономики.
Среди современных художников Дэвид Роу сочетает орбитальные образы с кристаллическими формами, меняя его значение с социального и утопического на духовное и трансцендентное. Среди других художников-абстракционистов, использующих космологические образы, — Олафур Элиассон, Иоле де Фрейтас, Билл Комоски, Альберт Олен, Мэтью Ричи, Питер Шайфф и Кристофер Вул.
2. Пейзажи
Картина Аниша Капура Cloud Gate , 2004 год, в чикагском Миллениум-парке отражает и искажает окружающий пейзаж.ПИТЕР Дж. ШЛЮЦ/ПРЕДПОЛАГАЕМ ГОРОДА ЧИКАГО И GLADSTONE GALLERY, НЬЮ-ЙОРК И БРЮССЕЛЬ.
Полвека назад, в февральском выпуске ARTnews за февраль 1961 года историк иконоборческого искусства Роберт Розенблюм ввел термин «абстрактное возвышенное», чтобы описать то, как картины Клиффорда Стилла, Марка Ротко и Барнетта Ньюмана призывают к возникает ощущение необъятности и могущества природы, сравнимое с пейзажами таких художников-романтиков, как Дж.
М.У. Тернер и Каспар Давид Фридрих. В то время как возвышенное может быть не в моде, ссылки на природный ландшафт сохраняются в современной абстракции.
Огромная популярность монументального Cloud Gate Аниша Капура может быть связана с галлюцинаторным впечатлением, которое он производит, будто небеса спустились на Землю. В то же время зеркальная кожа скульптуры, напоминающая полированные бронзы Бранкузи, помещает ее в авангардную традицию искусства, активно взаимодействующего со своим зрителем и окружающей средой. В центре Чикаго посеребренная скульптура Капура, кажется, впитывает, концентрирует и переизлучает сущность великого американского мегаполиса.
Конечно, абстрактное искусство не обязательно должно быть монументальным, чтобы вызывать ассоциации с природой. Дэвид Рид растушевывает свои жесты кистью с такой точностью, что это напоминает клубящиеся облака над западным пейзажем. Абстрактные картины Герхарда Рихтера светятся тем же влажным мерцающим светом, что и его картины с изображением немецкой деревни.
С другой стороны, Мэри Хейлманн использует непрозрачные цвета и грубую кисть, чтобы избежать намека на иллюзионизм. Тем не менее, барочные повороты и повороты ее сложенных полос в картине, подобной
3. Анатомия
Джонатан Ласкер The Quotidian and the Question , 2007, предлагает анатомические структуры.
ПРЕДОСТАВЛЕНО CHEIM & READ, НЬЮ-ЙОРК.
На полотнах Джонатана Ласкера тонко нарисованные декорации и воображаемые пейзажи заняты задумчивым присутствием, наложенным толстыми мазками импасто. Эти «присутствия» обычно принимают форму P-образных конфигураций, предполагающих массивные головы, которые противостоят друг другу, как призрачные глазные яблоки и усеченные ступни покойного Филипа Гастона.
Однако абстрактные анатомии современных художников редко соответствуют изображению человеческого тела в целом. Вместо этого их работа имеет тенденцию намекать на отдельные части тела, внутренние органы или «отвратительные» вещества, выделяемые организмом. Шедевр скульптора Тима Хокинсона представляет собой огромную инсталляцию из плавающих мочевых пузырей, соединенных длинными кишечными трубками, под соответствующим названием 
Оставив знакомое тело далеко позади, Ингрид Каламе изображает вселенную капель, пятен и пятен, их жалкие ассоциации компенсируются яркими, нелепыми цветами. На первый взгляд кажется, что мотки и лужицы цвета Каламе, должно быть, свободно капали на холст в стиле Поллока. Тем не менее, кажущаяся плавность ее работы является результатом кропотливого процесса отслеживания маркировки, найденной на тротуарах, полах и улицах. Эти рисунки на полупрозрачной бумаге архивируются, а затем располагаются слоями для создания новых композиций.
Мы также можем найти более или менее телесные образы в абстрактных картинах и скульптурах Гада Амер, Росс Блекнер, Чакайя Букер, Сесили Браун, Лидия Дона, Кристиан Эккарт, Маргарет Эванджелин, Эллен Галлахер, Шарлин фон Хейл, Рози Кейзер, Джайлз Лайон, Томас Нозковски, Рокси Пейн, Моник Прието, Мартин Пурье, Урсула фон Райдингсвард, Джеймс Сиена и Марк Дин Века.
4. Ткани
Работы Валери Жодон, вышедшей из движения «Узор и украшение», оставались в высшей степени абстрактными, но намекали на повторяющиеся узоры ткани или обоев, как в 9.
0003 Около , 2012 г.ПРЕДОСТАВЛЕНО ХУДОЖНИКОМ И ГАЛЕРЕЕЙ VON LINTEL, НЬЮ-ЙОРК.
Переходя от естественных к искусственным моделям для абстракции, ткань стала важным источником вдохновения. На протяжении большей части 20-го века художники-абстракционисты-мужчины отвергали сравнения своих картин с декоративными тканями. Однако в 1970-х годах женщины-художницы, такие как Мириам Шапиро и Джойс Козлофф, решили переосмыслить декор и использовать его в качестве отправной точки для нового, феминистского способа абстракции. Художники (как мужчины, так и женщины) движения «Узор и украшение» часто включали репрезентативные и архитектурные элементы в свои ярко окрашенные композиции.
Из художников, вышедших из этого движения, Валери Жодон остается одним из самых строго абстрактных художников. В своих последних работах она почти исключает цвет, используя только черно-белую или белую краску на голом коричневом белье. Но она сочетает эту строгую палитру с чувственным обилием узора, сковывающим и дразнящим разум, как резное деревянное панно из Альгамбры.
Ее проекты предполагают повторяющиеся узоры ткани или обоев, но никогда не превращаются в закономерность.
В 19В 70-х годах некоторые американские художники, такие как Ким МакКоннел, смотрели на африканские ткани как на образцы непринужденной геометрии. Сегодня сами африканские художники завоевывают признание как блестящие новаторы. Возьмем, к примеру, абстрактные гобелены Эль Анацуи, представленные в ретроспективе, которая продлится до 4 августа в Бруклинском музее. Гобелены Анацуи собраны из сотен или тысяч кусков металлического лома — колпачков, лент, оберток и этикеток, украшающих бутылки и другие предметы, которые можно найти на рынке или на свалке в Западной Африке. Мерцающее золото и серебро работ Анацуи создают образ праздничного великолепия. Драпированные и сложенные, а не подвешенные к стене, эти гобелены бросают вызов нашим представлениям об обязательной плоскостности абстракции. Другие современные абстракционисты, работающие с образами ткани и декоративными узорами, включают Линду Бесемер, Бернарда Фризе, Ричарда Калину, Райана МакГиннесса, Беатрис Мильхазес, Шона Скалли, Фрэнка Стеллу, Филипа Тааффе и Адриану Варежао.
5. Архитектуры
Архитектурные сооружения дополняют картины Питера Галлея, например, Accretive Cognition , 2010.© PETER HALLEY/COURTESY MARY BOONE GALLERY, НЬЮ-ЙОРК.
Картины Питера Галлея, положившего начало движению Нео-Гео в 1980-х годах, одержимо сосредоточены на мотиве прямоугольной камеры, напоминающей дом, тюрьму, компьютерный чип или механизм. Опираясь на узкую полосу земли или пола, конструкция подключена к окружающей среде с помощью каналов, которые проходят через землю или поднимаются в небо, соединяя ее в невидимую городскую сеть. Вместо убежища клетка становится символом постмодернистского «я»: изолированного, обездвиженного и под наблюдением. Чистое оптическое качество 19Модернизм 60-х уступает место в работах Галлея чистилищу цветов Day-Glo и текстур номеров мотелей: ярких, угрожающих и странно соблазнительных. Другая художница, Сара Моррис, использует наклонные сетки и пульсирующие цвета, чтобы передать ошеломляющую путаницу, характерную для зеркальных фасадов корпоративного модернизма.
В то время как Галлей и Моррис предлагают большие аллегорические утверждения о современном обществе, Рэйчел Харрисон говорит о сфере личного опыта. Ее скульптуры часто включают в себя балки, перемычки и молдинги, встроенные в цемент, или куски гипсокартона, скрепленные в рыхлую сетку, в сопровождении игрушек, фотографий в рамках и других предметов домашнего обихода. Произведения кажутся обломками домов, разрушенных стихийными бедствиями или изношенных повседневной жизнью. И все же есть что-то странно веселое в разрушенных архитектурах Харрисона, даже когда они не окрашены в цвета начальной школы, которые она часто предпочитает. У них есть своего рода мужество, как будто они полны решимости продолжать, несмотря ни на что. (В самой последней работе Харрисона архитектура превратилась в анатомию, поскольку ее сложенные формы начинают напоминать живых существ.)
Архитектурные конструкции также играют важную роль в абстрактных работах Джона Армледера, Фрэнка Бадура, Гельмута Федерле, Лиама Гиллика, Гильермо Куитки, Шерри Левин, Дэвида Новрос, Дорис Сальседо, Эндрю Спенса, Джессики Стохолдер, Сары Сзе, Фиби Уошберн, и Рэйчел Уайтред.
6. Знаки
В Untitled , 2010, Уэйд Гайтон обновляет абстракцию, устраняя руку художника, используя цифровые принтеры вместо трафаретов.ФОТО LAMAY / ПРЕДОСТАВЛЕНО ХУДОЖНИКОМ И PETZEL, НЬЮ-ЙОРК.
Вывески стали важным элементом современного искусства с 1911 и 1912 годов, когда Пикассо и Брак вставляли трафаретные буквы и обрывки газет в свои кубистические картины. Но изображения флага, карты и цифр Джаспера Джонса 1950-х и начала 1960-х годов инициировали революционную трансформацию характера живописи. Его трафаретные буквы и регулярные сетки стали передавать бессмысленность, а не смысл. Они не выражали эмоций; они подавляли это. Так или иначе, его работа стоит за большей частью самого важного искусства 19 века.60-е, от монохромов Фрэнка Стеллы и Брайса Мардена до минималистичных коробок Роберта Морриса и Дональда Джадда.
Пятьдесят лет спустя Джонс продолжает оказывать решающее влияние на абстракцию. Уэйд Гайтон, показанный в прошлом году в Уитни, обновляет числовые картины Джонса, устраняя руку художника, используя цифровые принтеры вместо трафаретов.
Настойчивые крестики Гайтона кажутся не столько метками, сколько аннулированием, отказываясь обозначать, а затем растворяясь в пустоте.
Картины Марка Брэдфорда напоминают гигантские компьютерные экраны, которые сложные полицейские управления используют для наблюдения в режиме реального времени за дорожным движением, преступностью и авариями, с данными, наложенными на городские сетки. Но в отличие от мерцающих пикселей на экране компьютера изображения Брэдфорда имеют реальное содержание. Как и Каламе, он работает с бумагами и материалами, собранными на улицах Лос-Анджелеса, измельчает и состаривает их, а затем накладывает на них свои композиции. Мощное сочетание изображений и материалов Брэдфорда передает опыт одновременной жизни в параллельных вселенных информации и ощущений.
Другие художники, использующие письменный язык или форматы, напоминающие карты и диаграммы, включают Ай Вэйвэя, Мела Бохнера, Дэвида Диао, Кайо Фонсека, Кармелу Гросс, Гу Венду, Дженни Хольцер, Возен Ворке Косроф, Гленна Лигона, Тацуо Миядзиму, RETNA, Джоан Снайдер, Сюй Бинг, Стивен Вестфолл, Терри Уинтерс и Хоссейн Зендоруди.
Письменный язык, в частности, кажется, обладает международным потенциалом.
В конечном счете, эволюция абстрактного искусства — как и эволюция современного искусства в более широком смысле — была серией ответов на жизненный опыт 20-го и 21-го веков. Как утверждает Галлей в блестящем 1991 эссе, абстракция перед Второй мировой войной во многом была вдохновлена утопической верой в то, что рациональная технократия (то есть социализм) создаст лучший мир. Технократический идеал нашел свой самый мощный символ не в розовощеких тружениках соцреализма, а в геометрической абстракции. После разрухи Второй мировой войны и разоблачения ужасов сталинской России геометрия больше не могла функционировать как образ утопии. Сменив полярность, он стал вместо этого символом отчуждения.
Большая часть современного искусства — не говоря уже о художественной литературе, кино и телевидении — отражает видение мира, в котором человек оказывается бессильным из-за анонимных правительственных учреждений, гигантских корпораций и оглушающей массовой культуры.
Полезно помнить, что это кошмарное видение само по себе является романтическим стереотипом, игнорирующим положительные аспекты постмодернистского общества. С 1980 года число людей, живущих в условиях крайней нищеты, резко сократилось как в процентах от населения мира, так и в абсолютных цифрах. Основная причина заключается в глобализации экономики, которая создала миллионы рабочих мест на фабриках в бывшем третьем мире, подняв рабочих от голода в сельской местности к средствам существования в городах. Некоторые из самых интересных художников-абстракционистов сегодня, такие как Анацуи и Мехрету, чьи работы реагируют на эту трансформацию, либо заново изобретая традиционные искусства для глобального мира искусства, либо создавая визуальные аллегории социальных изменений, которые уводят нас за пределы старого капитализма-социализма. разделять. В 2013 году, как и в 1913, абстракция — это то, как мы думаем о будущем.
Пепе Кармель — адъюнкт-профессор истории искусств Нью-Йоркского университета.
Краткая история абстрактного искусства
Василий Кандинский, Первая абстрактная акварель (1910 г.)Чтобы понять эволюцию художественного направления, разнообразие стилей художников и их влияния, нужно оглянуться назад. Здесь основное внимание уделяется абстрактному искусству: Artsper подводит итоги его истории, чтобы вы могли прочитать его перед следующей выставкой!
Восточноевропейское начало
Абстрактное искусство зародилось в начале 20 века. В это время художественный ландшафт преимущественно состоял из фовизма, кубизма и фигуративного экспрессионизма. Этот вид искусства отличается свободой цвета, форм и, конечно же, сюжетом. Настолько, что мало-помалу от изобразительного аспекта полностью отказались чисто ради формы. Смелость и эксперименты с цветом характеризуют этот период, когда художники начали освобождаться от ограничений академических кругов.
Франтишек Купка, Комплимент (1912) Трудно определить начало абстрактного искусства.
На самом деле, мы можем видеть, как одновременно появляются разные художники с разными стилями, каждый из которых привносит свой личный подход к определению того, что составляет «абстрактное». Но если в качестве даты начала абстрактного искусства нужно указать , то 1910 год можно согласовать (почти) единогласно.
Эта дата совпадает с датой первой абстрактной акварели Василия Кандинского. Русский художник, связанный с авангардным движением в Восточной Европе, был первым художником, который не использовал формальную композицию. Вот как было определено абстрактное искусство: как искусство, не отображающее реальность. Это искусство концентрируется на цветах и формах, свободных от обычных предметов или объектов из внешнего мира.
Рациональность и выразительность
Казимир Малевич, Черный цвет на белом фоне (1915) Абстрактное искусство можно условно разделить на две идеи. С одной стороны, это поиск рациональности и независимого порядка от внешней реальности.
С другой стороны, это развитие символической функции цвета, ритмичности форм и их независимости от предмета. Такие художники, как Кандинский, Купка и Делоне, находят в своей разнообразной цветовой гамме широкий спектр эмоций. Ярко-красные или темно-синие на холсте производят на зрителя определенное впечатление, сообщая об определенном душевном состоянии.
Различные виды абстрактного искусства
Джексон Поллок, Осенний ритм (номер 30), 1950 Абстрактное искусство было богатым движением, которое быстро разделилось на подкатегории с точными кодами. Кандинский был представителем лирической абстракции. В основе его интересов лежала сила эмоций и влияние гнева на человека. Малевич представлял супрематизм, движение, которое стремилось к чистой изобразительной чувственности и где формам и цветам предоставляли возможность говорить сами за себя. Работы Малевича были более геометрическими и менее красочными, чем работы Кандинского, которые можно сравнить с вихрем форм и красок, но все же тщательно организованным.
Что касается Пита Мондриана, то с его квадратами основного цвета и черными линиями он проложил путь почти к геометрическому абстрактному искусству. Также следует отметить развитие орфизма. Этому способствовали Делоне, которые использовали резкие цвета и округлые формы, чтобы покрыть весь холст. Эти различные тенденции были почти одновременными и продолжались до 19 века.30 с.
6 19123
Внедрение абстрактного экспрессионизма
В 40-х и 50-х годах сформировалось новое движение абстрактного искусства, инициированное американцами: оно было названо абстрактным экспрессионизмом. После Второй мировой войны этот новый стиль буквально вторгся в художественный ландшафт. Такие фигуры, как Джексон Поллок и Виллем де Кунинг, оставили свой след и до сих пор остаются одними из самых востребованных на рынке. Даже в абстрактном экспрессионизме в зависимости от художника используется несколько разных терминов.
Виктор Вазарели, Марсан 2 – 1964 – 1974 Поллок, например, представляет картину действия.
Для этого стиля характерны энергичные движения живописца. Художник взмахивает краской по холсту, создавая брызги («пятна»), которые постепенно формируют произведение. Здесь в центре художественного процесса стоит физический акт художника, а не предмет картины. Живопись цветового поля (большие области яркого цвета) используется такими художниками, как Ротко Клиффорд Стилл, выступающими за расширение возможностей беспредметного цвета.
Начиная с 1960-х годов возникли два основных новых направления: оптическое искусство (или оп-арт) и минимализм. Венгр Виктор Вазарели является отцом оп-арта, искусства, интересующегося оптическими эффектами. Художники этого направления (Хулио Ле Парк, Франсуа Морелле, Яаков Агам) играют с эффектами цвета, формы и света. В конечном итоге они создают визуальные иллюзии для зрителя. В этот же период появилось минимальное искусство, которым занимались такие художники, как Сол Левитт, Роберт Моррис и Дэн Флавин. Их девизом была экономия ресурсов. Искусство сводится к простой структуре, часто геометрической, но всегда абстрактной.
6 3003
Может быть, отец абстрактного искусства на самом деле был… матерью?
Hilma af Klint, De tio största n°3 (1907)Если Кандинского, Малевича и Мондриана считать основоположниками абстрактного искусства, то история остается окруженной тенями, иногда проясняясь со временем. Таким образом, художник, который был бы настоящим пионером абстрактного искусства, недавно вернулся на передний план. В 1906 году шведская художница Хильма аф Клинт создала серию абстрактных картин за 4 года до акварели Кандинского. Имела ли она влияние на троих мужчин? Мог ли ее статус женщины создать против нее предубеждение или помешать ей получить признание? Или виновата только географическая удаленность Швеции. Каким бы ни был ответ на этот вопрос, новое открытие ее творчества, несомненно, следует приветствовать.
Чтобы узнать больше об абстрактном искусстве и, в частности, о его современных фигурах, взгляните на 10 художников-абстракционистов, которых вы должны знать!
Преимущества абстрактного искусства – ARTDEX
Чем ужаснее становится этот мир, тем более абстрактным становится искусство.
– Эллен Ки
Все видели абстракционизм. Каждый — от обывателя до художника-любителя и профессионального художника и известного искусствоведа — имеет свое мнение о том, нравится он ему или нет, понимает он или нет.
Абстрактное искусство, по сути, сложнее понять. Оно отличается от большинства традиционных изобразительных искусств, почти оторвано от реальности, отделено от нее — и большинство людей не всегда стремятся расшифровать его значение. Некоторых смущает отсутствие явного предмета в абстрактных произведениях искусства. Некоторые насмехаются над этим и думают, что это не стоит их внимания. Другие любопытны и очарованы его возможными скрытыми значениями и сообщениями.
Независимо от вашего впечатления от предмета, вы не можете отрицать распространенность или значение абстрактного искусства в современную эпоху.
Что такое абстрактное искусство?
Абстракция по определению означает дистанцирование идеи от ее объективных атрибутов. Это идея, которая существует исключительно как концепция, независимая от какого-либо реального представления.
Абстрактное искусство, таким образом, есть искусство, дистанцированное от объективного, реального мира. Это художественный стиль, в котором используются форма, цвет, форма и линии для создания результата без точного визуального представления в реальном мире. Другими словами, абстрактное искусство — это уход от реальности.
В то время как в реалистичных произведениях искусства вы понимаете, на что смотрите (по крайней мере, на поверхность) — например, замок, прекрасную девушку, стадо овец или лодку, дрейфующую по озеру — абстрактное искусство не иметь четко определенный предмет. Он не опирается ни на какие известные нам визуальные отсылки.
В голубом , картина Василия Кандинского | Источник изображения: Fineartamerica.comИстория абстрактного искусства
Трудно определить точное начало движения абстрактного искусства. Никто не может назвать произведение искусства или даже «отца-основателя» стиля, потому что к началу 20-го века было много произведений искусства, которые были в некотором роде абстрактными.
Например, 9«0003 Картина с кругом» (1911) русского живописца Василия Кандинского можно считать одной из первых чисто абстрактных картин. Однако эксперты утверждают, что истоки абстрактного стиля можно найти даже в работах Джеймса Макнейла Уистлера и Клода Моне, в первую очередь в « Ноктюрне в черном и золотом» Уистлера — «Падающая ракета» (1875).
Пик абстрактного искусства пришелся на 1950-е, 60-е и 70-е годы, когда в Нью-Йорке появилось целое поколение абстрактных экспрессионистов послевоенной эпохи, таких как Джексон Поллок, Ли Краснер, Виллем де Кунинг, Марк Ротко, Франц Клайн. , и другие. Для абстрактного экспрессионизма характерны штриховки и жесты, а также спонтанные (чаще кажущиеся спонтанными) мазки. Предпочтение отдавалось почти бессознательному способу творчества; акцент делался на эмоциях, настроении и отрыве от реальности, а не на художественных «установленных правилах» или традиционных приемах.
Абстрактное искусство против. Реальность
Интересное представление сформулировано о назначении абстрактного искусства.
Две золотые эры абстрактного искусства были между 1912 и 1925 годами, а затем между 1947 и 1970 годами. Эти золотые эры были отмечены ужасными событиями в истории, такими как Великая депрессия, Первая мировая война и Вторая мировая война. В свете таких человеческих страданий, боли и запустения художникам становилось все сложнее реалистично изображать свое окружение.
Таким образом, они тянулись к абстракции, дистанцируясь от окружающих их страданий, чтобы передать свои эмоции, убеждения, принципы и память. В некотором смысле абстрактное искусство можно рассматривать как средство переваривания реальности; справляться со своими эмоциями, особенно негативными, без необходимости напрямую взаимодействовать с источником боли и ущерба. Как выразился немецкий философ Теодор Адорно, «после Освенцима не может быть поэзии», подразумевая, что мягкое, романтическое искусство не может процветать после таких ужасов человечества.
Во времена, когда кажется невозможным смотреть в лицо реальности, художники обращаются к абстрактному искусству, чтобы найти покой с собой, а также с событиями, которые мешают и ставят под угрозу нормальность нашего мира.
Абстрактное искусство меняет перспективу
Помимо того, что абстрактное искусство стало формой облегчения или даже убежищем для художников, оно стало предметом интереса в научном сообществе. В нескольких исследовательских работах изучались эффекты просмотра абстрактного искусства и его влияние на мозг и мыслительный процесс.
Основополагающее исследование под названием Объективная оценка реакции зрителя на абстрактное и фигуративное искусство на основе теории конструктивного уровня от 2020 года исследует, как абстрактное искусство влияет на мышление по сравнению с изобразительным искусством. Ученые подтверждают, что искусство может изменить то, как мы принимаем решения и воспринимаем события. Они обнаружили, что абстрактное искусство, в частности, может психологически отдалить зрителя от деталей повседневной жизни.
Вместо этого зритель сосредотачивается на более широкой картине вместе с эмоциями и концепциями, связанными с тем, где они сейчас находятся в жизни, не беспокоясь о практичности.
Что говорит нам мозг об абстрактном искусстве? Исследование 2014 года предполагает, что абстрактное искусство «освобождает наш мозг от господства реальности». Это «позволяет исследовать еще неизведанные внутренние области мозга зрителя», что означает, что зритель может подключиться к эмоциональным и когнитивным состояниям, которые у него еще не было возможности исследовать.
Репрезентативное искусство предлагает нам то, с чем мы знакомы. Напротив, абстрактное искусство не имеет непосредственно узнаваемых характеристик — исследование 2011 года говорит, что наши глаза более равномерно перемещаются по произведению искусства, когда мы ищем смысл в том, на что смотрим. Он захватывает наши умы так, как репрезентативное искусство не может.
Значение абстрактного искусства
Поскольку в абстрактном искусстве нет предметов, которые мы можем идентифицировать, его значение становится субъективным.
