Модернизм в архитектуре
Модернизм — это движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 70-е — 80-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции.
Архитектурный модернизм включает такие архитектурные направления, как европейский функционализм 20-30-х годов, конструктивизм и рационализм в 20-х годах России, движение «баухаус» в Германии, архитектурный Ар Деко стиль, интернациональный стиль, брутализм, органическая архитектура и др. Таким образом, каждое из этих явлений — одна из ветвей общего дерева, архитектурного модернизма.
Возникновение модернизма
В начале XX в. стало очевидно, что индустриализация и новые технологии внесли в жизнь людей изменения. В искусстве, архитектуре и дизайне традиции, которые сохранялись в течение последних столетий, больше не подходили к реалиям современного мира.
Лидеры модернизма были, в известном смысле, революционерами. Модернизмом стали называть новые формы, появлявшиеся во всех областях искусства, — в живописи, архитектуре, музыке и литературе. Четыре человека считаются пионерами модернизма в архитектуре. Они определили границы нового направления, так что их по праву можно считать создателями модернизма. Все четверо были архитекторами, но активно занимались дизайном интерьеров и различных предметов. В Европе это Вальтер Гропиус (1881-1969), Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969) и Ле Корбюзье (1871-1965), а в Америке — Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959).
Основные принципы архитектурного модернизма
- Использование самых современных строительных материалов и конструкций.
- Рациональный подход к решению внутренних пространств (функциональный подход).
- Отсутствие тенденций украшательства.
- Интернациональный характер. Отсутствие национального уклона, выраженного в специфике возведения здания или его оформлении, будущее одно для всех.
Некоторые стили модернизма
Конструктивизм
Получил признание в Советском Союзе в прошлом веке в 1920-е годы и начале 1930-х годов. Он сочетал передовые технологии и технику с общепризнанной в государстве целью — построения коммунизма. Наделён механистическими и динамическими формами.
Клуб им. Русакова в Москве (архитектор — К. Мельников), 1927-1929 гг.
Баухаус
Стиль получил название, благодаря одноимённому художественному объединению, основанному в Германии немецким архитектором Вальтером Гропиусом. Несмотря на свою относительную недолговечность (с 1919 по 1933 год), он оказал огромное влияние на дизайн двадцатого века, классический современный стиль и авангард.
Одной из основных целей Баухауза было сочетание широкого спектра искусств — архитектуры, скульптуры, живописи с ремеслами и техникой, где функциональность стоит на первом месте.
Функционализм
Архитектурный стиль ХХ в., который привёл в соответствие здания и сооружения с их функциями. Зародился в Германии и Нидерландах. Хотя функционализм и не является исключительно современной концепцией, он тесно связан с современным стилем архитектуры, который сложился в течение второй четверти ХХ-го века.
Прогрессивная строительная техника, необходимость в новых типах зданий, изменения культурных и эстетических идеалов повлияли на популярность этого направления. Главным лозунгом в архитектуре становится удовлетворение практических потребностей. Самое сильное влияние направления наблюдалось в Германии, Чехословакии, СССР и Нидерландах.
Брутализм
Брутализм был известен с 1950-х и до середины 1970-х годов. Бруталистские здания имеют повторяющиеся модульные элементы функциональных зон, которые отчетливо сформулированы и сгруппированы в единое целое. Поверхности литого бетона сделаны, чтобы подчеркнуть основной материал конструкции с текстурой деревянной опалубки, используемой для литейных форм. Строительные материалы, используемые в этом стиле включают кирпичи, сталь, стекло, необработанный камень.
С уважением,
Команда Факультета Архитектуры и дизайна
#РДС-Академия
Модерн — стиль в живописи и архитектуре и его отличительные черты. Правила оформления и особенности интерьера в стиле модерн
Само понятие «Модерн» уходит своими корнями в XIX-XX веке, когда в Европе появился принципиально новый вид искусства, объединяющий в себе многие элементы различных направлений того времени.
Одной из главных особенностей стиля модерн являются мягкие изгибы и линии, отказ по возможности от прямых углов и предпочтений более естественным узорам, которые характерны природным объектам.
Примечание: Данное направление обычно пытается гармонично сочетать художественные и утилитарные начала во всем, с чем приходится работать.Большинство элементов интерьера, выполненных в этом стиле, имеют гибкую и утонченную форму.
А корпусная мебель отличается отличной функциональностью и броской простотой, но с обязательными вкраплениями своеобразных «изюминок» (необычная фурнитура, остекление или узоры на каркасах или фасадах). Что касается отдельных отделочных материалов, то здесь также преобладают «природные» веяния. Так, это и стилизованные листья, цветы, птицы или насекомые.
История стиля
Можно сказать, что главным фактором, способствующим появлению нового стиля, послужило большое нагромождение различных направлений в оформлении помещений под конец XIX века. В одном котле перемешались старые консервативные стили и направления, пропагандирующие новомодные веяния. Также, своеобразным толчком можно считать знаменательный на то время переход от ремесел к массовым производствам.
Примечание: Впервые Модерн показал себя в графике и живописи , а основным элементом декора являлась изогнутая линия, которая могла напоминать стебель растения или локон волос.Интерьер же был с четким декоративно-прикладным характером, который изначально ориентировался на подражание формам, напоминающим природные.
Ну, а по всему миру, данный стиль уже распространился к началу XX века.
В различных странах Модерн находил разных почитателей и, соответственно, именовался тоже по-разному. Так, в Австрии его называли Сецессион (название дала группа художников, которые тогда были не согласны с академическими канонами и начинали творить и пробовать новые стили), в Германии – Jugendstil (по названию журнала «Jugend», освещавшего тогда Модернистские направления в декоре и живописи), во Франции – Artnouveau (в честь магазина, построенного в Париже и полностью спроектированного в соответствии с основными канонами Модерна).
Интересно заметить, что на Английском континенте новобытный стиль не получил столь широкого распространения, как в других европейских странах. Во многом этому способствовали консервативные взгляды большинства английского общества того времени. В России же Модерн наиболее проявил себя в архитектурном деле .
Спад популярности Модерна, как всеобщего направления в интерьере, живописи и архитектуре приходится на период 1910-х годов.
Своей яркостью и декоративно-прикладной направленностью этот стиль завоевал не только множество поклонников, но и противников данного направления. К тому же необычные элементы мебели или декора были достаточно дороги в изготовлении, а на рынок уже вовсю поступали массовые дешевые изделия, сделанные на производственных конвейерах. Окончательно затух Модерн в 1914 году, когда началась Первая мировая война.
Особенности стиля
Итак, уже было сказано, что основной элемент модерна – изгибающаяся линия, которая присутствует и в различных конструктивных элементах и в самом декоре, визуально сливаясь и создавая неповторимую композицию. Отделка же может быть самой разнообразной (плитка, дерево, бронза, камень, мозаика), но при этом должна иметь четкую стилизованную направленность на растения или природные формы, превращая даже металлические предметы в буйную растительность.
Само оформление интерьера призвано отрицать прежние консервативные принципы . Стены покрываются удивительными узорами из изгибающихся линий, потолки украшаются плоскими гипсовыми рельефами, стенам добавляют красок, а занавески искусственно делают светлее. Та же «природная» тематика доминирует и в формах мебели. Здесь в основном, выделяют два основных направления развития: декоративное (причудливые, изогнутые формы) и конструктивное (прямолинейность и четкость).
Стоит заметить, что второй тип мебели более характерен для производства Англии и Германии. Модерн в состоянии раскрыть яркую и неординарную натуру владельца помещения. А использование в его основе синтеза различных направлений искусства и по сей день оставляет данный стиль востребованным и широко применяемым по всему миру.
Современный Модерн
Современный Модерн богат абсолютно новыми и уникальными текстурами и материалами , что делает его разнообразие еще большим. Главное, о чем не стоит забывать – это истоки появления стиля. А именно, плавные линии и изгибы, мотивы природы и гармоническое объединение всех элементов, образующих интерьер
. Наша фантазия не имеет ограничений, а если еще и придерживаться основных канонов, то интерьер в этом стиле сделает ваше жилье легким и светлым, а также способным еще очень долго радовать взгляд.
С тиль модерн имеет условные хронологические границы: конец 1880-х – 1914 год – начало Первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы .
В период модерна происходило переосмысление старых художественных форм и приемов, сближение и слияние различных видов и жанров искусства.
В каждой стране этот стиль имеет собственное название: в США – Тиффани, во Франции – ар-нуво, в Германии – югендстиль, в Австрии – стиль сецессион, в Англии – модерн-стайл, в Италии – стиль либерти, в Испании – модернизмо, в Нидерландах – Nieuwe Kunst (новое искусство), в Швейцарии – еловый стиль, в России – модерн.
Модерн отказывается от традиционных классических архитектурных принципов – симметрии, ордера и античного декора фасадов – в пользу природных плавных текучих форм. Кривая изогнутая линия – главная черта в декоре фасадов и интерьера.
Особняк С.П. Рябушинского, архитектор Ф. Шехтель, Москва, 1900 год
Особняк «Дом Шаронова», архитектор Ф. Шехтель, Таганрог, 1912 год
Особняк А. Курлиной, архитектор А. У. Зеленко, Самара, 1903 год
Маскарон на особняке Е.Е. Карташова, архитектор А.Л. Обер, Москва, 1902 год
Каждая постройка эпохи модерн обладает индивидуальным архитектурным образом, каждая по-своему уникальна. Исчезает деление на конструктивные и декоративные элементы здания. Фасады превращаются в живые организмы с растительными орнаментами, фантастическими животными или маскаронами в форме женских головок. Они результат свободного полета фантазии художника. Архитектура и изобразительное искусство сближаются, влияют и дополняют друг друга. Здание – это холст, на котором важны даже мельчайшие детали, форма лестничных перил, рисунок дверей и окон…
Архитектурно-художественный образ здания обязательно учитывает функциональное назначение строения. Строительные материалы модерна – железобетон, сталь, стекло, керамика, бронза, медь, кирпич.
Основные цвета в модерне – пастельные приглушенные оттенки: табачные, увядшей розы, жемчужно-серые, пыльно-сиреневые.
Интерьер особняка А. Курлиной в Самаре
Декор потолка в особняке С.П. Рябушинского в Москве
Декор потолка в особняке А. Курлиной в Самаре
Лестница в особняке С.П. Рябушинского в Москве
Стилю свойственен принцип единства целого. В модерне здание проектируется «изнутри наружу», то есть от внутренних помещений к внешнему облику строения. Возрождается традиция, когда архитектор проектировал строение от фасада и до мелких деталей. Все – от решетки ограды до оконных переплетов, дверных ручек, перил, мебели, посуды, тканей, светильников и других составных элементов – решено в одном ключе.
В оформлении здания часто используется дерево и кованные изогнутые элементы для дверей, лестниц, решеток балконов и ограды строения.
Двери и окна, как правило, прямоугольные, часто арочные. Двери – иногда во всю стену, раздвижные, распашные или поворотные с богатым растительным орнаментом. Ленточные – во всю стену окна или «магазинные» – широкие, наподобие витрин.
Декоративный десюдепорт над дверью в особняке А. Курлиной в Самаре
Окно-витраж в особняке А. Курлиной в Самаре
Окно-витраж в особняке С.П. Рябушинского в Москве
Камин, декорированный медными маками, в особняке А. Курлиной в Самаре
Мозаика, эмаль, витражи, латунь – любимые техники, используемые для украшения интерьера здания и мебели.
Расцвет архитектурного стиля модерн в Европе и Америке приходится на 1890-1914 годы, дальше помешала Первая мировая война. Новое направление кардинально изменило представление о прекрасном в графике, дизайне, скульптуре, музыке, балете.
Изобретательные архитекторы создавали не просто выразительные сооружения с необычным внешним и внутренним обликом, но и освоили новые материалы — бетон, сталь, стекло.
Современные проекты домов в технике модерн используют исторические элементы избирательно, отказываясь от пышного декора и чрезмерной асимметрии в пользу более рациональных решений.
На смену эклектике
Направление сформировалось в противовес эклектике, которая смешивала детали из разных стилей, зачастую не слишком умело. В период стремительного роста городов и индустриализации строительство в стиле модерн провозгласило возвращение к практичности сооружений средневековья и ренессанса.
Архитекторы удовлетворяли возросшую потребность в зданиях бирж, банков, вокзалов, промышленных предприятий и доходных домов. Новшество того времени — железобетонные конструкции, выгнутые стальные профили — дали возможность создавать сложные криволинейные фасады.
Толчком для развития послужило декоративное искусство. Немецкий художник-декоратор Герман Обрист в 1895 году создал полотно «Удар бича» (в другом переводе «Удар хлыста»). Шелковая вышивка на шерстяном панно изобразила стебель, листья и цветок цикламена в причудливом виде, напоминающем росчерк бьющего хлыста.
Природа стала источником вдохновения для архитекторов, работающих в стиле классического модерна.
Естественные силуэты растений (лилий, орхидей, ирисов, пальмовых листьев, водорослей), морских волн используют повсеместно: в росписи, масштабных мозаичных панно, лепных фризах, в дизайне фасадов, балконных решеток, дверных ручек. Причудливые витражи, выполненные в стиле модерн, изображают павлиньи хвосты, прекрасные лебединые шеи, женские локоны.
Особенности модерна в архитектуре
Принцип проектирования | В 18-19 веках предполагалось движение от внешнего облика дома к внутренней организации. Новый подход провозгласил первостепенной планировку помещений, которая в свою очередь влияла на внешние формы. Здания получают асимметричные объемы, фасады в стиле модерн насыщены эркерами, башнями, балконами и лоджиями. |
---|---|
Свобода творчества | Намеренно фантазийное оформление внешнего и внутреннего убранства становится одним из популярных архитектурных решений. |
Силуэты | Отказ от прямых и угловатых линий в пользу более естественных приводит к текучим силуэтам и подчеркнутой декоративности. Благодаря творческому применению стали, стекла и железобетона в дизайне домов модерн отчетливо ощущается слияние естественных и рукотворных форм. |
Цветовая гамма | Пастельная, без явных контрастов, преобладают оливковые, серые, пыльно-сиреневые, табачные оттенки. Экстерьер и интерьер зданий существует в тесной взаимосвязи; изогнутые лестницы, перила и опоры повторяют орнаментальные линии. |
Характерные элементы модерна | Пышно декорированные колонны (прямые, расположенные под углом или изогнутые), оконные и дверные проемы в виде арок, сложное по структуре остекление. Мастера сочетают традиции европейского, восточного и африканского зодчества, но не слепо их копируют, а свободно интерпретируют. |
Направление модерн в архитектуре разных стран
Модное течение получило несколько названий — его обозначали как «ар нуво» во Франции и Бельгии, «югендштиль» в Германии и Швеции, «модерн» в Российской империи, «сецессион» в Австрии, «тиффани» в США.
Бельгия
Виктор Орта первым при строительстве применил «удар бича» в оформлении фасадов и использовал несущие конструкции асимметричной формы. Архитектор обратился к приемам крупного остекления в сочетании с большим количеством металла.
Его здания в стиле модерн — знаменитые особняки Тассель, Сольвей, Эйтвельд, дом-мастерская (Музей Орта) — вошли в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Франция
Эктор Гимар, ведущий архитектор периода, воплощал проекты в стиле ар нуво при оформлении городских особняков, но больше всего его запомнили по дизайну павильонов парижского метрополитена.
Созданные им объекты свободно сочетают металлические каркасы со стеклянными элементами, глазурованной керамической плиткой, кирпичом и песчаником.
Австрия
Венский сецессион отличается более скромным декором и простыми, правильными геометрическими формами. В этом направлении выполнены доходный дом Майолика-хауз и здание почты в Вене (проекты Отто Вагнера). В стиле геометрического модерна работал Й. Хоффманн, использовавший вместо плавных очертаний прямые углы и прием шахматной сетки.
Яркий образец австрийской архитектуры — особняк банкира Стокле, возведенный в Брюсселе.
Испания
Каталонский зодчий Антонио Гауди создал знаменитые живописные, но не менее конструктивные постройки: Дом Батло, Дом Мила, Парк Гуэль. Его красивые дома в технике модерн — с волнообразными фасадами, керамической облицовкой, похожей на драконью чешую черепицей — привлекают туристов со всего света, как и незавершенный проект церкви Святого Семейства.
США
Дизайн в стиле американского модерна связан с именем Луиса Тиффани. Он изобрел технику соединения кусочков стекла с помощью медной фольги. Витражи, созданные по этой технологии, украшают здания по всей стране. Витражные окна — один из основных элементов современного модерна.
Русская архитектура стиля модерн
Новое течение в зодчестве охватило не только европейскую часть Российской империи, но и города Урала, Сибири. Региональные отличия проявились в этажности и выборе материалов: в столице строили многоэтажные здания из камня, в остальных местах — особняки с двумя-тремя этажами из дерева и каменным цоколем.
Стиль модерн в архитектуре России носил самобытный характер и проявился двумя главными направлениями: петербургским и московским.
Северный модерн (петербургский)
Развивался под влиянием работ скандинавских мастеров Ф. Линдваля, А. Шульмана, Э. Сааринена. Выполненная в стиле модерн дача Великого князя Б.В. Романова под Царским селом стала одной из первых построек.
К примерам нового архитектурного направления относятся магазин братьев Елисеевых, дом Ф.Г. Бажанова, гостиница «Астория», доходные дома в Гатчине, Выборге, Сортвале. Из русских зодчих в этом стиле творили Н. Васильев, Г. Барановский, П. Алешин.
Основные характеристики северного модерна:
- Фасадная отделка природными и искусственными материалами.
- Облицовка гранитными блоками (неотесанными или с гладкой фактурой).
- Отказ от мелкого орнамента в пользу простых лепных элементов.
- Сохранение симметрии, использование прямоугольных башен.
- Цветовая гамма фасадов ассоциируется с неприступными северными скалами и средневековыми замками.
Характерный образец модернистской архитектуры Санкт-Петербурга — проект П. Сюзора на Невском проспекте: дом компании «Зингер» (сегодня здесь располагается «Дом книги»).
В работе впервые использован металлический каркас, снизивший нагрузку на стены и позволивший смонтировать окна-витрины.
Новым приемом стала и крыша с остеклением над внутренними двориками, более грамотно технически была обустроена вентиляционная система. Главный фасад венчает прозрачный купол с фигурой орла — один из самых узнаваемых символов города.
Московский модерн
Здесь отметились преимущественно частные постройки (в этом разница с петербургским направлением). Идеологию обосновали и развили в Абрамцевском кружке — объединении художников и декораторов во главе с меценатом Саввой Мамонтовым.
Возведенные в Москве здания в стиле модерн имеют характерные черты:
- Асимметричные планировки и фасадные композиции.
- Разнофактурные облицовочные материалы.
- Эркеры в роли доминирующих архитектурных акцентов.
- Комбинация флористических и геометрических декоров в интерьере и экстерьере.
Классический пример дома в стиле московского модерна — особняк коллекционера С.П. Рябушинского по проекту Федора Шехтеля.
Фасады светло-желтого цвета украшены сиреневой мозаикой с ирисами. Оконные проемы сделаны разными по форме, их дополняют стальные решетки с растительным орнаментом. Шехтель разработал и интерьерную отделку дома.
В очертаниях лестниц, потолочной лепнине, напольной мозаике читается идея морской волны.
Современные дома в стиле модерн
Величественные и изящные московские и петербургские особняки конца 19 — начала 20 века служат прообразом для частных домов модерн сегодня.
Архитектурное направление универсально: подходит для резиденций и небольших по площади загородных коттеджей в Москве и Подмосковье. Строения возводят из кирпича, камня, бетона, дерева, популярное решение — каркасные стальные и стеклянные конструкции.
Признаки модерна как современного стиля:
- Асимметрия композиционно-объемных решений.
- Оформление фасада перилами, карнизами, наличниками причудливых форм.
- Оконные проемы нестандартной конфигурации: овальные, круглые, трапециевидные, узкие (бойницы), витрины с витражами.
- Башенки, шпили и флюгера на крыше.
- Природная цветовая гамма: лавандовые, терракотовые, бежевые оттенки.
Домашнее пространство организуется рационально. Часто проекты коттеджей в концепции модерн объединяют жилую часть, гараж, хозяйственные пристройки. Одинаковая наружная отделка выполняет связующую функцию.
Уместны эркеры, множество балкончиков, застекленные террасы, чердачные помещения. Экстерьеру свойственные ажурные металлические детали: перила, оконные решетки. Для отделки цоколя хорошо подходит дикий камень, его имитация или облицовочный кирпич.
Проекты современных домов в стиле модерн весьма демократичны в плане материалов. В ход идут металл, стекло, кирпич, керамика, железобетон. Из полиуретана изготавливают оригинальный фасадный декор, в том числе копии оформления известных исторических объектов.
Видео современного дома в стиле модерн от архитекторов ТопДом
Другие — современное, комфортабельное жилье для натур с художественным вкусом и тягой к необычному и еще — очень наглядно демонстрируют возможности компании.
Наш опыт проектирования и и особняков позволит воплотить ваш заказ грамотно, на современном уровне технологий и с ответственностью за результат.
Сложные и противоречивые процессы, определявшие художественное развитие во второй половине XIX — начале ХХ века, резко поляризовались: с одной стороны, произошло исторически закономерное соединение реалистического искусства с идеями и общественными устремлениями социализма, с другой — определились, углубились и стали принимать все более крайние формы тенденции распада художественного творчества в реакционном буржуазном искусстве. В искусстве 19 и 20 веков, при всей сложности, неоднородности, а подчас и спутанности художественных процессов, можно тем не менее проследить две главные линии исторического развития. Одна из них связана с прогрессивным восхождением от романтизма к реализму. Другая — с постепенным накоплением симптомов и элементов упадка, с возникновением и дальнейшей эволюцией модернизма. Если социалистический реализм наследует и развивает все прогрессивные достижения реалистического искусства прошлого, то модернизм словно «впитывает» в себя все негативные и реакционные моменты в предшествующем художественном развитии, приводя в конечном счете к полному распаду искусства. Художественные процессы современности как раз и определяются борьбой реализма и модернизма, которая в конечном счете отражает борьбу двух основных сил современного мира — социализма и империализма.
В конце XIX века в искусстве появляется новый стиль, приверженцы которого пытаются отойти от историзма и эклектизма современного искусства. Этот стиль получил название модерн (от франц. modernus — новейший, современный). Стиль модерн — одно из названий крупного стилевого направления в искусстве Европы и США. Модернизм отличает естественная и органическая связь с развитием искусства в каждой из стран, почему и применяется несколько возникших независимо друг от друга наименований. Ярче всего модерн проявляется в архитектуре, книжном оформлении, искусстве плаката, скульптуре и живописи.
Впервые новый стиль заявил о себе в Англии. В других западно-европейских странах модерн формировался в 1880-х годах. Во Франции он носил название «ар нуво», в Германии — «югендстиль», в Австрии — «сецессион», в Италии — «либерти», в Испании — «модернисмо», в Польше — «сецесия».
Модернизм возник как один из видов неоромантического протеста против распространившегося в культуре Европы поклонения рассудочности и практицизму. В стилевом отношении модернизм противопоставляет эклектике, господствовавшей в искусстве XIX века, внутреннее единство и органичность. Таким образом, модернизм рождался как стиль обобщающего, универсального типа. В центре интересов теоретиков и лидеров модернизма — развитие осмысленной и одухотворенной формы, которая выражала бы напряженность и утонченность творческого духа переломной эпохи. По мысли его идеологов, среди которых особенно велика роль замечательного архитектора Х. ван де Велде, модернизм должен был стать стилем жизни нового общества, создать вокруг человека целостную, эстетически совершенную предметную среду, которая позволила бы по-новому увидеть старые и создать новые формы, приемы, материалы. Одна из самых важных для модерна идей — преодоление пропасти между художественным и утилитарным.
Наиболее последовательно модернизм осуществил свои принципы в сфере создания индивидуальных жилищ, которые мыслились как единый ансамбль в архитектурном, декоративном и дизайнерском отношениях. Но в духе модерна строились и многочисленные деловые, промышленные здания, вокзалы, театры, многоквартирные дома. Становление модерна начинается на рубеже XIX-ХХ вв. В этот период возрождаются национально-романтические увлечения, интерес к искусству Средневековья, к фольклору. К числу важных вех в истории модерна относится возникновение художественных мастерских, прообразами которых были мастерские У. Морриса в Великобритании, организованные им еще в 80-е гг. XIX в.; немецкие мастерские художественных ремесел в Германии, венские мастерские в Австрии, мастерские в Абрамцеве в России и многие другие.
Зрелый этап модерна наступает в первом десятилетии ХХ века. Теперь этот стиль уже не сводится к сумме локальных школ, а приобретает черты интернационального. Быстрому его распространению способствовали многочисленные журналы, выходившие во всех европейских странах в 90-х годах XIX в. (к числу таких изданий относится и знаменитый «мир искусства»). Модерн культивирует новый тип художника-универсала, соединившего в одном лице архитектора, графика, живописца, дизайнера и очень часто теоретика. Большую популярность получает рожденная еще в эпоху позднего романтизма идея «совокупного произведения искусства», автором которой был один из властителей дум эпохи, немецкий композитор Р. Вагнер. Идея цельного произведения искусства ярче всего получило свое воплощение в архитектуре интерьеров, лучшие образцы которых отличает ритмическая согласованность линий и тонов, единство деталей декора и обстановки (мебель, обои, лепнина, панели и т.д.). Такой интерьер мыслился как однородное художественно единое пространство, усложненное и расширенное зеркалами, многочисленными окнами, живописными панно.
Архитектура модерна явилась первым шагом в развитии зодчества ХХ века. Она стремилась к единству конструктивного и художественного начал, осваивала свободную, функционально-осмысленную планировку, применяла каркасные конструкции, разнообразные новые материалы, в том числе железобетон, стекло, кованый металл, необработанный камень. Свободно размещая постройки архитекторы модерна отвергали симметрию и нормы регулярной застройки. Их целью было индивидуализированное произведение архитектуры, при этом здание и его конструктивные элементы получали декоративное и символически-образное осмысление.
Конкретные авторские стили архитектуры модерна различны. У многих мастеров преобладает стремление к необычным живописным эффектам, динамике, пластичности и текучим очертаниям, уподоблением архитектурных форм органическим природным явлениям. Таковы произведения А. Гауди в Испании, Х. ван де Велде в Бельгии, Ф. Шехтеля в России. Но, наряду с этим, существовала и рационалистическая тенденция. Ее сторонники тяготели к геометрической правильности больших, спокойных плоскостей, к строгости. Таковы работы Й. Хофмана в Австрии, Ч. Макинтоша в Шотландии, позднее произведения Ф. Шехтеля.
Основное выразительное средство стиля модерн — орнамент, который не только украшает произведение, но и формирует его композицию. В интерьерах бельгийских архитекторов изящные линейные плетения, подвижные растительные узоры рассыпаны по стенам, полу, потолку, они объединяют архитектурные плоскости, организуют пространство. Текучие линии декора нередко имеют и символический смысл. У мастеров венского модерна — Й. Хофмана, Й. Ольбриха, в работах Ч. Макинтоша строго геометричный орнамент варьирует мотивы круга и квадрата. Несмотря на провозглашенный отказ от подражания историческим стилям, художники модерна использовали линейный строй японской гравюры, стилизованные растительные узоры древнего эгейского искусства или готика, элементы декоративных композиций барокко, рококо, ампира. Для модерна характерно взаимопроникновение станковых и декоративно-прикладных форм искусства. Так, принципы орнамента раньше всего сложились в графике модерна. Литография, ксилография, искусство книги достигли в этот период особенных высот в творчестве О. Бердсли, Ф. Валлоттона, А. Бенуа, А. Мухи, К. Мозера и множества других блестящих мастеров-графиков. В живописи и скульптуре модерн, неразрывно связанный с символизмом, стремился создать собственную художественную систему, однако был довольно зависим от крупных направлений предшествующего периода. Кроме того, живопись рассматривалась как элемент интерьера, поэтому декоративность стала одним из главных качеств живописи модерна.
В ней часто встречается парадоксальное сочетание декоративной условности, орнаментальных фонов и вылепленных со скульптурной четкостью фигур и лиц на первом плане. Образцовым в этом смысле является искусство Г. Климта. Стиль А. Мухи представляет собой пример идеального применения линейности в искусстве модерн. Как и многие художники-модернисты, А. Муха был одновременно дизайнером: он создавал эскизы для ювелирных украшений, витражей, мебели, театральных декораций, костюмов.
Выразительность живописи достигалась сочетанием больших цветовых плоскостей (группа «Наби» во Франции, Л. Бакст в России). Наблюдался значительный интерес к символике линии и цвета, к темам меланхолического созерцания, скорби, тайны, пряной эротики, к легендарно-сказочным сюжетам. С искусством модерна связаны имена таких известных художников, как П. Гоген, П. Боннар, М. Дени, Э. Вюйар, П. Серюзье во Франции, Э. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, Г. Климт в Австрии, Ф.фон Штук в Германии.
Художник-модернист говорит, что он не хочет ориентироваться на обывателя, мещанина, на буржуазную публику, на неразвитое эстетическое сознание. Но характер его разрыва с ним таков, что он уходит от человечности вообще. И поэтому модернистское искусство становится не только антинародным, но и противоестественным.
Уже в первой четверти ХХ века появляются модернистские течения, возвращающиеся к предметности. Но этот возврат либо приобретает натуралистический характер, поскольку связан с безыдейностью, с отказом от передовых общественных идеалов, либо оказывается мнимым, поскольку сохраняет отказ от изобразительности. Регресс искусства оказывается невозможно преодолеть на модернистской основе, не выходя за ее границы.
Ярким представителем модерна в книжной графике был Обри Бердсли.
Луи Комфорт Тиффани | Биография, модерн, Фавриль, витражи и факты
Louis Comfort Tiffany: стеклянная ваза Favrile
Смотреть все медиа
- Год рождения:
- 18 февраля 1848 г. Нью-Йорк Нью-Йорк
- Умер:
- 17 января 1933 г. (84 года) Нью-Йорк Нью-Йорк
- Механизм/стиль:
- Модерн
- Известные члены семьи:
- отец Чарльз Льюис Тиффани
Посмотреть все связанные материалы →
Луи Комфорт Тиффани (род. 18 февраля 1848, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США — умер 17 января 1933, Нью-Йорк, Нью-Йорк), американский художник, ремесленник, филантроп, декоратор, и дизайнер, всемирно признанный одним из величайших представителей стиля модерн, внесший значительный вклад в искусство изготовления стекла.
Сын известного ювелира Чарльза Льюиса Тиффани, Луи учился у американских художников Джорджа Иннесса и Сэмюэля Колманов, а также обучался живописи повествовательных сюжетов в Париже. То, что на него также повлиял визит в Марокко, видно из некоторых его основных работ. Вернувшись в Соединенные Штаты, он стал признанным художником и сотрудником Национальной академии дизайна в Нью-Йорке; позже он отреагировал на консерватизм Академии, организовав в 1877 году с такими художниками, как Джон Ла Фарж и Август Сен-Годенс, Общество американских художников.
Викторина «Британника»
Викторина «Известные картины»
Узнайте, сможете ли вы узнать несколько самых знаковых картин западного искусства.
Эксперименты Тиффани с витражами, начатые в 1875 году, привели к созданию три года спустя его собственной стекольной фабрики в Короне в Квинсе, штат Нью-Йорк. К 1890-м годам он был ведущим производителем стекла, экспериментируя с уникальными средствами окрашивания. Он стал всемирно известным благодаря стеклу, которое он назвал Фавриле, неологизм от латинского faber («мастер»). Фаврильное стекло, радужное и произвольной формы, иногда сочетали с бронзоподобными сплавами и другими металлами; таких примеров, некоторые подписали «L.C. Tiffany» или «L.C.T.» пользовались широкой популярностью с 1890 по 1915 год и снова были возрождены в 1960-х годах. Его стеклом Favrile восхищались за границей, особенно в Центральной Европе, где оно создало новую моду.
Создав декоративную фирму, которая обслуживала богатых жителей Нью-Йорка, Тиффани получила заказ от президента США. Честеру А. Артуру для ремонта приемных в Белом доме в Вашингтоне, округ Колумбия, для чего он создал большой витраж в вестибюле (позже удаленный и уничтоженный). Он спроектировал часовню для Всемирной колумбийской выставки (189 г.3) в Чикаго и главный престол в соборе св. Иоанна Богослова в Нью-Йорке.
Ошеломленная экспозицией блестящего французского дизайнера в стиле модерн Эмиля Галле на Парижской выставке 1889 года, Тиффани заинтересовалась выдувным стеклом. С 1896 по 1900 год он произвел огромное количество изысканного стекла Favrile, многие изделия которого создавали таинственные и импрессионистические эффекты; его нововведения сделали его лидером движения в стиле модерн.
Фирма Тиффани была реорганизована в 1900, после чего он рискнул заняться лампами, украшениями, керамикой и бибелотами. В 1911 году он создал одно из своих главных достижений — гигантский стеклянный занавес для Дворца изящных искусств в Мехико. Как и его отец, Людовик был кавалером ордена Почетного легиона; он также стал почетным членом Национального общества изящных искусств (Париж) и Императорского общества изящных искусств (Токио). В 1919 году он учредил Фонд Луи Комфорта Тиффани для студентов-художников в своем роскошном и знаменитом поместье на Лонг-Айленде (которое он в общей сложности спроектировал), которое в 1946 было продано для предоставления стипендиальных фондов.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Алисией Желязко.
Откройте для себя архитектуру в стиле модерн с этими 5 характеристиками! — Архи Хакс
Привет, семья ArchiHacks, эта статья является частью серии, посвященной множеству стилей в архитектуре! Несколько недель назад мы взглянули на ар-деко, но сегодня мы будем анализировать ар-нуво!
Прежде чем мы начнем, давайте взглянем на приведенную ниже диаграмму временных рамок архитектурных стилей, идеологий, дизайнеров и т. д. XIX и XX веков, чтобы дать вам лучшее представление о нашей серии. Как видите, их много, и мы постараемся предоставить вам удобоваримую информацию. Важно отметить, что у нас нет определенного порядка написания, но в каждой статье будет эта диаграмма, на которую вы можете ссылаться!
Происхождение
Ар-нуво, или «Новое искусство», был новаторским и декоративным архитектурным стилем, который стал популярным примерно с 189 г. 0 примерно до начала Первой мировой войны по всей Европе и США. До этого периода индустриализация и массовое производство материалов приводили к дешевизне зданий и побуждали художников и дизайнеров вернуться к мастерству. Эта группа художников и дизайнеров считала, что общество должно снова включить искусство в повседневную жизнь. В результате модерн проявился в архитектуре с декоративными элементами и замысловатыми деталями!
По иронии судьбы, высокая стоимость проектирования и строительства сделала модерн недолговечным в архитектуре к началу Первой мировой войны (1914). Более популярной стала более обтекаемая эстетика модернистских построек, производство которых было намного дешевле. В конце концов, этот более простой промышленный дизайн вместе с ар-нуво превратился в ар-деко, о котором мы рассказывали в одной из наших предыдущих статей.
Откуда взялось это название?
В Бельгии модерн был придуман периодическим изданием L’Art Moderne для описания творчества группы художников Les Vingt, а в Париже Зигфридом Бингом, который назвал свою галерею L’Art Nouveau. Les Vingt, также известный как «Общество двадцати», представлял собой группу бельгийских художников, которые использовали упрощенные формы, тяжелые очертания, субъективное использование цветов и духовное содержание. Один член, в частности, Генри Ван де Вельде, в конечном итоге преобразовал свой собственный символистский стиль, добавив масла в движение ар-нуво.
Как ни странно, стиль назывался по-разному в других странах, например, югендстиль в Германии, сецессионстиль в Австрии, стиль флореале в Италии и модернизм в Испании. Не волнуйся! Хотя существуют региональные различия в названиях и характеристиках этого стиля, модерн все же может сводиться к нескольким чертам и идеологиям, которые классифицируют здание в стиле модерн.
Известные здания и дизайнеры в стиле модерн
Дизайнеры
Здания
Cities to Visti для стиля модерн
Дизайнеры
Здания
Cities to Visti для стиля модерн
1. Замысловатые криволинейные узоры + акцент на линиях
Здания были полны изогнутых и извилистых линий с орнаментами, вдохновленными органическими формами природы. Эта органичная концепция довольно распространена в зданиях в стиле модерн, и часто они имеют асимметричные линии и структуры, такие как арки, которые, по сути, могут усиливать органическую интерпретацию и участие здания.
Наиболее показательным и заметным криволинейным элементом в здании в стиле модерн является применение хлыстовых кривых. Линии кнута часто переплетались и сочетались с поворотами и завитками, чтобы вызвать поэтическую и романтическую ассоциацию. Женственность и романтизм были представлены линиями длинных вьющихся волос, переплетенных с цветами, что неудивительно, поскольку искусство этого периода подчеркивало женскую чувственность.
Важно отметить, что на эту черту могут повлиять региональные различия, поэтому обратите внимание на четкие линии в ее дизайне, в частности, вертикальные линии и криволинейные узоры.
Дом Бальо в Барселоне, Испания, спроектированный Антонио Гауди.2. Мотивы, вдохновленные растениями и природой
Как я уже говорил, дизайнеры хотели противодействовать стремительной индустриализации и оторваться от историзма и неоклассицизма. Однако как вы находите вдохновение, которое не связано с предыдущими стилями? Дизайнеры в стиле модерн искали вдохновение в природе, которую предыдущие стили не использовали в высокой степени при сравнении работ в стиле модерн. Это также снова примирило отношения с природой.
Таким образом, растительные мотивы, такие как усики виноградной лозы, цветы, бутоны и даже ветки, часто развивались в некоторых элементах здания. Другие мотивы, вдохновленные природой, включали насекомых, птиц, крылья и т. Д., Которые еще больше дополняли романтизм и женственность, присутствующие в зданиях в стиле модерн.
3. Разноцветный
Чтобы бороться с серыми оттенками индустриализации, дизайнеры в стиле модерн воспроизвели красочную палитру, которую каждый найдет во время неторопливой прогулки на свежем воздухе! Эти цвета обычно встречаются в различных сценариях в плитке, мозаике и витражах. Один из самых заметных проектов во всем мире и один из моих любимых, в котором использовались витражи в стиле модерн, — это La Sagrada Familia в Барселоне, Испания, спроектированная Антонио Гауди.
При возможности я очень рекомендую посетить это прекрасное архитектурное сооружение, от которого захватывает дух! Конструктивное решение самой базилики напоминает большие деревья, а сочетание красивых витражей действительно увлекает в чарующую мечтательность о непревзойденном мире. Этот момент совершенно феноменален, если подумать о том, как базилика расположена в нескольких кварталах оживленной Барселоны.
4. Подразумеваемое движение
Замысловатые криволинейные узоры и органические структуры придавали зданию ощущение предполагаемого движения, когда ваши глаза следовали за бархатистыми линиями. Также было трудно различить, является ли элемент декоративным или частью конструкции здания, что визуально сбивало с толку проходящих мимо зрителей. Общий элемент дизайна, хлыстовые кривые, также представлял идею динамизма и движения.
5. Вездесущность
Поскольку природа окружает нас повсюду, этот стиль дизайна был вездесущим в архитектуре, дизайне интерьера, искусстве, графическом дизайне, металлоконструкциях и т. д. Дизайнеры использовали любую возможность, чтобы добавить эти мельчайшие детали, чтобы создать неотразимое произведение искусства.
Итак, если вы продолжаете видеть криволинейные элементы и мотивы природы на каждом шагу внутри здания. Скорее всего, это произведение архитектуры в стиле модерн!
Являясь одним из исторических корней современной архитектуры, модерн имеет различные определения и черты, усложняющие его точное определение. Однако эти 5 характеристик должны помочь вам различить их, если вы пройдете мимо нескольких зданий. Кому-то модерн может показаться устаревшим и неактуальным. Тем не менее, они потихоньку набирают популярность, поскольку возрождаются в мультимедийной индустрии в форме стимпанка, а методы параметрического проектирования на этот раз открывают экономически выгодные возможности сложной орнаментации в архитектуре! Кроме того, с постоянно растущим интересом к устойчивости и осознанию природных сил реинкарнация ар-нуво в расцвете сил может быть не за горами.