Содержание

Клод Моне — Стиль и техника

ПубликацииХудожники

Клод Моне — Стиль и техника

Андрей

56711

ОДЕРЖИМОСТЬ СВЕТОМ И ЦВЕТОМ

Одержимость Моне светом и цветом вылилась в многолетние исследования и эксперименты, целью которых было зафиксировать на холсте мимолетные, ускользающие оттенки природы.

Картины Моне породили новое течение в живописи — импрессионизм, а сам Моне признан величайшим и наиболее типичным представителем этого направления. На протяжении всей своей долгой жизни Моне неуклонно следовал основным правилам импрессионизма — запечатлевать на холсте сцены современной жизни (у Моне — это пейзажи) и работать на открытом воздухе.

РАБОТА НА ПЛЕНЭРЕ

Практика работы художника на открытом воздухе (пленэре) не была чем-то совершенно новым. Ещё в начале XIX века английский художник Джон Констебл часто писал на природе свои наброски и этюды маслом. В 1840 годах, следуя его примеру, группа французских художников собиралась в деревушке Барбизон возле леса Фонтенбло с целью писать пейзажи, которые должны изображать «подлинную природу». Камиль Коро, которого многие импрессионисты высоко ценили за его неидеализированный взгляд на природу, также писал маслом на пленэре, призывая художников «следовать своему первому впечатлению».

Наиболее важную роль в становлении Моне как художника сыграла его юношеская дружба с пейзажистом Эженом Буденом, специализировавшимся на небольших воздушных приморских пейзажах, которые он создавал на открытом воздухе. Боден настоял на том, чтобы Моне присоединился к нему во время одного из таких сеансов в Гавре. «Неожиданно пелена спала с моих глаз», — писал позже Моне.

Там же, в Гавре, Моне познакомился с голландским художником Йоханом Бартольдом Йонкиндом, который старался передать нежнейшие оттенки воздуха и настроения в своих морских пейзажах. Позже Моне говорил о нем: «Он был человеком, который окончательно развил мое зрение».

В Аржантёе Моне работал на открытом воздухе, часто в сопровождении Камиллы, сидя в специально построенной для этого лодке. Эдуар Мане запечатлел художника за работой в 1874 году. Работа на пленэре стала по настоящему возможной благодаря изобретению в 1841 году мягких тюбиков для краски. Краски в тюбиках были более густые чем прежние, хранившиеся в специальных ящиках, поэтому художникам потребовались более толстые и короткие кисти, чтобы пользоваться ими. Краски в тюбиках требовали от художников слегка измененной техники письма и вдохновили их на более широкое использование различных «готовых» цветов.

ЧТО ВИДИТ ГЛАЗ НА САМОМ ДЕЛЕ

Моне узнал, что картина, написанная на открытом воздухе, обладает уникальной свежестью и жизненностью, которых невозможно достичь, работая в мастерской, где художник заранее представляет себе то произведение, которое он собирается создать. Совет, данный Моне художникам, четко раскрывает его собственный подход к картине: «Старайтесь забыть о том, что вы видите перед собой, — о дереве, доме, о поле, о чем угодно. Просто думайте, что в этом месте — маленький синий квадрат, там — продолговатая розовая фигура, и продолжайте до тех пор, пока у вас не возникнет наивного впечатления от картины, которая находится перед вашими глазами». Таким образом, впечатление представляет собой зрительный импульс, создаваемый увиденным в данный конкретный момент.

РЕВОЛЮЦИОННАЯ ИДЕЯ

Для всех импрессионистов, и для Моне в особенности, основной целью искусства было запечатлеть ускользающее, мимолетное впечатление. В то время такая мысль казалась революционной и шокировала не меньше, чем неприкрытый реализм Курбе в его картине «Каменотесы» или авангардные работы Мане «Завтрак на траве» и «Олимпия». Сам Моне стал знаменем импрессионистов благодаря своей любви ко всему современному и свежей манере письма.

НОВАЯ ТЕХНИКА

Для достижения поставленных целей художнику требовались новые технические приемы письма. Моне, в частности, выработал собственную технику письма, нанося на холст короткой кистью широкие грубые мазки, жирные разбросанные точки, черточки, зигзаги и толстые штрихи. Моне одновременно работал над всем пространством картины, веря, как он позже говорил, что «первый слой краски должен покрыть как можно большую часть холста и неважно при этом, насколько грубо он будет нанесен».

Совершенно по-новому, революционно, Моне использовал цвет, вдохновленный, без сомнения, открытиями Эжена Шевреля о способе зрительного восприятия. Шеврёль доказал, что соседствующие основные цвета цветового круга друг друга смягчают, а наибольший контраст достигается при соседстве дополнительных цветов. Другим важным его открытием было то, что цвет не является неотъемлемым свойством предметов. Цвет — это просто способ, которым смешивается свет, отражаясь от поверхности предмета. Как и его товарищи-импрессионисты, Моне обычно пользовался ограниченной палитрой, предпочитая чистые, не смешанные цвета и рисуя на холстах, предварительно покрытых белым или кремовым грунтом, благодаря чему нанесенные краски становились светлее и ярче.

Другим важным открытием, повлиявшим на видение художников, стала фотография. На снимках того времени движущиеся предметы воспринимаются как размытые пятна, а четкие очертания имеют только неподвижные предметы. Этот эффект явно отразился в похожих на муравьев фигурках людей, которых мы видим на картине Моне «Бульвар Капуцинок» (1873).

ИЗМЕНЕНИЕ ОБЪЕКТА ИЗОБРАЖЕНИЯ

Очень интересно проследить, как на протяжении долгой жизни менялось отношение Моне к изображаемым объектам. Несмотря на то что он постоянно был поглощен игрой света, на ранних своих картинах Моне чаще всего изображал на фоне ландшафта написанные в привычной манере человеческие фигуры.

Однако ближе к 1880-м годах Моне все больше начинает привлекать природа в чистом виде. Если на картинах этого периода и появляются фигуры или неодушевленные предметы, они обычно играют вспомогательную роль и отходят на второй план.

СЕРИИ КАРТИН

Несмотря на то, что художники во все времена создавали ряд набросков одной сцены, до Моне не было ни одного, кто написал бы один и тот же объект несколько раз при различном освещении и разных погодных условиях. Картины Моне представляют целые серии, изображающие стога сена, тополя, собор в Руане, вид Лондона с Темзы и, наконец, кувшинки.

Лондонские пейзажи Моне, написанные в 1899-1901 годах, с их рассеянным светом и рассеянным цветом, — это виртуозные, драматичные произведения искусства, по которым можно проследить эволюцию стиля художника к почти абстрактной манере. Они показывают постепенное продвижение художника к объекту, который он будет писать во все оставшиеся годы жизни, создавая свои сады и превращая их в редкостные произведения искусства.

Примерно с 1905 года и до конца своих дней Моне целиком сконцентрировался на кувшинках. Эти картины, на которых чашечки кувшинок буквально материализуются на поверхности воды, не имеющей линии горизонта, стали этюдами, запечатлевшими бесконечное и неповторяющееся разнообразие цвета и света. На самом деле, эти серии картин, как и любое гениальное произведение искусства, не поддаются объяснению. Это работы поэта, тонко чувствующего природу и способного передать её красоту в своей живописи.

Биография художника

Работы художника

Арка на запад от Этрета

Впечатляющие меловые скалы близ Этрета, на побережье Нормандии, манили к себе художников ещё с XVII века. Моне приезжал сюда каждый год с 1883 по 1886 и написал здесь более 60 полотен, на шести из которых изображен один и тот же вид самой большой арки, известной как Маннпорт.

Терраса в Сент-Адресс

Один из ранних шедевров Моне. Картина написана в тот период, когда страдающий от нужды художник был вынужден оставить Париж и вернуться в отцовский дом в Сент-Адрессе. На картине изображены отец Моне, его тётка и кузина. В тот период Моне ещё стремился к строгому построению картины: она чётко прописана и тщательно выверена по композиции.

Поле маков у Аржантёя

На картине «Поле маков», представленной на первой выставке импрессионистов, изображены жена Моне Камилла и их сын Жан в поле неподалёку от дома в Аржантёе. Как и на многих других работах Моне, Камилла нарисована с зонтиком в руке, и его изящные очертания придают картине особое впечатление.

Водяные лилии

Эта картина Клода Моне является одной из наиболее поразительных в серии из 60 холстов, изображающих пруд с кувшинками, которые Моне написал в период между 1914 и 1917 годами. Плавающие на воде кувшинки резко обрезаются краями холста, создавая впечатление, что картина на самом деле является лишь частью чего-то большего.

Поделитесь с друзьями

Клод Моне — биография и жизнь французского художника

Фото Все
Видео Все

Картины Клода Моне были настолько необычными в глазах его современников, что зачастую их не брали даже на выставки, а уж покупались вообще с большой неохотой, да и к тому же за бесценок. Темы его полотен – разрозненные фрагменты жизни, в которых реальные формы как будто растворялись в мазках и пятнах. Сейчас полотна Клода Моне продаются за баснословные деньги, а при жизни он был вынужден копить, чтобы купить жилье и содержать семью.

Детство

Родился Оскар Клод Моне 14 ноября 1840 года в Париже. Он был вторым сыном бакалейщика Клода Огюста Моне и его супруги Луизы Жюстины. Клод был пятилетним мальчишкой, когда родители сменили место жительства. Семья поселилась в Нормандии, в небольшом городке Гавр. Школу Клод не любил, он вообще мало признавал дисциплину. Больше всего на свете ему нравилось рисовать, хотя отец надеялся, что он продолжит семейное дело и тоже будет бакалейщиком. Рисовать Моне начал рано, в основном это были карикатуры на друзей и учителей. Он даже пробовал продавать свои шедевры, и дело пошло. В витрине салона, где торговали художественными принадлежностями, красовались его рисунки, их мог купить любой желающий за 20 франков. Родители почти не давали ему денег на карманные расходы, и только благодаря своим карикатурам, мальчик сумел скопить 2000 франков.

В этом же салоне состоялось знакомство Моне и художника Эжена Будена, который похвалил парня, отметил, что у него, несомненно, есть талант. Именно он настоял на том, чтобы Клод продолжал рисовать, только переходил к чему-то более серьезному, например, к пейзажам.

Клод Моне портрет в молодости

Отец Клода не собирался принимать выбор сына, но на помощь пришла родная тетя, которая заботилась о парне после смерти мамы.

Моне начал заниматься с Буденом, и вскоре нашел свое настоящее призвание – пейзажи. В 1859-м Моне уехал в Париж, начал работать в студии вместе с другими бедными художниками. Чтобы больше узнать о живописи, молодой человек бывает на выставках и в галереях. Но тут в его творческую биографию вмешалась армия. В 1861-м он оказался в кавалерийских войсках и был командирован в Алжир.

Моне должен был служить семь лет, но спустя два года заболел тифом. После выздоровления ему нужно было опять вернуться в строй, но тут снова в его судьбу вмешалась тетя, заплатила кому нужно три тысячи франков, чтобы ее племянника полностью освободили от службы. Набравшийся сил после болезни, Клод становится студентом университета. Он выбрал факультет искусств, но очень быстро разочаровался в учебе. Моне был противником такого подхода к живописи, который царил в вузе.

Начало

Моне по-прежнему хотел учиться, поэтому вскоре пришел в студию Шарля Глейра. Именно там он впервые встретил Альфреда Сислея, Огюста Ренуара, Фредерика Базиля. Потом среди его знакомых появляются Сезанн и Писарро. Они были практически одногодками, с аналогичными взглядами на мир искусства и живописи. Из них и получился тот костяк, вокруг которого объединились импрессионисты.

Картина Моне «Завтрак на траве»

Первая известность пришла к художнику в 1866-м, после того, как в салоне  появился портрет Камиллы Донсье. В 1865-1866 годах Моне трудится над полотном «Завтрак на траве». Точно такое же название дал своей картине Эдуард Мане, только его полотно было раза в 4 меньше, чем у Клода. Композиция этого полотна очень незамысловата – полянка рядом с лесом, на которой расположились нарядные мужчины и женщины.

При взгляде на работу Клода, создавалось впечатление, будто с нее веет свежим ветерком, воздух движется, шевеля листочки на деревьях. Это впечатление создавали фактурные мазки. В выставке картина Моне не участвовала, он просто не успел ее дописать. В то время художник испытывал финансовые трудности, поэтому просто продал картину, рассчитался с долгами и хотя бы на время забыл, что такое чувство голода. Вместо этого полотна на выставку отправилась «Дама в зеленом».

«Дама в зеленом»

Чтобы создать свой следующий двухметровый шедевр, Моне постоянно находился на пленэре. Чтобы добиться нужного освещения, ему пришлось рыть целую траншею, в котором холст можно было то поднимать вверх, то опускать вниз. Клод часами ждал нужное освещение, и, дождавшись, хватался за кисть. Эта работа на выставку тоже не попала, жюри ее просто отклонило.

Импрессионизм

Именно в то время и началось зарождение импрессионизма, направления, которое полностью изменило представление о живописи. Представители этого направления старались прочувствовать сиюминутность момента и запечатлеть его на холсте. Моне стал одним из основоположников импрессионизма и самым ярким его представителем. Так как он привык работать на пленэре, он умел видеть это сиюминутное состояние природы и окружающих его вещей и очень тонко передать его в своих картинах.

В 1869 году Моне и Ренуар уехали в Бужевиль, где собирались поработать на пленэре. Клод пишет свои картины в совершенно новой манере, он перестает смешивать оттенки и наносит на холст крупные мазки разных цветов. Его картины характеризует использование чистого света, мастер открывает новую технику и особенности передачи света и тени. Так зародился и начал развиваться импрессионизм, абсолютно новое направление в живописи.

Импрессионизм Клода Моне

Когда грянула франко-прусская война, Моне уехал в Англию. Он не хотел снова попасть под призыв, к тому же не считал себя поклонником наполеоновской политики. Скорее наоборот, он ее абсолютно не принимал. В Англии Клод встретил продавца картин Поля Дюрана-Рюэля, с которым подружился, и который стал основным покупателем его картин, созданных  в те годы.

Поднакопив немного денег, художник смог обзавестись собственным домиком в Аржантее, где жил спокойно и даже счастливо вплоть до 1878-го. Те годы стали очень продуктивными, Моне много пишет, его картины становятся все более одухотворенными. Именно в тот период появилось известное полотно художника – «Впечатление.

Восход солнца». Картина участвовала в выставке 1974 года в Париже.

Достаточно часто Клод создает серийные композиции, на которых изображены Лондон, Стог, Руанский собор. В технике импрессионизма он представляет разную освещенность, погоду, даже время суток. Каждое состояние имеет свою тональность, передает даже настроение художника. Чтобы описать его картины, слов мало, их нужно просто хоть раз увидеть и прочувствовать.

Живерни

Благодаря продаже картин, Моне удалось накопить немного денег. Теперь его финансовыми делами занимается бизнесмен Эрнест Гошеде. Но вскоре он обанкротился, и две семьи вынуждены объединиться, чтобы как-то выйти из затруднительного положения. Они поселяются в деревне Ветей, и вскоре художник хоронит жену, а потом и старшего сына. В 1883-м Клод снова сменил место жительства, теперь он с семьей живет в деревне Живерни, которая раскинулась прямо на берегу Сены. Его полотна начали хорошо продаваться, что помогло подкопить приличное состояние. Большую часть денег художник вкладывает в свой сад.

Клод Моне в своем саду

Моне расширял свой сад целых 43 года. Ему доставляло удовольствие не только возиться с растениями и потом пожинать плоды своего труда. Сад стал тем местом, где он черпал творческое вдохновение, особенно в предсмертный период своей биографии. Он выходил с мольбертом в сад и рисовал, рисовал, рисовал.

Художник называл себя рабом своего дела, он хотел постичь совершенство и научиться передавать на полотно окружающее его великолепие.

В то время Моне начинает работать в новой технике, которая заключается в одновременном написании нескольких полотен. Художник стремится передать всю переменчивость освещения. Он мог трудиться над одним холстом полчаса, потом приняться за другой, чтобы успеть ухватить сиюминутность момента. Примером служит серия полотен, где изображен мыс Антиб. Клод смог передать утреннее, полуденное, летнее, весеннее и осеннее освещение.

Личная жизнь

Первый раз художник женился на Камилле Донсье, которая позировала ему для картины «Дама в зеленом», и еще многих других полотен. В этом браке родились два сына Моне, причем с интервалом в одиннадцать лет. После того, как его любимая супруга умерла, в личной жизни Клода появляется Алиса Гошеде. Однако эти отношения сразу носили неофициальный характер. Влюбленные узаконили их только тогда, когда умер муж Алисы – Эрнест. Алиса умерла в 1911-м, а в 1914 году художника постигла еще одна утрата, умер его первенец Жан.

Клод Моне с Алисой Гошеде

Клода Моне считают одним из трех живописцев, картины которых продаются по баснословным ценам. В среднем одна картина художника «тянет» почти на восемь миллионов долларов. Самым дорогим произведением Моне считаются «Водяные лилии», картина, которую он создал в 1905 году. Ее стоимость – 43 миллиона долларов. Полотна великого мастера есть почти во всех мировых музеях. Наследие художника принадлежит Великобритании, России, США.

Смерть

Несмотря на все беды, лишения, нищету, Моне прожил достаточно долго. Ему два раза делали операцию на глазах, удаляли катаракту. Именно эти операции спровоцировали нарушение цветовосприятия художника.

Теперь ультрафиолет ему кажется лиловым или голубым. Это в полной мере отразилось на его работах, которые он писал в послеоперационный период. Лучше всего это проявляется в полотне «Водяные лилии». Моне практически постоянно находится в саду, нанося на полотно красоту потрясающего водяного мира и растений. Последние работы мастера посвящены изображению самых разных прудов и кувшинок.

Памятники Клоду Моне

Сердце художника перестало биться 5 декабря 1926 года. Он умер в той же деревне Живерни, в возрасте 86 лет. К тому времени на свете уже не было многих людей, которыми он дорожил. Причиной смерти стала онкология – доктора диагностировали у Моне рак легких. Перед смертью Клод настаивал, чтобы его похороны были немноголюдными. Так и случилось, провести художника в последний путь пришло 50 человек. Местом упокоения гения импрессионизма стало церковное кладбище.

Ссылки
  • Страница в Википедии

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and tap on selected text.

Клод Моне Картины, Биография, Идеи

Краткое изложение Клода Моне

Клод Моне был лидером французского импрессионистского движения, буквально давшим этому движению его название. Как вдохновляющий талант и личность, он сыграл решающую роль в объединении ее приверженцев. Заинтересовавшись живописью на открытом воздухе и запечатлением естественного света, Моне позже довел эту технику до одной из самых известных вершин в своих сериях картин, в которых запечатлены его наблюдения одного и того же предмета в разное время дня. многочисленные последовательности. Мастерский как колорист и как художник света и атмосферы, его более поздние работы часто достигали замечательной степени абстракции, и это рекомендовало его последующим поколениям художников-абстракционистов.

Удалить рекламу

Достижения

  • Частично вдохновленный Эдуардом Мане, Моне отошел от четкого изображения форм и линейной перспективы, которые были предписаны устоявшимся искусством того времени, и экспериментировал со свободной обработкой, смелым цветом и поразительно нестандартные композиции. Акцент в его картинах сместился с изображения фигур на изображение различных качеств света и атмосферы в каждой сцене.
  • В свои более поздние годы Моне также стал более чувствительным к декоративным качествам цвета и формы. Он начал наносить краску более мелкими мазками, выстраивая ее в широких цветовых полях и исследуя возможности декоративной краски на поверхности гармоний и контрастов цвета. Эффекты, которых он достиг, особенно в серии картин 1890s представляют собой значительный шаг вперед к абстракции и к современной живописи, ориентированной исключительно на поверхностные эффекты.
  • Вдохновитель и лидер среди импрессионистов, он сыграл решающую роль в привлечении Пьера-Огюста Ренуара, Альфреда Сислея, Эдуарда Мане и Камиля Писсарро к совместной работе в Париже и его окрестностях. Он также сыграл важную роль в создании выставочного общества, которое будет демонстрировать работы группы в период с 1874 по 1886 год.

Удалить рекламу

Жизнь Клода Моне

От теоретических и критических баталий с зарождающимися импрессионистами в Париже до более поздней любви проводить время на свежем воздухе, изучая свет, Моне всю свою жизнь двигали его страсти. Как он сказал: «Я хорош только в двух вещах: в садоводстве и живописи».

Читать полную биографию

Читать художественное наследие

Важное искусство Клода Моне

Развитие искусства

1866-67

Женщины в саду

Женщины в саду был написан в Виль д’Авре с использованием его будущей жены Камиллы в качестве единственной модели. Цель этой крупномасштабной работы (100 на 81 дюйм), хотя и тщательно составленной, заключалась в том, чтобы передать эффекты настоящего уличного света, а не учитывать условности моделирования или драпировки. От вспышек солнечного света, пробивающихся сквозь листву деревьев, до нежных теней и теплых телесных тонов, которые можно увидеть сквозь рукав модели, Моне подробно описывает поведение естественного света в сцене. В январе 1867 года его друг и коллега-импрессионист Фредерик Базиль купил работу за 2500 франков, чтобы помочь Моне выбраться из огромного долга, от которого он страдал в то время.

Холст, масло. Музей Орсе, Париж

1871

Вестминстерский мост (также известный как «Темза под Вестминстером») время, когда он и его семья находились в убежище во время войны. Эта простая, асимметричная композиция уравновешивается горизонтальным мостом, лодками, плывущими по волнам, с вертикальной пристанью и лестницей на переднем плане. На всей сцене преобладает слой тумана, содержащий фиолетовый, золотой, розовый и зеленый цвета, создающий плотную атмосферу, которая придает архитектуре отдаленные, размытые формы.

Холст, масло — Национальная галерея, Лондон

1873

Бульвар Капуцинок

Бульвар Капуцинок запечатлел сцену суеты парижской жизни из студии друга Моне, фотографа Фели. х Надар. Применяя очень мало деталей, Моне использует короткие, быстрые мазки, чтобы создать «впечатление» людей в городе, живущих движением. Критик Лерой не был доволен этими отвлеченными толпами, назвав их «черным облизыванием языка». Моне нарисовал два вида с этого места, один из которых смотрел на площадь Оперы. Первая выставка импрессионистов прошла в мастерской Надара, и Моне вполне уместно включил это произведение в экспозицию.

Холст, масло. Музей Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити, США

1875

Женщина с зонтиком – Мадам Моне и ее сын . Сам зонтик часто появляется в его работах, в первую очередь потому, что при рисовании из реальной жизни на открытом воздухе большинство женщин используют его для защиты кожи и глаз. Но объект также создает контраст света и теней на лице и одежде фигуры, указывая, откуда исходит реальный свет. Совершенно уникально, что Моне рисует на свету, позволяя чертам модели растворяться в тени. Большинство художников избегали бы такого позиционирования своего предмета, поскольку трудно воспроизвести какую-либо деталь — и даже посмотреть на свой предмет. Но Моне интересует сам свет, и он непревзойденным образом запечатлевает его в сцене.

Холст, масло — Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия

1878

Улица Монторгей в Париже.

Празднование 30 июня 1878 года

Историки и ученые считают, что Моне наткнулся на открытия в области зрения и оптики. Профессор Ян Ааронсон считает, что Моне был наделен сверхчувствительными визуальными способностями, благодаря которым он мог замечать вещи, которые большинство людей не заметили бы. Например, в этой работе, если посмотреть, как нарисованы сами флаги, то они выглядят довольно размыто и нечетко. Но когда зритель смотрит вниз на толпу, периферийным зрением кажется, что флаги развеваются (лучше всего попробовать это на настоящей картине, а не на репродукции). Как и в этом примере, Моне, кажется, столкнулся с некоторыми особенностями зрения и живописными эффектами, которые не были должным образом подтверждены наукой в ​​течение многих лет после его смерти.

Холст, масло. Музей Орсе, Париж

1894

Руанский собор: Фасад на закате

Серия Моне Руанский собор: Фасад на закате — одна из самых известных его работ. Он рисовал собор в разное время суток, чтобы исследовать эффекты разного освещения зимой. Выжженно-оранжевый и синий вид собора доминирует на холсте, а вверху видны только рассеянные виды неба. Наложенные поверх готической структуры мазки играют со светом и атмосферой на камнях, а также с деталями на их резных поверхностях. В 1895, он выставил двадцать соборов в галерее Дюран-Рюэля, которые были подвергнуты критике и похвале зрителями, которые либо боролись с его художественными, научными и поэтическими нововведениями, либо отстаивали их. Как писал историк искусства Мадалена Домбровски: «Это место является [только] ориентиром, но оно трансформируется и обусловливается светом, цветом и собственным видением Моне».

Серия рисунков или создание любых произведений искусства с тонкими переходами от одного произведения к другому было основным элементом современного искусства для многих художников, от Энди Уорхола до минималистов и художников-концептуалистов. Мало того, что это был способ для художников исследовать тонкие различия между предметами, но некоторые художники прямо ссылаются на Моне в своих сериях работ.

Холст, масло — Музеи изящных искусств, Бостон

1915-26

Водяные лилии

Цикл Нимфеи является частью группы водных пейзажей Моне, над которой он начал работать в конце 1890-х годов. Как поясняется на веб-сайте Musée de l’Orangerie: слово nymphéa происходит от греческого слова numphé, означающего нимфа, которое берет свое название от классического мифа, который приписывает рождение цветка нимфе, умирающей от любви к Гераклу. На самом деле, это также научный термин для водяной лилии.

Эта серия занимала Моне до самой его смерти 30 лет спустя и включает в себя десятки полотен, создающих панораму воды, лилий и неба в его мастерской, вдохновленную его садом в Живерни. Самыми известными из этой серии являются восемь больших панно с водяными лилиями, которые установлены в двух эллиптических залах музея L’Orangerie в Париже.

Моне описывает цели своего проекта: «Представьте себе круглую комнату, стены которой полностью заполнены горизонтом воды, усеянной этими растениями. Прозрачные стены — иногда зеленые, иногда розовато-лиловые. Тишина и спокойствие воды отражая цветение; тона расплывчаты, восхитительно нюансированы, нежны, как сон».

Конечная инсталляция считается одним из величайших достижений Моне, импрессионизма и даже искусства 20 -го -го века. Освещение и обстановка в музее максимизируют впечатления зрителей от этих работ, создавая, как сказал Моне, «иллюзию бесконечного целого, волны без горизонта и без берега». Эти работы оказали бы огромное влияние на многих художников, но общая композиция особенно вдохновила бы крупномасштабные полотна абстрактного экспрессионизма Нью-Йоркской школы.

Холст, масло — Музей Оранжери, Париж


Удалить рекламу

Биография Клода Моне

Детство

Оскар Клод Моне родился в Париже, в возрасте пяти лет переехал в Гавр, приморский город в север Франции. Его отец был успешным бакалейщиком, который позже занялся судоходством. Его мать умерла, когда ему было 15 лет. Океан и изрезанная береговая линия Северной Франции оказали на него сильное влияние в раннем возрасте, и он часто убегал из школы, чтобы отправиться на прогулку вдоль скал и пляжей. В юности он получил образование в Гаврском колледже у бывшего ученика известного неоклассического художника Жака-Луи Давида. Творческий и предприимчивый с раннего возраста, в свободное время он рисовал карикатуры и продавал их по 20 франков за штуку. Воспользовавшись своими ранними способностями к искусству, ему удалось сэкономить немало денег на продажах произведений искусства.

Раннее обучение

Важный опыт произошел в 1856 году, когда Моне подружился с Эженом Буденом, художником-пейзажистом, известным своими пейзажами прибрежных городов северной Франции. Буден поощрял его рисовать на открытом воздухе, и эта техника пленэра изменила представление Моне о том, как можно создавать искусство: «Как будто с моих глаз сорвалась пелена; я понял. Я понял, какой может быть живопись».

Несмотря на отказ в стипендии, в 1859 году Моне переехал в Париж, чтобы учиться с помощью своей семьи. Однако вместо того, чтобы выбрать более привычный карьерный путь салонного художника, поступив в Школу изящных искусств, Моне поступил в более авангардную Швейцарскую академию, где познакомился с коллегой-художником Камиллом Писсарро.

Зрелый период

Вынужденный служить в армии, в 1861 году Моне был отправлен в Алжир. Подобно Эжену Делакруа до него, среда Северной Африки стимулировала Моне и влияла на его творческие и личные взгляды. Вернувшись домой в Гавр после службы, его «последнее образование глаза» дал голландский художник-пейзажист и художник-маринист Йохан Йонгкинд. После этого Моне снова уехал в Париж, посещая мастерскую швейцарского художника Шарля Глейра, в которой были такие ученики — и будущие импрессионисты — как Пьер-Огюст Ренуар, Фредерик Базиль и Альфред Сислей.

В 1865 году Парижский салон принял для выставки два морских пейзажа Моне. Однако художник чувствовал себя ограниченным работой в студии, предпочитая свой предыдущий опыт рисования на природе, поэтому он переехал недалеко от Парижа, на окраину леса Фонтенбло. Используя свою будущую жену Камиллу Донсье в качестве единственной модели, его амбициозно большие Женщины в саду (1866-67) стали кульминацией идей и тем его более ранних работ. Моне надеялся, что работа будет включена в Парижский Салон, но его стиль не давал ему согласия с жюри, и картина была отклонена, оставив художника опустошенным. Официальный салон в то время еще ценил романтизм. (В 1921, чтобы смягчить оскорбление 50-летней давности, Моне заставил французское правительство купить картину за огромную сумму в 200 000 франков. , создав множество сцен, таких как Вестминстерский мост (1871 г.). К нему присоединились его жена и их новорожденный мальчик Джин. Он посетил лондонские музеи и увидел работы Джона Констебла и Дж.М.У. Тернера, чей романтический натурализм явно повлиял на его использование света. Самое главное, он встретил Поля Дюран-Рюэля, который руководил новой галереей современного искусства на Бонд-стрит. Дюран-Рюэль стал главным сторонником Моне и Писсарро, а затем Ренуара, Дега и других французских импрессионистов.

Вернувшись во Францию ​​после войны, Моне поселил свою семью в Аржантее, пригороде Парижа на берегу Сены. В течение следующих шести лет он разработал свой стиль и задокументировал изменения в растущем городе на более чем 150 полотнах. Его присутствие также привлекало парижских друзей, включая Ренуара и Мане. В то время как Мане был на 10 лет старше и стал признанным художником намного раньше, чем Моне, к 1870-м годам каждый существенно повлиял на другого, и Моне успешно завоевал Мане до 9 лет.0037 пленэр картина 1874 года.

Продолжая протестовать против салонной системы, Моне и его друзья организовали в 1874 году собственную выставку в освободившейся мастерской фотографа и карикатуриста Надара. Это стало известно как первая выставка импрессионистов. Эти художники, в том числе Ренуар, Дега и Писсарро, были первыми художниками, которые коллективно отреагировали на изменения в своем городе. Модернизация Парижа была очевидна в более широких бульварах, необходимых для того, чтобы приспособиться к растущей моде общественной жизни и растущему потоку потребителей. Мало того, что их предмет был новым, но и то, как они изображали эту реальность, было уникальным. Интуитивное чувство и сущность спонтанности момента запечатлелись на полотне. Именно через работу 1873 г. Impression, Sunrise , что Моне непреднамеренно дал движению свое название, хотя на самом деле это название изначально использовалось писателями для критики таких произведений.

В то время как воспитание Моне было довольно средним классом, его экстравагантные вкусы заставили его прожить большую часть своей жизни в разной степени бедности и долгов. Его картины не были приличным источником дохода, и ему часто приходилось занимать деньги у друзей. Получив несколько заказов в 1870-х годах, Моне добился определенного финансового успеха, но к концу десятилетия оказался в тяжелом положении.

В 1877 году семья Моне жила в городке Ветёй вместе с Алисой Ошеде и ее шестью детьми. Семья Ошеде была большими друзьями и покровителями творчества Моне, но бизнес мужа обанкротился, и в конце концов он бросил свою семью. Таким образом, Моне нужно было найти недорогой дом для большой семьи. Камилла родила второго сына, Мишеля, в 1878 году. Но когда Камилла умерла примерно через полтора года, в творчестве Моне произошли изменения: он больше сосредоточился на потоке переживаемого времени и опосредующем влиянии атмосферы и личности на предмет. иметь значение. Алиса продолжала жить с Моне и стала его второй женой в 189 г.2 (после смерти Эрнеста Хошеде).

Удалить объявление

В 1883 году Моне искал дом для Алисы и их (вместе) восьми детей. Он оказался на участке в сонном городке Живерни, в котором проживало в общей сложности 300 жителей. Он влюбился в дом и сад, которые смог арендовать, а затем купить (и значительно расширить) в 1890 году.

Собственность в Живерни была главным источником вдохновения Моне в течение последних трех десятилетий его жизни. Он создал японский сад для созерцания и отдыха, сделав пруд, наполненный кувшинками, с арочным мостиком. Он классно сказал: «Мой сад — мой самый красивый шедевр. Я работаю в своем саду все время и с любовью. Больше всего мне нужны цветы. Всегда. Мое сердце навсегда в Живерни, возможно, я обязан этим цветам, которые я стал художником».

Именно в Живерни Моне добился своего окончательного успеха. Его картины начали продаваться в США, Англии и на местном уровне. Он стал настоящим джентльменом, наняв в своем доме большой персонал, в том числе шесть садовников, которые ухаживали за его любимым садом и прудом с лилиями.

Моне в своих работах меньше заботился о современности, а больше — об атмосфере и окружающей среде. Его серия стогов, написанных в разное время в течение дня, получила признание критиков, покупателей и публики, когда была выставлена ​​в галерее Дюран-Рюэля. Затем он обратил свое внимание на Руанский собор, проведя аналогичные исследования эффектов изменения настроения, света и атмосферы на его фасаде в разное время дня. Результатом стали десятки полотен ярких, слегка преувеличенных цветов, которые сформировали визуальную запись накопленных восприятий.

Последние годы и смерть

В конце концов, Моне предпочитал быть наедине с природой, создавая свои картины, а не участвуя в теоретических или критических битвах на художественной и культурной сцене Парижа. В то время как в 1880-х и 1890-х годах он путешествовал по таким местам, как Лондон, Венеция, Норвегия и по Франции, в 1908 году он поселился на остаток своей жизни в Живерни. В 1911 году умерла его вторая жена Алиса, а затем умер его сын Жан. Разбитый этими смертями, бушующей Первой мировой войной и даже катарактой, образовавшейся на одном глазу, Моне, по сути, перестал рисовать.

Удалить рекламу

В то время французский государственный деятель Жорж Клемансо, который также был другом Моне, попросил Моне создать произведение искусства, которое выведет страну из мрака Великой войны. Сначала Моне сказал, что он слишком стар и не справляется с этой задачей, но в конце концов Клемансо избавил его от траура, побудив создать великолепное произведение искусства, которое Моне назвал «великим украшением». Моне задумал непрерывную последовательность водных пейзажей, расположенных в овальном салоне, как мир в мире. Для этой цели была построена новая студия со стеклянной стеной, выходящей в сад, и, несмотря на наличие катаракты (одну из которых он удалил хирургическим путем), Моне мог перемещать портативный мольберт в разные места в студии, чтобы запечатлеть вечность. изменение света и перспективы его водяных лилий. Он продолжал работать над своими водными картинами вплоть до конца своей жизни.

Музей Оранжерея был в конечном счете построен с двумя эллиптическими комнатами, предназначенными для водяных лилий Моне. Сплошные композиции полотен и спроектированные комнаты позволяли зрителю почувствовать себя в воде, окруженной листвой. Окончательную инсталляцию полюбили многие критики, и она была наиболее широко провозглашена «Сикстинской капеллой импрессионизма» писателем-сюрреалистом и художником Андре Массоном.

Наследие Клода Моне

Необычайно долгая жизнь и большой творческий потенциал Моне соответствуют огромной популярности, которую он приобрел в то время. Импрессионизм, столпом которого он является, продолжает оставаться одним из самых популярных художественных движений, о чем свидетельствует его массовое популярное потребление в виде календарей, открыток и плакатов. Конечно, картины Моне торгуются на аукционах по самым высоким ценам, а некоторые считаются бесценными, ведь работы Моне находятся в каждом крупном музее мира.

Несмотря на то, что его работы теперь канонизированы, в течение ряда лет после смерти Моне он был известен только в избранных кругах любителей искусства. Основное возрождение его творчества произошло в Нью-Йорке благодаря абстрактным экспрессионистам. Такие художники, как Марк Ротко и Джексон Поллок, и критики, такие как Клемент Гринберг, многому научились у Моне на больших полотнах и полуабстрактных, сплошных композициях. Поп-артисты также ссылались на стога сена Моне в таких произведениях, как повторяющиеся портреты Энди Уорхола. Точно так же многие минималисты использовали ту же технику в последовательном отображении объектов. Фактически, импрессионизм и Моне теперь считаются основой всего современного искусства и, таким образом, являются квинтэссенцией почти любого исторического исследования.

Влияние и связи

Влияние на художника

Влияние художника

  • Гюстав Курбе

  • Жан-Франсуа Милле 9000 5

  • Эдуард Мане

  • Ж.М.В. Тернер

  • Эжен Буден

  • Пьер-Огюст Ренуар

  • Фредерик Базиль

    900 12
  • Шарль Бодлер

  • Альфред Сислей

  • Эмиль Золя

  • Неоклассицизм

  • 9000 4 Японизм

  • Реализм

  • Винсент Ван Гог

  • Поль Сезанн

  • 900 04 Эдгар Дега

  • Жорж Сера

  • Камиль Писсарро

  • Стефан Малларме

  • Джеймс Уистлер

  • Поль Дюран-Рюэль

  • Жорж Клемансо

90 010
  • Импрессионизм

  • Постимпрессионизм

  • Символизм

  • Пуантилизм

  • Фовизм

  • Открытые влияния

    Закрытые влияния

    Полезные ресурсы о Клоде Моне 9Видео

  • 187k просмотров

  • Лекции по истории искусства:

    • 563 просмотра

    • 155 просмотров

    • 13 тыс. просмотров

    • 5 тыс. просмотров

    Сад Моне в Живерни:

    • 12 тыс. просмотров

    • 383 тыс. просмотров

    • 545 просмотров

    Посмотреть больше видео

    9 0004 Специальные материалы

    Веб-сайты

    Статьи

    Похожие произведения

    Волна (1870)

    Гюстав Курбе

    Подробнее

    Катание на лодках (1874)

    Эдуард Мане

    Подробнее

    Гренуйер (1869)

    Пьер-Огюст Ренуар

    Подробнее

    100 Анализ картин и полное собрание сочинений

    Импрессионист 19-го века Клод Моне, наиболее известный сегодня своей серией безмятежных картин с водяными лилиями, был новаторским прорывом в развитии выразительного искусства. На протяжении всего своего Долгая жизнь, охватывающая период между 1840 и 1926 годами, Моне перешел от рисования забавных карикатур на друзей к запечатлению неуловимых нюансов природных сцен в различных позах. света и цвета. Наряду с другими импрессионистами цель Моне в его живописи заключалась в том, чтобы запечатлеть реальность и проанализировать постоянно меняющуюся природу света и цвета. Он верно записал свое окружение, от грязи парижского железнодорожного вокзала до ослепительной красоты его более поздних картин, основанных на садах, которые он создал в Живерни на северо-востоке Франции. Часто выставляется и успешно при жизни слава и популярность Моне резко возросли во второй половине 20-го века, когда он стал одним из самых известных художников в мире и источником вдохновения для растущих групп художников. Стремясь передать свое уникальное восприятие мира природы непосредственно на холсте, Клод Моне сыграл важную роль в формировании совершенно нового направления в мире искусства.

    Ранние годы: 1845-1870

    Корни реализма

    Когда Клоду Моне было 11 лет, он посещал художественную среднюю школу в своем родном Гавре, беря начальные уроки рисования у Жака-Франсуа Ошара.

    Несколько лет спустя Моне изучал Искусство пейзажа от местного художника Эжена Будена, который также приучил молодого художника рисовать на открытом воздухе, чтобы запечатлеть природу в данный момент. Под неформальной опекой мастер пейзажа Йохан Йонгкинд, двое мужчин стали знатоками этого жанра.

    Одной из первых картин Моне, завершенной в 1858 году, был реалистический пейзаж под названием «Вид на Руэль, Гавр». взгляд, имеет мало общего с его более поздними работами. Ранние работы художника отдают дань уважения реалистической художественной школе, преобладавшей в его детстве. Выступая против романтизма, Художники-реалисты, такие как Гюстав Курбе, сосредоточились на точности в изображении своего предмета, который часто состоял из фигур рабочего класса и без прикрас, природные пейзажи.

    Путешествие в Париж

    В этот период с позднего подросткового возраста до 20 лет Клод Моне проводил время в парижском Лувре, где познакомился с современными художниками, такими как Эдуард Мане, которые позже стали коллегами. В то время как другие художники стремились улучшить свою технику, копируя шедевры, выставленные в Лувре, Моне предпочитал рисовать то, что он мог видеть из окна Лувра. уважаемый художественный музей.

    Chasseurs d’Afrique

    Клод Моне был призван в 1861 году в Les Chasseurs d’Afrique, отряд легкой кавалерии, направлявшийся в Алжир. Во время своего годичного срока службы у него было всего несколько возможностей рисовать, написав всего один пейзаж, несколько зарисовок и несколько военных портретов. Хотя ни один из них не пережил его службы, он будет обращаться к своим воспоминаниям об уникальном качестве света в Алжире при создании будущих работ.

    Учеба у Шарля Глейра

    Покинув дипломатическую службу в 1862 году, Клод Моне вернулся в Париж, чтобы присоединиться к частной мастерской Шарля Глейра, художника исторического искусства. Он делил студийное пространство с Пьер-Огюст Ренуар, Фредерик Базиль и Альфред Сислей, все они впоследствии определили будущее направление искусства.

    Студенты часто брали мольберты и краски на открытом воздухе и короткими, ловкими мазками переносят свои непосредственные впечатления от пейзажа на холст.

    Во время учебы в мастерской Глейра Клод Моне написал «Женщину в зеленом платье» — портрет своей будущей жены Камиллы в натуральную величину и «Женщины в саду», моделью для которой также была Камилла. Прежняя картина была принята на выставку в престижном парижском салоне. Работа была в основном в реалистическом стиль, лишенный сочетания ярких цветов и непосредственности, которые определят его более поздние работы.

    Средние годы: 1871-1900

    После свадьбы в июне 1870 года Клод Моне и его жена провели время в Лондоне, где художник написал такие работы, как «Гайд-парк». После этого молодожены какое-то время жили в Нидерландах, где Моне поставил несколько произведений искусства, в том числе «Ветряная мельница», «Амстердам» и светящийся «Заандам». Пара вернулась во Францию ​​в конце года, чтобы поселиться в Аржантёе. правый берег Сены, пригород Парижа, где Камилла проведет практически остаток своей жизни. Художник приобрел плавучую студию, где писал окружающий его пейзаж, а также портреты его друг Эдуард Мане и жена Мане.

    Рассвет нового движения

    К началу 1880-х годов Моне и его друзья-художники, в том числе Поль Сезанн, Камиль Писсарро, Сислей и Эдгар Дега разочаровался в ограничительных стандартах доминирующей художественной организации Парижа, Академии изящных искусств, которая выбрала картины для включения в ежегодные Салоны. В 1873 году они присоединились к своим коллегам-единомышленникам, чтобы создать собственную художественную организацию «Анонимное общество художников, художников и скульпторов». Graveurs», или Кооперативное и Анонимное объединение художников, скульпторов и граверов. Группа организовала свою первую выставку, на которой были работы 30 художников, весной 1874 года.

    Моне решил показать свою картину 1872 года «Впечатление восхода солнца», что оказалось судьбоносным решением. Один из искусствоведов, рецензирующих выставку, придумал термин «Импрессионизм» как насмешливая шутка после просмотра «Впечатление восхода солнца» и аналогичных представленных работ, утверждающих, что картины были любительскими. и незаконченный. Художники приняли новое название для своего движения и впоследствии назвали себя импрессионистами.

    Когда у движения появилось имя и репутация, пусть и сомнительная, Моне приступил к созданию некоторых из своих самых блестящих произведений искусства, таких как «Мадам Моне и дитя», который он закончил в 1875 году, сцена, сияющая цветом и жизнью.

    Время потерь

    Во время вынашивания второго ребенка Камилла Моне заболела туберкулезом и, ослабев после родов, умерла в 1879 году. Картина «Камилла на смертном одре» Последняя дань Моне его жене, фигура, покрытая цветами и перистыми мазками, ее лицо залито светом.

    Среди работ художника, написанных в период после его утраты, есть серия «Ледоход», группа из дюжины картин, изображающих тающие льдины на реке Сене. Приглушенные цвета, насыщенные туманом настройки, обнаженные деревья и застывшие пейзажи отражают суровость видения художника, когда он погрузился в траур.

    Клода Моне все больше очаровывала мысль о том, что один и тот же пейзаж претерпевает изменения в разное время суток по мере изменения солнечного света. Он неоднократно рисовал одну и ту же сцену, чтобы запечатлеть эти нюансы на холсте. Эта идея легла в основу его «серии «Ледяной дрейф», его картин «Стог сена» середины 1880-х и 1990-х годов и его потрясающего Серия «Тополя» 1890-х гг. В 1892 и 1893 годах художник ночевал в арендованной комнате с видом на Руанский собор. работать сразу над несколькими полотнами, каждое из которых посвящено разному времени суток, создавать интенсивные этюды света и тени.

    Стилистическое развитие

    В этот средний период своего творческого развития произведения Моне двигались в сторону абстракции, хотя сюжеты по большей части все еще оставались узнаваемыми. Он экспериментировал с краской, чтобы создать не только для большей глубины цвета, но и для добавления текстуры на поверхность холста. Известный своей новаторской манерой письма, Клод Моне использовал свои фирменные короткие мазки и чистейшие оттенки для инкапсулировать мгновенные проблески эффекта света на перспективу.

    Годы позд он будет производить некоторые из его самых любимых работ за последние десятилетия его жизни. Цветники и пруд с лилиями с живописным японским мостиком давали пейзажи, которые художник будет рисовать снова и снова. снова, как век начался. Позже он скажет, что сады Живерни составляют его величайшее произведение искусства.

    Виды чужих земель

    Во время своих путешествий в первом десятилетии 20-го века Клод Моне нарисовал серию зданий парламента в Вестминстерском дворце, возвышающемся над туман или башни над позолоченными водами на закате. В этот же период художник создал несколько картин в рамках этюда моста Ватерлоо и Темзы в различные отношения света и тумана. Он также посетил Средиземноморье и Мадрид в начале 1900-х годов.

    Водяные лилии

    Его шедевр, однако, на самом деле ждал его на заднем дворе, где он создал свою серию картин пруда с кувшинками, состоящую примерно из Всего 300 полотен, 40 из них большого формата. Клод Моне написал свои первые работы в 1890-х годах, но большинство работ он создал в последние два десятилетия своей жизни. Рано картины его пруда с лилиями включали в себя условные пространственные границы воды, окружающей земли и горизонта, но по мере того, как он продвигался по этим работам, такие границы начали сливаться, пока, наконец, безбрежный пруд стал вселенной, его масштабы неизмеримы и определяются исключительно светом.

    Потеряв вторую жену Алису и старшего сына Жана в 1911 и 1914 годах соответственно, Клод Моне искал утешения, принявшись за новую великую работу, серию масштабных Панно с водяными лилиями. В День перемирия в 1918 году он договорился передать получившиеся фрески французскому государству для установки в Музее Оранжери. Когда-либо перфекционист, художник неоднократно пересматривал и переделывал эту серию в последующие годы, вплоть до их окончательной инсталляции в 1927 в двух овоидных комнатах по собственному проекту художника. Опус включает в себя восемь панелей размером с комнату, каждая высотой более шести футов, длина которых соответствует пространству. Андре Массон назвал эти залы «Сикстинской капеллой импрессионизма» в обзоре 1952 года.

    Фотография сада Моне в Живерни, Франция

    Влияние Клода Моне

    Так же, как Уильям Шекспир в литературе и Зигмунд Фрейд в психологии, влияние Клода Моне на современное искусство огромно. Моне был одним из самых влиятельных художников любой эпохи, и его уникальная цветовая палитра, видение и форма окажут неизгладимое влияние на будущее изобразительного искусства. Многие художники испытали влияние Моне. методы вдохновили импрессионистов и постимпрессионистов, таких как Винсент Ван Гог.

    Автор записи

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *