Женский взгляд на мужское тело

Первые художницы

Поскольку взгляд — категория иерархическая, «смотрение» было исключительно мужской привилегией. Даже в современном, достаточно эмансипированном, мире женщина зачастую может откровенно любоваться наготой своего любимого, только когда тот спит. Слишком пристальное, даже любовное и ласковое, внимание к их гениталиям многих мужчин смущает. Мужчина-мачо, который представляет свой пенис фаллосом, требует, чтобы все думали так же. Фаллос существует не для того, чтобы его рассматривали, а чтобы ему поклонялись.

Тем более не могли женщины обсуждать мужские достоинства публично (хотя и делали это в своей среде), даже на примере произведений искусства. Хотя аристократы XVШ в. не запрещали своим женам любоваться наготой античных статуй, предполагалось, что никаких эротических чувств (= «грязное вожделение») эти образы у них не вызывали. А уж самим рисовать мужское тело было и подавно невозможно.

Первые европейски знаменитые профессиональные художницы: Катарина ван Хемессен (1528 -1587, Антверпен), Софонисба Ангвиссола (1535-1625), Артемизия Джентилески (1593-1652) (дочь художника Орацио Джентилески) появились уже в ХVI в. В ХVII в. некоторые профессиональные художницы, например, Росальба Каррьера (1675-1752) и Анжелика Кауфманн (1741-1807) имели широкую международную известность, их картины есть в любом большом европейском музее. Однако предметные рамки их творчества были ограничены.

Женщины-художницы имели право писать пейзажи, натюрморты, исторические сцены, семейные, детские и даже мужские портреты. Автору монографии по истории женской живописи Ханне Гагель написанные женщинами парадные портреты знаменитых мужчин, например, портреты Винкельмана (1764) и Гете (1787/88) кисти Анжелики Кауфман, кажутся даже более тонкими и психологичными, чем портреты тех же лиц, написанные художниками-мужчинами; они подчеркивают не столько официальный фасад, сколько внутренние качества изображаемого лица (лично меня эти сравнения не убедили).

Однако обнаженное тело, тем более мужское, оставалось для женщин строжайшим эстетическим и моральным табу. Нарушить его пытались немногие, и без особого успеха.

Артемизию Джентилески девочкой-подростком в 1611 г пытался то ли изнасиловать, то ли совратить ее учитель рисования (был громкий судебный процесс). Этот травматический эпизод, по мнению биографов, отразился в ее творчестве таким образом, что она любила рисовать сильных полуобнаженных женщин и не особенно симпатичных.мужчин. Ее «Юдифь, обезглавливающая Олоферна » (1618, Уффици) (рис.1) выглядит настолько свирепой, что, если не знать библейской истории, можно пожалеть беднягу Олоферна. К сожалению, картина неубедительна, потому что художница плохо знала анатомию.

Выйти за рамки морально приемлемых сюжетов художницам было трудно не только по цензурным условиям, но и субъективно. Картина Анжелики Кауфман «Амур и Психея» (1792, музей в Цюрихе), по сравнению с мужскими картинами на ту же тему, выглядит слишком сладкой и безжизненной. Психея у Кауфман полностью одета, а Амур с большими ангелоподобными крыльями не содержит даже намека на эротику. Под пером отличной художницы Луизы Виже-Лебрен (1755-1842) мужское тело становится слащаво женственным, будь то маленький маленький князь Любомирский, изображенный в виде ангела (рис. 2), или вакх (рис. 3). Воспитанные женщины просто не могли видеть иначе.
Женщины в художественных школах

Учиться живописи вместе с мужчинами женщинам не разрешалось. В художественные школы и Академии художеств (в Париже она была создана уже в 1648 г.) их либо вовсе не принимали, либо ограничивали их число. В 1787 г. Жак-Луи Давид даже получил строгий выговор от Академии за то, что позволил трем студенткам посещать уроки в своей студии в Лувре. Натурщиками также были исключительно мужчины. Во Франции ХVII — ХVIII вв. женские модели были официально запрещены, писать обнаженную женскую натуру художник мог только в собственной мастерской. Запрет был снят лишь в ХIХ в.

Организованная борьба женщин-художниц за право учиться в Ecole des Beaux-Arts началась во Франции в 1881 г. и вызывала яростное сопротивление. Противники допущения женщин в академию художеств ссылались и на неспособность женщин к высокому искусству, и на «неприличность» занятий живописью, и даже на снижение репродуктивных способностей женщины из-за чрезмерной умственной стимуляции. Но чаще всего повторялся довод, что порядочная женщина не должна смотреть на нагого мужчину. При этом заботились не столько о целомудрии художницы, сколько о мужчине-натурщике, который оказывается в беспомощным объектом женского взгляда.

В 1890 г. журнал Moniteur des Arts прямо выражал свое «беспокойство по поводу мужчин-моделей, которые не смогут сохранить свое хладнокровие в присутствии хорошеньких лиц, светлых волос и смеющихся глаз молодых художниц». «Проблема» взаимодействия женского взгляда и мужской эрекции казалась абсолютно неразрешимой.

Этой волнующей теме был даже посвящен эротический рассказ Шарля Обера «Слепой» (1883), рассказывающий, как молодая и богатая художница Изабелла, получив в отсутствие мужа-капитана заказ на изображение Святого Себастьяна, пожелала увидеть обнаженного молодого мужчину, но так, чтобы сам он на нее не смотрел. Дабы угодить богатой женщине, роль слепого натурщика уговорили сыграть бедного молодого художника, но едва тот разделся, чтобы сменить обычные трусы на набедренную повязку, в которой ему предстояло позировать, как Изабелла упала в обморок и очнулась уже в объятиях юноши, которому в конечном итоге призналась в любви. Мораль рассказа очевидна: мужчина, даже раздетый и униженный, все равно сильнее женщины, которая не может устоять перед его наготой. А третьим лишним оказался отсутствующий муж…

Возможное присутствие в классе женщин смущало и студентов-мужчин. Хотя после долгих публичных споров, несмотря на бурные протесты их будущих коллег-мужчин, в 1897 г. французские женщины победили, рисование с натуры и уроки анатомии еще долго оставались раздельными, мужчины-натурщики в присутствии женщин должны были позировать в трусах.

Сходные проблемы существовали и в других странах. Когда Томас Икинс в 1886 г. на уроке в Филадельфийской академии художеств в присутствии студенток-женщин снял с натурщика набедренную повязку, его сразу же уволили по жалобе матери одной из студенток. В Финляндии женщин в Академию принимали, но они не имели права рисовать обнаженные модели. Впрочем, это не имело практического значения, потому что в XIX в. в финских художественных школах нагих моделей не было вообще
Что могла рисовать женщина?

Если женщина не смела открыто смотреть на нагих мужчин, то рисовать их было тем более неприлично. Тем не менее постепенно женщины расширяют круг дозволенного. Раньше всего они отвоевали право на изображение любовных сцен, в которых женщина участвует наравне с мужчиной.

Ученица Родена Камилла Клодель (1864-1943) была первой женщиной, осмелившейся изваять скульптуру, изображающую страстные объятия («Сакунтала», 1887). Немецкая художница Кете Кольвиц (1867 -1945) нарисовала достаточно откровенную «Любовную сцену» (1909/10). Однако в этом еще не было ни эстетического, ни политического «прорыва», разве что сам факт женского авторства.

Даже женская обнаженная натура долгое время оставалась для художниц табу. На московский художественной выставке Общества свободной эстетики в марте 1910 г. страшный скандал вызвали две картины нагих женщин кисти Натальи Гончаровой. Полиция арестовала обе картины, а художницу официально обвинили в совращении молодежи (впрочем, суд ее оправдал). Дело было не столько в наготе или в новой эстетике подачи обнаженного тела (никаких особенных «подробностей» в картинах не было, да и позже они Гончарову не интересовали), сколько в том, что автором была женщина. Художников-мужчин за такие же и даже более откровенные картины к суду не привлекали, а женское творчество воспринималось как цинизм и бесстыдство.

Трудно даже представить себе, какой гнев навлекла бы на себя в начале XX в. женщина, осмелившаяся подробно и реалистически описать святая святых правящего класса — мужские потроха!

Интересен в этом плане пример известной французской художницы-импрессионистки Сюзанны Валадон (1865-1938). Валадон написала множество прекрасных женских ню, но мужское тело ее также интересовало. Сохранилось несколько ее карандашных рисунков полностью обнаженного внебрачного сына Валадон, 11 — 13 летнего мальчика, будущего знаменитого художника Мориса Утрилло. Но эти рисунки были приватными и нигде не выставлялись (в современных США художницу могли бы даже обвинить в совращении мальчика и производстве детской порнографии, а все психологические проблемы взрослого Утрилло, включая пьянство и наркоманию, объяснили бы этим «сексуальным злоупотреблением»).

В 1909 г. у Сюзанны начался серьезный, завершившийся браком, роман с 23-летним художником, другом ее сына Мориса, Андре Юттером, который охотно позировал своей любовнице. В осеннем салоне 1909 г. Валадон выставила прекрасную картину «Адам и Ева», для которой позировал нагой Юттер (сохранилась фотография этой первой версии). Но похоже, что фронтальная нагота молодого мужчины кого-то смутила. Позже, видимо, для выставки 1920 г., гениталии Адама были тщательно прикрыты виноградными листьми, тогда как нагота Евы осталась неприкрытой (Париж, Центр Помпиду).

Другая картина Валадон «Забрасывание невода» (Le lancement du filet, 1914) изображает троих обнаженных мужчин, один из которых (для него опять позировал Юттер), стоит лицом к зрителю. На карандашном рисунке молодой человек был написан нагим, но в окончательном варианте художница прикрыла его гениталии веревками.
Женщины открывают глаза и обсуждают мужчин

В период между двумя мировыми войнами и особенно в последней трети XX в. женское художественное видение становится более свободным. и разнообразным. Этому способствовали разные, зачастую противоположные, идейные течения.

Фильмы и фотографии Лени Рифеншталь — антипод феминизма и культ традиционной гегемонной маскулинности. Лени одинаково восхищенно и благоговейно воспринимает и фашистских штурмовиков, и олимпийских атлетов, и африканских воинов нуба. Но художница не скрывает своих чувств и открыто любуется мужской наготой, чего не смели делать прежние поколения женщин. А уже шаг вперед в объективации женского сексуального желания, которое раньше замалчивали или отрицали.

Дальнейшее развитие женского взгляда на мужское тело тесно связано с феминизмом и раскрепощением женской сексуальности. Сексуальная революция XX в. была по преимуществу женской революцией. Но равноправие полов в постели предполагает также право женщины смотреть. Этому способствует и изменение сексуальной техники, в частности, распространение орального секса. Фелляция позволяет женщине увидеть такие подробности мужской анатомии, которые при обычном половом акте можно скрыть. Еще меньше совместим с мачизмом куннилингус, когда мужчина, вместо того, чтобы высокомерно «трахать» женщину, старательно ее «обслуживает».

То же самое нужно сказать о позиции «женщина сверху», которую в древней Руси приравнивали к содомии, а сейчас регулярно практикуют вполне респектабельные супружеские пары. Смена сексуальных позиций «верха» и «низа» не просто дает эротическое разнообразие, но и подрывает самый принцип незыблемости и однозначности гендерной иерархии.

Но главное, конечно, не сексуальный плюрализм, а развитие женского самосознания. Художницы-феминистки сознательно проблематизируют многие жизненные ситуации и стереотипы, которые раньше считались само собой разумеющимися, начиная с того, кто перед кем позирует. Американская художница Сильвия Слей в картине «Турецкая баня» (1973), пародируя одноименную вещь Энгра, вместо нагих женщин выставила обнаженными нескольких своих знакомых, достаточно известных в художественном мире, мужчин.

В 1970-х в США появились женщины-фотографы, специализирующеся на фотографиях обнаженных мужчин — Дайанора Николини , Имоджин Каннингэм , Ева Рубинстайн и другие. В 1979 в Нью-Йоркской Marcuse Pfeifer Gallery состоялась первая публичная выставка фотографий мужских ню, где были представлены работы 20 известных (и не очень) женщин-фотографов. Это было поистине революционное событие. Считалось, что откровенная мужская нагота интересует только «гомиков», поэтому ее запрещали как «пропаганду гомосексуализма». Женская выставка полностью опровергла этот взгляд.

Официальные критики были шокированы. Критик газеты «Нью-Йорк Таймс» обвинил фотографов-феминисток в том, что они умышленно выставляют мужчин в смешном и недостойном виде. Фотографировать обнаженной мужское тело нельзя, потому что оно, в отличие от женского тела, становится при этом не нагим, а голым. «Никто не отрицает, что мужские тела сексуально привлекательны для большинства женщин, а также для некоторых мужчин. Точно также нельзя отрицать, что мужская нагота занимает старое и почетное место в искусстве. Тем не менее зрелище голого мужского тела, представленного преимущественно как сексуальный объект, есть нечто неприятное». Другой критик написал, что «нагие женщины пребывают в своем естественном состоянии, а нагие мужчины выглядят просто неодетыми».

Логика этих рассуждений была явно неубедительной и сексистской, запретить женщинам смотреть на мужчин и материализовывать это видение в художественных произведениях консервативная критика не могла. Начав с разрушили привычного образа женского тела, феминистки принялись за мужчин.

Фотографы-женщины конца XX в. не просто снимают обнаженное мужское тело, но и деконструируют его, фиксируя внимание на наиболее запретном и необычном. Например, Мелоди Дэвис фотографирует обнаженных мужчин без головы, с упором на гениталии. При этом ее камера фиксирует не парадный фаллос, а обычный живой пенис, который может быть большим или небольшим, эрегированным или расслабленным, но всегда остается объектом, достойным внимания и восхищения.

И, что немаловажно, женский взгляд, в отличие от мужского, не столько «себастьянизирует» обнаженного мужчину, сколько помогает ему расслабиться, стать самим собой.
Рис. 4

Однако женский взгляд, как и сами женщины, далеко не всегда бывает нежным и любящим. В женских образах мужского тела широко представлены разоблачительные, пародийные мотивы, когда мужчина изображается без лица или без головы, а его тело предстает бездушным механизмом, агрегатом самостоятельных частей. Такие образы широко представлены в творчестве польской художницы Магдалены Абаканович (в 1930 г) (рис. 4) , Ханны Хех (1889- 1972), Луизы Буржуа и др.

Многие теоретические работы по «чтению» мужского тела и его репрезентации в литературе и искусстве также написаны феминистсками. Достаточно назвать имена Маргарет Уолтерс (автора первой иллюстрированной монографии о мужской наготе), Камиллы Палья, Мелоди Дэвис, Джудит Ханна, Лоры Малви, Памелы Мур, Элизабет Гросс, Сьюзен Бордо и др. Без учета феминистской литературы обсуждать проблемы мужской телесности, как и другие аспекты меняющейся маскулинности, сегодня просто невозможно.

Мужчинам-мачо этот тип анализа, облеченный порой в иронические формы, может казаться обидным и оскорбительным. В самом деле — что хорошего, если тебя анатомируют и разглядывают как вещь? Читая подобные сочинения, мужчина испытывает примерно то же, что женщина, которую мужчина-врач осматривает на гинекологическом кресле. Но обижаться тут не на что.

Прежде всего, для успокоения чувствительного мужского самолюбия можно напомнить, что деконструкцию мужского тела, как и всего прочего, начали вовсе не феминистки, а художники и философы-мужчины. Только они говорили при этом не о «мужчине», а о «человеке» вообще. Теперь эта деконструкция приобрела гендерный аспект.

Иронический женский взгляд заставляет мужчин почувствовать неосновательность некоторых своих притязаний, включая отождествление пениса и фаллоса. Но жизнь от этого становится только интереснее.

Есть женщины в русских селеньях

Современные российские художницы также проявляют повышенный интерес к мужскому телу. Известная петербургская художница Виктория Учалова, примыкающая к группе нео-академистов, считает мужское тело более выразительным, чем женское. «Понимая красоту в плане неоплатонической метафизики, в поисках идеала гармонии, Виктория создает БЕЗЛИЧНОГО ГЕРОЯ своих произведений, лишенного плоти, на грани с некой асексуальностью. Для художника (архитектора по образованию) мужское тело наиболее архитектонично как ФОРМА, в которой трансцендентное значит больше, чем пол, а каждый новый персонаж — это не носитель персонифицированных черт, но символ нового состояния» (из проспекта персональной выставки). Вытянутые бритоголовые мужские фигуры Учаловой по-своему выразительны, но у неискушенного зрителя они ассоциируются не с традиционными нежными длинноволосыми ангелами, а скорее со скинхедами.

Многие российские женские проекты прямо связаны с феминистскими идеями. Они были хорошо представлены на фотохудожественной выставке «Мужчины в моей жизни», состоявшейся в Государственном музее истории Санкт-Петербурга (особняк Румянцева) 6 — 29 октября 2000 года. Часть экспонировавшихся произведений принадлежала американкам.

Вот как выглядят фотографии из серии «Адам и Ева» Тамарры Кайда (рис. 5 и 6): «Среди искусственных листьев винограда и муляжей плодов на черном фоне возлежит изнеженный юноша, чья нагота прикрыта только фиговым листком. На его лице выражение самоуспокоенности. Куда же смотрит этот современный Нарцисс? Где он находит свое отражение? На фотографии рядом, в сторону которой протянута рука юноши с дистанционным управлением, ответ на этот вопрос. Мы видим набор объектов, постоянно рекламируемых по американскому, а теперь и по нашему телевидению. Это пачки ципсов, батон колбасы, футболка фирмы «Nike», бейсбольный и футбольный мячи. Весь этот ассортимент товаров красуется рядом с телевизором, на экране которого смутно угадывается футбольный матч. Так американская фотохудожница Тамарра Кайда по-своему ответила на вопрос известного детского стихотворения «Из чего же сделаны мальчики?» Впрочем, если бы мы задали вопрос «Из чего сделаны девочки?» , ответ отличался бы только несколько другим набором вещей.
Рис. 7

Такую же демифологизацию и демистификацию маскулинности проводит в своих работах куратор выставки питерская фотохудожница Вита Буйвид. В серии «Мужчина в ванной» (рис.7) она застает своих героев в максимально приватной атмосфере, однако мужчина и здесь прикрывает свои гениталии, а если это невозможно — прячет свое лицо под маской птицы с огромным клювом. Что его смущает? То, что его пенис не совсем похож на фаллос или что-то еще?

Настоящее пионеркой демистификации мужского тела является московская художница Анна Альчук. В 1994 г для проекта «Фигуры закона» она уговорила сфотографироваться голышом с кинжалами в руках семерых известных московских деятелей искусства (восьмой, наименее стеснительный, который и до того охотно позировал голышом, предпочел, из чувства протеста, сняться в трусах). Видимо, публичная нагота не кажется этим мужчинам зазорной, хотя ни их телосложение, ни «размеры» не выглядят особенно впечатляющими.

В другом проекте Альчук объективация обнаженного мужского тела дополняется деконструкцией привычного гендерного антуража. На обложке женского журнала «Рукоделье» помещена фотография полураздетой молодой женщины, вяжущей кружева. Альчук поместила в эту позицию полураздетого мужчину средних лет. И ситуация сразу же становится проблематичной. Почему рукоделье — женское занятие? И почему изображение полуобнаженной женщины воспринимается как естественное, а мужчины — нет?

Еще смешнее выглядит деконструкция журнала «Кулинария», на обложке которого также присутствует полураздетая женщина. Откуда эта ассоциация женщины с едой? В некоторых африканских языках выражение «съесть женщину» обозначает половой акт. А у нас? Или мы считает, что место женщины — только в кухне?

Те же идеи на материале изобразительного искусства развивает проект «Музей женщины» московской художницы Татьяны Антошиной в Галерее Гельмана (1999),представленный в Интернете — www/html/guelman/antoshina/museum.html.

В противоположность традиционному «музею мужчины», где мужчина-художник выступает в роли творца и духовного начала, а женщина пассивно или кокетливо подставляет его и зрителя-мужчины взгляду собственное обнаженное тело, Антошина трансформирует классические сюжеты, изменяя гендерную идентичность персонажей. Вместо «Девочки на шаре» Пикассо у Антошиной фигурирует маленький и изящный «Юноша на шаре», которого рассматривает большая и сильная женщина (рис.9). Рубенсовский «Суд Париса» превратился в «Яблоко раздора», где трое обнаженных мужчин позируют перед двумя одетыми женщинами (рис.10). Вместо «Олимпии» Манэ перед зрителем кокетливо возлежит нагой «Олимпус» (рис.11), в «Завтраке на траве» (рис.12) раздетый мужчина сидит рядом с двумя одетыми женщинами. А в картине «Источник» (рис.13) место положенной по штату нимфы занимает голый молодой человек.

Разумеется, деконструкция классических сюжетов — дело не новое. «Завтрак на траве» Эдуарда Манэ в свое время шокировал публику тем, что нагая женщина изображена в обществе одетых мужчин. Но много лет спустя, в 1908 году, искусствоведы раскопали, что Манэ практически полностью скопировал позы всех трех своих главных фигур с гравюры Маркантонио Раймонди по рисунку Рафаэля «Суд Париса» (1520). Но у Маркантонио обнажена не только женщина, а и оба мужчины, причем полулежащий справа бородатый мужчина беззастенчиво демонстрирует свои гениталии. Эта гравюра явно имела иронический смысл.

А «Суд Париса» в конце XVШ в. пародировал известный английский художник Джеймс Барри. На его рисунке (1799, галерея Тейт, рис.14) три одетые богини назойливо пристают к смущенному нагому Парису, одна из них даже дотрагивается до него рукой.

Острота современных феминистских образов не только в «перевертывании» гендерных ролей и идентичностей, но и в том, что это делают художницы-женщины, сознательно подрывающие незыблемость гендерного порядка и создающие такие черты маскулинности, которых мужчины за собой не знали или не хотели признавать.

http://www.neuro.net.ru/sexology/book12_12.html

«Она почувствовала себя никому не нужной» Почему в искусстве так мало великих женщин? Виноваты мужчины: Искусство: Культура: Lenta.ru

«История искусства представляет собой историю мужчин, глядящих на женщин, историю опредмечивания женских тел, которым придаются экзотические свойства в гробницах произведений искусства», — эта цитата из исследовательницы истории искусств Риты Фэлкси открыла дискуссию о феминистских стратегиях в искусстве и эстетике. Выпускницы МГУ организовали третью встречу, посвященную проблемам феминизма, и попытались ответить на вопрос, почему в истории искусства сохранилось так мало женских имен. «Лента.ру» публикует выдержки из лекции.

Оксана Киташова: «История искусства как история женского угнетения»

Как художники становились «великими»?

История европейского искусства в привычном для нас понимании начинается с Джорджо Вазари и его труда: «Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов», в который входят биографии более ста художников, из которых всего лишь тринадцать — женщины. Эта работа стала отправным пунктом для дальнейшего развития истории искусств.

Одной из первых, кто критически взглянул на традицию истории искусства, стала Вирджиния Вулф, написавшая в 1929 году эссе «Своя комната», где подняла вопрос о том, почему в литературе так мало женщин среди поэтов и писателей.

«Я спрашиваю, почему в елизаветинскую эпоху не было женщин-поэтов, а сама толком ничего не знаю об их воспитании, образе жизни: учили ли их писать, был ли у них свой угол в общей комнате, у многих ли к двадцати годам были дети — короче, чем они занимались целый день? Денег у них точно не было; по словам профессора Тревельяна, их выдавали замуж против воли прямо из детской — вероятно, лет с пятнадцати. Уже поэтому было бы странно, если б одна из них писала как Шекспир».

Следующий важный шаг был сделан в 1971-1972 годах. Американская исследовательница Линда Нохлин опубликовала работу, в заглавие которой вынесла вопрос: «Почему не было великих женщин-художниц?»

Сперва Нохлин обозначила, что соблазн броситься в анналы истории и показать, что были и скульпторши, и художницы — огромен, но гораздо важнее задать вопросы к самому вопросу, потому что убеждения, на которых он основан, должны быть пересмотрены.

Например, Нохлин раскритиковала феномен «великого художника» как таковой. Возможность называть того или иного художника великим — способ для искусствоведа обеспечивать себе заработок, потому что им нужно о ком-то писать монографии, устраивать выставки.

Что мешало женщинам стать великими?

У женщин в принципе было меньше возможностей стать художницами. Начнем с эпохи Возрождения, когда искусство все еще воспринималось как ремесло и создавалось в неких закрытых гильдиях. Даже если девушка родилась в семье художника, заниматься живописью у нее практически не было времени, в ее обязанности входила работа по дому и уход за детьми.

В эпоху Просвещения женщин стали принимать в некоторые учебные заведения, но с оговорками. Например, женщина не могла появиться в натурном классе, так как ей было запрещено рисовать обнаженную натуру — как мужскую, так и женскую. Это критически важный момент в становлении карьеры художника, потому что с конца XVI века начала формироваться строгая иерархия жанров.

Больше всего ценились религиозная, мифологическая и историческая живопись. Часто на таких полотнах присутствовали обнаженные персонажи. Женщинам негде было тренировать навыки изображения человеческого тела, поэтому им оставались малые жанры, которые к концу XVIII века принято было называть низшими: портрет, пейзаж, натюрморт.

Например, на картине Иоганна Цоффани «Портрет членов королевской академии в натурном классе» 1772 года женщины изображены только на стене в виде портретов.

Иоганн Цоффани «Портрет членов Королевской академии в натурном классе», 1772 год

Изображение: Иоганн Цоффани

Жены, дочери, музы художников

Достаточно привести несколько примеров, чтобы понять, каково было вдохновлять великого художника, быть его опорой и поддержкой.

Мариетта Робусти (1560-1590) — дочь Якоба Робусти, больше известного как Тинторетто, помогала отцу в его мастерской и настолько преуспела в рисовании, что даже сегодня не все критики в состоянии отличить ее работы от работ Тинторетто. Мариетта была выдана замуж и умерла в родах в 30 лет.

Констанция Майер (1774-1821) обучалась живописи в парижской художественной школе для молодых женщин в Лувре под руководством Иосифа-Бенуа Савье, Жан-Батиста Греза и Пьера Поля Прюдона, с которым впоследствии связала свою жизнь. Она воспитывала его детей от первого брака и работала вместе с ним. Их художественный стиль стал так близок, что исследователи до сих пор с трудом различают их работы. Закончилась эта история тем, что Прюдон отказался жениться на Констанции. В возрасте 46 лет она почувствовала себя старой, никому не нужной женщиной и совершила суицид.

Элизабет Сиддал (1829-1862) была музой художников-прерафаэлитов и любовницей Данте Габриэля Россетти. Во время позирования Джону Эверетту Милле в холодной ванной для картины «Офелия» девушка серьезно заболела. Врач прописал ей лекарство на основе морфия. Она принимала его, будучи в тяжелой депрессии, вызванной неверностью Россетти. После рождения мертвого ребенка ее состояние ухудшилось. До сих пор неизвестно, совершила ли она самоубийство или умерла от передозировки лекарства. Ей было 33 года.

Искусство для мужчин, ремесло для женщин

Традиционно все, что делали женщины, было принято называть ремеслом, тогда как работы мужчин — произведениями искусства. Этой проблеме посвящена глава в книге Гризельды Поллок и Розики Паркер: «Старые мастерки: искусство, женщины и идеология».

Напомним: начиная с эпохи Возрождения высшими видами искусства считались скульптура и некоторые виды живописи, остальные же формы искусства приобретали статус декоративно-прикладных и подвергались дискриминации. Например, вышивкой еще в Средневековье занимались монахи и монахини, но уже в XVIII веке вышивающая женщина была гарантом статуса своего мужа. Если у женщин хватало времени вышивать, значит, супруг хорошо обеспечивал ее существование. При этом вышивание все меньше считалось трудом и все больше обязательным увлечением привилегированных дам.

Грисельда Поллок и Розика Паркер описали феномен того, как обесценивалась любая сфера искусства, активное участие в которой принимали женщины, рассказав об этапах развития цветочной живописи. Цветочный натюрморт начинался как серьезный жанр с символическим подтекстом, связанным с моралью и смертью. В середине XVIII века мужчины и женщины работали в этом жанре наравне. Длилось равенство недолго, уже к концу столетия начало бытовать мнение, что изображение цветов требует не духовного гения, а только усидчивости и навыков.

«Женское искусство»

Мы никогда не говорим «мужское искусство» — это то, что по умолчанию. Разговоры же о концепции некого «женского искусства» ведутся с конца XIX века.

«Женское искусство» может характеризоваться в ключе эссенциализации (эссенциализм — теоретическая и философская установка, характеризующаяся приписыванием некоторой сущности неизменного набора качеств и свойств — прим. «Ленты.ру»), якобы женщины по своей природе создают искусство, критически отличающееся от искусства, которое создают мужчины.

Критик Леон Лагранж писал: «Пусть мужчины занимаются великими архитектурными проектами, монументальной скульптурой и самыми благородными формами живописи, а также теми видами графики, которые требуют возвышенного и идеального понимания искусства. Словом, пусть мужчины занимаются всем тем, что может быть названо великим искусством, а женщины пусть занимаются теми видами искусства, которые они ВСЕГДА ПРЕДПОЧИТАЛИ: пастелью, портретами и миниатюрами, или же пусть пишут цветы — эти чудеса изящества и свежести, которые могут тягаться с изяществом самих женщин».

Еще один яркий пример угнетения женщин в сфере живописи — цитата из Джеймса Лейвера, написавшего: «Некоторые женщины стремились подражать Франсу Халсу, однако энергичные мазки мастера лежали за пределами их возможностей. Стоит лишь взглянуть на произведение художницы вроде Джудит (на самом деле Юдит — прим. «Ленты.ру») Лейстер, чтобы обнаружить слабость женской руки». Иллюстрация для сравнения: Франк Халс «Веселый собутыльник» и «женская рука» Юдит Лейстер «Автопортрет» (1630).

Феминизм и эстетика

В XX веке проблема женщин в искусстве была поднята на новый уровень. Искусствоведы разделились и не пришли к единому мнению до сих пор.

Некоторые исследователи считают необходимым сосредоточиться на эстетике, создать альтернативный канону «великого художника» канон «великой художницы». Переосмыслить те темы, с которыми работали женщины, которые считались вторичными, и вернуть им значимость.

Другими словами, последователи этого метода выступают за качественное отличие между мужским и женским. Но сразу же возникает вопрос: по каким критериям будут отбираться великие женщины и зачем в таком случае феминизму великое искусство?

Противоположный первому подход заключается в том, что искусствоведы сосредотачиваются на лишенных видимой художественной ценности произведениях. Они приписывают женскому дневнику и письмам значимость, равную законченному роману. Вышивка или картина с изображением цветов становится не менее важной, чем полотно признанного мастера. Этот метод опасен тем, что вся иерархия жанров может обернуться вспять.

Альтернативный первому и второму подход был сформулирован Ритой Фэлкси в ее программном тексте: «Почему феминизму не нужна эстетика и почему он не может игнорировать эстетику?» Фэлкси приходит к выводу, что феминизм не может себе позволить приверженность к единственной эстетической стратегии. Не существует феминистского искусства единого образца, которое завоевало бы всю женскую аудиторию.

Олеся Авраменко: «Жена художника или художница? Гендер в советском неофициальном искусстве»

Искусство — это не только творческая деятельность

Искусство — это институция, включающая в себя художественное образование, системы заказчиков и рынков. Напомню, женщин не пускали в анатомические классы; существовало пренебрежение к малым жанрам, которые впоследствии выстрелили в феминистском американском искусстве и приобрели политический контекст: вышивка, текстиль, керамика.

В прошлом году в музее Русского импрессионизма прошла выставка «Жены», на которой было представлено около 70 портретов жен великих русских и советских художников.

Оказалось, что 50-60 процентов этих женщин сами были художницами: Александра Визель, Ванда Богомазова, Юлия Кустодиева, Лола Браз, Лидия Сычкова, Елизавета Григорьева, Вера Судейкина, Ирина Войцеховская, Любовь Бродская, Ксения Чупятова, Мария Клещар-Самохвалова, Гертруда Геллер, Вера Шухаева.

Вряд ли вы слышали эти имена. Ведь даже если женщине удавалось получить художественное образование, после замужества она должна была заниматься семьей и домом, создавать благоприятные условия для профессионального развития своего избранника.

Когда все начало меняться?

«Работница» — первая феминистская выставка в СССР — состоялась в 1990 году, в ней приняли участие семь художниц-членов круга «Коллективные действия»: Ирина Нахова, Елена Елагина, Вера Митурич-Хлебникова, Анна Альчук, Елена Шаховская, Сабина Хэнсген и Мария Константинова.

После «Работницы» за 10 лет на территории СССР и новой России открылись более двухсот феминистских выставок.

Ирина Нахова рассказала мне в интервью, что «Работница» состоялась ровно тогда, когда феминистский дискурс стал доступен в СССР. До этого в СССР ни слова феминизм, ни слова гендер не существовало. Осознание себя женщиной, частью женской истории стало возможным только после того, как понятие «феминизм» просочилось из-за границы.

Еще одна участница выставки Вера Митурич-Хлебникова сказала: «Тот момент, когда я буду заниматься своим художеством, тем, что интересно лично мне, я долго откладывала, практически до первой выставки “Работница”, нашей дочери было тогда 13 лет. Это был мой первый шаг в публичность…»

Кроме того, что все семь женщин были членами одного круга художников «Коллективные действия», трое из них (Ирина Нахова, Вера Митурич-Хлебникова, Сабина Хэнсген) были женами Андрея Монастырского, основателя круга, Елена Елагина была женой сооснователя группы Игоря Макаревича, Мария Константинова — четвертого члена группы, художника Никиты Алексеева.

Вопрос без ответа

Эти женщины отлично знали друг друга на протяжении многих лет, так почему же до 1990-х годов им не приходило в голову организовать совместную выставку?

Витрувианский человек | История, рисунок, Леонардо да Винчи, смысл и факты

Витрувианский человек , также называемый исследование пропорций человеческого тела , рисование металлическим наконечником, пером, тушью и акварелью на бумаге (ок. 1490) художником эпохи Возрождения, архитектором и инженером Леонардо да Винчи. На нем изображена обнаженная мужская фигура с руками и ногами в двух наложенных положениях, так что руки и ноги касаются периметров квадрата и круга. Одна из самых известных работ Леонардо, рисунок стал культовым изображением, часто воспроизводимым в искусстве, науке и торговле.

Витрувианский человек был частично создан под влиянием пропорциональных теорий римского архитектора Витрувия. В своем трактате Об архитектуре (1 век до н. э.; Об архитектуре ) Витрувий предположил, что человеческая фигура может идеально вписываться в круг и квадрат. Он заявил, что если человек лежит на спине с вытянутыми руками и ногами, его пальцы рук и ног касаются окружности круга, а его пупок находится в центре. Витрувий также заметил, что, поскольку высота человеческого тела равна длине его вытянутых рук, человеческая фигура сравнима с идеальным квадратом, стороны которого имеют одинаковое измерение. Однако трактат Витрувия не содержал иллюстраций, и в 15-м и 16-м веках несколько человек, в том числе фра Джованни Джокондо, Чезаре Чезариано и Франческо ди Джорджио, пытались проиллюстрировать идеального человека Витрувия. Многие из этих начинаний помещали круг внутрь квадрата или наоборот, что требовало некоторого искажения придатков фигуры.

Леонардо провел собственное исследование пропорций человеческого тела, потратив месяцы на измерения количества молодых людей. В его примечаниях выше и ниже рисунка Vitruvian Man указаны размеры тела, которые он приписал Витрувию. На самом деле измерения в основном являются собственными открытиями Леонардо. Его запросы позволили ему отказаться от измерений Витрувия и других изображений человеческих пропорций. Он сместил квадрат от круга, а в круге нарисовал распростертого человека, руки и ноги которого касались периметра, а пупок находился точно в центре, согласно Витрувию. На эту позу наложена поза, в которой ноги мужчины вместе и его ступни стоят на дне квадрата, а его руки вытянуты наружу, так что его руки касаются сторон квадрата. Согласно собственным исследованиям Леонардо, в этом положении область непосредственно над гениталиями мужчины находится в центре квадрата. Применяя свои собственные эмпирические данные к своему рисунку идеального человеческого тела, Леонардо бросил вызов преобладающей вере в писания древности.

Витрувианский человек сочетает в себе принципы гуманизма, геометрии, анатомии и искусства. Круг и квадрат долгое время считались символами божественного и земного соответственно. Расположение фигуры внутри двух форм отражает веру гуманистов эпохи Возрождения в то, что человеческое тело является микрокосмом вселенной. Изучая пропорции идеального человеческого тела, Леонардо и его современники, подобно интеллектуалам древности, воображали, что могут вывести законы, управляющие мирозданием. Более того, применяя геометрию и свои познания в анатомии — предметах, высоко ценившихся в эпоху Возрождения, — Леонардо принимал участие в усилиях по повышению статуса изящных искусств, которые тогда считались ремеслом.

Многовековое произведение искусства хранится в Галереях Венецианской академии (Gallerie dell’Accademia di Venezia), хотя выставляется редко из-за своего возраста и хрупкости работ на бумаге. Однако в 2019 году Витрувианский человек был передан в аренду Лувру в Париже для выставки-блокбастера, приуроченной к 500-летию со дня смерти Леонардо.

L. Sue Baugh

74.200+ Рисунок человеческого тела Иллюстрированный, безвозмездный векторный рисунок и клип-арт

llüstrasyon

  • Görsel
  • Fotograf
  • illustrasyon
  • Vektörler
  • Video
человек Видео рисования телаunu görüntüleyin

74.

250 рисунок человеческого тела безвозмездное сток иллюстраций и векторных рисунков inceleyin veya daha fazla stok görsel ve vektör grafiği keşfetmek için yeni bir arama başlatın.

Sırala:

En popüler

erkek ve kadın vücut şeması — рисунок человеческого тела стоковые иллюстрации

Erkek ve kadın vücut şeması

kadın figürü çiziminin teknik çizimi. moda çizim için vektör ince çizgi kız modeli şablonu. Кадин Вюкуду. элин бельдеки конуму. 10 eps tasarım ve ayrı katmanlar. — рисунок человеческого тела стоковые иллюстрации

Kadın figürü çiziminin teknik çizimi. Moda çizim için Vektör…

girl one line — рисунок человеческого тела стоковые иллюстрации

girl one line

sürekli çizgi çıplak kadın veya beyaz izole arka plan çizim bir çizgi. — рисунок человеческого тела стоковые иллюстрации

Sürekli çizgi Çıplak kadın veya beyaz izole arka plan çizim bir çi

vitruvius adamı b&w — рисунок человеческого тела стоковые иллюстрации

Vitruvius adamı B&W

houman vücut parçalari düz çizgi simgeleri ay арлайин.
адам, кадин кафасы, бейин бурун, агиз, аяк, кулак, дудаклар вектор иллюстраций. plastik cerrahi tıp kliniği için anahat işaretleri. пиксель мелкий 64×64. düzenlenebilir vuruş — рисунок человеческого тела стоковые иллюстрации

Houman vücut parçaları düz çizgi simgeleri ayarlayın. Адам, кадын

ağrı vektör hazır, adam vücut parçaları — иллюстрация человеческого тела 02 Genç bir kadının sırtının krokisi

klasik oran adam düşük poli gri — человеческое тело Drawing Stock Illustrations

Klasik oran adam düşük Poli gri

Bir Grup Insan — рисунок человеческого тела Stock Illustrations

Bir Grup Insan

Элементы инфографического дизайна — Рисунок человеческого тела Stock Illustrations

Элементы инфографического дизайна

farklı çizgi film elle çizilmiş sopa adam vektör set teşkil etmektedir. — рисунок человеческого тела стоковые иллюстрации

Farklı çizgi film elle çizilmiş sopa adam vektör set teşkil…

i̇nsanlar kroki. i̇nsanlar siluetleri rahat grubudur. anahat el illüstrasyon çizimi — рисунок человеческого тела стоковые иллюстрации

İnsanlar kroki. İnsanlar siluetleri рахат грубодур. Anahat el illü

одна непрерывная линия рисунка босой ноги. элегантность женской ноги в простом линейном стиле. концепция оздоровительного массажа и ухода за мягкой кожей. редактируемый штрих. векторная иллюстрация doodle — рисунок человеческого тела стоковые иллюстрации

Один непрерывный рисунок босой ноги. Элегантность женской ноги в…

линии искусства женщина, тело женского контура силуэт вектор бесшовный фон фон. женские лица, разные позы фигур в современном простом стиле, с рукой и цветами. концепция красоты и моды — рисунок человеческого тела стоковые иллюстрации

Штриховая графика женщина, тело женского контура силуэт вектор бесшовные…

yüzünde el ile минимальный çizgi sanat kadın. сия чизгилер чизим. — vektör çizimi — рисунок человеческого тела стоковые иллюстрации

Yüzünde el ile минимальный çizgi sanat kadın. Сия Чизгилер Чизим. —

женские штриховые иллюстрации — иллюстрации человеческого тела

женские линейные иллюстрации

iskelet — иллюстрации человеческого тела

iskelet

шаблон диаграммы мужского тела — иллюстрации человеческого тела

Шаблон диаграммы мужского тела

ba -lerin — человеческое тело чертеж фондовых иллюстраций

Ba -lerin

марафон koşusu. çalışan bir grup insan, erkek ve kadın. izole vektör siluetleri — рисунок человеческого тела стоковые иллюстрации

Маратон Кошусу. Çalışan bir grup insan, erkek ve kadın. Изоле…

tek satırlık sanat yoga posterleri — рисунок человеческого тела стоковые иллюстрации

Tek satırlık sanat yoga posterleri

легкие наброски — рисунок человеческого тела стоковые иллюстрации

Easy sketches

i̇nsan kulağının el beyaz arka plan üzerinde yal ıtılmış bağbozumu küçük resim çizmek — человеческое тело рисунок фондовых иллюстраций

İnsan kulağının el Beyaz arka plan üzerinde yalıtılmış bağbozumu…

erkek vücut ön ve arka — рисунок человеческого тела стоковые иллюстрации

Erkek vücut ön ve arka

человеческие мышцы и связки, гравировка — рисунок человеческого тела, иллюстрации

Мышцы и связки человека, гравировка

, старинная медицинская научная иллюстрация с высоким разрешением: сердце — рисунок человеческого тела, фондовая иллюстрация

Старинная медицинская научная иллюстрация, высокое разрешение: сердце

вектор simgesi tasarım öğeleri.
Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *