Когда разглядываешь старые черно-белые фотографии в тесной комнатке архива РАМТа, тебя охватывает какое-то щемящее чувство тоски: по ушедшему времени, людям, переживаниям, совершенно иному представлению о театре, прочитывающемуся во взглядах, позах, выражениях лиц.
Бережно перебирая снимки, ты невольно попадаешь под очарование «черно-белого» театра и совершенно искренне удивляешься яростным попыткам современных бизнес-людей от искусства раскрасить старые фото. Ведь черно-белые кадры – потрясающая возможность окунуться в историю, почувствовать дыхание другой эпохи.
«Сон с продолжением» Фото З.Мцхветаридзе, 1986г.
Один из авторов, снимавший спектакли нашего театра на пленочный «Зенит», – Зураб Мцхветаридзе. Ему посчастливилось работать на переломе двух эпох – черно-белой и цветной фотографии, учиться у мастеров старой школы. Сегодня вместе с ним мы совершим путешествие в эпоху черно-белой пленки и узнаем о тонкостях работы театральных фотографов конца прошлого столетия.
– Зураб, расскажите, как Вы выбрали свою профессию? И как вообще в годы Вашей молодости становились театральными фотографами?
«Созидатель», Надя – Т. Курьянова, Клюев – В.Кисленко.
Фото З.Мцхветаридзе, 1988г.
– На Малой Грузинской улице в советское время был полуподпольный выставочный зал, где выставлялись, в основном, авангардисты. И где-то во второй половине 1970-х там проходила одна из первых всесоюзных фотовыставок. Я отстоял в очереди часа четыре. Зашел туда и вышел ошарашенный. Качество фотографий с учетом технических возможностей того времени было потрясающим. Наверное, ничто в жизни больше не оказывало на меня такого сильного эмоционального воздействия.
В то время я учился в МВТУ им. Баумана. Знал только, как пленка вставляется в фотоаппарат и как нажимается кнопка спуска. И вот примерно через полгода после выставки я уже настолько освоил фотодело, что начал занимать в университетских конкурсах призовые места.
Тогда не было никаких специальных образовательных учреждений, где бы учили на театрального фотографа. Был техникум, который готовил работников для бытовой сферы услуг (работавших в ателье художественной фотографии, снимавших фотографии на паспорт). Еще был курс на факультете журналистики МГУ и в Заочном народном университете искусств. Можно было идти куда-то из этих заведений или заниматься самообразованием, что я и сделал. А потом пришел в фотоцех при ВТО (Всероссийское Театральное Общество, сегодня Союз театральных деятелей РФ –
прим.ред.), где я проработал до начала 1990-х, пока цех не прекратил свое существование.
– Чем занимался фотоцех при ВТО?
«Сон с продолжением», Люба – Татьяна Веселкина, Мата – Е.Черняк. Фото Б.Кравеца, 1987г.
– Основал егоЮрий Александрович Меснянкин. Практически вся театральная Москва обслуживалась этим цехом. Оттуда вышло очень много фотографов. Помимо того, что мы снимали фотографии для рекламных целей, мы делали информационный материал о спектаклях; снимали портреты для оформления театральных фойе.
Почти все театры обращались в ВТО, в том числе и ЦДТ. Лишь у немногих были свои, постоянно работающие с ними фотографы.
В фотоцехе работало примерно 100 человек. Было подразделение ретушеров, картонажный цех, который выполнял оформительские работы, художники, делавшие надписи на стендах, отдел, занимавшийся сверхувеличениями, печатал на огромных рулонах фотографии больших форматов.
Когда я пришел к Юрию Александровичу и принес свои фотографии, он сказал: «Приходи работать, но сначала простым лаборантом, а там посмотрим, что из тебя получится». И вот в 1983 году из белой рубашки с галстуком и костюма я нырнул в халат лаборанта. Занимался самыми примитивными операциями: проявкой, фиксацией, промывкой, сушкой, картонажной работой, – освоил практически все фотографические специализации.
– Наверное, приобрели огромный опыт, работая в ВТО…
– Я обязан фотоцеху тем, что имел возможность работать с профессионалами фотографии, учился у стариков, мастеров старой школы. Они очень по-доброму ко мне относились. Делились своими секретами, хотя в фотографическом мире не очень принято, чтобы с тобой кто-то чем-то поделился. Я впитывал как губка, потому что это дело мне нравилось. В те годы в цехе работали Борис Константинович Кравец, который много снимал у вас; Игорь Григорьевич Ефимов, снимавший в Малом театре и в театре Советской армии; Аркадий Ягудаев, потрясающий фотограф с большой фантазией, который в 2007 в конкурсе «Человек Года» стал Журналистом года; Игорь Абрамович Александров, работающий до сих пор в музее МХАТ.
– Кто из мастеров для Вас – эталон в театральной фотографии?
– Для меня им всегда был Валерий Федорович Плотников, снимавший театральную и киноактерскую элиту. Плотников делал портреты, в основном постановочные, и обладал просто великолепной техникой. Его работы можно сидеть и рассматривать часами. А из театральных фотографов хотелось бы еще отметить работы Михаила Михайловича Гутермана, Игоря Владимировича Захаркина и Геннадия Викторовича Несмачного.
– Правильно посадить, поставить свет – это полдела. Если глаза будут пустыми, если не будет внутренней отдачи, то получится ерунда. Классика портретного жанра предполагает обязательный контакт с «моделью». А как установить контакт – это уже зависит от фотографа, который должен уметь расположить к себе человека. Если он не откроется, фотография не получится. В актерской среде есть люди, с которыми очень тяжело работать.
А есть такие, с которыми контакт возникает мгновенно.
Портреты мы снимали, как правило, для оформления театральных фойе. Сейчас некоторые театры просят артистов приносить фотографии, которые им нравятся. Я считаю, что на интернет-сайте такое допустимо, но в фойе нет. В оформлении театра должно быть какое-то единообразие, один стиль.
– Всегда ли портреты подвергались ретушированию?
– Да, и, кстати, по количеству работы, доставшейся ретушеру, можно было определить мастерство фотографа: чем меньше работы ретушеру, тем грамотней фотограф. Это сейчас можно что-то в Photoshop исправить: убрать тени, морщины. А раньше – какой ты свет поставил, такую и получил фотографию.
Знаете, как работали ретушеры? Если портрет был слишком контрастный (тени под глазами или под носом), они вручную лезвиями – специальными движениями в форме запятой – соскабливали эмульсию на готовой фотографии. А вот светлые места затемняли черным анилином.
– А расскажите о том, как 30 лет назад снимали спектакли.
«Сон с продолжением», Снежный король – М.Андросов, Снежная королева – М.Куприянова. Фото З.Мцхветаридзе, 1986г.
– Многие говорят: «Ну что снимать спектакль? Свет есть, все выстроено, сидишь и щелкаешь себе на здоровье». Но это не так просто! Например, очень часто приходилось делать съемку по ходу спектакля, сидя в зале вместе со зрителями. Фотографу выдавали место, кстати, не всегда удачное. Перед тобой могло находиться пять голов. Был у нас один фотограф, который мог и женскую прическу осадить, и сказать «Уберите голову!» Я всегда стараюсь, чтобы меня не было ни видно, ни слышно в зале – считаю, именно так обязаны вести себя фотографы. В театре «Et Cetera», где я проработал несколько лет, я мог выбрать любое место для съемки. Но если рядом попадались те, кому это не нравилось, приходилось уходить из зала. Хотелось бы отметить, что Александр Александрович Калягин с большим вниманием относился к фотографии как таковой, разбирался в ней и сам очень хорошо фотографировал.
– Фотографу когда-нибудь разрешалось выбирать место съемки самому?
– Да. Но все зависело от руководства театра. Иногда спектакли проигрывались отдельно под съемку или это совмещалось с репетициями. Вообще, на репетициях снимать очень хорошо – зрителей нет. Но даже на такой специально организованной съемке я никогда не бегал по залу. Мог поменять позицию один-два раза.
– А если был нужен крупный план?
«Вечер русских водевилей», Кубыркина – У.Урванцева. Фото И.Рыбакова, 1992г.
– Должна быть с собой аппаратура, соответствующая твоим задачам. Для съемки из зала нужна мощная светосильная оптика. Но не всегда получается снять крупный или средний план с одной позиции. И тогда есть выход – повторная съемка с другого места или постановочная съемка.
– С бельэтажа никогда не снимали?
– Я и с колосников снимал, но считаю, что это специфическая съемка. Фотографии же делаются для зрителя, чтобы он получил информацию о спектакле. А основная его часть смотрит спектакль из партера. И режиссер тоже, репетируя постановку, всегда сидит в партере – в самом его центре.
«Ловушка № 46, рост второй», Андрей – Б.Шувалов. Фото Б.Кравеца, 1986г.
– А были случаи, когда Вы пропускали хорошие кадры? Ведь при съемке на пленочные камеры не было возможности делать по 30 кадров в минуту, да и пленку, наверняка, приходилось экономить?
– Конечно, были! Во всех спектаклях есть пиковый момент, которого ты ждешь, но иногда вдруг в нужное мгновение что-то происходит, что не дает тебе снять: например, кто-то на сцене повернулся к тебе спиной или просто пропускаешь этот момент случайно.
– Зафиксировать удачную мизансцену или передать смысл спектакля – что было важнее для театрального фотографа тех лет?
«Победа над солнцем», Артист – И.Ильин. Фото М.Гутермана, 1997г.
– Перед нами разные задачи ставились. Иногда мы снимали так называемый паспорт спектакля. Это были съемки технического плана: зафиксировать переходы и перестановку декораций, световые переходы, костюмы, грим.
При съемке по ходу спектакля никогда не ставилась цель снять высокохудожественное произведение. Ведь ты снимаешь практически в репортажном режиме. И твоя задача – постараться выбрать максимально выигрышные моменты спектакля. И конечно следить за тем, чтобы актеры не оказались с неудачными выражениями лица, ведь для них очень важно, как они выглядят на фотографии.
«Между небом и землей жаворонок вьется», Катерина – Л.Степченкова, Терехов – Е.Дворжецкий. Фото И.Рыбакова, 1989г.
Для фотографа самое главное – этому меня учили старики, – умение видеть. Может, это слишком пафосно будет сказано, но любая фотография это отображение того, что ты увидел. Сегодня технические возможности таковы, что можно камеру на штатив поставить и просто нажимать на кнопку – камера будет сама фотографировать. Но если через тебя это не будет проходить, то ты не уловишь сути, не разглядишь людей и происходящих событий, и твои фотографии будут совершенно бессмысленные и пустые.
– Были на вашей памяти спектакли, которые невозможно было снять? Например, из-за слабого освещения?
– Были. И тогда (при грамотном руководстве театра) делали постановочные фотографии: либо снимали в том же свете, «замораживая» сцены, либо ставили отдельный свет.
– Качество съемки во времена черно-белой фотографии, на Ваш взгляд, было лучше или хуже?
– Сейчас такие технические возможности, которые позволяют даже после съемки подкорректировать огрехи, допущенные фотографом. Обрабатывая портрет, можно не только убирать тени, но и вносить антропологические изменения. И надо сказать, все эти очень удобные в работе новшества очень расхолаживают людей, берущихся за фотографию. Отношение к процессу съемки стало менее ответственным. А раньше на результат влияли только качество оптики и удачно поставленный свет. Ведь сценический свет не всегда позволяет хорошо «прорисовать» лицо. Если он контрастный, появляются тени под носом, под глазами.
– Во времена «Зенита» хотелось цвета в черно-белых фотографиях?
«Победа над солнцем», Артистка – Е. Галибина. Фото М.Гутермана, 1997г.
– Конечно, хотелось. Сложность черно-белой фотографии в том, что через оттенки черного и белого нужно передать объем и множество другой информации. Допустим, разный цвет кожи по-разному передается на черно-белой фотографии. Для того, чтобы не было явного контраста, при печати фотографий нужно было использовать фильтры. Переход к цвету это в любом случае шаг вперед. Цвет добавляет еще одно дополнительное измерение. И тут появляются вообще новые законы: сочетания цветов, цветовой гаммы. С развитием фотографической техники практически все перешли на съемку в цвете.
– А переход от пленки к «цифре»…
– …развращает. Человек при съемке не задумывается о результате – все потом можно «вытянуть», подкорректировать, подправить в Photoshop. Но в то же время при грамотном подходе «цифра» дает неограниченные возможности, которых раньше не было.
«Слабое сердце», Мавра – Н. Шефер. Фото И.Рыбакова, 199 г.
Сейчас появилась модная тенденция снова снимать на пленку. Но это уже совсем не то – эту пленку все равно в итоге сканируют, переводят в компьютер, обрабатывают, а потом печатают. Появилось даже множество программ, которые имитируют пленку и причем, не только пыль, но даже марку фотопленки. Но различия все равно будут видны, когда две фотографии положишь рядом.
Черно-белая фотография имеет право на самостоятельное существование, потому что у нее особый шарм. И пленка до конца не умрет. Это же совершенно другая технология съемки и совершенно другое восприятие мира.
– Возвращаясь к процессу съемки спектакля, напрашивается вопрос: сколько за одну съемку расходовалось пленок?
– Все зависело от условий съемки и от задачи. У меня обычно уходило где-то пленки 3-4 по 36 кадров. Для репортеров очень дорогих изданий была норма: один хороший кадр на пленку. У нас в фотоцехе — 1 из 6 кадров. Была градация оценки кадров: хорошего качества, похуже, репортажные. Была своя сетка, которая отличала менее удачные от более удачных. И это очень мобилизовало.
– Расскажите, как в то время проходил процесс печати фотографий. Ведь все делалось вручную?
«Сон с продолжением», Мило – В. Понарин. Фото З.Мцхветаридзе, 1986г.
– В то время мы сами и пленку проявляли, и фотографии печатали. У меня и дома была своя «лаборатория» – в подсобке. Я жил в коммуналке, и соседи постоянно ругались, что я «химию развел» – в общей раковине промывал пленки. Я составлял проявители, закрепитель, взвешивая нужные компоненты на весах. Ночью, когда все спали, в маленьком закуточке печатал фотографии. Сушил их в ванной, а утром нужно было успеть все снять, пока соседи не проснулись. Но я, конечно, в этом не уникален. Все фотографы моего поколения через это прошли. Кстати «прямая» печать без цифровой обработки до сих пор существует.
– Эти процессы очень трудоемкие?
– Как проходила проявка: в темноте на катушку накручивали пленку, закрывали ее в проявочном бачке, наливали проявитель определенной температуры, потом по сигналу будильника выливали проявку, заливали фиксаж, затем выливали и сушили.
«Вечер русских водевилей», Катерина Ивановна – Н.Чернявская. Фото И.Рыбакова, 1992г.
А потом шел процесс печати. В темной комнате в фотоувеличитель вставлялась пленка. Фотоувеличитель – это такое устройство, в котором свет проходит через негатив, линзы и проецируется на фотобумагу. Таким образом, за определенное время происходит процесс фиксации изображения на светочувствительной бумаге – то есть процесс печати. Как раз в процессе печати и делали то, что сейчас можно легко сделать на компьютере – ручную обработку фотографий. А именно – высветляли или затеняли необходимые участки снимка. А если это была печать не одной фотографии, а целого тиража, то руками сделать коррекцию было практически невозможно. Поэтому шли на хитрость: вырезали кусочек полиэтиленовой пленки, ставили на то место, которое нужно было прикрыть, и она фактически работала как локальный фильтр.
Фотографии тоже, как и пленку, проявляли, закрепляли и сушили.
В фотоцехе были специальные сушильные аппараты, в которых фотографию можно было сделать глянцевой. Глянцевая поверхность лучше передает глубину, но с ней сложнее работать – так как остаются отпечатки. Поэтому я был сторонником матовой бумаги.
– Ваши фотографии в архиве РАМТа можно, действительно, определить по плотной матовой фотобумаге. А Вы сами помните свои работы?
«Приключение Гогенштауфена», сцена из спектакля Фото З. Мцхветаридзе, 1988г.
– Я не храню своих архивов. Для меня всегда был важнее процесс съемки. Но некоторые спектакли очень хорошо помню. Например, «Сон с продолжением». Там была великолепная сценография, сценодвижение, разные спецэффекты: и дым-машина работала, и свет был очень интересным. Хорошо помню «Приключение Гогенштауфена» с Евгеним Редько, он очень запоминающийся актер. Ну и «Приключения Тома Сойера» – потрясающий спектакль для детей. Всем знакомым советовал его.
А еще помню, снимал у вас один капустник с участием Бориса Шувалова, работающего тогда в вашем театре. Что артисты творили на сцене! Я снимать не мог. У меня камера из рук выпадала – так это было смешно.
– Но Вы отработали?
– Конечно, отработал! А что делать? Чем отличается профессионал от любителя? Любитель снимает то, что он хочет. Профессионал же – тот, кому дали задание, и он любой ценой приносит материал.
Школа старой черно-белой фотографии уже не может дать новому поколению театральных фотографов тех знаний, которые необходимы для работы в современном театре – с использованием современной техники и компьютерных возможностей обработки фотографии. Но, тем не менее, есть в ней основы, которые могли бы стать ключом, открывающим в фотографе новые грани понимания фотографии. Разглядывая работы Валерия Плотникова, ты представляешь, как надо вырасти самому, чтобы предложить Алисе Бруновне Фрейндлих думать вместе с тобой во время съемки. Окунаясь в фотографическую реальность старых спектаклей РАМТа, созданных «черно-белыми» фотографами, понимаешь, что только размышляющий вместе с театром мастер может создать пространство, раскрывающее и запечатлевающее атмосферу спектакля и его очарование. Пожалуй, суть любой творческой профессии – умение видеть. В том числе, и глядя через объектив фотокамеры. Об этом сложнейшем искусстве – видеть через объектив – мы продолжим разговор в следующих номерах «РАМТографа».
Алена Барнашова
Блиц-опрос современных театральных фотографов на тему отношения к черно-белой фотографии читайте здесь
Интернет-сайт Валерия Плотникова
▲ наверх
черно-белое фото и выдержка, во всех ее смыслах — SFG Magazine
В поисках цветов и правильных ракурсов, мы растворяемся в желании создать правильную картинку. Джеффлин Линг избавляется от всех отвлекающих цветов, берет камеру, ставит выдержку на максимум и замирает в ожидании момента, когда природа обнажится перед его камерой.
— Привет! Сразу хотим поблагодарить вас от всех читателей Журнала SFG за готовность пообщаться о вашем искусстве. Расскажите откуда вы? О вашей семье? Они поддерживают ваше увлечение фотографией?
— Прежде всего, я бы хотел поблагодарить Журнал SFG за эту уникальную возможность пообщаться с украинцами посредством этого интервью. Я родом из Куала Лумпур, Малайзия, и у меня есть двое детей. Вообще-то фотография — мое хобби, а зарабатываю я собственным бизнесом. А фотографией я увлекся с 2012 года и для меня большая честь, что моя супруга полностью поддерживает это увлечение и поощряет мои поездки за границу. Она дает мне возможность погрузиться в фотографию, в то время как ей самой приходится заботиться об обоих детях. Но иногда даже они сопровождают меня во время съемки.
— А какое у вас образование, оно связано с фотографией?
— Я получил степень Бакалавра в школе Бизнес Менеджмента в местном Британском университете Малайзии. Также в течение года я прошел курс фотографии в Академии Adam Photography, где моим преподавателем был Адам Тэн, победитель международного конкурса National Geographic 2013.
— Все же о фотографии. Почему вы выбрали именно черно-белое? Ведь гораздо сложнее передавать всю глубину, эмоции и чувства, используя всего два цвета и их оттенки?
— Я никогда не противлюсь цветной фотографии, просто именно ЧБ позволяет мне увидеть больше цвета. Глядя на красивый вид, я осознаю, что все объекты на земле преломляют разные цвета из-за солнца. Если бы не было солнца, то все в мире было бы черно-белым. Если бы все предметы были бесцветны, чёрные и белые, какой мир предстал бы перед нашими глазами… Например, когда ты видишь разноцветный пейзаж, ты невольно думаешь: «Вау, как же красиво!» А если я спрошу, что именно привлекает тебя? Скорее всего ты сама задумаешься: сами ли предметы стали объектом восхищения, или их цвета? Маленький красный домик? Или вечерний закат? Или искрящееся море? Мы окружены миром цветов и часто не обращаем внимания на его истинные формы и цвета. Мое искусство задает вопрос: «Мир без миллиона цветов, какой он?» Мир который позволяет нам услышать тишину…
— Какое оборудование вы предпочитаете? Есть любимые камеры, штативы, объективы? Может существует “походный набор”, который всегда с вами, куда бы вы не шли?
— Как наверное у каждого из нас, кто снимает на длинных выдержках, у меня есть стандартный набор: — очень хорошая DSLR камера, сейчас я пользуюсь Nikon D800e & D4; — качественный штатив; — ND фильтр (3,6, 10 stops), я часто использую 16 stops, когда снимаю, чтобы получить более длинную выдержку при активном солнце; — что касается объективов, обычно это 24-70 F2. 8.
«Походный набор»? (Смеется) Нет, такого нет, но главное это хорошо выспаться и покушать перед тем, как выходить на съемку. Я не фокусируюсь на съемке в «Золотой час». Понимаешь, обычно фотографы-пейзажники стараются запечатлеть рассветы и закаты. Я же, наоборот, избегаю этого времени, чтобы не дать прямому солнцу попасть в объектив.
— Сколько времени (от среднего минимума до среднего максимума) вы тратите на пост-обработку и ретушь? И когда вы понимаете, что фотография закончена?
— Если ты заметила, тематика моих фото варьируется. Архитектура, морские пейзажи, документальное фото, жизнь людей, снежные виды, животные, портреты и, собственно пейзажи (деревья, лодки, мосты, скалы, горы и прочее). Я снимаю все со своей точки зрения. Еще до съемки я тщательно осматриваю все вокруг, чтобы убедиться, что я нахожусь на месте, откуда открывается лучший вид, а потом стараюсь представить конечную фотографию и только потом начинаю снимать. Каждая фотография требует разного времени на постобработку. Архитектурная фотография занимает достаточно много времени, в среднем на самые сложные может уйти 15-20 часов, в то время как минимум будет колебаться в районе 10 часов. Относительно быстро я работаю с морскими пейзажами, как правило не более 2-3 часов.
— На сайте в вашей биографии вы упоминаете Photoshop, как основной инструмент для постобработки. А есть какие-либо другие инструменты, программы, приемы, которые вы используете? Может существует какая-то специальная магия Джеффлина?
— Конечно, для постобработки я использую Photoshop чаще всего. А еще мне нравится плагин silver efex pro2. Но Photoshop все равно остается доминирующим.
Работая с фотографией я много внимания уделяю правильному подбору, чем более точен выбор, тем лучшим будет конечный результат. Свет и тень, вот что является ключевым в моих фотографиях. Я использую Photoshop в большинстве для того, чтобы подчеркнуть свое визуальное восприятие. Так или иначе, в начале у тебя должно быть представление о том, что должно получиться в конце, а техники и программы — это уже как ручка для писателя. Главное это как я уловлю объект внешнего мира и превращу его в произведение искусства.
— Очень часто отпечаток на искусстве современных художников, фотографов накладывают мастера предыдущих поколений. Кто вдохновляет и наставляет вас? Ваша Мона Лиза?
— Да, на каждого художника влияют свои кумиры. Мое фотографическое видение формировалось благодаря таким легендарным фотографам как Ансел Адамс, Майкл Кенна и Джозеф Хофлехнер. Даже сейчас их картины влияют на новое поколение фотографов, которые снимают ЧБ. И не могу не упомянуть Джоля Тьинтьялаара, моего наставника, который помогал приобретать навыки постпродакшена; его характер, который постоянно находится в поиске идеала, очень сильно повлиял на меня.
— А могли бы вы вкратце описать процесс создания фотографии от момента осознания, что вы видите нужную картинку и до момента «готово»?
— Каждый раз когда я ищу тему для фотографии и вижу тот объект, который привлекает внимание, я начинаю взаимодействовать с ним и обдумывать, какие ощущения они вызывают во мне. Я обнаружил, что лучшая позиция объекта, как правило, не совпадает с моим первым взглядом на него, и когда я начинаю передвигаться, объект также начинает менять свою форму. Тогда я начал обращать больше внимания на объект и на то, какие изменения на него и все, что находится вокруг, несет мое движение в ту или иную сторону. Так я координирую себя относительно объекта и объект относительно себя. Баланс и пространство вокруг очень важны для общей композиции. Мое решение снимать зависит от того, что я вижу вокруг. Мои снимки выверены и продуманы, это лучше чем просто делать случайные фотографии, а после часами отбирать удачные.
— Вы много путешествуете и география ваших фотографий также разнообразна. Вы специально едете в определенные места, чтобы фотографировать, или сначала начинается путешествие, а потом уже фотография?
— Я обычно выбираю места опрятные, чистые, с правильными формами… я не люблю заросли и дебри. Например снежный Хоккайдо, незастроенная Исландия; просторные побережья; обособленные скалы и камни; деревья и острова, которые часто становятся объектами съемки.
Я обожаю снимать в Японии, потому что она чистая, аккуратная, правильно спланированная. Особенно Хоккайдо, место где я снимаю достаточно часто. Снежный Хоккайдо очень тихий и чистый, неровные плоскости, покрытые толстым слоем снега еще ярче очерчивают объекты, делая их более выразительными.
— Какое ваше любимое и наиболее вдохновляющее место на земле? И какие страны, в которых вы еще не были, вам бы хотелось посетить в будущем?
— Самой вдохновляющей для фотографии всегда остается Исландия! Она порождает безграничное творчество. Эта местность полна тем для фотографии и мне вечно не хватает времени (смеется). Фотограф должен быть максимально вовлечен в процесс, чтобы стимулировать свое сознание для работы. Исландия определенно волшебное место для меня и моего вдохновения. Исландия обладает естественной атмосферой невероятной природы, которая очень непривычна современному человеку. Здесь есть очень много видов, которые внезапно появляются перед тобой и переворачивают твой мир с ног на голову. Здесь нет сотен цветов, которые запутывают твое сознание и зрение, только лишь обнаженная душа открывается тебе. В Исландии так много мест, еще не открытых мною, я бы с удовольствием возвращался туда каждый год.
Страна, которую я надеюсь вскоре посетить — Куба. Эта страна уникальна: королева Антильских островов и жемчужина Карибского моря. Такой легендарный колониальный город, как Гавана, наполнен естественными пейзажами как раз для моих фотографий. Я уже представляю, как увижу классический автомобиль 50-ых годов, останавливающийся около Музея Революции. А вот что сложно представить, это непредсказуемые пейзажи, которые откроются мне во время исследования старого города в одиночестве.
— Что вы знаете об Украине? Хотели бы приехать сюда?
— Об Украине я знаю совсем немного. Я знаю, что это страна, которая приобрела независимость от Советского Союза и расположена она в Восточной Европе. У вас четыре времени года и люди говорят на языке славянской группы. Конечно, я хотел бы поехать в незнакомую мне страну для съемки. Я обожаю путешествовать, как ты уже говорила выше. И это не только для того, чтобы сделать удачные снимки. Я люблю открывать для себя разные культуры и я уверен, что это увлечение с годами будет только расти.
Я также не люблю долгие сборы и подготовку к путешествиям, таким образом объекты съемки появляются в самых неожиданных местах. Я уверен, что Украина — страна с богатейшей историей и ностальгическими древними зданиями. А так как архитектурная фотография одно из любимых мною направлений, я безусловно выделил бы немало времени для того, чтобы посетить местные достопримечательности и памятники архитектуры.
— На ваших фотографиях можно увидеть пейзажи, морские пейзажи, отдельные объекты природы, но люди встречаются крайне редко. А если и случаются, то скорее они являются дополнением к общей картине. Почему? Портреты это своего рода табу для вас?
— Независимо от вида фотографии, я всегда придерживаюсь одного принципа: не останавливаться, пока я не достигну желаемого результата. Увидев мои фотографии, люди думают, что у меня неограниченные возможности и умения. Но я всегда говорю, что результат именно такой благодаря моему умению ждать. Например, снимая морские пейзажи с большим количеством облаков и минимумом голубого неба мне нужно долго ждать, пока образуются нужные мне облака. Или, по стечению обстоятельств, начало съемки пришлось на рассвет а я не люблю прямого солнца в объективе, тогда мне приходится ждать, пока солнце поднимется выше, чтобы я мог снимать. Перемена погоды также играет важную роль, потому что погоду крайне сложно изменить даже при самой умелой постобработке и ретуши.
Говоря о людях, ты права, они скорее дополнительная деталь нежели основной объект. Однажды я хотел снять хижину посреди моря на Бали, но там постоянно находились люди и мне пришлось долго ждать, прежде чем все разошлись. Но чтобы не терять время, я делал снимки и с ними, пока ждал. Признаюсь, результат неожиданно удивил меня. Конечно, главный фокус остается направленным на пейзажи, поэтому часто люди думают, что это какая-то моя основная концепция. Но я хочу вас уверить, что я абсолютно не противник портретной фотографии. Как раз наоборот, я обращаю очень много внимания на то, какой визуальный эффект действия человека могут иметь на окружающую среду.
— Вы получили множество наград за последние несколько лет. А существует какая-то главная цель, награда, которую вы бы хотели получить как фотограф? Какой-то знаковый момент, достигнув которого возможно вам покажется, что фотография, как искусство исчерпала себя для вас?
— В молодости фотография была для меня развлечением. Мы гуляли с друзьями, которые были влюблены в фотографию и могли часами разговаривать о ней. Нам это так нравилось! Но позже я осознал, что могу делать больше и лучше и начал участвовать в фотоконкурсах. Для начала были местные соревнования, но позже и этого стало мало и я заявлялся на международные. Как сказано на моем сайте, раньше я очень много внимания, усилий и времени уделял соревнованиям и получал огромное удовольствие от того, что выигрывал их. Но позже я понял, что соревнование это всего лишь известность, но в конечном итоге, люди всегда ждут от тебя чего-то большего, еще более творческого.
Для меня искусство фотографии не заканчивается, когда ты спускаешь кнопку затвора. Огромную часть работы составляет наблюдение, способность увидеть глазами, снять камерой и уже после, используя такие помощники как Photoshop, превратить свои идеи в продукт, который будет выглядеть презентабельно. Является ли это моей конечной целью? Конечно нет! Я думаю, что опыт и уровень фотографии должен находиться глубоко в душе и не зависеть от внешнего одобрения и поощрения.
— И в конце мы задаем один и тот же вопрос всем нашим собеседникам. Что вы по-дружески посоветуете новичкам, тем, кто только начинает свой путь развития в области фотографии?
— Это скорее не совет, а рекомендация исходя из личного опыта. Тем, кто искренне хочет научиться фотографировать не нужно зацикливаться на инструментах и оборудовании. Ведь современные телефоны сейчас могут стать отличным инструментом. Сформируйте ваш фундамент и видение и только после гонитесь за поставленными целями. Помните, что нельзя сравнивать себя с другими. Да, можно выбрать личный ориентир, пример, внимательно наблюдать за ним и его творчеством, композицией, учиться у него. И еще, любая фотография начинается с композиции; только когда есть правильная, продуманная композиция мы можем говорить о постпродакшене.
Чтобы вы поближе познакомились с фотографией Джеффлина Линга, мы даем несколько ссылок, которые вам пригодятся: официальный сайт, Facebook, 500px.
Текст и перевод: Женя Шокун
2017
черно-белых фотографий людей и изображений высокого разрешения
ОРИЕНТАЦИЯРАЗРЕШЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЛЮДИЧИСЛО ЧЕЛОВЕК СОСТАВ ЭТНИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬСТИЛЬ ИЗОБРАЖЕНИЯФОТОГРАФЫСБОРНИКИ
9002 9
черные и белые люди разговаривают
черные и белые люди вместе
черные и белые люди обнимаются
черно-белые иконки людей
черно-белые люди держатся за руки
черно-белые люди объединяются
черно-белые люди собираются вместе
черно-белые фотографии людей
абстрактные черно-белые люди
9000 6
черно-белые руки людей
черный и белые люди значок
черно-белые люди читают
черно-белые люди пожимают друг другу руки
черно-белые люди вектор
черно-белая фотография людей
ретро черно-белые люди
черно-белые иллюстрации людей
черно-белые люди помогают
черные и белые люди стоят вместе
черно-белые люди в офисе
черно-белые люди на прогулке
Просмотр
1 668 542 аутентичные черно-белые люди стоковых фотографий, изображений и картинок в высоком разрешении или просмотрите дополнительные 90 139 черно-белых людей, говорящих или черно-белых людей вместе , чтобы найти подходящую фотографию нужного размера и разрешения для вашего проекта. форма несчастной женщины, двойная экспозиция с эффектом брызг краски — черно-белые стоковые картинки, фото и изображения без лицензионных платежей. -бесплатные фото и изображениябизнесмены гуляют по городу — черно-белые люди стоковые картинки, фотографии без лицензионных платежей и изображениядве пары держатся за руки, бегут по тропинке, (ч&б) — чернобелые люди стоковые картинки, фото и изображения без лицензионных платежейженщина стоит между проходами — черно-белые люди стоковые картинки, фотографии и изображения без уплаты роялтиабстрактные офисные работники на совещании — черно-белые люди стоковые картинки, фотографии и изображения без уплаты роялти Фотографии и изображения без лицензионных платежейДрузья — черно-белые люди стоковые картинки, фотографии без лицензионных платежей и изображения , портрет — черно-белые люди стоковые картинки, фотографии без уплаты роялти и изображениягруппа людей против современного стеклянного фасада — черно-белые люди стоковые картинки, фотографии и изображения без уплаты роялтибизнес люди стоят в офисе -бесплатные фото и изображениятанцевальное движение ч&б 13 — черно-белые люди стоковые картинки, фотографии без лицензионных платежей и изображениядве пары на трамплин, (ч&б), низкий угол обзора — черно-белые люди стоковые картинки, фото и изображения без лицензионных платежейконцертная толпа — черный и белые люди стоковые картинки, фото и изображения без лицензионных платежейanonymous — черно-белые люди стоковые картинки, фото и изображения без лицензионных платежеймомент с матерью — черно-белые люди стоковые картинки, фотографии и изображения без уплаты роялтидвойная экспозиция дружба концепция — черно-белые люди стоковые картинки, фотографии без лицензионных платежей и изображения женщина в виртуальной среде — черно-белые люди стоковые картинки, фотографии без лицензионных платежей и изображения уезжая — черно-белые люди стоковые картинки, фотографии и изображения без лицензионных платежей бесплатные фото и изображениясмешная расовая деловая женщина улыбается — черно-белые люди стоковые картинки, фото и изображения без уплаты роялти стоковые картинки, фотографии без лицензионных отчислений и изображения профессиональный фотограф в студии, афроамериканец носить черную толстовку с капюшоном и солнцезащитные очки с цифровой камерой работает. черно-белая концептуальная фотография — черно-белые стоковые фотографии, фотографии и изображения без лицензионных платежейпортрет пожилого человека на темном фоне. — черно-белые стоковые фотографии, фотографии и изображения без уплаты роялти
Также ищут:
черно-белые люди разговаривают
черно-белые люди вместе
черно-белые люди обнимаются
черно-белые иконки людей
черно-белые люди держатся за руки белые люди стоковые картинки, фото и изображения без уплаты роялтифутуристическая деловая встреча — черно-белые люди стоковые картинки, фото и изображения без уплаты роялтипортрет молодого человека — чернобелые люди стоковые картинки, фото и изображения без уплаты роялтибизнесмены стоят на пешеходном переходе (длинный экспозиция, ч&б)) — черно-белые люди стоковые фотографии, фото и изображения без лицензионных платежей: пешеходная улица, дождливая погода, нью-йорк, сша (чб) — черно-белые люди стоковые фотографии, фото и изображения без лицензионных платежеймолодая пара танцует в пустой комната, (чб) — черно-белые люди стоковые фотографии, фото и изображения без уплаты роялти — толпа деловых людей, крупный план, портрет (тонированные чб) — черно-белые люди стоковые фотографии, фото и изображения без уплаты роялти мудрый лысый счастливый человек позирует для фото — черно-белые люди стоковые картинки, фото и изображения без уплаты роялтибизнесмены протягивают руку для рукопожатия, улыбаются — чернобелые люди стоковые картинки, фото и изображения без уплаты роялтиаудитория в кинотеатре, 1935 — черно-белые люди стоковые картинки, фото и изображения без лицензионных платежейгрусть в глазах фотографии и изображенияВнимание! (ч&б) — черно-белые люди стоковые картинки, фотографии и изображения без лицензионных платежей.
Вид сверху на двух девочек-подростков, разговаривающих на солнце — черно-белые люди стоковые картинки, фотографии без лицензионных платежей и изображения. , фотографии и изображения без лицензионных отчисленийлюди поднимаются по стеклянной лестнице.нью-йорк.черное и белое. — черно-белые стоковые картинки, фотографии и изображения без лицензионных платежейпортрет зрелого турецкого мужчины рука об лицо — черно-белые люди стоковые иллюстрациимужской эскиз лица — черно-белые люди стоковые иллюстрациидве женщины в задней части машины (фокус на женщине с головой из окна( (ч/б) — черно-белые люди стоковые картинки, фотографии и изображения без лицензионных платежейзабава с банджо игрок в баре!!!- черно-белые люди стоковые картинки, лицензионные фото и изображения много зеркал, меняя эмоции от счастливых до грустных — черно-белые стоковые картинки, фотографии и изображения без лицензионных платежей черно-белые люди стоковые картинки, фотографии и изображения без лицензионных платежейлюди движутся вверх по эскалатору, нью-йорк. -бесплатные фото и изображениямолодая пара прогуливается в поле рука об руку, (ч/б) — черно-белые люди стоковые картинки, фотографии без уплаты роялти и изображениядве женщины пьют кофе и пирожные (чб) — черно белые люди стоковые картинки, фото без уплаты роялти и изображения 100
Галерея животных и людей
Поиск печати:
Репродукции животных
Фотографии в этой галерее подчеркивают физическую форму и показывают различные части анатомии человека и животных. На мой взгляд, черно-белая среда идеально подходит для этой формы фотографии
Посмотреть эту галерею в виде слайд-шоу
Исследование лица, 2004 г. Эта черно-белая фотография была сделана с помощью макрообъектива, чтобы запечатлеть детали человеческого глаза. Щенок черного лабрадора. На этой фотографии изображен молодой щенок черного лабрадора. Фото сделано в 2004 году. Черно-белая фотография с небольшой обработкой сепией. Для захвата глаз и скул использовался макрообъектив. Ню Этюд женского тела. Эта черно-белая фотография была сделана в 2004 году. Черно-белая среда помогает подчеркнуть форму. Изучение лица. Эта черно-белая фотография снова была сделана с макрообъективом. Это позволяет крупным планом детализировать глаза и ресницы. Крупный план черно-белой фотографии щенка золотистого ретривера. Фото сделано в 2004 году. Изучение лица. Сигма SD10. 50мм. Эта черно-белая фотография женского лица в профиль была сделана с помощью макрообъектива. На картинке показаны сложные детали человеческого лица. Черно-белая фотография, сделанная в 2004 году. На этом снимке изображена девушка, лежащая на кровати. Эта черно-белая фотография была сделана в 2004 году, и на ней изображена половина лица девушки. Ч/б портрет 2005. Sigma SD9 70мм. Этот черно-белый портрет намеренно снят в низком ключе, чтобы намекнуть на особенности человеческого облика. Маленький мальчик на Босфоре, Стамбул, Турция. Эта фотография была сделана в 2004 году в саду дворца Долмабахче. Щенок золотистого ретривера в профиле. Эта фотография была сделана в 2004 году. Черно-белое изображение имеет оттенок сепии, добавленный при постобработке. Midriff, Human Study 2004. Эта черно-белая фотография была намеренно снята в высоком ключе. Контрастные оттенки девичьего верха и задутой кожи хорошо работают в абстрактной манере. Лицо в толпе, 2004 г. На этой фотографии изображено лицо в толпе. Черно-белые изображения часто получаются лучше всего, когда контраст резко контрастирует. Черно-белая фотография девушки. Эта фотография была сделана в 2004 году. В изображении используется черно-белая среда, чтобы подчеркнуть формы женского лица. Обнаженный этюд женской формы. Использование черно-белых материалов позволяет использовать тень, чтобы намекнуть на изгибы женского тела. Черно-белая фотография, сделанная в 2004 году. При постобработке этой фотографии добавлен оттенок сепии. Модель с голубыми глазами. Эта черно-белая фотография была сделана в 2004 году, и при постобработке цвет глаз был сохранен. Модель черно-белая. Абстрактное исследование женского лица. Неброская фотография, сделанная в 2004 году. Портрет девушки в черно-белом цвете. Эта фотография была сделана в 2004 году. Деталь глаза частично окрашена. 2006. Сигма SD10 70мм. Синий цвет глаз был оставлен во время постобработки. Красные губы и черно-белые. Эта фотография была сделана в 2004 году. Красные губы остались на черно-белом изображении во время постобработки. Стамбульский продавец вин. 2005 г. Сигма SD9 50мм. Этот мужчина продавал свои товары возле дворца Топкапы в 2005 году. Черно-белая среда помогает подчеркнуть его черты. Золотой ретривер. Эта фотография была сделана в 2004 году, и на ней изображен щенок золотистого ретривера.
24 фотографии на продажу
Другие галереи. . .
животное
архитектура
барбадос
барбадос2
барселона-мадрид
флора
галерея1
галереядва
90 226
hong-kong-in-color
hongkongchina
ibiza
isleofskye
Стамбул
Италиятоскана
пейзажи
лимитированные серии
лондонпродолжение
Лондон-Сити
Манчестер
Марракеш
Менорка
мароккострит
нью-йорк
нью-йорк2
нью-йорк3
90 008 Нью-Йорк4
Северная Англия
париж
парижские проблески
парижские мгновения
парижмонмартр
португалия и алгарве
риодежанейро
скоттишхайлендс
9 0226
Сингапур
Венеция1
Венеция2
Черно-белые репродукции на продажу
В разделе галереи вы найдете одну галерею с ограниченным тиражом.