Художественная культура эпохи Барокко — презентация онлайн
Похожие презентации:
Классический фотоальбом
Увековечение имени А. С. Пушкина в названиях городов, улиц, площадей, скверов
Проект по технологии. Подставка под горячее
Гармоничные сочетания цветов
Иероним Босх
Внушение народу определённых чувств и мыслей средствами искусства
Кинофильмы и мультфильмы о Снегурочке
Стиль рококо в архитектуре
История русского кинематографа
Основы композиции. Правила и ошибки композиции
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
ГБПОУ « Нижегородский Губернский колледж»
Художественная культура эпохи
Барокко
Выполнила: учащиеся группы 246А
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Иванова Екатерина
Нижний Новгород
2020г.
Барокко (barocco) — стиль в искусстве и важная культурно-историческая эпоха,
охватившая XVII — XVIII столетия. Название, согласно основной версии, происходит от
формы.
Рембрандт. «Даная»
Интересно, что вначале этот
термин, появившийся у критиков
во второй половине XVIII века,
носил негативный оттенок,
означая нечто странное и
нелепое, неестественное и
деформированное. В общем,
некую безвкусицу,
несоответствующую чётким и
ясным классическим канонам.
Так его использовали вплоть до
конца XIX столетия, когда
вливание в искусство мощной
линии символизма, заставило
искусствоведов пересмотреть
отношение к барочной эстетике.
Рубенс. «Похищение дочерей Левкиппа»
4. Философская платформа и характерные особенности
После напряжённогоXVI столетия с его
экзистенциальными
кризисом, сломившем
возрожденческие
идеалы, мировоззрение ч
еловека изменилось. Он
уже не ощущал себя
центром Вселенной, а
чувствовал себя, по
словам Паскаля, «между
всем и ничем», пытался
осознать суть вещей и
законов мироздания —
но не мог понять «ни
начала, ни конца».

Рембрандт. «Христос во время шторма на море Галилейском»
Ренессансная ясность форм,
базировавшаяся на представлении о
гармоничном и антропоцентричном
мире, стала неактуальной.
Джованни Тьеполо. «Стенопись Вюрцбургской резиденции»
Торжество католицизма в эпоху Контрреформации, а
затем установление абсолютизма в Европе
способствовали усилению пышности, роскошности,
торжественности в искусстве.
Рубенс. «Мадонна делла Валичелла»
Барокко — явление, характерное преимущественно для католических стран.
Мурильо. «Непорочное зачатие (Мадонна Уолпола)»
Образы становятся эмоциональными и драматичными, отражая контекст эпохи.
Композиции становятся
динамичными, напряжёнными, а
порой асимметричными,
неустойчивыми и даже хаотичными.
Рубенс. «Святой Георгий и дракон»
Рубенс. «Воздвижение креста»
Огромное значение приобретают аллегории,
символы, метафоры. Зрителю словно предлагается
поучаствовать в разгадке тайн этого сложного,
непонятного мира.

Рубенс. «Геркулес и Омфала»
Диего Веласкес. «Венера в зеркале»
Аффектация, живописный пафос, драматизация
наполняют сюжеты. Художники часто обращаются к
темам, которые полны сильных переживаний и
трагических конфликтов.
Хосе де Рибера. «Прометей»
Для полотен эпохи характерны
динамика, страстность, обращение к
сильным чувствам.
Рубенс. «Вакх»
Эль Греко. «Кающаяся Мария Магдалина»
10. История зарождения, расцвета и угасания
Художники-маньеристыискали новые формы
выражения чувств,
использовали различные
изобразительные
эффекты, стремились
удивить зрителя
изысканной и вычурной
подачей.
Пьетро да Кортона. «Мадонна и святые»
11. Многоликость «жемчужины»
Некоторые направления барокко были оченьсвоеобразны:
•о караваджизме с его
реалистичностью скорее следует говорить
как о самостоятельном стиле, относящемся к
эпохе барокко, пропитанном её
настроениями, но обладающем
художественной оригинальностью;
•во Франции в период абсолютизма получил
распространение барочный классицизм, в
наибольшей степени проявивший себя в
парадных портретах знати;
•в Испании XVII столетие стало «Золотым
веком» для живописи.

отличал строгий, даже подчас жёсткий,
суровый и трагичный художественный язык.
Их работы узнать нетрудно;
•а на севере Европы расцвело так
называемое фламандское барокко, давшее
миру Рубенса и Рембрандта.
Филипп де Шампань. «Благая весть»
12. Крупнейшие представители барокко
Андреа дель Поццо. «Плафон Сант-Иньяцио»Диего Веласкес. «Менины»
Эль Греко. «Изгнание торгующих из храма
Рубенс. «Три грации»
Антонис ван Дейк. «Семейный портрет»
13. Шедевры этих мастеров-живописцев украшают лучшие музеи мира.
Шедевры этих мастеров-живописцев украшаютЯн Вермеер. «Портрет мужчины в красном тюрбане»
Рембрандт. «Возвращение блудного сына»
English Русский Правила
Художественная культура. Барокко, рококо, ампир
Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке:
классицизм – стиль искусства, который предполагает максимальное копирование античного стиля;
барокко – стиль искусства, возникший на волне контрреформации, для которого характерно вычурность форм, причудливость линий, обилие орнамента и других украшений;
рококо – последняя стадия развития барокко, для которой характерно максимально утонченность и обилие мелких деталей;
ампир – архитектурный стиль, который является последней стадией классицизма, для которого характерны особая помпезность и крупные формы, иногда гигантомания;
романтизм – направление искусства (не является стилем, так как не был представлен в архитектуре), для которого характерно восхищение гением, противостоящим толпе, сильной личностью, обращение к национальным особенностям и истории не греков и римлян, а собственного народа;
эклектика – смешение и гармоничное сочетание разных элементов стилей прошедших эпох;
реализм – направление искусства (не является стилем, так как не был представлен в архитектуре), для которого характерно стремление показать окружающую действительность без прикрас, со всеми отрицательными сторонами, его произведения часто становились частью социальной критики;
импрессионизм – направление ряда видов искусства, стремящееся передать впечатление от мимолётного мгновения;
постимпрессионизм – объединяет ряд художников, творивших после расцвета импрессионизма, не имеет общих черт.
1. Историки считают, что стиль барокко, возникший одновременно в Риме и Испании, являлся продуктом Контрреформации (об этом говорит и одно из его названий «искусство иезуитов»). Приведите аргументы в пользу данной точки зрения или опровергните её.
Барокко – это действительно стиль контрреформации, тому есть много доказательств, например следующие.
Архитектура барокко изобилует мелкими украшениями и деталями, как поздняя готика. Украшения другие, вобравшие в семя достижения Возрождения, но сам метод их применения – готический, не имеющий ничего общего с прямыми линиями и ясными формами Возрождения и наследника Возрождения – классицизма.
Стиль барроко в целом характерен в основном для стран, где победил католицизм, в протестантских странах в этом стиле не творили.
Барочная литература пронизана католическими символами и идеалами.
Барочное искусство, несмотря на свою жизнерадостность, проникнуто ощущением неизбежности смерти, эта неизбежность часто символически показана и в живописи, и в архитектуре. А лозунг «memento mori» (помни о смерти) был характерен для учения католической церкви.
2. В каких областях культуры романтизм проявился наиболее сильно? Объясните почему.
Романтизм наиболее ярко проявлялся изначально в живописи, скульптуре и литературе, потому что там можно показать яркую личность или наполненный величием момент. Характерен романтизм также для музыки, потому что она способна передать соответствующие эмоции. Архитектура более обезличена, потому для неё романтизм не характерен.
3. Можно ли утверждать, что господствовавшие художественные стили ограничивали творческие поиски людей искусства?
Утверждать этого нельзя, хотя бы потому, что ни один исторический источник не донёс до нас подобных жалоб.
Но и логически можно понять следующее. Стиль не сдерживал творцов, а задавал направление их творчеству, наоборот подсказывал те или иные решения. Когда стиль тяготел деятелей искусства, они вырабатывали новый, ведь смена стилей происходила исходя из внутреннего развития искусства.
4. Подготовьте сообщение об одном из ярких представителей искусства изучаемого периода. Сопроводите его электронной презентацией.
В параграфе не было уделено внимания музыке. Доклад об одном из композиторов мог бы исправить ситуацию.
Иоганн Себастьян Бах. Рекомендуемая литература к докладу про него:
— Морозов, С.А. Бах. Биография в серии ЖЗЛ. – М.: Молодая гвардия, 1975;
— Друскин, М.С. Иоганн Себастьян Бах. – М.: Музыка, 1982;
— Сапонов, М.А. Шедевры Баха по-русски. – М.: Классика-XXI, 2005;
— Милка, А., Шабалина, Г. Занимательная бахиана. – СПб.: Композитор, 2001.
1. Рассмотрите картину Ж.Л. Давида «Клятва Горациев» (см. цветную вклейку) и докажите, что она написана в стиле просветительского классицизма.
На картине наблюдается пусть не полная симметрия, но тяготение к таковой. Герои изображены в статичных возвышенных позах. Всё это позволяет отнести данное произведение искусства к классицизму. Кроме того, сюжет картины поучителен, и учит именно верности гражданскому долгу даже в ущерб семейным интересам (достаточно вспомнить рассказ о братьях Горациев у античных историков). Потому картина написана в стиле именно просветительского классицизма.
2. Изучите биографию Ж.Л. Давида и выясните, как исторические события, происходившие вокруг него, отражались в его творчестве.
Жак-Луи Давид начал как художник просветительского классицизма (например, создав разобранную в ответе на предыдущий вопрос картину «Клятва Горациев»).
Великая Французская революция очень сильно впечатлила художника. Именно под её влиянием, под впечатлением от сделавших её сильных личностей он внёс новшества в своё творчества, создавшие основу романтизма. Примером служит его полотно «Смерть Марата».
Застал художник и блистательное восшествие к вершинам власти Наполеона Бонапарта. Под обаянием от величия этого человека он написал «Бонапарт на Сен-Бернарском перевале».
Таким образом, исторические события напрямую влияли на творчество этого художника, как и на возникновения выработанного им стиля романтизма.
3. Какие традиции художественной культуры Возрождения и философского рационализма XVII в. лежали в основе искусства классицизма? Приведите примеры.
Классицизм унаследовал любовь Возрождения к Античности, но при этом гораздо лучше понял достижения древних греков и римлян. Здания, созданные в этом стиле, почти копируют античные храмы, в отличии от ренессансных образцов, которые внешне мало напоминают архитектуру древних, хотя и создавались по сходным принципам.
Но кроме того, на данный стиль повлиял и рационализм. Архитектура классицизма симметрична, к симметрии тяготеет скульптура и живопись.
4. Продолжением какого художественного стиля был ампир? В чём выражалась его преемственность, а в чём — новизна?
Ампир был продолжением классицизма. Для него характерны те же архитектурные формы, но при этом большая монументальность и помпезность. Характерные и ранее элементы делались крупнее и монументальнее, отдельные памятники даже грешат гигантоманией.
5. Какие новые художественные течения возникли во второй половине XIX в.? Подготовьте сообщение об одном из них.
Во второй половине этого столетия в художественном творчестве появились импрессионизм и постимпрессионизм, которые подготовили разнообразие направлений начала ХХ века.
Рекомендуемая литература к докладу об импрессионизме:
— Андреев, Л.Г. Импрессионизм. – М.: МГУ, 1980;
— Креспель, Ж-П. Повседневная жизнь импрессионистов 1863-1883. – М.: Молодая гвардия, 1999;
— Серюлль, М. и А. Энциклопедия импрессионизма. – М.: Республика, 2005;
— Бродская, Н.В. Импрессионизм. – СПб.: Аврора, 2002;
— Синельникова, Н.А. Импрессионизм. Очарованное мгновение. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.
Барокко – Классические цвета Старой Голландии
Барокко
В XVII веке появился новый стиль, который стал известен как барокко . На протяжении 17-18 веков этому стилю подчинялись все виды искусства, от одежды и интерьера до музыки.
Барокко начало свое триумфальное шествие из Италии в конце 16 века, а затем распространилось по всей Европе. Однако каждая страна вносила в барокко свои национальные особенности. Сам термин произошел от итальянского слова barocco (что означает «странный, чудесный»).
Неотъемлемой чертой стиля барокко было стремление к пышности и величию . Это был динамичный стиль, привлекавший внимание контрастами цветовой палитры и тем самым отличавшийся от гармоничного искусства эпохи Возрождения.
В культуре барокко такие мероприятия, как маскарады и фейерверки, были очень популярны. Женщины носили высокие, замысловатые прически, сооружая на голове целые пирамиды. В моде были корсеты, юбки-кольца, а мужчины носили напудренные парики. Естественная жизнь и одежда отвергались как дикие.
Юдифь, обезглавливающая Олоферна Карраваджо
Искусство барокко не побуждало к созерцанию и глубокому размышлению; скорее, это вызвало эмоции. Персонажи барочных картин открыто выражали свои эмоции. Важной характеристикой было изображение движения, волнения природы: наряды людей подхватывались ветром или уносились им. Еще одной отличительной чертой искусства барокко был его аллегорический смысл, скрытый символизм, понятный образованному зрителю.
Самым известным художником эпохи барокко в Италии был Микеланджело Меризи , более известный как Караваджо . В его честь назван особый стиль барокко – караваджизм. Художники, последовавшие за ним и подражавшие его стилю, продолжали изображать в своих картинах бурные эмоции, используя натурализм.
Какими бы простыми ни были сюжеты картин караваджистов, они всегда были реалистичны до мелочей. Большое внимание уделялось пространству, контрасту освещения фигур и игре света и тени (известной как светотень ).
Взять картину Караваджо Отдых на пути в Египет (1597) .
Другими художниками периода итальянского барокко были Джованни Тьеполо, Каналетто, Гварди и Беллотто.
Отдых на пути в Египет Карраваджо
В Испании стиль барокко получил воплощение в более строгом виде. Самыми яркими представителями испанского барокко были Диего Веласкес, Хусепе де Рибера и Франсиско де Сурбаран вместе с испанским художником греческого происхождения Доменико Теотокопулосом ( ‘Эль Греко’ ). Все эти художники, кроме Веласкеса, в основном писали картины на религиозные сюжеты. Диего Веласкес (1599-1660) вывел испанское искусство из «стен» храмов. Он был мастером психологического портрета, рисования характеров людей. Его полотна сложны и наполнены множеством фигур, они отличаются вниманием к деталям и мастерством цвета.
Возьмем, к примеру, известную картину Веласкеса Менины (1656-1657) .
«Менины» Диего Веласкеса
Золотой век фламандского барокко пришелся на первую половину 17 века и включал в себя искусство Рубенса, Ван Дайка и Снейдерса .
Питер Пауль Рубенс (1577-1640) был фламандским художником, обогатившим живопись барокко своим динамизмом, совершенно неудержимой жизненной силой и чувствительностью. Его картины отличаются исключительным разнообразием, что особенно хорошо выражается в их композиции. Цветовая палитра Рубенса наполнена яркими, насыщенными оттенками. Женщины на его полотнах (их внешний вид известен как «рубенский») кажутся пухлыми, но имеют характерные формы тела.
В качестве примера можно взять картину Рубенса «Похищение дочерей Левкиппа» (1618) , на которой изображен миф о сыновьях Зевса и Леде, похитивших дочерей царя Левкиппа. Картина ярко передает динамику мощного движения.
«Похищение дочерей Левкиппа» Рубенса
Сцены охоты, которые изобразил Рубенс, также примечательны своей неожиданной композицией, динамичностью и богатой насыщенностью цветов.
Впервые возникнув в эпоху Возрождения в Италии, стиль барокко постепенно распространился по всей Европе, пока к 18 веку не стал преобладающим стилем в европейском искусстве.
Его главные черты: величие и помпезность, пышность и впечатляющий размах, динамичность, замысловатость, обилие деталей, но самое главное в этом стиле – его жизнеутверждающая природа.
Картины, созданные в стиле барокко, даже очень реалистичные, отличаются сложностью композиции, обилием фигур и напряженностью сюжета.
Художники эпохи барокко обогатили искусство новыми подходами к пространственной форме и жизненной динамикой. Вся человеческая жизнь, наполненная эмоциональной и плотской радостью жизни и трагическими конфликтами, находит свое выражение в искусстве барокко.
Узнайте больше о различных художественных стилях
Информационный бюллетень
Не пропустите наши полезные советы и рекомендации, последние новости и вдохновляющие идеи! Присоединяйтесь к обновлениям Old Holland Academy!
Присоединяйтесь
Статьи с тегом Барокко | Смитсоновский журнал
Действительно ли у «Девушки» Вермеера была жемчужная серьга?
Настоящая жемчужина такого размера стоила бы «астрономически дорого», говорит искусствовед
Молли Энкинг
В следующем месяце в Амстердаме откроется крупнейшая из когда-либо созданных выставок картин Вермеера
Из 35 известных картин голландского художника около 28 будут выставлены в Рейксмузеуме
Элла Фельдман
5, 2023, 4:59 p.m.»> 5 января 2023
Классные находки
158 лет портрет Сезанна скрывался за натюрмортом из хлеба и яиц луч
Элла Фельдман
Интересные находки
Итальянский особняк с «бесценной» фреской Караваджо выставлен на продажу, но не привлекает покупателей
Вилла «Аврора» стоимостью 533 миллиона долларов не получила предложений, несмотря на рекламу редкой потолочной фрески художника эпохи барокко
Нора МакГриви
Классные находки
Шесть десятилетий барочного шедевра, спрятанные у всех на виду
Историк искусства Том Руджио посещал церковь в Нью-Йорке, когда заметил давно забытую религиозную картину
Нора МакГриви
21, 2021, 8:18 a.m.»> 21 сентября 2021 г.
Интересные находки
«Потерянный» мраморный череп, созданный скульптором эпохи барокко Бернини, найден спрятанным на виду
Папа Александр VII заказал эту работу, которая десятилетиями оставалась неопознанной в Дрездене, как напоминание о смертность
Исис Дэвис-Маркс
Эта картина Артемизии Джентилески веками была скрыта от посторонних глаз
Портрет Лукреции XVII века будет выставлен в Музее Гетти в Лос-Анджелесе
Исис Дэвис-Маркс
Классные находки
400-летний фламандский шедевр, десятилетиями скрывавшийся на виду
Ранее официальные лица считали, что картина Якоба Йорданса, которая 60 лет висела в ратуше Брюсселя, была копией
Исис Дэвис-Маркс
9, 2020, 3:46 p.m.»> 9 декабря 2020 г.
Почему так важна долгожданная выставка Artemisia Gentileschi
Художник в стиле барокко стал героем первой крупной выставки Лондонской национальной галереи, посвященной художнице
Исис Дэвис-Маркс
Искусство встречает науку
Превратите свои селфи и портреты домашних животных в знаменитые произведения искусства
Новый инструмент от Google Arts & Culture позволяет пользователям применять фирменные стили художников к своим фотографиям
Тереза Мачемер
Виртуальное путешествие
Десять музеев, которые вы можете посетить виртуально
Музеи закрывают свои двери из-за кризиса с коронавирусом, но многие из них предлагают цифровые выставки, которые посетители могут просматривать, не выходя из дома
Надин Даэр