Содержание

5 методов генерации идей и развития креативного мышления

Разработка качественного продукта начинается с поиска идеи. Генерация идей — это творческий процесс по поиску наилучшего решения с помощью разных методов.

Поиск идей помогает встряхнуться, взглянуть на проблему с другой стороны и придумать наилучший способ разрешения ситуации.

Представленные в статье методы могут использоваться для придумывания идей, развития креативности и преодоления творческих кризисов.

Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.

Содержание статьи

1. Мозговой штурм

Мозговое письмо
Ролевой штурм
Обратный мозговой штурм
Круговой мозговой штурм

2. Шесть мыслящих шляп

3. Синектика

4. Метод Уолта Диснея

5. Морфологический анализ

Бонус: тренинги для развития креативности

ТРИЗ на практике от 4brain
Курс на развитие творческого мышления от Викиум
Образовательный центр МГТУ им.

Баумана
Креативное мышление от Высшей школы менеджмента

1. Мозговой штурм

Мозговой штурм (англ. brainstorming) — это способ коллективного поиска идей. Его цель — собрать максимальное количество нестандартных и эффективных решений за фиксированное время.

Мозговой штурм применяют на этапе разработки продукта, когда еще непонятно, каким он должен быть. 

Иллюстрация: ied.eu

Метод мозгового штурма придумал Алекс Осборн — основатель креативного агентства BBDO. В своей книге «Ваша творческая сила: как пользоваться воображением» он приводит пример, как команда из 10 человек придумала 87 рабочих идей для одной рекламной кампании за 1,5 часа.

Секрет успеха — в разнообразии команды. В мозговом штурме участвовали специалисты разного профиля. Они оценивали проблему по-разному и выдвигали необычные идеи.

Осборн считал, что придумать классную идею может любой. Единственная причина, по которой люди молчат и не высказывают свое мнение, — боязнь быть осмеянным.

Чтобы дать возможность каждому высказаться, Осборн установил 4 правила:

  • Никакой критики на этапе генерации идей.
  • Участников нужно подбадривать и поощрять.
  • Чужие идей нужно развивать и на их основе придумывать собственные варианты.
  • Говорить можно всё — даже нереалистичные или нетрадиционные мысли. Сначала команда озвучивает всё, что придет в голову, а потом анализирует возможность реализации.

Мозговой штурм — достаточно простой способ поиска идей, но он требует умелого координирования и внимательного планирования. Чтобы повысить результативность встречи, нужно:

  • Назначить ведущего, который запишет чужие идеи. Он должен уметь формулировать открытые вопросы, подбадривать и воодушевлять участников.
  • Спланировать встречу — составить расписание, назначить дату и время, выбрать участников, придумать правила.
  • Выбрать формат — традиционный мозговой штурм, мозговое письмо, ролевой штурм, обратный мозговой штурм, круговой мозговой штурм — о них ниже.

Мозговой штурм можно проводить по-разному. Самый распространенный способ — организатор задает вопрос, участники на него отвечают, а после оценивают каждую идею. Это традиционный формат мозгового штурма.

Если в таком формате идеи не придумываются, используют креативные методы мозгового штурма.

Иллюстрация: Джастин Дааб, medium.com

Мозговое письмо

Участники записывают идеи на листе, показывают их коллегам и комментируют идеи друг друга. Коммуникация происходит в текстовом формате. Участникам не нужно привлекать к себе внимание и аргументировать чужие или свои идеи. Оценка тоже проводится анонимно.

Мозговое письмо используют, если в группе есть доминирующие участники, значимость которых может повлиять на результат. 

Иллюстрация: r3.mt.ru

Ролевой штурм

Мозговой штурм превращается в игру — участники должны примерить конкретную роль и ответить на вопросы организатора.

Ведущий определяет роли, которые должен сыграть каждый, и прописывает вопросы, а участники по очереди примеряют образ и выдвигают идеи.

Например, ситуация: клиент хочет заказать товар на новом сайте, но уходит не завершив сделку, почему?

Варианты ответов:

  • не видит кнопку,
  • непонятны условия,
  • дорогая доставка,
  • сайт просит много данных,
  • сложная регистрация и т. д.

Ролевой штурм помогает усовершенствовать продукт на этапе вывода на рынок и избежать ошибок.

Обратный мозговой штурм

Организатор предлагает участникам искать идеи от противного — такие, которые намеренно противоречат достижению результата.

Например, при решении задачи по увеличению трафика на сайт, организатор ставит задачу — придумать решение, которое отпугнет пользователей. Обратный штурм помогает найти проблемы, тормозящие проект.

Для этого участники:

  • Определяют проблему.
  • Формулируют антипроблему.
  • Придумывают идеи по возможному решению — проводят мозговой штурм, чтобы сформулировать все возможные плохие решения.
  • Переформулируют плохие решения — участники действуют «от противного», чтобы найти реальные решения первоначальной проблемы.
  • Анализируют решения и оценивают возможность их внедрения.

Например, у вашего сайта дела идут не очень.

Проблема — пользователи уходят с главной страницы сайта.

Решение проблемы — ищем способы сделать главную страницу еще хуже, чтобы пользователи меньше с ней взаимодействовали.
Возможное решение — изменить цвета, сделать кнопку во весь экран, поменять шрифт, изменить текст, сделать сложную структуру, перенести сайт на медленный сервер и т. д. 

Круговой мозговой штурм

Организатор спрашивает мнение каждого участника по очереди. Так участникам сложнее доминировать или затеряться на фоне других.

Читайте также: Как использовать эффект Пигмалиона, чтобы увеличить продуктивность работников

2. Шесть мыслящих шляп

Техника шести шляп — это усовершенствованный вариант ролевого мозгового штурма.

Ее придумал британский психолог Эдвард Де Боно.

В своей книге «Нестандартное мышление для менеджмента» Де Боно описал шесть путей, которые помогут выйти за рамки привычного мышления и научат принимать нестандартные решения.

По мнению Де Боно, главная трудность, с которой приходится бороться человеку при поиске решения, — путаница сознания. Человек одновременно пытается проанализировать ситуацию с разных сторон и запутывается еще больше.

Чтобы найти решение, человек должен разделить эмоции, креатив, логику, информацию, позитивное и критическое мышление. Облегчить путаницу помогает метод шести мыслящих шляп.

Изображение: advance-club.ru

В основе метода — шесть метафорических шляп, представляющих разные типы мышления. В таблице ниже вы найдете их описание.

Цвет шляпы

Что подразумевает?

Синяя 

Оценка ситуации с точки зрения руководителя.

Участники могут использовать эту шляпу, чтобы направить мысли участников в нужное русло 

Белая (или серая)

Аргументация ситуации на основе собранной информации.


Участники группы делятся информацией и записывают факты без дальнейшего развития. Они могут ответить на следующие вопросы: Какая есть доступная информация? Какие факты у нас есть?

Зелёная

Творческий взгляд на ситуацию.


Эта шляпа помогает находить творческие решения или оценивать предложения участников с творческой точки зрения.


Для стимулирования креативных решений участники могут использовать любые инструменты — кубики лего, мозговой штурм, ТРИЗ и т. д.

Жёлтая

Анализ ситуации с позитивной точки зрения.


Цель — выявить преимущества каждой идеи без учета рисков или недостатков.


Участники абстрагируются от возможных проблем и последовательно отвечают на вопросы: Каковы преимущества применения решения? Почему вы думаете, что это работает?

Красная

Оценка чувственного опыта.


Участники выявляют различные эмоциональные реакции, связанные с проблемой, — любовь, ненависть, симпатия, неприязнь.


Команде не нужно определять, откуда появляются эти чувства. Им нужно ответить на вопросы: Что вы думаете об этом предложении? Какова ваша внутренняя реакция?

Чёрная

Анализ ситуации с осторожностью.


Цель — определить возможные риски и недостатки идеи, а также причины, по которым решение может не сработать. Участники должны аргументировать все предположения.


Негативный взгляд на ситуацию помогает участникам более взвешенно оценить идею и просчитать возможные риски. Для этого участники задают следующие вопросы: Каковы риски? Почему предложение не работает?

 

«Шесть шляп» можно использовать в любой последовательности. Но, если использовать метод в порядке, рекомендованном Де Боно, можно повысить продуктивность дискуссии. Психолог рекомендовал одевать шляпы в следующей последовательности: синюю, белую, зеленую, желтую, красную, черную.

Метод можно использовать в группах или в самостоятельной работе.

При групповой работе нужно назначить модератора и выдать ему синюю шляпу. Задачи организатора:

  • определять повестку дня,
  • назначать роли, и
  • корректировать направление беседы при необходимости.

Организатор раздает участникам карточки со шляпами. Каждый участник группы должен оценивать ситуацию с той точки зрения, которой соответствует шляпа. Еще участники могут чередовать шляпы, чтобы рассмотреть проблему с разных точек зрения. 

Изображение: cdn.basicdecor.ru

«Шесть шляп» можно использовать в одиночку. Человек готовит шесть разных карточек, прорабатывает шляпы по одной и делает заметки с каждой точки зрения.

Нужно стараться носить одну шляпу за раз и не прыгать с одной шляпы на другую. Это поможет сосредоточиться на одной точке зрения.

Читайте также: #stayhome, или 10 лайфхаков, как работать из дома и оставаться продуктивным

3. Синектика

Синектика — это возможность совместить несовместимое. Метод разработал американский ученый Уильям Гордо после изучения методики Эдварда Де Боно.

Она включает 10 этапов генерации идей:

  1. Точное формулирование проблемы.
  2. Фиксация спонтанных решений.
  3. Переформулирование проблемы.
  4. Поиск прямых аналогий — например, природных.
  5. Поиск личных аналогий, чтобы участники могли идентифицировать себя с проблемой.
  6. Разработка символических аналогий.
  7. Поиск прямых аналогий — например, из сферы технологий.
  8. Анализ аналогий.
  9. Поиск аналогий, связанных с первоначальной проблемой.
  10. Разработка конкретных решений для задачи. 
Изображение: cloud.prezentacii.org

Сначала участники формулируют задачу и придумывают к ней несколько аналогий. Каждую из них нужно выписать на отдельный лист:

  • Прямая — участники представляют, как люди с высоким IQ могут решить проблему, руководствуясь логическим мышлением.
  • Личная — участники представляют, как они решают проблемную ситуацию. При формулировке личной аналогии нужно избегать лишних деталей и формулировать решение кратко.
  • Символическая — участники представляют себя в роли героя фильма или вымышленного персонажа. Какой они найдут выход из ситуации? Можно ли использовать его на практике?

Во время сессии участники придумывают максимальное количество возможных решений и исключают очевидные варианты, чтобы придумать нестандартный выход из ситуации.

Как и любая групповая техника, синектика лучше работает в небольших группах до 10 человек. Если в команде больше человек, лучше разделить ее на несколько подгрупп, а на заключительном этапе объединить их результаты.

При использовании синектики важно последовательно выполнять все этапы. Сначала задействовать логическое и рациональное мышление, затем использовать метод свободных ассоциаций и фантазию.

Метод помогает избавиться от стереотипного и шаблонного мышления.

Читайте также: Дизайн-мышление: как придумывать нестандартные решения

4. Метод Уолта Диснея

Для поиска творческих идей Уолт Дисней разработал свой метод. Он применим для командного поиска решений. Лучше всего метод работает в команде из 3–4 человек, но также подходит для индивидуального использования.  

Изображение: liveinternet.ru

В основе — ролевая игра. Человек оказывается в роли мечтателя, критика и реалиста, чтобы оценить ситуацию с разных сторон:

  • Мечтатель — та роль, когда человек может по-настоящему проявить себя. У него нет границ, ему не нужно думать о целесообразности решения. Цель — найти самое креативное решение.
  • Реалист — роль, когда человек тщательно изучает свои собственные идеи и анализирует возможность их реализации.

Реалист рационален и беспристрастен. Учитывает затраты, техническую и практическую осуществимость идей, а также возможности команды, имеющиеся технологии и время, необходимое для их реализации. Цель реалиста — мысленно воплотить каждую идею, руководствуясь девизом: «Я реализую все».

  • Критик — роль, в которой человек придумывает наихудшие сценарии, ищет слабые места и задает критические вопросы.

Критик размышляет над тем, имеют ли реалистические идеи какой-либо смысл. Действительно ли они ему нужны? Цель критика — найти слабые места и взвесить идеи.

В некоторых вариантах метода Уолта Диснея есть четвертая роль — нейтральная. Человек наблюдает, советует и поддерживает других участников.

Генерация идей разбивается на отдельные этапы — каждый по 30 минут. Важно, чтобы все участники играли одну и ту же роль на каждом этапе. Так им легче адаптироваться к смене ролей: они смогут найти более эффективные решения в сжатый срок.

Читайте также: Что такое критическое мышление простыми словами и зачем оно нужно. 3 методики и бонус в конце

5. Морфологический анализ

Морфологический анализ — это метод генерации идей, при котором проблему делят на отдельные части, а затем ищут решение для каждой из них.

Этот метод придумал американский астрофизик Фриц Цвикки. Он искал способ поиска решений для сложных продуктов, не поддающихся количественному анализу. 

Изображение: ppt-online.org

Этапы морфологического анализа:

1. Участники сначала анализируют проблему, а затем кратко ее формулируют. Например, какой сделать пирог?

2. Определяют изменения. Измерения — факторы, которые важны для решения проблемы. Например, вес, форма, начинка, размер.

3. Выявляют и описывают варианты возможных решений. Для этого участники классифицируют каждое измерение и выделяют отдельные функции. Форма может быть круглой, треугольной, квадратной или многоугольной.

4. Создают морфологический ящик, включающий все варианты решения проблем.

Чаще всего морфологический ящик оформляется в виде матрицы или таблицы.

5. Затем участники проверяют все комбинации и оценивают возможность их реализации: треугольной формы для пирога нет, зато есть квадратная среднего размера, но для такой формы не хватит мяса и капусты.

6. Выбираются варианты, удовлетворяющие заданные критерии: есть квадратная форма среднего размера и свежие грибы. Можно испечь квадратный пирог с грибами!

Проблема морфологического анализа в том, что не всегда можно объяснить целесообразность выбора. Участники должны объяснить, почему предпочитают один вариант другому или какой критерий можно включить в выборку, а какой нет.

Читайте также: Биохакинг: что это такое и безопасен ли он. Примеры эффективных техник

Бонус: тренинги для развития креативности

Методы генерации идей помогают развивать креативное мышление и фантазию. Не сдерживайте себя — даже самые худшие идеи могут быть полезны. Ещё вместе с методами креативного мышления можно попробовать тренинги.

ТРИЗ на практике от 4brain

Участники учатся нестандартно мыслить и находить нестандартные решения в любых ситуациях. С помощью теоретических и практических занятий участники развивают интеллект и практикуют метод ТРИЗ.

Длительность курса — месяц, формат — онлайн.

Курс на развитие творческого мышления от Викиум

Участники учатся по другому смотреть на ситуацию и нестандартно мыслить, развивают внимание, мышление и воображение.

Длительность курса — 16 занятий, формат — онлайн.

Образовательный центр МГТУ им. Баумана

Преподаватели вуза проводят практический тренинг для слушателей, которые хотят научиться управлять мышлением, быстрее находить решения и развивать память.

Длительность курса — 7 дней, формат — очно, начало занятий — 20 июня.

Креативное мышление от Высшей школы менеджмента

Курс поможет развить творческие способности, генерировать идеи и использовать методы ТРИЗ, латеральное мышление, CRAFT и дизайн-мышление на практике.

Длительность курса — студент учится в своем темпе, формат — онлайн.

Высоких вам конверсий!

14-06-2022

5 методов генерации идей и развития креативного мышления

Разработка качественного продукта начинается с поиска идеи. Генерация идей — это творческий процесс по поиску наилучшего решения с помощью разных методов.

Поиск идей помогает встряхнуться, взглянуть на проблему с другой стороны и придумать наилучший способ разрешения ситуации.

Представленные в статье методы могут использоваться для придумывания идей, развития креативности и преодоления творческих кризисов.

Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.

Содержание статьи

1. Мозговой штурм

Мозговое письмо
Ролевой штурм
Обратный мозговой штурм
Круговой мозговой штурм

2. Шесть мыслящих шляп

3. Синектика

4. Метод Уолта Диснея

5. Морфологический анализ

Бонус: тренинги для развития креативности

ТРИЗ на практике от 4brain
Курс на развитие творческого мышления от Викиум
Образовательный центр МГТУ им. Баумана
Креативное мышление от Высшей школы менеджмента

1. Мозговой штурм

Мозговой штурм (англ. brainstorming) — это способ коллективного поиска идей. Его цель — собрать максимальное количество нестандартных и эффективных решений за фиксированное время.

Мозговой штурм применяют на этапе разработки продукта, когда еще непонятно, каким он должен быть.  

Иллюстрация: ied.eu

Метод мозгового штурма придумал Алекс Осборн — основатель креативного агентства BBDO. В своей книге «Ваша творческая сила: как пользоваться воображением» он приводит пример, как команда из 10 человек придумала 87 рабочих идей для одной рекламной кампании за 1,5 часа.

Секрет успеха — в разнообразии команды. В мозговом штурме участвовали специалисты разного профиля. Они оценивали проблему по-разному и выдвигали необычные идеи.

Осборн считал, что придумать классную идею может любой. Единственная причина, по которой люди молчат и не высказывают свое мнение, — боязнь быть осмеянным.

Чтобы дать возможность каждому высказаться, Осборн установил 4 правила:

  • Никакой критики на этапе генерации идей.
  • Участников нужно подбадривать и поощрять.
  • Чужие идей нужно развивать и на их основе придумывать собственные варианты.
  • Говорить можно всё — даже нереалистичные или нетрадиционные мысли. Сначала команда озвучивает всё, что придет в голову, а потом анализирует возможность реализации.

Мозговой штурм — достаточно простой способ поиска идей, но он требует умелого координирования и внимательного планирования. Чтобы повысить результативность встречи, нужно:

  • Назначить ведущего, который запишет чужие идеи. Он должен уметь формулировать открытые вопросы, подбадривать и воодушевлять участников.
  • Спланировать встречу — составить расписание, назначить дату и время, выбрать участников, придумать правила.
  • Выбрать формат — традиционный мозговой штурм, мозговое письмо, ролевой штурм, обратный мозговой штурм, круговой мозговой штурм — о них ниже.

Мозговой штурм можно проводить по-разному. Самый распространенный способ — организатор задает вопрос, участники на него отвечают, а после оценивают каждую идею. Это традиционный формат мозгового штурма.

Если в таком формате идеи не придумываются, используют креативные методы мозгового штурма.

Иллюстрация: Джастин Дааб, medium.com

Мозговое письмо

Участники записывают идеи на листе, показывают их коллегам и комментируют идеи друг друга. Коммуникация происходит в текстовом формате. Участникам не нужно привлекать к себе внимание и аргументировать чужие или свои идеи. Оценка тоже проводится анонимно.

Мозговое письмо используют, если в группе есть доминирующие участники, значимость которых может повлиять на результат. 

Иллюстрация: r3.mt.ru

Ролевой штурм

Мозговой штурм превращается в игру — участники должны примерить конкретную роль и ответить на вопросы организатора.

Ведущий определяет роли, которые должен сыграть каждый, и прописывает вопросы, а участники по очереди примеряют образ и выдвигают идеи.

Например, ситуация: клиент хочет заказать товар на новом сайте, но уходит не завершив сделку, почему?

Варианты ответов:

  • не видит кнопку,
  • непонятны условия,
  • дорогая доставка,
  • сайт просит много данных,
  • сложная регистрация и т. д.

Ролевой штурм помогает усовершенствовать продукт на этапе вывода на рынок и избежать ошибок.

Обратный мозговой штурм

Организатор предлагает участникам искать идеи от противного — такие, которые намеренно противоречат достижению результата.

Например, при решении задачи по увеличению трафика на сайт, организатор ставит задачу — придумать решение, которое отпугнет пользователей. Обратный штурм помогает найти проблемы, тормозящие проект.

Для этого участники:

  • Определяют проблему.
  • Формулируют антипроблему.
  • Придумывают идеи по возможному решению — проводят мозговой штурм, чтобы сформулировать все возможные плохие решения.
  • Переформулируют плохие решения — участники действуют «от противного», чтобы найти реальные решения первоначальной проблемы.
  • Анализируют решения и оценивают возможность их внедрения.

Например, у вашего сайта дела идут не очень.

Проблема — пользователи уходят с главной страницы сайта.
Решение проблемы — ищем способы сделать главную страницу еще хуже, чтобы пользователи меньше с ней взаимодействовали.
Возможное решение — изменить цвета, сделать кнопку во весь экран, поменять шрифт, изменить текст, сделать сложную структуру, перенести сайт на медленный сервер и т. д. 

Круговой мозговой штурм

Организатор спрашивает мнение каждого участника по очереди. Так участникам сложнее доминировать или затеряться на фоне других.

Читайте также: Как использовать эффект Пигмалиона, чтобы увеличить продуктивность работников

2. Шесть мыслящих шляп

Техника шести шляп — это усовершенствованный вариант ролевого мозгового штурма. Ее придумал британский психолог Эдвард Де Боно.

В своей книге «Нестандартное мышление для менеджмента» Де Боно описал шесть путей, которые помогут выйти за рамки привычного мышления и научат принимать нестандартные решения.

По мнению Де Боно, главная трудность, с которой приходится бороться человеку при поиске решения, — путаница сознания. Человек одновременно пытается проанализировать ситуацию с разных сторон и запутывается еще больше.

Чтобы найти решение, человек должен разделить эмоции, креатив, логику, информацию, позитивное и критическое мышление. Облегчить путаницу помогает метод шести мыслящих шляп.

Изображение: advance-club.ru

В основе метода — шесть метафорических шляп, представляющих разные типы мышления. В таблице ниже вы найдете их описание.

Цвет шляпы

Что подразумевает?

Синяя 

Оценка ситуации с точки зрения руководителя.

Участники могут использовать эту шляпу, чтобы направить мысли участников в нужное русло 

Белая (или серая)

Аргументация ситуации на основе собранной информации.


Участники группы делятся информацией и записывают факты без дальнейшего развития. Они могут ответить на следующие вопросы: Какая есть доступная информация? Какие факты у нас есть?

Зелёная

Творческий взгляд на ситуацию.


Эта шляпа помогает находить творческие решения или оценивать предложения участников с творческой точки зрения.


Для стимулирования креативных решений участники могут использовать любые инструменты — кубики лего, мозговой штурм, ТРИЗ и т. д.

Жёлтая

Анализ ситуации с позитивной точки зрения.


Цель — выявить преимущества каждой идеи без учета рисков или недостатков.


Участники абстрагируются от возможных проблем и последовательно отвечают на вопросы: Каковы преимущества применения решения? Почему вы думаете, что это работает?

Красная

Оценка чувственного опыта.


Участники выявляют различные эмоциональные реакции, связанные с проблемой, — любовь, ненависть, симпатия, неприязнь.


Команде не нужно определять, откуда появляются эти чувства. Им нужно ответить на вопросы: Что вы думаете об этом предложении? Какова ваша внутренняя реакция?

Чёрная

Анализ ситуации с осторожностью.


Цель — определить возможные риски и недостатки идеи, а также причины, по которым решение может не сработать. Участники должны аргументировать все предположения.


Негативный взгляд на ситуацию помогает участникам более взвешенно оценить идею и просчитать возможные риски. Для этого участники задают следующие вопросы: Каковы риски? Почему предложение не работает?

 

«Шесть шляп» можно использовать в любой последовательности. Но, если использовать метод в порядке, рекомендованном Де Боно, можно повысить продуктивность дискуссии. Психолог рекомендовал одевать шляпы в следующей последовательности: синюю, белую, зеленую, желтую, красную, черную.

Метод можно использовать в группах или в самостоятельной работе.

При групповой работе нужно назначить модератора и выдать ему синюю шляпу. Задачи организатора:

  • определять повестку дня,
  • назначать роли, и
  • корректировать направление беседы при необходимости.

Организатор раздает участникам карточки со шляпами. Каждый участник группы должен оценивать ситуацию с той точки зрения, которой соответствует шляпа. Еще участники могут чередовать шляпы, чтобы рассмотреть проблему с разных точек зрения. 

Изображение: cdn.basicdecor.ru

«Шесть шляп» можно использовать в одиночку. Человек готовит шесть разных карточек, прорабатывает шляпы по одной и делает заметки с каждой точки зрения.

Нужно стараться носить одну шляпу за раз и не прыгать с одной шляпы на другую. Это поможет сосредоточиться на одной точке зрения.

Читайте также: #stayhome, или 10 лайфхаков, как работать из дома и оставаться продуктивным

3. Синектика

Синектика — это возможность совместить несовместимое. Метод разработал американский ученый Уильям Гордо после изучения методики Эдварда Де Боно.

Она включает 10 этапов генерации идей:

  1. Точное формулирование проблемы.
  2. Фиксация спонтанных решений.
  3. Переформулирование проблемы.
  4. Поиск прямых аналогий — например, природных.
  5. Поиск личных аналогий, чтобы участники могли идентифицировать себя с проблемой.
  6. Разработка символических аналогий.
  7. Поиск прямых аналогий — например, из сферы технологий.
  8. Анализ аналогий.
  9. Поиск аналогий, связанных с первоначальной проблемой.
  10. Разработка конкретных решений для задачи. 
Изображение: cloud. prezentacii.org

Сначала участники формулируют задачу и придумывают к ней несколько аналогий. Каждую из них нужно выписать на отдельный лист:

  • Прямая — участники представляют, как люди с высоким IQ могут решить проблему, руководствуясь логическим мышлением.
  • Личная — участники представляют, как они решают проблемную ситуацию. При формулировке личной аналогии нужно избегать лишних деталей и формулировать решение кратко.
  • Символическая — участники представляют себя в роли героя фильма или вымышленного персонажа. Какой они найдут выход из ситуации? Можно ли использовать его на практике?

Во время сессии участники придумывают максимальное количество возможных решений и исключают очевидные варианты, чтобы придумать нестандартный выход из ситуации.

Как и любая групповая техника, синектика лучше работает в небольших группах до 10 человек. Если в команде больше человек, лучше разделить ее на несколько подгрупп, а на заключительном этапе объединить их результаты.

При использовании синектики важно последовательно выполнять все этапы. Сначала задействовать логическое и рациональное мышление, затем использовать метод свободных ассоциаций и фантазию.

Метод помогает избавиться от стереотипного и шаблонного мышления.

Читайте также: Дизайн-мышление: как придумывать нестандартные решения

4. Метод Уолта Диснея

Для поиска творческих идей Уолт Дисней разработал свой метод. Он применим для командного поиска решений. Лучше всего метод работает в команде из 3–4 человек, но также подходит для индивидуального использования. 

Изображение: liveinternet.ru

В основе — ролевая игра. Человек оказывается в роли мечтателя, критика и реалиста, чтобы оценить ситуацию с разных сторон:

  • Мечтатель — та роль, когда человек может по-настоящему проявить себя. У него нет границ, ему не нужно думать о целесообразности решения. Цель — найти самое креативное решение.
  • Реалист — роль, когда человек тщательно изучает свои собственные идеи и анализирует возможность их реализации.

Реалист рационален и беспристрастен. Учитывает затраты, техническую и практическую осуществимость идей, а также возможности команды, имеющиеся технологии и время, необходимое для их реализации. Цель реалиста — мысленно воплотить каждую идею, руководствуясь девизом: «Я реализую все».

  • Критик — роль, в которой человек придумывает наихудшие сценарии, ищет слабые места и задает критические вопросы.

Критик размышляет над тем, имеют ли реалистические идеи какой-либо смысл. Действительно ли они ему нужны? Цель критика — найти слабые места и взвесить идеи.

В некоторых вариантах метода Уолта Диснея есть четвертая роль — нейтральная. Человек наблюдает, советует и поддерживает других участников.

Генерация идей разбивается на отдельные этапы — каждый по 30 минут. Важно, чтобы все участники играли одну и ту же роль на каждом этапе. Так им легче адаптироваться к смене ролей: они смогут найти более эффективные решения в сжатый срок.

Читайте также: Что такое критическое мышление простыми словами и зачем оно нужно. 3 методики и бонус в конце

5. Морфологический анализ

Морфологический анализ — это метод генерации идей, при котором проблему делят на отдельные части, а затем ищут решение для каждой из них.

Этот метод придумал американский астрофизик Фриц Цвикки. Он искал способ поиска решений для сложных продуктов, не поддающихся количественному анализу. 

Изображение: ppt-online.org

Этапы морфологического анализа:

1. Участники сначала анализируют проблему, а затем кратко ее формулируют. Например, какой сделать пирог?

2. Определяют изменения. Измерения — факторы, которые важны для решения проблемы. Например, вес, форма, начинка, размер.

3. Выявляют и описывают варианты возможных решений. Для этого участники классифицируют каждое измерение и выделяют отдельные функции. Форма может быть круглой, треугольной, квадратной или многоугольной.

4. Создают морфологический ящик, включающий все варианты решения проблем.

Чаще всего морфологический ящик оформляется в виде матрицы или таблицы.

5. Затем участники проверяют все комбинации и оценивают возможность их реализации: треугольной формы для пирога нет, зато есть квадратная среднего размера, но для такой формы не хватит мяса и капусты.

6. Выбираются варианты, удовлетворяющие заданные критерии: есть квадратная форма среднего размера и свежие грибы. Можно испечь квадратный пирог с грибами!

Проблема морфологического анализа в том, что не всегда можно объяснить целесообразность выбора. Участники должны объяснить, почему предпочитают один вариант другому или какой критерий можно включить в выборку, а какой нет.

Читайте также: Биохакинг: что это такое и безопасен ли он. Примеры эффективных техник

Бонус: тренинги для развития креативности

Методы генерации идей помогают развивать креативное мышление и фантазию. Не сдерживайте себя — даже самые худшие идеи могут быть полезны. Ещё вместе с методами креативного мышления можно попробовать тренинги.

ТРИЗ на практике от 4brain

Участники учатся нестандартно мыслить и находить нестандартные решения в любых ситуациях. С помощью теоретических и практических занятий участники развивают интеллект и практикуют метод ТРИЗ.

Длительность курса — месяц, формат — онлайн.

Курс на развитие творческого мышления от Викиум

Участники учатся по другому смотреть на ситуацию и нестандартно мыслить, развивают внимание, мышление и воображение.

Длительность курса — 16 занятий, формат — онлайн.

Образовательный центр МГТУ им. Баумана

Преподаватели вуза проводят практический тренинг для слушателей, которые хотят научиться управлять мышлением, быстрее находить решения и развивать память.

Длительность курса — 7 дней, формат — очно, начало занятий — 20 июня.

Креативное мышление от Высшей школы менеджмента

Курс поможет развить творческие способности, генерировать идеи и использовать методы ТРИЗ, латеральное мышление, CRAFT и дизайн-мышление на практике.

Длительность курса — студент учится в своем темпе, формат — онлайн.

Высоких вам конверсий!

14-06-2022

Генерация идей: определение, процесс и методы

Вы читаете:

  • Что такое генерация идей?
  • Этапы успешного создания идей
  • шагов, связанных с генерацией идеи
  • Методы, используемые для генерации идей

Обзор

  • Что такое генерация идей?
  • Этапы успешного создания идей
  • шагов, связанных с генерацией идеи
  • Методы, используемые для генерации идей

Изучайте 1 новый урок стартапа каждый день

Начало обучения:

Зарегистрируйтесь, чтобы создавать лучшие моменты.


Что такое генерация идей?

Генерация идей означает создание, развитие и передачу идей, которые являются конкретными, абстрактными или визуальными. Компания использует этот процесс для решения проблем.

После генерации идей команда работает над их проверкой, выбирает лучшую из них, а затем разрабатывает план ее реализации. Только после этого команда переходит к дальнейшим шагам его построения. Генерация идей — это первый шаг во всей воронке управления инновациями. Идея может быть чем-то, что можно потрогать и увидеть (осязаемым), или символической по своей природе.

Идеи — это отправная точка для изменений. В идеале идеи должны приносить позитивные улучшения. Это может быть где угодно, в регионе, компании или мире в целом. Ради этого блога мы ограничимся пониманием генерации идей в бизнесе. Итак, мы увидим, как бизнес придумывает идеи. Это может быть достигнуто с помощью ряда методов, которые мы видим ниже. Конечно, процесс генерации идей не ограничивается этими техниками, его можно делать любым удобным для вас способом.

Стадии успешного создания идеи

Ниже приводится краткое описание того, что происходит от стадии генерации до стадии реализации.

Генерация

Первый этап — это генерация идей, и мы подробнее остановимся на этом в следующих разделах. Для этого компании необходимо определить потребности. После этого им все равно придется позаботиться об основных компетенциях и знаниях потребителей, прежде чем двигаться дальше.

Основные компетенции в данном контексте означают использование сильных сторон компании для работы над идеей. Потребительское понимание означает проверку того, будут ли потребители открыты для этого. Существующие опросы и другие подобные данные могут помочь в понимании мышления потребителей. Производительность конкурентов также должна быть проверена.

Отбор

Здесь идеи оцениваются командой или важными заинтересованными сторонами. Сначала вам нужно определить правильные критерии оценки, а затем проверить, как ваша идея вписывается в них. Они находят способ расставить приоритеты идей. После этого команда выбирает лучшие идеи из набора и переносит их на стадию реализации.

Внедрение

Для успешной реализации идей в вашей организации должны быть надлежащие рабочие процессы. Также необходима отличная команда, в которой люди берут на себя ответственность за проект. Кроме того, чтобы гарантировать успех реализации, идея должна быть хорошей. Можно сказать, что успех реализации зависит от умения выбирать лучшие идеи и действовать по мере необходимости. Конечно, после реализации также будет дистрибуция, продажи и т. д., в зависимости от идеи.

Также обратите внимание, что это не обязательно соблюдается в каждой компании. У каждого может быть свой путь, и могут быть вариации. Например, компании могут запрашивать отзывы у клиентов после выпуска MVP. Только после проверки MVP они переходят к следующему этапу, дорабатывая идею для реализации.

Этапы генерации идей

Как уже упоминалось, способы, которыми компании находят идеи, различны и не обязательно должны быть одинаковыми. Но мы увидим, какие общие шаги предпринимает компания, чтобы придумать новую идею.

Томас Эдисон предложил упрощенный набор шагов для процесса генерации идей. Это часто используется командами по созданию продуктов и маркетингу. Вот краткое изложение шагов, которые он предложил.

Включить — это означает поиск области, в которой вы хотите разработать инновацию.

Определить — на этом этапе вы будете определять поисковые запросы и пути.

Вдохновение. Здесь вы будете смотреть на другие области и пытаться найти вдохновение в том, как что-то делать.

Выберите — здесь вы выбираете одну идею из множества имеющихся.

Оптимизация — Возьмите первоначальную идею и улучшите ее, поработав над ней и доработав концепцию.

Воспитание — это когда вы различными способами реализуете идею, чтобы в конечном итоге продать ее.

Методы, используемые для генерации идей

Ниже приведены некоторые проверенные методы, которые вы можете использовать для генерации идей. Фирмы используют один или несколько из них, чтобы придумать идеи для инноваций. Вы можете поэкспериментировать с этими различными способами и решить, какой из них лучше всего подходит для ваших нужд.

Мозговой штурм идей

Мозговой штурм означает выдвижение ряда идей для решения одной проблемы. Вы можете делать это в одиночку или в группах. Дайте себе или команде немного времени и продолжайте записывать любые решения, которые вы можете придумать для решения проблемы.

Этот метод является количественным. Это означает, что вы придумаете большое количество решений проблемы. Однако вам все равно придется выбрать лучший из начального набора. Вы можете попробовать провести мозговой штурм каждого человека, а затем обсудить его в группе.

Майндмэппинг

Майндмэппинг — это визуальный/графический способ проведения процесса генерации идей. При этом все идеи записываются на доске, и пользователи затем проводят связь между этими точками. По сути, они проводят линии от одной идеи к другой, чтобы показать отношения между ними.

Итак, команда/индивидуум строит паутину отношений между различными идеями. Стрелки или указатели отмечают эти связи от одной идеи к другой. Как правило, предыдущая идея известна как большая, а следующая за ней — второстепенная.

Команда обычно начинает с написания одной общей идеи в центре доски. Все моменты, которые приходят на ум в связи с этой идеей, затем обходят ее стороной. После этого рисуют соединительные стрелки.

Обратное мышление

Противоположное или обратное мышление означает смотреть на проблему, чтобы увидеть, как она возникает.

Возьмите, если вы хотите увеличить количество посетителей вашего сайта. Здесь вы должны попытаться понять, что удерживает посетителей от посещения вашего веб-сайта. Это может быть плохая целевая страница, плохое SEO, отсутствие контента и другие подобные факторы.

Итак, вместо этого вы должны работать только над теми вещами, которые будут способствовать увеличению количества пользователей на вашем сайте.

При использовании реверсивного мышления вы можете придумывать различные решения для решения проблем одним и тем же способом — определяя, что делает ситуацию хуже, а затем избегая ее.

Прочтите эти истории основателей!

Бен Зильберманн — американский интернет-предприниматель. Он является соучредителем и генеральным директором Pinterest, социальной сети и самопровозглашенного «движка визуальных открытий», который позволяет пользователям упорядочивать изображения, ссылки, рецепты и другие вещи.

Прочитать всю историю

Посмотреть иммерсивную историю

Бен Зильберманн

Пинтерест

Соучредитель и генеральный директор Бросить работу, чтобы начать Не кодируется

Системный мыслитель – Генерация идей

СОВЕТ ДЛЯ КОМАНДЫ

Пять принципов генерации идей также могут быть полезны для групп, которые выявляют проблемы в рамках системного мышления. Фиксация этих элементов — первый шаг к созданию диаграмм причинно-следственных связей и выявлению уравновешивающих и подкрепляющих сил в игре. Один из методов перехода от генерирования идей к созданию плана действий см. в книге «Designing a Systems Thinking Intervention» Michael Goodman et al. (Пегас Коммуникейшнс, 1997).

Вот три мифа, связанные с генерацией идей:

  • Нужно ждать вдохновения муз.
  • Логика приведет вас к лучшим идеям.
  • У одних есть хорошие идеи, у других нет

Вежливое слово для этих распространенных убеждений — «Чепуха!»

Подождите, пока музы вдохновят

Если вы в это верите, скорее всего, придется подождать. Вы можете и даже должны активировать нервный насос, чтобы активировать любые музы, живущие внутри. Пикассо, когда он знал, что собирается использовать зеленый цвет в картине, отправлялся на долгую прогулку по лесу, подсознательно впитывая оттенки зеленовато-желтого, пока у него не начиналось то, что он называл «зеленой тошнотой». Затем он возвращался в студию и рисовал, его мозг был насыщен зеленым цветом.

Большинство эффективных техник генерации идей заставляют связывать вещи, которые обычно не рассматриваются вместе. Например, нейронным активатором может быть метафорический вопрос:

«Чем отдел новостей похож на цирк?» Полученные идеи, вероятно, будут включать в себя три кольца, клоунов, слоновий навоз, действия на канате или кто знает что. Эта активация мозга через ассоциации ведет его по неожиданному и потенциально творческому пути.

Логика приведет вас к лучшим идеям

Не обязательно. Логика поведет вас по пути логических связей, связывающих то, что вы знаете по теме. Блестящие идеи — результат прыжков с этого узкого пути. Более полувека назад компания 3M изобрела новый клей для промышленности. Никакая промышленность не была заинтересована в его покупке, и руководство фактически приказало инженеру сжечь образцы. Несколько образцов инженер забрал домой. Там он наблюдал, как его дочери-подростки завивают кудри из этого вещества. Позже он убедил 3М, что это не промышленный клей, а потребительский товар. Этим продуктом стал скотч. Логика необходима для решения проблем, но для генерации идей она может помочь вам только наполовину.

Другие люди склонны к конвергентному мышлению. Они могут слушать бесконечную болтовню и болтовню расходящихся мыслителей и видеть закономерности, связи и ассоциации. Они могут объединить глупую идею № 1 и случайную мысль № 2 и увидеть третью идею, которая имеет смысл. Стратегия генерирования идей состоит в том, чтобы позволить расходящимся высказать все, что они могут, а затем успокоить их, пока сходящиеся объединяют кусочки в шаблоны. Фундаментальная истина заключается в том, что каждый может сыграть важную роль в генерации идей; это просто не будет одинаковой ролью для всех.

Вот пять принципов генерации идей:

  • Откладывать суждение при генерации идей. Мы обусловлены быть осуждающими существами. Следовательно, когда мы проводим мозговой штурм, мы тратим большую часть времени на обдумывание всех причин, по которым идея не может работать.
  • Генерируйте как можно больше идей. Представьте себе ныряльщика за жемчугом, который поднимает только одну устрицу, плывет к берегу и открывает ее, чтобы посмотреть, есть ли там жемчужина, прежде чем грести обратно, чтобы нырнуть за другой. Мы слишком часто выдвигаем одну или две быстрые идеи и действуем так, как если бы они были единственными ответами. Квота помогает генерировать количество. У Томаса Эдисона была квота: маленькое изобретение каждые 10 дней, крупное каждые полгода.
  • Записывайте идеи по мере их появления. Мы переоцениваем скорость работы нашего ума и степень сосредоточенности. Запишите все.
  • Разработайте или улучшите идеи. Эдисон не изобретал лампочку; его гениальность заключалась в том, чтобы усовершенствовать лампочку как предмет потребления. Он взял идею и развил ее. Позже, когда Александр Грэм Белл объявил о своей работе над телефоном в 1876 году, Эдисон сразу же приступил к работе над ее усовершенствованием.
Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *