Экспрессионизм
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ
Томский Государственный Архитектурно-Строительный Университет
Кафедра “Дизайн архитектурной среды”
Реферат на тему:
Выполнила: ст.-ка гр.529 Крючкова Е. В.
Проверила: Колосова И. И.
2012 Оглавление
1. Введение
2. История возникновения
3. Основные черты
4. Основные представители: 4.1 Йорн Утзон
4.2 Эрих Мендельсон
4.3 Бруно Таут
5. Список литературы
Введение
Экспрессионизм (от лат. expressio — выражение) — направление,
развивавшееся в европейском искусстве
и литературе примерно с 1905 по 1920-е гг.
Это течение в европейском искусстве эпохи модернизма получило наибольшее развитие в Германии и Австрии. Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Он представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, архитектуру, музыку и танец. Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе.
Искусство экспрессионизма было поневоле социально ориентированным, так как развивалось на фоне резких социально-политических переломов, крушения австро-венгерской империи и первой мировой войны.
Архитектуре
экспрессионизма свойственно искажение
традиционных архитектурных форм с целью
достижения максимального эмоционального
эффекта на зрителя. Предпочтение нередко
отдаётся архитектурным формам, вызывающим
в памяти природные ландшафты (горы,
скалы, пещеры, сталактиты и т. п.).
История возникновения
Первой значительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост» (нем. Bracke). В 1905 г. четверо студентов-архитекторов из Дрездена — Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейль, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуфф создали нечто вроде средневековой цеховой коммуны — вместе жили и работали. Название «Мост» предложил Шмидт-Ротлуфф, считая, что оно выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений, а в более глубоком смысле символизирует её творчество — «мост» в искусство будущего. В 1906 г. к ним присоединились Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие художники.
Первая
выставка «Моста» состоялась в 1906 г. в
помещении завода осветительной
аппаратуры. И эта и последующие выставки
мало интересовали публику. Лишь экспозиция
1910 г.
Постепенно члены «Моста» перебирались в Берлин, ставший центром художественной жизни Германии. Здесь они выставлялись в галерее «Штурм» (нем. «буря»).
В 1913 г. Кирхнер опубликовал «Хронику художественного объединения «Мост»». Она вызвала резкое несогласие остальных «мостовцев», посчитавших, что автор слишком завысил оценку собственной роли в деятельности группы. В результате объединение официально прекратило существование.
Стремительный взлет экспрессионизма определен редким соответствием нового направления характерным чертам эпохи. Его расцвет недолговечен. Прошло немногим более десятилетия, и направление утратило былое значение. Однако за короткий срок экспрессионизм успел заявить о себе новым миром красок, идей, образов.
Сочинение на тему Экспрессионизм как направление искусства и литературы Германии первых десятилетий 20 века
Сочинение
Одно из направлений европейского искусства 10-20.
![](/800/600/http/images.myshared.ru/9/944675/slide_4.jpg)
Возник экспрессионизм еще до первой мировой войны – как течение, родственное кубизму, футуризму, абстракционизму. Границы между этими почти одновременно возникшими в начале XX века течениями нередко уловимы с трудом, особенно в живописи.
В экспрессионизме выделяют два периода: до первой мировой войны и после.
-1. Ранний экспресионизм. Германия. Художники объединения “Мост” (1905-1912гг.):
К первому периоду относят творчество немецких художников Пауля Клее, Альфреда Кубина и Оскара Кокошки, объединений “Мост”, “Синий всадник”.
Основатели – студенты архитектурного факультета города Дрездена: Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейль, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуфф.
Художественный язык был обусловлен установкой на своеобразную интуитивную “варварскую” непосредственность: тяжелые массы пастозных мазков, положенные на крупнозернистые холсты в черных рамах. В картинах выражено предчувствие какого-то ужаса через деформацию предметов, природных форм, как бы разрушается и дискредитируется все, что казалось незыблемым.
Художники объединения “Синий всадник”:
В. Кандинский и Франц Марк основали альмонах “Синий всадник”. В конце 1911 года редакция альманаха открыла в одной из галерей выставку картин В. Кандинского, Ф. Марка, А. Макке и др., которая положила начало объединению “Синий всадник”.
Для “Синего всадника”, в противоположность объединению “Мост”, было характерно тяготение к абстрактному искусству, к отказу от передачи видимого окружающего мира. Их творчество было призвано выражать чувства.
-2. Второй период: экспрессионизм периода первой мировой войны и в послевоенные годы:
К началу нового периода объединения “Мост” и “Синий всадник” распались, Франц Марк (в 36 лет) и Август Макке (в возрасте 27 лет) погибли во время мировой войны.
Экспрессионистические тенденции этого периода выразились в творчестве Макса Бекмана (офорты “Ночь”, “Морг” и др.), Карла Хофера и Отто Дикса.
В этом направлении работали такие писатели, как Г. Кайзер (1878-1945), В. Газенклевер (1890-1940).
Неоспоримая заслуга экспрессионизма – воинственное выдвижение на передний план человека, его внутреннего мира в пору, когда человеку угрожало уничтожение в кровопролитных войнах. Экспрессионизм – это попытка показать внутренний мир человека, его переживания, как правило, в момент предельного духовного напряжения.
Протест, как естественная реакция человека на безумие и жестокость мира, принимает у экспрессионистов глобальный масштаб. Целое мироощущение сводится к протесту, ибо во всем, что окружает экспрессионисты не видели ни единого положительного момента: мир был для них средоточием зла, где нет места красоте и гармонии. Все прекрасное кажется фальшивым, удаленным от реальности. Они считали, что существенное заключается не в действительности, изображаемой художником, а в нем самом.
Но факты настоятельно вторгались в искусство, внося в него социальную конкретность. Левые экспрессионисты считали, что много может сделать художник своим вдохновенным словом. Это Кайзер, Толлер, Рубинер, Газенклевер, а также и ранний И. Бехер. Органом левых экспрессионистов был журнал «Акцион»(«Действие»), основанный в 1910 г., но развернувший активную деятельность во время первой мировой войны. Излюбленным жанром экспрессионистов стала драма, так как именно она давала простор страстному эмоциональному выражению мыслей и чувств художника
Экспрессионисты были противниками войны. Но, протестуя против насилия, они видели насилие в любой справедливой войне, и в классовой борьбе. Для них характерны непротивленческие тенденции.
Что такое экспрессионизм в музыке? Обзор
Экспрессионизм впервые зародился в изобразительном искусстве, а затем в начале 20 века был применен к музыке и другим видам искусства. Вслед за импрессионизмом в искусстве и музыке суровую, смелую эпоху экспрессионизма можно считать контрапунктом прозрачной сладости импрессионизма.
Вместо эфирных впечатлений от красоты природы экспрессионизм сосредотачивается на внутренней тревоге и страхе, таящихся в подсознании. Экспрессионизм в музыке включает резкий диссонанс и радикальное искажение.
Экспрессионизм находился под сильным влиянием экспрессионистского искусства и протестных движений того времени. Зародившись в основном в Германии и Австрии, экспрессионистская музыка, открыто демонстрирующая тоску и суматоху, привлекла некоторых из самых уважаемых и разнообразных композиторов 20-го века из Соединенных Штатов и всего мира.
Содержание
ПереключитьКогда была эра экспрессионизма?
В то время как эра экспрессионизма в музыке начинается примерно в 1900 году, термин «экспрессионист», вероятно, впервые был применен к музыке в 19 веке.18 об Арнольде Шенберге, художнике-экспрессионисте и композиторе.
Эпоха экспрессионизма оказывала влияние на музыкальный мир примерно до 1930 года.
Как и все хорошие музыкальные эпохи, экспрессионизм находился под сильным влиянием предшествующих музыкальных эпох, особенно модернизма (1890-1975) и импрессионизма (1890-1930).
Экспрессионизм также был контрастом с более ранним романтическим и постромантическим периодами 19-го века.
В период экспрессионизма в Соединенных Штатах проходило множество протестов за гражданские права цветных людей и женщин.
В Германии и Австрии молодая демократия изо всех сил пыталась закрепиться.
Искусственное процветание, которое в итоге привело к краху американских рынков и предшествовало Великой депрессии.
И Первая мировая война прочно прошла в центре эпохи экспрессионизма.
Стремясь выразить интенсивность и эмоции, связанные с борьбой за свободу и мировой борьбой за избавление от ига угнетения, музыканты и художники использовали хаотичные, диссонирующие и искаженные художественные средства, чтобы выразить тоску поколений.
Стиль экспрессионизма
В отличие от акварельной мягкости и деликатной невинности импрессионизма, экспрессионизм представляет более темные аспекты человеческого бессознательного.
Психолог, музыковед и композитор Теодор Адорно заявил, что «изображение страха лежит в основе» экспрессионистской музыки, и поэтому «гармоничный, утвердительный элемент искусства изгнан».
Диссонанс является важнейшим элементом экспрессионистской музыки, и согласных гармоний здесь нет.
Мы можем рассматривать экспрессионистскую музыку как дополнение к экспрессионистским картинам.
Подумайте о культовой картине Эдварда Мунка «Крик» как о музыкальном произведении — это экспрессионистская музыка.
Если бы вы взяли цвет и текстуру искаженных, кошмарных экспрессионистских картин и перенесли их в нарастающие резко диссонирующие орды и фальшивые инструменты, вы бы получили экспрессионистскую музыку.
Опера композитора-сериалиста Альбана Берга Воццека и Шёнберга Die Glückliche Hand представляют собой идеальные примеры экспрессионистских композиций.
Считающийся одним из самых элементарных и влиятельных экспрессионистских произведений в музыке, Шенберг работал над Die glückliche Hand с 1908 по 1913 год .
Музыка в высшей степени атональна и сопровождает драматический сюжет, в центре которого бесконечные страдания главного героя.
История начинается с человека, сгорбившегося посреди сцены, несущего на спине зверя.
Жена бросила его ради другого, и мужчина в полном отчаянии.
Жена возвращается к мужчине, но он в такой боли, что не видит ее.
Полагая, что ее все еще нет, мужчина идет в кузницу и выковывает шедевр из стали, несмотря на то, что более старые и опытные кузнецы проявляют к нему агрессию.
Жена возвращается, и, обретя уверенность и силу, мужчина видит ее на этот раз.
Он умоляет жену остаться, но вместо этого она отвергает его, пиная в него камнем.
Финальная сцена снова показывает человека, присевшего в центре сцены со зверем на спине.
Арнольд Шенберг – «Die Glückliche Hand» Экспрессионистский стиль в музыке часто противопоставляет высокий вокал или инструментовку в более медленном темпе гиперактивным инструментальным партиям, играющим безумные пробежки, арпеджио и всплески стаккато в ритмах, которые скорее играют против, чем с вокальной мелодией.
Новые музыкальные формы
В дополнение к высокому уровню диссонанса, экспрессионистская музыка часто использует некоторые общие эффекты, обычно крайние:
- контрастная динамика.
- смена текстур.
- Мелодические и гармонические искажения
- дикие скачки в темпе, ритме и структуре аккордов
- экстремальные высоты тона и тональные изменения
- отсутствие каденса
Новые музыкальные формы, рожденные экспрессионистской музыкой, основывались прежде всего на реализации инструментального диапазона и контрастов в фактурах, темпах и тональностях.
Акцент в экспрессионистской музыке делается на атональность, а гармоничный аккомпанемент или дополнительные тональные или текстовые выражения отбрасываются в пользу более диссонирующих паттернов, характерных для экспрессионистской музыки.
Диссонанс в эпоху экспрессионизма
![](/800/600/https/thepresentation.ru/img/tmb/1/22642/3f41672a4e88694b86b427118e06d6a3-800x.jpg)
Экспрессионизм фокусируется на выражении более низменных и диссонирующих эмоций, таких как гнев, отчаяние и горе.
Экспрессионистская музыка стремится в полной мере выразить эти более темные и часто экстремальные эмоции через столь же экстремальную, разрушительную, иногда даже жестокую музыку, которая призвана вызвать у слушателей неуравновешенную, тревожную реакцию.
Некоторые яркие примеры экспрессионистской музыки включают:
- Электра , Рихард Штраус (1908)
- Fünf Orchesterstücke , Op. 16, Арнольд Шенберг (1909)
- Симфония № 2 «Прелюдия к новому дню», Маттейс Вермёлен (1920)
- Симфония № 1 , Курт Вайль (1921)
- Концерт для скрипки, Альбан Берг (1935)
- Симфония № 3 до минор, соч. 44 , Сергей Прокофьев (1928)
Важные композиторы эпохи экспрессионизма
Шенберг, Антон Веберн и Альбан Берг, члены Второй венской школы, являются тремя наиболее заметными фигурами в экспрессионистской музыке.
В дополнение к этим наиболее известным композиторам, есть несколько выдающихся композиторов-экспрессионистов той эпохи:
- Эрнест Кренек (1900-1991) наиболее известен благодаря пассажу Unisono из его Второй симфонии (1922), ранней работы в финальной части есть длинный пассаж в стиле унисон только для визжащих скрипок.
- Часто сравниваемый с другими великими немецкими композиторами, такими как Бах, Бетховен и Вагнер, Пауль Хиндемит (1895-1963) считается единственным композитором 20-го века писать музыку во всех пригодных для использования жанрах в течение своей жизни. «Молодая дева» — одна из самых известных его экспрессионистских работ.
- Родившийся в России композитор, дирижер и пианист Игорь Стравинский (1882-1971) считается одним из самых влиятельных композиторов 20 века. Как и Хиндемит, Стравинский отличался стилистическим разнообразием. Его работа «Три японские лирики для голоса и фортепиано» (1913) — одна из самых известных его экспрессионистских работ.
Инструменты
В экспрессионистской музыке использовались те же инструменты, что и в предыдущие музыкальные эпохи, но экспрессионизм изменил то, как их использовали композиторы и исполнители.
Общие экспрессионистские инструменты включают орган, духовые инструменты, струнные квартеты, скрипки, фортепиано, флейту и голос.
Однако композиторы и исполнители довели эти инструменты до предела в темпе, октаве и диапазоне.
Инструментарий, тембр, текстура и темп часто намеренно не соответствовали друг другу.
Резюме
Экспрессионистская музыка сыграла значительную роль в изменении музыкального выражения и расширении музыкального репертуара.
Сегодня слушатели могут услышать влияние экспрессионистской музыки на хэви-метал, дэт-метал и другие формы прогрессивного рока.
Влияние экспрессионистской музыки немного сместилось к северу от Германии и Австрии.
Сегодня экспрессионистские музыкальные жанры, такие как хэви-метал и дэт-метал, находятся под сильным влиянием скандинавских авторов песен, в основном из Норвегии и Швеции.
Экспрессионистская музыка была уникальным художественным выражением в истории музыки.
Мы надеемся, что вы получили новое понимание того, как экспрессионизм использует определенные темы и мотивы из подсознания для создания интенсивных эмоциональных реакций с помощью музыки.
Искусство экспрессионизма | LUMAS
Для экспрессионистского искусства характерно яркое и непосредственное «изображение» личного опыта – переживаемых и видимых, но нереалистичных настроений. Экспрессионизм как движение наиболее известен в живописи и искусстве, а также в литературе и кино. Откройте для себя это захватывающее направление искусства в LUMAS как искусство для вашего дома!
Экспрессионизм:
Начало и предшественники экспрессионизма
Вехи экспрессионизма между 1905 и 1914 годами
Конец экспрессионизма, абстрактного экспрессионизма и неоэкспрессионизма
Работы экспрессионистов в L UMAS
Хронология и наиболее важные произведения экспрессионизма
Истоки и предшественники экспрессионизма
Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Эдвард Мунк и Анри Тулуз-Лотрек считаются предшественниками экспрессионизма. Крик (1890) Эдварда Мунка считается первой картиной в этом новом стиле. «Сильные фовисты» вокруг Анри Матисса из Франции также считаются доэкспрессионистами.
Недовольство буржуазным натурализмом и мнимой поверхностностью импрессионизма, великих стилей конца 19 века, породили новые формы выражения. Внутренние эмоциональные состояния должны были стать видимыми с помощью диких цветов и архаичных форм. Влияния варьировались от африканских масок до искусства Океании. Увеличение урбанизация и технологизация мира труда и жизни также способствовали множеству импульсов.
Вехи экспрессионизма между 1905 и 1914 годами
Экспрессионизм буквально относится к выражению в его обычном значении. Художники пытались найти эти новые формы выражения, выходящие за рамки чистой эстетики, такой как модерн или легкость импрессионизма. Цель состояла в том, чтобы вызвать реакцию у зрителей и оторваться от реалистичное представление .
В частности, немецкие художники были в авангарде развития современного искусства, особенно экспрессионистского движения. В Германии Ассоциация художников die Brücke («Мост») была движущей силой экспрессионизма. Наиболее известными его представителями были Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель, Карл Шмидт-Ротлуф, Макс Бекманн, Отто Мюллер и Макс Пехштейн. Выставочная группа Der Blaue Reiter («Синий всадник») около Франц Марк, Василий Кандинский и Габриэле Мюнтер распространяли новые взгляды на искусство дальше. Работы Франца Марка с голубыми лошадьми или желтыми собаками до сих пор всемирно известны. Август Маке и Марианна фон Веревкин , наряду с Кандинским и Кирхнер, другие известные художники немецкого экспрессионизма, связанные с движением «Синий всадник».
Характерный стиль экспрессионистской живописи – экспрессивный, угловатый, абстрактный и похожий на гравюру на дереве. Многие художники использовали несмешанные цвета, которые наносили прямо на холст. Очень 9Результатом стали 0150 ярких цветов и красочные картинки. Таким образом они надеялись, что смогут напрямую выражать такие чувства, как гнев, боль или страх. Городская среда была обычным местом для этих исследований. Снова и снова возвращается мотив города и его жителей.
Конец экспрессионизма, абстрактного экспрессионизма и неоэкспрессионизма
Разочарование Первой мировой войны ознаменовало собой временной прорыв экспрессионизма. За этим последовали художественные стили, такие как новая объективность, сюрреализм и беспредметные течения, такие как абстрактная живопись. Василий Кандинский, например, вскоре отделил цвет от его репрезентативной ценности и придал ему внутреннюю ценность. Часто использовались абстрактные композиции без мотивов, таких как города, люди и животные. Американские художники, такие как Марк Ротко и Джексон Поллок, снова занялись беспредметным искусством в середине 20-го века. Сам процесс рисования становится все более важным, чем результат. Ротко называл свои крупноформатные медитативные полотна 9Картины цветового поля 0150 и быстрые, выразительные брызги краски Поллока можно увидеть в его знаменитой технике Action Painting . Подводя итог, можно назвать эти направления абстрактным экспрессионизмом .
Однако, начиная с 1960-х годов, художники возобновили фигуративное искусство, но по-прежнему использовали экспрессионистский стиль живописи. Этот образный экспрессионизм характерен для нового движения неоэкспрессионизма . Наиболее известными представителями являются, в частности, Георг Базелиц, Кит Харинг и Жан-Мишель Баския . В частности, благодаря этим фигурам наследие экспрессионизма до сих пор оживляет искусство.
Экспрессионистские работы в LUMAS
Наша кураторская коллекция экспрессионистского искусства включает художников, работающих в лучших традициях экспрессионизма и неоэкспрессионизма. Наше портфолио включает в себя широкий спектр известных и перспективных художников. Откройте для себя принты, выпущенные ограниченным тиражом такими художниками, как А.Р. Пенк и Олаф Хайек. Прекрасные экспрессионистские картины немецкого художника Даниэля Марии Турау напоминают о протоэкспрессионистах, таких как Винсент Ван Гог или Поль Гоген.
Хронология и самые важные произведения экспрессионизма
1890 | Эдвард Мунк Крик считается первым экспрессионистским произведением искусства. |
07.06.1905 — 05.1913 | Группа художников Die Brücke основана в Дрездене, позже расформирована в Берлине. Члены-основатели: Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейл, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуф. |
21.04.1910 | Группа Neue Secession («Новый сецессион») основана Георгом Таппертом и Максом Пехштейном. С момента основания до 1914 года в Берлине состоялось семь выставок. |
22.01.1909 | Основание Neuen Künstlervereinigung München — N.![]() |