Как научиться писать хорошие тексты?: shmandercheizer — LiveJournal

Сегодня в Сети предостаточно как довольно неплохих, так и откровенно бесполезных советов на этот счет. Хотя на самом деле на этот вопрос давно уже ответил Сомерсет Моэм: «есть три правила, как писать романы, но, к несчастью, никто их не знает».

Писать – это ремесло, требующее усилий и практики, а потому нельзя ответить на вопрос как именно Вам научиться писать. Можно лишь дать пару рекомендаций на тему «Как НАЧАТЬ учиться писать хорошо?».

Общий ответ очевиден: нужно начать писать и пробовать, пробовать, пробовать. Писать, читать, зачеркивать, стирать. Думать и писать, перечитывать и переосмысливать, слушать и читать других. Однако конкретика здесь не помешает.

Я бы порекомендовал начинать с трех простых практик.

ПРАКТИКА 1: СПЕРВА НАПИШИ.

Научись преодолевать страх чистых страниц, отбрось сомнения и перфекционизм – и просто напиши страницу текста. Как угодно и о чем угодно. Пусть даже твою речь открывают обороты «Ну короче, вся фигня в том, что….» и «Черт пойми как это сказать, это похоже на…». Запомни: сперва текст, затем совершенство. Улучшать и редактировать можно только то, что уже есть. Бесконечные обдумывания текста лишь отдаляют его рождение.

Этот совет не сработает, если есть внутренние причины не писать (например, страх, неуверенность и т.д.), но по крайней мере, не стоит врать себе, что ты вынашиваешь будущий текст в голове. Нет — ты его там консервируешь и хоронишь — увы.

Если ты хочешь связать свою жизнь с текстами: стать сценаристом, писателем, журналистом, исследователем текстов, то будет крайне полезным – хотя бы пару-месяцев (а лучше полгода-год) писать ежедневно. Страница-две текста каждый день, без всяких исключений и отговорок. Это кстати и хорошая проверка того, насколько сильно твое желание заниматься этим.

ПРАКТИКА 2: ИЗУЧИ ТО, ЧТО НРАВИТСЯ.

Желанием писать лучше можно только заразиться, обычно у других пишущих. У тех, чей слог тронул и заставил ощутить свое несовершенство. Поэтому один из путей – это читать то, что нравится. Но не просто для удовольствия, а для понимания – внутренней структуры, ритма и музыкальности, формы и стиля этого текста.

Это может быть все что угодно: любимый колумнист, поэтическое произведение или песня, небольшое эссе или огромный прустовский роман. Я, например, начинал с того, что перечитывал журнал «Хакер», пытаясь понять чем он так выгодно (для меня) отличается от других. Теперь раз за разом возвращаюсь к чтению произведений Саши Соколова, эссеистике Бродского и Мандельштама . Мне они не наскучивают, мне все еще есть чему учиться у них, хотя практикуюсь в письме я уже 20 лет.

Доскональное изучение даже небольшого текста – это не мало времени. И все-таки раз за разом перечитывая, ты рано или поздно обнаружишь как в твоем сознании подобно кристаллам оформятся и станут различаться «что сказано» и «как». После этого ты научишься и свой стиль видеть со стороны.

Перечитывать нужно по-разному: медленно и быстро, про себя и вслух. И не стоит бояться превращения в подражателя: если ты хоть на что-то способен, этого не произойдет. Твое личное восприятие пусть в нюансах, но проявится в твоих собственных текстах. И кстати, себя тоже полезно перечитывать.

Если вы ждали знака, чтобы начать писать, то вот он.

ПРАКТИКА 3: СЛУШАЙ И КАЛИБРУЙ СВОЕ УХО.

Один из самых лучших советов, которые я когда-либо слышал – это читать свои тексты вслух. Обычно глаз хорошо видит орфографические ошибки и корявости с пробелами и знаками препинания, но в отношении стиля и логики – ухо гораздо чутче. Фонетика и связки часто подсказывают хорошие идеи, как сделать текст читабельнее или интереснее.

Здесь есть лишь один нюанс: ухо должно быть тренированным. Его калибровка тоже требует времени. Для это нужно внимательно слушать самых разных людей: публичных и сетевых лекторов, знакомых и друзей, случайных встречных и поперечных. И вся суть калибровки состоит в понимании как работают слова – убеждают или нет, хочется ли продолжать слушать или они вызывают лишь скуку?

Опыт внимательного слушателя незаметно, но порой весьма основательно меняет и устную, и письменную речь.

Наверное, поэтому круг чтения, в т.ч. и ленту в соц.сетях, стоит подбирать осознанно.

По большому счету, все эти три совета только поначалу требуют усилий, а затем становятся приятной привычкой. Привычка – хороший способ преодолеть проблемы с мотивацией (они самые сложные для тех, кто начинает). Также привычка дает материал, на который затем можно опираться, когда начнешь писать. Единственная сложность состоит в том, что как только пишущий приобретает привычку, ему пора начинать с ней бороться. Ведь в творчестве ценны нехоженые тропки.

10 книг для тех, кто хочет научиться писать и редактировать тексты

14 полезных уроков от Николая Кононова (Hopes&Fears, LookAtMedia, «Секрет фирмы»), начиная с формулировки темы и заканчивая заключительными редакторскими штрихами. Никаких сухих инструкций — много примеров из собственной карьеры и забавных историй. Каждая глава резюмируется краткими «как надо» и «как не надо», ошибиться трудно. Книга совершенно точно подходит для новичков, но также обещает вылечить сгоревших на работе журналистов от писательского блока и научить их «продавать» свои истории.

 

d

В своей книге Николай Кононов советует начинающим писателям также прочесть:
Крис Бейти «Литературный марафон»
Хиллари Реттиг «Писать профессионально»
Хиллари Реттиг «Литературный мастер-класс»
Энн Ламотт «Птица за птицей»


«Библия инфостиля». Каждый разворот книги — новая тема: штампы, стоп-слова, канцеляризмы, все, что нужно без жалости резать. Неважно, пишете ли вы пост в Фейсбуке, деловые письма, рекламный текст или рассылку — книга объяснит ваши основные ошибки. Между главами о том, где читатель чаще всего спотыкается в вашем тексте (а то и вовсе перестает читать!), ищите комикс. Онлайн-версии не существует, но держать книгу в руках — одно большое тактильное удовольствие, спрашивайте ее в книжных магазинах. Профессионалы советуют близко к сердцу содержание книги не принимать.

 

{

Этика редактора, писателя и журналиста:
Писать то, во что веришь.
Копать настолько глубоко, насколько можешь.
Не верить никому на слово.
Перепроверять источники и цитаты.
Не удалять свои статьи.
Не врать.
Признавать ошибки.
Подписывать работу.


Книга для начинающих журналистов и тех, кто бездействует в ожидании «музы». Ольга Соломатина —  редактор спецпроектов «КоммерсантЪ» — делится советами и дает много практических заданий, например, добиться такого же успеха в соцсетях, как Барак Обама. Автор уверена, правила сочинения текстов похожи на таблицу умножения: овладев ими, каждый сможет писать тексты, которые хочется читать.

Писать легко. Райтерский курс.


Сборник-антология с вырезками и выписками текстов, начиная с 1944 года. Мильчин не только дает советы редакторам (основные ошибки, как стимулировать творчество, редакторская правка), но и рассказывает истории о столкновении редактора с авторами и цензорами, о том, как в свое время работали редакторами Горький, Твардовский, Маршак и многие другие писатели. Интересно будет всем, для кого литература — не пустой звук.

В 2011 году Студия Артемия Лебедева разработала и запустила сайт, на котором опубликована полная коллекция Аркадия Мильчина, в несколько раз превышающая объём книги — editorium.ru.


Нора Галь (Элеонора Гальперина) — переводчица «Маленького принца» Сент-Экзюпери, «Убить пересмешника» Харпер Ли и множества других английских и французских произведений. В книге — истории из переводческой карьеры, обзор примеров работы с языком (особенно порицаются канцелярит и заимствования) и общие принципы выразительности литературного текста. Материал для первого издания книги Нора Галь собирала в течение 20 лет. Сейчас это уже классика, совершенно обязательная к прочтению редакторам, переводчикам и писателям, и просто обязательная — всем! 

{

Молодой отец строго выговаривает четырехлетней дочке за то, что она выбежала во двор без спросу и едва не попала под машину.
— Пожалуйста, — вполне серьезно говорит он крохе, — можешь гулять, но поставь в известность меня или маму.
Сие — не выдумка фельетониста, но подлинный, ненароком подслушанный разговор.


Обложка с корабликом и наклейкой «в мире продано более МИЛЛИОНА экземпляров»  cовершенно точно замозолила вам глаза, но это неспроста. Книга стала настольной для многих редакторов и журналистов. Основной посыл автора: писать = думать на бумаге. Кто ясно мыслит, тот ясно пишет. Зинсер дает понять, «ясно» не значит «легко». Писательство — тяжкий труд, а чтобы писать ясно, нужно долго и упорно учиться. Тем, кто еще не испугался — в книжные!

{

Помните: то, что вы пишете, зачастую является единственным шансом отрекомендовать себя тому, в чьей помощи, деньгах или доброй воле вы нуждаетесь. ≤…> Писать хорошо в ваших же интересах.


Чисто русская книга о чисто русском языке. 500 страниц и 500 русских слов с правилами их произношения и употребления. Еще и в алфавитном порядке. Мечта перфекциониста! Марина Королева — кандидат филологических наук, журналист «Эхо Москвы», ведущая авторской программы «Говорим по-русски». Вы, скорее всего, слышали ее или о ней.
Если уроки русского языка в школе и университете вы отсидели в коматозном состоянии, эта книга поможет отыграться.

Радио-альманах Марины Королевой и Ольги Северской на «Эхо Москвы»


Книга для тех, кто хочет научиться рассказывать истории интересно и убедительно. Роберт Макки — преподаватель сценарного мастерства. У него обучались Джефф Раш, Джоан Риверс и Акива Голдсман, а консультации просили Paramount, Disney и Microsoft. Макки обращает внимание на «ремесленность» процесса написания истории. Не нужно работать по шаблону, нужно понимать психологию восприятия, освоить механизмы воздействия на зрителя — это поможет вам реализовать любую идею.

Роберт Макки рассказывает об «Истории на миллион»


Книга для сценаристов, которую нужно прочесть всем, кто пишет тексты. Блейк Снайдер — голливудский сценарист и продюсер — учит писать такие же крутые и продаваемые истории, как пишет сам. Чтобы узнать ответ на вопрос, при чем тут котик, рекомендуем книгу прочесть! Она, кстати, находится на первом месте в рейтинге Amazon по теме «Киносценарии».

{

Сесть за эту книгу меня побудил поток откровенно плохих фильмов. Многие в Голливуде игнорируют все принципы работы, полагая, что наличие большой студии и неограниченные финансовые возможности освобождают их от необходимости следовать правилам. И, откровенно говоря, меня это бесит!


Первая книга Натали Голдберг была издана более 30 лет назад, затем ее множество раз переиздавали и перевели на 12 языков. Основная ее рекомендация — писать спонтанно, без остановок и регулярно. Натали рассказывает, как при помощи дзен-медитации (которая и в ее жизни занимает важное место) развить свой талант автора и побороть прокрастинацию. 

Натали Голдберг о писательстве и книге

 

 

Заказать

Как писать тексты песен — Berklee Online Обратите внимание:

Если вы не знаете, как писать тексты песен, вам может быть трудно представить, с чего начать. Я часто слышу от своих онлайн-студентов, какое облегчение приносит привнесение структуры и инструментов в микс, когда мы углубляемся в написание текстов. В течение первых четырех недель большинство студентов гораздо лучше понимают, что такое хорошая лирика и как ее создать.

Здесь я изложу несколько идей для начала и предложу онлайн-курсы Написание текстов: Написание текстов , Методы написания коммерческих песен и Написание текстов: инструменты и стратегии для дальнейшего изучения. Вот пять советов по написанию текстов песен:

1. Начните с того, что вы хотите сказать.

Первый совет, когда вы учитесь писать слова для песни, — это научиться вести дневник и использовать свои чувства. Вкус, осязание, зрение, звук, запах и движение — это дескрипторы, которые помогают вашему слушателю пережить небольшой момент. Небольшой момент — это снимок жизни, сцена, в которой происходит действие вашей песни.

«Попробуйте выбрать небольшой момент и написать о нем, используя свои чувства вкуса, осязания, зрения, звука, запаха и движения. Не пытайтесь рифмовать и не пишите по определенному ритмическому паттерну. Просто пишите. » —Andrea Stolpe Click To Tweet

Мы постоянно слышим эти маленькие моменты в написании песен — спальня певицы в 2 часа ночи, поездка по бульвару Санта-Моника или подключение к угнанной машине. Именно эти моменты погружают слушателя в самое пекло. Попробуйте выбрать небольшой момент и написать о нем, используя свои чувства вкуса, осязания, зрения, звука, запаха и движения. Не пытайтесь рифмовать и не пишите с определенным ритмическим рисунком. Просто пиши.

2. Читать тексты других исполнителей (не слушать песни!).

Обратите внимание, сколько повторений, простой язык, и насколько ясно и ясно основной смысл припева. Какое сообщение вы хотите, чтобы ваш слушатель ушел от песни, зная? Это твой хор. Какой небольшой момент показывает отличный пример этого основного сообщения? Это твой первый стих.

3. Обратите внимание на разговорное качество.

Третий совет по написанию текстов песен — пишите так, как вы говорите. Мы говорим по-английски, пишем по-английски, рассказываем истории из жизни и ведем содержательные беседы с друзьями. Но почему-то, как только мы начинаем писать тексты, нам кажется, что этих навыков недостаточно. Мы становимся непристойно абстрактными и поэтичными; мы искажаем язык, чтобы наши рифмы располагались на концах строк, даже если содержание больше не имеет смысла. Мы забываем, что мы на самом деле пытаемся сказать в первую очередь, пытаясь придать песне широту и значение, которое сам Да Винчи не смог уловить в выражении лица Моны Лизы. Почему? Потому что мы чуть не провалили урок английского в старшей школе? Возможно. Но имейте в виду, что самое важное качество великой лирики — подлинность. Пишите так, как если бы вы рассказывали историю небольшой группе людей, которые заботятся о вас и о том, что вы хотите сказать.

«Имейте в виду, что наиболее важным качеством отличной лирики является достоверность. Пишите так, как если бы вы рассказывали историю небольшой группе людей.» —Andrea Stolpe Click To Tweet

4. Длинные тексты сложных задач.

Попробуйте написать простой куплет (например, четыре или шесть строк), переходящий в припев с большим количеством повторений. Или попробуйте начать песню с припева. Простоту трудно освоить, но к ней стоит стремиться. Чем длиннее становится лирика, тем больше вероятность путаницы.

5. Как можно чаще сотрудничайте с хорошими авторами текстов.

Впитайте в себя немного этой хорошей энергии для написания лирики, и вскоре вы поймете, что у вас тоже есть хорошие идеи. Вы также скоро поймете, насколько тесно связан лирический ритм с мелодическим ритмом, открывая совершенно новую область для ваших мелодий и текстов.

Узнайте больше об обучении написанию песен онлайн в Berklee.

Как написать песню о любви – Berklee Online Возьмите на заметку

Выражение «И вдруг все песни о любви были о тебе» резюмирует то, чего должна достичь хорошо написанная песня о любви: конкретное, но универсальное сообщение, которое кажется, что оно о вас и вашем любимом человеке. Это легче сказать, чем сделать, и Бонни Хейс, заведующая кафедрой написания песен в музыкальном колледже Беркли и директор магистерской программы по написанию песен в Berklee Online, считает, что вам следует быть поосторожнее с собой, когда вы пишете свою первую песню о любви. Есть большая вероятность, что это будет сочно, и это нормально.

Бонни Хейс считает песню Селин Дион «My Heart Will Go On» из «Титаника» самой забавной песней о любви всех времен. «От ирландской флейты в начале до грамматически сомнительного названия («твое сердце будет продолжаться»… что?) эта песня напоминает исполнение любви по книге», — говорит она.

«Я имею в виду, что песни о любви глупые, верно?» она сказала. «Это как бы связано с территорией провозглашения чувств, особенно универсальных и сильных чувств, которые ведут к биологическому императиву продолжения рода!»

Оставьте это женщине, которая написала для Бонни Райт «Любовное письмо», получившее премию «Грэмми», так точно.

ПРОЙДИТЕ С БОННИ КУРС «АРАНЖИРОВКИ ДЛЯ ПЕСНИ» или все между ними. Главное, чтобы это было от души. К счастью, у нас есть советы от лучших ученых в области написания песен: Родни Алехандро, Джимми Качулис и Пэт Паттисон. Они делятся своими лучшими советами, как написать песню о любви в этот День святого Валентина.

1. Держитесь подальше от клише

Хотя есть доказательства того, как легко любить сентиментальные песни о любви, одна вещь, которую вы не хотите брать из них, это бессмысленные банальности. Клише будут казаться одномерными и не поразят слушателя, как яркие образы, которые вы можете вызвать в воображении. Вы знаете, какие тексты были перегружены до такой степени, что превратились в белый шум: «Я не могу оторвать от тебя глаз», «ты для меня один», «мы принадлежим друг другу». И, пожалуйста, постарайтесь не рифмовать «любовь» с «выше».

Вы все еще можете передать эти чувства, но по-другому. А как насчет человека, от которого ты не можешь оторвать глаз? Откуда вы знаете, что кто-то подходит вам и что вы принадлежите друг другу? Когда вы смотрите на свой лист бумаги и видите клише, ищите более глубокий смысл.

2. Сохраняйте подлинность

Нет правила, согласно которому вы должны быть влюблены, чтобы написать песню о любви, но, безусловно, полезно, если вы можете вспомнить время, когда вы были влюблены или чувствовали любовь. Это похоже на просмотр романтического фильма и возможность определить, есть ли у актеров химия или нет. Должны ли они быть влюблены друг в друга, чтобы передать зрителям, что они любят друг друга в этой истории? Нет, но они способны вас убедить, потому что опираются на подлинные чувства тех времен, когда они были влюблены.

«Сохраняйте тексты аутентичными для вашего опыта с любовью и формируйте мелодию, чтобы усилить эмоции», — говорит Алехандо, номинант на Грэмми и Латинскую Грэмми. «Песни о любви вызывают наибольший резонанс, когда в исполнении ощущаются передаваемые переживания и эмоции».

Алехандо восхищается песней о любви «Nothing» Бруно Мейджора за ее яркие образы обычных моментов и парную игру на гитаре, которая соответствует этому настроению.

«Ничего» Бруно Мейджора

«Лирика этой песни рисует идеальную картину существования рядом с собой в самые простые моменты», — говорит он. «Куплет/припев и размер 3/4 излучают сладкую ностальгическую эмоциональную окраску, которая заставляет меня улыбаться, когда я вспоминаю свои воспоминания».

3. Заимствуйте лирическую тему 

Любовь — настолько абстрактное понятие, что бывает трудно понять, с чего начать писать о ней песню. Один из способов, которым Джимми Качулис побуждает своих учеников знать, с чего начать, — это соединить другую песню с ее лирической темой, а затем сделать ее своей собственной.

«Каждую хорошо написанную, сфокусированную лирику можно описать одним предложением», — говорит он. «Одна из вещей, о которых я прошу авторов текстов, — это найти песню, в которой тема очень ясна и очень выразительна в одном предложении. А затем вы берете эту тему и дополняете ее своим собственным сценарием».

Возьмем, к примеру, песню «My Girl» группы Temptations.

 У меня солнце 
В пасмурный день
Когда на улице холодно
У меня месяц 9 мая0057 Я думаю, вы бы сказали
что могло вызвать у меня такие чувства?
My girl
«My Girl» группы Temptations

Короче говоря, это песня о человеке, который делает трудные времена терпимыми , и есть много других песен о любви, которые можно свести к этому чувству , например, «Hey Julie» группы Fountains of Wayne или «(You Make Me Feel Like) A Natural Woman», написанная Кэрол Кинг и ставшая известной благодаря Арете Франклин.

Вы возьмете эту тему о ком-то, кто помогает вам в трудные времена, и напишете свою собственную версию. Это установит некоторые параметры, чтобы вы не работали с бесконечными возможностями.

«Вы выражаете ту же тему из хорошо написанной песни о любви, но ваше творчество заключается в изобретении новых персонажей», — говорит Качулис. «Тогда спросите себя: «Кто кому поет, где и когда?» писатели пишут автобиографично и с трудом отделяют себя от своих песен, — говорит Качулис. Как упоминалось ранее, вы хотите рисовать на основе подлинных чувств и эмоций, но вам не обязательно быть главным героем.

«Большинство из нас может пережить время, когда мы действительно чувствовали себя любимыми», — говорит Качулис. «Но тогда мы также можем сказать: «Хорошо, я могу написать песню о паре средних лет?» Или «Могу ли я написать песню о паре постарше?»»

Он поощряет своих учеников думать как драматурги или сценаристы. Вы можете опираться на личный опыт или представить, на что это похоже.

«Не обязательно быть женщиной средних лет, которая борется со своей карьерой, домашним хозяйством и детьми, чтобы представить, на что это похоже», — говорит он. «Я призываю авторов текстов сочетать свой личный автобиографический опыт с воображаемым».

Возвращаясь к предыдущему пункту о человеке, который помогает вам в трудные времена, вы можете рассказать много разных историй на эту тему: история подростковой пары, которая встречается на расстоянии на первом курсе колледжа, пожилая пара, которая переживает трудные экономические времена, или пожилая пара, у которой проблемы со здоровьем.

«Ты можешь написать эту песню о любви?» говорит Качулис. «Конечно, ты можешь написать эту песню о любви. Вам не обязательно быть 80-летним и больным, чтобы написать эту песню. Это одна из прекрасных вещей в том, чтобы быть творческим лириком. Ты можешь представить. Великие писатели представляют себе, каково быть такими персонажами».

Говоря о великих писателях, за последние несколько лет мы видели, как Тейлор Свифт отошла от написания автобиографических песен и стала играть роль рассказчика. В начале своей карьеры она была известна тем, что писала песни о реальных людях и реальных событиях. Ее последние альбомы — это отход от ее обычного стиля написания песен, потому что она берет на себя роль рассказчика, пишет песни о персонажах, а не обязательно о себе.

«Доротея» из альбома Тейлор Свифт навсегда .

5. Подумайте о перспективе

Чтобы написать песню о любви, которая кажется, что слушатель может погрузиться в нее, вы должны подумать о перспективе, в которой она написана. Качулис говорит, что большинство поп-песен сегодня написано в что называется

прямой адрес . Прямое обращение — это писатель или персонаж писателя, обращающийся от первого лица непосредственно к другому человеку (вам), который может даже быть слушателем.

«Песни о любви должны быть интимными», — говорит Пэт Паттисон. «Самое близкое, что вы можете создать, живет в прямом обращении (я, вы) и в настоящем времени (переносимом вашими глаголами)».

ПРОЙДИТЕ КУРС ПИСАНИЯ ЛИРИКИ С ПАТ ПАТТИСОН

Практически каждая поп-песня написана в прямом адресе, но Качулис говорит, что это не единственная перспектива, в которой можно написать песню о любви. Он говорит, что с помощью рассказчика может быть хорошим инструментом для тех, кто хочет вырваться из автобиографического письма.

«Рассказчик находится вне песни, и самое замечательное в рассказчике то, что он может заглянуть внутрь людей и рассказать аудитории, что думает и чувствует персонаж», — говорит Качулис. «Рассказчик может менять временные рамки и сцены».

Это называется повествованием от третьего лица , которое может показаться менее интимным, чем прямое обращение, но может быть эффективным для рассказа истории с высоты птичьего полета.

Песня «Mary May & Bobby» Джо Парди — пример песни о любви, написанной в повествовании от третьего лица.

«Мэри Мэй и Бобби» Джо Парди, написанная в повествовании от третьего лица

Одним из способов, которым Парди делает повествование от третьего лица более интимным, является добавление диалогов.

 Он сказал: «Мэри, выходи за меня замуж 
Мы могли бы жить у моря
О, как на киноэкранах
О, выходи за меня замуж, Мэри Мэй,
Пока ты не улетела. В этом произведении Паттисон анализирует текст песни Эда Ширана «Perfect», что сбивает с толку, потому что слушатель плохо понимает, кто с кем разговаривает.

Надеемся, вам понравились эти советы от преподавателей Berklee Online по написанию песен! Удачи в написании вашей песни о любви, и если вы хотите узнать, как еще больше отточить свои навыки написания песен, ознакомьтесь с предложениями Berklee Online по написанию песен, включая курсы, сертификаты, а также программу получения степени бакалавра и магистра.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *