Глава 2. Знаки незаконченности высказывания. Запятая, точка с запятой
В данной главе:
Запятая и точка с запятой сигнализируют, что высказывание ещё не завершено. Они ставятся только внутри предложения. Отделительной функции у них нет.
Запятая и точка с запятой встречаются как в простом, так и в сложном предложении.
§1. Запятая
Запятая может играть как разделительную, так и выделительную роль.
Например:
В круглой вазе лежали персики, абрикосы, сливы и бананы.
(запятые в предложениях с однородными членами имеют разделительную функцию: они разделяют однородные члены)
Когда фильм закончился, в зале раздались аплодисменты.
(запятые в сложных предложениях имеют разделительную функцию: они разделяют части сложного предложения)
Доченька, пора спать!
(запятая при обращении играет выделительную роль: она выделяет обращение)
Запятые ставятся в простом предложении:
Запятые ставятся в сложном предложении:
§2.
Точка с запятойТочка с запятой – это разделительный знак, используемый как в простом, так и в сложном предложении. Части предложения, разделяемые точкой с запятой, имеют бо´льшую самостоятельность, чем части предложения, разделяемые запятой. Отделительной и выделительной функции у точки с запятой нет.
Как и запятая, точка с запятой встречается в простых предложениях с однородными членами, если необходимо разделить несколько однородных членов, имеющих запятые, или несколько рядов однородных членов, например:
Запятая ставится перед второй частью двойных союзов: не только…, но и; как…, так и; не столько…, сколько; если не…, то и др. под.
В сложном предложении
Генуя, древний лигурийский торговый город; в 222 до н. э. был занят римлянами; во 2-й Пунической войне разрушен карфагенянами Магона; после войны был вновь отстроен римлянами как важнейший город провинции Цизальпинская Галилея
(Словарь античности. — М: Прогресс, 1989. С. 127).
— Понравилась статья?:)Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении 9 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей
“Знаки препинания существуют для того, чтобы выделить мысль, привести её в правильное соотношение и дать лёгкость звучанию”
А.С. Пушкин
Тема урока:”Знаки препинания в бессоюзном предложении. Запятая и точка с запятой в БСП”.
В союзных предложениях чаще всего ставится запятая. В бессоюзных же в зависимости от смысловой связи между частями возможна постановка запятой, точки с запятой, двоеточия, тире.
Запятая и точка с запятой ставятся, если есть значение перечисления, и события протекают одновременно, последовательно.
Улица осветилась солнцем, люди повеселели.
Улица осветилась — первая грамматическая основа.
Люди повеселели — вторая грамматическая основа.
События в предложении протекают последовательно, смысловое значение — перечисление фактов.
Небо покрылось тучами, послышались раскаты грома.
Небо покрылось — первая грамматическая основа.
Раскаты послышались — вторая грамматическая основа.
Смысловое значение — перечисление фактов. События происходят одновременно.
Точка с запятой ставится, когда хотя бы одно простое предложение в составе бессоюзного осложнено.
Предложения, в которых есть знаки препинания, называются осложнёнными. Такие предложения содержат обособленные члены предложения, вводные слова, однородные члены предложения и т.д.
Улица осветилась солнцем, люди повеселели.
Улица, умытая дождём, осветилась солнцем; люди повеселели.
Улица осветилась — первая грамматическая основа.
Люди повеселели — вторая грамматическая основа.
Умытая дождём — причастный оборот.
Небо покрылось тучами; послышались раскаты грома, вызывая страх у людей.
Небо покрылось — первая грамматическая основа.
Раскаты послышались — вторая грамматическая основа.
Вызывая страх у людей — деепричастный оборот.
Когда ставится точка с запятой в предложении?
В данной теме мы рассмотрим, когда ставить точку с запятой в предложении.
Такой разделительный знак, как точка с запятой, является достаточно редким в использовании. В устной речи ему соответствует длительная пауза, как при точке. Несмотря на это, все же можно встретить этот знак препинания на письме. Давайте же рассмотрим, при каких условиях его используют.
Когда в предложениях используется точка с запятой?
Первым и самым популярным примером использования точки запятой является разделение автономных друг от друга предложений, которые соединяются в одно сложное выражение. При этом отсутствует использование каких-либо союзов. В особенности это касается тех предложений, которые достаточно распространены и отличаются присутствием в себе других запятых.
- Была темная августовская ночь; она была невеселой, ведь уже начинало пахнуть осенью; укрытая тучами, проглядывалась луна и еле-еле осветляла проезд; постепенно темнели поля, на которые сверху часто падали звезды.
- Вокруг все застыло в сильном сне; сквозь осенний туман еле проглядывались холодные холмы; их рассекает речка, перебросилась через них и скрылась в тумане.
- По проселочной дороге ежеминутно встречались ели, думалось, будто они закрывают другие деревья, как бы впитывая их; зелени становилось совсем мало, а дальше она и совсем исчезла.
Следующее правило — использование при разграничении самостоятельных предложений, а также их частей, которые соединяются в одно сложное предложение. И при этом соединены между собой такими союзами, как «все же», «но», «тем не менее», «однако».
- Она имела всего несколько цветов гуаши; но, вопреки этому, она начала рисовать пейзаж.
- Уже казалось, абсолютно незачем ему было ездить к ней, и она сама была не сильно рада; однако же он ездил и оставался у нее целыми днями, а бывало и неделями.
- Училась она хорошо, хотя немного ленилась; она никогда не плакала; зато временами на нее нападало страшное упрямство.
Но есть небольшое примечание. Этот разделительный знак используется перед таким союзом как «а» лишь при одном условии – если части предложения, которые им соединяются, сложные и распространенные, а внутри имеют другие разделительные знаки (чаще всего запятые).
- Тогда мне казалось, будто она совсем трепещет от страха, и как бы задыхается; а тут, стоит подметить, она была вовсе не из пугливых.
- Вокруг тебя одни весельчаки; а поживешь с ними годик-другой, и постепенно сам таким становишься.
Это же касается союзов «и», «да» (если оно имеет значение «и»). Но при условии, если бы это могли быть отдельные предложения без использования таких союзов.
- Она набрасывала заметки в блокноте, порой отвлекаясь и вслушиваясь в звуки с дороги; и одновременно бездумно отвечая на расспросы брата.
- Почти каждые выходные они уезжали в село к родным; и время проходило замечательно, впечатления каждый раз были незабываемыми.
- Спокойно было на небе и на земле, как в душе человека при молитве; и лишь иногда продувал холодный ветерок, поднимая гривы коней, укрытых инеем, пересыпая через дорогу снег.
Таким разделительным знаком можно воспользоваться между однородными членами предложения, а также, если внутри них есть такие знаки препинания как запятые.
- В темноте плохо виделись те расплывчатые вещи: вдалеке виднелась темная стена, такие же движущие пятна; конь возле меня, который размахивал хвостом; спинка в коричневую крапинку, на которой просматривалось в черном чехле ружье; огонек сигареты, проливающий свет на бороду и руку в черной перчатке.
- Тут были городские и люди из соседних сел, арестованные по подозрению в том, что они сторонники, убийцы, коммунисты; люди, оскорбившие власть словом; люди, что скрывали свой род; люди, которых задержали без документов.
- Я попыталась осмотреть все, но не нашла в этом месте никаких чудес, ничего необычного; казалось лишь, что здесь есть кто-то неизвестный, но, в то же время, очень родной и похожий на близкого друга, которого вот-вот узнаешь.
Этот символ используется между составными СПП. То есть, фразы из двух разных частей, если они относятся к одному основному выражению.
- Какие мечты у каждой маленькой девочки? Мечты о том, чтоб стать принцессой; что всегда будет тепло и солнечно; что все будут восхищаться ею и дарить игрушки.
- Так охота, чтоб вся жизнь была такой же счастливой, как сейчас, когда видишь, как зелены сад, еще мокрый от росы, блестит на солнце; когда видишь, как возле дома, который пахнет цветами, гуляют твои дети, и в воздухе витает любовь.
Еще одним случаем использования такого разделительного является разделение автономных предложений. А также в случае разделение групп зависимых предложений, которые относятся к основной конструкции, при необходимости отделить границы между группами таких предложений.
- Только отошла клубника, а уже спеют вишни, шелковица сыплется, а там уже и желтеют абрикосы; бывает, так поспеет клубники, что женщинам и не справиться с ней, тогда оглашается мобилизация, и уже и металлурги лазят рядом с детьми в саду.
- В лесу было много птиц, гнезда их покрывали все верхушки деревьев, они кружили возле них и пели; иногда, чаще всего после обеда, они порхали в небе, целыми сотнями, подзывая других; иногда какая-то птичка перелетит с верхушки на верхушку и это все стихает.
И, наконец, знак препинания точки с запятой применяется в конце рубрик при перечислении. Это относится к рубрикам, которые не есть самостоятельными частями и связаны с главным предложением.
- Новая работа требовала от него выполнять следующие установки:
- просыпаться около восьми часов утра;
- каждый день читать пятнадцать страниц литературы;
- завершать работу до шести часов вечера.
- К заявлению необходимо приложить следующие документы:
- справка с места работы;
- автобиография;
- справка с медицинского учреждения.
- После встречи она получила следующую инструкцию, обязательную для выполнения:
- купить новый телефон с зарегистрированным новым номером;
- прийти на встречу во вторник в парк к восьми вечера;
- принести с собой одну красную розу.
Используют точку с запятой сравнительно редко, ведь она утяжеляет предложения. Но мы в сегодняшней теме рассмотрели главные причины для ее применения, чтобы правильно ее ставить.
Видео: Когда нужно ставить точку с запятой?
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. | План-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме:
Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях.
Цели урока:
1. Образовательная: сформировать знания о правилах постановки знаков препинания в БСП. Формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе расставлять знаки препинания.
2. Развивающая: совершенствование речевых, пунктуационных, орфографических навыков учащихся. Обучение осознанному отношению к правилам пунктуации, умению применять полученные знания на практике.
3.Развитие речи и творческих способностей обучающихся.
4.Воспитательная: воспитание и привитие чувства любви к родному языку и литературе
Лингвистическая разминка. (3мин.) Слайд.
1.В каком слове пишется буква ю?
А) кле..щий в) бре..щий
Б) сто..щий г) ненавид..щий
2. Значение какого слова определено неверно?
а) игнорировать – намеренно не замечать, не желать знать;
б) классифицировать – распределять на группы, разряды, классы по каким- либо отличительным признакам;
в) лаконизм – предельная краткость, сжатость речи;
г) декоративный – театральный.
Проверка домашнего задания. (10 мин.)
Комплексный анализ текста Слайд
Пушкин, как вихрь, ворвался в литературу, чтобы стать всепоэтом. Он – эхо мира, послушное и певучее, которое несётся из края в край, чтобы страстно откликнуться на всё, чтобы не дать бесследно замереть ни одному достойному звуку вселенской жизни. В этой отзывчивости, в этом даре полногласных ответов на все живые голоса видится нечто по преимуществу человеческое, так как никто не должен ограничиваться определённой сферой впечатлений и мир для всякого должен существовать весь.
(Ю. Айхенвальд)
а) Пунктуационно-синтаксический анализ текста публицистического стиля.
— Один учащийся комментирует знаки препинания, определяет типы СПП, составляет схемы, а все остальные выступают экспертами ответа.
1-е пр-е – СПП с придаточным обстоятельственным цели, есть сравнительный оборот.
2-е пр-е – тире для особого выделения, обособленные однородные определения, стоящие после определяемого слова. Это СПП с 3-мя придаточными, здесь есть последовательное и однородное подчинение.
3-е пр-е – СПП с однородными придаточными обстоятельственными причины, запятая не ставится, так как оба придаточных относятся к одному главному и соединены союзом И, союз ТАК КАК общий.
— Вот какие разные синтаксические конструкции встретились в этом небольшом тексте.
б) Стилистический анализ.
— А теперь посмотрим на этот текст с другой стороны, на его содержательную наполненность.
— Понятно, что это текст, как бы вы это доказали?
— Определите его стиль. (Публицистический)
— Тип речи? (Рассуждение) 1-е пр. – тезис, 2-3 – аргументы, доказательства.
— А как вы понимаете значение слова “всепоэт”?
— Как автор доказывает, что Пушкин – “всепоэт”, на какие особенности его творческой манеры при этом ссылается?
(Как эхо, способен “страстно откликнуться” на любое событие. Он не ограничивается одной-двумя темами в своем творчестве – он многогранен).
IV. Изучение новой темы.
1. Сообщение темы и цели урока. Сформулируйте цель урока по опорным словам.
— осмысление …специфики БС предложений;
— усвоение …правила постановки знаков препинания в БСП;
-отработка…умений находить БС предложения в тексте и правильно ставить запятую и точку с запятой.
— А помогут нам в этом литературные тексты?
— Прочитайте предложения, вставьте пропущенные буквы, объясните их. (Слайды ).
Толстые сосульки св…сали с крыш… и обта…вали на солнце. Капли падали с них, звонко уд…ряли о лед, по всем улицам пели песню весны.
— Каковы эти предложения по составу? (Простые с однородными сказуемыми).
— Замените в первом предложении одно из сказуемых обособленным определением, выраженным причастным оборотом. (Слайд 12).
— Замените во втором предложении одно из сказуемых обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. (Слайд 13).
— Составьте из этих предложений: сложносочиненное предложение, сложноподчиненное, бессоюзное. (Устно. 1 – с союзом и, 2 – если, когда, так как)
— Обратите внимание на необычайное богатство синтаксической синонимии, то есть на возможность передать одно и то же содержание разными синтаксическими конструкциями, что говорит об огромных возможностях русского синтаксиса. Вместе с тем, есть и отличия в смысловых отношениях сложносочиненного (ССП) и сложноподчиненного (СПП), бессоюзного сложного предложения (БСП).
— Какие?
(В ССП отношения между предложениями равноправные, союз И подчеркивает последовательность происходящих действий.
В СПП отношения неравноправные – временные, условные, причинные и т.д.)
— В бессоюзных сложных предложениях отношения между предложениями менее определенные, нежели в ССП или в СПП. Они зависят от входящих в них простых. Велика роль интонации, которая диктует необходимость постановки определенных знаков препинания. БСП отличаются особой выразительностью: отсутствие союзов компенсируется интонацией, которая выражает смысловые отношения между частями предложения. Интонация на письме обозначается различными знаками: запятой, точкой с запятой, тире, двоеточием.
— В данном предложении какие отношения между предложениями? Перечисления? Причинные?
— Как вы думаете, какой знак препинания нужно поставить в бессоюзном сложном предложении?
— Запишите получившееся предложение, автор которого Пришвин.
— Проверьте предложение. (Слайд 14.)
— Начертите схему этого предложения. [ ]; [ ].
Комментарии: Предложение состоит из 2-х частей, между частями бессоюзная связь, отношения перечисления. В первой части есть причастный оборот, во-второй -деепричастный оборот, поэтому между частями ставится ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ.
Вывод: Точка с запятой ставится обязательно, если хотя бы одна из частей БСП осложнена: однородными членами, причастными, деепричастными, сравнительными оборотами, обращением и т.д.
— Когда ставится запятая в БСП прочитайте в учебнике и дайте ответ.
Итак, Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях ставятся:
Запятая:
Между частями отношения перечисления или одновременности; сложное предложение может быть разделено на несколько простых.
1) Зелёные дорожки в лесу все будто курятся, 2) туман везде поднимается, 3) вода пузырьками садится на листья.
Комментарии. Предложение состоит из трёх частей. События просто перечисляются, поэтому между частями ставится ЗАПЯТАЯ.
Точка с запятой:
Между частями отношения перечисления или одновременности, но части осложнены (имеют обособленные члены, однородные члены, обращения, вводные слова) или части совершенно не связаны друг с другом.
1) Чёрные тени и красные блики двигались по земле, /сменяя друг друга/; 2) они то удалялись от костра, то приближались к нему вплотную.
Комментарии. Предложение состоит из двух частей, между частями бессоюзная связь, отношения перечисления. В первой части есть деепричастный оборот, поэтому между частями ставится ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ.
(Слайд 15.)
V. Закрепление материала. Анализ текста.
Индивидуальное задание.
1.Расставьте знаки препинания, в скобках дайте краткие пояснения. Грамматическую основу предложения подчеркните.
Образец: Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями. (поясн.)
Горлинки неумолчно ворковали изредка свистала иволга зяблик выделывал своё милое коленце.
Только сад не только не обветшал но разросся сросся и теперь был весь в цвету из-за забора было видно цветущие вишни яблони и сливы.
П.К. Горлинки неумолчно ворковали, изредка свистала иволга, зяблик выделывал своё милое коленце.
Только сад не только не обветшал, но разросся, сросся, и теперь был весь в цвету; из-за забора было видно цветущие вишни яблони и сливы.
— Бессоюзные сложные предложения с запятой или точкой с запятой, часто используются художниками слова в описаниях природы.
— Запишем под диктовку текст.
Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И.С.Тургенев).
— Проверьте записанный текст. (Слайд 17).
— Почему во втором предложении мы поставили запятые между частями БСП, а в последнем предложении – точку с запятой? (Слайд 18).
(Во втором предложении автор перечисляет то, что он видит, когда идет к лесу. Между предложениями, которые представляют собой простые, схожие по строению предложения, перечислительная интонация с небольшими паузами, показывающая смену впечатлений. Это требует постановки запятой.
В последнем предложении автор описывает картину лесной тишины и покоя. Замедленный темп речи, паузы между предложениями становятся продолжительными (о тишине нельзя говорить громко и быстро), голос понижается почти до точки; в простых предложениях есть другие знаки препинания. Перечислительная интонация поэтому в этом предложении обозначается точкой с запятой).
— К творчеству какого писателя обращались мы на уроке, изучая знаки препинания в БСП?
Хотелось бы на это обратить особое внимание: у каждого писателя есть свой любимый знак препинания – у Тургенева – это точка с запятой, чтобы показать динамизм, стремительность происходящего или смену впечатлений, или перечисляет свои наблюдения.
У Марины Цветаевой – тире.
Рано ещё – не быть
Рано ещё – не жечь!
Нежность! Жестокий бич
Потусторонних встреч.
М. Цветаева
С помощью тире Цветаева выделяет эмоционально и семантически наиболее важные, значимые слова и выражения. Любимые знаки Цветаевой – тире и восклицательный знак. Только они в состоянии передать тот накал страстей, буйство чувств, которыми охвачена лирическая героиня цветаевской поэзии.
— Не припомните ли вы в творчестве каких писателей очень часто встречался знак – точка с запятой? (Лермонтов «Герой нашего времени» при описании природы, при создании портретной характеристики героев, Гоголь «Мёртвые души» )
Из какого произведения эти строки?
- Тихо было всё на небе и на земле, как и в сердце человека в минуту утренней молитвы; только изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем. Мы тронулись в путь; с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-гору…
- Открыто-пустынно и ровно всё в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города; ничто не обольстит и не очарует взора.
VI. Подведение итогов.
— Итак, какие предложения называются бессоюзными?
— Какие знаки препинания могут ставиться в БСП?
— Когда в БСП ставится запятая, а когда точка с запятой? (Слайд 19).
VII. Запись домашнего задания. Сочинение-миниатюра о природе «На восходе солнца», «На вечерней зорьке» с использованием БСП. Оценки за урок. До свидания. Спасибо за урок. (Слайд 21).
Презентация
Точка с запятой Правила русской орфографии и пунктуации (утв. АН СССР, Минвузом СССР, Минпросом РСФСР 1956)
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ
§ 130. ставится между независимыми предложениями, объединяемыми в одно сложное предложение без помощи союзов, особенно если такие предложения значительно распространены и имеют внутри себя запятые (о запятой между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное, см. §§ 136 — 138), например:
Между тем чай был выпит; давно запряженные кони продрогли на снегу; месяц бледнел на западе и готов уж был погрузиться в черные свои тучи, висящие на дальних вершинах, как клочки разодранного занавеса.
Лермонтов
Все вокруг застыло в крепком осеннем сне; сквозь сероватую мглу чуть видны под горою широкие луга; они разрезаны Волгой, перекинулись через нее и расплылись, растаяли в туманах.
М. Горький
§ 131. Точка с запятой ставится между независимыми предложениями, объединяемыми в одно сложное предложение и связанными между собой:
1. Союзами но, однако, все же, тем не менее и т. п., особенно если эти предложения значительно распространены или имеют внутри себя запятые (о запятой перед этими союзами см. §§ 137 и 138), например:
У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту.
Л. Толстой
Казалось бы, совершенно ей незачем было к нему ездить, и он сам был не слишком ей рад; однако ж она ездила и проживала у него по целым неделям, а иногда и более.
Герцен
Примечание. Перед союзом а точка с запятой ставится лишь в том случае, когда связываемые им предложения значительно распространены и имеют внутри себя запятые, например:
Мне послышалось, что он заплакал; а надо вам сказать, что Азамат был преупрямый мальчишка, и ничем, бывало, у него слез не выбьешь, даже когда он был и помоложе.
Лермонтов
Кругом тебя одни чудаки, сплошь одни чудаки; а поживешь с ними года два-три, и мало-помалу сам, незаметно для себя, становишься чудаком.
Чехов
2. Союзами и и да (в значении «и») лишь в том случае, когда они соединяют два предложения, которые без них были бы разделены точкой. (В таких случаях предложения, начинающиеся союзами и, да, являются по характеру связи присоединительными.) Например:
Он читал книгу, думая о том, что читал, останавливаясь, чтобы слушать Агафью Михайловну, которая без устали болтала; и вместе с тем разные картины хозяйства и будущей семейной жизни без связи представлялись его воображению.
Л. Толстой
Почти каждый вечер попозже они уезжали куда-нибудь за город, в Ореанду или на водопад; и прогулка удавалась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, величавы.
Чехов
§ 132. Точка с запятой ставится между распространенными однородными членами предложения, особенно если внутри хотя бы одного из них есть запятые, например:
Во мраке смутно представлялись те же неясные предметы: в некотором отдалении черная стена, такие же движущиеся пятна; подле самого меня круп лошади, которая, помахивая хвостом, широко раздвигала задними ногами; спина в белой черкеске, на которой покачивалась винтовка в черном чехле и виднелась белая головка пистолета в шитой кобуре; огонек папиросы, освещающий русые усы, бобровый воротник и руку в замшевой перчатке.
Л. Толстой
Здесь были люди из города и из станиц и хуторов, задержанные по подозрению в том, что они советские работники, партизаны, коммунисты, комсомольцы; люди, поступком или словом оскорбившие немецкий мундир; люди, скрывавшие свое еврейское происхождение; люди, задержанные за то, что они без документов, и просто за то, что они люди.
Фадеев
§ 133. Точка с запятой ставится между значительно распространенными придаточными предложениями, подчиненными одному и тому же главному, если между придаточными нет сочинительного союза, особенно когда внутри таких придаточных имеются в свою очередь придаточные предложения, например:
Не потерплю, чтоб развратитель огнем и вздохов, и похвал младое сердце искушал; чтоб червь презренный, ядовитый точил лилеи стебелек; чтобы двухутренний цветок увял еще полураскрытый.
Пушкин
Разница та, что, вместо насильной воли, соединившей их в школе, они сами собою кинули отцов и матерей и бежали из родительских домов своих; что здесь были те, у которых уже моталась около шеи веревка и которые, вместо бледной смерти, увидели жизнь, и жизнь во всем разгуле; что здесь были те, которые, по благородному обычаю, не могли удержать в кармане своем копейки. ..
Гоголь
§ 134. Точка с запятой ставится между группами независимых предложений, а также между группами придаточных предложений, относящихся к одному главному, если необходимо указать границы между группами предложений в отличие от границ между отдельными предложениями, например:
В саду было множество ворон, гнезда их покрывали макушки деревьев, они кружились около них и каркали; иногда, особенно к вечеру, они вспархивали целыми сотнями, шумя и поднимая других; иногда одна какая-нибудь перелетит наскоро с дерева на дерево и все затихнет…
Герцен
Люди этой партии говорили и думали, что все дурное происходит преимущественно от присутствия государя с военным двором при армии, что в армию перенесена та неопределенная, условная и колеблющаяся шаткость отношений, которая удобна при дворе, но вредна в армии; что государю нужно царствовать, а не управлять войском, что единственный выход из этого положения есть отъезд государя с его двором из армии; что одно присутствие государя парализует 50 тысяч войска, нужных для обеспечения его личной безопасности; что самый плохой, но независимый главнокомандующий будет лучше самого лучшего, но связанного присутствием и властью государя.
Л. Толстой
§ 135. Точка с запятой ставится в конце рубрик перечисления, если рубрики эти не являются самостоятельными предложениями, но достаточно распространены, и особенно если внутри их уже есть какие-либо знаки препинания, например:
Такой способ употребления мин заставил предъявить к ним требования:
1) чтобы оторвавшаяся от якоря и плавающая на поверхности мина не могла повредить натолкнувшееся на нее судно;
2) чтобы при постановке заграждения не было всплывших мин, могущих указать место заграждения, и такие мины тонули;
3) увеличить безопасность постановки мин.
Академик А.Н. Крылов
ПРАКТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА, ПУНКТУАЦИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ (Punc…
ПУНКТУАЦИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ ( Punctuation marks in Russian)
Сначала о том, что такое пунктуация: это расстановка знаков препинания.
Какие у нас есть знаки препинания – запятая, точка с запятой, двоеточие, кавычки, тире и, наконец, сама точка.Я решил написать этот урок, так как многие студенты, которые изучают русский язык и уже неплохо говорят и пишут на нем, совершенно неправильно ставят знаки препинания или совсем их не ставят.
И еще одно замечание.
В уроке мне придется использовать много специальных терминов, не беда, если вы не все их сразу поймёте, потому что главное – обращайте внимание на примеры, по которым вам многое станет понятно и без специального изучения грамматических терминов.
Мы поговорили с ним недолго, потом он пошел в университет.
Набежали тучи, блеснула молния, загремел гром, началась гроза.
Я знаю, что ты спрашивал её об этом.
Он живет в доме, которому уже 100 лет.
Когда я был маленьким, я любил рисовать.
Если придаточное предложение стоит в центре главного предложения, оно с двух сторон выделяется запятыми, например:
Город, в котором я родился, располагается на берегу реки.
Школа, где он учился, была лучшей школой в городе.
Письмо, которое она писала, осталось незаконченным.
Запятые ставятся также между однородными членами предложения, например:
Мы пишем, читаем, отвечаем на уроке.
День был чудесный, ясный, солнечный.
Но если перед последним однородным членом стоит союз «и», то запятая перед ним не ставится, например:
Мы пишем, читаем и отвечаем на уроке.
День был чудесный, ясный и солнечный.
Однако, если между однородными членами несколько «и», то запятые ставятся перед вторым и последующими «и», например:
Мы и пишем, и читаем, и отвечаем на уроке.
День был и чудесный, и ясный, и солнечный.
Запятыми мы также выделяем так называемые вводные слова и вводные предложения, как «наверное», «вероятно», «по моему мнению», «как пишут в газетах» и так далее.
Вероятно, он не предполагал, что его встретят так плохо.
По моему мнению, ты не прав.
Впрочем, она ничего не сказала.
Если эти вводные слова и предложения стоят в центре предложения, они с обеих сторон выделяются запятыми, например:
Президент Путин, как пишут в газетах, продолжает заниматься спортом.
Весна, вероятно, наступит еще не скоро.
Запятыми выделяются также так называемые причастные обороты, если они стоят после определяемого слова, например:
Девушка, взволнованная от этих слов, покраснела.
Студенты, изучающие немецкий язык, должны быть особенно внимательными к порядку слов в предложении.
«Причастные обороты» — это причастие с зависимыми от него словами: «взволнованная от этих слов», «изучающие немецкий язык».
В то же время причастные обороты, стоящие перед определяемым словом, часто не выделяются, например:
Изучающие немецкий язык студенты должны быть внимательными к порядку слов в предложении.
Присланное отцом письмо осталось непрочитанным.
Запятыми всегда выделяются деепричастные обороты и часто одиночные деепричастия, например:
Откровенно говоря, я не совсем доволен его ответом.
Читая, девочка ела одну конфету за другой.
Сравните:
Я, откровенно говоря, не совсем доволен его ответом.
Девочка, читая, ела одну конфету за другой.
Запятая также ставится при обращении к кому-то, например:
«Мальчик, а где твоя мама?»
«Уважаемые господа, мы начинаем нашу конференцию».
Точка с запятой достаточно редко используется в русском языке.
Она ставится между предложениями, если в составе этих предложений уже есть запятые или эти предложения по смыслу далеки друг от друга, например:К вечеру облака, плывущие по небу, исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как будто испаряются в лучах солнца.
Двоеточие ставится в предложении после обобщающих слов, например:
Она любили всё: чтение, музыку и спорт.
На полках стоят книги: романы, рассказы, стихи.
Иногда после обобщающего слова используют слово «например», тогда после обобщающего слова ставят запятую, в после «например» — двоеточие:
На полках стоят книги, например: романы, рассказы стихи.
Вместо «например» можно поставить слова «а именно»:
На полках стоят разные книги, а именно: романы, рассказы, стихи.
НО если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставят не двоеточие, а тире:
Книги, игрушки, детскую одежду – все это можно купить в новом универмаге.
Честность, справедливость, доброта – вот качества настоящего человека.
Особо надо написать о знаках препинания при прямой речи, так как они отличаются от знаков препинания при прямой речи в английском или немецком языках.
После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие, а прямая речь заключается в кавычки и начинается с большой буквы, например:
Друг нетерпеливо прервал мой рассказ: «Ну и что ты сказал?»
Если слова автора стоят после прямой речи, то в конце прямой речи вместо точки ставятся запятая и тире, а слова автора начинаются с маленькой буквы:
«Я не знаю, что тебе сказать», — тихо ответила Наташа.
Однако если прямая речь заканчивается вопросительным или восклицательным знаком, то эти знаки сохраняются, затем закрываются кавычки и ставится тире, например:
«Хотите послушать мою новую песню?»- спросил Григорий.
«Я так люблю Москву!»- воскликнула Светлана.
Если слова автора вставлены в середину прямой речи, то кавычки ставятся в начале и в конце прямой речи, а знаки препинания на месте разрыва прямой речи зависят от того, куда поставлены слова автора.
Если в этом месте была запятая, точка с запятой или не было никакого знака, то перед словами автора ставится запятая и тире, а вторая часть прямой речи начинается с маленькой буквы, например:«Лодка у меня есть, — сказал старик, — но очень старая».
Если слова автора прерывают прямую речь в том месте, где была точка, то перед словами автора ставится запятая и тире, а вторая часть прямой речи начинается с большой буквы, например:
«Сегодня воскресенье, — с удовольствием вспомнила Люба.
–А в воскресенье ко мне всегда приходят друзья!»
Если слова автора прерывают прямую речь там, где стоял восклицательный или вопросительный знак, то эти знаки остаются, после них ставится тире, а после слов автора – точка и тире, например:
«Куда ты пошел?- пыталась остановить сына мать.- Снова к друзьям?»
И, наконец, следует сказать, что тире может использоваться вместо запятой, когда нужно подчеркнуть неожиданный вывод или неожиданное изменение ситуации, часто в пословицах и поговорках, например:
Сказано – сделано!
С глаз долой – из сердца вон!
Поспешишь – людей насмешишь.
Желаю вам делать меньше ошибок в русской пунктуации!
И до новых встреч в курсе уроков «Практической грамматики»!ПРИМЕЧАНИЕ:
В книгах при передаче диалога вместо кавычек обычно каждую реплику начинают с новой строчки и перед ней ставят тире.
Остальные знаки препинания сохраняются такими, какими они описаны в этой статье.
Конспект урока русского языка на тему «Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»
Урок в 9 классе
Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях.
Цели урока:
1. Образовательная: сформировать знания о правилах постановки знаков препинания в БСП. Формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе расставлять знаки препинания.
2. Развивающая: совершенствование речевых, пунктуационных, орфографических навыков учащихся. Обучение осознанному отношению к правилам пунктуации, умению применять полученные знания на практике.
3.Развитие речи и творческих способностей обучающихся.
4.Воспитательная: воспитание и привитие чувства любви к родному языку и литературе
1. Орг.момент, целеполагание
— Здравствуйте! Вспомните, о чем мы говорили на предыдущих уроках? С чем знакомились? Изучили ли мы до конца особенности БСП и знаки препинания в них? (слайд 1)
— Сформулируйте цель урока по опорным словам (первые слова на доске) (слайд 2)
— осмысление …специфики БС предложений;
— усвоение …правила постановки знаков препинания в БСП;
—отработка…умений находить БС предложения в тексте и правильно ставить запятую и точку с запятой.
Так вот, сегодня мы с вами продолжим знакомство с БСП, знаками препинания в них. А для этого мы поработаем в грппах, повторим то, что уже изучили о видах сложного предложения, особенностях БСП, познакомимся с правилами постановки запятой и точки с запятой в БСП и закрепим ваши знания и умения. В результате всей работы на уроке мы должны научиться расставлять запятые и точку с запятой в БСП. Для реализации нашей цели работать мы будем по следующему плану: (слайд 3)
1. Орг.момент, целеполагание
2. Синтаксическая разминка
3. Повторение (Подготовка к ОГЭ)
4. Изучение нового
5. Закрепление изученного
6. Итог урока
7. Домашнее задание
8. Рефлексия
9. Оценивание
(учащиеся делятся на две группы)
2. Синтаксическая разминка (слайд 4)
(работа по карточкам: учащиеся расставляют знаки препинания, определяют вид СП и подчеркивают грамматические основы)
1. Пушкин, как вихрь, ворвался в литературу, чтобы стать всепоэтом. 2. Он – эхо мира, послушное и певучее, которое несётся из края в край, чтобы страстно откликнуться на всё, чтобы не дать бесследно замереть ни одному достойному звуку вселенской жизни. 3. В этой отзывчивости, в этом даре полногласных ответов на все живые голоса видится нечто по преимуществу человеческое, так как никто не должен ограничиваться определённой сферой впечатлений и мир для всякого должен существовать весь.
(Ю. Айхенвальд)
1-е пр-е – СПП с придаточным обстоятельственным цели, есть сравнительный оборот.
2-е пр-е –Это СПП с 3-мя придаточными, здесь есть последовательное и однородное подчинение.
3-е пр-е – СПП с однородными придаточными обстоятельственными причины, запятая не ставится, так как оба придаточных относятся к одному главному и соединены союзом И, союз ТАК КАК общий. (к/у)
3. Повторение. Подготовка к ОГЭ (слайды 5-8)
(выполнение типовых тестовых заданий) (в/к по группам)
4. Изучение новой темы (слайд 9).
— Прочитайте предложения, спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните их.
Толстые сосульки св…сали с крыш… и обта…вали на солнце. Капли падали с них, звонко уд…ряли о лед, по всем улицам пели песню весны. (с/к) (предложения на доске)
— Каковы эти предложения по составу? (Простые с однородными сказуемыми).
— Замените в первом предложении одно из сказуемых обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
— Замените во втором предложении одно из сказуемых обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. (Слайд 10).
— Составьте из этих предложений: сложносочиненное предложение, сложноподчиненное, бессоюзное. (Устно. 1 – с союзом и, 2 – если, когда, так как) (слайд 11)
— Обратите внимание на необычайное богатство синтаксической синонимии, то есть на возможность передать одно и то же содержание разными синтаксическими конструкциями, что говорит об огромных возможностях русского синтаксиса. Вместе с тем, есть и отличия в смысловых отношениях сложносочиненного (ССП) и сложноподчиненного (СПП), бессоюзного сложного предложения (БСП).
— Какие?
(В ССП отношения между предложениями равноправные, союз И подчеркивает последовательность происходящих действий.
В СПП отношения неравноправные – временные, условные, причинные и т.д.)
— А какие отношения между частями в БСП? От чего это зависит? (от самих простых предложений)
— Какие знаки препинания могут быть в БСП между частями?
Вывод: В бессоюзных сложных предложениях отношения между предложениями менее определенные, нежели в ССП или в СПП. Они зависят от входящих в них простых. Велика роль интонации, которая диктует необходимость постановки определенных знаков препинания. БСП отличаются особой выразительностью: отсутствие союзов компенсируется интонацией, которая выражает смысловые отношения между частями предложения. Интонация на письме обозначается различными знаками: запятой, точкой с запятой, тире, двоеточием.
— В данном предложении какие отношения между предложениями? Перечисления? Причинные?
— Как вы думаете, какой знак препинания нужно поставить в бессоюзном сложном предложении? Почему?
— Запишите получившееся предложение, автор которого Пришвин.
— Проверьте предложение.
— Выделите грамматические основы в нем, начертите схему этого предложения. [ ]; [ ] (на доске 1 человек составляет схему, 1 – устно называет грамм. основы).
(Комментарии: Предложение состоит из 2-х частей, между частями бессоюзная связь, отношения перечисления. В первой части есть причастный оборот, во-второй -деепричастный оборот, поэтому между частями ставится ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ).
— Какой вывод мы можем сделать о правилах постановки точки с запятой между частями БСП? А когда тогда мы ставим запятую? (высказывают мнения). Сверим наш вывод с материалом учебника.
Вывод: Точка с запятой ставится обязательно, если хотя бы одна из частей БСП осложнена: однородными членами, причастными, деепричастными, сравнительными оборотами, обращением и т.д.
— Итак, запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях ставятся:
Запятая:(слайд 12)
Между частями отношения перечисления или одновременности; сложное предложение может быть разделено на несколько простых.
1) Зелёные дорожки в лесу все будто курятся, 2) туман везде поднимается, 3) вода пузырьками садится на листья.
Комментарии. Предложение состоит из трёх частей. События просто перечисляются, поэтому между частями ставится ЗАПЯТАЯ.
Точка с запятой: (слайд 13)
Между частями отношения перечисления или одновременности, но части осложнены (имеют обособленные члены, однородные члены, обращения, вводные слова) или части совершенно не связаны друг с другом.
1) Чёрные тени и красные блики двигались по земле, /сменяя друг друга/; 2) они то удалялись от костра, то приближались к нему вплотную.
Комментарии. Предложение состоит из двух частей, между частями бессоюзная связь, отношения перечисления. В первой части есть деепричастный оборот, поэтому между частями ставится ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ.
5. Закрепление материала. (слайд 14)
— Бессоюзные сложные предложения с запятой или точкой с запятой, часто используются художниками слова в описаниях природы. Запишем текст.
1. Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. 2. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью.3. Вот и лес. 4.Тень и тишина. 5. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И.С.Тургенев).
— Проверьте записанный текст. (с/к) (Слайд 15).
— Почему во втором предложении мы поставили запятые между частями БСП, а в последнем предложении – точку с запятой?
(Во втором предложении автор перечисляет то, что он видит, когда идет к лесу. Между предложениями, которые представляют собой простые, схожие по строению предложения, перечислительная интонация с небольшими паузами, показывающая смену впечатлений. Это требует постановки запятой.
В последнем предложении автор описывает картину лесной тишины и покоя. Замедленный темп речи, паузы между предложениями становятся продолжительными (о тишине нельзя говорить громко и быстро), голос понижается почти до точки; в простых предложениях есть другие знаки препинания. Перечислительная интонация поэтому в этом предложении обозначается точкой с запятой).
— К творчеству какого писателя обращались мы на уроке, изучая знаки препинания в БСП?
Хотелось бы на это обратить особое внимание: у каждого писателя есть свой любимый знак препинания – у Тургенева – это точка с запятой, чтобы показать динамизм, стремительность происходящего или смену впечатлений, или перечисляет свои наблюдения.
Подготовка к ОГЭ по зад.14 (на в/к в группе) – тестовое задание по БСП (слайд 16)
6. Итог урока (слайд 17)
— Итак, какие предложения называются бессоюзными?
— Какие знаки препинания могут ставиться в БСП?
— Когда в БСП ставится запятая, а когда точка с запятой? (Слайд 18).
7. Домашнее задание (слайд 19)
Сочинение-миниатюра — пейзажная зарисовка «На восходе солнца», «На вечерней зорьке», «По дороге к речке» и другие с использованием БСП.
8. Рефлексия (слайд 20)
— Жеcтaми oпpеделите вашу cтепень учacтия на уроке:
«Три пальца» — я мог бы быть более активным.
«Пять пальцев» — сегодня на уроке я больше работал самостоятельно.
«Кулак» — я продуктивно поработал для общего успеха группы.
9. Оценивание
(выставление итоговых отметок в листы контроля)
Как использовать точку с запятой | Grammar Girl
Сегодняшняя тема — точки с запятой. У меня много вопросов о точках с запятой, так что пора прояснить некоторую путаницу.
Точки с запятой Отдельные статьи
Точка с запятой разделяет вещи. Чаще всего они разделяют два основных предложения, которые тесно связаны друг с другом, но могут стоять отдельно как предложения, если вы этого захотите.
Вот пример:
У меня завтра большое испытание; Я не могу выйти сегодня вечером.
Два предложения в этом предложении разделены точкой с запятой и могут быть предложениями сами по себе, если вы поставите между ними точку:
У меня завтра большое испытание. Я не могу выйти сегодня вечером.
Точка с запятой создает разновидность
Одна из причин, по которой вы можете использовать точку с запятой вместо точки, заключается в том, что вы хотите разнообразить структуру предложения; например, вы можете использовать точку с запятой, если считаете, что у вас слишком много коротких, прерывистых предложений подряд.
Точка с запятой подчеркивает родство
Еще одна причина использовать точку с запятой — привлечь внимание к тому, насколько связаны ваши два предложения. Точка с запятой в нашем примере предложения подчеркивает, что причина, по которой вы не можете выйти сегодня вечером, заключается в том, что у вас завтра большой тест. Вы бы не стали писать: «Английский — мой пятый урок; Я не могу выйти сегодня вечером », потому что эти два основных пункта не имеют ничего общего друг с другом. Я не могу придумать ни одной причины, по которой пятый урок по английскому означал бы, что ты не можешь выйти сегодня вечером.
Точка с запятой и координационные союзы
Никогда не используйте точку с запятой и координирующее соединение, такое как «и», «так» и «но», чтобы соединить два основных предложения; это работа запятой. Если вы хотите использовать координирующее соединение, вы должны написать его так:
У меня завтра большое испытание, поэтому я не могу выйти сегодня вечером.
Тем не менее, есть несколько случаев, когда можно использовать точку с запятой с координирующим соединением.
Точки с запятой могут объединять сложные предложения с координационным соединением
Во-первых, если у вас есть длинное предложение с несколькими независимыми предложениями, и некоторые из этих предложений содержат внутреннюю пунктуацию, такую как запятая, вы можете использовать точку с запятой с координирующим союзом, чтобы сделать разделение между предложениями более четким. Вот пример:
Если вы хотите, чтобы я вышел сегодня вечером, вам нужно сначала помочь мне с домашним заданием; и если ты скажешь «нет», я буду знать, что тебе наплевать на выход.
Поскольку каждая половина этого длинного предложения имеет условное предложение, которое должно содержать запятую, можно использовать точку с запятой перед «и», разделяющим эти две части. Вы можете составить из них два предложения, но это не обязательно; и поскольку они так тесно связаны, имеет смысл разделять их вместе точкой с запятой. «И» после точки с запятой на самом деле необязателен в этом случае, но я думаю, что это добавляет последовательности предложения.
Точка с запятой может разделять элементы в сложном списке
Второй случай, когда можно использовать точку с запятой с координирующим соединением, также возникает, когда у вас избыток запятых: это когда вам нужно разделить элементы списка, которые сами содержат запятые.
Вот пример:
Победители этой недели — Джо из Рино, Невада; Дайан из Феникса, Аризона; и Мэтт из Ирвина, Калифорния.
Поскольку для каждого элемента в списке требуется запятая для отделения города от штата, вы должны использовать точку с запятой для разделения самих элементов.
Еще раз обратите внимание, что в обоих случаях вы можете использовать точку с запятой с координирующим союзом, таким как «и», потому что запятые уже используются для чего-то еще, поэтому использование другой запятой может сбивать с толку читателей.
Точка с запятой с соединительными наречиями и переходными фразами
Наконец, вы используете точку с запятой, когда используете конъюнктивное наречие или переходную фразу для соединения двух основных предложений.
Конъюнктивные наречия — это такие слова, как «однако», «поэтому» и «действительно». Вот пример того, как вы можете использовать их с точкой с запятой:
У меня завтра большое испытание; поэтому я не могу выйти сегодня вечером.
Переходная фраза — это что-то вроде «например» или «другими словами».Предложение с переходной фразой может выглядеть так:
У меня завтра большое испытание; в результате я не могу выйти сегодня вечером.
Согласование союзов в сравнении с конъюнктивными наречиями
Иногда люди кажутся разочарованными, потому что они должны не забывать использовать запятые с координирующими союзами и точку с запятой с конъюнктивными наречиями большую часть времени. Если вы не можете удержать разницу в своей голове, полезно помнить, что запятые меньше точки с запятой и используются согласованные союзы, которые почти всегда представляют собой короткие двух- или трехбуквенные слова — маленькие слова, маленькие знаки препинания.
Точки с запятой больше, они идут с соединительными наречиями и переходными фразами, которые почти всегда длиннее трех букв — слова большего размера, знаки препинания.
Грамматика преданного служения
Моя вторая книга, The Grammar Devotional , теперь доступна в магазинах. Хорошая идея — подписаться на меня в Twitter или Facebook или подписаться на мою бесплатную рассылку по электронной почте с советами по грамматике. Я @grammargirl в Твиттере, а моя страница в Facebook — facebook.com/GrammarGirl.
Общие координационные соединения | Общие конъюнктивные наречия | Общие переходные фразы |
Используйте их с запятыми для объединения основных предложений | Используйте их с точкой с запятой для соединения основных предложений. | Используйте их с точкой с запятой для соединения основных предложений. |
и | соответственно | все-таки |
но | снова | по сути |
или | также | в результате |
или | помимо | по любой цене |
т. | соответственно | одновременно |
еще | наконец | даже так |
для | кроме того | например |
, следовательно, | например | |
однако | дополнительно | |
кстати | в заключении | |
действительно | по факту | |
аналогично | другими словами | |
кроме | в первую очередь | |
, а именно | тем временем | |
тем не менее | конечно | |
тем не менее | наоборот | |
иначе | с другой стороны | |
аналогично | ||
еще | ||
, то есть | ||
, затем | ||
следовательно | ||
, таким образом, |
Использование точки с запятой перед союзом (например,g., ‘and,’ ‘or,’ ‘but’)
Наша историяБыстрый ответ
Когда союз (такие слова, как «и», «но», «и» или ») используется для объединения двух независимых предложений в одно предложение, можно использовать точку с запятой перед союзом, чтобы превзойти любые запятые в предложениях. Например:- Шекспир, великий драматург, написал великое множество пьес; и он написал также ряд сонетов. (Несмотря на то, что использование точки с запятой перед союзом является довольно устаревшей практикой, вы можете использовать точку с запятой, если считаете, что это делает структуру вашего предложения более ясной.)
Понятно? Сделайте быстрый тест.
Точка с запятой перед союзом в составном предложении
Предложение, содержащее два независимых предложения, называется составным предложением. Вот пример составного предложения:- Я люблю торты, и я люблю пироги. (В этом предложении есть два независимых предложения (те, которые могут стоять отдельно как предложения), что делает его составным предложением.Два предложения соединяются союзом «и», которому предшествует запятая.)
В составном предложении, если хотя бы одно из независимых предложений содержит запятые, допустимо использовать точку с запятой перед союзом вместо запятой. Например:
- По ее словам, я люблю торты; и я люблю пироги, особенно пироги с сыром и луком. (В этом примере независимые предложения содержат запятые. Чтобы превзойти эти запятые, допустимо использовать точку с запятой перед «и».»)
Еще примеры использования точек с запятой перед союзами
Вот еще несколько точек с запятой, используемых перед союзами в реальных примерах:- На самом деле, что довольно удивительно, сегодня величественная щука почти не используется в кулинарии; но в викторианские времена щука в тесте была очень распространенным блюдом. (Здесь точка с запятой используется перед союзом «но», чтобы превзойти другие запятые в предложении.)
- Когда голландский капитан составлял проект приказа, запрещающего убийство додо, его матросы были в поле зрения последнего; и, как прозвучали мушкеты, додо исчезли навсегда.
- До войны военная наука кажется настоящей наукой, как астрономия; но после войны это больше похоже на астрологию. (Автор Ребекка Уэст)
Это старомодно
Многие люди в наши дни считают старомодным ставить точку с запятой перед союзом. Однако, если вы думаете, что это делает структуру вашего предложения более ясной, вы можете использовать точку с запятой перед соединением.Подробнее о координации союзов
Такие слова, как «и», «но», «и», называются координирующими союзами.Иногда они используются для соединения двух «предложений» в одно. Когда координирующее соединение используется таким образом, ему должна предшествовать запятая.- Она не выносит тенниса, но любит смотреть гольф. (Предложение 1: «Она не выносит тенниса». Предложение 2: «Она любит смотреть гольф». Координирующее соединение », но« объединяет два предложения в одно, превращая предложения в независимые предложения в составном предложении.)
- Я могу рассмотреть ваш план или придерживаться своего. (Здесь «или» является координирующим союзом.)
(NB: слово «координата» означает «равного ранга». В этих предложениях обе половины считаются имеющими один и тот же ранг (т. Е. Оба являются независимыми предложениями).
Помогите нам улучшить грамматику Monster
- Вы не согласны с чем-то на этой странице?
- Вы заметили опечатку?
См. Также
Что такое союзы? Постоянная ошибка с запятой Союзы и запятые Союзы и точки с запятой Использование точки с запятой перед переходными фразами (например, однако) Использование точек с запятой в списках Использование точки с запятой для продления предложенияКто-нибудь действительно знает, как использовать точку с запятой?
Кто-нибудь действительно знает, как использовать точку с запятой?
, автор — Муранда Мендес
Вы видели их в раздаточных материалах по грамматике от учителей, помещенных где-то между предупреждениями о чрезмерном использовании запятых и неправильным размещением апострофов.Возможно, вы пытались вставить один в свое эссе, проверяя 10 раз, чтобы убедиться, что вы его правильно используете.
Точка с запятой вызывает у студентов недоумение на протяжении десятилетий. Это кажется таким умным и изощренным, но откуда вы знаете, что используете его правильно?
Проще говоря, точка с запятой — это знак препинания, который используется для разделения двух независимых предложений. Так что же такое пункт? Предложение — это часть предложения, которое содержит подлежащее и глагол. Ключ к использованию точки с запятой заключается в том, что вы соединяете два независимых предложения , что означает, что оно выражает целостную мысль.Таким образом, используя точку с запятой, вы соединяете два предложения, которые могут стоять сами по себе.
Звук сбивает с толку? Давайте посмотрим на несколько примеров:
Это зависимая статья :
Когда студенты сформировали рабочую группу для своей викторины.
Обратите внимание, что это предложение не может стоять само по себе как законченное предложение.
Теперь это как независимая статья :
Студенты сформировали рабочую группу для проведения викторины.
Теперь это предложение имеет смысл как законченная мысль или предложение.В этом случае слово «когда» делает зависимое предложение неспособным стоять само по себе.
Помните, точка с запятой может соединять только два независимых предложения . Вот несколько примеров неправильного использования точки с запятой
- В магазине шла распродажа многих товаров; одежда, игрушки и электроника.
- Отчаянно пытается приспособиться к своим друзьям; Маккензи сделала вид, что смотрела новый спектакль.
- Пока плыли; они видели дельфинов и черепах.
Если вы хотите проверить, правильно ли вы используете точку с запятой, просто прочтите два предложения отдельно и посмотрите, имеют ли они смысл. Если они этого не сделают, это промах. В первом примере точка с запятой используется для обозначения списка; это должно быть двоеточие. В последних двух примерах делается попытка соединить зависимое предложение с независимым предложением с помощью точки с запятой; это должна быть запятая. Если вы по-прежнему не уверены, что правильно использовали пунктуацию, попробуйте выполнить свою работу с помощью нашего инструмента проверки грамматики.
Наконец, давайте посмотрим на пример, когда вы должны использовать точку с запятой:
Неправильно: Эмили очень умна, она хорошо читала, когда ей было восемь лет.
Правильно : Эмили очень умна; она была на продвинутом уровне чтения, когда ей было восемь лет.
Ошибка здесь заключалась в соединении запятой. Точка с запятой исправляет это, поскольку она позволяет независимым предложениям стоять самостоятельно, при этом показывая, что они связаны.
Правильно: На уроках английского мы читаем рассказы; мы также читаем научно-популярные тексты. Правильно: Великие писатели используют точку с запятой; использование точки с запятой показывает сложное понимание грамматики.Правильно : Многие люди приехали сюда из Лос-Анджелеса, Калифорния; Миннеаполис, Миннесота; Чикаго, Иллинойс; и Орландо, Флорида.
Все три примера верны. Первые два соединяют два связанных независимых предложений. Третья разделяет элементы в списке, который уже содержит запятые, что является еще одним допустимым использованием точки с запятой.Еще один совет для проверки правильности использования точки с запятой — заменить в союзе (и, или, так, но, тем не менее, для). В первом примере выше вы могли бы написать: «На уроке английского мы читаем рассказы, а также читаем научно-популярные тексты». Использование точки с запятой позволяет убрать запятую и союз!
Как видно из этих примеров, точки с запятой не должны пугать. Надеюсь, теперь вы чувствуете себя более уверенно, добавляя его в свой текст. Ваш учитель, вероятно, будет впечатлен!
–
Дополнительные ресурсы BibMe: Получите советы о том, как цитировать веб-сайт и как цитировать веб-сайт в MLA.
Когда использовать точку с запятой: eContent Pro
Точка с запятой — это знак препинания, который иногда может сбивать с толку писателей. В этом посте мы рассмотрим различные способы правильного использования точки с запятой в вашем письме.
Точка с запятой использует
Точка с запятой может использоваться для разделения двух независимых предложений.
Пожалуй, наиболее часто точка с запятой используется для связывания двух отдельных независимых предложений, которые сами по себе могут быть грамматически правильными, полностью сформированными предложениями.Предостережение к этому правилу состоит в том, что пункты должны быть связаны. Например, фразы «Я повредил колено» и «Мне трудно ходить» — это два предложения, которые сами по себе могут быть законченными предложениями и также связаны между собой.
- «Я повредил колено. Мне тяжело ходить «.
В этом случае вы можете использовать точку с запятой для соединения этих фраз.
- «Я повредил колено; Мне тяжело ходить «.
Если бы ваши пункты не были связаны между собой, например «Я повредил колено» и «Я оплатил больничный счет», вы не смогли бы использовать точку с запятой.
Точка с запятой может использоваться для перечисления элементов, содержащих запятые
Если вы пишете список элементов, содержащих запятые, вы можете использовать точку с запятой для разделения элементов в вашем списке. Например, если вы скажете: «К нам приезжают посетители из Сиэтла, штат Вашингтон; Портланд, штат Орегон; и Сакраменто, Калифорния », вы можете использовать точку с запятой в качестве« супер запятой », чтобы показать разделение между тремя городами в вашем списке.
Точка с запятой может разнообразить ваш стиль письма
Точка с запятой — отличный способ разнообразить текст.Если вы обнаружите, что пишете несколько коротких, прерывистых предложений подряд, вы всегда можете использовать точку с запятой, чтобы создать более длинное предложение, которое будет выделяться среди остальных. Пример этого можно увидеть в предложении ниже.
- Я повредил колено, когда гулял с собакой. Мне теперь тяжело ходить. В результате я использую трость; Я тоже перенес операцию.
Точка с запятой может использоваться с предложениями, которые соединяются конъюнктивными наречиями или переходными фразами
Конъюнктивные наречия используются для обозначения связи между двумя независимыми предложениями в одном предложении.Их также можно использовать для связывания идей в двух или более предложениях, а также для демонстрации взаимосвязей между идеями в рамках независимого предложения. Английский язык содержит много конъюнктивных наречий, таких как: также, кроме того, сравнительно, более того, следовательно, однако, также, тем не менее, тем не менее, иначе, поэтому и таким образом. Вы можете использовать любое слово из этого списка, чтобы соединить ваши два независимых предложения.
- Я повредил колено; поэтому мне тяжело ходить.
В этой ситуации вы также можете использовать переходную фразу.В этом случае переходной фразой будет такое высказывание, как «например», «в результате» или «другими словами».
- Я повредил колено; в результате мне тяжело ходить.
Правила использования точки с запятой
Для каждого инструмента на английском языке существуют правила использования, и точка с запятой ничем не отличается. Мы объяснили каждое из этих правил ниже.
Никогда не используйте запятую, если требуется точка с запятой
- Неправильно: Я повредил колено, мне трудно ходить.
- Правильно: Я повредил колено; У меня проблемы с ходьбой.
Эта ошибка называется соединением запятой. Это происходит, когда запятая используется для соединения независимых предложений, которые не включают координирующее соединение.
Избегайте использования точки с запятой, когда запятая требуется
- Неправильно: Поскольку я повредил колено; У меня проблемы с ходьбой.
- Правильно: Поскольку я повредил колено, мне трудно ходить.
Проблема с нашим первым предложением состоит в том, что первая часть «Так как я повредил колено» не является независимым предложением и не может стоять сама по себе как предложение, поэтому точка с запятой не нужна.
Убедитесь, что ваши независимые предложения связаны между собой
Как мы уже упоминали, вы не можете использовать точку с запятой для соединения двух не связанных друг с другом независимых предложений, хотя они могут появляться вместе как отдельные предложения.
- Неправильно: Я повредил колено; моей собаке нужен кто-то, чтобы выгуливать
- Правильно: Я повредил колено. Моей собаке нужно, чтобы кто-то ее выгуливал.
Не используйте заглавные буквы в обычных словах после точки с запятой
Вы должны быть уверены, что слово после точки с запятой не пишется с заглавной буквы, если оно не является существительным собственным.
- Неправильно: Упал в овраг; У меня повреждено колено.
- Правильно: Я упал в овраг; мое колено повреждено.
Не используйте точку с запятой, когда требуется двоеточие
Двоеточие используется для обозначения ряда вещей, например, того, что вы едите на обед, или для того, чтобы привести примеры.Не используйте здесь точку с запятой, так как это не поможет правильно выделить ваш список.
- Неправильно: Папа приготовил обед; курица, салат и суп.
- Правильно: Папа приготовил ужин: курица, салат и суп.
Не используйте точку с запятой, если зависимое предложение стоит перед независимым предложением
Как мы уже говорили выше, точка с запятой может использоваться для соединения двух полных предложений. Поскольку зависимое предложение не выражает законченной мысли, оно не является полным предложением и не может быть соединено с вашим независимым предложением точкой с запятой.
- Неправильно: После операции; Я могу ходить намного лучше.
- Правильно: После операции я могу ходить намного лучше.
Используйте точку с запятой для разделения единиц списка, содержащих запятые
Убедитесь, что если вы пишете список элементов, содержащих запятые, вы используете точку с запятой между каждым элементом списка, чтобы отличать их друг от друга. Если вы не различаете отдельные элементы списка, вы рискуете превратить предложение в беспорядочный беспорядок.
Последние мысли о точке с запятой
Точка с запятой — отличный инструмент для добавления в ваш набор инструментов для письма, так как при правильном использовании она улучшит ваше письмо. Если у вас есть какие-либо вопросы о точках с запятой и их использовании, позвольте нам помочь вам. В eContent Pro работают обученные профессиональные редакторы, которые могут полностью решить все проблемы с вашим письмом. Они выявят и исправят ошибки, которые выходят далеко за рамки использования точки с запятой, и обеспечат грамматически правильное письмо от начала до конца.Узнайте больше о наших услугах по редактированию и корректуре копий.
Загрузите свой документ сейчасКогда использовать точку с запятой
Многие люди не знают правил, когда использовать точку с запятой вместо двоеточия. Различия очень малы, и многие люди просто не хотят тратить время на освоение этих двух очень похожих и сбивающих с толку знаков препинания!
Но есть и другая причина. Правильное использование запятых перекрывается с правильным использованием точки с запятой и двоеточия.Часто писатель просто решает, какой из них подходит.
Фото Dvdgmz
Позвольте мне использовать Курта Воннегута в качестве примера известного писателя, который «ненавидел» точки с запятой. Позднее в своей жизни этот невероятно успешный писатель написал несколько строк, которые в значительной степени опровергли использование этого знака препинания. В конце своей книги « Человек без страны » он говорит, что точка с запятой не означает «абсолютно ничего. Все, что они делают, это показывают, что ты учился в колледже ». Ой!
Так почему мы заботимся о том, когда использовать точку с запятой? Потому что, как знал даже Воннегут, у них есть свое место.Я думаю, что он действительно осуждал чрезмерное использование точек с запятой. Когда писатель постоянно использует точку с запятой, это выглядит — за неимением лучшего слова — претенциозным. Очень часто вместо точки с запятой можно использовать точку или запятую.
Здесь я рискну и соглашусь с Воннегутом, а также с некоторыми другими авторитетами. Экономно используйте двоеточия и точки с запятой.
При этом давайте погрузимся в некоторые основные правила, связанные с этим загадочным грамматическим инструментом.
Что такое точка с запятой?
Как видите, точка с запятой — это точка над запятой. Интересно отметить этот факт, потому что на самом деле это довольно хорошее объяснение того, как работает точка с запятой. Он слабее точки, но сильнее запятой.
В то время как точка указывает на точку, а запятая указывает на небольшую паузу, точка с запятой указывает на паузу, которая больше запятой, но не настолько велика, как точка. Это своего рода «супер-запятая».
Когда использовать точку с запятой: Правило № 1
Точка с запятой используется для соединения двух независимых предложений (т. Е.е., полные предложения), независимо от того, используется ли союз. Хотя точку можно легко использовать — поскольку каждое предложение может стоять само по себе, — точка с запятой может использоваться для обозначения более тесной связи между двумя предложениями.
Вот как составить предложение с точкой с запятой:
- Полное предложение + точка с запятой + полное предложение, которое тесно связано с первым полным предложением
При этом точки с запятой чаще используются без союза. В союзе достаточно запятой.Вот два правильных примера:
- Он хотел получить повышение; но он не хотел тратить время на свою семью. (с точкой с запятой)
Он хотел получить повышение, но не хотел отказываться от времени, проведенного с семьей. (с запятой)
Когда использовать точку с запятой по сравнению с двоеточием
Обратите внимание, что здесь существует различие между точкой с запятой и двоеточием.
- Точка с запятой используется для объединения двух независимых предложений / полных предложений.Ни одно предложение не может быть фразой или фрагментом.
- Точка с запятой не должна ничего пояснять или усиливать. Это просто два полных предложения, которые могут стоять сами по себе, но автор хочет указать на более тесную связь между двумя предложениями. (Именно поэтому точки или запятые могут так легко использоваться вместо точки с запятой. Так что не забывайте чрезмерно использовать точку с запятой!)
- Двоеточие используется, когда за независимым предложением следует зависимое независимое предложение OR — при условии, что второе предложение разъясняет или дополняет первое предложение.
Когда использовать точку с запятой: Правило № 2
Если для введения второго предложения используются конъюнктивные наречия или координирующие союзы, между предложениями следует использовать точку с запятой. Точка с запятой всегда должна ставиться перед союзом .
Примеры конъюнктивных наречий: , но , , следовательно, , , действительно, , , следовательно, , , следовательно, , , соответственно, и , кроме .
Если используются другие переходные фразы, такие как , то есть , , например, , или , а именно , им может предшествовать точка с запятой.Это не обязательно, но можно использовать точку с запятой.
Кроме того, в обеих вышеупомянутых ситуациях запятая, скорее всего, будет следовать за переходной фразой. Однако, если ход предложения лучше обслуживать, не используя запятую, это тоже нормально.
Помните, точка с запятой всегда ставится ПЕРЕД соединением или переходной фразой.
Когда использовать точку с запятой: Правило № 3
Если ряд элементов содержит запятые или другие знаки препинания внутри самого ряда, вам необходимо использовать точку с запятой для ясности.
- Правильно:
Победители были из разных городов: Голливуд, Флорида; Париж, Техас; Рим, Грузия; и Амстердам, Нью-Йорк.
Неправильно:
Победители были из нескольких городов: Голливуда, Флориды, Парижа, Техаса, Рима, Джорджии и Амстердама, Нью-Йорк.
Вы видите, насколько запутана приведенная выше неправильная версия? Это отличный способ запомнить это правило. Когда в элементах списка есть запятые, вы ДОЛЖНЫ использовать точку с запятой для разделения элементов, иначе читатель будет очень запутан.
Последние мысли о том, когда использовать точку с запятой
Теперь это не единственные правила, касающиеся использования точки с запятой; но это самые важные и распространенные правила, применимые к написанию вашего произведения.
Надеюсь, это поможет вам лучше понять, как и когда использовать точку с запятой. Только не злоупотребляйте им, потому что вам не нужно никому доказывать, насколько вы умны! Лучше всего использовать упрощенное письмо, но если вам нужно использовать точку с запятой, вернитесь к этому простому объяснению и к нашим урокам профессионального письма.
Счастливого письма!
П.С. Станьте лучшим писателем. Узнайте больше здесь.
О Доун Дукарп
Доун получила двойную степень бакалавра искусств в Государственном университете Нью-Йорка в Буффало. После того, как она родила троих детей и в течение десяти лет воспитывала их дома, она пошла в юридический факультет и закончила с отличием в 2007 году. После многих лет практики уголовного права она вернулась к домашнему обучению своих мальчиков в средней школе. Когда она не обучает своих детей, не пишет романы о системе уголовного правосудия или не пишет для Магуша, ей нравится проводить как можно больше времени с мужем и детьми, весело проводя время!Как правильно использовать точку с запятой
Точка с запятой может использоваться для соединения двух тесно связанных независимых предложений (частей предложения, которые также могут стоять как отдельные предложения).
У меня сегодня утром сломалась машина; сейчас его ремонтируют в гараже механика.
Точка с запятой также используется для разделения элементов списка, содержащих внутренние знаки препинания, такие как запятые и тире.
Фильм снимался во многих потрясающих местах, в том числе в замке в Гейдельберге, Германия; Великая мечеть, также известная как Мескита, в Кордове, Испания; и причудливая деревня в Ундредале, Норвегия.
Точка с запятой часто описывается как знак препинания, который сильнее запятой и слабее точки, но он не взаимозаменяем с другими знаками препинания.
Соединительные независимые статьи
Независимое предложение — это группа слов с подлежащим и глаголом, которая сама по себе может быть законченным предложением. Точка с запятой отмечает разрыв между двумя независимыми предложениями, сигнализируя о тесной связи между ними.
Майкл Фелпс — самый титулованный олимпиец всех времен; у него 28 медалей, 23 из которых золотые.
Самый простой способ проверить грамматически правильную точку с запятой — это попробовать заменить ее точкой.
Майкл Фелпс — самый титулованный олимпиец всех времен. На его счету 28 медалей, 23 из которых золотые.
Предложение будет одинаково грамматически правильным, если разделить его на два предложения. Поскольку эти два предложения передают тесно связанный контент, точка с запятой является подходящим выбором для их связывания.
Разделение предметов в сложные списки
Элементы в списке обычно разделяются запятыми.
Шпионы будут путешествовать по суше, воздуху и морю.
Наш праздничный маршрут в Лондоне включает прогулку по каналу, несколько мюзиклов в театре и изысканный ужин в ресторане.
Однако, если сами элементы содержат запятые (или другие знаки препинания, например тире), для их разделения вместо запятых используются точки с запятой. Это помогает читателям отслеживать разделение сложных элементов в списке.
Шпионы будут путешествовать по суше в вагонах товарных поездов; морем, в тайных отсеках для контрабанды торговых судов; и по воздуху, в образе стюардов и стюардесс.
Наш туристический маршрут в Лондоне включает долгую неторопливую прогулку по каналу; просмотр мюзиклов Король Лев , Книга Мормона и Злая ; и побаловать себя изысканной едой в ресторане.
Какая у вас оценка за плагиат?
Сравните свою статью с более чем 60 миллиардами веб-страниц и 30 миллионами публикаций.
- Лучшая программа для проверки плагиата 2020 года
- Отчет о плагиате и процентное содержание
- Самая большая база данных о плагиате
Scribbr Проверка на плагиат
Распространенные ошибки, связанные с точкой с запятой
Точку с запятой часто путают с другими знаками препинания. Обратите внимание на то, где вы их поставили, и помните, что точки с запятой не заменяются запятыми или двоеточиями.
Точка с запятой, где должна стоять запятая
Важно отметить, что точка с запятой — это не просто «усиленная» версия запятой. У них разные грамматические функции, и их взаимозаменяемость часто приводит к ошибкам.
- Журнал даже не стал бы рассматривать статью без правильно оформленного списка литературы; чего у него не было.
- Журнал даже не рассматривал бы статью без правильно оформленного списка литературы, которого у него не было.
Помните, что точка с запятой соединяет два независимых предложения, которые могут быть самостоятельными полными предложениями. В приведенном выше примере зависимое предложение «которого у него не было» не может образовывать полное предложение само по себе, поэтому оно должно быть присоединено к основному предложению с помощью запятой.
Запятая вместо точки с запятой
Связанная ошибка — использование запятой вместо точки с запятой для соединения независимых предложений. Это создает ошибку, называемую соединением запятой.
- Профессор в настоящее время находится в творческом отпуске, она в Италии занимается исследованиями для своей книги по резьбе по слоновой кости эпохи Возрождения.
- Профессор в настоящее время находится в творческом отпуске; она в Италии занимается исследованиями для своей книги о резьбе по слоновой кости эпохи Возрождения.
Обе части предложения являются независимыми предложениями, поэтому одной запятой недостаточно для их соединения. Вместо этого они должны быть разделены на два предложения, соединены точкой с запятой или соединены союзом.
Точка с запятой вместо двоеточия
Точки с запятой и двоеточие выглядят одинаково, но имеют разные функции. Другая распространенная ошибка — использование точки с запятой вместо двоеточия.Точка с запятой разделяет элементы в списке, а двоеточие предшествует списку и вводит его.
- Он взял в поход три вещи; его обед, его бинокль и его верная трость.
- В поход он взял с собой три вещи: обед, бинокль и верную трость.
Наконец-то! Простой способ узнать, когда (и как) использовать точку с запятой! — Круг писателей
Точка с запятой сложна. Все мы знаем, что это такое, как их читать и когда они используются неправильно.Но если вы чем-то похожи на нас, трудно понять, как их эффективно использовать.
Точка с запятой не так уж и страшна! На самом деле, это может придать вашему письму новую жизнь и бодрость. Он может структурировать ваше письмо в соответствии с диалектом. Это промежуточная пунктуация, которая устраняет разрыв между запятыми и точками. И расшифровать их тайну еще никогда не было так просто!
Ознакомьтесь с этим удобным руководством по точке с запятой!
1. Они образуют связи между отдельными предложениями.
Точка с запятой может помочь объединить два похожих предложения. Вы можете объединять связанные предложения, превращая их в предложения и соединяя их точкой с запятой. Таким образом, второе, отдельное предложение становится продолжением первого!
Пример: Сегодня я чуть не разбил велосипед по дороге на работу. Движение было действительно плохим.
В отдельных предложениях эти идеи могут показаться не связанными друг с другом. Но когда вы связываете их точкой с запятой, плохой трафик становится причиной того, что вы чуть не разбили велосипед.
Пример: сегодня я чуть не разбил велосипед по дороге на работу; движение было действительно плохим.
Через Instragram.com/bicycleheadpdx
2. Могут заменить согласующие союзы.
Многие предложения содержат союзы, которые помогают различать одинаково важные идеи. Эти слова проще всего запомнить с помощью аббревиатуры «FANBOYS». Это слова:
Для
и
Нор
Но
или
Еще
Так
Точка с запятой может заменять эти слова в предложении, чтобы сократить его длину или избежать чрезмерного использования союзов.Используя точку с запятой вместо союза, читатель вынужден остановиться и посмотреть на предложения как на отдельные идеи, которые все еще связаны друг с другом, вместо того, чтобы читать их как одну длинную идею, содержащую несколько частей.
Пример: Мне было трудно прочитать вашу статью о медузах, потому что меня отвлекли потрясающие картинки.
Пример: Мне не удалось прочитать вашу статью о медузах; Меня отвлекли потрясающие картинки.
3.Точку с запятой можно использовать как супер запятую.
В предложении, разделенном запятыми, но содержащем предложения, достаточно длинные, чтобы содержать собственные запятые, точки с запятой могут использоваться в качестве запятых в предложении. Они могут организовать предложение, заполненное запятыми, чтобы помочь читателям найти, какие предложения являются частью списка, а какие — модификаторами списка.
Пример: Я заказал три кофе, которые были дорогими, потому что они жарили зерна в доме, затем соевый латте для Ричарда, у которого непереносимость лактозы, а также несколько кексов для бухгалтерии.
Это звучит как продолжение предложения и может сбивать с толку. Добавляя точки с запятой к отдельным пунктам в списке, читателю будет легче понять, кто что заказал и почему!
Пример: я заказал три кофе, которые были дорогими, потому что зёрна обжаривали дома; затем соевый латте для Ричарда, у которого непереносимость лактозы; а также несколько маффинов для бухгалтерии.