Выставка Великие модернисты – Афиша-Музеи
Выставка
Выбор «Афиши»
8.5
© Афиша
1/24
О выставке Отзывы (67)
Огромная выставка с видеопроекциями, открывающая первый в России постоянный мультимедийный музей
На выставке «Великие модернисты» зритель с помощью видеопроекций получает прежде невиданный опыт — разглядывает мельчайшие детали картин в огромном масштабе и будто бы путешествует во времени и пространстве. Аудиовизуальные эффекты добавляют произведениям эмоциональность, приближая выставку скорее к документальным фильмам о великих живописцах, чем к музейному залу. Отчасти организаторы ставят перед собой и образовательные задачи, утверждая, что выставка способна привить любовь к искусству и понимание его законов даже самому далекому от всего этого человеку. Очевидно, справляются они с этими целями вполне уверенно — «Великие модернисты» должны были работать до 31 мая, но теперь выставка обогатилась обновленной экспозицией (в частности, появился новый видеоролик о Ван Гоге) и продлена до конца лета.
ЖанрыЖивопись, Инсталляция, Новые медиа
Лучшие отзывы о выставке «Великие модернисты»
67Kuzma Grigoryev
2 отзыва, 15 оценки, рейтинг 27
9
Очень крутая выставка. На гигантских экранах под музыку транслируются анимированные работы художников Гогена, Руссо, Тулуз-Лотрека, Климта, Синьяка, Мунка, Модильяни, Кандинского, Малевича. Видео цикличное, можно посмотреть несколько раз. Все сделано очень круто. Остался под большим впечатлением. Хочу прийти еще раз
13 февраля 2015
Лариса Павлова
2 отзыва, 3 оценки, рейтинг 8
9
Выставка потрясающяя !!! Это даже не выставка-это шоу , от которого невозможно оторвать глаз.Это экскурс в мир модернизма, сопровождающийся великолепно подобранной музыкой и спецэффектами. Были компанией с детьми — подростками. Все в восторге. Великолепная идея приобщить молодое поколение к искусству. Это и красиво, и познавательно, и зрелищно. Спасибо организаторам за полученное удовольствие.
15 февраля 2015
Евгения Никонова
16 отзывов, 177 оценок, рейтинг 28
9
Малевич и Кандинский на этой выставке просто уносят в свом миры, чудесная экспозиция, после просмотра начинаешь лучше понимать и чувствовать эпоху модерна.
19 марта 2015
Алексей Демидов
1 отзыв, 0 оценка, рейтинг 6
3
Реклама выставки проведена на высоте: при не самых дешевых билетах в кассу выставки выстроилась большая очередь, минут на 20 ожидания. Но организация выставки — это полный провал. Если вы хотите узнать, что вас там действительно ждет, то вот что я скажу. Вся выставка — это одно небольшое помещение площадью около 150-200 кв. м.. Проекции картин производятся на стены по периметру и на несколько небольших внутренних стен. В это помещение набивается около 100 человек и там становится немного тесно. Люди просто стоят, сидят на полу и не на многочисленных пуфах и смотрят на стены, где под классическую музыку крутятся незатейливая анимация на тему картин великих модернистов. В принципе, это забавно, но ничего такого особенного ждать не стоит. Выставка слишком перепиарена.
9 марта 2015
Руслан Косарим
1 отзыв, 0 оценка, рейтинг 6
9
Инсталляция потрясающая! Цикличные презентации анимированых картин классиков модернизма сопровождаются потрясающей музыкой. Экраны огромные, пространства много, ничто не мешает наслаждаться гармонией музыки и изображений. Меня вдохновляет творчество Казимира Малевича, анимации его легендарных картин, сопровождающиеся мощной акустикой, мгновенно заставляют бегать мурашки по всему телу!
Огромное спасибо создателям выставки! Инсталляция оставляет незабываемые впечатления и, как мне кажется, расширяет понимание модернизма.
1 марта 2015
Все отзывыПодборки «Афиши»
Выставки октября в Москве: Мельников, Дягилев и паблик-арт
Выставки сентября в Москве: черепахи Плавинского, городская мода и Blazar
«Все это уже когда-то было»: Елена Ковылина рассказала о своем экспериментальном проекте «Артефакты и гаджеты»
выставок осени в Москве: Грабарь, Малевич и Cosmoscow 2022
Мероприятия
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость
- Абакан,
- Азов,
- Альметьевск,
- Ангарск,
- Арзамас,
- Армавир,
- Артем,
- Архангельск,
- Астрахань,
- Ачинск,
- Балаково,
- Балашиха,
- Балашов,
- Барнаул,
- Батайск,
- Белгород,
- Белорецк,
- Белореченск,
- Бердск,
- Березники,
- Бийск,
- Благовещенск,
- Братск,
- Брянск,
- Бугульма,
- Бугуруслан,
- Бузулук,
- Великий Новгород,
- Верхняя Пышма,
- Видное,
- Владивосток,
- Владикавказ,
- Владимир,
- Волгоград,
- Волгодонск,
- Волжский,
- Вологда,
- Вольск,
- Воронеж,
- Воскресенск,
- Всеволожск,
- Выборг,
- Гатчина,
- Геленджик,
- Горно-Алтайск,
- Грозный,
- Губкин,
- Гудермес,
- Дербент,
- Дзержинск,
- Димитровград,
- Дмитров,
- Долгопрудный,
- Домодедово,
- Дубна,
- Евпатория,
- Екатеринбург,
- Елец,
- Ессентуки,
- Железногорск,
- Жуковский,
- Зарайск,
- Заречный,
- Звенигород,
- Зеленогорск,
- Зеленоград,
- Златоуст,
- Иваново,
- Ивантеевка,
- Ижевск,
- Иркутск,
- Искитим,
- Истра,
- Йошкар-Ола,
- Казань,
- Калининград,
- Калуга,
- Каменск-Уральский,
- Камышин,
- Каспийск,
- Кемерово,
- Кингисепп,
- Кириши,
- Киров,
- Кисловодск,
- Клин,
- Клинцы,
- Ковров,
- Коломна,
- Колпино,
- Комсомольск-на-Амуре,
- Копейск,
- Королев,
- Коряжма,
- Кострома,
- Красногорск,
- Краснодар,
- Краснознаменск,
- Красноярск,
- Кронштадт,
- Кстово,
- Кубинка,
- Кузнецк,
- Курган,
- Курск,
- Лесной,
- Лесной Городок,
- Липецк,
- Лобня,
- Лодейное Поле,
- Ломоносов,
- Луховицы,
- Лысьва,
- Лыткарино,
- Люберцы,
- Магадан,
- Магнитогорск,
- Майкоп,
- Махачкала,
- Миасс,
- Можайск,
- Московский,
- Мурманск,
- Муром,
- Мценск,
- Мытищи,
- Набережные Челны,
- Назрань,
- Нальчик,
- Наро-Фоминск,
- Находка,
- Невинномысск,
- Нефтекамск,
- Нефтеюганск,
- Нижневартовск,
- Нижнекамск,
- Нижний Новгород,
- Нижний Тагил,
- Новоалтайск,
- Новокузнецк,
- Новокуйбышевск,
- Новомосковск,
- Новороссийск,
- Новосибирск,
- Новоуральск,
- Новочебоксарск,
- Новошахтинск,
- Новый Уренгой,
- Ногинск,
- Норильск,
- Ноябрьск,
- Нягань,
- Обнинск,
- Одинцово,
- Озерск,
- Озеры,
- Октябрьский,
- Омск,
- Орел,
- Оренбург,
- Орехово-Зуево,
- Орск,
- Павлово,
- Павловский Посад,
- Пенза,
- Первоуральск,
- Пермь,
- Петергоф,
- Петрозаводск,
- Петропавловск-Камчатский,
- Подольск,
- Прокопьевск,
- Псков,
- Пушкин,
- Пушкино,
- Пятигорск,
- Раменское,
- Ревда,
- Реутов,
- Ростов-на-Дону,
- Рубцовск,
- Руза,
- Рыбинск,
- Рязань,
- Салават,
- Салехард,
- Самара,
- Саранск,
- Саратов,
- Саров,
- Севастополь,
- Северодвинск,
- Североморск,
- Северск,
- Сергиев Посад,
- Серпухов,
- Сестрорецк,
- Симферополь,
- Смоленск,
- Сокол,
- Солнечногорск,
- Сосновый Бор,
- Сочи,
- Спасск-Дальний,
- Ставрополь,
- Старый Оскол,
- Стерлитамак,
- Ступино,
- Сургут,
- Сызрань,
- Сыктывкар,
- Таганрог,
- Тамбов,
- Тверь,
- Тихвин,
- Тольятти,
- Томск,
- Туапсе,
- Тула,
- Тюмень,
- Улан-Удэ,
- Ульяновск,
- Уссурийск,
- Усть-Илимск,
- Уфа,
- Феодосия,
- Фрязино,
- Хабаровск,
- Ханты-Мансийск,
- Химки,
- Чебоксары,
- Челябинск,
- Череповец,
- Черкесск,
- Чехов,
- Чита,
- Шахты,
- Щелково,
- Электросталь,
- Элиста,
- Энгельс,
- Южно-Сахалинск,
- Якутск,
- Ялта,
- Ярославль
эпизод из истории уродства периода оттепели
Kirill Chunikhin. The Not-Scary Horrors of Modernism: An Episode from the History of Ugliness During the Thaw
Советское безобразное и аффекты эстетики
[1]
Дополняя свою капитальную «Историю красоты», Умберто Эко начинает «Историю уродства» с парадокса: «Из века в век художники и философы давали определения прекрасного», в то время как о безобразном «упоминали вскользь, в скобках» [Эко 2007: 8]. История искусства в СССР опровергает этот тезис. В официальной советской эстетике внимание уделялось не только нормам «красивого» реалистического искусства, но и критике «безобразного» модернизма [2]. Советские искусствоведы конструировали особый негативный образ модернистского искусства как оппозицию соцреализму. В результате этого репрезентации прекрасного и безобразного органично сосуществовали в официальном дискурсе.
Несмотря на то что антимодернизм доминировал в советской эстетике уже с начала 1930-х годов, изменявшаяся степень политизации культуры позволяет проследить его динамику. Начиная с кампании по борьбе с формализмом середины 1930-х годов, советские критики и идеологи акцентировали тот факт, что модернистское искусство представляет социальную опасность. В рамках кампаний по борьбе с формализмом 1930-х годов и космополитизмом конца 1940-х — начала 1950-х годов конструирование отрицательного образа эстетического другого достигало кульминации [3]. Эти хорошо изученные проявления советского антимодернизма (апогеем стало закрытие Музея нового западного искусства в Москве в 1948 году) нередко и справедливо противопоставляются истории либерализации культуры в период оттепели [4].
Действительно, при Хрущеве культурная политика по отношению к модернизму смягчилась. Выставка Пикассо в Москве и Ленинграде 1956 года, Американская национальная выставка в Сокольниках 1959 года, помимо прочих, частично вернули публичность модернизму после многолетнего отказа в экспонировании. Однако, как будет показано в этой статье, оттепельный доступ к прежде запретному искусству спровоцировал новый виток «истории уродства» в СССР.
Наряду с визуализацией эстетической оппозиции, однако, карикатура содержит двойственный эмоциональный посыл. С одной стороны, насмешка над модернизмом предполагает высмеивание безобразного. С другой стороны, «безобразный и ужасный» модернизм, олицетворенный в образе уродливого кубического монстра, создает ситуацию «эстетической» опасности прекрасному.
Ил. 1. Федор Решетников. Угрожающие поправки современного абстракционизма. Иллюстрация из брошюры: Решетников Ф. Тайны абстракционизма. М.: Академия художеств, 1963
Карикатура Решетникова, таким образом, демонстрирует необходимость учитывать эмоции при анализе советских теорий и практик антимодернизма. Исследование критики нефигуративного искусства только через официальные идеи и тексты окажется редукционистским. История искусства не существовала вне истории чувств. Поэтому изучение советской критики нефигуративного искусства только по словарным определениям и искусствоведческим публикациям едва ли позволит проследить ключевую особенность советских антимодернистских практик: намеренное соотнесение эстетически безобразного с уродливым, отталкивающим и пугающим. В этой статье на примере сатирического мультфильма «Случай с художником» [6] мы рассмотрим конституирующую роль эмоций в советской рецепции и репрезентации модернистского искусства.
«Очень жуткие абстракции»
В мультфильме показана история американского художника, чьи реалистические работы не пользуются спросом [7]. В одной из первых сцен он рисует кафе и его работников, и зритель понимает, что художник влюблен в одну из официанток. Торгуя работами на улице, художник подбирает чужой окурок, что говорит о низком доходе от реалистической живописи. Внезапный дождь заливает полотна; краска растекается, а фигуративные изображения превращаются в абстракции. Проезжающий мимо богач-капиталист высоко оценивает ставшие бессюжетными картины и покупает их разом. Художник осознает, что модернистская живопись коммерчески выгодна. Его картины в модернистских стилях пользуются успехом, открывается персональная выставка, на которой он знакомится с красавицей-дочерью миллионера [8]. Они женятся. В брачную ночь молодая жена снимает с себя вечернее платье, парик, косметику, и вместо привлекательной девушки художник видит «некрасивую женщину», с прической, напоминающей корону статуи Свободы.
На социальной платформе «Вконтакте» существует группа «☭Советские ПСИХОДЕЛИЧЕСКИЕ мультики☭», в которой состоят более 233 000 пользователей [9]. В теме «Самый страшный психомульт», среди прочих, обсуждается «Случай с художником» [10]. Так, например, участник группы Игорь Журавлев вспоминает:
В трагическом мультфильме «Случай с художником», показанном в кинотеатре имени Вагхтанова были очень жуткие абстракции. Этот мультфильм был на DVD-диске «Веселые картинки. Выпуск 2». Помните эти моменты?
Комментатор прикладывает скриншоты сцен из мультфильма, которые напугали его в детстве (ил. 2). Более того, в одном из последующих комментариев Журавлев, вспоминая напугавшие его большего всего мультфильмы и перечисляя прочие «самые страшные моменты», завершает: «Также страшнее было и в “Случае с художником”». Призрачная абстракция, похожая на привидение, летела в экран и растворилась» (ил. 3, 4).
Эти комментарии о страшном в мультфильме, связанные с детскими воспоминаниями, контрастируют с описанием «Случая с художником», предложенным советским историком анимации и современником мультфильма Сергеем Асениным.
Сделать сюжет зрелищно выразительным, кинематографически напряженным и увлекательным — сложная творческая задача. Представляет интерес в этом смысле фильм-пародия «Случай с художником» (1962, режиссер Г. Козлов). Художник в погоне за успехом и деньгами становится абстракционистом. Авторы сумели найти такой композиционный поворот, который сразу же придает сюжету отчётливо мультипликационный характер.
Художник остается один, наедине со своей совестью. Его посещают видения, сошедшие с его полотен. Спасаясь от них, он «перешагивает» через раму, и мы присутствуем при фантастичнейшем приключении: художник-абстракционист вынужден путешествовать в кошмарном мире своих собственных уродливых вымыслов. Трудно было, пожалуй, придумать ему более суровое наказание. Идея настолько ясно выражена в динамическом решении, что фильм не нуждается ни в каком комментирующем тексте [Асенин 1974: 162].
Ил. 2. Сцены из мультфильма «Случай с художником» (1962), размещенные на социальной платформе «Вконтакте» в группе «☭ Советские ПСИХОДЕЛИЧЕСКИЕ мультики ☭».
Ил. 3. Сцена из мультфильма «Случай с художником». Реж. Григорий Козлов. Автор сценария Ю. Елисеев. Художники: Гелий Аркадьев, Вера Валерьянова, Владимир Капнинский. Композитор Михаил Меерович. Союзмультфильм, 1962.
Ил. 4. Сцена из мультфильма «Случай с художником». 1962.
Вероятно, под «динамическим решением» Асенин понимает события, мультипликационно разворачивавшиеся в пространстве авангардной живописи, то есть вторую часть мультфильма. Таким образом, полагая, что вторая часть не нуждается в комментарии, Асенин не обсуждает именно то, что так напугало участника группы «Вконтакте». При таком анализе мультфильма значительная его часть остается вне исследовательского фокуса: шесть из шестнадцати минут, в которых разворачивается преследование художника модернистскими образами. В этой статье предлагается именно комментарий к этому динамическому решению; а особое внимание при этом уделяется поэтике страха в «Случае с художником». Нас интересует не столько, какая социальная и эстетическая мораль следует из сюжета, сколько именно вторая, пластическая история, в которой модернистское искусство, благодаря особенностям языка мультипликации, не просто изображается как безобразное, но становится героем, активно пугающим художника.
Испуг художника и хронотопы анимации
Участник группы «☭ Советские ПСИХОДЕЛИЧЕСКИЕ мультики ☭» Игорь Журавлев не только испугался, но и уловил сюжетообразующую роль страха:
В «Случае с художником» очень стремно и уродливо выглядит дочь пожилого сноба, вышедшая замуж за странника. Когда она красивая, на неё приятно смотреть, она похожа на стрекозу из мультфильма «Стрекоза и Муравей» (1960), а когда снимает свой макияж и парик, она выглядит уродливо: волосы торчком, лицо мертвое, поэтому странник её испугался и убежал прямо в полотно, а она за ним вместе с отцом.
Действительно, путешествие по пространству модернистской живописи становится следствием испуга. Страх связывает две истории, реализованные различными анимационными средствами. Границей выступает не рама картины, а плоскость холста, через которую проскакивает художник, чтобы оказаться в «мире искусства». Благодаря подобному нарушению границы становится возможным поверять эстетику модернизма «реальным» опытом. При этом логика событий внутри холста отчасти зеркальна по отношению к логике в хронотопе «реальности». События в пространстве живописи могут рассматриваться как алогичные по сравнению с первой частью. объекты оживают, а художник, наоборот, становится субъектом действия искусства, враждебного своему создателю. Спасаясь от преследования кубистических, экспрессионистских и абстрактных элементов своей иконографии, художник оказывается в баре, чьи интерьеры и персонал он исказил своей живописью. Тоскуя о времени, когда он общался с не обезображенными его живописью людьми, художник бежит прочь от атакующих его образов.
Таким образом, в мультфильме выделяются два хронотопа: «реальный» мир, в котором разворачивается профессионально-любовная история художника; и пространство модернистской живописи, в котором художник взаимодействует со своими произведениями. Эти два хронотопа не только вводят в повествование противопоставление «реального» и «фантастического», но и реализуют эту оппозицию, используя два разных подхода к мультипликации.
В книге «Понимая анимацию» историк и теоретик мультипликации Пол Уэллс задается вопросом, что может считаться «подлинной анимацией» (true animation) [Wells 1998: 28—34]. рассматривая различные точки зрения на природу мультипликации, Уэллс отталкивается от точки зрения американского историка кино Уильяма Морица и отмечает, что «подлинная» анимация производит художественный образ с помощью уникальных приемов. Мультипликация как особый вид искусства тем «чище», чем менее она подчинена литературному нарративу. «Подлинная» анимация, таким образом, противопоставляется «нарисованному кино». Применение подобной модели к «Случаю с художником» позволяет глубже понять мультипликационную неоднородность произведения. Если история художника в «реальном» мире напоминает «нарисованный фильм» (герои мультфильма играют реальные социальные роли), то путешествие по регулярному полю изображения тяготеет к «подлинной анимации» (мы наблюдаем нереальные контакты художника с иконографией модернизма).
В попытке предложить комплексную теорию мультипликации Уэллс в качестве противоположности «подлинной анимации» использует термин «гиперреализм», который также позволяет нам четче определить особенности «Случая с художником» [Wells 1998: 25—28]. Развивая идеи Умберто Эко, Уэллс полагает что в гиперреалистических мультфильмах герои ведут себя как «реальные» люди и следуют физическим законам «реального» мира. По Уэллсу, гиперреалистичная анимация, таким образом, представляет себя реальной, вопреки совершенно очевидной искусственности. В «Случае с художником» очевидно, что кинонарратив контрастирует с метаморфозами формы, которые определяют динамическое решение, разворачивающееся во второй части.
Более того, из-за различных анимационных приемов репрезентация живописи — ключевая тема мультфильма — также разнится. Так, в первой части изобразительное искусство отграничено от реальности рамой. Например, чтобы показать, что такое реалистическое искусство, мультипликаторы создают сцену, в которой художник пишет портреты. При этом благодаря языку мультипликации портрет возлюбленной становится ее абсолютной копией (ил. 5). Реалистическое искусство оказывается полным удвоением: на языке мультипликации два изображения оказываются идентичными, что по сюжету свидетельствует о мастерстве героя-художника.
Ил. 5.
Ил.6
Тяготение к «подлинной анимации» позволяет создателям мультфильма расширить возможности репрезентации живописи. Если в первой «киночасти» модернистские картины даны как карикатурные цитаты (ил. 6), то во второй, пластической части язык живописи модернизма и язык мультипликации совпадают. Картины становятся динамичными образами, артикулированными на языке мультипликации. Заметим, что картины не просто оживают: модернистский язык становится логикой движений и действий героя. Из эстетически безобразного и пассивного, представленного висящими на стене картинами, модернизм становится активно пугающим художника. рассмотрим подробно поэтику безобразного во второй динамической части.
Типология безобразного и пытки в регулярном поле изображения
Репрезентация модернизма как страшного и пугающего достигает апогея после того, как художник пересекает границы между «реальностью» и искусством. Этот переход подчеркивается сменой музыки, а появившееся эхо звуков подчеркивает идею, что в двухмерном пространстве холста есть объем. «Реальное» оказывается в прямом контакте с вымышленным эстетическим. После того как главный герой попадает в картину, ракурс изображения значительно меняется, показывая его уже внутри холста. Эта смена точки зрения повторяется, когда преследующие художника дочь и миллионер проникают в пространство живописи вслед за ним.
Оказавшись в пространстве эстетического, герой поначалу чувствует себя спокойно, мир образов кажется ему знакомым и безопасным. Он играючи прыгает по кольцам и шарам, легко справляясь с полосой препятствий. Но затем на его пути оказывается рыбообразный объект с острыми очертаниями, который нападает на него, после чего художник чуть не попадает под издающий звуки автомобиля модернистский образ. Художник вновь пугается, ищет спасения в баре, обнаруживая себя в искаженном им же пространстве. Бар он видит вверх ногами, что подчеркивает нарушение базовой оси верх—низ регулярного поля изображения. В итоге, наполненное модернистскими образами, ожившее эстетическое пространство оказывается непонятным, а события, разворачивающиеся в нем, — непредсказуемыми. Верх и низ меняются местами, плоская поверхность может оказаться глубокой, и художник может провалиться на ровном месте и оказаться в непонятном и враждебном ему пространстве. К примеру, когда художник сидит за столом в баре, официантка перегибает его тело таким образом, чтобы усадить на стул неправильной формы.
Дальнейшие метаморфозы и преследования героя являются кульминацией мультфильма. Художник подвергается физическому воздействию, элементы иконографии модернизма пытают его. Атрибутировать присутствующие в мультфильме объекты едва ли возможно: собирательно-типичные образы не сводятся к какому-то конкретному произведению. При этом по формальным признакам можно выделить пять групп образов, и элементы из каждой группы отличаются тем, что оказывают какое-то особое воздействие на художника:
— объектный экспрессионизм (ил. 7),
— кубо-сюрреалистические объекты (ил. 8),
— геометрическая абстракция (ил. 9),
— сюрреализм Дали (ил. 10),
— живопись действия (ил. 11).
К объектному экспрессионизму относятся образы, в искажениях которых прочитываются реальные прототипы. Объекты этой группы пугают художника, не вступая с ним в физический контакт.
Ил. 7
Ил. 8
Ил. 9
Ил. 10
Ил. 11
Для кубо-сюрреалистических образов характерна соответствующая иконография. Мультипликаторы использовали этот язык для искажения реальных прототипов, встречающихся в мультфильме. Подобные объекты также подчеркивают алогизм происходящего. Так, в кафе художнику приносят набор кубо-сюрреалистических объектов под видом еды. Обвязав шею платком, художник пробует отрезать кусок, но его вилка гнется. Художник отбрасывает один из продуктов, и раздается звук удара металла, что еще больше подчеркивает иррациональность событий. Кубо-сюрреалистические объекты обнаруживают конфликт ожиданий и несоответствие формы и содержания. Такие объекты могут вступать в телесный контакт с художником. Например, проглотив один из таких объектов, он отравляется, а его тело начинает подвергаться метаморфозам.
Геометрическая абстракция встречается уже в заключительной сцене, когда пытки над художником достигают апогея. После отравления художник раздулся и принял форму шара. На его пути встречается куб с молотком, который ударяет художника и заставляет его принять уже новую форму. В этой сцене мы видим зеркальные отношения между художником и искусством. Теперь не художник диктует форму, изменяя прототип, а сами образы меняют его.
Терзание художника продолжается уже через контакты с сюрреалистичными объектами, такими, как, например, жирафообразный образ, отдаленно напоминающий иконографию Дали, или женщина с клешнями и скульптурным телом. Эти объекты меняют художника по своему образу и подобию. заключительная сцена пыток показывает группу одноглазых амебоподобных призраков-клякс, которые вихрем преследуют художника. Настигнув его, они вовлекают художника в свой вихрь, устраивая ему «темную». Формально, «призраков» сложно соотнести с каким-то из языков модернизма. Однако они напоминают кляксы, а их спонтанные действия и хаотичность могут отсылать нас к живописи действия. В «Случае с художником» мы встречаем живопись действия наоборот. Не художник бегает с красками за холстом, а краски за художником. Кляксы не меняют художника, не превращают его в себе подобное, как это делали предыдущие образы. Как живопись действия разрушает мимесис, так и кляксы хотят смешаться с художником и разрушить его образ. Это финальный контакт художника с его искусством. Вырвавшись из вихря, он вновь встретит преследующую его невесту и, наконец, очнется и осознает, что все взаимодействия с иконографией модернизма ему померещились в результате удара головой.
Пытки художника модернизмом показывают эволюцию безобразного от пассивного к активному и жизненно опасному. тактильная связь между художником и искусством сделала ужасы модернизма физически ощутимыми. В результате модернизм стал более страшным и пугающим: в мультфильме безобразное оказалось объяснено не только эстетически, но и через травматичные контакты с художником. В итоге мультфильм показывает опасность и последствия разрыва отношений между реальностью и искусством и месть искусства художнику.
Социалистический сюрреализм?
Было бы ошибочно воспринимать мультфильм как стандартное антимодернистское высказывание, транслировавшее официальную критическую позицию по отношению к модернизму. Стенограммы заседаний художественного совета Мосфильма [11] показывают, что уже на этапе обсуждения проекта мультфильма авторскому коллективу предлагалось не просто противопоставить реализм абстракционизму, а выработать более сложную художественную критическую стратегию, используя уникальные ресурсы языка мультипликации. Так, Н.И. Родионов отмечал:
Я об этом говорю, что если мы решили поставить такой фильм, то он не должен быть вульгарно плоскостным и примитивным <…> тут не надо сравнивать произведения абстракционистского искусства с произведениями реалистического искусства, это правильно. Тут надо сталкивать произведения изобразительного искусства с жизнью [12].
Подобный подход привел к тому, что первичный сюжет был значительно изменен. Так, в ранних вариантах сценария рассказывалась история о том, как художнику-модернисту приснилась его возлюбленная, образ которой он «исказил» [13]. Однако Козлов полагал, что необходимо оптимальнее использовать ресурс именно мультипликации и показать абстрактное искусство как мир, в котором нельзя существовать:
Может быть тоже надо устранить, чтобы все портреты, все вещи, картины, детали, которые он когда-то нарисовал, они устроили бы над ним суд. И смысл такой: что ты с нами сделал, как ты нас искалечил?! — Это тоже что-то добавит. Это будет еще один удар [14].
При этом обсуждение этой второй динамической части само по себе вызывало проблемы. Термин «абстракция», центральное понятие для антимодернистского дискурса, не передавал адекватно содержание второй части: иконография даже абстрактного искусства действовала в мультфильме, следовательно, означала что-то. Чтобы решить эту терминологическую проблему, мультипликатор Николай Федоров предложил разделить в контексте дискуссии мультфильма «абстракцию» и «условность»: первая категория определяла бы образы, которые не означают ничего, а вторая бы помогала обсуждать модернистские формы, анимация которых в итоге производила какой-то сюжет [15]. Однако мы полагаем, что глубже рассмотреть динамическое решение можно, соотнеся язык мультипликации с элементами поэтики сюрреализма.
Используя понятие «сюрреализм» применительно к этому мультфильму, мы не говорим о заявленной приверженности мультипликаторов этому художественному течению. Нас интересует не эстетическое самоопределение мультипликаторов, а феномен присутствия элементов языка сюрреализма как течения в живописи двадцатого века в пластической части мультфильма, где модернистская иконография преследует художника. Рассмотрим ключевые сходства.
В монографии о влиянии поэтики сюрреализма на кинематограф Линда Уильямс отмечает: «…вместо того чтобы показывать, что думает персонаж, кинематограф сюрреализма показывает, как сами изображения могут “думать”» [16] [Williams 1992: 51]. В «Случае с художником» прослеживается именно эта тенденция: элементы иконографии модернизма не просто изображены, а становятся активными агентами, действующими автономно от создателя-художника. Более того, модернистские образы ведут себя непредсказуемо. абсурдистский характер их логики также подчеркивает связь художественного решения динамической части мультфильма с поэтикой сюрреализма.
Формальная организация пластической части также позволяет говорить о параллелях с поэтикой сюрреализма. Контакты художника с модернистскими образами визуализированы с помощью приема метаморфозы. Если в первой части произведения искусства имеют зафиксированную форму и место в пространстве, то во второй части форма становится подвижной. Объекты могут перемещаться, менять форму и функции. Непредсказуемые превращения образов в «Случае с художником» становятся содержанием приключений художника.
Теоретик мультипликации Юло Пикков полагает, что метаморфозы в мультфильме контрастируют с ожидаемыми способами работы с видео- и аудиорядом и повествованием и «порождают ощущение жуткого и определяют степень сюрреалистичности» [Pikkov 2013: 36]. Важно, что Пикков в своем определении акцентирует связь метаморфозы с фрейдовским «жутким» (uncanny). Вообще, категория «жуткого» может рассматриваться как универсалия сюрреализма: рассуждая о сложных многочисленных интерпретациях сюрреализма, авторитетный теоретик современного искусства Хэл Фостер полагает, что из разнообразных категорий, используемых для концептуализации понятия «сюрреализм», термин «жуткое» точнее всего передает суть течения [17]. В «Случае с художником» категория «жуткого» особенно важна для понимания природы аффектов художника, возникших в результате контакта с модернистской иконографией. Именно переживание «жуткого» запускает линию событий: сперва его ужасает вид собственной жены, которая без косметики оказывается не похожей на себя, далее, в динамической части, знакомые художнику объекты оказываются непредсказуемыми, и это пугает его. Попав в пространство живописи, он видит созданные им предметы, которые выглядят знакомо, но фактически оказываются чужими.
Учитывая выявленные параллели между художественным решением мультфильма и поэтикой сюрреализма, можно поставить вопрос, насколько свободно мы можем употреблять термин «сюрреализм» для понимания природы критики модернизма в мультфильме? Как показал историк американской мультипликации Ван Норрис, элементы поэтики сюрреализма были всегда свойственны мультипликации [Norris 2007]. Однако формальное сходство может возникать в результате совершенно разных художественных стратегий. Так, например, Норрис полагает, что американские мультипликаторы начала двадцатого века сознательно использовали технологии и приемы сюрреализма, девальвируя их программный смысл. Формы воспроизводились, только чтобы вводить в искусство «странные» сюжеты, а, по Норрису, подобный подход игнорировал ортодоксальную идеологию сюрреализма. Другая функция поэтики сюрреализма в мультипликации прослеживается на примере восточноевропейской анимации 1970-х годов. Например, Пикков продемонстрировал, что мультипликаторы могли сознательно использовать поэтику сюрреализма для идеологического подрыва официальных эстетических норм [Pikkov 2013].
Совпадение языка анимации и языков модернистского искусства в «Случае с художником» отличалось иной прагматикой. Так, например, использование элементов иконографии различных модернистских стилей позволяло мультипликаторам занять метапозицию: советские мультипликаторы показывали, что официальный реалистический дискурс технически способен производить модернистские формы. Однако организовывая эти формы в поучительную историю, мультипликаторы подчиняли модернистские языки советской повестке. В итоге критика модернизма осуществлялась ресурсами визуального языка модернизма, организованного согласно соцреалистическому дискурсу. Более того, язык сюрреализма был оптимальным решением для критики западной живописи. Само по себе абстрактное искусство вряд ли являлось самым удобным примером демонстрации упадочности западного модернистского искусства. Так, на художественном совете художник-мультипликатор Игорь Подгорский уточнял:
Абстракция, когда ничего не понял. Единственное, чтобы это что-то выражало, нужно сделать в движении…(чтобы. — К.Ч.) …зритель узнал, что это такое, потому что зритель узнал, что это похоже на то, как идет человек, или как идет кошка… [18]
Для критики модернизма, следовательно, было необходимо вчитывать в эту иконографию какие-то смыслы. Именно поэтому абстрактное искусство и модернизм наделялись абсурдистской логикой и погоня за художником в абстрактном холсте превращала абстракционизм из «бессмысленного» формализма в поле опасности и страха. Таким образом, элементы поэтики сюрреализма позволяли создать критический антимодернистский нарратив, в котором критика форм обретала сюжет.
Заключение: безобразное смешное
Вернемся к тому контрасту в описаниях мультфильма, который стал отправной точкой этой статьи. Для Асенина мультфильм был прежде всего сатирическим, и критик не фокусировался на теме безобразного-ужасного: «Случай с художником» высмеивает западную эстетику и художественный вкус. При этом тема пугающего модернизма не только предопределяет сюжет мультфильма, но и характеризует его рецепцию, как показал случай комментатора Журавлева. В конце концов, сложное соотношение смешного и страшного представляет особую систему репрезентации модернизма в СССР. Ужасы модернизма, пугавшие художника и некоторых детей-зрителей, в то же время могли и должны были смешить.
Важно, что в «Случае с художником» сатира работает как развернутый способ не только политической, но и эстетической критики модернизма. В мультфильме нет акцента на том, что модернистские художники враги, а несостоятельность западного искусства доказывается не столько через идеологические догмы, сколько пластически и через язык карикатуры. «Оттепельность» этого мультфильма заключается именно в попытке осуществлять критику «эстетически».
При этом, не исключая, но включая модернизм в публичную сферу, сатира нормализовывала девиантные репрезентации западного искусства. Гибрид смешного и страшного, карикатуры, высмеивающие безобразие, учили зрителей нормативному восприятию и продвигали вариант экспертности в современном искусстве. Возможно, этот вариант реакций как раз и компенсировал недостаток нормативных рецепций, о которых часто писали посетители оттепельных выставок. Так, например, посетители американской выставки в Сокольниках в книгах отзывов сожалели, что хотели бы понять модернизм, но не могли (у них не было объяснений модернизма) [19].
В конце концов, выступая вариантом нормативной рецепции, сатира и карикатурность предотвращали потенциальное «серьезное» восприятие «безобразного» модернизма, при этом, по факту, визуализируя это искусство. Карикатурность была необходима, чтобы избежать его эстетизации. Прямые цитаты модернистских работ были потенциально опасны, потому что безобразное может быть воспринято как форма прекрасного, а, как замечает Эко, некрасивые по природе вещи могут быть привлекательными. Подобная опасность была осознана на худсовете, а Н.И. Родионов заметил, что репродукции модернистских картин могут усилить интерес к западному искусству:
Я об этом говорю, что если мы решили поставить такой фильм, то он не должен быть вульгарно плоскостным и примитивным. Это обязательное условие. он не должен быть плоским, иначе мы разожжем интерес к абстракционизму и получим обратный результат [20].
Благодаря использованию элементов поэтики сюрреализма, однако, модернистское искусство в «Случае с художником» оживало и искажалось; в то же время, благодаря сатире, ужасы модернизма становились предметом смеха, а не потенциального эстетического удовольствия.
Библиография / References
[Асенин 1974] — Асенин С.В. Волшебники экрана. М.: Искусство, 1974.
(Asenin S.V. Volshebniki ekrana. Moscow, 1974.)
[Эко 2007] — Эко У. История уродства / Пер. с ит. А. А. Сабашниковой. М.: Слово, 2007.
(Eco U. Storia della bruttezza. Moscow, 2007. — In Russ.)
[Chunikhin 2016] — Chunikhin K. From Un-American to Anti-Soviet: The Representation of American Visual Art in the Soviet Union during the Cold War (1950s to the late 1960s). PhD diss. Jacobs University Bremen, 2016. P. 37—45.
[Chunikhin 2018] — Chunikhin K. Painting and Sculpture at the American National Exhibition in Moscow, 1959: Defining Success of a Hot Art Show during the Cold War // New Europe College Yearbook: Pontica Magna Program. 2015—2017. Bucharest: NEC, 2018. P. 191— 216.
[Creed 2007] — Creed B. The Untamed Eye and the Dart Side of Surrealism: Hitchcock, Lynch and Cronenberg // The Unsilvered Screen: Surrealism on Film / Ed. by Graeme Harper and Rob Stone. London: Wallflower Press, 2007. P. 115—133.
[Gilburd 2006] — Gilburd E. Picasso in Thaw Culture // Cahiers du Monde Russe. 2006. Vol. 47. № 1—2. P. 65—108.
[Johnson 2012] — Johnson O. Aesthetic Enemies: The “Two Cultures” Theory at the Outset of the Cold War // Justifying War: Propaganda, Politics and the Modern Age / Ed. by David Welch and Jo Fox. London: Palgrave Macmillan, 2012. P. 270—287.
[Norris 2007] — Norris V. “Interior Logic”: The Appropriation and Incorporation of Popular Surrealism into Classical American Animation // The Unsilvered Screen: Surrealism on Film / Ed. by Graeme Harper and Rob Stone. London: Wallflower Press, 2007. P. 72—89.
[Pikkov 2013] — Pikkov Ü. Surrealist Sources of Eastern European Animation Film // Baltic Screen Media Review. 2013. Vol. 1. P. 29—43.
[Wells 1998] — Wells P. Understanding Animation. London: Routledge, 1998.
[Williams 1992] — Williams L. Figures of Desire: A Theory and Analysis of Surrealist Film [1981]. Berkley: University of California Press, 1992.
[1] Я благодарю Юрия Левинга и Оксану Майстат за ценные комментарии к черновику этой статьи.
[2] В представленной статье вопрос о модернистской природе соцреализма остается за скобками. Меня интересует не интерпретация модернизма и его локальных вариантов как вариантов модерности, а советская бинарная оппозиция «реализм» vs «модернизм», в рамках которой рождалась советская эстетика и осуществлялись практики антимодернизма.
[3] Подробнее о риторике противопоставления модернизма и соцреализма см.: [Johnson 2012].
[4] См., например, историю первой оттепельной выставки Пикассо: [Gilburd 2006].
[5] Подробнее об использовании языка карикатуры для критики модернизма см.: [Chunikhin 2016].
[6] Мультфильм «Случай с художником». Реж. Григорий Козлов. Автор сценария Юрий Елисеев. Художники: Гелий Аркадьев, Вера Валерьянова, Владимир Капнинский. Композитор Михаил Меерович. Союзмультфильм, 1962.
[7] Полностью локализовать действие сложно, так как образ западного города собирательный. Тем не менее выделяются многочисленные отсылки к США: доллары, небоскребы.
[8] Возможно, дочь миллионера, увлекающаяся искусством, — это аллюзия на Пегги Гуггенхайм.
[9] https://vk.com/club29991.
[10] https://vk.com/topic-29991_20156027?offset=3100.
[11] Российский государственный архив литературы и искусства (далее — РГАЛИ). Ф. 2469. Оп. 1. Ед. хр. 1185. Стенограммы заседаний Художественного совета студии по обсуждению режиссерского сценария П.Н. Носова «Винтик и Шпунтик», литературных сценариев С.К. Бялковского и А.П. Сазонова «Стрекоза и Муравей», Ю.Н. Елисеева «Случай с художником» и др. 1 июня 1960 — 10 июня 1960.
[12] РГАЛИ. Ф. 2469. Оп. 1. Ед. хр. 1185. Л. 120, 121. Более того, как замечает Козлов, просто противопоставить Левитана абстракции в рамках мультфильма нельзя, потому что мультипликационная реплика Левитана может вообще в итоге выглядеть менее выигрышно, чем модернистская работа.
[13] РГАЛИ. Ф. 2469. Оп. 1. Ед. хр. 1185. Л. 95.
[14] РГАЛИ. Ф. 2469. Оп. 1. Ед. хр. 1185. Л. 97.
[15] РГАЛИ. Ф. 2469. Оп. 1. Ед. хр. 1185. Л. 108—112.
[16] «…[i]nstead of showing what a character thinks, the Surrealist tendency in film was to show how images themselves can “think”».
[17] «…no given categories, aesthetic or Surrealist, could comprehend Surrealism conceptually”, yet “there is one term that comprehends Surrealism — the uncanny» (цит. по: [Creed 2007]).
[18] РГАЛИ. Ф. 2469. Оп. 1. Ед. хр. 1185. Л. 114.
[19] Подробнее о комментариях советских посетителей см. : [Chunikhin 2018].
[20] РГАЛИ. Ф. 2469. Оп. 1. Ед. хр. 1185. Л. 120.
1
Первый слайд презентации: Величайшие художники модернизма»
Работу выполнила студентка Группы 1В9 очного отделения Одушкина Анна Вячеславовна Самара, 2020г.
Изображение слайда
2
Слайд 2
(от франц. moderne — новый, новейший, современный) – художественное направление, объединяющее множество течений, основанных на противостоянии классическому искусству и возникшие в ХХ веке. Для всех них характерны глубокая индивидуальность, внутренняя Модернизм
Изображение слайда
3
Слайд 3
Пабло Пикассо Испания 1881−1973 З наменитый испанский художник, вместе с Ж. Браком является основателем течения «кубизм» в живописи. Он родился в маленьком испанском городке Малага в семье художника и учителя рисования, ставшего и его первым учителем. Голова мужчины 116×89 см, 1969
Изображение слайда
4
Слайд 4
Florine Stettheimer Дата рождения: 29 августа 1871 г.; Rochester, New York, United States Дата смерти: 11 мая 1944 г. Portrait of My Sister, Carrie W. Stettheimer 1923 Американский художник-модернист, феминистка, театральный дизайнер, поэт и салоньерка. Стеттхаймер разработала женственный, театральный стиль живописи, изображающий ее друзей и впечатления от Нью-Йорка.
Изображение слайда
5
Слайд 5
Хоакин Торрес Гарсия Дата рождения: 28 июля 1874 г. ; Montevideo, Uruguay Дата смерти: 8 августа 1949 г.; Montevideo, Uruguay Р одился в небогатой семье лавочника. Начальное образование получил дома, где ему преподавала мать, школу не посещал. Когда юноше исполнилось 17 лет, семья переселяется в Каталонию, на родину его отца. Уже здесь, в барселонской Школе изящных искусств молодой человек обучается рисунку и живописи. Construction with belltower 1932
Изображение слайда
6
Слайд 6
Эдвард Мунк Родился: 12 декабря 1863 г., Лётен, Хедмарк, Норвегия Умер: 23 января 1944 г. (80 лет), Осло, Норвегия Норвежский живописец и график, один из первых представителей экспрессионизма, самым узнаваемым образом которого стала картина «Крик». Его творчество охвачено мотивами смерти, одиночества, но при этом и жаждой жизни. Крик Созданная в промежутке между 1893-1910 годами
Изображение слайда
7
Слайд 7
Одна из наиболее известных картин нидерландского художника-постимпрессиониста Винсента Ван Гога. Представляет вид из восточного окна спальни Ван Гога в Сен-Реми-де-Прованс на предрассветное небо и вымышленную деревню. Картина написана в июне 1889 года; с 1941 года хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Звёздная ночь Июнь 1889 года — с 1941 Родился: 30 марта 1853 г., Зюндерт, Нидерланды Умер: 29 июля 1890 г. (37 лет), Овер- сюр — Уаз, Франция Винсент Ван Гог
Изображение слайда
8
Слайд 8
Австрийский художник, один из самых ярких представителей венского модерна. Живописец и график, мастер оформления архитектурного интерьера. Один из основателей Венского сецессиона и участник Венских мастерских. Его монументально-декоративные и живописные произведения отличает стилизация, символизм и эротизм. Родился: 14 июля 1862 г., Пенцинг (Вена), Австрийская империя Умер: 6 февраля 1918 г. (55 лет), Вена, Австро-Венгрия Густав Климт Девушка с веером
Изображение слайда
9
Слайд 9
Портрет Анны Ахматовой 1914 Русский и советский живописец, художник-авангардист, скульптор и театральный художник, заслуженный художник РСФСР, мастер портрета. Родился: 22 декабря 1889 г., Винница, Подольская губерния, Российская империя Умер: 12 декабря 1970 г. (80 лет), Санкт-Петербург, СССР Натан Альтман
Изображение слайда
10
Последний слайд презентации: Величайшие художники модернизма»
Больше картин художников модернистов Вы можете посмотреть перейдя по ссылке.
Изображение слайда
| Прерафаэлиты Форд
Мэдокс Браун (1821-93) Школа реализма
(19 век) Фердинанд
Георг Вальдмюллер (1793-1865) Символисты Пувис
de Chavannes (1824-1898) |
| Импрессионисты
Постимпрессионисты
Художники России Иван
Шишкин (1832-98) Австралийский Школа (19 и 20 век) Том
Робертс (1856-1931) |
| модерн
Художники/дизайнеры плакатов Жюль
Черет (1836-1932) 19-й
Century Sculptors Огюст
Preault (1809-1879) Художники-фовисты Анри
Матисс (1869-1954) Экспрессионисты Альберт
Pinkham Ryder (1847-1917) |
| Кубисты и футуристы Лионель
Feininger (1871-1956) Конструктивисты Владимир
Татлин (1885-1953) Школа реализма
(20th Century) Роберт
Анри (1865-1929) Социалист/Социалист
Реализм мексиканской школы Хосе
Клементе Ороско (1883-1949) Метафизический
Художники Джорджио
Де Кирико (1888–1978) Ар-деко и прецизионизм Тамара
де Лемпицка (ок. 1895-1980) Сюрреалисты Андре
Бретон (1896-1966) Аннотация
Художники Пит
Мондриан (1872-1944) Модерн
Скульпторы Аристид
Майоль (1861-1944) Аннотация
Экспрессионисты Ганс
Хофманн (1880-1966) Художники поп-музыки Рой
Lichtenstein (1923-97) Современное искусство Фотографы Евгений
Атже (1857-1927) ДЛЯ ПОИСКА КОНКРЕТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ ПРОСМОТРИТЕ НАШИ ИСПОЛНИТЕЛИ от А до Я |
13 Современные художники, которых вы должны знать
Современные художники и их необычные творения уже давно озадачивают, вызывают споры и расширяют наши представления о том, каким должно быть искусство. Кому захочется смотреть на писсуар, стоящий на постаменте в галерее? А что за чашка с меховой подкладкой, выдающая себя за произведение искусства?
По общему признанию, современное искусство было серьезным отклонением от многовековых ремесленных техник прошлого. С появлением фотографии художникам пришлось выйти за рамки простого изображения реальности и начать экспериментировать с цветом, формой, формой, абстракцией, различными средствами и различными техниками, прокладывая путь для современного современного искусства.
Если вам интересно узнать, кто из самых известных современных художников , вот 13 известных имён, которые вы не можете позволить себе игнорировать.
Является ли современное искусство таким же, как и современное искусство?Но прежде чем мы перейдем к нашему списку 13 лучших современных художников, давайте кратко объясним, что такое современное искусство и чем оно отличается от современного искусства. Несмотря на путаницу в популярной прессе и онлайн-СМИ, эти два термина не являются взаимозаменяемыми. (Да, в мире искусства есть свои отдельные определения для современных и современных времен.)
Современное искусство определяется как произведения искусства, созданные где-то между 1860-ми годами (некоторые говорят, 1880-ми годами) и концом 19 века. 60-е годы. Его называют современным, потому что он бросил вызов традициям и методам, существовавшим до него. Он прошел через целый ряд «измов», включая импрессионизм, кубизм, сюрреализм и абстрактный экспрессионизм. «Подсолнухи » Ван Гога , «Авиньонские девицы» Пикассо и банки супа «Кэмпбелл» Уорхола — все это примеры хорошо известных произведений современного искусства.
Современное искусство часто классифицируется как зародившееся после современного искусства, где-то между 19с 60 по 1970 год. Оно определяется как искусство нашей жизни или «искусство сейчас» и создается художниками, которые все еще живы. Современное искусство смещает акцент с эстетической красоты на основную концепцию произведения. Такие движения, как минимализм, концептуальное искусство, постмодернизм, феминизм и перформанс, часто представляют собой эксперимент по расширению границ и постановке вопросов о том, что такое искусство и чем оно может быть.
Хорошо, хватит урока истории искусств, и вернемся к теме!
13 известных современных художников, которых должен знать каждый #1 Клод Моне (1840-1926) – Икона импрессионизма Водяные лилии и японский мост (1899 г. ) через ВикипедиюКлод Моне был французским художником, которого прозвали отцом импрессионизма; художественное движение считается первым авангардным движением модернистского периода. Наиболее известный своей картиной природы и пейзажей, в более поздние годы он большую часть времени проводил за рисованием своего цветочного сада в своем доме в Живерни, с его японским пешеходным мостом и прудом, полным лилий.
Интересные факты о художниках : Когда сад Моне расширился, он нанял шесть постоянных садовников, чтобы ухаживать за ним. Каждое утро один из них выплывал на лодке к пруду, мыл и вытирал пыль с каждой кувшинки. Как только лилии были чистыми, Моне приступил к их росписи, пытаясь уловить свет, отражающийся от воды.
#2 Поль Сезанн (1839-1906) – «Отец всех нас» Корзина яблок (1893) через ВикипедиюПризнанный отцом постимпрессионизма, Сезанн также известен как родоначальник фовизма и предшественник кубизма. Его вклад в развитие этих новаторских художественных стилей сделал Сезанна одной из ключевых фигур в истории современного искусства. Достаточно сказать, что и Матисс, и Пикассо называли его «отцом всех нас».
Интересные факты о художниках : В школе Поль Сезанн подружился с Эмилем Золя, над которым издевались и дразнили его одноклассники. Однажды, защищая своего друга, Сезанн подрался во дворе школы. На следующий день в знак благодарности Эмиль принес ему корзину, полную яблок, которая впоследствии стала повторяющейся темой в творчестве Сезанна.
#3 Винсент Ван Гог (1853-1890) – Непонятый гений Звездная ночь (1889 г.) через ВикипедиюВан Гог — творческая икона и один из самых известных современных художников 19 века. Недооцененный в свое время, он продал только одну картину за всю свою жизнь: Красный виноградник , которая была продана в Бельгии за 400 франков за семь месяцев до его смерти. Напротив, его самой дорогой картиной, проданной посмертно, была картина «Портрет доктора Гаше» , за которую в 1990 году было продано 148,6 миллиона долларов.
Мелочи о художниках : Звездная ночь , возможно, самая известная работа Ван Гога, была написана в приюте в Сен-Реми-де-Прованс, Франция, где он добровольно признался, что выздоравливает от своего нервного срыва 1888 года, который привел к инциденту с отрезанием ушей. На картине изображен вид из окна его спальни. С 1941 года она является частью постоянной коллекции Музея искусств Метрополитен.
#4 Анри Матисс (1869-1954) – Великий колорист Женщина в шляпе (1905) через ВикипедиюШироко известный как первый чистый колорист в мире, Матисс был ключевой фигурой фовистского движения начала 20-го века. Его стилистические новации коренным образом изменили ход современного искусства и вдохновили несколько поколений молодых живописцев. Он завязал непростую дружбу с Пикассо и был единственным художником, которого испанец считал соперником и мастером линии.
Мелочи о художниках :
Матисс любил животных. У него было три кошки по имени Кузи, Минуш и Ла Пюс, которых он каждое утро кормил булочками. Помимо кошек, Матисс держал домашних голубей, купленных у торговцев вдоль Сены. В свои последние дни Матисс подарил своих драгоценных птиц Пабло Пикассо. На самом деле, это был один из его голубей, по образцу которого Пикассо смоделировал своего Голубя мира, выбранного в качестве эмблемы для Первой Международной мирной конференции в Париже в 1919 году.49.
#5 Эдвард Мунк (1863-1944) – Человек, стоящий за криком Крик (1893) через ВикипедиюМунк был норвежским художником, который соединил основные направления символизма 19-го века и экспрессионизма 20-го века. Родившийся среди бедности и болезней, он был болезненным ребенком, который позже в жизни страдал от алкоголизма и приступов психических заболеваний. Его «Крик » 1893 года стал одним из самых знаковых изображений искусства, с агонизирующей фигурой в центре, символизирующей беспокойство о состоянии человека.
Общая информация о художнике : 22 января 1892 года Мунк записал в своем дневнике: «Я шел по дороге с двумя друзьями — солнце зашло — я почувствовал порыв меланхолии — вдруг небо стало кроваво-красным (… ) и я почувствовал огромный бесконечный крик [слезу] сквозь природу». Сцена, описанная в этой записи, часто упоминается как вероятное вдохновение для его самой известной картины.
#6 Василий Кандинский (1866-1944) – первый абстракционист Желто-красно-синий (1925) через Василия-КандинскогоВлиятельный русский художник и теоретик искусства, Кандинский считается первым художником, создавшим чисто абстрактное произведение. Это была безымянная акварель 1910 года, которая сейчас находится в Центре Помпиду в Париже. Он классно написал: «Цвет — это клавиатура, глаза — это гармонии, душа — это многострунный рояль. Художник — это рука, которая играет, касаясь той или иной клавиши, чтобы вызвать в душе вибрации».
Интересные факты о художнике : Когда он был профессором Баухауза, три из его первых «Композиций» были захвачены нацистами и выставлены на ныне печально известной выставке «Дегенеративное искусство» в 1919 г. 37. Вынужденный оставить свой преподавательский пост, он провел свои последние годы в Париже, зная, что значительная часть работы его жизни была уничтожена в Германии.
#7 Пабло Пикассо (1881-1973) – отец кубизма Герника (1937) via BritannicaПабло Пикассо, несомненно, является одной из самых влиятельных фигур в современном искусстве. Его карьера насчитывает 79 лет, и его большой и разнообразный объем работ часто делится на периоды: ранние работы, голубой период, период роз, африканский период, кубизм, неоклассицизм, сюрреализм и более поздние работы. Марсель Дюшан сказал интервьюеру в 1933, что «современный художник должен ненавидеть Пикассо, чтобы создать что-то новое».
Общая информация о художниках : Герника , одна из самых известных современных картин, изображает последствия немецкого воздушного налета на город в Испании во время гражданской войны в Испании. Легенда гласит, что, когда нацистский офицер увидел картину, он спросил Пикассо: «Это был ты?» и художник ответил: «Нет, ты сделал!»
#8 Марсель Дюшан (1887-1968) – Мастер дадаизма Фонтан (1917) через ВикипедиюНаиболее известный своими реди-мейдами, предметами массового производства, от крышек пишущих машинок до вешалок, которые он подписал и объявил искусством, Дюшан был связан с кубизмом, дадаизмом и концептуальным искусством. Его прототип и самая известная работа, фарфоровый писсуар под названием «Фонтан», был признан самым влиятельным произведением искусства 20-го века группой из 500 экспертов в 2004 году.
Мелочи о художниках : Будучи бесстрашным экспериментатором и провокатором, Дюшан никогда не принимал наркотиков, избегая парижских опиумных притонов на рубеже 20-го века. Позже в своей жизни ему однажды подсунули ЛСД без его ведома. По словам его жены, это был единственный раз, когда ей пришлось снять с него обувь перед сном.
№ 9 Сальвадор Дали (1904–1989) – изобретательный шутник Постоянство памяти (1931) через БританникуПионер сюрреалистического движения, Сальвадор Дали был эксцентричным гением, известным своим диким искусством и острыми усами. Его картины изображали мир грез, в котором обычные предметы искажаются, преувеличиваются или сопоставляются неожиданным образом. Возможно, самым известным из этих загадочных изображений является Постоянство памяти , в котором вялые тающие часы покоятся в устрашающе спокойном пейзаже.
Интересные факты о художнике : Йоко Оно якобы предложила Дали 10 000 долларов за прядь его знаменитых усов. Заподозрив, что она может быть ведьмой, художник опасался, что она его околдует. Однако он был не из тех, кто отказывается от чека, поэтому проявил изобретательность и вместо этого отправил ей кусок сушеной травы.
#10 Фрида Кало (1907-1954) – Мать селфи Диего и я (1949) через ФридакахлоФрида Кало, несомненно, одна из самых известных современных художниц и, возможно, самая известная художница-женщина, наиболее известная своими автопортретами. У нее был непростой брак с художником Диего Риверой, и она исследовала эти бурные отношения в своем искусстве. Хотя Кало добилась умеренного успеха при жизни, после смерти она стала суперзвездой как в мире искусства, так и в популярной культуре.
Интересные факты о художниках : Печальный автопортрет Фриды Кало «Диего и я» , проданный по ошеломляющей цене в 34,9 миллиона долларов США, является самым ценным латиноамериканским произведением искусства, когда-либо публично проданным. Картина была создана на фоне слухов о том, что Ривера вскоре бросит ее ради голливудской звездочки, и иллюстрирует способность Кало направлять боль своего бурного брака в свою работу.
#11 Фрэнсис Бэкон (1909–1992) – Художник Смерти Этюд для головы (1952) через Фрэнсиса БэконаБудучи художником-самоучкой, Фрэнсис Бэкон известен как один из самых важных художников 20 века. Он отверг движение абстрактного искусства в пользу характерного и тревожного реализма. Он наиболее известен своими душераздирающими, необработанными изображениями, которые часто интерпретируются как травмирующие выражения послевоенной британской психики.
Интересные факты о художниках: В детстве у Бэкона были напряженные отношения с родителями, особенно с отцом, который боролся с зарождающимся гомосексуализмом сына. Когда ему было 17 лет, отец Бэкона выгнал его из семейного дома за то, что он носил одежду матери. Хотя Бэкон не пытался изменить свой образ жизни или стать более сговорчивым по отношению к отцу, он навсегда был травмирован своим отказом.
#12 Джексон Поллок (1912-1956) – Джек Капельница Конвергенция (1952) через ВикипедиюЗнаменитый американский художник 20-го века Джексон Поллок был ведущей силой движения абстрактного экспрессионизма в мире искусства и одним из ключевых художников в переходе от современного искусства к современному. Имя Поллока стало синонимом масштабных абстрактных картин, которые он, как известно, создавал на полу своей мастерской, заливая и капая краской на холст.
Интересные факты о художниках : Джексон Поллок был известен своей нестабильностью, всю свою жизнь борясь с депрессией и алкоголизмом. Он преодолел свою зависимость в течение двух лет, что привело к удивительному всплеску продуктивности, прежде чем у него случился рецидив. Жизнь Поллока оборвалась в возрасте 44 лет, когда он врезался на своей машине в дерево всего в одной миле от своего дома, находясь за рулем в нетрезвом виде.
#13 Энди Уорхол (1928-1987) – Папа поп-музыки Мэрилин Диптих (1962) через SmarthistoryПредшественник движения поп-арт 1960-х, Энди Уорхол заслужил прочную репутацию культурной иконы. Согласно художественному направлению, которое он изобрел, элементы и символы популярной культуры и массового потребления могли быть наравне с изобразительным искусством, о чем свидетельствует «Мэрилин» Уорхола, которая стала эмблемой поп-арта. Он известен своими яркими, красочными картинами и репродукциями предметов, начиная от знаменитостей и заканчивая предметами повседневного обихода, такими как банки для супа.
Факты художника : Энди Уорхол родился Эндрю Уорхола, младший сын Эндрю и Юлии, урожденной Завацка, иммигрантов в США из Миковой, деревни недалеко от современной словацко-польской границы. Эндрю Уорхола-младший стал известен как Энди Уорхол после того, как одна из его ранних иллюстраций в журнале Glamour была ошибочно приписана некоему Энди Уорхолу, имя, которое он решил использовать с тех пор.
Вам слово!В нашем обзоре собраны некоторые из самых известных современных художников, оказавших огромное влияние на ход современного искусства. От Клода Моне и его мечтательных пейзажей до Фриды Кало и ее необработанных автопортретов, современные мастера и их произведения по-прежнему привлекают толпы в музеи, разжигают жаркие споры и устанавливают громкие рекорды на аукционах.
У вас пустые, скучные стены? Мы вас прикрыли! Проверьте наш удивительный выбор высококачественных художественных постеров! Повесьте свой любимый шедевр на эту пустую стену и привнесите больше искусства в свою жизнь!
Есть ли какие-нибудь другие известные современные художники, которые, по вашему мнению, мы должны включить в наш список? Дайте нам знать об этом в комментариях!
Если вы дочитали до этого места, возможно, вам понравятся и другие статьи из нашей серии:
- 10 самых известных художников всех времен
- 10 самых известных художников эпохи Возрождения
- 12 известных художниц, которых вы наверняка не знали
- 10 известных испанских художниц и искусство, о которых вы должны знать
- 10 известных французских художниц, о которых вам следует знать
Определение модернизма через 5 фактов и 12 произведений искусства
Как и любое другое описание эпохи в искусстве, «модернизм» и «современное искусство» трудно дать точное определение. Причина в том, что такие категории в некотором роде субъективны и поэтому всегда будут оставаться спорными. Используя термин «модернизм», мы обычно говорим о глобальном движении, которое возникло как в социальном, так и в культурном плане в конце 19-го и начале 20-го века в странах западного мира. Особенно в изобразительном искусстве этот термин означал разрыв почти со всем, что происходило в искусстве раньше. И это описывает поиск новых выразительных средств.
Окруженный великими социальными, культурными и политическими потрясениями, «модернизм» считается периодом инноваций и экспериментов. Грубо говоря, термин «модернизм» в искусстве варьируется от реализма таких художников, как Гюстав Курбе, до абстракции 1960-х годов. Далее мы объясним вам «модернизм» более подробно, используя 5 фактов и 12 произведений искусства.
В большинстве случаев описание эпохи дается по ее сходству в произведениях искусства, созданных в определенный период. Современное искусство, однако, не так просто сузить, как раз наоборот. Вместо единого стиля в модернистский период возникло множество различных стилей и форм искусства. Многие из новых художественных форм и стилей имеют одну общую черту: многие из них имеют суффикс 9.0019 -изм в их имени. К ним относятся, например, импрессионизм, за которым последовал экспрессионизм. Но также кубизм и фовизм попадают в категорию «модернизма».
Вам понравилась эта статья?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей
В этом разделе вы можете увидеть по одной работе каждого из художников Клода Моне и Жоржа Брака. На первый взгляд эти произведения искусства не могли быть более разными. Техника, а также цвета и мотивы принципиально разные. Однако у этих двух работ больше общего, чем вы могли подозревать вначале. Обе картины созданы в период модернизма в искусстве. Что их еще объединяет, будет показано в следующих пояснениях.
2. Художники-модернисты ставят под сомнение или даже отвергают консервативные ценности
Началась эра модернизма в искусстве, когда все больше и больше художников отказывались от классических принципов искусства и все чаще отказывались от традиционных представлений об искусстве. Такие художники, как Клод Моне, воздерживались от максимально реалистичного изображения мира на своих картинах, как этому учили раньше в эпоху Возрождения. Вместо этого, как и многие другие художники, его интересовало субъективное выражение восприятия. Это также означало, что такие художники, как Моне, подвергали сомнению видение как таковое. Объективная идея видения подвергалась испытанию и все больше заменялась субъективной идеей видения.
Давайте взглянем на известную картину Эдварда Мунка «Крик » (1893). Этим произведением Эдвард Мунк показывает, как внезапное волнение меняет все наши сенсорные впечатления. Все линии на картине ведут к кричащей голове в центре картины. Дикое смешение ярких красок и органичных линий усиливает впечатление взрыва эмоций. В этой картине норвежского художника кое-что становится предельно ясным: живопись в «модернизме» — это не про истины природы и не про изображение идеальных красот. Что имеет значение, так это чистое выражение эмоций, даже если это означает искажение фигуры до безобразия.
3. Модернизм означает инновации и эксперименты
Современное искусство находилось под сильным влиянием социальных и политических событий конца 19-начала 20 веков. Начало века представляет собой один из величайших исторических потрясений для западных обществ. Индустриализация действительно пошла в гору в этот период, капитализм все больше и больше укоренялся, были такие изобретения, как железная дорога и Первая мировая война. Все это сталкивало людей с непредвиденным. Это пробуждение и переворот ощущались и в искусстве. Было много инноваций, и люди экспериментировали с формами, цветами, линиями и мотивами, как никогда раньше.
Хорошим примером такого развития является работа Пабло Пикассо Авиньонские девицы (1907 г.). Если вы посмотрите на эту картину сегодня, можно подумать, что Пикассо написал эту работу, чтобы изменить западную живопись с ее основы. Здесь художник не только играет с формой женского тела, сочетая его с геометрическими формами, но и лица женщин были вдохновлены африканским искусством. И то, и другое можно рассматривать как элементы живописной революции.
Абстракция также нашла свое применение в искусстве во времена модернизма. Шведская художница Хильма аф Клинт сегодня считается пионером абстрактного искусства, наряду с такими художниками, как Василий Кандинский. В своем искусстве она прошла живописный путь от натуралистического искусства к абстрактному искусству. Хильма аф Клинт написала свои первые абстрактные картины уже около 1906 года.
4. Часто основное внимание уделялось материалу, цвету, технике и процессу
Будь то мазки Клода Моне, цветовые области на работах Пита Мондриана или брызги краски на картинах Джексона Поллока — в эпоху модернизма материал, цвет, техника и живописный прием выдвинулись на передний план. в работах многих художников.
Тем не менее, картины ни в коем случае не должны быть перегружены. Часто даже тотальное сокращение создает особую направленность. Некоторыми хорошими примерами этого являются монохромные работы французского художника Ива Кляйна.
Ив Кляйн считается художником-авангардистом. Особую известность приобрели его монохромные картины-композиции, созданные в разработанной им самим ультрамариновой синеве. Цвет носит официальное название International Klein Blue. В такой синей картине цвет становится единственным мотивом и тем самым сразу привлекает внимание зрителя.
5. Клемент Гринберг: крупный теоретик (абстрактного) модернизма
Одно имя, которое определенно стоит знать в связи с современным искусством, — это Клемент Гринберг. Искусствовед Клемент Гринберг — что-то вроде главы живописи позднего модерна. Гринберг был убежден, что искусство должно быть сведено к его самым основным элементам: к поверхности и ее цвету. Таким образом, американский теоретик в первую очередь пропагандировал абстрактный экспрессионизм и цветную плоскостную живопись.
Художники, такие как Джексон Поллок, Виллем де Кунинг и Барнетт Ньюман, обязаны своей известностью и международным признанием влиянию и поддержке Клемента Гринберга. Одно из самых известных произведений Клемента Гринберга — « К новому Лаокоону » (1940). Название уже раскрывает это: в своем письме Гринберг отсылает к известному тексту Готхольда Эфраима Лессинга. Как и Лессинг, Гринберг также хотел разделить искусство на дисциплины. Он объявляет изобразительное искусство высшим искусством. Сила живописи, объясняет он в своем эссе, становится видимой только тогда, когда она отказывается от всякого повествования. Именно это и задал себе авангард в своей живописи, что мы и видим на предыдущих картинах.
Итак, отметим: «модернизм» — это термин, обозначающий период времени в конце 19-го и начале 20-го века. В то время крупные социальные и культурные изменения способствовали тому, что искусство вот-вот должно было измениться. Современное искусство ни в коем случае нельзя сводить к нескольким сходным характеристикам. Однако есть некоторые характеристики, по которым можно определить современное искусство. В искусстве царил дух новых начинаний и смелость экспериментировать. В эпоху модернизма художники подвергали сомнению консервативные ценности и традиционные представления об искусстве. Они выражали себя цветом, формами, линиями и техниками, тем самым прокладывая путь к абстракции. Важной теоретической фигурой в развитии современного искусства является американский искусствовед Клемент Гринберг. Его произведения дают решительные ответы на вопрос о том, каким должно быть современное искусство.
Александра КаргBA Art History & Literature Привет! Я Александра Карг. Я исследую, пишу и читаю лекции по темам в области искусства и культуры. В моем родном городе Берлине я закончила изучение литературы и истории искусства.