О флаге — Азербайджан

Флаг – это символ государства, представляющий страну, организацию или объединение. Изготавливается из ткани. В войнах, революциях или на демонстрациях, флаг несут впереди, подняв его высоко над шествующими.  Он украшает различные здания  официальных организаций, тем самым, представляя данные организации и является государственным атрибутом, которым покрывают могилы шахидов — павших за Родину. 

Каждый цвет и символ флага несет в себе определенное  значение.

Одним из государственных символов и государственных атрибутов Азербайджанской Республики, является Национальный Флаг. Государственный флаг Азербайджанской Республики является символом суверенитета Азербайджанского государства.

Символы трехцветного флага

Впервые идею о трехцветном флаге внес Алибек Гусеинзаде, который является идеологом Азербайджанской независимости. Государственный флаг Азербайджанской Республики состоит из трех равных по ширине горизонтальных полос. Верхняя полоса – голубого цвета, средняя полоса – красного и нижняя полоса – зеленого цвета. В центре флага с обеих сторон на красной полосе  изображены полумесяц белого цвета с восьмиконечной звездой. Ширина флага имеет соотношение с его длиной  1:2.

Голубой цвет – указывает на тюркское происхождение Азербайджанского народа. Голубой цвет связан с идеей тюркизма. Существуют различные объяснения предпочтения тюрками голубого цвета. В средние века на территориях проживания тюркоязычных народов, приверженцев исламской веры, были построены древние памятники  голубого цвета. С той же точки зрения, голубой цвет носит также и символический характер. В XIII веке, в эпоху величия Эльханидов, голубой цвет отображал их триумфальные и победные шествия.

Красный цвет – выражает намерение построить современное общество, с развитой демократией,  символизируя тем самым модернизацию и развитие. В конце XVIII века после Великой Французской буржуазной революции в европейских странах наблюдался большой прогресс связанный с развитием капитализма. В тот же период пролетариат вел борьбу против капиталистической системы. В те годы красный цвет был символом Европы.

Зеленый цвет – обозначает принадлежность к исламской цивилизации, исламской религии.

Трехцветное знамя является символом тюркской национальной культуры, мусульманской цивилизации и основ демократической, современной Европы.

Было дано описание значения полумесяца и восьмиконечной звезды, которые находятся в центре флага на красной полосе. По словам историков, во время принятия трехцветного флага, как государственного флага Демократической Республики, было дано полное разъяснение всем цветам, но не было раскрыто значение полумесяца и восьмиконечной звезды. Существуют различные предположение и разъяснения по поводу полумесяца и восьмиконечной звезды, изображенных на флаге.

Разъяснения восьмиконечной звезды и полумесяца

В древние времена, полумесяц являлся гербом Константинополя – столицы Византийской империи. После завоевания турками этого города в 1453-м году, герб был принят  Османской империей, как символ исламской веры и перешел к другим народам, приверженцам той же вере. Полумесяц, изображенный на флаге – символ тюркских народов. Что касается смысла восьмиконечной звезды, то это связано с написанием слова «Азербайджан» в старом алфавите. Так в старом алфавите слово «Азербайджан» состояло из восьми букв.

В истории значение восьмиконечной звезды разъясняется так: тюркизм, исламизм, современность, государственность, демократизм, равенство, азербайджанизм и культурность.

Звезда изображенная на Азербайджанском флаге широко используется в азербайджанском архитектурном стиле, а восьмиконечность —  число восемь, является символом турецкого народа.  

Цвет может привлекать или отталкивать

Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека. Достоверно установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации.

Психологами установлено, что уравновешенная в цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает и улучшает общение людей между собой. Цвет существенно влияет на психоинтеллектуальное состояние человека.

Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека, а именно:

  • вызывают психологическую реакцию:
  • подчеркивают качество, настроение, чувство; создают теплую или холодную среду; отражают времена года и т.д.;
  • имеют физиологические последствия, как положительные или отрицательные оптические раздражители;
  • прикасаются к ощущениям: удовлетворение, приятный внешний вид и т.п.;
  • «взывают» к чувствам: придают объемность среде и предметам.

Как показывают специальные исследования, 80% цвета и света «поглощаются» нервной системой и только 20% — зрением.

Между цветовым решением рекламы и естественным восприятием человека существует определенная зависимость. Достоверно установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации.

Когда видишь хорошие рекламные фильмы, листаешь буклеты, разглядываешь плакаты, непременно обращаешь внимание на выразительность цветовых и пространственных решений. Все продумано до мелочей. Все очень красиво, все работает на цель — привлечь внимание, заинтересовать рекламируемым товаром. Цвет и форма эмоционально воздействуют на человека.

Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить.

Влияние цвета на потребительский выбор можно проиллюстрировать следующим экспериментом. Домохозяйкам дали продегустировать четыре чашечки кофе, стоящие рядом с коробками коричневого, голубого, красного и желтого цвета.

Кофе во всех чашках был одинаковый, но дегустаторы об этом не знали. Результаты: 75% испытуемых отметили, что кофе, стоящий рядом с коричневой коробкой, по их мнению, слишком сильный. Около 85% испытуемых сочли кофе, стоящий рядом с красной коробкой, самым ароматным и вкусным. Почти все утверждали, что кофе, стоящий рядом с голубой коробкой, мягкий, а тот, что стоял рядом с желтой коробкой — слабый.

Специалисты исследовали влияние цвета на восприятие человека, ассоциации, вызываемые им в национальных средах разных стран.

Оказалось, например, что цвет означает или символизирует:

  • красный: в Америке — любовь, в Китае — доброту, праздник, удачу, в России — высокую активность, агрессию, борьбу, в Индии — жизнь;
  • желтый: в Америке — процветание, в России — солнечность и разлуку; в Сирии — траур, смерть, в Индии — великолепие, в Бразилии — отчаяние;
  • зеленый: в Америке — надежду, в Китае — роскошную жизнь, в Индии — мир и надежду;
  • голубой: в Америке — веру, в Индии — правдивость, в Китае — один из траурных цветов;
  • синий: в России — ночной покой;
  • фиолетовый: в Индии — печаль и утешение, в Бразилии — печаль;
  • белый: в Америке — чистоту и мир, в Китае — подлость, опасность, траур; в Европе — молодость;
  • черный: в Америке — символизирует сложную, чрезвычайную ситуацию, в Китае — честность.

Наиболее популярны цвета:

  • красный: в России, Ираке, Мексике, Норвегии;
  • оранжевый: в Голландии;
  • желтый: в Китае;
  • зеленый: в Австрии, Болгарии, в Мексике, Австралии, Ирландии, Египте;
  • голубой: в Индии;
  • белый: в Мексике;
  • коричневый: в Болгарии.

Огромное внимание влиянию цвета на восприятие человека и его психическое состояние уделял швейцарский психолог Макс Люшер. Он установил, что определенный цвет вызывает у человека вполне определенные эмоции.

Например, желто-красные тона создают чувство взволнованности, возбуждения, активности. Синие, серые цветовые тона, напротив, действуют успокаивающе.

Черный или серый цвет обладает значением изысканности, культурности. Он как бы противостоит всей гамме вульгарных красок. Но одновременно все активнее выступает яркий цвет как знак эмансипации, каникул, свободы.

Цвет становится важным элементом общего решения внешнего вида вещи и ее рекламного образа. Краски соотносят друг с другом и со средой и именно это имеют в виду, когда говорят об их «функциональности».

В ряде европейских стран все более отчетливо усиливается противостояние табачной и алкогольной рекламе, в том числе и путем ограничения цветовых решений. Известны случаи, когда законодательным порядком табачная и алкогольная реклама допускается исключительно в черно-белом цветовом оформлении.

В перечислении возможных вариантов покупательского поведения крупный шрифт красного или голубого цвета на белом фоне будет описывать желательное поведение, а мелкий черный шрифт в том же ряду — нежелательное. С точки зрения психологической эффективности наиболее удачны желтый, бирюзовый, сине-фиолетовый и рубиновый цвета.

Считается, что у всех цветов есть дополнительные свойства, присущие им от природы либо приписываемые образом, в котором они используются. Приведем некоторые медицинские, физиологические и психологические характеристики цвета:

  • красный: теплый и раздражающий, стимулирует мозг, символ опасности и запрета, показывает деятельный настрой. «Уменьшает» поверхность, окрашенную в этот цвет, и создает чрезмерную напряженность. Красный выбирают люди эмоциональные, влюбчивые, сексуальные. На малых поверхностях может сочетаться с бирюзовым или серым;
  • оранжевый: жизнерадостный, импульсивный, учащает пульс, создает чувство благополучия, свидетельствует о реализме. Его теплота, часто в сочетании с синим как дополнительным цветом, делает его приемлемым на небольших поверхностях, особенно для такой «холодной» по своей природе продукции, как инструменты, машинное оборудование и т.п.;
  • желтый: стимулирует мозг, привлекает внимание и сохраняется в памяти дольше, чем другие цвета. Желтый, оранжевый цвета выбирают жизнерадостные, импульсивные люди. Яркость этого цвета вызывает нарушение психического равновесия, поэтому его не рекомендуется использовать на больших поверхностях и лучше применять в сочетании с зеленым;
  • теплый желтый (цвет яичного желтка): дружеский, теплый, приятный;
  • светло-желтый (лимонный): холодный, «кислый», отталкивающий, вызывает чувство незначительности, бесцветности;
  • золотистый: олицетворяет стремление к власти и демонстрации своего превосходства;
  • зеленый: успокаивает, снимает боль, усталость, уравновешивает, олицетворяет свежесть и естественность. Зеленый выбирают люди способные и уравновешенные. Сам по себе вызывает ощущение «обделенности» и создает вялую атмосферу, поэтому должен использоваться в сочетании с белым или синим;
  • голубой: антисептичен, эффективен при невралгических болях;
  • синий: создает внутреннюю силу и гармонию. Синий выбирают люди меланхоличные и разочарованные. Свежесть этого цвета в сочетании с его успокоительным влиянием помещает его в ряд желательных цветов, поскольку он разряжает стресс;
  • фиолетовый: действует на сердце, легкие, кровеносные сосуды, увеличивает выносливость ткани, «примиряет» чувства между собой. Будучи дополнен зеленым или бирюзовым цветом, расслабляет и одновременно «провоцирует». Фиолетовый выбирают люди, в жизни которых наблюдается период неустойчивости;
  • белый: символизирует чистоту. Для него характерно «самоустранение» его собственной силы, поэтому его лучше использовать в сочетании с синим, красным или зеленым;
  • бежевый: олицетворяет «седину»;
  • бирюзовый: холодность этого цвета делает необходимым его использование в сочетании с красным.
    Таким образом он становится нейтральным и приемлемым во многих случаях;
  • багровый: с ним связывают полноту и насыщенность;
  • коричневый: вызывает ощущение стабильности и реалистическое настроение. Коричневый выбирают люди, находящиеся в периоде стабильности, но не желающие ничего менять (консервативные). «Тяжелый» по своей природе, он может быть использован в сочетании с родственными ему оттенками или темно-голубым цветом;
  • черный: символизирует изящество;
  • светло-голубой: создает холодное и отталкивающее впечатление;
  • розовый: ощущение слабости, пустоты, а часто и слащавости;
  • светло-зеленый: придает холодность окружающей среде.

Специфика высококачественных товаров и предметов роскоши лучше подчеркивается сочетанием черного с красным или золотистым.

Свежесть — холодными цветами: желтым, синим или зеленым. Не случаен выбор, например, цвета зелени для молочной продукции, голубого — для продуктов моря, коричневого — для керамики, «смелых» цветов (оранжевого, например) — для промышленных товаров, ярко-синего или голубых оттенков красного — для ювелирных изделий.

По степени ухудшения восприятия цветовые сочетания располагаются в следующем порядке: синий на белом; черный на желтом; зеленый на белом; черный на белом; желтый на черном; белый на черном; зеленый на красном; синий на белом; красный на желтом; белый на синем; красный на белом; синий на желтом; оранжевый на черном; желтый на синем; зеленый на белом; оранжевый на белом; белый на зеленом; красный на зеленом; коричневый на белом; белый на коричневом; коричневый на желтом; желтый на коричневом; красный на белом; белый на красном; желтый на красном.

Специальными исследованиями установлено, что количество используемых цветов непосредственно влияет на эффективность воздействия рекламного сообщения. Если эффективность восприятия черно-белого изображения принять за 100%, то эффективность двухцветного возрастает на 20%, а многоцветного — на 40%.

Существенным фактором для создания нужной атмосферы при восприятии рекламируемого товара является температура цвета, которая также оказывает психологическое воздействие на покупателя. Так, если теплый белый цвет (до 500 люксов) создает спокойную и, скорее, вялую окружающую среду, более холодный и нейтральный белый цвет подчеркивает активный настрой и более приемлем для мест непосредственной продажи.

Более точной передаче цветовых оттенков при использовании осветительных приборов способствует применение специальных цветофильтров.
Обычно рекомендуется применять в рекламных целях не более двух различных цветов, которые, однако, можно разнообразить за счет родственных им оттенков, поскольку такое родство создает ощущение цветовой последовательности и не раздражает зрения.

Невозможно дать приемлемого во всех случаях рецепта применения цветовой окраски. Это связано с тем, что вызываемое цветовыми сочетаниями психологическое воздействие дифференцированно для различных людей, в поведении которых существенную роль играют культура и традиции.
Человек, обладая совершеннейшей системой цветовосприятия, разработал различные способы использования цветов для личных и профессиональных нужд, а также в целях развлечения.

Реклама становится более успешной при правильном использовании цветовой гаммы, которая со временем становится фирменной цветовой гаммой.


Несколько слов о психологии формы

Воздействие определенных форм на человека было замечено еще в глубокой древности. Позднее специальными исследованиями было научно установлено, что форма, как и цвет, эмоционально воздействует на человека. Доказано, что форма экрана, на котором располагается объект, определенным образом организует процесс поиска на нем слабозаметных сигналов.

Точно так же организующим влиянием обладает и форма изобразительной поверхности.
Квадратная, прямоугольная, круглая, овальная, треугольная плоскости по-разному распределяют внимание зрителя. Простые геометрические формы быстрее воспринимаются зрителем и лучше запоминаются по сравнению со сложными неправильными формами.

Выбирая ту или иную форму листа, художник может заранее акцентировать внимание будущего зрителя на его определенных зонах. Установлено, например, что углы квадрата перцептивно оказываются очень активными зонами. Не случайно сложилась традиция рисования портретов в овале: углы не должны отвлекать внимание от главного — изображения лица.

Психологам хорошо известны некоторые приемы привлечения внимания людей за счет формы, придаваемой объекту восприятия. В частности, эффективным способом привлечения внимания является выделение по какому-нибудь признаку одного элемента среди других. Так, наиболее выступающий угол четырехугольника становится независимо от его пространственного положения местом концентрации внимания. Исследованиями установлено, что даже непредметная форма может привлечь внимание и произвести сильное впечатление.

Определенное воздействие на восприятие информации оказывают формы линий. Считается, что вертикальные или горизонтальные прямые линии ассоциируются со спокойствием, ясностью и даже солидарностью, а изогнутые — с изяществом и непринужденностью. Однако это справедливо в определенных условиях, например, чем чаще горизонтальные или вертикальные линии и чем контрастнее цвета, выбранные для их изображения, тем более неприятные, вплоть до головокружения, ощущения они производят.

Эти особенности проявляются, если зритель находится в стрессовом состоянии.
Зигзагообразные линии передают впечатление резкого изменения, концентрации силы, быстрого высвобождения энергии.
Несбалансированные формы вызывают ощущение дискомфорта.
Незамысловатые и симметричные формы «прочитываются» гораздо быстрее других, привлекают внимание.

Типы дальтонизма – Осведомленность о дальтонизме

Люди с дихроматическим цветовым зрением имеют только два типа колбочек, способных воспринимать цвет, т.е. у них полностью отсутствует функция одного типа колбочек, что приводит к специфической части световой спектр, который вообще не воспринимается. Для удобства мы называем эти участки светового спектра «красным», «зеленым» или «синим». Участки светового спектра, которые в норме воспринимают «красные» и «зеленые» колбочки, значительно перекрываются, поэтому люди с красным и зеленым типами дальтонизма испытывают много похожей путаницы цветов. Вот почему нарушения зрения на красный и зеленый цвета часто называют слепотой на красный и зеленый цвета, и почему люди с нарушениями зрения на красный и зеленый цвета часто видят мир одинаково.

Люди с протанопией не могут воспринимать «красный» свет, люди с дейтеранопией не могут воспринимать «зеленый» свет, а люди с тританопией не могут воспринимать «синий» свет.

Люди с дефицитом красного и зеленого живут в мире мутной зелени, где выделяются синий и желтый. Коричневые, оранжевые, оттенки красного и зеленого легко спутать, и люди с обоими типами также путают некоторые оттенки синего с некоторыми пурпурными и с трудом определяют бледные оттенки большинства цветов.

Однако между двумя типами дефицита красного/зеленого есть некоторые специфические различия.

Протанопия

Протанопы чаще путают:-
1. Черный со многими оттенками красного
2. Темно-коричневый с темно-зеленым, темно-оранжевым, темно-красным, темно-синим/фиолетовым и черным
3. Немного синего с некоторыми красными, пурпурными и темно-розовыми
4. Средне-зеленые с некоторыми оранжевыми

Deuteranopes

Deuteranopes с большей вероятностью перепутают:-
1. Средне-красный с средне-зеленым
2. Сине-зеленый с серым и средне-розовым
3. Ярко-зеленый с желтым
4. Бледно-розовый со светло-серым/белым
5. Средне-красный с средне-коричневым
6. Светло-голубой с сиреневым

Тританопы

Тританопы чаще всего путают светло-голубой с серым, темно-фиолетовый с черным, средне-зеленый с синим и оранжевый с красным.

Изображения выше показывают, как красивые цвета пигментов теряются для людей с каждым типом дихроматического зрения.

Монохромазия (ахроматопсия)

 

Нормальное зрение

Монохромазия

900 02 Люди с монохроматическим зрением вообще не видят цветов, и их мир состоит из разных оттенков серого, от черного до белого, это как смотреть на мир по старому черно-белому телевизору. Ахроматопсия — это особое состояние глаз, при котором люди видят в оттенках серого. Мы специально не поддерживаем ахроматопсию из-за ее дополнительных симптомов. Ахроматопсия встречается крайне редко, примерно у 1 человека из 33 000, и ее симптомы могут очень усложнить жизнь. Обычно человеку с ахроматопсией необходимо носить темные очки в помещении при нормальном освещении.

Время от времени к нам обращались очень обеспокоенные люди, потому что окулист поставил им или их детям диагноз «полная цветовая слепота». Хотя мы не можем давать рекомендации по диагностике конкретных случаев, мы предприняли дальнейшие исследования, чтобы попытаться понять, почему так много людей говорят, что они полностью дальтоники, хотя на самом деле у них гораздо больше шансов иметь тяжелую форму красно-зеленого цвета. цветовая слепота. Наше исследование показало, что во многих случаях оптометристы получают только базовую подготовку по проблемам цветового зрения, и поэтому некоторые из них могут неправильно интерпретировать результаты тестов Исихары. Тест Исихара не может диагностировать ни сине-желтое, ни «оттенки серого» зрения. Если вам или вашему ребенку поставили диагноз только с помощью теста Исихары, обратитесь за вторым мнением, в идеале в специализированную клинику цветового зрения.

Если у вас диагностировали «полную» дальтонизм, посетите www.achromopsia.org для получения дополнительной информации. Если вы считаете, что у вас есть симптомы ахроматопсии, попросите своего офтальмолога направить вас к специалисту, который сможет подтвердить ваше состояние.

Статистика

Существует общее мнение, что во всем мире 8% мужчин и 0,5% женщин имеют красный/зеленый тип дефицита цветового зрения. Эти цифры увеличиваются в районах, где на душу населения приходится большее количество белых (европеоидов) людей, поэтому в Скандинавии цифры увеличиваются примерно до 10-11% мужчин. Напротив, в странах Африки к югу от Сахары мало дальтоников. Такие страны, как Индия и Бразилия, имеют относительно высокую заболеваемость сердечно-сосудистыми заболеваниями из-за большого количества людей со смешанными расовыми генами в их генетической истории.

8% дальтоников с наследственной дальтонизмом можно приблизительно разделить на 1% дейтеранопов, 1% протанопов, 1% протаном и 5% дейтераном. Примерно у половины дальтоников будет легкая аномальная недостаточность, у остальных 50% — умеренные или тяжелые аномальные состояния.

Численность тританопов/тританомальных людей и ахроматов очень мала, возможно, 1 на 30-50 000 человек.

Надежные статистические данные о людях с приобретенной формой нарушения цветового зрения найти сложно, но может быть затронуто до 3% населения, поскольку возрастная недостаточность относительно распространена среди лиц старше 65 лет и, следовательно, увеличивается в Великобритании. в связи с увеличением числа пожилых людей на душу населения.

Чтобы представить эту статистику в контексте, в школе для мальчиков в родных графствах Англии с 1000 учениками будет примерно 80-85 учеников с дефектом цвета. 11–13 будут дейтеранопами, 11–13 — протанопами, 11–13 — формой протаномалии, а 62 — формой дейтераномалии. Около половины людей с аномальным состоянием будут иметь умеренную или тяжелую форму дефицита.

«Невозможные» цвета: посмотрите на оттенки, которых не может быть

Инженеры часто нагружают конструкцию весом, пока она не рухнет, или трясут ее, пока она не разлетится на части. Как и инженеры, многие ученые тайно любят деструктивные испытания: чем катастрофичнее неудача, тем лучше. Исследователи человеческого зрения избегают необратимых сбоев (и судебных исков), но находят обратимые сбои увлекательными и поучительными, а иногда даже важными, как в случае разрушительной пространственной дезориентации и потери зрения, с которыми могут столкнуться военные пилоты. В Исследовательской лаборатории ВВС США мы вдвоем изучаем самые катастрофические дефекты зрения, которые только можем устроить. Мы создаем условия, в которых люди видят изображения, растекающиеся, как горячий воск, и фрагментирующиеся, как разбитая мозаика. Здесь мы рассказываем историю о двух самых интригующих нарушениях восприятия, которые мы изучали: запрещенных цветах и ​​искаженных геометрических галлюцинациях.

Вы когда-нибудь видели голубовато-желтый цвет? Мы не имеем в виду зеленый. Некоторые зеленые цвета могут казаться голубоватыми, а другие могут казаться желтоватыми, но ни один зеленый (или любой другой цвет) никогда не бывает одновременно и голубоватым, и желтоватым. А вы когда-нибудь видели красновато-зеленый? Мы не имеем в виду грязно-коричневый, который может получиться при смешивании красок, или желтый, который получается при смешении красного и зеленого света, или текстуру поля красных и зеленых точек пуантилиста. Мы имеем в виду один цвет, который выглядит одновременно красноватым и зеленоватым в одном и том же месте.

Создав правильные условия, мы увидели эти невообразимые или «запрещенные» цвета, как и наши подопытные. И мы нашли способы контролировать или смещать галлюцинаторные узоры концентрических кругов и спиц колеса, которые люди могут видеть в быстро мерцающем свете, хотя смещение сработало вопреки нашим ожиданиям. Оба эти явления открывают нечто новое в нейронной основе оппозиции, одной из древнейших концепций в науке о восприятии.

Противодействие распространено в физиологии. Например, чтобы согнуть руку, вы расслабляете трицепс, одновременно напрягая бицепс; бицепсы и трицепсы являются мышцами-противниками, поскольку они действуют прямо противоположно друг другу. В 1872 году немецкий физиолог Эвальд Геринг предположил, что цветовое зрение основано на противопоставлении красного и зеленого и желтого и синего; в каждой точке поля зрения мышцы покраснения и зелени, так сказать, противостояли друг другу. Восприятие красноты на месте исключало восприятие там зелени, и наоборот, как нельзя одновременно согнуть и разогнуть руку. Все оттенки, которые видят люди, можно получить, соединив красный или зеленый с желтым или синим. Теория Геринга объяснила, почему люди могут одновременно воспринимать синий и зеленый в бирюзовом, красный и желтый вместе в оранжевом и так далее, но никогда не воспринимают красный с зеленым или синий с желтым в одно и то же время и в одном и том же месте.

Безумные цвета
Наблюдение, что люди никогда не видят смеси противоположных цветов, было одним из самых достоверных в когнитивной науке. Кроме того, исследования показали, что оппозиция цвета начинается в сетчатке и среднем мозге — первой области мозга, участвующей в зрении, — с нервов, передающих данные, которые представляют собой вычитание одного цветового сигнала из другого. Необработанные цветовые сигналы исходят от колбочек сетчатки, которые обнаруживают свет в трех перекрывающихся диапазонах длин волн. Другие клетки суммируют и вычитают выходные данные трех видов колбочек, производя сигналы, относящиеся к четырем основным цветам — красному, зеленому, желтому и синему. Но это как если бы зрительная система была подключена к двум каналам данных для цвета: красно-минус-зеленый канал (в котором положительные сигналы представляют уровни красного цвета, отрицательные сигналы представляют собой зеленый цвет, а нулевой сигнал не представляет ни одного из них) и аналогично работающий желто-зеленый канал. минус-синий канал. Такая аппаратная проводка обеспечивает соблюдение законов Геринга о цветовой оппозиции.

Однако в 1983 году Хьюитт Д. Крейн и Томас П. Пьянтанида из SRI International в Менло-Парке, Калифорния, сообщили о способе обойти правила восприятия, запрещающие такие цвета, как красновато-зеленый и желтовато-синий. Они заставляли испытуемых смотреть на расположенные рядом поля красного и зеленого или желтого и синего цветов. Их аппарат отслеживал положение глаз испытуемых и перемещал зеркала, чтобы стабилизировать цветовые поля, то есть замораживать их на сетчатке каждого испытуемого, несмотря на все постоянные небольшие движения глаз. Стабилизация изображения может привести ко многим интересным эффектам, таким как изображение, которое, кажется, разбивается на части, видимость которых увеличивается и уменьшается. Особый интерес для Крейна и Пиантаниды представляла склонность к исчезновению границ на стабилизированных изображениях.

Действительно, их подопытные видели, как исчезла граница между двумя противоположными цветами; цвета текли и смешивались через исчезающую границу. Некоторые испытуемые сообщали, что видели запрещенные красновато-зеленые и желтовато-голубые оттенки. Другие видели галлюцинаторные текстуры, такие как синий блеск на желтом фоне.

Статья Крейна и Пьянтаниды должна была вызвать всеобщий интерес: два высококвалифицированных исследователя сообщали о серьезном нарушении общеизвестного психофизического закона. Вместо этого статья стала исследованием, о котором исследователи зрения не говорили, — Сумасшедшей старой тетей на чердаке видения.

Мы считаем, что четыре причины привели к такой небрежности. Во-первых, результат был непостоянным: некоторые испытуемые видели галлюцинаторные текстуры вместо запрещенных цветов. Во-вторых, запретные цвета было трудно описать. Крейн и Пиантанида попытались обойти эту проблему, заставив художников описывать цвета. Это не помогло. В-третьих, эксперимент было трудно воспроизвести. Крейн изобрел специальный айтрекер, который был дорогим и сложным в использовании. Наконец, у исследователей не было теоретической основы для понимания результата. Мы убеждены, что это и было основным препятствием — о вещах, не вписывающихся в существующую парадигму, трудно думать. Крейн и Пиантанида предположили, что они обошли ту часть зрительной системы, которая отвечает за противопоставление цветов, и активировали перцептивный механизм заполнения, но не развили эту идею.

Наша светлая идея
Несколько лет назад у нас двоих появилось представление о потенциальном объяснении различий в восприятии Крейна и наблюдателей Пиантаниды. Мы знали, что наряду со стабилизацией изображения еще одно экспериментальное условие приводит к аналогичной потере прочности границы: а именно, когда два соседних цвета имеют одинаковую яркость. Яркость похожа, но не идентична воспринимаемой яркости. Два цвета равносильны для наблюдателя, если их очень быстрое переключение производит наименьшее впечатление мерцания.

Когда испытуемые смотрят на два соседних поля с равномерными цветами, они видят, как граница между цветами ослабевает и исчезает, позволяя цветам перетекать друг в друга — за исключением случаев красно-зеленых или желто-синих пар. Мы знали, что этот эффект схлопывания границ сильнее всего проявляется, когда наблюдатель сводит к минимуму движения глаз. Возможно, эффекты равносветимости и стабилизации будут сочетаться синергетически, что приведет к коллапсу границ и смешиванию цветов, достаточно сильному, чтобы происходить согласованно даже с противоположными цветами. Чтобы проверить эту идею, мы объединились с нашим коллегой из исследовательской лаборатории ВВС подполковником Джеральдом А. Глисоном, который изучал движения глаз.

Мы привязывали испытуемых к устройству отслеживания глаз Глисона, используя опоры для подбородка или прикусные пластины, чтобы свести к минимуму движения головы. Мы решили не использовать художников и других непрофессионалов в качестве испытуемых. Для этого эксперимента мы хотели, чтобы исследователи зрения были воспитаны на теории цвета, скептически относились к цветам, о которых философия Геринга и не подозревала, и могли описывать свои наблюдения с помощью богатой стенографии «визионерки» — важно, когда вы бормочете свои наблюдения сквозь зубы. И нам нужны были заслуживающие доверия субъекты, которые могли бы свидетельствовать о наших недоверчивых коллегах. Таким образом, мы привлекли семь исследователей зрения (включая Биллока и Глисона) с нормальным цветовым зрением.

Поскольку люди по-разному воспринимают яркость разных цветов, мы сначала измерили реакцию испытуемых на красный, зеленый, желтый и синий. Затем мы показывали каждому испытуемому бок о бок поля красного и зеленого или желтого и синего цветов, настроенных таким образом, чтобы они казались либо равносветными, либо сильно неравномерными.

Комбинация равномерного освещения и стабилизации изображения оказалась чрезвычайно эффективной. Для равносветящихся изображений шесть из семи наших наблюдателей видели запрещенные цвета (зрение седьмого наблюдателя каждый раз сразу же становилось серым). Граница между двумя цветами исчезла бы, и цвета перетекли бы через границу и смешались бы. Иногда результат выглядел как градиент, идущий, скажем, от красного слева к зеленому справа, со всеми возможными оттенками зеленовато-красного и красновато-зеленого между ними. В других случаях мы видели красные и зеленые поля в одном и том же месте, но на разной глубине, как будто видели один оттенок сквозь другой без какого-либо обесцвечивания ни одного из них. Часто мы видели красивый однородный красновато-зеленый или голубовато-желтый цвет, заполняющий все поле.

Любопытно, что двое испытуемых сообщили, что после упражнения они могли видеть красновато-зеленый и голубовато-желтый в своем воображении, хотя эта способность не сохранилась. Таким образом, мы можем ответить на вопрос, поставленный философом Дэвидом Юмом в 1739 году: возможно ли воспринимать новый цвет? Так оно и есть, но поразительные новые цвета, которые мы видели, представляли собой смеси знакомых цветов.

Наши наблюдения привели нас к разработке модели того, как в мозгу может возникать цветовая оппозиция, не полагаясь на встроенное вычитание. В нашей модели популяции нейронов соревнуются за право стрелять, как два вида животных соревнуются за одну и ту же экологическую нишу, но проигравшие нейроны замолкают, а не вымирают. Компьютерное моделирование этого соревнования хорошо воспроизводит классическую цветовую оппозицию — на каждой длине волны могут победить «красные» или «зеленые» нейроны, но не оба (аналогично для желтого и синего). Тем не менее, если конкуренция отключена, скажем, путем подавления связей между нейронными популяциями, ранее враждующие оттенки могут сосуществовать.

Тигровые полосы на мозгу
В нашем эксперименте, когда красно-зеленые или желто-синие поля значительно различались по яркости, мы и другие наши испытуемые не видели запрещенных цветов. Вместо этого мы увидели текстуры, такие как зеленый блеск на красном поле или синие полосы на желтом поле, точно так же, как Крейн и Пиантанида сообщили для некоторых из своих объектов. Они могли использовать цветные изображения, которые были равносильны для одних объектов, но явно неэквивалентны для других.

Эти иллюзорные крапчатые и полосатые узоры, которые мы видели, были интригующими. Изучение подобных паттернов в других контекстах имеет богатую историю. Такие закономерности возникают в определенных смесях реагирующих химических веществ, в которых химические вещества диффундируют асимметрично или с разной скоростью. Английский математик и пионер вычислительной техники Алан Тьюринг представил эти системы реакции-диффузии как математические системы, заслуживающие изучения, которые могут моделировать узоры, наблюдаемые в шкурах зебры, шкурах леопарда и множестве других биологических явлений — и, в частности, галлюцинациях.

Зрительные галлюцинации с геометрическими узорами вызываются многими триггерами: наркотиками, мигренью, эпилептическими припадками и — нашим любимым — зрительным стимулом, называемым мерцанием пустого поля. Дэвид Брюстер (изобретатель калейдоскопа) исследовал галлюцинации, вызванные мерцанием, в 1830-х годах, как сообщается, испытал их, промчавшись мимо высокого залитого солнцем забора с закрытыми глазами, что вызвало быстрые вспышки света и тьмы («мерцание») на пустом холсте. тыльную сторону его век. Сегодня проще и безопаснее воспроизвести этот эффект, закрыв глаза, пока пассажир едет по улице, обсаженной деревьями, или, что еще лучше, глядя на мерцающий монитор компьютера.

Обычные геометрические галлюцинации, вызванные мерцанием, включают формы веера, концентрические круги, спирали, паутину и соты. В 1979 году Джек Д. Коуэн из Чикагского университета и его докторская степень. студент Г. Бард Эрментроут (сейчас работает в Университете Питтсбурга) заметил, что все эти изображения соответствовали возбуждению полосатых паттернов нейронов в первичной зрительной коре — области мозга на затылке, участвующей в обработке зрительных образов. Например, когда человек смотрит на реальное изображение концентрических кругов, активируются вертикальные полосы нейронов в первичной зрительной коре. Веерообразный рисунок, такой как спицы колеса, возбуждает горизонтальные ряды нейронов. Спирали возбуждают косые полосы.

Таким образом, Эрментроут и Коуэн могли бы объяснить многие из описанных геометрических галлюцинаций, если бы зрительная кора могла спонтанно генерировать полосатые паттерны нейронной активности в ответ на мерцание. В 2001 году Коуэн и другие коллеги расширили модель, включив в нее множество более сложных паттернов. Эти результаты, однако, не предлагают рецепта, как вызвать какую-либо конкретную галлюцинацию для детального изучения. Действительно, паттерны, вызванные мерцанием, непредсказуемы и нестабильны, вероятно, потому, что каждая вспышка нарушает ранее вызванную галлюцинацию. Было бы очень полезно иметь технику, вызывающую определенную стабильную галлюцинацию для длительного наблюдения. Зрительные галлюцинации и тьюринговская математика формирования паттернов могли бы открыть окно в динамику зрительной системы человека.

Чтобы попытаться стабилизировать паттерны, вызванные мерцанием, мы вдвоем черпали вдохновение в других системах спонтанного формирования паттернов, которые можно сделать предсказуемыми, введя подходящее смещение. Например, представьте себе неглубокую сковороду с маслом, нагретым снизу и охлажденным сверху. Если разница температур достаточно велика, поднимающееся горячее масло и падающее холодное масло самоорганизуются в узор из горизонтальных цилиндров, которые сверху выглядят как полосы. Каждый цилиндр вращается вокруг своей оси — жидкость поднимается с одной стороны и падает с другой. Паттерн стабилен, если соседние цилиндры вращаются в противоположных направлениях, как зубчатые колеса.

Обычно ориентация цилиндров (направление «полос») определяется случайным образом во время формирования узора, но если вы нагнетаете восходящий поток жидкости вдоль определенного направления, тогда узор цилиндров эволюционирует, чтобы выровняться с это. Случайно введенные в заблуждение этой аналогией, мы решили посмотреть, стабилизирует ли галлюцинация, которую видят люди, представление узора рядом с мерцающей пустой областью. В опытах мы демонстрировали небольшие круглые и веерообразные конструкции при постоянном освещении с быстро вспыхивающим светом в пустой области вокруг них. Физические паттерны будут возбуждать полосы определенной ориентации в зрительной коре человека, и мы ожидали, что возбуждения, вызванные мерцающей областью, будут расширять паттерн за счет добавления параллельных полос. Таким образом, мы думали, что наши испытуемые увидят круговые узоры и формы веера, распространяющиеся на окружающую мерцающую область.

Круги и веера
К нашему большому удивлению, наши испытуемые увидели противоположный эффект. Маленькие физические круги всегда были окружены иллюзорными формами веера, которые вращались со скоростью около одного оборота в секунду. И наоборот, мерцание вокруг небольших физических форм веера вызывало галлюцинации круговых узоров, которые иногда пульсировали. Аналогичные результаты происходили, когда физический паттерн окружал мерцающий пустой центр. Во всех случаях галлюцинация ограничивалась мерцающей областью — она распространялась на физический паттерн только в том случае, если мы заставляли физический паттерн мигать и выключаться синхронно со светом в пустой области.

Оглядываясь назад, этот результат не должен был удивлять. Пятьдесят лет назад Дональд М. Маккей из Королевского колледжа в Лондоне показал, что, если рассматривать формы веера в мерцающем свете, можно увидеть слабый узор из концентрических колец, перекрывающих веер, и наоборот. Результат Маккея можно интерпретировать как результат своего рода оппозиции. Чтобы понять этот момент, представьте, что произойдет, если вы увидите яркую вспышку красного света: вы увидите зеленое остаточное изображение, причем зеленый является цветом, противоположным красному. Если зрительная система воспринимает формы веера и концентрические круги как противоположные геометрические фигуры, то слабые узоры, видимые в иллюзии Маккея, могут быть геометрическими остаточными изображениями, присутствующими в темные моменты между вспышками.

Наша новая иллюзия также имеет цветовой аналог: красное поле может сделать соседнее серое поле зеленоватым. При правильных динамических условиях — наша мерцающая установка — геометрический узор индуцирует геометрический узор противника в пустом поле рядом с ним. Другими словами, иллюзия Маккея включает в себя геометрическое противопоставление, разделенное во времени (то есть вееры и круги присутствуют в отдельные моменты времени), тогда как наш эффект представляет собой геометрическое противостояние, разделенное в пространстве (веера и круги находятся в смежных областях).

Хотя вполне естественно рассматривать запретные цвета и искаженные геометрические галлюцинации как салонные трюки, они иллюстрируют важные моменты, касающиеся зрения и природы перцептивных противоречий. Запрещенные цвета показывают, что цветовая оппозиция, которая служила моделью для всех перцептивных оппозиций, не такая жесткая и запрограммированная, как думали психологи. Программные механизмы, такие как наша модель конкуренции, могут понадобиться, чтобы полностью понять, как мозг обрабатывает цвета оппонента.

Эксперименты, стабилизирующие геометрические галлюцинации, показывают, что при всей их экзотической внешности эти галлюцинации удивительно похожи на знакомые визуальные эффекты, связанные с цветами.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *