Содержание

Кандинский, Поллок, Малевич и другие

Когда речь заходит о таком направлении в живописи, как абстракционизм, то на ум сразу приходит знаменитая картина Малевича «Черный квадрат». Пожалуй, этому есть объяснение. Эта картина одна из самых известных, и, несмотря на то, что ей уже более 100 лет, она до сих пор будоражит умы искусствоведов.

Если говорить об абстракционизме, то это такой вид искусства, который отказывается от реальных форм и вещей. Произведения представляют собой сочетание геометрических форм, пятен и линий.

Одним из самых известных абстракционистов является Маркус Роткович – он говорил, что его произведения отправляют зрителя в неизвестный мир, в который наблюдатель навряд ли сам захотел бы отправиться.

Картины великого русского художника Василия Кандинского понятны не всем – человек, не разбирающийся в искусстве, не понимает их, однако ценители творчества прекрасно видят философский взгляд автора на вещи.

В статье вы сможете узнать о самых известных художниках-абстракционистах, их произведениях, и научитесь лучше разбираться в живописи.

10. Аршил Горки (Восданик Адоян)

Годы жизни: 1904-1948

Аршил Горки – американский художник армянского происхождения, который творил в новом стиле.

Для работы он разработал одну технику – на пол художник раскладывал белые холсты, и лил на них краску из емкости. После того, как краска застывала – он процарапывал в ней линии, создавая что-то наподобие барельефов.

Картины мастера отличаются насыщенностью – зрители, смотря на них, чувствуют исходящую от полотна, выполненного в ярких красных и оранжевых цветах, пульсацию.

Художник испытывал одиночество, и грусть переполняла его, даже будучи окруженным родными и друзьями. В 1948 году мастер в возрасте 44 лет покончил жизнь самоубийством, повесившись у себя дома.

Известные произведения: «Обнаженная», «Обручение II», «Агония».

9. Маркус Роткович

Годы жизни: 1903-1970

Маркус Роткович родился в еврейской семье в Латвии. В 1930-40-х годах мастер увлекся экспрессионизмом и сюрреализмом, а с 1947 стал работать в жанре абстракционизм.

Он изображал треугольники, располагающиеся параллельно друг другу. Странные полотна навеивали состояние покоя и погружали зрителя в раздумья о судьбе, смерти, трагедии.

Неопытный зритель видит в полотнах Ротко «мазню», однако его работы признаны гениальными творениями.

Любопытный факт: в 1968 году у художника была обнаружена артериальная аневризма, но, несмотря на это, Ротко продолжал много выпивать и курить. Неоднократно мастер впадал в клиническую депрессию, и, оставив своих детей и жену, художник переехал в свою студию. В 1970 году он году принял большую дозу антидепрессантов и перерезал себе вены, ему было 66 лет.

Известные произведения: «№ 1 Королевский красный и синий», «Белый центр», «Чёрное на тёмно-бордовом».

8. Франтишек Купка

Годы жизни: 1871-1957

Искусство живописи не сводится к воспроизведению реальности, и XX век прекрасно смог это доказать.

Франтишек Купка, родившийся в маленьком городке Восточной Чехии – яркий представитель абстрактного искусства. Его картины являются художественными эквивалентами философских решений, которые касаются законов природы, творения, космоса, жизненного цикла.

Последние годы своей жизни Купка провел в Пюто, где умер в 1957 году в возрасте 85 лет.

Известные произведения:

«Vertical Plains Blue and Red», «Blue», «Disks of Newton, Study for Fugue in Two Colors».

7. Жоан Миро

Годы жизни: 1893-1983

Испанский художник – один из самых выдающихся сюрреалистов. Жоан Миро был человеком счастливым, он ощущал себя создателем в любой момент своей жизни: когда делал наброски, рисовал, рассказывал что-то или напевал песню. Каждое произведение мастера – это оживленный, танцующий сад, поющая опера.

В 1939-1944 гг. по Европе растекается фашизм, и, обеспокоенный за жизнь своей семьи, Миро переехал в Варанживиль (маленькая деревушка на побережье Нормандии), где отрешился от войны и внешнего мира.

Замкнувшись в себе, мастер начал свою работу над красивой серией «Созвездия», они чисты и прекрасны. В 1945 году «Созвездия» были выставлены в галерею, выставка имела огромный успех, и это время стало началом успеха художника, он получил мировое признание.

Известные произведения: «Созвездия», «Голубая звезда», «Синий II».

6. Пауль Клее

Годы жизни: 1879-1940

Пауль Клее – первый человек, назвавший рисунки сумасшедших и детей настоящим творчеством. Мастер изобрел свою собственную технику – гравюру иглой по стеклу.

Пауль Клее много времени отводил образованию, в том числе самообразованию, считая, что художник должен быть и философом, и натуралистом и поэтом.

Кроме того, он родился в семье преподавателя музыки, и какое-то время играл на скрипке. Клее был музыкально одарен, но решил стать художником.

Интересный факт: Арсений Тарковский написал стихотворение, посвященное Клее, которое было опубликовано в сборнике.

Известные произведения: «Абстрактная цветовая гармония», «Full moon», «Strong Dream».

5. Робер Делоне

Годы жизни: 1885-1941

Делоне – известный французский живописец. С раннего детства парижанин был очарован солнцем, цветами, наблюдение за которыми привило ему тонкое восприятие света и цвета.

Мастер воспитывался у дяди после того, как его родители развелись. Робер Делоне вместе со своей женой разработал художественное течение – орфизм, что стало новой ветвью абстракционизма.

Известные произведения: «Ритм 1», «Синхронный диск», «Ритм».

4. Пит Мондриан

Годы жизни: 1872-1944

Пит Мондриан – художник из Нидерландов. Его шедевры были созданы нарочно элементарных линий, форм, именно этот прием, который гласит: «

Все гениальное – просто», сделал Мондриана узнаваемым художником.

На своих работах Пит Мондриан представил свое ощущение мира путем противоположностей – вертикали и горизонтали, женское и мужское начала, минусы и плюсы. Его картины поразили мир искусства, и до сих пор подражание гениальности мастера встречаются в архитектуре, моде и т.д..

Известные произведения: «Композиция с красным, желтым и синим», «Композиция в цвете А», «Буги-Вуги на Бродвее».

3. Казимир Малевич

Годы жизни: 1879-1935

Российский художник-авангардист,

Казимир Малевич, работал в разных стилях: импрессионизме, кубизме, неопримитивизме и др.

Детство мальчика прошло далеко от крупных городов – в украинских деревушках. Живописная природа и сельская жизнь вдохновляли его, и в будущем повлияли на его творчество. В его картинах можно увидеть крестьянскую тематику.

Художник изобрел супрематизм и вошел в историю искусства как автор «Чёрного квадрата».

Известные произведения: «Чёрный квадрат», «Чёрный круг», «Красный квадрат», «Скачет красная конница».

2. Джексон Поллок

Годы жизни: 1912-1956

В детстве художник не отличался способностью к рисованию, и никто не мог подумать, что Поллок станет лидером абстрактного экспрессионизма. Однако он внес значительный вклад в искусство второй половины XX века.

Джексон Поллок не любил прибегать к использованию кистей и красок, вместо этого он просто разбрызгивал их на холст, создавая шедевры. Сам художник назвал этот прием «льющаяся техника», за которую его называли Джеком Разбрызгивателем. Такая форма живописи имела связь с сюрреализмом, поскольку выражала эмоции своего создателя.

Джексон Поллок тяжело переживал разрыв со своей женой – Краснер, он замкнулся в себе и стал мрачным. Находясь в пьяном состоянии, художник сел в свой кабриолет, и не справился с управлением. Автомобиль вылетел с дороги и опрокинулся. Джексон скончался, ударившись о дерево.

Известные произведения: «№5,1948», «Номер 17А».

1. Василий Кандинский

Годы жизни: 1866-1944

Художник не родился талантливым, он начал заниматься живописью только в 30 лет. Однако ему удалось прославиться не только картинами, но и теоретическими трактатами, один из самых известных «О духовном в искусстве».

Кандинский занимался научной деятельностью, блестяще закончил юридический университет МГУ, но решил оставить свою деятельность ради живописи. В 1900 Василий Кандинский

отправился в Мюнхен и поступил там в частную школу Антона Ажбе, почувствовав свое истинное призвание.

Известные произведения: «Зеленая композиция», «Композиция IV», «Контрастные звуки», «Черное и фиолетовое», «Капризный».

9 известных художников и их шедевры

На чтение 8 мин. Просмотров 2.3k. Опубликовано Обновлено

В противоположность изобразительному искусству, которое стремится представлять изображение визуальной реальности; абстрактное искусство не несет в себе ничего узнаваемого в мире природы. Хотя известно, что абстракция в искусстве существует во многих культурах с древних времен, абстрактное искусство как движение зародилось в начале 20- го века, и его наиболее выдающимся лидером был русский художник Василий Кандинский. Его картина без названия, теперь известная как Первая Абстрактная Акварель, является одним из первых произведений искусства, которые отбрасывают все ссылки на известные формы, таким образом, выходя из ограничений, налагаемых репрезентативными традициями западноевропейской живописи. Абстрактное искусство продолжало доминировать в мире искусства в 20-м веке, внося некоторые из самых известных произведений искусства той эпохи. Мы собрали 10 самых известных абстрактных картин, включая шедевры, такие как Черный квадрат Малевича; Композиция Кандинского VII; Синие поляки Поллока; и Миро Блю II. Мы исключили несколько известных работ, которые считаются частично абстрактными, такие как крупные планы цветов О’Киффи и искаженные портреты Кунинга.

Бриджит Райли

Дата рождения: 24 апреля 1931 года, Лондон

Национальность: англичанка

Бриджит РайлиБриджит Райли

Оп-арт, короткая форма для оптического искусства, является жанром в абстрактном искусстве, в котором художник создает оптическую иллюзию посредством точного манипулирования узорами, формами и цветами. Бриджит Райли, одна из ведущих британских художников с 1960-х годов, является, пожалуй, самым известным оп-арт художником после Виктора Вазарели. На этой картине изображена шахматная доска, которая искажается и ускоряется по мере приближения к середине, создавая иллюзию глубины и ощущение движения. «Движение в квадратах» — самая известная работа Бриджит Райли и, возможно, самая известная картина в оп-арте.

Шедевр: Движение в квадратах

Год: 1961

Жанр оп арт

Движение в квадратах (1961) - Бриджит РайлиДвижение в квадратах (1961) — Бриджит Райли

Герхард Рихтер

Дата рождения: 9 февраля, 1932, Дрезден

Национальность: немец

Герхард РихтерГерхард Рихтер

Герхард Рихтер — немецкий художник, которого некоторые считают величайшим художником современности. Он создал широкий спектр работ, и его искусство не может быть отнесено к одному конкретному жанру. Среди самых известных работ Рихтера — его серия Абстрактных изображений. Он написал первую работу под названием Абстрактное изображение в 1976 году и продолжал делать много таких работ в течение следующих двух десятилетий. В своих абстрактных картинах Рихтер создает накопительные слои нерепрезентативной живописи. Он начинает с нанесения больших полос основного цвета на холст. Картины развиваются поэтапно, основываясь на его реакции на прогресс картины: случайные детали и возникающие модели. В феврале 2015 года одна из картин серии, Абстрактные Изображения [599] была продана за 44,52 миллиона долларов, самая высокая цена, заплаченная за картину любого ныне живущего европейского художника.

Шедевр: Серия абстрактных изображений

Год: 1986

Абстракционизм Абстрактное изображение [599] (1986) — Герхард Рихтер

Марк Ротко

Дата рождения: 25 сентября 1903, Двинск, Витебская губерния (сейчас Даугавпилс, Латвия)

Национальность: американец

Марк РоткоМарк Ротко

Марк Ротко (настоящее имя Маркус Яковлевич Роткович) считается пионером живописи цветового поля, стиля в абстрактном экспрессионизме, в котором цвет является основным предметом. Среди его самых известных работ — холсты, в которых он использует симметричные прямоугольные блоки двух-трех контрастных, но дополняющих друг друга цветов. Оранжевый, красный, желтый — одна из таких работ, которая была названа «самой мощной из всех его картин». Известный шедевр живописи «Цветовое поле» был продан на Christie’s в мае 2012 года за 86,9 млн долларов, тем самым побив рекорд самой высокой цены, заплаченной за современное произведение искусства на публичных торгах.

Шедевр: Оранжевое, красное, желтое

Год: 1961

Жанр Цветовое поле живописи

Оранжевое, красное, желтое (1961), Марк РоткоОранжевое, красное, желтое (1961), Марк Ротко

Хуан Миро

Продолжительность жизни: 20 апреля 1893, Барселона — 25 декабря 1983, Пальма-де-Мальорка

Национальность: каталонец

Абстракционизм Хуан Миро

Хуан Миро был влиятельным испанским художником, наиболее тесно связанным с сюрреализмом. Однако, он также написал несколько абстрактных шедевров, которые считаются предшественниками абстрактного экспрессионизма. Его самая известная абстрактная работа — Триптих Голубой I, II, III, состоящий из трех огромных картин размером 355 х 270 см. Все три картины состоят из простых линий и фигур на мечтательном синем фоне. В Голубой II, Миро включает динамическую красную линию на левой стороне картины на спокойном синем фоне. Голубой Триптих считается виртуозным достижением в абстрактном искусстве, а Голубой II — самая известная из трех картин.

Шедевр: Голубой II

Год: 1961

Голубой II (1961) - Хуан МироГолубой II (1961) — Хуан Миро

Хелен Франкенталер

Продолжительность жизни:  12 декабря 1928, Нью-Йорк — 27 декабря 2011, Дэриен

Национальность: американка

Абстракционизм Хелен Франкенталер

Лирическая абстракция была термином, придуманным для определения искусства, которое сигнализировало о возвращении к самовыражению, в отличие от геометрической абстракции и минимализма. Хелен Франкенталер — одна из самых известных женщин-абстракционистов и выдающийся образец лирической абстракции. Горы и море, ее первая профессионально выставленная работа, также является ее самой известной живописью и ярким примером лирической абстракции. Это была первая работа, которую она создала, используя свою знаменитую технику смачивания, в которой она вылила разбавленную скипидаром краску на холст, создавая яркие цветовые оттенки, которые, кажется, сливаются с холстом.

Шедевр: Горы и море

Год: 1952

Жанр Лирическая абстракция

Горы и море (1952) - Хелен ФранкенталерГоры и море (1952) — Хелен Франкенталер

Пит Мондриан

Продолжительность жизни:  7 марта 1872, Амерсфорт, Нидерланды — 1 февраля 1944, Нью-Йорк

Национальность: нидерландец

Пит МодрианПит Модриан

Геометрическая абстракция — это форма абстрактного искусства, основанная на использовании геометрических форм. Пит Мондриан ввел термин неопластизм для своих абстрактных геометрических картин, в которых он использовал только прямую линию, три основных цвета и нейтральные оттенки черного, белого и серого . Последняя полная картина Мондриана, Broadway Boogie Woogie , вдохновлена ​​городской сеткой Манхэттена и бродвейской музыкой буги-вуги , которую Мондриан любил. Картина считается вершиной представления Мондриана, используя его живописный словарь линий, квадратов и основных цветов. Это знаменует собой кульминацию его стилистического новаторства и являетсяодна из самых влиятельных работ в школе абстрактной геометрической живописи .

Шедевр: Бродвейские Буги-Вуги

Год: 1942–43

Жанр Геометрическая абстракция

Бродвейские буги-вуги (1943) - Пит Мондриан абстракционизмБродвейские буги-вуги (1943) — Пит Мондриан

Джексон Поллок

Продолжительность жизни: 28 января 1912 — 11 августа 1956

Национальность: американец

Джексон ПоллакДжексон Поллак

Капельная роспись — это форма абстрактного искусства, в которой краска капает или выливается на холст, а не наносится аккуратно. Джексон Поллок — самый известный практик капельной живописи, поскольку он был назван журналом TIME «Джек-капельница». Его самая знаменитая работа — картина «Синие столбы» были приобретены Национальной галереей Австралии в 1973 году за 1,3 миллиона долларов, тогдашний мировой рекорд для современной американской живописи. Газеты в Австралии подвергли критике покупку с заголовками вроде «1,3 миллиона долларов за слякоть». Был политический скандал, который привел к большому общественному обсуждению, сделавшему картину популярной. Сегодня Синие столбы являются одной из главных картин в коллекции Национальной галереи Австралии, и ее приобретение считается мастерским.

Шедевр: Синие столбы

Год: 1952

Жанр капельная живопись

Синие столбы, 1952 - Джексон Поллок абстракционизмСиние столбы, 1952 — Джексон Поллок

Василий Кандинский

Продолжительность жизни: 4 (16) декабря 1866, Москва — 13 декабря 1944, Нёйи-сюр-Сен, Франция

Национальность: русский

Василий Кандинский абстракционизмВасилий Кандинский

Василий Кандинский считается многими «Отцом абстрактного искусства». Он написал некоторые из самых ранних работ в жанре, в том числе известным как «Первая абстрактная акварель». 1910-1914 годы считаются пиком карьеры Кандинского, и эта картина считается вершиной его художественных достижений в этот период. Он сделал больше исследований для этой композиции, чем для любой другой, хотя нарисовал окончательный вариант всего за три дня. Считается, что в композиции VII упоминаются апокалиптические темы «Потоп», «Страшный суд», «Воскресение» и «Рай». Вихревой ураган цветов и форм считался Кандинским самым сложным произведением, которое он когда-либо писал, и это одно из самых известных произведений абстрактного искусства, когда-либо созданных.

Год: 1913

Шедевр: Композиция VII

Композиция VII (1913) - Василий Кандинский абстракционизмКомпозиция VII (1913) — Василий Кандинский

Казимир Малевич

Продолжительность жизни: 11 [23] февраля 1879, Киев — 15 мая 1935, Ленинград

Национальность: русский

Казимир Малевич абстракционизмКазимир Малевич

Казимир Малевич был основателем художественного движения, известного как супрематизм, который сосредоточился на основных геометрических формах, таких как круги, квадраты, линии и прямоугольники, а также на использовании ограниченного диапазона цветовТаким образом, он является пионером геометрического абстрактного искусстваЧерный квадрат называют «нулевой точкой живописи», ссылаясь на историческое значение картины. Работа «монументальна не тем, что Малевич поместил в живописное пространство, а тем, что он извлек: телесный опыт, фундаментальная тема западного искусства со времен Ренессанса»Черный квадрат считается знаковым произведением абстрактного искусства, и это одна из самых известных картин двадцатого века.

Шедевр: Черный квадрат

Год: 1915

Жанр: Геометрическая абстракция

Черный квадрат (1915) - Казимир Малевич абстракционизмЧерный квадрат (1915) — Казимир Малевич

Знаменитые художники-абстракционисты. Кандинский | Журнал Ярмарки Мастеров

Как часто далекие от искусства люди не понимают абстрактную живопись, считая ее непонятными каракулями и провокацией, вносящей разлад в умы. Они иронизируют над творениями авторов, не стремящихся точно изобразить окружающий мир. Полотна, написанные в этом стиле, выражают гармонию форм, линий, цветовых пятен. Яркие сочетания имеют свою идею и смысловую нагрузку, несмотря на то что зрителю кажется, будто в работах, кроме причудливых клякс, ничего и нет. Однако в абстракции все подчиняется определенным правилам выражения.

Знаменитые художники-абстракционисты. Кандинский, фото № 1

Основателем уникального стиля признан Василий Кандинский – легендарная личность в искусстве XX столетия. Русский живописец своим творчеством хотел заставить зрителя чувствовать то же, что и он. Это кажется удивительным, но к новому мировоззрению будущего художника подвигло важное событие в мире физики. Открытие разложения атома серьезно повлияло на становление самого известного художника-абстракциониста.

Знаменитые художники-абстракционисты. Кандинский, фото № 2

«Оказывается, все можно разложить на отдельные составляющие, и эта сенсация отозвалась во мне, словно разрушение всего мира», – заявил Кандинский, который являлся выдающимся певцом времени перемен. Как физика открывала микромир, так и живопись проникала в душу человека.

Постепенно известный художник-абстракционист в своем творчестве уходит от детализации своих произведений и экспериментирует с цветом. Тонко чувствующий философ посылает свет в самые глубины человеческого сердца и создает полотна с сильнейшим эмоциональным наполнением, где его краски сравниваются с нотами прекрасной мелодии. На первое место в работах автора становится не сюжет полотна, а чувства. Сам Кандинский считал человеческую душу многострунным роялем, а художника сравнивал с рукой, которая посредством нажатия на определенную клавишу (цветовое сочетание) приводит в ее в вибрацию.

Знаменитые художники-абстракционисты. Кандинский, фото № 3

определение, направление в искусстве, особенности изображения и самые известные картины

Как часто далекие от искусства люди не понимают абстрактную живопись, считая ее непонятными каракулями и провокацией, вносящей разлад в умы. Они иронизируют над творениями авторов, не стремящихся точно изобразить окружающий мир.

Что такое абстракционизм?

Открывающие новые возможности для выражения собственных мыслей и чувств, знаменитые художники-абстракционисты отказались от привычных техник, перестав копировать действительность. Они считали, что это искусство приучает человека к философскому образу жизни. Живописцы искали новый язык, чтобы выразить переполнявшие их эмоции, и нашли его в красочных пятнах и чистых линиях, которые воздействуют не на разум, а на душу.

Абстрактное искусство

Абстрактное искусство, ставшее символом новой эпохи, – это направление, отказавшееся от форм, которые максимально приближены к действительности. Не всем понятное, оно дало толчок для развития кубизма и экспрессионизма. Основной характеристикой абстракционизма является беспредметность, то есть на холсте отсутствуют узнаваемые предметы, а зрители видят что-то непонятное и неподвластное логике, находящееся за гранью привычного восприятия.

Самые известные художники-абстракционисты и их картины – это бесценное сокровище для человечества. Полотна, написанные в этом стиле, выражают гармонию форм, линий, цветовых пятен. Яркие сочетания имеют свою идею и смысловую нагрузку, несмотря на то что зрителю кажется, будто в работах, кроме причудливых клякс, ничего и нет. Однако в абстракции все подчиняется определенным правилам выражения.

«Отец» нового стиля

Основателем уникального стиля признан Василий Кандинский – легендарная личность в искусстве XX столетия. Русский живописец своим творчеством хотел заставить зрителя чувствовать то же, что и он. Это кажется удивительным, но к новому мировоззрению будущего художника подвигло важное событие в мире физики. Открытие разложения атома серьезно повлияло на становление самого известного художника-абстракциониста.

Кандинский - основатель абстракционизма

«Оказывается, все можно разложить на отдельные составляющие, и эта сенсация отозвалась во мне, словно разрушение всего мира», – заявил Кандинский, который являлся выдающимся певцом времени перемен. Как физика открывала микромир, так и живопись проникала в душу человека.

Художник и философ

Постепенно известный художник-абстракционист в своем творчестве уходит от детализации своих произведений и экспериментирует с цветом. Тонко чувствующий философ посылает свет в самые глубины человеческого сердца и создает полотна с сильнейшим эмоциональным наполнением, где его краски сравниваются с нотами прекрасной мелодии. На первое место в работах автора становится не сюжет полотна, а чувства. Сам Кандинский считал человеческую душу многострунным роялем, а художника сравнивал с рукой, которая посредством нажатия на определенную клавишу (цветовое сочетание) приводит в ее в вибрацию.

"Импровизация 31 ("Морской бой") Кандинского

Мастер, дающий людям подсказки для осознания своего творчества, ищет гармонию в хаосе. Он пишет полотна, где прослеживается тонкая, но явная нить, которая связывает абстракцию с реальностью. Например, в работе «Импровизация 31» («Морской бой») в цветовых пятнах можно угадать изображения лодок: парусные суда на холсте противостоят стихии и накатывающим волнам. Так автор пытался поведать о вечном сражении человека с окружающим миром.

Американский ученик

Известные художники-абстракционисты 20 века, работавшие в Америке, являются учениками Кандинского. Его творчество оказало огромное влияние на экспрессивный абстракционизм. Армянский эмигрант Аршил Горки (Возданик Адоян) творил в новом стиле. Он разработал специальную технику: раскладывал на полу белые холсты и лил на них краску из ведер. Когда она застывала, мастер процарапывал в ней линии, делая что-то наподобие барельефов.

Аршил Горки "Аромат абрикосов в полях"

Творения Горки насыщены яркими цветами. «Аромат абрикосов в полях» – это типичное полотно, где зарисовки цветов, фруктов, насекомых трансформируются в единую композицию. Зритель чувствует исходящую от работы, выполненной в ярко-оранжевых и насыщенных красных тонах, пульсацию.

Роткович и его необычная техника

Когда речь заходит о самых известных художниках-абстракционистах, нельзя не упомянуть Маркуса Ротковича – еврейского эмигранта. Талантливый ученик Горки воздействовал на публику интенсивностью и глубиной красочных мембран: он накладывал два или три цветовых прямоугольных пространства одно над другим. И они словно затягивали человека внутрь, чтобы он испытал катарсис (очищение). Сам создатель необычных полотен рекомендовал рассматривать их на расстоянии не менее 45 сантиметров. Он говорил, что его работы – это путешествие в неизвестный мир, куда зритель вряд ли предпочтет самостоятельно отправиться.

"Оранжевое, красное, желтое" М. Роткович

Самым дорогим произведением автора считается картина «Оранжевое, красное, желтое». За три прямоугольника с размытыми очертаниями коллекционер выложил почти 87 миллионов долларов.

Гениальный Поллок

В конце 40-х годов прошлого века один из самых известных художников-абстракционистов Джексон Поллок изобрел новую технику разбрызгивания краски – капельную, которая стала настоящей сенсацией. Она поделила мир на два лагеря: тех, кто признавал картины автора гениальными, и тех, кто называл их мазней, недостойной называться искусством. Создатель уникальных творений никогда не натягивал полотна на холст, а располагал их на стене или полу. Он ходил с банкой красок, смешанных с песком, постепенно погружаясь в транс и приплясывая. Кажется, он случайно разливал разноцветную жидкость, однако каждое его движение было продумано и осмысленно: художник принимал в расчет силу гравитации и впитываемость краски холстом. Получалась абстрактная путаница, состоящая из клякс разных размеров и линий. За изобретенный стиль Поллока окрестили «Джеком-Разбрызгивателем».

"№ 5" ( Д. Поллок)

Самый известный художник-абстракционист давал своим работам не названия, а номера, чтобы у зрителя имелась свобода воображения. «Полотно № 5», находившееся в частной коллекции, долгое время было скрыто от глаз публики. Вокруг окутанного завесой тайны шедевра начинается ажиотаж, и наконец-то он появляется на аукционе Sotheby’s, мгновенно становясь на то время самым дорогим шедевром (его стоимость – 140 миллионов долларов).

Найдите свою формулу, позволяющую понять абстракционизм

Существует ли универсальная формула, которая позволит зрителю воспринимать абстрактное искусство? Возможно, в этом случае каждому придется нащупать собственные ориентиры, основанные на личном опыте, внутренних ощущениях и огромном желании открыть для себя неизвестное. Если человек захочет обнаружить тайные послания авторов, он их обязательно найдет, ведь так заманчиво заглянуть за внешнюю оболочку и увидеть идею, являющуюся важной составляющей абстракционизма.

Трудно переоценить переворот в традиционном искусстве, который произвели известные художники-абстракционисты и их картины. Они заставили общество взглянуть на мир по-новому, увидеть в нем иные краски, оценить необычные формы и содержание.

Абстракционизм. Беспредметное искусство

22 апреля 2019

Абстракционизм.  Беспредметное искусство

Абстракционизм или беспредметное искусство – одно из множества направлений в искусстве, возникших в начале ХХ века. В рамках абстракционизма происходит отказ от изображения реальных явлений и предметов. На холсте мы видим сочетание линий, геометрических форм, текстур и цветовых пятен.

Важно понимать, что абстракционизм возник не из ниоткуда: отказ от предмета в живописи — это закономерный этап развития искусства, начавшийся еще в XIX веке (с появлением фотографии исчезает потребность делать подробное изображение).

Западное искусство, начиная с эпохи Возрождения и до середины XIX века, опиралось на логику перспективы и было попыткой воспроизвести иллюзию видимой реальности. К концу XIX века многие художники почувствовали необходимость создать новый вид искусства, который охватывал бы фундаментальные изменения, происходящие в жизни общества.

Абстракционизм.  Беспредметное искусство

Василий Кандинский. «Импровизация 28». Холст, масло. Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк. 1912

Итогом стремительных изменений в мире (в том числе вследствие глобальной индустриализации) был стремительных отход художников от устаревших изображений обнаженных натурщиц, реалистических пейзажей и батальных сцен. Все это подкреплялось философскими трактатами, такими как «О духовном в искусстве» Василия Кандинского (1910). Мироощущение Кандинского, заложенное им в книге «О духовном в искусстве» связано с теософскими и антропософскими трудами Блаватской Елены и Штайнера Рудольфа, творчество которых изучал Василий Васильевич.

Кандинский считал, что цвета вызывают эмоции. Красный был живым и уверенным в себе; зеленый — спокойным, с внутренней силой; синий — глубоким и сверхъестественным; желтый мог быть теплым, возбуждающим, тревожащим или совершенно безумным; а белый казался молчаливым, но полным возможностей. Он также назначил инструментальные тона для каждого цвета. Красный звучал как труба, зеленый — как скрипка в средней позиции, голубой — как флейта, темно – синий как виолончель, желтый — как фанфары, белый — как пауза в гармоничной мелодии.

Эти аналогии со звуками проистекали из любви Кандинского к музыке, особенно к произведениям современного венского композитора Арнольда Шенберга (1874-1951). Названия Кандинского часто относятся к цветам в композиции или к музыке, например, «Импровизация 28» и «Композиция II».

Выдающимися представителями течения были М.Ларионов, П.Мондриан, В.Кандинский, К.Малевич и многие другие. Первым полотном, написанным в новой технике, является акварель кисти Василия Кандинского (1910).

Абстракционизм.  Беспредметное искусство

Василий Кандинский. «Без названия». 49х64 см. Центр Жоржа Помпиду, Париж. 1910

Одной из целей беспредметного искусства можно считать достижение гармонии в создании определенных цветовых сочетаний геометрических форм для достижения у смотрящего различных ассоциаций. Отклонение от точного представления в абстракции может быть незначительным, частичным или полным. Абсолютная абстракция не имеет ни малейшего отношения к чему-либо узнаваемому. Художники стремятся быть объективными, позволяют зрителю интерпретировать смысл каждого произведения по-своему. Таким образом, абстрактное искусство не является преувеличенным или искаженным взглядом на мир, как мы видим в кубистических картинах Поля Сезанна и Пабло Пикассо. Вместо этого форма и цвет становятся фокусом и предметом произведения. 

Все формы и цветовые сочетания, которые находятся в периметре изображения, имеют идею, своё выражение и смысловую нагрузку. Как бы ни казалось зрителю, глядя на картину где кроме линий и клякс ничего нет, всё в абстракции подчинено определённым правилам выражения.

Робер Делоне «Синхронные окна» Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк 55х46 см 1912

Робер Делоне. «Синхронные окна». Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк 55х46 см. 1912

С начала века культурные связи между художниками крупных европейских городов стали чрезвычайно активными, поскольку они стремились создать форму искусства, равную высоким устремлениям модернизма.

Новое художественное направление возникло параллельно в нескольких странах в начале 1910-х годов. Так, представителями абстракционизма в России были Василий Кандинский (работавший в то время в Германии), Михаил Ларионов и Наталья Гончарова (основавшие лучизм – одно из ранних направлений абстракционизма), Казимир Малевич (усовершенствовавший абстракцию до супрематизма — полной беспредметности). Будучи символом начала новой эпохи, абстракционизм включил в себя: беспредметное искусство, лучизм, неопластилизм, супрематизм, ташизм.

С 1909 по 1913 год многие экспериментальные работы в поисках этого «чистого искусства» были созданы рядом художников: Франциск Пикабиа написал «Каучук» (1909), «Весна» (1912), «Шествие, Севилья» (1912), Василий Кандинский написал «Без названия» (1913), Франтишек Купка написал работы «Орфиста», «Диск Ньютона» (1912), «Аморфа» (1912), Роберт Делоне написал серии «Окна» и «Формы» (1912-13), Леопольд Сюрваж создал «Цветной ритм» (1913), Пит Мондриан пишет «Композицию № 11» (1913).

Робер Делоне «Синхронные окна» Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк 55х46 см 1912

Пит Мондриан. «Композиция № 11». 1913

Хотя мы склонны связывать абстрактное искусство с живописью и скульптурой, оно может применяться к любому визуальному средству, включая ассамбляж и фотографию. Тем не менее, именно художники привлекают наибольшее внимание в этом движении.

Отношение к абстракционизму не всегда было однозначно – долгое время он находился в андеграунде, как обычно это бывает, новый жанр высмеивали и осуждали, как искусство, не имеющее смысла. С течением времени положение дел изменилось – в XXI веке абстракцию воспринимают наравне с другими формами живописи.

Посмотреть работы современных художников абстракционистов.

Искусствовед Фомирякова Анна

Теги

этоинтересно, Фомирякова Анна, интересныефакты, аукцион, сотбис, sotheby’s, Пит Мондриан, Робер Делоне, Василий Кандинский.


Рекомендуем почитать

Абстракционизм в живописи

Абстракционизм — стиль или направление в живописи. Абстракционизм или абстрактный жанр подразумевает отказ от изображения реальных вещей и форм. Абстракционизм направлен на то, чтобы вызвать у человека определённые эмоции и ассоциации. Для этих целей картины в абстрактном стиле пытаются выразить гармонию цвета, форм,  линий, пятен и так далее. Все формы и цветовые сочетания, которые находятся в периметре изображения, имеют идею, своё выражение и смысловую нагрузку. Как бы ни казалось зрителю, глядя на картину где кроме линий и клякс ничего нет, всё в абстракции подчинено определённым правилам выражения.

На сегодняшний день абстракция настолько широка и разнообразна, что сама подразделяется на множество видов, стилей и жанров. Каждый художник или группа художников пытаются создать нечто своё, нечто особенное, которое бы лучшим образом могло достучаться до чувств и ощущений человека. Достичь этого без применения узнаваемых фигур  и объектов очень сложно. По этой причине полотна абстракционистов, которые действительно вызывают особые ощущения и заставляют поражаться красоте и выразительности абстрактной композиции, заслуживают большого уважения, а сам художник считается настоящим гением от живописи.

Считается, что абстрактную живопись придумал и разработал великий русский художник Василий Кандинский. Его последователями были Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, которые не только исследовали философию абстракционизма, но также разработали новое направление в этом жанре — Лучизм. Казимир Малевич ещё более «усовершенствовал» технику абстракции, добившись полной беспредметности, который был назван — Супрематизм. Не менее известными абстракционистами стали: Пит Мондриан, Джексон Поллок, Марк Ротко, Барнетт Ньюманн, Адольф Готтлиб и многие другие.

Абстрактная живопись, которая буквально взорвала мир искусства, стала символом начала новой эпохи. Эта эпоха означает полный переход от рамок и ограничений к полной свободе выражения. Художник более ничем не связан, он может писать не только людей, бытовые и жанровые сцены, но даже мысли, эмоции, ощущения и использовать для этого любые формы выражения. Абстракционизм, как живопись личного переживания, ещё долгое время находился в андеграунде. Его, как и многие другие жанры живописи в истории, высмеивали и даже подвергали осуждению и цензуре, как искусство не имеющее никакого смысла. Однако со временем положение абстракции изменилось и теперь она существует наравне со всеми другими формами искусства.

В. Кандинский — Несколько кругов

 

В. Кандинский — Композиция VIII

 

Виллем де Кунинг — Композиция

 

Марк Ротко — No. 14

 

Оливер Вернон

 

П. Мондриан — Композиция в сером розовом и голубом

 

Сай Твомбли

Абстракционизм в живописи: стиль картины художники

Термин «абстракционизм» («беспредметное искусство», «геометрическая абстракция») — это довольно широкое понятие, применяемое для любой картины или скульптуры, отображающей нереальные объекты или сцены. Не существует четкого определения сути и главных черт абстрактного искусства. Наибольшую популярность абстракционизм в живописи получил в США.

История

Абстрактное искусство появилось около 70 000 лет назад – первые доисторические рисунки на стенах пещер в виде геометрического орнамента найдены в Южной Африке. Искусство периода позднего палеолита представляет широкий спектр абстрактных рисунков, связанных с первобытными религиозными верованиями. Орнаменты и символы встречаются во всех культурах мира.

Зарождение

До конца 19 столетия, известные живописцы следуют традиционным принципам классического реализма и академизма. Главный принцип – стремление передать объект максимально реалистично. В последней четверти 19 столетия ситуация изменилась. Импрессионизм продемонстрировал, что строгий академический стиль больше не основной. В период 1900-1930 годов формировались направления, ставшие течениями абстрактной живописи, художники вырабатывали новые методы и приемы работы.

Начало развития стиля в Европе связывают с зарождением футуризма и супрематизма –экстремального направления абстракционизма, с деятельностью Кандинского и Малевича.

Первым продемонстрировал отказ от традиций академизма импрессионизм. Картины К.Моне называют первыми шагами в формировании абстракционизма как самостоятельного направления в живописи. На формирование «беспредметного искусства» оказывало сильное влияние движение арт-нуво конца 19 – начало 20 века.

Основатели

Абстракционизм в живописи основали русские художники К.Малевич и В.Кандинский, нидерландец П.Модриан, чех Ф.Купка.

Акцент на цвете и форме, а не на реалистичности изображения, имеет первостепенное значение в развитии абстрактного искусства. Немецкий экспрессионизм сделал это краеугольным камнем живописи. Известный абстракционист Василий Кандинский в 1911 году опубликовал книгу под названием «О духовном в искусстве», которая стала идейной основой стиля. Кандинский считал, что картину нельзя анализировать интеллектуально – необходимо эмоциональное восприятие, ощущение цвета. Художнику было свойственна сверхчувствительность к цвету – синестезия, поэтому оттенкам и их передаче он придавал наибольшее значение. Живописец отмечал, что чувственное восприятие абстрактной живописи не должно превратить картину в простую декорацию помещения. Философия абстракции, по мнению Кандинского, содержится в трудах Е.Блаватской и Р.Штейнера.

До Второй мировой войны Париж был центром развития новых направлений современного искусства. После войны центр переместился в Нью — Йорк.

Развитие в новых направлениях

В ходе развития абстракционизма появляются новые направления:

Лучизм

Направление основано в начале 20 века. Характерными чертами стала игра с цветовым спектром, специфическая светопередача. Художники за основу творчества взяли идею о том, что предметы, которые видит человек – продукт восприятия глазом лучей, идущих от источника света.

Супрематизм

В России абстрактное искусство развивалось в форме супрематизма в начале 20 столетия, основанного К.Малевичем. Направление связывают с работами Кандинского. В основе построения композиции – геометрические фигуры, яркие цвета, прямые линии, ассиметричность. Направление наиболее ярко демонстрирует особенности русского авангардного искусства в работах художников Л.Поповой, И.Пуни, О.Розановой, А.Родченко, А.Экстер.

В русском супрематизме можно увидеть серьезное влияние византийского искусства, античности, религии. Кандинский стал отцом нового направления, которое связывают со школой Баухаус.

Неопластицизм

Голландское направление абстракционизма, основанное в 1917 – 1925 годах. Основными деталями изображения являются квадраты и прямоугольники различных цветов и размеров. Крупнейшим представителей стиля считается П.Модриан.

Орфизм

Французская версия абстрактной живописи начала 20 века. Художники-орфисты стремились связать живопись и музыку, использовали закономерности музыкальных ритмов для передачи оттенков и цветов. Характерны криволинейность, ассиметричность, использование контрастных оттенков.

Ташизм

Направление развивалось в Западной Европе и США в середине 20 века. Представители отказались от воссоздания образов реальности, при написании картин использовали яркие цветовые пятна, линии, бесформенные мазки. Ташизм воплощает спонтанность, работу без четкого плана.

Абстрактный экспрессионизм

Движение представлено во многих странах. Художники работали с пятнами, точками, кривыми и прямыми линиями, штрихами, отказавшись от четкой геометричности. Экспрессионизм призван передавать эмоции и мимолетные чувства, поэтому для написания картин используются только яркие цвета.

Оп-арт

Одним из направлений авангарда и абстракции считают движение оп-арт или «оптическое искусство». Отличительной чертой является стремление создать сложные оптические иллюзии при помощи цвета, формы, монохромности, повторяющихся геометрических узоров. Ведущие художники, представители направления В.Вазарели, Б.Райли. Движение не стало популярным и трансформировалось в другие направления в начале 70-х годов 20 столетия.

С развитием постмодернизма в середине 60-х годов 20 века современное искусство имеет тенденцию распадаться на местные школы.

Особенности

Основная идея абстракции – формальные качества живописи также важны, как форма, цвет и изобразительные качества объекта.

Условно выделяют несколько типов абстрактной живописи:

Криволинейная

Ассоциируется с кельтским искусством, в котором использовали ряд абстрактных мотивов: узоры, линии, спирали, символы с определенной смысловой нагрузкой. Многие ранние культуры использовали кельтский орнамент на протяжении многих веков. Мотивы были отмечены в культурах стран Западной Европы. В 19-20 веках зародилось движение за возрождение кельтской культуры в рамках стиля модерн. Абстрактные узоры криволинейного типа свойственны исламскому традиционному искусству.

Цветовая

Встречается в работах Тернера и Моне, которые используют цвет для отделения искусства от реального мира. Яркие цвета играют большую роль, чем реалистичность изображенного объекта. Пример цветовой абстракции – стиль пэчворк. Некоторые картины А.Матисса, К.Моне, Ф.Купки, В.Кандинского – репрезентативные образцы цветовой абстракции. Направление сформировалось в 40-50-х годах 20 века, благодаря М.Ротко.

Геометрическая

Тип интеллектуального абстрактного искусства появился примерно в 1908 году. Ранний формой считается кубизм аналитического типа, который отверг линейную перспективу и иллюзию пространственной глубины в живописи, сосредоточился на плоском изображении объектов. Геометрическая абстракция известна как беспредметное искусство – именно этот тип ассоциируется с абстрактным искусством.

Эмоциональная

Эмоциональная или интуитивная абстракция – смесь стилей с общим уклоном в натурализм. Стремление к натуральной, реалистичной передаче выражается в цветах и игре света, отображенной на полотнах. В отличие от геометрической абстракции, которая против природности и академизма, интуитивное направление часто обращается к натурализму. Источниками направления являются сюрреализм и органическая абстракция. Художники: М.Ротко, И.Танги, некоторые картины В.Кандинского.

Жестикуляционная

Форма абстрактного экспрессионизма. Представители направления придавали значение не сути изображения, а процессу написания картины. Работы характеризуются специфическим способом использования краски – нанесение быстрыми, прерывистыми мазками. Репрезентативны картины Дж.Поллока, В. Де Кунинга, К.Аппеля, Р.Мазервелла.

Минималистская

Тип абстракции, ставший попыткой возврата к основам авангардного искусства. Основа творчества – передача цвета и формы, без попытки отобразить внутреннее содержание.

Современное развитие

На теперешнем этапе направление продолжает развитие в новых формах и движениях. В современном искусстве формы и цвета имеют особое значение, специфический философский смысл. Основы стиля, заложенные Кандинским, развивают новые представители направления.

Абстрактное искусство 20 века стало окончанием доминирования реалистичности, натурализма и академизма в живописи. Благодаря появлению нового движения в искусстве стали возможны эксперименты с цветом, формой, перспективой.

художников-абстракционистов, отметивших ХХ век

Blog Home

29 февраля 2016 г.

Каждый художник знает, что нет такого понятия, как «лучший художник». Кто-то воспротивился бы этому утверждению, но это правда — искусство — это эстетическое восприятие, и невозможно, чтобы у всех людей был одинаковый вкус. Точно так же не существует власти, которая имела бы достаточную легитимность, чтобы объявить кого-то «лучшим художником» или какое-то произведение «лучшим произведением искусства». Когда мы говорим об абстрактном искусстве — одном из важнейших течений современного искусства — невозможно составить список, в который вошли бы лучшие художники абстрактного искусства.Существуют тысячи удивительных художников-абстракционистов, и отсортировать их по качеству — непосильная задача. Но мы могли бы попытаться назвать тех художников-абстракционистов, чья практика повлияла на развитие абстрактного искусства. Даже это будет сложной задачей, но давайте попробуем!

Василий Кандинский

Василий Кандинский — один из пионеров абстрактного искусства . Его практика охватывает различные техники и стили абстрактного искусства, которые позже будут использоваться поколениями художников-абстракционистов .Кандинский первым начал использовать выразительные цветовые массы, отделяя их от форм и линий. Вскоре после этого он начал соединять геометрию с абстракцией, участвуя в создании геометрического абстрактного искусства. Хотя геометрические формы не особо интересовали Кандинского, в его искусстве мы видим первые встречи геометрии и абстракции. Наконец, нельзя игнорировать его работу в Баухах. Здесь Кандинский теоретически исследовал использование цветов и под влиянием гештальт-психологии начал сосредотачиваться на прямых линиях, что привело к контрастным тонам изогнутых и наклонных линий в конечных композициях.

Василли Кандинский — Композиция IV, 1911. Холст, масло. 159,5 x 250,5 см, Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen, Дюссельдорф, Германия

Казимир Малевич

Малевич также является одним из пионеров абстрактной живописи, но он также был создателем одного из самых радикальных движений в абстрактном искусстве — супрематизма . Главный интерес Малевича (и его коллег-художников-супрематистов) заключался в поиске так называемой нулевой степени живописи, точки, за которой среда не могла выйти, не перестав быть искусством.Как следствие, в них использовались предельно простые мотивы, сюжеты и формы. Вся композиция сосредоточена на основных геометрических формах, таких как круги, квадраты, линии и прямоугольники, окрашенные в ограниченный диапазон цветов.

Казимир Малевич — Черный квадрат, 1915, холст, масло, 79,5 x 79,5 см, Третьяковская галерея, Москва

Джексон Поллок

В отличие от Кандинского и Малевича, наследие Джексона Поллока невозможно найти в формах, скорее в технике.Техника Поллока определила его уникальный вклад в современное абстрактное искусство. Живопись действия или жестовая абстракция (которая прославила Поллока) — это стиль, используемый в живописи — стиль, который подчеркивает процесс создания искусства, часто с помощью различных техник, включая капание, вытирание, размазывание и даже бросание краски на поверхность. холст. Живопись действия характеризуется энергичными техниками, которые зависят от широких жестов, управляемых чувством контроля художника, взаимодействующим со случайностью или случайными событиями.Это прямой, инстинктивный и очень динамичный вид искусства, который включает спонтанное нанесение энергичных размашистых мазков и случайных эффектов капель и разливов краски на холст.

Джексон Поллок — Номер 1, 1948. Холст, масло и эмаль. 172,7 x 264,2 см, © 2017 Pollock-Krasner Foundation / Artists Rights Society (ARS), New York

Mark Rothko

Искусство Марка Ротко обычно связано с живописью цветового поля.Очень похоже на абстрактный экспрессионизм, живопись цветового поля была популяризирована практикой Ротко, чтобы наблюдать за цветом как инструментом. Ротко использовал цвета как инструменты для выражения эмоций, но также и для других предметов. Однако важно также упомянуть знаменитый «мифоморфный» абстракционизм Ротко. В основе этого стиля лежало представление предмета архаических форм и символов.

Марк Ротко — Четыре темных цвета в красном, 1958, холст, масло, 102.0 дюймов × 116,0 дюймов, Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк

Ив Кляйн

Для многих Ив Кляйн ассоциируется с минимализмом и исполнительским искусством. Однако его наследие в области современного абстрактного искусства неоспоримо. Он, вероятно, наиболее известен своим товарным знаком ультрамаринового пигмента, который он запатентовал как International Klein Blue в 1961 году. Как сказал сам Кляйн: Blue… выходит за рамки размеров, тогда как другие цвета — нет. Все цвета вызывают определенные идеи, в то время как синий предполагает самое большее море и небо; и они, в конце концов, имеют реальную, видимую природу, что является наиболее абстрактным .

Ив Кляйн — IKB 191, 1962, Холст на фанере, 1397 x 1197 x 32 мм, Tate Collection,

Lucio Fontana

Современное абстрактное искусство невозможно понять, если Lucio Наследие Fontana игнорируется. Этот известный итальянский художник наиболее известен как один из пионеров пространственности. 1949 год стал поворотным в карьере Фонтаны; он одновременно создал свою первую серию картин, в которых он проткнул холст buchi (дыры), и свою первую пространственную среду, комбинацию бесформенных скульптур, флуоресцентных картин и черных огней, которые можно было рассматривать в темной комнате.Благодаря этой практике Фонтана захотела (и сумела) синтезировать цвет, звук, пространство, движение и время в новый вид искусства.

Лючио Фонтана — Пространственная концепция, 1949-50, холст, 550 x 846 мм, коллекция Тейт, © Fondazione Lucio Fontana, Милан

Featured image: Jackson Pollock — artwork, © 2017 Фонд Поллока-Краснера / Общество прав художников (ARS), Нью-Йорк
Все изображения использованы только в иллюстративных целях

.

Абстрактное искусство | Britannica

Абстрактное искусство , также называемое необъективным искусством или нерепрезентативным искусством , живопись, скульптура или графика, в которых изображение предметов из видимого мира не играет никакой роли. Все искусство состоит в основном из элементов, которые можно назвать абстрактными, — элементов формы, цвета, линий, тона и текстуры. До 20 века эти абстрактные элементы использовались художниками для описания, иллюстрации или воспроизведения мира природы и человеческой цивилизации, а экспозиция преобладала над выразительной функцией.

Виллем де Кунинг: Женщина II Женщина II , холст, масло Виллема де Кунинга, 1952; в Музее современного искусства в Нью-Йорке. 149,9 × 109,3. Изображения Fine Art / SuperStock

Подробнее по этой теме

Западная живопись: ХХ век

Первая нефигуральная акварель Кандинского была написана в 1910 году, и в том же году он написал большую часть книги «О духовном в искусстве»…

Абстрактное искусство берет свое начало в 19 веке. Период, характеризующийся столь обширным массивом тщательно продуманного изобразительного искусства, созданного для иллюстрации анекдота, также породил ряд художников, которые исследовали механизм света и визуального восприятия. Период романтизма выдвинул идеи об искусстве, которые отрицали упор классицизма на подражание и идеализацию и вместо этого подчеркивали роль воображения и бессознательного как важнейших творческих факторов.Постепенно многие художники этого периода начали принимать новую свободу и новые обязанности, вытекающие из слияния этих взглядов. Заявление Мориса Дени от 1890 года: «Следует помнить, что картина — до того, как она стала боевым конем, обнаженной натурой или каким-то анекдотом — по сути, представляет собой плоскую поверхность, покрытую цветами, собранными в определенном порядке», — резюмирует чувство среди художников-символистов и постимпрессионистов своего времени.

Все основные движения первых двух десятилетий 20-го века, включая фовизм, экспрессионизм, кубизм и футуризм, тем или иным образом подчеркивали разрыв между искусством и естественными явлениями.

Тем не менее, существует глубокое различие между абстрагированием от внешнего вида, пусть даже до неузнаваемости, и созданием произведений искусства из форм, не взятых из видимого мира. В течение четырех-пяти лет, предшествовавших Первой мировой войне, такие художники, как Робер Делоне, Василий Кандинский, Казимир Малевич и Владимир Татлин, обратились к фундаментально абстрактному искусству. (Кандинский обычно считается первым современным художником, который в 1910–1911 годах писал чисто абстрактные картины, не содержащие узнаваемых объектов.) Однако большинство даже прогрессивных художников не одобряли отказ от любой степени репрезентации. Во время Первой мировой войны появление группы де Стейла в Нидерландах и группы дада в Цюрихе еще больше расширило спектр абстрактного искусства.

Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний. Получите 30% подписки сегодня. Подпишись сейчас

В период между Первой и Второй мировыми войнами абстрактное искусство не процветало. Окруженный тоталитарной политикой и художественными движениями, вновь делающими упор на образы, такие как сюрреализм и социально-критический реализм, он получил мало внимания.Но после Второй мировой войны возникла энергичная американская школа абстрактной живописи под названием «Абстрактный экспрессионизм», которая имела широкое влияние. С 1950-х годов абстрактное искусство стало общепринятым и широко практикуемым подходом в европейской и американской живописи и скульптуре. Абстрактное искусство озадачило и даже сбило с толку многих людей, но для тех, кто принял его нереференциальный язык, нет никаких сомнений в его ценности и достижениях. См. Также современное искусство.

.

Художники, художники ХХ века

СУПРЕМАТИЗМ (1913-18)
Казимир Малевич (1878-1935)
Основоположник абстрактного стиля супрематизма.
Эль Лисицкий (1890-1941)
Художник-абстракционист, архитектор, дизайнер, книжный иллюстратор и плакатист.
ПРИМЕЧАНИЕ: В группу Supremus вошли: Любовь Попова , Александра Экстер , Надежда Удальцова , Иван Клюн , Ольга Розанова , Нина Генке , Иван Пуни , Ксения Богуславская и другие которые в это время работали в Народном центре села Вербовка.

ВИРТИКА (c.1914-15)
Перси Виндхэм Льюис (1882–1957)
Основатель Vorticism, Группа X, Центр искусства повстанцев.
CRW Nevinson (1889-1946)
Известен картинами машин для убийства и роботизированных солдат.
Дэвид Бомберг (1890–1957)
Выпускник знаменитой школы искусств Слейд.

КОНСТРУКТИВИЗМ (ок. 1914-32)
Владимир Татлин (1885-1953)
Основоположник конструктивизма, спроектировал Памятник Третьему Интернационалу .
Любовь Попова (1889-1924)
Художник-супрематист и конструктивист, испытавший влияние кубофутуризма.
Эль Лисицкий (1890-1941)
Художник-абстракционист, архитектор, дизайнер, книжный иллюстратор и плакатист.
Александр Родченко (1891-1956)
Живописец, график, художник фотомонтажа, женат на Варваре Степановой.
Варвара Степанова (1894-1958)
Художница-конструктивист, театральный художник, дизайнер тканей.
Ласло Мохоли-Надь (1895-1946)
Художник-экспериментатор / дизайнер, известный своим кинетическим искусством, преподавание Баухауса.

DE STIJL / НЕОПЛАСТИК / ЭЛЕМЕНТАРИЗМ (1917-40)
Пит Мондриан (1872-1944)
Член движения Де Стиджл. Один из пионеров аннотации художники.
Тео ван Дусбург (1883-1931)
Художник-абстракционист; художник, дизайнер. Ведущий член голландской группы De Stijl.
Огюст Эрбин (1882-1960)
Член-основатель Abstraction-Creation; отмечен цветными геометрическими работами.
Жан Гелион (1904-87)
Наиболее известен трехмерными геометрическими формами в стиле конструктивизма.
Макс Билл (1908-94)
Известен своим геометрическим рисунком из бетона, плоскими цветами.
Отто Фрейндлих (1878-1943)
Художник-кубист, наиболее известный геометрическими, ярко окрашенными абстрактными картинами.

Художники межвоенного периода (1919-39)

МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ ЖИВОПИСЬ (Pittura Metafisica) (ок. 1913-20)
Джорджио Де Кирико (1888-1978)
Итальянский художник, соавтор с Карло Карра из Pittura Metafisica.
Джорджио Моранди (1890-1964)
Художник-минималист-натюрморт; один из лучших натюрмортов современная эпоха.
Карло Карра (1881-1966)
Экс-футурист, перенял образный стиль искусства, наполненный тайной.

DADA ХУДОЖНИКИ (1916-1924)
Фрэнсис Пикабиа (1879–1953)
Энергичный кубист, основатель Парижского Дада, участник сюрреализма.
Марсель Дюшан (1887-1968)
Пионер дадаизма и объектного искусства, или джанк-арта, известный своими реди-мейдами.
Курт Швиттерс (1887-1948)
Немецкий художник Дада, известный своим коллажем «Мерц», мультимедиа. «Мерцбау».
Жан (Ганс) Арп (1887-1966)
Французский художник / скульптор; соучредитель Dada Zurich 1916.
Ганс Рихтер (1888-1976)
Немецкий художник, скульптор, кинорежиссер; член Цюрихского Дада.
Рауль Хаусманн (1886-1971)
Чешский художник, соучредитель Berlin Dada 1918, создавал фотомонтаж.
Джон Хартфилд (Гельмут Херцфельде) (1891-1968)
Берлинский дадаист, известный воинствующим антинацистским искусством, коммунистическими фотомонтажами.

ТОЧНОСТЬ & АРТ ДЕКО (1920-е годы)
Чарльз Демут (1883-1935)
Ведущий прецизионист 1920-х и 1930-х годов; изобретал также плакаты-портреты.
Чарльз Шилер (1883-1965)
Художник-романтик, опытный фотограф, сфотографировал автомобиль Форда Ривер-Руж. растение.
Джорджия О’Киф (1887-1986)
Писал резкие городские пейзажи, а также цветы; жена Альфреда Штиглица.
Джордж Олт (1891-1948)
Наиболее известен своими ночными сценами промышленности и промышленной архитектуры.
Тамара де Лемпицка (Тамара Горская) (1898-1980)
Портретист в стиле ар-деко.
Ральстон Кроуфорд (1906-78)
Наиболее известен резкими изображениями заводов, мостов, верфей.
Найлс Спенсер (1893-1952)
Известен городскими пейзажами в точном стиле, но с более свободными манерами.

СЮРРЕАЛИСТ ХУДОЖНИКИ (с 1924 г.)
Андре Бретон (1896-1966)
Писатель, главный теоретик и представитель движения сюрреализма.
Пол Нэш (1889-1946)
Лидер английского сюрреализма; Военный художник, акварелист, книжный иллюстратор.
Ман Рэй (1890–1976)
Дадаистский художник, работавший в Париже; известен сюрреалистической фотографией и мусором искусство.
Макс Эрнст (1891–1976)
Бывший дадаистский художник, живописец, скульптор, изобретатель фроттажа и декалькомании.
Хоан Миро (1893-1983)
Испанский художник-сюрреалист: керамист, гравер и художник-витражист.
Андре Массон (1896-1987)
Опытный рисовальщик, известный своим использованием автоматизма и автоматического рисования.
Поль Дельво (1897-1994)
Художник-сюрреалист, известный своим магическим реализмом и обнаженными женщинами.
Рене Магритт (1898-1967)
Бельгийский художник-классик, участник движений магического реализма и сюрреализма.
Ив Танги (1900-55)
Французский художник-абстракционист, женат на американском сюрреалисте Кей Сейдж.
Ганс Беллмер (1902-75)
Польско-французский сюрреалист, наиболее известный своими необычными кукольными конструкциями.
Сальвадор Дали (1904-89)
Испанский художник, один из самых известных сюрреалистов. художники.
Эдвард Бурра (1905-76)
Британский сюрреалист, изобразивший сказочную страну подсознания.
Фрида Кало (1907-1954)
Мексиканский сюрреалист-автопортретист, жена Диего Риверы.
Балтус (Бальтазар Клоссовски де Рола) (1908-2001)
Художник-фигуралист в стиле сюрреализма, наиболее известный своими картинами молодых девочки.
Carel Weight (1908-97)
Вносит психологическое напряжение в свои работы, такие как Де Кирико / Магритт.
Фрэнсис Бэкон (1909-92)
Самый успешный послевоенный современный художник в мире, известный своими гротескные образы.
Алекс Колвилл (1920-2013)
Выдающийся представитель магического реализма в Канаде.
Паула Рего (р. 1935)
Известна таинственными сюрреалистическими, зловещими картинами, напоминающими Де Кирико.

Художники послевоенного периода (1945-60)

РЕФЕРАТ ЭКСПРЕССИОНИЗМ (ГЕСТУРАЛИЗМ)
Ханс Хофманн (1880-1966)
Немецко-американский экспрессионист, учитель рисования; пионер боевой живописи.
Адольф Готлиб (1903-74)
Художник-сюрреалист-абстракционист, известный своими пиктограммами, пейзажами, взрывами.
Аршил Горки (1904-48)
Последний сюрреалист, первый абстрактный экспрессионист; повлиял на Де Кунинга.
Виллем Де Кунинг (1904-97)
Известен грубой жестикулятивной манерой письма и полуабстрактной «Женщиной». серии.
Ли Краснер (1908-84)
Жена Джексона Поллока; ее рисунки на каплях появились раньше его «боевиков».
Франц Клайн (1910-1962)
Известен своей жестовой живописью и каллиграфическим черно-белым картинки.
Джексон Поллок (1912-56)
Основатель «экшн-живописи», разновидности абстрактного экспрессионизма в США.
Уильям Базиотес (1912-63)
Декоративные биоморфные абстракции с мягкой туманной кистью и тональной гармонией.
Роберт Мазервелл (1915-91)
Живописец, коллажист, литограф, прославился элегией Испанской республике.
Ричард Дибенкорн (1922-93)
Калифорнийский свободный экспрессионист; выполнены красочные, абстрактные пейзажи.
Джоан Митчелл (1926–92)
Работая в Париже, ее абстрактные работы необычно черпали вдохновение в природе.

.

Художественная критика | Британника

Художественная критика , анализ и оценка произведений искусства. Более тонко, художественная критика часто связана с теорией; он интерпретирующий, включающий попытку понять конкретное произведение искусства с теоретической точки зрения и установить его значение в истории искусства.

Многие культуры имеют сильные традиции оценки искусства. Например, в африканских культурах существуют оценочные традиции — часто словесные — оценки произведения искусства за его красоту, порядок и форму или за его утилитарные качества и роль, которую оно играет в общественной и духовной деятельности.Исламские культуры имеют давние традиции историографического письма об искусстве. Такие произведения, как Manāqib-i hunarvarān Мустафы Али (1587; «Замечательные деяния художников»), часто посвящены декоративным традициям, таким как каллиграфия, изделия из дерева, изделия из стекла, металла и текстиля, которые определяют исламское искусство. Китай также имеет сильную традицию оценки искусства, восходящую к таким писателям, как Се Хэ (активный период середины VI века), которые предложили «Шесть принципов» для великого искусства, основным принципом которого является qi yun sheng dong (« резонанс духа, движение жизни ») — и литераторам, написавшим биографии великих художников.Об этих и других региональных подходах к оценке искусства и историографии см. искусство, Африка; искусство, Центральная Азия; искусство, восточноазиатские; искусство, исламское; искусство, коренные американцы; искусство и архитектура, Oceanic; искусство, Южная Азия; и искусство, Юго-Восточная Азия.

Как и все эти примеры, западная традиция имеет набор критериев оценки, иногда общих с другими культурами, иногда уникальных, а также элементы историографии. Однако в истории западного художественного письма есть особая критическая традиция, характеризующаяся использованием теории; Теоретический анализ искусства на Западе, направленный либо на противодействие, либо на защиту современных подходов к созданию искусства, привел к тому, что обычно понимается как дисциплина «художественной критики».Художественная критика развивалась параллельно с западной эстетической теорией, начиная с предшественников в Древней Греции и полностью сформировавшись в 18-19 веках. В данной статье исследуется эта траектория, а также отмечается расходящаяся тенденция, начиная с 20-го и продолжающаяся до 21-го века, к использованию некоторыми критиками социальных и лингвистических, а не эстетических теоретических моделей. История этой традиции: см. западная живопись и скульптура. См. Также Боковая панель: Оценка искусства.

Критические подходы различаются и зависят от вида искусства, в котором участвуют — это имеет определенное важное значение, имеют ли критики дело с живописью, скульптурой, фотографией, видео или другими медиа. В этой статье не выделяются критики с точки зрения их взаимодействия с конкретным средством массовой информации, а, скорее, представлены основные положения, которые кажутся последовательными критическими позициями, часто оказывающими влияние после периода их формирования. Архитектура представляет собой уникальный набор проблем, требующих уникального критического подхода; для архитектурной критики, см. архитектура.

Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний. Получите 30% подписки сегодня. Подпишись сейчас Редакторы Британской энциклопедии

Роль критика

От критика «минимально требуется быть знатоком», что означает, что он должен иметь «глубокое знание» истории искусства, как писал Филип Вайсман в своем эссе «Психология критики и психологическая критика» (1962). но «шаг от знатока к критике подразумевает прогрессию от знания к суждению.Критик должен выносить суждения, потому что рассматриваемое искусство, как правило, новое и незнакомое — если только критик не пытается переоценить старое искусство с новым его пониманием — и, таким образом, имеет неопределенную эстетическую и культурную ценность. Критик часто сталкивается с выбором: защищать старые стандарты, ценности и иерархии против новых или защищать новые против старых. Таким образом, есть критики-авангардисты, которые становятся защитниками искусства, которое отходит от преобладающих норм и условностей, даже подрывает или дестабилизирует их и становится разрушительным в социальном плане (например, можно подумать о фуроре, вызванном Караваджо и Эдуардом Мане), а также реакционные критики, защищающие старый образ мышления и ценности, а также сопутствующее им общественно устоявшееся знакомое искусство.Крайние новаторы — художники, чьи работы радикально отличаются, даже революционны, — представляют собой величайший вызов критику. Такие художники раздвигают границы понимания и оценки критика или же заставляют критика отступать от устоявшихся допущений в интеллектуальном саморазрушении. Самая большая угроза для художественной критики — это развитие защитных клише — устоявшихся ожиданий и неоспоримых предпосылок — об искусстве, в то время как приключение художественной критики заключается в открытии новых возможностей искусства и исследовании новых подходов, которые кажутся востребованными им.

Таким образом, критик имеет определенную власть над историей искусства или, по крайней мере, имеет большое влияние на создание канона искусства, что очевидно, например, из наименования критиками многих современных течений и из «базового понимания» якобы непонятные, нетрадиционные художники, которые их инициировали. Британский критик Роджер Фрай, создавший название «постимпрессионизм» и блестяще и убедительно описавший Поля Сезанна, является классическим примером. Критика искусства может также включать историографию; в то время как «история искусства» часто рассматривается как объективная область, собственные предпочтения историков искусства не всегда могут быть отделены от их суждений и выбора акцентов, и это делает многие историко-художественные рассказы более тонкой формой художественной критики.

Французский поэт и критик Шарль Бодлер в своем обзоре Салона 1846 года сказал, что «чтобы быть справедливой, то есть оправдать его существование, критика должна быть пристрастной, страстной и политической, т. Е. , написано с эксклюзивной точки зрения, но с точки зрения, которая открывает широчайшие горизонты ». Таким образом, критика является как субъективной, так и объективной. Это должно быть делом обдуманного выбора, а не произвольного в принятии важных решений, но обязательно присутствует эмоциональный фактор, как охотно признал Бодлер.Это может сделать критику импрессионистической или поэтической, а также описательной, аналитической и научной. Даже самая журналистская критика — а современная критика часто является разновидностью журналистики — редко бывает нейтральной и отстраненной. Субъективная близость и познавательные интересы критика, а также подсознательное восприятие критиком социальных потребностей неизбежно влияют на содержание критики. В 20-м и 21-м веках такие теоретические основы, как марксизм и феминизм, часто более непосредственно проникали в художественную критику, делая представления критиков о социальных потребностях более применимыми к оценке искусства.Как писал немецкий теоретик Ганс Роберт Яусс, каждое произведение искусства существует в рамках социального и исторического «горизонта ожидания». Эстетический отклик, вызываемый произведением, часто зависит от того, насколько оно соответствует или не соответствует исторически обусловленным социальным ожиданиям. Критическое признание и защита, как говорит Яусс, — сложный ответ на зачастую сложное искусство. История художественной критики — это повествование об ответах, которые внесли как эстетические, так и социальные различия в общее восприятие и концепцию искусства, часто узаконивая изменение его направления.

.
Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *