Русский футуризм | Реферат «Русский футуризм»
Реферат на тему Русский футуризм поэта 21 века Данила Рудого
Слово «футуризм» произошло от латинского слова «futurum», означающего будущее. Так называется авангардистское направление в европейском и русском искусстве 10-х – 20-х гг. XX века. Стремясь создать искусство будущего, футуризм отвергал традиционную культуру, в особенности ее художественные и нравственные ценности, культивируя при этом урбанизм (эстетику машинной индустрии и большого города), переплетение документального материала и фантастики; в поэзии разрушал даже естественный язык.
Свое название футуризм получил благодаря итальянскому поэту Филиппо Томмазо Маринетти, который опубликовал в 1909 году «Первый манифест футуризма», провозглашавший смерть старого искусства и замену его новым, призвание которого состоит в спасении мира.
Русский футуризм, безусловно, отталкивался от итальянского футуризма, однако русские футуристы самостоятельно пришли к культу поэтического слова.
Читать “Диссиденты” – современную повесть
21 века о школьной жизни Данила Рудого
Русский футуризм: персоналии
Среди знаменитых русских футуристов первым часто называют Велимира Хлебникова, хотя титул отца русского футуризма носит Давид Бурлюков. Также следует назвать Владимира Маяковского, Осипа Мандельштама, Игоря Лотарева, ставшего впоследствии Северяниным, Алексея Крученых, Бориса Пастернака, Николая Асеева и Василия Каменского.
Подавляющее большинство футуристов, или, как их называли с легкой руки Хлебникова, будетлян, были выходцами из самых захолустных уголков Российской Империи. На заре своей карьеры им приходилось преодолевать значительные трудности, чинимые косной провинциальной средой, враждебно относящаяся к любому новаторству. Но это помогло молодым литераторам выработать бойцовские качества и ставшее традиционным представление, что литературные вершины берутся с боем, нахрапом.
Большинство публичных выступлений русского футуризма сопровождала атмосфера скандала: со скандала обычно все и начиналось и скандалом же все заканчивалось.
Русский футуризм: литература
Едва ли не первой футуристической ласточкой в России стал вышедший в Петербурге в 1910 г. сборник «Садок судей», название которому дал тогда еще не известный Велимир Хлебников. Учитывая полнейшую нелепость названия, можно только предполагать, что хотел сказать автор. Скорее всего, что поэты будущего загнаны в тесные рамки книги, но вскоре стихи позволят им стать судьями и законодателями нового поэтического вкуса.
Книга эта написана на обратной стороне обоев, хотя в типографии эта прихоть вызывала много ругани, так как обойный мел забивал внутренние сочленения типографской машины, и ее приходилось постоянно мыть. Она вышла мизерным тиражом, и прочитали ее очень немногие, большинство из которых впоследствии называли авторов «обойными поэтами».
Несмотря на это, молодые литераторы в том же 1910 г. издали новый сборник под названием «Студия импрессионистов», где появилось стихотворение Хлебникова «Заклятие смехом», ставшее своеобразной визитной карточкой русского футуризма:
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехачи,
Что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
В 1911 г. в село Чернявка Таврической губернии в гости к братьям Бурлюкам приехал молодой поэт Бенедикт Лившиц, для того чтобы разобрать рукописи Хлебникова, который гостил в Чернявке ранее. Древнегреческое название этой местности в устье Днепра – Гилея, то есть «лесная», было выбрано названием литературной группы, в которую кроме Бурлюков и Лившица вошли Хлебников, Каменский, Маяковский и Крученых.
Следующей после «Садка судей» бомбой, брошенной русским футуризмом в читателя, стала книжка с дерзким заглавием «Пощечина общественному вкусу», вышедшая в свет в Москве в 1912 г. Она открывается декларацией, полной ругательств в адрес известнейших русских писателей. Среди авторов наиболее сильно выделялся Маяковский, не стеснявшийся самых оскорбительных формулировок в адрес оппонентов.
Стихи современных поэтов
Русский футуризм: сообщества
Пока в Москве веселились кубофутуристы, в Петербурге «гремел» Игорь Северянин, который, вместе со своими друзьями–стихотворцами, являлся последователем эгофутуризма (ego с латинского – я).
Я, гений Игорь-Северянин,
Своей победой упоен:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утвержден!
В этом стихотворении под названием «Эпилог» местоимение «Я» повторено трижды.
Помимо кубо- и эгофутуризма, футуризм в России существовал и в прочих разговидностях, причем представители каждой группировки считали прочие “самозванными”. Иногда, впрочем, они все же объединялись для борьбы с общим врагом – мещанством и сторонниками классического искусства. После выхода в свет «Пощечины общественному вкусу», кубофутуристы объединились с недругами из Петербургского общества Северянина, и совместно совершить грандиозные гастроли по городам России. Выступая в провинции, они издевались над толпой, никогда ранее ничего подобного не слышавшей.
С 1913 года на литературной сцене появилось новое поколение футуристов. Наибольшую известность среди них получили Пастернак и Асеев, которые в 1914 году совместно с Сергеем Бобровым и Богданом Гордеевым создали группу «Центрифуга».
В 1914 году стараниями Давида Бурлюка вышел «Первый журнал русских футуристов», который объединил участников почти всех футуристских кланов Российской империи.
Закат русского футуризма
Между тем страна оказалась вовлеченной в Первую мировую войну, которая перетекла в Октябрьскую революцию. Это отвлекло общественное внимание от движения футуристов. Почти все будетляне приветствовали Октябрьский переворот, в котором они видели воплощение своих чаяний. Русский футурзм всегда отличало стремление к революционным преобразованиям. Вот отрывок поэмы Маяковского «Облако в штанах»:
Выньте, гулящие, руки из брюк –
Берите камень, нож и бомбу,
А если у кого нет рук –
Пришел чтоб и бился лбом бы!
Некоторые будетляне, в особенности Маяковский, открыто заявили о своих претензиях возглавить литературную жизнь советской республики. После этого Ленин яростно критиковал наркома просвещения Луначарского, разрешившего печатать поэму Маяковского «150 000 000» большим тиражом в… 5 тысяч экземпляров. Известна и судьба самого Маяковского, погибшего в 1930 г. До сих пор исследователи не пришли к определенному мнению, был ли он убит, и если да – то кем.
Решительные действия большевиков привели к тому, что уже к середине 30-х годов русский футуризм, пытавшийся перекраситься в так называемый «левый фронт искусств», был уничтожен.
В заключение приведем стихотворение Маяковского «А вы могли бы?», которое как в капле воды отражает русский футуризм:
Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краски из стакана;
Я показал на блюдце студня
Косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
Прочел я зовы новых губ.
А вы
Ноктюрн сыграть
Могли бы
На флейте водосточных труб?
Данил Рудой – 2003
Чем для Вас является русский футуризм? Какими футуристическими достижениями Вы высхищаетесь, а какие вызывают недоумение? Поделитесь своим мнением в комментариях!
Бурлюк создал футуризм и «бурлюков»
Анатолий Королев, обозреватель РИА Новости.
В эти дни русская культура вспоминает отца, пророка и основателя русского футуризма Давида Бурлюка (1882-1967). Бурлюк — фигура неординарная, фантастическая настолько, что его роль в нашей культуре до конца не осознана..
Футуризм родился из его головы… Ярко. Внезапно. Во всём великолепии. Как магнит притягивает железо, так Бурлюк из мусора тогдашней культурной жизни притянул к себе золото. Он обладал даром видеть сквозь землю. И как Моисей мог ударом посоха в скалу открывать скрытый под камнем родник. Перечень имен открытых и выпестованных Бурлюком ошеломляет: Велемир Хлебников, Игорь Северянин, Василий Каменский, Алексей Крученых, Бенедикт Лившиц, наконец, Маяковский.
— Маяковский, — воскликнул Бурлюк, услышав первое стихотворение юноши, — да вы же гениальный поэт»!
До конца своих дней Маяковский сохранил благодарность Давиду за столь страстное и мощное поощрение. Больше того, Бурлюк стал выдавать Маяковскому по 50 копеек в день (нормальные деньги по тем временам) чтобы тот писал стихи, не растрачивал силы на будни, а на следующий день забирал написанные стихи и снова платил. Весь старт гения был оплачен и взлелеян Бурлюком. Точно так же он пас на пажитях небесных и гений Хлебникова.
В начале века никто не мог похвастать столь острым зрением.
Между тем Давид Бурлюк в детстве, в драке с собственным братом потерял глаз, но превратил свой ущерб в роскошную деталь своего облика. Толстый, похожий на патриция и пухлого ребенка, в роскошных костюмах, в цилиндре из черного шелка, с расписанной щекой, с жемчужной каплевидной серьгой в ухе, с огромным лорнетом, Бурлюк в азарте спора мог ухватить своей лапой сверкающий стеклянный глазище и угрожающе замахнуться им на публику.
Его роль в тогдашней культуре была так велика, что Блок писал в дневнике не «футуристы», а «бурлюки».
Бурлюк родился в черте оседлости, на хуторе под Харьковом, в богатой еврейской семье, далекой от искусства. Но семья не сторожила замками его бурные страсти, и уже в молодости Давид заявил о своем богемном образе жизни. Он много путешествовал, и одновременно много учился живописи.
Из этого вызова и родился вскоре наш футуризм. Искусство раздачи пощечин. «Пощечина общественному вкусу» так назывался первый манифест русского
футуризма, изданный на деньги Бурлюка, где Маяковский, Хлебников, Крученых,
Северянин, Каменский и сам Бурлюк предъявили публике свое творчество: стихи и живопись, в стиле проклятий тогдашней культуре. «Пушкин, — заявил Бурлюк, -мозоль на теле русской культуры….. Сбросим Пушкина с корабля современности…» Это, конечно, был перебор, но надвигалась титаническая волна революции, и ее надо было непременно оседлать. Дерзко и решительно.
Бурлюк в компании с Маяковским и Каменским пускается по стране с гастролями футуристов. Серия скандалов сопровождает одиозное турне.
Между тем, Давид Давидович Бурлюк был очень непрост, и в своем искусстве исходил — парадокс — из традиций. Он блестяще переводил Рембо. Он мог легко написать замечательный портрет Каменского в духе Ренессанса, а в своей живописи предпочитал не шок, а реальность. Его пейзажи изумляют необычной интенсивностью изображения. И доныне на любой выставке полотна Бурлюка побивают соседей по степени совершенства. Мы зациклились на Малевиче и Кандинском, но у нас еще есть Бурлюк — фигура равновеликая Шагалу, Татлину и Родченко.
Февральскую революцию Бурлюк встретил так: он вышел на Кузнецкий мост и стал прибивать на разных углах гвоздями свои картины. Так погибла большая часть шедевров.
А через два года, неожиданно для всех Бурлюк в 1920 году уехал из России в Японию, а оттуда в Америку. В Японии он стал японцем, а в Америке — американцем. Он бросил Россию в самый разгар перемен, и ушел в даль как уходит в пустыню столб могучего смерча.
Во всяком случае, перед отъездом он пишет стихотворение «Приказ»:
Заколите всех телят
Аппетиты утолять
Изрубите дерева
На горючие дрова…
Потрошите неба своды
Озверевшие народы.
Отец футуризма скончался в 1967 году в Лонг-Айленде под Нью-Йорком.
Сегодня Бурлюк в России практически забыт.
На редких выставках Бурлюка, согласно его завещанию, в отдельном стеклянном шкафу обычно экспонируется его знаменитый вставной стеклянный глаз: нежно-голубовато-карий.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Лука Буволи — Мета-футуризм / Очень красивый послезавтра
Проект Луки Буволи для 52-й Международной Венецианской биеннале начинается с предсказания: «Послезавтра будет очень красивый день». Филиппо Томмазо Маринетти, основатель футуризма, авангардного движения, которое приблизило Италию к модернизму и привело к противоречивым отношениям с фашизмом , пытался успокоить свою дочь этими обнадеживающими словами ближе к концу своей жизни.
В Очень красивый послезавтра (Un Bellissimo Dopodomani) , Буволи использует идею Маринетти в качестве отправной точки, создавая серию свободных ассоциаций, связанных со скоростью и темами полета , центральными в последних работах художника. Этот динамичный проект объединяет личные и исторические повествования с абстрактными формами, создавая рисунки, скульптуры, инсталляции и анимационные видеоролики.
Для Буволи эйфория полета столь же захватывающая, как и опасность. Начальная фаза проекта, Анахрогероизм , исследует эстетические и политические аспекты воздухоплавания. Динамические векторные линии и идеализированная механизированная летающая фигура человека окружают зрителя при входе в Арсенал, а сделанные вручную Пропагандистские плакаты и слова, выложенные мозаикой и смолой, висят на стенах. Стиль этих работ развенчивает мифы о скорости, мужественности и жестокости нерешительным языком, негероическим содержанием и блеклыми красками.
Второй этап проекта Буволи, Запутывание модернистских мифов , висит в цилиндрической комнате. Следы полета первоначального Вектора — большие линии и балки, сделанные из смолы — взмывают вверх и переплетаются между большим шатером из смолы, на котором написано название проекта, прежде чем запутаться и упасть на пол. Очень красивый послезавтра (Un Bellissimo Dopodomani) , видео внутри цилиндра, начинается с того, что Виттория Маринетти пересказывает пророчество своего отца. По мере того, как Виттория исчезает, видео лирически переходит между анимационными фрагментами и архивными кадрами политических митингов и авиашоу.
Velocity Zero представлен в двух вестибюлях рядом с главным цилиндром и представляет собой третью фазу, Aphasia , проекта Буволи. Созданный с помощью логопедов, Буволи записал людей, страдающих афазией или заиканием, читающих «Манифест футуризма». Их замедленная речь, преобразованная в фрагментированные анимированные последовательности, отражает попытки читателей бегло уловить текст. Их подвижная борьба сводит на нет восхваления скорости и агрессии в «Манифесте» и продолжает перечитывание и крушение футуризма Буволи с постутопической точки зрения.
Четвертая фаза проекта Буволи, Памятник движению , документальный/анимационный фильм, «Как это можно объяснить?» (Come si puó spiegare questa cosa?) находится сразу за пределами цилиндра. В этом двухканальном видео собраны избранные интервью, которые художница взяла у двух дочерей Маринетти, а также у ученых-футуристов из Италии и США, чтобы изучить проблемное отношение футуристов к насилию, а также их противоречивые взгляды на роль женщин.
Очень красивый день после завтра Беллиссимо Доподомани продолжает общий проект Буволи, Практическое обучение полетам, начатое в 1997 году, и перекликается с темами из его предыдущего проекта Не-супергерой . Художник представляет этот проект как футуризм без оптимизма: критический пересмотр движения, являющегося частью его культурного наследия, а также память о политической истории его страны и его личной истории (он вырос, наблюдая за воздушными выставками, принес его отцом — летчиком, интернированным немцами в лагеря для военнопленных в последние два года Второй мировой войны). «Метафутуризм » — это ответ Буволи на вопрос, что может сделать художник в эти проблемные времена возвратной демагогии и манипуляции героическими идеалами через средства массовой информации, как он испытал в Италии и Соединенных Штатах. Художник надеется, что это новое исследование недавней истории и культуры его страны поможет подвергнуть сомнению авторитарную и угрожающую сторону нашего увлечения будущим, скоростью и силой и предостерегает нас от его соблазна и реальных опасностей.