32. Русский футуризм. Общая характеристика. Футуризм…
32. Русский футуризм. Общая характеристика.
Футуризм ((от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России). С 1910. гр «Гилея», эгофутуристы(Северянин), «Центрифуга»(Пастернак), «Мезонин поэзии»(Шершеневич). Началось с: 1. 1910 «Садок судей» написала Гилея (ор-р Д. Бурлюк, Хлебников, Лившиц, В. Каменский, худ-к М. ларионов).. 2. 1907 выставка новой живописи «Стефанус». 1908 – 1е футур прозаич пр-е (В. Хлебников). Художники-футуристы(кубисты) пытались лишить из-е единой точки перспективы. Важны динамика и принцип проникновения предметов друг в друга. Пр-ты лишаются тех связей, кот-ми наделяют их люди. Весь рус фут-м от живописи – Бурлюк. Примитивисты: А. Кручёных, Вю Хлебников. Сохрать в себе ребёнка, когда ты уже взрослый. Детское ис-во, первобытное. «Бубновый валет» — братья Бурлюки, Кандинский, Экстер, Гончарова. Бурлюк: живопись должна не отображать реальность, а искажать её. Док «Эволюция понятия красоты в живописи». 3 основы: дисгармония, диссимметрия, диспропорция. «Ослиный хвост» (Гончарова, Малевич, М. Шагал) – Важен предмет изобр-я. Интересы – народ, первобыт, вост исс-во. 1913 Гилея стала гр кубофутуристов (со сборника «Дохлая луна»). 1913 кубофутуристы+ Союз молодёжи. Первый Маринетти. «смелость, дерзости и бунт». Кручёных, хлебников «заумный футуризм» (литературный приём («Литературная энциклопедия», М. 1987), заключающийся в полном или частичном отказе от всех или некоторых элементов естественного языка и замещении их другими элементами или конструкциями, по аналогии осмысляемыми как языковые). Хлебников: сущ-ее слово, славян диалектизмы, лексика др слав яз. Занимался этимологией. Считал, что 1й согласный управляет всем словом, слова с одной буквы летят в одну сторону рассудка. Кручёных стремился запечатлить язык в «текучем жидком состоянии». принцип алогизма. 1915 «Заумная книга».
Слово пробр синтаксич свмост-ть. Равенство элементов внутри констр-ции. За счёт ритма. На строчку не предложение или его часть,а отд слова, словосоч, буквы. Из предложения исчезает действие. В пр-х Гилеи разг интонации, наруш-е орф-ии. 1912 «Пощёчина общ вкусу» мы приказываем чтить права поэтов на :1. увел-е словаря производными и произвольными словами 2. непреодолим ненависть к сущ-му до нас языку. 3. стоять на глыбе слова «мы». 1912 «Садок судей» 1. мы расшатали синтаксис. 2. перестали рассм словопостроение по грам правилам. 3. осознали роль приставок и суфф. 4. придавать содер-е словам по их начертат и фонетич хар-ке. 5. во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание. 6. разрушение ритма. Леб: поэичразмер живого разг слова. 7. считаем слово творцом мифа. Манифест Слово как таковое (Хлебников, Кручёных) «чтобы писалось туго и читалось туго, неудобнее смазанных сапог». «Живописцы-будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне-речетворцы – разрубленными словами, полусловами».
Для передачи стремительности эпохи. 1914 Два Чехова Маяк «Чехов внёс в лит-ру грубые имена грубых вещей … растрёпанная жизнь вырастающих городов именно такого языка и требует».
Русский футуризм — одно из направлений русского авангарда; термин, используемый для обозначения группы российских поэтов, писателей и художников, перенявших положения манифеста Томмазо Филиппо Маринетти.
Основные черты
- бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
- отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее;
- бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
- поиски раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;
- культ техники, индустриальных городов;
- пафос эпатажа.
[править] Возникновение
Родоначальниками русского футуризма считаются «будетляне», члены Санкт-Петербургской группы «Гилея» (Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский и Давид Бурлюк), в декабре 1912 года выпустившие манифест «Пощёчина общественному вкусу». Манифест призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., с парохода современности» и формулировал 4 права поэтов:
1. На увеличение словаря поэта в е г о о б ъ ё м е произвольными и производными словами (Слово — новшество).
2. Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовой славы.
4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.
[править] Расцвет
«Гилея» была самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов: существовали также эго-футуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), «Центрифуга» (Москва), группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку. Члены «Гилеи» придерживались доктрины кубофутуризма; в его рамках появилась заумная поэзия, изобретённая Хлебниковым и Кручёных.
[править] Исчезновение
С установлением в России советской власти футуризм постепенно стал исчезать. Многие из авторов эмигрировали (Давид Бурлюк, Игорь Северянин, Илья Зданевич, Александра Экстер), умерли (Велимир Хлебников, Александр Богомазов), покончили с собой (1930 — Владимир Маяковский), некоторые отошли от идеалов футуризма и выработали собственный, индивидуальный стиль (Николай Асеев, Борис Пастернак). Крученых с 1930-х годов, после гибели Маяковского и расстрела Игоря Терентьева, отходит от литературы и живёт продажей редких книг и рукописей, что тогда тоже далеко не приветствовалось.
[править] Поздние последователи
В конце 1920-х годов попытка возродить футуризм была предпринята объединением ОБЭРИУ.
[править] Футуризм в литературе
[править] Кубофутуризм
Основная статья: Кубофутуризм
К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц.
[править] Эгофутуризм
Основная статья: Эгофутуризм
Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Лидером движения был Игорь Северянин, к эгофутуризму также примыкали Георгий Иванов, Рюрик Ивнев, Вадим Шершеневич и стилистически приближавшийся к кубофутуризму Василиск Гнедов.
[править] «Мезонин поэзии»
Поэтическое объединение, созданное в 1913 году московскими эгофутуристами. В него входили Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев (М. Ковалёв), Лев Зак (псевдонимы — Хрисанф и Михаил Россиянский), Сергей Третьяков, Константин Большаков, Борис Лавренев и целый ряд других молодых поэтов.
Идейным вдохновителем группы, а также самым энергичным её участником являлся Вадим Шершеневич. «Мезонин поэзии» считался в литературных кругах умеренным крылом футуризма.
Объединение распалось в конце 1913 года. Под маркой «Мезонин поэзии» вышло три альманаха: «Вернисаж», «Пир во время чумы», «Крематорий здравомыслия» и несколько сборников.
[править] «Центрифуга»
Московская футуристическая группа, образовавшаяся в январе 1914 года из левого крыла поэтов, ранее связанных с издательством «Лирика».
Основные участники группы — Сергей Бобров, Николай Асеев, Борис Пастернак.
Основной особенностью в теории и художественной практике участников группы было то, что при построении лирического произведения центр внимания со слова как такового перемещался на интонационно-ритмические и синтаксические структуры. В их творчестве органично соединялось футуристическое экспериментаторство и опоры на традиции.
Книги под маркой «Центрифуга» продолжали выходить до 1922 года.
Урок литературы в 11 классе «Футуристы и футуризм» | Методическая разработка по литературе (11 класс) по теме:
Футуристы и футуризм (урок литературы в 11 классе)
Цели: дать понятие о футуризме; показать взаимосвязь живописи авангарда и русского футуризма, сделать обзор творчества поэтов-футуристов, продолжить работу над умением вдумчиво читать и анализировать поэтический текст, формировать бережное отношение к поэтическому слову.
Оборудование:
романсы А. Вертинского «Танго» , «Магнолия», «Лиловый негр», «Маленькая балерина», «Желтый ангел», «В синем и далеком океане…»;
репродукции картин П.Пикассо «Музыкальные инструменты», К.Малевича «Спортсмены», А. Экстер «Город ночью», «Беспредметная композиция», П. Филонова «Германская война», Д. Бурлюка «Лошадь-молния», Н. Гончаровой «Велосипедист» и др.
Ход урока.
Вступительное слово.
А.Блок говорил: «Неразлучные в России живопись, музыка, проза, поэзия… Вместе они образуют единый мощный поток, который несёт в себе ношу национальной культуры».
В нашем сегодняшнем уроке тоже переплетутся разные виды искусства. На примере живописи, музыки, поэзии мы познакомимся с понятием футуризм, узнаем историю его возникновения и развития в России, познакомимся с особенностями поэтического творчества футуристов.
В начале урока мы вспомним уже известные нам поэтические направления начала 20-го века:
Что было прежде — то и будет впредь,
А то, что было, — человек забудет,
Покуда существует эта твердь,
Вовек под солнцем нового не будет.
Экклезиаст
Мы живем в начале ХХI века и думаем о том, что он принесёт нам новую жизнь, что в ХХI веке жить так, как жили раньше, нельзя. Наверное, то же самое думали люди, вступая в век двадцатый. Но мудрые слова Экклезиаста говорят о том, что всё повторяется. Мы идём по кругу. Давайте на миг замкнём круг и вернёмся к началу ХХ века:
1. Символизм
Мне мило отвлеченное: Им жизнь я создаю…
Я всё уединённое,
Неясное люблю.
Я — раб моих таинственных, Необычайных снов…
Но для речей единственных Не знаю здешних слов.
3.Гиппиус
• О каком литературном направлении говорится в этом спшхотворении?
• Дайте характеристику символизму (где и когда возник, какова цель, каковы характерные черты символизма)
(Ученики рассказывают об этом направлении по плану: место и время возникновения, цели и задачи, которые ставили перед собой символисты, краткий девиз, характерные черты (в дальнейшем этим же планом пользуются при характеристике акмеизма и футуризма). На доске и в тетради появляется краткая запись:
• возник во Франции во второй половине ХIХ века, в Россию пришёл в 90-х годах; • цель — вывести искусство из глубокого кризиса; • девиз — слова Гёте: «Всё преходяще, есть только символ»;
• характерные черты: попытка познать запредельную суть мира, отсюда интерес к мистическому, символическому;
• создание собственного поэтического языка, музыкального в своей основе,
построенного на тончайших, мерцающих смысловых обертонах слова.
2. Акмеизм
Дверь полуоткрыта,
Веют липы сладко…
На столе забыты
Хлыстик и перчатка.
Радостно и ясно —
Завтра будет утро,
Эта жизнь прекрасна,
Сердце, будь же мудро
.
А.Ахматова
- Представителем какого литературного направления была А.Ахматова?
- Дайте характеристику этому направлению.
Учащиеся характеризуют это направление:
• возникло в России в 1910-е годы;
• цель — вернуть слову зримую точность; • девиз: «Искусство тем прекрасней,
Чем взятый матерьял бесстрастней —
Стих, мрамор иль металл». (Т.Готье)
• акмеизм движется от идеи — к конкретному образу, от запредельного — к обыденному, от вечности — к истории, от Вечной Женственности — к мужскому началу; мир снова полон красок, звуков, форм; в произведениях акмеистов -зримая точность, реализм подробностей, достоверность, доведённая до виртуозности
Восхищались: «Символист!» И кивали головами… Оставлял стан дартныиi лист С нестандартными словами. Задыхались: «Акмеист!» И качали головами… В.Малышев. | Горный воздух свеж и чист С настоящими словами. Восклицали: «Футурист! » И стучали головами… Оставлял корявый лист С нестандартными словами. |
Нестандартность на фоне привычного — вот первое ощущение от столкновения с футуризмом.
Футуристы и футуризм — тема нашего урока. Запишите её в тетрадь.
Футуризм отрицал традиционную культуру (особенно ее нравственные и художественные ценности), культивировал урбанизм (эстетику машинной индустрии), в поэзии разрушал естественный язык.
Источником футуризма в России является западноевропейское искусство. Посмотрите фрагмент учебного фильма, в котором рассказывается о футуризме в западноевропейской живописи.
Сообщение учащегося.
В России футуризм на первых порах проявился в живописи, а только потом — в поэзии. Художественные поиски братьев Д. и Н. Бурдюков, М. Ф. Ларионова, Н. С. Гончаровой, А. Экстер, Н. Кульбина, М. В. Матюшина и других 1908-1910 гг. были как бы художественной предысторией русского футуризма.
В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, у которого заимствовал цветовые находки, и от кубизма, у которого перенял многие элементы формы и приемы организации художественного пространства. Статические формы кубизма футуристы наполнили динамикой движения. Наиболее характерное для русского художественного авангарда тех лет движение — кубофутуризм, стремившийся соединить принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета в «четвертом измерении», т. е. во времени). Близость к «машинной» ритмике произведений русских кубофутуристов (прежде всего, работ К. С. Малевича того же периода). Для живописи характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного движения.
Эстетические взгляды художников — авангардистов:
- Мы предлагаем освободить живопись от рабства перед готовыми формами действительности и сделать её, прежде всего, искусством творческим, а не репродуктивным. Эстетическая ценность беспредметной картины в полноте её художественного содержания. Навязчивость реальности стесняла творчество художника и в результате здравый смысл торжествовал над свободной мечтой, а слабая мечта создавала беспринципные произведения искусства — ублюдки противоречивых миросозерцаний. (Журнал «Супремиус», 1919)
- Я порвал синий абажур цветных ограничений, вышел в белое, за мной, товарищи-авиаторы, плывите в бездну, я установил семафоры супрематизма. Я победил подкладку цветного неба, сорвав, и в образовавшийся мешок вложил цвета и завязал узлом.
Плывите! Белая свободная бездна, бесконечность перед вами. (К. Малевич)
- Все существующие течения пошлите ко всем чертям и действуйте, как исследователь-натуралист.
- Знайте, что самое высшее содержание картины — это её сделанность. Это является её высшей ценностью и критерием (П. Филонов)
Итак, мы познакомились с вами с футуризмом в живописи, а теперь поговорим о футуризме в поэзии.
Футуризм в литературе
Сообщение учащегося
В искусстве поэтического слова расцвёл футуризм — течение, родственное формотворческим экспериментам в живописи.
Футуризм как литературное направление родился в Италии. Его теоретиком был известный публицист и философ Ф.Т.Маринетти. Именно ему принадлежат главные идеи футуристических манифестов, воспевающих дерзость и бунт, агрессию и отвагу. В 1909 г. итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти опубликовал «Первый манифест футуризма», в котором он провозглашал смерть старого искусства и рождение нового, призванного спасти мир. Это новое искусство Маринетти именовал футуризмом (от лат. futurum- «будущее»).
Русский футуризм возник как самобытное художественное течение. В то же время кое-что его представители заимствовали и у итальянцев. На сером фоне начала второго десятилетия 20 века русский футуризм был необходим, как смутное предчувствие мировой войны и неизбежности революции после нее.
Временем рождения русской футуризма считается 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический сборник «Садок Судей», его авторами были Д, Бурлюк. В Хлебников и В. Каменский. Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты скоро составили наиболее влиятельную в этом течении группу «кубофутуристов», или поэтов Гилеи. Кроме того, заметными группами были «эгофутуристы»
(И. Северянин, И. Игнатьев. В. Гнедов и др.) и объединение «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров и и др.). Подобно другим модернистским течениям, футуризм был неоднороден, а полемика внутри футуристических группировок была особенно непримирима.
Футуристы выступили в конце 1912 года с необыкновенно крикливой декларацией-манифестом «Пощечина общественному вкусу», подписанной
Д. Бурлюком, А Крученых, В. Маяковским и В. Хлебниковым. Они заявили:
• «Только мы — лицо нашего времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве
• Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов…
• Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности…»
Этии эпатирующие публику тезисы, выражение «ненависти к существовавшему до них языку», презрения к «Здравому смыслу» и «Хорошему вкусу» принесло поэтам скандальную славу и известность.
В манифесте из сборника «Садок Судей» (1913) программа футуристов была конкретизирована:
• отрицание грамматики, синтаксиса, правописания;
• новые ритмы ы, рифмы, размеры стиха;
• новые слова и новые темы;
• презрение к славе: «нам известны чувства, не жившие до нас. Мы новые люди новой жизни».
Футуристы осознавали себя представителями антикультуры и на этом пытались строить искусство будущего». Задумано было перестроить русскую словесность, освободиться от «слова как такового», разрушить синтаксис и грамматику в целях беспредельной свободы творца-поэта, изобретателя, фокусника, создать «заумный язык», который есть « грядущий мировой язык в зародыше». Футуристы отрицали категорически весь предшествующий
поэтический опыт, проповедовали принцип «самовитого» слова, призывали к любованию словом вне зависимости от смысла.
- В качестве иллюстрации прослушайте стихотворение В. Каменского «Жонглер», которое записано на доске.
Згара-амба. Згара-амба. Згара-амба. Амб.
Амб-згара-амба.
Амб-згара-амба.
Амб- згара- амба.
Амб.
Шар- шор- шур-шир.
Чин-драк -там — дззз.
Шар-диск. Ламп-диск. Брось-диск. Иск-иск-иск-иск.
Пень. Лень. День. Тень.
Перевень. Перемеиь.
Пок. Лок. Док. Ток.
Перемок. Перескок
Рча-рча. Амс.
- Почему стихотворение называется Жонглер»?
- Как проявляется в нем смысл «самовитого слова»?
«Слово прекрасно само по себе», — считал один из создателей русского футуризма Давид Бурлюк и призывал не увлекаться созданием слов-образов, а «барахтаться в баюкающих, скачущих волнах гласных». В стихах поэтов этого направления часто наблюдается набор гласных. Например, слово «лилия» — безобразно, по понятию футуристов, потому что его истрепали. Придумывается новое словом « еуы» — и лилия вновь чиста и прекрасна. Футуристъг занимались «словотворчеством и словоновшеством», обращались к фольклорно-мифологическим первоначалам, когда язык был «счастью природы, экспериментировали над звуковой графикой, гротескно смешивали стили и жанры.
Об этом мы поговорим чуть позже, а пока запишите краткую характеристику футуризма как литературного направления.
Записать в тетради Краткая характеристика футуризма:
- Возник в конце, ХIХ века, в России — с 1910-х годов;
- цель — провозгласить и утвердить новое искусство, искусство будущего;
- девиз: «А один говорил: «Дыр, бул, щыл!»
В ожидании гнева Господня».
Е.Рейн
- характерные черты: разрушение традиций в языке, в форме произведения, желание
дать новое название вещам, словотворчество, коренные сдвиги в поэтическом синтаксисе и ритмике, внимание к звуковой стороне стиха.
Футуристы не церемонились со словом, оно опредмечивалось, его можно было дробить, переиначивать, создавать новые комбинации из этих раздробленных, разрушенных слов. Отношение к слову как к конструктивному материалу привело к возникновению многих неологизмов в поэзии, хотя дальше поэтического контекста слова эти не пошли: «могатырь», «лгавда», «будрецы», «творяне» (Хлебников), «огрезить», «ветропросвист», «грезэрка», «стоэкранно» (Северянин). Тот же Северянин мастерски играет словами, прославляя Ф. Сологуба, введшего его в литературу: «Он — чарователь, чаровальщик, !! Чарун, он — чарник, чародей…».
Похожий эксперимент проводит В Хлебников в «Заклятии смехом» (1910):
О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами,
Что смеянствуют смеяльно. О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных -смех усмейных смехачей!
- Какие неологизмы использует Велимир Хлебников в этом тихотворении? Запишите их в тетрадь.
Стихотворение восходит к фольклорной традиции и напоминает языческий заговор. Была попытка создать особый, «заумный» язык: «Живописцы будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне- речетворцы разрубленными словами и их причудливыми хитрыми сочетаниями» (декларация футуристов «Слово как таковое»). Особая роль в этом языке отводилась фонетике: каждый звук речи, по мнению «речетворцев», обладает определенной семантикой (смыслом).
Знаменито «заумное» стихотворение В. Хлебникова:
Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови,
Лиэээй — пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-его соответствий Вне протяжения жило Лицо.
- Каково значение звуков в этом стихотворении? Что мы слышим, произнося «заумные» слова?
Язык стихотворения напоминает язык птиц. Хлебников часто использовал живой символ -птиц. (Между прочим, отец Хлебникова был орнитологом.) Этот символ, считал поэт, должен передать движение времени. Единый, «всеземлянский», похожий на птичий, язык символизировал связь между народами и континентами. «Заумный» язык для Хлебникова — язык будущего, способный служить объединению людей.
Описывая лицо при помощи «заумного», «всеземлянского» языка, В.Хлебников показывает лицо не в двухмерном и не в трёхмерном пространстве, а как будто бы вне времени и пространства, в движении. Пока звучит пение птиц, человек жив.
Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников (1885-1922) был в среде своих соратников безусловным авторитетом. Хлебников видел мир с неожиданной стороны, взгляд этот, с одной стороны, по-детски свеж и наивен, с другой — аналитичен. Есть у него стихотворения, совершенно не похожие на «заумь», простые и глубокие:
Мне мало надо!
Краюшку хлеба
И каплю молока.
Да это небо,
Да эти облака!
1912
Со времени своего появления футуризм «развлекал» только недальновидных. Строгих ценителей поэзии он беспокоил, как явное разрушение классики. Яростнее всех символистов на футуризм обрушился Бальмонт, а из акмеистов — Гумилев. В. Брюсов же уловил в манере футуристов если не мастерство, то нужность новых форм, ломающих прежние..
Игорь Северянин
В поэзии начала века эгофутурист Игорь Северянин — фигура своеобразная и противоречивая. «Эго» — свидетельство его личной независимости и самостоятельности в языке. Его называли «жеманным», отмечали пристрастие к «безвкусному» содержанию, увлечение иностранными словами и именами, ложную, балаганную красивость, декоративность, вычурность. Он тоже ломал привычные формы, но по-своему.
Чтение и анализ стихотворения И. Северянина. КВАДРАТ КВАДРАТОВ
Никогда ни о чем не хочу говорить…
О, поверь! — я устал, я совсем изнемог… Был года палачом,- палачу не парить… Точно зверь, заплутал меж поэм и тревог…
Ни о чем никогда говорить не хочу…
Я устал… О, поверь! Изнемог я совсем… Палачом был года — не парить палачу… Заплутал, точно зверь, меж тревог и поэм. . .
Не хочу говорить никогда ни о чем…
Я совсем изнемог… О, поверь! я устал… Палачу не парить!.. был года палачом… Меж поэм и тревог, точно зверь, заплутал…
Говорить не хочу ни о чем никогда! .. Изнемог я совсем, я устал, о, поверь! Не парить палачу! .. палачом был года! ..
Меж тревог и поэм заплутал, точно зверь!..
1910
- Чем необычно это стихотворение? О чем оно? Почему называется ((Квадрат квадратов»?
Северянин был очень популярен. Когда он читал свои стихи (он называл их «поэзами»), женщины забрасывали его цветами и останавливали уличное движение. Сам он писал, будучи в эмиграции: «Вечный праздник, беззакатное торжество! Цветы! Слава! Влюбленные женщины! И денег — золотой дождь».
Вот мнение современника: «Северянин пошло, безвкусно кривлялся в своих поэзах… У него — сплошное оголтелое издевательство над русским языком, паясничество и непонятность. Квалифицированные критики не признавали его, а славу ему создали истерички-курсистки и восторженные юнцы.
Поэзия Северянина очень музыкальна: Повтор звуков, напевность, игра цвета были характерны и для песен начала ХХ века А. Вертинского (прослушивание песни по выбору): «Танго «Магнолия», «Лиловый негр» , «Маленькая балерина» , «Желтый ангел», «В синем и далеком океане… »).
Песни Вертинского перекликаются со стихами Северянина. В 1910-х годах, когда
на полях Европы уже шли кровопролитные сражения первой мировой войны, а здесь в Петрограде, в «Павильоне де Пари», «расцветали» экзотические, хрупкие, как диковинные цветы, песенки Вертинского, которые казались обреченными на мимолетное существование. Но было что-то подлинное, затрагивающее сокровенные струны сердца в этих неповторимо-личных, подчас сентиментальных, подчас фривольно-шутливых, иногда салонно-изысканных» песнях; было что-то неподвластное Молоху времени, находившее столь разных, но неизменно благодарных слушателей.
Когда Вертинский только начал выступать, уже остро ощущалось приближение невиданных катастроф и неслыханных мятежей. Миру нежных песен приходил конец. Мир маленьких пажей и балерин, фей и сказочных городов, где возникают лишь любовные бури, должен был неизбежно рухнуть. И Вертинский оплакал это крушение. Вертинский мог быть и страстнo-влюбленным, и печально-разуверившимся, и надменно-язвительным, и по-мудрому добрым. Успех его был ошеломляющим. Песни Вертинского были широко известны и популярны: «Маленькая балерина» , «Джимми-пират» , «Танго «Магнолия»», «Желтый ангел», «Над розовым морем», «Фея», «Сероглазый король» , «Пан и Ирена» и другие. Но песни декадентствующего Пьеро не могли звучать в стане большевиков. И волна первой эмиграции смыла артиста вместе с белой армией.
Обобщение учителя
Русский футуризм был многолик, мы убедились в этом. Он по-разному проявился в литературе и искусстве. Такие яркие индивидуальности, как Хлебников, Маяковский, Каменский, Северянин, нашли свой способ самовыражения с помощью системы приемов, названных ими «футуризмом». Но их творчество — шире манифестов и деклараций, хотя новаторские приемы футуристов навсегда остались в их поэзии.
Новаторы слова жили будущим, приближали его в своих произведениях, своими творческими открытииями они обогатили русскую поэзию ХХ столетия.
Эстетическое бунтарство футуристов было реакцией на разомкнутый, стремительно меняющийся, теряющий опоры мир. В сознании читающей публики закреплялись разрушительные импульсы футуризма, но в перспективе футуризм послужил и созидательньпи художественным целям: он раздвинул границы поэзии, поставил вопрос о новых функциях искусства, сделал искусство сферой не потребления, а сотворчества читателя, смелые эксперименты со словом получили развитие в литературе.
Домашнее задание:
Повторить темы: «Символизм», «Акмеизм», «Футуризм»; выучить наизусть (по выбору) стихотворение И Северянина (или другого поэта-футуриста), проанализировать его.
Определение характеристик футуризма с происхождением художников и архитекторов
Футуризм был авангардным, художественным и литературным движением , которое развивалось между 1909 и 1944 годами . Он оставил важный технический и эстетический вклад в искусство и культуру. Он возник в Италии благодаря публикации «Манифеста футуризма» 20 февраля 1909 года. В этой статье мы дадим вам характеристики футуризма.
В этой статье мы объясняем, что такое футуризм, каково его происхождение, наиболее важные характеристики, кем были художники футуризма и как он повлиял на различные художественные дисциплины.
Что такое футуризм
Футуризм — одно из многих авангардных художественных течений, зародившихся в Европе в 20 веке. Это художественное и литературное движение , стремящееся порвать с традиционным . Он стремился отрешиться от прошлого и от всего, что до этого момента считалось первостепенной чертой искусства и поэзии.
Вместо этого он постулировал возвышение непочтительности, национального и чувственного. Он был представлен как текущее, динамичное, агрессивное и яростное движение . Это был новый вид красоты, основанный на скорости и возвышении насилия.
В принципе, осью его развития была литература, но позже он оказал очень важное влияние на живопись, даже в других художественных дисциплинах. Типографскому дизайну отводится привилегированное место, а пропаганда рассматривается как важнейшее средство коммуникации.
Это художественное направление стало важным прецедентом для последующих возникших движений, таких как сюрреализм . Его также считают невольным предшественником фашизма , который возникнет в Италии 30 лет спустя вместе с Муссолини.
Повысьте качество чтения: неолитический период времени/характеристики/этапы/население и т.д. Филиппо Томмазо Маринетти опубликовал во французской газете Le Figaro то, что стало известно как Манифест футуристов . Это была работа, отвергающая прошлое и морализм. Девизом этого первого манифеста было «Свобода слов».
К 1910 году уже существовало группы футуристического движения, которым руководил Маринетти . Среди них были художники Карра, Балла, Боччони, Руссоло и Северини . Футуризм принимает этот термин из-за намерения порвать с любой схемой прошлого искусства, особенно в Италии, где все было пронизано художественной традицией.
Новое искусство, вдохновленное машинами
Эта группа художников-футуристов искала совершенно новое искусство , соответствующий новому времени, современному менталитету и новым потребностям. По этой причине он берет машины и их атрибуты в качестве вдохновения : силу, скорость, скорость, энергию, движение и дегуманизацию. Он возвышает насилие и войну, как пространство, где сходятся все элементы футуризма.
Революционные идеи футуризма не ограничивались искусством. Как и в случае с движениями, возникшими в то время, оно также стремилось изменить жизнь людей. Футуристическая эстетика распространяла провокационную и мужественную этику, любителя войны и спорта, опасности и насилия. Футуризм постепенно политизировался, пока не совпал с фашизмом. Маринетти присоединился к этой партии в 1919.
Характеристики футуризма
- Они ценились как технический прогресс, индустриализм и технологии .
- Его базой было не прошлое, а будущее .
- Он был вдохновлен современной жизнью , скоростью , насилием (милитаризмом) и полным разрывом с традиционным искусством прошлого.
- Реклама использовалась как средство коммуникации.
- Типографика того времени была превознесена. Тексты исследовали народный, игровой язык и звукоподражания.
- В своих художественных выражениях футуристы пытались выразить или уловить реальное движение , они указывали на скорость, обнажая движущиеся фигуры.
- Футуристическая живопись находилась под влиянием абстракционизма и кубизма , с претензиями на динамизм. Объекты в пространстве описывают скорость.
Художники-футуристы
Вот некоторые из основных представителей футуристического движения:
Филиппо Томмазо Маринетти | 1876 - 1944
Он был основоположником футуризма . Он публикует текст «Основание и манифест футуризма» во французской газете «Фигаро», считающейся первым документом движения. Он объединяет фундаментальных художников, которые будут развивать футуризм. Он начинает придумывать и издавать первые манифесты, организует первые футуристические вечера.
Он подчеркивает разрушительный характер своих произведений, выделяя слово в свободе и прибегая к подрывной типографской аранжировке. Со временем поле его деятельности все больше смещается в сторону политики. Маринетти публиковал романы и различные сочинения. Он сыграл важную роль как пропагандистский исполнитель и ускоритель различных моментов футуризма.
Джакомо Балла | 1871 – 1958
Один из основных представителей футуризма в Италии. В своих произведениях живописец пытается отразить научно-технические достижения через полностью денатурированные изображения, но не доходит до полной абстракции.
Он проявил большую заботу о динамизме фигур, используя для этого свет и интегрируя хроматический спектр. В Риме он знакомится с Маринетти, Боччони и Северини; через год он присоединился к ним, чтобы подписать известный Технический манифест футуристической живописи.
Улучшите свое чтение: Как давно был бронзовый век/этапы/цивилизация/характеристики
Карлос Карра | 1881 – 1966
Итальянский художник, познакомившийся с Боччони и поэтом Маринетти. Через год после этой встречи он подписал Первый манифест футуристов . Позже он познакомился с Модильяни, Аполлинером и Пикассо, и в его работах стал появляться кубизм.
Умберто Боччони | 1882 – 1916
Итальянский художник и скульптор, самый важный теоретик и представитель футуризма . Его работы всегда находились под влиянием кубизма, но он включал в себя концепции динамики и одновременности. Он выражал пространства и формы, которые двигались одновременно и в противоположных направлениях.
Он был тем, кто опубликовал Технический манифест футуристической живописи . К 1912 году он участвовал в первой футуристической выставке. В его работах можно было увидеть озабоченность художника по отношению к концепциям, предлагаемым кубизмом.
Джино Северини | 1883 – 1966
Итальянский живописец, скульптор и график, знакомится с Джакомо Балла и Умберто Боччони. Он становится соучредителем футуризма, подписав Манифест футуризма . В 1912 сентября Северини выставлял работы на выставках футуристов в Париже, Берлине и Лондоне. Он развил хорошие отношения между Италией и Францией, став одним из основных каналов между итальянскими коллегами и теми, которые развивались в столице Франции.
Луиджи Руссоло | 1885 – 1947
Итальянский художник и композитор. В 1913 году он был автором и композитором манифеста под названием El Arte del Ruido . В этом он теоретизирует использование шума для сочинения музыки, оставляя в стороне чистые гармонические звуки.
Он сочинял свою музыку с помощью инструмента, который он сам создал и назвал Intonarumori. Это было механическое устройство, издающее диссонирующие звуки, которые назывались «футуристической музыкой».
Присутствие футуризма в различных дисциплинах
Футуризм использовался в различных способах выражения, с первой идеей создания искусства в действии. Давайте посмотрим, как движение футуристов повлияло на поэзию, живопись и архитектуру.
Футуристическая поэзия
Культивируется почти исключительно в футуристической Италии, а также в его российском варианте, появившемся за годы до Первой мировой войны. Важные русские поэты, которые также были художниками, с энтузиазмом развивали футуристическую поэзию.
Обычно в этих стихах можно найти революционный энтузиазм . Песня современности, машине, прогрессу и скорости перемен – это чувство каждого из куплетов.
Футуристическая картина
Футуристическая картина б/у цвет в чистом виде и элементарные геометрические фигуры . Это был непосредственный наследник кубизма до такой степени, что первые итальянские проявления футуристических картин можно было легко выставить как кубистские.
Но они сразу же перешли к своему стилю, с целью передать реальность в каждом штрихе и каждой форме. Они нарисовали предмета подряд , как если бы они находились в движении. Также было принято, чтобы цифры равнялись 9.0003 размыл , чтобы придать им динамизма. Многие художники пришли к абстракционизму, отважившись на лучизм.
Футуристическая архитектура
Стремясь к антиисторизму, футуристическая архитектура стремилась представить скорость . Он использовал длинных горизонтальных линии, которые передавали движение , срочность, беспокойство, непрерывность.
Это была динамичная тенденция, ценившая расчет, простоту и смелость . В нем использовались материалы, которые предлагали легкость и маневренность, такие как железобетон, стекло, железо, картон и текстильное волокно . Эти элементы заменили кирпич, дерево и камень.
Футуристическая архитектура стремилась вдохновиться современным миром. Так же, как в древности они черпали вдохновение в природе, футуризм находил это в сегодняшнем мире, где царили быстротечность и угасание . Это позволяло каждому поколению создавать свой стиль города, оставляя позади предыдущие.
истоки, развитие и основные представители авангардного движения
Категории: AB Art Base
Футуризм был основным итальянским авангардным течением начала 20 века. Истоки, развитие, главные художники.
Футуризм был художественным движением, зародившимся в Милане в начале 20-го века, и считается самым важным, если не единственным, итальянским авангардным движением начала 20-го века. Он был задуман и основан писателем и поэтом Филиппо Томмазо Маринетти (Александрия, Египет, 1876 г. — Белладжио, 19 г.44), который определил в ряде предписаний, которым следует следовать в культуре, искусстве и даже жизни, способ достижения обновления в людях и обществе, избегая и часто
Контекст, в котором он родился, характеризовался крупными изменениями, происходившими в итальянском обществе. Технологическая модернизация , с появлением автомобилей, радио, первых самолетов и кинокамер, действительно принесла волну новизны, которая очаровала публику и породила миф о Движению удалось уловить эти изменения и сделать их своими, используя именно разрыв с прошлым и поиск беспрецедентных способов выражения . ‘ порывистость , как в словах, так и в способах выражения, а также в живописи и скульптуре, является одной из основных характеристик работ и заявлений представителей течения, чтобы донести послание современности прямо и четко.
Кроме того, футуризм способствовал утверждению итальянской культуры в мире, став одним из самых распространенных и известных направлений итальянского искусства за рубежом. Решающим фактором в этом было стремление Маринетти сделать художников известными во всем мире посредством выставок, конференций и распространения плакатов.
Истоки и развитие футуризма
Дата начала движения 5 февраля 1909 , день Манифест футуризма , написанный Филиппо Томмазо Маринетти, был опубликован в Gazzetta dell’Emilia. Позднее манифест был опубликован и на французском языке в Le Figaro , пятнадцать дней спустя, 20 февраля 1909 года. Считается, что писатель черпал свое вдохновение после аварии с его автомобилем в 1908 году. Пытаясь объехать двух велосипедистов, он резко свернул из-за высокой скорости. упал в канаву, сумел выбраться из нее, а после того, как его вытащили, почувствовал себя другим, новым человеком, жаждущим совершить революцию в культуре путем устранения всех ненужных атрибутов.
Все основополагающие принципы движения, основанные на ’ экзальтация смелости, мужества и современности , а также явный отказ смотреть в прошлое, сосредоточившись скорее на настоящем и будущем , определяемом как «абсолютное», были даны в письме. Пункты манифеста также включают бойкот мест, которым поручено хранение произведений искусства и литературы, а именно музеев и библиотек, и превознесение «войны как единственной гигиены мира». Действительно, для футуристов война также была синонимом современности, и почти все представители добровольно вступали в бой в Первой мировой войне. Футуризм всегда подвергался критике за этот аспект.
Примерно через год после публикации Манифеста футуризма группа художников в составе Умберто Боччони (Реджо-Калабрия, 1882 — Верона, 1916), Карло Карра (Куарньенто, 1881 — Милан, 1966), Луиджи Руссоло ( Портогруаро, 1885 — Лавено-Момбелло, 1947), Ромоло Романи (Милан, 1884 — Брешия, 1916) и Арольдо Бонцагни (Ченто, 1887 — Милан, 1918) подписали Манифест художников-футуристов . Из этого эпизода родилось художественное течение. Текст манифеста был конкретно составлен Боччони, Карра и Руссоло, в то время как Романи и Бонзаньи только подписали его и вскоре после этого покинули движение, замененное Джино Северини (Кортона, 1883 г. — Париж, 19 г.66) и Джакомо Балла (Турин, 1871 — Рим, 1958).
Манифест был публично прочитан 8 марта 1910 года во время вечера, организованного в театре Кьярелла Политеама в Турине, но публика встретила его чередой свистков и протестов.
Вскоре после этого настала очередь Технического манифеста футуристической живописи , в котором понятие «врожденный комплементаризм» было четко сформулировано и введен «универсальный динамизм». Врожденный комплементаризм был основан на идее, что объекты и плоскости не должны рассматриваться как отдельные части, как это было до сих пор принято в искусстве, а скорее как взаимосвязанные и связанные друг с другом . Манифест гласил: «Наши тела входят в кушетки, на которых мы сидим, а кушетки входят в нас, точно так же, как проезжающий трамвай входит в дома, которые, в свою очередь, бросаются на трамвай и сливаются с ним». Выбор цветов, форм и линий учитывает этот аспект, который также задействует все чувства зрителя на эмоциональном уровне, как фокус самой работы, а не как простого наблюдателя. Кроме того, в тексте были пущены резкие выпады против всех академий, которые представляли прошлое, с которым нужно бороться всеми средствами.
Часто футуристы становились главными героями бурных эпизодов , вошедших в историю, таких как так называемая «карательная экспедиция» 1911 года во Флоренции. В статье, опубликованной в La Voce в 1911 году, писатель и художник Арденго Соффичи (Риньяно-сулл’Арно, 1879 — Виттория Апуана, 1964) раскритиковал их работу и даже предался довольно личным суждениям («глупые и наивные smargiassate di poco scrupolosi мессери…»). Узнав о словах Соффичи, Маринетти, Боччони, Руссоло и Карра отправились во Флоренцию, чтобы разыскать его в Caffè Giubbe Rosse, где редакторы La Voce раньше встречались. Как только они прибыли, начались драки, вызванные пощечиной, которую Маринетти дал Соффичи. И все же, хотя отношения между ними были такими неспокойными, всего через несколько лет Соффичи оказался среди основателей футуристического журнала Lacerba . Кроме того, именно благодаря Соффичи футуристы начали узнавать о кубизме , авангарде, который распространялся в Париже и был большим вдохновением для некоторых его представителей. Многие ассимилировали новинки, предложенные нынешним, и переработали их до придают новый импульс своей живописи .
Некоторые из них, однако, всегда оставались в стороне от него, развив убеждение, что кубисты разлагали объекты, совершенно игнорируя движение, и, таким образом, были еще слишком традиционалистскими. Таким образом, они начали экспериментировать с типом синтетического представления, в котором сходились различных момента, движения и эмоции .
Тем временем Маринетти пришел к выводу, что пришло время сделать движение известным и за границей, поэтому он организовал ряд выставок в Париже, Лондоне, Берлине и других городах Европы. В 1914 января он лично поехал в Россию, чтобы встретиться с местными художниками, присоединившимися к движению. Однако в том же году отношения между Маринетти и Соффичи снова испортились вплоть до официального разрыва, санкционированного редакционной статьей, опубликованной в Lacerba , в открытой полемике против основателя движения. Футуристы также начали новые эксперименты с пластиковой сферой , с использованием различных материалов и объединением различных художественных дисциплин, снова бросая вызов условностям. Новый манифест под названием Футуристическая реконструкция Вселенной (1915) была опубликована, теоретизируя слияние искусств в одно общее искусство. Но разразившаяся вскоре после этого Первая мировая война положила конец первой фазе футуризма со смертью некоторых важных имен, таких как Боччони, и отказом от других художников, которые пробовали свои силы в других авангардистах.
Поздний футуризм получил новый импульс в городе Риме , конкретно в мастерской Джакомо Балла, который привлек к себе группу новобранцев. Это был критик Энрико Крисполти , в конце 1950-х годов, который первым прямо заговорил о разделении между «первым героическим футуризмом» с его основателями и ранними представителями, закончившимся Первой мировой войной, и «вторым футуризмом». Немало трудностей обусловило эту новую римскую фазу , так как тенденция к возврату к порядку становилась все более распространенной, отчасти в ответ на драмы, пережитые в результате конфликта. Футуризм воспринимался как движение, принадлежащее прошлому, и неслучайно в 1920 был составлен новый манифест с символическим названием Contro tutti i ritorni in pittura , подписанный Леонардо Дудревилем, Акилле Фуни, Луиджи Руссоло и Марио Сирони, чтобы усилить их взгляды. Чтобы оживить течение, Маринетти и другие начали экспериментировать с различными и инновационными формами искусства, такими как Футуристская мода , требования которой были четко изложены в манифестах Il vestito antineutrale (1914) и Manifesto della moda femminile futurista (1920) и футуристическая мебель , чтобы привнести свое искусство в повседневную жизнь. В 1930 году Маринетти также разработал манифест, посвященный приготовлению , отменяя макароны, поскольку они делают человека медленным и утяжеляющим, и рассуждая о чувстве вкуса, которое обычно никогда не рассматривается в искусстве. Некоторые из художников движения также начали посвящать себя рекламной графике , привлеченные возможностью донести свои новшества до очень большого числа людей: в этой сфере трентинский художник Фортунато Деперо (Фондо, 1892 — Rovereto, 1960), автор графики, которая до сих пор используется компаниями.
Наконец, последнее направление футуризма касалось «аэропиттуры», или произведений, которые возвеличивали мир аэронавтики . Другими направлениями были музыкальных и театральных декораций . В первом случае главными действующими лицами были Франческо Балилья Петрелла (Луго, 1880 — Равенна, 1955) и Луиджи Руссоло, которые ввели понятие шума, а также создали новые музыкальные инструменты, так называемые «интонарумори», в то время как сценографы особенно позаботились Энрико Прамполини (Модена, 1894 г. — Рим, 1956 г.).
Наконец, футуристов особенно привлекало строительство первых небоскребов , считающихся символом завоевания современным человеком неба. Горизонт Нью-Йорка, усеянный этими высокими зданиями, часто повторялся в иллюстрациях и рекламной графике. Уже в 1914 году архитектор Антонио Сант’Элия (Комо, 1888 — Монфальконе, 1916) разработал проект Манифеста футуристической архитектуры 9. 0034, обрисовывая в общих чертах все характеристики идеального «футуристического города, похожего на огромную бурную строительную площадку, подвижного, мобильного, динамичного во всех частях, и футуристического дома, подобного гигантской машине».

На самом деле, в соответствии с предписаниями Манифеста футуризма , группа изначально посвятила себя исследованиям динамизма , взяв за основу городские сцены повседневной жизни. Самые ранние известные работы движения — Rissa in galleria (1910), La città che sale (1910) и La risata (1911), все работы Умберто Боччони. Всего за год Боччони продемонстрировал прогрессивные исследования, которые позволили ему эффективно передать ощущение движения и определить наиболее подходящие способы столь желанного взаимопроникновения плоскостей. Следуя первым результатам, Боччони создал триптих «Состояния разума — Gli addi», «Quelli che vanno » и « Quelli che restano 9».0034 (1911) , для официальной демонстрации своих взглядов на одновременность , которую он рассматривал как психическое состояние, при котором память о конкретных событиях и личное эмоциональное восприятие соединяются воедино.
Иного мнения, однако, придерживался Джакомо Балла, художник, который был старше остальных членов группы примерно на десять лет. Согласно Балле, динамизм заключался исключительно в оптическом восприятии , поэтому он сосредоточился на последовательной последовательности одного и того же изображения, представленного в разное время. Знаковыми были 1912 работ Девушка, бегущая по балкону , Динамизм собаки на поводке и Рука скрипача . Эти работы были в основном фигуративными, а с 1912 года Балла приблизился к более чем абстрактным результатам, включая серии Радужные сравнения (1912) и Автомобильная скорость (1913).
Карло Карра привнес в движение большую выразительность , очевидную в Ritratto di Marinetti (1910-1911) и Funerale dell’anarchico Galli (1911). Он также был первым, кто позже вставил слова в картины и ввел технику коллажа , очень похожую на кубизм. После Первой мировой войны Карра отошел от движения, чтобы посвятить себя метафизической живописи. Влияние кубизма было также очень очевидно в Джино Северини, который переехал в Париж и вступил в непосредственный контакт с работами этого течения. Он остался очень сродни разложению форм, как видно в Танцовщица в голубом (1912), сочетающая его со сценами парижской светской жизни. Позже он тоже приземлился на абстрактное представление с Plastic Rhythm от 14 июля (1913). Но по завершении первой фазы футуризма Северини отошел, чтобы сосредоточиться исключительно на кубизме.
Луиджи Руссоло часто колебался между символизмом и дивизионизмом , в конце концов придя к своей первой по-настоящему экспериментальной картине, Восстание (1911), в которой через «силовые линии», расположенные в форме стрел, он передал идею 9Энергия 0003, распространяющаяся во время демонстрации по улицам города. Находят снова «силу линий» также в Динамика автомобиля (1912-13), в котором он представляет победу автомобиля над сопротивлением воздуха. Руссоло долгое время посвятил себя футуристической музыке, поэтому его живописные работы были менее существенными, чем другие.
Между тем, Боччони также продолжал свои исследования скульптуры на протяжении многих лет. Он создал в 1913 году очень известные Уникальных Формы Непрерывности Пространства 9.0034, в котором тело идущего человека лишь интуитивно очерчено не точными и определенными линиями, а кривыми и рядом тел и пустот, создающих игру света и тени. Таким образом, он породил первую настоящую динамическую скульптуру , которая плавно расширяется в пространстве . Статуя изображена на 20-центовых монетах евро, находящихся в обращении в Италии.
Во второй период футуризма вошли несколько новичков, в том числе Фортунато Деперо, уроженец Роверето и ученик Баллы. На самом деле он был гораздо ближе к нему, чем к Боччони.
Отличительной чертой работ Деперо было использование человеческих силуэтов, которые очень напоминали марионетки, которым он придал динамизм за счет диагонального ракурса и смелых, изогнутых, прямых или зигзагообразных линий. Куклы были явной отсылкой к театру, и фактически примерно в 1917 году Деперо вступил в контакт со знаменитыми русскими балетами и создал несколько костюмов, в конечном итоге приземлившись на шоу Balli Plastici , авангардной театральной работе. С этого времени человеческий силуэт сначала появился в «гобеленах футуристов», а затем как постоянный элемент его искусства, который вскоре стал очень узнаваемым. Кроме того, Деперо внес свой вклад в историю рекламной графики, и многие из его творений используются до сих пор — достаточно вспомнить его вклад в определение визуальной идентичности известного напитка Campari. Кроме того, Деперо был активным сторонником необходимости привносит футуризм в повседневную жизнь , и именно из-за его твердого убеждения в нескольких городах Италии были построены первые «футуристические дома искусства». Он также построил свой собственный в Роверето.
С началом второй римской фазы футуризма Балла стала точкой отсчета для молодых рекрутов, которые были обогащены, среди прочего, Джино Галли (Рим, 1893 — Флоренция, 1954) и Юлиус Эвола (Рим, 1898 — 1974), в то время как Энрико Прамполини, который до этого момента был несколько осквернен, все больше проявлялся. Он в 1920-х, вместе с Винисио Паладини и Иво Паннаджи был одним из самых решительных пропагандистов «механического искусства», отдавая дань уважения красоте машины и ее металлическому блеску. Наконец, Прамполини, Филлиа (Луиджи Коломбо; Ревелло, 1904 — Турин, 1936), Бенедетта (Бенедетта Каппа; Рим, 1897 — Венеция, 1977), Херардо Доттори (Перуджа, 1884 — 1977), Николай Дюльгерофф (Кюстендил, 1901 — Турин , 1982 г.), Туллио Крали (Игало, 1910 г. — Милан, 2000 г.) были ведущими именами « aeropittura », последнего развития движения перед его завершением.
Наследие футуризма
Вслед за опытом русского футуризма пришел раггизм Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, в основе которого изучение явлений преломления света. Есть ряд хорошо прослеживаемых влияний футуризма на многочисленные авангарды, распространенные на протяжении 20-го века, включая дадаизм, сюрреализм, Arte Povera и перформанс. Однако представители этих новых авангардов никогда не признали бы это авторство, следуя тенденции каждого авангарда отвергать все, что было раньше.
Кроме того, Марсель Дюшан в своих ранних работах использует динамическое сопоставление моментов в последовательности, как в работе Обнаженная, спускающаяся по лестнице № 2 (1912). Из-за этой характеристики его часто противопоставляли футуристам, однако его контакт с движением был, безусловно, очень скудным, так как с момента его распространения прошло уже несколько лет.
Умберто Боччони, Уникальные формы непрерывности в пространстве (бронзовое литье 1913, 1931; бронза, высота 126,4 см; Милан, Музей Новеченто) Фортунато Деперо, Chair Party (1927; инкрустация тканью, 259,5 x 340 см; Роверето, Mart — Museo dArte Moderna e Contemporanea)Fortunato Depero, Campari BottleGerardo Dottori, Incendio citt (1926; холст, масло, 211 x 190 см; Перуджа, Museo Civico di Palazzo della Penna) Tullio Crali, Incuneandosi nellabitato (1934; холст, масло, 130 x 155 см; частная коллекция)Где увидеть работы футуристов

В Роверето можно посетить музей, посвященный творчеству Фортунато Деперо, в бывшем его художественном доме, в то время как
За рубежом многочисленные работы находятся в МОМА – Музее современного искусства в Нью-Йорке, и среди них 9 работ Баллы0033 Lampada ad arco (1911), La città che sale (1910-11), La risata (1911), другая версия