Содержание

Что такое ЭКСПРЕССИОНИЗМ, определение термина в Словарь иностранных слов

Явленский регулярно показывали свои работы, сочетавшие черты югендстиля (немецкой разновидности стиля «модерн» начала века) и экспрессионизма.

Владимир Счастный, Художники Парижской школы из Беларуси. Эссе, биографии, путеводитель

У мальчика уже тогда проявилась склонность к экспрессионизму, поэтому изображение получилось далеко не благообразным.

Владимир Счастный, Художники Парижской школы из Беларуси. Эссе, биографии, путеводитель

На выставке же 1903 г., названной по-французски «Ар» («Искусство»), были представлены работы, написанные не только в стиле уже известных публике символизма и импрессионизма, но и

экспрессионизма.

Владимир Счастный, Художники Парижской школы из Беларуси. Эссе, биографии, путеводитель

Сразу можно было отличить их творчество от работ тех, кто ни разу не бывал за границей и толком не представлял, что такое экспрессионизм и кубизм.

Владимир Счастный, Художники Парижской школы из Беларуси. Эссе, биографии, путеводитель

Эстетика авангарда (футуризм,

экспрессионизм, дадаизм) совершила переворот в мировом искусстве и в культуре в целом.

А. Ю. Демшина, Визуальные искусства в ситуации глобализации культуры: институциональный аспект, 2010

Прежде всего это «живопись действия», или абстрактный экспрессионизм.

Ф. С. Капица, История мировой культуры, 2010

Бретон) и немецкий экспрессионизм.

Ф. С. Капица, История мировой культуры, 2010

Позже именно такой метод, как экспрессионизм, будет назван «искусством крика».

Л. Н. Андреев, Цветок под ногою, 2007

В архитектуре расцветает Jugendstil, а в живописи торжествует экспрессионизм.

Жан-Пьер Шевенман, 1914–2014. Европа выходит из истории?, 2013

Не важно, знаешь ты художника или нет, или не можешь отличить импрессионизм от экспрессионизма.

Роман Верховский, Охотники за первым снегом, 2014

Так, наблюдение за экспрессионизмом приводит его к выводу, что это направление является частичным возвращением к временам примитивов59.

Коллектив авторов, Эстетика и теория искусства XX века. Хрестоматия

Экспрессионизм, кубизм и т.

Коллектив авторов, Эстетика и теория искусства XX века. Хрестоматия

Экспрессионизм же как заострённое выражение авторской идеи (с помощью преувеличений, условностей, гротеска) проявился впоследствии во многих произведениях польской поэзии и прозы межвоенного двадцатилетия.

В. А. Хорев, Польская литература XX века. 1890–1990, 2009

Попытка соединить пролеткультовские концепции с художественными идеями футуризма и экспрессионизма закончилась неудачей.

В. А. Хорев, Польская литература XX века. 1890–1990, 2009

Абстрактная живопись и скульптура, импрессионизм и экспрессионизм действительно являются детищем относительно недавнего времени, но ведь ещё тысячелетия назад аналогичные неупорядоченные и неорганизованные природные творения буквально приковывали к себе внимание людей.

Г. П. Курлов, Обалденика. Книга-состояние. Фаза четвертая, 2007

Для него характерно сочетание монументальных утяжелённых форм с изощрённым украшательством, союз элементов модерна, кубизма и экспрессионизма, а также выразительные особенности технического дизайна.

М. П. Ермаков, Основы дизайна. Художественная обработка металла. Учебное пособие, 2014

Один из видных представителей экспрессионизма.

Г. Ш. Чхартишвили, Энциклопедия литературицида, 2007

Течение экспрессионизма демонстрируют колоссальную энергетику, которую невозможно объяснить лишь тщательно описывая используемые ими средства.

Коллектив авторов, Художественная аура. Истоки, восприятие, мифология, 2011

Между тем, уже к 1908 — 1909 годам относится зарождение экспрессионизма, достигшего расцвета в годы войны.

А. И. Жеребин, Абсолютная реальность: «Молодая Вена» и русская литература, 2009

Поэтому любое определение его творчества только в художественно-эстетических категориях (постимпрессионизм,

экспрессионизм и т.

В. В. Гог, Письма к друзьям

Она не стала художницей, но благодаря её поддержке получили развитие три основных направления в современной живописи и скульптуре: кубизм, сюрреализм и абстрактный экспрессионизм.

Елена Мищенко, История великих коллекций. Пегги Гуггенхейм

Перестали возникать «измы», без которых раньше живопись не могла существовать: реализм, натурализм,

экспрессионизм, импрессионизм, абстракционизм, etc. .

Сергей Фаустов, Гуманитарные эксперименты

К ним относятся не только самоутверждающая манифестация субъективности, спонтанное рождение нового экспрессионизма, пренебрежение массовой культурой, принявшей новые формы дезинтеграции, например, по географическому признаку, но и увлечённость различного рода конкурсами, призванными установить хотя бы локальные правила игры.

Сергей Фаустов, Гуманитарные эксперименты

Созревание абстрактного экспрессионизма как формы национального авангарда происходит с 1942 по 1947 год.

Е. Ю. Андреева, Всё и Ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины XX века, 2011

Интерес к искусству индейцев и юнгианский анализ образуют концептуальную основу абстрактного

экспрессионизма.

Е. Ю. Андреева, Всё и Ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины XX века, 2011

Так или иначе, абстрактный экспрессионизм входит в атмосферу газетных скандалов и вместе с ними — популярности.

Е. Ю. Андреева, Всё и Ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины XX века, 2011

Он был стойким противником «художественности» абстрактного экспрессионизма.

Е. Ю. Андреева, Всё и Ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины XX века, 2011

Экспрессионизм (выражение) — авангардистское течение в европейском искусстве, получившее развитие в конце XIX — начале XX века.

И. А. Мудрова, Художественные течения конца XIX – середины ХХ века. 24 самых известных художника, 2013

Однако сравнительно долгое пребывание абстрактного экспрессионизма на авансцене изобразительного искусства я могу объяснить только психоаналитическими причинами, заставляющими зрителя напряжённо и безуспешно угадывать в лабиринте пятен призраки фигур.

Иосиф Бакштейн, Внутри картины. Статьи и диалоги о современном искусстве

Пауле, русского немца, экспрессионизм.

Григорий Ревзин, Очень важный маршрут. «Коммерсантъ»

Экспрессионизм в философии есть единственный верный путь.

Н. А. Бердяев, Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого

Это было их первое знакомство с поп-артом, представлявшим собой полную противоположность эмоционально насыщенным картинам в стиле абстрактного экспрессионизма, к которым они привыкли.

Род Джадкинс, Искусство креативного мышления, 2015

Немецкий экспрессионизм, ярко проявившийся в кинематографе, ополчился на буржуазные традиции и стал экранной колыбелью ницшеанского сверхчеловека.

Р. М. Перельштейн, Конфликт «внутреннего» и «внешнего» человека в киноискусстве, 2015

Объединённые сочувствием к бесправным слоям общества, революционное и католическое направления словенского экспрессионизма в то же время различались по идеологии, проблематике, выбору средств борьбы с несправедливостью.

Коллектив авторов, Словенская литература ХХ века, 2014

Символическая образность и мистицизм, присущие этим стихам, перекликаются с поэзией католического экспрессионизма.

Коллектив авторов, Словенская литература ХХ века, 2014

Это в полной мере относится к такому явлению, как экспрессионизм.

Коллектив авторов, Словенская литература ХХ века, 2014

Словенскому экспрессионизму, который в основном выразился в поэзии, слабее в драматургии и почти не затронул прозу, тоже были свойственны все эти черты, но при этом экспрессионистские тенденции в творчестве некоторых словенских поэтов причудливо переплелись с отголосками модерна, с импрессионистским по духу ощущением природы, с призывами к активному изменению мирового порядка.

Коллектив авторов, Словенская литература ХХ века, 2014

Последнее, впрочем, сближало его с левым крылом немецкого экспрессионизма.

Коллектив авторов, Словенская литература ХХ века, 2014

Тауфер в словенскую разновидность экспрессионизма.

Коллектив авторов, Словенская литература ХХ века, 2014

Диапазон словенского экспрессионизма простирался от философско-католической лирики до поэзии открытого социального протеста и конструктивистских упражнений.

Коллектив авторов, Словенская литература ХХ века, 2014

Первый поэтический сборник «Печальные руки» (1922) стал одной из вершин словенского религиозного экспрессионизма.

Коллектив авторов, Словенская литература ХХ века, 2014

Тем не менее в своём отношении к экспрессионизму он в основном был близок к группе «Крижа на гори», хотя и пришёл к богоискательским тенденциям «нового искусства» (его любимое выражение) собственным путём.

Коллектив авторов, Словенская литература ХХ века, 2014

Одновременно с этим в манифесте присутствуют идеи мессианско-утопического экспрессионизма: человек как олицетворённый «этос», новое обновлённое человечество, освобождение человека, человек человеку брат.

Коллектив авторов, Словенская литература ХХ века, 2014

Звучит и близкая каждому словенцу мысль о принадлежности к малому народу, находящемуся под угрозой физического уничтожения, которая, естественно, отсутствует в немецком экспрессионизме.

Коллектив авторов, Словенская литература ХХ века, 2014

При этом он не нападает на пролетарское искусство, даже не полемизирует с ним, признавая за ним «огромную этическую высоту», а также давая ему ряд характеристик, которые современное литературоведение связывает в первую очередь с экспрессионизмом, например, «всечеловеческую любовь» и крик в качестве выразительного средства.

Коллектив авторов, Словенская литература ХХ века, 2014

Свою литературную карьеру он начал как представитель католического экспрессионизма.

Коллектив авторов, Словенская литература ХХ века, 2014

Слодняк касается экспрессионизма бегло и без сочувствия, лишь допуская возможность, что попутчиков словенского модерна «привлекали иностранные образцы», в том числе манифесты футуристов и экспрессионистов.

Коллектив авторов, Словенская литература ХХ века, 2014

Экспрессионизм по-ленинградски: от Траугота до Тимура Новикова. Гид по важной выставке Русского музея

Искусство

В Русском музее открылась выставка «Эхо экспрессионизма. Искусство Ленинграда середины – второй половины ХХ века» — взгляд под необычным ракурсом на художников в диапазоне от автора «Разорванного кольца» Константина Симуна до Тимура Новикова. Специально для «Собака.ru» гид по выставке подготовил сотрудник Отдела русской культуры Государственного Эрмитажа Георгий Соколов.

Татьяна Глебова. В блокаду. 1942

Пелагея Шурига. Мексика, 1971.

Что такое экспрессионизм?

Если исходить из формальных, академических категорий, то экспрессионизм – это в первую очередь искусство немецкоязычных художников 1900-1920-х годов. От групп «Мост» и «Синий Всадник», от ярких, напряжённых красок и сказочных зверей Эрнста Людвига Кирхнера и Франца Марка. От вызывающе разъятой, эксгибиционистской телесности Эгона Шиле – и до угрюмо-устрашающих ветеранов Первой Мировой и причудливо угловатых, нервных представителей богемы Веймарской республики с холстов Отто Дикса, Кристиана Шада, Георга Гросса. Есть еще и абстрактный экспрессионизм, для которого, в отличие от ровных форм геометрической абстракции, характерны переменчивые и неясные пятна, линии и точки — как на полотнах Василия Кандинского или Джексона Поллока.

Коротко говоря, экспрессионизм – про явственно, открыто, сильно и эффектно выраженные эмоции: персонажей, пейзажа — как природного, так и городского, или самого художника. Например, важны потаённые и явные страхи, посттравматические состояния, которые после Первой Мировой впервые были описаны всерьёз. Кроме того, экспрессионизму свойственна размашистая, лихая манера письма и интенсивные, «неприродные», неестественные цвета, гипертрофированная телесность, вкрадчивая абсурдность триллера и иногда даже хоррорные бу-эффекты.

Владимир Стерлигов.  Здравствуйте. Автопортрет. 1967

Н.С.Гончарова. Прачки. 1911. Работа была показана на выставке «Экспрессионизм в русском искусстве»

Что общего у такого понимая экспрессионизма с ленинградским искусством середины – второй половины ХХ века? 

В России/СССР вообще не было экспрессионизма как «исторического этапа развития искусства», синхронного описанному выше. На недавней выставке в Русском музее «Экспрессионизм в русском искусстве» к экспрессионизму приписали всё, что содержит яркие цвета и лихо написано: от Гончаровой до Шагала — и проект оказался неубедительным. Выставка, которая открылась сейчас – авторский кураторский и исследовательский проект Екатерины Андреевой, автора известных книг «Всё и Ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины XX века» и «Тимур. «Врать только правду!»» о Тимуре Новикове.

Андреева давно занимается ленинградским неофициальным искусством, и вот сейчас наконец собрала его в комплекс, окрещённый ею на открытии «Ленинградской школой». Школа состоит из десятков или даже сотен очень разных художников, работавших с 1940-х годов и вплоть до конца 1980-х. Их невозможно объединить стилистически или какими-то ещё традиционными способами, но очень подходящей для них рамкой оказывается экспрессионизм, понятый не только и не столько как стиль, сколько как образ существования художника в искусстве.

Георгий Траугот — На Съезжинской улице, 1957.

Шолом Шварц — Натюрморт со скрипкой, 1985

Александр Арефьев. Фойе, 1954

Во-первых, ленинградские художники указанного времени были в основном неофициальными – теми, кто по тем или иным причинам отказался работать соцреалистически и был вынужден принять маргинальный статус. Ведь если ты не член Союза Художников (а кто примет туда всех этих модернистов?), то у тебя нет ни мастерской, ни возможности покупать краски и холсты, ни даже официального статуса художника. То есть выбирая свободу творчества, поступались социальной свободой. Этот экзистенциалистский героический выбор – уже экспрессионизм.

Во-вторых, ковалось ленинградское искусство в блокаду. В эти годы работали и представители старшего поколения, учителя будущих нонконформистов и старшие из их представителей (на выставке можно найти работы В. Пакулина, А. Русакова, Г. Траугота, Т. Глебовой). Тогда же выбрали путь художников некоторые из родившихся на рубеже 1920-1930-х – в первую очередь А. Арефьев, Р. Васми, В. Шагин (отец «митька» Дмитрия Шагина) , Ш. Шварц, В. Громов, те, кого позже назовут «Арефьевский круг». Их искусство поневоле оказалось энергичным, брутальным, грубым, резким – и по сюжетам, и по манере.


Выбирая свободу творчества, неофициальные художники поступались социальной свободой. Этот экзистенциалистский героический выбор – уже экспрессионизм.

Эти два вступительных барьера, через которые проходили все, кто так или иначе становился свободным художником в Ленинграде второй половины ХХ века, маргинальность существования и суровые испытания раннего периода жизни, привели к тому, что экспрессионистская составляющая оказалась неизбежна практически для всех. В то же время, ряд специфических особенностей места-времени определил оригинальность ленинградского экспрессионизма, его непохожесть на другие школы и направления. В первую очередь, это сплав экспрессии и классичности, который, как и вся описанная традиция в целом, оказался достаточно явно представлен на выставке.

Тимур Новиков. Аэропорт, 1983.

Алесандр Арефьев. Прометей. 1965.

Борис Ермолаев. Подготовка к параду, 1947.

Как устроена выставка

Экспозиция состоит из нескольких залов анфилады третьего этажа Мраморного дворца. Начинается она с пролога – яркий «Аэропорт» (1983 год) Тимура Новикова, один из главных шедевров 80-х, встречает зрителя вместе с тихими и лирическими фотографиями Ленинграда, выполненными Борисом Смеловым и Борисом Кудряковым. В дальнейшем залы обозначают разделы: «Экспрессионизм городской жизни», «абстрактный экспрессионизм», «школы ленинградского искусства», «хоровая картина», «мистический экспрессионизм», «неоэкспрессионизм 1980-х».

Зал, отведённый «городской жизни» – самый интенсивный и большой, здесь представлено больше всего художников и разных стилей. Петербург/Ленинград, по замечанию Екатерины Андреевой, стал в ХХ веке местом урбанистической катастрофы. Зал начинается с «Прометея» Александра Арефьева – сгустка ревущей материи, одного из предельно экспрессивных произведений. Здесь же можно увидеть работы, написанные во время блокады и сразу после неё – художниками «арефьевского круга» и пейзажистами старшего поколения. Но кроме этого в зале представлены сцены из вполне повседневной жизни – пляж, улицы, трамваи, электрички, загородные просторы.

Владимир Шинкарев. Один танцует. 1988

Константин Симун. Пьета. 1989-1990.

Михаил Шемякин. Жандарм, 1960.

Любопытная особенность — залы, наполненные многоголосьем авторов, которые объединены некоторыми общими тематическими чертами, перемежаются персональными или почти персональными. В зале абстрактного экспрессионизма можно увидеть редкий подбор шедевров Евгения Михнова-Войтенко, выдающегося художника, которого (пока?) мало в постоянных музейных экспозициях, отдельный зал отведён «хоровой картине» Соломона Россина, почти отдельный – «Двум хайвеям» Бориса Кошелохова, целая стена последнего зала завешана работами Владимира Шинкарёва. Ещё один монографический комплекс – скульптуры Константина Симуна, который выступил, по словам всё той же Андреевой, камертоном ленинградского искусства, удивительно соотносясь с самыми разными и непохожими друг на друга художниками. Его работы есть почти во всех залах.

Эти персональные акценты помогают продемонстрировать, что в ленинградском искусстве можно найти не только яркую своеобычность и многообразие, но и значительных мастеров, художников, чьё место в истории мирового искусства не должно подвергаться сомнению. Да и выставка в целом должна способствовать пониманию того, что «Ленинградской школе» пора бы уже отвести изрядную нишу в глобальном нарративе об искусстве ХХ века. Но, вероятнее всего, кристаллизация этого понимания – впереди.

Владимир Шагин, «Алый трамвай», 1956 год

Трамвай – поэтический петербургский образ, который изначально восходит к Николаю Гумилёву («Заблудившийся трамвай», 1920), но в творчестве ленинградских художников этот образ явился транзитом через стихотворение Роальда Мандельштама «Алый трамвай» 1955 года. Роальд был другом художников «Арефьевского круга», полноправным участником ОНЖ — Ордена Непродающихся Живописцев, как они себя называли. Его стихи были пронизаны не только проникновенными переживаниями городского пространства, они словно связывали советский глухой, задавленный властями, закупоренный город с тем Петербургом-Петроградом, которым он был в Серебряном веке. Трамвай в данном случае – самый непосредственный из таких мостиков.

Евгений Михнов-Войтенко, «Тюбики», 1957–1959 годы

Михнов-Войтенко – крупнейший художник-абстракционист, в искусстве которого часто ошибочно видят вариацию на тему ouvre Джексона Поллока. Однако представленные на выставке работы из серии «Тюбик», композиции «Рукопожатие» (о ней речь ниже), «БезДна», «Квадрат» показывают всю широту его творческих экспериментов и совершенную оригинальность.

«Тюбики» это полиптих из примерно восьми крупноформатных работ, как определила эту серию куратор Екатерина Андреева. Одновременно с главными тогдашними новаторами — Робертом Раушенбергом, Фрэнком Стелла, Ивом Кляйном — Михнов создаёт собственную совершенно оригинальную, граффитистскую технику: наносит краску на холст, выдавливая её прямо из тюбиков (отсюда и название серии). Это нечто среднее между абсолютной абстракцией и перенесённым на холст фрагментом процессов живой жизни: здесь и символические слова-образы («лик», «лимфа», «двое», «вместе»), и обрывки туманных слов и буквосочетаний, и причудливые абстрактные элементы, и вполне антропоморфные, хоть и примитивистские, сценки. Граффитизм как художественное течение возник едва ли не три десятилетия спустя – Михнов-Войтенко по сути предвосхитил его. И эта параллель неслучайна: художник мечтал расписывать брандмауэры ленинградских домов и создавал картины в виде собственной подписи-граффити.

Евгений Михнов-Войтенко, «Рукопожатие», 1961 год

К тому же периоду жизни художника относится и «Рукопожатие». Оно выполнено нитроэмалью – это промышленная краска, застывающая быстрее, чем масло. Часто свои работы нитроэмалью Михнов на короткое время поджигал, чем достигал непредсказуемости смешения красок. Однако «Рукопожатие» сделано совсем иначе: краска наброшена на картон двумя резкими, мощными, широкими движениями. Красный и чёрный сливаются, оставаясь отдельными друг от друга. Их мощное взаимодействие создаёт тот смысловой эффект, который —избыточно — подчёркнут названием. Тема встречи, поиска родной души, взаимопонимания – одна из важнейших для искусства Михнова-Войтенко и для культуры ХХ-XXI веков в целом.

Константин Симун, «Матрос», 1961 год

Симун, как известно – автор монумента «Разорванное кольцо», главной и по сути единственной минималистской публичной скульптуры советского времени. Художник оказался синхронен и созвучен в этой работе тому, что делали в те же годы за много тысяч километров самые модные и смелые авторы, такие, как Ричард Серра. На выставке очень хорошо видно, что искусство Симуна строится, как и вся ленинградская школа, на сопряжении экспрессионизма с классицизирующими компонентами. В данном случае таким компонентом выступает статика и самоочевидность минимализма, разрыхляемая, разъедаемая экспрессией материала.

В «Матросе» миметическая основа, вполне «похоже» воспроизводящее некое условное, обобщённое лицо, разрушается деформацией металла. Материал – «низкий», не такой, из которого обычно изготавливаются прекрасные скульптуры «высокого искусства», это не бронза и не мрамор. Эта жизненная, бытовая тривиальность материала, его «ветхость», коррозийность и представляет собой основную линию напряжения не только в творчестве Константина Симуна, но и во всём ленинградском искусстве.

Александр Арефьев, «Художник, рисующий ночью», 1972–1974 годы

Арефьев – один из самых ярких и значительных представителей «ленинградской школы», автор бруталистских, энергичных и экспрессивных произведений. В 1940-1950-е он писал подсмотренных в бане женщин: полных, иногда нелепых, но всегда поразительно живых. В 1960-е обратился к античным сюжетам, именно тогда возникли «Прометей», «Прокруст» и другие шедевры предельно напряжённой, бурной телесности. В 1970-е годы искусство Арефьева снова переменилось. Тёмное, мистическое видение мира (во многом, вероятно, связанное с открытием им для себя наследия Филонова) выразилось в «Павле Первом».

В «Художнике, рисующем ночью» изображён типичный для арефьевцев Петербург – непарадный, нецентральный, полуразрушенный и полузаброшенный. Художник, выдвинутый на  зрителя, прячется и вовсе за гаражами, то есть на первом плане оказываются задворки. Чуть поодаль – яркие шары света и неотчётливая толпа людей. Художник им в какой-то мере романтически противопоставлен, но с другой стороны, планы распределены так, что заглавный герой будто вне действия, а толпа – словно на освещённой сцене. Возможно, наш художник – визионер, населяющий призрачное ночное пространство города странными и яркими видениями.

Соломон Россин, «Поэт», 1977 год

Россин (настоящее имя Альберт Соломонович Розин) – единственный художник в советском неофициальном искусстве, который работал «на территории оппонента», то есть – в жанре исторической (или «хоровой», согласно выставочной экспликации) картины. Он писал сцены из русской истории, причём интересовался и XVIII веком, и теми событиям века двадцатого, о которых соцреалисты не упоминали. Впрочем, на выставке он представлен несколько иными работами – внешне повседневными, но по сути как раз неумолимо отражающими экспрессионистскую абсурдность жизни. Сюжет таких произведений, как этюд к картине «Глазами хрюка» или «Переезд» может быть предельно банализирован или и вовсе сведён к минимуму событий, но они выглядят, как притчи.

В «Поэте» ярко проявляется наивистский экспрессионизм Соломона Россина. Наивен не только художественный язык автора, но и часто – его персонажи. Они смотрят на зрителя открыто и предельно искренне, их лица открыты. Это не историческая картина в том смысле, что сюжет её не связан с прошлыми событиями. Но здесь изображён не просто поэт – моделью послужил легендарный Виктор Кривулин, один из главных «подпольных» поэтов и писателей Ленинграда, символ и воплощение андеграунда. Таким образом, картина одновременно изображает историческое лицо – и метонимический образ ленинградской подпольной культуры.

Олег Котельников, «Всадник», 1982 год

Памятник Петру Первому – бесспорный символ Петербурга, эмблема, знак, который не только всем знаком, но и мог уже стать приевшимся, привычным, обыденным. Он, помимо прочего, давно апроприирован официозной культурой внутри целого комплекса пушкинских образов. Лихая и мощная живопись Олега Котельникова – совсем о другом Петре. Грубая, яростная, непропорциональная фигура, прямая нога, резко расставленные руки, нарисованные будто неуклюже. Конь слишком мал для такого огромного седока, но при этом хищно ощерен. Это брутальный и свободный образ, заставляющий совсем иначе взглянуть на Петра, вспомнить и его крутой нрав, и мощную волю, предумышлившую на мёртвом месте город – тот самый, который на картине за спиной у героя. Ну и конечно нельзя не увидеть, что котельниковский Пётр – не памятник, а вполне живое действующее лицо. Вероятно, основатель осматривает город, проверяя, всё ли в порядке.

Тимур Новиков, «Ленинградский пейзаж», 1982 год

Тимур, начинавший, как нонконформист, впоследствии стал совершенно внеположен традиционной оппозиции «официальное – неофициальное». Но в начальный период своего творчества, который как раз замыкается пейзажем, показанным на выставке, он сочетал в своём искусстве продолжение ленинградских экспрессионистских традиций и новую экспрессию.  Ленинград Тимур показывал всяким, чаще всего – фрагментами, уголками, как и предшественники. Но в этой работе он явно стремился к тому, чтобы охватить весь город целиком. Для этого был выбран самый «репрезентативный» вид – тот, который открывается, если встать посреди Троицкого моста лицом к Васильевскому острову. Художник разворачивает панораму параллельно горизонту, создавая предельно узнаваемый образ – и при этом предельно знаковый. Петербург здесь обозначен, он явлен целиком через этот «горизонтальный срез».

Впоследствии пейзажи Тимура станут вначале похожими на карту: «вид сверху», состоящий из кубиков и прямоугольников. Ещё чуть позже появятся «Горизонты», где соединение двух пространств будет решать пейзажную драматургию. Но именно «Ленинградский пейзаж» окончательно утвердил семантическую и концептуальную природу всё ещё предельно экспрессивного искусства Тимура Новикова.

Текст: Георгий Соколов


Эхо экспрессионизма. Искусство Ленинграда середины – второй половины ХХ века
Русский музей, Мраморный дворец
до 9 марта

Следите за нашими новостями в Telegram

Автор:

Александра Генералова,

Что такое искусство экспрессионизма — определение, примеры и художники

Определение экспрессионизма

Во-первых, давайте определим экспрессионизм

Влияние искусства экспрессионизма всеобъемлюще. Это коснулось не только традиционного искусства, но и драмы, литературы и, конечно же, кино. После того, как мы кратко пройдемся по художникам-экспрессионистам, мы углубимся в то, как это повлияло на мир кино.

В первую очередь мы сосредоточимся на наиболее очевидном влиянии — немецком экспрессионизме, за которым следует его духовный преемник — фильм нуар. Это приводит нас к сегодняшнему дню, где сохраняется влияние экспрессионизма. Чтобы узнать больше, ознакомьтесь с нашим указателем художественных стилей, охватывающим более конкретные и заслуживающие внимания движения.

Движение и стиль экспрессионизма очень широки и охватывают несколько художественных сред. Но основное определение экспрессионизма довольно конкретно. Его определение также универсально, то есть оно может применяться как к картинам, так и к ответвлениям, от литературы до драмы и кино.

Давайте без лишних слов посмотрим, когда зародился экспрессионизм и что на самом деле означает экспрессионизм.

ЭКСПРЕССЬОНИЗМ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Что такое экспрессионизм?

Экспрессионизм — это вид искусства, стиль и движение, которые подчеркивают субъективное чувство в своих работах. Это контрастирует с другими стилями живописи конца 19 века, в которых упор делается на объективность и реализм. Таким образом, искусство экспрессионизма было как отказом, так и реакцией на более реалистичные стили. Это также было реакцией на меняющийся мир, свидетелями которого были художники начала 20-го века.

Характеристики экспрессионизма:

  • Подчеркивание субъективных чувств и эмоций в искусстве
  • Демонстрация чувства в сравнении с реальностью
  • Пренебрежение реализмом показа вещей такими, какие они есть

Экспрессионизм Живопись

Краткая история экспрессионизма на самом деле лучше не называть это движением. Это искусство, если не что иное, как стиль, эпоха и, если позволите смелость, мироощущение, зародившееся в конце 19 века в Европе.

Он был сильно сконцентрирован во Франции и Германии, но в него попали и другие страны.

В эту эпоху нет недостатка в художниках-экспрессионистах. Среди выдающихся художников — Эдвард Мунк, Василий Кандинский, Эрнст Людвиг Кирхнер и Эгон Шиле. Некоторые из этих художников, такие как Людвиг Кирхнер, стали частью определенных групп, таких как Die Brucke и Der Blaue Reiter (названных в честь одноименной картины Кандинского).

Что такое экспрессионизм? • «Синий всадник» (Кирхнер)

Работа Киршнера в стиле экспрессионизма0045 Крик может быть самым популярным. Всемирно известный, он изображает страдающую фигуру в действительно субъективно нарисованном пейзаже.

Его можно даже сравнить с Винсентом Ван Гогом, которого некоторые считают предшественником экспрессионистского стиля, поскольку его экспрессионистские работы также отражают субъективную точку зрения на мир.

Живопись экспрессионизма  • Крик (Мунк)

Но хотя искусство экспрессионизма основано на субъективности (и неприятии/реакции современной жизни и тенденций того времени), не все художники рисовали одно и то же. Шиле, например, известен своими работами, изображающими людей с тревожными и неестественными взглядами и позами, некоторые из которых носят чувственный (и сексуальный) характер.

Что такое экспрессионизм? • Автопортрет (Шиле)

И от всего этого искусства произошли разные ответвления. Не считая более позднего американского экспрессионизма, это движение нашло свое отражение в литературе, драме, танце, архитектуре и кино.

Хотя экспрессионистская архитектура довольно известна, эта статья не посвящена исключительно архитектуре. Тем не менее, экспрессионистская архитектура является важным элементом немецкого экспрессионистского кино, в которое мы сейчас углубимся.

Экспрессионизм Кино

Немецкий экспрессионизм

Известный во времена Веймарской республики (Германия между 1918-1933 гг.) немецкий экспрессионистский кинематограф взял эти идеи субъективной точки зрения, чувств и эмоций и воплотил их на экране.

Немецкий экспрессионизм обратился к тревогам и страхам времени сразу после Первой мировой войны. Немецкие экспрессионистские фильмы отличались преувеличенным гримом, декорациями и стилями кинопроизводства (а также были черно-белыми).

Здесь бредовая архитектура и нарочито нереалистичные декорации, все для поднятия настроения и чувств. Кабинет доктора Калигари (1920) очень очевиден благодаря своему экспрессионистскому влиянию, и из-за этого, возможно, это самый известный немецкий экспрессионистский фильм.

Дайте определение экспрессионизму. Кабинет доктора Калигари. из первых фильмов ужасов)
Голем: как он появился на свет (1920) и, конечно же, Носферату (1922).

Что такое экспрессионизм? •  Носферату

И мы также не должны забывать некоторые более поздние фильмы, снятые всемирно известным Фрицем Лангом, такие как Метрополис (1927) (отмечен как один из лучших научно-фантастических фильмов когда-либо созданных) и M (1931) (влиятельный и знаковый триллер).

Метрополис более очевиден в его преувеличенной архитектуре и персонажах. Но M использует экспрессионистскую тьму и тень, чтобы передать современные чувства тревоги и страха в неуверенной и пессимистичной Германии.

Определение экспрессионизма  •  M

Забавная деталь: в начале своей карьеры единственный и неповторимый Альфред Хичкок работал с немецкими кинематографистами, что повлияло на его фильмы. Это можно увидеть в его ранних фильмах, таких как Жилец (1927).

Но их также можно увидеть по крайней мере в одном более позднем черно-белом фильме: Psycho (1960), одна из лучших картин Хичкока.

В то время как убийца, спрятанный в тени, является одним из очевидных влияний, так же как и драматическое использование дома Бейтса с видом на мотель, наряду с другими моментами скрытых и затененных фигур.

Что такое экспрессионизм? •  Психо

Помимо Фрица Ланга, режиссеры Ф. В. Мурнау и Г.В. Пабст и кинематографист Карл Фройнд — еще две известные фигуры немецкого экспрессионизма. Это потому, что им вместе с другими немецкими кинематографистами пришлось бежать из своей родной страны, когда она официально стала нацистской Германией. И, конечно же, они сбежали в Голливуд.

Влияние экспрессионизма

Экспрессионизм в Голливуде

Влияние немецкого экспрессионизма и кинематографистов того периода продолжилось, когда они переехали в Голливуд. Особо следует отметить фильмы Universal Monster 1930-х годов.

Над ними работали многие из этих немецких кинематографистов. Некоторые из этих фильмов включают в себя такие достопримечательности, как Дракула (1931) и Мумия (1932), и они открыли монументальное время в кино ужасов.

Эти фильмы стали пробными камнями поп-культуры, которые актуальны и сегодня, от чудовища Франкенштейна до Человека-волка.

Экспрессионизм.
Характеристики.  •  Дракула.

Еще до того, как этот жанр стал популярным, шедевры Орсона Уэллса, такие как Citizen Kane (1941), использовали методы немецкого экспрессионизма в своем производстве и визуальных эффектах.

Что такое экспрессионизм? •  Гражданин Кейн

Фильм нуар помог сохранить влияние экспрессионизма в кинематографе и по сей день. Фильм-нуар стал одним из самых влиятельных и важных жанров, появившихся в Голливуде.

И эти фильмы с их тенями, тьмой и цинизмом служат примерами эволюции арт-движения в кино.

Помимо нуара (и его влияния), который никогда не исчезнет (привет, Нео-нуар), другие более поздние фильмы отдали дань уважения немецкому экспрессионистскому кино. Некоторые из них включают пересказ Nosferatu с Nosferatu the Vampyre Вернера Херцога (1979) и Shadows and Fog Вуди Аллена (1991).

Есть также режиссеры, такие как Тим Бертон, которые делают свое экспрессионистское влияние очень очевидным, что можно довольно ясно увидеть в Бэтмен возвращается (1992).

Характеристики экспрессионизма  •  Бэтмен возвращается

Хотя экспрессионизм зародился как художественный стиль среди европейцев, он не намного позже стал влиятельным в различных средах. Благодаря немецкому экспрессионизму в кино, а затем оказавшему влияние в Голливуде через фильмы о монстрах и нуар, его влияние ощущается и по сей день.

Движение в искусстве экспрессионизма – история, художники и искусство – Artlex

Что такое экспрессионизм?

Экспрессионизм — это модернистское движение, зародившееся примерно в 1905 году и просуществовавшее примерно до конца Второй мировой войны. Художники-экспрессионисты стремились представить мир с субъективной точки зрения, используя цвет и искажение предмета, чтобы вызвать настроение и добиться эмоционального эффекта. Первоначально экспрессионизм был очень популярен как авангардный стиль живописи и распространился на другие формы искусства, включая поэзию, архитектуру, танец и музыку, с влиянием, смешивающимся в разные моменты истории.

Известные произведения экспрессионизма

Винсент Ван Гог, «Звездная ночь», 1889 г., Музей современного искусства, Нью-Йорк https://www.moma.org/collection/works/79802 Национальная галерея, Осло. https://www.nasjonalmuseet.no/en/collection/object/NG.M.00939

 

Василий Кандинский, Казаки, 1910–1910, Тейт, Лондон. https://www.tate.org.uk/art/artworks/kandinsky-cossacks-n04948

 

Роттлуф, Женщина с сумкой, 1915, Тейт, Лондон. https://www.tate.org.uk/art/artworks/schmidt-rottluff-woman-with-a-bag-n05953Пауль Клее, «Они кусаются», 1920, Тейт, Лондон. https://www.tate.org.uk/art/artworks/klee-theyre-biting-n05658

History of Expressionism

Экспрессионизм зародился в Северной Европе, а именно в Германии, Австрии, Франции и России, за годы до Первой Мировая война. Экспрессионистское искусство сосуществовало с другими художественными движениями начала двадцатого века, которые также бросали вызов современному миру, такими как дадаизм, кубизм, футуризм и сюрреализм.

Происхождение термина экспрессионизм часто обсуждается искусствоведами, хотя, вероятно, он был придуман между 1901 и 1910. Эдвард Мунк и Винсент Ван Гог широко известны как оказавшие большое влияние на экспрессионистское движение. Известные своими работами в 1880-х и 1890-х годах, в постимпрессионистский период, Ван Гог и Мунк использовали уникальный и выразительный стиль живописи, используя цвет и линию для исследования драматических тем, сильных эмоций и различных состояний ума с более субъективной точки зрения, чем художники и художники. движения, предшествовавшие им.

Экспрессионизм дистанцировался от художественно-исторической традиции, отвергнув почтение к исторической живописи, жанровой живописи и портретной живописи, проводимое европейскими художественными академиями. Экспрессионизм не идеализировал своих героев и не ставил их в иерархию. Все предметы были просто предметами, предназначенными для переосмысления через субъективную точку зрения художника. Художники-экспрессионисты считали движения академического искусства поверхностными и лишенными духовной связи.

Экспрессионизм охватил субъективные интерпретации современной жизни, мало заботясь об эстетически приятных впечатлениях, оставленных художественными предметами, охваченными импрессионизмом. Экспрессионизм также отверг изображение мимолетных сцен и большую часть внимания к оптике, которую ценил импрессионизм.

Вместо этого художники-экспрессионисты передавали сильные эмоции, часто полагаясь на дополнительные цвета для создания ярких, драматических и динамичных композиций. Этот стиль художественного выражения был более спонтанным, чем предыдущие движения, и хорошо подходил для передачи чувств разочарования, разочарования и цинизма, которые многие испытывали после Первой мировой войны. выдвинул на первый план более инстинктивную форму выражения.

Экспрессионистский стиль и популярные темы

Подобно интенсивным эмоциональным сценам и сюжетам, типичным для романтизма, экспрессионизм изображал свои сюжеты с эмоциональной интенсивностью. Экспрессионистское искусство использовало яркие, неестественные цвета и сильно текстурированную кисть, чтобы добиться изображения предметов, варьирующихся от натюрмортов до портретов и сцен современной городской жизни. Независимо от предмета, экспрессионизм сосредоточился на эмоциональном воздействии готового произведения, а не на его исторической достоверности или технической точности.

Художники-экспрессионисты хотели вызвать сильные эмоции в своих работах, чтобы вызвать такие же эмоции у зрителя. Экспрессионисты хотели, чтобы их искусство чувствовали, а не восхищались его эстетическими качествами. По этой причине сцены, отражающие реалии войны и влияние войны на европейское общество, обычно изображались в экспрессионистском стиле.

Произведение искусства, такое как « Крик » Эдварда Мунка 1893 года, часто рассматривается как источник вдохновения для стиля и предмета экспрессионистского движения. Знаменитая работа норвежского художника представляет собой переход от постимпрессионизма к экспрессионизму, поскольку в ней присутствует большее чувство абстракции, более щедрая кисть и дополнительные цвета, чем в предшествующих движениях.

Картина Винсента Ван Гога «Звездная ночь » 1889 года — еще один пример экспрессионизма, использующего смелые цвета и грубую кисть для изображения сцены с натуры в очень субъективной манере. Голландский художник использует технику импасто, чтобы создать кружащееся небо и пышную зелень, которые, кажется, поглощают крошечный город. Хотя многие считают, что набор «Звездная ночь» принадлежит к постимпрессионистскому периоду, его интроспективное качество, обращение с краской и цветом оказали явное влияние на произведения экспрессионистов, появившиеся позже. Импасто также стал популярной техникой живописи экспрессионистов.

Экспрессионистское искусство предлагало эмоциональный опыт, как продемонстрировали работы Мунка и Ван Гога, и часто исследовало темы одиночества, любви, волнения и смерти, а также связанные с ними эмоции, такие как тревога, печаль и гнев. Во многих работах такая же эмоциональная интенсивность применяется к сценам природы, отсюда и связь с романтизмом и его возвышенными пейзажами.

В то время как экспрессионизм видел много картин, которые по-прежнему значимы в сфере современного искусства, экспрессионизм развил элемент социальной критики, который хорошо подходил для гравюры. Художники-экспрессионисты использовали возможность массового производства художественного контента посредством гравюры, где быстрое производство было желаемым и неотъемлемым результатом процесса гравюры. Этот разрыв с академическим благоговением еще больше проиллюстрировал значительные психические и интеллектуальные волнения, которые характеризовали большую часть начала двадцатого века.

Der Blaue Reiter и Die Brücke

Der Blaue Reiter (что означает «Синий всадник») и Die Brücke (что означает «Мост») были ответвлениями экспрессионизма, принадлежавшими группам художников, работавших в Германии и Австрии в первое десятилетие. двадцатого века. Несмотря на то, что просуществовали недолго, Der Blaue Reiter и Die Brücke сыграли важную роль в развитии экспрессионизма в остальной Европе.

Четырем немецким художникам обычно приписывают создание коллектива Die Brücke. Художник-экспрессионист Эрнст Людвиг Кирхнер был одним из основателей Die Brücke вместе с Карлом Шмидт-Ротлуфом, Фрицем Блейлом и Эрихом Хеккелем. В то же время Der Blaue Reiter сосредоточился на изучении духовности и был основан Францем Марком, Василием Кандинским и Габриэле Мюнтер.

Немецкие экспрессионисты, принадлежащие к Die Brücke и Der Blaue Reiter, находились под влиянием африканского искусства, особенно традиционной африканской резьбы по дереву и масок, а также фовистского движения, возникшего примерно в то же время в Париже. Художники-экспрессионисты

Die Brücke использует ненатуралистический цвет и упрощенный стиль, направленный на отход от исторической традиции искусства. Яркость и энергия, переданные в произведениях немецкого художественного движения, изначально соответствовали бурному и постоянно меняющемуся состоянию современного общества. Эти изменения во многом были привнесены Первой и Второй мировыми войнами, а также промышленной революцией. Подобно более общему движению экспрессионизма, работа Die Brücke не отдавала предпочтение определенному типу предмета. Скорее, искусство Die Brücke ценило изображение пейзажей, обнаженных фигур и натюрмортов так же, как и сцены городской жизни.

Названный в честь одноименной картины Василия Кандинского, Der Blaue Reiter похож на Die Brücke своей связью с повседневной жизнью и переполняющими эмоциями. Немецкий художник и гравер Франц Марк был одним из основателей Der Blaue Reiter и вместе с Василием Кандинским был ключевыми фигурами немецкого экспрессионизма.

Картина Der Blaue Reiter художника-экспрессиониста Франца Марка, Die Groben Blauen (Большие синие лошади) , 1911 года, является свидетельством выразительных возможностей сочетания цветов. Пыл диких лошадей запечатлен в основном с использованием синего и красного цветов, цветовой контраст, яркость которого отсылает к динамизму природы. Синие лошади и красные холмы занимают большую часть композиции Марка и передают общее видение экспрессионизма как движения, которое абстрагирует свои предметы, чтобы вызвать эмоции, а не физическую реальность.

Обе группы просуществовали всего несколько лет, прежде чем распались, но их влияние на немецкий экспрессионизм и современное искусство распространилось на многих художников, работающих в других художественных стилях и средствах массовой информации, включая гравюру, дизайн и скульптуру.

Влияние экспрессионизма на другие направления искусства

Акцент экспрессионистов на ярких, даже резких цветах и ​​сильных эмоциях по-прежнему хорошо подходит для выражения широкого спектра эмоциональных тем. Экспрессионизм оказал длительное влияние на современное искусство и историю искусства, его стиль часто приписывают искусству, которое искажает реальность, чтобы создать интенсивную и эмоциональную сцену с использованием ярких цветов и толстых, тяжелых мазков. Филиалы экспрессионизма возникли по всему миру, а художники-экспрессионисты сформировали группы по всей Европе, в Соединенных Штатах, Канаде и Японии на протяжении двадцатого века.

За это время экспрессионизм увидел много поджанров и повлиял на другие художественные стили, которые опирались на оригинальные принципы экспрессионизма. Более поздние движения, такие как неоэкспрессионизм и новая объективность, находились под непосредственным влиянием экспрессионистских условностей. Значительные экспрессионистские произведения искусства и их стилистические условности также повлияли на многие последующие авангардные движения, включая сюрреализм и футуризм.

Эти же условности в конечном итоге частично повлияли на развитие абстрактного экспрессионизма в Америке после Второй мировой войны. Такие художники, как Джексон Поллок, Луиза Буржуа и Виллем де Кунинг, были среди многих художников, американских и других, которые привнесли эмоциональную интенсивность, характерную для оригинального стиля экспрессионизма, в область абстракции. К 1940-х и 1950-х годов абстрактный экспрессионизм взял толстые мазки экспрессионистской живописи и сильно психологическое исследование таких движений, как сюрреализм и футуризм, и превратил их в композиции, в которых используются большие блоки цвета на еще больших холстах.

Помимо сферы изобразительного искусства, экспрессионистский стиль распространился на экспрессионистскую архитектуру, экспрессионистскую музыку и экспрессионистскую литературу.

Известные художники-экспрессионисты

  • Эрнст Людвиг Кирхнер, 1880–1819 гг.38, немецкий
  • Эдвард Мунк, 1863-1944, норвежец
  • Эгон Шиле, 1890-1918, австриец
  • Винсент Ван Гог, 1853-1890, голландский
  • Франсиско Гойя-и-Лусьентес, 1746-1848, испанский
  • Василий Кандинский, 1866-1944, русский
  • Пауль Клее, 1879-1940, немецкий
  • Фрэнсис Бэкон, 1909-1992, английский
  • Альберто Джакометти, 1901-1966, Швейцария
  • Ансельм Кифер, р.
Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *