Бунт своего времени: с чего начинался венский модерн

Впечатления

Автор Анастасия Новикова

09 августа 2018

Ровно 100 лет назад, в один год, из жизни ушли главные представители венского сецессиона: Густав Климт, Эгон Шиле, Отто Вагнер и Коломан Мозер. «РБК Стиль» вспоминает, с чего начинался венский модерн и что для него сделали «бунтари» рубежа веков.

Вену начала XX века называли местом, где случился «всплеск гениальности». Здесь писал картины Густав Климт, проектировал дома Отто Вагнер, создавал мебель Коломан Мозер, а в доме № 19 по улице Берггассе жил и принимал пациентов Зигмунд Фрейд. Австрийская столица стала местом, где рождались новые идеи и течения, а главным стал венский модерн, связавший между собой все виды искусства.

 

Живопись

У истоков венского модерна в живописи стоял Густав Климт. Художник получил академическое образование и поначалу выполнял государственные заказы.

При этом австрийскую живопись он называл местечковой и говорил, что в ней преобладают либо пейзажи, либо работы на мифологические сюжеты. В последнее десятилетие XIX века Климт стал все дальше уходить от академизма и отказался от госзаказов, а чтобы заработать, начал писать портреты жительниц Вены, которые ему заказывали их обеспеченные мужья.

В 1897 году Климт вышел из Академии художеств, чтобы окончательно утвердить право на существование неофициального искусства. И 3 апреля этого же года основал художественное движение, получившее название сецессион. Именно эту дату принято считать моментом рождения модернизма в австрийском искусстве. К сецессиону присоединились молодые художники, архитекторы и дизайнеры — все те, кто хотел уйти от консерватизма. А спустя год у движения появилась и своя выставочная площадка. Сооружение на предоставленном городом земельном участке было построено по проекту Йозефа Ольбриха — его украшал большой позолоченный купол с лавровыми листьями, а над главным входом появилась надпись: «Каждому времени — свое искусство, каждому искусству — своя свобода».

Здание выполняло сразу две функции: оно стало «храмом искусства» раннего модернизма и одновременно самым значительным архитектурным творением венского сецессиона.

Художник Густав Климт; «Поцелуй», 1907–1908 годы

Что касается самого Климта, то темой его живописи стали женские образы. Новаторские приемы художника заключались в отказе от пропорций и в размытости фона. Говорят, сначала художник писал своих моделей обнаженными, а уже после «одевал» на холсте. На рубеже веков в творчестве Климта начался «золотой период» — он стал использовать различные оттенки золотого и применять сусальное золото. А в 1907 году создал картину, которую сегодня называют «визитной карточкой» Австрии. Речь идет о знаменитом «Поцелуе», гиды венской галереи Бельведер считают его самым репродуцируемым полотном в мире.

Эгон Шиле был самым молодым представителем венского модерна в живописи. Ученик Климта, он прожил очень короткую жизнь — всего 28 лет. При этом именно его называют ярчайшим представителем австрийского экспрессионизма — чего только стоят обнаженные, как будто «изломанные» автопортреты художника.

Причиной их создания стала бедность Шиле. У него не было денег, чтобы заплатить моделям, и тогда он начал писать самого себя в стиле ню. После смерти Климта в феврале 1918 года именно Шиле прочили роль крупнейшего художника Австрии, но ученик пережил наставника всего на восемь месяцев. Незадолго до смерти он написал одну из своих самых печальных картин — «Семью». На ней Шиле изобразил себя, жену Эдит Хармс и их нерожденного ребенка. Младенец так и не появился на свет: эпидемия испанки унесла жизнь Эдит, а спустя три дня скончался и сам художник.

Эгон Шиле, «Автопортрет с физалисом», 1912 год

Архитектура

К модернизму Отто Вагнер пришел к середине 1890-х годов. К тому времени у него сложилось представление о том, каким должен быть современный крупный город. Именно Вагнер стал одним из главных создателей обновленного облика Вены. В стиле, отличном от того, какой был представлен на центральном бульваре города Рингштрассе, архитектор строил жилые дома и ведомственные учреждения.

Вдоль набережной Линке-Винцайле по проекту Вагнера в 1898 году был возведен знаменитый Майолик-хауз. Его фасад украсили барельефы львиных голов и глазурованная майолика, расписанная цветочными узорами. Для архитектора было важно объединить эстетику с функциональностью. Фасад здания не только получился красивым, но и легко очищался от грязи, что соответствовало свойственной тому времени «моде на гигиену».

Совершенно по-другому выглядит здание Австрийского почтового сберегательного банка, построенное в 1906 году. Несмотря на то что оно возводилось по госзаказу, архитектору удалось создать образец чистого модерна. Железобетонные фасады Вагнер оставил без какого-либо украшения, отказался от портика над главным входом и лепнины. А лаконичный интерьер ничем не отвлекал посетителей от решения тех задач, ради которых они пришли.

Павильон венского сецессиона; Доходный дом Майолик-хауз Отто Вагнера

Дизайн

Сегодня Коломана Мозера, одного из тех, благодаря кому венский стиль стал международным брендом, назвали бы дизайнером и оформителем интерьеров. Он придумывал все: мебель, витражи, посуду, обои и почтовую бумагу. Ранние работы Мозера изобиловали орнаментальными и растительными узорами, но затем он перешел к более строгому геометричному стилю. В 1903 году он основал

«Венские мастерские», где создавались предметы прикладного искусства для особо требовательных клиентов. Кстати, многие изделия, созданные художниками мастерской, изготавливаются и сегодня. А образцы 100-летней давности можно рассмотреть в венском музее прикладного искусства MAK.

Об австрийской столице рубежа веков писатель Герман Бар говорил: «В Вене тогда, очевидно, было небезынтересно…» И это верно — именно тогда были созданы многие шедевры живописи, архитектуры и дизайна, которые спустя век во всем мире признаны как художественное достояние Австрии. Сегодня венский модерн превратился и в успешный бренд, образцы которого привлекают туристов не меньше, чем Зальцбург Моцарта, дома Хундертвассера или просто шоколадный торт «Захер».

Орнамент Коломана Мозера, 1899 год; Художник Коломан Мозер

 

Теги: Австрия , Вена

Живопись стиля модерн.

Живопись стиля модерн была наполнена поэтикой символизма, сочетая характерные для него образы со сложным ритмом, линейной композицией в союзе с декоративным цветовым пятном.

Признаками стиля модерн считаются особая плавность форм, вытянутые фигуры, подчёркнутые контуры, чёткие одноцветные поверхности.

В живописи модерна эффект глубины имел второстепенное значение, всё изображение выглядело плоским, а в иных случаях казалось украшенным аппликациями стенным ковром.

Нередко художники в своих произведениях использовали растительные мотивы. Стебли, листья и цветы как будто увядших экзотических растений сплетались в причудливый узор, в котором иногда появлялись фигуры женщин или фантастических существ.

Модерн обнаруживает пристрастие к определенным сюжетам и темам. Это аллегорические сюжеты ( война, смерть, грех, любовь), мотивы, выражающие импульсивные проявления страсти (трепет, игру, вихревое движение). Благодаря таким качествам живописный язык модерна нередко использовали символисты для воплощения своих идей и образов.

С живописью модерна связаны П. Гоген, М. Дени, П. Боннар во Франции, Г. Климт в Австрии, Э. Мунк в Норвегии, М. Врубель, В. Васнецов, Е. Поленовой, А. Бенуа, Л. Бакст, К. Сомов в России.

Модернизм — совокупность художественных направлений в искусстве второй половины девятнадцатого — середины двадцатого столетия. Наиболее значительными модернистскими тенденциями были импрессионизм, модерн, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм. А также более поздние течения — абстрактное искусство, дадаизм,сюрреализм. В узком смысле модернизм рассматривается как ранняя ступень авангардизма, начало пересмотра классических традиций. Датой зарождения модернизма часто называют1863 год — год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы художников. В широком смысле модернизм — «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка.

Фердинанд Ходлер (Годлер) (нем. Ferdinand Hodler; 14 марта 1853, Берн — 19 мая 1918, Женева) — швейцарский художник. Один из крупнейших представителей «модерна».

Писал в те годы пейзажи, портреты в духе реализма. В 1875 году посетил Базель, изучив там творчество Ханса Хольбейна Младшего, особенно скрупулёзно его картину «Мёртвый Христос», что обусловило в дальнейшем его внимание к теме смерти. В работах 1890-х годов прослеживается влияние нескольких жанров, в том числе символизма и «модерна». Ходлер разработал стиль, который назвал «параллелизм», характеризующийся симметричным расположением фигур в танцевальных или ритуальных позах.

Ходлер известен своими картинами, изображавшими людей во время работы. Одна из картин — «Дровосек» — была отпечатана на купюрах номиналом 50 швейцарских франков, выпущенных в 1911 году.

13

Прерафаеліти (1848—1853) — об’єднання молодих англійських художників, засноване в 1848 році.

Невдоволені станом занепаду сучасного їм англійського живопису, пререфаеліти мали на меті відродити щирість раннього італійського мистецтва до Рафаеля і Високого Відродження. Поставши проти пануючого в той час в мистецтві академізму, а заодне і проти суспільних укладів своєї епохи, пререфаеліти — Хант, Міллес, Росетті та інші — використовували різноманітні художні засоби: вони писали на літературні, історичні, релігійні теми, а в сценах сучасного їм побуту завжди намагалися дати моральний коментарій соціальним відносинам.

Автором ідеї утворення в вересні 1848 року «Братства Прерафаелітів» — P. R. B. (Pre-Raphaelite Brotherhood) був Росетті — син італійського емігранта, заговорника-карбонарія, він з дитинства знаходився під впливом розповідей про таємні спільноти, масонські ложі і монашеські ордени.

Спочатку в Братство входять семеро : художники Д. Г. Росетті, Х. Хант, Д. Е. Міллес, Д. Коллінз, Ф. Стівенс, скульптор Т. Вулнер, письменник і критик У. М. Росетті. Оскільки останній не є художником, його призначать секретарем Братства і доручають йому відредагувати складену його братом Данте Габріелем програму групи.

Основними пунктами цього своєрідного маніфесту були такі : „Прагнути до втілення особистих оригінальних ідей. Уважно вивчати природу, щоб навчитися передавати її в будь-якому вигляді і стані. Вітати щирість і новизну, відкидаючи лицемірство. Створювати будь-які картини і скульптури не беручи до уваги суспільну думку — такими, якими їх бачить автор. Всі роботи, створювані членами Братства, підписувати не їм’ям художника, але трьома ініціалами — «P. R. B.», значення яких має залишатися в таємниці.“

Втім, останній пункт виконати не вдалося: в 1849 члени Братства вирішили викласти свої принципи в статтях, розповідях і поемах, які вони опублікували у власному журналі «Росток». Завдяки цим публікаціям до кінця 1850 року зміст абревіатури «P.R.B.» перестає бути таємним не лише для студентів і професорів Академії, але й для багатьох людей далеко за її межами.

Art Nouveau Painting — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(более 1000 релевантных результатов)

Художественные репродукции в стиле модерн | King & McGaw

Стиль модерн пользовался наибольшей популярностью к концу XIX века. го и начала 20 века. Отличительный стиль был связан с идеалом, согласно которому искусство должно быть образом жизни. Соответственно, дизайн в стиле модерн можно найти как в предметах домашнего обихода, мебели и ювелирных изделиях, так и в живописи и архитектуре. Ключевым представителем этого стиля был Густав Климт, венский художник, основным предметом которого было женское тело, часто использующее сусальное золото для ослепительного эффекта. Он создал ряд работ, которые остались совершенно отличными и одними из самых популярных среди всех художников. В нашем ассортименте гравюр и плакатов представлена ​​большая часть его работ наряду с другими известными художниками этого движения и культового плакатного искусства.

Наибольшей популярностью стиль модерн пользовался в конце 19 — начале 20 веков. Отличительный стиль был связан с идеалом, согласно которому искусство должно быть образом жизни. Соответственно, дизайн в стиле модерн можно найти как в предметах домашнего обихода, мебели и ювелирных изделиях, так и в живописи и архитектуре. Ключевым представителем этого стиля был Густав Климт, венский художник, основным предметом которого было женское тело, часто использующее сусальное золото для ослепительного эффекта. Он создал ряд работ, которые остались совершенно отличными и одними из самых популярных среди всех художников. В нашем ассортименте гравюр и плакатов представлена ​​большая часть его работ наряду с другими известными художниками этого движения и культового плакатного искусства.

+ читать дальше — читать меньше Фильтры
Форма

Портрет Площадь Пейзаж Высокий Панорамный

Размер

Мини (самый длинный край < 25 см) Маленький (самый длинный край 25-45 см) Середина (длинный край 45-55см) Большой (самый длинный край 55-75см) Х большой (самое длинное ребро 75-95см) хх большой (самый длинный край > 95 см)

Цвет

зеленый желтый черное и белое синий золото апельсин коричневый красный белый черный розовый серый крем

Уточнить поиск

101 результат

Подарочные сертификаты

Идеальный вариант для тех, кому трудно угодить в этот праздничный сезон.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *