Историко-культурное наследие народов России — Российское историческое общество
Новости Региональных отделений
Историко-мемориальная экспедиция по маршруту «Башкортостан — Донбасс»
В рамках проводимых в Республике Башкортостан мероприятий, посвящённых 80-летию освобождения Донбасса от немецко-фашистской оккупации, с 18 по 25 февраля 2023 года состоялась историко-мемориальная экспедиция «По следам мужества и славы: эстафета поколений» на Донбасс по одноимённому проекту АНО «Центр межкультурного партнёрства» (В. Латыпова), поддержанному Фондом президентских грантов.
В АлтГУ обсудили проблемы и перспективы развития университетских музеев
На базе Алтайского государственного университета по инициативе сторонников партии «Единая Россия» в Алтайском крае 21 февраля 2023 года прошло региональное совещание по проблемам развития университетских музеев.
Республиканская научная конференция, посвященная 80-летию Сталинградской битвы
21 февраля 2023 года в Научной библиотеке Дагестанского государственного университета на площадке «Точка кипения» состоялась Республиканская научная конференция «Сталинградская битва — крупное военно-политическое событие Великой Отечественной войны и Второй мировой войны: (к 80-летию битвы)».
Все новости региональных отделений РИО >>
Цех историков
«Победа куётся в тылу. О тех, кто сражался с врагом вдалеке от линии фронта»
Накануне Дня Победы вышла из печати пятая часть издания «История, рассказанная народом». Это книга о Великой Отечественной войне, которая выпускается и распространяется Институтом экономических стратегий (ИНЭС) и Центром экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) при поддержке партнёров проекта.
Смотреть документальный фильм «Этот легендарный Герберштейн»
Посол императора Священной Римской империи Максимилиана Первого Сигизмунд Герберштейн впервые побывал в неведомой для Европы Московии 500 лет назад. Он подробнейшим образом исследовал уклад жизни, переписывал старинные летописи и документы, беседовал с купцами о географии отдалённых местностей, интересовался бытом простого люда и правилами поведения при дворе московского государя.
Вскоре после Фултона. Социально-психологические основы холодной войны
На фото: Гарри Трумэн (второй справа) и Уинстон Черчилль (слева) на задней платформе специального поезда Балтимор – Огайо на пути в Фултон. 4 марта 1946 года.
Пожалуй, ни одна из политических речей в XX веке не привлекала к себе такого внимания современников, а потом и историков, как фултонская речь Уинстона Черчилля, произнесённая семьдесят пять лет назад.
Еще материалы рубрики «Цех историков» >>
Трибуна
Драматическое пространство революционной реальности – сферы культурной и духовной жизни
Продолжая рассказ о Международной научной конференции «Великая российская революция: сто лет изучения», проведённой Институтом российской истории РАН совместно с Российским историческим обществом, Федеральным архивным агентством, Государственным историческим музеем и при поддержке фонда «История Отечества» 9 – 11 октября 2017 года, обратимся к двум ярким докладам.
«Великая российская революция: проблемы исторической памяти»
Директор Института российской истории РАН доктор исторических наук Юрий Александрович Петров в своём докладе «Великая российская революция: проблемы исторической памяти» сосредоточился на том новом знании, которое было получено отечественными историками в результате исследований последних лет в области изучения и научной трактовки государства, общества и культуры России в контексте революционных событий.
«Февральская революция: новая концепция японских историков»
Профессор Токийского университета Харуки Вада, признанный мэтр, а точнее, сенсэй японской русистики, в докладе «Февральская революция: новая концепция японских историков» поделился своим взглядом на революционные события вековой давности, отметив вклад в развитие новых трактовок этой проблематики со стороны таких японских исследователей, как Норие ИСИИ и Ёсиро ИКЕДА.
Еще материалы рубрики «Трибуна» >>
Monographic
Экономическая и политическая история СССР 1945 – 1991 годов
Изучение экономической и политической истории СССР в период 1990 – 2000-х годов находилось под значительным влиянием особенностей развития современного российского государства, ставшего преемником советского государства не только в юридическом отношении, но и в других ресурсных аспектах.
Выставка работ русских художников в Америке 1924 года.
На фото: Организаторы и участники выставки. Нью-Йорк, 1924 г.
Выставка работ русских художников в Америке 1924 года – одна из интереснейших страниц истории отечественного изобразительного искусства. Ей, к сожалению, посвящено на удивление мало исследовательского материала.
Небесный заступник Твери — cвятой благоверный князь Михаил Тверской
О том, как в Твери чтут память святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, рассказывает Георгий Николаевич Пономарёв, актёр и режиссёр Тверского академического театра драмы, заслуженный артист Российской Федерации, почётный гражданин Твери, создатель моноспектакля «Михаил Тверской», автор многочисленных научных и художественных работ о великом князе, бессменный председатель Общества Михаила Ярославича Тверского.
Еще материалы рубрики «Monographic» >>
Культурное наследие
(Объекты расположены в порядке их добавления в Список всемирного наследия ЮНЕСКО)
Исторический центр Санкт-Петербурга
Год внесения в Список: 1990
№540
Критерии: i, ii, iv, vi
Санкт-Петербург относится к числу наиболее красивых и цельных в художественном отношении городов мира. Размах и олимпийское спокойствие водного пейзажа северной столицы России, ее горизонтальный силуэт с редкими «избранными» доминантами, ансамбли набережных, пространства широких площадей – все это лежит в основе «имперского» образа Санкт-Петербурга. Однако исторический центр города – лишь один из 36 компонентов объекта всемирного наследия, который охватывает всю историческую петербургскую агломерацию, воплощение петровской идеи “европейского плацдарма” на северо-западе России. |
Архитектурный ансамбль Кижского погоста
Место расположения: Россия, Республика Карелия, Медвежьегорский р-н, о.Кижи
Год внесения в Список: 1990
№544
Критерии: i, iv, v
Погост Кижи, или Спасо-Преображенский погост, располагается на севере европейской части России, в Карелии, на одном из островов Онежского озера.![]() ![]() |
Московский Кремль и Красная площадь
Место расположения: Россия, г.Москва, Кремль
Год внесения в Список: 1990
№545
Критерии: i, ii, iv, vi
Московский Кремль и Красная площадь были включены в Список всемирного наследия в 1990 г. Компонентами объекта являются памятники истории и архитектуры XIV–XVII вв., связанные с основными политическими событиями и становлением государственности на Руси, среди которых – «Крепостные стены и башни Кремля», «Архангельский собор», «Благовещенский собор», «Колокольня Ивана Великого», «Успенская звонница и Филаретова пристройка», «Оружейная палата», «Успенский собор», «Патриаршие палаты с церковью Двенадцати Апостолов», «Церковь Ризоположения», «Лобное место», «Собор Василия Блаженного», «Исторический музей», «Грановитая палата», «Кремлевский музей», «Золотая Царицына палата», «Мавзолей им. Управляющими объектом всемирного наследия являются ФСО России, ОАО «Торговый дом ГУМ», ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», ФГБУ «Управление по эксплуатации зданий высших органов власти» Управления делами Президента РФ, ФГБУК «Государственный исторический музей». |
Исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей
Место расположения: Россия, г.Великий Новгород, Кремль
Год внесения в Список: 1992
№604
Критерии: ii, iv, vi
Великий Новгород – один из старейших русских городов (первое упоминание в IХ в.), который процветал благодаря своему расположению на древнем торговом пути, соединявшем Северную Европу с Византией и Персией. Старая часть города, хорошо сохранившаяся до наших дней, располагается по обоим берегам протекающей здесь реки Волхов.![]() |
Историко-культурный комплекс Соловецких островов
Место расположения: Россия, Архангельская обл., п.Соловецкий
Год внесения в Список: 1992
№632
Критерии: iv
Соловецкий архипелаг, состоящий из шести островов общей площадью более 300 кв.![]() ![]() |
Белокаменные памятники Владимира и Суздаля
Место расположения: Россия, г.Владимир, ул.Большая Московская, д.43
Год внесения в Список: 1992
№633
Критерии: i, ii, iv
Старинные города Владимир (основан в 1108г.) и Суздаль (известен с 1024г.), стоявшие в XII-XIII вв. во главе могучего древнерусского Владимиро-Суздальского княжества, располагаются в центре европейской части России, примерно в 200 км к востоку от Москвы, и на расстоянии 30 км друг от друга. В период существования Владимиро-Суздальского княжества здесь сложилась своя архитектурно-художественная школа, для которой были характерны: кладка из плит белого известняка (отсюда и название – «белокаменные» памятники), изысканность пропорций, тонкая резьба по камню на разные природные сюжеты (звери, растения), аркатурные пояса, внешняя легкость зданий и умение вписывать их в окружающий природный ландшафт.![]() |
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры
Место расположения: Россия, Московская обл., г.Сергиев Посад
Год внесения в Список: 1993
№657
Критерии: ii, iv
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде, включенный в Список всемирного наследия в 1993г.![]() |
Церковь Вознесения в Коломенском
Место расположения: Россия, г.Москва, Коломенское
Год внесения в Список: 1994
№634
Критерии: ii
Церковь Вознесения в Коломенском была включена в Список всемирного наследия в 1994г. Храм был заложен по указанию великого князя Василия III в 1529–1530-х гг. как молельный о даровании сына-наследника. Церковь Вознесения является одним из первых шатровых храмов в России. Управляющим объектом является ГБУК Москвы «Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Коломенское-Лефортово-Измайлово-Люблино». |
Историко-архитектурный комплекс «Казанский Кремль»
Место расположения: Россия, Республика Татарстан, г.Казань, Кремль
Год внесения в Список: 2000
№980
Критерии: ii, iii, iv
Историко-архитектурный комплекс Казанского кремля был включен в Список всемирного наследия в 2000г. В его состав входят уникальные объекты культурного наследия, такие как «Стены и башни, 1555-1568гг.», «Благовещенский кафедральный собор, 1562г.», «Башня Сююмбике, середина XVII в.», «Дворцовая церковь, начало XVIII в.», «Губернаторский дворец, середина XIX в.». Казанский кремль представляет собой выдающийся пример синтеза художественных стилей, демонстрирует взаимопроникновение различных культур (булгарской, золотоордынской, татарской, русской) и отражает своеобразие сменяющих друг друга исторических эпох. Большинство объектов находятся в управлении ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский кремль». |
Ансамбль Ферапонтова монастыря
Место расположения: Россия, Вологодская обл., с.Ферапонтово, ул.Каргопольская, д.8
Год внесения в Список: 2000
№982
Критерии: i, iv
Архитектурный ансамбль Ферапонтова монастыря, по сравнению со многими другими обителями на севере России, отличается компактностью и весьма небольшими размерами, а сложился он преимущественно в период XV-XVII вв. В этот комплекс входит шесть основных каменных строений, обнесенных невысокой стеной: собор Рождества Богородицы (1490г.), церковь Благовещения с трапезной палатой (1530-1534гг.), Казенная палата (середина XVI в.), церковь Св.Мартиниана (1640-1641гг.), Святые ворота с двумя надвратными церквями (1649-1650гг.) и колокольня (1680-е гг.). Самое старое сооружение этого ансамбля – собор Рождества Богородицы – традиционный для русского Севера одноглавый храм с куполом и крытой галереей.![]() |
Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента
Место расположения: Россия, Республика Дагестан, г.Дербент
Год внесения в Список: 2003
№1070
Критерии: iii, iv
Объект «Цитадель, Старый город и крепостные сооружения Дербента» был включен в Список всемирного наследия в 2003г. Становление Дербента связано с персидским царем династии Сасанидов – Йездигердом II (435-457 гг. н.э.), который воздвиг город на северной границе своих владений, на возвышенном и стратегически важном месте – между горами и Каспийским морем. Распоряжением Правительства РФ от 6 февраля 2014г. №153 памятники истории и культуры, находящиеся на территории объекта всемирного наследия, получили статус объекта культурного наследия федерального значения «Достопримечательное место «Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента» (Дербент, Республика Дагестан), границы территории которого совпадают с границами территории объекта всемирного наследия. |
Ансамбль Новодевичьего монастыря
Место расположения: Россия, г.Москва, Новодевичий пр-д, д.1
Год внесения в Список: 2004
№1097
Критерии: i, iv, vi
Ансамбль Новодевичьего монастыря был включен в Список всемирного наследия в 2004 г. Монастырь был основан в 1524г. князем Василием III в честь величайшей православной святыни – Смоленской иконы Божией Матери, а также в ознаменование освобождения Смоленска от поляков и возврата его в состав русских земель.![]() |
Исторический центр Ярославля
Место расположения: Россия, г.Ярославль
Год внесения в Список: 2005
№1170
Критерии: ii, iv
Исторический центр Ярославля был внесен в Список всемирного наследия в 2005г. Объект состоит из выдающихся памятников истории и культуры федерального и регионального значения и примечателен своей планировкой и панорамами.![]() |
Геодезическая дуга Струве
Место расположения: Беларусь, Эстония, Латвия, Финляндия, Литва, Норвегия, Молдова, Россия, Швеция и Украина
Год внесения в Список: 2005
№1187
Критерии: ii, iii, vi
Геодезическая дуга Струве, цепь триангуляционных пунктов, протянувшаяся на 2820 км по территории десяти европейских стран и представляющая собой уникальный памятник науки и техники, была включена в Список всемирного наследия в 2005г. Объект является трансграничной номинацией, компоненты которой расположены на территории Беларуси, Эстонии, Латвии, Финляндии, Литвы, Норвегии, Молдовы, России, Швеции и Украины.![]() |
Болгарский историко-археологический комплекс
Место расположения: Россия, Республика Татарстан, г.Болгар, ул.Назаровых, д.67
Год внесения в Список: 2014
№981
Критерии: ii, vi
Объект «Болгарский историко-археологический комплекс» включен в Список всемирного наследия в 2014г. Древний Болгар в Республике Татарстан является самым северным в мире памятником средневекового мусульманского зодчества, уникальным и единственным образцом болгаро-татарской архитектуры середины XIII – XIV вв. Не имеет аналогов в мире как ценный исторический памятник, свидетельствующий об исчезнувших государствах (Волжская Булгария, Золотая Орда), а также является местом официального принятия ислама волжскими болгарами – предками казанских татар в 922г. Объект находится в управлении ГБУК Республики Татарстан «Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник».![]() |
Успенский собор и монастырь острова-града Свияжск
Место расположения: Республика Татарстан, г.Казань, с.Свияжск
Год внесения в Список: 2017
№1525
Критерии: ii, iv
Свияжск – село в Зеленодольском районе Республики Татарстан, расположено при впадении реки Свияги в Волгу на вершине бывшей горы Круглой. С середины XX в. Свияжск находится на острове овальной формы (около 900м в поперечнике), вытянутом с юго запада на северо-восток. История Свияжска началась в 1551г., когда Иван Грозный искал место для форпоста. Тогда был построен Кремль, из построек которого сохранилась лишь Троицкая церковь, древнейший деревянный храм республики. С этого времени и до 20-х гг. XXв. Свияжск – уездный монастырский город. |
С подробным описанием объектов из Списка всемирного наследия ЮНЕСКО можно ознакомиться на официальном сайте ЮНЕСКО.
Российская культура — иллюстрация и vektorgrafiken
Grafiken
- Bilder
- Fotos
- Grafiken
- Vektoren
- Videos
DurchstöbstE SIE 35.8906
. Odersuchen Sie nach moskau oder babuschka, um noch mehr faszinirende Stock-Bilder und Vektorarbeiten zu entdecken.Номер заказа:
Am beliebtesten
brenngaspipeline und ventiltransport в россии и европейском союзе. — стоковые графики русской культуры, -клипарты, -мультики и -символыBrenngaspipeline und Ventiltransport in Russland und der Europäisc
Transport von Brenngasleitungen und Ventilen auf der Landerkarte Russlands und der Europäischen Union. Векторный дизайн и иллюстрации.
Großer Satz von Stickmustern
russischer hacker im kapuzenpullover — русские культурные стоковые изображения, -клипарты, -мультфильмы и -символыRussischer Hacker im Kapuzenpullover
Russischer Hacker im Kapuzenpulli
Флаги России и Великобритании. Британский и русский национальный символ. рука мит wehender fahne. векториллюстрация. — русская культура сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символFlaggen Russlands und Großbritanniens. Британский и русский…
Флаг России и Великобритании. Британский и русский национальный символ. Рука Hält wehende Fahne. Вектордарстелунг.
runden sie die flaggenknöpfe für russland und die ukraine ab. knopf в форме der russischen flagge und der ukrainischen flagge. — стоковые графики русской культуры, -клипарты, -мультики и -символы Runden Sie die Flaggenknöpfe für Russland und die Ukraine ab….
Jugendstil ist ein internationale Stil der Kunst, Architektur und angewandten Kunst, insbesondere der dekorativen Kunst, die in verschiedenen Sprachen unter verschiedenen Namen bekannt ist: Jugendstil auf Deutsch, Stile Liberty auf Italienisch, Modernisme català auf Katalanisch usw. Im Englischen ist es auch als Modern Style bekannt. Der Stil war am beliebtesten zwischen 1890 und 1910 während der Belle Époque, die mit dem Beginn des Ersten Weltkriegs im Jahr 1914 endete. Originalausgabe aus meinem eigenen Archiv Quelle: Stollwerck 1899 Sammelalbum 1-2
реалистичный волейбольный мяч в den farben der nationalflaggen der am wettbewerb teilnehmenden lander. волейболистка, bewertung. vektor isoliert auf weißem rücken — русская культура стоковые графики, -клипарты, -мультики и -символыРеалистический волейбольный мяч в ден Фарбен дер Национальных флагов…
Realistische Volleyballbälle в den Farben der Nationalflaggen der am Wettbewerb teilnehmenden Länder. Волейболистка, Bewertung. Vektor isoliert auf weißer Rückseite
Die russische Flagge auf einem Tafelhintergrund
vektorsammlung von verschiedenenän vögelnbl. им скандинавский стиль. этническая флаш иллюстрация с скандинавскими тенденциями — русская культура стоковые графики, клипарты, мультфильмы и символыVektorsammlung von verschiedenen Vögeln, Blumen und Blättern mit…
Vektorsammlung verschiedenen Vögel, Blumen und Blätter mit verschiedenen Volksornamenten. Im Scandinavan-Stil eingerichtet. Этническая яркая иллюстрация с северными деталями в модном Farben.
Пономарь или Иван дер Schreckliche schlägt die Glocke, während der zarensohn dimitri ermordet wird — русская культура сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символSexton oder Iwan der Schreckliche schlägt die Glocke, während…
национальный флаг Российской федерации с национальным флагом Республики Казахстан.
Nationalflagge der Russischen Föderation mit der Nationalflagge…
setzen sie gasgelbe pipe mit schiebereglern ein und ausschalten und markieren russland und deutschland vektorillustration. konzeptgasimport aus russland nach deutschland bündelt — стоковые графики русской культуры, -клипарты, -мультфильмы и -символыSetzen Sie gasgelbe Pipelines mit Schiebereglern ein und…
Welt-flaggen. векторный набор. — русская культура сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символWelt-Flaggen. Векторный набор.
Земля России черный силуэт и флаг на заднем плане — русская культура фондовая графика, -клипарт, -мультфильмы и -символЗемля Россия черный силуэт и флаг на дем… русская культура сток-графика,-клипарт,-мультики и-символ
Weltflaggen — Vektor Rechteck flache Symbole — am beliebtesten
развевающиеся популярные флаги стоковые иллюстрации — русская культура стоковые изображения, -клипарты, -мультфильмы и -символы , -clipart, -cartoons und -symboleRussland — Ukraine Handschlag
Russland — Ukraine : Handschlag, Symbol der Einigung oder Freundschaft
der russische bär und der chinesische drache vereinbaren eine gemeinsame zusammenarbeit.
Der russische Bär und der chinesische Drache vereinbaren eine…
Karikatursymbole der Lander Russland und China sind ein Braunbär und ein roter Drache.
alle europäischen flaggen — набор иконок — векторная иллюстрация — графика русской культуры, -клипарт, -мультфильмы и символыAlle europäischen Flaggen — Icon-Set — Vector-Illustration , -клипарт, -мультфильмы и -символ
Рука, держащая Künstler Pinsel
Eine Faustand, die einen Künstlerpinsel in einem Vintage-Tiefdruck-Holzschnitt oder Retro-Propagandastil hält
konzept des krieges im medienraum und des hybriden krieges — российская культура сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символKriegezept Medienraum und des hybriden Krieges
Ein Smartphone ersetzt die Spuren in einem Tank. Konzept des Informationskrieges, гибрид Krieg, Krieg im Medienraum. Криг. Cyberkriegsführung, DDoS-Angriffe, Fälschungen, Hacker und Cyberkriminalität, Phishing, Propaganda. Ротер Хинтергрунд. Векториллюстрация
Union der Sozialistischen Sowjetrepubliken
Flagge der UdSSR — Union der Sozialistischen Sowjetrepubliken
kunstvolle -part-clifi — russian -cartoons und -symboleKunstvolle Ortsnamen: Moskau
Verzierte Ortsnamen: Moskau
пропаганда и хасс, дезинформация über militärischen konflikt zwischen der ukraine und russland0016 Propaganda und Hass, Desinformation über militärischen Konflikt… luxus-logo-vorlage vektorobjekt für logo order badge-design. — графика русской культуры, клипарт, мультфильмы и символыLuxus-Logo-Vorlage Vectorobjekt für Logo or Badge-Design.
Luxus-Logo-Vorlagen-Vektorobjekt for Logo-oder Badge-Design. Trendige Vintage-Illustration im königlichen Stil, Guer to Modeboutique, Alkohol oder Hotelmarket.
Rubel Russische Währung Inflation Wirtschaftssanktionen…
Vektorillustration eines russischen Rubel-Währungssymbols, das unter Wasser sint. Wirtschaftskrise, Wirtschaftssanktionen, Inflation, Währungscrash-Konzeptillustration.
Ретро сувенир из России: матрешка. традиционная русская куколка на дереве. фольклорное искусство и искусство. vektorillustration isoliert — русская культура, графика, клипарт, мультфильмы и символыРетро-сувенир из России: Матрешка. Традиционный…
Ретро-сувенир из России: Матрешка. Traditionelle russische Holznistpuppe. Народное искусство и ручная работа. Vektordarstellung isoliert
skizzierte wappen russlands — русская культура стоковые изображения, клипарты, мультфильмы и символыSkizzierte Wappen Russlands
doppelköpfiges adlersymbol.
Doppelköpfiges Adlersymbol.
Doppelköpfiges Adlersymbol. Ваппен Россия. Элемент дизайна.
flagge von russland — стоковые изображения русской культуры, -клипарты, -мультики и -символыFlagge von Russland
spyware-virus auf einem computerbildschirm — русская культура фондовая графика, -клипарт, -мультфильмы и -символSpyware-Virus auf einem Computerbildschirm
Totenkopf mit amerikanischer FlaggeTotenkopf mit Culturals How Are Ukrainians Defing Flagge
3 Наследие От Русского Разрушения | В Смитсоновском институте
Доктор Ричард Курин
Посол по особым поручениям, Смитсоновский институт
Когда мы думаем о войне, на ум приходит стремление к власти и территориям, насильственное применение разрушительного оружия и ужасные потери человеческих жизней. Война России на Украине отличается особой жестокостью при нападении на гражданские объекты, а также отмечена сильным культурным элементом, который встречает сопротивление не только со стороны украинцев, но и международного сообщества и Смитсоновского института.
Российский лидер Владимир Путин ошибочно сделал культуру одновременно и оправданием, и объектом войны с Украиной. Как и в других регионах Европы, население географического региона современной Украины отражает разнообразие этнических миграций и культурных влияний, а также смену политических правителей и изменение границ на протяжении тысячелетий.
Однако Путин утверждает, что украинцам не хватает истории, культуры и идентичности, достойных отдельного от России национального государства. Опираясь на периоды царской Российской империи и советскую эпоху, Путин отрицает важные культурные реалии.
В начале вторжения Чернигов, город к северу от Киева, недалеко от украинской границы с Белоруссией и Россией, находился в осаде.
Украинский язык, искусство страны и ее история, в том числе славяно-христианское государство с центром в Киеве тысячу лет назад, расцвет украинской культуры и национализма в XIX веке, Украинская республика после Первой мировой войны, украинское движение за независимость начала 1990-х годов и ее подтверждение Оранжевой революции 2004 года и революции Евромайдана 2013-2014 годов — все они представляют неоспоримую украинскую идентичность, которая формировалась веками. Несмотря на это, в 2014 году Путин преследовал свои территориальные амбиции, поддержав этнических русских сепаратистов в Донбассе и насильственно захватив украинский Крымский полуостров.
По мере приближения годовщины смертоносного российского вторжения в Украину в 2022 году мы внимательно изучаем текущую работу сотен профессионалов в различных украинских и международных организациях по защите культурного наследия, находящегося под угрозой исчезновения.
Ведутся важные расследования, которые однажды дадут отчет о разрушительных военных преступлениях России. Эти атаки не просто случайны и не представляют сопутствующего ущерба. Скорее, они предполагают целенаправленную атаку на украинскую историю, культуру и идентичность, средство достижения целей Путина — разрушение является преднамеренной попыткой стереть с лица земли украинскую историю и культуру.
Чтобы поддержать ошибочный аргумент Путина о том, что Украина не имеет культуры и истории, независимой от России, его силы считают, что они могут просто разбомбить культурное наследие страны.
На сегодняшний день задокументировано почти 1600 случаев потенциального ущерба объектам культурного наследия Украины, в том числе около 700 памятников и мемориалов, более 200 музеев, архивов и библиотек. Примечательно, что более 500 являются религиозными объектами — местами отправления культа и кладбищами — особенно под ударами находятся объекты Украинской православной церкви. Наибольшее количество случаев связано с регионами наиболее агрессивных российских атак: Киев, Харьков, Мариуполь и Луганск. И работа организаций, в том числе Смитсоновского института, мобилизованных благодаря многолетним усилиям по обучению культурному наследию, помогает стране в ее усилиях по защите артефактов, книг, документов и произведений искусства от этих коварных нападений.
Культура становится объектом войны
В 2020 году на симпозиуме в Вашингтоне, округ Колумбия, организованном Смитсоновской инициативой по спасению культуры (SCRI), Игорь Пошивайло, директор Музея Майдана в Киеве, предупредил американских и международных коллег, что культура становился объектом войны, поскольку политика русификации захваченных в 2014 году регионов была направлена на сокращение украинского присутствия.
Пошивайло был близко знаком с работой Смитсоновского института, так как в 2010 году он был стипендиатом программы Фулбрайта, когда институт мобилизовал усилия на местах для спасения культурного наследия на Гаити после разрушительного землетрясения. Смитсоновский институт сотрудничал с гаитянскими коллегами в создании помещений и учебных программ, спасая и обрабатывая около 35 000 произведений искусства и артефактов, находящихся под угрозой исчезновения.
В ходе этого проекта Смитсоновский институт официально учредил SCRI под руководством куратора и бывшей «женщины-памятника» армии США Кори Вегенер, что привело к аналогичным усилиям в последующие годы по реагированию на культурные кризисы по всему миру — от землетрясений, разрушающих храмы, до Непал в музей взрывов в Сирии и Ираке. В рамках расширяющейся исследовательской и учебной деятельности SCRI Пошивайло стал сначала стажером, а затем инструктором программы и поддерживал тесные контакты с Вегенером.
На сегодняшний день задокументировано около 1600 случаев потенциального ущерба объектам культурного наследия Украины, в том числе около 700 памятников и мемориалов, более 200 музеев, архивов и библиотек.
В 2021 году Вегенер в партнерстве с Музеем естественной истории Вирджинии создал Лабораторию мониторинга культурного наследия для изучения состояния культурных объектов в кризисных зонах на основе методов, разработанных для Сирии и Ирака в период ИГИЛ терроризм.
Используя спутниковые снимки, команда лаборатории изучила культурный ущерб, причиненный очередным землетрясением на Гаити, нападениями талибов на культурные объекты в Афганистане и обращение с культурными ценностями в районах, оспариваемых армянскими и азербайджанскими силами. Обратив внимание на Украину, лаборант отметил рост строительства общественных памятников в Крыму и на Донбассе — их 91. Памятники прославляли победы России, от царской империи до Сталина и победы над нацистами во Второй мировой войне, до русских героев 2014 года. к более агрессивным действиям.
Встревоженная лаборатория приступила к геолокации объектов культурного наследия в Украине — записи координат памятников и мемориалов, культовых сооружений, кладбищ, музеев, библиотек, архивов, центров исполнительских искусств, исторических зданий и мест археологических раскопок. Инвентаризация теперь включает более 28 000 сайтов.
В прошлом году, после вторжения России в Украину 24 февраля, лаборатория активизировала свои усилия, задействовав еще больше спутников, в том числе со специальными датчиками, которые могут обнаруживать тепловые сигнатуры для регистрации «кинетической» активности. Это позволяет отслеживать бомбардировки, ракетные удары, артиллерийские обстрелы и пожары. Используя эти данные, аналитики лаборатории могут увидеть, насколько точно тепловые сигнатуры совпадают с культурными объектами. Если близко, они вызывают спутниковые фотографии, чтобы изучить возможные повреждения. Учитывая спутниковое покрытие, они могут ссылаться на изображения за определенный период времени, чтобы точно определить, когда произошло повреждение и насколько оно обширно.
Документирование терактов
Одной из первых культурных жертв российского вторжения стал Иванковский историко-краеведческий музей. Музей, расположенный примерно в 40 милях к северо-западу от Киева, был домом для всемирно известного народного творчества Марии Примаченко. Спутниковая фотография музея, сделанная 14 февраля 2022 года, до вторжения, показывает крышу музея и окрестности, покрытые снегом. На снимке, датированном двумя неделями позже, 27 февраля, музей без крыши с серьезными повреждениями, в то время как другие близлежащие здания остались неповрежденными, что указывает на то, что музей был специально атакован.
С начала вторжения Лаборатория мониторинга культурного наследия при содействии Центра развития и управления конфликтами Университета Мэриленда и перемещенного украинского стипендиата программы Фулбрайта при поддержке Смитсоновского института использовала дистанционное зондирование для выявления около 1600 случаев потенциального повреждения Объекты культурного наследия Украины.
Смитсоновский институт, стремясь задокументировать культурные военные преступления, как это определено Гаагской конвенцией 1954 года, делится своими выводами с украинскими коллегами в области культуры и с Обсерваторией конфликтов Государственного департамента США. Он следует международным стандартам в сборе и хранении цифровых доказательств для возможных судебных разбирательств и ищет подтверждения повреждений и разрушений на основе подробных спутниковых снимков и отчетов с мест.
Процесс подробный, трудоемкий и иногда разочаровывающий. В мае 2022 года в Министерство культуры и информационной политики Украины поступило сообщение о нападении на Литературно-мемориальный музей Григория Сковороды, посвященный украинскому поэту, философу и композитору XVIII века и расположенный в крошечном селе Сковородиновка, недалеко от Харькова и Российская граница. Министр спросил Смитсоновский институт, можем ли мы определить его статус по спутниковым снимкам. Облачность над регионом в течение нескольких дней мешала хорошим снимкам. Когда тучи рассеялись, спутниковые снимки подтвердили то, что местные жители фотографировали на свои мобильные телефоны: крошечный изолированный музей был разрушен.
Лаборатория также использовала спутниковый мониторинг для документирования мародерства. Ближе к концу ожесточенной битвы за Херсон в ноябре 2022 года сотрудники музея Херсонского областного художественного музея сообщили, что десятки российских специалистов и помощников без надлежащей упаковки погрузили в два грузовика около 10 000 произведений искусства. На спутниковых снимках от 1 ноября видны большие грузовики, припаркованные сбоку от музея, и еще один автомобиль, фургон, стоящий во дворе. Позже сообщалось, что эти грузовики доставили произведения искусства в подконтрольный России Центральный музей Тавриды в Симферополе, Крым.
На спутниковом снимке запечатлено разграбление Херсонского областного художественного музея русскими (красная крыша), что свидетельствует о том, что произведения искусства были вывезены на двух грузовиках (стрелка вверху справа).
В начале российского вторжения представители и лидеры украинской культуры быстро отреагировали, чтобы защитить объекты и коллекции от обстрелов и бомбардировок. ЮНЕСКО организовала онлайн-встречи, на которых украинцы встретились с европейскими и американскими коллегами для обсуждения потребностей, ресурсов и мер реагирования. Базирующийся в Швейцарии фонд Aliph Foundation отреагировал ловко, быстро выделив несколько миллионов долларов на упаковку и отправку расходных материалов, огнетушителей и других материалов для десятков музеев и учреждений, а также тесно сотрудничая с украинскими коллегами над улучшением условий хранения коллекций.
Реставратор заполняет раскрашенное панно во время посещения музея. Предоставлено Национальным научно-реставрационным центром. польских организаций оказали огромную материально-техническую помощь. Пошивайло и его коллега-эксперт Василий Рожко быстро сформировали Инициативу реагирования на чрезвычайные ситуации «Наследие» (HERI) — организованную сеть украинских деятелей культуры, цель которой — сбор денег и материалов, доставка, предоставление консультаций и помощь в обеспечении безопасности объектов и коллекций.
Отмечая миссию Смитсоновского института как национального и международного культурного учреждения по защите наследия во время войны, секретарь Смитсоновского института Лонни Дж. Банч III заявил: «Смитсоновский институт поддерживает народ Украины в трудную минуту». SCRI, координируя свои действия с Алифом и работая с Пошивайло, организовал отправку необходимых средств и материалов через своего давнего партнера в Нидерландах — Службу культурного реагирования на чрезвычайные ситуации.
Быстрая мобилизация Сначала задача была непосильной. Вегенер рано получил сообщение от главы университетского гербария. Как Смитсоновский институт может помочь упаковать и перевезти около 300 000 сохранившихся образцов растений — и быстро? HERI мобилизована, чтобы предоставить экстренные упаковочные материалы. Смитсоновский институт получил доступ к финансированию, предоставленному его федеральными ассигнованиями, и привлек надежных доноров — Банк Америки и Фонд Меллона — для поддержки усилий по упаковке и защите, а также ускорения его работы по спутниковому мониторингу.
Раджив Шах, президент Фонда Рокфеллера, напомнив об успехе в 2010 году Смитсоновского института культурного восстановления Гаити, который он поддерживал, когда возглавлял Агентство США по международному развитию, пообещал крупную поддержку. Фонд Рокфеллера заручился поддержкой Omidyar Group, как и других. Среди них был Фонд Костюшко, польско-американская организация, которая при финансовой поддержке и советах Смитсоновского института предоставила материалы для экстренной стабилизации десяткам украинских музеев из своих офисов в Варшаве.
Музейные коллекции были спешно упакованы и эвакуированы в другие места. Предоставлено Национальным научно-реставрационным центром. Многие украинские музеи спешно эвакуировали свои коллекции в другие места, иногда в подвалы, подземные хранилища или безопасные места, удаленные из основных зон российского нападения. Обеспечивая немедленную защиту, это представляло еще одну серьезную проблему. Хранение коллекций в местах без надлежащего климат-контроля и недостаточной циркуляции воздуха часто приводит к развитию плесени, грибка и другим проблемам, с которыми необходимо бороться.
Генеральному директору Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины Светлане Стрельниковой и ее штату специалистов-реставраторов головного офиса в Киеве и филиалов в Харькове, Одессе и Львове поручено заботиться о Украинские национальные коллекции. Но немногочисленные автомобили центра были нужны для целей гражданской обороны и поэтому недоступны. Как же тогда реставраторы могли объезжать страну на дому в учреждения, где хранятся коллекции произведений искусства, артефактов, книг, документов, фотографий и научных образцов, свидетельствующих о богатстве украинской истории, искусства, культуры и научных достижений?
Различные альтернативы не увенчались успехом, но благодаря контактам через Госдепартамент США Смитсоновский институт заручился поддержкой Uber, который предоставлял бесплатный транспорт беженцам, бегущим из Украины, и даже для их переселения в соседние страны. Компания великодушно приняла вызов. Стрельниковой нужны были пассажирские микроавтобусы, чтобы ежедневно перевозить бригады до 16 реставраторов вместе с оборудованием и расходными материалами по стране для обслуживания хранящихся, но все еще находящихся под угрозой исчезновения коллекций.
За последние девять месяцев команда водителей Uber совершила более 200 поездок и преодолела более 30 000 миль, доставив реставраторов в сотни музеев и удаленных складов по всей Украине. Поездки пугают, поскольку реставраторы пересекают зоны боевых действий и находят музеи и объекты, серьезно поврежденные, лишенные крыш и стен, без электричества и коммунальных услуг. Иногда коллекции находятся в беспорядке, что свидетельствует о поспешной упаковке и эвакуации.
За последние девять месяцев водители Uber возили реставраторов в сотни музеев и складских помещений по всей Украине. Предоставлено Национальным научно-реставрационным центром. Реставраторы приняли меры Как и Пошивайло и его команда HERI, реставраторы по всей Украине оценили ситуацию, спасая коллекции и материалы, насколько это возможно. Они провели инвентаризацию и составили отчеты о состоянии. Там, где это было возможно, они лечили произведения искусства и артефакты и устраняли повреждения. Затем они тщательно упаковывают их с прицелом на их долгосрочную устойчивость.
Реставраторы украинских музеев, библиотек и архивов воспользовались советами экспертов Международного центра изучения сохранения и реставрации культурных ценностей и специалистов Института консервации Смитсоновского музея, Смитсоновского музея американского искусства, Национального музея азиатского искусства, а также Смитсоновские библиотеки и архивы. Они решали проблемы и находили решения таких вопросов, как: как лучше всего быстро упаковать сотни картин? Как мы можем гарантировать, что древние рукописи лучше всего выдержат морозы, учитывая отсутствие тепла зимой? Какие меры предосторожности следует принять во внимание, чтобы избежать ущерба от пожара в результате артиллерийского обстрела и ущерба от воды при тушении этих пожаров?
Военные действия создают целый ряд проблем, выходящих за рамки обычной музейной работы, но украинские реставраторы, менеджеры коллекций, директора музеев и другие бдительно защищают те предметы, которые документируют историю, искусство, культуру и самобытность своей страны.
После Второй мировой войны народы мира задумались о вооруженном завоевании соседей, Холокосте, геноциде и массовых казнях, ограничениях мысли, передвижения, убеждений и объединений, введенных нацистским режимом. Они последовали рекомендациям международного комитета под председательством бывшей первой леди Америки Элеоноры Рузвельт, приняв принципы, изложенные в исторической вехе, известной как Всеобщая декларация прав человека, которая включает культурные права и свободы. Гаагская конвенция 19Затем последовала статья 54, объявившая вне закона целенаправленное уничтожение и разграбление культурных ценностей, столь неотъемлемую часть нации и самобытности народа. Война России против Украины и ее народа является явным и ужасным оскорблением человечества и нарушением основных прав, признанных в этих соглашениях.
На презентации в сентябре 2022 года в Украинском музее в Нью-Йорке во время недели Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций первая леди Украины Елена Зеленская и посол Украины в США Оксана Маркарова четко сформулировали этот момент.
Первая леди красноречиво говорила о важности истории, искусства и культуры в определении самобытности украинского народа. По ее словам, эта личность действительно является явной целью путинской войны. Украинцы борются за свою свободу и, в частности, за свободу быть теми, кем они являются в культурном отношении.
Посол отметил, что уничтожением музеев, архивов, библиотек, культурных и религиозных объектов, театров и других объектов общественного значения российские военные пытаются стереть народ, целенаправленно уничтожить смысл и дух его претензии на государственность и суверенитет.
Но посол была недвусмысленна в своей уверенности, что у русских ничего не получится. Она сказала, что украинцы были сильны и едины в своей борьбе на поле боя и в тылу, чтобы защитить свою свободу быть украинцами, и поблагодарила США и союзников за помощь в этой достойной битве от имени всех свободолюбивых людей. во всем мире. Представляя вклад Смитсоновского института в эти усилия, мы не могли не гордиться.
Для получения дополнительной информации о Смитсоновской инициативе по спасению культуры и ее усилиях в Украине, слушать подкаст Смитсоновского института «Sidedoor» a nd смотреть последние отчеты об ущербе культурному наследию в Украине .
Помимо названных выше, автор хотел бы поблагодарить Хайдена Бассетта, Кэтрин Хэнсон, Брайана Дэниэлса и членов групп SCRI, CHML, HERI и NRRC, которые участвовали в работе над культурным наследием. Щедрые пожертвования Эдварда и Хелен Хинц и Брэда Фримена помогли поддержать усилия, как и семья и друзья Джейми Зельцера и Логана Коэна, которые вместо подарков молодоженам и по их указанию сделали пожертвование Смитсоновской культурной инициативе спасения.