Зырянов Б. В. Фото профиля в социальных сетях: фактор восприятия

В ста­тье ава­тар соци­аль­ной сети рас­смат­ри­ва­ет­ся как эле­мент, кото­рый иден­ти­фи­ци­ру­ет поль­зо­ва­те­ля. Экс­пе­ри­мент, про­ве­ден­ный в рам­ках пилот­но­го иссле­до­ва­ния, под­твер­дил гипо­те­зу: поль­зо­ва­те­ли раз­ли­ча­ют фото по набо­ру харак­те­ри­стик, соот­вет­ству­ю­щих соци­аль­но­му кон­тек­сту. Уста­нов­ле­но, что Facebook при этом чаще вос­при­ни­ма­ет­ся как про­стран­ство для нефор­маль­но­го обще­ния, а кри­те­рии визу­аль­ной ком­му­ни­ка­ции для про­фес­си­о­наль­но­го сооб­ще­ства более однозначны.

Разработанность темы самопрезентации в пространстве социальных сетей

Соци­аль­ные сети − совре­мен­ный инстру­мент элек­трон­но­го обще­ния, кото­рым, по дан­ным опро­са фон­да «Обще­ствен­ное мне­ние», поль­зу­ет­ся не менее 87% поль­зо­ва­те­лей Руне­та (1).

В российской нау­ке этой теме уде­ли­ли вни­ма­ние сле­ду­ю­щие иссле­до­ва­те­ли: Д.В. Тур­кин (2008), Е. А. Мило­ва (2012), К.Г. Устин­ки­на (2016), А.С. Ворон­кин (2014), К.С. Вебер, А.А. Пиме­но­ва (2014). Ряд работ рас­смат­ри­ва­ет актив­ность поль­зо­ва­те­лей в российской соци­аль­ной сети «ВКон­так­те» (Щеко­ту­ров, 2012; Щебе­тен­ко, 2013; Чере­ми­со­ва, 2016), что поз­во­ля­ет рас­суж­дать о наци­о­наль­ных осо­бен­но­стях пове­де­ния поль­зо­ва­те­лей локаль­ных плат­форм, кото­рые про­ти­во­по­став­ля­ют­ся гло­баль­ным игро­кам рын­ка (таким как Facebook). Шко­лу Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та при раз­ра­бот­ке дан­ной про­бле­мы пред­став­ля­ет груп­па иссле­до­ва­те­лей факуль­те­та пси­хо­ло­гии во гла­ве с А.Е. Войскунским (2013, 2014), а так­же факуль­те­та жур­на­ли­сти­ки (Щепи­ло­ва, 2010; Шили­на, 2010; Игнат­ки­на, 2012; Муро­нец, 2015; Ганю­шин, 2014).

Теме само­пре­зен­та­ции в вир­ту­аль­ном про­стран­стве посвя­ще­ны рабо­ты оте­че­ствен­ных иссле­до­ва­те­лей в обла­сти социо­ло­гии (Зайцева, 2012; Тихо­нов, 2012; Селе­зе­нев, Скри­пак, 2013), пси­хо­ло­гии и педа­го­ги­ки (Шапо­ва­лен­ко, 2013; Мак­си­мов, Голубева,2014), фило­со­фии и поли­то­ло­гии (Погон­це­ва, 2012; Балу­ев, 2013), куль­ту­ро­ло­гии и язы­ко­зна­ния (Аге­е­ва, 2012; Сидо­ро­ва, 2013; Мату­се­вич, 2015). При этом вир­ту­аль­ную про­ек­цию поль­зо­ва­тель­ско­го Я раз­лич­ные иссле­до­ва­те­ли именуют«цифровым лицом» и «циф­ро­вым телом» (Орех, Сер­ге­е­ва, 2015) или даже «вир­ту­аль­ной тату­и­ров­кой» (Погон­це­ва, 2013).

Визу­аль­ную состав­ля­ю­щую такой само­пре­зен­та­ции рас­смат­ри­ва­ют, напри­мер, С.Г. Ушкин (2012), а так­же Ю.А. Анто­но­ва и С.А. Деми­на (2010). Они опре­де­ля­ют ава­тар как эле­мент само­пре­зен­та­ции в соци­аль­ной сети, одна­ко огра­ни­чи­ва­ют­ся услов­ной клас­си­фи­ка­ци­ей изоб­ра­же­ний на осно­ве кон­тент-ана­ли­за про­фи­лей «ВКон­так­те», что, на наш взгляд, не поз­во­ля­ет экс­тра­по­ли­ро­вать полу­чен­ные выво­ды: а) за пре­де­лы Руне­та; б) на дру­гие онлайн-платформы.

Наша гипо­те­за заклю­ча­ет­ся в том, что поль­зо­ва­те­ли инту­и­тив­но раз­ли­ча­ют набор визу­аль­ных харак­те­ри­стик, соот­вет­ству­ю­щий соци­аль­но­му кон­тек­сту, и склон­ны под­би­рать отлич­ные друг от дру­га изоб­ра­же­ния для про­фи­лей в соци­аль­ных сетях. В слу­чае с гло­баль­ны­ми сете­вы­ми плат­фор­ма­ми респон­ден­ты из раз­ных стран будут демон­стри­ро­вать схо­жее пове­де­ние. Это­му и посвя­ще­на дан­ная статья.

Фото профиля в социальных сетях: фактор восприятия

В про­стран­стве соци­аль­ных сетей акка­унт (сете­вой про­филь, вир­ту­аль­ная стра­ни­ца) реа­ли­зу­ет две зада­чи: он спо­соб­ству­ет иден­ти­фи­ка­ции поль­зо­ва­те­ля дру­ги­ми участ­ни­ка­ми и выпол­ня­ет функ­цию самопрезентации.

Подоб­но тому, как в реаль­ной жиз­ни облик собе­сед­ни­ка зача­стую опре­де­ля­ет наше пер­вое впе­чат­ле­ние о нем, фото про­фи­ля (так назы­ва­е­мый ава­тар, или юзер­пик, от англ. сокр. userpic, user picture − букв. поль­зо­ва­тель­ское фото) зача­стую сооб­ща­ет о вла­дель­це стра­ни­цы боль­ше, чем сопро­вож­да­ю­щий его текст.

Пер­вен­ство визу­аль­ной состав­ля­ю­щей под­твер­жда­ют лабо­ра­тор­ные изме­ре­ния: наше бес­со­зна­тель­ное фор­ми­ру­ет впе­чат­ле­ние о чело­ве­ке по его внеш­но­сти за 40 мил­ли­се­кунд (Fong, Mar, 2015; Vernon, Sutherland, Young, Hartley, 2014). Пер­вое и глав­ное, в чем сле­ду­ет убе­дить­ся вла­дель­цу стра­ни­цы (или деле­ги­ро­ван­но­му спе­ци­а­ли­сту − так назы­ва­е­мо­му SMM, мене­дже­ру соци­аль­ных медиа), − в соот­вет­ствии фото кон­тек­сту ком­му­ни­ка­ции. Кадр, кото­рый укра­ша­ет про­филь на сай­те онлайн-зна­комств, не все­гда подой­дет для стра­ни­цы в про­фес­си­о­наль­ном сообществе.

Про­бле­ма кро­ет­ся в раз­ли­чи­ях меж­ду ком­пе­тен­ци­я­ми, кото­рые вла­де­лец про­фи­ля жела­ет транс­ли­ро­вать потен­ци­аль­ной ауди­то­рии. И если такие каче­ства, как откры­тость и хоро­шие мане­ры акту­аль­ны все­гда (на фото их мож­но пере­дать веж­ли­вой улыб­кой), то сек­су­аль­ную при­вле­ка­тель­ность сле­ду­ет остав­лять за поро­гом дело­во­го общения.

В 2014 г. иссле­до­ва­тель Уни­вер­си­те­та шта­та Оре­гон Э. Дэни­елс про­ве­ла экс­пе­ри­мент, в ходе кото­ро­го 118 респон­ден­тов оце­ни­ва­ли про­фес­си­о­наль­ные каче­ства девуш­ки по ее про­фи­лю в соц­се­ти. Поло­вине участ­ни­ков достал­ся вари­ант про­фи­ля с фото­гра­фи­ей про­во­ка­ци­он­но­го харак­те­ра. Он был оце­нен респон­ден­та­ми зна­чи­тель­но ниже, чем про­филь со сдер­жан­ным фото (Daniels, 2016).

Обще­ние с реаль­ны­ми пред­ста­ви­те­ля­ми ком­па­ний под­твер­жда­ет наход­ку Дэни­елс − попыт­ки выде­лить­ся из тол­пы могут быть неод­но­знач­но вос­при­ня­ты экс­пер­та­ми по най­му. Так, в интер­вью hh.ru изда­тель Look At Media Алек­сей Аме­тов сооб­ща­ет: «Фото­аль­бо­мы наш HR-мене­джер изу­ча­ет не часто. Но на юзер­пик вни­ма­ние, разу­ме­ет­ся, обра­ща­ет все­гда. Если там обна­жен­ка, рели­ги­оз­ная, поли­ти­че­ская или наци­о­на­ли­сти­че­ская сим­во­ли­ка, этот соис­ка­тель не впи­шет­ся в нашу ком­па­нию». В том же мате­ри­а­ле ука­зы­ва­ет­ся теку­щая ста­ти­сти­ка: по дан­ным опро­са HeadHunter, про­фи­ли кан­ди­да­тов в соци­аль­ных сетях изу­ча­ют рекру­те­ры в 76% ком­па­ний (2).

«Не ставь­те лого­тип ком­па­нии и ни в коем слу­чае не пуб­ли­куй­те забав­ные фото. Вари­ант как на пас­порт тоже оставь­те для дру­гих целей, − сове­ту­ет в интер­вью жур­на­лу “Сек­рет фир­мы” рекру­тер меж­ду­на­род­ной IT-ком­па­нии Parallels Анхель Гар­сия. − Поду­май­те, как ваше фото может пока­зать, кто вы, какое впе­чат­ле­ние о себе вы бы хоте­ли про­дать тем, кто его уви­дит» (3).

Что побуж­да­ет поль­зо­ва­те­лей выби­рать кон­крет­ные фото в каче­стве ава­та­ра и явля­ют­ся ли их моти­вы осо­знан­ны­ми? Частич­но обна­жить под­но­гот­ную поль­зо­ва­тель­ской само­ре­пре­зен­та­ции в Сети помо­га­ют меж­дис­ци­пли­нар­ные иссле­до­ва­ния в сфе­ре обра­бот­ки есте­ствен­но­го язы­ка, объ­еди­ня­ю­щие ком­пью­тер­ный ана­лиз и син­тез есте­ствен­ных языков.

Док­тор Пен­силь­ван­ско­го уни­вер­си­те­та Д. Пре­оц­юк-Пьет­ро, кото­рый иссле­ду­ет тем­по­раль­ные моде­ли соци­аль­ных медиа, в сво­ей рабо­те оттал­ки­ва­ет­ся от рас­про­стра­нен­ной в пси­хо­ло­гии лич­но­сти дис­по­зи­ци­он­ной моде­ли, извест­ной как «Боль­шая пятер­ка». Сфор­му­ли­ро­ван­ная в 1960 гг. и выво­ди­мая эмпи­ри­че­ски, она вклю­ча­ет в себя пять неза­ви­си­мых черт (дис­по­зи­ций), кото­рые, как пред­по­ла­га­ют спе­ци­а­ли­сты, отра­жа­ют сто­ро­ны каж­дой отдель­но взя­той чело­ве­че­ской лич­но­сти: экс­тра­вер­сия, доб­ро­же­ла­тель­ность, созна­тель­ность, ней­ро­тизм (склон­ность к эмо­ци­о­наль­ной неста­биль­но­сти) и откры­тость ново­му опы­ту (слу­жит харак­те­ри­сти­кой интел­лек­та). Вме­сте они состав­ля­ют пол­но­цен­ный пси­хо­ло­ги­че­ский порт­рет лич­но­сти, что под­твер­жда­ет иссле­до­ва­ние оте­че­ствен­ных уче­ных А.Г. Шме­ле­ва и В.И. Похиль­ко (1993).

В рабо­те «Ана­лиз лич­но­сти на осно­ве выбо­ра изоб­ра­же­ний про­фи­ля в соци­аль­ной сети» док­тор Пре­оц­юк-Пьет­ро пред- пола­га­ет, что откры­тость, свой­ствен­ная людям с высо­кой сте­пе­нью экс­тра­вер­сии, может обу­слав­ли­вать их выбор изоб­ра­же­ний про­фи­ля: такие поль­зо­ва­те­ли чаще дру­гих выби­ра­ют фото с широ­кой улыб­кой в каче­стве юзер­пи­ка. Так­же для иллю­стра­ции лич­но­го про­фи­ля экс­тра­верт неред­ко выби­ра­ет сов­мест­ное фото с дру­зья­ми или близ­ки­ми, что, как счи­та­ет иссле­до­ва­тель, отра­жа­ет его потреб­ность в обще­нии. Более того, экс­тра­вер­там свой­ствен­но исполь­зо­вать нестан­дарт­ные при­е­мы: пози­ро­ва­ние, костюмы/маски, кол­ла­жи и т.п. Поль­зо­ва­те­ли с высо­ким пока­за­те­лем созна­тель­но­сти зача­стую под­хо­дят к вопро­су более ути­ли­тар­но, демон­стри­руя кон­фор­мизм. Их пове­де­ние чет­ко спла­ни­ро­ва­но, что ска­зы­ва­ет­ся на мето­дах само­ре­пре­зен­та­ции. Визу­аль­ные реше­ния таких поль­зо­ва­те­лей более пред­ска­зу­е­мы, кон­сер­ва­тив­ны: взгляд в каме­ру, мини­мум эмо­ций (Liu, Preoţiuc-Pietro, Samani, Moghaddam et al., 2016).

Экс­пер­ты ком­па­нии PhotoFeeler, пред­ла­га­ю­щей бес­плат­ный сер­вис для оцен­ки фото­гра­фии про­фи­ля, про­ана­ли­зи­ро­ва­ли 60 000 оце­нок, кото­рые поль­зо­ва­те­ли сер­ви­са поста­ви­ли 800 фото­гра­фи­ям. Поль­зо­ва­те­ли оце­ни­ва­ли фото­порт­ре­ты по трем харак­те­ри­сти­кам: К1 − ком­пе­тент­ность, К2 − сте­пень рас­по­ло­же­ния к себе (счи­ты­ва­ет­ся как при­вет­ли­вость и доб­ро­та) и К3 − вли­я­ние (чело­век на фото вос­при­ни­ма­ет­ся как лидер и вну­ша­ет ува­же­ние). Оце­ни­ва­ние про­во­ди­лось по шка­ле от -5 до +5 («совсем не соот­вет­ству­ет заяв­лен­ной харак­те­ри­сти­ке… мак­си­маль­но соот­вет­ству­ет харак­те­ри­сти­ке»). Резуль­та­ты были оформ­ле­ны в инфо­гра­фи­ке (4).

Самые важ­ные наблю­де­ния спе­ци­а­ли­сты ком­па­нии изло­жи­ли в виде прак­ти­че­ских сове­тов. Они реко­мен­ду­ют не закры­вать гла­за сол­неч­ны­ми очка­ми − в этом слу­чае фото рис­ку­ет полу­чить низ­кую оцен­ку по кри­те­рию при­вет­ли­во­сти (К2). Неболь­шой при­щур и мяг­кая улыб­ка гово­рят об уве­рен­но­сти и уве­ли­чи­ва­ют оцен­ку сра­зу по двум кри­те­ри­ям: ком­пе­тент­но­сти (К1) и вли­я­ния (К3). Более широ­кая улыб­ка или смех уве­ли­чи­ва­ют вос­при­я­тие по кри­те­рию К2 почти на пол­то­ра бал­ла. Выбор фор­маль­ной одеж­ды зна­чи­тель­но улуч­ша­ет вос­при­я­тие по кри­те­ри­ям К1 и К3. При­ме­ча­тель­но, что фото, сде­лан­ные в усло­ви­ях недо­ста­точ­но­го осве­ще­ния, ухуд­ша­ют вос­при­я­тие по кри­те­рию К2, но не вли­я­ют на харак­те­ри­сти­ки К1 и К3, в отли­чие от фото с чрез­мер­ной насы­щен­но­стью цве­та, кото­рые нега­тив­но вли­я­ют на оцен­ку по всем пока­за­те­лям (5).

Пред­ста­ви­те­ли ком­па­нии не пред­ла­га­ют объ­яс­не­ния послед­не­му фак­ту и вме­сто это­го зада­ют рито­ри­че­ский вопрос: «Кто бы мог поду­мать, что люди не любят яркие цве­та?». На наш взгляд, этот факт объ­яс­ня­ет­ся тем, что высо­кий уро­вень насы­щен­но­сти цве­та гово­рит о явной рету­ши кад­ра. Откро­вен­ное (оче­вид­ное) исполь­зо­ва­ние филь­тров и инстру­мен­тов, напри­мер таких как Photoshop, вызы­ва­ет чув­ство фаль­ши, неесте­ствен­но­сти и застав­ля­ет дру­гих поль­зо­ва­те­лей ста­вить под сомне­ние искрен­ность авто­ра фото.

Мы счи­та­ем, что залог эффек­тив­ной само­пре­зен­та­ции онлайн − уме­ние соблю­сти баланс инди­ви­ду­аль­но­сти и кон­фор­миз­ма при под­бо­ре фото про­фи­ля. Обрат­ная сто­ро­на заклю­ча­ет­ся в том, что исполь­зо­ва­ние про­фес­си­о­наль­но­го фото на плат­фор­мах, пред­на­зна­чен­ных для нефор­маль­но­го обще­ния, может про­из­ве­сти впе­чат­ле­ние зажа­то­сти, неис­крен­но­сти или занос­чи­во­сти. Поэто­му совет исполь­зо­вать одно и то же удач­ное фото в каче­стве ава­та­ра на всех плат­фор­мах пред­став­ля­ет­ся нам уста­рев­шим. Напро­тив, раз­ные плат­фор­мы реа­ли­зу­ют раз­лич­ные соци­аль­ные зада­чи и тре­бу­ют инди­ви­ду­аль­но­го под­хо­да. Для про­вер­ки этой гипо­те­зы мы про­ве­ли экс­пе­ри­мент. кото­рый явля­ет­ся сту­пе­нью пилот­но­го исследования.

Методология

Цель экс­пе­ри­мен­та − выяс­нить, будут ли фото­гра­фии одно­го инди­ви­да после­до­ва­тель­но выби­рать­ся респон­ден­та­ми в соот­вет­ствии со сце­на­ри­ем вза­и­мо­дей­ствия, обо­зна­чен­ным иссле­до­ва­те­лем: про­фес­си­о­наль­ная ком­му­ни­ка­ция / роман­ти­че­ское зна­ком­ство / обще­ние в соци­аль­ной сети обще­го плана.

В экс­пе­ри­мен­те при­ня­ли уча­стие 118 уча­щих­ся Дат­ской шко­лы медиа и жур­на­ли­сти­ки в Копен­га­гене (Danmarks Medie- og Journalisthøjskole) (6) (70 жен­щин, 48 муж­чин; сред­ний воз­раст = 24,44 года, SD* = 2,43 года), кото­рые были при­вле­че­ны к тести­ро­ва­нию путем мас­со­вой email-рассылки.

Выбор учеб­но­го заве­де­ния обу­слов­лен дву­мя фак­то­ра­ми. Для успеш­но­го про­ве­де­ния экс­пе­ри­мен­та необ­хо­ди­мо, что­бы респон­ден­ты не были зна­ко­мы с ана­ли­зи­ру­е­мы­ми пер­со­на­ми. Про­ве­де­ние опро­са сре­ди ино­стран­цев поз­во­ли­ло реа­ли­зо­вать это усло­вие. Так­же Дания вхо­дит в пер­вый эше­лон стран с высо­кой сте­пе­нью про­ник­но­ве­ния Интер­не­та (Graham, DeSabbata, 2016), а Дат­ская шко­ла жур­на­ли­сти­ки явля­ет­ся ста­рей­шим и круп­ней­шим медиа­ву­зом в этой стране с уни­каль­ной экс­пер­ти­зой в обла­сти меди­а­ис­сле­до­ва­ний (7).

В то вре­мя как боль­шую часть респон­ден­тов соста­ви­ли корен­ные жите­ли Дат­ско­го коро­лев­ства, 1/5 участ­ни­ков экс­пе­ри­мен­та (27 чело­век) − сту­ден­ты из Нидер­лан­дов, Австра­лии, Новой Зелан­дии, Вели­ко­бри­та­нии, США, Кана­ды и Мек­си­ки. Их уча­стие поз­во­ли­ло нам исклю­чить наци­о­наль­ный фак­тор при интер­пре­та­ции резуль­та­тов опро­са. Участ­ни­ки про­из­воль­ным обра­зом были раз­би­ты на три сце­нар­ные груп­пы. Респон­ден­там было необ­хо­ди­мо выбрать фото про­фи­ля для про­фес­си­о­наль­но­го сооб­ще­ства LinkedIn (груп­па № 1: n1 = 47**), для сер­ви­са зна­комств Tinder (груп­па № 2: n2 = 40) и для соци­аль­ной сети обще­го пла­на Facebook (груп­па № 3: n3 = 31).

Рису­нок 1. Сред­няя доля респон­ден­тов, кото­рые сде­ла­ли доми­нант­ный выбор в каж­дом из трех сце­на­ри­ев*.
* Ось x про­ве­де­на на уровне случайного рас­пре­де­ле­ния (.20).
План­ки демон­стри­ру­ют стан­дарт­ную погреш­ность ±1.
** n – коли­че­ство опрошенных.

Каж­до­му респон­ден­ту одно­вре­мен­но (на одном экране, в виде сет­ки 2×2) демон­стри­ро­ва­лись четы­ре фото­гра­фии одно­го чело­ве­ка, после чего он дол­жен был поста­вить себя на место героя фото и выбрать один кадр, кото­рый луч­ше осталь­ных под­хо­дит выбран­но­му сце­на­рию. Всем участ­ни­кам демон­стри­ро­вал­ся еди­ный набор мате­ри­а­ла − фото­гра­фии 20 про­фес­си­о­на­лов (деся­ти муж­чин и деся­ти жен­щин) из раз­ных стран мира в воз­расте от 22 до 47 лет (8). Респон­ден­ты не были зна­ко­мы с людь­ми на фото. Поря­док фото­гра­фий в выбор­ке пере­ме­ши­вал­ся для каж­до­го участ­ни­ка тестирования.

Тести­ро­ва­ние про­во­ди­лось на плат­фор­ме SurveyMonkey, резуль­та­ты были экс­пор­ти­ро­ва­ны в Microsoft Excel и про­ана­ли­зи­ро­ва­ны с помо­щью над­строй­ки XLSTAT.

Результат эксперимента

Если бы респон­ден­ты не име­ли спе­ци­аль­ных пред­по­чте­ний при выбо­ре фото, при под­сче­те резуль­та­тов мы бы столк­ну­лись со стан­дарт­ным нор­маль­ным рас­пре­де­ле­ни­ем, кото­рое воз­ни­ка­ет при про­из­воль­ных отве­тах. Резуль­та­ты, пред­став­лен­ные ниже, опро­вер­га­ют эту установку.

Преж­де чем изло­жить резуль­та­ты экс­пе­ри­мен­та, напом­ним: в тео­рии ста­ти­сти­ки мóда − зна­че­ние во мно­же­стве наблю­де­ний, кото­рое встре­ча­ет­ся наи­бо­лее часто. При ана­ли­зе резуль­та­тов для каж­до­го вопро­са нами был опре­де­лен самый часто встре­ча­е­мый вари­ант отве­та, или мода кон­крет­но­го сце­на­рия. Сред­нее чис­ло респон­ден­тов, кото­рые выбра­ли наи­бо­лее часто встре­ча­е­мые вари­ан­ты отве­та, ока­за­лось зна­чи­тель­но выше, чем при слу­чай­ном рас­пре­де­ле­нии (см. рис. 1).

Мы зада­лись сле­ду­ю­щим вопро­сом: повли­я­ет ли сце­на­рий на выбор фото? И полу­чи­ли утвер­ди­тель­ный ответ.

Иллю­стри­ру­ем резуль­та­ты при­ме­ром одно­го из два­дца­ти оце­ни­ва­е­мых субъ­ек­тов (см. рис. 2).

Рису­нок 2. При­мер рас­пре­де­ле­ния отве­тов для одно­го из оце­ни­ва­е­мых субъ­ек­тов*.
* Граф демон­стри­ру­ет, как часто каж­дая из четы­рех пред­ло­жен­ных фото­гра­фий была выбра­на в каж­дом из трех сценариев.

Выби­рая под­хо­дя­щий кадр, участ­ни­ки пер­во­го сце­на­рия − «про­фес­си­о­наль­ное сооб­ще­ство LinkedIn» − чаще все­го выби­ра­ли фото № 4. При этом фото № 2, кото­рое ред­ко фигу­ри­ро­ва­ло в отве­тах пер­вой груп­пы, с завид­ной регу­ляр­но­стью выби­ра­ли респон­ден­ты двух дру­гих групп − «сер­вис зна­комств Tinder» и «соци­аль­ная сеть обще­го пла­на Facebook».

Для 14 из 20 оце­ни­ва­е­мых пер­сон моды сце­на­ри­ев № 1 (про­фес­си­о­наль­ное сооб­ще­ство) и № 2 (сер­вис зна­комств) были раз­лич­ны­ми. Это под­твер­жда­ет наш тезис о том, что актив­ные поль­зо­ва­те­ли соци­аль­ных сетей раз­ли­ча­ют набор визу­аль­ных харак­те­ри­стик, соот­вет­ству­ю­щих двум соци­аль­ным кон­тек­стам, на инту­и­тив­ном уровне. Так­же для 15 из 20 оце­ни­ва­е­мых пер­сон моды сце­на­ри­ев № 2 (Tinder) и № 3 (Facebook) сов­па­ли. Это сви­де­тель­ству­ет о том, что поль­зо­ва­те­ли чаще склон­ны рас­смат­ри­вать Facebook как про­стран­ство для нефор­маль­но­го общения.

Мы так­же про­ана­ли­зи­ро­ва­ли уров­ни дис­пер­сии (раз­брос зна­че­ний сре­ди респон­ден­тов в рам­ках каж­до­го сце­на­рия). Сред­нее зна­че­ние дис­пер­сии сре­ди респон­ден­тов, кото­рые оце­ни­ва­ли фото­гра­фии с точ­ки зре­ния про­фес­си­о­наль­ной ком­му­ни­ка­ции (LinkedIn: 0,52), в два раза ниже раз­бро­са зна­че­ний сре­ди тех, кто оце­ни­вал их с пози­ции лич­ных зна­комств (Tinder: 1,08), и более чем в два раза ниже дис­пер­сии для соци­аль­ной сети обще­го пла­на (Facebook: 1,23).

Эти дан­ные гово­рят о том, что пред­став­ле­ния поль­зо­ва­те­лей о визу­аль­ной состав­ля­ю­щей успеш­ной биз­нес-ком­му­ни­ка­ции в Интер­не­те гораз­до более одно­род­ны, чем мне­ния о пра­виль­ном пози­ци­о­ни­ро­ва­нии в нефор­маль­ной онлайн-среде.

Поль­зо­ва­тель­ский акка­унт одно­вре­мен­но иден­ти­фи­ци­ру­ет инди­ви­да в про­стран­стве соци­аль­ной сети и слу­жит сред­ством само­пре­зен­та­ции. Важ­ным кри­те­ри­ем успеш­ной ком­му­ни­ка­ции слу­жит пер­вое впе­чат­ле­ние о субъ­ек­те; его фор­ми­ро­ва­нию спо­соб­ству­ет фото про­фи­ля. Со сто­ро­ны вла­дель­ца акка­ун­та выбор изоб­ра­же­ния для отдель­ной соци­аль­ной сети харак­те­ри­зу­ет­ся целью ком­му­ни­ка­ции и ее пред­по­ла­га­е­мым сценарием.

Реак­ция ауди­то­рии при пер­вич­ной оцен­ке субъ­ек­та фор­ми­ру­ет­ся на осно­ве соот­вет­ствия изоб­ра­же­ния кон­тек­сту ком­му­ни­ка­ции, а так­же на осно­ва­нии кри­те­рия пред­по­ла­га­е­мой искренности.

Про­ве­ден­ный экс­пе­ри­мент при­во­дит нас к выво­ду: несмот­ря на то что адми­ни­стра­ции плат­форм не регла­мен­ти­ру­ют выбор фото­гра­фий в каче­стве ава­та­ра, инту­и­тив­ные пред­став­ле­ния о при­ем­ле­мых визу­аль­ных харак­те­ри­сти­ках ока­зы­ва­ют­ся интер­на­ли­зи­ро­ван­ны­ми для зна­чи­тель­ной доли актив­ных пользователей.

Примечания

(1) Онлайн-прак­ти­ки рос­си­ян: соци­аль­ные сети // ФОМ. 2016.

(2) Смот­реть в про­филь: как рабо­то­да­те­ли про­ве­ря­ют соц­се­ти кан­ди­да­тов // HeadHunter. 2015.

(3) Василь­чен­ко В. Как эффек­тив­но исполь­зо­вать LinkedIn // Сек­рет Фир­мы. 2015. Сент., 25.

(4) Stec C. The Anatomy of the Perfect Profile Photo For Facebook, Twitter, LinkedIn & More [Infographic]. HubSpot. 2015. October, 30.

(5) New Research Study Breaks Down “The Perfect Profile Photo”. Profiled by PhotoFeeler. 2014. May, 13.

(6) Danish School of Media and Journalism. Global Campus Network.

(7) International / About // Danmarks Medieog Journalisthøjskole.

(8) Фото­гра­фии были взя­ты из аль­бо­мов поль­зо­ва­те­лей в соци­аль­ных сетях, кото­рые нахо­дят­ся в общем досту­пе. При под­бо­ре оце­ни­ва­е­мых инди­ви­дов мы стре­ми­лись соблю­сти воз­раст­ное и наци­о­наль­ное раз­но­об­ра­зие; основ­ные фак­то­ры при выбо­ре четы­рех фото каж­до­го чело­ве­ка − их визу­аль­ное раз­но­об­ра­зие и высо­кое каче­ство изображения.

Библиография

  1. Аге­е­ва Г.М. Меди­а­ти­за­ция памя­ти: мему­ар­ные сви­де­тель­ства в бло­гах и соци­аль­ных сетях // Вестн. Томск. ун-та. 2012. № 363. С. 68−74.
  2. Анто­но­ва Ю.А., Деми­на С.А. Ава­тар как эле­мент само­пре­зен­та­ции в соци­аль­ной сети // Линг­во­куль­ту­ро­ло­гия. 2010. № 4. С. 15−20.
  3. Балу­ев Д.Г. Поли­ти­че­ская роль соци­аль­ных медиа как поле науч­но­го иссле­до­ва­ния // Обра­зо­ва­тель­ные тех­но­ло­гии и обще­ство. 2013. № 2. С. 604−616.
  4. Вебер К.С., Пиме­но­ва А.А. Срав­ни­тель­ный ана­лиз соци­аль­ных сетей // Вестн. Там- бовск. ун-та. Сер.: Есте­ствен­ные и тех­ни­че­ские нау­ки. 2014. № 2. С. 634−636.
  5. Вой­скун­ский А.Е. Соци­аль­ная пер­цеп­ция в соци­аль­ных сетях // Вестн. Моск. ун-та.
    Сер. 14: Пси­хо­ло­гия. 2014. № 2. С. 90−104.
  6. Вой­скун­ский А.Е., Евдо­ки­мен­ко А.С., Феду­ни­на Н.Ю. Аль­тер­на­тив­ная иден­тич­ность в соци­аль­ных сетях // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Пси­хо­ло­гия. 2013. № 1. С. 66−83.
  7. Ворон­кин А.С. Соци­аль­ные сети: эво­лю­ция, струк­ту­ра, ана­лиз // Обра­зо­ва­тель­ные тех­но­ло­гии и обще­ство. 2014. № 1. С. 650−675.
  8. Ганю­шин А.А. Пер­спек­ти­вы раз­ви­тия визу­аль­ной ком­му­ни­ка­ции сред­ства­ми циф­ро­вой фото­гра­фии // Зна­ние. Пони­ма­ние. Уме­ние. 2014. № 1. С. 301−305.
  9. Зай­це­ва Ю.Е. Образ само­пре­зен­та­ции (ава­та­ра) как фак­тор фор­ми­ро­ва­ния пер­вич­но­го доверия/недоверия субъ­ек­ту интер­нет-ком­му­ни­ка­ции // Вестн. СПб­ГУ. Сер. 12. Социо­ло­гия. 2012. № 1. С. 134−143.
  10. Игнат­ки­на В.В. Соци­аль­ные сети в совре­мен­ном рекру­тин­ге // Медиа­скоп. 2012. Вып. 2.
  11. Мак­си­мов А.А., Голу­бе­ва Н.М. Вли­я­ние соци­аль­ных сетей на совре­мен­но­го под­рост­ка // Нау­ка и совре­мен­ность. 2014. № 28. С. 105−109.
  12. Мату­се­вич А.А. Акту­аль­ная лек­си­ка соци­аль­ных сетей как отра­же­ние раз­ви­тия интер­нет-тех­но­ло­гий // Вестн. ВятГ­ГУ. 2015. № 7. С. 74−79.
  13. Мило­ва Е.А. Вли­я­ние соци­аль­ных сетей на пси­хо­ло­гию лич­но­сти // Интер­экс­по Гео-Сибирь. 2012. № 6. С. 81−83.
  14. Муро­нец О.В. Кон­тент соци­аль­ных сетей: тен­ден­ции и зако­но­мер­но­сти // Медиа- скоп. 2015. Вып. 3.
  15. Орех Е.А., Сер­ге­е­ва О.В. Циф­ро­вое лицо и циф­ро­вое тело: новые явле­ния в визу­аль­ном кон­тен­те соци­аль­ных сетей // Вестн. СПб­ГУ. Сер. 12. Социо­ло­гия. 2015. № 2. С. 137−145.
  16. Погон­це­ва Д.В. Пре­зен­та­ция в соци­аль­ной сети как созда­ние вир­ту­аль­ной тату­и­ров­ки // Фило­соф­ские про­бле­мы инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий и кибер­про­странст- ва. 2013. № 1. С. 92−98.
  17. Погон­це­ва Д.В. Само­пре­зен­та­ция в кибер­про­стран­стве // Фило­соф­ские про­бле­мы инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий и кибер­про­стран­ства. 2012. № 2 (4). С. 66−72.
  18. Селе­зе­нев Р.С., Скри­пак Е.И. Соци­аль­ные сети как фено­мен инфор­ма­ци­он­но­го обще­ства и спе­ци­фи­ка соци­аль­ных свя­зей в их сре­де // Вестн. Кем­ГУ. 2013. № 2 (54). С. 125−131.
  19. Сидо­ро­ва И.Г. Спо­со­бы пози­ци­о­ни­ро­ва­ния интер­нет-лич­но­сти в соци­аль­ной сети // Изв. ВГПУ. 2013. № 9 (84). С. 29−33.
  20. Тихо­нов О.В. Соци­аль­ные сети как про­стран­ство само­пре­зен­та­ции инди­ви­да //
    Вестн. Казанск. тех­но­ло­ги­ческ. ун-та. 2012. № 22. С. 196−198.
  21. Тур­кин Д.В. Соци­аль­ная ком­му­ни­ка­ция в Сети Интер­нет // Вестн. Чел­ГУ. 2008. № 33. С. 58−62.
  22. Устин­ки­на К.Г. Вир­ту­аль­ные соци­аль­ные сети как объ­ект изу­че­ния // Социо­ло­гия нау­ки и тех­но­ло­гий. 2016. № 1. С. 194−200.
  23. Ушкин С.Г. Визу­аль­ные обра­зы поль­зо­ва­те­лей соци­аль­ной сети «ВКон­так­те» // Мони­то­ринг. 2012. № 5 (111). С. 159−169.
  24. Чере­ми­со­ва И.В. Кон­тент-ана­лиз стра­ниц актив­ных поль­зо­ва­те­лей соци­аль­ной сети «ВКон­так­те» // Вестн. Вол­ГУ. Сер. 11. Есте­ствен­ные нау­ки. 2016. № 2 (16). С. 74−80.
  25. Шапо­ва­лен­ко А.А. Актив­ность поль­зо­ва­те­ля соци­аль­ной сети (на при­ме­ре vk.com) и осо­бен­но­сти лич­ност­но­го само­опре­де­ле­ния в юно­сти // Педа­го­ги­че­ское обра­зо­ва­ние в Рос­сии. 2013. № 4. С. 133−138.
  26. Шили­на М.Г. Интер­нет-гипер­текст обще­ствен­ных свя­зей: харак­те­ри­сти­ки, осо- бен­но­сти, тен­ден­ции раз­ви­тия // Медиа­скоп.
    2010. Вып. 2.
  27. Щебе­тен­ко С.А. Боль­шая пятер­ка черт лич­но­сти и актив­ность поль­зо­ва­те­лей в соци­аль­ной сети «ВКон­так­те» // Вестн. ЮУр­ГУ. Сер. Пси­хо­ло­гия. 2013. № 4. С. 73−83.
  28. Щеко­ту­ров А.В. Ген­дер­ные само­ре­пре­зен­та­ции под­рост­ков на стра­ни­цах соци­аль­ной сети «ВКон­так­те» // Мони­то­ринг. 2012. № 4 (110). С. 80−88.
  29. Щепи­ло­ва Г.Г. Пове­де­ние поль­зо­ва­те­лей Facebook: иссле­до­ва­тель­ский про­ект // Медиа­скоп. 2010. Вып. 4.
  30. Daniels E. (2016) The Price of Sexy: Viewers’ Perceptions of a Sexualized Versus NonSexualized Facebook Profile Photo. Psychology of Popular Media Culture 5(1), Jan: 2−14.
  31. Fong K., Mar R.A. (2015) What Does My Avatar Say About Me? Inferring Personality From Avatars. Personality and Social Psychology Bulletin, February 41: 237−249 (first published on January 9, 2015).
  32. Graham M., De Sabbata S. (2016) Internet Population and Penetration. Information Geographies at the Oxford Internet Institute.
  33. Liu L., Preoţiuc-Pietro D., Samani Z. R., Moghaddam M. E., Ungar L. (2016) Analyzing Personality through Social Media Profile Picture Choice. In: Tenth International AAAI Conference on Web and Social Media, pp. 211−220.
  34. Shmelyov A.G., Pokhilko V.I. (1993) A taxonomy-oriented study of Russian personalitytrait names. European Journal of Personality 7: 1−17.
  35. Vernon R. J. W., Sutherland C. A. M., Young A. W., Hartley T. (2014) Modeling First Impressions From Highly Variable Facial Images. PNAS 111 (32), Aug.: E3353–E3361.

Источ­ник: Медиа­Аль­ма­нах №3 [80], 2017. С. 21-29

Об авторе

Зыря­нов Бог­дан Вла­ди­ми­ро­вич — пре­по­да­ва­тель-иссле­до­ва­тель факуль­те­та жур­на­ли­сти­ки МГУ име­ни М. В. Ломо­но­со­ва (кафед­ра рекла­мы и свя­зей с обще­ствен­но­стью), участ­ник про­грам­мы Erasmus+ по спе­ци­аль­но­сти «кор­по­ра­тив­ные ком­му­ни­ка­ции» в Дат­ской шко­ле медиа и жур­на­ли­сти­ки (Копен­га­ген).

Смот­ри­те также:

  • Белин­ская Е.П., Гаври­чен­ко О.В. Само­пре­зен­та­ция в вир­ту­аль­ном про­стран­стве: фено­ме­но­ло­гия и закономерности
  • Вязи­ги­на С.Ю. Ава­тар как смыс­ло­вой эле­мент само­пре­зен­та­ции в интернет-блогах
  • Дят­ло­ва Е.В, Михи­на М.В. Визу­аль­ные обра­зы поль­зо­ва­те­лей сети Интер­нет: от фото­гра­фии до аватара
  • Ефре­мо­ва О.И. Диа­гно­сти­ка рис­ка раз­ви­тия сел­фи-аддик­ции у под­рост­ков и юношества

исследование самопрезентация социальные сети

Пастернак Борис Леонидович — биография писателя, личная жизнь, фото, портреты, книги

В детстве он мечтал стать композитором, сочинял и импровизировал на фортепиано. В юности хотел быть философом, брал уроки у немецкого неокантиста Германа Когена. Но судьба распорядилась иначе: Борис Пастернак стал писателем, и именно литература принесла ему в 1958 году Нобелевскую премию.

Первые литературные опыты

Валерий Авдеев. Портрет Бориса Пастернака. 1942—1943. Чистопольский мемориальный музей Бориса Пастернака, Чистополь, Республика Татарстан

Леонид Пастернак. Борис Пастернак, пишущий письмо (фрагмент). 1919. Современная галерея Тейт, Лондон, Великобритания

Леонид Пастернак. Портрет Бориса Пастернака на фоне Балтийского моря (фрагмент). 1910. Чистопольский мемориальный музей Бориса Пастернака, Чистополь, Республика Татарстан

Борис Пастернак родился в Москве, в семье художника Леонида Пастернака и пианистки Розалии Кауфман. Рос будущий писатель в творческом окружении: в гостях у Пастернаков бывали Лев Толстой, Василий Поленов, Исаак Левитан, Сергей Рахманинов, Александр Скрябин. Под влиянием Скрябина будущий писатель увлекся музыкой — занимался по программе консерваторских курсов и даже написал две сонаты для фортепиано.

Учеба в гимназии давалась легко, Пастернак окончил ее с золотой медалью. А вот с будущей профессией долго определиться не мог: сначала поступил на юридическое отделение историко-филологического факультета Московского университета, затем перевёлся на философское. В 1912 году он учился в Марбурге в Германии на летних курсах у философа, профессора Германа Когена, но вскоре вместе с родными уехал в Венецию. После итальянских каникул Пастернак поселился в Москве, окончил университет, но диплом не забрал: документ так и остался в архиве на Воробьёвых горах.

В это время Пастернак пробовал писать стихи. Его привлекали разные литературные объединения. Поэт участвовал во встречах московского издательства символистов «Мусагет», был членом футуристской литературной группы «Центрифуга». В 1913 году Пастернак опубликовал свое первое стихотворение в сборнике группы поэтов «Лирика», а уже в конце этого же года выпустил собственную книгу стихотворений «Близнец в тучах». Через три года вышел и второй сборник Пастернака — «Поверх барьеров».

Я — уст безвестных разговор,
Как слух, подхвачен городами;
Ко мне, что к стертой анаграмме,
Подносит утро луч в упор.

В начале 20-х годов Борис Пастернак познакомился с Маяковским в литературном объединении «ЛЕФ», поддерживал эпистолярную дружбу с Мариной Цветаевой и другими деятелями искусств в эмиграции.

Переводы и общественная деятельность Пастернака

Борис Пастернак. 1926 год. Фотография: Моисей Наппельбаум / Архив Марины Стич / russiainphoto.ru

Борис Пастернак (слева) и театральный режиссер Всеволод Мейерхольд. Москва, 1936 год. Фотография: Виктор Руйкович / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Борис Пастернак. 1928 год. Фотография: Борис Игнатович / Мультимедиа Арт Музей, Москва

В 1922 году Пастернак женился на художнице Евгении Лурье, а через год у них родился сын Евгений. Чтобы содержать семью, Пастернак взялся за переводы. Он перевёл многие произведения Поля Верлена, Джона Китса, Райнера Марии Рильке и других европейский поэтов. Пастернак умел точно передать посыл, сохранить ритм и объем оригинального произведения.

Он создавал и собственные произведения: вышел сборник «Темы и вариации», появился цикл «Высокая болезнь» и роман в стихах «Спекторский». В конце 1920-х годов Пастернак дописал «Охранную грамоту» –– автобиографические заметки о юности и первой любви, путешествиях по Европе и встречах с известными современниками. С Евгенией Лурье отношения не заладились: она хотела уделять больше внимания своему творчеству. Позже их сын Евгений писал: «Обостренная впечатлительность была равно свойственна им обоим, и это мешало спокойно переносить неизбежные тяготы семейного быта». Брак распался.

В 1931 году Пастернак посетил Грузию, познакомился с местными поэтами и к переводам добавилась и грузинская поэзия. Под впечатлением от поездки он написал цикл собственных стихотворений «Волны».

Вскоре Пастернак женился второй раз –– на Зинаиде Нейгауз. На это время пришелся период официального признания поэта: сборник его стихотворений переиздавали несколько раз, Пастернак участвовал в работе Союза писателей, а в 1934 году выступил с речью на его первом съезде. Тогда же Николай Бухарин предложил назвать Пастернака лучшим поэтом Советского Союза.

В 1935 году Борис Пастернак вместе с Ильей Эренбургом и Исааком Бабелем представил Союз писателей на Международном конгрессе писателей в защиту культуры. В этом же году поэт заступился за арестованных мужа и сына Ахматовой, написал письмо Сталину. После их освобождения выслал главе государства книгу переводов «Грузинские лирики». Но к концу 30-х годов отношение коллег к Пастернаку ухудшилось: он писал о природе и чувствах, а от него ждали гражданской лирики, воспевающей советский строй.

С началом войны Союз писателей с семьями эвакуировали в Чистополь под Казанью. Зинаида Нейгауз вывезла в эвакуацию рукописи и письма Пастернака. В 1943 году Борис Пастернак с коллегами посетил подразделения советской армии, освободившей Орёл. Под впечатлением от поездки он написал стихотворения «Преследование», «Смерть сапёра», «Разведчики», очерки «Поездка в армию» и «Освобождённый город».

«Доктор Живаго» и Нобелевская премия

Борис Пастернак с телеграммой о вручении Нобелевской премии. Переделкино, 1958 год. Фотография: Макс Френкель / Собрание семьи Пастернаков / russiainphoto. ru

Слева направо: Зинаида Пастернак, Борис Пастернак, Леонид Пастернак на террасе дома Бориса Пастернака. Переделкино, 1948 год. Фотография: Станислав Нейгауз / Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург

Переводчица и писательница Ольга Ивинская. Москва, 1991 год. Фотография: Эдуард Гладков / Мультимедиа Арт Музей, Москва

В 1946 году Пастернак начал писать роман «Доктор Живаго». Основным прообразом главной героини стала его новая любовь — Ольга Ивинская.

«Борис Леонидович мне часто говорил, что не нужны полные биографические совпадения героев с их прототипами. Пусть это будут собирательные образы, пусть у Тони будут черты и мои, и Зинаиды Николаевны, так же как те и другие (и ещё чьи-то третьи) будут у Лары»

Пастернак писал роман по частям, причем каждую часть он читал на встречах друзей, рассказывал о планах и задумках. Ольга Ивинская, работавшая тогда в одном из отделов журнала «Нового мира», передавала рукописи машинистке Марине Баранович, и та отпечатывала несколько экземпляров. Пастернак тут же раздавал их всем знакомым, а Ивинской говорил: «Ты не жалей, широко давай читать, кто бы ни попросил, мне очень важно — что будут говорить».

После выхода первых глав Ольгу Ивинскую арестовали, пытали, требовали рассказать, о чем будет роман, станет ли он оппозиционным. Ее осудили и отправили в лагеря, где она пробыла 4 года.

В 1955 году Пастернак закончил роман. Однако советские редакции не спешили его печатать. О романе узнал крупный итальянский издатель Джанджакомо Фельтринелли и предложил выпустить произведение. Пастернак согласился и передал экземпляр романа.

Ольга Ивинская просила Фельтринелли опубликовать роман после того, как его напечатает Литиздат. Но советское издательство от романа отказалось, и «Доктор Живаго» вышел в Италии.

Творчество Пастернака, несмотря на гонения внутри страны, высоко ценили за рубежом. В 1958 году на премию Нобеля Пастернака выдвинул лауреат по литературе, французский писатель Альбер Камю. 23 октября 1958 года Шведский комитет присудил Пастернаку звание Нобелевского лауреата и премию с формулировкой «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и в области великой русской прозы».

В этом же году «Доктор Живаго» был нелегально переиздан в Нидерландах на русском языке. Значительную часть этого тиража распространили в 1959 году на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Вене.

Травля Пастернака и посмертная реабилитация

Борис Пастернак пишет благодарственное письмо в Нобелевский комитет. 1958 год. Фотография: Макс Френкель / Собрание семьи Пастернаков / russiainphoto.ru

Поэтесса Анна Ахматова и Борис Пастернак на вечере в Политехническом музее. Москва, 1946 год. Фотография: В. Славинский / Собрание семьи Пастернаков / russiainphoto.ru

Борис Пастернак. Московская область, 1957–1959 годы. Фотография: Ал Лесс / Собрание семьи Пастернаков / russiainphoto.ru

Хотя Пастернака впервые номинировали на Нобелевскую премию еще в 1946 году, в Советском Союзе все равно считали, что награду ему вручили именно из-за «антисоветского» романа. Президиум ЦК КПСС принял постановление «О клеветническом романе Б. Пастернака», а в газете «Правда» появился фельетон, в котором «Доктора Живаго» назвали «литературным сорняком».

Признать, что присуждение Нобелевской премии роману Пастернака, в котором клеветнически изображается Октябрьская социалистическая революция, советский народ, совершивший эту революцию, и строительство социализма в СССР, является враждебным по отношению к нашей стране актом и орудием международной реакции, направленным на разжигание холодной войны.

Пастернака исключили из Союза писателей. По всей стране на заводах и в колхозах, в вузах и учреждениях культуры проходили собрания. Участники выступали против писателя-«предателя» и его творчества. Роман осуждали даже те, кто его не читал.

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу хода нет.

Постоянные выпады и обвинения со стороны бывших коллег, выступления в прессе и давление на Ивинскую принесли свои результаты. Пастернак телеграфировал в Нобелевский комитет: «В силу того значения, которое получила присужденная мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от нее отказаться, не примите за оскорбление мой добровольный отказ».

«Приехав вечером в Переделкино, я не узнал отца. Серое, без кровинки лицо, измученные, несчастные глаза, и на все рассказы — одно: «Теперь это все не важно, я отказался от премии».

Но отношение к Пастернаку это все равно не изменило. Московские писатели выступали за высылку писателя из страны. Не присоединились только молодые поэты Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко и Белла Ахмадулина. Обращаясь к Союзу писателей, Борис Пастернак говорил: «Я не ожидаю от вас справедливости. Вы можете меня расстрелять, выслать, сделать все, что вам угодно. Я вас заранее прощаю. Но не торопитесь. Это не прибавит вам ни счастья, ни славы. И помните, все равно через несколько лет вам придется меня реабилитировать. В вашей практике это не в первый раз».

Борис Пастернак. Московская область, 1958 год. Фотография из собрания семьи Пастернаков / russiainphoto.ru

Дача Бориса Пастернака. Переделкино, 1960 год. Фотография из архива Марины Стич / russiainphoto.ru

Борис Пастернак. 1958 год. Фотография из собрания семьи Пастернаков / russiainphoto.ru

Пастернаку запретили иностранные переписки, встречи с зарубежными гостями и выезд за границу.

«Две недели я пробовал это соблюдать. Но это лишение уничтожает все, ничего не оставляя. Подобное воздержание искажает все составные элементы существования, воздух, землю, солнце, человеческие отношения. Мне сознательно стало ненавистно все, что бессознательно и по привычке я до сих пор любил»

От депортации Пастернака спас телефонный звонок Хрущёву от премьер-министра Индии Джавахарлала Неру и подготовленное спецслужбами «покаянное письмо», которое поэт был вынужден подписать. Его опубликовали в газете «Правда» в ноябре 1958 года. В нем были такие строки: «У меня никогда не было намерений принести вред своему государству и своему народу. Редакция «Нового мира» предупредила меня о том, что роман может быть понят читателями как произведение, направленное против Октябрьской революции и основ советского строя. Я этого не осознавал, о чем сейчас сожалею».

Через 2 года поэта не стало.

В 1987 году Борис Пастернак был реабилитирован и его посмертно вернули в Союз писателей СССР. Через год журнал «Новый мир» опубликовал роман «Доктор Живаго», а Шведская академия признала недействительным вынужденный отказ от награды, и в 1989 году на официальной церемонии Нобелевский диплом и медаль Бориса Пастернака передали его старшему сыну Евгению.

Letter B Photo — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает более старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 167 релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Учить больше. )

83.

854 Letter B Стоковые фото, картинки и изображения

Vintage set. каллиграфические заглавные буквы с завитками для монограмм, эмблем и логотипов. красивый филигранный шрифт. находится на концептуальном крыле или волнах. стиль бароккоPREMIUM

Bm b m дизайн логотипа. монограмма заглавная буква бм на черном фоне. логотип бм. логотип значок бм. шаблон логотипа мб. значок буквы алфавита mb. значок мб. Дизайн букв мб на черном фоне. ПРЕМИУМ

Золотой цветочный алфавит — буквы a, b, c, d с композицией из зеленых ботанических ветвей. уникальная коллекция для свадьбы предлагает украшение и множество других концептуальных идей. креативный буквенный знак, подходящий для фирменного стиля компании, путешествия, стартапа, логистики, бизнес-диаграммы или шаблона логотипа графикаPREMIUM

Набор цветочных алфавитов — буквы a, b, c, d, с композицией букета цветов. уникальная коллекция для свадьбы предлагает украшение и многие другие концептуальные идеи. ПРЕМИУМ

Красочный векторный набор ретро-алфавитов. ПРЕМИУМ

Набор векторных шаблонов графического логотипа, логотип с буквой птицы, начальная буква p b, концепция логотипа, волновые векторные иллюстрации. ПРЕМИУМ

Текст сладкого сока, редактируемый эффект шрифтаPREMIUM

Вид спереди деревянных блоков a b c на белом фоне с отражениемPREMIUM

Алфавитная буква а-яблоко упражнение с мультяшной лексикой иллюстрации, векторПРЕМИУМ

Векторный набор винтажной цветочной монограммы буквы б. элемент каллиграфии валентина процветать. нарисованный вручную знак сердца для оформления страницы и иллюстрации дизайна. люблю свадебную открытку для приглашения. PREMIUM

Детская буква abc из дерева деревянные образовательные строительные блоки vectorPREMIUM

Фирменный стиль письмо b бизнес иконки. вектор медицины и шоппинга, экологии и банковского дела, путешествий и отдыха. спорт и акции, финансы и развлечения, мода и красота, еда в изоляцииPREMIUM

Логотип состоит из 4 изогнутых запятых, которые поворачиваются, образуя букву. 3dPREMIUM

Буква б. алфавит в виде полок с книгами, изолированными на белом. 3d иллюстрацияPREMIUM

Современная абстрактная монограмма, буква b, вдохновение для дизайна логотипаPREMIUM

Алфавит в наборе «a,b.c,d». дорога с бело-желтой разметкой на белом фоне. PREMIUM

Красная блестящая металлическая буква b в верхнем регистре на белом фоне. 3D визуализация иллюстрации.ПРЕМИУМ

Цветочный алфавит — набор букв a, b, c, d темно-синего цвета с композицией букета цветов. уникальная коллекция свадебных украшений и множество других концептуальных идей. PREMIUM

Учебный материал для детей. рабочий лист для изучения алфавита. буква b.PREMIUM

B logo.b дизайн буквы векторная иллюстрация современная иконка монограммы.PREMIUM

Минималистская абстрактная буквица db logo. этот логотип творчески сочетается с абстрактной буквой. Он подойдет для того, какая компания или торговая марка начинают эти начальные. ПРЕМИУМ

Векторная иллюстрация золотой и серебряной монограммы пшеницы. Начальный логотип br с креативным векторным шаблоном современной бизнес-типографии. креативная абстрактная буква br дизайн логотипаPREMIUM

Огненный логотип, который сформировал букву bPREMIUM

Изучение алфавита карт. буква б. набор милых мультяшных иллюстраций. страница раскраски.PREMIUM

Буква b дизайн иконки логотипа линии — векторная иллюстрацияPREMIUM

Королевские буквы с короной, венком и змеей, именная монограмма. элегантный дизайн инициалов брендаPREMIUM

Набор цветочных заглавных букв. винтажные логотипы. филигранные монограммы. красивая коллекция. английский алфавит. простые нарисованные эмблемы. изящный стиль. дизайн каллиграфических знаков различия. векторная иллюстрацияПРЕМИУМ

Золотая блестящая буква b. блестящая сверкающая золотая заглавная буква. 3D-рендерингPREMIUM

Значок начальной буквы b. эффект линии неонового света. знак символа линейной типографии. крупная первая буква шрифта. светящийся элемент неонового света. буква b светится 3d линией. кирпичная стена баннер. векторPREMIUM

Ледяные буквы со снегом наверху, векторный шрифтPREMIUM

Одна буква алфавита пламени пламениPREMIUM

Красная буква b внутри открытой подарочной коробки 3d-рендеринг иллюстрации на белом фонеPREMIUM

Заглавная латинская буква b в низкополигональном стиле зеленого и золотого цвета на белом фоне. 3D-рендерингPREMIUM

Горный логотип, образующий букву bPREMIUM

Векторные иконки результатов школьных классов. буквы и плюсы в красном кругеPREMIUM

Буква b из фасоли в шоколаде шоколадные конфеты алфавит (буква b) 3d иллюстрацияPREMIUM

Плоды финиковой пальмы в форме буквы b, 3d иллюстрация, подходит для поста, рамадана, ислама и ифтара темы и типографика использование.ПРЕМИУМ

Начальная буква b роскошная красота расцветает орнаментом с шаблоном логотипа короны. PREMIUM

Индикатор трубки Nixie. буквы а и б на черном фоне. 3d illustrationPREMIUM

Буква b векторный логотип шаблон, красочный логотип буква b, недвижимость, строительство логотипа дизайн шаблона векторная iconPREMIUM

Пластиковые бусины алфавит, изолированные на беломPREMIUM

Английский алфавит с мультяшными милыми детскими иллюстрациями. учебный материал для детей. буква б. иллюстрации пчела, грядка, бобр, сарай, брокколи, мячик.ПРЕМИУМ

Таблетки витамина В на цветном деревянном фоне. ПРЕМИУМ

Слово о гепатите, написанное на деревянном блоке. медицинская концепцияPREMIUM

Векторный шаблон логотипа пчелы. креативный сценарий буква eb дизайн логотипаPREMIUM

буква B шаблон векторной иллюстрацииPREMIUM

буква B логотип в классическом трехмерном стиле. идеально подходит для создания классической студенческой или спортивной печати, ретро-дизайна, вышивки одежды, уникальной упаковки, винтажного заголовка, роскошной айдентики. ПРЕМИУМ

Буква b в виде книжной полки с книгами и учебниками. образовательный и обучающий концептуальный шрифт и алфавит. 3d illustrationPREMIUM

Креативный современный элегантный модный уникальный художественный логотип с начальной буквой cb, векторный логотип cb, дизайн логотипа cb с круглой формой, логотип буквы c и b, дизайн логотипа буквы c & b с алфавитом, PREMIUM

Буква a b c d из фасоли в шоколаде шоколадные конфеты буква алфавита 3d иллюстрацияPREMIUM

Объемный логотип буквы B с рисунком флага гордости lgbtq. векторная иллюстрация идеально подходит для вашей радужной идентичности, баннера, плакатов для геев и лесбиянок, дизайна и т. д. PREMIUM

Термин из деревянных букв на грифельной доскеPREMIUM

Буква b в верхнем и нижнем регистре милые дети красочные азбука след практикующий лист для детей, изучающих английский словарный запас и макет почерка в векторной иллюстрации а4. ПРЕМИУМ

Буква b из фасоли в шоколаде, шоколадные конфеты, алфавит (буква b) 3d illustrationPREMIUM

Буква b красота женское лицо дизайн логотипа векторPREMIUM

Алфавитные блоки игрушки детские иконки векторный дизайн иллюстрацииPREMIUM

Полки в форме буквы bPREMIUM

Три полосы кривые логотип векторPREMIUM

Bw современная начальная буква дизайн логотипа векторный пакет. это будет подходящим для того, какая компания или торговая марка начинают те начальные. это будет подходящим для какой компании или торговой марки начать эти начальные.ПРЕМИУМ

B письмо шаблон логотипа векторная иллюстрацияPREMIUM

Набор букв a, b выполнен из реалистичного 3d рендеринга синего цвета. коллекция алфавита в стиле low polly, выделенного на белом фоне 3dPREMIUM

Тройной затухающий неоновый шрифт. буква bPREMIUM

Набор векторных иллюстраций из золотой монограммы, буква b на черном фоне с эффектом золотого блескаPREMIUM

Мультяшная иллюстрация набора заглавных букв алфавита с забавными персонажами для обучения детей чтению и письмуPREMIUM

Набор элементов шаблона дизайна логотипа коллекция векторных букв b logoPREMIUM

Детский учебный материал. рабочий лист для изучения алфавита. буква б. black and white.PREMIUM

Начальная буква монограммы j b векторный шаблон дизайна логотипа. jb letter logo designPREMIUM

Биткойн-знак в виде черной буквы b на фоне желтого круга, художественная роспись, сгенерированная нейронной сетьюPREMIUM

Три жирафа изучают алфавит, держат буквы abc portaitsPREMIUM

B письмо шаблон логотипа векторная иллюстрацияPREMIUM

Bw современная начальная буква дизайн логотипа векторный пакет. он подойдет для названия компании или торговой марки, которые начинаются с этих начальных букв. PREMIUM

Начальная буква b с логотипом swoosh красного и черного цветов. шрифт кофейного алфавита. 3d иллюстрацияPREMIUM

Полный английский строчный алфавит — коллаж высокого разрешения из 26 изолированных клише для высокой печати из старинного дерева, окрашенных цветными черниламиPREMIUM

Набор букв a, b, c и d. алфавит на каменных блоках. изолированные на белом фоне. элемент дизайна образованияPREMIUM

Двойная монограмма b. б и б скрещенные буквы, переплетенные буквы инициалы.ПРЕМИУМ

Набор стильных заглавных букв. винтажные логотипы. филигранные монограммы. красивая коллекция. английский алфавит. простые нарисованные эмблемы. изящный стиль. дизайн каллиграфических знаков различия. векторная иллюстрацияPREMIUM

Первоначальный логотип nb название компании окрашены в оранжевый и зеленый дизайн галочка, изолированные на темном фоне. векторный логотип для бизнеса и фирменного стиля.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *