Футуризм в русском искусстве

Статья о спорном предмете в истории отечественного искусствознания — футуризме в искусстве. Рассмотрено само явление футуризма, его возникновение в России, основные представители и события.

Искусство. Искусствоведение

Статьи

Вуз: Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А Л Штиглица (СПГХПА им. АЛ Штиглица)

ID: 5b0bf00d7966e104e9d8c69a

UUID: 0cecdcf0-449d-0136-5777-525400005860

Язык: Русский

Опубликовано: больше 4 лет назад

Просмотры: 50

Find:

Highlight allMatch case

Current View

Current View

Automatic ZoomActual SizeFit PageFull Width50%75%100%125%150%200%300%400%

Enter the password to open this PDF file:

File name:

File size:

Title:

Author:

Subject:

Keywords:

Creation Date:

Modification Date:

Creator:

PDF Producer:

PDF Version:

Page Count:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ А. Л. ШТИГЛИЦА КАФЕДРА ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ ЭССЕ Футуризм в русском искусстве Выполнила: студентка IV курса Отделения искусствоведения Группы ИГН-41 Т.Е. Ардальянова Проверил: доцент, кандидат искусствоведения А. О. Котломанов Санкт-Петербург 2016

Начиная разговор о футуризме в России стоит сказать две вещи: это яркая часть русского авангарда начала XX века и это художественное движение, выраженное «по-русски», очень отличалось от первоисточника итальянского футуризма. Помимо этого стоит упомянуть, что только в России существовало такое явление как кубофутуризм, сочетающее в себе грани кубизма и футуризма. В свете этого некоторые исследователи даже придерживаются такого мнения, что случаев истинного футуризма в русской живописи всего несколько, все остальное по праву не может претендовать на звание футуристической живописи (к примеру, это можно прочесть в работах Н. А. Гурьяновой — главной исследовательницы творчества Ольги Розановой, одной из амазонок авангарда и, пожалуй, одной из главных футуристок в кругу художников того времени).

Вернемся к первой обозначенной вещи. Футуризм есть часть русского авангарда. Сам по себе футуризма сложился в 1909 году в Италии, предшествовал этому манифест Ф. Т. Маринетти, изданный в 1908 году. Как пишет Ю. В. Рычкова: «Ко времени возникновения футуризма уже сложилась потребность сокрушения предшествующей идеологии. (…) Футуризм в Италии был также активным общественно-политическим движением»1. В живописном плане футуризм стремился к передаче динамизма, движение было символом творческой энергии жизни. «Футуристы пытались сделать свое творчество выражением стремительных перемен»2. Значение сюжета в их творчестве сведено почти до минимума, а вот в колористическом плане произведения разных художников существенно отличались. О дальнейшем развитии футуризма в Италии Рычкова пишет следующее: «Постепенно развиваясь в своих 1 2 ​ ычкова Ю. В. ​ Р Энциклопедия модернизма. М.: Эксмо, 2002. С. 63. ​ ам же. С. 64. Т

поисках истины, футуристы отказались от главенствующей роли динамики, раздробили образы, перешли к изображению отдельных частей тела и предметов»3.

Итальянскую программу футуризма можно назвать отправной 4 точкой для создания футуризма в других местах , именно Италия задавала общий мировой ритм футуристического движения. Манифест футуризма был издан под авторством Филиппо Томмазо Маринетти в феврале 1909 года. Само название было образовано от итал. «futuro», что означало «будущее». Таким образом, годом возникновения футуризма в мире следует считать 1909. В Италии основой футуризма стал поиск новой эстетики, отрицание всего предшествующего, прославление века машинного. Маринетти всячески поддерживал этот имидж. Как пишет в своих воспоминаниях М. Матюшин, по приезду в Россию он даже спал в машине и назначал в ней любовные свидания, что, конечно, удивляло и 5 восхищало приверженностью идее столичную молодежь . Начало русского авангарда очень близко зарождению футуризма в мире по времени. Исследователи придерживаются относительно временных рамок русского авангарда в качестве крайних точек 1907 и 1932 годы. Такая датировка была предложена современником и одним из 6 первых исследователей русского авангарда Н.
И. Харджиевым . Долгое время с его же подачи синонимами термина «авангард» были: «левое искусство», «левый фронт искусств» и наиболее интересующий данной 3 Рычкова Ю. В. ​Энциклопедия модернизма. М.: Эксмо, 2002. С. 65-66. ​ 4 ​Бобринская Е. А. ​Футуризм // Энциклопедия русского авангарда. Том 3. Кн. II. М.: Глобал Эксперт энд Сервис Тим. 2013. С. 354 5 ​Матюшин М. ​Указ. соч. С. 505. 6 ​Крусанов А. В. ​Самозванное искусство. // Поэзия и живопись. Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 110.

работе термин «футуризм». Наибольшую ясность вносит не так давно вышедшая «Энциклопедия русского авангарда», где каждому из этих терминов дано свое обоснованное определение. Однако, на деле, при изучении истории русского авангарда возникает проблема соотношения всех наименований течений, групп и объединений. Русский авангард был очень подвижен, художники быстро проходили все основные стадии развития живописи модернизма: импрессионизм, постимпрессионизм, фовизм, примитивизм, кубизм, кубофутуризм и футуризм.

Эти переходы укладывались буквально в рамки одного десятилетия – 1905-1915 годы. «Все без исключения «измы» были направлены на создание нового 7 художественного языка» , однако, как отмечает О. А. Юшкова, именно на долю футуризма выпало в начале XX века формирование новой эстетики и утверждение формального строя языка в разных видах искусства, 8 претендуя на выражение нового мироощущения . В это же время был достаточно популярен «принцип отсчета», «нуля», с которого следовало все начать. Этот «нуль», точка отсчета является «одним из наиболее 9 значимых транскультурных символов, присвоенных себе футуризмом» , вся теория этого направления декларирует сведение предшествующей культуры именно к этому нулю. Футуристы желали начать культуру нового с себя, воплотив новое искусство. При изучении записей и воспоминаний современников-футуристов часто встречается описание членов этого движения как воинов новой культуры, тех, кто шел на баррикады борьбы с «застарелым» академизмом. Фактически футуризм 7 ​Юшкова О.
А. ​Станция без остановки. Русский авангард 1910-1920-е годы. М.: Галарт, 2008. С. 20 8 Там же. С. 18. 9 ​Горячева Т. ​Иконология кубофутуризма. // Поэзия и живопись. Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 140

10 стал не направлением, а первым авангардистским движением . Именно вследствие стремления разрушить мир старый и создать новый, футуризм производит перенос акцента в творчестве на сам процесс создания. К слову о разрушении старого, футуризм часто связывается с варварством, но именно оно является инструментом очищения, изобличения, дает импульс к новому. Важной мыслью в эстетике футуризма является возврат к первоначальному бытию, возврат к первобытному незнанию, ведь создать абсолютно новое на фоне бесчисленного количества культурных наслоений прошлых эпох для футуристов казалось невозможным и неверным. Поэтому, можно согласиться с мыслью Н. А. Гурьяновой, что «идея первозданного незнания как импульс к познанию мира ведущая в 11 эстетике футуризма» .

Здесь происходит разрушение «законов разума», догматических представлений о пространстве и времени. С этой точки зрения футуризм стал школой познаний мира, и, в первую очередь, преодоления «линейного времени», разрушения восприятия времени как 12 движения поступательного и направленного . Также, говоря о бунтарстве и разрушении, Гурьянова приводит эти анархические элементы в качестве отличительных моментов раннего русского футуризма от футуризма итальянского и от кубизма, который был тесным образом связан с футуризмом в России. Черты этой футуристической анархии раскрываются по ее мнению в органичной многомерности движения и в обращении к 13 новым сферам и жанрам . Если же говорить о «движении», то это понятие Акопян К. З. ​XX век в контексте искусства. История болезни как повод для размышления. М.: 10 Академический проект, 2005. С. 111. 11 ​Гурьянова Н. А. ​Эстетика анархии в теории раннего русского авангарда. // Поэзия и живопись. Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева. М.: Языки русской культуры, 2000.
С. 102 12 Там же. С. 104 13 Там же. С. 94.

стоит считать, пожалуй, одним из основных в эстетике футуризма. «Сдвигология», возникшая в литературе второго десятилетия XX века, и динамизм в живописи – порождение футуристов. Говорить о футуризме в России всегда следует с определенными оговорками. Безусловно, своим возникновением русский футуризм обязан итальянскому. В разных источниках, в том числе мемуарах современников, не раз указывается на первенство возникновения русского футуризма. Бенедикт Лившиц писал, что не может быть и речи о создании русского футуризма на базе итальянского, ведь в России манифест Ф. Т. Маринетти был на тот момент неизвестен, переводы статей появились, по его словам, лишь в 1914 году. Однако М. Матюшин пишет, что нельзя сказать, будто до подготовки в печать первых совместных работ «Союза Молодежи» и «Гилеи» никто из них не был знаком с текстами Маринетти, но все же это заочное знакомство не являлось определяющим в формировании русского футуризма на тот 14 момент . История футуристического движения с самого его начала подвергалась попыткам исследования и фиксации. Сами современники – участники этого движения, писали работы по данной проблеме. Поэт Алексей Крученых, одна из наиболее значительных фигур русского футуризма наравне с Велимиром Хлебниковым, задумывал большую книгу по истории футуризма. Уже в 1928 году в Москве вышла его брошюра «15 лет 15 русского футуризма» , но полного издания так и не случилось, остались лишь отдельные записи и статьи, которые на данный момент являются 14 ​Матюшин М. ​Русские кубофутуристы. // Русский футуризм. Стихи. Статьи. Воспоминания. / Сост. В. Н. Терехина, А. П, Зименков. СПб.: Полиграф. 2009. С. 495 15 ​Гурьянова Н. А. ​Биография дичайшего. Воспоминания Крученых в литературном контексте 1920-1930-х годов. // ​Крученых А. Е. ​К истории русского футуризма. Воспоминания и документы. – М.: Гилея, 2006. С. 8.

важными документами при изучении русского футуризма. Помимо этого исследованиями занимался упомянутый выше Н. И. Харджиев. Остались записи М. Матюшина, Д. Бурлюка и других участников движения. На тему возникновения русского футуризма мнения различны. Годом его основания считают поочередно каждый год с 1909 по 1912. Аргументация на этот счет так же отличается: от выхода сборника «Садок судей» до выпуска брошюры «Пощечина общественному вкусу». Сами участники этого процесса не могли сойтись в одном мнении. Бурлюк и Каменский утверждали, что русский футуризм возник совершенно обособленно от итальянского в том же 1909 году, в конце этого года будущие участники группы «Гилея» работали над созданием сборника «Садок судей». Маяковский на этот счет сказал, что данный сборник лишь 16 «импрессионистическая вспышка футуризма» . Крученых и Маяковский считали, что годом основания является 1912 – выход манифеста «Пощечина общественному вкусу». 1910-й год можно считать годом основания вследствие выхода уже названного выше «Садка судей». Автор данной работы при своем исследовании склонен считать годом начала футуристического движения именно 1909, так как это точка начала активной работы будущих «гилейцев». Сама же группа «Гилея» во всеуслышание заявила о себе в 1912 году изданием, названным В. В. 17 Поляковым первым футуристическим сборником – «Пощечина общественному вкусу». В русском футуризме не было сплоченности и монолитности, а также единой теоретической базы. Сутью являлось создание особой 16 ​Марков В.Ф. ​История русского футуризма. СПб.: Алетейя, 2000. С. 29 17 ​Поляков В В.​Пощечина общественному вкусу. // Энциклопедия русского авангарда. Том 3. Кн. II. М.: Глобал Эксперт энд Сервис Тим, 2013. С. 140

мифологии. Множество возникающих и распадающихся групп скорее соперничали друг с другом, чем выступали под единым знаменем футуризма. Среди наиболее заметных объединений стоит выделить «Гилею», группу «Эго-футуристов», «Центрифугу» и «Мезонин поэзии», все остальные были большей частью последователями. В связи с перечисленными объединениями, стоит отметить, что первоначально русский футуризм сформировался в литературе. Годами их расцвета и наиболее активной деятельности следует считать 1912-1914 годы. Кроме этого важно отметить, что в среде футуристов существовало два наименования: футуристы и будетляне. Современники разделяли футуризм и будетлянство по причине того, что футуризм отрицает совершенно традицию, будетлянство же является новотворчество, построенное на традициях русской древности. По мнению многих исследователей русского авангарда, включая В. Терехину, О. А. Юшкову, Н. А. Гурьянову, Е. А. Бобринскую, в живописи 18 футуризм в России занимал менее активную позицию , он проявился лишь в 1912-1914 годах и остался кратким эпизодом. «Футуризм, — пишет 19 Е. А. Бобринская, — воспринимался как формальное движение» , часто брались лишь внешние средства передачи динамизма, сдвига форм. По мнению Рычковой, особая специфичность русского футуризма выражалась в четырех основных вещах: 1. Подчеркнутая независимость от Запада; 2. «Смутное возмущение одиночеством человеческой личности»; 3. Обращение к народному, традиционному искусству; 18 ​Бобринская Е. А. ​Футуризм // Энциклопедия русского авангарда. Том 3. Кн. II. М.: Глобал Эксперт энд Сервис Тим, 2013. С. 355. 19 Там же. С. 356

4. Роль общественной тематики. Все это сложило отличный от футуризма кубофутуризм в России. Существовала практика смешения стилей кубизма и футуризма. Футуризм накладывался на кубистическую основу, что породило особое направление, свойственное только русскому искусству – кубофутуризм. Кубофутуризм появился при объединении «Гилеи» и «Союза 20 молодежи» , его эстетика формировалась при взаимодействии поэзии и живописи. Годом расцвета можно считать 1913, в это время сами 21 «гилейцы» стали именовать себя «кубофутуристами» . В. Ф. Марков в своей «Истории русского футуризма» пишет, что трудно определить, когда именно возник этот термин и каким образом, некоторые считают, 22 что «гилейцы» сделали это, чтобы выделяться на общем фоне . Заканчивается же история кубофутуризма выходом сборника «Рыкающий 23 парнас» в начале 1914 года . В русской футуристической живописи активно использовались итальянские приемы, но все исследователи однозначно сходятся в том, что в этом не было слепого копирования, это скорее становилось лабораторией для создания нового, своего личного почерка в искусстве. Круг живописных произведений футуристического характера не велик. В большинстве своем это пограничные работы в стилистике кубофутуризма или живописного алогизма. Стоит сказать о важном отличии русского футуризма от итальянского в живописи: во-первых, он представлен 20 ​Юшкова О. А. ​Станция без остановки. Русский авангард 1910-1920-е годы. М.: Галарт, 2008. С. 67 21 ​Марков В.Ф. ​История русского футуризма. СПб.: Алетейя, 2000. С 105 22 ​Марков В.Ф. ​История русского футуризма. СПб.: Алетейя, 2000. С. 106 23 ​Матюшин М. ​Русские кубофутуристы. // Русский футуризм. Стихи. Статьи. Воспоминания. / Сост. В. Н. Терехина, А. П, Зименков. СПб.: Полиграф. 2009. С. 506

тенденциями примитивизма и кубизма, а во-вторых, если итальянцы провозглашали век машин и возвеличивали урбанизацию, то русские художники настороженно относились к нарастающей механизации, даже с некоторой опаской. Здесь будет уместно привести слова Матюшина, которые можно отнести ко всей истории русского футуризма в целом: «Русский кубофутуризм родился сильным и здоровым. Это был могучий физкультурник, не стыдившийся своей наготы и не надевавший западного модного тряпья. Он умел с одинаковой силой любить и ненавидеть, и 24 поэтому яростно дрался за свое дело» Двумя самыми значимыми событиями в истории живописи русского футуризма можно считать выставки 1915 года: Первая футуристическая выставка «Трамвай В» и Последняя футуристическая выставка «0,10». Выставка «Трамвай В» стала первым кураторским опытом К. Малевича. Смысл названия выставки, как и многих представленных на ней алогических работ до настоящего времени не раскрыт. Особенно примечательна на этой выставке работа «Пожар в городе» Ольги Розановой, написанная в 1913 году и ставшая признанным образцом русской футуристической живописи25 Организаторами последней выставки стали И. Пуни и К. Богуславская, куратором также выступил Малевич. Выставка «0,10» – программное заявление самых радикальных на тот момент сил авангарда. Событие 24 ознаменовано представлением публике супрематизма, ​Матюшин М. ​Указ. соч. С. 507. Иванова М. К. ​Выставка ​​«Трамвай В». Первая футуристическая выставка. ​// ​Энциклопедия ​ русского авангарда. Том 3. Кн. I. М.: Глобал Эксперт энд Сервис Тим. 2013. С. 106. 25

контррельефов В. Татлина, заявлением Крученых «Тайные пороки академиков». В живописи России футуризм так и не занял лидирующих позиций. Среди живописцев к футуризму ближе всего были Ларионов с его группой «Ослиный хвост» и некоторые художники из объединения «Союз молодежи», к примеру, уже упоминавшаяся Ольга Розанова. Для расцвета и основного активного периода футуризма в России стали 1912-1914 годы. Это в большей степени были театр и постановки, социальные акции и диспуты грим и опыты в кинематографе, публикации и манифесты. В 1913 году футуристы даже совершили турне по стране со своими выступлениями на публике. Особенностью русского футуризма в живописи были достаточно тесные связи с экспрессионизмом и примитивизмом26. И все же футуризм в русском искусстве остался скорее кратким эпизодом, захватившим, по сути, в изобразительном искусстве лишь около двух с половиной лет. Уже с 1915 года футуризм перестал представлять из себя актуальное художественное направление в России, однако, именно футуризм определял атмосферу русской художественной жизни второго десятилетия XX века. Бобринская Е. А. ​Футуризм // Энциклопедия русского авангарда. Том 3. Кн. II. М.: Глобал ​ Эксперт энд Сервис Тим, 2013. С. 355. 26

Список использованной литературы 1. Акопян К. З. XX век в контексте искусства. История болезни как повод для размышления. М.: Академический проект, 2005. 2. Амазонки авангарда. М.: Наука, 2004. 3. Бобринская Е. А. Русский авангард. Границы искусства. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 4. Горячева Т. Иконология кубофутуризма. // Поэзия и живопись. Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева. М.: Языки русской культуры, 2000. 5. Гурьянова Н. А. Эстетика анархии в теории раннего русского авангарда. // Поэзия и живопись. Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева. М.: Языки русской культуры, 2000. 6. Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм. М.: Ad Marginem Press, 2015. 7. Крусанов А.В. Русский авангард: 1907-1932. Т.1 Боевое десятилетие. Кн. 1. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 8. Крусанов А.В. Русский авангард: 1907-1932. Т.2 Скандальные годы. Кн. 1. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 9. Крученых А. Е. К истории русского футуризма. Воспоминания и документы. – М.: Гилея, 2006. 10. Марков В.Ф. История русского футуризма. СПб.: Алетейя, 2000. 11. Русский футуризм. Стихи. Статьи. Воспоминания. / Сост. В. Н. Терехина, А. П, Зименков. СПб.: Полиграф. 2009. 12. Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма. М: Эксмо-пресс, 2002. 13. Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX — начала XX века. М.: Галарт, 2001.

14. Энциклопедия русского авангарда. Том 3. Кн. II. М.: Глобал Эксперт энд Сервис Тим. 2013. 15. Юшкова О. А. Станция без остановки. Русский авангард 1910-1920-е годы. М.: Галарт, 2008. 16. Якимович А. К. Эпоха сокрушительных творений. М.: Галарт, 2009.

Итальянский футуризм из коллекции Джанни Маттиоли: bogachkova1957 — LiveJournal

В ГМИИ им. А.С. Пушкина долгожданная выставка «Свободное искусство. Итальянский футуризм из коллекции Джанни Маттиоли». Выставка интересна тем, что, во-первых, итальянское искусство начала XX века практически не представлено в российских собраниях, и, во-вторых, итальянский футуризм — одна из ярчайших страниц европейского авангарда. На выставке представлено 26 произведений итальянских художников из коллекции Джанни Маттиоли, которая включает картины в духе футуризма, выполненные в 1910–1921 годах.

Сначала немного о владельце картин: Миланский коллекционер Джанни Маттиоли считал искусство способным делать человеческое существо «более человеком и менее зверем». Он сформировал основную часть своего собрания в период с 1943 по 1953 год, которая стала одной из самых значительных частных коллекций итальянского искусства в XX веке. «Моя цель сейчас состоит в дальнейшем отборе итальянских работ, а также в их дополнении корпусом зарубежных произведений, с тем, чтобы создать небольшую частную галерею – открытую, однако, для любого, кто интересуется искусством, – где были бы представлены основные европейские течения, начиная от импрессионизма и далее, которая стала бы свидетельством искусства, рожденного в те времена, когда мне довелось жить», – Джанни Маттиоли. Футуризм по Маттиоли представляет собой купель, в которой было крещено все лучшее в итальянском искусстве, футуризм в полной гармонии со своим именем стал проекцией в будущее искусства. 

Амедео Модильяни (1884-1920). Портрет художника Фрэнка Хэвиленда. 1914. Картон, масло.

В 1913 году Джино Северини попытается склонить Амедео Модильяни войти в число футуристов. Но тот, несмотря на приятельские отношения с соотечественником, никогда не позволит затянуть себя в это движение. Что не помешает ему высоко ценить полотна самого Северини. Зная восхищение Модильяни итальянской классикой, трудно представить, какие резоны могли побудить Северини предложить ему подписать футуристический манифест, где предлагалось разрушить музеи и библиотеки, и повернуться спиной к великим итальянским культурным традициям. Хотя у Амедео Модильяни в представленном портрете проявляется какой-то динамический, протофутуристический мазок. 

Также немного истории и концепции футуризма, чтобы лучше почувствовать смысл представленных на выставке картин. Футуризм (от лат. futurum — будущее), одно из наиболее влиятельных направлений авангардизма, зародился в Италии. 

Фото Филиппо Маринетти (1876-1944), идеолога итальянского футуризма.

Днем рождения футуризма стало 20 февраля 1909, когда в парижской газете «Фигаро» появился написанный Т.Ф.Маринетти Манифест футуризма. Именно Маринетти был теоретиком и вождем первой, миланской, группы футуристов. Манифест был обращен к молодым итальянским деятелям искусства. В манифесте отрицались все духовно-культурные ценности прошлого. 

Во многом были схожи первоначальные формально-теоретические установки последователей футуризма в Италии и в России – все эти шумные призывы «сбросить классику с парохода современности», все эти эксцентричности, эпатаж буржуа, рассуждения о «слове-новшестве» Крученых, «словах о свободе» Маринетти и т.п. Но русский футуризм не был однороден по своему составу, так существовал футуризм салонный, типа поэзии Игоря Северянина, и кубофутуризм, впоследствии составивший основное крыло движения. В Италии же безраздельно царил властный диктат Филиппо Маринетти. 

Филиппо Маринетти  удалось очень тонко отразить в положении первого манифеста чувства и настроения ряда итальянских интеллектуалов. В воздухе копилась атмосфера назревающей мировой войны, которая тревожила многих. В экономически неразвитой Италии индустриализация США и Германии вызывала комплекс неполноценности и восхищение, поэтому для итальянцев машина стала символом прекрасного и великого. Перемешав идеи анархизма и ницшеанства и добавив немного эротизма в духе Д’Аннунцио, Маринетти своим манифестом производит эффект разорвавшейся бомбы. Движение футуристов набрало обороты, вокруг Маринетти собирается всё больше новых сторонников, с которыми он организовывает выступления, чтение стихов и занимается популяризацией футуристического движения. К поэтам-футуристам присоединяются и художники: Умберто Боччони, Джакомо Балла, Джино Северини, Карло Карра и Луиджи Руссоло. 11 апреля 1910 года они провозглашают свой «Манифест футуристической живописи». В манифесте для футуристов целью искусства становится «создание новой реальности», в которую почерпнутые из жизни изобразительные элементы вводятся, исходя из чисто произвольного хотения и субъективной воли художника. 

Итальянские футуристы (слева направо): Луиджи Руссоло, Карло Карра, Филиппо Томмазо Маринетти, Умберто Боччони и Джино Северини перед зданием редакции газеты «Фигаро», Париж, 9 февраля 1912 г.

Вот основные тезисы манифеста: «Самые старые среди нас — тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придёт новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора…»; «Мы разрушим музеи, библиотеки, учебные заведения всех типов, мы будем бороться против морализма,  феминизма, против всякой оппортунистической или утилитарной трусости»; «…Тащите огня к библиотечным полкам! Направьте воду каналов в музейные склепы и затопите их! И пусть течение уносит древние полотна! Хватайте кирки и лопаты! Крушите древние города!..»; «Мы будем восхвалять войну — единственную гигиену мира, милитаризм, патриотизм, разрушительные действия освободителей, прекрасные идеи, за которые не жалко умереть»; «Патриотизм и любовь к войне — это принципы гигиены, без которой нет ничего, кроме упадка и смерти»; «Не существует красоты вне борьбы. Нет шедевров без агрессивности». Таким образом, предлагалось вывернуть все эстетические ценности наизнанку, и итальянские художники следуют этим предписаниям манифеста. 

Футуризм в самом широком смысле – это попытка вообразить будущее. Итак — что было для художников-футуристов определяющим признаком будущего? Прежде всего — движение. Футуристические картины – это лаборатории по созданию новых динамических форм визуальности, новых практик письма и зрительства. Как говорили сами футуристы – «чтобы писалось и смотрелось во мгновение ока». И, конечно же, прославление машины, индустриализации, урбанистической цивилизации. Маринетти мечтал о создании «механического человека с заменяемыми частями».
«Движение, которое мы хотим воспроизвести на полотне, не будет более закреплённым мгновением всемирного динамизма, это будет само динамическое ощущение…». А передача движения достигалась просто и без затей. Таким приёмом обычно пользуются мультипликаторы, разбивая и фиксируя этапы ходьбы, бега, жеста персонажа по кадрам. Футуристы совместили эти элементы в один «кадр»: на картине они показывали фазы движения одновременно. В изобразительном искусстве все-таки футуризм отталкивался первоначально от фовизма, заимствуя у него цветовые находки, и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира.

В живописи и скульптуре итальянский футуризм стал предтечей многих последующих художественных открытий и течений. Так, Боччони, использовавший в одной скульптуре самые разные материалы (стекло, дерево, картон, железо, кожу, конский волос, одежду, зеркала, электрические лампочки и т.д.), стал предвестником поп-арта. Стремясь в своих футуристических скульптурах-конструкциях к объединению пластической формы, цвета, движения и звука, Балла предвосхитил и кинетизм, и позднейшие синтетические виды искусства и т.д.
Надо отметить также, что многие итальянцы-футуристы симпатизировали фашистскому режиму Муссолини, считая его воплощением мечты о великом будущем Италии. Футуризм в чистом виде очень быстро устарел и уже к 1920-м годам стал устойчивой классикой, т.е. именно тем, от чего в свое время открещивались его сторонники. А апологет футуризма Маринетти к концу своей жизни разочаровывается в фашизме, обращается к мистике и христианству. Тем не менее, война для него не теряет своей притягательности. В 1942 году Маринетти оказывается в России, вместе с фашистской армией. На сохранившихся фотографиях того периода вождь футуризма позирует с русскими крестьянами — видимо, рассматривая эту поездку как очередное авантюрное поэтическое приключение. В 1943 году Маринетти будет ранен под Сталинградом, а в 1944 году умрет. Вместе с ним и движение футуристов окончательно закончит своё существование.

А теперь непосредственно перейдем к картинам на выставке. Для подчеркивания важности роли футуризма в авангардных явлениях начала XX века, на выставке  итальянские картины (не все) из коллекции Джанни Маттиоли развешаны среди постоянной экспозиции ГМИИ. 

Умберто Боччони (1882-1916) был одним из главных теоретиков движения футуристов. Именно он адаптировал идеи Филиппо Маринетти к визуальному искусству, выпустив в 1910 году «Технический манифест футуристической живописи». Кончил трагически — после начала Первой мировой войны был призван в армию, а 16 августа 1916 года случайно упал с лошади во время тренировочных упражнений кавалерии и, получив смертельную травму, умер на следующий день. Его картина «Город поднимается», наполненная какой-то напряженной атмосферой, считается одной из знаковых произведений итальянского футуризма вообще.

Умберто Боччони. Город поднимается. 1910. Этюд к одноименной картине (1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Картон, масло. Умберто Боччони. Динамизм велосипедиста.1913. Холст, масло.

Для сравнения русского и итальянского футуризма посмотрите на следующую картину «Велосипедист», которую принято считать одной из наиболее характерных примеров футуристической живописи в целом в русском искусстве начала 1910-х годов. 

Наталья Гончарова. Велосипедист. 1913. Русский музей. Умберто Боччони. Материя. 1912. Холст, масло.

Картину «Материя» Боччони считал самой важной в своем творчестве. Эта картина — метафора всего окружающего мира. В центре картины очертания сидящего человека, сцепившего руки в кольцо, а окружает его условный пейзаж, который включает в себя собирательный образ мира: очертания домов, с черепичными крышами, горы, падающие вниз потоки воды, зеленые массивы (леса и поля), очертания розы, а в нижней части картины в центре зияет черная бездна. Изображенный на картине человек — это мать художника, ведь женщина — вечный, с древности обожествляемый символ жизни. 

Джакомо Балла (1871-1958) – представитель первой волны футуристического искусства, на чьём творчестве учились У. Боччони и Д. Северини. Прославляя динамику современного мира, Балла пытается изобразительными средствами передать основополагающие категории футуризма – «движение», «скорость», применяя принцип симультанности, то есть движение как ряд одновременно переданных на плоскости движений. Активный пропагандист футуризма он переносит его на другие виды искусства: скульптуру и прикладное искусство – театральный дизайн и костюм. Всё больше тяготея к геометрическим формам, Балла перемежает в творчестве абстрактные и фигуративные композиции. В 1930-е годы художник совсем отходит от футуризма, возвращаясь к традиционной манере выражения. 

Джакомо Балла. Меркурий проходит перед Солнцем. 1914. Холст дублированный, темпера.

Картина «Меркурий проходит перед Солнцем» вызывает мысли о величии мироздания, о космических процессах неподвластных человеку. Необычен, фантастичен ее колорит с огненными и сиреневыми красками. Художник увлекался астрономией и лично наблюдал это астрономическое явление 7 ноября 1914.

Джакомо Балла. Текущие линии + динамические последовательности. 1913. Холст дублированный, темпера.

В своих ранних экспериментах Джакомо Балла обращается к опыту фотографии. Дело в том, что еще в 70-е годы XIX  века фотограф Эдвард Мейбридж создает хронофотографию – серии фотографий движущихся объектов, где каждый из снимков серии запечатлеет отдельный момент движения. Картины Балла имитировали что-то вроде механического наложения снимков хронофотографической серии друг на друга. Как если бы на одной картине было последовательно изображено несколько моментов движения. В работе «Текущие линии + динамические последовательности» видна динамическая последовательность движущегося объекта. Нельзя понять, что именно движется, но ощущение динамики возникает. Для композиционного единства Балла добавляет сюда белые направляющие линии, указывающие на направление движения. Такой механистический способ  динамического умножения граней и контуров движущихся объектов в том или ином виде можно проследить в очень многих футуристических работах.

Джино Северини (1883-1966) еще в 1900 году познакомился с Джакомо Балла, у которого перенял дивизионистическую технику рисунка. Начиная с 1910 года главной темой произведений Северини была ночная жизнь большого города, в которых можно заметить признаки футуристического направления, выражающиеся в динамике и резкости изображения. Северини принимал активное участие в подготовке первой коллективной выставки футуристов в Париже в 1912 году. 

Джино Северини. Голубая танцовщица. 1912. Холст, масло, блестки.

Художник создал наиболее аналитическую концепцию, построенную главным образом на сдвигах изображенного на картине пространства, на смещениях и диспропорциональных соединениях различных пространственных фрагментов. Кроме того, особую роль у Северини играют цвет и эффект мозаичного дробления объектов окружающего мира. После 1916 года вернулся к жизнеподобным формам классически ориентированного реализма.

Джино Северини. Голубая танцовщица. Фрагмент.

Не просто сломать все классические приёмы в искусстве и придумать всё заново, но ещё и убежать от этих академических форм подальше. Для передачи динамики художник на картине использует технику наслоения. У голубой танцовщицы Северини будто несколько рук и ног. Фокусировка на движении передаёт стремительность наступившей новой эпохи – эпохи больших городов, фабрик и больших перемен.

Луиджи Руссоло (1885 — 1947) в своих полотнах прокламировал футуристический культ машин и движения, выраженный на полотнах геометрическими средствами. Параллельно с живописью Руссоло активно экспериментирует в музыке. Позже Луиджи Руссоло прекращает заниматься живописью и целиком посвящает себя музыке.

Луиджи Руссоло. Плотность тумана. 1912. Холст, масло.

Карло Карра (1881-1966) знакомится с футуристами в 1909 году, и год спустя подписывает первый «Манифест футуристической живописи», а в 1913 году выходит в свет его собственный манифест «Живопись звуков, шумов, запахов», в котором провозглашается одновременность восприятия какого-либо произведения искусства всеми органами чувств — зрением, слухом и обонянием. Из манифеста Карра: «Мы, художники-футуристы, утверждаем, что звуки, шумы и запахи являются частью выразительности линий, объемов и цветов, так же, как линии, объемы и цвета включены в архитектуру музыкального произведения. Таким образом, наши полотна будут выражать пластические подобия звуков, шумов и запахов, наполняющих театры, мюзик-холлы, кинотеатры, публичные дома, вокзалы, порты, гаражи, больницы, мастерские и т. д., и т. п. Для этого художник должен быть вихрем сенсаций, живописной силой и энергией, а не холодным логическим интеллектом…».

Карло Карра. Миланская галерея. 1912. Холст, масло. — Эскиз к картине Миланская галерея. 1912. Картон, карандаш.

В начале 1911 года Карло Карра подпадает под влияние живописи Поля Сезанна и пишет картины в стиле кубизма. От кубизма он позаимствовал структуру и гризайлевую манеру живописи, стремясь при этом внести в строгую кубистическую конструкцию хаотическое движение толпы, близкое футуристическому динамизму. Он вводит в свои композиции целые слова (в то время как кубисты ограничивались несколькими буквами), которые обладали каким-то изобразительным магическим воздействием. 

Карло Карра. Демонстрация интервентистов. 1914. Картон, темпера, перо, коллаж.

Прежде всего, проясню название картины «Интервенционистская манифестация». Перед Первой мировой войной в Европе существовало две масштабные коалиции – это Тройственный Союз, куда входили Германия, Австро-Венгрия, Италия и Антанта – коалиция России, Великобритании и Франции. При этом внутри Италии были и сторонники Антанты – их и называли Интервенционистами. Они активно выступали за то, чтобы в войне Италия присоединилась к Антанте, что в итоге и произошло в 1915 году.

В футуристическом духе Карра пытается передать зрелище демонстрации интервенционистов. Очень важно, что картина не построена на принципе внешнего реалистического сходства. Карра не изображает, а скорее передает синтетическое переживание этой демонстрации. Динамическое напряжение картины поддерживается за счет противостояния центробежных и центростремительных сил. Картина умышленно перегружена элементами – глаз зрителя  буквально не может ухватить все детали и за счет радиальной композиции возникает переживание, напоминающее головокружение. Это тоже программный аффект футуристической картины. В живописный слой вклеены вырезки из настоящих газет и журналов. Иногда это слова, а иногда звукоподражания выстрелам, выкрикам, сиренам. Некоторые детали отсылают к футуристическому контексту. Сверху слева вклеено слово Lecerba («Лечерба») – так назывался футуристический журнал. Здесь же по диагонали можно прочитать «Дзанг Тумб Тумб» — так называлась футуристическая поэма Филиппо Маринетти,  напечатанная в 1914 году.

Карло Карра. Преследование. 1915. Картон, темпера, коллаж.

После установления отношений с флорентийской группой «Голос», возглавляемой художником Арденго Соффичи, Карло Карра начинает свое постепенное отдаление от футуризма. Собственный стиль, в духе метафизической живописи, сформировался у Карло Карра позднее, после знакомства с Джорджо де Кирико (1888-1978) в 1916 году. Работы этого периода отмечены упрощением форм, изображением манекенообразных фигур (нередко без лица) или апокалипсическими сюжетами. В конце 1920-х годов Карло Карра переходит к более реалистической манере.

Карло Карра. Любовница инженера. 1921. Холст, масло. — Джорджо де Кирико. Большая башня. 1921. Холст, масло. Из собрания ГМИИ.

На выставке работа Карло Карра «Любовница инженера» висит напротив картины де Кирико из собрания ГМИИ, с которым он основал движение метафизической живописи.

Арденго Соффичи (1879 – 1964) был крупнейшей фигурой флорентийской группы футуристов. В 1911 году Соффичи пишет уничтожающую критическую статью об организованной в Милане миланской группой футуристов Маринетти «Выставке футуристической живописи». После этого выступления группа «миланцев» в составе Маринетти, У. Боччони и К. Карра отправилась во Флоренцию на встречу с Соффичи, чтобы «прояснить позиции». Встреча, назначенная в известном кафе «Giubbe Rosse», закончилась дракой, но всё-таки футуристам обеих групп — флорентийской и миланской — в конце концов удалось решить все спорные вопросы и начать сотрудничество. В 1912 году произошёл окончательный переход Соффичи в лагерь футуристов.  Но после 1915 года Арденго Соффичи постепенно отходит от футуристического искусства, перейдя на фигуративную живопись.

Арденго Соффичи: Трофейчик. 1914–1915. Холст, масло, коллаж. — Фрукты и ликеры. 1915. Холст, масло.

Оттоне Розаи (1895 – 1957) был тесно связан с группой флорентийских футуристов и особенно с Арденго Соффичи.

Оттоне Розаи: Декомпозиция дороги. 1914. Холст, масло. — Динамизм. Бар Сан-Марко. 1913. Картон, масло.

Марио Сирони (1885-1961) в 1915 году стал одним из главных представителей итальянского футуризма. В начале войны Сирони записался в батальон добровольцев-велосипедистов, в котором также служили Боччони, Маринетти, Фуни, Руссоло, а в декабре подписал очередной футуристический манифест «Итальянский проект». Сирони сблизился с фашисткой идеологией, о чём вспоминал Маринетти в октябре 1919 года на собраниях Миланской организации фашистов.  

Марио Сирони: Белая лошадь. 1919. Холст, масло. — Композиция с винтом. 1919 (?). Картон, темпера, коллаж.

Фортунато Деперо (1892-1960) знакомится с футуристами Джакомо Балла и Умберто Боччони в 1913 году, а в 1914 году он экспериментирует совместно с Балла в области скульптуры из различных материалов и публикует вместе с ним в 1915 году художественный манифест «Футуристическая реконструкция Вселенной», согласно которому футуристическое миропонимание отныне должно было охватывать не только область искусства, но и все сферы человеческой деятельности. Претворяя эту заповедь в жизнь, Деперо проявил себя настоящим всесторонним талантом: он выступает и художником, и дизайнером, и скульптором, и графиком, и иллюстратором, и театральным оформителем, и писателем. В 1919 году мастер открывает в Роверето Художественный дом футуризма, где изготавливают настенные ковры, занавеси и мебель. По мне, так представленная картина «Портрет Жильберта Клавеля» больше супрематистическая, чем футуристическая.

Фортунато Деперо. Портрет Жильберта Клавеля. 1917. Холст, масло.

Контрапунктом футуризму на выставке являются несколько работ Джорджо Моранди (1890 – 1964). Это художник, известный предельно лаконичными – и по цвету, и по композиции – натюрмортами. На его картинах обычно изображены несколько простых предметов – чашки или кувшины — в светлой гамме, практически без деталей с нейтральным освещением, почти без теней и бликов. Искусство Моранди – это футуризм наоборот. Художник не стремился выразить движение, динамизм вещей. Если у футуристов предметы распадаются на части в динамическом потоке, то у Моранди предмет преодолевается иначе — через остановку времени. На поверхностях минималистичных ваз и столешниц Моранди время буквально останавливается. Мир Моранди абсолютно статичен, а предметы его натюрмортов так же ирреальны, как динамические фантазии футуристов. Статичность вещей Моранди останавливает и взгляд зрителя. Ваза и бутылка становятся чем-то вроде визуальной воронки для этого взгляда. После долгого рассматривания бутылок и ваз Моранди зрителю будет не так-то легко восстановить обыденный ход времени уже в повседневной жизни — вполне реальные бутылки и вазы начинают терять прикладные функции и впадают в летаргию. Так, создавая новые формы – вызывающе статичные или, наоборот, вызывающе динамичные — искусство открывает и изменяет образный мир повседневности, который иначе остался бы незамеченным, не проявленным, скрытым привычкой.

Джорджо Моранди: Бутылка и ваза для фруктов. 1916. — Розы. 1917. Обе: Холст, масло.

Работы Моранди – это искусство ради искусства. Мастер прожил жизнь без погони за конъюнктурой и продаваемостью. Он не запятнал себя сотрудничеством с итальянским фашистским режимом, как это случилось с другими художниками, работавшими в те годы в Италии. Если не брать во внимание влияние футуризма на его живопись и нескольких лет, начиная с 1918 года, преданности идее метафизической живописи де Кирико, он держался в стороне от интеллектуальных споров и эстетических экспериментов XX в.  Если не считать ранних пейзажей, он писал почти всегда только натюрморты, тщательно избегая литературного и символического содержания, используя тонко подобранные цветовые комбинации. Стиль художника имеет нечто общее с пуризмом, но он более поэтичный и интимный, дышащий атмосферой спокойствия и культивируемой чувствительности.

Джорджо Моранди. Цветы. 1913. Холст, масло. Джорджо Моранди. Пейзаж. 1914. Холст, масло. Джорджо Моранди: Фрагмент. 1914. — Натюрморт с корпусом часов. 1915. Обе: Холст, масло.

Более всех на живопись Моранди повлиял Сезанн, которым он восхищался. После Второй мировой войны Моранди прославился на весь мир, а его живопись за свою поэтичность и приверженность чисто эстетическим ценностям пользовалась огромным уважением в среде молодых итальянских художников.

Использованные источники: Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М. Искусство, 1987; Малая история искусств. Искусство ХХ века. М. Искусство, 1991; http://www. a-modigliani.ru/library/parizo-modilyani17.html;  https://all-art.do.am/board/stili_i_napravlenija_v_iskusstve/futurizm_chast_1_futurizm_v_italii/1-1-0-3.

Художественное движение футуризма – история, художники и искусство – Artlex

В этой статье будет представлен краткий обзор исторического развития итальянского футуризма, а также доминирующего компонента идеологии, представленной футуристами и связанной с культом молодежи, индустриализация, скорость, технологии и модернизация. Анализируются роли наиболее значительных художников-футуристов, таких как Умберто Боччони, Джакомо Балла и Карло Карра. Также представлен анализ соотношения футуризма и кубизма и футуризма и модернизма.

Что такое футуризм?

Футуризм — авангардное художественное и общественное движение, зародившееся в Италии. Ключевым документом развития футуризма является «Манифест футуризма», опубликованный Филиппо Томмазо Маринетти в 1909 году. На волне футуристической философии было создано несколько манифестов. Все эти манифесты имели общее отношение к прошлому, основанное на бескомпромиссном неприятии, при этом прославляли культ молодости, индустриализации, скорости, технологий и модернизации, часто подчеркивая насильственную составляющую борьбы за культурные и более широкие социальные изменения. Футуризм развивался в литературе, а также в живописи, скульптуре, архитектуре, промышленном дизайне, музыке, кино, танце и моде.

Луиджи Руссоло, Карло Карра, Филиппо Томмазо Маринетти, Умберто Боччони и Джино Северини в Париже, 1912 год

История футуризма

Филиппо Томмазо Маринетти, итальянский поэт, основал футуристическое движение в Милане в 1909 году. Вскоре к нему присоединился художники Умберто Боччони, Карло Карра, Джакомо Балла и Джино Северини, которые определят визуальную поэтику футуризма в последующие годы. «Технический манифест футуристической живописи» был впервые опубликован в 1910 году в Милане. Этот документ вводит философию футуризма в среду живописи, развивая концепцию универсального динамизма. Помимо Боччони, манифест подписали Карло Карра, Джакомо Балла, Луиджи Руссоло и Джино Северини. В области формальных аспектов живописи художники-футуристы опирались на опыт постимпрессионистов и кубистов. Постимпрессионистский метод – дивизионизм для художников-футуристов имел решающее значение. Основу создания дивизионистских картин можно свести к двум процедурам. Первый — это нанесение на холст чистого или несмешанного цветового пигмента, а второй — сопоставление нужных пар дополнительных цветов для достижения максимальной яркости. Во-вторых, аналитические принципы кубистической живописи, то есть фрагментация сцен, позволили реализовать желаемую динамику внутри картины.

Спектр влияний футуристических идей очень широк и относится как к авангардным течениям, так и к модернизму в более широком контексте. Эти влияния видны в сюрреализме, ар-деко, кубофутуризме, конструктивизме, лучизме, вортицизме и прецизионизме.

Характеристики футуризма

К характеристикам футуризма относятся: отказ от традиционных ценностных рамок в области культуры, т. е. стремление к освобождению искусства от груза своего прошлого, выделение молодежи как ключевого капитала общественного развития, как а также увлечение технологиями, модернизацией городских пространств и динамизмом промышленных предприятий.

Художники-футуристы

Наиболее известные художники-футуристы: Умберто Боччони, Джакомо Балла и Карло Карра.

Умберто Боччони

Умберто Боччони был художником и скульптором, а также ведущим теоретиком футуристического движения. Боччони учился в Академии изящных искусств в Риме. В дополнение к «Манифесту художников-футуристов» Боччони опубликовал в 1914 году «Футуристическую живопись и скульптуру» (пластический динамизм), что составляет основу понимания футуристической визуальной поэтики. Его работы можно найти в коллекции Пегги Гуггенхайм в Венеции, Музее современного искусства в Нью-Йорке и Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

Джакомо Балла

Джакомо Балла был художником, карикатуристом, поэтом и дизайнером. Балла ввел технику дивизионизма в футуристическую живопись, оказав влияние на Умберто Боччони и Джино Северини. Его живопись характеризуется изучением движения и света. Работы Баллы выставлены в Художественной галерее Олбрайт-Нокс в Нью-Йорке, в коллекции Пегги Гуггенхайм в Венеции и в коллекции современного итальянского искусства Эсторика в Лондоне.

Карло Карра

Карло Карра — одна из ведущих фигур итальянского футуризма. Он учился в Академии Брера в Милане и был одним из тех, кто подписал Манифест художников-футуристов. Позже он разработал метафизическую живопись с Джорджо де Кирико. Его работы находятся в коллекциях Национальной галереи современного искусства в Риме, Музея современного искусства в Нью-Йорке и Пинакотека Брера в Милане.

Полный список художников-футуристов можно найти ниже:

  • Umberto Boccioni
  • Джакомо Балла
  • Карло Карра
  • Джино Северини
  • Елена Гуро
  • Джорджо Моранди
  • Джозеф Стелла
  • Александра Экстер
  • Валентайн де Сен-Пойнт
  • Всеволод Мейерхольд
  • Иво Паннаджи
  • Амадео де Соуза Кардосо
  • Марсель Янко
  • Луиджи де Джудичи
  • Эмилио Петторути
  • Александр Богомазов
  • Дэвид Бомберг
  • Ванда Вульц
  • Братья Стенберги
  • Санте Моначеси
  • Гильерме де Санта-Рита
  • Примо Конти
  • Отакар Швец
  • Мариса Мори
  • Стэнли Курситер
  • Карлос Филипе Порфирио
  • Энцо Майнарди
  • Джузеппе Бальбо
  • Андре Фау
  • Пьерджорджио Колаутти
  • Северо Антонелли

Футуристическая картина

Умберто Боччони, Улица входит в дом, 1912

Холст, масло, 100,0 см × 100,5 см, Музей Шпренгеля, Ганновер

Херардо Доттори, Восходящие формы (или Восходящие силы), 1930 делла Пенна, Перуджа

Джино Северини, «Динамизм танцора», 1912 г.

Бронза, 121,3 × 88,9 × 40 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Антонио Сант-Элия, Вокзал и самолеты, 1914 г. Комо

Более широкий список футуистских картин и произведений искусства показан ниже:

  •  Уникальные формы непрерывности в пространстве (Умберто Боччони)
  • Динамизм собаки на поводке (Джакомо Балла)
  • Восходящие формы (или восходящие силы) (Херардо Доттори)
  • Балерина в голубом (Джино Северини)
  • Примавера Умбрия (Херардо Доттори)
  • Динамизм автомобиля (Луиджи Руссоло)
  • Динамическая декомпозиция (Умберто Боччони)
  • Горизонтальные тома (Умберто Боччони)
  • Воспоминания о ночи (Луиджи Руссоло)
  • Футуристическая женщина (Давид Бурлюк)
  • Серия дин. 8 риночеронти (Фортунато Деперо)
  • Ciò che mi ha detto il truck (Карло Карра)
  • Scienza contro oscurantismo (Джакомо Балла)
  • Velocità d’automobile (Velocità n. 1) (Джакомо Балла)
  • Плотность тумана (Луиджи Руссоло)
  • Динамика дель Вьенто (Эмилио Петторути)
  • Cannoni in azione (Джино Северини)
  • Городской пейзаж с трубами (Марио Сирони)
  • Динамизм велосипедиста (Умберто Боччони)
  • иль Триттико делла Велочита
  • Голос города Нью-Йорка в интерпретации
  • Аврора Воландо (Херардо Доттори)
  • Похороны анархиста Галли (Карло Карра)
  • Абстрактная скорость + звук (Джакомо Балла)
  • Одновременные видения (Умберто Боччони)
  • Материя (Умберто Боччони)
  • Состояния ума I
  • Carica di lancieri (Умберто Боччони)
  • Море = Танцовщица (Джино Северини)
  • Ротация балерины и папагалли (Фортунато Деперо)
  • Состояния ума II
  • Movimento d’uccello (Fortunato Depero)
  • Festa della sedia (Фортунато Деперо)
  • Душа бездушного города (Кристофер Р. В. Невинсон)
  • Уличные асфальтоукладчики (Умберто Боччони)
  • Динамизм футболиста (Умберто Боччони)
  • Чудо света во время полета (Херардо Доттори)
  • Уличный фонарь (Джакомо Балла)
  • Влюбленные числа (Джакомо Балла)
  • Грязевые ванны (Дэвид Бомберг)
  • Paesaggio Aereo (Херардо Доттори)
  • Танцор Пигаль (Джино Северини)
  • Бруклинский мост
  • Аврора-суль-Гольфо (Херардо Доттори)
  • Сотто иль перголато в Неаполе (Умберто Боччони)
  • Голос города Нью-Йорка в интерпретации (Джозеф Стелла)
  • Радужное взаимопроникновение (Джакомо Балла)
  • Футуристическая композиция (Джозеф Стелла)
  • Италия между искусством и наукой (Марио Сирони)
  • Флаги у алтаря Родины (Джакомо Балла)
  • Конь-молния (Давид Бурлюк)

Футуризм в музыке

Футуристические идеи оказали влияние на теорию музыки и композицию, а также на разработку новых музыкальных инструментов. Музыковед и композитор Франческо Балилья Прателла был членом движения футуристов. Его вклад в теорию авангардной музыки отражен в0251 Манифест музыкантов-футуристов , опубликованный в 1910 году, в Технический манифест футуристической музыки , опубликованный в 1911 году, и в Разрушение квадратуры, опубликованный в 1912 году. Музыканты-футуристы выступали за отказ от традиционных форм академического музыкального образования, а также за отход. из доминирующей оперной традиции в Италии. Луиджи Руссоло — еще один важный автор в области теории музыки. Руссоло опубликовал революционную книгу «Искусство шума» в 1919 г.13 . В нем Руссоло исследует новую звуковую палитру, включающую в себя звуки и шумы, присущие городскому пейзажу.

Братья Луиджи и Антонио Руссоло сконструировали новые инструменты, которые они назвали intonarumori . Эти инструменты представляли собой генераторы акустического шума, которые позволяли исполнителю контролировать динамику и высоту звука нескольких различных типов шумов. Художники, находящиеся под влиянием теории футуристической музыки, — Игорь Стравинский, Эдгар Варез, Жорж Антейл, Артур-Винсент Лурье, Михаил Гнесин и Александр Гедике.

Луиджи Руссоло в 1913 году со своим механическим оркестром

Футуризм в литературе

Футуризм способствовал революционным изменениям в области литературы. Футуристы считали традиционную лирическую и эпическую литературу, а также жанры внутри них анахронизмом. В своем подрывном подходе футуристы высмеивали самую ценную форму прозы, то есть роман. Футуристическая литература должна была основываться на семи принципах, а именно на интуиции, аналогии, иронии, упразднении синтаксиса, метрической реформе, звукоподражании и существенном/синтетическом лиризме. Футуристы считали необходимым изменить синтаксис и сэкономить язык, который должен быть кратким и практичным. Филиппо Томмазо Маринетти сформулировал идею языка современности в манифесте «Разрушение синтаксиса — беспроводное воображение — слова в свободе». Такой язык лишен прилагательных и наречий и вводит в обиход математические и музыкальные символы. Футуристический язык будет основываться на глаголах, которые всегда появляются в инфинитиве, а также на частом использовании звукоподражаний.

Концепция Маринетти, известная как свобода слова, открыла пространство для новых отношений между текстом и визуальным материалом. Эти два содержания уже не противопоставлены, а объединены идеей визуальной поэзии. Новые типографские решения позволили форме стихотворения выглядеть совершенно нестандартно. Этот подход означал изменение не только в области визуального, но и новаторство в позиции читателя, которому теперь необходимо смотреть «на» и «сквозь» печатный текст.

Футуризм в театре

Для футуристов театр имел большое значение. Как пишет Маринетти вместе с Эмилио Сеттимелли и Бруно Корра в «Футуристический синтетический театр » (1915), 90% итальянцев приходят в театр, и там следует поощрять футуристический военный дух. Синтетикой в ​​футуристическом театре должно было стать сведение драматического текста к основным линиям, репрезентирующим идею драмы. Как они утверждают в манифесте, наше очень современное мозговое определение искусства, согласно которому никакая логика, никакая традиция, никакая эстетика, никакая техника, никакая возможность не могут быть навязаны природному таланту художника; он должен быть занят только созданием синтетических выражений мозговой энергии, которые имеют абсолютную ценность новизны . Пародия и водевиль были очень близки футуристам. Футуристы воспринимали театральное событие через способность общей театральной обстановки воздействовать на зрителя. Эту атмосферу создавали актеры на сцене и зрители в равной мере. Футуристы считали, что художник, полностью свободный от наследия театральной истории, может волновать и воздействовать на публику.

Футуризм в кино

Футуристы были очень близки к новым художественным формам кино и фотографии. Футуристический период итальянского авангардного кинематографа длился с 19С 16 по 1919 год. Известными авторами этого периода являются Арнальдо Джинна, Антон Джулио Брагалья и Иво Иллюминати. Футуристический фильм характеризуется антинатурализмом, а также эстетикой интенсивного контраста черных и белых геометризированных поверхностей. Единственный сохранившийся фильм этого периода — « Таис », снятый Антоном Джулио Брагалья в 1917 году. Футуристический фильм оказал большое влияние на немецкий экспрессионизм. Это влияние ясно видно в произведении Фрица Ланга « Metropolis » 19 века.27.

Антон Джулио Брагалья, Таис, немое кино, 1917, Cinémathèque Française, Париж

Футуризм в архитектуре

Архитектура была одной из важных областей для футуристического эксперимента. Тенденции к более широким социальным изменениям, освобождению масс и переопределению городских и сельских пространств нашли свое явное применение в архитектуре. Первым и наиболее значительным манифестом футуристов в области архитектуры является «Манифест футуристической архитектуры ».0252 , Антонио Сант’Элиа, опубликованный в 1914 году. Антонио Сант’Элиа был самым влиятельным футуристическим теоретиком архитектуры. Написанный им манифест определил ценность и эстетические рамки футуристической архитектуры, основанной на прерывности по отношению к теориям Витрувия, Виньолы и Сансовино. История архитектуры и устоявшиеся модели строительства были бременем, которое Сант-Элия считал препятствием для формирования современного архитектурного выражения. Условиями, диктующими архитектурные тенденции, должны быть современность, функциональность и экономичность, которых требует современное жилье.

Фриц Ланг, Метрополис, немой фильм, 1927, сценография

Футуризм как международное явление

Футуризм, как философия и спектр эстетических принципов, очень быстро распространился в международных кругах. Сначала в европейском контексте футуризм нашел хороший отклик в Германии, Чехии, Франции, Венгрии, Югославии. Через португальский авангард футуристические идеи достигли Южной Америки – Бразилии и Аргентины. В России футуризм развивается как кубофутуризм. Кубофутуристское авангардное движение объединило множество художников, которые переопределили современное искусство посредством более поздних работ в рамках супрематизма и конструктивизма. Влияние футуризма заметно и на японской межвоенной художественной сцене.

Футуризм против кубизма

Джино Северини был первым, кто познакомился с кубистскими методами, которые вскоре переняли футуристы. Кубистическая фрагментация сцен, а также эксперименты с перспективой имели решающее значение для футуристического эксперимента с живописью. Учитывая доминирующие темы, которыми занимались футуристы — развитие технологий, промышленности, транспорта и сцен городской жизни — кубистская геометризация как основа проложила путь к созданию нового языка футуристической живописи. Динамизм был главной ценностью, которую футуристы стремились сформулировать в своих произведениях, и в этом стремлении они отличались от кубистов. Соответственно, статичность кубистической сцены, которая распадается на неподвижность, не была характерной чертой, которую продолжали развивать футуристы.

Футуризм против модернизма

Наряду с кубизмом наибольшее влияние на футуризм оказала живописная традиция раннего модернизма. В частности, речь идет о постимпрессионистской технике дивизионизма. Эта техника основана на нанесении чистой краски на холст без предварительного смешивания на палитре. В таком чистом виде наносится краска, выстраивая гармоничные взаимодополняющие отношения. Визуальный язык, созданный футуристами на основе постимпрессионизма и кубизма, повлиял на несколько модернистских движений, возникших в последующие годы, таких как сюрреализм, кубофутуризм, конструктивизм, лучизм и прецизионизм.

Дегенеративное искусство

В самом конце Первой мировой войны футуристы перешли из субкультурных рамок в официальное течение итальянской культуры. Основав Футуристическую политическую партию, которая вскоре стала частью Национальной фашистской партии, Маринетти стал одним из ведущих интеллектуалов в фашистских кругах. Идея трансформации доминирующей культурной модели в Италии не была реализована. Значительную роль в послевоенной реконструкции сыграли архитекторы-футуристы, а художники и дизайнеры создали пропагандистские плакаты и монументальные портреты дуче, выполненные в подлинно футуристической аэрографической технике. Социальный климат быстро стал более жестким и воинственным, а с приближением Италии к Германии на заре Второй мировой войны немецкая терминология Entartete Kunst  или дегенеративное искусство было введено в публичный дискурс. Термин обозначал декадентские и извращенные тенденции в искусстве в интерпретации нацистов. Футуризм был одним из многих авангардных движений, которые были охарактеризованы как дегенеративные и исчезли с итальянской культурной сцены в конце тридцатых годов.

Истоки футуризма | Наука

Обложка для La Caricature , 19 июня 1886 года, высмеивающий планы строительства парижского метро. © Стефано Бьянкетти / Corbis На обложке книги Le Vingtieme Siecle Альберта Робиды изображены футуристические транспортные средства, летящие над городом. © Леонард де Сельва / Corbis Печать, Литография на газетной бумаге Печать. НАСМ Люди в летательном аппарате в футуристическом городе, иллюстрация Робиды, 1890, гравюра. Апик / Getty Images По словам автора, «будущее часто является темной загадкой для людей, потому что они не приложили усилий, чтобы выяснить, что может произойти». Даниэль Пелавин

Современный футуризм начался на заре 20 века с серии эссе Герберта Уэллса, которые он назвал «Предчувствия». Уэллс предложил, чтобы серьезные мыслители трезво, фактологически и объективно писали о великом «механическом и научном прогрессе», преобразующем человеческие дела. Но если цель футуризма — пролить свет на темные силы исторических изменений, то мы должны помнить, что история — одна из гуманитарных наук, а не точная наука. Завтрашний день подчиняется футурологу, как молния подчиняется метеорологу.

Тем не менее, несмотря на то, что знать будущее невозможно, это не мешает людям из прогнозировать его — и иногда способами, которые имеют реальную практическую пользу.

Первый способ — статистический: анализ достоверных данных, собранных правительством и бизнесом, и выявление основных тенденций. Это демографические исследования, а не ясновидение предсказывают, что новая кофейня Starbucks появится в оживленном городском районе.

Второй способ — репортерский. Будущее часто является мрачной загадкой для людей, потому что они не приложили усилий, чтобы узнать, что, вероятно, произойдет. Нехитрая черновая подготовительная работа (интервью, поисковые системы, социальные сети) вкупе с элементарными вопросами кто, что, когда, где, как и почему могут здесь пригодиться. (Этот метод является основой для того, что стало известно как «разведка с открытым исходным кодом».)

Третий метод, историческая аналогия, в корне неточен, но в то же время опасно соблазнителен, потому что люди глубоко привязаны к кажущейся стабильности прошлого. Однако на практике наши представления о том, что уже произошло, едва ли более надежны, чем наши предсказания завтрашнего дня. Если футуризм визионер, то история ревизионна.

Четвертый метод включает в себя набор странных ритуалов, известных как «сценарное прогнозирование», которые помогают сбитым с толку клиентам, которые не могут откровенно признаться себе в том, что они уже знают. Задача состоит в том, чтобы поощрять психические изменения с помощью различных форм игры и репетиций.

Пятый и последний метод — самый эффективный из всех. Если люди никогда не сталкивались с современностью, то им можно рассказать о реальных, подлинных вещах, которые уже происходят сейчас — ибо их , то есть будущее.

Иными словами, будущее уже наступило, но происходит в нишах. Обитатели этой ниши могут быть первооткрывателями, похожими на святых, с практическими планами применения технологий для ликвидации голода или сохранения окружающей среды. Гораздо чаще это странные люди со странными идеями и практиками, и они являются объектами насмешек. По этому критерию величайший футурист XIX20-м веке был не Герберт Уэллс, а французский художник-карикатурист Альбер Робида.

Робида был сатириком, чья цель состояла в том, чтобы вызвать беспокойный, печальный смешок. Он проиллюстрировал множество брошюр и романов (некоторые свои собственные) о 20-м веке: будущем использовании электричества, летательных аппаратах, эмансипации женщин и других далеких перспективах. Эти предметы казались Робиде забавными, но, поскольку они предсказывают наше прошлое, а не его будущее, для нас, сегодня, они обладают сверхъестественной красотой. Приняв неловкие качества будущего, хитрые памфлеты Робиды стали жестоко точными. Они попали в 20-й век, как пирог в лицо.

В 20 веке почти не заметили успехов Робиды в предсказаниях. Прогноз — всего лишь фантом; оно бесстрастно и непрожито, не поддерживается человеческим сердцебиением пережитых радостей и страданий. Даже самый умный, самый глубокий прогноз становится тонкой бумагой, когда проходит время.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *