Дадаизм. Немецкая литература ХХ века. Германия, Австрия: учебное пособие
Дадаизм
В 1916 г. в Швейцарии возникло одно из самых радикальных в искусстве направлений – дадаизм. Его создателями были в основном молодые писатели, художники – представители стран-участниц Первой мировой войны. Оставить родину и искать убежища в нейтральной Швейцарии их вынудило нежелание воевать, быть убитыми и искалеченными. Именно в Цюрихе и была основана литературная группа «Дада», в которую вошли немцы Хуго Балль, Рихард Хюльзенбек, Георг Гросс, Франц Юнг, Вальтер Меринг, немецко-французский художник и поэт Ганс Арп и др.; были в числе дадаистов итальянцы, голландцы и др. Во главе группы оказался будущий французский поэт и эссеист, родом из Румынии, Тристан Тцара.
Название направления восходит то ли к фр. dada – деревянная лошадка, то ли к дважды повторенному утверждению, то ли к нескладному детскому лепету, – на этимологию понятия единого взгляда не существует. «Интернациональное слово. Только слово», – как писал о нем Хуго Балль в «Манифесте к первому вечеру дадаистов в Цюрихе» (1916). Ему вторили Г. Арп, утверждавший, что «дада – это бессмыслица», но «дада в основе всякого искусства», и Р. Хюльзенбек, видевший в слове «дада» символ «примитивнейшего отношения к окружающей действительности», к «новой реальности».
«Воплем попавших в опасность личностей» назвал позже это направление Р. Хюльзенбек. Такого тотального неприятия действительности, непризнания какой бы то ни было традиции – реалистической или нереалистической, – такого культивирования абсурда, стремления разрушить все, что уже упрочилось, искусство еще не знало. Не случайно свою художественную деятельность дадаисты называли «а-тезной». В то же время расценивать дадаизм только как вызов, как «великую фронду» (Р. Хюльзенбек) было бы несправедливо, особенно на первых порах.
При всей неопределенности, расплывчатости целей и задач среди последних одна наиболее привлекала дадаистов: создание нового литературного языка, с самого начала, со слова. Ради этого необходимо было, по мнению дадаистов, отказаться от всех литературных норм, от языка общепринятого, «стертого» от долгого употребления. «Я читаю стихи, которые ставят перед собой целью ни много ни мало, как отказ от языка… Все дело в связях, в том, чтоб их вначале слегка нарушить. Я не хочу слов, которые изобретены другими. Все слова изобретены другими. Я хочу совершать свои собственные безумные поступки, хочу иметь для этого соответствующие гласные и согласные. Если замах мой широк, мне нужны для этого податливые слова с широким замахом, слова же господина Шульце не больше двух с половиной сантиметров.
Можно стать свидетелем возникновения членораздельной речи. Я просто произвожу звуки. Всплывают слова, плечи слов, ноги, руки, ладони слов. Стих – это повод по возможности обойтись без слов и языка. Этого проклятого языка, липкого от грязных рук маклеров, от прикосновений которых стираются монеты. Я хочу владеть словом в тот момент, когда оно исчезает и когда оно начинается.
У каждого дела свое слово; здесь слово само стало делом… Слово, слово, вся боль сосредоточилась в нем, слово, господа, – общественная проблема первостепенной важности», – писал Х. Балль в вышеназванном манифесте.
Некоторые художественные приемы и формы, используемые участниками нового направления, были перечислены в коллективном «Дадаистском манифесте 1918 года», сочиненном от имени единомышленников Р. Хюльзенбеком. Это бруитский, или шумовой, стих – от фр. bruit – шум; симультанный стих, который имеет в виду изображение в одной строке или строфе событий, происходящих в разных местах в одно и то же или разное время, т. е., пользуясь словами из «Манифеста», «сумбурную перекличку всего на свете»; статический стих, сама графика которого должна обладать ассоциативностью, и другие приемы, предназначенные передавать жизнь со всей ее жестокостью, насилием, напряженностью, нигилизмом.
Определенный резонанс получили театрализованные представления, проходившие в цюрихском кабаре, ставшем своего рода дадаистским центром и получившем соответствующее название «Кабаре Дада». Во время представлений дадаисты декламировали свои так называемые фонетические поэмы: слова, слоги или даже только звуки подбирались здесь и ставились рядом не по смыслу, а по звуковой окраске. Использовались дадаистами и такие методы «написания» произведений, как коллаж, наклеивание на бумагу различных вырезок из газет или журналов; коллективное письмо, когда каждый следующий автор не знал, что написал предыдущий; «конкретное письмо» (Г. Арп), предваряющее «автоматическое письмо» сюрреалистов; расчленение текста на фрагменты, а затем их произвольный монтаж и др.
В 1918 г. была создана собственно берлинская группа дадаистов усилиями Р. Хюльзенбека и ряда его сторонников. Эта группа к литературе и вообще к искусству имела отношение достаточно косвенное: какие-либо эстетические цели, по сути, даже не декларировались; точнее, это было своеобразное соединение художественной провокации с политическим нигилизмом при очевидном доминировании последнего, о чем свидетельствует манифест Хаусмана, Хюльзенбека и Голишеффа «Что такое дадаизм и какие цели он ставит себе в Германии?» (1919).
Деятельность берлинской группы дадаистов относится уже к первым послевоенным годам, когда опасность мобилизации миновала и появилась возможность покинуть Швейцарию. Не только в Германии, но и во Франции дадаисты еще продолжали некоторое время (примерно до 1924 г.) работать: во Франции к ним присоединились Луи Арагон, Поль Элюар и ряд других французских поэтов.
Однако еще раньше, около 1922 г., инициативу в Париже берет в свои руки Андре Бретон, с чьим именем будет связано возникновение нового нереалистического течения – сюрреализма.
Тематика коллажей на примере дадаизма в изобразительном искусстве | Разные коллажи разные темы
Коллажи дадаизмДадаизм, или дада, — авангардистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. Зародилось во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе (Кабаре Вольтер). Существовало с 1916 по 1923 годы. В 1920-е годы французский дадаизм слился с сюрреализмом, а в Германии — с экспрессионизмом. Некоторые теоретики искусства считают, что из дадаизма берёт своё начало постмодернизм.
В изобразительном искусстве наиболее распространённой формой творчества дадаистов был коллаж — технический приём создания произведения из определённым образом скомпонованных и наклеенных на плоскую основу (холст, картон, бумагу) кусочков разнообразных материалов: бумаги, ткани и т. д. В дадаизме можно выделить три ветви развития коллажа: цюрихский «случайный» коллаж, берлинский манифестационный коллаж и кёльнско-ганноверский поэтический коллаж.
Коллаж в Цюрихе
В Цюрихе дадаисты делали упор на случайность коллажа, произвольность комбинирования элементов. Например, Ханс Арп создавал свои коллажи, в случайном порядке высыпая на лист картона четырёхугольники из цветной бумаги и приклеивая их так, как они легли. «Созданные по законам случая» коллажи Арпа скупы в формальном отношении, тяготеют к абстракции и содержательно замкнуты на процесс своего создания.
Ханс АрпКоллаж в Берлине
Коллаж берлинских дадаистов многосоставен, визуально насыщен и зачастую носит ярко выраженный политический, протестный заряд. Художник Георг Гросс утверждал, что коллаж даёт возможность выразить в зрительной форме то, что было бы запрещено цензурой, будь оно сказано словами. В берлинском коллаже активно используются фрагменты фотографий, и художники настаивают на термине «фотомонтаж», чтобы подчеркнуть отличие своих работ от «живописного» кубистского коллажа. Себя они именуют «фотомонтажниками», проводя параллель с рабочими промышленных предприятий и снижая пафос фигуры творца.
Главное отличие берлинского дадаизма от цюрихского было сформулировано художником Раулем Хаусманом следующим образом: «В Швейцарии дада был скорее „артистической игрой“, в то время как Берлин вынужден был непосредственно выступать против конфликтов, вызванных войной и позднее распространением большевизма».
Георг ГроссКоллаж в Ганновере и Кёльне
Третья интенция — наделение коллажа свойствами поэтического произведения — реализуется в кёльнских произведениях Макса Эрнста, а также в мерц-картинах Курта Швиттерса, работавшего в Ганновере. Хотя стиль этих художников несхож, их роднит то, что оба понимают коллаж как явление, близкое поэзии. Так, Курт Швиттерс писал: «В поэзии слово противопоставляется слову, здесь же [в мерц-коллаже или ассамбляже] Faktor, т.е. отдельный элемент мерц-картины в терминологии Швиттерса, противопоставляется Faktor’у, материал — материалу». В свою очередь Макс Эрнст определяет коллаж следующим образом: «…техника коллажа есть систематическая эксплуатация случайного или искусственно спровоцированного соединения двух или более чужеродных реальностей в явно неподходящей для них среде, и искра поэзии, которая вспыхивает при приближении этих реальностей».
Курт Швиттерс и Макс ЭрнстИсточник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%B8%D0%B7%D0%BC
коллажтворчествотематикададаизмзнаменитости
Поделиться в социальных сетях
Вам может понравиться
dada — Wiktionary
See also: Dada , dáda , dadà , dåda , ɗada , da da , and dàdà
English[edit]
В английской Википедии есть статья:
Дадаизм (значения)
Википедия
Этимология 1[править]
Подражание первым слогам ребенка; см. папа .
Существительное[править]
дада ( множественное число дада )
- (детский) Отец, папа.
Этимология 2[править]
(Эта этимология отсутствует или неполная.
Существительное
- (неофициальный, Малайзия, Бруней) героин
Этимология 3[править]
Существительное[править]
дада ( неисчисляемое )
- Альтернативная регистрационная форма Дада («культурное движение»).
Анаграммы
- Адад, адда, даад
Ачехский язык
- (анатомия) грудь
Ссылки[править]
- 2007. Архив лаборатории фонетики UCLA. Лос-Анджелес, Калифорния: Департамент лингвистики Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
Альтернативные формы[править]
- дада
Существительное[править]
дада m
- (милый) отец
- Синонимы: batico, bato
Ссылки[править]
- «дада» в
- «дада» в Словарь: Caló — Español , Portal del Flamenco y Universidad.
Каталонский[править]
Произношение[править]
- (Балеарский, Центральный) IPA (ключ) : /ˈda.də/
- (валенсийский) IPA (ключ) : /ˈda.da/
Этимология 1
Существительное
- datum
Производные термины0042
е сг- (устарело) причастие прошедшего времени от dar
Дальнейшее чтение
КРИМНАЯ ТАТАР [РЕДАКТИРОВАТЬ]
Etymology [EDIT]
от OttAner Turkish 9032 ETYMOLOGIOL [EDIT]
, DEMISMAN 9032, 9003, 9003,
,
7,. »), от персидского
دادا (dâdâ, «няня, сиделка»). Сравните турецкий dadi и сербско-хорватский dàdilja .Существительное[править]
дада
- (Северный) старшая сестра
- Синонимы: apte, abla, tata
Склонение[править]
Склонение дада
дада | |
родительный падеж | даданынь |
---|---|
дадага | |
винительный падеж | даданы |
местный | дадада |
аблатив | дададан |
Дупанинган Агта[править]
Существительное[править]
дада
- тётя
- Синоним: manay
Произношение0050
Аудио | (файл) |
Этимология 1
Существительное
- дада, культурное движение
- Синоним: дадаизм
Прилагательное[править]
дада ( неизменный , сравнительный meer дада , превосходная степень meest дада )
- Относится к движению дадаизма.
- причудливый, иррациональный, как дадаизм
Этимология 2[править]
Пользователь добавил эту запись в запросы на проверку (+) | |
---|---|
Если невозможно проверить, соответствует ли этот термин нашим критериям аттестации, он будет удален. Не стесняйтесь редактировать эту запись как обычно, но не удаляйте {{rfv}} , пока запрос не будет разрешен. |
Междометие
дада
- (по-детски) пока-пока
- Зег дада аан ома. ― Попрощайся с бабушкой.
Наречие[править]
дада
- (по-детски) прочь
- Ома гаат дада . ― Бабушка сейчас уходит.
Анаграммы[править]
- daad
Финский[править]
Этимология[править]
Из французского дада .
Произношение
Существительное[править]
дада
- Дада
Склонение/кала, без градации)
дадаин редкий
Притяжательные формы дада (тип кала ) | ||
---|---|---|
владелец | единственное число | во множественном числе |
1-е лицо | дадани | дадамме |
2-е лицо | дадаси | даданн |
3-е лицо | даданса |
Этимология[править]
Имитационного происхождения, из детской речи.
Произношение
Аудио | (файл) |
Существительное
- (детский) лошадь
- Hobby Horse
Дальнейшее чтение [править]
- «DADA», в TRésor de la Langue Française Informatisé [Оцифровано казначейство французского языка] , 2012.
ETYMOLIN
দাদা (дада)Существительное[править]
дада
- старший брат
Синонимы[править]
- адагипа (формальная)
- адатанг (формальный)
- ada
Венгерский[править]
Этимология[править]
Звукоподражание. [1]
Произношение
Аудио | (файл) |
Существительное
- медсестра (лицо (обычно женщина), которое заботится о детях других людей)
- Синонимы: dadus, dajka
Склонение[править]
Перегиб | ||
---|---|---|
единственное число | во множественном числе | |
именительный падеж | дада | дадак |
винительный падеж | дадат | дадакат |
дательный | даданак | дадакнак |
инструментальный | дадаваль | дадаккал |
причинно-следственный | даэрт | Дадакерт |
перевод | дадава | дадакка |
концевой | дадакиг | |
формально-формальный | дадакент | Дадаккент |
эссентивно-модальный | — | — |
инесив | дадабан | дадакбан |
суперэспресс | дадан | дадакон |
адрес | дадан | дакнал |
ил. | дадаба | дадакба |
сублатив | дадара | дадакра |
общий | дадахоз | дадахоз |
относительный | дадабол | дадакбол |
дел. | дадарол | дадакроль |
аблатив | дадатол | дадактол |
неатрибутивное притяжательное — единственное число | дадаэ | дадаке |
неатрибутивное притяжательное — множественное число | дадаи | дадакей |
Притяжательные формы дада | |||
---|---|---|---|
владелец | одиночное владение | множественное владение | |
1-е лицо поет. | дадам | даим | |
2-е лицо поет. | дадад | дадаид | |
3-е лицо поет. | дадайя | дадай | |
1-е лицо множественного числа | даданк | даинк | |
2-е лицо множественного числа | дадаток | дадайток | |
3-е лицо множественного числа | дадажук | дадаик | 9 дада в Зайче, Габор (ред.). Etimológiai szótár: Magyar szavak és tellalékok erete («Словарь этимологии: происхождение венгерских слов и аффиксов»). Будапешт: Тинта Конивкиадо, 2006 г., → ISBN. (См. также его 2-е издание.)|
(файл) |
Существительное
- сестра
- Координатный термин: кака
- дада мкве ― сестра свекровь
- дада ва камбо ― шаг сестра
Существительное
- тянуть
Тумбука
Существительное
- отец, папа
Координаты терминов[править]
- мама
Этимология
Глагол[править]
-дада
- плавать
Изменение[править]
Для этого глагола требуется шаблон таблицы изменения.
Obìnrin tó ní irun дадаЭтимология[править]
От Дада.
Произношение[править]
- МФА (ключ) : /dà.dā/
Существительное[править]
дада
- Альтернативная буквенная форма Дада («ребенок, рожденный со спутанными вьющимися волосами»)
- дреды
Dada (2023) — IMDb
- Cast & crew
- User reviews
IMDbPro
- 2023
- 2h 13m
IMDb RATING
8.2/10
2.9K
YOUR RATING
ПОПУЛЯРНОСТЬ
Воспроизвести трейлер1
:
59
2 Видео
12 Фото
DramaFamilyRomance
Влюбленная пара случайно становится подростком. Неприятные ситуации заставляют их разваливаться. Маникандан, оставшись наедине со своим сыном, борется за жизнь отца-подростка. Судьба владеет им, б… Читать полностьюВлюбленная пара, случайно ставшая родителями-подростками. Неприятные ситуации заставляют их разваливаться. Маникандан, оставшись наедине со своим сыном, борется за жизнь отца-подростка. Судьба завладела им, вернув Синдху в его жизнь. Влюбленная пара случайно стала родителями-подростками. Неприятные ситуации заставляют их разваливаться. Маникандан, оставшись наедине со своим сыном, борется за жизнь отца-подростка. Судьба владеет им, возвращая Синдху в его жизнь.
- Director
- Ganesh K. Babu
- Writer
- Ganesh K. Babu
- Stars
- Kavin
- Aparna Das
- Bhagyaraj
РЕЙТИНГ IMDb
8. 2/10
2.9K
ВАШ РЕЙТИНГ
ПОПУЛЯРНОСТЬ
- Директор
- Ганеш К. Бабу 0 01974
- Ganesh K. Babu
- Ганеш К. Бабу 0 01974
- Stars
- Kavin
- Aparna Das
- Bhagyaraj
- 21User reviews
- 4Critic reviews
Videos2
Trailer 1:59
Смотреть трейлер [OV]
Трейлер 1:16
Смотреть тизер [OV]
Фото12
Лучшие актеры
Кавин
- Маникандан Дас Апар
- Sindhu
Bhagyaraj
- Manikandan’s Father
Aishwariyaa Bhaskaran
- Manikandan’s Mother
Vtv Ganesh
Pradeep Anthony
- Saravanan
Fouziee
- Shadana
Arvind Janakiraman
- Брат Маникандана
Камалдип
Манимегалаи
Тамил Селви
- Режиссер
- Ganesh K. Babu
- Писатель
- Ganesh K. Babu
- All Cast & Crew
- , Box Office и More AT IMDBPRO
151 MATH 9003. Джая Джая Эй
Пасанга
Балагам
Раймо
Июнь
Монстр
Дада
Танга Меенгал
Мейн Хован 9002 Тув1 Хован1 9002 в Дубае0021
Гулмохар
Сюжетная линия
Отзывы пользователей21
ОбзорИзбранный обзор
8/
10
Стоит посмотреть!
Фильм о совершеннолетии. .. Мне понравилось . Два главных героя очень хорошо подошли к своим ролям. Кавин — прирожденный исполнитель. В этой роли у него было много возможностей для исполнения, и он использовал их с умом. Все ингредиенты, необходимые для хорошего фильма, здесь. Музыка была хорошей, юмор тоже был хорошим. Сценарий сюжета вообще супер. Немного не хватает глубины некоторых персонажей, поэтому 8 из 10, а не 10 из 10. Возьмите свои закуски, расслабьтесь и наслаждайтесь этим фильмом на премьере или тамилрокерах, лол, что когда-либо плавает на вашей лодке. Героиня может играть, и синхронизация губ была на высоте, что редко встречается в тамильском кино. Малыш совершенно натуральный и милашка.
helpful•1
0
- warrior03
- Mar 17, 2023
Details
- Release date
- February 10, 2023 (India)
- Country of origin
- Language
- Also known as
- Дада Аппа
- Продюсерская компания
- Olympia Movies
- См.