Зырянов Б. В. Фото профиля в социальных сетях: фактор восприятия
В статье аватар социальной сети рассматривается как элемент, который идентифицирует пользователя. Эксперимент, проведенный в рамках пилотного исследования, подтвердил гипотезу: пользователи различают фото по набору характеристик, соответствующих социальному контексту. Установлено, что Facebook при этом чаще воспринимается как пространство для неформального общения, а критерии визуальной коммуникации для профессионального сообщества более однозначны.
Разработанность темы самопрезентации в пространстве социальных сетей
Социальные сети − современный инструмент электронного общения, которым, по данным опроса фонда «Общественное мнение», пользуется не менее 87% пользователей Рунета (1).
В российской науке этой теме уделили внимание следующие исследователи: Д.В. Туркин (2008), Е. А. Милова (2012), К.Г. Устинкина (2016), А.С. Воронкин (2014), К.С. Вебер, А.А. Пименова (2014). Ряд работ рассматривает активность пользователей в российской социальной сети «ВКонтакте» (Щекотуров, 2012; Щебетенко, 2013; Черемисова, 2016), что позволяет рассуждать о национальных особенностях поведения пользователей локальных платформ, которые противопоставляются глобальным игрокам рынка (таким как Facebook). Школу Московского университета при разработке данной проблемы представляет группа исследователей факультета психологии во главе с А.Е. Войскунским (2013, 2014), а также факультета журналистики (Щепилова, 2010; Шилина, 2010; Игнаткина, 2012; Муронец, 2015; Ганюшин, 2014).
Теме самопрезентации в виртуальном пространстве посвящены работы отечественных исследователей в области социологии (Зайцева, 2012; Тихонов, 2012; Селезенев, Скрипак, 2013), психологии и педагогики (Шаповаленко, 2013; Максимов, Голубева,2014), философии и политологии (Погонцева, 2012; Балуев, 2013), культурологии и языкознания (Агеева, 2012; Сидорова, 2013; Матусевич, 2015). При этом виртуальную проекцию пользовательского Я различные исследователи именуют«цифровым лицом» и «цифровым телом» (Орех, Сергеева, 2015) или даже «виртуальной татуировкой» (Погонцева, 2013).
Визуальную составляющую такой самопрезентации рассматривают, например, С.Г. Ушкин (2012), а также Ю.А. Антонова и С.А. Демина (2010). Они определяют аватар как элемент самопрезентации в социальной сети, однако ограничиваются условной классификацией изображений на основе контент-анализа профилей «ВКонтакте», что, на наш взгляд, не позволяет экстраполировать полученные выводы: а) за пределы Рунета; б) на другие онлайн-платформы.
Наша гипотеза заключается в том, что пользователи интуитивно различают набор визуальных характеристик, соответствующий социальному контексту, и склонны подбирать отличные друг от друга изображения для профилей в социальных сетях. В случае с глобальными сетевыми платформами респонденты из разных стран будут демонстрировать схожее поведение. Этому и посвящена данная статья.
Фото профиля в социальных сетях: фактор восприятия
В пространстве социальных сетей аккаунт (сетевой профиль, виртуальная страница) реализует две задачи: он способствует идентификации пользователя другими участниками и выполняет функцию самопрезентации.
Подобно тому, как в реальной жизни облик собеседника зачастую определяет наше первое впечатление о нем, фото профиля (так называемый аватар, или юзерпик, от англ. сокр. userpic, user picture − букв. пользовательское фото) зачастую сообщает о владельце страницы больше, чем сопровождающий его текст.
Первенство визуальной составляющей подтверждают лабораторные измерения: наше бессознательное формирует впечатление о человеке по его внешности за 40 миллисекунд (Fong, Mar, 2015; Vernon, Sutherland, Young, Hartley, 2014). Первое и главное, в чем следует убедиться владельцу страницы (или делегированному специалисту − так называемому SMM, менеджеру социальных медиа), − в соответствии фото контексту коммуникации. Кадр, который украшает профиль на сайте онлайн-знакомств, не всегда подойдет для страницы в профессиональном сообществе.
Проблема кроется в различиях между компетенциями, которые владелец профиля желает транслировать потенциальной аудитории. И если такие качества, как открытость и хорошие манеры актуальны всегда (на фото их можно передать вежливой улыбкой), то сексуальную привлекательность следует оставлять за порогом делового общения.
В 2014 г. исследователь Университета штата Орегон Э. Дэниелс провела эксперимент, в ходе которого 118 респондентов оценивали профессиональные качества девушки по ее профилю в соцсети. Половине участников достался вариант профиля с фотографией провокационного характера. Он был оценен респондентами значительно ниже, чем профиль со сдержанным фото (Daniels, 2016).
Общение с реальными представителями компаний подтверждает находку Дэниелс − попытки выделиться из толпы могут быть неоднозначно восприняты экспертами по найму. Так, в интервью hh.ru издатель Look At Media Алексей Аметов сообщает: «Фотоальбомы наш HR-менеджер изучает не часто. Но на юзерпик внимание, разумеется, обращает всегда. Если там обнаженка, религиозная, политическая или националистическая символика, этот соискатель не впишется в нашу компанию». В том же материале указывается текущая статистика: по данным опроса HeadHunter, профили кандидатов в социальных сетях изучают рекрутеры в 76% компаний (2).
«Не ставьте логотип компании и ни в коем случае не публикуйте забавные фото. Вариант как на паспорт тоже оставьте для других целей, − советует в интервью журналу “Секрет фирмы” рекрутер международной IT-компании Parallels Анхель Гарсия. − Подумайте, как ваше фото может показать, кто вы, какое впечатление о себе вы бы хотели продать тем, кто его увидит» (3).
Что побуждает пользователей выбирать конкретные фото в качестве аватара и являются ли их мотивы осознанными? Частично обнажить подноготную пользовательской саморепрезентации в Сети помогают междисциплинарные исследования в сфере обработки естественного языка, объединяющие компьютерный анализ и синтез естественных языков.
Доктор Пенсильванского университета Д. Преоцюк-Пьетро, который исследует темпоральные модели социальных медиа, в своей работе отталкивается от распространенной в психологии личности диспозиционной модели, известной как «Большая пятерка». Сформулированная в 1960 гг. и выводимая эмпирически, она включает в себя пять независимых черт (диспозиций), которые, как предполагают специалисты, отражают стороны каждой отдельно взятой человеческой личности: экстраверсия, доброжелательность, сознательность, нейротизм (склонность к эмоциональной нестабильности) и открытость новому опыту (служит характеристикой интеллекта). Вместе они составляют полноценный психологический портрет личности, что подтверждает исследование отечественных ученых А.Г. Шмелева и В.И. Похилько (1993).
В работе «Анализ личности на основе выбора изображений профиля в социальной сети» доктор Преоцюк-Пьетро пред- полагает, что открытость, свойственная людям с высокой степенью экстраверсии, может обуславливать их выбор изображений профиля: такие пользователи чаще других выбирают фото с широкой улыбкой в качестве юзерпика. Также для иллюстрации личного профиля экстраверт нередко выбирает совместное фото с друзьями или близкими, что, как считает исследователь, отражает его потребность в общении. Более того, экстравертам свойственно использовать нестандартные приемы: позирование, костюмы/маски, коллажи и т.п. Пользователи с высоким показателем сознательности зачастую подходят к вопросу более утилитарно, демонстрируя конформизм. Их поведение четко спланировано, что сказывается на методах саморепрезентации. Визуальные решения таких пользователей более предсказуемы, консервативны: взгляд в камеру, минимум эмоций (Liu, Preoţiuc-Pietro, Samani, Moghaddam et al., 2016).
Эксперты компании PhotoFeeler, предлагающей бесплатный сервис для оценки фотографии профиля, проанализировали 60 000 оценок, которые пользователи сервиса поставили 800 фотографиям. Пользователи оценивали фотопортреты по трем характеристикам: К1 − компетентность, К2 − степень расположения к себе (считывается как приветливость и доброта) и К3 − влияние (человек на фото воспринимается как лидер и внушает уважение). Оценивание проводилось по шкале от -5 до +5 («совсем не соответствует заявленной характеристике… максимально соответствует характеристике»). Результаты были оформлены в инфографике (4).
Самые важные наблюдения специалисты компании изложили в виде практических советов. Они рекомендуют не закрывать глаза солнечными очками − в этом случае фото рискует получить низкую оценку по критерию приветливости (К2). Небольшой прищур и мягкая улыбка говорят об уверенности и увеличивают оценку сразу по двум критериям: компетентности (К1) и влияния (К3). Более широкая улыбка или смех увеличивают восприятие по критерию К2 почти на полтора балла. Выбор формальной одежды значительно улучшает восприятие по критериям К1 и К3. Примечательно, что фото, сделанные в условиях недостаточного освещения, ухудшают восприятие по критерию К2, но не влияют на характеристики К1 и К3, в отличие от фото с чрезмерной насыщенностью цвета, которые негативно влияют на оценку по всем показателям (5).
Представители компании не предлагают объяснения последнему факту и вместо этого задают риторический вопрос: «Кто бы мог подумать, что люди не любят яркие цвета?». На наш взгляд, этот факт объясняется тем, что высокий уровень насыщенности цвета говорит о явной ретуши кадра. Откровенное (очевидное) использование фильтров и инструментов, например таких как Photoshop, вызывает чувство фальши, неестественности и заставляет других пользователей ставить под сомнение искренность автора фото.
Мы считаем, что залог эффективной самопрезентации онлайн − умение соблюсти баланс индивидуальности и конформизма при подборе фото профиля. Обратная сторона заключается в том, что использование профессионального фото на платформах, предназначенных для неформального общения, может произвести впечатление зажатости, неискренности или заносчивости. Поэтому совет использовать одно и то же удачное фото в качестве аватара на всех платформах представляется нам устаревшим. Напротив, разные платформы реализуют различные социальные задачи и требуют индивидуального подхода. Для проверки этой гипотезы мы провели эксперимент. который является ступенью пилотного исследования.
Методология
Цель эксперимента − выяснить, будут ли фотографии одного индивида последовательно выбираться респондентами в соответствии со сценарием взаимодействия, обозначенным исследователем: профессиональная коммуникация / романтическое знакомство / общение в социальной сети общего плана.
В эксперименте приняли участие 118 учащихся Датской школы медиа и журналистики в Копенгагене (Danmarks Medie- og Journalisthøjskole) (6) (70 женщин, 48 мужчин; средний возраст = 24,44 года, SD* = 2,43 года), которые были привлечены к тестированию путем массовой email-рассылки.
Выбор учебного заведения обусловлен двумя факторами. Для успешного проведения эксперимента необходимо, чтобы респонденты не были знакомы с анализируемыми персонами. Проведение опроса среди иностранцев позволило реализовать это условие. Также Дания входит в первый эшелон стран с высокой степенью проникновения Интернета (Graham, DeSabbata, 2016), а Датская школа журналистики является старейшим и крупнейшим медиавузом в этой стране с уникальной экспертизой в области медиаисследований (7).
В то время как большую часть респондентов составили коренные жители Датского королевства, 1/5 участников эксперимента (27 человек) − студенты из Нидерландов, Австралии, Новой Зеландии, Великобритании, США, Канады и Мексики. Их участие позволило нам исключить национальный фактор при интерпретации результатов опроса. Участники произвольным образом были разбиты на три сценарные группы. Респондентам было необходимо выбрать фото профиля для профессионального сообщества LinkedIn (группа № 1: n1 = 47**), для сервиса знакомств Tinder (группа № 2: n2 = 40) и для социальной сети общего плана Facebook (группа № 3: n3 = 31).
* Ось x проведена на уровне случайного распределения (.20).
Планки демонстрируют стандартную погрешность ±1.
** n – количество опрошенных.
Каждому респонденту одновременно (на одном экране, в виде сетки 2×2) демонстрировались четыре фотографии одного человека, после чего он должен был поставить себя на место героя фото и выбрать один кадр, который лучше остальных подходит выбранному сценарию. Всем участникам демонстрировался единый набор материала − фотографии 20 профессионалов (десяти мужчин и десяти женщин) из разных стран мира в возрасте от 22 до 47 лет (8). Респонденты не были знакомы с людьми на фото. Порядок фотографий в выборке перемешивался для каждого участника тестирования.
Тестирование проводилось на платформе SurveyMonkey, результаты были экспортированы в Microsoft Excel и проанализированы с помощью надстройки XLSTAT.
Результат эксперимента
Если бы респонденты не имели специальных предпочтений при выборе фото, при подсчете результатов мы бы столкнулись со стандартным нормальным распределением, которое возникает при произвольных ответах. Результаты, представленные ниже, опровергают эту установку.
Прежде чем изложить результаты эксперимента, напомним: в теории статистики мóда − значение во множестве наблюдений, которое встречается наиболее часто. При анализе результатов для каждого вопроса нами был определен самый часто встречаемый вариант ответа, или мода конкретного сценария. Среднее число респондентов, которые выбрали наиболее часто встречаемые варианты ответа, оказалось значительно выше, чем при случайном распределении (см. рис. 1).
Мы задались следующим вопросом: повлияет ли сценарий на выбор фото? И получили утвердительный ответ.
Иллюстрируем результаты примером одного из двадцати оцениваемых субъектов (см. рис. 2).
* Граф демонстрирует, как часто каждая из четырех предложенных фотографий была выбрана в каждом из трех сценариев.
Выбирая подходящий кадр, участники первого сценария − «профессиональное сообщество LinkedIn» − чаще всего выбирали фото № 4. При этом фото № 2, которое редко фигурировало в ответах первой группы, с завидной регулярностью выбирали респонденты двух других групп − «сервис знакомств Tinder» и «социальная сеть общего плана Facebook».
Для 14 из 20 оцениваемых персон моды сценариев № 1 (профессиональное сообщество) и № 2 (сервис знакомств) были различными. Это подтверждает наш тезис о том, что активные пользователи социальных сетей различают набор визуальных характеристик, соответствующих двум социальным контекстам, на интуитивном уровне. Также для 15 из 20 оцениваемых персон моды сценариев № 2 (Tinder) и № 3 (Facebook) совпали. Это свидетельствует о том, что пользователи чаще склонны рассматривать Facebook как пространство для неформального общения.
Мы также проанализировали уровни дисперсии (разброс значений среди респондентов в рамках каждого сценария). Среднее значение дисперсии среди респондентов, которые оценивали фотографии с точки зрения профессиональной коммуникации (LinkedIn: 0,52), в два раза ниже разброса значений среди тех, кто оценивал их с позиции личных знакомств (Tinder: 1,08), и более чем в два раза ниже дисперсии для социальной сети общего плана (Facebook: 1,23).
Эти данные говорят о том, что представления пользователей о визуальной составляющей успешной бизнес-коммуникации в Интернете гораздо более однородны, чем мнения о правильном позиционировании в неформальной онлайн-среде.
Пользовательский аккаунт одновременно идентифицирует индивида в пространстве социальной сети и служит средством самопрезентации. Важным критерием успешной коммуникации служит первое впечатление о субъекте; его формированию способствует фото профиля. Со стороны владельца аккаунта выбор изображения для отдельной социальной сети характеризуется целью коммуникации и ее предполагаемым сценарием.
Реакция аудитории при первичной оценке субъекта формируется на основе соответствия изображения контексту коммуникации, а также на основании критерия предполагаемой искренности.
Проведенный эксперимент приводит нас к выводу: несмотря на то что администрации платформ не регламентируют выбор фотографий в качестве аватара, интуитивные представления о приемлемых визуальных характеристиках оказываются интернализированными для значительной доли активных пользователей.
Примечания
(1) Онлайн-практики россиян: социальные сети // ФОМ. 2016.
(2) Смотреть в профиль: как работодатели проверяют соцсети кандидатов // HeadHunter. 2015.
(3) Васильченко В. Как эффективно использовать LinkedIn // Секрет Фирмы. 2015. Сент., 25.
(4) Stec C. The Anatomy of the Perfect Profile Photo For Facebook, Twitter, LinkedIn & More [Infographic]. HubSpot. 2015. October, 30.
(5) New Research Study Breaks Down “The Perfect Profile Photo”. Profiled by PhotoFeeler. 2014. May, 13.
(6) Danish School of Media and Journalism. Global Campus Network.
(7) International / About // Danmarks Medieog Journalisthøjskole.
(8) Фотографии были взяты из альбомов пользователей в социальных сетях, которые находятся в общем доступе. При подборе оцениваемых индивидов мы стремились соблюсти возрастное и национальное разнообразие; основные факторы при выборе четырех фото каждого человека − их визуальное разнообразие и высокое качество изображения.
Библиография
- Агеева Г.М. Медиатизация памяти: мемуарные свидетельства в блогах и социальных сетях // Вестн.
Томск. ун-та. 2012. № 363. С. 68−74.
- Антонова Ю.А., Демина С.А. Аватар как элемент самопрезентации в социальной сети // Лингвокультурология. 2010. № 4. С. 15−20.
- Балуев Д.Г. Политическая роль социальных медиа как поле научного исследования // Образовательные технологии и общество. 2013. № 2. С. 604−616.
- Вебер К.С., Пименова А.А. Сравнительный анализ социальных сетей // Вестн. Там- бовск. ун-та. Сер.: Естественные и технические науки. 2014. № 2. С. 634−636.
- Войскунский А.Е. Социальная перцепция в социальных сетях // Вестн. Моск. ун-та.
Сер. 14: Психология. 2014. № 2. С. 90−104. - Войскунский А.Е., Евдокименко А.С., Федунина Н.Ю. Альтернативная идентичность в социальных сетях // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2013. № 1. С. 66−83.
- Воронкин А.С. Социальные сети: эволюция, структура, анализ // Образовательные технологии и общество. 2014.
№ 1. С. 650−675.
- Ганюшин А.А. Перспективы развития визуальной коммуникации средствами цифровой фотографии // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 1. С. 301−305.
- Зайцева Ю.Е. Образ самопрезентации (аватара) как фактор формирования первичного доверия/недоверия субъекту интернет-коммуникации // Вестн. СПбГУ. Сер. 12. Социология. 2012. № 1. С. 134−143.
- Игнаткина В.В. Социальные сети в современном рекрутинге // Медиаскоп. 2012. Вып. 2.
- Максимов А.А., Голубева Н.М. Влияние социальных сетей на современного подростка // Наука и современность. 2014. № 28. С. 105−109.
- Матусевич А.А. Актуальная лексика социальных сетей как отражение развития интернет-технологий // Вестн. ВятГГУ. 2015. № 7. С. 74−79.
- Милова Е.А. Влияние социальных сетей на психологию личности // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2012. № 6. С. 81−83.
- Муронец О.В. Контент социальных сетей: тенденции и закономерности // Медиа- скоп.
2015. Вып. 3.
- Орех Е.А., Сергеева О.В. Цифровое лицо и цифровое тело: новые явления в визуальном контенте социальных сетей // Вестн. СПбГУ. Сер. 12. Социология. 2015. № 2. С. 137−145.
- Погонцева Д.В. Презентация в социальной сети как создание виртуальной татуировки // Философские проблемы информационных технологий и киберпространст- ва. 2013. № 1. С. 92−98.
- Погонцева Д.В. Самопрезентация в киберпространстве // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2012. № 2 (4). С. 66−72.
- Селезенев Р.С., Скрипак Е.И. Социальные сети как феномен информационного общества и специфика социальных связей в их среде // Вестн. КемГУ. 2013. № 2 (54). С. 125−131.
- Сидорова И.Г. Способы позиционирования интернет-личности в социальной сети // Изв. ВГПУ. 2013. № 9 (84). С. 29−33.
- Тихонов О.В. Социальные сети как пространство самопрезентации индивида //
Вестн.Казанск. технологическ. ун-та. 2012. № 22. С. 196−198.
- Туркин Д.В. Социальная коммуникация в Сети Интернет // Вестн. ЧелГУ. 2008. № 33. С. 58−62.
- Устинкина К.Г. Виртуальные социальные сети как объект изучения // Социология науки и технологий. 2016. № 1. С. 194−200.
- Ушкин С.Г. Визуальные образы пользователей социальной сети «ВКонтакте» // Мониторинг. 2012. № 5 (111). С. 159−169.
- Черемисова И.В. Контент-анализ страниц активных пользователей социальной сети «ВКонтакте» // Вестн. ВолГУ. Сер. 11. Естественные науки. 2016. № 2 (16). С. 74−80.
- Шаповаленко А.А. Активность пользователя социальной сети (на примере vk.com) и особенности личностного самоопределения в юности // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 133−138.
- Шилина М.Г. Интернет-гипертекст общественных связей: характеристики, осо- бенности, тенденции развития // Медиаскоп.
- Щебетенко С.А. Большая пятерка черт личности и активность пользователей в социальной сети «ВКонтакте» // Вестн. ЮУрГУ. Сер. Психология. 2013. № 4. С. 73−83.
- Щекотуров А.В. Гендерные саморепрезентации подростков на страницах социальной сети «ВКонтакте» // Мониторинг. 2012. № 4 (110). С. 80−88.
- Щепилова Г.Г. Поведение пользователей Facebook: исследовательский проект // Медиаскоп. 2010. Вып. 4.
- Daniels E. (2016) The Price of Sexy: Viewers’ Perceptions of a Sexualized Versus NonSexualized Facebook Profile Photo. Psychology of Popular Media Culture 5(1), Jan: 2−14.
- Fong K., Mar R.A. (2015) What Does My Avatar Say About Me? Inferring Personality From Avatars. Personality and Social Psychology Bulletin, February 41: 237−249 (first published on January 9, 2015).
- Graham M., De Sabbata S. (2016) Internet Population and Penetration. Information Geographies at the Oxford Internet Institute.
- Liu L., Preoţiuc-Pietro D., Samani Z. R., Moghaddam M. E., Ungar L. (2016) Analyzing Personality through Social Media Profile Picture Choice. In: Tenth International AAAI Conference on Web and Social Media, pp. 211−220.
- Shmelyov A.G., Pokhilko V.I. (1993) A taxonomy-oriented study of Russian personalitytrait names. European Journal of Personality 7: 1−17.
- Vernon R. J. W., Sutherland C. A. M., Young A. W., Hartley T. (2014) Modeling First Impressions From Highly Variable Facial Images. PNAS 111 (32), Aug.: E3353–E3361.
Источник: МедиаАльманах №3 [80], 2017. С. 21-29
Об авторе
Зырянов Богдан Владимирович — преподаватель-исследователь факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова (кафедра рекламы и связей с общественностью), участник программы Erasmus+ по специальности «корпоративные коммуникации» в Датской школе медиа и журналистики (Копенгаген).
Смотрите также:
- Белинская Е.П., Гавриченко О.В. Самопрезентация в виртуальном пространстве: феноменология и закономерности
- Вязигина С.Ю. Аватар как смысловой элемент самопрезентации в интернет-блогах
- Дятлова Е.В, Михина М.В. Визуальные образы пользователей сети Интернет: от фотографии до аватара
- Ефремова О.И. Диагностика риска развития селфи-аддикции у подростков и юношества
исследование самопрезентация социальные сети
Пастернак Борис Леонидович — биография писателя, личная жизнь, фото, портреты, книги
В детстве он мечтал стать композитором, сочинял и импровизировал на фортепиано. В юности хотел быть философом, брал уроки у немецкого неокантиста Германа Когена. Но судьба распорядилась иначе: Борис Пастернак стал писателем, и именно литература принесла ему в 1958 году Нобелевскую премию.
Первые литературные опыты
Валерий Авдеев. Портрет Бориса Пастернака. 1942—1943. Чистопольский мемориальный музей Бориса Пастернака, Чистополь, Республика Татарстан
Леонид Пастернак. Борис Пастернак, пишущий письмо (фрагмент). 1919. Современная галерея Тейт, Лондон, Великобритания
Леонид Пастернак. Портрет Бориса Пастернака на фоне Балтийского моря (фрагмент). 1910. Чистопольский мемориальный музей Бориса Пастернака, Чистополь, Республика Татарстан
Борис Пастернак родился в Москве, в семье художника Леонида Пастернака и пианистки Розалии Кауфман. Рос будущий писатель в творческом окружении: в гостях у Пастернаков бывали Лев Толстой, Василий Поленов, Исаак Левитан, Сергей Рахманинов, Александр Скрябин. Под влиянием Скрябина будущий писатель увлекся музыкой — занимался по программе консерваторских курсов и даже написал две сонаты для фортепиано.
Учеба в гимназии давалась легко, Пастернак окончил ее с золотой медалью. А вот с будущей профессией долго определиться не мог: сначала поступил на юридическое отделение историко-филологического факультета Московского университета, затем перевёлся на философское. В 1912 году он учился в Марбурге в Германии на летних курсах у философа, профессора Германа Когена, но вскоре вместе с родными уехал в Венецию. После итальянских каникул Пастернак поселился в Москве, окончил университет, но диплом не забрал: документ так и остался в архиве на Воробьёвых горах.
В это время Пастернак пробовал писать стихи. Его привлекали разные литературные объединения. Поэт участвовал во встречах московского издательства символистов «Мусагет», был членом футуристской литературной группы «Центрифуга». В 1913 году Пастернак опубликовал свое первое стихотворение в сборнике группы поэтов «Лирика», а уже в конце этого же года выпустил собственную книгу стихотворений «Близнец в тучах». Через три года вышел и второй сборник Пастернака — «Поверх барьеров».
Я — уст безвестных разговор,
Как слух, подхвачен городами;
Ко мне, что к стертой анаграмме,
Подносит утро луч в упор.
В начале 20-х годов Борис Пастернак познакомился с Маяковским в литературном объединении «ЛЕФ», поддерживал эпистолярную дружбу с Мариной Цветаевой и другими деятелями искусств в эмиграции.
Переводы и общественная деятельность Пастернака
Борис Пастернак. 1926 год. Фотография: Моисей Наппельбаум / Архив Марины Стич / russiainphoto.ru
Борис Пастернак (слева) и театральный режиссер Всеволод Мейерхольд. Москва, 1936 год. Фотография: Виктор Руйкович / Мультимедиа Арт Музей, Москва
Борис Пастернак. 1928 год. Фотография: Борис Игнатович / Мультимедиа Арт Музей, Москва
В 1922 году Пастернак женился на художнице Евгении Лурье, а через год у них родился сын Евгений. Чтобы содержать семью, Пастернак взялся за переводы. Он перевёл многие произведения Поля Верлена, Джона Китса, Райнера Марии Рильке и других европейский поэтов. Пастернак умел точно передать посыл, сохранить ритм и объем оригинального произведения.
Он создавал и собственные произведения: вышел сборник «Темы и вариации», появился цикл «Высокая болезнь» и роман в стихах «Спекторский». В конце 1920-х годов Пастернак дописал «Охранную грамоту» –– автобиографические заметки о юности и первой любви, путешествиях по Европе и встречах с известными современниками. С Евгенией Лурье отношения не заладились: она хотела уделять больше внимания своему творчеству. Позже их сын Евгений писал: «Обостренная впечатлительность была равно свойственна им обоим, и это мешало спокойно переносить неизбежные тяготы семейного быта». Брак распался.
В 1931 году Пастернак посетил Грузию, познакомился с местными поэтами и к переводам добавилась и грузинская поэзия. Под впечатлением от поездки он написал цикл собственных стихотворений «Волны».
Вскоре Пастернак женился второй раз –– на Зинаиде Нейгауз. На это время пришелся период официального признания поэта: сборник его стихотворений переиздавали несколько раз, Пастернак участвовал в работе Союза писателей, а в 1934 году выступил с речью на его первом съезде. Тогда же Николай Бухарин предложил назвать Пастернака лучшим поэтом Советского Союза.
В 1935 году Борис Пастернак вместе с Ильей Эренбургом и Исааком Бабелем представил Союз писателей на Международном конгрессе писателей в защиту культуры. В этом же году поэт заступился за арестованных мужа и сына Ахматовой, написал письмо Сталину. После их освобождения выслал главе государства книгу переводов «Грузинские лирики». Но к концу 30-х годов отношение коллег к Пастернаку ухудшилось: он писал о природе и чувствах, а от него ждали гражданской лирики, воспевающей советский строй.
С началом войны Союз писателей с семьями эвакуировали в Чистополь под Казанью. Зинаида Нейгауз вывезла в эвакуацию рукописи и письма Пастернака. В 1943 году Борис Пастернак с коллегами посетил подразделения советской армии, освободившей Орёл. Под впечатлением от поездки он написал стихотворения «Преследование», «Смерть сапёра», «Разведчики», очерки «Поездка в армию» и «Освобождённый город».
«Доктор Живаго» и Нобелевская премия
Борис Пастернак с телеграммой о вручении Нобелевской премии. Переделкино, 1958 год. Фотография: Макс Френкель / Собрание семьи Пастернаков / russiainphoto. ru
Слева направо: Зинаида Пастернак, Борис Пастернак, Леонид Пастернак на террасе дома Бориса Пастернака. Переделкино, 1948 год. Фотография: Станислав Нейгауз / Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург
Переводчица и писательница Ольга Ивинская. Москва, 1991 год. Фотография: Эдуард Гладков / Мультимедиа Арт Музей, Москва
В 1946 году Пастернак начал писать роман «Доктор Живаго». Основным прообразом главной героини стала его новая любовь — Ольга Ивинская.
«Борис Леонидович мне часто говорил, что не нужны полные биографические совпадения героев с их прототипами. Пусть это будут собирательные образы, пусть у Тони будут черты и мои, и Зинаиды Николаевны, так же как те и другие (и ещё чьи-то третьи) будут у Лары»
Пастернак писал роман по частям, причем каждую часть он читал на встречах друзей, рассказывал о планах и задумках. Ольга Ивинская, работавшая тогда в одном из отделов журнала «Нового мира», передавала рукописи машинистке Марине Баранович, и та отпечатывала несколько экземпляров. Пастернак тут же раздавал их всем знакомым, а Ивинской говорил: «Ты не жалей, широко давай читать, кто бы ни попросил, мне очень важно — что будут говорить».
После выхода первых глав Ольгу Ивинскую арестовали, пытали, требовали рассказать, о чем будет роман, станет ли он оппозиционным. Ее осудили и отправили в лагеря, где она пробыла 4 года.
В 1955 году Пастернак закончил роман. Однако советские редакции не спешили его печатать. О романе узнал крупный итальянский издатель Джанджакомо Фельтринелли и предложил выпустить произведение. Пастернак согласился и передал экземпляр романа.
Ольга Ивинская просила Фельтринелли опубликовать роман после того, как его напечатает Литиздат. Но советское издательство от романа отказалось, и «Доктор Живаго» вышел в Италии.
Творчество Пастернака, несмотря на гонения внутри страны, высоко ценили за рубежом. В 1958 году на премию Нобеля Пастернака выдвинул лауреат по литературе, французский писатель Альбер Камю. 23 октября 1958 года Шведский комитет присудил Пастернаку звание Нобелевского лауреата и премию с формулировкой «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и в области великой русской прозы».
В этом же году «Доктор Живаго» был нелегально переиздан в Нидерландах на русском языке. Значительную часть этого тиража распространили в 1959 году на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Вене.
Травля Пастернака и посмертная реабилитация
Борис Пастернак пишет благодарственное письмо в Нобелевский комитет. 1958 год. Фотография: Макс Френкель / Собрание семьи Пастернаков / russiainphoto.ru
Поэтесса Анна Ахматова и Борис Пастернак на вечере в Политехническом музее. Москва, 1946 год. Фотография: В. Славинский / Собрание семьи Пастернаков / russiainphoto.ru
Борис Пастернак. Московская область, 1957–1959 годы. Фотография: Ал Лесс / Собрание семьи Пастернаков / russiainphoto.ru
Хотя Пастернака впервые номинировали на Нобелевскую премию еще в 1946 году, в Советском Союзе все равно считали, что награду ему вручили именно из-за «антисоветского» романа. Президиум ЦК КПСС принял постановление «О клеветническом романе Б. Пастернака», а в газете «Правда» появился фельетон, в котором «Доктора Живаго» назвали «литературным сорняком».
Признать, что присуждение Нобелевской премии роману Пастернака, в котором клеветнически изображается Октябрьская социалистическая революция, советский народ, совершивший эту революцию, и строительство социализма в СССР, является враждебным по отношению к нашей стране актом и орудием международной реакции, направленным на разжигание холодной войны.
Пастернака исключили из Союза писателей. По всей стране на заводах и в колхозах, в вузах и учреждениях культуры проходили собрания. Участники выступали против писателя-«предателя» и его творчества. Роман осуждали даже те, кто его не читал.
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу хода нет.
Постоянные выпады и обвинения со стороны бывших коллег, выступления в прессе и давление на Ивинскую принесли свои результаты. Пастернак телеграфировал в Нобелевский комитет: «В силу того значения, которое получила присужденная мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от нее отказаться, не примите за оскорбление мой добровольный отказ».
«Приехав вечером в Переделкино, я не узнал отца. Серое, без кровинки лицо, измученные, несчастные глаза, и на все рассказы — одно: «Теперь это все не важно, я отказался от премии».
Но отношение к Пастернаку это все равно не изменило. Московские писатели выступали за высылку писателя из страны. Не присоединились только молодые поэты Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко и Белла Ахмадулина. Обращаясь к Союзу писателей, Борис Пастернак говорил: «Я не ожидаю от вас справедливости. Вы можете меня расстрелять, выслать, сделать все, что вам угодно. Я вас заранее прощаю. Но не торопитесь. Это не прибавит вам ни счастья, ни славы. И помните, все равно через несколько лет вам придется меня реабилитировать. В вашей практике это не в первый раз».
Борис Пастернак. Московская область, 1958 год. Фотография из собрания семьи Пастернаков / russiainphoto.ru
Дача Бориса Пастернака. Переделкино, 1960 год. Фотография из архива Марины Стич / russiainphoto.ru
Борис Пастернак. 1958 год. Фотография из собрания семьи Пастернаков / russiainphoto.ru
Пастернаку запретили иностранные переписки, встречи с зарубежными гостями и выезд за границу.
«Две недели я пробовал это соблюдать. Но это лишение уничтожает все, ничего не оставляя. Подобное воздержание искажает все составные элементы существования, воздух, землю, солнце, человеческие отношения. Мне сознательно стало ненавистно все, что бессознательно и по привычке я до сих пор любил»
От депортации Пастернака спас телефонный звонок Хрущёву от премьер-министра Индии Джавахарлала Неру и подготовленное спецслужбами «покаянное письмо», которое поэт был вынужден подписать. Его опубликовали в газете «Правда» в ноябре 1958 года. В нем были такие строки: «У меня никогда не было намерений принести вред своему государству и своему народу. Редакция «Нового мира» предупредила меня о том, что роман может быть понят читателями как произведение, направленное против Октябрьской революции и основ советского строя. Я этого не осознавал, о чем сейчас сожалею».
Через 2 года поэта не стало.
В 1987 году Борис Пастернак был реабилитирован и его посмертно вернули в Союз писателей СССР. Через год журнал «Новый мир» опубликовал роман «Доктор Живаго», а Шведская академия признала недействительным вынужденный отказ от награды, и в 1989 году на официальной церемонии Нобелевский диплом и медаль Бориса Пастернака передали его старшему сыну Евгению.
Letter B Photo — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает более старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 167 релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Учить больше. )
83.

Vintage set. каллиграфические заглавные буквы с завитками для монограмм, эмблем и логотипов. красивый филигранный шрифт. находится на концептуальном крыле или волнах. стиль бароккоPREMIUM
Bm b m дизайн логотипа. монограмма заглавная буква бм на черном фоне. логотип бм. логотип значок бм. шаблон логотипа мб. значок буквы алфавита mb. значок мб. Дизайн букв мб на черном фоне. ПРЕМИУМ
Золотой цветочный алфавит — буквы a, b, c, d с композицией из зеленых ботанических ветвей. уникальная коллекция для свадьбы предлагает украшение и множество других концептуальных идей. креативный буквенный знак, подходящий для фирменного стиля компании, путешествия, стартапа, логистики, бизнес-диаграммы или шаблона логотипа графикаPREMIUM
Набор цветочных алфавитов — буквы a, b, c, d, с композицией букета цветов. уникальная коллекция для свадьбы предлагает украшение и многие другие концептуальные идеи. ПРЕМИУМ
Красочный векторный набор ретро-алфавитов. ПРЕМИУМ
Набор векторных шаблонов графического логотипа, логотип с буквой птицы, начальная буква p b, концепция логотипа, волновые векторные иллюстрации. ПРЕМИУМ
Текст сладкого сока, редактируемый эффект шрифтаPREMIUM
Вид спереди деревянных блоков a b c на белом фоне с отражениемPREMIUM
Алфавитная буква а-яблоко упражнение с мультяшной лексикой иллюстрации, векторПРЕМИУМ
Векторный набор винтажной цветочной монограммы буквы б. элемент каллиграфии валентина процветать. нарисованный вручную знак сердца для оформления страницы и иллюстрации дизайна. люблю свадебную открытку для приглашения. PREMIUM
Детская буква abc из дерева деревянные образовательные строительные блоки vectorPREMIUM
Фирменный стиль письмо b бизнес иконки. вектор медицины и шоппинга, экологии и банковского дела, путешествий и отдыха. спорт и акции, финансы и развлечения, мода и красота, еда в изоляцииPREMIUM
Логотип состоит из 4 изогнутых запятых, которые поворачиваются, образуя букву. 3dPREMIUM
Буква б. алфавит в виде полок с книгами, изолированными на белом. 3d иллюстрацияPREMIUM
Современная абстрактная монограмма, буква b, вдохновение для дизайна логотипаPREMIUM
Алфавит в наборе «a,b.c,d». дорога с бело-желтой разметкой на белом фоне. PREMIUM
Красная блестящая металлическая буква b в верхнем регистре на белом фоне. 3D визуализация иллюстрации.ПРЕМИУМ
Цветочный алфавит — набор букв a, b, c, d темно-синего цвета с композицией букета цветов. уникальная коллекция свадебных украшений и множество других концептуальных идей. PREMIUM
Учебный материал для детей. рабочий лист для изучения алфавита. буква b.PREMIUM
B logo.b дизайн буквы векторная иллюстрация современная иконка монограммы.PREMIUM
Минималистская абстрактная буквица db logo. этот логотип творчески сочетается с абстрактной буквой. Он подойдет для того, какая компания или торговая марка начинают эти начальные. ПРЕМИУМ
Векторная иллюстрация золотой и серебряной монограммы пшеницы. Начальный логотип br с креативным векторным шаблоном современной бизнес-типографии. креативная абстрактная буква br дизайн логотипаPREMIUM
Огненный логотип, который сформировал букву bPREMIUM
Изучение алфавита карт. буква б. набор милых мультяшных иллюстраций. страница раскраски.PREMIUM
Буква b дизайн иконки логотипа линии — векторная иллюстрацияPREMIUM
Королевские буквы с короной, венком и змеей, именная монограмма. элегантный дизайн инициалов брендаPREMIUM
Набор цветочных заглавных букв. винтажные логотипы. филигранные монограммы. красивая коллекция. английский алфавит. простые нарисованные эмблемы. изящный стиль. дизайн каллиграфических знаков различия. векторная иллюстрацияПРЕМИУМ
Золотая блестящая буква b. блестящая сверкающая золотая заглавная буква. 3D-рендерингPREMIUM
Значок начальной буквы b. эффект линии неонового света. знак символа линейной типографии. крупная первая буква шрифта. светящийся элемент неонового света. буква b светится 3d линией. кирпичная стена баннер. векторPREMIUM
Ледяные буквы со снегом наверху, векторный шрифтPREMIUM
Одна буква алфавита пламени пламениPREMIUM
Красная буква b внутри открытой подарочной коробки 3d-рендеринг иллюстрации на белом фонеPREMIUM
Заглавная латинская буква b в низкополигональном стиле зеленого и золотого цвета на белом фоне. 3D-рендерингPREMIUM
Горный логотип, образующий букву bPREMIUM
Векторные иконки результатов школьных классов. буквы и плюсы в красном кругеPREMIUM
Буква b из фасоли в шоколаде шоколадные конфеты алфавит (буква b) 3d иллюстрацияPREMIUM
Плоды финиковой пальмы в форме буквы b, 3d иллюстрация, подходит для поста, рамадана, ислама и ифтара темы и типографика использование.ПРЕМИУМ
Начальная буква b роскошная красота расцветает орнаментом с шаблоном логотипа короны. PREMIUM
Индикатор трубки Nixie. буквы а и б на черном фоне. 3d illustrationPREMIUM
Буква b векторный логотип шаблон, красочный логотип буква b, недвижимость, строительство логотипа дизайн шаблона векторная iconPREMIUM
Пластиковые бусины алфавит, изолированные на беломPREMIUM
Английский алфавит с мультяшными милыми детскими иллюстрациями. учебный материал для детей. буква б. иллюстрации пчела, грядка, бобр, сарай, брокколи, мячик.ПРЕМИУМ
Таблетки витамина В на цветном деревянном фоне. ПРЕМИУМ
Слово о гепатите, написанное на деревянном блоке. медицинская концепцияPREMIUM
Векторный шаблон логотипа пчелы. креативный сценарий буква eb дизайн логотипаPREMIUM
буква B шаблон векторной иллюстрацииPREMIUM
буква B логотип в классическом трехмерном стиле. идеально подходит для создания классической студенческой или спортивной печати, ретро-дизайна, вышивки одежды, уникальной упаковки, винтажного заголовка, роскошной айдентики. ПРЕМИУМ
Буква b в виде книжной полки с книгами и учебниками. образовательный и обучающий концептуальный шрифт и алфавит. 3d illustrationPREMIUM
Креативный современный элегантный модный уникальный художественный логотип с начальной буквой cb, векторный логотип cb, дизайн логотипа cb с круглой формой, логотип буквы c и b, дизайн логотипа буквы c & b с алфавитом, PREMIUM
Буква a b c d из фасоли в шоколаде шоколадные конфеты буква алфавита 3d иллюстрацияPREMIUM
Объемный логотип буквы B с рисунком флага гордости lgbtq. векторная иллюстрация идеально подходит для вашей радужной идентичности, баннера, плакатов для геев и лесбиянок, дизайна и т. д. PREMIUM
Термин из деревянных букв на грифельной доскеPREMIUM
Буква b в верхнем и нижнем регистре милые дети красочные азбука след практикующий лист для детей, изучающих английский словарный запас и макет почерка в векторной иллюстрации а4. ПРЕМИУМ
Буква b из фасоли в шоколаде, шоколадные конфеты, алфавит (буква b) 3d illustrationPREMIUM
Буква b красота женское лицо дизайн логотипа векторPREMIUM
Алфавитные блоки игрушки детские иконки векторный дизайн иллюстрацииPREMIUM
Полки в форме буквы bPREMIUM
Три полосы кривые логотип векторPREMIUM
Bw современная начальная буква дизайн логотипа векторный пакет. это будет подходящим для того, какая компания или торговая марка начинают те начальные. это будет подходящим для какой компании или торговой марки начать эти начальные.ПРЕМИУМ
B письмо шаблон логотипа векторная иллюстрацияPREMIUM
Набор букв a, b выполнен из реалистичного 3d рендеринга синего цвета. коллекция алфавита в стиле low polly, выделенного на белом фоне 3dPREMIUM
Тройной затухающий неоновый шрифт. буква bPREMIUM
Набор векторных иллюстраций из золотой монограммы, буква b на черном фоне с эффектом золотого блескаPREMIUM
Мультяшная иллюстрация набора заглавных букв алфавита с забавными персонажами для обучения детей чтению и письмуPREMIUM
Набор элементов шаблона дизайна логотипа коллекция векторных букв b logoPREMIUM
Детский учебный материал. рабочий лист для изучения алфавита. буква б. black and white.PREMIUM
Начальная буква монограммы j b векторный шаблон дизайна логотипа. jb letter logo designPREMIUM
Биткойн-знак в виде черной буквы b на фоне желтого круга, художественная роспись, сгенерированная нейронной сетьюPREMIUM
Три жирафа изучают алфавит, держат буквы abc portaitsPREMIUM
B письмо шаблон логотипа векторная иллюстрацияPREMIUM
Bw современная начальная буква дизайн логотипа векторный пакет. он подойдет для названия компании или торговой марки, которые начинаются с этих начальных букв. PREMIUM
Начальная буква b с логотипом swoosh красного и черного цветов. шрифт кофейного алфавита. 3d иллюстрацияPREMIUM
Полный английский строчный алфавит — коллаж высокого разрешения из 26 изолированных клише для высокой печати из старинного дерева, окрашенных цветными черниламиPREMIUM
Набор букв a, b, c и d. алфавит на каменных блоках. изолированные на белом фоне. элемент дизайна образованияPREMIUM
Двойная монограмма b. б и б скрещенные буквы, переплетенные буквы инициалы.ПРЕМИУМ
Набор стильных заглавных букв. винтажные логотипы. филигранные монограммы. красивая коллекция. английский алфавит. простые нарисованные эмблемы. изящный стиль. дизайн каллиграфических знаков различия. векторная иллюстрацияPREMIUM
Первоначальный логотип nb название компании окрашены в оранжевый и зеленый дизайн галочка, изолированные на темном фоне. векторный логотип для бизнеса и фирменного стиля.