Содержание

Экспрессионизм: стиль живописи, его истоки и изобретатели

Я уверена, что у Леонардо да Винчи и Пикассо немало общего. И объединяет их… экспрессионизм. Сейчас я постараюсь Вам это доказать.
⠀⠀
Мы привыкли к тому, что художники XV—XIX веков — это мастера, у которых все в порядке с пропорциями тела.

Ведь в Эпоху Возрождения стремились к античным канонам. А значит к идеальной телесной красоте. А с XVII века — уже подражали художникам Возрождения. И идеалы оставались те же.
⠀⠀
На самом деле немало художников искажали форму. В лучших традициях экспрессионизма. Все для того, чтобы наделить своих героев особыми чертами.
⠀⠀
Так что стиль экспрессионизм намного старше, чем мы думаем. И его атом “Искажение формы” встречался задолго до XX века.

1. Леонардо да Винчи. Тайная вечеря (1498).

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан.

Посмотрите на фигуру Христа на фреске Леонардо «Тайная вечеря». Он сидит, но почти вровень… стоящим апостолам (особенно тем, что слева).

А теперь представьте, что он встает! Он тогда на голову их будешь выше.

Но ведь в реальности Христос таким не был.

Художник намеренно делает его высоким. Всем сразу понятно, кто здесь главный.

2. Пармиджанино. Мадонна с длинной шеей (1535).

Пармиджанино. Мадонна с длинной шеей. 1535. Галерея Уффици, Флоренция.

У Мадонны не просто длинная шея. Она изогнутая. То же касается и пальцев святой. Очень нереалистично.
⠀⠀
Это приём маньеристов XVI века. Им казалось, что художники Ренессанса (тот же Леонардо) достигли потолка в совершенстве форм. И чтобы их превзойти, нужно установить новые, нереальные идеалы. И буквально тянуться к ним.
⠀⠀
Не просто красота, а сверх-красота. Не просто изящество — а его квинтэссенция.

3. Эль Греко. Снятие пятой печати (1614).

 

Эль Греко. Снятие пятой печати. 1614. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Если не знать Эль Греко и посмотреть на его героев, то точно подумаете — их изобразил экспрессионист XX века!
⠀⠀
Этот мастер позднего Возрождения сильно вытягивал фигуры и истончал кожу. Как будто хотел максимально стереть телесную оболочку героев и обнажить перед нами их души.

4. Ян Вермеер. Аллегория живописи (1668).

Ян Вермеер. Аллегория живописи. 1666-1667. Музей истории искусств, Вена.

Посмотрите на фигуру девушки на картине «Аллегория живописи». Она… маленькая по сравнению с мастером. Если тот встанет, то окажется великаном по сравнению с ней!

Так Вермеер подчеркивал глубину небольшого пространства.

Просто представьте девушку выше на голову, и комната сразу станет слишком похожей на сцену или витрину.

5. Фрагонар. Качели (1767).

Жан Оноре Фрагонар. Качели. 1768 г. Собрание Уоллеса, Лондон.

У дамы на картине Фрагонара «Качели»  слишком миниатюрные и тонкие ступни. Таков был идеал эпохи рококо. Все должно быть максимально изящным. И припудренные носики, и женские туфельки.

И художники потакали модницам. Не важно, что длина стопы в реальности должна быть больше на треть. А носы никак не могут быть курносыми абсолютно у всех.

6. Энгр. Большая одалиска (1814).

Жан Огюст Доминик Энгр. Большая одалиска. 1814. Лувр, Париж.

Энгр шёл по стопам маньеристов. И для пущего изящества добавил своей одалиске пару лишних… позвонков. Спина стала нереально вытянутой.

С левой ногой тоже не все в порядке. В реальности ни одна женщина не смогла бы ее вот так изогнуть. Если Вы мысленно продлите её до бедра, то поймёте, что с таким положением она должна расти из… живота.

Зато как изящно.

7. Пикассо. Плачущая женщина (1937).

Пабло Пикассо. Плачущая женщина. 1937. Галерея Тейт, Лондон. Gallery.ru.

А в XX веке экспрессионизм ворвался в живопись безапелляционно. Для Пикассо пара лишних позвонков — это уже не серьезно.

Он тотально перекраивал человеческое тело! Все швы наружу, и вообще изнанкой. А почему нет. Не фотография же…

Так что экспрессионистами были и Леонардо, и Энгр. И уж тем более Эль Греко и маньеристы. Пикассо и подавно.

Только у Леонардо — совсем немного от этого стиля. А вот Пикассо — экспрессионист до мозга костей.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Экспрессионизм в живописи: картины, художники

Почти одновременно с фовизмом в начале XX в. появился экспрессионизм. Название этого направления восходит к французскому слову expression — выразительность, выражение. Особенно ярко это течение проявилось в искусстве Германии и Австрии.

Возникновение и развитие экспрессионизма связано с деятельностью таких немецких художников, как Э. Нольде, М. Пехштейн, О. Дикс, К. Кольвиц.

Хотя экспрессионисты, как и фовисты, стремились к выразительности, их творчество отличалось повествовательностью и отсутствием интереса к изображению внешней красоты. Своими работами представители этого направления надеялись привлечь внимание публики к сложным проблемам современности. Стремление обнажить перед зрителем пороки общества, показать зло во всех его обличьях привело к появлению в произведениях многих экспрессионистов настроения разочарования и пессимизма. Для выражения своих чувств и эмоций художники использовали яркие, кричащие краски или темные оттенки, делающие картины мрачными и пугающими. Живописи большинства экспрессионистов свойственны резкие, неровные мазки и искаженные формы.

Как направление экспрессионизм завершил свое существование в 1933 г., когда к власти в Германии пришли нацисты. Гитлер заявил, что модернизм — «дегенеративное искусство», которое должно быть уничтожено.

Крупнейшим представителем немецкого экспрессионизма был Э. Нольде.

Эмиль Нольде

Эмиль Нольде (настоящая фамилия — Ханзен), немецкий живописец и график, родился в 1867 г. в местечке Нольде в Северном Шлезвиге.

В 1884-1888 гг. он обучался в Школе художественной резьбы во Фленсбурге. В 1898 г. поступил в мюнхенскую художественную школу Ф. Фера, а в 1899 г. стал учиться в академии Жюлиана в Париже. В 1900-х гг. художник посетил Швейцарию, Италию, Данию.

Большое влияние на становление Нольде как художника оказало искусство Тициана, Рембрандта, Ф. Гойи, Ж. Ф. Милле, О. Домье, А. Бёклина, а также творчество В. Ван Гога, П. Гогена, Э. Мунка. И конечно же, значительную роль в формировании его индивидуального стиля сыграла суровая природа севера Германии, где Нольде родился и вырос. Родители художника были очень бедны, и, чтобы заработать деньги на обучение, Нольде написал серию открыток, на которых изобразил величественные вершины гор в виде сказочных исполинов.

Из-за своего мрачного и нелюдимого характера Нольде, входивший в различные группировки художников, не задерживался в них надолго. Покинул он и объединения «Мост» и «Синий всадник». До конца жизни немецкий мастер оставался художником-одиночкой. Хотя его полные драматизма и эмоциональной напряженности работы являют собой яркий пример живописи экспрессионизма, сам Нольде никогда не считал себя экспрессионистом.

Значительное место в творчестве Нольде занимают графические работы. Большинству его гравюр присущи такие качества, как резкая цветовая и светотеневая контрастность, скульптурная выразительность форм. Все это делает графические образы Нольде мрачными и трагическими («Пророк», 1912).

Очень часто при написании произведений Нольде обращается к христианским сюжетам, которые позволяют создавать глубоко драматичные и полные экспрессии композиции («Тайная вечеря», 1909; «Троица», 1909). Мрачный мистицизм и удивительная реалистичность этих работ сближают их с произведениями мастеров немецкого Средневековья.

Основное средство для выражения эмоций и чувств у Нольде — это цвет. Хотя колорит многих его пейзажей ярок, он не создает ощущения радости и не делает изображение декоративным. С помощью цвета Нольде передает сущность предметов и явлений, внутреннее состояние человеческой души. Очень эмоциональны и лиричны ранние пейзажи Нольде — «Сад у Бурхарда» (1907), «Сад цветов» (1908).

Центральное место во многих пейзажах художник отводит изображению неба. Оно почти всегда грозное и суровое, покрытое тяжелыми облаками. В ландшафтах Нольде, пустынных и печальных, нет места человеку. Присутствие людей можно ощутить только по таким предметам, как одиноко стоящие мельницы, дома, лодки.

Множество работ Нольде посвящено большому городу. Образы в этих картинах намеренно снижены автором. Подобный прием часто используют и другие художники-экспрессионисты. Но, несмотря на некоторую натуралистичность, город Нольде кажется загадочным и таинственным («В ночном кафе», 1911; «За столом с вином», 1911).

В поисках ярких впечатлений в 1913-1914 гг. Нольде совершил путешествие в Новую Гвинею. Его маршрут проходил через Россию, Японию, Корею, Китай. Своеобразный облик чужих стран проявился в натюрмортах и
пейзажах с человеческими фигурами («Тропическое солнце», 1914; «Семья», 1914; «Натюрморт», 1915).

Нольде не писал портреты своих современников, его интересовали отвлеченные образы — такие, как в картинах «Дьявол и ученый», «Брат и сестра».

Самое главное для художника — это человеческая душа, именно ее он и стремился отразить в своих произведениях.

Э. Нольде. В лимонном саду. 1923 г.

В 1916 г. Нольде поселился в простом крестьянском доме в Северном Шлезвиге, недалеко от деревни, в которой он родился. В 1927 г. по его собственному проекту здесь был построен дом Зебюлль. Отсюда Нольде совершал поездки в Италию, Испанию, Швейцарию, Францию и Англию.

После прихода к власти в Германии нацистов 1106 работ художника было конфисковано. Часть из них фашисты сожгли. Нольде запретили заниматься творчеством. Он работал тайно, создавая главным образом акварельные натюрморты с цветами, пейзажи и загадочные композиции с человеческими фигурами («Море и красное солнце», «Мужчины и женщины»).

После смерти Нольде в 1956 г. согласно завещанию художника в Зебюлле был открыт музей — Фонд Ады и Эмиля Нольде.

Большую роль в развитии экспрессионизма сыграл австрийский живописец и график О. Кокошка.

Оскар Кокошка

Оскар Кокошка родился в 1886 г. в Пёхларне-на-Дунае. В 1905-1909 гг. учился в Вене в Школе прикладного искусства и работал в качестве графика в «Венской мастерской» — объединении мастеров прикладного искусства.

Обратиться к живописи художника убедил архитектор А. Лоос. Кокошка увлекся портретным жанром. В своих ранних портретах он стремился проникнуть в глубину внутреннего мира модели. Его произведения, выполненные с помощью неровных линий и мерцающих красок, очень эмоциональны («Адольф Лоос», 1909; «Ганс Титце и Эрика Титце-Конрат», 1909).

В 1909 г. Кокошка приехал в Берлин, где в журнале «Дер Штурм» были опубликованы его графические работы и драма
«Убийца, надежда женщин».

В 1911 г. художник возвращается в Вену. Здесь он создает картины на религиозные сюжеты. Среди них — «Бегство в Египет» (1911-1912), «Благовещение» (1911). Традиционные для европейской живописи образы Кокошка трактует по-своему, внося в них элементы современной ему действительности и собственное мироощущение. Живописная фактура его полотен становится более плотной и весомой. В такой манере художник пишет не только евангельские композиции, но и портреты, и картины с символическим содержанием («Автопортрет с Альмой Малер», 1912-1913;
«Буря, или Невеста ветра», 1914).

В 1914 г. художник отправляется на фронт, где вскоре получает тяжелое ранение. Физические и моральные страдания (разрыв с любимой женщиной) влияют на его живопись, в которой появляются печальные ноты. Темным становится колорит картин, плотной и густой — их фактура. Работы этого периода, написанные мазкими, напоминающими петли, жгуты, спирали, создают мрачное и трагическое ощущение («Эмигранты», 1916-1917;
«Влюбленные с кошкой», 1917).

С 1917 г. Кокошка живет в Дрездене. В 1919-1924 гг. Он профессор дрезденской Академии художеств.

С 1924 по 1933 г. художник путешествует по странам Европы, Малой Азии и Северной Африки. В этот период он пишет главным образом пейзажи: виды городов и их окрестностей, порты («Венеция, лодки на таможне», 1924; «Побережье близ Довера», 1926; «Прага, Карлов мост», 1934). Своей воздушностью и трепетностью его ландшафты напоминают живопись художников-импрессионистов.

В 1933 г. Кокошка вернулся на родину — в Вену, а в 1934 г. поселился в Праге. В 1937 г. написана его знаменитая картина «Портрет «художника-вырожденца» — своеобразный вызов нацистам, развернувшим травлю мастеров «дегенеративного» искусства. В 1938 г. живописцу пришлось эмигрировать в Лондон. В английской столице Кокошка вместе с представителями прогрессивной интеллигенции выступил против милитаризма.

О. Кокошка. Прага, Карлов мост. 1934 г.

После окончания Второй мировой войны художник вновь отправился в путешествие по Европе. Впечатления, полученные во время поездок по европейским странам, отразились в полных света и воздуха пейзажах («Вид Зальцбурга», 1950). Не оставил Кокошка и портретный жанр. Он создал отмеченные тонким психологизмом образы своих современников («Теодор Хейс», 1950). В 1950-е гг. живописец обратился к античной тематике и написал два монументальных триптиха («Сага о Прометее», 1950; «Фермопилы», 1954).

Кокошка занимался и преподавательской деятельностью. В Зальцбурге он работал в летней Академии художеств. С 1953 г. художник жил на Женевском озере в Вильнёве. Здесь он и скончался в 1980 г.

Понимание экспрессионизма за 3 минуты или меньше

Эмиль Нольде, Cène (huile sur toile, 1909)

Позвольте нам отправиться в путешествие по Центральной Европе, особенно в Германию, где экспрессионизм сделал свои первые шаги. Это движение, появившееся накануне Первой мировой войны, с энтузиазмом поощряет использование красок и эмоций. KAZoART хочет провести вас через это довольно загадочное художественное движение примерно за 3 минуты!

Появился экспрессионизм 

Экспрессионизм – это художественное течение, появившееся примерно в 1905 году в Германии. Первоначально это начало проявляться в литературе и поэзии как скорее авангардное движение.

Термин « экспрессионизм » происходит от немецкого историка и художественного критика Вильгельма Воррингера (1881-1965), сильного защитника движения, который впервые представляет его в 1908 году.  

Эдвард Мунк, Крик ( темпера, 1893)

Движение росло почти бунтарским образом, бросая вызов не только академическим традициям, но и импрессионизму , причем многие художники считали произведения импрессионистов бездумными представлениями реальности. Фовизм , художественное движение, которое подчеркивало использование сильных цветовых схем, вдохновило художников-экспрессионистов, которые хотели поднять это движение на новый, более эмоциональный и психологический уровень.

Художники-экспрессионисты стремятся искажать реальность через призму своих чувств и эмоций, во многом вдохновляясь такими художниками, как Винсент Ван Гог (1853-1890) или Эдвард Мунк (1863-1944) и его произведение Крик , чьи мучительные картины помогли популяризировать движение.

Винсент Ван Гог, «Звездная ночь» (картина маслом, 1889 г.)

Работы, в которых эмоции преобладают над реальностью

Экспрессионизм отдает предпочтение более субъективным ощущениям, а не представлению чисто объективного мира. В этом смысле художников-экспрессионистов стремятся передать состояние ума, а не реальность внешнего мира.

Иногда вызывающие чувство эмоционального страдания, экспрессионистские произведения часто угнетают, обнажая жалкую сторону человечества, а также некоторые формы физического и морального страдания.

Karl Schmidt-Rottluff, Pharisäer (Масляная живопись, 1912)

Группа немецких художников-экспрессионистов, Die Brücke («Мост»), начала расти в Дрездене в 1905 году. Название было выбрано художником Карла Шмидта-Ротлуфа (1884-1976), чтобы подчеркнуть стремление художников соединить экспрессионистское искусство с будущим.

Художники группы Die Brücke черпали вдохновение в Винсенте Ван Гоге , а также в примитивном искусстве , особенно в работах Поля Гогена (1848-1903)

Поля Гогена, Площадь (Масло) живопись, 1892)

Самый выдающийся член группы, Эрнст Людвиг Кирхнер (1880-1938), хотел создать грубый и оригинальный способ самовыражения через искусство, создавая произведения с яркими цветовыми палитрами и искаженными образами.

В начале 1910-х годов художники хотели, чтобы экспрессионизм был для них способом выразить всю боль, неврозы и бунт, которые они чувствовали, особенно в то время, когда Европа и остальной мир столкнулись с огромными социальными волнениями на грани войны. .

Эрнст Людвиг Кирхнер, Автопортрет в солдате (Масляная живопись, 1915)

Экспрессионизм: несколько слов

Эмиль Нольде (1867-1956), считается одним из главных представителей немецкого экспрессионизма , в то время был ярым сторонником нацистского режима. Художник был более чем воодушевлен Йозефом Геббельсом и Альбертом Шпеером, немецкими государственными деятелями и очень близкими к Адольфу Гитлеру.

Искусство Нольде, однако, не понравилось Гитлеру, который вместо этого пропагандировал строго академический стиль живописи. В конце концов Гитлер назвал Эмиля Нольде « дегенеративным художником » — официальный статус, установленный нацистским режимом для определения художников, которые практиковали авангардное искусство, не соответствующее художественным желаниям фюрера.

Эмиль Нольде, Маски Натюрморт (Масляная живопись, 1911)

Необработанные и символические образы

Этот эмоциональный и спонтанный подход к экспрессионистскому искусству поощряет быстрое рисование, использование интенсивных и символических цветов, подчеркнутых темными мазками а также очень подчеркнутые или даже резкие формы.

Василий Кандинский, Импровизация 3 (Масляная живопись, 1909 г.)

Кроме того, картина создает ощущение искажения, которое подчеркивает различные настроения и драматизм произведения, искажая и деформируя некоторые ключевые элементы.

Франц Марк, «Каскад» (картина маслом, 1912 г.)Франц Марк, «Девушка с кошкой II» (картина маслом, 1912 г.) в Мюнхене в 1909 году художниками-экспрессионистами Алексей фон Явленский (1864-1976), Франц Марк и Василий Кандинский (1866-1944) прекрасно описывают эту практику: «обновление должно быть не только обновлением форм, но нового рождения мысли.

Экспрессионистские работы на KAZoART

Что такое абстрактный экспрессионизм — определение и история

Что такое абстрактный экспрессионизм в искусстве?

Во-первых, давайте дадим определение абстрактному экспрессионизму.

Абстракция сегодня существует во всем мире современного искусства. Но его корни уходят в движение абстрактного экспрессионизма.

Прежде чем погрузиться в историю движения, давайте взглянем на определение абстрактного экспрессионизма, чтобы понять, что отличает его от других художественных стилей и направлений.

АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССЬОНИЗМ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Что такое абстрактный экспрессионизм?

Абстрактный экспрессионизм — это художественное движение, возникшее в 1940-х и 1950-х годах, которое сосредоточено на общем любопытстве в использовании абстракции как средства выражения и/или выявления эмоций через художественные произведения. В эпоху после Второй мировой войны американские художники, базирующиеся в основном в Нью-Йорке, иногда называемые нью-йоркской школой, начали использовать различные техники и демонстрировать различные стили, чтобы полностью абстрактно выражать свои эмоции и отношения. Эффект и влияние, которое это движение оказало в последующие десятилетия, значительны.

Знаковые художники абстрактного экспрессионизма

  • Джексон Поллок
  • Виллем де Кунинг
  • Марк Ротко
  • Клиффорд Стилл

Что повлияло на абстрактный экспрессионизм?

История абстрактного экспрессионизма

После Второй мировой войны граждане Америки столкнулись с последствиями. Влияние войны на психику американцев было очевидно в солдатах, возвращавшихся домой с тяжелым посттравматическим стрессовым расстройством. Семьи изо всех сил пытались приспособиться от независимости военного времени к регрессивной домашней жизни.

И молодежь искала выразительный выход под бдительным оком все более параноидального американского правительства.

Проникновение коммунистов вызывало растущий страх у американских политиков, особенно у сенатора Джозефа Маккарти от Висконсина. В этой паранойе Маккарти возглавил обвинение в «охоте на ведьм» против потенциальных сторонников коммунистической партии. Это напрямую повлияло на киноиндустрию, создав то, что можно было бы назвать «черным списком Голливуда».

Кампания сенатора Маккарти против коммунизма

Многие американские художники хотели свободно выражать эмоции и отношение публики. Однако они одновременно опасались последствий, которые могут возникнуть из-за любой интерпретации их работы, которая может счесть их сторонниками коммунистов.

Искусство абстрактного экспрессионизма начало появляться как средство, позволяющее художникам преследовать эти желания. В то же время это одновременно защищало их от какой-либо категоричной и компрометирующей интерпретации их работы.

Художники абстрактного экспрессионизма, такие как Джексон Поллок, Виллем де Кунинг и Марк Ротко, стали первопроходцами движения, пришедшего из Нью-Йорка.

«Конвергенция» Джексона Поллока (1952)  •  Известный абстрактный экспрессионизм

Хотя само движение абстрактного экспрессионизма возникло в это время, истоки стиля можно проследить еще дальше. На самом деле одним из наиболее влиятельных художественных направлений абстрактного экспрессионизма был сюрреализм.

Абстрактные экспрессионисты переняли у сюрреалистов идею о том, что искусство рождается из подсознания спонтанным образом.

Посмотрите это видео от Nerdwriter1 о том, как искусство превратилось в абстрактные работы, такие как работы Поллока, и о влиянии прошлых течений на абстрактный экспрессионизм.

Как к Джексону Поллоку пришло искусство

Абстрактные экспрессионисты использовали идеи и техники художников перед собой как из любопытства раздвинуть границы искусства, так и из-за того, что искусство было ограничено в свое время.

Произведения абстрактного экспрессионизма

Виды абстрактного экспрессионизма

Художники абстрактного экспрессионизма использовали различные техники для создания своих работ. В рамках движения возникло два основных типа: жестовая абстракция и цветовое поле.

Жестовая абстракция

Жестовая абстракция — это рисование с помощью физически спонтанной техники. Это может быть капание, разбрызгивание, разбрызгивание, взмахивание, заливка или любая другая техника, которая распространяет краску в пространстве спонтанным, случайным образом.

Хотя рисование жестами по-прежнему выполняется намеренно, оно позволяет избежать предварительного обдумывания. Наиболее известным из этих художников является Джексон Поллок, чьи картины, написанные каплями и брызгами, повлияли на искусство и по сей день.

Картина действия Джексона Поллока  •  Искусство абстрактного экспрессионизма

Как видите, намерением Поллока в его работах является выбор цвета (часто определяемый его настроением), а также направление, с которого он капает и разбрызгивает краску. Однако то, как именно он попадет на холст, зависит от случайной природы, в которой жесты, которые он создает, заставляют краску рассеиваться.

Цветовое поле

Вторым широким направлением искусства абстрактного экспрессионизма является цветовое поле. Художники цветового поля больше сосредотачиваются на оттенках и цветах краски, с которой они работают, а не на фактическом их выражении на холсте. Культовый художник цветового поля Марк Ротко видел в цвете средство вызвать эмоции.

Хотя сам Ротко никогда не считал себя художником цветового поля, его уравновешивание больших участков размытого цвета говорило бы об обратном, поскольку критики соотносили его работу со стилем.

Марк Ротко, Без названия, 1959  •  Известный абстрактный экспрессионизм

Способность произведений искусства с цветовым полем остро вызывать эмоции и чувства у зрителя действительно отражает настроение движения абстрактного экспрессионизма.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *