Художники-авангардисты — 20 самых известных художников русского и мирового авангарда

Самые знаменитые художники-авангардисты и их картины. Казимир Малевич, Сальвадор Дали, Ричард Принс и другие.

Содержание

  1. Введение
  2. 10 русских художников-авангардистов
  3. Казимир Малевич
  4. Василий Кандинский
  5. Александр Родченко
  6. Эль Лисицкий
  7. Владимир Татлин
  8. Иван Пуни
  9. Наталия Гончарова
  10. Михаил Ларионов
  11. Любовь Попова
  12. Петр Кончаловский
  13. 10 художников мирового авангарда
  14. Герхард Рихтер
  15. Чжан Сяоган
  16. Ричард Принс
  17. Марк Шагал
  18. Сальвадор Дали
  19. Марсден Хартли
  20. Мортон Шамберг
  21. Джорджия О’Киф
  22. Стюарт Дэвис
  23. Джозеф Стелла

Введение

Русский авангард в живописи 20 века оказал значительное влияние на последующее искусство не только в России, но и в целом на мировое искусство и художников. Современные художники вот уже больше 100 лет признаются в любви к этому направлению, архитекторы, музыканты вдохновляются великими произведениями, создавая свои работы.

В своей большой статье про авангардизм https://nyblog.ru/avangardizm-v-zhivopisi/ мы уже писали, как зародилось это направление в 1910-х годах, какие художники стали основоположниками авангарда и какие картины считаются эталоном авангарда, как русского, так и зарубежного.

Обязательно прочтите эту статью, если еще не знакомились с историей авангарда. Так вам будет проще разбираться в направлениях, произведениях и художниках.

В этой же статье, мы поговорим о 10 русских художниках и о зарубежных, которые стали основоположниками авангарда. Также в статье вы найдете примеры их картин, которые представляют это направление.

10 русских художников-авангардистов

Казимир Малевич

Один из самых знаменитых художников-авангардистов с не менее знаменитой работой «Черный квадрат». Малевич любил эксперименты, не останавливался на каком-то одном направлении, ища способы реализации своего творчества.

Создатель супрематизма – жанра живописи, в котором используются простые геометрические фигуры, такие как круг, квадрат, прямоугольник, простая линия.

Не только художники, но и дизайнеры, и архитекторы будущего, позднее, будут использовать его идеи в архитектурных и дизайнерских проектах.

«Супрематическая композиция», 1916 год «На жатву», 1928-1929 года «Черный квадрат», 1915 год

Василий Кандинский

Основоположник не только авангардизма, но и абстракции. Родился в Москве, затем жил в Одессе, учился также в Москве и Европе. Организовывал выставки, создавал творческие объединения. Одним из таких объединений стал «Синий всадник». Любил много путешествовать. Стал крупнейшей фигурой авангарда Европы.

Написал книгу «О духовном в искусстве», которая переворачивала устоявшееся представление об искусстве. 

Живя заграницей, общался с русскими художниками, в том числе и с Малевичем, помогал им с выставками.

«Желтое-красное-синее», 1925 год «Композиция VIII», 1923 год «Пестрая жизнь», 1907 год

С приходом революции некоторое время преподавал в России, затем уехал сначала в Германию, потом во Францию.

Александр Родченко

Русский авангардист, который рисовал слова. Работал в самых разных техниках и жанрах. Работал со скульптурой, фотографией, писал картины, работал художником-декоратором в театре и кино.

Один из советских авангардистов, основателей конструктивизма в СССР начала 20 века.

После Февральской революции руководил профсоюзом художников, организовывая нормальную жизнь и работу молодым художникам.

Плакат «Ленгиз: книги по всем отраслям знания», 1924 год

Работал над графикой, живописью и абстрактно-геометрическими произведениями. 1916 года стал активно участвовать в крупнейших выставках российского авангарда, а также всевозможных конкурсах по архитектуре.

Родченко воспринимал искусство как изобретение новых форм и возможностей, а свое творчество считал экспериментом.

«Линейно-циркульная композиция», 1915 год «Девушка с цветком», 1915 год

Эль Лисицкий

Эль Лисицкий был не только художником-авангардистом, но и архитектором, конструктором, графическим дизайнером, монтировал фото, работал инженером.

Его проекты опережали время, а сам он пытался перенести основные идеи супрематизма в архитектуру. Настоящее имя – Лазарь.

В ранние годы своего творчества, Лисицкий занимался иллюстрацией детских книг. Затем, познакомившись с Малевичем, он полностью посвящает себя супрематизму и геометрическим формам, нашедшим выражение в его работах.

«Клином бей белых»

Позже он создает объемные конструкции, которые называются «проунами», также вдохновляясь идеями супрематизма. Он также отдает много внимание дизайну и архитектуре, считая город не разрозненным пространством, а единым целым организмом. Помимо всего прочего, художник создал серию агитплакатов для советской власти.

Лисицкий родился в семье евреев в царской России, жил в Германии (его жена была немкой), продвигал новаторские идеи супрематизма – его судьбу не назовешь легкой. Но, тем не менее, он смог прожить насыщенную жизнь, не отступая от своих идеалов в творчестве и работе.

Иллюстрация для книги Владимира Маяковского «Все для фронта! Все для победы! (Давайте больше танков)» «Проун 1А, Мост I»

Владимир Татлин

Художник, дизайнер, декоратор, Татлин также был новатором русского авангарда в живописи 20 века.

Для него главным в творчестве были материал и конструкция произведения. Он создал «Памятник III Интернационалу». На выставке Всемирного искусства в Париже, в 1925 году его конструкция «Башни Татлина» произвела впечатление на собравшихся, но проект, увы, так и не был реализован.

«Башня III Интернационала»

Его отец был потомственным дворянином, а мать – поэтессой. Татлин с детва учился живописи, в том числе и в училище. Подростком сбежал в Одессу из-за конфликтов с мачехой, был юнгой, но живопись взяла верх: он поступил в московское училище. Но вскоре его отчислили за «неуспеваемость».

Он снова предпринимает попытки связать свою судьбу с морем, и снова выбирает творчество: в конечном итоге поступает в пензенское художественное училище.

Он стал много выставляться, а также участвовать в театральных постановках, создавая эскизы костюмов и декораций для оперы.

«Осень (лето)»

Съездив в Париж, он побывал в мастерской Пабло Пикассо. Через год он принял участие в знаменитой выставке футуристов «0,10», где показал свои «материальные подборы» — пространственные конструкции, созданные из различных материалов.

Дружил с Владимиром Маяковским.

После Революции, работал с художественными мастерскими, создал ряд работ, которые приобрели Русский музей и Третьяковская галерея.

«Стул Татлина»

В 1925 году в звании профессора Татлин преподает в Киевском художественном институте, в 1927—1930 годах — во ВХУТЕМАСе. Получает звание Заслуженного деятеля искусств.

В последующие годы, разочаровавшись в предметном искусстве, снова возвращается к живописи и иллюстрации. В годы войны, живя в Москве, Татлин оформил более 25 театральных постановок.

В последние годы жизни работал в мастерской, где занимались декорированием здания МГУ и созданием пособий.

Иван Пуни

Его родители были родом из Италии. Родные по отцовской линии – музыкантами. Дед балетным композитором, а отец – играл на виолончели в Мариинском театре.

В 1915-1916 года состоял в творческом союзе художников-авангардистов, которое основал Казимир Малевич.

«Композиция с гармоникой», 1914 год

В 1919 году Пуни преподавал в институте под началом Марка Шагала.

В начале 1920-х годов вместе с женой-художницей эмигрировал в Европу, сначала в Германию, а затем – во Францию. Позже, в 1946 Пуни примет французское гражданство.

Родившись в творческой семье, Иван Пуни получил художественное и музыкальное образование, также учился в военном училище, а еще брал частные уроки рисования у Репина.

«Скрипка», 1919 год

В начале 1910-х годов занимался во французской академии Жюльена. Позже, в Петербурге он знакомится с Маяковским, Бурлюком, Малевичем.

Его картины были в стиле фовизма и кубизма. Также был основателем выставки футуристов «0,10».

Иван Пуни создал манифест, который гласил, что картина должна быть освобождена от смыслового содержания.

«Натюрморт с буквами. Спектр бегство»

Участвовал в выставке «Бубнового валета». В 1920 году уехал в Германию, где стал писать беспредметные картины, иллюстрировать детские книги, создавать декорации для русских театров-кабаре. Много участвует в выставках.

Переехав через 3 года в Париж, сближается с Ф. Леже, А. Марке, Дж. Северини. Участвует в выставках и в салонах Тюильри, Независимых, Осеннем.

Наталия Гончарова

Русская художница, еще один яркий представитель русского авангарда. Правнучка жены Александра Пушкина. Училась в Московском училище живописи в классе у Константина Коровина, но курс не окончила.

Ее живопись формировалась под влиянием стиля примитивистов. Ее произведения составляли основу традиций архаического искусства, древнерусской иконописи. В ее работах присутствовала христианская символика, апокалиптические интонации, раскрывающие такие понятия, как, судьба, кара, возмездие, рок.

С 1910-го года художница обратилась к стилю, с элементами кубизма и фовизма. После этого был лучизм, изобретенный Ларионовым. Она стремилась создавать живописно-абстрактные работы, на основе переработки своих впечатлений.

«Соляные столпы» «Покос» «Мытье холста»«Уголок сада» «Портрет Татьяны Рябушинской»

Михаил Ларионов

Художник и график, муж и соратник Натальи Гончаровой.

Проведя детство на юге России, поступил в Московское училище живописи, где учился у Коровина и Серова, и откуда его три раза отчисляли за «художественное инакомыслие и вольность». Там же он и познакомился со своей будущей женой, Натальей Гончаровой.

С начала ХХ века он активно выставлялся как в России, так и зарубежем, в Европе. На него оказали огромное влияние французские художники. В частности, его ранний период можно назвать импрессионистским. На тот момент его картины были полны жизни и ярких красок. Его картины пользовались большим успехом.

«Волы на отдыхе», 1908 год

В последующее десятилетие Ларионов отходит от импрессионизма и начинает осваивать городской фольклор. Вдохновляется примитивистами и входит в творческое объединение «Бубновый валет».

Сотрудничая с поэтами-футуристами, он также иллюстрирует их книги, создает открытки, которые выступают тиражной копией его полотен, занимается графикой.

После «Бубнового валета» организует ряд выставок, на которых показывает свои работы в период армейской службы. Он также устраивал экстравагантные «футуристические прогулки по Москве» и писал манифесты.

«Провинциальная франтиха», 1909 год

Еще один период в творческой жизни художника связан с разработанной им теорией лучизма. Он писал абстрактные картины, в которых начало стихийно создавалось неким лучом, цветовыми полосами, которые пересекались и расходились в разные стороны, а потом опять сходились в яркой линии.

«Вывеска», начало ХХ века «Казак», 1911-1912 года «Офицерский парикмахер», 1909-1910 года «Красно-синий лучизм», 1913 год

Любовь Попова

Российская и советская художница-авангардистка, работавшая в таких стилях, как супрематизм, кубизм, кубофутуризм, конструктивизм. Также занималась графикой, создавала театральные декорации как дизайнер.

Родилась в семье богатых предпринимателей. Первые уроки живописи ей преподавал художник Орлов. В 1906 она поехала в Москву, чтобы получить среднее образование, а также брать уроки живописи в художественной школе.

После, едет в Италию, также обучаться живописи. Также как и многие на тот момент художники, стала участницей группы Малевича «Спуремус».

«Пространственно-силовое построение»

После выставки своих абстрактных работ, ее пригласили на работу в театр. Оформляла несколько спектаклей в театре им. Мейерхольда.

Расцвет ее конструктивисткой деятельности пришелся на время после Революции. Она оформляла массовые революционные праздники, делала плакаты, создавала макеты книг, делала эскизы для одежды и рисунки для текстиля. Попова также преподавала во ВХУТЕМАСе.

«Живописная архитектоника»«Путешественник»

Петр Кончаловский

Художник также сначала стоял у истоков русского авангарда, а затем, соцреализма.

Ему с детства нравилось рисовать, однако, по воле отца он поступил на факультет естественных наук МГУ.

Учеба, конечно же не задалась, и Кончаловский уехал в Париж заниматься живописью в Академии Жюлиана.

«Натюрморт. Поднос и зеленая картонка» «Автопортрет»

Вернувшись на родину, художник поступил в Академию художеств, а затем, получив звание художника, отправился во Францию, снова, где его вдохновили и впечатлили постимпрессионисты.

В 1911 году совместно с еще тремя художниками-эксперименталистками, Кончаловский основал творческое объединение «Бубновый валет», знаменитое своим авангардным обществом и работами.

После Революции занимался преподаванием и административной работой, оставшись в России. От авангарда он постепенно перешел к новому течению – социальному реализму, характерному для советского творчества.

10 художников мирового авангарда

Герхард Рихтер

Немецкий художник, крупнейшая фигура авангарда Европы среди современных художников.

Получив образование в сфере соцреализма, он совмещает его с концептуальным авангардным искусством США и Европы.

Обычно, молодые и современные художники постоянно говорят о «смерти» традиционной живописи, отдавая предпочтение концептуальному искусству. Рихтер, наоборот несмотря на то, что был современным художником, считал, что живопись все еще имеет значение и может двигать те образы, которые превалируют в искусстве.

Его творчество сочетает в себе историю, очень реалистичную образность, на гране фотографии и стремление к абстракции. Однако же, Рихтер не считает себя и не причисляет себя к какому-то определенному, одному, основному течению: он не «реалист», не «минималист», не увлекается концептуализмом, хотя и следует им в отдельных своих произведениях.

Сейчас Рихтера можно назвать одним из самых дорогих художников-авангардистов из Германии. Он стал популярным, благодаря своим знаменитым абстрактным произведениям.

Одна из его работ, «Абстрактный образ», была продана на аукционе на 46 миллионов долларов. Она была написана строительным шпателем вместо кисти.

Кстати, сам художник не считает свою живописью картинами, а называет их декоративными работами. Совсем как у нас на курсе по интерьерной живописи))

Чжан Сяоган

Еще один современный художник, чьи необычные картины так нравятся коллекционерам и любителям авангардисткой живописи.

Будучи родом из Китая, Чжан Сяоган начинал свой творческий путь во времена культурной революции. Суровый режим, репрессии, подавление инакомыслия – именно в такой атмосфере работал художник. Но, как это ни странно, политический уклон не взял верх над его творчеством. Его работы никогда не имели какого-то призыва, наоборот, его больше волновала психология.

Почему люди боятся проявлять индивидуальность? Почему им нравится жить в ограниченном и жестоком мире? Художник пытался с помощью своего творчества найти ответы на все эти вопросы.

Отличительная особенность его творчества – это написание картин сразу сериями, а не отдельными работами.

Ричард Принс

Современный американский художник, работающий в стиле авангард.

На свои довольно эпатажные работы его вдохновляло творчество Сальвадора Дали. Принс не только писал картины, но и создавал обложки для книг.

Его основная тема – темные стороны общества, мораль, осуждение рекламы.

Художник прославился в 80-е годы прошлого века, используя рекламные образы и перефотографирование (а когда появился инстаграм, то он не стеснялся брать оттуда фото пользователей для своих работ). Некоторые скриншоты фотографий пользователь он продал более чем за 100 000 долларов

«Медсестры»

 80-х годах благодаря двум приёмам: использованию рекламных образов и пере-фотографированию. Последнему приёму Ричард Принс не изменяет вот уже много лет. Недавно он продавал скриншоты чужих фотографий с Instagram по цене около 100 тысяч долларов.

Также художник использовал тему бульварного чтива в своих произведениях. Его знаменитая серия «Медсестры» как раз основана на серии романов о медработниках.

Он использовал обложки книг, как исходный материал, меняя фон на более мрачный, надевая на медсестер маски, создавая тем самым зловещую атмосферу.

«Ковбой»

Еще одна любопытная серия работ – «Монохромные штуки», была создана Принсем в 1985 году. Они выглядели как холст, покрытый однотонным слоем краски, на которых тушью был написан текст. Обычно это были шутки и анекдоты, в которых Принс затрагивал такие темы, как гендер, семья, сексуальная озабоченность.

Была у художника еще одна интересная серия работ – «Знаменитости». Она включала в себя портреты известных и знаменитых личностей Америки с их автографами. Какие-то из подписей были настоящими, какие-то художник сделал сам. Так он хотел показать, как незначителен может быть автограф по сравнению с самой личностью человека и его масштабом.

Работа из серии «Капоты», художник использовал капот, как объемный холст

Художник принял участие более чем в 100 выставках, в том числе и международного масштаба, например, на Венецианской биеннале современного искусства.

Сам художник тоже любит современное искусство и является коллекционером.

Серия «Монохромные шутки»

Марк Шагал

Шагала, как, впрочем, и большинство художников из первой части нашей статьи, можно отнести к зарубежным, международным художникам.

Художника можно назвать предшественником такого стиля, как сюрреализм. В Париже он начал впитывать стиль кубизм в свой экспрессионистский стиль.

Настоящее имя художника-еврея – Мойша Сегал. После эмиграции в Париж, он меняет имя и сближается с ведущими авангардистами того времени.

«Юбилей» 1923 год

К сожалению, во время войны ему пришлось покинуть Францию, в которую он вернулся только в конце 1940-х.

Надо сказать, что Париж очаровал художника, во всем городе он видел поэтическое.

Он посещал художественные занятия в нескольких академиях, изучая творчество Делакруа, Ван Гога, Гогена. Но, несмотря на занятия в академии, художник утверждал, что больше извлек из простых прогулок по городу и своих личных наблюдений.

«Над городом»

Ему было тяжело в Париже, денег постоянно не хватало. Холсты стоили очень дорого, поэтому он писал на кусках ткани от скатерти, которые натягивал на подрамник, а также на ночных рубашках и простынях.

Продавал он свои работы тоже дешево и сразу по несколько картин. На минуточку, в 1990 году, его работу «Юбилей» продали на аукционе за 14, 85 миллионов долларов.

«Скрипач»

Сальвадор Дали

Этот человек не нуждается в особом представлении. Даже если вы не знакомы с миром живописи, вы наверняка видели его работы, хотя бы на этикетке чупа-чупса. И уж точно слышали про эксцентричного художника с необычными острыми усами.

Несмотря на то, что знаменитым он стал благодаря сюрреализму, художник работал в самых разных жанрах от кубизма до неоклассицизма. Так что его тоже можно причислить к числу авангардистов, которые искали новые формы выражения своего творчества.

«Постоянство памяти», 1931 год

В юности и начале своего творческого пути Дали вел довольно затворнический образ жизни, а вместо вечеринок ходил в музеи и изучал работы известных мастеров.

После исключения из университета, Дали уезжает в Париж, чтобы познакомиться с авангардным искусством. Дали успешно вливается в атмосферу. Его работы имеют спрос, и благодаря своей эксцентричной натуре он становится известным, его перформансы становятся популярными.

Дали ждет долгий и интересный творческий путь. К концу жизни его состояние насчитывало более 10 миллионов долларов, а его имя вошло в историю.

«Слоны», 1948 год «Девушка у окна», 1925

Марсден Хартли

Американский художник, работающий в стиле классического модернизма, один из представителей американского авангарда.

Уехав в 1912 году в Париж, попадает в общество Гертруды Стайн, где знакомится со многими известными людьми мира искусства и литературы. Затем, он переезжает в Берлин, где отходит от написания привычных пейзажей и натюрмортов. Там же он знакомится с Кандинским и Францем Марком. Перенимает их манеру живописи. В тот период он создает серию картин, которая в последствии становится классикой американского авангарда.

Из-за напряженной политической обстановки, художник возвращается на родину в Америку. Далее он селится в своем родном городе и продолжает работать как пейзажист, маринист и автор жанровой живописи.

«Секстант», 1917 год

Мортон Шамберг

Американский художник-модернист и авангардист, а также фотограф.

Одним из первых начал исследовать эстетику промышленных предметов. Также считался одним из первых американцев, использовавших идеи кубизма в своем творчестве.

На его первой выставке работы представляли собой портреты и пейзажи. В 1912 году он начинает работать фотографом и зарабатывать на жизнь созданием портретов.

«Механическая абстракция», 1916 год

Под влиянием архитектуры Нью-Йорка в его картинах появляются механические формы и фигуры. Ему также импонировали и дадаисты, Марсель Дюшан и Фрэнсис Пикабиа.

Последующие его работы были выполнены на стыке таких жанров, как кубизм, фовизм, футуризм.

Из-за своего пацифизма и начавшейся Первой мировой войны, он отказался использовать изображения механизмов в своих картинах, отдав предпочтение акварельной живописи.

«Телефон», 1916 год «God», 1917

Джорджия О’Киф

Американская художница-модернистка, знаменитая своими картинами с большими цветами.

Она очень сильно любила природу и большие пространства, поэтому не смогла долго жить в Нью-Йорке (где познакомилась со своим мужем, знаменитым фотографом, Альфредом Стиглицем). Поэтому, после своего путешествия в Нью-Мексико, она покупает ранчо, где будет творить и жить до конца своей долгой жизни.

Черный ирис III, 1926 год Череп коровы: красное, белое, синее, 1931 год Восточные маки, 1928 год

В начале творческого пути О`Киф занимала абстракция, но потом она переключилась на цветы, которые стали ее визитной карточкой.

Любила также писать пустынные пейзажи, черепа и кости животных.

Стюарт Дэвис

Американский художник, писавший в основном в стиле кубизм и поп-арт.

Изучал живопись в Нью-Йоркской школе живописи. Под влиянием музыки, а особенно джаза, пишет картины, с такой художественной темой. Принимал участие в знаменитой выставке «Армори шоу», как самый молодой участник.

Работал как художник-иллюстратор, создавая обложки для журнала «Харперс Уикли».

Художник также преподавал на курсах студенческой лиги искусств, участвовал в таких крупных выставках, как Венецианское биеннале и выставка Музея современного искусства в Нью-Йорке.

«Дерево и урна», 1921 год «Лаки Старйк», 1921 год «Колокольня и улица», 1923 год «Гараж №1», 1917 год

Джозеф Стелла

Художник Америки, имевший итальянские корни. Работал в том числе в таких стилях, как футуризм и абстракционизм.

Переехав в Америку, начинает серьезно заниматься живопись, поступив в Студенческую художественную лигу, а затем в знаменитую школу дизайна Парсонс в Нью-Йорке.

Вскоре он становится художником-иллюстратором, рисуя для американских журналов.

«Бруклинский мост»

В 1910-х года уезжает в Европу. После года жизни в Италии, уезжает в Париж. Там он знакомится с такими известными художниками, как Матисс, Пикассо, Умберто Боччони.

Через 2 года он возвращается в Нью-Йорк, и сразу же выставляет свои работы на той самой знаменитой выставке «Армори шоу», на которой были уже половина наших художников.

«Дева»

Работы, написанные в Италии, меняют его стиль. Модернистское направление, которым он интересовался помогло ему войти в круг художников-авангардистов, которые были близки выставке «Армори шоу».

Стелла вдохновляется также промышленным дизайном, в частности, Бруклинским мостом. Это направление тоже найдет отражение в его творчестве.

До 1920-х годов Стелла пребывает под влиянием художников-футуристов. В последующие годы он также, как и многие его современники, сменит несколько направлений: реализм, сюрреализм, абстракционизм. В конце же творческого пути он вообще перейдет на коллажное искусство.

«Итальянские цветы»

Ну что же, вот мы и закончили наш обзор на 20 самых ярких и знаменитых художников-авангардистов Европы, Азии, России, США и их картины.

Конечно, это далеко не все примеры художников и тем более их работ, на самом деле авангардистов было гораздо больше, просто не о всех дошли сведения, либо их слишком мало.

Но, в любом случае, с основными представителями вы сегодня познакомились, и, надеемся, эта статья вас заинтересовала, чтобы начать изучать творчество авангардистов, или какого-то конкретного художника, самостоятельно.

Не забудьте поставить 5 звезд этой статье, мы очень старались, чтобы вам было интересно читать!

А в комментариях пишите, творчество и работы какого художника-авангардиста вам больше всего понравились? Или не понравились =)

Авангардизм в живописи | Картины в стиле авангард

Что такое авангардизм в живописи и искусстве? Особенности направления, примеры картин в стиле авангард, ключевые фигуры.

Содержание

  1. Введение
  2. Особенности авангардизма
  3. Абстракционизм
  4. Супрематизм
  5. Футуризм
  6. Лучизм
  7. Примитивизм
  8. Конструктивизм
  9. Ключевые фигуры авангардизма в живописи
  10. Самые дорогие проданные картины в стиле авангард 
  11. Современный авангард в живописи
  12. Авангардизм в искусстве

Введение

Как направление в искусстве, авангард зародился 1910-х годах. Вам наверняка известны имена основных художников, а также основные знаковые произведения этого направления.

Сам по себе авангард – это очень сложная система разнообразных предчувствующих ему стилей, направлений и творческих школ. Авангардная живопись – это своеобразный эксперимент, который художники поставили над своими произведениями, работая с цветом, формой, основными принципами своего творчества. Иногда работы писались гладкой живописью, иногда картины создавались мастихином, а иногда и вовсе были созданы в технике коллажа.

Импрессионизм, постимпрессионизм, символизм – это те самые направления, из которых вырос авангард, в том числе и знаменитый русский авангард. В этой статье я хочу рассмотреть основные особенности авангардизма, самые известные работы художников, а также современный авангард.

Читайте эту статью до конца, чтобы полностью погрузиться в мир авангардизма в искусстве.

Особенности авангардизма

Как и кубизм, авангард стал одним из ярких событий в культурной жизни ХХ века. Сам термин avant-garde было заимствовано из военной терминологии и означало «передовой отряд».

Таким образом, авангард, это что-то новое, что на шаг уже впереди привычного и понятного.

Русский же авангард – это радикальное направление, которое объединило различные течения в период 1910-х годов. Вообще, такие переломные периоды были в каждый исторический период в культурной и художественной жизни. Просто авангард ХХ стал мощной реакцией на быстро изменяющийся мир вокруг. То, что происходило в мире, в науке, в литературе и живописи просто не могло не обрести форму и выход у художников того времени.

Впервые слово авангард в России прозвучало в устах знаменитого Бенуа. Так он обозначил картины художников, не без иронии, на выставке 1910 года, тех самых, которые были из объединения «Бубновый валет».

Еще через 2 года свою выставку представляют футуристы, показывая новые произведения в авангардном стиле.

Родиной авангардного искусства является Советская Россия.

Такое большое и разностороннее событие, как авангард, объединившее крупных художников и крупные течения ХХ века, имело несколько направлений, с ведущими концепциями и художниками.

Рассмотрим основные течения авангардизма в живописи художников первой волны, в живописи 20 века:

Абстракционизм Первая абстрактная картина (акварель), Василий Кандинский, 1910

Беспредметное искусство, использовавшее ассоциации для восприятия своих работ. Для них главным был цвет, с помощью которого можно было выражать абстракцию.

Все в том же 1910 году, Кандинский создает первую абстрактную работу, которую называет композицией. Суть таких работ – баланс и гармония формы и цвета.

Кандинский сравнивал живопись с музыкой, и считал самым важным – выразить звучание. Именно к абстракционизму в авангардной живописи можно отнести многие другие направления, например, супрематизм, лучизм.

Супрематизм Казимир Малевич, Спортсмены (1932)

Как отдельное направление так же зародился в 1910 году. Казимир Малевич – центральная фигура этого направления.

Передавать реальность при помощи простой формы, сочетая простые геометрические фигуры – круги, квадраты и треугольники, а также линии между собой, вот что было основой супрематизма, его основной формой.

Футуризм Умберто Боччони, Улица входит в дом, 1911

Направление, больше проявившее себя в литературе и публицистике, но затронувшее также и живопись.

Для этого направления была характерна энергия движения, фрагментарность форм и фигур. Братья Бурлюки считаются первыми футуристами в России.

Лучизм Михаил Ларионов. Красно-синий лучизм. 1913 г.

Направление, которое стремилось передать не столько сам предмет, сколько его отражение в лучах. Работая над картиной, художники писали лучи, падающие на предмет.

Смешение цветовых спектров и различные возможности цвето- и светопередачи стали основой для этого направления. Основные художники – М. Ларионов и Н. Гончарова.

Примитивизм Нико Пиросмани, Актриса Маргарита, 1909

Специальное упрощение форм, которое использовали художники, было подобно лубочным картинкам или детским рисункам.

Примитивистами были и Ларионов, и Малевич. Художники, обращались к древним формам, первобытным и средневековым, использовали много фольклорного, народного творчества, сочетая чистые цвета и орнаментные узоры.

Конструктивизм

То самое направление в авангарде, которое появилось, благодаря техническому прогрессу. Больше всего, конечно, оно развивалось в архитектуре. Собственно, это самое позднее направление, зародившееся только в 1920-е годы.

Основой произведения в этом направлении искусства авангардной живописи была конструкция, геометрия, лаконичность форм и черт. Это направление широко было распространено в плакатной живописи. Яркие представители – Родченко, Степанова.

Ключевые фигуры авангардизма в живописи

Казимир Малевич 1879-1935

«Черный квадрат», 1915 – одно из самых известных полотен авангарда

Придумал сочетание цветных и черно-белых фигур – супрематизм, написал знаменитый «Черный квадрат» (а потом еще 3 копии этого квадрата с небольшими отличиями), один из ключевых художников-авангардистов.

Василий Кандинский 1866-1944

«Мюнхенский пейзаж», 1908 год

Один из основателей авангардизма, которого заметили и почитали при жизни, как в России, так и в Европе, после эмиграции в 1921 году. Писал абстрактные цветные работы, которые почитала известная коллекционер и покровитель искусства Пегги Гуггенхайм. Именно благодаря ей, работы Кандинского выставлялись в Америке и Европе и обрели последователей в лице знаменитых художников.

Владимир Татлин 1885-1953

«Контр-рельеф», 1916. Лакированное красное дерево, железо, дерево, цинк. ГТГ

Также один из основателей конструктивизма. Его работы были на той самой знаменитой выставке, где выставлялся «Черный квадрат» Малевича, и, по мнению критиков, во многом его работы были лучше работ Казимира.

На той же выставке он впервые представил свои беспредметные работы – конструкции, собранные из разных материалов.

Александр Родченко 1891-1956

Рекламный постер Ленгиза, 1925

Также считается одним из основателей конструктивизма, но работал он во всевозможных жанрах и техниках, став своеобразным мульти художником.

Писал картины, изготавливал скульптуры, делал фотографию, оформлял постановки в театре и кино.

Наталья Гончарова 1881-1962

Ткацкий станок и женщина, 1913

Одна из главных женщин-авангардисток, участница практически всех выставок начала ХХ века.

Писала картины в лубочном стиле, обращаясь к народному ремеслу, использовала также иконопись, подстраивая все это под современный стиль авангарда.

Эль Лисицкий 1890-1941

Proun, 1922

Художник-авангардист и архитектор, внедрял идеи супрематизма в архитектуру, изобрел проун – равновесную конструкцию геометрических тел. Участвовал также в советском искусстве пропаганды.

Михаил Ларионов 1881-1964

Лучистый пейзаж, 1912

Муж Натальи Гончаровой, изобрел собственное направление – лучизм. Очень долго оставался в тени своей наиболее известной жены.

Любовь Попова 1889-1924

Портрет философа, 1915

Кубофутуризм и супрематизм – основные направления, в которых работала художница. Несмотря на короткий срок, прожила довольно яркую и насыщенную жизнь. Она была из богатой семьи, но после революции осталась в стране ради искусства, ведь первые годы советской власти были как раз ознаменованы эгидой авангарда.

Училась у Малевича, входила в состав созданной им группы «Супремус». При жизни ее произведения не были востребованы, зато сейчас хранятся в крупнейших музеях России, США и Испании.

Александра Экстер 1882-1949

Город ночью

Дружившая с Пикассо художница обучалась в Париже, принимала участие в выставках не только в России, но и в Европе. Также была участницей группы «Супремус», занималась декорациями театральных постановок. Эмигрировав из России, стала отходить от своего стиля, больше склоняясь к фигуративному искусству.

Иван Пуни 1892-1956

Автопортрет перед зеркалом

Был учеником Ильи Репина, и, продолжив свою учебу во Франции, вдохновился идеями кубизма и фовизма, которые и привез в Россию из европейского авангарда.

Именно Пуни организовал ту самую выставку «0,10», где были представлены авангардисты, в том числе и Малевич со своим «Черным квадратом». После эмиграции также отошел от авангарда, став писать работы в примитивистском стиле.

Самые дорогие проданные картины в стиле авангард 

Русские художники-авангардисты хотели жить в мире, где все равны, а деньги бы вообще ничего не значили. Но вот парадокс, спустя почти и более 100 лет с написания их работ, их картины стали стоить столько, что и они и подумать не могли о таких суммах.

Итак, вот список самых дорогих картин в стиле авангард:

  1. Казимир Малевич, «Автопортрет», 1909-1910, продана за $8 639 022

Главные картины художника, прославившие его на весь мир, давно хранятся в музеях и в торгах не участвуют, но даже по предварительной оценке, стоят раз в 5 дороже этой работы.

Этот ранний «Автопортрет» существует еще в трех вариациях, один из которых хранится в Третьяковской галерее в Москве. Картина была написана до знаменитого «Черного квадрата», в тот период, когда художник еще искал свой стиль и увлекался фовизмом.

  1. Варвара Степанова, «Фигура с гитарой», 1919, продана за $2 766 238

Художница активно внедряла искусство в жизнь – ткани, из которых шили одежду для прогрессивных людей того времени украшали ее орнаменты и узоры. Используя простые геометрические фигуры, художница изображала людей в разных позах. Одна из таких картин и была продана за $2 766 238.

  1. Василий Кандинский, «Негнущееся и согнутое», 1935, продана за $23 319 500

Работы Кандинского продаются на международных торгах. Это связано с тем, что художник принимал участие в международных выставках в Европе, преподавал в Баухаузе. Эта картина – образец зрелого творчества художника, написана в Париже, в период эмиграции.

  1. Александр Родченко «Конструкция No 95», 1919, продана за $4 523 173

Родченко запомнился зрителям больше, как фотограф, нежели как художник, но даже несмотря на это, основные свои принципы, которые он в последствии использовал в коллажах и фото, он сформировал в живописи.

Подражая Врубелю и Гогену, увлекаясь футуризмом, Родченко пришел к абстракции. Данная картина написана в пик его творческих поисков.

  1. Илья Чашник, «Седьмое измерение. Супрематический рельеф», 1920, продана за $2 988 054

Один из ближайших учеников Малевича, который прожил всего 27 лет, и чьи работы сгорели во время войны. Лишь не многие сохранились и хранятся в музеях, и еще часть – в частных коллекциях.

Современный авангард в живописи

Авангард очень сильно повлиял не только на последующие направления в живописи, но также затронул еще и архитектуру, музыку, театр, дизайн.

Постоянно проходят ретроспективные выставки, на которых представлено авангардное искусство, авангардная живопись. Художники по всему миру в разное время вдохновлялись авангардистами, перерабатывая их стиль под свои нужды и реалии нового тысячелетия.

Так, например, в Европе, авангард собственно и не забывали и часто им вдохновлялись. Например, известная архитектор Заха Хадид испытывала особый интерес к абстракции, вдохновлялась работами Малевича, а также для своих архитектурных идей брала за основу некоторые работы абстракционистов.

Работы Захи Хадид

Можно сказать, что многие художники сейчас – это новые авангардисты, ведь своим современным искусством они также прокладывают путь, идут на передовую искусству. Современный авангард сейчас перевоплощается в разных формах – в живописи, искусстве, даже в оформлении кафе, в дизайнерских решениях. Авангард повсюду и современные художники подстраивают его под новые реалии.

Авангардная живопись 21 века очень многогранна и сочетает в себе большое разнообразие. На рубеже веков всегда происходят изменения в творческом процессе и поиск новых форм, переосмысление старых канонов и переложение их на новый лад.

Современное концептуальное искусство – это и есть новый авангард.

«Титаник». Серия «Кукольный театр». А. Ситников. 2010 «Античный мальчик». О. Кошляков. 1995 «Триумф Титанов эпохи Возрождения”. Дуэт Дубосарский — Виноградов. 2009

Авангардизм в искусстве

Авангард в кинематографе

Возник в 1920-х годах во Франции, как противовес классическому коммерческому кинематографу. Снимали экспериментальное кино, используя новаторские средства и приемы выразительности. Киноавангард часто связывают с артхаусом, выделяя у них общие моменты.

Авангард в литературе

Это направление в литературе сочетало в себе несколько стилей сразу. Иногда под авангардом подразумевают более радикальную форму авангарда.

Как и в живописи, в литературе, авангард – это разрыв связей с прошлыми литературными традициями, которые существовали до ХХ века. Каноны и нормы остались в прошлом, на первый план выходят экспериментальные формы и поиск нового.

Для литературы авангарда были характерны интерес к фольклору, творчеству маргинальных личностей (наркоманов и алкоголиков). Границы жанров тоже размывались и смешивались, чтобы найти новую форму для выхода творческой энергии.

Скандал и эпатаж тоже были отличительными особенностями литературного авангарда.

Наиболее известные примеры, роман Марселя Пруста «В поисках утраченного времени», «Замок» Франца Кафки и «Улисс» Джеймса Джойса.

Авангард в музыке

Часто к музыкальному авангарду применяли термин «футуризм». Из видных композиторов можно назвать таких, как Н. А. Рославец, И. А. Вышнеградский, Н. Б. Обухов, А. С. Лурье и другие.

Как отмечают эксперты, тот первый, ранний авангард был неочевидным, неоднородным, мало оформленным. Композиторы и музыканты искали новое звучание мира.

Такой, например, была первая футуристическая опера, «Победа над солнцем», декорациями к которой как раз занимался Малевич. Так же можно вспомнить Симфонию гудков – собрания фабричных гудков, которые раздавались в разных городах, при оформлении праздничных дат для революционеров.

Новое деление тонов – то, чем занимались авангардисты-музыканты. А еще они хотели создать новые музыкальные инструменты и устройства, с помощью которых могли получить новый звук. Таким примером может быть первый терменвокс – инструмент, с помощью которого можно услышать микроградации звука. Музыканты старались дать новое применение органу или фортепиано, дать им новое звучание.

Как вы видите, авангард проник практически во все сферы искусства и жизни в начале ХХ века, став своеобразным ответом на то, что происходило в мире. Еще часто новые веяния и начинания будут называть авангардом, но именно тот самый первый, классический авангард зародился в 1910-е годы.

Ключевые фигуры, такие как Малевич, Кандинский, Татлин, Родченко, навсегда изменили историю. На них равнялись, ими вдохновлялись, но никогда не проходили мимо них, ведь таких новаторов было сложно пропустить.

Ставьте 5 звезд статье, если вам понравилось читать про историю авангарда и пишите в комментариях, какие работы в этом стиле вам наиболее симпатичны. Или нет =)

Что такое искусство авангарда?

 

Искусство авангарда — это термин, который мы часто встречаем в дискуссиях об искусстве. Но что это на самом деле означает? Термин происходит от французской военной фразы, относящейся к авангарду армии. Подобно командирам армии, художники-авангардисты проложили себе путь на неизведанную территорию, по пути нарушая правила и разрушая заведения. Термин «авангард» обычно используется для описания новаторских произведений искусства модернистской эпохи, примерно с середины XIX века.го до середины 20 века. Тем не менее, не так уж неслыханно видеть термин, используемый для описания современного искусства. Но критики всегда связывают термин «авангард» с революционными инновациями. Давайте подробнее рассмотрим историю и развитие термина.

 

Авангард: искусство с социалистической целью

Гюстав Курбе, «Похороны в Орнане», 1850 г., via Musée d’Orsay

 

Термин «авангард» обычно приписывают французскому социальному теоретику Анри де Сен-Симону в начале XIX в.

век. Для Сен-Симона авангардным искусством было то, что имело сильный моральный кодекс и поддерживало социальный прогресс, или, как он выразился, «осуществляя положительную власть над обществом». После Французской революции появились различные художники, чье искусство стало ассоциироваться с идеалами авангарда. Самым выдающимся был французский художник-реалист Гюстав Курбе, чье искусство выступало в качестве голоса народа, иллюстрируя сцены восстания и бунта или бедственное положение простых трудящихся. Курбе также использовал свое искусство, чтобы восстать против скучного традиционализма и причудливого эскапизма художественного истеблишмента (особенно парижского Салона), тем самым породив современную идею авангарда как мятежной формы грубого выражения. Современниками Корбе, исследующими подобные идеалы, были французские художники Оноре Домье и Жан-Франсуа Милле.

 

Искусство авангарда: разрыв с истеблишментом

Клод Моне, «Впечатление восхода солнца», 1872 г. , via Musée Marmottan Monet, Paris

 

Следуя яркому примеру Курбе, французские импрессионисты заняли революционную позицию в искусстве. Импрессионисты отвергли формализм прошлого и рисовали смело и по-новому. Несмотря на резкую критику, группа продолжила свое существование, что привело к появлению современного искусства. Еще одним радикальным аспектом французского импрессионистского стиля, который стал типичным для авангардного искусства, было их создание групповых обществ и независимых выставочных пространств, таким образом взяв демонстрацию своего искусства в свои руки. С этого периода крупные учреждения, такие как Салон, больше не должны были решать, кого принимать, а кого нет — художники могли сами продвигать свои собственные идеи.

 

Искусство авангарда ХХ века

Пабло Пикассо, Les Demoiselles d’Avignon, 1907, через MoMA, Нью-Йорк

 

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

В контексте истории искусства термин авангард чаще всего применяется к модернистскому европейскому искусству начала 20-го века. Именно в это время художники полностью порвали с прошлым, создав невероятное разнообразие различных художественных стилей. К ним относятся кубизм, фовизм, экспрессионизм, лучизм, сюрреализм, дадаизм и другие. В этот продуктивный период в истории искусства появились некоторые из самых известных художников всех времен, в том числе Пабло Пикассо, Анри Матисс и Сальвадор Дали. В то время как стили и подходы были невероятно разнообразны, упор на инновации, экспериментирование и исследование нового сделал всех этих художников подходящими для категории авангардного искусства.

 

Гринберг и абстрактный экспрессионизм

Tutti-Fruitti Хелен Франкенталер, 1966, через Олбрайт-Нокс, Буффало

 

Известный американский искусствовед-модернист Клемент Гринберг много сделал для популяризации использования термина «авангардное искусство» в 1930-х и 1940-х годах. В своем культовом эссе «Авангард» и «Китч », 1939, Гринберг утверждал, что авангардное искусство в первую очередь связано с созданием «искусства ради искусства» или искусства, которое отвергает реализм и репрезентацию в пользу растущего языка чистой, автономной абстракции.

Среди художников, которых он стал ассоциировать с идеалами авангарда, были Джексон Поллок и Хелен Франкенталер.

Почему искусство авангарда было так важно?

 

Искусство авангарда — это широкий термин, охватывающий огромное разнообразие стилей и подходов. Этот термин обычно применяется к модернистскому европейскому искусству, созданному с середины 19-го до середины 20-го века, в котором основное внимание уделялось смелым инновациям и прогрессивному, направленному против истеблишмента мировоззрению. Это был монументально важный период в истории искусства, когда художники полностью порвали с прошлым и открыли совершенно новый взгляд на то, каким может быть искусство. Давайте кратко рассмотрим причины, по которым эта отрасль истории искусства сыграла столь важную роль в развитии современного искусства.

 

1. Искусство авангарда доказало, что искусство может быть доступно каждому

Эжен Делакруа, Свобода, ведущая народ, 1830, через Академию Хана

 

Французский социальный теоретик начала XIX века Анри де Сен-Симон первым использовал термин «авангард» при описании произведений искусства. Для Сен-Симона и его современников авангардным искусством было то, что имело сильный моральный ориентир и опиралось на социалистические идеи. Этот подход резко контрастировал с элитарными художественными институтами, которые до этого в значительной степени доминировали в западном мире искусства. Одними из первых художников, которых назвали авангардистами, были французские художники-реалисты, в том числе Эжен Делакруа, Гюстав Курбе, Жан-Франсуа Милле и Оноре Домье, чье искусство служило голосом беднейших и наиболее угнетенных членов общества, документируя свою жизнь с большим пафосом и пониманием. Французские реалисты доказали, что искусство предназначено не только для членов душного учреждения, но может быть для всех, и с тех пор такое отношение остается важным аспектом искусства.

 

2. Это открыло новые инновационные способы создания искусства

Клод Моне, Тополя на Эпте, 1891 г., представлено Художественным фондом 1926 г., через Тейт

 

К началу 20-го века искусствоведы стали ассоциировать термин «авангард» с прогрессивными стилями модернизма, которые породили новые стили искусства, невиданные ранее. Одной из первых радикальных авангардистских групп была французская школа импрессионистов. Они имели огромное значение для развития модернистского искусства, потому что их искусство было преднамеренным отказом от одобренных Салоном традиционных стилей исторической живописи, существовавших веками. Вместо этого импрессионисты сосредоточились на абстрактных, выразительных мазках и мимолетных ощущениях, которые испытывал художник, работая

на пленэре прямо перед природой. В свою очередь, импрессионисты возглавили ряд радикальных и новаторских новых модернистских художественных движений, включая кубизм, фовизм и экспрессионизм.

 

3. Искусство авангарда бросило вызов статус-кво

Пабло Пикассо, Плачущая женщина, 1937 г., Принята правительством Ее Величества вместо налога с дополнительной оплатой (Грант в помощь), сделанной при содействии Мемориального фонда национального наследия, Художественного фонда и друзей галереи Тейт 1987

 

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

Большая часть авангардного искусства конца 19-го и начала 20-го века была трансгрессивной и сложной по своей природе, раздвигая границы того, что было приемлемо в искусстве. От подрывных изображений проституток Эдуарда Мане до грубого, угловатого и бессвязного кубизма Пабло Пикассо, авангардное искусство было преднамеренно провокационным и заставляющим задуматься, заставляя зрителей задуматься о природе искусства и нашем отношении к нему. Начиная с эпохи реалистов и импрессионистов художники также начали проводить свои собственные поп-ап-мероприятия в качестве формы протеста против истеблишмента, доказывая, что художникам не нужно искать одобрения от более крупных учреждений.

 

4. Искусство авангарда проложило путь постмодернистскому и современному искусству

Кэтрин Гросс, «Лошадь пробежала еще пару метров, затем остановилась», 2018 г., через журнал «Обои»

 

Многие подходы, которые мы наблюдаем в постмодернистском и современном искусстве, произошли от искусства авангарда. Идея о том, что искусство может выступать в качестве голоса для людей, является основой современного искусства, как видно из радикальных инсталляций и вмешательств Ай Вэйвэя, которые объединяют активизм с искусством, или в бунтарском уличном искусстве Бэнкси, которое выводит искусство в реальный мир.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *