Искусство модернизма | это… Что такое Искусство модернизма?

Эта статья о направлении в искусстве. Об историческом периоде см. Эпоха модерна

Модерни́зм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля[1]. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй же половине века она была подвергнута развёрнутой критике. Термин «модернизм» присущ только отечественной искусствоведческой школе, в западных источниках — это термин «modern». Так как в русской эстетике «модерн» означает художественный стиль, предшествующий модернизму, необходимо различать эти два понятия, дабы избежать путаницы.

Содержание

  • 1 Модернизм в изобразительном искусстве
  • 2 Модернизм в архитектуре
    • 2.1 Классические примеры модернизма в архитектуре
  • 3 Модернистские течения в искусстве
  • 4 Примечания
  • 5 См. также
  • 6 Ссылки

Модернизм в изобразительном искусстве

Модернизм — совокупность художественных направлений в искусстве второй половины девятнадцатого — середины двадцатого столетия. Наиболее значительными модернистскими тенденциями были импрессионизм, модерн, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм. А также более поздние течения — абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм. В узком смысле модернизм рассматривается как ранняя ступень авангардизма, начало пересмотра классических традиций. Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год — год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы художников, забракованные жюри официального Салона.

В широком смысле модернизм — «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка.

Модернизм в архитектуре

Выражение «модернизм в архитектуре» употребляется часто как синоним термина «современная архитектура», но последний термин всё же шире. Модернизм в архитектуре охватывает творчество пионеров современной архитектуры и их последователей во временно́м промежутке с начала 1920-х годов и по 70-е—80-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции.

Кредо модернизма заложено в самом его наименовании — это созидание нового («модерн» значит «новый»). То есть, принципиальная установка на новизну архитектуры, — как конструктивных и планировочных идей, так и внешних форм, которые, по мысли архитекторов-модернистов, должны исходить из достижений новых строительных технологий. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передает общий характер построек модернизма.

Основные принципы архитектурного модернизма — использование самых современных строительных материалов, рациональный подход к решению конструкций и внутренних пространств, отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминесценций в облике сооружений, их «интернациональный» характер. Что касается социальных установок архитекторов-модернистов, то, как правило, они отличались явным демократизмом, а то и левизной, — по крайней мере, во многих декларациях его теоретиков.

Стили-предшественники модернизма в архитектуре, так называемые «неостили», — русский модерн, австрийский сецессион, югенд-стиль в Германии, ар-нуво во Франции, а также неоклассицизм, развившийся позже повсеместно.

Последующий за модернизмом стиль — постмодернизм, для которого характерен возврат к использованию элементов традиционных исторических стилей. А также другие направления, в которых усилились черты иррационального подхода к архитектуре, выразившиеся, например, в более эмоциональном подходе — в экспрессивных деформациях форм и конструкций зданий, в художественной стилизации или же в прямых изобразительно-ассоциативных решениях.

Модернизм в архитектуре ассоциируется с такими понятиями (движениями), как авангардизм, пуризм, функционализм, конструктивизм, «новое движение», интернациональный стиль, техницизм, минимализм.

Основные представители модернизма, пионеры современной архитектуры, которым принадлежит роль первопроходцев, это — Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер и некоторые другие.

Определение «модернистское» вполне уместно и по отношению к современному зданию, — если по своему виду и по намерениям автора оно соответствует традиционному представлению о модернизме.

Классические примеры модернизма в архитектуре

  • Здание Баухауза в Дессау, арх. В. Гропиус;
  • Вилла Савой в Пуасси, 1930, арх. Ле Корбюзье;
  • Жилые комплексы «Хай-пойнт-1» и «Хай-пойнт-2» в Лондоне, 1936, арх. Б. Любеткин;
  • Санаторий в Паймио, 1933, арх. А. Аалто;
  • Архитектура города Чандигарх, Индия. Арх. Ле Корбюзье, П. Жаннере и др.;
  • Новая столица Бразилии, г. Бразилиа, арх. Л. Коста, О. Нимейер, 50-е гг.;
  • Здание «Сигрем» в Нью-Йорке, 1958, арх-ры Мис ван Дер Роэ, Ф. Джонсон;
  • Жилой комплекс «Хэбитэт» на Экспо-67 в Монреале, 1955, арх. М. Сафди.

Модернистские течения в искусстве

  • Абстрактное искусство
  • Абстрактный экспрессионизм
  • Дадаизм
  • Импрессионизм
  • Кубизм
  • Модерн
  • Постимпрессионизм
  • Символизм
  • Сюрреализм
  • Фовизм
  • Футуризм
  • Экспрессионизм

Примечания

  1. http://glossary.ru/cgi-bin/gl_sch3.cgi?RMuklwtons

См. также

  • Модерн
  • Постмодернизм

Ссылки

  • архитектура и архитекторы модернизма

Арабский модернизм | Выпуск 79/3 2017

ЖИВЯ ВДАЛИ ОТ РОДИНЫ, МЫ СКУЧАЕМ ПО ДОБРОМУ, СТАРОМУ, «НАШЕМУ» ИСКУССТВУ. ПО ТОМУ ИСКУССТВУ, КОТОРОЕ ВСТРЕЧАЛОСЬ В УЧЕБНИКАХ И КОТОРОЕ КРАСУЕТСЯ В ЛУВРЕ И ЭРМИТАЖЕ.

ОДНАКО СТОИТ УЧЕСТЬ, ЧТО ОТКРЫТИЕ ЛУВРА И МУЗЕЯ ГУГГЕНХАЙМА В АБУ-ДАБИ НЕ ЗА ГОРАМИ, А АРАБСКИЙ МОДЕРНИЗМ ЗАСЛУЖИВАЕТ САМОГО ПРИСТАЛЬНОГО ВНИМАНИЯ.

О европейском модернизме мы знаем очень много, в том числе и потому, что наши соотечественники отправлялись за вдохновением именно в Европу. Что касается арабов, османов и персов, то нам известно, как правило, лишь одна сторона их художественной деятельности – исламское искусство, которое часто относят к декоративно-прикладному.

Направление арабского модернизма в искусстве создавалось на протяжении ХХ века. Художники с Ближнего Востока бывали в европейских столицах и впитывали все новые веяния в искусстве. Возвращаясь к себе на родину, они начинали воспринимать культуру своего народа иначе. Именно этим и ценен их опыт, а картины, скульптуры и рельефы, созданные в это время, полны мастерства, экспрессии и самобытности. В своих творческих поисках художники, как российские, так и арабские, проходили одинаковый путь.

Сначала они пробовали писать в новой технике, а также примерять на себя разные стили, подражая европейским коллегам-первооткрывателям, но спустя некоторое время, пропустив эти техники и стили через себя и свое культурное наследие, они начинали создавать уникальные работы.

Что же принято считать арабским искусством и откуда оно взялось? Среди исследователей нет единого мнения на этот счет. Одни полагают, что арабское искусство – не что иное, как продолжение несколько переработанной исламской эстетики, другие же указывают на имитацию (зачастую слабую) европейского искусства. По мнению авторитетного исследователя арабской культуры и искусства Нады М. Шабут, ни одно из определений не отражает действительности. Исламское искусство создавалось при совсем других обстоятельствах, чем арабский модернизм. Во время формирования новых арабских государств политическая и культурная элита сталкивалась с теми же проблемами, что и их предшественники в VII и VIII веках, а именно с необходимостью сохранения культурной идентичности на фоне растущего влияния Запада. И если идентичность исламского искусства никогда не подвергалась сомнению, то политическая и культурная слабость арабского искусства провоцирует дискуссию. Именно поэтому некоторые связывают его с исламом.

Важно отметить, что со времен эпохи Возрождения в европейском искусстве постоянно происходили перемены, которые нашли свое отражение в новой форме эстетики – искусстве первой половины ХХ века. Вместе с тем исламское искусство со времен своего создания практически не эволюционировало. Отсюда возник художественный вакуум, который сохранялся вплоть до арабского возрождения и колонизации в конце XIX века. Отсутствие развития в искусстве в течение многих столетий вылилось в начале ХХ века в стремление к самовыражению, что в начале было имитацией и подражанием, а уже потом самобытным новым искусством.

В период модернизации османского двора, в XIX–ХХ веках, европейские художники и архитекторы приглашались султанами в качестве придворных живописцев и проектировщиков дворцов и парков. Интересно отметить, что Стамбул практиковал это гораздо раньше: еще в XV веке там творил венецианец Джентиле Беллини.

Возвращаясь в ХХ век, исследователи выделяют три волны модернизма, оставившего след в формировании современного общества. Самым значимым событием был распад Османской империи в 1922 году. Образование новых государств привело к осмыслению национальной идентичности каждого из них, возросла роль национализма. Египтяне исследуют искусство эпохи фараонов, а также коптское наследие; иракцы вспоминают шумерские и вавилонские художественные традиции, северные африканцы обращаются к африканскому и берберскому искусству. Это первая волна модернизма, во время которой новое искусство еще только зарождалось. Ярким примером этой волны могут служить работы Махмуда Мухтара (1891–1934). Мухтар был одним из первых выпускников школы изящных искусств, открывшейся в Каире в 1908 году. Скульптор учился сначала в Каире у иностранных педагогов, а затем отправился в Париж за новыми знаниями. Вернувшись на родину, он создал грандиозный мраморный монумент «Пробуждение Египта». Мухтар изображает сфинкса и женщину, приподнимающую свой покров. Скульптор обращается к доисламскому искусству – к эпохе фараонов. Сфинкс олицетворяет прошлое, женщина – будущее. Сама композиция напоминает египетский иероглиф. Благодаря Мухтару в арабской культуре появился новый термин – «неофараонский стиль».

Следующая волна модернизма на Ближнем Востоке – это период после Второй Мировой войны и распада колониальной системы. Именно в середине ХХ века художники, скульпторы, поэты, литераторы стали по-настоящему авангардистами, сыграв важную роль в социальной, культурной и политической жизни своей страны. В 1951 году в Ираке была основана Багдадская группа современного искусства. Благодаря совместным усилиям Джавада Салима и Шакира Хасана Аль-Саида впервые в арабском мире успешно прошла разработка и внедрение местного стиля – использование ассирийских, вавилонских и аббасидских мотивов. Эти художники определили новый местный стиль.

50-е и 60-е годы прошлого века характеризуются отсутствием единства среди художников разных стран Ближнего Востока. Но уже в 70-е годы у них появляется идея объединить свои усилия для исследования и определения роли пластического искусства в формировании будущей арабской культуры. Так, в 1971 году в Дамаске состоялась первая встреча художников, а в последующие годы проводились фестивали и биеннале.

Третья волна модернизма связана с событиями последних десятилетий ХХ века и продолжается по сей день. События эти часто были и остаются кровавыми. Ближневосточный регион никак не покончит с войнами. Современные художники на своих полотнах отражают боль и знакомую им действительность. Взгляните на картину иракского модерниста Диа альАззави «Резня в Сабре и Чатиле» или «Беженцы» кисти сирийского художника Фатеха Аль Мударреса.

Разговор об арабском искусстве ХХ века будет не полным, если не упомянуть каллиграфию. Всем известно ее место в исламском искусстве, а вот использование арабских букв художниками-модернистами не так однозначно. Арабская буква всегда была и остается важным элементом в художественном самовыражении творческой личности, однако в ХХ веке она изменилась до неузнаваемости. Интересна работа «Все люди равны, как зубчики расчески» Жамиля Хамуди. Название картины вписано в кубический пейзаж. При этом буквы повторяют разрозненность и раздробленность элементов картины. Вот так Восток встретился с Западом.

Арабский модернизм интересен тем, что по нему можно изучать европейские художественные течения столетней давности, а также значительно обогатить свои познания в области искусства Древнего Востока. Теперь остается только увидеть работы воочию.

Текст: Катерина Багинская, арт-эксперт и искусствовед

Британника

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Страница не найдена

Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.

Тур де Франс: правда или вымысел?

9 Американских контркультурных книг

Что такое интерсекциональность?

Что такое Модернизм? · Виктория и Альберта

Архитектурная среда, в которой мы живем сегодня, во многом сформировалась под влиянием модернизма. Здания, в которых мы живем, стулья, на которых мы сидим, графический дизайн, который нас окружает, — на все это повлияла эстетика и идеология модернистского дизайна. Но что такое модернизм?

В поисках Утопии

Модернизм задумывался не как стиль, а как разрозненный набор идей. Это был термин, охватывающий целый ряд направлений в искусстве, архитектуре, дизайне и литературе, которые в значительной степени отвергали стили, существовавшие до него. Методология процветала в Германии и Голландии, а также в Москве, Париже, Праге и Нью-Йорке и была видна в годы между мировыми войнами.

Рисунок, Эдвард Макнайт Кауффер, 1934 год, Англия. Музей №. Е.3770-2004. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

В основе модернизма лежала идея о том, что мир необходимо коренным образом переосмыслить. Резня Первой мировой войны и русская революция привели к широко распространенному утопическому рвению, вере в то, что человеческое состояние можно исцелить с помощью новых подходов к искусству и дизайну. Сосредоточившись на самых основных элементах повседневной жизни — жилье и мебель, товары для дома и одежда — архитекторы и дизайнеры задались целью заново изобрести эти формы для нового века.

Dell-Lampe Type K, настольная лампа, дизайн Кристиана Делла, производство Zimmermann GmbH, 1929, Германия. Музей №. М.27-1992. © Музей Виктории и Альберта, Лондон EKCO AC 74, радиоприемник, разработанный Сержем Чермаевым, производитель EK Cole Ltd, 1933 г., Англия. Музей №. ЦИРК.12-1977. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Архитектура и социальные изменения

Европа была разорена репрессивными политическими структурами и вопиющим социальным неравенством. Борьба с экономическим неравенством стала центральной в повестке дня модернистов, и многие архитекторы посвятили свою энергию жилищному строительству. Доступное жилье было одной из самых насущных потребностей межвоенного периода. Дизайнеры и архитекторы, такие как Людвиг Мис ван дер Роэ, Эрих Мендельсон и Вальтер Гропиус, разработали типовые жилые комплексы в попытке разрешить жилищный кризис.

Стремясь преобразовать общество, архитекторы-модернисты решили индустриализировать процесс строительства. Новые технологии строительства и использование таких материалов, как сталь, бетон и стекло, снизят затраты и позволят наладить массовое производство.

Эскиз схемы застройки Белого города, рисунок Эрика Мендельсона, 1934 г., Великобритания. Музей №. Е.677-1993. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Новые технологии

Многие художники и архитекторы были опьянены безграничными возможностями науки и техники. Они представляли себе мир, полностью воссозданный с точки зрения машины: все, от одежды до архитектуры, от музыки до театра. Дом мог быть «машиной для проживания», а задача искусства — «не украшать жизнь, а организовывать ее».

Франкфуртская кухня (фрагмент), Маргарет Шютте-Лихоцки, 1926–27, Германия. Музей №. W.15:1 к 89-2005. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Сборочные линии Генри Форда вдохновили идею о том, что механизация устранит напрасную трату времени и усилий, обеспечит высокую производительность и поможет решить проблемы современного общества.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *