Содержание

Поэты-футуристы — Серебряный век

ФУТУРИЗМ(от лат . futurum — будущее), авангардистское направление в европейском искусстве 1910 — 20-х гг., преимущественно в Италии и России. Стремясь создать «искусство будущего», декларировал (в манифестах и художественной практике итальянского поэта Ф.Т. Маринетти, российских кубофутуристов из «Гилеи», участников «Ассоциации эгофутуристов», «Мезонина поэзии», «Центрифуги») отрицание традиционной культуры (наследия «прошлого»), культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии. Для живописи (в Италии — У. Боччони, Дж. Северини) характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного движения. Для литературы — переплетение документального материала и фантастики, в поэзии (В. В. Хлебников, В. В. Маяковский, А.Е. Крученых, И. Северянин) — языковое экспериментирование («слова на свободе» или «заумь»).(Большой Энциклопедический Словарь)

Одновременно с акмеизмом в 1910–1912 гг. возник футуризм. Как и другие модернистские течения, он был внутренне противоречивым. Наиболее значительная из футуристических группировок, получившая впоследствии название кубофутуризма, объединяла таких поэтов серебряного века, как Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, А. Крученых, В. В. Каменский, В. В. Маяковский, и некоторых других. Разновидностью футуризма был эгофутуризм И. Северянина (И. В. Лотарев, 1887–1941) . В группе футуристов под названием “Центрифуга” начинали свой творческий путь советские поэты Н. Н. Асеев и Б. Л. Пастернак.

Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова. Футуристы отказывались от литературных традиций. В своем манифесте с эпатирующим названием “Пощечина общественному вкусу” , опубликованном в сборнике с тем же названием в 1912 г., они призывали сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с “Парохода Современности”. А. Крученых отстаивал право поэта на создание “заумного” , не имеющего определенного значения языка. В его писаниях русская речь действительно заменялась бессмысленным набором слов. Однако В. Хлебников (1885 – 1922), В. В. Каменский (1884 – 1961) сумели в своей творческой практике осуществить интересные эксперименты в области слова, благотворно сказавшиеся на русской и советской поэзии.

В среде поэтов-футуристов начался творческий путь В. В. Маяковского (1893 – 1930). В печати его первые стихи появились в 1912 г. С самого начала Маяковский выделялся в поэзии футуризма, привнеся в нее свою тему. Он всегда выступал не только против “всяческого старья” , но и за созидание нового в общественной жизни.

В годы, предшествовавшие 1917 году, Маяковский был страстным революционным романтиком, обличителем царства “жирных” , предчувствующим революционную грозу. Пафос отрицания всей системы капиталистических отношений, гуманистическая вера в человека с огромной силой звучали в его поэмах “Облако в штанах”, “Флейта-позвоночник”, “Война и мир”, “Человек”. Тему поэмы “Облако в штанах” , опубликованной в 1915 г. в урезанном цензурой виде, Маяковский впоследствии определил как четыре крика “долой”: “Долой вашу любовь!”, “Долой ваше искусство!”, “Долой ваш строй!”, “Долой вашу религию!” Он был первым из поэтов, кто показал в своих произведениях правду нового общества.

Футуризм в России — это… Что такое Футуризм в России?

Русский футуризм — одно из направлений русского авангарда; термин, используемый для обозначения группы российских поэтов, писателей и художников, перенявших положения манифеста Томмазо Филиппо Маринетти.

Основные черты

  • бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
  • отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее;
  • бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
  • поиски раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;
  • культ техники, индустриальных городов;
  • пафос эпатажа.

История

Возникновение

Родоначальниками русского футуризма считаются «будетляне», члены Санкт-Петербургской группы «Гилея» (Велимир Хлебников, Кручёных Алексей Елисеевич, Маяковский Владимир Владимирович и Бурлюк, Давид Давидович), в декабре 1912 года выпустившие манифест «Пощёчина общественному вкусу». Манифест призывал «бросить Александра Сергеевича Пушкина, Фёдора Михайловича Достоевского, Льва Николаевича Толстого и проч., и проч., с парохода современности» и формулировал 4 права поэтов:

1. На увеличение словаря поэта  в  е г о  о б ъ ё м е  произвольными и производными словами (Слово — новшество).
2. Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовой славы.
4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.

Расцвет

«Гилея» была самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов: существовали также эго-футуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), «Центрифуга» (Москва), группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку. Члены «Гилеи» придерживались доктрины кубофутуризма; в его рамках появилась заумная поэзия, изобретённая Хлебниковым и Кручёных.

Исчезновение

С установлением в России советской власти футуризм постепенно стал исчезать. Некоторые из авторов эмигрировали (например, Игорь Северянин, Илья Зданевич, Александра Экстер), некоторые умерли (Велимир Хлебников, в 1930 — Владимир Маяковский и Александр Богомазов), некоторые отошли от идеалов футуризма и выработали собственный, индивидуальный стиль (Николай Асеев, Борис Пастернак).

Поздние последователи

В конце 1920-х годов попытка возродить футуризм была предпринята объединением ОБЭРИУ.

Футуризм в литературе

Кубофутуризм

К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц.

Эгофутуризм

Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие.

Лидером движения был Игорь Северянин, к эгофутуризму также примыкали Георгий Иванов, Рюрик Ивнев, Вадим Шершеневич и стилистически приближавшийся к кубофутуризму Василиск Гнедов.

«Мезонин поэзии»

Поэтическое объединение, созданное в 1913 году московскими эгофутуристами. В него входили Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев (М. Ковалёв), Л. Зак (псевдонимы — Хрисанф и М.Россиянский), Сергей Третьяков, Константин Большаков, Борис Лавренев и целый ряд других молодых поэтов.

Идейным вдохновителем группы, а также самым энергичным её участником являлся Вадим Шершеневич. «Мезонин поэзии» считался в литературных кругах умеренным крылом футуризма.

Объединение распалось в конце 1913 года. Под маркой «Мезонин поэзии» вышло три альманаха: «Вернисаж», «Пир во время чумы», «Крематорий здравомыслия» и несколько сборников.

«Центрифуга»

Московская футуристическая группа, образовавшаяся в январе 1914 года из левого крыла поэтов, ранее связанных с издательством «Лирика».

Основные участники группы — Сергей Бобров, Николай Асеев, Борис Пастернак.

Основной особенностью в теории и художественной практике участников группы было то, что при построении лирического произведения центр внимания со слова как такового перемещался на интонационно-ритмические и синтаксические структуры. В их творчестве органично соединялось футуристическое экспериментаторство и опоры на традиции.

Книги под маркой «Центрифуга» продолжали выходить до 1922 года.

Другие группы

Футуризм в изобразительном искусстве

Влияние на культуру и оценки

Русский футуризм и цензура

Русский футуризм в сравнении с итальянским

Русский футуризм, в отличие от итальянского, был более литературным направлением, хотя многие из поэтов-футуристов экспериментировали и с изобразительным искусством. С другой стороны, футуризм был источником вдохновения для некоторых авангардных русских художников, таких как Михаил Фёдорович Ларионов, Наталья Сергеевна Гончарова и Казимир Северинович Малевич.

Примером совместной работы поэтов и художников стала футуристская опера «Победа над Солнцем», либретто которой написал Алексей Кручёных, а декорации оформил Казимир Малевич.

С точки зрения идеологии между итальянским и русским футуризмом также существовали различия. Итальянский футуризм воспевал милитаризм, а его лидера Маринетти упрекали в шовинизме и женоненавистничестве Лившиц Б. Полутораглазый стрелец: Стихотворения, переводы, воспоминания.  Позже Маринетти стал сторонником итальянского фашизма. В то же время, в русском футуризме немало антивоенных произведений, в противоположность милитаризму Маринетти (поэма «Война и мир» Маяковского, «Война в мышеловке» Хлебникова).

Примечания

Библиография

Ссылки

См. также

Wikimedia Foundation. 2010.

Урок литературы по теме «Футуризм»

Футуризм (лат. futurum — будущее) — одно из направлений искусства начала XX века. Это авангардистское течение в европейском и русском искусстве, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.

Эстетической предпосылкой футуризма стал символизм. Отталкиваясь от его принципов, футуристы поставили человека в центр мира, воспевали не «тайну», а «пользу», отказываясь от недосказанности, туманности, мистицизма, присущих символизму.

Впервые термин «футуризм» был введён литератором ФилиппоМаринетти, который в парижской газете «Фигаро» 20 февраля 1909 года опубликовал «Манифест о футуризме». Это течение получило распространение во Франции, Англии, Австрии, Польше, Чехословакии, Германии. Правда, русские футуристы отрицали связь с итальянским футуризмом.

Генетически литературный футуризм связан с авангардными художественными группировками 1910-х годов: «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодёжи». В той или иной мере поэты-футуристы совмещали литературную практику с занятиями живописью: художниками были и братья Бурлюки, и А. Кручёных, и В. Маяковский. И наоборот, добившиеся мировой славы как художники К.

Малевич и В. Кандинский участвовали в футуристических альманахах и в качестве «речетворцев». В качестве эстетической программы футуризм выдвигал мечту о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. Потому художник В. Татлин конструирует крылья для человека, а К. Малевич разрабатывает проекты городов-спутников, курсирующих по земной орбите.

В формально-стилевом отношении поэтика футуризма — это поэтика «сдвига», канон «сдвинутой конструкции». Чтобы понять это, следует обратиться к кубофутуристической живописи. Живописные традиции прошлого основывались на той или иной композиционной точке отсчёта. Европейская «прямая перспектива» заканчивается так называемой точкой схода; иной принцип — принцип «обратной перспективы» — использовали создатели византийской иконы, персидской миниатюры, японской гравюры; здесь роль композиционной опоры играет «точка исхода». Художники-кубофутуристы принципиально отказываются от каких-либо «точек»: изображаемый или воображаемый объект может быть представлен одновременно видом сбоку, сзади, сверху и т.

д. Например, итальянский художник Умберто Боччони использует для своих картин понятие «симультанно» (фр. simultaneодновременный / лат. simulв одно и то же время). В нём отразилось желание показать несколько действий, происходящих одновременно. Предметом изображения художников-футуристов становится техника («Рациональный человек» итальянского художника Н. Дулгерофф), они стараются средствами живописи передать движение, скорость («Динамизм велосипедиста» У.Боччони и «Аэроплан над городом» Н.Гончаровой). Примером футуристической живописи являются также картины М.Ф.Ларионова, В.В.Кандинского, К.С.Малевича, а также картины классика кубизма П.Пикассо.

Казимир Малевич придумал название своего стиля: супрематизм (лат. supremus — наивысший). Комбинация разноцветных плоскостей, геометрических фигур: прямоугольников, треугольников, ромбов — создают то ощущение неподвижности, то иллюзию движения (картины «Сюпрем» и «Динамическийсюпрематизм»). Части предметов и фигур нередко сдвинуты, перекошены, смещены, что помогает передать хаос разнородных ощущений, которые обрушивает на человека большой город, современные скорости. Подобно тому, как живописцы любили пользоваться частями предметов и тел, футуристы- поэтыприменяли разрубленные слова, полуслова в их причудливых сочетаниях, комбинациях, достигая иногда сильного художественного впечатления (В.Хлебников).

Стремление изменить всё и «сбросить с парохода современности» всё традиционное заставило включиться и архитекторов, хотя, конечно, архитекторам было сложнее, чем художникам и поэтам.  Идеальным местом для воплощения идей футуристов является пространство, где не действуют земные физические и этические законы. В архитектуре футуристом считается Антонио Сант-Элиа (1880-1916). В 1912 г. в Милане он организовал группу художников «Новые стремления». В 1914 выступил с фантастическими проектами «города будущего», представлявшегося ему гигантской агломерацией многоэтажных и террасных зданий из стали и бетона с выдвинутыми лифтовыми башнями, а также улиц и путепроводов, размещенных на разных уровнях, движущихся лестниц.

Идеологически футуризм близок протестантизму в искусстве. Социальные корни художественной агрессивности футуристов — анархический бунт против существующих социальных условий и готовность пойти до конца в разрушении существующих порядков. Уже после революции и позднеерассматривалось политическое влияние футуризма на события в России и мире. В 1922 г. А. М. Эфрос писал: «Футуризм стал официальным искусством новой России… Левой государственности соответствует левое искусство… Футуризм есть художественный вид коммунизма. Коммунист в искусстве не может не быть футуристом». Но как бы ни относились к футуристам политики и эстеты, сторонники традиционного искусства, бесспорно одно: футуризм оказал огромное влияние на развитие авангардного искусства XXвека.

Литература.

  1. Карсалова Е. В., Леденев А. В., Шаповалов Ю. М. «Серебряный век» русской поэзии. Интерпракс, 1994.
  2. Лапшин В. П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917году. М., 1983.
  3. Полевой В. М. Искусство ХХ века. 1901 — 1945. М., 1991.
  4. Поспелов Г. Г. Бубновый валет. М., 1990.
  5. Пути развития русского искусства конца ХIХ - начала ХХ века. М., 1972.
  6. Сарабьянов Д. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. М., 1989.
  7. Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России 1900 - 1910 годов. М., 1988.

Основные группы футуристов. Их роль в развитии литературы начала 20 века. И.Северянин.

Тема: Основные группы футуристов. Их роль в развитии литературы начала 20 века. И.Северянин. В Хлебников

Цель урока: познакомить с личностями поэтов, показать истоки и значение их творчества.

ХОД УРОКА

  1. Актуализация знаний Футуризм. Группировки.

Футуризм – авнгардистское течение, открыто провозгласившее ломку живого поэтического языка, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.

Группировки:

Группировки

Гилея”

Петербургские эгофутуристы

Мезонин поэзии”

Центрифуга”

Местонахождения

Москва

Петербург

Москва

Москва

Представители

В.Маяковский

Д.Бурлюк

В.Хлебников

В.Каменский

А.Кручёных

И.Северянин

Г.В.Иванов

И.В.Игнатьев

К.Олимпов

В.Гнедов

П.Широков

В.Шершеневич

Хрисанф

К.Большаков

Р.Ивнев

Б.Лавренёв

С.Бобров

И.Аксёнов

Б.Пастернак

Н.Асеев

Божидар

Сборники

“Дохлая луна”

“Молоко кобылиц”

 

“Вернисаж”

“Пир во время чумы”

“Крематорий здравомыслия”

“Руконг”

“Лирень”

“Второй сборник “Центрифуги”

2) Основные принципы футуризма.

— Отказ от традиционной культуры.

— Анархическое бунтарство.

— Абсолютная свобода творчества.

— Отказ от литературных и языковых норм.

— Устремлённость в будущее.

— Неприятие буржуазной морали.

— Эпатаж как средство воздействия на публику.

II. Эгофутуризм Игоря Северянина.

1. Чтение стихотворения учителем.

Он тем хорош, что он совсем не то,
Что думает о нём толпа пустая,
Стихов принципиально не читая,
Раз нет в них ананасов и авто.
Фокстрот, кинематограф и лото –
Вот, вот куда людская мчится стая!
А между тем душа его простая,
Как день весны. Но это знает кто?
Благословляя мир, проклятье войнам
Он шлёт в стихе, признания достойном,
Слегка скорбя, подчас слегка шутя
Над нею первенствующей планетой…
Он в каждой песне, им от сердца спетой,
Иронизирующее дитя.

Этот сонет Игорь Северянин написал в 1926 году, в котором объяснил самого себя.

— Так кто же он, поэт – эгофутурист Игорь Северянин?

Имя Игоря Северянина сейчас мало кому известно. Это не удивительно по многим

причинам. Советское время отпечатало на имени поэта слова “декадентщина”, “северянщина”, его стихи были запрещены, как идеологически вредные. Первое неполное собрание сочинений появилось в России лишь в 1996 году. Поэзия И.Северянина ещё ждёт своего читателя. И не случайно Андрей Вознесенский нашёл столь изысканные слова для оценки его творчества: Игорь Северянин – форель культуры. Эта ироничная, капризно-музыкальная рыба, будто закапанная нотами, привыкла к среде хрустальной и стремительной. Как музыкально поэт пишет о России: “На реке форелевой уток не расстреливай”.

“Лирический ироник” — так сам поэт определил свой стиль в поэзии. Знаменитая строчка “Я, гений – Игорь – Северянин”, которую многие считают программной, при внимании к контексту оказывается лишь озорной позой. Ведь в другом стихотворении он называет себя совсем по-другому:

…Я – соловей, я – сероптичка,
И песня радужна моя,
Есть у меня одна привычка:
Влечь всех в нездешние края…

IV.

Слово учителя: Знаменитым он стал после выхода сборников стихов “Громокипящий кубок”, “Златолира”, “Ананасы в шампанском” (1913-1915 г.г.). Поэзия Северянина имела мало общего с западным футуризмом. В ней причудливо переплелись образы “олуненных оленей” и “муаровых платьев”, шампанского “фарфорового гроба”, “ягуарового пледа” и “ландолета бензинового”. Поэт воспевал вычурные атрибуты полуаристократической жизни, наполненной ритмами музыки. В своих стихах он воссоздал мир “золотой молодёжи” в интерьере дымных ресторанов и будуаров, мир лёгкой любви и кафешантанных празднеств.

V. Чтение стихотворений: “Я, гений Игорь Северянин…”, “В блёсткой тьме”, “Январь”, “Мороженое из сирени!”, “Ананасы в шампанском”.

— Что подразумевает это название и что сближает Северянина с футуристами?

(Название “эгофутуризм” ставит в центр “эго”, то есть “Я” поэта, отсюда “самовозвеличивание”, раздражавшее многих. С футуристами Северянина сближали неприятие мещанской действительности, которую он остроумно и часто неявно высмеивал – стихи о “красивостях” жизни принимались всерьёз; тяга к словотворчеству.)

VIII. Программа “эгофутуризма”:

Северянин выдвинул программу изобретённого им направления.

— Оцените лозунги “эгофутуризма” — где здесь самолюбование, эпатаж и пошлость?!

  1. Душа – единственная истина.

  2. Самоутверждение личности.

  3. Поиски нового без отвергания старого.

  4. Осмысленные неологизмы.

  5. Смелые образы, эпитеты.

  6. Борьба со “стереотипами”.

  7. Разнообразие метров.

Поэт провозглашает ценность каждой личности: “Жизнь человека одного – Дороже и прекрасней мира”, отмечает двойственность мира: “И в зле – добро, и в добром – злоба”, выводит иерархию настоящих ценностей: “Любовь! Россия! Солнце! Пушкин! – Могущественные слова!”

IX. Анализ стихотворений: “Игорь Северянин”, “Ананасы в шампанском”.

X. Чтение учащимися выбранных самостоятельно стихов о России.

Всё самое прекрасное для поэта навсегда осталось связанным с Россией: любовь, солнце, Пушкин. Он посвятил Родине множество проникновенных стихотворений. Но его отношение к России никогда не было “ура – патриотическим”. Он любил её, как любят порой больного ребёнка.

XI. Выводы.

— Почему же всё – таки его стихи были интересны читателю, публике?

Конец XIX – начало XX века – время рождения нового мироощущения. Вслед за наукой, радикально изменившей представление о пространстве, времени и движении, искусство перестраивает свой взгляд на то, как мы видим мир и как надо его изображать. Это – время бунта в искусстве, время Авангарда, это время стиля “Модерн” с его изысканно-чувственной эклектичностью, соединяющей фантазию и реальность, Восток и Запад, архаику и современность. В начале XX века неудовлетворённость жизнью, предчувствие грядущих катастроф: войны и революции рождали у многих стремление уйти от реальности. Воображение поэта создаёт грёзовую страну Миррелию (по имени любимой поэтессы Мирры Лохвицкой). Миррелия была наполнена ветром времени, как и “Алые паруса” Александра Грина.

— Что же объединяло Игоря Северянина с футуристами?

Главное, что объединяло Северянина с футуристами, это утверждение права на свободное словотворчество, требование обновления слова, рифмы, ритма. Вообще говоря, эго – футуристические декларации Игоря Северянина очень условны. Его творчество не вписывается ни в одно из направлений времени. Да так ли это важно? Ведь главное в искусстве во все времена – выдающиеся произведения и яркие личности.

Первый манифест футуризма — Наводы — LiveJournal


Джакомо Балла. Скорость мотоцикла, 1913

20 февраля 1909 года был опубликован «Первый манифест футуризма».
Футуризм (от лат. futurum будущее) — общее название литературно-художественных авангардистских движений в искусстве 1910-х – начала 1920-х годов. Это течение зародилось в Италии, было теоретически обосновано и получило широкое распространение в Европе, а также и в России. 20 февраля 1909 года на первой странице французской газеты «Фигаро» был напечатан текст в виде платного объявления под названием «Обоснование и манифест футуризма», подписанный известным итальянским литератором и поэтом Филиппо Томазо Маринетти (1876-1944).


Основатель и главный идеолог футуризма Филиппо Томазо Маринетти

От этой даты и принято отсчитывать историю футуризма — одного из крупнейших течений европейского искусства начала XX века. В манифесте футуризма, который стал основополагающим документом этого авангардистского течения, была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность.
Основатель движения и главный идеолог футуризма Маринетти заявил, что «Главными элементами нашей поэзии будут: храбрость, дерзость и бунт». Манифест состоял из двух частей: текста-вступления и программы, включавшей 11 основополагающих пунктов-тезисов футуристической идеи. В нем провозглашался культ будущего и разрушение прошлого; восхвалялось стремление к скорости, бесстрашие, необычные формы; отвергались страхи и пассивность; отрицались все логические, любые синтаксические связи и правила. Основной целью ставилось напугать и встряхнуть обывателя: ‘Не существует красоты вне борьбы. Нет шедевров без агрессивности!». Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo.


Антонио Сант’Элиа. Урбанистический рисунок

Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства». Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Для них характерно преклонение перед действием, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; упоение войной и разрушением. Текст манифеста вызвал бурную реакцию в обществе, но, однако, положил начало новому «жанру». Футуризм быстро нашел единомышленников — сначала в литературной среде, а потом и практически во всех сферах художественного творчества — в музыке, живописи, скульптуре, театре, кино и фотографии — как самой Италии, так и далеко за ее пределами.


Джакомо Балла. Динамизм собачки на поводке, 1912

В принципе, любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью, строя «искусство будущего» при отрицании всего предшествующего художественного опыта и традиционной культуры с ее нравственными и художественными ценностями. Футуризм начинался с манифестов и деклараций, а вскоре стал важным политическим движением. Очень быстро новые манифесты появились буквально в каждом кружке футуристов разных направлений искусства Италии, России и других странах Европы. А приемы эпатажа широко использовались всеми модернистскими школами, поскольку футуризм нуждался в повышенном к себе внимании. Равнодушие было для него абсолютно неприемлемым, необходимым условием существования являлась атмосфера скандала.


Умберто Боччони. Улица входит в дом. 1911

Первая значительная выставка итальянских художников-футуристов прошла в Париже в 1912 и затем проехала по всем художественным центрам Европы. Везде она имела скандальный успех, но не привлекла серьезных последователей. До России выставка не доехала, но русские художники в то время сами часто и подолгу жили за границей, теория и практика итальянского футуризма оказались во многом созвучны их собственным исканиям.


Альфредо Гауро Амбрози. Аэропортрет дуче, 1930

В 1913 году итальянский художник-футурист Луиджи Руссоло написал Манифест «Искусство шумов», который был адресован другому видному футуристу Франческо Балилла Прателла.
В своём манифесте Руссоло описывал возможность и необходимость использования различных шумов при создании музыки. Руссоло не остановился на теоретической постановке вопроса и в отличие от того же Балилла Прателла, который оставался довольно консервативен в музыкальном плане, начал конструировать шумогенераторы, которые назвал «intonarumori».

Итальянский футуризм был хорошо известен в России почти с самого рождения. Манифест футуризма Маринетти был переведен и напечатан в газете «Вечер» 8 марта 1909. Итальянский корреспондент газеты «Русские ведомости» М.Осоргин регулярно знакомил русского читателя с футуристическими выставками и выступлениями. В.Шершеневич оперативно переводил практически все, что писал Маринетти. Поэтому, когда в начале 1914 Маринетти приехал в Россию, его выступления не произвели никакой сенсации. Главное же, к этому времени в русской литературе расцвел собственный футуризм, который почитал себя лучше итальянского и не зависимым от него. Первое из этих утверждений бесспорно: в русском футуризме были таланты такого масштаба, которых не знал футуризм итальянский.
В России направление футуризма носило название — кyбoфyтypизм, оно было основано на соединении принципов французского кубизма и общеевропейских установок футуризма. Русский футуризм весьма отличался от своего западного варианта, унаследовав лишь пафос строителей «искусства будущего». А учитывая общественно-политическую ситуацию в России тех лет, зерна данного течения упали на благодатную почву. Хотя для большинства кубофутуристов «программные опусы» были важнее самого творчества, но русские авангардисты начала 20 века вошли в историю культуры как новаторы, совершившие переворот в мировом искусстве — как в поэзии, так и в других областях творчества.


Давид Давидович Бурлюк. Головы, 1911

1912-1916 годы — это период расцвета футуризма в России, когда прошли сотни выставок, поэтических чтений, спектаклей, докладов, диспутов. Стоит отметить, что кубофутуризм не вылился в целостную художественную систему, и этим термином обозначались самые разные тенденции русского авангарда. К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц.

Кузнечик
Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
«Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!

Велемир Хлебников,1908-1909

Футуристами называли себя члены петербургского «Союза молодежи» — В.Татлин, П.Филонов, А.Экстер; художники-авангардисты — М.Шагал, К.Малевич, М.Ларионов, Н.Гончарова.


Владимир Маяковский. Рулетка


Давид Бурлюк. Портрет песнебойца фигуриста Василия Каменского


Казимир Малевич. Жизнь в большой гостинице


Любовь Попова. Человек + воздух + пространство, 1912

Источники:
http://www.calend.ru/event/6513/ © Calend.ru
http://all-art.do.am/

«Мы, футуристы невольные…» | Факультет филологии и медиакоммуникаций ОмГУ им. Ф.М. Достоевского

Открытие выставки «Мы, футуристы невольные…», посвященной 130-летию со дня рождения «отца российского футуризма», поэта Давида Бурлюка, состоялось в Омском литературном музее имени Ф.М. Достоевского. В организации и проведении мероприятия приняли участие студенты факультета филологии и медиакоммуникаций.

Начало «футуристического вечера» ознаменовалось чтением стихотворений Бурлюка «Омское» и «Вокзал» студентами  четвертого и первого курса факультета филологии и медиакоммуникаций Татьяной Замащиковой и Максимом Витальевым .

 

 

Поприветствовал собравшихся директор Омского литературного музея, заслуженный работник культуры РФ Виктор Соломонович Вайнерман. Он напомнил студентам о том, что фигура Бурлюка в свое время была знаковой для нашего города. Давид Бурлюк многое сделал для литературной жизни Омска. После переезда сюда в 1919 году он активно устраивал художественные выставки, читал лекции, проводил дискуссионные вечера о современном искусстве.

 Заместитель директора по научной работе Омского литературного музея имени Ф.М. Достоевского Юлия Прокопьевна Задорова продемонстрировала студентам нашего факультета экспозицию, посвященную не только Давиду Бурлюку, но и другим известным омским писателям и поэтам, начинавшим свой творческий путь в начале 20 века: Леониду Мартынову, Антону Сорокину, Виктору Уфимцеву, Николаю  Мамонтову и другим.

 

 

В омских афишах той поры Бурлюк неизменно именовался «отцом российского футуризма», художником, поэтом и лектором. Обычно на литературных вечерах Давид Бурлюк читал свои стихи, стихи друзей-футуристов, отвечал на вопросы, задорно «агитировал» за новое «левое» искусство и даже пел.

Под руководством Давида Бурлюка в Омске вышел первый футуристический сборник, члены которого (Виктор Уфимцев, Леонид Мартынов и др.) поместили на обложку собственные портреты, вырезанные из линолеума. Так же на выставке были представлены многочисленные рисунки омских футуристов из коллекции писателя Антона Сорокина, а так же оригинальные рукописные тексты произведений омских авторов того времени.

 

 

Футуристический вечер продолжил семинар, организованный сотрудниками  литературного музея имени Ф.М. Достоевского для наших студентов. Творческий коллектив музея поведал слушателям о влиянии поэзии Артюра Рембо на футуристов, о судьбе омского поэта Юрия Сопова, устроившего поджог дома Колчака, собравшиеся полемизировали о значимости литературной деятельности омского поэта Александра  Крученых для русского футуризма. Научный сотрудник литературного музея Екатерина Петровна Барановская выступила с докладом «Сражение двух желез» (о творчестве Велимира Хлебникова), а старший преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы факультета филологии и медиакоммуникаций Ирина Петровна Подгорная рассказала студентам о «футуристической» юности Леонида Мартынова.

 

 

«Приятно, что нас, студентов филфака, пригласили окунуться в эпоху Серебряного века, хоть и всего только на пару часов. Замечательный вечер! Хотелось бы пожелать Омску побольше подобных интеллектуальных мероприятий!», — поделилась впечатлениями студентка 4 курса Анна Бегалиева.

 

Текст: Ольга Тарабанова. Фото: Дарья Логунова

представители. Футуризм в русской живописи

Наверняка каждому из нас приходилось слышать такое понятие, как «футуризм». Сразу возникает некий абстрактный образ чего‒то фантастического, нового, иррационального. Чтобы не строить догадки, давайте перейдем непосредственно к рассмотрению данного художественного стиля.

Что же такое «футуризм»?

В целом футуризм ‒ это общее название литературно ‒ художественного стиля в начале 20 века, возникшее первоначально в Италии, а после и в России. Футуристы возводили некий прообраз будущего, при этом первоосновой которого являлось разрушение культурных стереотипов. Можно сказать, что они были подобием революционеров в искусстве, так как целью стало всеобщее обновление идеологии и этическое воззрение всех предшественников в творческой деятельности. Эта радикальная программа бросала вызов всему художественному наследию, при этом совершенно не довольствуясь требованиями в абсолютной автономии искусства. Они не просто выдвигали новую модель мироустройства, они воссоздавали новый прообраз техники и урбанизма.

Футуризм в живописи 20 века

Можно сказать, что футуризм в живописи ‒ это легкая принебрежительность академизму, способствующая проявлению нестатичности и уникальности. Первоначальными лидерами в живописи являлись такие художники, как Уго Боччони, Карло Карра, Джино Северини, Джакомо Балла. Метод выполнения весьма подобен кубизму и экспрессионизму, но отличительностью стала визуализация общественно‒политического движения. Художники-футуристы стремились воссоздать такую картину, которая смогла бы зрителя перенести на ту сторону измерения, перенести в центр изображения, чтобы пространственность стала ощутимой, а движение острее. Чаще всего на полотнах отображались геометрические фигуры, которые были весьма многограны. Создавалась некая иллюзия калейдоскопа, цветовая гамма которого была необычайно универсальна.

Необычайность цветового спектра в произведениях футуристических художников

Футуризм в живописи ‒ это не только композиции фигур. Своеобразной характерностью является цветовой спектр, многообразие которого позволяет создать характерный почерк художника. Кто‒то использовал яркие цвета, принебрегая смешиванием красок, кто‒то предпочитал относительно однообразные тона. Таким образом, художники отображали абстрактное искусство, целью которого стало создание динамических композиций посредством визуализации таких физических явлений, как энергия, скорость и даже звук. Особенность данных композиций в отсутствии конкретного содержания, художник прежде всего стремился вызвать у зрителя свободные ассоциации, влекущие разные мысли и эмоции.

Футуризм в русской живописи

Как направленность в изобразительном искусстве футуризм существовал до начала 1920‒х годов. Русские художники в период данного времени оказались весьма созвучны с собственным исканиям, так как они часто пребывали в Европе. Творческие деятели нашли личностный оклик в манифестах футуристов итальянского происхождения, но при этом отличались своей идеологией. Русские художники-футуристы были независимы от западных художников, к примеру, воспевалось не превосходство техники, а одиночеством людей среди машин. Как раз с этого момента русские художники начали прибегать к опыту традиционного искусства и начали активно работать над созданием образов активной современной жизни во всей ее простоте. С уверенностью можно сказать, что для художников футуризм в живописи ‒ это средство самовыражения, самоутверждения.

Представители футуризма в живописи

В России первыми представителями футуризма, поддержавшими данное течение, стали братья Бурлюки.
Им удается изображать невероятно яркие образы. Оказывается, браться не только творили все новые и новые произведения, но и были основателями новых групп среди художников, которые популяризировали новое течение. После круг наследовалей стал стремительно рости. Нам известны такие популярные художники‒футуристы, как Н. Бурлюки, М. Ларионов, Н. Гончарова, М. Матюшин, Н. Кульбин, А. Экстер, М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, К. Малевич. В работах данных представителей мы можем пронаблюдать многомерность перспективы, комбинацию которых каждый зритель видит по своему.

Футуризм в живописи. Картины

Многие художники просто‒напросто заимствовали идею у кубистов, вследствие чего появились немалое количество работ таких авторов, как Натан Альтман («Анна Ахматова», 1914), Роберт Фальк («Крымский дворик», 1915), Казимир Малевич («Уборка ржи», 1912). Одноими из нетипичных кубофутуристических творений стали яркие портреты Владимира и Давида Бурлюков в книге Василия Каменского «Танго с коровами» (1914).

В это время литература гармонично прилегала к изобразительному искусству. Поэты футуристического направления прибегали к визуализации художников, вследствие чего появлялись общие работы.

Пример одной из работ Малевича — «Авиатор» (1914)

Давайте рассмотрим одну из работ. Характерность этой картины по сути подобна: геометризация изображаемой картины аналогична и для художников‒кубистов. Но у футуристов, то есть кубофутуристов, геометризация играет наименьшую роль, да и присуща не всегда. В картине Малевича мы видим геометризованную, закованную в некие металлические латы фигуру мужчины. В верхней части картины мы видим образ вилки, здесь же наличествует пила, игральная карта и вывеска. Весь этот образ как будто витает, плавает. Каждая работа несет в себе символ, и это творение не исключение. Можно сказать, что изображенные предметы символизируют характерность авиации первых ее лет. Как бы парит и сама фигура воздухоплавателя. Само пространство как будто состоит только из разноцветных плоскостей и объемов в виде цилиндра.

После военного периода каждый «уцелевший» художник‒футурист двигался в своем направлении. Можно сказать, что как художественное течение футуризм стал постепенно терять свою актуальность, да и в целом исчерпал свое формальное осуществление и идеи. Но футуризм в живописи ‒ это целая эпоха в истории искусств. Именно посредством творчества деятели стремились поменять мир, перевести мировоззрение людей под иной ракурс путем самовыражения и глубины символов. Казусы социальных вопросов просто‒напросто возводили философию, что оказало воздействие не только на живопись и литературу, но и на кино, видео‒арт, и, разумеется, театральное искусство.

Обзор движения российского футуризма | TheArtStory

Краткое изложение русского футуризма

Феномен, который стал известен как русский футуризм, не является легко определяемым движением и полностью отделен от итальянского футуризма, который был основан в Милане в 1909 году. В качестве идеологического зонтика русский футуризм был преднамеренно гибкие, приспособленные к разным художникам и практикам в период примерно с 1912 по 1916 год. В Санкт-Петербурге сформировались отдельные коллективные группы русских футуристов.В Петербурге и в Москве, издавая журналы, организовывая дебаты и курируя выставки своих работ. Люди, практикующие футуристы (независимо от того, идентифицировали ли себя их или идентифицировали как таковые критики и пресса), разделяли страсть к исследованию новых способов выражения в поэзии, изобразительном искусстве, музыке и перформансе, одновременно разрушая различия между этими средами.

Опираясь на влияния Запада и смешивая их с собственным русским наследием, футуристы прославляли новые концепции в психологии, теории цвета и лингвистике.Одним из их самых необычных элементов был скрытый архаизм или привязанность к русским традициям, несмотря на то, что в остальном подавляющее внимание уделялось новым технологиям и формам. События Первой мировой войны заставили многих художников искать новый глубокий смысл в своих работах, и дух футуризма вскоре перерос в такие движения, как супрематизм и конструктивизм (или был вытеснен ими). Возможно, потому, что русский футуризм впервые возник как преимущественно литературное движение, некоторые из его самых потрясающих и оригинальных произведений являются экспериментальными книгами.Это сотрудничество между поэтами и художниками представляет собой наиболее характерное наследие, которое можно проследить в произведениях звуковой поэзии и концептуального искусства середины века.

Ключевые идеи и достижения

  • Русский футуризм отверг традиционные методы искусства, предлагая новый визуальный и лингвистический словарь для современного опыта. В своем самом известном манифесте «Пощечина общественному вкусу» (1912) футуристы заявили, что «только мы являемся лицом нашего времени», и заявили о «непреодолимой ненависти к языку, существовавшему до [нас].
  • Они охватили (и неизбежно романтизировали) означающие «нового»: науку, технологию, изобретение и скорость. Это были общие символы современности, но также и новой России, перескочившей из аграрного прошлого в индустриальную и политическая революция.
  • Хотя они категорически отвергали прошлое, русские футуристы прославляли традиционное русское наследие, включая аспекты народной жизни и религии. Они черпали из широкого спектра русских «примитивных» форм искусства — религиозных икон и гравюр на дереве, древней языческой скульптуры. , народное искусство и костюмы — все они воплощаются во все более чистых цветах и ​​абстрактных формах.
  • Одними из самых влиятельных и плодовитых русских футуристов были женщины. Художники, в том числе Наталья Гончарова, Любовь Попова, Ольга Розанова и Мария Синякова, занимали выдающуюся и центральную роль в художественном движении. Многие из этих женщин путешествовали или жили за пределами России, где новые идеи о равенстве процветали в международных и космополитических городах, таких как Париж и Берлин.
  • Русские футуристы были против истеблишмента, но не имели единой политической программы.Позднее Лев Троцкий называл их «художниками кафе буржуазии », хотя он думал, что они уловили «ритмы движения, действия, нападения и разрушения, которые были еще нечеткими» в дореволюционный период.

Обзор русского футуризма

В декабре 1911 года художник и поэт Давид Бурлюк и его братья Владимир и Николай отправились в деревню, в дом своего детства, на рождественские каникулы. За несколько месяцев до этого праздника их познакомили с творчеством Пабло Пикассо, а непосредственно перед отъездом им подарили фотографию одной из его недавних картин из Парижа — кубистского исследования человеческой фигуры.Стремясь исследовать это новое влияние, братья, оказавшись дома, штамповали холст за холстом, экспериментируя с несколькими перспективами, превращая объекты в плоскости и используя причудливые цветовые комбинации в поисках чего-то нового. Бенедикт Лившиц, писатель и недавний знакомый братьев, также был приглашен присоединиться к ним в их поездке, и он тоже упивался безумием художественных экспериментов, создавая страницу за страницей прозы, в которой исследуются новые ритмы в том, что, по его мнению, быть прямым переводом кубизма на русский язык.Вместе они четверо основали новую группу под названием «Гилея» и объединились, чтобы достичь чего-то принципиально нового в искусстве. Название, которое они выбрали, напоминало путешествие Геракла и Скифскую империю российских степей, подчеркивая склонность группы к примитивным формам и иногда ярким цветам, которые отличались от приглушенной палитры кубистского течения. Это также отразило гордое внимание к наследию участников, примитивному искусству их предков и внутреннему устройству их языка.Вскоре к коллективу присоединились другие художники и писатели, такие как Владимир Маяковский, Алексей Крученых, Велимир Хлебников. За два года до того, как пресса применила к ним термин «футуристы», их назовут гилеями.

Украинский художник, основоположник русского футуризма

ЛУЧШИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
Лучшие мастера творчества см .:
Лучшие художники всех времен.

САМАЯ ЛУЧШАЯ ЖИВОПИСЬ В МИРЕ
Лучшие русские работы см .:
Величайший ХХ век. Картины.

Биография

Важная фигура в России искусство начала 20 века, Давид Бурлюк — украинский живописец, поэт, книжный иллюстратор и писатель, соучредивший футуризм движение в России. Хотя он участвовал в выставках немецких Экспрессионизм в постановке Der Blaue Reiter , он также был связан с различными стилями абстрактного искусства, включая лучизм и кубизм, и ненадолго баловался в других направлениях абстрактного искусства, включая русский супрематизм и конструктивизм.Наряду с русскими художниками такие как Казимир Малевич (1878-1935), Михаил Ларионов (1881-1964), Наталья Гончарова (1881-1962), Владимир Татлин (1885-1953), Любовь Попова (1889-1924) и Эль Лисицкий (1890-1941), Давид Бурлюк был ключевым организатором и участником в русском авангарде.

Обучение и ранняя карьера

Потомки русского казачества, украинцы книжный иллюстратор и живописец Давид Давидович Бурлюк и его младшие брат, Владимир (1886-1917), были неразлучны и должны были быть найдены вместе с первого обучения в художественном училище в Казани.В 1903 году они пошли в Мюнхен и стали учениками Антона Азбе (1861–1905) в Королевском городском дворце. Академия. В 1904-5 они посетили Париж и работали в мастерской Фернана Кормона. в Ecole des Beaux-Arts. В 1908 году братья организовали выставку современного искусства. art в Киеве, с группой Звено («Звено») и современные художники, такие как Владимир Баранов-Россин (1888-1944), Александра Экстер (1882-1949) и Александр Богомазов (1880-1930).В 1910 году Бурлюки стали основателями «Валета». группы «Бриллианты» (Бубновый валет) вместе с Ларионовым, Гончаровой, Малевич, Петр Кончаловский (1876-1956), Илья Машков (1884-1944) и Александра Куприна (1880-1960), год учился в Художественном училище. в Одессе (1910-11). [Примечание: в 1911 году после спора об эстетике между Бурлюком и Гончаровой Ларионов создал конкурирующую организацию, чтобы Бубновый валет, известный как Осел Хвостовая группа ».] После этого Бурлюки учились в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) (1911-12), где они также помогли организовать первую в городе выставку русского авангарда. Изобразительное искусство. На этот раз в их собственном творчестве соединились элементы русского фольклора. искусство, неопримитивизм и кубистские мотивы.

Футуризм

Дальнейшие выставки и формирование быстро последовали различные кружки художников и писателей.В 1911 году они познакомился с Василием Кандинским (1866-1944) в Одессе, и с тех пор участвовал в выставках Нового Ассоциация художников ( Neue Kunstlervereinigung ) в Мюнхене, в том числе шоу, организованные Голубым Райдер (Der Blaue Reiter) группа экспрессионистов. Бурлюк находился под влиянием в частности картиной Франца Марка (1880-1916). В каталогах выставок Кандинский и Бурлюк были представителями. современной русской живописи.Возвращение в Санкт-Петербург в ноябре. 1912, Бурлюк читал лекции о кубизме и других абстрактных произведениях. художественных движений и основал модернистское движение футуризма в России.

русских футуристов составляли сплоченный группа русских поэтов и художников, следовавших принципам авангарда Филиппо Маринетти художественное движение «футуризм», основанное в 1909 году. Русский футуризм. началось в декабре 1912 года, когда московская группа художников Hylaea (запущен в 1910 году Бурлюком) выпустил манифест (в соавторстве с Бурлюком) под названием «Пощечина общественному вкусу».Московская группа был крупнейшим из нескольких футуристических кружков, в том числе Бурлюка, его брат Владимир (1886-1917), к которому впоследствии присоединился Василий Каменский (1884-1961) и Велимир Хлебников (1885-1922), а позже Алексей Крученых (1886-1968) и Владимир Маяковский (1893-1930): другие включали Игоря Северянина Эго-футуристы (Санкт-Петербург), Бориса Пастернака Центрифуга (Москва) плюс кружки в Киеве и Одессе.Хотя русский футуризм был преобладали литературные художники, некоторые из которых также работали в прекрасном художественная роспись — большинство участников сотрудничали в художественных проектах, таких как как футуристическая опера «Победа над солнцем» на слова Крученых, декорации Казимира Малевича и музыка Михаила Матюшина. Похожий по сравнению со своими итальянскими коллегами, русские футуристы были очарованы скорость и динамизм современных машин, а также городская жизнь. Они сознательно разжигал полемику, отказавшись от «статического искусства» прошлого.

В 1915 году Давид Бурлюк опубликовал «The Поддержка муз весной », с книгой. иллюстрации его самого, его брата Владимира и Лентулова. Для большинства следующие два года он жил на Урале, хотя и с частыми поездками в Москву и Санкт-Петербург. В 1917 году вместе с Экстером и Малевичем участвовал в выставке с группой Бубновый валет в Москве. В том же году его брат Владимир, призванный в армия — погиб в бою на Восточном фронте.

Эмигрирует в Америку

В 1918 году Давид покинул родину и провел четыре года путешествия по Сибири, Японии и Канаде, прежде чем, в конце концов, поселился в США в 1922 году. В 1925 году — вместе с Александром. Богомазов, Александр Хвостенко-Хвостов, Вадим Меллер и Василий Ермилов — соучредитель Ассоциации революционных мастеров Украины (АРМУ), в Америке, а через два года к супрематизму присоединился Казимир Малевич и конструктивист Владимир Татлин на выставке Новейшего Художественные направления, проходившая в Русском музее в Санкт-Петербурге.Петербург. В 1930 г. он стал американским гражданином. Между 1937 и 1966 годами он и его жена-художница. Marussia является соавтором и издателем художественного журнала «Color & Rhyme».

В 1940 году Советское правительство отказало разрешение Дэвиду посетить его родину. Он предложил пожертвовать большая коллекция архивных материалов о русском художнике-футуристе Владимире Маяковского (1893-1930), а также более 100 оригинальных картин маслом. Наконец, в 1956 году и снова в 1965 году ему разрешили еще раз посетить Советский Союз. Союз.Давид Бурлюк умер на Лонг-Айленде, штат Нью-Йорк, в 1967 году в возрасте из 85. В 1990 году он был увековечен Российской Академией футуристов. Поэзия, учредившая ежегодную Премию Давида Бурлюка в области экспериментального поэзия.

Картины Давида Бурлюка можно увидеть в одних из лучших художественных музеев Европы.

Статьи по теме

• Для крупных российских спонсоров, см .: Савва Мамонтов (1841-1918). и Павел Третьяков (1832-1898).

• Для других важных фигур в начале Русское декоративно-прикладное искусство ХХ века, см .: Сергей Дягилев (1872-1929), импресарио балета Руссы (1909-29) и его помощники Леон Бакст (1866-1924) и Александр Бенуа (1870-1960), каждый из которых сделал огромный вклад в популяризацию русского искусства. вокруг света.

Коллективное интерактивное книжное искусство русских футуристов

За несколько коротких лет во втором десятилетии двадцатого века группа художников в России создала новый вид искусства: книги, предназначенные для чтения, просмотра и прослушивания.Художники издавна создавали книги как искусство, но это были разные книги — ручные, ручные, серийные, интерактивные. Сочетая в себе саунд-поэзию с литографией и штамповкой, книги создавали совместную работу и создавали отношения с читателем.

Книги русского футуриста маленькие, некоторые не больше открытки. Их бумага и рисунок нарочито грубые; каждая страница книги немного отличается по размеру и переплетается обычными скобами. В книгах использованы найденные бумаги, такие как обои и имитация сусального золота, а также есть коллажи и детские тиснения.Заголовки существуют небольшими тиражами от 50 до более 200, и часто включают небольшие вариации от книги к книге.

Историк искусства Нэнси Перлофф, куратор современных коллекций в Исследовательском институте Гетти, последние 15 лет изучает русский авангард, и ее недавняя книга «Взрывчатость: звук, изображение и слово в русском футуристическом книжном искусстве» является первая научная работа, предлагающая внимательно прочитать эти книги как «вербивоковизуальные» объекты, значение которых происходит от взаимодействия изображения, текста и звука.В основу своего исследования она положила замечательную коллекцию русских модернистских книг, хранящуюся в библиотеке Исследовательского института Гетти. Онлайн-компаньон к ее публикации представляет собой полноэкранные репродукции страниц из футуристических книг Гетти и предлагает вам послушать стихи и посмотреть, как они оживают на странице.

Нэнси держит Pomada (1913 г.) с коллажем и имитацией сусального золота. На обложке изображен крылатый цирюльник над андрогинной фигурой, которая может представлять проститутку

.

Мир вверх ногами

Маленький масштаб, грубый дизайн и грубые материалы русских футуристических книг высмеивали роскошные журналы русских символистов, которые были большими, богатыми и иногда украшенными сусальным золотом.Футуристический дизайн, а также сочетание нарисованных от руки форм и звуковых стихов воплощают концепцию zaum (за пределами разума) — бессмысленность и нелинейность, иногда усугубляемую предчувствием, лиризмом или эротизмом. Самая известная поэма zaum , «Дыр бул щыл» (слушайте здесь), говорит Нэнси, звучит «так, как будто она возникает из глубин первобытного мира».

Чтение книг zaum — это совместный опыт: некоторые страницы требуют, чтобы вы повернули книгу, чтобы прочитать текст; другие предлагают несколько прочтений букв в зависимости от того, следит ли ваш взгляд за ними поперек или вниз.Одно и то же стихотворение может снова появляться в разных книгах, принимая другой характер с новым макетом страницы, сценарием и изображениями и предлагая читателю интерпретировать его заново.

Нэнси пролистала второе издание документа Vzorvalʹ (Explodity), в котором используются скрепленные вручную бумаги разных размеров и из разных материалов

Одно из главных произведений русского футуристического книжного искусства «Мирсконца» воплощает эту концепцию zaum . «Эта книга — о мире, перевернутом вверх ногами, — говорит Нэнси, — о мире, движущемся назад, мире наоборот, мире, который больше не является линейным или разборчивым.”

Совместная работа художников Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова и поэтов Алексея Крученых и Велимира Хлебникова, Мирконца вышла тиражом 220 экземпляров. Все обложки разные, и иногда стихотворение находится в разных местах от книги к книге или вообще не включается. На копию «Гетти» Гончарова наклеила вырез из зеленой бумаги в форме цветка, который она намеренно вытянула за край книги. Копии в Музее современного искусства, напротив, имеют черный и мраморный листы, напоминающие цветок и абстрактную человеческую фигуру.«Она играла с тем, что происходит, когда отличается форма и другой материал», — объясняет Нэнси.

Коллаж был излюбленной техникой некоторых футуристов, потому что «речь идет о сопоставлении, а книги — о сопоставлении изображений, звуков и каллиграфии от страницы к странице», — отмечает Нэнси. «Коллаж представляет собой идею объединения нашего обычного способа чтения и просмотра текстов и изображений».

Обложка Мирсконца (Worldbackwards) Натальи Гончаровой, 1912 год.Исследовательский институт Гетти, 88-B27486

Крупный план скрепки и текстуры коллажированной бумаги на обложке Мирсконца (Worldbackwards)

На страницах книг по русскому футуристу слова, формы, цвета и изображения сопоставляются неожиданным и часто загадочным образом. На обложке книги Te li le , например, Ольга Розанова сочетает апокалиптическую сцену дымовых труб, дыма и рушащихся небоскребов с лирическим плавным заголовком в искупительных фиолетовых и синих тонах.А что делать с литографией на всю страницу в книге Казимира Малевича Взрыв (Взрыв) с надписью «Смерть человека одновременно в самолете и на железной дороге»? На этом весьма абстрактном изображении мы можем просто различить крылья самолета и, возможно, колеса и рельсы поезда — но где же этот человек? В чем смысл его смерти? И как это изображение работает в контексте книги Vzorval ’, , в которой упоминаются пистолеты, бомбы и самоубийства?

Разные размеры, цвета, стили: Книги русского футуриста Te li le и Vzorvalʹ (первое издание)

«Смерть человека одновременно в самолете и на железной дороге», Казимир Малевич, в Взорвал (второе издание).Исследовательский институт Гетти, 85-B4913

Без гроша и провокация

русских футуристических книг были продуктом тесного сотрудничества небольшой группы художников, которые называли себя «речистами» и «писателями», а не «поэтами» и «художниками».

Большинству художников было около 20 лет, они странствовали и часто были без гроша в кармане. Велимир Хлебников жил бродягой, нося свои рукописи в наволочках. В отличие от модернистских героев Запада, многие русские футуристы происходили из рабочих семей или из деревни, а не из городской буржуазии.Тем не менее художники имели общественный статус, особенно когда они приехали в Москву и Санкт-Петербург, где они посещали выставки и публичные дебаты, исполняли стихи, рекламировали и продавали свои книги, а также встречались в знаменитом петербургском кабаре Stray Dog. . Они, как известно, провоцируют — например, кидают со сцены горячий чай. Они также специализировались на рисовании символов и абстрактных рисунков на лицах и прогулках по улице. «Это, должно быть, было шокирующим», — комментирует Нэнси. «Они приносили искусство на улицы, что интересно, потому что их стихи и книги не для улиц.”

В центре круга был Алексей Крученых, которого Нэнси описывает как «импресарио русского футуристического книжного искусства». Крученых отвечал за дизайн, масштаб и материалы книг. «Изучая эти книги так внимательно, как я понял, я понял, что Крученых руководил сотрудничеством и выпустил книги. Он сыграл очень важную и, по крайней мере, на Западе, роль, которую до сих пор не признают ».

Женщины играли роль, равную роли мужчин в русском футуризме, и «внесли решающий вклад в книги.Наталья Гончарова и Ольга Розанова были двумя ведущими художницами футуристической книжной формы.

Трое (Тройка), с обложкой дизайнера Казимира Малевича. Исследовательский институт Гетти, 88-B29825

Забытый авангард?

Несмотря на радикальные нововведения футуристического книжного искусства, оно было маргинальным на Западе до начала двадцать первого века, когда Музей современного искусства в Нью-Йорке организовал большую выставку книг русского авангарда.Отчасти в пренебрежении ими виноваты исторические и личные факторы: Первая мировая война, за которой последовали многолетние советские репрессии, начавшиеся в конце 1920-х годов, сделали эти книги малоизвестными за пределами СССР. Свою роль сыграли и личные факторы: Хлебников умер от тифа в 36 лет, Крученых бросил писать, а другие в их окружении эмигрировали или занялись новой карьерой. Тем не менее, по путям, которые до сих пор не совсем ясны, русские книги футуризма выжили, чтобы повлиять на последующие поколения поэтов и художников, в том числе на послевоенных конкретных поэтов, чьи работы представлены на текущей выставке GRI, Конкретная поэзия: слова и звуки в графике. Космос.И сегодня их дух живет в радикальных журнальных коллективах.

Я попросил Нэнси поделиться своей любимой частью исследования этих увлекательных книг и художников, которые их создали. «Большим удовольствием от этой работы было открытие, то есть возможность узнать, как поэты и художники сотрудничают, чтобы создать особую игру слова, изображения и звука», — сказала она мне. «Эти книги — интимная форма самовыражения. Приятно развить точку зрения инсайдера ».

Дополнительная литература

Подкаст

Art + Ideas: Нэнси Перлофф о русском футуристическом книжном искусстве, 12 апреля 2017 г.

Explodity онлайн-компаньон, содержащий функцию перелистывания страниц, транслитерации и переводы 10 стихов zaum .

Нэнси Перлофф, « Мирсконца, (Worldbackwards): совместное книжное искусство и трансрациональные звуки», Getty Research Journal 5 (2013), 101–118.

Нэнси Перлофф, Взрывоопасность: звук, изображение и слово в русском футуристическом книжном искусстве (Лос-Анджелес: Getty Publications, 2016).

Нэнси Перлофф и Брайан М.Рид, ред., Положение Эль Лисицкого: Берлин, Витебск, Москва (Лос-Анджелес: Getty Publications, 2003).

Русский футуризм

Русский футуризм

Русский футуризм

Владимир Маяковский, из оперы ‘Маяковский — трагедия’ (1914)

Первое употребление слова футуризм русское художественное движение, созданное группой, известной как (Эго-футуристы) в 1911 году. Большинство людей, участвовавших в этой группе, были только «недоедами». эстетизмы.Гораздо более радикальное литературное движение в России в то время было модель Hylaens . Однако вначале они не считали себя быть футуристами вообще. Это было только после упадка группы эго-футуристов. Примерно в 1913 г. семья Гилена начала исследовать ряд идей, которые были синтез итальянского футуризма и французского кубизма. В Первоначально Hylaens были организованы художником-графиком по имени Дэвид. Бурлюк (1882-1967), им был Ф. Т. Маринетти. Среди участников этого группой были Велимир Хлебников (1885-1922), Алексей Крученых (1886-1970) и известный «Поэт революции» Владимир Маяковский (1893-1930).Со временем Hylaens стали известны как единственная футуристическая группа в России. за счет нескольких других русских авангардных клик, которые также существовали в то же время.

Возможно, величайший ХХ век поэтом-экспериментатором России, как и всего мира, был Велимир. Хлебников [1]. Хотя многие из его товарищей кубофутуристы искали идеи на Запад, он хотел лишить Русский язык любых западных влияний и тем самым создать чистый русский язык. язык без разбавления.Найдя то, что он считал этническим и зооморфные корни в родном языке, он превратил его в полностью пластиковая и звуковая вещь. Он также писал стихи в zaum , a трансрациональный универсальный и трансментальный язык, созданный Алексея Крученых, который должен был быть максимально приближен к опыту. Его стихотворение «Зангези», который был беседой между богами, был, пожалуй, его самым большим широкое использование zaum .

Велимир Хлебников, фронт. обложка «Зангези» (1922).

Хотя Хлебников разработал заум с высокой степенью интеллекта, именно Крученых жил и вдохнул это. Он намеревался вернуться к нерациональному и примитивному в язык, тем самым освобождая его от пут смысла, который ‘уничтожил это. Он сделал это, разработав систему «поэтических нестыковок». который акцентирует звуки языка. Эти методы будут включать «нарезанные слова, полуслова и их причудливые, замысловатые сочетания» [2].Письменные тексты его стихов включали анархические типографские эксперименты, такие как заглавные буквы внутри слов, рукописные буквы, разные стили шрифтов и буквы, напечатанные в перевернутом виде. Крученых приписывал свою «примитивную грубость» «влиянию африканского искусство »[3], и и он, и Хлебников разработали поэзия, более похожая на дадаизм, чем на их Аналоги итальянских футуристов.

Рауль Хаусманн выдвинул теорию, что Хьюго Болл узнал об экспериментах Хлебникова от русского художника Василий Кандинский.Кандинский исполнил свои клангов стихотворений (которые были не совсем звуковые стихи, как следует из названия) в Кабаре Вольтер в 1916 году среди «доисторических вой» «нервной публики» [4]. Кандинский связал innerer Klang (внутренний звук) души и природы. Он был заинтересован в разработке вида живописи, который функционировал бы так же, как «Музыкальный звук действует прямо на душу и находит там эхо …» [5]. Однако, что Кандинский сообщил Хьюго Боллу о заум сомнительно, так как нет никаких доказательств в работе Кандинского это указывает на то, что он когда-либо особенно интересовался видами литературных экспериментов, которые Hylaens (и более поздние дадаисты) практиковался.

Ильязд, страница из ЛидантЮ фАрам , (1923).

Но есть пример русского дадаизма. в творчестве Ильи Михайловича Зданевича (1894-1975) [6]. Зданевич был одним из самых умных участников литературного коллектива 41 ° , основанного Крученых в 1919 г. публиковать, продвигать и давать исполнения стихов заум . Зданевич написал несколько загадочных пьес дра , в которых он наиболее последовательное и масштабное использование заум в русской футуристической литературе [7].«С начала двадцатых годов Зданевич делал книги художников и публикации его работ в Париже и Германии под псевдонимом Ильязда. Он сыграл важную, хотя и несколько неясную роль в истории Париж Дада, когда он жил там в качестве эмигранта [8]. Ильязд был одним из первых поборников звуковой поэзии. а в 1949 году он опубликовал одну из первых антологий, Poésie de mots inconnus , представлявший собой сборник дадаистской саунд-поэзии и русского zaum . Основная цель этой публикации заключалась в том, чтобы показать « производную природа »французского леттризма, в котором несколько высокомерно заявлял о своей уникальности [9].


Последнее изменение
23 января 1998 г.

Роль искусства в революции

Только мы, , являемся гранью нашего времени . Через нас дует рог времени в мировом искусстве.

Прошлое слишком тесное. Академия и Пушкин менее понятны, чем иероглифы.

Выбросьте Пушкина, Достоевского, Толстого и т. Д. И т. Д. За борт корабля современности.

Тот, кто не забудет свою первую любовь , не узнает свою последнюю.

(Д. Бурлюк и др.)

В качестве предисловия к представлению движений русского футуризма и конструктивизма важно понять политическую и социальную среду, в которой они родились. После того, как в течение многих лет рабочий класс России, эмансипированные крестьяне и группы этнических меньшинств демонстрировали свое разочарование по поводу предписанной политической и социальной системы, начало 20-го века породило массовые восстания в России.1905 год ознаменовал начало русской революции, которая, к сожалению, переросла в насильственный терроризм. Это привело к усилению правительственных репрессий в виде смертных приговоров и казней. Затем снова в феврале и октябре 1917 года Россия оказалась в эпицентре революции. В феврале народ сверг царское самодержавие, оставив страну в руках временного правительства. В октябре партия большевиков («одна из большинства») координировала восстание, чтобы взять под свой контроль страну от имени Советов.В течение этого периода продолжительных волнений футуристические и конструктивистские движения оказали влияние на направление идеологических течений страны к берегам современности.

После репрессий против царского режима после революции 1905 года, вдохновленная Филиппо Томмазо Эмилио Мариенетти, автором первого футуристического манифеста , группа русских интеллектуалов, писателей и художников сформировала московскую Гилею. После выпуска манифеста под названием Пощечина общественному вкусу, Гилея стала известна как одна из самых влиятельных групп движения русского футуризма; движение, которое разделяло многие из интересов своего итальянского коллеги в области технологий, скорости городской жизни и отвращения к старому порядку.Движение разделилось на две основные школы мысли: кубофутуризм и эго-футуризм, обе из которых отдавали предпочтение литературной форме искусства. Кубофутуризм направлен на расширение языка за счет включения произвольных и производных слов. Эго-футуризм интересовался исследованием «я» через поэзию. Несмотря на различия в исполнении, обе ветви русского футуризма были глубоко вовлечены в эксперименты с языком и использованием городских образов. Как сказал один из самых известных художников движения Владимир Маяковский: «Улицы будут нашими кистями, а квадраты — нашими палитрами!» (Век-Сити: Москва 1916-1930).С ветром Маяковского в своих продажах художники-футуристы стали принимать непосредственное участие в общественной жизни через фестивали, выставки, театр и кино.

В России после Первой мировой войны новое художественное и архитектурное движение под названием конструктивизм развилось из русского футуризма. Конструктивизм отверг понятие автономного искусства и сосредоточился на идее искусства как социального блага. Движение черпало вдохновение в творчестве советского художника и архитектора Владимира Татлина.Татлин считал, что уроки, полученные художником в мастерской, должны быть использованы для служения реальному миру. Эта философия может объяснить, почему Татлин сосредоточил свою более позднюю работу на идеях технологии и машины. Оставаясь верным принципам Татлина, движение конструктивизма росло на службу большевистскому революционному правительству после октября 1917 года. Художники, вдохновленные лозунгом «Искусство в производство!» перенесли свои модернистские идеи на фабрики для массового производства и потребления русским народом.(К. Линди). Конструктивист Лазарь Лисицкий создал пропагандистские произведения, подобные его знаменитому примеру 1919 года под названием « Бей белых красным клином». Другие художники, такие как художники и дизайнеры Любовь Папова и Варвара Степанова, создавали потребительские ткани, в которых использовались изображения электричества, пропеллеров самолетов, зубчатых колес поездов и тракторов. Крещендо конструктивистского движения пришло с предложением Татлина в 1919 году установить памятник Третьему Интернационалу, иначе известный как «Башня Татлина».«Татлин стремился построить башню, чтобы отметить технологию и эстетику машин, включив в конструкцию прожекторы и экранные проекторы. Башня Татлина оказалась в серой зоне между функциональностью и чистым искусством. Споры вокруг такого начинания открыли каналы связи между Россией, Германией и остальным миром относительно конструктивизма, будущего искусства и будущего общества. Таким образом, движение конструктивизма укрепило свое место в истории модернизма и продолжает влиять на практику искусства по сей день.

Понимая идеологии русского футуризма и конструктивизма, а также то, как их усилия вдохновили реальное движение в российском обществе, вы сможете понять, были ли работы американских художников, которых мы изучили до сих пор, такими же революционными, как их русские. аналоги?


Маркович Лисицкий

Победите белых красным клином

1919

Владимир Татлин

Памятник Третьему Интернационалу

(Башня Татлина)

1919

Любовь Попова

Образец набивной ткани

Государственная Третьяковская галерея, Москва


Варвара Степанова

Дизайн текстиля для производства

1924

Процитировано работ:

.

коллекций русского авангарда — Британская библиотека

О коллекции

В нашей коллекции представлены два основных направления русского искусства: футуризм 1910-х годов и конструктивизм 1920-х годов.Сила коллекции — в ее абсолютном разнообразии. Наиболее значительными предметами футуристического периода являются 15 крошечных рукописных и литографированных сборников 1912-1917 годов, которые являются результатом сотрудничества самых разных художников и поэтов, включая Хлебникова, Крученых, Каменского, Маяковского, Бурлюков, Ларионова, Гончарову, Малевич и Филонов.

Помимо дореволюционных футуристических книг, выпущенных в Москве или Санкт-Петербурге, у нас также есть небольшое, но важное количество публикаций, выпущенных в период 1917-1919 годов в столице Грузии, Тифлисе.Маяковский имеет наибольшее количество произведений в коллекции. Родченко и Лисицкий широко представлены, и есть образцы проектов других известных художников-конструктивистов того периода, таких как Альтман, Телингатер, Степанова, Клуцис, Кулагина и Клюн, а также архитектурные фантазии Чернихова.

У нас есть коллекция неоавангардных книг 60-х годов и книг современных художников, в том числе «книги художников» художника-графика Михаила Карасика, выпущенные ограниченным тиражом, пять книг, написанных и иллюстрированных Леонидом Тишковым, ограниченным тиражом, а также книги ( некоторые ручной работы) Ры Никоновой и Сергея Сигея с коллажами, вырезами, рукописными буквами и визуальной поэзией.

Что есть в наших читальных залах?

Использование Изучите каталог Британской библиотеки для поиска печатных материалов и микрофильмов.

Наши фонды перечислены в: Каталог книг русского авангарда 1912-1934 и 1969-2003 годов .

В Британской библиотеке также есть компакт-диск под названием Футуристы в коллекции GPIB (книги из собрания Государственной исторической публичной библиотеки в Москве) и набор микроформ Русский футуризм , 1910-1916: стихи, манифесты, журналы и сборники из 77 микрофиш.

Русский авангард Интернет представляет произведения всех школ русского литературного авангарда и входит в число электронных ресурсов, доступных в наших читальных залах.

Что есть в других организациях?

Дополнительные ресурсы доступны в следующих организациях:

Подробная информация о продукте — Cornell University Press

{{/если}} {{#if item.templateVars.googlePreviewUrl}} Google Предварительный просмотр {{/если}} {{#if item.imprint.name}}

Выходные данные

{{item.imprint.name}}

{{/если}} {{#if item.series.series}}

серии

{{# каждый элемент.series.series}}

{{{this.name}}}

{{/каждый}} {{/если}} {{#if item.title}} {{/если}} {{#if item.subtitle}}

{{{item.subtitle}}}

{{/если}} {{#if item.templateVars.contributorList}} {{#if item.edition}}

{{{item.edition}}}

{{/если}} {{#each item.templateVars.contributorList}}

{{{this}}}

{{/каждый}} {{/если}}

Приглашенный лектор в:

{{#if item.templateVars.formatsDropdown}}

Формат

{{/если}} {{#if item.templateVars.formatsDropdown}} {{{item.templateVars.formatsDropdown}}} {{/если}} {{#if item.templateVars.buyLink}} {{item.templateVars.buyLinkLabel}} {{/если}} Открытый доступ {{#if item.описание}}

{{{item.description}}}

{{/если}}
  1. СМИ
  2. {{#if item.templateVars.reviews}}
  3. хвалить
  4. {{/если}} {{#if item.templateVars.contributorBiosCheck}}
  5. Автор
  6. {{/если}}
  7. для педагогов
  8. {{#if item.templateVars.moreInfo}}
  9. больше информации
  10. {{/если}} {{#if item.templateVars.awards}}
  11. награды
  12. {{/если}}
  1. {{#if item.templateVars.reviews}}
  2. {{#each item.templateVars.reviews}} {{#if this.text}}
    {{#если это.текст}} {{{этот текст}}} {{/если}}
    {{/если}} {{/каждый}}
  3. {{/если}} {{#if item.templateVars.contributorBiosCheck}}
  4. {{#if item.contributors}} {{#each item.contributors}} {{/каждый}} {{/если}}
  5. {{/если}}
  6. Запросить экзамен или настольную копию

    Приглашенный лектор в:

    {{#if item.templateVars.contentTab}}

    Содержание

    {{{item.templateVars.contentTab}}} {{/если}}
  7. {{#if item.templateVars.moreInfo}} {{#each item.templateVars.moreInfo}}

    {{{this}}}

    {{/каждый}} {{/если}}
  8. {{#if item.templateVars.awards}}
  9. {{# каждый элемент.templateVars.awards}}

    {{this.name}}

    {{/каждый}}
  10. {{/если}}

Также представляет интерес

.
Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *