Путешествие от эпохи средневековья до барокко

Путешествие от эпохи средневековья до барокко

 

Все вы знаете о важности и необходимости изучения классической музыки для детей. А какая музыка будет полезнее? Эпоха средневековья, просвещения, романтизма или вы отдаете предпочтение только современным композиторам? В этой статье мы обсудим пользу старинной музыки для развития детей.


Стиль барокко, экскурс в историю.


На рубеже XVI – XVII веков в Италии зародилась новая эпоха Барокко («причудливый», «вычурный») которая пришла на смену Ренессансу. Этот новый, яркий стиль быстро покорил всю Европу. Не удивительно, ведь всем по вкусу пришлись пышные и роскошные архитектурные сооружения, украшенные разнообразными элементами лепки с позолотой и росписью, всевозможными украшениями, разноцветными полами, хрустальными люстрами и изящной мебелью. Мастера этого периода решительно отходят от строгих и уравновешенных канонов эпохи Средневековья и Возрождения. Улицы городов украшают обелисками и пышными фонтанами, например, фонтан Тритона на площади Барберини в Риме. Скульптура становится неотъемлемой частью. Она украшает не только парки и фасады зданий, но и внутренние помещения. Творчество Рубенса, Караваджо и Микеланджело в живописи поражает яркими цветами и динамичностью.

 

Музыкальное искусство


Именно в этот период большое развитие получает теория, меняется музыкальная нотация, развиваются способы игры на музыкальных инструментах. Расширяется список музыкальных жанров, которые использовали композиторы того времени. Наконец, зарождается опера, которая оказывает влияние на все области музыкального творчества. Стиль барокко удивительным образом соединяет традиционное и новаторское. Так, в музыкальном искусстве достигает вершин полифония, наряду с которой, возникает гомофония. Среди ярких представителей барокко выделяются: К. Монтеверди, Г. Перселл, А. Корелли, А. Вивальди, Г. Гендель и особенно С. Бах.

 


Старинная музыка детям

Слушая музыкальные образцы этого периода, дети познакомятся со многими интересными и новыми вещами.
Аллеманда, куранта, сарабанда и жига, это старинные танцы, которые можно услышать, прослушав сюиты Баха. Они наполнены духом эпохи, величавые и стремительные, веселые и изящные, объединенные между собой единой тональностью, формой и порой интонациями. Пусть дети пофантазируют, как двигались люди под эти танцы? Какие были движения, поклоны, реверансы, попробуют представить старинный бал. Для того чтобы не перегружать ребенка информацией, попробуйте вспомнить вместе с ним знакомые ему сказки «Золушка» и «Кот в сапогах», они помогут ему вспомнить традиции дворцового камерного музицирования (в это время можно прослушать Менуэт С. Баха из сюиты си минор).


Благодаря музыкальным образцам барокко, дети смогут погрузиться в историю. Узнать много нового для себя, открыть имена композиторов, художников, писателей и даже архитекторов. Это удивительный период, подаривший миру знаменитые и прославленные имена, например, Г. Галилей, Б. Паскаль, И. Ньютон и многие другие.


Наряду с этим, детей заинтересуют обычаи того времени и мода. Высокие и замысловатые прически, украшенные множеством цветных лент, драгоценными камнями, а порой и вовсе замысловатыми конструкциями, поддерживаемыми проволокой. Одежда непременно пышная, украшенная множеством рюш, бантов и кружева. Для мужчин того времени свойственны шляпы с перьями, которые позже сменили треуголки и напудренные парики, вспомните изображения Г. Генделя или С. Баха, все они изображены в длинных париках. Они были так сильно напудрены, что иногда шляпы приходилось носить в руках. Порой, мужчины были вынуждены даже носить каблуки, чтобы стремиться к идеалу, как король Людовик XIV, который был признан эталоном красоты.


Каждая эпоха таит в себе множество неизведанного, с помощью музыки этого периода вы сможете окунуться в то время и на мгновение почувствовать себя в старинном зале или среди множества именитых гостей во дворце короля, познакомиться с историей и традициями, а также самим стилем барокко.

 

Хронология искусства — Школа №18 г. Сыктывкара

Число стилей и направлений огромно, если не бесконечно. Они не имеют четких границ, плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. Именно по этому часто так сложно отличить один от другого. Многие из стилей в искусстве сосуществуют одновременно и поэтому «чистых» произведений (живописи, архитектуры и пр.) вообще не бывает. Тем не менее, понимание и умение различать стили во многом зависит от знания истории. Когда мы разберемся в истории формирования и трансформации западноевропейского искусства, станет более понятны черты и исторические особенности каждого стиля.

1. Искусство Древнего мира: до V века нашей эры

Древний Египет

Искусство Древнего Египта, равно как и предшествующее ему искусство Месопотамии де факто не являются западноевропейским. Но оно оказало значительное влияние на минойскую и, опосредованно, на древнегреческую цивилизацию. Характерными чертами египетского искусства является огромное значение погребального культа, ради которого создавалось множество художественных произведений, имевших для современников более утилитарную функцию.

Древняя Греция

Античное древнегреческое искусство заложило основы для развития всего европейского искусства в дальнейшем, создав ряд эталонных образцов (например, Парфенон и Венера Милосская). Греки создали идеальные образцы классической скульптуры. Значительным (но оказавшим гораздо меньшее влияние на последующие поколения) был жанр вазописи. Образцы живописи Древней Греции не сохранились.

Характеристика изобразительного языка — идеальность облика, просчитанный анатомический канон, гармония и уравновешенность, золотое сечение, учитывание оптических искажений. На протяжении следующих веков искусство несколько раз будет обращаться к наследию Древней Греции и черпать из него идеи.

Древний Рим

Древнеримское искусство испытало влияние как древнегреческого, так и местного италийского искусства этруссков. Наиболее значительными памятниками этого периода являются мощные архитектурные сооружения (например, Пантеон), а также тщательно разработанный скульптурный портрет. До нас также дошло большое количество живописных фресок.

Раннехристианское искусство воспримет из римского иконографию и типы архитектурных сооружений, значительно переработав их под воздействием новой идеологии.

2. Средневековье: V — XV (XVI) вв.

Искусство Средневековья характеризуется упадком изобразительных средств по сравнению с предшествующей эпохой античности. Наступление Тёмных веков, когда было утрачено большое количество как навыков, так и памятников, привело к бо́льшей примитивизации произведений искусства.

Дополнительный аспект — приоритет духовного, а не телесного, что вело к ослаблению интереса к материальным предметам и к более заметной обобщенности, огрублению произведений искусства.

Византия

Византийское искусство сначала было наследником позднеримского, обогащенного богатой христианской идеологией. Характерными чертами искусства этой эпохи является сакрализация, а также возвеличивание императора. Из новых жанров: превосходные достижения в жанре мозаики и иконописи, из старых — в храмовой архитектуре.

Византийская мозаика (V век).

Раннее Средневековье

Искусство раннего Средневековья (примерно до XI вв.) создается в Тёмные века, когда ситуация осложняется миграциями варварских народов по территориям бывшей Римской империи.

Практически все сохранившиеся памятники этого периода — иллюминированные рукописи, хотя можно также найти архитектурные объекты и небольшие декоративно-прикладные изделия.

Романика

Романское искусство (XI—XII вв.) продолжалось, пока на смену ему не пришла готика. Это был период повышения благосостояния европейцев, и впервые можно увидеть общеевропейский стиль, последовательно встречающийся от Скандинавии до Испании.

Характерные черты: энергичные и прямые формы, яркие цвета. Основной жанр — архитектура (толстостенная, с использованием арок и сводов), но витражи, работа по эмали также становятся важным жанром. Развивается скульптура.

Роспись крипты базилики Святого Исидора.

Готика

Готика (XIII— XVI гг.) — следующий интернациональный стиль, охвативший Европу. Возник во Франции, как следующая ступень развития приемов архитектуры. Самой узнаваемой деталью готики является стрельчатая арка, витраж. Активно развивается сакральная живопись.

Фрагмент витражного окна

Проторенессанс

В итальянской культуре XIII—XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства — будущего искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом.

Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран. В самой Италии проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме. В итальянской культуре переплетались черты старого и нового. «Последний поэт Средневековья» и первый поэт новой эпохи Данте Алигьери (1265—1321) создал итальянский литературный язык.

Фреска «Поцелуй Иуды», Джотто

3. Возрождение: начало XV — 90-е годы XVI вв.

Наступление эпохи Ренессанса кардинально меняет идеологию. Сакральное отходит на второй план, активно проявляется интерес к человеческой личности, индивидуальности (благодаря этому расцветает жанр портрета). Художники и скульпторы оглядываются на искусство античности, пытаются следовать его эталонам и задачам.

Происходит открытие перспективного построения, а также светотени. Живописцы одновременно сочетают высокую техничность и навыки в изображении натуры с гуманистическими идеалами, верой в красоту и попытками создать идеальные сбалансированные гармоничные произведения.

«Рождение Венеры», Сандро Боттичелли

Благодаря обращению к античности, в искусстве появляются не только забытые жанры, но и персонажи — античные боги, которые становятся также популярными, как изображение христианских персонажей.

Позднее Возрождение (маньеризм)

Маньеризм является финальной стадией Возрождения (середина XVI — 90-е годы XVI века), переходной к эпохе барокко. Для маньеризма характерна потеря гармоничности Ренессанса, кризис личности, обращение к более мрачным, искривленным или динамичным трактовкам.

«Снятие с креста», Якопо Понтормо.

4. Новое время: XVII — начало XIX вв.

Барокко

Барокко (XVII—XVIII вв.), тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило представления о сложности, многообразии, изменчивости мира.

«Юноша с корзиной фруктов», Караваджо

Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность. Основные направления, русла барокко: веризм (натуралистическая достоверность и сниженная, бытовая тематика, интерпретация мотива), классицизм, «экспрессивное барокко». Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.

Рококо

Рококо — направление в искусстве XVIII века, в основном придворное «жеманное» искусство.

«Танцующая Камарго», Никола Ланкре

Характерно стремление к легкости, грациозности, изысканности и прихотливому орнаментальному ритму, фантастические орнаменты, прелестные натуралистические детали.

Классицизм

Классицизм возникает в XVII веке и развивается параллельно с барокко.

Затем заново он появляется в период Французской Революции (в западной историографии этот период принято иногда называть неоклассицизмом, так как еще один классицизм был во Франции перед наступлением эпохи барокко. В России подобного не было, и поэтому принято называть исключительно «классицизмом»). Популярен был до начала XIX века.

«Амур и Психея», Антонио Канова

Для стиля характерно следование принципам античного (греческого и римского искусства): рационализм, симметрия, целенаправленность и сдержанность, строгое соответствие произведения его форме.

Романтизм

Идейное и художественное направление конца XVIII 18 — 1-й половины XIX вв. Как стиль творчества и мышления остается одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей 20 века. Романтизм возник сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону.

«Странник над морем тумана», Каспар Давид Фридрих

Романтизм — это эстетическая революция. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности.

Сентиментализм

Умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения, написанные в рамках данного художественного направления, делают упор на читательское восприятие, то есть на чувственность, возникающую при их прочтении. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России — с конца XVIII до начала XIX века.

Прерафаэлитизм

Направление в английской поэзии и живописи во второй половине XIX века, образовавшееся в начале 1850-х годов с целью борьбы против условностей викторианской эпохи, академических традиций и слепого подражания классическим образцам.

Название «прерафаэлиты» должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождения, то есть художниками «до Рафаэля» и Микеланджело.

Историзм (эклектика)

Направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг. Для него характерно использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неорусский стиль, неовизантийский стиль, индо-сарацинский стиль, неомавританский стиль).

5. Новейшее время: вторая половина XIX век а — сегодняшний день

Реализм

Эстетическая позиция, согласно которой задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности. Возник во второй половине XIX века и был распространен вплоть до XX.

«Смерть Мадзини», С. Лега

В сфере художественной деятельности значение реализма очень сложно и противоречиво. Его границы изменчивы и неопределённы; стилистически он многолик и многовариантен.

Импрессионизм

Направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

«Впечатление. Восходящее солнце», Клод Моне

Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи (но это, прежде всего, группа методов), хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке, где импрессионизм также выступал в определенном наборе методов и приемов создания литературных и музыкальных произведений, в которых авторы стремились передать жизнь в чувственной, непосредственной форме, как отражение своих впечатлений.

Модернизм и авангард

Эти направления в искусстве XX века стремились найти что-то совершенно новое, утвердить нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля.

Из-за того, что до сих пор не существует теорий и типологии модернизма и авангарда (авангардизма) как литературно-художественных явлений, разброс мнений о соотношении двух этих понятий варьируется от их полного противопоставления до полной взаимозаменяемости.

«Икона» мирового авангарда — «Чёрный квадрат», Казимир Малевич

В целом новейшее время в искусстве можно охарактеризовать как стремление ко всему новому и нетрадициональному. Присутствует сильное смешение школ и стилей.

Также к эпохе Новейшого времени принадлежать следующие стили:

  • Модерн
  • Ар деко
  • Постимпрессионизм
  • Фовизм
  • Кубизм
  • Экспрессионизм
  • Сюрреализм
  • Примитивизм
  • Поп-арт

По материалам сайта «Медиум»

Ренессанс и барокко – История искусства, Йоркский университет

В Йорке исследования периода раннего Нового времени включают изучение архитектуры, одежды, текстиля, керамики и дизайна интерьера, а также живописи и скульптуры.

У нас тесные связи с университетским междисциплинарным Центром исследований эпохи Возрождения и раннего Нового времени (CREMS). Мы также сотрудничаем с Неаполитанской сетью.

Диапазон наших исследований в сочетании с разнообразием наших подходов ставит нас в авангарде истории раннего современного искусства. Наша экспертиза включает в себя:

  • Искусство и архитектура итальянского Возрождения и барокко
  • Нидерландская и немецкая живопись XV и XVI веков
  • Архитектура барокко, урбанистика, картография, скульптура и живопись
  • Британская архитектура раннего модерна
  • Фламандская и французская живопись XVII века
  • Оформление интерьера, гравюры, мебель, одежда, еда в Европе эпохи Возрождения и барокко
  • Теория барокко

Дружелюбный и доступный коллектив сотрудников, мы поощряем индивидуальные интеллектуальные интересы студентов, опираясь на предыдущий опыт студентов. Мы способствуем развитию наших студентов посредством постоянной вовлеченности в их работу.

Ссылки по теме
  • Центр исследований эпохи Возрождения и раннего Нового времени (CREMS)
  • Неаполитанская сеть
  • Профессор Энтони Герати
    Британская ранняя современная архитектура, архитектурные чертежи и практика архитектуры
  • Профессор Хелен Хиллз
    Архитектура барокко, урбанистика, картография, скульптура и живопись; теория барокко; взаимосвязь материального и духовного; религиозная преданность, пол, сексуальность и искусство/архитектура; архитектурная теория
  • Д-р Жанна Нюхтерляйн
    Нидерландская и немецкая живопись 15-го и 16-го веков, Гольбейн, взаимодействие между различными формами искусства, религиозные практики и влияние Реформации
  • Dr Cordula van Wyhe
    История культуры раннего Нового времени с особым упором на низменные страны семнадцатого века. основные интересы включают историю одежды (включая моду), Рубенса, религиозные и политические образы, королевское покровительство и придворную культуру раннего Нового времени.
  • Рэйчел Албан
    Английские портретные миниатюры от Гольбейна до Хиллиарда: просто «живопись в маленьком» или отдельный вид искусства?
  • Кейт Боулд
    Архитектурная и социальная история Хеслингтон-холла
  • Джордан Кук
    Декорации и предметы в ранней нидерландской живописи
  • Шарлотта Дэвис
    Подходы ключевых резчиков, работавших в Англии после Реставрации: Фрэнсиса Берда, Кайуса Габриэля Сиббера, Гринлинга Гиббонса и Эдварда Пирса
  • Александр Эхлин
    Архитектура лорда Берлингтона пересмотрена
  • Доун Фейзи Вебстер
    В какой степени архитектура гимназии раннего Нового времени влияла, мешала или усложняла ее формальные образовательные и более широкие функции социального обучения?
  • Нико Мунц
    Формы архитектуры в ранней нидерландской живописи
  • Адам Саммут
    Рубенс и Доминиканская церковь в Антверпене, 1571-1648
  • Ханна Томлин
    Отношения между внутренними интерьерами и обитателями Палаццо Строцци c1500-c1700
  • Валерия Виола
    Архитектура, преданность, семейная жизнь: часовни в аристократических домах барокко Палермо (ок.
    1650 — 1770)
  • Клаудия Уордл
    Ренессанс Фауна и феррарское искусство пятнадцатого века

Ученые степени

Расширьте границы знаний в нашей поддерживающей и стимулирующей среде.

Учитесь с нами

Междисциплинарное исследование

Наши сотрудники вносят свой вклад в магистерский курс исследований эпохи Возрождения и раннего Нового времени.

Учитесь с нами
Ссылки по теме
  • Центр исследований эпохи Возрождения и раннего Нового времени (CREMS)
  • Неаполитанская сеть

Ускоренный курс: средневековье, ренессанс, барокко

  • Классы
  • Взрослые
  • Студенты

org/Place»> Театр CMOA

75 долларов (участники: 66 долларов, студенты: 45 долларов)


Откройте для себя небольшую, но мощную коллекцию средневековых объектов CMOA и тысячелетний период потрясающих триумфов и катастроф, которые они представляют. Падение Римской империи, подъем христианства и разрушительные действия Черной смерти — все это повлияло на художественное выражение, что привело к появлению богатого множества зверей и зданий, памятников и рукописей, реликвариев и возрождений.

Затем погрузитесь во времена глубоко укоренившегося формирования социальной идентичности, споров о религиозных истинах и расцвета Просвещения. Обсудите искусство и предметы итальянского Возрождения, связанные с ритуалами брака и вратами в божественное, придворные картины, наполненные смыслом, и гравюры, распространенные за пределами культурных границ.

Расширьте разговор на Северную Европу, где золотой век Голландии представил новое искусство, такое как натюрморт и жанровая живопись.

Об инструкторе

Жаклин Ломбард — докторант кафедры истории искусства и архитектуры Питтсбургского университета, где она получила степень магистра в 2017 году. Она изучает историю искусства средневекового мира, уделяя особое внимание тому, как межкультурная коммуникация и обмен повлиял на художественное производство. Ее предстоящая диссертация исследует, как скульпторы понимали и формулировали этническую и расовую идентичность в средневековой Европе. Ломбард преподавал и наставлял студентов по различным дисциплинам в Питте, как на факультете истории искусств, так и по программе Ошер. Она представила свою работу на нескольких национальных конференциях и была членом исследовательской группы Фулбрайта-Хейса, которая подготовила учебную программу по истории и культуре искусства Эфиопии для университетов и школьных классов.

Андреа Максвелл — докторант кафедры истории искусства и архитектуры Питтсбургского университета.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *