Многообразие стран современного мира

Многообразие стран современного мира

 

Страна, государство – это главные объекты политической карты мира. Политическая карта – это географическая карта, на которой отражены границы государств, их формы правления и государственного устройства.

В настоящее время на политической карте мира насчитывается около двухсот тридцати территорий. Из них около 200 стран являются суверенными, т.е. независимыми государствами. Главным критерием определения страны как суверенное государство является его членство в Организации Объединенных Наций. Остальные же страны являются несамоуправляющимися территориями, которые в большинстве случаев являются бывшими колониями Великобритании, Франции, Германии и т.д.

Такое большое число стран на политической карте мира вызывает необходимость в проведении их группировки. Чаще всего ее проводят по

количественным характеристикам, таким как площадь страны и численность населения.  По величине площади территории все страны мира можно разделить  на большие, средние и страны-микрогосударства. К первой группе стран относят страны, площадь которых превышает 3 млн км². Это Россия,  Канада, США, Китай, Бразилия, Австралия, Индия. К микрогосударствам относят страны, площадь которых меньше площади Люксембурга (эту страну также причисляют к этой группе). Примерами микрогосударств могут быть Ватикан, Мальта, Бахрейн, Сингапур. Большинство же стран мира являются средними по своим размерам, хотя это понятие достаточно размытое, так как нельзя сравнивать по площади среднее страны Европы и считающимися также средними по площади страны Африки.

Самыми населенными странами мира являются Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия. А, например, такие страны, как Ватикан, Кокосовые острова и острова Питкэрн являются самыми малочисленными странами мира.

Группировка стран мира по количественным характеристикам

Группируют страны мира и по их географическому положению. По этому критерию выделяют страны: приморские (Бразилия, Китай, Австралия), полуостровные (Италия, Норвегия, Дания), островные (Куба, Великобритания, Тайвань),

страны-архипелаги (Индонезия, Япония, Филиппины) и  внутриконтинентальные страны – страны, которые не имеют выхода к морю. Например, Монголия, Непал, Австрия.

Страны по географическому положению

Как видно, такие группировки являются достаточно условными, потому что не отражают действительного положения страны на политической карте мира, ведь в одной группе могут отказаться такие разные по своему развитию страны, как Непал и Австрия. Поэтому чаще всего проводят типологию стран мира, основанную на

уровне их социально-экономического развития, рассчитанного через величину ВВП, т. е. группируют страны по качественным показателям. Таких типологий также существует большое количество. Например, до 90-х годов прошлого века существовало разделение стран мира на социалистические, развитые капиталистические и развивающиеся. В настоящее время наиболее часто употребляемой является двучленная типология. По ней  все страны мира делят на экономически развитые страны и развивающиеся. Однако, страны, входящие в эти группы, также разнородны, поэтому в каждой группе выделяют несколько подгрупп.
 

Типология стран мира

(уровень социально-экономического развития стран, рассчитанный через величину ВВП)

В группу экономически развитых стран входит примерно 40 стран мира. В ее первую подгруппу составляют так называемые страны «большой семерки». Это США, Канада, Япония, Франция, Великобритания, Германия, Италия.

Экономически развитые страны (40 стран мира)

Вторую подгруппу занимают менее крупные страны Западной Европы, которые имеют чуть меньшую политическую и экономическую мощь, но играет большую роль на мировой арене.

Это такие страны, как Норвегия, Швеция, Дания и так далее.

Экономически развитые страны (40 стран мира)

Третью подгруппу составляют так называемые страны «переселенческого капитализма». Это страны – доминионы Великобритании, которые обладают своеобразной экономикой. К этой подгруппе относят Австралию, Новую Зеландию, ЮАР, а также и Израиль.

Экономически развитые страны (40 стран мира)

Четвертая подгруппа экономически развитых стран в настоящее время находится в стадии формирования. Она образовалась в 1997 году, когда к этой группе стали причислять Республику Корею,

Сингапур, Гонконг и Тайвань. Также в эту группу включают Кипр.  

Экономически развитые страны (40 стран мира)

Около 150 стран мира являются развивающимися странами. Часто можно слышать, что эту группу стран называют странами «третьего мира». Группа также не является однородной и ее можно подразделить на шесть подгрупп.

Первая подгруппа — «ключевые страны». Они являются лидерами этой группы по экономическому и природному потенциалу. К ней относят Бразилию, Индию, Мексику и Китай.

 

Развивающиеся страны (около 150 стран мира)

Вторая подгруппа – это страны с относительно высоким уровнем экономического развития, имеющие показатели ВВП в среднем около 15 тысяч долларов. Это большинство стран Латинской Америки.  

Развивающиеся страны (около 150 стран мира)

Третью подгруппу составляются новые индустриальные страны, добившиеся большого скачка в своем развитии. Их еще называют «азиатскими тиграми». К новым индустриальным странам первой волны относят Гонконг,

Республику Корею, Сингапур, Тайвань. Новыми индустриальными странами второй волны являются: Малайзия, Таиланд, Индонезия, Филиппины.

Развивающиеся страны (около 150 стран мира)

Четвертую подгруппу составляют страны – нефтеэкспортеры с показателем ВВП около 50 тысяч долларов. Это Саудовская Аравия, Катар, Объединённые Арабские Эмираты, Бруней и так далее.

Развивающиеся страны (около 150 стран мира)

Пятая подгруппа развивающихся стран – это страны, отстающие в своем развитии, которые обладают монокультурной экономикой. Это Ангола, Бутан, Непал. 

Развивающиеся страны (около 150 стран мира)

Шестую подгруппу занимают страны «четвертого мира» или так называемые наименее развитые страны. В этих странах практически отсутствует обрабатывающая промышленность, а ВВП на душу населения составляет около 1,5 тысяч долларов. Это Бангладеш, Чад, Сомали, Гаити и так далее.

Развивающиеся страны (около 150 стран мира)

В рассмотренной типологии выделяют и еще

группу стран с переходной экономикой. К этой группе стран относят страны бывшего Советского Союза, двенадцать бывших социалистических стран  Центрально-Восточной Европы и Монголию. В своём большинстве эти страны уже закончили переход от административно-командной экономики к рыночной. Поэтому данное деление считается условным.

Страны «с переходной экономикой»

(28 стран мира)

Тем не менее, на политической карте мира до сих пор четыре страны являются социалистическими. Это Китайская Народная Республика, Корейская Народная Демократическая Республика, Куба и Вьетнам.

 

Приведённая типология стран мира, основанная на уровне социально-экономического развития, рассчитанного через показатель ВВП, не является идеальной, так как по другим показателям страны, являющиеся развитыми или развивающимися, легко можно было бы отнести в противоположную группу.

В последнее время Организация Объединенных  Наций использует для проведения типологии стран мира другой показатель уровня социально-экономического развития. Это индекс развития человеческого потенциала

, в котором, кроме величины дохода на душу населения, учитывается ожидаемая продолжительность жизни населения и уровень его грамотности. Учитывая этот показатель, первые пять строчек стран мира располагаются в следующем порядке: Норвегия, Австралия, Швейцария,  Нидерланды, США. Россия же по этому показателю занимает пятьдесят седьмое место в мире, уступая Беларуси, Ливии и Румынии.

Страны мира с наиболее высоким индексом человеческого развития

1. Современная политическая карта мира

ДИДАКТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ МИРА (10-11 класс)

К учебнику: Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. М., «Просвещение».

ЧАСТЬ 1. Общая характеристика мира

Тема 1. Современная политическая карта мира

Многообразие стран современного мира

Карточка № 1

Многообразие стран современного мира

Определите:


  1. В чем заключается принципиальное отличие понятий «страна» и «государство»?

  2. Какое из этих понятий более соответствует содержанию географической науки и почему?

  3. Что именно (страны или государства) являются главными объектами политической карты мира и почему?

Карточка № 2

Многообразие стран современного мира

Попробуйте представить себе политическую карту мира начала эпохи Великих географических открытий.


    1. Из перечня современных стран выпишите страны, которые были бы обозначены на этой карте.

Германия, Франция, Испания, Япония, Португалия, Великобритания, Россия, Италия, Турция, Греция.

    1. Какие современные страны расположены в пределах государственных образований, существовавших в XV- XVI веках.

Османская империя: .

Персия: .

Священная Римская империя: .

Карточка № 3

Многообразие стран современного мира

С помощью таблиц, помещенных на форзацах 1 и 2 учебника, а также таблицы 1 (стр. 379) в Приложениях определите страны (территории), входившие в состав колониальных империй указанных стран. Заполните таблицу (по 1-2 примера).


Регион

Великобритания

Франция

Португалия

Испания

Азия

Африка

Америка

Карточка № 4

Многообразие стран современного мира

С помощью таблиц, помещенных на форзацах 1 и 2 учебника, определите относительные размеры площади территорий стран. Заполните пропуски в предложениях.

1. По площади территории Германия ________________ Великобритании, но _________________ Франции.

2. — самая большая по площади страна в Южной Америке.

3. Самая большая по площади территории страна Африки — ____________, а самая маленькая — ___________________.

Карточка № 5

Многообразие стран современного мира

Используя текст учебника (стр. 10) и «визитные карточки» стран, помещенные на форзацах 1 и 2, а также карту атласа «Численность населения стран мира» (стр. 7), заполните таблицу.


Группы стран

Численность населения (млн. чел.)

Примеры стран

Крупнейшие

Более 1000

Крупные

Средние

Малые

Карликовые

Карточка № 6

Многообразие стран современного мира

С помощью текста учебника (стр. 10), политической карты мира (стр. 4-5) и карты регионального деления мира (стр. 1) в атласе классифицируйте перечисленные страны по критерию географического положения. Пример: Италия — полуостровное государство в Южной Европе.
Индия — .

Япония — ______________________________________.

Чехия — _______________________________________.

Чили — .

Исландия — ________________________________________.

Карточка № 7

Многообразие стран современного мира

С помощью текста учебника (стр.10), политической карты мира (стр. 4-5) и карты регионального деления мира (стр. 1) в атласе классифицируйте перечисленные страны по критерию географического положения. Пример: Италия — полуостровное государство в Южной Европе.
Норвегия — .

Непал — .

Белоруссия — .

Куба — .

Эквадор — _______________________________________.

Карточка № 8

Многообразие стран современного мира

По рейтингу индекса развития человеческого потенциала (ИЧР, ИРЧП), ежегодно составляемому специальной комиссией ООН, Канада постоянно занимает более высокое место, чем США, хотя показатели ВВП в этих странах весьма близки.

Объясните это, используя данные из учебника (форзац 2, таблицы 14, 15, 23).

Карточка № 9

Многообразие стран современного мира

С помощью текста учебника (стр. 11-12) классифицируйте перечисленные страны по критерию уровня экономического развития. Заполните таблицу. Франция, Австралия, Южно-Африканская Республика, Греция, Республика Корея, Израиль, Германия (ФРГ), Канада, Сингапур, Испания, Нидерланды, Новая Зеландия, Япония, Великобритания.


Группы стран

Страны

Страны «большой семерки»

Развитые страны Европы

Неевропейские развитые страны

Новые индустриальные страны

Карточка № 10

Многообразие стран современного мира

С помощью цитаты из учебника (стр. 12) объясните,, почему Индию, Китай, Бразилию и Мексику объединяют понятием «ключевые развивающиеся страны».

Карточка № 11

Многообразие стран современного мира

С помощью учебника (стр. 12-13) впишите перечисленные страны в таблицу.

Нигерия, Республика Корея, Бразилия, Республика Чад, Колумбия, Нигер, Тайвань, Кувейт, Индонезия, Ливия, Бангладеш, Венесуэла, Кения.


Группы стран

Страны

Новые индустриальные страны

Ключевые развивающиеся страны

Нефтеэкспортирующие страны

Относительно развитые страны

Слаборазвитые страны

Наименее развитые страны

Карточка № 12

Многообразие стран современного мира

Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.

Страна: .

Столица: .

Региональная принадлежность:

Форма правления:

Государственное устройство:

Карточка № 13

Многообразие стран современного мира

Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите сведения об этой стране.

Страна: ___________________

Столица: __________________

Региональная принадлежность:

Форма правления: __________

Государственное устройство:

Карточка № 14

Многообразие стран современного мира

Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.

Страна: ___________________

Столица: __________________

Региональная принадлежность:

Форма правления: _

Государственное устройство:

Карточка № 15

Многообразие стран современного мира

Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.

Страна:____________________

Столица: __________________

Региональная принадлежность:

Форма правления: _

Государственное устройство:
Карточка № 16

Многообразие стран современного мира

Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.

Страна:

Столица:

Региональная принадлежность:

Форма правления:

Государственное устройство:

Карточка № 17

Многообразие стран современного мира

Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.

Страна:

Столица:

Региональная принадлежность:

Форма правления:

Государственное устройство:

Карточка № 18

Многообразие стран современного мира

Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.

Страна:

Столица:

Региональная принадлежность:

Форма правления:

Государственное устройство:
Карточка № 19

Многообразие стран современного мира

Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.

Страна:

Столица:

Региональная принадлежность:

Форма правления:

Государственное устройство:
Карточка № 20

Многообразие стран современного мира

Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.

Страна:

Столица:

Региональная принадлежность:

Форма правления:

Государственное устройство:

Карточка № 21

Многообразие стран современного мира

Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.

Страна:

Столица:

Региональная принадлежность:

Форма правления:

Государственное устройство:

Карточка № 22

Многообразие стран современного мира

Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.

Страна:

Столица:

Региональная принадлежность:

Форма правления:

Государственное устройство:

Карточка № 23

Многообразие стран современного мира

Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.

Страна:

Столица:

Региональная принадлежность:

Форма правления:

Государственное устройство:

Карточка № 24

Многообразие стран современного мира

Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.

Страна:

Столица:

Региональная принадлежность:

Форма правления:

Государственное устройство:

Карточка № 25

Многообразие стран современного мира

Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.

Страна:

Столица:

Региональная принадлежность:

Форма правления:

Государственное устройство:

Карточка № 26

Многообразие стран современного мира

Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.

Страна:

Столица:

Региональная принадлежность:

Форма правления:

Государственное устройство:

Карточка № 27

Многообразие стран современного мира

Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.

Страна:_____________________

Столица:

Региональная принадлежность:

Форма правления:

Государственное устройство:

Карточка № 28

Многообразие стран современного мира

Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.

Страна:

Столица:

Региональная принадлежность:

Форма правления:

Государственное устройство:

Карточка № 29

Многообразие стран современного мира

Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.

Страна:

Столица:

Региональная принадлежность:

Форма правления:

Государственное устройство:

Влияние международных отношений на политическую карту мира

Карточка № 30

Политическая карта мира

С помощью текста учебника (стр. 9, 14) сравните современную политическую карту мира с аналогичными картами 20-х, 50-х и 90-х годов XX века. Приведите примеры стран:


  1. исчезнувших с политической карты мира после окончания Первой Мировой войны;

  2. исчезнувших с политической карты мира после окончания Второй Мировой войны;

  3. исчезнувших с политической карты мира в 90-х годах XX века.

Карточка № 31

Политическая карта мира

С помощью текста учебника (стр. 9, 14), а также знаний, полученных на уроках истории, сравните современную политическую карту мира с аналогичными картами 20-х, 50-х и 90-х годов XX века. Приведите примеры стран:


  1. появившихся на политической карте мира после окончания Первой мировой войны;

  2. появившихся на политической карте мира после окончания Второй Мировой войны;

  3. появившихся на политической карте мира в 90-х годах XX века.

Карточка № 32

Политическая карта мира

С помощью текста учебника (стр. 16) и сведений, полученных из средств массовой информации, составьте перечень стран, в которых имеют место вооруженные конфликты. Расположите их по регионам мира. Укажите, в каких случаях имеет место внутригосударственные конфликты, а в каких — межгосударственные (между какими странами). Заполните таблицу.


Регионы

Страны

Характер конфликта

(конфликтующие страны)


Азия

Африка

Европа

Государственный строй стран мира

Карточка № 33

Государственный строй

С помощью текста учебника и знаний, полученных на уроках истории, литературы, основ государства и права, определите:

1) Какими двумя основными признаками процесса формирования государственной власти отличается республиканская форма правления от монархической?

Карточка № 34

Государственный строй

С помощью «визитной карточки» стран мира (форзацы 1 и 2 учебника) классифицируйте перечисленные страны по форме правления. Заполните таблицу.

ФРГ, Кувейт, Япония, Латвия, Индия, Саудовская Аравия, Оман, Польша, Нидерланды, Венгрия, Марокко, Египет, Великобритания.


Республики

Монархии

Конституционные

(ограниченные)


Абсолютные

Карточка № 35

Государственный строй

Определите по какому критерию выбраны перечисленные страны, и определите страну, не соответствующую этому критерию.

Норвегия, Великобритания, Кувейт, Дания, Таиланд, Финляндия, Испания.

Критерий:

«Лишняя» страна:

Карточка № 36

Государственный строй

Определите по какому критерию выбраны перечисленные страны, и определите страну, не соответствующую этому критерию.

Нидерланды, Польша, Венгрия, Вьетнам, Франция, Индия, Бразилия, Чили.

Критерий: _______________________

«Лишняя» страна:

Карточка № 37

Государственный строй

С помощью атласа (стр. 6) подтвердите или опровергните утверждение.

Федеративных стран меньше, чем унитарных, но к ним относятся большинство крупнейших по площади стран мира.

Подтверждающие примеры:

Карточка № 38

Государственный строй

С помощью текста учебника (стр.19) заполните пропуски в предложениях.


  1. Страны, имеющие федеративное государственное устройство, как правило отличаются ____________________ территорией и сложным составом населения.

  2. Франция, как и ФРГ, имеет форму правления, но отличается от неё государственным устройством.

  3. США, как и , являются , но отличаются от неё формой правления.

Карта современного мира — Etsy Турция

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 1000+ релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )

  • Карта современного мира — The New York Times Store

      • Бестселлеры
      • Основная коллекция
      • Игры
      • Готовка
      • Атлетик
      • Черная история
      • Раннее издание
      • Домашние питомцы
      • Одежда
      • Аксессуары
      • Младенцы и дети
      • Книги
      • Домашний офис
      • Пазлы и игрушки
      • Настенное искусство
      • Подарки до $25
      • Распродажа
      • Печатные газеты
      • Специальные разделы

    В корзине нет товаров.

    Промежуточный итог

    0,00 $

    ВЫЧИСЛЕНИЕ

    В корзине нет товаров.

    Промежуточный итог

    0,00 $

    ВЫЧИСЛЕНИЕ

    В корзине нет товаров.

    Промежуточный итог

    $0.00

    КОНТРОЛЬ

    Бестселлер

    Заказная книга на день рождения от $100.00

    Бестселлер

    Абсолютная книга ко дню рождения от $150.00

    Бестселлер

    Головоломка на главной странице от $60.00

    Бестселлер

    Перепечатка первой страницы от $60.00

    Перепечатка внутренней страницы от $60.00

    Книга истории футбола от $70.00

    Бестселлер

    Книга особого дня от $100.

  • Автор записи

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *