Содержание

Как рисовать правильные блики. Старые статьи · Вадим Паясу | by Школа циничного дизайна

Школа циничного дизайна

·

Follow

4 min read

·

May 2, 2014

Это очень старая, но до сих пор актуальная статья о спецэффектах освещения.

Если опустить детали, блик в виде зведочки, полосы или засвета — это оптический эффект, который изначально возник из-за недостатков оптических устройств. Поскольку ничего с этим нельзя было поделать, блик стал художественным приемом. К нему настолько привыкли, что фотографии без бликов в привычном месте теперь воспринимаются ненатурально.

Кроме того, блики появляются в поле нашего зрения, когда мы щуримся, глядя на яркие объекты. Природа этого явления немного иная, но раз уж начали, то будем говорить обо всем вместе.

Если вы хотите знать больше о физике бликов и сходных эффектов, обследуйте Википедию на предмет дифракции, дифракционной решетки, рефракции, интерференции и прочего, там масса полезного для техдизайнера.

Подготовка

Начинать накладывать блики можно только после того, как рисование объекта окончено. Чтобы получилось хорошо, нужно привести исходник к уверенно-качественному виду, на что в среднем уходит 30-300 минут.

Важное правило: на картинках плохого качества блики всегда будут выглядеть отвратно. Если вам приходилось ломать голову над тем, почему свечение идеального исполнения выглядит как жалкий клипарт — вот он ответ.

Для наложения бликов картинка должна быть максимально возможного качества.

Чтобы получить качественный блик, нужно уметь ответить на два вопроса:

  1. Где он будет находиться?
  2. Как он будет выглядеть?

Где?

Если с формой блика все просто, то с его местонахождением у большей части техдизайнеров дела обстоят неважно. Самый простой способ узнать, где он будет — посмотреть на исходник и найти на нем самое яркое место. В качестве упражнения на дом предлагаю отправиться в любой интернет-магазин хромированных брелков, скачать десяток картинок и поискать на них места, где блики будут смотреться удачнее всего. Вполне хватит такого уровня прорисовки:

Если на исходнике такого места нет, стоит либо еще раз подумать «А оно мне надо?», либо с помощью уровней, кривых или контрастов сделать такое место (причем, постараться сделать его естественным).

Фактически, блики появляются в тех местах, в которых свет от источника отражается от предмета. Я набираю этот текст на трассе в яркий солнечный день. Самые яркие места на проезжающих машинах — стойки лобового стекла, углы багажника, бампера — те места, где изгиб у металла небольшого радиуса. Оно и понятно: чем острее угол, тем он больше всего отражает, поэтому вероятность возникновения блика именно там выше.

линк

Минимальное системное требование образования бликов: на предмет должен светить прямой и достаточно яркий свет. Отсюда следует, что в тени, полутени и при мягком освещении их быть не должно.

Есть материалы, которые бликуют — стекло, полированный металл, некоторые виды пластмассы, и есть те, которые рассеивают или поглощают свет — разнообразные ткани, резина или песок. Обычно если материал пускает солнечные зайчики, это признак того, что и бликовать он тоже будет.

Для продвинутых пользователей: придание одним предметам других свойств нередко выглядит глючно, но здорово. Если сделать блестящую резину, ткань или древесину никто не будет возражать.

Важное правило: блик должен быть уместным.

Как?

Форма блика полностью зависит от оптического устройства и фантазии техдизайнера. Он может быть похож на что-то, представлять собой микс нескольких обычных эффектов или не быть похожим ни на что. Тем не менее, удачные результаты обладают несколькими сходными свойствами. Проще всего воспринимать блик как точечный источник света. Это значит, что:

  1. Он ярче всего в центре и становится менее интенсивным по краям.
  2. При этом получается, что он как бы окружен светящимся ореолом.
  3. Иногда от него расходятся лучи.

Я думал устроить разбор по каждому пункту списка, но понял, что полезнее дать вам возможность моделировать лучшие примеры.

Один мой знакомый сделал нарезку бликов и свечений из разных дизайнов — сайтов, флэш-роликов, печатной рекламы и видео. Каждый из этих бликов можно смоделировать или замиксовать с другими (что даст еще лучший результат). Пользуйтесь:

По словам составителя, здесь есть блики из работ 73дпи.ру, Фригера, Феррариста, Гениузза, Экскви, Доминиона, Паясу, Платинум ФМД и Н3-Тим.

Чем качественнее объект для подражания, тем лучшим будет ваш результат.

Инструменты:

  1. Dodge tool -> highlights (для высветления ореола).
  2. Brush (для ореола и рисования самой яркой точки).
  3. Изредка белый слой в blending mode -> overlay (для ореола).
  4. Smudge tool (для лучей).
  5. KAI’s Power Tools -> Lens Flare (тоже для лучей).
  6. Genesis VFX -> Genesis V2RPO (совсем мощная штука).

Для продвинутых: соус — способ скрыть тысячу грехов. Блик — способ скрыть множество косяков.

Как правильно рисовать блики и куда их нужно ставить

Рассказываем о том, как появляются блики и какие виды отражений бывают. Разбираемся, как применять эти знания на практике – где ставить блики, и как они будут выглядеть.

Игровая графика и софт

Окружение и иллюстрация

Персонажи и существа

Что такое блики и как они образуются

Блик — это самое яркое световое пятно на поверхности предмета. Мы видим его на резиновом мяче в солнечный день, на яблоках, что лежат на подоконнике, или на тщательно уложенных волосах. В изобразительном искусстве блик — это важный элемент светотени. Правильно поставленный блик будет сильным акцентом, который привлечет внимание зрителя. Художники используют его, чтобы передать объем и форму предмета, показать фактуру поверхности.

Отблеск света будет самым заметным элементом на рисунке. Неважно, цветной он или нет — блик выделяется из-за контраста по тону.

По своей сути блик — это свет, который отразился от поверхности предмета и попал в глаза зрителя в виде сфокусированного луча. Конечно, любой предмет, видимый нами, отражает свет — в противном случае мы бы видели на его месте черное пятно. Для того, чтобы зритель видел четко выраженный блик, нужно, чтобы как можно больше частиц света отражалось в одном направлении, а не хаотично.

Фокусировка зависит от отражательных свойств материала и рельефа поверхности. При попадании на предмет с шероховатой поверхностью световые волны отражаются от мелких неровностей в разном направлении, и значительная часть отраженных лучей рассеивается.

В результате блик либо отсутствует, либо выражен слабо. Гладкая же поверхность отражает большую часть света в одном направлении — фотоны доходят до сетчатки глаза в полном объеме. В таком случае мы видим идеальный блик — яркий и четкий.

Блики на гладких поверхностях выражены сильнее, чем на шероховатых. Также стоит принимать во внимание и физические свойства материалов. Металлы, к примеру, свет не пропускают. Именно поэтому они лучше блестят на солнце и свете в целом.

Виды отражений и оптические эффекты — их роль в формировании бликов

Зеркальное отражение

Возникает на идеально гладких поверхностях, которые отражает весь попадающий на него свет. Такая ситуация возникает тогда, когда луч света отражается от плоскости ровно под тем же углом, под которым падает от источника. В результате на поверхности предмета отражается все, что находится перед ним. Ярчайшей точкой — бликом — при этом будет сам источник света, который отразился от поверхности, как от зеркала.

На каске, словно в зеркале, отражается комната и лампы, которые испускают свет. Делать работы с такими объектами непросто, поскольку на них сильнее воздействует окружение

Диффузное (рассеянное) отражение

Встречается в окружающем нас мире гораздо чаще. Из-за мелких неровностей поверхности световые лучи преломляются и отражаются под разными углами. Как итог — до глаз смотрящего доходит только часть излучения, а оставшаяся часть — рассеивается в пространстве. В таком случае блики получаются менее яркими или могут отсутствовать вовсе. На шероховатой поверхности свет будет лучше отражаться от выступающих неровностей.

Знание о том, как свет отражается от разных материалов и поверхностей поможет понять, как рисовать блики

Анизотропия

Это красивый оптический эффект, который возникает на поверхностях с множеством мелких неровностей.

Важно, чтобы они находились очень близко друг к другу и были однообразными, упорядоченными. Примером анизотропии могут быть компакт-диски или человеческие волосы. Благодаря множеству мелких бороздок, идущих в одном направлении, отраженный свет рассеивается по поверхности перпендикулярно направлению рельефа. В итоге анизотропия проявляется как яркий вытянутый блик света, расходящийся в стороны.

Блики на волосах — пример анизотропии, который мы можем видеть ежедневно. Оптический эффект выражается сильнее, если бороздки расположены ровно и тесно друг к другу.

Эффект Френеля

Эффект заключается в том, что по мере уменьшения угла между линией взгляда и плоскостью, на которую мы смотрим, увеличиваются ее отражательные свойства. Особенно это выражено на глянцевых поверхностях. Наверняка каждый сталкивался с этим эффектом в детстве, когда пускал солнечных зайчиков для создания яркого отблеска, а для этого нужно было наклонить стекло к свету под острым углом. 

Еще один пример — поверхность озера. Если встать у самого берега и посмотреть под ноги, то сквозь воду будет виднеться дно. Но по мере того, как мы будем вести взгляд дальше к горизонту, водная гладь перестанет быть прозрачной. В ней будет отражаться небо и все, что находится на берегу озера. 

При определенных условиях можно получить блики света на самых разных поверхностях. Сверху мы видим два чайника с эффектом Френеля и без него. Снизу — схема действия оптического явления.

Где рисовать блики

Частая ошибка начинающих художников заключается в том, что они ставят блики не там, где им следует быть. Каждый элемент светотени, — а особенно столь яркий и заметный, как отблеск света — должен быть расположен правильно. В противном случае не получится передать объем предмета и показать, из какого материала он сделан.

Шаг 1: разбираемся с источником света

Перед тем, как ставить блики на объекте и рисовать светотень, нужно определить, сколько на рисунке будет источников света, и где они будут расположены.

Если мы рисуем усталого студента в темной комнате, который сидит за столом под светом лампы, то наш источник света будет изображен прямо на холсте. Нам легко оценить, откуда исходит свет, и как далеко он находится от объектов в комнате.

Другая ситуация, если свет исходит от источника, который находится за пределами рисунка. В таком случае нужно всегда держать в уме его расположение или нарисовать вспомогательную стрелочку, которая будет показывать направление лучей солнца или любого другого источника.

Еще один момент, который стоит учитывать — интенсивность освещения. Блики от свечения маленькой лампы и блики от мощного фонаря будут сильно различаться. Один из них — маленький и нечеткий, а второй — раскинется на всю плоскость. Расстояние до источника тоже влияет на интенсивность. Чем больший путь проходит свет, тем больше его частиц рассеивается в пространстве. 

Близость к источнику света делает блик ярче. Источник.

Шаг 2: разбиваем объект на плоскости

Все, что нас окружает, состоит из плоскостей, которые могут быть четко выраженными, так и условными. Если со столом и образующими его плоскостями все понятно, то с более сложными формами, например, сферой или человеческой головой, все труднее. Тем не менее даже их можно обобщить — представьте, что это грубая 3D-модель с небольшим числом полигонов.

Примером сферы, разбитой на плоскости, можно посмотреть на шар для диско – его поверхность, разбитая на квадратики, идеально подходит для этого. При рисовании сложных форм вроде человеческой головы художники пользуются обрубовкой. 

Шаг 3: ставим блик в нужном месте

Для этого мы сперва определяем, где находится источник света, а затем проводим от него воображаемый луч к объекту. Свет отразится от той плоскости, которая обращена к источнику и находится к нему ближе остальных плоскостей. Поэтому на округлых поверхностях блик всегда будет расположен на выпуклых частях.

Грани, направленные к источнику света – идеальное место для блика.

С плоскими поверхностями ситуация иная — им недостаточно просто быть освещенными. Чтобы на них появился блик, свет должен падать под определенным углом.

На примере ниже мы видим, что отблеск проявляется сильнее по мере того, как опускается лампа. Зритель стоит неподвижно в отличие от источника света. За счет уменьшения угла между лампой и верхней гранью куба, становится выше отражательная способность поверхности.  На примере ниже удалось сделать благодаря эффекту Френеля, который мы разбирали ранее.

Источник

Еще одно место, на котором часто возникают блики — это стык двух и более плоскостей.  Дело в том, что грани не всегда сходятся ровно под идеальным прямым углом. В месте их соприкосновения может образоваться еще одна небольшая плоскость, — фаска, — которая, оказавшись под нужным углом, тоже отражает свет.

Примеры бликов на стыке плоскостей — блики видны на крыльях и подножке автомобиля, на стенке ящика и гранях кубика.

Как выглядит блик

После того как мы определили, какая грань будет самой освещенной, нужно понять, как нарисовать отблеск света на поверхности. Для этого нужно держать в уме следующие моменты.

Как выглядит источник света

Мы уже знаем, что блик — это отраженное световое излучение, которое улавливает сетчатка наших глаз. Поэтому отблеск выглядит так же, как и его источник. При этом, чем лучше отражательная способность материала, тем яснее и четче блик будет повторять форму источника света. 

Отражения повторяют не только форму, но и цвет. Если источник света имеет некий оттенок, то и блик будет цветным. На примере сверху видны оранжевые блики от костра и синеватые от света луны. Автор: Баярд Ву

На какую поверхность падает свет

При рисовании нужно принимать во внимание форму освещенной поверхности. Блик будет накладываться на нее и искажать свою первоначальную форму в соответствии с кривизной поверхности. Чтобы избежать ошибок можно делать так: нарисовать сетку по форме объекта на отдельном слое или не удалять линии построения. Эти элементы послужат направляющими для бликов.

Вытянутые цветные блики от ламп искривляются вместе с поверхностью.

Следующий момент, связанный с поверхностью, — ее рельеф. Нужно учитывать, что окружающие предметы редко бывают идеально гладкими. Шероховатости либо связаны со свойствами материала, либо образуются со временем от регулярного использования. Свет делает видимыми все неровности рельефа, которые снижают четкость отражения.

По мере добавления неровностей рельефа меняется вид блика — от цельного к зернистому. Источник

В каком стиле выполнен

рисунок

Стилистика оказывает влияние на вид всей работы и каждого его элемента — это касается и бликов. Чем больше уклон в реализм, тем аккуратнее нужно работать с отражениями и чаще сверяться с референсами — рассматривать, как себя ведут разные материалы при различных сценариях освещения.

Если стиль склоняется к утрированию и снижению детализации, как в аниме или казуалках, то и блики будут выглядеть проще, например, как сплошное белое или цветное пятно. Учитываться будет цвет освещения и форма плоскости, а вот ее фактура уйдет на второй план.

Примеры бликов в разных стилях. Слева — рисунок Ивена Амундсена с уклоном в реализм, справа — кадр из аниме

Резюмируем

Подведем краткие итоги и дадим инструкцию, которая поможет рисовать идеальные блики. Начнем с базовых моментов, о которых нужно помнить:

  • Блик — это свет, который отразился от объекта.
  • Важно правильно размещать блики, чтобы передать объем и свойства материала.
  • Красивые блики появляются на материалах, которые хорошо отражают световое излучение — это металлы и объекты с гладкой поверхностью.
  • Сложно держать в голове физические свойства материалов и знать законы оптики. Поэтому в изобразительном искусстве нужно использовать референсы. Если этого не делать, то будет трудно убедительно изображать материалы и разные сценарии освещения.

На практике работа с бликами выглядит так:

  • Определите, откуда исходит свет.
  • Разбейте объект на плоскости.
  • Представьте луч, который исходит от источника света и смотрите, на какую грань он попадает — там то и будет идеальное место для блика.
  • Наложите блик по форме плоскости. При этом нужно учитывать то, как выглядит источник света и насколько далеко он расположен от объекта. 

Эффекты брони / Блики на блестящем шлеме «МОИ СОВЕТЫ № 3» от Brilee — Сделайте лучше искусство