Начало пути: как нарисовать портрет
В данной статье мы с вами поговорим обо всех аспектах рисования портретов. Начиная с построения головы и частей лица и заканчивая особенностями стилизации отличительных черт и национальностей. Мы собрали огромную подборку советов от десятка различных художников, которые объяснят все нюансы. Приступим!
1. Ракурсы и строение головы по методу Stan Prokopenko (Proko)
Все мы знаем, что любой объект находится в трехмерном пространстве и благодаря этому он выглядит реалистично. Начнем с рассмотрения построения формы головы:
1. Голова, разобранная на основные формы — это сфера (череп) и блок (челюсть и скулы).
2. Боковые стороны головы плоские, поэтому мы можем отрезать кусочек с обеих сторон шара. В профиль эта плоскость будет идеальным кругом, но при рисовании под любым другим углом она будет казаться овалом из-за перспективы. Разделите этот овал на квадранты. Вертикальная линия представляет собой начало челюсти.
3. Придайте форму челюсти. Верхняя часть будет начинаться с линии бровей, а задняя — с центра овала.
4- Установите угол наклона шара.
5- Разделите лицо на три части. Расстояние между линией роста волос и линией бровей должно быть таким же, как расстояние между линией бровей и нижней частью носа. Добавьте это же расстояние, чтобы найти подбородок. Обратите внимание, как линия волос и линия носа совпадают с верхней и нижней частью овала, когда они обернуты вокруг лица. Представьте себе голову в виде коробки. Трети должны быть обернуты вокруг боковой плоскости и передней плоскости.
1. Нарисуйте прямоугольный лист и изогните его в различных ракурсах.
2. Добавьте центральную линию, нарисуйте нос ромбовидной формы и линию рта. Помните, что он находится на поверхности листа и будет изгибаться соответственно.
3. Добавьте линию скулы, которая является направляющей и показывает местонахождение уха. Также добавьте небольшой объем губам и внутренней части глаза (т.к. внутренняя часть глубже, а внешняя постепенно переходит в боковую сторону головы).
4. Более продвинутый этап: нарисуйте полноценные маски под разными углами. Это отличная практика для запоминания объемов в различных перспективах, что поможет вам натренировать руку и рисовать лица под углами не задумываясь.
3. Рисование глаз от Stan Prokopenko (Proko)
1. Как и в случае с головой, важно понимать основную структуру глаза и надбровной дуги. Надбровную дугу можно упростить до слегка наклоненной назад коробки, переднюю плоскость которой представляет лоб. Сам глаз — простая сфера, которая находится под этой коробкой.
2. Видимая часть глазного яблока (склера) объемная, и должна быть затемнена. В зависимости от источника света, обычно градиент с одной стороны или с обеих делает свое дело.
Самая большая ошибка, которую вы можете допустить, — это оставить белок глаза белым, когда весь глаз находится в тени. Это делает его похожим на светящийся глаз. Нехорошо…
3. Радужка и роговица сидят на глазном яблоке, как две чаши. Радужная оболочка представляет собой слегка вогнутую чашу (как кратер), а роговица — выпуклую чашу (как холм). Роговица очень похожа на прозрачную контактную линзу, поэтому за ней видны радужка и зрачок.Форма и угол радужки обычно упускаются из виду. Это будет только идеальный круг спереди. Когда глаз движется, форма становится овальной, а угол меняется в зависимости от направления взгляда.
4. Чем дальше радужка от центра, тем уже становится овал.
5. Чтобы найти угол овала, проведите прямую линию от центра глазного яблока к радужной оболочке. Угол будет перпендикулярен этой прямой.
6. Важно помнить, что зрачок находится на радужной оболочке, а не на роговице. На самом деле зрачок — это отверстие в радужке, которое пропускает свет.
7. Радужная оболочка должна быть затемнена, как вогнутая форма. Если источник света находится сверху, то нижняя часть радужки будет освещена. Если источник света находится слева, то правая сторона радужки будет освещена, и т. д. Роговица будет прямопротивоположной, потому что она имеет выпуклую форму.
8. Поскольку роговица прозрачна, единственная часть, которая будет видна — это подсветка. Блик на роговице обычно находится в темной части радужки.
9. Старайтесь не рисовать веки так, как если бы они были плоскими. Веки должны обернуться вокруг глазного яблока. Подумайте о двух шапочках на футбольном мяче.
10. Кроме того, веки имеют некоторую толщину, поэтому очень важно показать нижнюю плоскость верхнего века и верхнюю плоскость нижнего века.
11. Обратите внимание на углы вершин век.
Вершина верхнего века ближе к носу, а вершина нижнего ближе к уху. Не рисуйте “рыбку”. Форма слезного протока также добавляет некоторую сложность. Он не по центру между веками, а расположен немного ниже по направлению к нижнему веку.
12. Еще одним фактором, который меняет форму век, является роговица. Поскольку это выпуклая форма, по мере движения роговицы она будет выталкивать веки. Обратите внимание, как меняется форма век при движении глаза.
13. Надбровная дуга действует как навес для защиты глаз. Точно так же верхнее веко выдвигается вперед дальше, чем нижнее. Брови сидят на надбровной дуге и достигают вершины ближе к внешнему концу. Наружные концы, как правило, легче, тоньше и имеют меньше волос, чем внутренние.
14. Форма бровей варьируется от человека к человеку. Мужчины, как правило, имеют более полные и прямые брови, в то время как у женщин они более тонкие и достигают пика выше.
4. Подборка заметок и советов по рисованию глаз от artofpan:
5. Рисование носа по Proko
1. Начинать стоит с 4 основных плоскостей — верхней, 2 боковых и нижняя.
2. Нос состоит из взаимосвязанных кусочков хряща и жира, прикрепленных к кости черепа. Половина переносицы — это кость, а другая половина — хрящ.
3. Носовой шар (большой хрящ крыла носа) на самом деле состоит из двух половин, между которыми вклинивается латеральный хрящ. Это разделение двух половин не всегда заметно.
4.Ноздри, состоящие из жировой соединительной ткани, похожи на крылья, прикрепленные к носовому шару.
6. Дополнительные заметки с советами по рисованию носа от artofpan:
7. Губы по Proko
Далее немного заметок о строении рта и губ. О чем художникам стоит помнить:
8. А также о стилизации различных форм губ от Haxpunch и daniellepioliart:
9. Уши по Proko
10. Волосы от artofpan
Приступим к анализу и рисованию волос.
11. Прически и виды волос (thundercluck, kibbitzer, kimmy_arts, Jey Ram)
Настоятельно рекомендуем хорошенько рассмотреть различные виды волос и причесок. Посмотрите, что у них общего и какие отличительные различия. Какие характеристики свойственны этим видам волос?
12. Цвет кожи — анализ от Lauren K. Cannon
Каждый художник рано или поздно сталкивается в рисовании портретов с реалистичным изображением цвета кожи. Немного об основных видах:
13. Отличительные черты лиц
Каждый человек уникален и обладает чертами, которые отличают его от других, говорит о его национальной принадлежности и даже может намекнуть о характере.
Схема от MurphAnimere с множеством вариаций:
Проанализировать эту схему можно на примерах референсов по расовым принадлежностям:
Упражнения для закрепления
1. Ориентируясь на предложенный материал в статье или на личные сохраненные файлы, проведите своё исследование и нарисуйте головы под различными углами, составьте конспекты по частям лица. Они могут быть упрощенными или же с множеством деталей. Главное, уделите внимание анализу!
2. Проведите свое личное исследование референсов и анализ различных типов лица и их элементов.
3. Для любителей стилизации мы предлагаем проделать упражнение по упрощению фотографий. Можете устроить личный челлендж и перерисовать десяток фотографий друзей или референсов.
4. Далее хорошим упражнением, которое можно проделывать в любое удобное время, в любом месте и любыми материалами — это рисование клякс и поиск образов в них.Для тех, кто сталкивался с “синдромом одинакового лица” это будет отличным упражнением. Также добавим сюда небольшую шпаргалку по исправлению этой проблемы. Здесь представлен пример мультяшного стиля, но упражнение применимо ко всему.
5. Нарисуйте различные виды причесок для вашего персонажа. Проанализируйте виды волос и стрижек.
6. Для более продвинутого уровня — придумайте или скопируйте с фото полноценные портреты, используя все полученные выше знания и навыки. Можете практиковать это упражнение на время.
Успехов вам!
***
Всех желающих повысить свой уровень при поддержке профессиональных преподавателей приглашаем на наши курсы по окружению, цифровой иллюстрации, казуальной графике, 3D для геймдева и анатомии.
Пополните своё портфолио новыми работами!
И подписывайтесь на наш обучающий паблик – здесь много уроков, статей и челленджей.
Спасибо за внимание!
Материал подготовила Диана Мова специально для школы CG LAB.
Источники при подготовке статьи:
— Stan Prokopenko
—Sinix Design (перевод на русский CG Speak)
— artofpan
— Lauren K. Cannon
— Thundercluck
— Jey Ram
Другие статьи:
2D в 3D: художественные техники от Miki Bencz
Начало пути: упражнения по работе с цветом
Начало пути: Разбираемся в композиции
Как нарисовать свое лицо?
Если вы не знаете, как нарисовать свое лицо, тогда вам лучше всего присесть перед зеркалом и приступить к делу. Когда перед вами уже есть лицо человека, то рисовать намного удобнее. В искусстве известна художница Фрида Кало, которая из-за болезни лежала все время в кровати, при этом вместо потолка у нее было зеркало. И она начала рисовать портреты маслом, смотря на свое отражение.
Для того чтобы приступить к рисованию, вам понадобятся следующие предметы:
- карандаш;
- ластик;
- бумага;
- зеркало.
Для начала нужно подобрать подходящее освещение. Свет должен падать на лицо ровно, освещать все его контуры. Если дневного освещения недостаточно, закройте шторы, поставьте две небольшие лампы по обе стороны от зеркала. Если же у вас есть лампы дневного света или люстра, способные создать подходящее освещение, используйте их.
Сядьте так, чтобы зеркало было строго напротив вас. При этом зеркало не должно находиться под наклоном и висеть (стоять) перпендикулярно полу.
Внимательно изучите свое лицо: форму лица, глаз, носа, губ, лоб, щеки, скулы. Отметьте свои особенности, которые нужно будет передать в портрете.
Теперь давайте рассмотрим, как нарисовать лицо поэтапно. Для начала вам надо будет нарисовать ровный овал. После этого разделите его на 2 части горизонтальной линией, это необходимо для определения положения глаз. Отметьте прямыми линиями место расположенияноса,бровей игуб.
Необходимо акцентировать внимание на том, что расстояние от нижней части подбородка до кончика носа, а также от носа до бровей и до волос на голове должны быть одинаковыми. К тому же, стоит помнить о том, что все линии должны идти параллельно друг другу.
Рисование глаз
После этого можно приступать к рисованию глаз. При этом внутренние и внешние уголки надо расположить немного на разных уровнях. Если вам нужно будет сделать на лице эффект грусти, тогда надо внешние уголки глаз расположить чуть ниже внутренних уголков. Если вам нужно нарисовать лицо с нейтральными эмоциями, то внутренние уголки должны находиться примерно на одном уровне с внешними уголками. На отмеченной линии помечаем для себя уровень высоты внешних уголков. Затем проводим линию посередине лица и таким образом разделяем наш овал на 2 половины.
После этого необходимо отметить 2 небольших отрезка вертикального направления по переносице, которую называют расстоянием между глазами. Как левый, так и правый отрезок у вас должны получиться одинаковыми по длине, так как лицо человека более-менее симметричное. При измерении второго отрезка откладываем расстояние со всех сторон для определения места рисования глаз.
Между очертанием овала и глаз со стороны висков у вас в итоге должно остаться свободное расстояние. Если у вас не получилось этого сделать и глаза стали упираться в овальную линию, то в этом случае надо будет уменьшить расстояние между глазами и разрез самих глаз.
Рисование носа и губ
Когда контуры глаз будут готовы, можно переходить к рисованию губ и носа. Взгляните на свой нос и отметьте, в каком месте он у вас намного шире. Конечно же, это место находится возле его крыльев, и если опустить прямые вертикальные линии от направления внутренних уголков глаз, то вы сможете определить расположение носовых крыльев. Также стоит учитывать тот факт, что носы у людей разные: у многих они могут быть большими, а других — очень маленькими. Но чаще всего попадаются «средние носы», а это говорит о том, что и ширину нужно будет делать соответствующую.
Перед тем как рисовать губы на лице, вам нужно будет отметить линию внешних уголков губ. Опускаем к низу прямые линии, причем таким образом, чтобы они были одинаковыми от середины каждого глаза. Только когда нарисуете нос и губы, можно приступать к прорисовке глаз, где радужка глаза должна быть видна не полностью. Верхнюю часть глаза нужно немного «спрятать» под верхнее веко, а около нижней надо нарисовать нижнее веко. Так нужно проделать с обоими глазами.
Для придания естественности полезно добавить тени на лицо, тем самым придав ему объем. Выделите тенями скулы и виски. Также можно выделить крылья носа и кожу под глазами.
рисование лица шаг за шагом
Теги
- уроки рисования
- бумажная живопись
- акварельная живопись
Знакомство с портретной живописью на первый взгляд может показаться сложным. Можно ли упростить рисование лица? Но если посмотреть глубже, то окажется, что готовый портрет состоит из множества мелких деталей. И эти детали совсем несложно освоить. Таким образом, каждый может найти несколько простых лиц для рисования, а затем научиться создавать настоящий портрет с некоторой практикой и желанием. Здесь мы наглядно покажем вам, как шаг за шагом освоить рисование лица. Достаточно воспользоваться нашим руководством по рисованию лица и приобрести некоторые основные художественные принадлежности.
Для простого рисования лица требуются следующие материалы:
1. Бумага
2. Карандаш
3. Черные фломастеры Artistro
4. Акварельные краски – дополнительно
Руководство по рисованию лица, этап 1: нос.
Графитным карандашом наметьте круг, а под ним волнистую линию — это будет основание носа. Над основанием добавьте два полукруга, откуда вверх проведите две параллельные, плавно сужающиеся линии – это будут хрящи переносицы. Добавьте тени штриховкой и дорисуйте горбинку носа. В конце обведите контур носа черным маркером.
Руководство по рисованию лица, этап 2: рот
Проведите две прямые линии и скрестите их под прямым углом — они пригодятся в качестве кляксы. По горизонтальной линии графитным карандашом замкните две линии с небольшим отклонением вверх и вниз – это будет отверстие рта. Затем сверху нарисуйте волнистую линию с большой амплитудой и замкните ее по бокам двумя предыдущими – это будет верхняя губа. Зеркальным способом добавьте внизу глубокую выпуклую линию – это будет нижняя губа. Затем обведите губы черным маркером и придайте им объем с помощью пунктирных теней.
Руководство по рисованию лица, этап 3: глаза
Нарисуйте горизонтально плоский эллипс с заостренными углами и разрежьте его пополам, чтобы получилось глазное яблоко. Над верхней половиной добавьте еще одну дублирующую линию — это будет веко. Внутри эллипса нарисуйте полукруг — это будет радужная оболочка глаза. Внутри полукруга добавьте меньший круг (зрачок) и еще один крошечный блик. Обведите все элементы глаза черным маркером. Также полностью подкрасьте зрачок, прорисуйте ресницы и брови.
Руководство по рисованию лица, этап 4: волосы и уши
Выбирая простые лица для рисования, не стесняйтесь экспериментировать с разными прическами и цветами волос. Для комфортной работы сначала наметьте границы лица овальной формы и дорисуйте уши. Это позволит вам не выходить за границы рабочего пространства. Сверху добавьте полукруг (это будет задняя часть черепа), от которого спускается волнистая мотковая линия. С внутренней стороны лица длинной волнистой линией обозначьте внутренние границы пряди. Ниже правого уха также опустите волнистую линию, ограниченную вогнутой линией шеи. Обведите краевые части мотков черным маркером. Добавьте случайные пряди рядом с основными. Оставьте часть волос неокрашенными — это будут отражения.
Руководство по рисованию лица, этап 5: Раскрасьте рисунок акварельными красками.
Используйте синюю акварель, чтобы заполнить волосы. Акценты ранее были сделаны черным маркером. Чтобы получить телесный цвет, смешайте красный, желтый, синий с большим количеством воды. Закрасьте лицо тем цветом, который у вас есть. Нанесите несколько дополнительных слоев краски для тела, используя технику лессировки, чтобы подчеркнуть тени. На последнем этапе закрасьте фон зелеными акварельными красками.