ТО «Мир искусства», авангардизм, экспрессионизм, футуризм, сюрреализм, супрематизм, конструктивизм

Главная » Блог » Живопись » Русская живопись 20 века: авангардизм и другие направления в искусстве

Говорить о русской живописи ХХ века, рассматривая ее без связи с тем культурным наследием, которое было оставлено нам выдающимися мастерами прошлых веков, так же бессмысленно, как начинать с последних страниц впервые читать «Войну и мир» или «Евгения Онегина». Русская живопись 20 века – это то самое наследие выдающихся художников, являющееся связующим звеном между поколениями сегодняшним и давно ушедшим в глубь веков.

Ренессанс живописи в России пришелся на конец XIX – начало ХХ века. В это время появилась целая плеяда выдающихся мастеров кисти – Илья Репин, Константин Коровин, Кузьма Петров-Водкин, Михаил Врубель, Борис Кустодиев, Казимир Малевич и другие.

В своих произведениях, порой спорных, не всегда понятных обывателю, они отражали лучшие художественные достижения той эпохи. В живописи появляются новые стили – авангардизм, соцреализм, супрематизм, начал пробивать себе дорогу абстракционизм.

Contents

  • 1 История развития русской живописи в XX веке
      • 1.0.1 Творческое объединение «Мир искусства»
      • 1.0.2 Авангардизм и его представители
      • 1.0.3 Экспрессионизм и его представители
      • 1.0.4 Футуризм
      • 1.0.5 Сюрреализм
      • 1.0.6 Соцреализм
    • 1.1 Заключение
    • 1.2 Видео: Самая быстрая история русского искусства XX века

Конец XIX – начало XX века. Этот период, который по праву называют ренессансом русской живописи 20 века, вошел в историю под названием «Серебряный век».

Главным бенефициантом этого периода выступило художественное объединение «Мир искусства», организованное в 1898 году. Несколько позднее, в начале ХХ века был организован «Союз русских художников».

Фотография представителей «Союза русских художников»

Художники, вошедшие в это объединение, считали себя преемниками пейзажной русской живописи XIX – ХХ веков. В русской живописи начала ХХ века начали пробивать себе дороги новые направления:

  1. Авангардизм;
  2. Экспрессионизм;
  3. Футуризм;
  4. Сюрреализм;
  5. Супрематизм;
  6. Конструктивизм.
Творческое объединение «Мир искусства»

Образованное в 1898 году творческое объединение, просуществовало (с некоторыми перерывами) до 1924 года. Одними из основателей объединения были Алесандр Бенуа, Лейб Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Иван Билибин, составившие впоследствии ядро объединения.

Обложка журнала «Мир искусства» 1901 года

Затем к «Миру искусства» присоединились Константин Коровин, Николай Рерих, Борис Кустодиев и другие. Члены объединения своим творчеством противопоставляли свою деятельность как передвижникам, так и Академии художеств.

Не порывая с реализмом в живописи ХХ века, художники объединения были сторонниками «чистого искусства», активно сопротивлялись возрастающему влиянию декадентства и формализма. В творчестве художников объединения преобладали тенденции к ретроспективе, обращение к культурным источникам XVII – XVIII веков.

Наиболее значительными сторонами в профессиональной деятельности членов объединения были работы по созданию книжной графики и театральных декораций. Художники объединения продолжили реформу, которую начали воплощать в жизнь театральные декораторы русского мецената Саввы Мамонтова.

Групповой портрет художников объединения «Мир искусства»

Декорационные работы художников объединения отличала высочайшая культура, они стремились обогатить театр самыми последними достижениями, работая в разных направлениях живописи ХХ века. Они привносили изумительную целостность исполнения декораций и их органичного слияния с таинством сценического действа.

Художники объединения оформляли практически все спектакли, которые Сергей Дягилев организовывал за границей. Сам С. П. Дягилев входил в состав руководства объединения и был его идейным вдохновителем. На рубеже веков в Санкт-Петербурге он издавал журнал «Мир искусства».

Авангардизм и его представители

Для русского авангарда в живописи ХХ века, как и для представителей авангардизма в живописи ХХ века во всем мире, на первый план выходит эксперимент в художественном творчестве. Зачастую этот эксперимент представляет собой вызов классической эстетике.

Художники-авангардисты используют необычные средства самовыражения, порой излишне гипертрофированный символизм художественных образов. Они стремятся коренным образом обновить художественную практику.

Разрывая устоявшиеся традиции, они ищут новые средства выражения, новые формы, новые взаимоотношения. Бесспорно, на творчество многих русских авангардистов оказали влияние не только произведения близких им по духу импрессионистов, но и многие другие мимолетно увиденные сюжеты, услышанные мелодии, слова, картины.

Автопортрет художника-авангардиста Эль Лисицкого

Именно набор таких совпадений привел юриста Василия Кандинского к мольберту, и он навеки остался в истории русской живописи ХХ века как основоположник русского абстракционизма. Казимир Малевич, отказавшись от буквального восприятия реальности, напрочь рассорился с коллегами, но это не помешало его произведениям концептуально стать идолом мирового авангардизма.

Его «Черный квадрат» стал некоей формацией, которая позволила найти выход «из круга вещей». Вместе с Малевичем работал Эль Лисицкий, благодаря которому в СССР появился новый вид творчества – дизайн.

Лисицкий вошел в историю как создатель горизонтальных небоскребов. В СССР его проект забраковали, а в Китае, Германии, Нидерландах похожие конструкции были построены.

В настоящее время идеи Лисицкого легли в основу проектов «Сколково». Нельзя не вспомнить Александра Родченко – родоначальника рекламы в СССР и теоретика конструктивизма, его жену и соавтора Варвару Степанову, академика Владимира Шухова, автора знаменитой телевышки, чьи идеи легли в основу авангардной архитектуры.

Экспрессионизм и его представители

Представители экспрессионизма в живописи ХХ века менее всего стремились к точному воспроизведению действительности. Их кредо – выражение своего эмоционального состояния.

На выставке картин русской живописи ХХ века в Русском музее представлены работы экспрессионистов. На первый взгляд это может показаться отталкивающей, грубой мазней.

Картина Юрия Щукина «Водный праздник» относящаяся к экспрессионизму

Экспрессионистские картины, написанные под впечатлением мира ужасов, резко контрастируют с картинами мастеров, воспевающих красоту и гармонию. На многих вернисажах представлены русские художники-экспрессионисты и их картины:

  • Борис Григорьев – «Портрет Максима Горького»;
  • Василий Чекрыгин – «Воскрешение из мертвых»;
  • Юрий Щукин – «Водный праздник»;
  • Юрий Пименов – «Инвалиды войны».
Футуризм

Футуризм в живописи ХХ века – одно из направлений авангарда – существовал в русской живописи начала ХХ века очень короткое время – до начала двадцатых годов. Отдельным целостным художественным направлением он не стал.

Михаил Ларионов как один из художников направления футуризм

В понятие «футуризм» включали множественные ответвления русского авангардизма – лучизм, кубофутуризм, дадаизм, неопримитивизм и др.

Наиболее яркие представители русского футуризма:

  1. Давид и Николай Бурлюки;
  2. Михаил Ларионов;
  3. Наталья Гончарова;
  4. Михаил Матюшин;
  5. Николай Кульбин и др.
Сюрреализм

В живописи России начала ХХ века, как и во всем мире, возникали и исчезали всевозможные новомодные течения. Примером такого течения может служить сюрреализм, пришедший в живопись России ХХ века из Франции.

Просуществовав до 1969 года, это направление официально прекратило свое существование. Необычные картины, представленные художниками-сюрреалистами, были настолько пугающе фантастичными, что их порой относили к плодам воспаленного воображения душевнобольных людей.

Выставка картин Алексея Ежова относящихся к направлению сюрреализм

В России живописцев-сюрреалистов можно было пересчитать по пальцам:

  • Алексей Ежов – картины выполнены в стиле, напоминающим манеру голландских мастеров;
  • Юрий Лаптев – писал картины в нехарактерной для жанра акварельной технике;
  • Борис Индриков – писал картины на грани смешения стилей сюрреализма и фантастического реализма;
  • Владимир Куш – манерой исполнения напоминает Сальвадора Дали.
Соцреализм

Начиная с 1934 года и практически до конца ХХ века в русской живописи, как и во всех произведениях советской культуры, существовало направление, получившее с легкой руки Максима Горького название «социалистический реализм». Подразумевалось, что это направление призвано отражать революционные устремления народных масс в будущее, всепобеждающее переустройство мира в коммунистическое общество.

Автопортрет художника Александра Дайнека который занимался направлением соцреализм

Этому направлению были присущи нарочитая пафосность, народность, дружба всех народов. Наиболее яркими представителями этого направления были Кукрыниксы, Дмитрий Налбандян, Александр Дейнека, Петр Кончаловский и др.

Заключение

Все рассмотренные направления можно объединить в одно емкое понятие – модернизм в живописи ХХ века. Модернизм вобрал в себя множество течений, которые кардинально отличаются от классического стиля, но каждое из них имеет право на жизнь, находит своих приверженцев и почитателей.

Видео: Самая быстрая история русского искусства XX века

Экспрессионизм как направление модернизма — справочник для студентов и школьников

  1. Причины развития экспрессионизма
  2. Экспрессионизм в живописи
  3. Экспрессионизм в литературе
  4. Яркие представители Экспрессионизма:

Экспрессионизм (от лат. expressio — выражение) — это течение европейского искусства начала 20-го века, которое существовало относительно недолго, примерно с 1905 по 1930 гг., но успело стать частью всемирной культуры, ярко проявив себя в живописи, музыке, поэзии.

Причины развития экспрессионизма

Исторические события этой эпохи (революции, Первая мировая война) наложили отпечаток и на искусство: экспрессионизм начал переосмысление человеческой жизни, провозгласив целью творчества субъективную интерпретацию реальности. Старое мировоззрение рухнуло, мир изменился, люди стали остро ощущать хаотичность и неустроенность своего существования. Возникла потребность в новом художественном методе, который смог бы выразить человеческие чувства. Цель экспрессионизма — наиболее ярко передать определенное переживание, эмоциональное состояние. Очень популярными были темы страха, боли, ужаса.

Экспрессионизм в живописи

Новое направление искусства зародилось в разных городах Германии и Австрии. Представители экспрессионизма постепенно начали отходить от канонов классицизма и рационализма, сделав акцент на передаче особенностей внутреннего мира творца. Дискутировали они и с импрессионистами, которые пытались по-особенному изображать предметы окружающего мира, в то время как экспрессионисты сосредоточились на выражении собственных эмоций.

Члены группы «Мост», основанной в 1905 г., утверждали, что импрессионизм крайне поверхностно передает сложные психологические состояния и настаивали на осмыслении более сложных вопросов бытия. Полотна новых художников наполнялись чувством безысходности, бессмысленности.

В 1912 г. В. Кандинский основал группу «Синий всадник». Произведения членов этого объединения были уже более спокойными, умеренными. Жизнь начала возвращаться в прежнее русло. С приходом к власти нацистов экспрессионизм и вовсе подвергся резкой критике и был фактически под запретом: художников обвиняли в несовершенности, неэстетичности, отсутствии вкуса.

Экспрессионизм в литературе

В сфере литературной деятельности экспрессионизм выступал как часть модернизма. Господствовал он в немецкоязычных странах. Самые яркие представители нового течения — Франц Кафка, Карел Чапек, Георг Тракль, в России — Леонид Андреев, Евгений Замятин. Немецкий литературный экспрессионизм находился под колоссальным влиянием французского и немецкого символизма (главным образом это Шарль Бодлер и Артюр Рембо).

Отличительной чертой их произведений стало стремление донести до читателя реальность описываемых ощущений. Многочисленные описания сновидений, заинтересованность в абсурдном изображении происходящего, игра со смыслами, постепенное пробуждение тревоги и ужаса, пророческие галлюцинации — словом, писатель-экспрессионист не был сторонним наблюдателем, а позволял своей фантазии работать максимально активно, пребывая в состоянии некого аффекта, катарсиса.

Заключение

В качестве вывода можно отметить, что экзистенциализм стал течением модернизма, особенно ярко проявившись в начале прошлого века как отклик на события внешнего мира. Экспрессионисты стремились к крайнему индивидуализму, полету мысли, эмоциональности. Со временем это направление утратило свое влияние из-за нечеткости эстетических принципов и канонов. Тем не менее, оно возродилось в 80-е гг. в виде неоэкспрессионизма (США, Англия, Франция, Италия).

Яркие представители Экспрессионизма:

Франц Кафка

Карел Чапек

Евгений Замятин

Фриц Блейль

Эрнст Людвиг Кирхнер

Эдвард Мунк

Статьи на тему:

Модернизм, как форма культуры

Кубизм, как направление модернизма

Футуризм, как направление модернизма

Дадаизм, как направление модернизма

Абстракционизма, как направление модернизма

Сюрреализм, как направление модернизма

Физика

166

Реклама и PR

31

Педагогика

80

Психология

72

Социология

7

Астрономия

9

Биология

30

Культурология

86

Экология

8

Право и юриспруденция

36

Политология

13

Экономика

49

Финансы

9

История

16

Философия

8

Информатика

20

Право

35

Информационные технологии

6

Экономическая теория

7

Менеджент

719

Математика

338

Химия

20

Микро- и макроэкономика

1

Медицина

5

Государственное и муниципальное управление

2

География

542

Информационная безопасность

2

Аудит

11

Безопасность жизнедеятельности

3

Архитектура и строительство

1

Банковское дело

1

Рынок ценных бумаг

6

Менеджмент организации

2

Маркетинг

238

Кредит

3

Инвестиции

2

Журналистика

1

Конфликтология

15

Этика

9

История и нюансы киноискусства Дадаизм как направление модернизма Абстракционизм как направление модернизма Европейская культура XX века Романтизм в культуре XIX века

Узнать цену работы

Узнай цену

своей работы

Имя

Выбрать тип работыЧасть дипломаДипломнаяКурсоваяКонтрольнаяРешение задачРефератНаучно — исследовательскаяОтчет по практикеОтветы на билетыТест/экзамен onlineМонографияЭссеДокладКомпьютерный набор текстаКомпьютерный чертежРецензияПереводРепетиторБизнес-планКонспектыПроверка качестваЭкзамен на сайтеАспирантский рефератМагистерскаяНаучная статьяНаучный трудТехническая редакция текстаЧертеж от рукиДиаграммы, таблицыПрезентация к защитеТезисный планРечь к дипломуДоработка заказа клиентаОтзыв на дипломПубликация в ВАКПубликация в ScopusДиплом MBAПовышение оригинальностиКопирайтингДругое

Принимаю  Политику  конфиденциальности

Подпишись на рассылку, чтобы не пропустить информацию об акциях

Изучение эмоций в экспрессионистской портретной живописи · Коллекции и выставки изображений WUSTL Digital Gateway

Добро пожаловать! Обратите внимание, что эта выставка может иметь проблемы с функциональностью или требовать обслуживания.

Посетите страницу цифровых выставок библиотек Вашингтонского университета, чтобы просмотреть другие выставки или сообщить о проблемах с цифровыми выставками.

 

Экспрессионистское движение в начале 20 -го -го века в Европе отразило изменение мышления художников; напряжение, вызванное политическими и социальными событиями того времени, вызвало переход от жесткости академических установок к свободе, проявляющейся в абстракции и субъективности. Германия и Франция, две страны, особенно сильно изменившиеся под влиянием мировых войн, дали убежище художникам, которые стремились передать атмосферу того времени через живопись. Хотя это традиционный жанр, портретная живопись особенно актуальна при изучении влияния культурных изменений на современное искусство, поскольку отчетливое изображение выражения лица и языка тела дает более явное представление об эмоциях художника. В сочетании с экспрессионизмом, стилем, характерным для отдельных художников с присущей ему субъективностью, жанр портретной живописи подчеркивает влияние конфликта на личность.

Эрнст Людвиг Кирхнер «Женщина в зеленой блузке» (1913), « Король» Макса Бекмана (1937) и «
Шинуа
» Жоржа Руо (1939) — все они иллюстрируют мощь экспрессионизма в передаче цинизма и уныния через различные подходы художников к абстрактной портретной живописи.

Все трое художников испытали на себе влияние довоенного и послевоенного европейского общества 1900-х годов, что определило траекторию их творческой карьеры. Киршнер нарисовала Женщина в зеленой блузке , прямо перед Первой мировой войной, после роспуска группы художников-экспрессионистов «Мост» (Die Brücke), соучредителем которой он был в 1905 году. Картина отражает не только тоску художника по поводу значительного события в его жизни, но и о нагрузке на общество, вызванной надвигающейся войной. Огорчение, сообщаемое зрителю позицией и выражением лица женщины, составленное короткими отрывистыми мазками, подчеркивает присутствие эмоций Киршнера в картине. И Киршнер, и Бекманн стали жертвами нацистского движения «Дегенеративное искусство», которое серьезно ограничило их возможности добиться успеха в качестве художников в Германии.

Отвержение работы Бекмана нацистским правительством в 1930-х годах представлено в преобразованиях, которые он внес в Король в течение четырех лет; картина представляет собой автопортрет, на котором изображены художник и его жена, а преобладание черной краски в композиции подчеркивает темные тени, выражающие уныние Бекмана по поводу своего изгнания. Произведение Руо также затрагивает тему негатива: его болезнь в начале 1900-х годов в сочетании с его опытом аутсайдера в обществе привели к новому восприятию человеческого состояния, а его картины после этого выражали беспокойство по поводу страданий, вызванных социальными трансформациями. . Chinois свидетельствует о мрачных аспектах 1930-х годов, приближающихся к началу Второй мировой войны, поскольку он состоит из толстых, тяжелых мазков мрачных цветов, а неспособность зрителя полностью видеть глаза фигуры создает ощущение зловещей тайна.

Хотя их стили и техники значительно различаются, Киршнер, Бекманн и Руо тематически связаны в своем подходе к своим портретным картинам. Три европейских художника, несомненно, являются воплощениями экспрессионизма благодаря их выбору цвета, который кажется инстинктивным, а не подражательным для передачи эмоций, а также разной степени абстрагирования лиц, фигур и предметов. Их методы изображения человеческой фигуры в контексте источают различные элементы пессимизма, от меланхолии и тоски до негодования и недовольства. «Король», «Женщина в зеленой блузке», и «Шинуа » олицетворяют портретную живопись первой половины 20-го -го -го века, демонстрируя, как художники находились под влиянием негатива, вызванного последствиями политических, социальных и культурных изменений.

Кредиты

Мира Тулсидас

Экспрессионизм | Музыка 101

Экспрессионизм — это термин, который, как и импрессионизм, возник в изобразительном искусстве, а затем применялся к другим искусствам, включая музыку. Экспрессионизм можно считать реакцией на эфирную сладость импрессионизма. Вместо смутных впечатлений от естественной красоты экспрессионизм смотрит внутрь себя, на тревогу и страх, скрывающиеся в подсознании. В музыке экспрессионизм проявляется в полном объятии резкого диссонанса.

Введение

Экспрессионизм был модернистским движением, первоначально в поэзии и живописи, зародившимся в Германии в начале 20 века. Его типичная черта — представлять мир исключительно с субъективной точки зрения, радикально искажая его для эмоционального воздействия, чтобы вызвать настроение или идеи. Художники-экспрессионисты стремились выразить смысл или эмоциональный опыт, а не физическую реальность.

Экспрессионизм возник как авангардный стиль до Первой мировой войны. Он оставался популярным во времена Веймарской республики, особенно в Берлине. Стиль распространился на широкий спектр искусств, включая экспрессионистскую архитектуру, живопись, литературу, театр, танцы, кино и музыку.

Этот термин иногда вызывает тревогу. В общем смысле таких художников, как Матиас Грюневальд и Эль Греко, иногда называют экспрессионистами, хотя на практике этот термин применяется в основном к произведениям 20-го века. Акцент экспрессионистов на индивидуальной перспективе был охарактеризован как реакция на позитивизм и другие художественные стили, такие как натурализм и импрессионизм.

Музыка

Термин экспрессионизм «вероятно, впервые был применен к музыке в 1918 году, особенно к Шенбергу», потому что, подобно художнику Кандинскому, он избегал «традиционных форм красоты», чтобы передать сильные чувства в своей музыке. Арнольд Шенберг, Антон Веберн и Альбан Берг, члены Второй венской школы, являются важными экспрессионистами (Шенберг также был художником-экспрессионистом). Другими композиторами, которые были связаны с экспрессионизмом, являются Кренек (Вторая симфония), Пауль Хиндемит ( Барышня ), Игорь Стравинский ( Японские песни ), Александр Скрябин (поздние фортепианные сонаты) (Адорно 2009, 275). Другим значительным экспрессионистом был Бела Барток в ранних работах, написанных во втором десятилетии 20-го века, таких как Замок Синей Бороды (1911), Деревянный принц (1917) и Чудесный мандарин (1919).

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *