Содержание

Суровая и мощная красота Канады. Томас Джон Томсон

tanjand April 17th, 2014

Суровая и мощная красота Канады. Томас Джон Томсон

Том Томсон родился 5 августа 1877 года недалеко от Клармонта в провинции Онтарио. Двумя месяцами позже, его семья перебралась в свой дом на Розовом Холме в окрестностях города Оувен Саунд. Там Том и вырос – на заливе Джорджиан (Georgian Bay).

Томсон перепробовал несколько карьер, прежде, чем жизнь привела его в Сиэтл (штат Вашингтон), где он начал работать гравировщиком фотографий, попутно выполняя мелкие художественные заказы. В 1907 году Томсон получил работу в большой компании, занимавшейся гравировками, Grip Ltd. С этого момента жизнь будущего художника перевернулась.

С 1914 по 1917 год Томсон проводил тёплое время года среди дикой природы, постоянно делая наброски, и работал гидом-проводником или пожарным в парке-заповеднике Алгонкин.

На зиму художник перебирался в “Сарайчик Томсона”, расположенный за зданием, где когда-то снималась студия – у художника не было средств, чтобы снимать студию одному, а напарник от студии отказался. В этом “сарае” были написаны самые известные картины Томсона.

Том Томсон умер между 8 июля (его последний раз видели именно в этот день) и 17 июля (в этот день его тело вытащили из воды) 1917 года.

Томсон — художник самоучка, и в его ранних работах это видно. Но мощный талант помог ему приобрести настоящее мастерство и найти свой уникальный красочный стиль.

«Томсон писал не ради простой живописи, а потому что природа сама повелевала ему писать, сообщая о себе через его картины. Северная природа полностью поглотила художника, его тело и его душу. Он начал рисовать, чтобы выразить эмоции, которые пробуждала в нём окружающая природа, все настроения и страсти, всю грусть и всю славу цвета…

Слова не были его инструментом для самовыражения — цвет был единственной доступной средой. Из всех художников Канады он был величайшим мастером по цвету. Правдивость его картин была непобедимой, потому что он видел то, что рисовал. Он никогда не писал того, чего никогда не видел!» Доктор Дж.М. МакКаллум, Tom Thomson

Он причастен к знаменитой в Группе Семерых. Это группа художников из Торонто, которые решительно отвергали навязываемый Европой стиль приукрашенной природы и прилизанных пейзажей.  Они  писали суровую и грубоватую природу Канады как она есть.

Родился 5 августа 1877 в Клермонте , Онтарио, умер 8 июля 1917 (в возрасте 39) Каноэ-Лейке , Алгонкин Парк, Онтарио.

Официальный сайт

Tags: канадские художники

Telegram channel

Жизнь и смерть канадского гения: загадка гибели Томаса Томсона. Часть первая. | by @murderss

8 min read

·

Jan 13, 2019

Сейчас его полотна выставляются в самых престижных выставочных залах, и оцениваются экспертами в сотни тысяч долларов. Имя этого художника, Томас Джон Томсон, знакомо любому ценителю живописи, а канадцы именуют его «своим Ван Гогом».

Жизнь гения

Томас Джон Томсон родился 5 августа 1877 года в небольшой канадской деревушке со звучным именем Клермонт, в провинции Онтарио (Канада). Получив при рождении имя в честь дедушки по отцовской линии, он стал шестым ребенком, из десяти появившихся на свет, в благополучной семье Джона и Маргарет Мэдисон Томсон, выходцев из Шотландии.

Родители Томаса Томсона

Спустя два месяца после его рождения, 23 октября 1877 года, большая семья Томаса сменит свое место проживания, переехав в отдельное сообщество Лейт (Канада, Лейт находится в 11 км от города Owen Sound), где, по большей части, проживали их соотечественники шотландцы. Здесь они приобретут славу трудолюбивого, но хлебосольного и веселого семейства, дома, где постоянно толклись гости, звучала музыка и смех.

Семья Томсонов. Фото 1898 год. На заднем ряду слева направо: Элизабет, Луиза, Джордж, Минни. На переднем ряду слева направо: Маргарет, отец Джон, Фрейзер, Ральф, мать Тома, и сам Том Томсон

С первых дней маленький Томас демонстрировал довольно шаткое здоровье, часто простужался и болел ревматизмом, рос хилым и болезненным ребенком, и нисколько не походил на своего статного и пышущего румянцем красавца-отца, управляющего большим фермерским хозяйством. К тому же, он постоянно витал в облаках, был мечтательным и непоседливым ребенком. Мог часами бродить по лесу или удить рыбу, резвиться с ребятней, гонять мяч, смотреть на воду или восторгаться красотой листвы деревьев. Родители считали, что юный Томсон не умеет сосредотачиваться на работе, он постоянно опаздывал и не выполнял обещаний, о чем-то грезил и рисовал все, что видел вокруг. Одним словом, в семье сельских жителей неожиданно появился на свет творческий ребенок, столь же неприспособленный для труда фермера, как изящная лютня для забивания гвоздей.

Фото Томаса Томсона

В 1899 году отец отправит 18-летнего беспокойного Томаса трудиться к своему другу Уильяму Кеннеди в сталелитейный цех, однако продержится там парнишка недолго — чуть более 8 месяцев, после чего будет уволен из-за систематических опозданий на работу. Расстроенный тем, что в очередной раз не оправдал надежд отца, в этом же году Томас попытается попасть на Вторую англо-бурскую войну, но взять в армию его не смогут, сославшись на несоответствующее для солдата здоровье. Затем последует период откровенных метаний и попыток молодого человека найти себя хоть в чем-то. Он будет служить то клерком, то пожарником, то лифтером. То неожиданно отправится учиться в колледж Онтарио, где попробует свои силы в ведении бизнеса.

Но и тут продержится лишь 8 месяцев, закрутит несколько мимолетных романов, и в 1901 году, в конце концов, забросит учебу, направив свои стопы вслед за одним из старших братьев в Вашингтон (США). И каждый раз эти тщетные попытки утвердиться в жизни будут заканчиваться провалом, ведь с самого детства маленького Томаса занимало лишь одно — рисование. Выросший среди молчаливых величественных гор, необъятных озер и клокочущих водопадов Канады, он мечтал научиться «запечатывать» на холсте, словно бабочку в янтарной слезе, изменчивые лики природы: увядающего осеннего леса, зимнего сна уснувших елей, солнечных зайчиков, прыгающих по волнам водной глади и весеннее пробуждение жизни на лесных пригорках.
Послонявшись недолго по миру, уже в 1904 году, в возрасте 27 лет, он решит вернуться на родину, в Owen Sound, где, уже осмыслив свое истинное предназначение, начнет по-настоящему рисовать. Впрочем, пока его основной работой станет художественное проектирование зданий для компании «Legg Brothers» в Торонто, а пейзажи, которые впоследствии прославят Томаса Томсона на весь мир, будут выходить из-под его кисти лишь на досуге.

Том работает в «Legg Brothers»

По выходным он станет регулярно покидать шумный город, отправляясь рисовать в отдаленные деревни, искать самые тихие и живописные места на берегу речушек и озер.

Именно тогда и начнут появляться на свет его великолепные шедевры, странные, нарисованные чуть угловатыми, словно небрежно брошенными на холст, мазками, картины, знакомые сейчас всем ценителям искусства. Он вдохновенно писал природу, и не очень любил рисовать на ее фоне людей. Казалось, что люди в его искусстве занимали второстепенную роль, как бы созданные Богом лишь оттенять буйство красок заходящего солнца, изменчивого лика водного зеркала или дрожи шепчущейся листвы испуганных осин.

Одна из немногих картин Томаса Томсона, на которой изображен человек — молодая девушка, названная автором Леди. 1915 год

Место своей будущей странной гибели, провинциальный парк Алгонкин, самый старый в Канаде, впервые Томас посетит в 1912 году, и влюбится в него навеки. Его безмолвная красота бездонно синих озер, слепящая цветом, радужная раскраска осенней листвы, словно околдует молодого художника. И повенчавшись с этой неиссякаемой музой, он с неистовым безумием станет рисовать его вновь и вновь, подарив миру несколько сотен полотен с изображением именно этого парка.

Алгонкинский провинциальный парк

Томсон неожиданно начнет курить трубку, набивая его матерым табаком, научится великолепно готовить и станет заядлым рыбаком и охотником, ловящим рыбу на блесну и в нахлыст.

Томас Томсон стоит на пристани и возится с блесной

Будет сутками пропадать в лесах в одиночестве или в компании друзей, таких же городских художников, как и он сам. Иногда к нему в парк станут наведываться целые компании живописцев, и по вечерам, сидя у костра, Том с необыкновенным воодушевлением будет рассказывать им, какие цвета в палитре природы преобладают в тот или иной сезон. Они часами будут об этом спорить, каждый делясь своими впечатлениями, а после их отъезда Томсон с его большим неистовством будет творить, вдохновленный неиссякаемым магнетизмом и волшебством красоты природы.

В те годы, когда Томас по-настоящему творил в Алгонкинском парке, никто еще не считал его гением, скептично оценивая странные и аляповатые картины, коими их видела публика, привыкшая к «причесанной» классической живописи. Но, в 1913 году ему наконец-то повезет, и его первое полотно под названием «Северное озеро» будет выставлено на обозрение в Обществе художников Онтарио. А чуть позже оно будет куплено Национальной галереей Канады за $250 (приличная сумма для тех лет), и уже в марте 1914 года Томсону присвоят почетное звание члена общества художников Канады.

Картина Тома Томсона «Северное озеро»

Именно после этого в жизни начинающего творца произойдет переломное событие, позволившее его потомкам наслаждаться множеством полотен великого гения. Ибо на одном из мероприятий, куда в октябре 1913 года сошлись художники Онтарио, Томасу повстречается настоящий меценат — ценитель изобразительного искусства, богатый офтальмолог Джеймс МакКаллум, предложивший художнику бросить свою основную работу и оплачивать его существование, лишь бы тот творил. Томсон с удовольствием оставит постылый труд архитектора и окунется в мир искусства.
Уже весной этого года он уедет в Алгонкин, и проведет там больше, чем полгода, до самой зимы. Он будет жить в неказистом деревянном доме в деревушке Mowat (некогда в этой деревушке проживало около 600 человек, однако, уже к 1914 году она представляла собой город-призрак, в котором обитало не более 150 человек), и много рисовать, разработав свою особую систему эскизов.

Хижина Тома Томсона. Рисунок Дэниса Мерчанта, 1915 год

И как-то резко изменит свой образ жизни, превратившись из городского денди в неопрятного мужчину, всегда какого-то немного небрежного. Начнет постоянно носить то рваную фетровую шляпу, то видавшую виды вязаную шапочку неопределенного цвета. Подолгу не будет менять бесформенные штаны макино (штаны из плотной тяжелой водоотталкивающей шерстяной ткани), провонявшие дымом клетчатые рубашки и высокие мокасины. Иногда он даже не будет реагировать на приветствия в свой адрес, глубоко погруженный в какие-то творческие раздумья. Одним словом, неожиданно этот городской человек превратится в настоящего лесного чудака, который в 1914 году впервые официально получит лицензию гида и проводника, будет работать пожарником и станет оберегать лес от браконьеров и разгулявшихся туристов.

Лицензия на осуществление деятельности гида в Алгонкинском провинциальном парке, выданная Тому Томсону на 1917 год (действие лицензии — 1 год, поэтому ежегодно ее следовало получать заново)

Но, невзирая на свой приобретенный неказистый вид, не потеряет умения оказывать на женщин магнетическое воздействие. Вы не прочтете об этом в его официальной, «прилизанной» для общественности, биографии, но, по свидетельствам очевидцев, с появлением Томаса в общине Алгонкинского парка, у местных мужчин начнется период настоящей «головной боли». Ибо, как вспоминают, Томасу хватало утонченности, воспитания и харизмы околдовать своим шармом любую близстоящую женщину. Для представительниц слабого пола общины Алгонкина, абсолютно безграмотных, выросших в лесу и не сильно разбалованных мужским обхождением, его тихий приятный баритон и цветистые комплименты были сродни бальзаму на душу. Он мог рассмешить, а мог стать серьезным и рассказать страшную историю. Великолепно стряпал, имел превосходное атлетическое сложение и глубокие карие глаза. А самое главное — он был безумно талантлив, и не чувствовать этого было невозможно. Что может быть сексуальнее, чем талант? Женщины это ощущали на уровне инстинктов, и многие украдкой вздыхали по Томасу.

Впрочем, не забывайте, это были годы восходящей зари 20 века, и, разумеется, представительницы слабого пола, по большей части, вели себя пристойно, незаметно бросая в сторону красивого художника томные взгляды. А Томас, нисколько не обращая на это внимания, любил изрядно выпить и отправиться в индейскую деревню сплясать в местном баре зажигательный и весьма непристойный для тех времен танец hootchie kootchie, выделывая смешные кренделя ногами, хватая за талии официанток и мимоходом разбивая их сердца.

Бритье после выхода из леса

Такою жизнью он будет жить и последующие два года, став частью маленькой сельской общины и знатоком суровой канадской природы. Приобретя навыки выживания в любых условиях, он превратится в лесного жителя, способного из самых простых подручных средств соорудить настил и дом, разжечь костер и добыть себе пищу. Он практически забросит свою «хижину художника», и, словно цыган, станет постоянно жить в простой палатке под открытым небом.

Продолжим в следующей части.

Том Томсон | Институт искусства Канады

Том Томсон (1877–1917) — один из величайших художников, когда-либо созданных в Канаде, однако большая часть его жизни остается окутанной тайной. Он начинал как странствующий гравер, а через несколько лет превратился в одаренного художника-новатора. Эта трансформация началась в 1909 году, когда он оказался в окружении группы талантливых и амбициозных художников в Торонто. Хотя Томсон был старше большинства из них, он быстро учился и вскоре подавал пример, который превзошел их всех. Его карьера художника длилась всего пять лет, но его наследие сохраняется.

 

 

Годы отрочества

Дети Томсона, ок. 1887. Слева направо : Генри, Том, Элизабет, Минни, Фрейзер, Джордж, Маргарет, Ральф, Луиза.

Томас Джон Томсон родился 5 августа 1877 года в Клермонте, Онтарио, фермерском поселении размером с деревню примерно в пятидесяти пяти километрах к северо-востоку от Торонто.

Он был шестым ребенком и третьим сыном Джона Томсона и Маргарет Дж. Мэтисон, у которых всего было десять детей. Документальная информация о его жизни скудна, хотя некоторые подробности были зафиксированы в анекдотах от людей, которые его знали.

 

Когда Томсону было два месяца, его родители переехали на ферму в Лейте, на полуострове Брюс. Ближайшим городом был Оуэн-Саунд, крупный центр судостроения и шумный порт на Великих озерах. Он вырос в большой семье, любившей музыку, которая много читала (об этом позаботилась его мать) и научилась удовольствиям и азарту охоты и рыбалки (развлечения его отца). Большинству детей Томсонов нравилось рисовать и раскрашивать, но Том не был вундеркиндом. Дети также пели в церковном хоре и выступали в местном оркестре. Позже в Торонто Томсон брал уроки пения и играл на мандолине.

 

В какой-то момент Томсона забрали из школы на год из-за болезни, которую в то время описывали как слабые легкие или воспалительный ревматизм. Когда он бродил по лиственным и хвойным лесам недалеко от своего дома, он познакомился с лесными преданиями. У него также была возможность во время семейных визитов собирать образцы вместе с доктором Уильямом Броди, двоюродным братом его отца, который был известным натуралистом. Так он научился внимательно наблюдать за природой и уважать ее тайну. Выздоровев, он вернулся к учебе и вполне мог закончить среднюю школу. Ростом шесть футов, он был покладистым, проворным и красивым молодым человеком.

 

Совсем денди! Том Томсон в возрасте около двадцати лет, ок. 1898.

 

 

Первые годы взрослой жизни

Когда в 1898 году Томсону исполнился двадцать один год, он, как и все его братья и сестры, получил наследство от деда, в честь которого он был назван. Его доля составила около 2000 долларов. Хотя в то время это была крупная сумма, нет сведений о том, куда ушли деньги и как быстро он их потратил. В следующем году он поступил учеником в литейный и механический цех в Оуэн-Саунд, но ушел оттуда через восемь месяцев.

 

Раскрашенная вручную фотография братьев Томсон, вероятно, сделанная в Seattle Engraving Company, c. 1902. Слева направо : Генри, Том, Джордж, Ральф и Фрейзер.

 

Томсон отправился в Чатем, на юго-западе Онтарио, и поступил в Канадский бизнес-колледж. Его терпение снова истощилось: он уехал через восемь месяцев и вернулся домой летом 1901 года. Затем он направился на северо-запад Тихого океана, где его старший брат Джордж и двоюродный брат основали бизнес-колледж Acme в Сиэтле. Томсон некоторое время работал лифтером в отеле «Диллер» недалеко от набережной. В течение года его братья Ральф и Генри прибыли в город, чтобы присоединиться к клану.

 

Визитная карточка Томсона из Сиэтла, ок. 1904.

В 1902 году, после шестимесячного обучения в бизнес-колледже Acme, Томсон был принят на работу художником по перу, рисовальщиком и гравером в гравировальную фирму Maring & Ladd (позже Maring & Blake), которая специализировалась на рекламе и трех -цветная печать. Он изучал каллиграфию в Канадском бизнес-колледже, и это назначение указывает на то, что он быстро учился и обладал достаточным талантом в надписях, рисовании и живописи, чтобы изготавливать визитные карточки, брошюры и плакаты для клиентов. Примерно в это же время многие художники хорошо зарабатывали на жизнь как художники-графики.

 

Вскоре Томсон перешел в местную Гравировальную Компанию, где благодаря его навыкам ему предложили более высокую заработную плату. Однако в конце 1904 года он внезапно вернулся в Лейт, вероятно, потому, что его предложение руки и сердца было отклонено подростком Алисой Ламберт, энергичной, но богатой воображением дочерью священника. Ламберт продолжал писать романтические романы, в одном из которых фигурировала молодая девушка, за которой ухаживал художник и которая, к ее позднему сожалению, отказала ему.

 

 

Графический дизайн в Торонто, 1905–1913 гг.

Томсон переехал в Торонто летом 1905 года и поселился в первом из многих пансионов, в которых ему предстояло жить в ближайшие годы. Он устроился на работу в Legg Brothers, фирму по гравировке фотографий, и иногда навещал свою семью по выходным. В свободное время он читал книги (часто стихи), посещал концерты, театр и различные спортивные мероприятия. На нескольких фотографиях, сделанных в это время, видно, что он элегантно одет — настоящий денди. Женщинам он нравился, хотя временами бывал капризным, сварливым и слишком много пил. Многие его друзья и коллеги впоследствии описывали его как периодически неуравновешенного и чувствительного, с приступами беспричинного уныния. Всю свою жизнь его привлекали качественные вещи — шелковые рубашки, обеды в элегантных ресторанах, изысканные трубки и табак. Даже когда он сократил свое имущество до минимума для бродячей жизни в походах и гребле на каноэ в Алгонкинском парке, он все равно покупал лучшие краски, кисти и деревянные панели на рынке.

 

Студийный портрет Тома Томсона как успешного молодого коммерческого художника, ок. 1910.

 

В начале своего пребывания в Торонто Томсон, кажется, также брал вечерние уроки у Уильяма Круикшанка (1848–1922), британского художника, хорошо обученного академическим традициям, который преподавал живопись в Школе искусства и промышленного дизайна Центрального Онтарио (позже Колледж искусств Онтарио, ныне университет OCAD).

Хотя друзья Томсона позже критиковали учение Круикшанка, называя его «сварливым старым хохотуном» среди других нелестных прозвищ, Томсон, возможно, научился у него некоторым полезным приемам.

 

Уильям Крукшенк, Breaking a Road , 1894 г., холст, масло, 93 x 175,6 см, Национальная галерея Канады, Оттава. Круикшенк, вероятно, был первым и единственным учителем рисования Томсона.

Примерно в начале 1909 года Томсон устроился в ведущую в Торонто фирму по коммерческому искусству и гравировке Grip Limited, где специализировался на дизайне и надписях. Альберт Робсон (1882–1939), художественный руководитель, вспоминал, что, когда он нанял Томсона, «его образцы состояли в основном из надписей и декоративных рисунков, нанесенных на обложки буклетов и некоторые этикетки». Грип выпустил обычный набор плакатов для железных дорог и отелей, каталоги для заказа по почте и брошюры по недвижимости, но жизнь Томсона сразу же начала меняться благодаря людям, которых он там встретил. Старшим художником был J.E.H. Макдональд (1873–1919 гг.)32), который поощрял своих сотрудников развивать свои таланты, рисуя на открытом воздухе в свободное время — в городских оврагах и в близлежащей сельской местности. Робсон явно ценил художников и нанял Томсона по наитию. В течение следующих трех лет он нанял Артура Лисмера (1885–1969) и Фреда Варли (1881–1969), приехавших из Англии, и Франклина Кармайкла (1890–1945). Через Макдональда Томсон познакомился с Лоуреном Харрисом (1885–1970) в Клубе искусств и литературы, веселом месте встреч и закусочной для мужчин, интересующихся литературой, театром, архитектурой и искусством. На тот момент круг друзей и влиятельных людей Томсона был почти полным: за исключением Робсона, все эти люди были будущими членами «Большой семерки».

 

Когда Робсон перешел к главному конкуренту Grip, Rous and Mann Limited, осенью 1912 года, большинство его лояльных сотрудников, включая Томсона, последовали за ним. Неизбежно, что большая часть их работы казалась им скучной, но они ценили свободу, которую Робсон дал им, чтобы брать уроки рисования или уезжать летом в длительные поездки за рисованием. Очень немногие примеры из тех, что Томсон работал в Grip или Rous and Mann, можно с уверенностью отнести к нему, хотя существующие произведения демонстрируют некоторые элементы и декоративные узоры, которыми отмечены его более поздние картины. Один красиво написанный и иллюстрированный стих Роберта Бернса существует по крайней мере в трех версиях (ок. 19 г.).06, 1907 и 1909). Безымянный рисунок тушью на берегу озера, сделанный примерно в 1913 году, как и многие другие его наброски, изображает невысокую гряду холмов через озеро с несколькими деревьями на переднем плане.

 

Том Томсон, Вид из окон Grip Ltd ., c. 1908–1910 гг., Бумага, гуашь, акварель, 15 x 10,3 см, Художественная коллекция города Торонто. Этот эскиз был найден в ящике для эскизов Томсона после его смерти. Художественная комната, Grip Limited, Торонто, ок. 1911–12. Том Томсон сидит четвертым слева, а позади него стоят Уильям Бродхед, Артур Лисмер и Ф. Х. Варли. Д.Э.Х. Макдональд сидит справа от прохода.

 

 

Открытие Алгонкинского парка

В 1912 году Томсон купил набор для рисования маслом на открытом воздухе. Той весной вместе с коллегой по Grip Беном Джексоном (1871–1952) он совершил свое первое путешествие на каноэ в Алгонкин-парк, огромную зону отдыха и лесов, пересекаемую реками и ручьями примерно в трехстах километрах к северо-востоку от Торонто. Для размещения богатых отдыхающих и любителей активного отдыха, которые стекались туда по железной дороге, он предлагал сочетание роскошных отелей и скромных домиков; туристы и каноисты могли разбить лагерь у одного из бесчисленных озер. В глуши, прорубая многочисленные тропы и дороги, бригады лесорубов строили дамбы, шлюзы и желоба. Томсон зафиксировал одну из этих разрушающихся плотин в Old Lumber Dam, Algonquin Park , 1912 — набросок, иллюстрирующий его переход от формальностей коммерческого искусства к более творческому стилю оригинальной живописи.

 

Том Томсон, Old Lumber Dam, Algonquin Park , 1912, картон, масло, 15,5 x 21,3 см, Национальная галерея Канады, Оттава. Как только Томсон ушел из коммерческого художественного салона в глушь, его стиль рисования резко ослабел.

 

Осенью Томсон отправился в двухмесячное путешествие на каноэ с другим другом-художником из Грипа, Уильямом Бродхедом (1888–1819 гг.).60), вверх по реке Спэниш и в лесной заповедник Миссиссаги (ныне провинциальный парк Онтарио). Там они исследовали пересеченную и красивую местность к северу от острова Манитулин и залива Джорджиан, пока Томсон оттачивал свои навыки гребли на каноэ. Однако у них было два серьезных разлива, в результате которых он потерял почти все свои масляные наброски и несколько рулонов экспонированной пленки.

 

А. Кертис Уильямсон, Портрет доктора Дж. М. МакКаллума («Циник») , 1917 г., холст, масло, 67,5 x 54,9 см, Национальная галерея Канады, Оттава. с 1913 марта МакКаллум был главным сторонником Томсона и «Большой семерки».

Точность Затонувшая земля , 1912 год, показывает быстрый прогресс Томсона как художника в то время. В завершение этого удивительного года, когда поздно расцветший Томсон начал переход от коммерческого художника к полному художнику, в октябре Дж.Э.Х. Макдональд (1873–1932) познакомил его с доктором Джеймсом Маккаллумом, профессором офтальмологии в Университете Торонто, который посещал выставки Общества художников Онтарио и особенно интересовался пейзажной живописью. Чуть больше года спустя, осенью 1913 марта МакКаллум познакомил Томсона с А.Я. Джексон (1882–1974) — хорошо обученный художник, недавно вернувшийся из своего третьего визита во Францию. Там он учился в Академии Жюлиана и много путешествовал, рисуя картины в Италии, Франции и Англии. Харрис и МакКаллум были впечатлены картиной Джексона «Край кленового леса », 1910 год, которую они считали свежим подходом к канадскому пейзажу и которую приобрел Харрис. Воодушевленный их приглашением, Джексон переехал из Монреаля в Торонто и со временем стал членом «Большой семерки».

 

Признавая талант этих двух неизвестных художников, Джексона и Томсона, МакКаллум предложил покрыть их расходы в течение года, если они будут полностью посвящать себя рисованию. Как он позже вспоминал, когда он впервые увидел наброски Томсона 1912 года, он признал их «правдивость… они заставили меня почувствовать, что Север захватил Томсона», точно так же, как он захватил его в детстве. Оба мужчины приняли предложение МакКаллума. Хотя Томсон не осознавал этого в то время, он нашел в МакКаллуме покровителя, стойкого сторонника и хранителя своих картин после его смерти.

 

 

Ранние картины Томсона

В 1913 году Томсон вместе с коллегами из Роуса и Манна начал ездить на выходных в живописные поездки на озеро Скугог или в другие сельские и малонаселенные места недалеко от Торонто. Хотя его ранние работы, такие как Northern Lake , 1912–13 или Evening , 1913, не являются ни сложными, ни технически выдающимися, они демонстрируют более чем средние способности в композиции и обработке цвета. Когда они увидели такие работы, как Вид из окон ООО «Грип» , гр. В 1908–1910 годах его проницательные друзья начали понимать, что он не был художником-любителем, каким себя считал.

 

Том Томсон, Северное озеро , 1912–1913 гг., холст, масло, 71,7 x 102,4 см, Художественная галерея Онтарио, Торонто. Эта картина, первая из когда-либо проданных Томсоном, была приобретена правительством Онтарио на выставке Общества художников Онтарио в 1913 году.

 

Эта фотография Тома Томсона, ок. 1914 г., возможно, принадлежал Уинифред Трейнор.

В январе того же года Лоурен Харрис (1885–1970) и Дж.Э.Х. Макдональд (1873–1932) посетил выставку современного скандинавского искусства в Художественной галерее Олбрайт (ныне Художественная галерея Олбрайт-Нокс) в Буффало. Их поразило сходство между необработанным скандинавским пейзажем, изображенным на картинах, и пейзажем Канады, и они вернулись с каталогом, аннотированным своими наблюдениями. Это шоу стало поворотным моментом в канадском искусстве: с тех пор эти влиятельные художники прониклись стремлением своих коллег, в том числе Томсона, создать национальное художественное движение Канады, основанное на нетронутом «северном» характере страны. Кульминацией их энтузиазма стало формирование «Большой семерки» 19 марта.20.

 

Примечательно, что ни один из этих друзей не посетил другую выставку, проходившую в Нью-Йорке в феврале-марте 1913 г.: Armory Show (официально Международная выставка современного искусства ), которая собрала самое авангардное модернистское искусство Европы и Америки в Нью-Йорк и произвел фурор. Их внимание действительно было направлено внутрь; тем не менее, это отношение может быть именно тем, что, в конце концов, создало внешнюю идентичность Канады.

 

На обратном пути в Торонто той же осенью Томсон остановился в Хантсвилле и, возможно, навестил Уинифред Трейнор, у семьи которой был коттедж на озере Каноэ в Алгонкинском парке. Позже, по слухам, она была помолвлена ​​с Томсоном осенью 19 года.17, но записей мало, и она остается одной из загадок в истории его жизни.

 

 

Рисование Полный рабочий день

В год поддержки доктора Джеймса МакКаллума в 1914 году Томсон увлекся живописью. Первоначально он не хотел принимать предложение доктора, но, воодушевленный продажей Northern Lake , 1912–1913 годов — работы, которую он показал на весенней выставке 1913 года Общества художников Онтарио, — за 250 долларов правительству Онтарио. , он решил, что посвятит свою жизнь искусству. Он привык к обычному распорядку дня: каждую весну как можно раньше направлялся на север, в Алгонкин-парк, и оставался там до осени, пока мог.

 

Томсон провел три-четыре зимних месяца в Торонто, рисуя холсты в здании студии на Северн-стрит, 25. Спланированная и профинансированная Лоуреном Харрисом (1885–1970) и Маккаллумом, эта структура была построена в 1913–1914 годах и состояла из шести студий, каждая с большими окнами, выходящими на север, стеллажами для хранения вещей и небольшим спальным мезонином. Томсон и Джексон переехали в Студию 1 в январе 1914 года, еще до завершения строительства. Они делили арендную плату в размере 22 долларов в месяц, пока Джексон не ушел в армию в конце года, хотя большую часть этого времени они оба были в поездках за живописью. К началу 1915, учитывая его план проводить две трети каждого года вдали от Торонто, Томсон решил переехать в сарай за зданием студии. Харрис отремонтировал для него новую крышу, пол, окно студии, плиту и электричество и взимал с него арендную плату в размере доллара в месяц.

 

 

Здание студии, спроектированное Иденом Смитом и профинансированное Лоуреном Харрисом и доктором Маккаллумом, было завершено в 1914 году. Хижина Тома Томсона за зданием студии на Северн-стрит, 25, c. 1915, где он жил и рисовал последние три зимы своей жизни.

 

 

Поразительный дебют

Том Томсон ( сзади слева ) со своими посетителями города ( слева направо ) Ф.Х.Варли, А.Ю. Джексон, Артур, Марджори и Эстер Лисмер в Алгонкинском парке, осень 1914 года. Фотография, вероятно, сделана Мод Варли. Томсон, кажется, многому научился, рисуя и разговаривая об искусстве с этими тремя художниками в течение нескольких дней, и его работа сразу же стала более свободной в своем течении и выражении.

Весну и лето 1914 года Томсон разделил на три части: сначала в Алгонкин-парке (апрель–май), затем в Джорджиан-Бей (июнь–июль) и, наконец, снова в парке (август–середина ноября). Он и Артур Лисмер (1885–1969) вместе рисовали в мае, а в течение двух месяцев, проведенных в заливе Джорджиан, он исследовал территорию вокруг коттеджа доктора Джеймса МакКаллума в заливе Го Хоум.

 

Хотя война в Европе разразилась в августе, Томсон и А.Я. Джексон (1882–1974) встретились ранней осенью для прогулки на каноэ в парке, где по возвращении к ним присоединились Лисмер и Фред Варли (1881–1919).69) вместе со своими женами-англичанками. Эта поездка стала первым разом, когда трое членов будущей Группы семи рисовали вместе, и единственным случаем, когда они работали с Томсоном. В их глазах он был настоящим знатоком природы: их поражало его умение ловить рыбу на ужин, готовить на открытом огне, разбивать лагерь и преодолевать пороги на каноэ.

 

В карьере художника 1914 год стал поворотным для Томсона. Национальная галерея Канады, Оттава, под руководством директора Эрика Брауна (по рекомендации члена правления Лоурена Харриса [1885–1819 гг.70]), начал приобретать работы Томсона, первые Moonlight , 1913–14, с выставки Общества художников Онтарио за 150 долларов; затем Northern River , 1915, в следующем году за 500 долларов; а год спустя Spring Ice , 1915–16, за 300 долларов. Такое признание было знаменательным для начинающего, никому не известного художника, хотя полученных им денег не хватало на жизнь. Однако Томсон никогда не уделял особого внимания управлению своей карьерой. Он даже не давал названия большинству своих картин и не датировал их. После смерти Томсона Маккаллум особенно заботился об этих деталях.

 

Том Томсон, Moonlight , 1913–14, холст, масло, 52,9 x 77,1 см, Национальная галерея Канады, Оттава. Эта картина была первой из многих работ Томсона, которые Национальная галерея приобрела как при его жизни, так и позже в его имении.

 

Все ожидали, что война во Франции скоро закончится, но месяцы шли, Джексон решил записаться, а за ним Варли и Харрис. Томсон, хотя ему только что исполнилось тридцать семь, не раз пытался поступить, но его не принимали — видимо, из-за плоскостопия. Некоторые другие жители Алгонкинского парка выступали против его патриотических взглядов на войну и временами гневно спорили об участии Канады в конфликте. Томсон выразил свою тревогу по поводу войны в таких зарисовках, как Охваченные огнем холмы , 1915 год, отражающий беспорядки, разрушения и смерть, охватившие Францию ​​и Бельгию.

 

 

Набирая обороты, 1915

Весну и лето 1915 года Томсон провел в длительных поездках по разным частям Алгонкинского парка. Новое каноэ из кедровой доски и шелковая палатка добавили ему удовольствия и комфорта, а его небольшие наброски маслом на деревянных панелях произвели впечатление. Он не прилагал особых усилий, чтобы продать их, и щедро раздавал многие людям, которые ими восхищались. Только холсты, которые он продавал, приносили деньги. Чтобы свести концы с концами, после того, как год поддержки доктора Джеймса МакКаллума закончился, он, когда мог, работал пожарным или рыболовным гидом.

 

Том Томсон, Лагерь художника, озеро Каноэ, Алгонкинский парк , 1915 год, дерево, масло, 21,9 x 27,2 см, Коллекция Томсона, Художественная галерея Онтарио, Торонто. За эти годы Томсон нарисовал как минимум четыре изображения своей палатки.

 

Осенью Томсон присоединился к J.E.H. Макдональд (1873–1932) в коттедже МакКаллума, чтобы измерить стены для серии из семи заказанных декоративных панелей. Затем он вернулся в парк, где оставался до тех пор, пока погода не заставила его вернуться в Торонто в конце ноября. Той зимой он покрасил панели МакКаллума, но когда весной пришло время их устанавливать, все они не подошли по размеру, и четыре были возвращены в Торонто. Маккаллум завещал панели Национальной галерее Канады в Оттаве в 1943, а также восемьдесят пять картин и эскизов маслом Томсона из его коллекции.

 

Том Томсон, Декоративное панно (III) , 1915–1916, бобровая доска, масло, 120,8 x 96,2 см, Национальная галерея Канады, Оттава. Одна из четырех декоративных панелей, написанных для гостиной коттеджа Маккаллум в Го Хоум Бэй. Том Томсон, Декоративная панель (IV) , 1915–1916 гг., Масло на бобровой доске, 120,8 x 96,4 см, Национальная галерея Канады, Оттава. Панели не были установлены, потому что они оказались слишком большими для назначенного места. В конце концов, Томсон нарисовал еще один набор из четырех панелей для этого помещения.

 

Эскиз, сделанный Томсоном для «Роскошный октябрь », 1915–1916 гг., той осенью, является ярким примером его растущей художественной силы. Сам эскиз не особенно блестящий, но зимой, используя его в качестве модели, Томсон воссоздал его в виде холста хорошего размера — процесс, который оказался для него прорывом. Как только он обнаружил, что может совершить гигантский скачок от эскиза к совершенно другому подходу к предмету, весь спектр его способностей — умственных, эстетических, технических и эмоциональных — высвободился для создания его самых замечательных работ.

 

 

На полной скорости, 1916 год

Лоурен Харрис (1885–1970) и доктор Джеймс МакКаллум присоединились к Томсону во время ранней весенней прогулки на каноэ в Алгонкинском парке в 1916 году, после чего он месяц или больше работал рейнджером в восточной части парка. Опять же, несмотря на такие отвлекающие факторы для художника, стопка набросков Томсона продолжала расти, разнообразная по тематике, разнообразная по композиции, яркая по цвету, густая с интенсивно нанесенным пигментом и вдохновленная пейзажем и регионом, который он так глубоко понимал.

 

Зимой 1916–1917 годов Томсон, при активной поддержке Харриса, Дж.Э.Х. Макдональд (1873–1932) и МакКаллум наслаждались самыми продуктивными месяцами своей жизни. Всего он взялся за десять основных полотен, кульминацией которых стали два его величайших достижения на холсте: Западный ветер , 1916–17 и Джек Пайн , 1916–17. Обе картины написаны по небольшим эскизам, написанным им весной 1916 года.

 

Том Томсон, Западный ветер , 1916–1917, холст, масло, 120,7 x 137,9 см, Художественная галерея Онтарио, Торонто. Томсон часто изображал на своих изображениях дерево у озера, а здесь он запечатлел эффекты ветреного дня на небе, водной глади и ветвях одинокой сосны. Артур Лисмер видел в этой картине символ канадского характера — твердого и решительного в борьбе с невзгодами.

 

 

Последняя весна, 1917 год

Зарисовки весны и начала лета 1917 года подтверждают, что Томсон поднялся на еще более высокий художественный уровень. Его работы этого периода, такие как The Rapids , 1917 год, демонстрирует уверенную руку, которой он создавал свои композиции; благодаря его цветам и обработке атмосферы зрители могут почувствовать холод или тепло в воздухе — как в «Тропа за Моват-Лодж» , весна 1917 г., или Плотина Чайного озера , лето 1917 г. Его мазки стали смелыми и выразительными. , и он, казалось, неумолимо двигался к абстракции.

 

Том Томсон, The Rapids , 1917, масло, деревянная панель, 21,6 x 26,7 см, частная коллекция. Первоначально эта картина принадлежала другу Томсона А.Ю. Джексон. Как он сказал своей племяннице доктору Наоми Гроувс Джексон: «Он выбрал эту работу после смерти Томсона, потому что он никогда не мог нарисовать реку так, как это делал Томсон». Том Томсон, 9 лет.0010 Spring Flood , 1917 г., масло на деревянной панели, 21,2 x 26,8 см, Канадская художественная коллекция МакМайкла, Кляйнбург, Онтарио. Здесь Томсон несколькими быстрыми выразительными мазками запечатлел тающий лед и снег на фоне обещания ранней весны.

 

Доктор Джеймс МакКаллум описал картины Томсона как «Энциклопедию Севера», визуальный отчет о местности в любое время года, время суток и погоду. Однако Алгонкин-парк, как бы ни любил его Томсон, не мог оставаться бесконечным источником вдохновения, если он собирался продолжать расти как художник. Той весной 1917, Томсон, кажется, стремился расширить свое исследование северных сюжетов и его трактовку их в своих картинах. Он только что пережил самый продуктивный период своей жизни в своей мастерской в ​​Торонто, и его наброски ясно показывают, что он был полон новых идей о том, что он мог запечатлеть и раскрыть в своих будущих картинах.

 

 

Таинственная смерть

Утром 8 июля 1917 года несколько человек видели, как Томсон с Шеннон Фрейзер, владельцем лоджа Моват, где часто останавливался Томсон, шли к плотине озера Джо. Марк Робинсон, смотритель парка, отметил в своем дневнике, что Томсон «покинул док Фрейзера после 12:30, чтобы отправиться на плотину Чайного озера или на Западное озеро». Тело Томсона было найдено в озере Каноэ восемь дней спустя, 16 июля, и сразу же было погребено в ближайшей могиле. Семья Томсон послала гробовщика из Хантсвилля, чтобы забрать тело и перевезти его в Лейт для захоронения на семейном участке на кладбище. Официальной причиной смерти было названо случайное утопление, хотя был отмечен четырехдюймовый порез на правом виске Томсона.

 

Том Томсон, Mowat Lodge (или Fraser’s Lodge ), 1915 год, масло, панель, 21,9 x 27 см, Художественная галерея Альберты, Эдмонтон. Когда было слишком холодно, чтобы ночевать в своей палатке в Алгонкин-парке, Томсон часто останавливался в Моват-Лодж, где жили рабочие местного лесопилки. Том Томсон на плотине Чайного озера, Алгонкин-парк, 1916 год. работал гидом или пожарным в Алгонкинском парке. Он так же познакомился с лесозаготовками, как и с природой в парке, и нарисовал их обоих.

 

Д.Э.Х. Макдональд (1873–1932) разработал бронзовую доску в память о жизни своего близкого друга и коллеги-художника. Вскоре после этого он и художник Дж.В. Битти (1869–1941) установил его в пирамиде из камней на мысе с видом на озеро Каноэ. Он гласит:

.

 

Пирамида из камней, построенная в память о Томе Томсоне на озере Каноэ в Алгонкинском парке. Фотография J.E.H. Макдональд, сентябрь 1917 г.

В ПАМЯТЬ
ТОМА ТОМСОНА
ХУДОЖНИК, ДРОВЩИК
И ГИД
КТО БЫЛ УТОПЛ В КАНОЭ-ОЗЕРЕ
8 ИЮЛЯ 1917 ГОДА.
ОН ЖИЛ СКРОМНО, НО СТРАСТНО
С ДИКИМ. ЭТО СДЕЛАЛО ЕГО БРАТОМ
ДЛЯ ВСЕХ ДИКИХ ВЕЩЕЙ ПРИРОДЫ.
ЭТО РАЗДЕЛИЛО ЕГО НА РАЗДЕЛЫ И
ЧУДЕСНО РАСКРЫЛО ЕМУ СЕБЯ.
ОНА ВЫШЛА ЕГО ИЗ ЛЕСА
ТОЛЬКО ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ ЭТИ ОТКРОВЕНИЯ
ПОСРЕДСТВОМ ЕГО ИСКУССТВА И
ЭТО ПРИНЯЛО ЕГО К СЕБЕ НАКОНЕЦ-ТО.

ЕГО СОТРУДНИКИ ХУДОЖНИКИ И ДРУГИЕ ДРУЗЬЯ И ПОКЛОННИКИ
ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ К ЭТОЙ ДАНЬ
ЕГО ХАРАКТЕРУ И ГЕНИЮ.

ЕГО ТЕЛО ЗАХОРОНЕНО В
OWEN SOUND ONTARIO РЯДОМ С
ГДЕ ОН РОДИЛСЯ
АВГУСТ
1877.

 

 

 

 

 

 

Посмотреть биографию Галерея

Поделиться через фейсбук Поделиться в Твиттере Электронная почта другу
  • Об авторе

    Дэвид П. Силкокс сделал долгую и выдающуюся карьеру в искусстве; совсем недавно он был президентом Sotheby’s Canada в течение двенадцати лет.

    Узнать больше

  • Больше онлайн-книг по искусству

    Читайте онлайн или бесплатно загружайте невероятную библиотеку книг по искусству ACI на французском и английском языках.
    Узнать больше

  • Благодарности

    The Art Canada Institute выражает благодарность своим щедрым спонсорам за поддержку.

    Узнать больше

Домашняя страницаКниги по искусству в ИнтернетеСкачать электронную книгуГлоссарий

Биография Галерея изображений

Том Томсон | Институт искусства Канады

Том Томсон (1877–1917) — один из величайших художников, когда-либо созданных в Канаде, однако большая часть его жизни остается окутанной тайной. Он начинал как странствующий гравер, а через несколько лет превратился в одаренного художника-новатора. Эта трансформация началась в 1909, когда он оказался в окружении группы талантливых и амбициозных художников в Торонто. Хотя Томсон был старше большинства из них, он быстро учился и вскоре подавал пример, который превзошел их всех. Его карьера художника длилась всего пять лет, но его наследие сохраняется.

 

 

Годы отрочества

Дети Томсона, ок. 1887. Слева направо : Генри, Том, Элизабет, Минни, Фрейзер, Джордж, Маргарет, Ральф, Луиза.

Томас Джон Томсон родился 5 августа 1877 года в Клермонте, Онтарио, фермерском поселении размером с деревню примерно в пятидесяти пяти километрах к северо-востоку от Торонто. Он был шестым ребенком и третьим сыном Джона Томсона и Маргарет Дж. Мэтисон, у которых всего было десять детей. Документальная информация о его жизни скудна, хотя некоторые подробности были зафиксированы в анекдотах от людей, которые его знали.

 

Когда Томсону было два месяца, его родители переехали на ферму в Лейте, на полуострове Брюс. Ближайшим городом был Оуэн-Саунд, крупный центр судостроения и шумный порт на Великих озерах. Он вырос в большой семье, любившей музыку, которая много читала (об этом позаботилась его мать) и научилась удовольствиям и азарту охоты и рыбалки (развлечения его отца). Большинству детей Томсонов нравилось рисовать и раскрашивать, но Том не был вундеркиндом. Дети также пели в церковном хоре и выступали в местном оркестре. Позже в Торонто Томсон брал уроки пения и играл на мандолине.

 

В какой-то момент Томсона забрали из школы на год из-за болезни, которую в то время описывали как слабые легкие или воспалительный ревматизм. Когда он бродил по лиственным и хвойным лесам недалеко от своего дома, он познакомился с лесными преданиями. У него также была возможность во время семейных визитов собирать образцы вместе с доктором Уильямом Броди, двоюродным братом его отца, который был известным натуралистом. Так он научился внимательно наблюдать за природой и уважать ее тайну. Выздоровев, он вернулся к учебе и вполне мог закончить среднюю школу. Ростом шесть футов, он был покладистым, проворным и красивым молодым человеком.

 

Совсем денди! Том Томсон в возрасте около двадцати лет, ок. 1898.

 

 

Первые годы взрослой жизни

Когда в 1898 году Томсону исполнился двадцать один год, он, как и все его братья и сестры, получил наследство от деда, в честь которого он был назван. Его доля составила около 2000 долларов. Хотя в то время это была крупная сумма, нет сведений о том, куда ушли деньги и как быстро он их потратил. В следующем году он поступил учеником в литейный и механический цех в Оуэн-Саунд, но ушел оттуда через восемь месяцев.

 

Раскрашенная вручную фотография братьев Томсон, вероятно, сделанная в Seattle Engraving Company, c. 1902. Слева направо : Генри, Том, Джордж, Ральф и Фрейзер.

 

Томсон отправился в Чатем, на юго-западе Онтарио, и поступил в Канадский бизнес-колледж. Его терпение снова истощилось: он уехал через восемь месяцев и вернулся домой летом 1901 года. Затем он направился на северо-запад Тихого океана, где его старший брат Джордж и двоюродный брат основали бизнес-колледж Acme в Сиэтле. Томсон некоторое время работал лифтером в отеле «Диллер» недалеко от набережной. В течение года его братья Ральф и Генри прибыли в город, чтобы присоединиться к клану.

 

Визитная карточка Томсона из Сиэтла, ок. 1904.

В 1902 году, после шестимесячного обучения в бизнес-колледже Acme, Томсон был принят на работу художником по перу, рисовальщиком и гравером в гравировальную фирму Maring & Ladd (позже Maring & Blake), которая специализировалась на рекламе и трех -цветная печать. Он изучал каллиграфию в Канадском бизнес-колледже, и это назначение указывает на то, что он быстро учился и обладал достаточным талантом в надписях, рисовании и живописи, чтобы изготавливать визитные карточки, брошюры и плакаты для клиентов. Примерно в это же время многие художники хорошо зарабатывали на жизнь как художники-графики.

 

Вскоре Томсон перешел в местную Гравировальную Компанию, где благодаря его навыкам ему предложили более высокую заработную плату. Однако в конце 1904 года он внезапно вернулся в Лейт, вероятно, потому, что его предложение руки и сердца было отклонено подростком Алисой Ламберт, энергичной, но богатой воображением дочерью священника. Ламберт продолжал писать романтические романы, в одном из которых фигурировала молодая девушка, за которой ухаживал художник и которая, к ее позднему сожалению, отказала ему.

 

 

Графический дизайн в Торонто, 1905–1913 гг.

Томсон переехал в Торонто летом 1905 года и поселился в первом из многих пансионов, в которых ему предстояло жить в ближайшие годы. Он устроился на работу в Legg Brothers, фирму по гравировке фотографий, и иногда навещал свою семью по выходным. В свободное время он читал книги (часто стихи), посещал концерты, театр и различные спортивные мероприятия. На нескольких фотографиях, сделанных в это время, видно, что он элегантно одет — настоящий денди. Женщинам он нравился, хотя временами бывал капризным, сварливым и слишком много пил. Многие его друзья и коллеги впоследствии описывали его как периодически неуравновешенного и чувствительного, с приступами беспричинного уныния. Всю свою жизнь его привлекали качественные вещи — шелковые рубашки, обеды в элегантных ресторанах, изысканные трубки и табак. Даже когда он сократил свое имущество до минимума для бродячей жизни в походах и гребле на каноэ в Алгонкинском парке, он все равно покупал лучшие краски, кисти и деревянные панели на рынке.

 

Студийный портрет Тома Томсона как успешного молодого коммерческого художника, ок. 1910.

 

В начале своего пребывания в Торонто Томсон, кажется, также брал вечерние уроки у Уильяма Круикшанка (1848–1922), британского художника, хорошо обученного академическим традициям, который преподавал живопись в Школе искусства и промышленного дизайна Центрального Онтарио (позже Колледж искусств Онтарио, ныне университет OCAD). Хотя друзья Томсона позже критиковали учение Круикшанка, называя его «сварливым старым хохотуном» среди других нелестных прозвищ, Томсон, возможно, научился у него некоторым полезным приемам.

 

Уильям Крукшенк, Breaking a Road , 1894 г., холст, масло, 93 x 175,6 см, Национальная галерея Канады, Оттава. Круикшенк, вероятно, был первым и единственным учителем рисования Томсона.

Примерно в начале 1909 года Томсон устроился в ведущую в Торонто фирму по коммерческому искусству и гравировке Grip Limited, где специализировался на дизайне и надписях. Альберт Робсон (1882–1939), художественный руководитель, вспоминал, что, когда он нанял Томсона, «его образцы состояли в основном из надписей и декоративных рисунков, нанесенных на обложки буклетов и некоторые этикетки». Грип выпустил обычный набор плакатов для железных дорог и отелей, каталоги для заказа по почте и брошюры по недвижимости, но жизнь Томсона сразу же начала меняться благодаря людям, которых он там встретил. Старшим художником был J.E.H. Макдональд (1873–1919 гг.)32), который поощрял своих сотрудников развивать свои таланты, рисуя на открытом воздухе в свободное время — в городских оврагах и в близлежащей сельской местности. Робсон явно ценил художников и нанял Томсона по наитию. В течение следующих трех лет он нанял Артура Лисмера (1885–1969) и Фреда Варли (1881–1969), приехавших из Англии, и Франклина Кармайкла (1890–1945). Через Макдональда Томсон познакомился с Лоуреном Харрисом (1885–1970) в Клубе искусств и литературы, веселом месте встреч и закусочной для мужчин, интересующихся литературой, театром, архитектурой и искусством. На тот момент круг друзей и влиятельных людей Томсона был почти полным: за исключением Робсона, все эти люди были будущими членами «Большой семерки».

 

Когда Робсон перешел к главному конкуренту Grip, Rous and Mann Limited, осенью 1912 года, большинство его лояльных сотрудников, включая Томсона, последовали за ним. Неизбежно, что большая часть их работы казалась им скучной, но они ценили свободу, которую Робсон дал им, чтобы брать уроки рисования или уезжать летом в длительные поездки за рисованием. Очень немногие примеры из тех, что Томсон работал в Grip или Rous and Mann, можно с уверенностью отнести к нему, хотя существующие произведения демонстрируют некоторые элементы и декоративные узоры, которыми отмечены его более поздние картины. Один красиво написанный и иллюстрированный стих Роберта Бернса существует по крайней мере в трех версиях (ок. 19 г.).06, 1907 и 1909). Безымянный рисунок тушью на берегу озера, сделанный примерно в 1913 году, как и многие другие его наброски, изображает невысокую гряду холмов через озеро с несколькими деревьями на переднем плане.

 

Том Томсон, Вид из окон Grip Ltd ., c. 1908–1910 гг., Бумага, гуашь, акварель, 15 x 10,3 см, Художественная коллекция города Торонто. Этот эскиз был найден в ящике для эскизов Томсона после его смерти. Художественная комната, Grip Limited, Торонто, ок. 1911–12. Том Томсон сидит четвертым слева, а позади него стоят Уильям Бродхед, Артур Лисмер и Ф. Х. Варли. Д.Э.Х. Макдональд сидит справа от прохода.

 

 

Открытие Алгонкинского парка

В 1912 году Томсон купил набор для рисования маслом на открытом воздухе. Той весной вместе с коллегой по Grip Беном Джексоном (1871–1952) он совершил свое первое путешествие на каноэ в Алгонкин-парк, огромную зону отдыха и лесов, пересекаемую реками и ручьями примерно в трехстах километрах к северо-востоку от Торонто. Для размещения богатых отдыхающих и любителей активного отдыха, которые стекались туда по железной дороге, он предлагал сочетание роскошных отелей и скромных домиков; туристы и каноисты могли разбить лагерь у одного из бесчисленных озер. В глуши, прорубая многочисленные тропы и дороги, бригады лесорубов строили дамбы, шлюзы и желоба. Томсон зафиксировал одну из этих разрушающихся плотин в Old Lumber Dam, Algonquin Park , 1912 — набросок, иллюстрирующий его переход от формальностей коммерческого искусства к более творческому стилю оригинальной живописи.

 

Том Томсон, Old Lumber Dam, Algonquin Park , 1912, картон, масло, 15,5 x 21,3 см, Национальная галерея Канады, Оттава. Как только Томсон ушел из коммерческого художественного салона в глушь, его стиль рисования резко ослабел.

 

Осенью Томсон отправился в двухмесячное путешествие на каноэ с другим другом-художником из Грипа, Уильямом Бродхедом (1888–1819 гг.).60), вверх по реке Спэниш и в лесной заповедник Миссиссаги (ныне провинциальный парк Онтарио). Там они исследовали пересеченную и красивую местность к северу от острова Манитулин и залива Джорджиан, пока Томсон оттачивал свои навыки гребли на каноэ. Однако у них было два серьезных разлива, в результате которых он потерял почти все свои масляные наброски и несколько рулонов экспонированной пленки.

 

А. Кертис Уильямсон, Портрет доктора Дж. М. МакКаллума («Циник») , 1917 г., холст, масло, 67,5 x 54,9 см, Национальная галерея Канады, Оттава. с 1913 марта МакКаллум был главным сторонником Томсона и «Большой семерки».

Точность Затонувшая земля , 1912 год, показывает быстрый прогресс Томсона как художника в то время. В завершение этого удивительного года, когда поздно расцветший Томсон начал переход от коммерческого художника к полному художнику, в октябре Дж.Э.Х. Макдональд (1873–1932) познакомил его с доктором Джеймсом Маккаллумом, профессором офтальмологии в Университете Торонто, который посещал выставки Общества художников Онтарио и особенно интересовался пейзажной живописью. Чуть больше года спустя, осенью 1913 марта МакКаллум познакомил Томсона с А.Я. Джексон (1882–1974) — хорошо обученный художник, недавно вернувшийся из своего третьего визита во Францию. Там он учился в Академии Жюлиана и много путешествовал, рисуя картины в Италии, Франции и Англии. Харрис и МакКаллум были впечатлены картиной Джексона «Край кленового леса », 1910 год, которую они считали свежим подходом к канадскому пейзажу и которую приобрел Харрис. Воодушевленный их приглашением, Джексон переехал из Монреаля в Торонто и со временем стал членом «Большой семерки».

 

Признавая талант этих двух неизвестных художников, Джексона и Томсона, МакКаллум предложил покрыть их расходы в течение года, если они будут полностью посвящать себя рисованию. Как он позже вспоминал, когда он впервые увидел наброски Томсона 1912 года, он признал их «правдивость… они заставили меня почувствовать, что Север захватил Томсона», точно так же, как он захватил его в детстве. Оба мужчины приняли предложение МакКаллума. Хотя Томсон не осознавал этого в то время, он нашел в МакКаллуме покровителя, стойкого сторонника и хранителя своих картин после его смерти.

 

 

Ранние картины Томсона

В 1913 году Томсон вместе с коллегами из Роуса и Манна начал ездить на выходных в живописные поездки на озеро Скугог или в другие сельские и малонаселенные места недалеко от Торонто. Хотя его ранние работы, такие как Northern Lake , 1912–13 или Evening , 1913, не являются ни сложными, ни технически выдающимися, они демонстрируют более чем средние способности в композиции и обработке цвета. Когда они увидели такие работы, как Вид из окон ООО «Грип» , гр. В 1908–1910 годах его проницательные друзья начали понимать, что он не был художником-любителем, каким себя считал.

 

Том Томсон, Северное озеро , 1912–1913 гг., холст, масло, 71,7 x 102,4 см, Художественная галерея Онтарио, Торонто. Эта картина, первая из когда-либо проданных Томсоном, была приобретена правительством Онтарио на выставке Общества художников Онтарио в 1913 году.

 

Эта фотография Тома Томсона, ок. 1914 г., возможно, принадлежал Уинифред Трейнор.

В январе того же года Лоурен Харрис (1885–1970) и Дж.Э.Х. Макдональд (1873–1932) посетил выставку современного скандинавского искусства в Художественной галерее Олбрайт (ныне Художественная галерея Олбрайт-Нокс) в Буффало. Их поразило сходство между необработанным скандинавским пейзажем, изображенным на картинах, и пейзажем Канады, и они вернулись с каталогом, аннотированным своими наблюдениями. Это шоу стало поворотным моментом в канадском искусстве: с тех пор эти влиятельные художники прониклись стремлением своих коллег, в том числе Томсона, создать национальное художественное движение Канады, основанное на нетронутом «северном» характере страны. Кульминацией их энтузиазма стало формирование «Большой семерки» 19 марта.20.

 

Примечательно, что ни один из этих друзей не посетил другую выставку, проходившую в Нью-Йорке в феврале-марте 1913 г.: Armory Show (официально Международная выставка современного искусства ), которая собрала самое авангардное модернистское искусство Европы и Америки в Нью-Йорк и произвел фурор. Их внимание действительно было направлено внутрь; тем не менее, это отношение может быть именно тем, что, в конце концов, создало внешнюю идентичность Канады.

 

На обратном пути в Торонто той же осенью Томсон остановился в Хантсвилле и, возможно, навестил Уинифред Трейнор, у семьи которой был коттедж на озере Каноэ в Алгонкинском парке. Позже, по слухам, она была помолвлена ​​с Томсоном осенью 19 года.17, но записей мало, и она остается одной из загадок в истории его жизни.

 

 

Рисование Полный рабочий день

В год поддержки доктора Джеймса МакКаллума в 1914 году Томсон увлекся живописью. Первоначально он не хотел принимать предложение доктора, но, воодушевленный продажей Northern Lake , 1912–1913 годов — работы, которую он показал на весенней выставке 1913 года Общества художников Онтарио, — за 250 долларов правительству Онтарио. , он решил, что посвятит свою жизнь искусству. Он привык к обычному распорядку дня: каждую весну как можно раньше направлялся на север, в Алгонкин-парк, и оставался там до осени, пока мог.

 

Томсон провел три-четыре зимних месяца в Торонто, рисуя холсты в здании студии на Северн-стрит, 25. Спланированная и профинансированная Лоуреном Харрисом (1885–1970) и Маккаллумом, эта структура была построена в 1913–1914 годах и состояла из шести студий, каждая с большими окнами, выходящими на север, стеллажами для хранения вещей и небольшим спальным мезонином. Томсон и Джексон переехали в Студию 1 в январе 1914 года, еще до завершения строительства. Они делили арендную плату в размере 22 долларов в месяц, пока Джексон не ушел в армию в конце года, хотя большую часть этого времени они оба были в поездках за живописью. К началу 1915, учитывая его план проводить две трети каждого года вдали от Торонто, Томсон решил переехать в сарай за зданием студии. Харрис отремонтировал для него новую крышу, пол, окно студии, плиту и электричество и взимал с него арендную плату в размере доллара в месяц.

 

 

Здание студии, спроектированное Иденом Смитом и профинансированное Лоуреном Харрисом и доктором Маккаллумом, было завершено в 1914 году. Хижина Тома Томсона за зданием студии на Северн-стрит, 25, c. 1915, где он жил и рисовал последние три зимы своей жизни.

 

 

Поразительный дебют

Том Томсон ( сзади слева ) со своими посетителями города ( слева направо ) Ф.Х.Варли, А.Ю. Джексон, Артур, Марджори и Эстер Лисмер в Алгонкинском парке, осень 1914 года. Фотография, вероятно, сделана Мод Варли. Томсон, кажется, многому научился, рисуя и разговаривая об искусстве с этими тремя художниками в течение нескольких дней, и его работа сразу же стала более свободной в своем течении и выражении.

Весну и лето 1914 года Томсон разделил на три части: сначала в Алгонкин-парке (апрель–май), затем в Джорджиан-Бей (июнь–июль) и, наконец, снова в парке (август–середина ноября). Он и Артур Лисмер (1885–1969) вместе рисовали в мае, а в течение двух месяцев, проведенных в заливе Джорджиан, он исследовал территорию вокруг коттеджа доктора Джеймса МакКаллума в заливе Го Хоум.

 

Хотя война в Европе разразилась в августе, Томсон и А.Я. Джексон (1882–1974) встретились ранней осенью для прогулки на каноэ в парке, где по возвращении к ним присоединились Лисмер и Фред Варли (1881–1919).69) вместе со своими женами-англичанками. Эта поездка стала первым разом, когда трое членов будущей Группы семи рисовали вместе, и единственным случаем, когда они работали с Томсоном. В их глазах он был настоящим знатоком природы: их поражало его умение ловить рыбу на ужин, готовить на открытом огне, разбивать лагерь и преодолевать пороги на каноэ.

 

В карьере художника 1914 год стал поворотным для Томсона. Национальная галерея Канады, Оттава, под руководством директора Эрика Брауна (по рекомендации члена правления Лоурена Харриса [1885–1819 гг.70]), начал приобретать работы Томсона, первые Moonlight , 1913–14, с выставки Общества художников Онтарио за 150 долларов; затем Northern River , 1915, в следующем году за 500 долларов; а год спустя Spring Ice , 1915–16, за 300 долларов. Такое признание было знаменательным для начинающего, никому не известного художника, хотя полученных им денег не хватало на жизнь. Однако Томсон никогда не уделял особого внимания управлению своей карьерой. Он даже не давал названия большинству своих картин и не датировал их. После смерти Томсона Маккаллум особенно заботился об этих деталях.

 

Том Томсон, Moonlight , 1913–14, холст, масло, 52,9 x 77,1 см, Национальная галерея Канады, Оттава. Эта картина была первой из многих работ Томсона, которые Национальная галерея приобрела как при его жизни, так и позже в его имении.

 

Все ожидали, что война во Франции скоро закончится, но месяцы шли, Джексон решил записаться, а за ним Варли и Харрис. Томсон, хотя ему только что исполнилось тридцать семь, не раз пытался поступить, но его не принимали — видимо, из-за плоскостопия. Некоторые другие жители Алгонкинского парка выступали против его патриотических взглядов на войну и временами гневно спорили об участии Канады в конфликте. Томсон выразил свою тревогу по поводу войны в таких зарисовках, как Охваченные огнем холмы , 1915 год, отражающий беспорядки, разрушения и смерть, охватившие Францию ​​и Бельгию.

 

 

Набирая обороты, 1915

Весну и лето 1915 года Томсон провел в длительных поездках по разным частям Алгонкинского парка. Новое каноэ из кедровой доски и шелковая палатка добавили ему удовольствия и комфорта, а его небольшие наброски маслом на деревянных панелях произвели впечатление. Он не прилагал особых усилий, чтобы продать их, и щедро раздавал многие людям, которые ими восхищались. Только холсты, которые он продавал, приносили деньги. Чтобы свести концы с концами, после того, как год поддержки доктора Джеймса МакКаллума закончился, он, когда мог, работал пожарным или рыболовным гидом.

 

Том Томсон, Лагерь художника, озеро Каноэ, Алгонкинский парк , 1915 год, дерево, масло, 21,9 x 27,2 см, Коллекция Томсона, Художественная галерея Онтарио, Торонто. За эти годы Томсон нарисовал как минимум четыре изображения своей палатки.

 

Осенью Томсон присоединился к J.E.H. Макдональд (1873–1932) в коттедже МакКаллума, чтобы измерить стены для серии из семи заказанных декоративных панелей. Затем он вернулся в парк, где оставался до тех пор, пока погода не заставила его вернуться в Торонто в конце ноября. Той зимой он покрасил панели МакКаллума, но когда весной пришло время их устанавливать, все они не подошли по размеру, и четыре были возвращены в Торонто. Маккаллум завещал панели Национальной галерее Канады в Оттаве в 1943, а также восемьдесят пять картин и эскизов маслом Томсона из его коллекции.

 

Том Томсон, Декоративное панно (III) , 1915–1916, бобровая доска, масло, 120,8 x 96,2 см, Национальная галерея Канады, Оттава. Одна из четырех декоративных панелей, написанных для гостиной коттеджа Маккаллум в Го Хоум Бэй. Том Томсон, Декоративная панель (IV) , 1915–1916 гг., Масло на бобровой доске, 120,8 x 96,4 см, Национальная галерея Канады, Оттава. Панели не были установлены, потому что они оказались слишком большими для назначенного места. В конце концов, Томсон нарисовал еще один набор из четырех панелей для этого помещения.

 

Эскиз, сделанный Томсоном для «Роскошный октябрь », 1915–1916 гг., той осенью, является ярким примером его растущей художественной силы. Сам эскиз не особенно блестящий, но зимой, используя его в качестве модели, Томсон воссоздал его в виде холста хорошего размера — процесс, который оказался для него прорывом. Как только он обнаружил, что может совершить гигантский скачок от эскиза к совершенно другому подходу к предмету, весь спектр его способностей — умственных, эстетических, технических и эмоциональных — высвободился для создания его самых замечательных работ.

 

 

На полной скорости, 1916 год

Лоурен Харрис (1885–1970) и доктор Джеймс МакКаллум присоединились к Томсону во время ранней весенней прогулки на каноэ в Алгонкинском парке в 1916 году, после чего он месяц или больше работал рейнджером в восточной части парка. Опять же, несмотря на такие отвлекающие факторы для художника, стопка набросков Томсона продолжала расти, разнообразная по тематике, разнообразная по композиции, яркая по цвету, густая с интенсивно нанесенным пигментом и вдохновленная пейзажем и регионом, который он так глубоко понимал.

 

Зимой 1916–1917 годов Томсон, при активной поддержке Харриса, Дж.Э.Х. Макдональд (1873–1932) и МакКаллум наслаждались самыми продуктивными месяцами своей жизни. Всего он взялся за десять основных полотен, кульминацией которых стали два его величайших достижения на холсте: Западный ветер , 1916–17 и Джек Пайн , 1916–17. Обе картины написаны по небольшим эскизам, написанным им весной 1916 года.

 

Том Томсон, Западный ветер , 1916–1917, холст, масло, 120,7 x 137,9 см, Художественная галерея Онтарио, Торонто. Томсон часто изображал на своих изображениях дерево у озера, а здесь он запечатлел эффекты ветреного дня на небе, водной глади и ветвях одинокой сосны. Артур Лисмер видел в этой картине символ канадского характера — твердого и решительного в борьбе с невзгодами.

 

 

Последняя весна, 1917 год

Зарисовки весны и начала лета 1917 года подтверждают, что Томсон поднялся на еще более высокий художественный уровень. Его работы этого периода, такие как The Rapids , 1917 год, демонстрирует уверенную руку, которой он создавал свои композиции; благодаря его цветам и обработке атмосферы зрители могут почувствовать холод или тепло в воздухе — как в «Тропа за Моват-Лодж» , весна 1917 г., или Плотина Чайного озера , лето 1917 г. Его мазки стали смелыми и выразительными. , и он, казалось, неумолимо двигался к абстракции.

 

Том Томсон, The Rapids , 1917, масло, деревянная панель, 21,6 x 26,7 см, частная коллекция. Первоначально эта картина принадлежала другу Томсона А.Ю. Джексон. Как он сказал своей племяннице доктору Наоми Гроувс Джексон: «Он выбрал эту работу после смерти Томсона, потому что он никогда не мог нарисовать реку так, как это делал Томсон». Том Томсон, 9 лет.0010 Spring Flood , 1917 г., масло на деревянной панели, 21,2 x 26,8 см, Канадская художественная коллекция МакМайкла, Кляйнбург, Онтарио. Здесь Томсон несколькими быстрыми выразительными мазками запечатлел тающий лед и снег на фоне обещания ранней весны.

 

Доктор Джеймс МакКаллум описал картины Томсона как «Энциклопедию Севера», визуальный отчет о местности в любое время года, время суток и погоду. Однако Алгонкин-парк, как бы ни любил его Томсон, не мог оставаться бесконечным источником вдохновения, если он собирался продолжать расти как художник. Той весной 1917, Томсон, кажется, стремился расширить свое исследование северных сюжетов и его трактовку их в своих картинах. Он только что пережил самый продуктивный период своей жизни в своей мастерской в ​​Торонто, и его наброски ясно показывают, что он был полон новых идей о том, что он мог запечатлеть и раскрыть в своих будущих картинах.

 

 

Таинственная смерть

Утром 8 июля 1917 года несколько человек видели, как Томсон с Шеннон Фрейзер, владельцем лоджа Моват, где часто останавливался Томсон, шли к плотине озера Джо. Марк Робинсон, смотритель парка, отметил в своем дневнике, что Томсон «покинул док Фрейзера после 12:30, чтобы отправиться на плотину Чайного озера или на Западное озеро». Тело Томсона было найдено в озере Каноэ восемь дней спустя, 16 июля, и сразу же было погребено в ближайшей могиле. Семья Томсон послала гробовщика из Хантсвилля, чтобы забрать тело и перевезти его в Лейт для захоронения на семейном участке на кладбище. Официальной причиной смерти было названо случайное утопление, хотя был отмечен четырехдюймовый порез на правом виске Томсона.

 

Том Томсон, Mowat Lodge (или Fraser’s Lodge ), 1915 год, масло, панель, 21,9 x 27 см, Художественная галерея Альберты, Эдмонтон. Когда было слишком холодно, чтобы ночевать в своей палатке в Алгонкин-парке, Томсон часто останавливался в Моват-Лодж, где жили рабочие местного лесопилки. Том Томсон на плотине Чайного озера, Алгонкин-парк, 1916 год. работал гидом или пожарным в Алгонкинском парке. Он так же познакомился с лесозаготовками, как и с природой в парке, и нарисовал их обоих.

 

Д.Э.Х. Макдональд (1873–1932) разработал бронзовую доску в память о жизни своего близкого друга и коллеги-художника. Вскоре после этого он и художник Дж.В. Битти (1869–1941) установил его в пирамиде из камней на мысе с видом на озеро Каноэ. Он гласит:

.

 

Пирамида из камней, построенная в память о Томе Томсоне на озере Каноэ в Алгонкинском парке. Фотография J.E.H. Макдональд, сентябрь 1917 г.

В ПАМЯТЬ
ТОМА ТОМСОНА
ХУДОЖНИК, ДРОВЩИК
И ГИД
КТО БЫЛ УТОПЛ В КАНОЭ-ОЗЕРЕ
8 ИЮЛЯ 1917 ГОДА.
ОН ЖИЛ СКРОМНО, НО СТРАСТНО
С ДИКИМ. ЭТО СДЕЛАЛО ЕГО БРАТОМ
ДЛЯ ВСЕХ ДИКИХ ВЕЩЕЙ ПРИРОДЫ.
ЭТО РАЗДЕЛИЛО ЕГО НА РАЗДЕЛЫ И
ЧУДЕСНО РАСКРЫЛО ЕМУ СЕБЯ.
ОНА ВЫШЛА ЕГО ИЗ ЛЕСА
ТОЛЬКО ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ ЭТИ ОТКРОВЕНИЯ
ПОСРЕДСТВОМ ЕГО ИСКУССТВА И
ЭТО ПРИНЯЛО ЕГО К СЕБЕ НАКОНЕЦ-ТО.

ЕГО СОТРУДНИКИ ХУДОЖНИКИ И ДРУГИЕ ДРУЗЬЯ И ПОКЛОННИКИ
ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ К ЭТОЙ ДАНЬ
ЕГО ХАРАКТЕРУ И ГЕНИЮ.

ЕГО ТЕЛО ЗАХОРОНЕНО В
OWEN SOUND ONTARIO РЯДОМ С
ГДЕ ОН РОДИЛСЯ
АВГУСТ
1877.

 

 

 

 

 

 

Посмотреть биографию Галерея

Поделиться через фейсбук Поделиться в Твиттере Электронная почта другу
  • Об авторе

    Дэвид П.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *