Итальянский футуризм | 365mag.ru

«Мы объявляем, что великолепие мира обогатилось новой красотой: красотой скорости!».
Филиппо Таммазо Маринетти об искусстве будущего.

История футуризма началась с манифеста, опубликованного 20 февраля 1909 года во французском «Фигаро». Художественные принципы течения в документе изложил итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти; он стремился создать «формулу, которая отражала бы новый век». В поэзии этой формулой стал vers libre – свободный стих, позволяющий выражать ощущения свободно и динамично. А в живописи – совершенно новый стиль, воспевавший анархизм, машины, отвагу, шум и города, отрицание традиций прошлого и презрение к женщине.

Основы футуризма популяризировали Маринетти и его сподвижники в Италии. С помощью искусства поэт призывал к выражению «лихорадочной бессонницы» и «удара кулака», то есть это художественное движение обречено было стать резким. В мире больших скоростей, где оно зародилось, в единую композицию сливались все образы: толпа, фабрики, конные экипажи, первых машины…

Умберто Боччони «Симультанные образы», 1911

Первыми соратниками «проповедника» футуризма были поэты. Они выпустили более пятидесяти манифестов, относящихся к различным областям жизни: танец, литература, музыка, скульптура, политика и даже кухня. Позднее к ним присоединились художники, опубликовавшие 8 марта 1910 года свой «Манифест футуристической живописи», в котором они отвергали прошлое и ратовали за творческое обновление. К 1915 году на свет появились манифесты, касающиеся скульптуры, шумов, колористики и, в конечном счете, «перестройки вселенной». Футуризм, стремившийся поспевать за будущим, стал всепроникающим движением. Ни одна творческая область не была обделена его вниманием.

В круг футуристов входили художники Умберто Боччони, Джакомо Балла, Джино Северини, Карло Карра, Джованни Папини, Фортунато Деперо, Арденго Соффичи  и Луиджи Руссоло. Основным принципом их живописи было стремление запечатлеть динамичную форму. Какими средствами? Художники, не боясь, использовали контрастные цвета, решительные мазки и «линии-силы» ‒ своеобразные направления цвета и формы. Некоторые живописцы так стремились показать все многообразие и динамику материи.

Маринетти и художники-футуристы путешествовали по Европе с выставками и публичными лекциями, тем самым привлекая на сторону художественного движения новых сторонников. Важное значение философия футуризма придавала культу силы, насилия и войны, поэтому многие художники после вступления Италии в первую мировую войну ушли на фронт. Вероятно, участие в военных действиях они расценивали как творческий порыв, а на войну, в целом, смотрели, как на музу.

Несмотря на то, что война так «удачно подвернулась» именно в тот момент, когда сторонникам движения необходимо было претворить в жизнь все свои чаяния и принципы, реальность разбила иллюзии – кто-то вернулся с фронта инвалидом, а кто-то не вернулся вовсе. Широкий шаг футуризма сбавил темп: многие художники обратили свои творческие поиски в другую сторону. После войны футуристические произведения начинают «вырождаться», вбирая в себя черты иных стилей. В 1922 новый политический режим начнет давить на это художественное течение, а в 1944 году футуризм погибнет.

В истории живописи футуризм –  яркая вспышка. Художественное наследие смелых приверженцев этого течения сейчас можно увидеть на выставке «Итальянский футуризм, 1909-1944: реконструируя Вселенную», которая проходит в нью-йоркском Гуггенхайме до 1 сентября 2014 года. Как видно, музей представляет течение в полном объеме: от начала существования и до конца. В экспозиции представлено около 375 работ выдающихся художников футуризма.

Джакомо Балла «Изучение уличного света»

На этой выставке вас удивят работы Умберто Боччони. В некоторых из них очень ярко раскрывается главный образ футуризма – «клубящаяся» толпа. Его картины преисполнены энергии, иногда хаоса. Рассматривая их, можно заметить, как успешно работают решительные мазки кисти, передающие тотальное движение. Композиции часто представлены в беспорядке, они щедро заполнены светом – так художник стремился умышленно «затуманить» четкость образов.  Девиз Боччони: «Абсолютное движение».
Очаруют картины Джино Северини. Этот художник сделал парижскую жизнь неисчерпаемым источником тем. Особенное внимание он уделял изображению танца. Северини раскладывал реальность на составляющие и смело играл с цветами, оттого его полотна кажутся яркой и динамичной мозаикой. Он разбирает на составляющие каждое действующее лицо и заново складывает разноцветные кусочки, передает быстроту ритма и различные движения в одном моменте. Его главный принцип: «Контрасты форм и цветов».
Вас загипнотизируют картины Джакомо Балла. Он стремился писать «картину-сюрприз». Надо сказать, ему удавалось. Балла волшебно изображает свет – многогранно и очень дотошно. Более того, он стремиться запечатлеть не только свет, но и время! В этом художнику помогает фрагментарная композиция. Выглядят полотна, как стилизованные раскадровки.
Картины Карло Карра шокируют зрителя и увлекут. Этот художник известен своей пластичной манерой письма. Изображение динамично, как у всех живописцев-приверженцев футуризма, но на полотнах Карра, все кажется текучим, мягким, плавным и одновременно очень сильным. Причудливые плоскости проникают друг в друга, вызывают необычные ассоциации и воспоминания. Карра был очарован «вибрацией форм света, которые ассоциируются со звуками, шумами запахами…» и

Помимо картин, на выставке представлены эскизы, скульптуры и литература футуризма. Посмотреть действительно есть на что, поэтому, планируя путешествие в Нью-Йорк, обязательно загляните в музей Гуггенхайма.

Итальянский футуризм из коллекции Маттиоли. Русский кубофутуризм из Русского музея и частных коллекций — Михайловский замок

Русский музей / Михайловский замок

AA

ENG

Филиалы:Выберите филиалМихайловский дворецКорпус БенуаСтрогановский дворецМихайловский замокМраморный дворецЛетний садЛетний дворец Петра IДомик Петра IМихайловский садПавильоны Михайловского замка

  • Русский музей
    • О музее
    • Дворцы/Сады
    • Музей Людвига в Русском музее
    • Филиал в городе Малага
    • Филиал в городе Кемерово
    • Справочная информация
    • Билеты
    • Реставрация музейных ценностей
    • Друзья Русского музея
    • Администрация музея
    • Партнеры и спонсоры
    • Пресса о Русском музее
    • Противодействие коррупции
    • Локальные нормативные акты
  • Посетителям
    • Справочная информация
    • Часы работы
    • Лекторий
    • Билеты
    • Правила посещения музея
    • Экскурсии
    • Доступный музей
    • Музей — детям
    • План мероприятий по улучшению качества деятельности музея и оценка условий труда
    • Пушкинская карта
  • Выставки
    • Текущие выставки
    • Будущие выставки
    • Прошедшие выставки
    • Постоянные экспозиции
    • Выездные выставки
    • Михайловский дворец
    • Корпус Бенуа
    • Строгановский дворец
    • Михайловский замок
    • Павильоны Михайловского замка
    • Мраморный дворец
    • Летний дворец Петра I
    • Домик Петра I
  • События
  • Коллекции
  • Издания
    • Каталоги и альбомы
    • Научные каталоги собрания
    • Научные сборники
    • Буклеты
    • Ежегодные отчеты
    • Мультимедиа
  • Проекты
    • Русский музей: виртуальный филиал
    • Культурно-выставочные центры
    • Фестиваль «Императорские сады России»
    • Медиапортал Русского музея
  • Образование
    • Лекторий
    • Российский центр музейной педагогики и детского творчества
    • Студенческий клуб Русского музея
    • Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
    • Аспирантура
    • Онлайн курсы на образовательной платформе «Лифт в будущее»
  • Поддержка
    • Поддержать музей
    • Порядок оплаты
    • Договор пожертвования
  • Пушкинская карта

Билеты

15 июля 2021—4 октября 2021

Стремление футуризма к поиску образных средств, созвучных веку технического прогресса и высоких скоростей, приобрело поистине интернациональный характер после появления знаменитого манифеста Филиппо Томмазо Маринетти в 1909 году. Творческая программа итальянского футуризма в 1910-е годы нашла отклик в разных странах мира, включая Россию. В своих манифестах и выступлениях на диспутах отечественные художники стремились отстаивать самобытность русского варианта этого направления, ярко проявившего себя как в изобразительном искусстве, так и в литературе.

Выставка в Русском музее объединит работы итальянских и русских футуристов, что позволит ощутить своеобразие каждой из двух национальных версий этого масштабного творческого движения. Основополагающие произведения итальянского футуризма показаны в диалоге с такими же знаковыми работами отечественных мастеров. Это даст возможность зрителям увидеть их сходство и различия и лучше понять эпоху авангардистских экспериментов, охвативших всю Европу.

Впервые в России будут показаны шедевры итальянского футуризма из собрания Маттиоли (Милан): 26 уникальных произведений Д.Балла, У.Боччони, К.Карра, Л.Руссоло, Д.Северини, М.Сирони и др.

, ставших знаковыми для историко-культурного контекста, в котором зародился итальянский футуризм. Рядом с ними в экспозиционном пространстве предстанут произведения живописи и графики из собрания Русского музея и частных коллекций Москвы. Авторы этих работ — Д.Бурлюк, Н.Гончарова, А.Лентулов, К.Малевич, Л.Попова, И.Пуни, О.Розанова, Н.Удальцова, А.Экстер и другие известные представители русского авангарда.

Тизер выставки

Генеральный партнер выставки


При участии:

Культурно-благотворительного фонда U-ART 

Культурного агентства CMS.Cultura

Компании Pirelli

Под патронатом и при поддержке:

Посольства Италии в Москве


Генерального консульства Италии в Санкт-Петербурге

Итальянского института культуры в Санкт-Петербурге

Министерства Культуры Италии

Выставки

Рисунки и акварели. XVIII век

23 декабря 2022—27 марта 2023

Выставка предоставляет уникальную возможность познакомиться с наиболее интересными и значительными образцами графики XVIII века из музейного собрания, которые по причине своей хрупкости экспонируются крайне редко. Русский музей обладает самой обширной коллекций русского рисунка и акварели XVIII века. Произведения отечественных художников соседствуют в ней с работами европейских мастеров, чье творчество оказалось связанным с Россией.

Петербург Михаила Махаева

14 октября 2022—16 января 2023

На выставке представлены около 100 произведений из собрания Русского музея: рисунки М.И. Махаева, гравюры и живопись, исполненные по его рисункам русскими и западноевропейскими художниками, гравированные медные доски, с которых печатали гравюры с видами Петербурга в середине XVIII века.

Также в Русском музее

  • 28 декабря 2022—1 февраля 2023  > Павильоны Михайловского замка Выставка-лаборатория «Предмет. Силуэт. Форма»
  • 28 декабря 2022—22 января 2023  > Павильоны Михайловского замка Коллекция советских педальных автомобилей
  • Русский музей
    • О музее
    • Дворцы/Сады
    • Музей Людвига в Русском музее
    • Филиал в городе Малага
    • Филиал в городе Кемерово
    • Справочная информация
    • Билеты
    • Реставрация музейных ценностей
    • Друзья Русского музея
    • Администрация музея
    • Партнеры и спонсоры
    • Пресса о Русском музее
    • Противодействие коррупции
    • Локальные нормативные акты
  • Посетителям
    • Справочная информация
    • Часы работы
    • Лекторий
    • Билеты
    • Правила посещения музея
    • Экскурсии
    • Доступный музей
    • Музей — детям
    • План мероприятий по улучшению качества деятельности музея и оценка условий труда
    • Пушкинская карта
  • Выставки
    • Текущие выставки
    • Будущие выставки
    • Прошедшие выставки
    • Постоянные экспозиции
    • Выездные выставки
    • Михайловский дворец
    • Корпус Бенуа
    • Строгановский дворец
    • Михайловский замок
    • Павильоны Михайловского замка
    • Мраморный дворец
    • Летний дворец Петра I
    • Домик Петра I
  • События
  • Коллекции
  • Издания
    • Каталоги и альбомы
    • Научные каталоги собрания
    • Научные сборники
    • Буклеты
    • Ежегодные отчеты
    • Мультимедиа
  • Проекты
    • Русский музей: виртуальный филиал
    • Культурно-выставочные центры
    • Фестиваль «Императорские сады России»
    • Медиапортал Русского музея
  • Образование
    • Лекторий
    • Российский центр музейной педагогики и детского творчества
    • Студенческий клуб Русского музея
    • Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
    • Аспирантура
    • Онлайн курсы на образовательной платформе «Лифт в будущее»
  • Поддержка
    • Поддержать музей
    • Порядок оплаты
    • Договор пожертвования
  • Пушкинская карта

Итальянский футуризм в музее Гуггенхайма

АРС/СИАЭ/МАРТ Маленькие черные и белые дьяволы, Танец дьяволов, Фортунато Деперо, 1922–23.

Вы должны восхищаться итальянскими футуристами за их дерзость, кричащую чрезмерную природу их бесчисленных манифестов. Некоторые из этих удивительно безрассудных заявлений можно найти жирным шрифтом на стенах Музея Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке: «Мы намерены воспеть любовь к опасности, привычку к энергии и бесстрашию», — писал поэт Ф.Т. Маринетти в Основополагающем манифесте движения 1909. «Мы намерены воспеть человека за рулем, — продолжил Мариннети, — идеальная ось которого пересекает землю, которая сама устремляется вперед в своей собственной гонке по пути своей орбиты». Его слова спровоцировали безудержный бросок к новому миру, в котором доминируют мчащиеся автомобили, поезда и самолеты, и который сформирован массовым производством и массовой милитаризацией.

Вы также должны презирать футуристов за то, как их решимость создать совершенно новую культуру побудила их рассматривать вступление Италии в Первую мировую войну как необходимый очищающий ритуал. Некоторые из их лидеров, например, архитектор Антонио Сант-Элиа, погибли на той войне. Мариннети, со своей стороны, был одним из редких поэтов/военных корреспондентов в истории, переводя звук разрывающихся снарядов в звукоподражательное искусство: «Занг Тумб Тууум». Пренебрежение движением к традициям также заставило их принять фашизм и Муссолини, которые не приняли их взамен. И по мере подъема фашизма качество работы футуристов падало.

Клаудио Маркон Перед раскрытием парашюта, Туллио Крали, 1939 год.

Любите футуристов или ненавидьте их, Итальянский футуризм, 1909–1944: Реконструкция Вселенной — теперь размещенный в Гуггенхайме как первое всестороннее исследование движения в этой стране — ужасно захватывающий. Куратор Вивьен Грин, старший куратор музея искусства 19-го и начала 20-го веков, также является мощным напоминанием о том, что в первые десятилетия 20-го века появилось много модернизмов. И что некоторые из этих модернизмов были безумнее других.

Как и их коллеги из Баухауза, футуристы хотели использовать все возможные средства, чтобы «разрушить культ прошлого». Таким образом, выставка включает в себя множество удивительных картин, таких как «Уличный фонарь » Джакомо Баллы 1911 года, «», исследование превращения анонимного объекта в пуантилистский каскад, или яростный вихрь кубистских осколков Карлоса Карры, « Похороны анархиста Галли». Хаотические наборы типографики, предназначенные для передачи импульса — Условно-досрочное освобождение в Либерте (Words in Liberty) — еще одна любимая стратегия. Есть несколько примеров, в основном непривлекательных, футуристических предметов домашнего обихода, одежды и мебели. (Жажда импульса, кажется, породила бесформенные кофейные чашки и предметы столовой мебели, которые выглядят как унылые имитации Wiener Werkstätte.)

Крис Маккей/SRGF Вид установки.

Футуристическое движение также создало архитектурные концепции, которые были чрезвычайно пророческими, но в основном нереализованными. Действительно, один манифест футуристов (не выставленный в музее Гуггенхайма) был написан в основном архитектором Сант-Элиа и опубликован с дополнениями плодовитого и напыщенного Маринетти. Сант-Элия 1914 манифеста, что неудивительно, назвал архитектуру идеальной средой для эпохи технологической славы: «Эта архитектура не может подчиняться никакому закону исторической преемственности», — провозгласил Сант-Элиа. «Это должно быть новым, поскольку наше мышление новое.

Перед смертью в битве при Монфальконе в 1916 году Сант-Элия начал работу над Читта-Нуова вместе с коллегой по имени Марио Чиаттоне. Раздел выставки, посвященный рисункам пары тушью и карандашом, элегантно предвосхищает архитектуру, которая не начинала появляться до 19 века.30 с. Их здания стройны, решительно вертикальны, ритмичны и сложны; они обычно интегрированы с механическими и инфраструктурными системами, такими как трамвайные пути и мосты. Два архитектора могут быть единственными футуристами, которые искренне видели будущее.

Рисунок Сант’Элии с многоквартирным домом в Читта-Нуова. Перспективный рисунок из Читта Нуова.

На выставке представлен один из самых известных рисунков Сант-Элии, на котором изображен железнодорожный вокзал и аэропорт. Поезда останавливаются на путях ниже уровня земли, а самолеты приземляются на взлетно-посадочных полосах, построенных над полосой отчуждения железной дороги. Концепция, хотя и непрактичная в эпоху плотных городов и огромных самолетов, в то время была потрясающе логичной. Это будущее, которое, возможно, могло бы произойти.

Однако самые вдохновляющие архитектурные видения выставки можно найти в картинах Вирджилио Марчи. В таких работах, как «Здание , вид с летящего самолета » и « Фантастический город », представлены урезанные неоготические здания, резко искаженные импульсом, который так одержим футуристами. Марчи можно рассматривать как предшественника Леббеуса Вудса, и вполне логично, что он стал известным художником-постановщиком фильмов.

Крис Маккей/SRGF Книжный киоск Фортунато Деперо на 19 лет27-я биеннале декоративно-прикладного искусства в Монце.

Тем временем самым неожиданным удовольствием могут стать разнообразные работы Фортунато Деперо, талантливого футуриста с самым легким прикосновением. Он создал милые фигурки для своего кукольного балета Balli Plastici. Он разработал рекламу Campari с прекрасной нео-примитивной графикой и увековечил свое пребывание в Нью-Йорке (прерванное биржевым крахом 1929 года) умным типографским изображением городской системы метро. Деперо также отвечает за одно архитектурное произведение в шоу, которое действительно было построено: киоск книжного издательства для 1927 биеннале декоративно-прикладного искусства в Монце, состоящей в основном из слов, отлитых из бетона, графического изображения, реализованного в трех измерениях.

Конечно, ближе к вершине спиральной рампы Гуггенхайма последний пример работы Деперо предполагает, что он тоже попал под влияние фашизма. Это этюд 1935 года для героической мозаики, Провозглашение и триумф национального флага, , и это так же смертоносно, как и звучит. Произведение в значительной степени сигнализирует о закате футуристов как творческой силы. Действительно, к тому времени, когда вы достигаете верхней части ротонды музея, становится очевидным, что движение, изначально такое волнующее, было настигнуто и поглощено историей, которую оно пыталось оставить в пыли.

Предоставлено Fondazione Cassa di risparmio della Provincia di Macerata Скоростной поезд, Иво Паннаджи, 1922 год.

Как итальянские художники-футуристы повлияли на моду | DailyArt Magazine

В течение 20-го века итальянские художники-футуристы, мыслители и создатели-единомышленники, такие как Балла, Деперо или Тайахт, обращали внимание на моду. Они разрабатывали или производили работы, которые иногда нельзя было носить, но которые можно было рассматривать как объекты искусства, а иногда даже как манифесты социального и антропологического интереса.

Футуризм как модернистское движение

Умберто Боччони, Динамизм велосипедиста , 1913, Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция, Италия.

Футуризм как модернистское движение зародился в 1908 году, когда Филиппо Томмазо Маринетти написал свой Манифест футуризма и опубликовал его как часть своей книги стихов в 1909 году. затем по-французски Le Figaro . Его цель состояла в том, чтобы вызвать шок от нового (как раньше это делал кубизм). Однако, если ранее такие провокации ограничивались музеями или книгами, Маринетти хотел распространить их на общественную и политическую жизнь.

Томмазо Маринетти, Манифест футуризма , 1909, Le Figaro , Париж, Франция. Широкие стены.

В марте 1915 года так называемые футуристы Второй волны, такие как Джакомо Балла и Фортунато Деперо, выпустили манифест Футуристическая реконструкция Вселенной .

Джино Северини, Морской танцор , 1914, Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, США.

Футуризм предложил концепцию арт-действия и с самого начала имел сильное перформативное качество. Благодаря первенству скорости и динамики изображение движущихся объектов стало первостепенным.

Умберто Боччони, Уникальные формы непрерывности в пространстве , 1913, Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.

В то время как футуристические картины смешали стилистические идиомы кубизма и дивизионизма, его поэзия, музыка, фотография, кино и драма расширились по более абстрактным принципам. К ним относятся скорость, динамизм, новизна, насилие, технология, национализм и вежливость, которые часто выражались в соответствии с заранее сформулированными декларациями. Примечательно, что футуристические фотографии и полотна стремились показать последовательные этапы движения объекта в пространстве.

Джакомо Балла, Динамизм собаки на поводке , 1912, Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало, Нью-Йорк, США.

Это, в свою очередь, объясняет раннее значение моды как эстетического выражения, которое непосредственно и почти исключительно применимо к активному и активизированному телу.

Прогрессивная эстетика футуристической моды

Цветная черно-белая фотография Фортунато Деперо и Филиппо Томмазо Маринетти перед Nuovo Teatro Futurista в футуристических жилетах, 1924, Турин, Италия. Деперо.

Мы должны изобретать футуристическую одежду, хэп-хэп-хэп-хэп-хэпп, смелую одежду с яркими цветами и динамичными линиями. Они должны быть простыми, и, прежде всего, они должны быть рассчитаны на короткое время только для того, чтобы стимулировать промышленную деятельность и доставлять нашим телам постоянное и новое удовольствие.

Джакомо Балла, Манифест Le Vêtements Masculin Futuriste , 1914. История моды.

Первый пример проявления одежды в футуристическом смысле имел место в 1911, когда Умберто Боччони и Джино Северини по случаю встречи с Пикассо в Париже оба носили носки, которые отличались друг от друга и подходили по цвету к их галстукам. Это первый случай, когда проявляются два основных стилистических принципа футуристической моды: асимметрия и живость цвета. Или, другими словами, динамизм и жизнелюбие как первые понятия, противоречащие правилам буржуазной одежды.

Fortunato Depero, Palma e pesci , 1937-38, Museo di arte moderna e contemporanea di Trento e Rovereto, Роверето, Италия. Google Искусство и культура. Фортунато Деперо, Жилет футуристической рыбы , 1923-24. Итальянские пути.

Футуристы начали внедрять новые виды одежды в экосистему дизайна одежды и аксессуаров. Они стояли за то, чтобы отменить все формы симметрии, вместо этого приняв спорадические геометрические узоры, яркие цвета и общие текстуры, которые никогда формально не использовались в контексте моды (например, пластик и металл). Они реализовали возможность игры с объемами, плотностью материалов и анимированными объектами.

Аксессуары представляли собой область особых возможностей и свободы среди этой экспериментальной группы. Они регулярно предлагали новые концепции дизайна, которые радовали чувства и воплощали их стремление создавать антимоду, моду.

Джакомо Балла в своей футуристической одежде, фотограф и дата неизвестны. Эскизная линия.

Проект футуристической моды соответствовал противоположным, но взаимодополняющим принципам: с одной стороны, это воображение во имя свободы творчества, а с другой стороны, функциональность, как воля к ценностям научно-технической современности. Провокация также была главной целью их моды.

Джакомо Балла

Джакомо Балла, Платье дочери Лайт, 1930. ArchiLovers. Однако

Джакомо Балла был первым, кто достиг реализации подлинно футуристической моды. В 1912 году у него уже был большой личный гардероб одежды, которую он разработал и которую он выставлял во время своего пребывания в Дюссельдорфе, Германия. Фактически, между 1912 и 1913 годами он создал свои первые текстильные проекты, в которых использовал те же формальные элементы динамического синтеза, которые использовались в его картинах. Виталистическая линия, синтетические формы и ритмы хроматических взаимопроникновений сочетались в его рисунках тканей и галстуков.

Джакомо Балла, Эскизы футуристических костюмов, 1930. Domusweb. Ранние разработки

Balla на самом деле демонстрируют попытку разбить поверхность тела на части и придать движение тяжелой и статичной ткани. Он надеялся, что нарисованные «линии скорости» и разноцветные лучи на ткани сделают даже самого консервативного и непоколебимого человека образцом динамизма. Яркие жилеты и галстуки предлагали привычный выход для индивидуализма.

Стремление к динамизму привело Баллу к использованию простых геометрических форм и цветовых контрастов, меняющихся в зависимости от времени суток или случая, для которого была создана одежда. Мужские буржуазные костюмы, как опора современности, предлагали наиболее очевидную цель для футуристической реформы дресс-кода.

Джакомо Балла, Эскиз костюма футуриста, 1914 г. Domus Web. Джакомо Балла, костюм футуриста, 1920 г. Washington City Paper.

В 1914 году в Париже Балла опубликовал свой манифест, написанный на французском языке, Le Vêtements Masculin Futuriste (Мужская одежда футуристов), в котором предлагал одежду простых линий, радостных цветов и динамичную.

Футуристический костюм должен отказаться от меланхолии черного костюма, серьезного, угнетающего и негигиеничного, заменив его новым костюмом, подходящим для перемещения владельца в гармонии с динамизмом современных городов.

Джакомо Балла, Le Vêtements Masculin Futuriste манифест. Гранди, С.: Одежда двадцатых годов. Мода и художественная культура в Италии между двумя войнами .

Джакомо Балла, Эскиз манифеста Il Vestito antineutrale , 1914. Pinterest.

Второй манифест, опубликованный в том же году под названием Il vestito antineutrale (Антинейтральное платье), представляет собой итальянскую версию предыдущего, но с некоторыми вариациями. Сам Манифест подстрекает итальянцев к воинственному вмешательству через одежду, делая одежду агрессивной и тем самым умножая мужество сильных и огорчая чувствительность трусливых.

Оба манифеста представляют собой первые две теоретические концепции футуристической эстетики в отношении моды. Начиная с 1915 года Балла производил в своем ателье большое количество изделий и аксессуаров как для мужской, так и для женской одежды – жилеты, куртки, узоры для текстиля, блузки, шарфы, сумки, обувь, ремни и т. д. Балла стремился передать разработанную морфологию. на холсте в одежду. Поэтому к 1915 году мода сконфигурировалась на Баллу как на «живой пластический комплекс», в котором конденсировано основное содержание футуристического стиля.

Thayaht

Эрнесто Михаэльес, более известный как Thayaht,   в 1918 году, вдохновленный концепциями функциональности, высказанными Балла, изобрел знаменитый костюм или по-итальянски: Tuta . Он был разработан как дешевая униформа унисекс, в которой рубашка, куртка и брюки были объединены в единый предмет практичной, простой, гигиеничной и синтетической одежды.

Thayaht, Tuta , 1920 г., фото П.Сальвина (?). Галерея Руссо.

Тайахт Tuta впервые появился в статье, опубликованной в 1920 году флорентийским журналом La Nazione . Листовка с выкройками была воспроизведена, чтобы сделать версию «сделай сам», которую, благодаря своей простоте, можно было сшить дома из различных тканей.

Thayaht, Tuta выкройка, 1920, журнал La Nazione , Флоренция, Италия. Ла Стампа.

По сравнению со знаменитыми комбинезонами советских художников-конструктивистов (например, Александра Михайловича Родченко), которые задумывались как рабочая одежда, это «универсальное платье», как назвал его Тайахт, было разработано, чтобы адаптироваться к любому случаю. Однако прежде всего он должен был быть удобным и давать владельцу полную свободу движений.

Александр Михайлович Родченко в советском конструктивистском комбинезоне, 1922 год. Pinterest.

Кроме того, он стремился создать предмет одежды, который обеспечивал бы максимальную свободу движений для тела и направлял активный образ жизни и телесные идеалы, которые позже будут способствовать фашистскому прославлению атлетизма. На самом деле женская версия Tuta также была создана вместе с босоножками, подобранными к платью.

Thayaht, Женская выкройка Тута , 1920 год, Музей костюма и моды, Дворец Питти, Флоренция, Италия. Галерея Уффици.

Thayaht и Madeleine Vionnet

Во время своего пребывания в Париже в 1921 году Thayaht познакомился со знаменитым кутюрье Мадлен Vionnet и создал несколько иллюстраций от кутюр для Maison Vionnet. Стилизованные геометрические композиции эскизов появились в начале 1920-х годов во французском журнале Gazette du Bon Ton . В 1929 году Тайахт разработал мужскую одежду для моря, а в 1930 году он также написал книгу « Эстетика в одежде». Солнечная мода, футуристическая мода .

Иллюстрация Thayaht для Madeleine Vionnet, Automnale , 1923, Gazette du Bon Ton . Музей изящных искусств, Бостон, Массачусетс, США. Иллюстрация Тайахта для Мадлен Вионнет, De la Fumée , 1922, Gazette du Bon Ton . Пантек.

Туллио Крали

Другой менее известный футурист, Туллио Крали, продолжил усилия Баллы по изменению дизайна пиджака и костюма. Он создал серию эскизов коротких и динамичных платьев, в которых кроящиеся изобретения смешиваются с контрастными цветными вставками ткани, создавая стилизованные скульптурные эффекты, перекликающиеся с некоторыми конструктивистскими решениями.

Tullio Crali, эскиз Abito sole ombra (солнцезащитное платье), 1933. Pinterest. Tullio Crali, эскиз платья, 1933. Pinterest.

Фортунато Деперо

Фортунато Деперо, Футуристические жилеты, 1923-24 гг. Визуальный расплав.

Если Балла и Тайахт были ориентированы на переформулировку повседневной одежды, то Фортунато Деперо на самом деле остается итальянским футуристом, тесно связанным с модой. Он создавал эскизы костюмов, театральные декорации и иллюстрации для рекламы. После войны, когда он бежал из Италии, чтобы избежать связи с фашизмом, он создавал сцены и костюмы для театра «Рокси» и для «Американских зарисовок» в Нью-Йорке. На самом деле это был его второй американский опыт с тех пор, как в конце 19-го20-х он работал в Нью-Йорке иллюстратором для Vogue и Vanity Fair .

Фортунато Деперо, эскиз для театра Рокси, 1929 год. Pinterest.

Деперо создал свои первые костюмы в 1916 году для мимико-акробатического балета под названием Mimismagia , в котором использовались геометрические узоры, которые можно было трансформировать, а также интегрированные элементы, которые освещали и производили шум.

Fortunato Depero, набросок для Mimismagia , 1916. Pinterest.Fortunato Depero, набросок для Le Chant du Rossignol , 1916 год. Pinterest.

В том же году он познакомился с Сергеем Дягилевым, который поручил ему разработать сцены и костюмы для «Русских балетов» Le Chant du Rossignol на музыку Игоря Стравинского и для Il Giardino Zoologico (Зоологический сад) Игоря Стравинского. Франческо Канджулло на музыку Равеля. Эти проекты так и не были реализованы, но черновики, которые Деперо оставил нам, показывают огромные новаторские и творческие силы, стоящие за его работой.

Он снова был в новостях в 2009 годукогда немало музеев отмечали 100-летие итальянского футуризма. По этому случаю Museo di Arte Moderna e Contemporanea di Trento e Rovereto открыл специальную выставку, на которой они попытались рассмотреть влияние итальянских футуристов на немецкий и русский авангардные движения.

Fortunato Depero и Missoni

Мода, вдохновленная футуристами: эскиз Fortunato Depero Balli Plastici (Пластические танцы) и рекламная кампания Missoni Осень/Зима 2014, вдохновленная Деперо. Ирэн Бринейшн.

Яркие и динамичные фигуры Деперо недавно появились в рекламной кампании Missoni Осень/Зима 2014, снятой известным голландским фотографом и художником Вивиан Сассен. Сассен вложила в изображения всю свою фирменную страсть к формам и формам, объективируя человеческое тело и позволяя графическим рисункам, надетым моделями, создавать диалог с абстрактными роботизированными формами. Результат выглядит утонченно, свежо и весело, создавая мосты между искусством и модой необычайно изобретательным способом, который смотрит в прошлое, а также проецирует съемку в будущее.

Мода, вдохновленная футуристами: эскиз Фортунато Деперо для костюма Le Chant du Rossignol и кампании Missoni Осень/Зима 2014, вдохновленной Деперо. Ирэн Бринейшн.

Модели, одетые в графические рисунки, стоят среди археологических руин рядом с причудливыми фигурами, состоящими из геометрических форм, похожими на жестких и загадочных, но ярких и игривых инопланетных роботов.

Мода, вдохновленная футуристами: Fortunato Depero, реклама Strega и кампания Missoni Осень/Зима 2014, вдохновленная Деперо. Ирен Бринейшн. Мода, вдохновленная футуристами: Fortunato Depero, реклама Campari и кампания Missoni Осень/Зима 2014, вдохновленная Деперо. Ирэн Бринейшн.

Некоторые цветовые сочетания в одежде моделей напоминают футуристические жилеты Деперо и палитры, используемые для его рекламы Campari и Strega или его обложки для модных журналов. Между тем, роботизированные фигуры выглядят так, как будто они вышли из эскизов костюмов для Chant du Rossignol , из Balli Plastici Деперо (Plastic Ballets) или из его механического балета Anihccam del 3000 .

В коллекции Розиты и ее покойного мужа Оттавио Миссони есть несколько оригинальных футуристических предметов одежды Деперо и Джакомо Балла.

Ренато ди Боссо

Ренато ди Боссо, Футуристический манифест итальянского галстука , 1933. Аренгарио.

В марте 1931 года была представлена ​​первая шляпа Futurist. Он был выполнен в различных цветах и ​​​​материалах, как синтетических, так и промышленных. Два коротких года спустя, в 1933 году, итальянский художник и скульптор Ренато ди Боссо разработал футуристический галстук. Ди Боссо выпустил манифест под названием Manifesto Futurista sulla Cravatta Italiana или Манифест футуристического итальянского галстука 9.0008 с намерением создать «Анти-галстук».

Основываясь на этой концепции, он представил украшение на шею из легкого металла, которое было одновременно блестящим и прочным. Последующие итерации его конструкции включали такие элементы, как медь и алюминий. К 1930-м годам, с появлением аксессуаров, футуристический гардероб был фактически завершен, и группа начала опираться на уже существующие проекты, чтобы расширить свое видение и возможности.

Ренато Ди Боссо, Anticravatta Italiana (Анти-галстук) , 1933. Аукцион.фр.

Футуристы также посетили знаменитую Exposition internationale des arts decoratifs et industriels modernes (Международная выставка современного декоративного и промышленного искусства или более известная как Экспо), состоявшуюся в 1925 году, от которой движение ар-деко получило свое название.

Футуристы против Сони Делоне

Соня Делоне, эскизы платьев, 1923-1924. Откройте для себя Goldmarkart. Соня Делоне с моделью в художественной студии своего мужа Робера Делоне, 19 лет.24. Пинтерест.

Довольно часто эскизы одежды и тканей 1920-х годов Сони Делоне сравнивают с футуристскими, но разница очевидна. Хотя оба искусно играют контрастными цветами, композиционные ритмы тканей Делоне более статичны, чем динамичные творения футуристов.

Prophetic Fashion Vision

Футуризм в моде не ограничивается только художественным движением. Повсеместное концептуальное и визуальное влияние футуристического искусства в начале 20-го века объясняет тот факт, что термин футуризм по-прежнему применяется в отношении моды к проектам, сделанным из неортодоксальных материалов, демонстрирующим новые технологии и формы и отображающим красочный динамизм.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *