Владимир Нескромный, чёрно-белая фотография, Sony

Мир полон парадоксов. В пленочную эпоху советские фотолюбители снимали, в основном, только черно-белые фотографии. Цветная фотография была дорогой и трудоемкой. С приходом минилабов в 1990-х годах, пленочных компактов и отпечатков 10х15 см ситуация изменилась. Люди распробовали цвет, и черно-белая фотография начала сдавать позиции. Хотя профессионалы продолжали настойчиво практиковать черно-белую фотографию. Однако с приходом цифровых технологий основной удар пришелся именно по черно-белой пленке. Цветная с трудом, но все-таки выдержала напор новой эпохи. Со временем ситуация стала меняться, особенно среди продвинутых фотолюбителей. Черно-белая фотография стала набирать популярность. В чем причина?

Автор: Владимир Нескромный

Сергей Гаврилов. «Сентябрьский вечер на острове Кижи». Республика Карелия, 2015. 

Камера ILCE-7RM2, SEL-28F20

Палочка-выручалочка

Черно-белая фотография стала универсальным средством, чтобы поправить ошибки в цветном изображении. Вдруг в кадре оказалось несколько источников освещения с разной цветовой температурой, или сочетание цветов создает неприятный эффект. Если программные средства не помогают, выход один — перевести в ч/б. И так поступают многие.

О неоспоримой художественности

В представлении многих людей черно-белая фотография обладает выставочной ценностью. То есть сразу, не вникая в детали. Не будем уточнять почему, лишь обозначим этот факт. По этой причине простой перевод цветного изображения в черно-белое сразу придает фотографии «художественность». Любое черно-белое изображение зритель воспринимает как выставочную работу. У нее неожиданно появляется драматизм, философичность, второе и даже третье прочтение… В результате дать объективную оценку бывает сложно. Сколько раз я слышал рассуждения: «Это фотография что-то не впечатляет. А давайте ее переведем в ч/б. Смотрите, совсем по другому выглядит!».

Немного теории

На самом деле, не каждая цветная фотография может быть черно-белой. Если отбросить «всю философию и драматизм», то черно-белую фотографию можно в целом описать как контрастную, графичную, в ней больше делается акцент на свет. В свою очередь, обесцвеченный цвет начинает работать в соответствии с представлениями зрителя, то есть каждый человек обнаруживает в черно-белой фотографии «свои цвета» и, соответственно, «свои эмоции». Наверное, по этой причине появляется глубина, другие прочтения, философичность и драматизм. Тем не менее цветная фотография такая же глубокая и драматичная, просто с цветом гораздо сложнее работать. Цвет нужно увидеть вокруг себя, в то время как для получения черно-белой фотографии можно просто обесцветить цветной сюжет.

Сергей Шакуто. «Обратная сторона серфинга». Серфер Андрей Карр, совершив трюк, упал в воду. Бали, Индонезия, 2016. 

Камера ILCE-7R

Профессиональное решение

Вообще фотограф должен изначально понимать, какую фотографию он снимает — цветную или черно-белую. Конечно, в процессе постобработки может прийти озарение, однако это уже рабочие моменты. Например, эту фотографию Влад Шутов сразу решил делать черно-белой. «Вторая половина дня. Серое небо — свет практически мертвый. Я сразу понял, что буду переводить цветное изображение в черно-белое. Именно это пасмурное освещение позволило хорошо выделить ноги, которые контрастируют с белой блузкой и черными волосами. И всю композицию обрамляет серый фон — трава». В цвете изображение было бы вялым, невыразительным. А черно-белое решение обусловливает визуальные эмоции более фактурными. Каждый зритель может дорисовать сюжет в своем цвете. 

Влад Шутов. «Одиночество». Модель Мария. Московская область, 2017. 

Камера ILCE-7RM2, SEL-2470GM

Против течения

Цифровые камеры получают изображение в черно-белом представлении. Чтобы сделать его цветным, перед светочувствительными элементами размещают фильтры. Компании-производители совершенствуют цветопередачу своих камер, разрабатывают новые матрицы и процессоры обработки изображения. Несмотря на это целая армия любителей и профессионалов активно использует многочисленные программные средства для перевода цветного изображения в черно-белое. Не будем давать оценку этому явлению, скажем только о факте. Вспомните выставки, сколько там черно-белых пейзажей! Объяснение просто — все зависит от восприятия фотографа.

Кстати, в ответ на запросы потребителей индустрия сделала адекватный шаг. Как правило, в современной цифровой камере имеется отдельный режим черно-белой съемки. Например, в камере Sony Alpha 7 II можно установить творческий стиль «Черно-белый».

Камера Sony Alpha NEX-C3. Режим «Черно-белое изображение».

Средства преобразования

Программных технологий для конвертации цветного изображения в черно-белое очень много. Фактически это целая область, где можно бесконечно экспериментировать. Мы же только назовем основные программные инструменты на примере Adobe Photoshop. Самый простой режим «Градации серого» (Grayscale). Правда, при его использовании информация о цвете утрачивается, и по этой причине специалисты не рекомендуют данный вариант. Аналогичный результат получается в случае применения инструмента «Обесцвечивание» (Desaturation). И его тоже не рекомендуют. Инструмент «Цветовой тон/Насыщенность» (Hue/Saturation) похож на Desaturate, но выступает в роли корректирующего слоя. Режим «Смешение каналов» (Channel Mixer) позволяет использовать данные по трем цветовым каналам: красный, зеленый и синий.

Информация при этом не теряется, творческие возможности расширяются. Также в Channel Mixer можно имитировать применение цветных фильтров — оранжевого и красного. Получение хороших результатов обеспечивает инструмент «Черно-белое» (Black&White). Он чем-то похож на Channel Mixer, но имеет более тонкие настройки. Режим Calculations позволяет построить градиент на основе указанных черного и белого цветов. Особняком стоит инфракрасная фотография. К сожалению, полноценно имитировать ее чисто программными средствами невозможно. В программе Adobe Photoshop можно сделать установку «Black & White Infrared» в режиме Channel Mixer, однако результаты будут неточными. Перечисление инструментов можно продолжать, вариантов перевода цветного изображения в черно-белое очень много.

Влад Шутов. Без названия. Модель Надежда. Студия, Москва, 2017. 

Камера ILCE-7RM2, объектив SEL-90M28G

Плагины

Чтобы фотографам не тратить время на подбор установок, многие софтверные компании выпускают специальные плагины для перевода цветного изображения в черно-белое. Например, Влад Шутов при работе над этой фотографией применил плагин Color Efex pro с использованием синего фильтра. Именно благодаря этому фильтру, тон кожи модели стал темнее.

* * *

Вопрос цветного или черно-белого изображения в творчестве фотографов, наверное, будет звучать всегда. Какой вариант выбрать, будет определяться их мировосприятием. Однако ни цвет, ни ч/б никогда не дадут окончательного решения. Только мастерство фотографа. Ведь цветовое решение этого всего лишь форма. Содержание определяет человек.

Источник: https://www.sony.ru/alphapro/articles/cherno-belyj-vzglyad-v-cvetnom-mire

Механизм образования изображения черно-белой фотографии — Техника на vc.ru

Все мы прекрасно знаем, что такое фотография. Фотография — технология записи изображения путём регистрации оптический излучений с помощью светочувствительного фотоматериала или полупроводникового преобразования. Но не каждый знает, как происходит этот процесс. В этой статья я расскажу о механизме образования изображения черно-белой фотографии.

Механизм формирования черно-белого изображения в упрощенном, но достаточном для понимания основных процессов фотографии виде можно представить следующим образом.

Галогениды серебра — это кристаллические вещества. Каждый микрокристалл имеет внутреннюю структуру в виде кубической решетки и состоит из чередующихся положительно заряженных ионов серебра и отрицательно заряженных галогенид-ионов.

Как правило, каждый микрокристалл имеет дефекты кристаллической решетки: трещины, сдвиги, микровключения (например, металлическое серебро, сульфид серебра), которые являются основой для образования центров фоточувствительности. Квант света отрывает электрон от галогенид-иона, в результате чего образуются свободный электрон и атом галогена, который выходит на поверхность микрокристалла. Высвобожденный электрон движется внутри кристалла до тех пор, пока не встретит центр чувствительности, где он присоединяется к иону серебра, превращая его в атом серебра. По мере того, как свет воздействует на центр чувствительности, образуется все больше и больше атомов серебра — появляется центр скрытого изображения (или центр проявления).

Когда фотоматериал погружают в специальные растворы проявителя, металлическое серебро в центре скрытого изображения становится катализатором, обеспечивающим реакцию проявляющего вещества с галогенидом серебра. Серебро, образующееся в ходе реакции, в свою очередь, ускоряет этот процесс, и начавшаяся реакция протекает по автокаталитическому закону, т. е. с непрерывно возрастающей скоростью, пока весь микрокристалл не будет восстановлен до металлического серебра.

Эта реакция, называемая химическим проявлением, широко используется при работе с галогенидными фотоматериалами серебра. Если свет не воздействовал на кристалл галогенида серебра, то в нем не формируется центр скрытого изображения и кристалл остается неизменным во время проявления.

Черно-белый негативно-позитивный процесс

Давайте рассмотрим схему формирования черно-белого фотографического изображения в процессе негатив-позитив. Свет, отраженный или излучаемый объектом съемки, проходя через объектив камеры, формирует оптическое изображение в плоскости светочувствительного слоя. Чем выше яркость предметной области, тем больше света будет влиять на соответствующую область оптического изображения и тем больше кристаллов галогенида серебра образует центр скрытого изображения. При проявлении освещенные кристаллы галогенида серебра превращаются в кристаллы металлического серебра, а неосвещенные будут удалены из фотоматериала во время фиксации и промывки. В результате на отрицательной области, соответствующей светлой области объекта, образуется непрозрачное металлическое серебро (почернение), а области, соответствующие темным местам объекта, будут прозрачными. Таким образом, будет получено негативное фотографическое изображение — светлая часть объекта соответствует темной части изображения и наоборот.

При печати реализуется та же схема, только «объект съемки» в данном случае является негативом. В результате получается негативное изображение негатива — позитивное фотографическое изображение (репродукция), в котором яркость распределена таким же образом, как и у объекта съемки.

Черно-белый процесс с апелляцией

В настоящее время для получения цветных и черно-белых перевернутых изображений используются различные схемы. Наиболее распространенными являются фотоматериалы, в которых перевернутое изображение получается с использованием галогенида серебра, оставшегося в слое после формирования негативного изображения.

Поскольку, когда часть галогенида серебра проявляется в каждом участке фотографического материала, он превращается в металлическое серебро в количестве, пропорциональном действию света, количество галогенида серебра, остающегося неизменным, обратно пропорционально действию света. Если металлическое серебро, образовавшееся при первом проявлении, удалить из фотоматериала, а оставшийся галогенид серебра преобразовать в металлическое серебро, то его количество также будет обратно пропорционально действию света. Это означает, что чем интенсивнее воздействие света, тем меньше металлического серебра (вторичного) и, следовательно, тем ниже оптическая плотность. Таким образом, светлая область объекта будет соответствовать светлой области изображения и наоборот, т.е. будет получено положительное изображение (перевернутое).

Описанная схема получения черно-белого перевернутого изображения реализуется следующим образом: экспонирование; первое проявление — формирование негативного изображения; отбеливание — перевод металлического серебра негативного изображения в комплексные соли; подсветка галогенида серебра, оставшегося после первого проявления; второе проявление — восстановление освещенного галогенида серебра до металлического серебра с образованием позитивного изображения; фиксация и окончательная промывка — удаление солей серебра, образовавшихся при отбеливании, и остатков галогенида серебра.

Загрузить изображение для раскрашивания черно-белых фотографий онлайн

Photo Colorizer

или перетащите сюда файл
CTRL+V, чтобы вставить изображение или URL

Нет изображения?

Попробуйте один из следующих вариантов:

Загрузить мобильное приложение