Футуризм /futurisme | ART Узел

от /лат./ futurum — будущее (1909-1940-е)

Общее название художественных авангардистских движений, прежде всего в Италии и России. Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым «Манифестом футуризма». Он был написан для молодых итальянских художников. Маринетти писал: «Самые старые среди нас — тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придёт новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора…»

Маринетти объявил авангардную стратегию футуризма: использование средств массовой информации и международное сотрудничество. Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения. Они придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиш. Для футуризма характерны отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество. Главные художественные принципы — скорость, движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение — так называемый принцип симультанности. Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам. Словом, все сиюминутные достижения цивилизации, упоённой техническим прогрессом. Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело. Маринетти говорил: «Жар, исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». Провозглашается пафос разрушения и взрыва. Воспеваются войны и революции, как омолаживающая сила одряхлевшего мира. Можно рассматривать футуризм как своеобразный сплав ницшеанства и манифеста коммунистической партии. Динамика движения должна прийти на смену статике позирующих скульптур, картин и портретов. Фотоаппарат и кинокамера заменят несовершенство живописи и глаза.

В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки, и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира.

Художники: Джакомо Балла (Giacomo Balla), Умберто Боччони (Umberto Boccioni), Луиджи Руссоло (Luigi Russolo), Антон Джулио Брагалья (Anton Giulio Bragaglia), Карло Карра (Carlo Carra), Джино Северини (Gino Severini), Фортунатто Деперо (Fortunato Depero), Энрико Памполини (Enrico Prampolini), Джино Северини (Gino Severini), Марио Сирони (Mario Sironi), Арденго Соффичи (Ardengo Soffici).

Манифесты: Ф. Т.Маринетти (Filippo Tommaso Marinetti) «Футуризм» 1909; «Живопись футуристов. Технический манифест» 1910; У.Боччони «Технический манифест футуристической скульптуры» 1912 и «Живопись и скульптура футуризма: пластический динамизм» 1914.

Выставка: 1912, Париж, Галерея Берхайм-Жен, «Выставка футуристов».

См. также статьи: Кубизм, Дивизионизм, Тотальное произведение искусства, Орфизм, Лучизм.

Описание некоторых произведений:

Джакомо Балла «Динамизм собаки на поводке», 1912. Холст, масло. Буффало, Художественная галерея Олбрайт-Нокс. Сын профессионального фотографа, Балла использовал в живописи исследования движения, предпринятые в 1872 году фотографом Идвирдом Майбриджем и в 1882 физиологом Этьеном Жюлем Маре, более известные, как хронофотографии. Картина служит подтверждением одного из пунктов «Технического манифеста» 1910 года: «При возникновении стойкого изображения на сетчатке глаза движущиеся предметы множатся. .. У бегущей лошади не четыре копыта, а двадцать». Композиция напоминает случайный фотографический кадр. Фигура женщины срезана, и взгляд направлен вниз: на поводок и собаку. Художник усиливает впечатление движения, отмечая его траекторию мелкими дивизионистскими штрихами по монохромному фону.

Джакомо Балла «Динамизм собаки на поводке», 1912

Умберто Боччони «Непрерывность форм в пространстве», 1913. Бронза. Милан, Галерея современного искусства. В поисках собственного «динамичного стиля» Боччони делал скульптурные группы и фигуры в гипсе и бронзе. Позже он систематизировал результаты этих опытов в Техническом манифесте футуристической скульптуры 1914 года. Как и в живописи, его желанием было «придать живость предметам, сделав воспринимаемым, последовательным и более пластичным их перемещение в пространстве». Он изучал Медардо Россо, а в 1912 посетил в Париже мастерскую Архипенко. Художник решительно трансформирует мужскую фигуру в некое подобие механического титана с мощным атлетическим телом из бронзы. Впадины и выпуклости моделируются с преувеличенной пластичностью. Статуя, известная в нескольких вариантах, воплощает программу Манифеста: «Мы распластываем, раскрываем фигуру и заключаем пространство внутрь нее».

 

Футуризм (направление в искусстве) | это… Что такое Футуризм (направление в искусстве)?

Футури́зм — направление в литературе и изобразительном искусстве, появившееся в начале XX века. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и будущего.

Умберто Боччони — Улица входит в дом. 1911

Содержание

  • 1 Возникновение
  • 2 Футуризм в изобразительном искусстве
  • 3 Русский футуризм
  • 4 Литература
  • 5 См. также
  • 6 Ссылки

Возникновение

Автор слова и основоположник направления — итальянский поэт Филиппо Маринетти. (Наиболее известная его поэма «Красный сахар»). Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. 20 февраля 1909 г. в газете «Фигаро» появилась статья Маринетти «Манифест футуризма». Манифест был написан для молодых итальянских художников. Цитата: «Самые старые среди нас — тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придёт новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора…»). В манифесте Маринетти провозглашается «телеграфный стиль», что, в частности положило начало ещё и минимализму. Отказ от традиционной грамматики. Право поэта на свою орфографию. Словотворчество. Скорость. Ритм. Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам. Словом, все сиюминутные достижения цивилизации, упоённой техническим прогрессом. Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело. Маринетти говорил: «Жар, исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью».

В 1912 г. в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов.

Помимо Маринетти, основоположниками футуризма были Балла, Боччони, Руссоло, Карра, Джино Северини.

Провозглашается пафос разрушения и взрыва. Воспеваются войны и революции, как омолаживающая сила одряхлевшего мира. Можно рассматривать футуризм как своеобразный сплав ницшеанства и манифеста коммунистической партии. Динамика движения должна прийти на смену статике позирующих скульптур, картин и портретов. Фотоаппарат и кинокамера заменят несовершенство живописи и глаза.

Футуризм в изобразительном искусстве

Антонио Сант’Элиа — Урбанистический рисунок

В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки, и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира.

Главные художественные принципы — скорость, движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами.

Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение — так называемый принцип симультанности.

Русский футуризм

Основная статья: Русский футуризм

В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк — основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Ему удаётся сплотить вокруг себя самые разные, яркие ни на кого не похожие индивидуальности. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро — наиболее известные имена. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности.» Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке».

Так или иначе, но футуризм подарил поэзии трёх гениев: Маяковского, Хлебникова, Пастернака. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных.

Судьба многих футуристов трагична. Одни расстреляны, как Терентьев, другие сгинули в ссылке, как Хабиас. Выживших обрекли на забвение: Каменский, Кручёных, Гуро, Шершеневич. Только Кирсанову, Мартынову, Асееву, Шкловскому удалось, несмотря на опалу, сохранить статус признанных писателей и дожить до преклонных лет в полном рассвете творческих сил. Пастернак был затравлен при Хрущёве, хотя к тому времени полностью отошёл от принципов футуризма.

Футуризм — одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ. Имажинизм Есенина и Мариенгофа. Конструктивизм Сельвинского, Луговского. Эго-футуризм Северянина. Будетлянство Хлебникова. ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова. И, наконец, «ничевоков», так ничего и не создавших. К неофутуристам критика причисляет метаметафористов А.

 Парщикова и К. Кедрова, а также Г. Айги, В. Соснору, Горнона, С. Бирюкова, Е. Кацюбу, А. Альчук, Н. Искренко. В изобразительном искусстве следует отметить кубофутуризм — направление, в котором в разное время работали такие художники, как Малевич, Бурлюк, Гончарова, Розанова, Попова, Удальцова, Экстер, Богомазов, и др

Литература

  • Б. Лившиц «Полутораглазый стрелец».
  • А. Кручёных «Кукиш прошлякам».
  • В. Маяковский «Как делать стихи».
  • В. Хлебников «Зангези». «Наша основа».
  • Р. Якобсон «Грамматика поэзии».
  • Б. Шкловский «Про и контра».
  • К. Кедров «Звёздная азбука Велимира Хлебникова» (1982)
  • К. Кедров «Доитель изнурённых жаб» (Бурлюк). «Новые известия».
  • С. Бирюков «Поэзия русского авангарда» (2001). «Поэзия русского футуризма» (1999). Новая библиотека поэта.
  • С. Джимбинов «Литературные манифесты от символизма до наших дней» (2000)
  • С. Е. Юрков. «Эстетизм наизнанку»: футуризм и театры — кабаре 1910-х гг.
  • Sylvia Martin «Futurismus», Köln 2005.
  • Л. Мартынов. Воздушные фрегаты: Книга новелл. – М.: Современник, 1974

См. также

  • Пассеизм

Ссылки

  • Футуризм на сайте «Поэтические течения Серебряного века»
  • Манифест Пощёчина общественному вкусу
  • Ретро-Футуризм
  • Хлебникова поле: свидетельства, исследования и сказания о Велимире Хлебникове

Футуризм | Art UK

© DACS 2023. Фото: Tate

Художественное движение начала 20-го века с политическим подтекстом, футуризм охватил не только изобразительное искусство, но и архитектуру, музыку, кино и фотографию. Итальянец по происхождению, он выражал разочарование, которое испытывали в передовых художественных и политических кругах очевидное отсутствие прогресса, достигнутого страной с момента ее объединения в середине 19 века. Соответственно, упор делался на современность, а достоинства технологий, машин и скорости продвигались футуристами, основателем которых был богатый поэт Филиппо Томмазо Маринетти.

Читать далее

Он опубликовал первый манифест футуризма во французской газете Le Figaro в 1909 году, и вскоре к нему присоединились художники Умберто Боччони, Карло Карра, Луиджи Руссоло, Джакомо Балла и Джино Северини, которые публично заявили о своей верности движению в марте 1910. Месяц спустя за этим последовал технический манифест, а дальнейшие публикации включали манифест футуристической скульптуры Боччони в 1912 году. В том же году состоялась первая настоящая выставка футуристического искусства, которая широко демонстрировалась по всей Европе в Париже, Лондоне, Берлине, Амстердаме. , Цюрих, Вена и Будапешт. Футуристический стиль опирался на ряд источников, включая неоимпрессионизм и кубизм, и предпочитал граненые формы и множественные точки зрения, связанные с ощущением движения и скорости. Хотя движение задержалось в Италии до 1930-х годов, к концу Первой мировой войны она там уже отмирала. Однако она имела значительное влияние за границей, особенно в России, где возникло энергичное футуристическое движение, главными сторонниками которого были Ларионов, Гончарова и Малевич.

В Германии дадаисты учились у футуристов шумной рекламе, как и вортицисты в Англии, в то время как во Франции и Дюшан, и Делоне симпатизировали футуристам, продвигавшим современный дух в искусстве.

Источник текста: Оксфордский краткий словарь художественных терминов (2-е издание) Майкла Кларка

Футуризм в Oxford Art Online

Футуризм в Википедии

  • Робер Делоне (1885–1941)

  • Людвиг Мейднер (1884–1966)

  • Кристофер Ричард Винн Невинсон (1889–1946)

  • Джино Северини (1883–1966)

  • Наталья Гончарова (1881–1919 гг.)62)


Модуль 9 Футуризм, дадаизм и Первая мировая война – искусство 205 «Западное искусство с 18 по середину 20 века»

Основная часть

(Дюшан и Кольвиц)

Эссе Эмили Касден [1]

Умберто Боччони, Уникальные формы непрерывности в космосе, 1913 г. (отливка 1931 г.), бронза, 43 7/8 x 34 7/8 x 15 3/4 ″ (MoMA)

Можете ли вы представить, что вы настолько увлечены технологиями, что называете свою дочь Пропеллер? Сегодня мы воспринимаем большинство технических достижений как должное, но на рубеже прошлого века такие инновации, как электричество, рентгеновские лучи, радиоволны, автомобили и самолеты, были чрезвычайно интересны. Италия отставала от Великобритании, Франции, Германии и США по темпам своего промышленного развития. С культурной точки зрения художественная репутация страны была основана на древнем искусстве и культуре, ренессансе и барокко. Проще говоря, Италия представляла прошлое.

В начале 1900-х годов возникла группа молодых и мятежных итальянских писателей и художников, полных решимости прославлять индустриализацию. Они были разочарованы падением статуса Италии и считали, что «Век машин» приведет к совершенно новому мировому порядку и даже к обновленному сознанию.

Филиппо Томмазо Маринетти, главарь этой группы, назвал движение футуризмом. Его участники стремились уловить идею современности, ощущения и эстетику скорости, движения и промышленного развития.

Манифест

Маринетти положил начало футуризму в 1909 году, опубликовав свой «Футуристический манифест» на первой полосе французской газеты Le Figaro. Манифест задал пламенный тон. В нем Маринетти набросился на культурную традицию (по-итальянски passatismo) и призвал к разрушению музеев, библиотек и феминизму. Футуризм быстро превратился в международное движение, и его участники выпустили дополнительные манифесты почти для каждого вида искусства: живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, фотографии, кино и даже одежды.

Художники-футуристы — Умберто Боччони, Карло Карра, Луиджи Руссоло, Джино Северини и Джакомо Балла — подписали свой первый манифест в 1910 году (последний назвал свою дочь Эликой — Пропеллер!). Футуристическая живопись впервые обратилась к цвету и оптическим экспериментам конца 19 века, но осенью 1911 года Маринетти и художники-футуристы посетили Осенний салон в Париже и впервые увидели кубизм лично. Кубизм оказал непосредственное влияние, что можно увидеть в 9 работах Боччони.0062  Materia  1912 года, например. Тем не менее футуристы объявили свою работу полностью оригинальной.

Умберто Боччони, Материя, 1912 г. (переработана в 1913 г.), холст, масло, 226 x 150 см (коллекция Маттиоли передана в аренду коллекции Пегги Гуггенхайм, Венеция)

Динамизм тел в движении

Футуристов особенно волновали работы ученого и фотографа конца XIX века Этьена-Жюля Маре, чьи хронофотографические (временные) исследования отображали механику движения животных и человека.

[«Этьен Жюль Марей — L’Homme Machine»]

Предшественник кинематографа, новаторские эксперименты Марей с интервальной съемкой оказали особое влияние на Баллу. В своей картине «Динамизм собаки на поводке» художник игриво изображает ноги собаки (и собаковода) как непрерывные движения в пространстве во времени.

Джакомо Балла, «Динамизм собаки на поводке», 1912, холст, масло, 35 1/2 x 43 1/4 дюйма (Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало)

Очарованные идеей «динамики», футуристы стремились передать ощущения, ритмы и движения объекта в своих образах, стихах и манифестах. Такие характеристики прекрасно выражены в самом культовом шедевре Боччони, Уникальные формы непрерывности в космосе (см. выше).

Ника (Крылатая Победа) Самофракийская, ок. 190 г. до н. э. Высота 3,28 м, эллинистический период, маржа, (Музей Лувра, Париж)

Выбор блестящей бронзы придает скульптуре Боччони механизированный характер, так что это идеальное сочетание человека и машины для футуристов. Поза фигуры одновременно грациозна и сильна, и, несмотря на их категорическое неприятие классического искусства, она также очень похожа на девятку.0062 Ника Самофракийская .

Политика и война

Футуризм был одним из самых политизированных художественных течений ХХ века. Он объединил художественную и политическую программы, чтобы способствовать переменам в Италии и по всей Европе. Футуристы устраивали то, что они называли serate futuriste, или футуристические вечера, где они читали стихи и демонстрировали произведения искусства, а также выкрикивали политически ангажированную риторику перед аудиторией в надежде спровоцировать беспорядки. Они считали, что агитация и разрушения положат конец статус-кво и позволят возродить более сильную, энергичную Италию.

Эти позиции побудили футуристов поддержать грядущую войну, и, как и большинство членов группы, ведущий художник Боччони был зачислен в армию во время Первой мировой войны. Он был затоптан насмерть, упав с лошади во время тренировки. После войны сильный национализм членов привел к союзу с Бенито Муссолини и его Национальной фашистской партией. Хотя футуризм продолжал развивать новые направления (например, аэропиттура) и привлекал новых членов — так называемое «второе поколение» художников-футуристов — тесные связи движения с фашизмом усложнили изучение этого исторически значимого искусства.

 


Источник [2]

Neue Sachlichkeit (или «Новая объективность») — художественное направление, возникшее в Германии в 1920-е годы как реакция на экспрессионизм.

Общественная жизнь в Веймарской Германии

Новая объективность (нем. Neue Sachlichkeit) — термин, используемый для характеристики отношения к общественной жизни в Веймарской Германии, а также к искусству, литературе, музыке и архитектуре, созданным для адаптации к это. Вместо какой-то цели философской объективности это должно было подразумевать поворот к практическому взаимодействию с миром — исключительно деловое отношение, которое немцы понимают как чисто американское» (Деннис Крокетт, 9).0107 Немецкий постэкспрессионизм: искусство великого беспорядка, 1918-1984).

Первоначально этот термин был названием художественной выставки, организованной Густавом Фридрихом Хартлаубом, директором Кунстхалле в Мангейме, для демонстрации художников, работавших в духе постэкспрессионизма, вне намерений Хартлауба. Поскольку эти художники отвергли эгоизм и романтические стремления экспрессионистов, веймарские интеллектуалы в целом призвали к оружию для общественного сотрудничества, участия и отказа от романтического идеализма. Движение фактически прекратилось в 1933 года с падением Веймарской республики и приходом к власти нацистов.

Перед Первой мировой войной

В преддверии Первой мировой войны большая часть мира искусства находилась под влиянием футуризма и экспрессионизма, которые отказались от любого чувства порядка или приверженности объективности или традициям. В частности, экспрессионизм был доминирующей формой искусства в Германии, и он был представлен во многих различных аспектах общественной жизни — в театре, живописи, архитектуре, поэзии и литературе.

Экспрессионисты отказались от природы и стремились выразить эмоциональный опыт, часто сосредотачивая свое искусство на внутреннем смятении (тоске), будь то реакция на современный мир, отчуждение от общества или создание личной идентичности. Наряду с этим вызовом беспокойства и беспокойства по поводу буржуазной жизни экспрессионисты также вторили некоторым из тех же чувств революции, что и футуристы. Новая Объективность была реакцией на это.

Внешний мир: Веристы и классики

Новая Объективность объединила в себе две тенденции, характеризовавшиеся как левое, так и правое крыло: слева были веристы, которые «разрывают объективную форму мира современных фактов и представляют текущий опыт в его темпе и лихорадочной температуре»; а справа классицисты, которые «больше ищут предмет вневременной способности воплощать внешние законы бытия в художественной сфере.

Яростная форма реализма веристов подчеркивала безобразное и грязное. Их искусство было сырым, провокационным и резко сатирическим. Джордж Гросс и Отто Дикс считаются самыми важными веристами. Веристы развили дадаистский отказ от любых изобразительных правил или художественного языка в «сатирический гиперреализм», как его назвал Рауль Хаусманн, наиболее известными примерами которого являются графические работы и фотомонтажи Джона Хартфилда. Использование коллажа в этих работах стало композиционным принципом для соединения реальности и искусства, как бы предполагая, что запись фактов реальности означает выход за рамки самых простых проявлений вещей. Позже это превратилось в портреты и сцены таких художников, как Гросс, Дикс и Рудольф Шлихтер. Портреты подчеркивали бы определенные черты или предметы, которые рассматривались как отличительные черты изображенного человека. Сатирические сценки часто изображали безумие происходящего, изображая участников мультяшными.

«Солнечное затмение» Джорджа Гросса, 1926 год. Джордж Гросс олицетворяет веристский стиль Новой Объективности.

Другие веристы, такие как Кристиан Шад, изображали реальность с клинической точностью, что предполагало как эмпирическую отстраненность, так и глубокое знание предмета. По словам искусствоведа Виланда Шмида, картины Шада характеризуются «настолько острым художественным восприятием, что кажется, что оно пронзает кожу». Часто в его работы вводились психологические элементы, которые предполагали лежащую в основе бессознательную реальность.

Макс Бекманн, которого иногда называют экспрессионистом, хотя он никогда не считал себя частью какого-либо движения, считался веристом и самым важным художником Neue Sachlichkeit.

По сравнению с веристами классицисты ярче олицетворяют «возврат к порядку», возникший в искусстве всей Европы. Среди классиков были Георг Шримпф, Александр Канольдт, Карло Менсе, Генрих Мария Даврингхаузен и Вильгельм Хайзе. Источники их искусства включают 19-го -го века, итальянские художники-метафизики, художники Новеченто Итальяно и Анри Руссо.


Источник [3]  

Дадаизм был междисциплинарным художественным движением, отвергавшим господствующие художественные стандарты и создававшим культурные произведения «антиискусства». Помимо того, что Дада был антивоенным, он также был антибуржуазным и имел политические связи с левыми радикалами.

С точки зрения художественной среды, дадаисты работали в коллаже, создавая композиции, склеивая транспортные билеты, карты, пластиковые обертки и другие артефакты повседневной жизни. Художники Дада также работали в фотомонтаже, разновидности коллажа, в котором использовались настоящие или репродукции фотографий, напечатанных в прессе. В Кельне Макс Эрнст использовал фотографии, сделанные с фронта во время Первой мировой войны, чтобы прокомментировать войну. Еще одним вариантом коллажа, используемым дадаистами, была сборка, сборка предметов повседневного обихода для создания значимых или бессмысленных произведений, включая предметы войны и мусор.

Дадаизм зародился в Цюрихе в 1916 году Среди ключевых фигур движения Дада были Хьюго Болл, Эмми Хеннингс, Ганс Арп и Рауль Хаусманн. Это движение повлияло на более поздние стили, такие как авангард, и движения, включая сюрреализм, новый реализм, поп-арт и Fluxus.

Мемориальная доска, посвященная рождению движения Дада. Эта табличка из Кабаре Вольтер, первого места, где художники дадаизма демонстрировали свои работы в 1916 году.

Дадаизм был неформальным международным движением с участниками в Европе и Северной Америке. Начало Дадаизма соответствует началу Первой мировой войны. Для многих участников движение было протестом против буржуазных националистических и колониалистских интересов, которые многие дадаисты считали первопричиной войны. Движение также выступало против культурного и интеллектуального соответствия в искусстве и обществе. По словам Ганса Рихтера, дадаизм был не искусством, а «антиискусством».

Когда в 1918 году закончилась Первая мировая война, большинство цюрихских дадаистов вернулись на родину, а некоторые начали дадаистскую деятельность в других городах.

Плакат дадаизма 1923 года. Этот плакат для вечеринки дадаизма отсылает к средству коллажа.

Как и Цюрих, Нью-Йорк был убежищем для писателей и художников времен Первой мировой войны. Французы Марсель Дюшан и Фрэнсис Пикабиа познакомились с американским художником Ман Рэем в Нью-Йорке в 1915 году. Трио вскоре стало центром радикальной антихудожественной деятельности в Нью-Йорке. Соединенные Штаты.

В это время Дюшан начал выставлять «реди-мейды» (предметы повседневного обихода, найденные или купленные и объявленные искусством) и был активен в Обществе независимых художников. В 1917 году он представил знаменитый ныне Фонтан на выставку Общества независимых художников.

Первоначально являвшийся предметом презрения в художественном сообществе, Фонтан с тех пор стал почти канонизирован некоторыми как одно из самых узнаваемых произведений модернистской скульптуры. Например, комитет, руководивший престижной британской премией Тернера в 2004 году, назвал ее «самым влиятельным произведением современного искусства».

Марсель Дюшан, Фонтан. Присвоение Дюшаном писсуара как произведения искусства бросило вызов преобладающему определению скульптуры.

К 1921 году большинство первоначальных дадистов переехали в Париж, где дадаизм пережил свое последнее крупное воплощение. Вдохновленный Тристаном Цара, парижский дадаизм вскоре выпустил манифесты, организовал демонстрации, поставил перформансы и издал ряд журналов.

Хотя движение Дада было широким, оно было нестабильным. К 1924 году художники перешли к другим идеям и движениям, включая сюрреализм и социальный реализм. Некоторые теоретики утверждают, что дадаизм был началом постмодернистского искусства.

 

Читать: http://www.metmuseum.org/toah/hd/duch/hd_duch.htm


Эссе Шона Роггенкампа [4]

Кете Кольвиц, Мемориальный лист Карла Либкнехта (Gedenkblatt für Karl Liebknecht), 1919–1920 гг., Гравюра на дереве, усиленная белыми и черными чернилами, 37,1 × 51,9 см (Художественный институт Чикаго)

Гравюра

В политической суматохе после Первой мировой войны , многие художники обратились к созданию гравюр вместо картин. Возможность создавать несколько копий одного и того же изображения сделала эстамп идеальным средством распространения политических заявлений. Немецкая художница Кете Кольвиц работала почти исключительно в этой среде и стала известна своими гравюрами, воспевающими бедственное положение рабочего класса.

Художница редко изображала реальных людей, хотя часто использовала свой талант в поддержку идей, в которые верила. 1919. Эта работа уникальна среди ее гравюр, и хотя она увековечивает память о человеке, она делает это без пропаганды его идеологии.

История и политика

С окончания Первой мировой войны в конце 19С 18 августа до основания Веймарской республики (представительной демократии, существовавшей в Германии между двумя мировыми войнами) в августе 1919 года Германия пережила период социальных и политических потрясений. В это время Германию возглавляла коалиция левых сил с марксистскими симпатиями, крупнейшей из которых была Социал-демократическая партия Германии (СДПГ). В то же время другие, более радикальные группы боролись за контроль над Германией, включая недавно созданную Коммунистическую партию Германии (КПГ).

И социалисты, и коммунисты хотели уничтожить капитализм и установить общественный контроль над средствами производства, но в то время как социалисты считали, что лучший способ достичь этой цели — действовать шаг за шагом внутри капиталистической структуры, коммунисты призывали к немедленная и тотальная социальная революция, которая передаст государственную власть в руки рабочих. В этом духе КПГ устроила восстание в Берлине в январе 1919 года. Воинские части, вызванные СДПГ, подавили восстание и захватили двух лидеров, Карла Либкнехта и Розу Люксембург. Либкнехт и Люксембург были убиты в заключении 15 января 19 года.19. Их смерть нашла отклик в левых кругах, и их широко прославляли как мучеников за коммунистическое дело.

Кольвиц не был коммунистом и даже признавал, что СДПГ (в целом более осторожная и пацифистская, чем КПГ) была бы лучшим лидером. Но она слышала, как говорил Либкнехт, и восхищалась его харизмой, поэтому, когда семья попросила ее создать произведение, чтобы увековечить его память, она согласилась.

Плач

Памятный лист Карла Либкнехта выполнен в стиле плача, традиционного мотива христианского искусства, изображающего последователей Христа, оплакивающих его мертвое тело, изображая Либкнехта как фигуру Христа. Иконография была бы легко узнаваема массами, которые были целевой аудиторией художника.

Макс Бекманн, «Мученичество», пластина 4 из ада, 1919 г., литография, 54,7 х 75,2 см (Музей современного искусства, Нью-Йорк)

Другие мемориальные работы

Несколько художников того времени создавали мемориальные работы Либкнехту и Люксембург. Наиболее известны (наряду с работами Кольвица) «Мученичество» Макса Бекмана из его портфолио Ад 1919 года (вверху) и « Люди над миром » Конрада Феликсмюллера того же года. В отличие от этих произведений, « Памяти Карла Либкнехта » Кольвица фокусируется не на самом человеке, а на доверившихся ему рабочих. Ориентация на тех, кто сильно пострадал, а не на тех, кто находится в центре внимания, — постоянная тема в творчестве художницы, отраженная в ее самых известных работах из цикла «Война », на которых изображены не солдаты или боевые действия, а страдания женщин. и дети, оставленные и голодающие.

Композиция

Композиция делит лист на три горизонтальные части. Верхняя часть плотно заполнена фигурками. Их лица хорошо смоделированы и имеют интересную глубину сами по себе, но ощущение пространства очень сжато — головы выдвинуты на передний план и упакованы во все доступные уголки пространства. Создается впечатление, что множество людей приходят засвидетельствовать свое почтение, не ставя под угрозу индивидуальность субъектов.

Средний слой содержит сравнительно меньше деталей, что еще больше подчеркивает скученность в верхней части печатной формы. Этот раздел обращает внимание на специфическое действие склонившегося плакальщика. Его рука на груди Либкнехта соединяет этот участок с самым нижним уровнем композиции, телом замученного революционера.

Скорбящая женщина с ребенком (фрагмент), Кете Кольвиц, Мемориальный лист Карла Либкнехта (Gedenkblatt für Karl Liebknecht), 1919–1920, Ксилография, усиленная белыми и черными чернилами, 37,1 × 51,9 см (Художественный институт Чикаго)

Над согнув скорбящего, женщина держит своего младенца, чтобы видеть поверх голов тех, кто перед ними. Женщины и дети были центральной темой творчества Кольвиц, что делало ее уникальным голосом в творческой среде, где доминировали молодые мужчины (фактически, Кольвиц была первой женщиной, принятой в Прусскую академию).

Ксилография

Ксилография — это техника, при которой рисунок вырезается на деревянной пластине, которая затем покрывается чернилами и печатается на бумаге. Чернила покрывают первоначальную поверхность деревянного блока, который печатается черным, а вырезанные области сохраняют цвет бумаги. Это отличается от методов печати, таких как гравировка, при которой краска попадает в выемки, вырезанные в металлической пластине стилусом, и поэтому линии печатаются черным, а нетронутые области пластины на отпечатке получаются белыми.

Немецкие художники-экспрессионисты, в частности Эрнст Людвиг Кирхнер и группа Брюке, использовали гравюры на дереве еще в 1904 году, чтобы запечатлеть грубую, жизненную энергию, которую они ощущали в работах так называемых «примитивных» обществ без художественных традиций.

Карьера Кольвиц пересекалась с немецкими экспрессионистами, но сама она не была экспрессионисткой и была примерно на поколение старше большинства из них. Для нее использование такой модной техники было нехарактерно, и на самом деле она работала с ксилографией только несколько лет после Первой мировой войны. Кольвиц создала некоторые из своих самых мощных и впечатляющих работ в этом стиле, в том числе цикл военных гравюр 19-го века.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *