Графика модерна

Автор ProAtr На чтение 5 мин Просмотров 4.7к. Опубликовано Обновлено

Модерн был международным дизайнерским движением, которое возникло и затронуло все дизайнерские искусства — архитектуру, моду, мебель, графику и дизайн продукции — в течение 1890-х и начала 20-го века. Его определяющей характеристикой была извилистая криволинейная линия. Графический дизайн в стиле модерн часто использовал стилизованные абстрактные формы, контурные линии и плоское пространство, вдохновленное японским Укиёэ гравюры на дереве. Художникам на Западе стало известно об Укиёэ гравюрах, поскольку торговля и общение между восточными и западными народами усилились в течение второй половины 19-го века. Опираясь на пример японцев, дизайнеры в стиле модерн сделали цвет, а не тональное моделирование, основным визуальным атрибутом своей графики. Одним из самых инновационных плакатов движения в стиле модерн был художник Анри де Тулуз-Лотрек «с 1893 постера танцора Джейн Аврил, которая тогда выступала в Jardin de Paris. На этом и других подобных плакатах Тулуз-Лотрек запечатлел живую атмосферу, превратив образы в простые плоские формы, которые передают производительность и окружающую среду. Хотя Тулуз-Лотрек выпустил всего около трех десятков плакатов, его раннее применение влияния Укиёэ продвинуло графический дизайн к более редуцирующим образам, которые обозначали, а не изображали предмет. Он часто объединял надписи со своими образами, рисуя их в той же непринужденной технике, что и графические элементы.

Джейн Аврил , литографический плакат Анри де Тулуз-Лотрека, 1893; в музее Тулуз-Лотрека, Альби, Франция.

Альфонс Муха, молодой чешский художник, работавший в Париже, по праву считается графическим дизайнером, который привел стиль ар-нуво к своему высочайшему визуальному выражению. Начиная с 1890-х годов он создавал проекты, в которых, как правило, изображались красивые молодые женщины, чьи волосы и одежда кружатся в ритмичных узорах, — которые достигли идеализированного совершенства.  Он организовал в плотные композиции роскошные декоративные элементы, вдохновленные византийским и исламским дизайном, стилизованные надписи и извилистые женские формы. Как и многие другие дизайнеры того времени, Муха впервые получил публичное уведомление о дизайне плакатов, но он также получил комиссионные за обложки журналов, упаковки, оформление книг, рекламные материалы и даже почтовые марки. Таким образом, роль и сфера деятельности графического дизайна неуклонно расширялись на протяжении всего периода.

Постер к пьесе Лоренцаччо в главной роли Сары Бернхардт по проекту Альфонса Мухи, 1896.

Уилл Брэдли, американский дизайнер-самоучка, стал еще одним практикующим в стиле модерн. Обложки его журналов, стили надписей и постеры демонстрировали широкий спектр методов и подходов к дизайну. Брэдли синтезировал вдохновение из европейских движений в стиле модерн и искусств и ремесел в личный подход к визуальным образам. К 1890-м годам процессы фотогравировки (изготовление печатных форм из оригинальных произведений искусства) были усовершенствованы.  Это позволило намного более точно воспроизвести оригинальное произведение искусства, чем ручная гравировка, которая часто была лишь интерпретацией оригинала гравером. Работа Брэдли, в которой он интегрировал слова и изображения в динамичное целое, была напечатана с пластин с использованием этой новой технологии. Модерн отверг историзм и подчеркнул формальное изобретение, и поэтому он стал переходным движением от викторианского дизайна к современным художественным движениям начала 20-го века. Этот смысл перехода совершенно очевиден в работах бельгийского художника и дизайнера Анри ван де Вельде. Перейдя от постимпрессионистской живописи к мебели и графическому дизайну в 1890-х годах, он использовал линии и формы, вдохновленные природой, и абстрагировал их до такой степени, что они выглядели как «чистая форма»; то есть они появились как абстрактные формы, придуманные дизайнером, а не как формы от природы. В таких работах, как его плакат для пищевого концентрата Tropon (1899), волнообразные линейные движения, органические формы и теплые тона объединяются в необъективное графическое выражение.  Хотя этот плакат был истолкован как означающий процесс разделения яичных желтков и белков, типичный зритель воспринимает его как чистую форму.

Плакат для пищевого концентрата Tropon, разработанный Генри ван де Вельде, 1899.

Точно так же исследует проблемы формы и частично вдохновлен теориями и работами американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта, архитекторов Чарльз Ренни Макинтош и Дж. Герберт Макнейр присоединился к художникам (и сестрам) Маргарет и Фрэнсис Макдональд в революционный период творчества, начиная с 1890-х годов. Эта группа в Глазго, Шотландия, объединила прямоугольную структуру с романтическими и религиозными образами в своей неортодоксальной мебели, ремеслах и графическом дизайне. Например, на плакате, сделанном для Института изящных искусств в Глазго (1895), акцент группы на возрастающей вертикальной композиции очевиден.

Плакат для Института изящных искусств Глазго, разработанный Дж. Гербертом МакНейром, Фрэнсис Макдональд и Маргарет Макдональд, 1895.

Английская книжная графика Модерна

1 из 9

  • выставка одной книги

1 декабря 2020 — 15 декабря 2020

Обзорная информация

Сотрудники центра по работе с книжными памятниками Ростовской области в рамках проекта «Выставка одной книги» представляют книгу русской искусствоведа Домогацкой В. Ю. Английская книжная графика Модерна.- Санкт-Петербург: Оркестр, 2002, которая будет интересна не только профессиональным художникам-иллюстраторам, но и всем интересующимся книжной графикой и искусством книги.
Модерн (от фр. moderne — современный), ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство»), югендстиль (нем. Jugendstil — «молодой стиль») — художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например в архитектуре), расцвет прикладного искусства.

В 1860-1870 годы в Европе главенствовал стиль эклектики, который заключался в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей. Стремление противопоставить этому стилю свое творчество объединило в антиэклектическое движение художественные течения и школы в различных странах. Это привело к тому, что в 1880-е годы в работах ряда мастеров стал вырабатываться новый стиль, который противопоставлял эклектизму новые художественные приёмы.

Родоначальником модерна считается Англия. Новый стиль начинает развиваться там под лозунгом возврата к органичности, простоте и функциональности средневековья, раннего Возрождения и народного зодчества. Художественное движение, связанное с деятельностью «прерафаэлитов», философией и эстетикой Джона Рёскина и практикой Уильяма Морриса, получает особенное распространение в прикладном искусстве и архитектуре. Моррис создавал предметы интерьера, вдохновлённые растительными орнаментами, а Артур Макмердо использовал элегантные, волнистые узоры в книжной графике. Его обложка для книги «Городские церкви Рена» (1883) считается первой реализацией стиля модерн в области графики.

В европейских странах создавались различные художественные ассоциации, работающие в новом стиле: «Выставочное общество искусств и ремёсел» (1888) в Великобритании, «Объединённые художественно-ремесленные мастерские» (1897) и «Немецкие мастерские художественных ремёсел» (1899) в Германии, «Венские мастерские» (1903) в Австрии, «Нансийская школа» во Франции, «Мир искусства» (1890) в России.

Период развития модерна имеет достаточно четкие хронологические границы: от конца 1880-х годов до 1914 года, начала Первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы.

Условно выделяют 3 этапа развития стиля:

  • Первый (с 1890 по 1900 год) — выдвижение задач и решительное обновление художественно-образного языка архитектуры, разработка новых приемов пространственных композиций сооружения, усиление тенденций использования новых материалов (сталь, бетон и т.п.), ориентация на орнаментальность, поиск новых декоративных мотивов и т.п.
  • Второй (приблизительно с 1900–1905 годы) — характеризуется постепенным отходом от декоративности, более последовательным освоением строительных материалов нового образца.
  • Третий (продолжавшийся примерно до 1910-х годов) — отмечен стремлением к простоте, строгости, последовательному изучению строительной техники.

Распространению модерна способствовало проведение Всемирных выставок, на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства. Наибольшую известность модерн получил на Всемирной выставке 1900 года в Париже. В 1910-х гг. значение модерна стало угасать.

Монография Домогацкой В. Ю. посвящена одному из феноменов мирового искусства — английской книжной графике XIX-XX-го веков и в частности развитию английской книжной графики стиля модерн. В книге изучены наиболее известные работы английских мастеров эпохи модерна Дж. Остена, Чарльза Робинсона, О. Бердсли, Джона Д. Баттена, Кристофера Дина. Значительное место автор уделяет творчеству Э. Г. Крэга, У. Крейна, Т. Мориа, Джесси М. Кинга, Чарльза Робинсона. В конце книги предлагается прекрасная библиография об этих художниках на английском и русском языках.

Издание содержит 50 нумерованных иллюстраций, выполненных литографской печатью и вручную раскрашенных акварелью. Общий тираж книги 500 экз.
Можно с уверенностью сказать, что это настольная книга книжного иллюстратора-графика, а также дорогой подарок на долгую память.

Автор — Вероника Юрьевна Домогацкая родилась и выросла в Санкт-Петербурге. Закончила факультет теории и истории искусств СПбГАИЖСА (Академии художеств) им. Репина.

Поделиться:

Вернуться к списку

Смотрите также

c 18 октября 2022
по 15 ноября 2022

Издательство «Земля и фабрика» (1922-1930)

Выставочная зона (1 этаж)

c 30 сентября 2022
по 28 октября 2022

Создателю пассионарной теории этногенеза (к 110-летию со дня рождения Льва Николаевича Гумилёва)

Зал новых поступлений (1 этаж)

Книга «Модерн в мировой графике. Альбом»

  • Книги
    • Художественная литература
    • Нехудожественная литература
    • Детская литература
    • Литература на иностранных языках
    • Путешествия. Хобби. Досуг
    • Книги по искусству
    • Биографии. Мемуары. Публицистика
    • Комиксы. Манга. Графические романы
    • Журналы
    • Печать по требованию
    • Книги с автографом
    • Книги в подарок
    • «Москва» рекомендует
    • Авторы • Серии • Издательства • Жанр

  • Электронные книги
    • Русская классика
    • Детективы
    • Экономика
    • Журналы
    • Пособия
    • История
    • Политика
    • Биографии и мемуары
    • Публицистика
  • Aудиокниги
    • Электронные аудиокниги
    • CD – диски
  • Коллекционные издания
    • Зарубежная проза и поэзия
    • Русская проза и поэзия
    • Детская литература
    • История
    • Искусство
    • Энциклопедии
    • Кулинария. Виноделие
    • Религия, теология
    • Все тематики
  • Антикварные книги
    • Детская литература
    • Собрания сочинений
    • Искусство
    • История России до 1917 года
    • Художественная литература. Зарубежная
    • Художественная литература. Русская
    • Все тематики
    • Предварительный заказ
    • Прием книг на комиссию
  • Подарки
    • Книги в подарок
    • Авторские работы
    • Бизнес-подарки
    • Литературные подарки
    • Миниатюрные издания
    • Подарки детям
    • Подарочные ручки
    • Открытки
    • Календари
    • Все тематики подарков
    • Подарочные сертификаты
    • Подарочные наборы
    • Идеи подарков
  • Канцтовары
    • Аксессуары делового человека
    • Необычная канцелярия
    • Бумажно-беловые принадлежности
    • Письменные принадлежности
    • Мелкоофисный товар
    • Для художников
  • Услуги
    • Бонусная программа
    • Подарочные сертификаты
    • Доставка по всему миру
    • Корпоративное обслуживание
    • Vip-обслуживание
    • Услуги антикварно-букинистического отдела
    • Подбор и оформление подарков
    • Изготовление эксклюзивных изданий
    • Формирование семейной библиотеки

Расширенный поиск

Рекомендуем посмотреть

Репродукция картины Ю. Пименова «Новая Москва». 1937 год

50 ₽

60 ₽ в магазине

Купить

Осоргин М.

Очерки современной Италии. Предисловие и комментарии Анны Ямпольской

1 278 ₽

1 540 ₽ в магазине

Купить

Кандинский В. В.

О духовном в искусстве

158 ₽

190 ₽ в магазине

Купить

Гомперц У.

Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси

589 ₽

710 ₽ в магазине

Купить

Кандинский В. В.

Точка и линия на плоскости. О духовном в искусстве

208 ₽

250 ₽ в магазине

Купить

Гейфорд М.

Модернисты и бунтари. Бэкон, Фрейд, Хокни и Лондонская школа

880 ₽

1 060 ₽ в магазине

Купить

Клейман Н.

Этюды об Эйзенштейне и Пушкине

2 017 ₽

2 430 ₽ в магазине

Купить

Сказочные коты в рисунках Юрия Васнецова. Комплект открыток

216 ₽

260 ₽ в магазине

Купить

Илья Репин. 1844-1930. Альбом

3 030 ₽

3 650 ₽ в магазине

Купить

Советское-значит отличное!

573 ₽

690 ₽ в магазине

Купить

Снопков А. Е., Снопков П. А., Шклярук А.Ф

Советский рекламный плакат. 1948—1986

847 ₽

1 020 ₽ в магазине

Купить

Брассай

Разговоры с Пикассо

540 ₽

650 ₽ в магазине

Купить

Tarot. The Library of Esoterica

3 096 ₽

3 730 ₽ в магазине

Купить

Renoir. 40th Anniversary Edition

3 063 ₽

3 690 ₽ в магазине

Купить

Норштейн Ю. Б.

Снег на траве. В 2 томах. Книга с автографом автора

7 395 ₽

8 910 ₽ в магазине

Купить

Гуггенхайм П.

На пике века. Исповедь одержимой искусством

672 ₽

810 ₽ в магазине

Купить

Веселые картинки Виктора Чижикова. Комплект открыток

249 ₽

300 ₽ в магазине

Купить

Аксенова А. С.

Искусство XX века. Ключи к пониманию. События, художники, эксперименты

656 ₽

790 ₽ в магазине

Купить

Van Gogh

1 419 ₽

1 710 ₽ в магазине

Купить

Русская живопись XIX века. Каталог коллекции

3 926 ₽

4 730 ₽ в магазине

Купить

Загрузить еще

Modern Graphics – Графический принтер для футболок | Трафаретная печать | Одежда на заказ

Современная графика

ПОСМОТРЕТЬ ПРОДУКТЫ