Дадаизм | это… Что такое Дадаизм?
ДАДАИЗМ — сложившееся в годы войны художественное и литературное направление, имеющее своей целью разрушение буржуазной культуры и дискредитирование мещанских нравов. На место отрицаемого Д. ставит анархическую инициативу индивидуума, ничем не связанного в повседневной жизни и в искусстве. («Дадаист является наиболее свободным человеком на земном шаре». «Кто живет для сегодняшнего дня — вечно живет» (Р. Гюльзенбек). «Я против всякой системы. Наиболее приемлемая система — не иметь никакой системы» (Т. Цара)). Анархический бунт дадаистов против «всего» представляет собою одну из крайних форм образного выражения негодования и социальной беспомощности мелкобуржуазной интеллигенции и богемы перед лицом империалистической войны и ее социальных последствий. Об этом говорят как возникновение, так и программа и практика Д.
Как школа Д. оформился в 1916, в. нейтральной Швейцарии. Первые деятели Д. — Тристан Цара (поэт; румын), Рихард Гюльзенбек (поэт; немец), Гуго Балл (организатор дадаистов), Г. Арп (художник; немец), М. Янко (художник; румын). «Все они были выброшены за границы своей родины войной и все они в одинаковой мере были пропитаны бешеной ненавистью к правительствам своих стран», — говорит Гюльзенбек. Д. возник как искусство кабаре («Cabaret Voltaire»), потом перешел в лит-ру («Publications du Cabaret Voltaire» — «Публикации кабаре Вольтер», 1916; Huelsenbeck R., Die phantastischen Geleite, 1916; Tzara T., La premiere aventure celeste de Mr. Antipirine — «Первое небесное приключение г-на Антипирина», 1916, журнал «Dada») и в изоискусство (первая выставка дадаистов в 1917). Беженцы в нейтральной Швейцарии сначала просто веселились, потом показывали злые и весьма циничные гримасы всему обществу, которому были обязаны войной, оторвавшей их от родины. Они делали тоже самое, что делалось в их отечественных кафе-шантанах и кабаре, только выступления их были лишены патриотической сентиментальности, были более острыми; дадаисты доводили до конца, до крайних выводов, футуризм и экспрессионизм, сторонниками к-рых они раньше являлись. Уже в Швейцарии наметились два различных направления внутри самого Д.: 1. «Абсолютный дада» — группа Цара и впоследствии французских и голландских дадаистов, идеалом к-рых была «статическая» и «симультанистическая» поэзия и «абсолютное искусство»; 2. «Политический дада» — группа Гюльзенбека, а затем и немецких дадаистов, для к-рых Д. — «это наиболее релятивистическое, антибуржуазно-антикапиталистическое, активистское мировоззрение политически мыслящих людей, для к-рых искусство является только ничтожной деталью мировой картины и к-рые должны постоянно восставать против искусства, пока оно в буржуазном обществе остается товарной ценностью» (Гюльзенбек).
Первая группа после окончания войны переселилась во Францию, где к ней временно примкнули худ. Пикабиа, поэты Сандрар, Кокто, А. Бретон, Л. Арагон и др. Группа разложилась примерно в 1923—1924, когда часть «абсолютных дадаистов» перешла к «сверхреалистам» (см.). Гюльзенбек вернулся в Германию в 1917, где и образовалась группа «политических дадаистов» (из поэтов в нее вошли: Р. Гаусман, И. Баадер, В. Меринг, а из художников — Г. Гросс и Гартфильд (Герцфельд)). Но свою работу она развернула только по окончании войны, когда часть группы (Гросс и Гартфильд), особенно заострив свою антибуржуазную позицию, открыто высказалась за пролетарскую революцию (издательство дадаистов «Malik-Verlag» стало печатать и не-дадаистические работы революционных писателей, потом целиком перешло на службу революции: Гросс и Гартфильд, отказавшись от Д., приняли точку зрения революционного пролетариата). «Политичность» остальных дадаистов выражалась в том, что они, на словах признавая борьбу пролетариата, на деле издевались над идеями революции, так же как они издевались над идеалами буржуазии и мещанства. Эти «принципиальные» дадаисты вернулись, как и их французские единомышленники, к той же гедонистической лит-ре, к-рую они в свое время отрицали. «Абсолютный Д.» в Германии представлял художник-поэт К. Швиттерс, «изобретатель» «мерзизма» и «последовательной поэзии» (см. Беспредметное искусство). Хотя в 1920—1922, в период расцвета Д., дадаистов было много во всех европейских странах, но вне Франции и Германии дадаисты сумели организовать школу только в Голландии (группа «Мекано», Бонсет, Бломфильд, Цитроэн и др.). В Италии к Д. примыкали большие художники, главным образом футуристы, как например Кирико, Прамколини и др.
Д. стремится к абсолютному освобождению словесного материала от всяких религиозных, философских, этических и т. п. ассоциаций, к тому, чтобы словом можно было бы пользоваться как самостоятельной «вещью», как звуковым комплексом. Отсюда, с одной стороны, та форма «симультанистической поэзии» Цара (poeme simultane), которая рассчитана на многоголосую декламацию и в к-рой словесный материал должен заменять оркестровые инструменты, а с другой стороны — форма так наз. «негритянской» и «маорийской» поэзии, где стихотворение слагается из комбинаций уже существующих и тут же придуманных слов. Последняя форма давала возможность осуществить требование об уничтожении в поэзии ассоциативных образов. «Слова, — говорит Гюльзенбек, — должны остаться сферическими образами, замкнутыми в себе, маленькими мирами, имеющими свою собственную жизнь, свои собственные законы». Там, где провести это основное требование оказалось невозможным (особенно в прозе) и где поэт должен был пользоваться словарем родного яз., дадаисты продолжали традиции футуристов — «эпатировали буржуа». Эпатирование имело несколько приемов, наиболее характерные из к-рых:
1. Поэт обращается к читателю или к публике не как поэт, а как не стесняющееся в выражениях частное лицо, напр.: «Прежде чем снизойти до вас, прежде чем поломать ваши гнилые кости… прежде чем испортить ваш вкус к красоте, сахару, перцу, философии и метафизически-математически-лирическому винегрету… нужно принять антисептическую ванну», — обращается к публике французский дадаист Рибмон-Дессэнь и заканчивает: «Adieu, mon ami!» (До свиданья, друг мой). Этим приемом уничтожается всякая поэтичность, сентиментальность, патетичность, т. е. все то, что дадаист ненавидел в поэзии.
2. Дадаист выдвигает какое-нибудь положение, но сейчас же, в той же фразе, отрицает как это положение, так и отрицание его. «Надо быть достаточно дадаистом, чтобы по отношению к своему собственному Д. суметь занять дадаистическую позицию» (Гюльзенбек). «Я пишу манифест и ничего не хочу, все же скажу кое-что, хотя я принципиально против всяких манифестов и против всякой принципиальности» (Цара).
3. Третий прием доводит до алогичного конца симультанизм футуристов и французских урбанистов: поэт не только связывает фразы, к-рые сообщают о фактах и явлениях, совершившихся одновременно в разных местах и при различных обстоятельствах, но составляющих в конце концов единый образ; дадаист ради неожиданности сочетает и ничего общего между собой не имеющие фразы, стараясь быть в пределах каждой из них наиболее «оригинальным» и фантастичным.
4. Четвертый прием — с точки зрения содержания наиболее характерный для Д. — это циничность. В своей «борьбе» против мещанской псевдонравственности и лжестыдливости дадаисты пользуются образами и формулами, которые своей насыщенностью, близкой к патологичности, далеко превосходят эротизм любого гедониста в искусстве. Правда, чувственность в дадаистической лит-ре не изысканная, она имеет дерзкие и наглые формы, однако эротическая изысканность полностью не уничтожается, а только получает другое, более откровенное выражение. Дадаистическая поэзия пользуется свободным стихом, которому свойственна широкая ритмичность футуристов или нервозная раздробленность экспрессионистов. Дадаисты, особенно немецкие, нередко пользовались типографским акцентированием стиха, применяя в одном и том же стихотворении разные типы шрифтов и заверстывая текст в разных, геометрических и «живописных» формах. Отсюда возникла в дадаистической поэзии так наз. «поэма-картина», где типографский набор создает определенный зрительный образ.
Курт Швиттерс (Schwitters). Книжная обложка.
Библиография:
Манифест Т. Цара в журнале «Dada», Zurich, 1918, № 3; Манифесты дадаистов и справки об истории дадаизма в сб. «Dada-Almanach», hrsg. von R. Huelsenbeck, E. Reiss-V. , 1920, в «Anthologie Dada», Zurich, Ed. Luxe, 1919; Huelsenbeck R., Dada siegt!, Malik-V., 1920; Фриче В. М., Западно-европейская литература XX в, Гиз, М. — Л., 1926.
Дадаизм в живописи: стиль идеи художники картины
Навигация: Главная / Уроки живописи / Основные стили в живописи / Дадаизм как стиль в живописи
Первое крупное движение против искусства, своего рода – антиискусство — дадаизм был бунтом против культуры и ценностей. Дадаизм в живописи – это искусство анархического типа, важное направление авангарда, цель которого состояла в том, чтобы подорвать систему ценностей академической живописи. Художники считали, социально-политические проблемы – неотъемлемая часть деятельности, от этой темы нельзя отказаться.
История развития
Стиль дада зародился в Швейцарии во время Первой мировой войны – это событие глобального значение было главным толчком к формированию радикального течения в искусстве. Родина стиля – Цюрих. Швейцария поддерживала нейтралитет в войне, поэтому именно здесь новое направление успешно выросло в самостоятельный стиль живописи, театра, кино, скульптуры.
Направление существовало в 1916 – 1922 годах, после чего влилось в другие направления – экспрессионизм, сюрреализм. Исследователи истории искусства полагают, что именно дадаизм был первым направлением постмодернизма.
Основатель
Дадаизм сформировался в литературе и поэзии, затем – развился в изобразительном искусстве. Основателем считается поэт Т.Тцара – он и дал новому стилю название. Тцара нашел это слово в одном из словарей, значение было связано с африканской культурой: дада – это хвост священной коровы. Это же понятие обозначает детскую деревянную лошадку, лепет ребенка. По мнению основателя течения, главное значение слова «дада» — бессмыслица, предмет, не имеющий особого значения и важной роли. Тцара считал, что именно так можно описать все направление.
Направление возникло как реакция войну и национализм — многие думали о том, что привело к войне. Под влиянием других авангардных течений — кубизма, футуризма, конструктивизма и экспрессионизма – стиль дада выражал наиболее важные идеи. Картины художников отмечены иронией, осуждением, критикой общественных перемен. Благодаря актуальности развиваемой тематики, дадаизм быстро распространился в Берлине, Ганновере, Париже, Нью-Йорке, Кельне и других городах Западной Европы и Америки:
- Движущей силой стиля в Цюрихе был Т. Тцара. Основными идеями были: нигилизм, социальная тематика, отношения в обществе в связи с военными действиями в Европе. С 1917 по 1921 год активисты выпустили несколько номеров тематического журнала, который выпускался на немецком и французском языках. С конца войны важность Швейцарии в качестве нейтральной территории снизилась. Р. Хюльзенбек, один из основателей дадаизма, уехал в Берлин, Тзара – в Париж. В 1920 году дадаизм в Цюрихе теряет влияние.
- После Первой мировой войны, активисты стиля разъехались по всей Европе. Преимущественно, поселились в Париже и Берлине. Хюльзенбек основал клуб дада в Берлине, членами движения стали Й.Баадер, Дж. Грос, Р.Хаусманн, Х.Хох. Берлинская версия стиля была более сатирической и политизированной.
- Кельнский филиал развития дада в искусстве был менее политизированным, более тяготел к эстетизации искусства, чем в других городах. Главные деятели дадаизма в Кельне – Ж.Арп и М.Эрнст. Последний успешно применял сатирические приемы коллажа с использованием популярного печатного материала, с изображением гротеска. В Кельне прошла одна из крупнейших выставок работ в мае 1920 года. Шоу было закрыто властями в течение нескольких дней в связи с подозрением деятельности, которая противоречила нормам морали, но выставку снова открыли.
- В Ганновере ведущим деятелем стиля был К.Швиттерс. Его картины считаются наиболее ярким примером чистоты стиля.
- В Нью-Йорке дадаизм был основан на философии и творчестве М.Дюшана. Особую роль сыграли его рэди-мэйды. Дюшан акже сотрудничал с К.Дрейер в создании Societe Anonyme – ассоциации для содействия росту современного искусства в Америке.
- К 1921 году многие художники, философы, поэты и скульпторы дада – Ж. Арп, М.Дюшан, М.Эрнст, М.Рэй, Т.Тцара – переехали в Париж. Французская версия дадаизма характеризуется мультикультурностью, яркостью, театральностью, большей эстетизацией. Многие парижские дадаисты перешли в сюрреализм, принеся в него некоторые черты дада.
Ключевые идеи
Дадаизм был первым направлением в искусстве, где в центре внимания художников была не эстетика объектов.
Художники поставили на передний план сложные социальные проблемы, роль в обществе человека, художника, цели искусства.
В качестве антиискусства дадаизм прибегал к разнообразным методам борьбы с каноничностью живописи, принятыми правилами, традициями, стандартами. Использовали демонстрации и манифестов, выставки абсурдного искусства, поставив цели намеренно шокировать власть и широкую общественность.
Художники в стиле дада известны использованием объектов – готовых бытовых предметов, которые созданы не с художественной целью, но представлены как произведение искусства после небольшого количества манипуляций художника. Такая практика получила название рэди-мэйд – это помогло переосмыслить искусство, суть живописи и ее основные цели.
Стиль существовал вопреки всем нормам традиционного художественного искусства, в соответствии с которыми работа художника должна быть тщательно спланирована и завершена. Картины пропагандировали случайности, спонтанность, импровизацию, чтобы бросить вызов художественным нормам и поставить под сомнение роль художника в художественном процессе.
Стиль спровоцировал появление важных новшеств в изобразительном искусстве. Например, использование техники коллажа и фотомонтажа в живописи.
Значение
Смотрите это видео на YouTube
Формирование нового стиля, основы для развития искусства постмодерна, стало переломным моментом в истории живописи. Дадаизм существовал не долго, но оказал влияние на экспрессионизм, поп-арт, новый реализм, концептуализм. Главные идеи стиля провозглашают отказ от традиций и канонов в пользу расширения рамок творчества.
Reader Interactions
Дадаизм — стиль в изобразительном искусстве и его особенности | DesigNonstop
Веб-дизайн / Тренды
93499
09-01-2013
Стиль дадаизм, однозначно, можно назвать предвестником сюрреализма. Как и многие другие стили, дадаизм возник как реакция на Первую мировую войну. Тогда многие люди вынуждены были бежать из военных территорий в нейтральную Швейцарию. Оставшись без родины и потеряв жизненные ориентиры, художники-дадаисты начали проповедовать антиискусство в котором нет ни морали, ни логики, ни традиций. Сутью самовыражения стала провокация, как единственно возможный способ существования.
Дадаизм — авангардистское литературно-художественное течение, зародившееся во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе (Кабаре Вольтер). Стиль существовал с 1916 по 1922 г. Сутью дадаизма была насмешка над буржуазной культурой и дискредитирование мещанских нравов. Во главу ставилась анархическая инициатива отдельного человека, ничем не связанного в повседневной жизни и в искусстве.
«Дадаист является наиболее свободным человеком на земном шаре». «Кто живет для сегодняшнего дня — вечно живет». «Я против всякой системы. Наиболее приемлемая система — не иметь никакой системы». Такими были основные лозунги дадаистов. Анархический бунт против всего был следствием негодования и социальной беспомощности богемы перед лицом ужасов империалистической войны и ее социальных последствий.
Первыми деятелями дадаизма были Тристан Цара (поэт, румын), Рихард Гюльзенбек (поэт, немец), Гуго Балл (организатор дадаистов), Ганс Арп (художник, немец), Марсель Янко (художник, румын). Все они были выброшены за границы своей родины войной и все они в одинаковой мере были пропитаны бешеной ненавистью к правительствам своих стран. Сначала дадаизм возник как искусство кабаре, потом уже перешел в литературу и в изобразительное искусство.
Термин дадаизм придумал поэт Тристан Тцара, обнаруживший в словаре слово «дада». На языке негритянского племени Кру оно означает хвост священной коровы; в некоторых областях Италии так называют мать; это может быть обозначением детской деревянной лошадки; удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Также это слово значит и бессвязный младенческий лепет, что и стало самым удачным выражением сути всего течения.
Деятельность дадаистов осуществлялась в самых разнообразных формах. Они организовывали шокирующие выставки, ставили эпатирующие буржуазную публику спектакли, проводили провокационные фестивали. Беженцы в нейтральной Швейцарии сначала просто веселились, потом показывали злые и весьма циничные гримасы всему обществу, которому были обязаны войной, оторвавшей их от родины. Они делали тоже самое, что делалось в их отечественных кафе-шантанах и кабаре, только выступления были гораздо более острыми.
В изобразительном искусстве наиболее распространенной формой творчества дадаистов был коллаж — технический приём создания произведения из определённым образом скомпонованных и наклеенных на плоскую основу (холст, картон, бумагу) кусочков разнообразных материалов: бумаги, ткани и т. д. В дадаизме можно выделить три ветви развития коллажа: Случайный коллаж (Цюрих), Манифестационный коллаж (Берлин) и Поэтический коллаж (Кельн и Ганновер).
В Цюрихе дадаисты делали упор на случайность коллажа, произвольность комбинирования элементов. Например, Ханс Арп создавал свои коллажи, в случайном порядке высыпая на лист картона четырехугольники из цветной бумаги и приклеивая их так, как они легли.
Коллаж берлинских дадаистов многосоставен, визуально насыщен и зачастую носит ярко выраженный политический, протестный заряд. Коллаж дает возможность выразить в зрительной форме то, что было бы запрещено цензурой, будь оно сказано словами. В берлинском коллаже активно используются фрагменты фотографий. Художники именуют себя «фотомонтажниками», проводя параллель с рабочими промышленных предприятий.
Третье направление — наделение коллажа свойствами поэтического произведения — реализуется в кёльнских произведениях Макса Эрнста, а также в мерц-картинах Курта Швиттерса, работавшего в Ганновере. Хотя стиль этих художников несхож, их роднит то, что оба понимают коллаж как явление, близкое поэзии, как соединение двух или более чужеродных реальностей в явно неподходящей для них среде с появлением творческой искры от их соединения.
Дадаизм быстро зашел в тупик и остался в истории как социальный символ своего времени. В 1920-е годы французский дадаизм слился с сюрреализмом, а в Германии — с экспрессионизмом. Основными художниками, представителями дадаизма, являются Ганс Арп (Германия), Марсель Дюшан (Франция), Курт Швиттерс (Германия), Франсис Пикабиа, Макс Эрнст (Германия), Ман Рэй (Франция), Марсель Янко (Румыния), Ханс Беллмер (Германия), Софи Тойбер-Арп (Швейцария).
Дада | Тейт
Художественный термин
Дадаизм — художественное движение, сформировавшееся во время Первой мировой войны в Цюрихе как негативная реакция на ужасы и безрассудство войны. Искусство, поэзия и перформанс художников-дадаистов часто носят сатирический и бессмысленный характер
Рауль Хаусманн
Искусствовед (1919–20)
Тейт
© ADAGP, Париж и DACS, Лондон, 2022
Художники-дадаисты чувствовали, что война ставит под сомнение каждый аспект общества, способный начать, а затем продлить ее, включая искусство. Их целью было разрушить традиционные ценности в искусстве и создать новое искусство взамен старого. Как позже писал художник Ганс Арп:
Возмущенные резней мировой войны 1914 года, мы в Цюрихе посвятили себя искусству. Пока вдалеке грохотали пушки, мы вовсю пели, рисовали, делали коллажи и писали стихи.
Помимо того, что дадаизм был антивоенным, дадаизм был также антибуржуазным и имел политические связи с радикальными левыми.
Основателем дадаизма был писатель Хьюго Болл. В 1916 году он основал в Цюрихе сатирический ночной клуб «Кабаре Вольтер» и журнал, который, как писал Болл, «будет носить имя «Дадаизм». Дада, дада, дада, дада». Это была первая из многих дадаистских публикаций. Дадаизм стал международным движением и в конечном итоге лег в основу сюрреализма в Париже после войны.
Ведущие художники, связанные с ним, включают Арпа, Марселя Дюшана, Фрэнсиса Пикабиа и Курта Швиттерса. Вопросы Дюшана об основах западного искусства оказали глубокое последующее влияние.
Содержит ли этот текст неточную информацию или язык, который, по вашему мнению, нам следует улучшить или изменить? Мы бы хотели получить от Вас отзывы.
Оставил Верно
Произведения искусства, созданные в результате действий художника или других участников, которые могут быть живыми или записанными, спонтанными …
Термин «реди-мейд» был впервые использован французским художником Марселем Дюшаном для описания произведений искусства, которые он создал из …
Fluxus — международный авангардный коллектив или сеть художников и композиторов, основанный в 1960-х годах и существующий по сей день
Искусство, использующее звук как средство (из чего он сделан) и как предмет (из чего он. ..
Хэппенинги — театрализованные представления, созданные художниками в конце 1950-х — начале 1960-х годов
Хэппенинги — театрализованные представления, созданные художниками в конце 1950-х — начале 1960-х годов
Антиискусство — это термин, используемый для описания искусства, которое бросает вызов существующим общепринятым определениям искусства 9. 0003
Извините, изображения нет
Найденный предмет — природный или искусственный предмет, либо фрагмент предмета, найденный (или иногда купленный) …
Merz — бессмысленное слово, придуманное немецким дадаистом Куртом Швиттерсом для описания своих коллажей и ассамбляжей …
Применительно к искусству авангард означает искусство, которое является новаторским, вводящим или исследующим новые формы или предметы
Термин неодада применялся к работам художников, работавших в Америке в 1950-х и 1960-х годах, которые напоминали …
Исследуйте этот термин
Оставил Верно
Кристин Баттерсби
Пародийный юмор был неотъемлемой частью дадаизма, и влияние Ницше на дадаизм хорошо известно. Однако связь между …
Лиди Фишер Саразин-Левассор
В 1927 году Марсель Дюшан женился на Лиди Фишер Саразин-Левассор. Свадьбу снимал Ман Рэй, на ней присутствовал Пикабиа. Здесь, …
Майкл Уайт
Когда Курт Швиттерс начал делать коллажи в 1918, первоначальный термин, который он использовал для их описания, был Merzzeichnungen (рисунки Мерца). …
Пол Фарли
Был ли это тот самый Курт Швиттерс, основатель Merz, сотрудник дадаистов, кубистов и конструктивистов, который выиграл первое, второе и …
Карин Орчард
Карин Орчард, Курт Швиттерс: Реконструкция Мерцбау; Документы Тейт № 8
Избранные художники в коллекции
Оставил Верно
1887–1948
1887–1968
1879–1953
1886–1966
1878–1958
1890–1976
1902–1975
Избранные произведения из коллекции
Оставил Верно
Дада в Тейт
30 января – 12 мая 2013 г.
Весна 2013 г. Тейт Британия представляет Швиттерс в Британии, первую крупную выставку, посвященную позднему творчеству Курта Швиттерса, одного из крупнейших художников европейского модернизма. В экспозицию вошли коллажи, ассамбляжи и скульптуры
21 февраля – 26 мая 2008 г.
Дюшан, Ман Рэй, Пикабиа 21 февраля – 26 мая 2008 г. Выставка ведущих деятелей нью-йоркского движения Дада в Тейт Модерн
Dada и основные идеи
Краткое изложение дадаизма
Дадаизм был художественным и литературным движением, зародившимся в Цюрихе, Швейцария. Он возник как реакция на Первую мировую войну и национализм, который, по мнению многих, привел к войне. Под влиянием других авангардных течений — кубизма, футуризма, конструктивизма и экспрессионизма — его продукция была очень разнообразной: от перформанса до поэзии, фотографии, скульптуры, живописи и коллажа. Эстетика дадаизма, отмеченная насмешкой над материалистическими и националистическими взглядами, оказала сильное влияние на художников во многих городах, включая Берлин, Ганновер, Париж, Нью-Йорк и Кельн, каждый из которых породил свои собственные группы. Движение рассеялось с установлением сюрреализма, но порожденные им идеи стали краеугольными камнями различных категорий современного искусства.
Ключевые идеи и достижения
- Дадаизм был прямым предшественником движения концептуального искусства, когда внимание художников было сосредоточено не на создании эстетически приятных объектов, а на создании произведений, которые часто переворачивали с ног на голову буржуазные чувства и ставили сложные вопросы об обществе, роль художника и цель искусства.
- Члены Дада были настолько полны решимости противостоять всем нормам буржуазной культуры, что группа едва ли поддерживала себя: «Дада — антидада», — часто кричали они. Основание группы в кабаре «Вольтер» в Цюрихе было уместным: кабаре было названо в честь 18 -й -й век Французский сатирик Вольтер, чья новелла «Кандид» высмеивала идиотизм его общества. Как писал Хьюго Болл, один из основателей Кабаре и Дада: «Это наш Кандид против времени».
- Такие художники, как Ханс Арп, стремились использовать случайность в создании произведений искусства. Это противоречило всем нормам традиционного художественного производства, согласно которому работа тщательно планировалась и завершалась. Введение случайности было для дадаистов способом бросить вызов художественным нормам и поставить под сомнение роль художника в художественном процессе.
- Художники-дадаисты известны тем, что используют реди-мейды — предметы повседневного обихода, которые можно купить и представить как произведения искусства с минимальным вмешательством художника. Использование реди-мейда навязывает вопросы о художественном творчестве и самом определении искусства и его предназначения в обществе.
Обзор Дадаизма
Стремясь как помочь остановить войну, так и выразить разочарование националистическими и буржуазными условностями, художники Дада в конечном счете произвели революцию в искусстве будущего.
Начало и развитие
Концепции, тенденции и смежные темы
Дальнейшее развитие и наследие
Произведения дадаизма и художники
Развитие искусства
Художник: Франсис Пикабиа
Пикабиа был французским художником, который воспринял многие идеи дадаизма и определил некоторые из них сам. Ему очень нравилось идти против условностей и переопределять себя, чтобы работать по-новому несколько раз за свою карьеру, которая длилась более 45 лет. Сначала он работал в тесном контакте с Альфредом Стиглицем, который дал ему свою первую персональную выставку в Нью-Йорке. Но позже он критиковал Штиглица, что видно на этом «портрете» галериста в виде меховой камеры, автомобильного рычага переключения передач, рычага тормоза и слова «ИДЕАЛ» над камерой готическим шрифтом. Тот факт, что камера сломана, а рычаг переключения передач находится в нейтральном положении, считается символом изношенности Штиглица, а контрастная декоративная готическая формулировка отсылает к устаревшему искусству прошлого. Рисунок является одним из серии механистических портретов и изображений, созданных Пикабиа, которые, по иронии судьбы, не прославляют современность или прогресс, но, как и аналогичные механистические работы Дюшана, показывают, что такой сюжет может стать альтернативой традиционному художественному символизму.
Чернила, графит, вырезанные и наклеенные раскрашенные и напечатанные бумаги на картоне — Коллекция Альфреда Штиглица
1916
Чтение звуковой поэмы «Караване» звуковая поэма «Караване», в которой бессмысленные слоги, произносимые по образцу, создавали ритм и эмоции, но ничего похожего на какой-либо известный язык. Возникшее в результате отсутствие смысла должно было указывать на неспособность европейских держав решить свои дипломатические проблемы с помощью рационального обсуждения, что привело к Первой мировой войне, приравняв политическую ситуацию к библейскому эпизоду с Вавилонской башней.
Странный костюм Болла призван еще больше отдалить его от аудитории и его повседневного окружения, сделав его речь еще более иностранной и экзотической. Болл так описывал свой костюм: «Мои ноги были в цилиндре из блестящего голубого картона, который доходил мне до бедер, так что я был похож на обелиск. Поверх него я носил огромный, вырезанный из картона плащ, алый внутри и золотой снаружи. был застегнут на шее таким образом, что я мог создавать впечатление крылатого движения, поднимая и опуская локти. Я также носил высокую шапку знахаря в сине-белую полоску».Фотография — Кунстхаус Цюрих (репродукция оригинальной фотографии)
Художественные изображения
1917
Без названия (Квадраты расположены по законам случая)
Художник: Ханс Арп
Ганс Арп случайно создал серию коллажей , где он стоял над листом бумаги, бросая квадраты контрастной цветной бумаги на поверхность большего листа, а затем приклеивая квадраты там, где они попадали на страницу. Полученная в результате договоренность могла затем вызвать более интуитивную реакцию, такую как гадание по монетам И-Цзин, которое заинтересовало Арпа, и, возможно, дать дополнительный творческий импульс. По-видимому, эта техника возникла, когда Арп разочаровался в попытках составить более формальные геометрические аранжировки. Случайные коллажи Арпа стали олицетворением стремления Дада быть «антиискусством» и их интереса к случайности как к способу бросить вызов традиционным методам производства искусства. Отсутствие художественного контроля, представленное в этой работе, также стало определяющим элементом сюрреализма, поскольку эта группа пыталась найти пути в бессознательное, посредством чего интеллектуальный контроль над творчеством был подорван.
Вырезанная и наклеенная цветная бумага. Музей современного искусства, Нью-Йорк
1917
Фонтан
Художник: Марсель Дюшан
Дюшан был первым художником, использовавшим реди-мейд, и его выбор писсуара был гарантированно удачным. бросать вызов и оскорблять даже своих коллег-художников. Художник мало манипулирует писсуаром, кроме как перевернуть его вверх дном и подписать вымышленным именем. Удалив писсуар из его повседневного окружения и поместив его в контекст искусства, Дюшан поставил под сомнение основные определения искусства, а также роль художника в его создании. С названием, Fountain , Дюшан иронично сослался как на назначение писсуара, так и на знаменитые фонтаны, спроектированные художниками эпохи Возрождения и барокко. В своей новаторской смелости работа стала символом непочтительности движения Дада по отношению как к традиционным художественным ценностям, так и к производственным методам. Его влияние на художников более позднего 20 -го -го века, таких как Джефф Кунс, Роберт Раушенберг, Дэмиен Херст и других, не поддается исчислению.
Писсуар — Художественный музей Филадельфии
1919
LHOOQ
Художник: Марсель Дюшан
Эта работа является классическим примером непочтительного отношения Дадаизма к традиционному искусству. Дюшан переделал дешевую открытку с изображением Моны Лизы (1517 г.), которая только недавно была возвращена в Лувр после того, как была украдена в 1911 г. Хотя это уже было хорошо известное произведение искусства, огласка в результате кражи гарантировала, что оно стал одним из самых почитаемых и известных произведений искусства: искусством с большой буквы. На открытке Дюшан нарисовал на лице Моны Лизы усы и эспаньолку и назвал это L.H.O.O.Q. Если буквы произносятся так, как они произносятся носителем французского языка, это будет звучать так, как если бы кто-то сказал «Elle a chaud au cul», что примерно переводится как «У нее горячая задница». И снова Дюшану удалось всех оскорбить, задав при этом вопросы, которые бросали вызов художественным ценностям, художественному творчеству и общему канону.
Коллотип — Музей Бойманса ван Бёнингена, Роттердам
1919
Вырезание кухонным ножом Дада через последнюю культурную эпоху Веймарского пивного живота Германии
Художник: Ханна Хёх
Ханна Хёх известна своими фотомонтажами вырезки из газет и журналов, а также дизайны для шитья и рукоделия, часто взятые из публикаций, в которых она участвовала в Ullstein Press. В рамках клуба «Дада» в Берлине Хох беззастенчиво критиковал немецкую культуру, буквально разрезая ее образы и собирая их в яркие, бессвязные, эмоциональные изображения современной жизни. Название этой работы относится к упадку, коррупции и сексизму довоенной немецкой культуры. Эта фрагментарная антихудожественная работа, более крупная и политическая, чем ее типичные монтажи, подчеркивает полярность политики Веймера, сопоставляя образы представителей истеблишмента с интеллектуалами, радикалами, артистами и художниками. Среди узнаваемых лиц — Маркс и Ленин, Пола Негри и Кэт Кольвиц. Карта Европы, на которой обозначены страны, в которых женщины уже получили право голоса, предполагает, что недавно получившие избирательные права женщины Германии скоро «прорежут» мужскую культуру «пивного живота». Включение ею коммерческих дизайнов в свои монтажи разрушило различия между современным искусством и ремеслами, а также между общественной сферой и домашним хозяйством.
Вырезанный из бумаги коллаж — Национальная галерея, Государственный музей Берлина
Изображения произведений искусства
1920
Дух нашего времени
Художник: Рауль Хаусманн изменения, необходимые для создания лучшей нации. Это ироническая скульптурная иллюстрация убеждения Хаусмана в том, что средний член (коррумпированного) общества «имеет не больше способностей, чем те, которые случай приклеил к его черепу снаружи; его мозг остается пустым». Таким образом, использование Хаусманном манекена шляпного мастера для изображения болвана, который может испытывать только то, что можно измерить с помощью механических инструментов, прикрепленных к его голове — линейки, рулетки, карманных часов, шкатулки для драгоценностей с колесом пишущей машинки, латуни. ручки от фотоаппарата, дырявый телескопический стакан из тех, которыми пользовались солдаты во время войны, и старый кошелек. Таким образом, нет способности к критическому мышлению или тонкости. Манекен с пустыми глазами — недалекий слепой автомат.
Художественные изображения
1920
Китайский соловей
Художник: Макс Эрнст
Использование Эрнстом фотомонтажа было менее политическим и более поэтичным, чем у других немецких дадаистов, создающих изображения на основе случайных ассоциаций наложенных друг на друга изображений. Свою технику он описывал как «систематическое использование случайного или искусственно спровоцированного противостояния двух или более взаимно чуждых реальностей на заведомо неподходящем уровне — и поэтическая искра, которая перескакивает, когда эти реальности сближаются».
Между 1919 и 1920 годами Эрнст сделал серию коллажей, в которых изображения военной техники сочетались с человеческими конечностями и различными аксессуарами для создания странных гибридных существ. Таким образом, страх, порождаемый оружием, сочетался с мягкими элементами и часто лирическими названиями. Этот катарсис, без сомнения, имел личный резонанс для Эрнста, который был ранен на войне отдачей ружья. В Китайский соловей , например, руки и веер восточной танцовщицы выступают в роли конечностей и головного убора существа, тело которого представляет собой английскую бомбу. Над кронштейном сбоку бомбы добавлен глазок, чтобы создать эффект причудливой птицы. Таким образом, причуда Эрнста рассеивает страх, связанный с бомбами. Название взято из сказки Ганса Христиана Андерсена.
1921
Merzpicture 46A. The Skittle Picture
Художник: Курт Швиттерс
Это ранний пример сборки, в которой двух- и трехмерные объекты комбинируются. Слово «Merz», которое Швиттерс использовал для описания своей художественной практики, а также своих отдельных произведений, является бессмысленным словом, как и слово «дада», которое Швиттерс выбрал из слова «commerz», значение которого он описал следующим образом: «В война, дела были в страшном смятении. То, чему я научился в академии, не помогло мне… Все разрушилось, и из осколков нужно было делать новое; и это Мерц». В его Merzpictures , которые были названы «психологическими коллажами», он собирал найденные предметы — обычно обломки — в простые композиции, которые превращали мусор в прекрасные произведения искусства. Будь то веревка, корешок от билета или шахматная фигура, Швиттерс считал их равными любому традиционному художественному материалу. Мерц, однако, не является идеологическим, догматическим, враждебным или политическим, как большая часть искусства Дада.
Сборка из дерева, масла, металла, доски на доске, с художественной рамой — Собрание Тейт, Соединенное Королевство
1922
Rayograph
Художник: Ман Рэй
Ман Рэй был американским художником, который провел большую часть своих лет работы во Франции. Он назвал свои эксперименты рентгенограммами , которые представляют собой фотографии, сделанные путем помещения объектов непосредственно на сенсибилизированную бумагу и экспонирования их на свету. Случайные объекты оставляют после себя смутный отпечаток, отделяющий их от исходного контекста. Эти работы, с их часто странным сочетанием объектов и призрачным внешним видом, отражали интерес Дада к случайности и бессмысленности. Как другие художники дадаизма освободили живопись и скульптуру от их традиционной роли репрезентативного искусства, Рэй сделал то же самое с фотографией — в его руках она больше не была зеркалом природы.
Открытие Рэем рентгенографа само по себе было основано на случайности: после того, как он забыл экспонировать изображение и ждал появления изображения в темной комнате, он поместил несколько объектов на фотобумагу. Увидев их, Цара назвал их «чистыми творениями Дада», и они сразу же стали хитом среди художников-единомышленников. Хотя Ман Рэй не изобрел фотограммы, они были самыми известными.
Начало Дадаизма
Швейцария была нейтральной во время Первой мировой войны с ограниченной цензурой, и именно в Цюрихе Хьюго Болл и Эмми Хеннингс основали Кабаре Вольтер 5, 19 февраля.16 в задней комнате таверны на Шпигельгассе в захудалом районе города. Чтобы привлечь других художников и интеллектуалов, Болл выпустил пресс-релиз, в котором говорилось: «Кабаре Вольтер». Под этим названием сформировалась группа молодых художников и писателей с целью стать центром художественных развлечений. В принципе, Кабаре будут управлять художники, гости-артисты будут приходить и давать музыкальные представления и чтения на ежедневных встречах. Молодые художники Цюриха, независимо от их тенденций, приглашаются с предложениями и вкладами всех видов». С самого начала, помимо Болла и Хеннингса, присутствовали Ганс Арп, Тристан Цара, Марсель Янко и Рихард Хюльзенбек.
В июле того же года состоялся первый вечер Дада, на котором Болл прочитал первый манифест. Существует мало единого мнения о том, как было изобретено слово «дада», но одна из наиболее распространенных историй происхождения состоит в том, что Ричард Хюльзенбек нашел это имя, наугад вонзая нож в словарь. Термин «дада» — это разговорный французский термин, обозначающий лошадку, но он также перекликается с первыми словами ребенка, и эти намеки на ребячество и абсурдность понравились группе, которая стремилась дистанцироваться между собой и трезвостью конвенциональное общество. Они также понимали, что это слово может означать одно и то же (или ничего) на всех языках, поскольку группа открыто выступала за интернационализм.
Целью искусства и деятельности Дада было как помочь остановить войну, так и выразить недовольство националистическими и буржуазными условностями, которые к ней привели. Их антиавторитарная позиция способствовала изменчивому движению, поскольку они выступали против любой формы группового лидерства или руководящей идеологии.
Распространение Дадаизма
Художники в Цюрихе издавали журнал Дада и проводили художественные выставки, которые способствовали распространению их антивоенного и антихудожественного послания. В 1917 году, после того как Болл уехал в Берн, чтобы заниматься журналистикой, Цара основал Галерею Дада на Банхофштрассе, где наряду с художественными выставками проводились и другие вечера Дада. Цара стал лидером движения и начал неустанную кампанию по распространению идей Дада, осыпая письмами французских и итальянских писателей и художников. Группа опубликовала обзор литературы и искусства под названием Dada , начиная с июля 1917 года, пятью выпусками из Цюриха и двумя последними из Парижа. Их искусство было сосредоточено на перформансе и печатной продукции.
После окончания войны в 1918 году многие художники вернулись на родину, способствуя дальнейшему распространению движения. Конец дадаизма в Цюрихе последовал за событием Дада 4-5 в апреле 1919 года, которое по замыслу превратилось в бунт, что, по мнению Цара, способствовало целям дадаизма, подрывая традиционные художественные практики за счет вовлечения аудитории в художественное производство. Бунт, начавшийся как событие Дада, был одним из самых значительных. Он собрал более 1000 человек и начался с консервативной речи о ценности абстрактного искусства, которая должна была разозлить толпу. За этим последовала неблагозвучная музыка, а затем несколько чтений, которые поощряли участие толпы, пока толпа не потеряла контроль и не начала уничтожать несколько реквизитов. Цара описывал это так: «Суматоха высвобождается, ураган бешеный, сирена свистит, обстрел песня, битва начинается резко, половина зала аплодирует, протестующие держат зал… удалось установить цепь абсолютного бессознательного в аудитории, которая забыла границы воспитания предрассудков, испытала смятение Нового. Окончательная победа Дада». Для Цары ключом к успеху бунта было вовлечение публики, чтобы посетители были не просто наблюдателями искусства, но и были вовлечены в его производство. Это было полным отрицанием традиционного искусства.
Удалить рекламу
Вскоре после этого Цара отправился в Париж, где познакомился с Андре Бретоном и начал формулировать теории, которые Бретон впоследствии объединил в сюрреализме. Дадаисты не заявляли сознательно о микрорегиональных движениях; Распространение дадаизма в различных европейских городах и в Нью-Йорке можно отнести к нескольким ключевым художникам, и каждый город, в свою очередь, повлиял на эстетику своих соответствующих дадаистских групп.
Германия
В 1917 году Хюльзенбек вернулся из Цюриха, чтобы основать Клуб Дада в Берлине, который действовал с 19с 18 по 1923 год, и в нем приняли участие такие участники, как Йоханнес Баадер, Джордж Гросс, Ханна Хёх и Рауль Хаусманн. Ближе к зоне боевых действий берлинские дадаисты публично выступили против Веймарской республики, и их искусство было более политическим: сатирические картины и коллажи с изображениями военного времени, правительственными деятелями и вырезками из политических карикатур, реконтекстуализированными в язвительные комментарии. В феврале 1918 года Хюльзенбек произнес свою первую дадаистскую речь в Берлине и в нескольких журналах, включая Club Dada 9.0199 и Der Dada были опубликованы в том же году вместе с манифестом в апреле. В этот период в Берлине была разработана техника фотомонтажа. В 1920 году Хаусманн и Хюльзенбек проводят лекционный тур в Дрездене, Гамбурге, Лейпциге и Праге. В июне прошла «Erste Internationale Dada-Messe».
Курт Швиттерс, исключенный из берлинской группы, вероятно, из-за его связей с галереей Der Sturm и стиля экспрессионизма, которые считались противоположными дадаизму из-за их романтизма и сосредоточенности на эстетике, сформировал свою собственную группу дадаистов в Ганновере в 1919, хотя он был его единственным практикующим. Его Merz , как он называл свое искусство, было менее политически ориентировано, чем у Клуба Дада; вместо этого его работы исследуют озабоченность модернистов формой и цветом.
Еще одна группа дадаистов была создана в Кельне в 1918 году Максом Эрнстом и Йоханнесом Теодором Бааргельдом. Важно отметить, что Ханс Арп присоединился в следующем году и добился прорыва в своих экспериментах с коллажами. Их экспонаты были посвящены антибуржуазному и бессмысленному искусству. В 1920 году одна такая выставка была закрыта полицией. К 1922 года немецкий дадаизм сходил на нет. В том же году Эрнст уехал из Кельна в Париж, тем самым распустив эту группу. Другие заинтересовались другими движениями. Например, в октябре 1922 года в Веймаре состоялся «Конгресс конструктивистов», на котором присутствовало несколько немецких дадаистов, а в 1924 году Бретон опубликовал сюрреалистический манифест, после чего многие из оставшихся дадаистов присоединились к этому движению. Публикация Schwitter Merz спорадически продолжалась в течение нескольких лет.
Paris
Услышав о движении Дада в Цюрихе, им заинтересовались ряд парижских художников, в том числе Андре Бретон, Луи Арагон, Поль Элюар и другие. В 1919 году Цара уехал из Цюриха в Париж, а Арп прибыл туда из Кельна в следующем году; «Фестиваль Дада» состоялся в мае 1920 года после того, как там собрались многие зачинатели движения. Было организовано несколько демонстраций, выставок и перформансов, а также опубликованы манифесты и журналы, в том числе Дада и Каннибал .
Удалить рекламу
Пикабиа и Бретон вышли из движения в 1921 году, и Пикабиа опубликовал специальный выпуск 391 , в котором утверждал, что парижский дадаизм стал тем, против чего он изначально боролся: посредственным устоявшимся движением. Он писал: «Дух Дада действительно существовал только между 1913 и 1918 годами… Желая продлить его, Дада закрывался… Видите ли, Дада был несерьезен… потому что он мертв!.. Надо быть кочевником, проходить через идеи, как проходят через страны и города». Парижский дадаизм предпринял контратаку под руководством Цары. Два заключительных спектакля на сцене Дада проходят в Париже в 1923, прежде чем группа погрузилась во внутренние распри и уступила место сюрреализму.
Марсель Дюшан обеспечил решающую творческую связь между цюрихскими дадаистами и парижскими прото-сюрреалистами, такими как Бретон. Швейцарская группа считала реди-мейды Марселя Дюшана произведениями Дадаизма и ценила юмор Дюшана и его отказ давать определение искусству.
Нью-Йорк
Как и Цюрих во время войны, Нью-Йорк был прибежищем для писателей и художников. Марсель Дюшан и Франсис Пикабиа прибыли в город с разницей всего в несколько дней 19 июня.15 и вскоре встретил Ман Рэя. Дюшан выступал в качестве критического собеседника, привнося понятие антиискусства в группу, где оно приняло явно механистический оборот. Одна из его самых важных работ, Большое стекло или Невеста, раздетая догола ее холостяками, даже , была начата в Нью-Йорке в 1915 году и считается важной вехой в изображении странной эротической драмы с использованием механических форм.
К 1916 году к Дюшану, Пикабиа и Ман Рэю присоединились американская художница Беатрис Вуд и писатели Анри-Пьер Рош и Мина Лой. Большая часть их антихудожественной деятельности происходила в 29-летнем возрасте Альфреда Штиглица.1 и в мастерской Вальтера и Луизы Аренсберг. Их публикации, такие как The Blind Man , Rongwrong и New York Dada бросили вызов традиционному музейному искусству с большим юмором и меньшей горечью, чем европейские группы. Именно в этот период Дюшан начал выставлять 90 198 реди-мейдов из 90 199 (найденных предметов), таких как подставка для бутылок, и вступил в Общество независимых художников. В 1917 году он представил Фонтан на выставку Общества независимых художников.
Путешествия Пикабиа помогли связать группы Нью-Йорка, Цюриха и Парижа во время дадаистского периода. С 1917 по 1924 год он также издавал периодический журнал Dada 391 , созданный по образцу периодического журнала Штиглица 291 . 391 Пикабиа был впервые опубликован в Барселоне, а затем в разных городах, включая Нью-Йорк, Цюрих и Париж, в зависимости от его собственного места жительства и с помощью коллег-художников и друзей в разных городах. Однако периодическое издание было в основном литературным, и Пикабиа был главным автором. 1918 «Дада Манифест» заявлял: «Каждая страница должна взорваться серьезностью, глубиной, волнением, отвращением, новой, вечной, уничтожающей бессмыслицей, энтузиазмом в отношении принципов или способом печати. Искусство должно быть до крайности неэстетичным, бесполезно и невозможно оправдать». Как упоминалось выше, он порвал с дадаизмом в 1921 году. В дополнение к специальному выпуску 391 , в котором он критиковал парижское дадаизм в 1921 году, в последнем выпуске 391 за 1924 год Пикабиа обвиняет сюрреализм в сфабрикованном движении, написав, что «искусственные яйца не делают цыплят».
Удалить рекламу
Дадаизм: концепции, стили и тенденции
Дадаистские произведения представляют собой интригующие совпадения и парадоксы в том, что они стремятся демистифицировать произведения искусства в популистском смысле, но, тем не менее, остаются достаточно загадочными, чтобы позволить зрителю интерпретировать произведения в самых разных смыслах. способы. Некоторые дадаисты репрезентативно изображали людей и сцены, чтобы анализировать форму и движение. Другие, такие как Курт Швиттерс и Ман Рэй, практиковали абстракцию, чтобы выразить метафизическую сущность своего предмета. Оба режима стремились деконструировать повседневный опыт сложными и мятежными способами. Ключ к пониманию произведений дадаизма лежит в примирении, казалось бы, глупого, небрежного стиля с глубоким антибуржуазным посылом. Цара особенно боролся с предположением, что дадаизм был утверждением; тем не менее, Цара и его коллеги-художники стали все больше волноваться из-за политики и стремились вызвать такую же ярость у публики Дада.
Непочтительность
Непочтительность была важнейшим компонентом искусства Дада, будь то неуважение к буржуазным условностям, правительственным властям, традиционным методам производства или художественным канонам. Каждая группа немного различалась по своей направленности: берлинская группа была самой антиправительственной, а нью-йоркская — самой анти-искусственной. Из всех групп ганноверская группа, вероятно, была самой консервативной.
Реди-мейды и ассамбляжи
Реди-мейд был просто объектом, который уже существовал и использовался художниками-дадаистами как произведение искусства, часто в процессе комбинирования с другим реди-мейдом, как в 9 Дюшана.0198 Велосипедное колесо , создав сборку. Произведения часто выбирались и собирались случайно или случайно, чтобы бросить вызов буржуазным представлениям об искусстве и художественном творчестве. Действительно, трудно концептуально полностью отделить дадаистский интерес к случайности от их внимания к реди-мейдам и ассамбляжу. Некоторые из реди-мейдов и сборок были причудливыми, и это качество помогло группе в конечном итоге слиться с сюрреализмом. Среди других художников, которые работали с реди-мейдами и сборками, были Эрнст, Ман Рэй и Хаусманн.
Определение: готовый и найденный объект
Случайность
Случайность была ключевой концепцией, лежащей в основе большей части искусства Дада, от абстрактных и прекрасных композиций Швиттерса до больших собраний Дюшана. Случайность использовалась для охвата случайного и случайного как способ высвободить творчество из-под рационального контроля, и Арп был одним из первых и самых известных практиков. Швиттерс, например, собирал случайные обломки мусора из разных мест, а Дюшан приветствовал такие несчастные случаи, как трещина, которая произошла, когда он делал Большой стакан . В дополнение к потере рационального контроля, дадаистское отсутствие заботы о подготовительной работе и принятие испорченных произведений искусства хорошо сочетается с непочтительностью дадаизма к традиционным художественным методам.
Удалить рекламу
Остроумие и юмор
Непочтительность Дада тесно связана с их интересом к юмору, обычно в форме иронии. Фактически, принятие реди-мейда является ключом к использованию иронии Дада, поскольку оно показывает осознание того, что ничто не имеет внутренней ценности. Ирония также придавала художникам гибкость и выражала их любовь к сумасшествию мира, тем самым не давая им слишком серьезно относиться к своей работе или увлекаться чрезмерным энтузиазмом или мечтами об утопии. Их юмор — однозначное ДА всему, что является искусством.
Более поздние разработки — После Дадаизма
Как подробно описано выше, после роспуска различных дадаистских групп многие художники присоединились к другим художественным течениям, в частности к сюрреализму. Фактически дадаистская традиция иррациональности и случайности привела непосредственно к сюрреалистической любви к фантазии и выражению воображаемого. Несколько художников были членами обеих групп, в том числе Пикабиа, Арп и Эрнст, поскольку их работы послужили катализатором в создании искусства, основанного на ослаблении сознательного контроля над производством произведений искусства. Хотя Дюшан не был сюрреалистом, он помогал курировать выставки в Нью-Йорке, на которых были представлены работы как дадаистов, так и сюрреалистов.
Дадаизм, прямой предшественник движения концептуального искусства, теперь считается переломным моментом в искусстве 20 -го -го века. Постмодернизм, каким мы его знаем, не существовал бы без дадаизма. Почти каждая лежащая в основе постмодернистская теория в изобразительном и письменном искусстве, а также в музыке и драме была изобретена или, по крайней мере, использована художниками Дада: искусство как перформанс, наложение искусства на повседневную жизнь, использование популярной культуры, участие публики, интерес в незападных формах искусства объятия абсурда и использование случая.
Большое количество художественных течений, начиная с Дадаизма, можно проследить их влияние на группы, выступающие против истеблишмента. Помимо очевидных примеров сюрреализма, неодадаизма и концептуального искусства, они включают поп-арт, флюксус, ситуационистский интернационал, перформанс, феминистское искусство и минимализм. Дадаизм также оказал глубокое влияние на графический дизайн и рекламу благодаря использованию коллажей.
Полезные ресурсы о дадаизме
Специальные материалы
видео
Books
websites
articles
Special Features
artist features
videos
websites
articles
Similar Art
The City Rises (1910)
Umberto Boccioni
Futurism
Подробнее
Натюрморт со стулом Канингом (1912)
Пабло Пикассо
Кубизм
Подробнее
Театральная пьеса № 1 (1952)
Джон Кейдж
Неодадаизм
Подробнее
Дадаизм | Определение и история
Дадаизм
Все медиа
- Похожие исполнители:
- Фрэнсис Пикабиа Тристан Цара Марсель Дюшан Ханна Хёх Джон Хартфилд
Просмотреть весь соответствующий контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Дада , нигилистическое и антиэстетическое движение в искусстве, которое процветало в основном в Цюрихе, Швейцария; Нью-Йорк; Берлин, Кельн и Ганновер, Германия; и Париж в начале 20 века.
Различные члены движения дали несколько объяснений тому, как оно получило свое название. Согласно наиболее распространенному мнению, это имя было принято в кабаре Хьюго Болла «Вольтер» в Цюрихе во время одной из встреч, проведенных в 1916 году группой молодых художников и участников сопротивления войне, в которую входили Жан Арп, Рихард Хюльзенбек, Тристан Цара, Марсель Янко. и Эмми Хеннингс. Когда нож для бумаги, вставленный во французско-немецкий словарь, указал на французское слово дада («хобби-лошадка») группа ухватилась за него как за подходящий для своих антиэстетических творений и протестной деятельности, порожденной отвращением к буржуазным ценностям и отчаянием по поводу Первой мировой войны. актуальный художественный стиль, но его сторонники предпочитали групповое сотрудничество, спонтанность и случайность. Стремясь отказаться от традиционных способов художественного творчества, многие дадаисты работали в коллаже, фотомонтаже и построении найденных объектов, а не в живописи и скульптуре.
Викторина «Британника»
Окончательная викторина по искусству
От символики до скульптуры — эта викторина познакомит вас с вашей художественной стороной.
Движение в Соединенных Штатах было сосредоточено в нью-йоркской галерее Альфреда Штиглица «291» и в мастерской Уолтера Аренсберга и его жены Луизы, богатых меценатов. В этих местах дадаистской деятельностью, возникшей независимо, но параллельно той, что была в Цюрихе, занимались такие художники, как Марсель Дюшан, Ман Рэй, Мортон Шамберг и Фрэнсис Пикабиа. Группа в Цюрихе была озабочена проблемами, связанными с войной, но нью-йоркские дадаисты в основном сосредоточились на насмешках над художественным истеблишментом. Например, реди-мейды Дюшана — самый известный из них — 9.0008 Фонтан (1917 г.), фарфоровый писсуар, вызвал бурные споры о самом определении искусства. Нью-йоркская группа также участвовала в таких публикациях, как The Blind Man , Rongwrong и New York Dada . Путешествуя между Соединенными Штатами и Европой, Пикабиа стал связующим звеном между группами дадаистов в Нью-Йорке, Цюрихе и Париже; его периодическое издание Дада, 291 , выходило в Нью-Йорке, Цюрихе, Париже и Барселоне с 1917 по 1924 год.
В 1917 году Хюльзенбек, один из основателей цюрихской группы, перенес движение Дада в Берлин, где оно приобрело более политический характер. Среди задействованных немецких художников были Рауль Хаусманн, Ханна Хёх, Джордж Гросс, Йоханнес Баадер, Хюльзенбек, Отто Шмальхаузен, Виланд Герцфельде и его брат Джон Хартфилд (ранее Гельмут Херцфельде, но англизированный в знак протеста против немецкого патриотизма). Одним из главных выразительных средств этих художников был фотомонтаж, состоящий из фрагментов наклеенных фотографий в сочетании с печатными сообщениями; эта техника наиболее эффективно использовалась Хартфилдом, особенно в его более поздних антинацистских работах (например, Кайзер Адольф , 1939). Подобно группам в Нью-Йорке и Цюрихе, берлинские артисты устраивали публичные собрания, шокируя и приводя публику в ярость своими выходками. Они также выпускали дадаистские публикации: «Первый немецкий дадаистский манифест», Club Dada , Der Dada , Jedermann sein eigner Fussball («Каждому свой футбол») и Dada Almanach . В июне 1920 года в Берлине прошла Первая международная ярмарка дадаизма.
Дадаистская деятельность велась и в других городах Германии. В Кёльне в 1919 и 1920 года главными участниками были Макс Эрнст и Йоханнес Бааргельд. Также с Дада был связан Курт Швиттерс из Ганновера, который дал бессмысленное название Merz своим коллажам, конструкциям и литературным произведениям. Хотя Швиттерс использовал для создания своих произведений дадаистический материал — обрывки мусора, он достиг утонченного формализма, нехарактерного для дадаистского антиискусства.
В Париже дадаизм приобрел литературную направленность под руководством одного из его основателей, поэта Тристана Цара. Среди многочисленных дадаистских брошюр и обзоров наиболее заметным было Littérature (опубликована в 1919–1924 гг. ), в которую вошли произведения Андре Бретона, Луи Арагона, Филиппа Супо, Поля Элюара и Жоржа Рибемон-Дессаня. Однако после 1922 года дадаизм начал терять свою силу.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Дадаизм оказал далеко идущее влияние на искусство 20-го века. Его нигилистическая, антирационалистическая критика общества и его безудержные атаки на все формальные художественные условности не нашли непосредственных наследников, но его озабоченность причудливым, иррациональным и фантастическим принесла свои плоды в сюрреалистическом движении. Опора художников Дада на случайность и случайность позже была использована сюрреалистами и абстрактными экспрессионистами. Концептуальное искусство также уходит своими корнями в дадаизм, ведь именно Дюшан первым утверждал, что мыслительная деятельность («интеллектуальное выражение») художника имеет большее значение, чем создаваемый объект. Критики даже указывали на влияние дадаизма на панк-рок движение 19-го века.